Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
Авиации СГВ форум » ИСТОРИЯ АВИАЦИ И ПВО » Авиационные училища СССР » СПЕЦШКОЛЫ ВВС (и других родов войск), СУВОРОВСКИЕ УЧИЛИЩА
СПЕЦШКОЛЫ ВВС (и других родов войск), СУВОРОВСКИЕ УЧИЛИЩА
VadimSДата: Воскресенье, 23 Октября 2011, 12.26.27 | Сообщение # 181
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
ПЕТРОВИЧ, Пожалуйста,опишите организационную структуру спецшколы.Например:
1.Сколько было рот,соответствовала ли рота-классу(возрасту) , или в одной роте были спецы разных возрастов.
2.Сколько в роте было учебных групп(взводов).
3.Как ставили на должности младших командиров(дисциплина ,авторитет,успеваемость).
4.Как присваивали внутришкольные звания.
5.Старшина роты был свой ,или сверхсрочный.
6.Какую роту закончил мой отец в 1949.
7.Были ли у спецов удостоверения .
8.Какие в школе учили предметы по специальности.Дело в том,что вот сейчас рассматриваю отцовский Аттестат зрелости-закончил СШ ВВС и обнаружил следующие знания по предметам-и далее идёт перечисление стандартных предметов средней школы,никаких спецпредметов не указано.Быть может,их указывали в личном деле выпускника?
9.Читал воспоминания спецшкольника (другой школы)он пишет про притеснения старших ,заставляли младших отдавать свою новую форму в "обмен"на старьё.Было ли что-то подобное?
10.За неуспеваемость отчисляли из школы,или могли,как в обычной школе,оставить на второй год?


Сообщение отредактировал VadimS - Воскресенье, 23 Октября 2011, 14.39.56
 
ПЕТРОВИЧДата: Воскресенье, 23 Октября 2011, 14.50.07 | Сообщение # 182
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2137
Статус: Отсутствует
Quote (VadimS)
ПЕТРОВИЧ, Пожалуйста,опишите организационную структуру спецшколы.Например:


Отвечаю по порядку вопросов :

1) Было 3 роты. 8-е классы - 3-я рота, 9-е классы 2-я рота, 10-е классы -1-я рота.
2) В роте, как правило, 3 взвода - класса. В классах возраст был у некоторых на год, два, три старше. Кто до этого окончил ФЗО, успел поработать где-то или вел уличную жизнь, потеряв родителей при эвакуации с оккупированных территорий и т.п.
3) Авторитетьных и успевающих, постарше ставили помошниками командиров взводов, присваивая сержантов приказом по школе.
4) Другим присваивали младших, сержантов и старших, поощряя успевающих.
5) Старшин рот не помню, чтоб были, а вот общий , он же нач. склада обмундирования и белья был. При мне была старшиной тетка Соня. Водила нас в баню и переодевала.
6) Каждый взвод имел две цифры - 12, это 1-я рота(10 кл.) и 2-й взвод. 21 - вторая рота, 1-й взвод.
7) Паспорта при поступлении отбирали,как и метрики (свид. о рожд.), никаких удостоверений не было, не помню. Комсомольские билеты при себе. Увольнительные оформляли, если был достоин погулять.
8) Форма аттестатов была общей, как в гражданских школах. Нас называли "потешные войска НАРКОМПРОСА". Но уйти на гражданку, после окончания, было практически невозможно, только в авиучилища. Кто составлял программы по первоначальной воинской подготовке (строевая,физическая, стрелковая, часть авиац-х - азы конструкции с-в и дв., эксплуатации , аэродинамики, параш.спорт, самолетовождения и т.п.). Так сказать, занятия по "авиаделу" проводились списанными или уволенными офицерами. В некоторых спецшколах в летний период организовывали в лагерях занятия в аэроклубах, прыгали, водили учебные с-ты. У нас , кто допускался, прыгали. Сначала с вышки. Жили в палатках, муштровали и т.д. по полной. Проводились физ.соревнования, игры в футбол, волейбол. плаванье в речке.
9) Да, случаи "обмена формы" были . Пытались пресекать. Была кража со склада белья (и продажа), так отчислили и засудили.
10) Второгодников не было. Система не позволяла. После обеденного отдыха(сна) все по классам были на самоподготовке под присмотром офицеров или преподавателей. Затем кружки : духовой оркестр, танцы, акробатика, модели и т.п. Успеваемость в городских школах была ниже. Мы делили периодически первое место с суворовцами. Отчислялись некоторые по возникшим болезням, по непригодности к воен.службе.


Петрович
Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг.
В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .


Сообщение отредактировал ПЕТРОВИЧ - Воскресенье, 23 Октября 2011, 19.49.52
 
VadimSДата: Воскресенье, 23 Октября 2011, 18.27.53 | Сообщение # 183
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
Понятно,спасибо.
Что интересно,когда у отца отобрали метрику ,то вшили её в личное дело и он увидел её только при увольнении из армии в 1977 году ,когда нужно было получать паспорт.При этом он с удивлением узнал,что всю жизнь праздновал свой день рождения не в тот день. В детстве ,в большой бедной семье, дни рождения никто не отмечал и точный день никого не интересовал.А в спецшколе какой-то писарь записал днём рождения дату регистрации в сельсовете и после этого все военные и партийные документы выписывали с этой датой.И только в гражданском паспорте эту ошибку исправили.

После поступления в спецшколу всех новичков переодели в старое обмундирование без знаков различия и отправили в колхоз ,на уборку и заготовку для школы овощей.Отец очень скучал по родне ,хотелось побывать дома,но никакие отпуска предусмотрены в это лето не были.Однако через время он подошёл к старшему от школы командиру и спросил,что нужно делать ,чтобы таки получить отпуск домой,пока не началась учёба.Тот сказал,что нужно очень отличиться и видя настойчивость ,поручил ему персональную задачу-вдоль дороги нужно было выкопать несколько ям под электростолбы.Отец взялся , две недели копал эти ямы и получил таки свой отпуск.
Из колхоза приехал сначала в спецшколу ,оформил отпускной ,нашёл где-то в казарме старые погоны(положенного обмундирования они ещё не получали),прицепил их на гимнастёрку и поехал домой гордым собой авиатором..
Как рассказывала потом его сестра-был страшно худой и вши с него валились горстями.В военное и послевоенное время удивить кого-то вшами было нельзя,хотя с этим боролись,постоянно проводя «проверки по форме №20».Но такого количества она ни разу не видела. Авиатора обстирали,подкормили и поехал он назад ,учиться.


Сообщение отредактировал VadimS - Воскресенье, 23 Октября 2011, 19.07.07
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 23 Октября 2011, 20.00.31 | Сообщение # 184
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (ПЕТРОВИЧ)
Кто составлял программы по первоначальной воинской подготовке (строевая,физическая, стрелковая, часть авиац-х - азы конструкции с-в и дв., эксплуатации , аэродинамики, параш.спорт, самолетовождения и т.п.). Так сказать, занятия по "авиаделу" проводились списанными или уволенными офицерами. В некоторых спецшколах в летний период организовывали в лагерях занятия в аэроклубах, прыгали, водили учебные с-ты. У нас , кто допускался, прыгали. Сначала с вышки.


Папа тоже рассказывал, что они прыгали сначала с вышки, а потом с парашютов.
Quote (VadimS)
8.Какие в школе учили предметы по специальности.Дело в том,что вот сейчас рассматриваю отцовский Аттестат зрелости-закончил СШ ВВС и обнаружил следующие знания по предметам-и далее идёт перечисление стандартных предметов средней школы,никаких спецпредметов не указано.


Отсканировала папин аттестат. Интересно, в РСФСР такие же аттестаты были (не считая, конечно, оборотной стороны на украинском языке)?

 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 23 Октября 2011, 20.01.39 | Сообщение # 185
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
 
VadimSДата: Воскресенье, 23 Октября 2011, 20.07.20 | Сообщение # 186
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
Да.абсолютно такой аттестат,только герб РСФСР и вместо названия города написано-Специальную.Кстати ,я вспомнил того курсанта,про которого говорил и нашёл его в Одноклассниках.Запросил его ,и если я не ошибся,спрошу у него нужную информацию про Дн СШ.

Сообщение отредактировал VadimS - Воскресенье, 23 Октября 2011, 20.08.49
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 23 Октября 2011, 21.55.22 | Сообщение # 187
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (VadimS)
Запросил его ,и если я не ошибся,спрошу у него нужную информацию про Дн СШ.

Спасибо.
 
ПЕТРОВИЧДата: Воскресенье, 23 Октября 2011, 23.07.44 | Сообщение # 188
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2137
Статус: Отсутствует
kolo-mila-ya,

По Аттестату ваш папа поступил в спецшколу в 1944г. и получил его в1950 г. Это 6-ть лет. Для меня это новость, что были школы ВВС, в которых принимали в 5-й класс, как Суворовцев. Пока не от кого и не в попавших документах такого не встречал. Интересный факт!!!!?????


Петрович
Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг.
В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .


Сообщение отредактировал ПЕТРОВИЧ - Воскресенье, 23 Октября 2011, 23.08.42
 
kolo-mila-yaДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 00.28.07 | Сообщение # 189
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Наверное, папа просто получил аттестат после окончания Ворошиловградского училища. Он там учился с 1946 по 1950 г. В автобиографии у него написано, что направлен в училище из РВК Днепропетровска, да и в документах везде 1946 - 1950 гг. - Ворошиловградское училище. Так что просто, скорее всего, бюрократические заморочки ).
 
ПЕТРОВИЧДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 00.48.27 | Сообщение # 190
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2137
Статус: Отсутствует
VadimS[/b], kolo-mila-ya,

Документ называется так: Постановление № 2276 Совета народных комиссаров Союза ССР. 6 ноября 1940 г. Москва, Кремль. «Об организации специальных средних школ Военно-воздушных сил».

Чтобы лучше понять структуру и форму работы спецшкол ВВС, приведем некоторые параграфы из этого положения:

«3. Специальные средние школы Военно-воздушных сил комплектуются из числа лучших учащихся средних школ мужского пола, прошедших специальную медицинскую отборочную комиссию ВВС и признанных годными к летной службе, окончивших отлично или хорошо 7 классов полной средней школы или неполную среднюю школу.

4. Математика, физика, химия, география, черчение, общая тактика, тактика ВВС и предметы по специальным службам ВВС преподаются в специальных средних школах Военно-воздушных сил по программам и учебникам, приспособленным к программам военно-авиационных училищ летчиков и летчиков-наблюдателей и утверждённым Наркомпросом по согласованию с Народным комиссариатом обороны.

Остальные предметы преподаются по общим программам и учебникам средних школ.

Для руководства военной и политической подготовкой назначаются военный и политический руководители из числа лиц командного и политического состава ВВС Красной армии.

Переводные и выпускные испытания учащихся специальных средних школ Военно-воздушных сил производятся в присутствии представителей военно-авиационных училищ летчиков и летчиков-наблюдателей по назначению начальника Управления учебных заведений ГУ ВВС Красной армии.

Все учащиеся специальных средних школ Военно-воздушных сил носят присвоенную им форму одежды.

Специальные школы живут по общему школьному уставу.

11. Летние каникулы учащиеся проводят в специальных лагерях. Руководство лагерями, а также содержание учащих и учащихся в этих лагерях возлагается на наркомпросы. При прохождении летной практики при военно-авиационных училищах или частях ВВС учащиеся содержатся за счет Народного комиссариата обороны.

12. Окончившие специальные средние школы Военно-воздушных сил получают особый аттестат и распределяются по военно-авиационным училищам лётчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной армии начальником Управления учебных заведений Главного управления ВВС Красной армии при участии представителей Народных комиссариатов просвещения».

Приказ народного комиссара обороны СССР № 307 от 26 октября 1943 г.


Петрович
Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг.
В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .


Сообщение отредактировал ПЕТРОВИЧ - Понедельник, 24 Октября 2011, 00.50.58
 
ПЕТРОВИЧДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 01.08.17 | Сообщение # 191
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2137
Статус: Отсутствует
Большую роль в создании специальных школ для Военно-воздушных сил сыграл прославленный летчик М.М. Громов, крупнейший знаток проблем обучения высококлассных пилотов. При его непосредственном содействии в мае 1940 года руководство ВВС обратилось в правительство с просьбой «организовать… авиационные спецшколы Наркомпроса по типу артиллерийских с обязательным ежегодным выходом в лагеря, с организацией общежитий (интернатов) для иногородних учеников».

В ноябре по этому вопросу правительство приняло решение. Оно было положительным. В постановлении указывалось, что «в целях подготовки кадров для комплектования военно-авиационных училищ летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной армии предложить Совнаркомам РСФСР, УССР, БССР, Грузинской ССР и Армянской ССР организовать в системе народных комиссариатов просвещения 20 специальных средних школ Военно-воздушных сил (в составе восьмого, девятого и десятого классов) в следующих городах: Москве, Ленинграде, Воронеже, Горьком, Саратове, Сталинграде, Иванове, Курске, Свердловске, Ростове-на-Дону, Казани, Краснодаре, Киеве, Ворошиловграде, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Минске, Тбилиси и Ереване».

Тем же числом Советом народных комиссаров было утверждено и Положение о спецшколах ВВС.

Общее количество учащихся во всех трех классах каждой специальной средней школы должно было быть не менее 500 человек, начало занятий предусматривалось со 2 января 1941 года.

Каждая спецшкола получила свой номер. Так, Московской спецшколе ВВС был присвоен № 1, Ленинградской — № 2, Ивановской — № 3, Курской — № 4, Горьковской — № 5, Воронежской — № 6, Сталинградской — № 7, Саратовской — № 8, Казанской — № 9, Ростовской — № 10, Свердловской — № 11, Краснодарской — № 12, Киевской — № 13, Одесской — № 14, Днепропетровской — № 15, Харьковской — № 16, Тбилисской — № 17, Минской — № 18, Ворошиловградской — № 19, Ереванской — № 20.

Желающих попасть в спецшколы оказалось довольно много: молодых людей влекла романтика авиационной службы, чувство долга, стремление защищать Родину.

Специально созданные комиссии проверяли знания абитуриентов по всем общеобразовательным дисциплинам, прежде всего по математике, физике, химии и иностранному языку. Помимо прохождения медицинской комиссии каждый поступающий должен был продемонстрировать свою физическую подготовку на спортивных снарядах. Высоко оценивалось наличие спортивных значков: «Готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок», «Осоавиахим» и других. Учитывался и интеллектуальный уровень будущих авиаторов.

Каждый поступающий должен был заполнить анкету, которая хранилась в его личном деле до окончания школы. По ней велась проверка абитуриентов органами НКВД.

СТРУКТУРНО каждая спецшкола была подобна армейскому подразделению: она делилась на роты, взводы во главе с командирами, все подчинялось строгому воинскому распорядку. Надо отметить, что хотя это и было поначалу непривычно, но нисколько не тяготило учащихся: ведь сюда шли по зову сердца, заранее настроив себя на преодоление любых трудностей.

Начальники (директора) школ назначались из числа гражданских лиц Наркомпросом, но с согласия Управления учебными заведениями ВВС Красной армии. Каждый руководитель школы имел трех заместителей: по учебной работе (завуч), а также по политической и по строевой части. Два последних являлись кадровыми военными. Завуч занимался организацией учебного процесса, ведал канцелярией штаба школы; заместитель по политической части отвечал за политическое воспитание; заместитель по строевой части руководил собственно военным обучением ребят и именовался командиром отдельного батальона. Постоянный состав батальона — преподаватели и командиры, переменный — учащиеся, объединенные в три роты. Первая рота — выпускная, она состояла из учеников, проходивших курс обучения по программе 10 класса средней школы; во второй и третьей ротах находились спецшкольники, обучавшиеся соответственно по программам 9 и 8 классов средней школы. Во главе каждой роты стоял командир, назначаемый из лиц командного состава запаса ВВС, и его помощник — старшина роты, замещавший командира в его отсутствие. Старшина назначался приказом начальника школы из лучших учащихся, постоянно находился при роте и управлял ее жизнью в соответствии с действующими уставами Красной армии.

Каждая рота подразделялась на пять взводов. По меркам обычной школы это было пять параллельных классов, во главе каждого также стоял командир, назначавшийся из преподавателей школы (в том числе и из числа женщин). По сути дела, это были обычные классные руководители, однако с более широкими правами и обязанностями, чем их гражданские коллеги. Первым помощником командира взвода являлся, как и в армии, помкомвзвода, который командовал и управлял жизнью взвода во всех случаях отсутствия командира. Помкомвзвода находился в подчинении старшины роты и имел в подчинении командиров отделений своего взвода. Помкомвзвода и командиры отделений также назначались из учащихся школы. Они назывались младшими командирами и обладали соответствующими правами и обязанностями. Нижним звеном в этой «иерархии» являлся сам учащийся, который также имел соответствующие права, но в большей степени — обязанности.

Обучение, обмундирование, питание, а для некоторых учащихся и жилье — все оплачивалось государством.

Большинство учащихся школы (местные) жили в своих семьях и каждое утро обязаны были являться к утреннему построению, поверке и зарядке. Затем следовали завтрак, занятия, обед, самоподготовка (приготовление уроков) и ужин, после чего воспитанники отправлялись домой.

Иногородние учащиеся проживали в интернате при спецшколе, где царил жесткий распорядок дня с подъемами, построениями и отбоями, т.е. в полном соответствии с Уставом внутренней службы Красной армии. Конечно, ребятам было тяжеловато, зато они не теряли время на дорогу от дома до школы, у них лучше было развито чувство коллективизма, они впоследствии быстрее адаптировались к жизни воинских коллективов.

Спецшкольники, или «спецы», как они себя называли, носили особую военную форму одежды, подразделявшуюся на летнюю и зимнюю. Последняя служила также и парадной. Голубые петлицы хлопчатобумажной гимнастерки были украшены эмблемой ВВС — «птичкой» и треугольниками знаков различия, чтобы можно было отличить рядового от командира. С введением в Красной армии погон они появились с января 1944 года и на плечах учащихся спецшкол. Интересно, что приказ по этому поводу был подписан лично И.В. Сталиным.

Питание учащихся было трехразовым, в школьной столовой. Однако в трудное военное время возникли проблемы с продовольствием, страна перешла на карточную систему. Ухудшилось и снабжение спецшкол. Недоедали не только учащиеся, но и их преподаватели и командиры. Чтобы иметь какую-то прибавку к пайку, спецшкольники помогали колхозникам в уборке урожая, в других работах, трудились на заготовке дров для отопления занимаемых помещений.

Летом и осенью 1941 года началась эвакуация спецшкол из западных областей, подальше от приближавшегося фронта — на Алтай, Урал, в Сибирь, Казахстан, где они продолжали работать. Программа обучения оставалась прежней, проводились и летние лагерные сборы, хотя теперь делать это становилось все труднее. В наиболее сложном положении оказалась Ленинградская спецшкола ВВС, которая эвакуировалась из блокадного кольца в феврале 1942 года. По данным бывшего воспитанника этой школы А.М. Соколова, на новое место Ойрат-Тура из 405 учеников основной группы до места добралось только 216 ребят.

Многие ученики спецшкол горели желанием поскорее попасть на фронт. В ряде случаев их просьбы удовлетворялись. При этом в отношении школьников, достигших к окончанию школы призывного возраста (в 1939 г. призывной возраст был понижен с 19 до 18 лет), было принято такое решение: учащимся 10 классов 1925 года рождения, призванным в 1942—1944 гг. в ряды Красной армии, выдать аттестаты об окончании средней школы без испытаний, руководствуясь оценками за первое полугодие 1942/43 учебного года, а по арифметике, конституции, географии, естествознанию и рисованию — за соответствующие классы.

В ФЕВРАЛЕ—АВГУСТЕ 1944 года началась реэвакуация: спецшколы вернулись на свои прежние места и в них снова стали проводить набор учащихся. Однако попасть в спецшколу ВВС теперь оказалось довольно трудно: за чистотой ее рядов особенно тщательно следили органы НКВД. В спецшколу не принимали лиц, имеющих родственников за границей или репрессированных. В отношении же юношей, чьи родственники или они сами проживали на временно оккупированной немецкими захватчиками территории, проводилась тщательная проверка: не сотрудничали ли они с немцами. Выяснением этого, по сути, занимались и так называемые мандатные комиссии, которые нередко становились непреодолимой преградой для кого-либо на пути в небо. Недоверие к юношам, стремящимся посвятить себя службе Родине, проявлялось буквально во всем и наносило им серьезные моральные травмы.

В целом же спецшколы ВВС сыграли определенную роль в укреплении советской авиации. Учащиеся, окончившие спецшколы, приходили в авиационные училища со знанием уставов Красной армии, основ воинской службы, имели понятия о самолетах и летной профессии и других премудростях армейской жизни. По сравнению с курсантами, окончившими 10 классов обычной средней школы, «спецы» оказывались намного лучше подготовленными к изучению не только военных предметов, но и общеобразовательных дисциплин. Кроме того, они отличались лучшей физической подготовкой, дисциплинированностью и крепкой товарищеской сплоченностью.

Выпускники спецшкол ВВС с честью оправдали возлагавшиеся на них надежды как в годы Великой Отечественной войны, так и после Победы, отдавая все силы, знания и опыт любимому делу — авиации.

По данным документов, которые удалось собрать, из стен специальных школ Военно-воздушных сил вышло около 40 тыс. выпускников, многие из которых стали командирами, политическими руководителями, инженерами, руководителями институтов Министерства обороны, иных управлений и главков, руководителями и работниками гражданской авиации, крупными специалистами авиационно-космической промышленности, космонавтами.

Многие бывшие «спецшкольники» стали Героями Советского Союза, около 50 выпускников — генералами, более ста получили почетные звания заслуженных летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, военных летчиков, военных штурманов, пилотов.

50 лет назад одним росчерком пера Н.С. Хрущев ликвидировал спецшколы, однако чем дальше уходит это время, тем яснее становится, что польза от них значительно превышала материальные затраты. И ныне спецшколы снова делают первые робкие шаги. Так, в 1990 году открылись Барнаульская и Ейская школы, воспитанники которых готовились к поступлению в летные военные училища истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации. Затем к обучению приступили школы-интернаты: в 1994 году — Ахтубинская, в 1995 году — Неклиновская (г. Таганрог) и Оренбургская, в 1997 году — Тамбовская и Челябинская. Все они до 1998 года руководствовались Положением о специальной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой. 5 сентября 1998 года было утверждено типовое положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой. Однако без серьезной государственной поддержки этим учебным заведениям в наше трудное время не выжить. Видимо, на этот счет нужна специальная федеральная целевая программа.



Петрович
Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг.
В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .


Сообщение отредактировал ПЕТРОВИЧ - Понедельник, 24 Октября 2011, 01.13.21
 
ПЕТРОВИЧДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 01.29.25 | Сообщение # 192
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2137
Статус: Отсутствует
Анатолий Петрович КУКЛИН
Anatoli Petrovich Kuklin




Опыта космических полетов не имеет.

Статус - космонавт-испытатель, 2-й набор ВВС

Дата и место рождения:
Родился 3 января 1932 года в городе Сатка Челябинской области, РСФСР.

Дата и причина смерти:
Умер 16 января 2005 года от последствий инсульта после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен на кладбище деревни Леониха (вблизи Звёздного городка) Щёлковского района Московской области.

Образование и научные звания:
В 1947 года окончил 8 классов в школе поселка Верхние Серги Свердловской области.
В 1949 года окончил 11-ю Свердловскую спецшколу ВВС.
В 1952 года окончил Сталинградское военное аваиционное училище лётчиков (ВАУЛ).
29 июня 1961 года окончил командный факультет Краснознамённой Военно-воздушной академии (КВВА).

Профессиональная деятельность:
С октября 1988 по 1995 год работал членом Центрального совета Комитета космонавтики при ДОСААФ СССР (с 1992 - РОСТО).

Воинская служба:
С 23 декабря 1952 года служил летчиком 119-го истребительного авиационного полка (ИАП) 104-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) 22 ВА Северного ВО в городе Мончегорск Мурманской области.
С 1 сентября 1953 года служил летчиком, с 27 ноября 1954 года - старшим летчиком, с 25 декабря 1956 года - командиром звена 773-го ИАП 16-й Гвардейской ИАД 22 ВА в составе Группы советских войск в Германии (ГСВГ).
С 10 июля 1961 года служил начальником разведки полка, старшим летчиком 234-го ИАП 9-й ИАД Московского ВО.
С 15 сентября 1975 года служил старший инспектор по космосу, помощником Главкома ВВС по подготовке и обеспечению космических полетов.
31 декабря 1987 был уволен из Вооруженных Сил в запас по возрасту.
Прикрепления: 9176414.jpg (5.5 Kb)


Петрович
Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг.
В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .
 
VadimSДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 02.26.58 | Сообщение # 193
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
Василий Алибабаевич
Звезда знакового фильма «Джельтмены удачи»Василий Алибабаевич , Раднэр Муратов. Да, да, здесь нет никакой ошибки. Раднэр Зинятович окончил школу ВВС(Казанскую) в 1946г. Сын ленинградских инженеров, он стал актером по счастливой случайности.
Приехал в Москву, шел по городу и попал на глаза кому-то из киношников, получил приглашение поступать в ВГИК, поступил в мастерскую Михаила Рома и Сергея Юткевича. Радик, так он себя называл, снялся в 30 разножанровых картинах.


Сообщение отредактировал VadimS - Понедельник, 24 Октября 2011, 02.27.50
 
VadimSДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 03.26.01 | Сообщение # 194
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
Повторю статью про форму одежды спецшкольников в лучшем разрешении.






Сообщение отредактировал VadimS - Понедельник, 24 Октября 2011, 03.27.07
 
VadimSДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 03.31.24 | Сообщение # 195
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
Приказ Народного Комиссара Обороны СССР
№ 307   26 октября 1943 г. г.Москва
 
Содержание: о форме одежды для учащихся специальных военных средних школ Наркомпросов Союзных республик.
В соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 9 апреля 1938 г. за №452 и от 6 ноября 1940 г. за №2276 10 "Об организации специальных военных средних школ Наркомпросов Союзных республик" с 01 января 1944 г. перейти на ношение погонов новой формы одежды.
Разрешить преподавательскому составу, не имеющему воинских званий, ношение указанной военной формы, но без погонов.
 
Нарком          И.В.Сталин

А в 1947 году во всей армии и военно-учебных заведениях были отменены буквенные шифровки на погонах.
 
VadimSДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 03.40.32 | Сообщение # 196
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
Окольцованная птица 2 глава
Валерий Хлызов

(документальное повествование)
II. Дорога в небо

Весна 1941 года в Свердловске стояла запоздалая, снег на улицах пролежал весь апрель. Лето же, на удивление, выдалось жарким и долгим. Когда началась война, отцу не исполнилось и пятнадцати. За плечами у него была восьмилетка, возрастные нормативы всесоюзного физкультурного комплекса ГТО и тяжелое бремя прошлого. Правители страны давно предвидели возможность иноземного нашествия, и по мере его приближения старались погасить волну междоусобных репрессий. В полувоенные учебные заведения теперь позволили поступать детям изгоев, в том числе ссыльных и переселенцев. Так Аркадий Хлызов оказался в 11-й специальной средней школе ВВС.
В тридцатые годы авиация находилась в ореоле славы и героизма. Моего отца, как и многих его сверстников, волновали рекордные полеты и перелеты советских, воздушных асов, выдающиеся достижения в области авиационной техники. Летчиками стремились стать не только комсомольцы, шефствующие над ВВС десять предвоенных лет, но и все мальчишки, влюбленные в небо.
Спецшколы ВВС появились в системе Наркомата просвещения СССР за год до войны. Они являлись общеобразовательными учебными заведениями, предназначенными для подготовки юношей к поступлению в военные училища. Срок обучения на базе 8-10 классов составлял три года. В спецшколе учащиеся наряду с общими дисциплинами изучали воинские уставы, основы военного дела, занимались строевой и физической подготовкой. Спецшколята носили форму военного образца темно-синего цвета, с эмблемами ВВС в петлицах. В первый год войны головным убором в зимнее время служила знаменитая буденовка с пятиконечной звездой.
11-я спецшкола ВВС находилась на улице Малышева города Свердловска в трехэтажном здании под номером №71. Каждой роте отводился этаж. Первая рота состояла из выпускников, вторая - учащихся второго года обучения, а третья - вновь поступивших. В роту входило шесть взводов и в каждом около тридцати человек. В свободное от учебы время местные учащиеся жили с родителями дома, а иногородние в здании интерната по улице Белинского.
Директором школы в 1941 году был капитан ВВС Д.С. Серебренников, его заместителем по строевой части и командиром батальона - капитан Казанцев. Учебной частью заведовал гражданский преподаватель О. М. Василюк. На протяжении всей жизни отец не раз рассказывал о школьных годах, упоминая сохранившиеся в памяти фамилии преподавателей. Особенно часто вспоминал учителя физкультуры В. И. Пластинина и командира роты М. В. Ефимова.
Физруку Викентию Ивановичу Пластинину в 1941-м исполнилось тридцать пять. Выходец из Архангельской области, выпускник ГЦИФК - столичного института физической культуры, к этому времени он зарекомендовал себя отличным лыжником. В 1939 году добровольцем Викентий Иванович ушел на финскую войну. В составе лыжного батальона участвовал в боевых действиях, получил контузию и ранение. После финской войны техник-интендант 1 ранга запаса Пластинин со спортом не простился. В 1940 году (с 5 по 26 декабря) лыжник - перворазрядник Пластинин возглавлял известный лыжный пробег Свердловск - Новосибирск. Команда в составе В. И. Пластинина, В. Н. Нагибина, С. В. Воронова, Б. И. Ерохина и М. С. Созинова за семнадцать походных дней преодолела маршрут протяженностью 1528 километров. С началом Великой Отечественной войны старший лейтенант Пластинин стал преподавателем по строевой и физической подготовки 11-й спецшколы ВВС.
Молодцеватый, подвижный, словоохотливый, с природной тягой к живописи и поэзии Викентий Иванович Пластинин по праву был кумиром всех учащихся. Много сил и энергии отдал известный спортсмен спецшколятам, чтобы сделать из них физически сильных, закаленных людей. Повышенные требования физрука ребят не тяготили, в них они видели романтическое начало и охотно состязались в силе, ловкости и выносливости. Им импонировало, что Викентий Иванович обращался с ними как с равными, вполне взрослыми людьми.
Противоположностью подвижному и общительному Пластинину был командир роты Ефимов. Михаил Васильевич выглядел старше своих двадцати шести лет. Несуетливый и молчаливый, он оставался неприступным для учащихся. Почти никто из них ничего не знал о прошлом командира роты. Лишь черные перчатки, скрывающие следы ранений, боевой атрибут техника старшего лейтенанта свидетельствовали о его фронтовой биографии.
До войны Михаил Васильевич работал начальником планового отдела Чусовского металлургического завода. На фронт ушел добровольцем. Служил техником в авиационном полку, затем прошел подготовку в спецназе военной разведки. В ноябре 41-го года диверсионно-разведывательную группу Ефимова забросили в район занятого фашистами Новгорода. Боевое задание заключалось в уничтожении стратегически важного объекта - хранилища с фальшивыми советскими деньгами. Эти деньги гитлеровцы намеревались использовать в финансовой войне против нашей страны, но им это не удалось. Группа Ефимова с честью выполнила задание и вернулась в расположение советских войск. При переходе линии фронта в районе Крестцов Михаил Васильевич получил тяжелые ранения. Их последствия не позволили Ефимову вернуться на фронт. В начале сорок второго после излечения в госпитале техника старшего лейтенанта откомандировали в 11-ю спецшколу ВВС.
Ефимов не любил говорить много; то же немногое, что говорил, выражал кратко и ясно. За суровость воспитательных мер спецшколята в шутку между собой называли его "Гессом". Командир роты действительно отличался требовательностью и суровостью к нарушителям дисциплины. Провинившихся ребят нередко заставлял в качестве наказания ползать по-пластунски во дворе школы, без надобности рыть и закапывать ямы, исполнять по ночам обязанности истопников в городской бане. Спецшколята не догадывались, что в душе Михаил Васильевич их жалеет. Жалеет за загубленное детство, а наказывает, чтобы приучить к дисциплине. Без дисциплины, в чем не сомневался Ефимов, солдат не отвечает главному своему назначению - быть защитником Родины. "Всякий солдат должен понимать свой маневр", - азбучно повторяли учащиеся вслед за командиром роты суворовскую аксиому, до конца не осознавая ее сути.
С благодарностью отец вспоминал учителя математики Н. И. Рязанцева. Никанор Иванович привил учащимся любовь к точным наукам, показал их взаимосвязь с военными дисциплинами.
Каким был мой отец в ту далекую военную пору? По воспоминаниям спецшколят, небольшого роста, кучерявым крепышом, с необычайно голубыми глазами. Энергичного, дисциплинированного и прилежного Хлызова сразу заметил Ефимов и назначил командиром отделения в третий взвод. Там Аркадий близко сошелся со свердловчанами Толей Бубновым, Колей Астафьевым, Юрием Мамичем, Юрием Тиминым. Дружеские отношения он поддерживал с ребятами из других взводов: Димой Хороших, Юрием Матвеевым и Эдиком Еляном по прозвищу Цыганок.
Занятия спортом укрепили отца физически. Лыжная команда спецшколы, в состав которой входили Хлызов и Мамич, не раз занимала призовые места. В феврале 1942-го на лыжном кроссе в Центральном парке культуры и отдыха Пластинин и спецшколята показали высокие результаты. Сам Викентий Иванович прошел десятикилометровую дистанцию за 38 минут при норме 65. Учащиеся спецшколы ВВС постоянно участвовали в спортивной эстафете на приз газеты "Уральский рабочий".
В 1943 году за успехи в физическом воспитании учащихся начальника 11-й спецшколы ВВС, к тому времени майора Серебренникова, и техника старшего лейтенанта Пластинина поощрил командующий войсками УрВО генерал-лейтенант
А. В. Катков.
В зимние холодные месяцы до улицы Толмачева Аркадий ехал трамваем. Затем пешком по заснеженному городу следовал до знакомого здания на углу улиц Луначарского и Малышева. В конце учебного дня не всегда праведно добывал дефицитные дрова. Дома топил печь, жарил промерзшую картошку, пил с густой патокой чай. В спецшколе в первые годы войны бесплатно кормили лишь тех учащихся, чьи родственники погибли на фронте. Остальным же ребятам, в том числе и Аркадию, выдавали продуктовые карточки на восемьсот граммов, как правило, ржаного хлеба. Хлеб подростки обменивали на махорку. Спецшколята вовсе не были кроткими агнцами. Случалось всякое: и потасовки с местной шпаной, когда в ход шли армейские ремни с начищенными бляхами, и подвохи "мучителю Гессу" в отместку за обиды. Но не эти ребячьи выходки определяли лицо детей войны.
Война явилась суровой проверкой советских людей. Четырехсоттысячный Свердловск в ту пору являлся кузницей оружия, центром подготовки военных кадров. Спецшколята во всем старались походить на взрослых, переносивших на своих плечах основные тяготы войны. По мере сил и возможностей учащиеся вносили свой вклад в дело великой победы. Летом сорок второго в течение двух месяцев они убирали урожай в селе Никольском Сысертского района. В трудовой лагерь и обратно добирались пешком, проделав путь более 90 километров. В селе жили в захудалом бараке, насквозь продуваемом ветрами. Летние месяцы сорок третьего провели в Гореловском совхозе, а осенью убирали овощи в деревне Бруснята Белоярского района. В выходные дни и свободные от учебы вечера встречали прибывающие с фронта санитарные поезда, снаряжали боеприпасы на заводе №46. Разгружали вагоны с зерном на элеваторе, копали траншеи под водопровод, заготовляли топливо, помогали в реконструкции здания цирка. Участвовали в массовых сценах в Свердловском академическом государственном театре оперы и балета, и это неполный список их добрых дел. В праздничные дни воспитанники спецшколы непременно бывали на площади имени 1905 года. Проходили по ней как настоящие военные, чеканя шаг и отдавая честь гранитной трибуне, ставшей через 15 лет пристанищем изваянию вождя революции.
Жизнь шла своим чередом. Отец Аркадия, имеющий броню, сутками не покидал ВИЗа, как и мать мастерской по пошиву амуниции. Тетка Анастасия работала медсестрой в военном госпитале. Жена расстрелянного дяди Сережи - Мария Васильевна в Первоуральске воспитывала малолетних детей Геннадия и Юрия. Дед Неофит, который год томился в Гулаге.
Искусству танцев спецшколят учил балетмейстер Театра музыкальной комедии. Вечера отдыха всегда являлись праздником для учащихся. Демонстрируя свои навыки девчатам города, мальчишки очень гордились собой. На танцы Аркадий приглашал подружку Таю. Кружась в вальсе, подростки робко поглядывали друг на друга. После танцев они долго бродили по ночным улицам, мечтая дождаться окончания войны и начать новую жизнь. Вот тогда-то и узнал визовский паренек, что счастье не только в том, чтобы покорять небо. Эта девочка с улицы Пушкина - юношеское увлечение отца, помогла ему понять сложную формулу счастья. Настоящая же любовь к отцу пришла значительно позже, но татуировка на руке с именем "Тая" оказалась несмываемой до конца дней.
По-разному сложилась судьба учителей отца и его друзей - выпускников 11-й спецшколы ВВС Свердловска.
Бубнов после окончания учебы в 1-м Чкаловском военно-авиационном училище летчиков проходил службу в ПрикВО. В Северной группе войск майор Анатолий Николаевич Бубнов был замполитом отдельной разведывательной эскадрильи. Выпускник этого же училища Хороших служил в ЗабВО, затем закончил Ленинградскую военно-воздушную академию имени А. Ф. Можайского. В УрВО полковник авиации Дмитрий Владимирович Хороших стал директором 395-го авиационного ремонтного завода в Арамиле.
Елян после окончания Борисоглебского военно-авиационного училища летчиков продолжил учебу в школе летчиков-испытателей. С июня 1953-го по март 1958-го он находился на летно-испытательной работе. В 1958-1960 годах являлся летчиком-испытателем РКБ П.О. Сухого, а в 1960-1982 - ОКБ А.Н. Туполева. Выполнил первый полет и провел испытания Ту-144, участвовал в испытаниях Ту-22. Ныне полковник авиации Эдуард Ваганович Елян заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Мамич дослужился до звания генерал-майора авиации. Юрий Михайлович командовал авиационной дивизией, был начальником штаба ВВС УрВО, проходил службу в Южной группе войск.
Юрий Тимин в начале пятидесятых погиб в воздушном бою в небе Кореи. Там же воевали, а позже осуществляли воздушное патрулирование выпускники 1944 года спецшколы ВВС
Ю. Микрюков, В. Ефремов, Г. Бакланов, Ю. Матвеев. Юрий Сергеевич Матвеев вместе с Еляном закончил Борисоглебское военно-авиационное училище летчиков, служил в летных частях ПВО. В Корее воевал с 1953 по 1954 год в составе сотой истребительной дивизии. С 1963 по 1973 гг. находился на штабной работе в оперативном и разведывательном отделах штаба ВВС УрВО. Астафьев после учебы в Балашовском военно-авиационном училище летчиков дальнейшую жизнь с авиацией не связал. Николая Владимирович окончил Уральский политехнический институт и более сорока лет руководил конструкторской группой Свердловского НИИ "Тяжпромэлектропроект". М.В. Ефимов проходил службу в объединении ПВО в должности старшего офицера оперативного отдела. Из армии он уволился в звании подполковника. Находясь на пенсии, работал начальником организационно-мобилизационного отдела Свердловского управления гражданской авиации.
В. И. Пластинин до конца шестидесятых возглавлял кафедру физического воспитания Свердловского государственного педагогического института. Будучи на пенсии, Викентий Иванович продолжал активно трудиться в Свердловском бюро путешествий и экскурсий. Совершил около четырехсот походов по бескрайним просторам страны. В сентябре 1967 года, во время очередного туристического рейда, Пластинин в печорской тундре оказался один без средств существования. Шестнадцать дней Викентий Иванович пробирался по безлюдной местности в поисках людей. Выжил он лишь благодаря огромной силе воли и спортивной закалке, повторив незабываемый героический подвиг А. П. Маресьева. Из жизни Викентий Иванович ушел в возрасте 94 лет - 13 января 2000 года.
Среди выпускников 11-й спецшколы ВВС 1948 года нельзя не упомянуть Б. Т. Штоколова. Прервав обучение в Серпуховском училище ВВС, он поступил в Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусорского. Первым распознал талант народного артиста СССР, лауреата Государственной премии Штоколова легендарный маршал Г. К. Жуков - командующий войсками УрВО до 1953 года. Выпускником спецшколы 1944 года был и сын известного летчика-испытателя и планериста В.А. Степанчонка - Владимир. В. В. Степанчонок пошел по стопам отца. Погиб, выполняя ответственное летно-испытательное задание.
Летом 1944 года Аркадий Хлызов поступил в 9-ю военно-авиационную школу первоначального обучения летчиков (ВАШПОЛ) в городе Бугуруслане.
 
VadimSДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 03.55.13 | Сообщение # 197
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
Волгоградский городской портал.
В новой картине «Маршал Жуков. Хроники» наш земляк Прохор Шаляпин сыграл Бориса Штоколова – оперного певца, на судьбу которого повлиял великий полководец.

Роль подарили без кастинга

12-серийный фильм о личной жизни полководца появится на экране уже этой осенью. Маршала Жукова в этой исторической картине играет знаменитый актер Александр Балуев.
– Когда раздался звонок, я был уверен, что меня разыгрывают друзья. Ведь это не проходная роль, а исторический персонаж Борис Штоколов, – эмоционально рассказывает Прохор. – Конечно же я был удивлен, почему из огромного числа артистов свой выбор остановили на мне? Режиссер объяснил все очень просто и лаконично. Оказывается, на эту роль они даже никого не рассматривали. Вся съемочная группа пришла к выводу, что Бориса Штоколова лучше меня не исполнит никто. А ведь на самом деле я похож на своего персонажа! В юности мы с ним один в один. Он был таким же, как я – высоким и мощным русским мужчиной. Тем более что за великолепный бас Штоколова сравнивали с Федором Шаляпиным – моим пра-прадедом.

Наш земляк Прохор, который получил известность после того, как вышел в финал телевизионного проекта «Фабрика звезд–6» в 2006 году, недаром носит фамилию великого Федора Шаляпина. Прохор утверждает, что является правнуком младшего брата знаменитого певца-баса – Василия Ивановича Шаляпина. Вот только поет Прохор не басом, а тенором. Зато в репертуаре нашего земляка около 200 песен разных жанров. Это и романсы, и русские народные песни, и хиты современных авторов.

Помоги мне!

Прохор хоть и привык к кинокамерам во время реалити-шоу «Фабрика звезд», но на съемочной площадке художественного фильма оказался впервые. Не ударить лицом в грязь и вжиться в образ по-настоящему Прохору Шаляпинe помогла его близкая подруга – звезда и первый секс-символ отечественного кинематографа Светлана Светличная!

– Фильм снимается на основе реальных событий, действия разворачиваются в 50-х годах. Мне было довольно трудно прочувствовать ту эпоху, ведь люди тогда были совершенно другими. Мне помогла большой знаток кино, моя подруга Светлана Светличная. Она настраивает меня духовно, помогает найти точки соприкосновения с тем временем, чтобы все выглядело правдоподобно. Мы уже отсняли состоявшегося, взрослого Штоколова, а в июне окунемся в его молодые годы.

Именно в юности настоящий Штоколов столкнулся с маршалом Жуковым. Однажды услышав выступление 19-летнего певца на вечере художественной самодеятельности в авиационной школе, Жуков распорядился, чтобы будущего летчика демобилизовали из армии и приняли в Свердловскую консерваторию.

Чтобы сыграть этот ключевой эпизод из жизни великого баса, Прохору Шаляпину пришлось даже пойти на некоторые жертвы. Он простился со своей шикарной шевелюрой!

– Молодого Штоколова я сыграю лысым, – с чувством сожаления говорит певец. – Я на это согласился, потому что солдатом никогда не был, не служил в армии, но всегда хотелось примерить на себя мужественный образ военного. Надеюсь, шевелюру я отстриг не зря и фильм понравится зрителям. Для меня это очень ответственная роль. Эта картина из тех, которые будут смотреть все. Ведь Жуков – это наша история, наша гордость.

Запел не своим голосом

Наш земляк раскрыл читателям «Родного города» еще одну пикантную подробность.

– Петь в фильме я буду не своим голосом. Для меня это удар ниже пояса. Но ничего не поделаешь, – смеется Прохор. – Я же пою сочным тенором. А Борис Тимофеевич – ярчайший артист в плеяде русских басов, один из титанов в истории оперного театра ХХ века. Песню «Гори, гори, моя звезда», которая попала в фильм, озвучит артист Большого театра. В картине зрители увидят многих известных актеров – Елену Яковлеву, Анну Банщикову, Любовь Толкалину. Я испытал настоящую гордость, когда пожал в кадре руку самому Александру Балуеву. Он настоящая легенда кино. Артист, которому в современном кино нет равных. В одном из эпизодов Александр заметил, как я волнуюсь. Подошел ко мне и успокоил: «Что же ты так нервничаешь? Мотор еще не пошел, а на тебе лица нет». Балуев очень сдержанный, воспитанный актер, который знает себе цену, но при этом не распыляется. Кстати, так как фильм снимался и днем, и ночью, один из павильонов был в распоряжении актера, где он ел и ночевал. В целом я не ожидал, что получу такое удовольствие от съемочного процесса. Я до сих пор под впечатлением того, как снимается кино, например в эпизоде, когда Штоколов поет на сцене, в массовке принимали участие 500 человек. И каждого из них одевали в костюмы той эпохи. Надеюсь, этим фильмом я открою новую грань в своем творчестве и это будет не последняя моя работа в кино.



Сообщение отредактировал VadimS - Понедельник, 24 Октября 2011, 04.02.50
 
ВасильевДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 07.58.48 | Сообщение # 198
20.11.1944 - 22.03.2024
Группа: Старейшина
Сообщений: 2447
Статус: Отсутствует
Quote (VadimS)
Повторю статью про форму одежды спецшкольников


Как дополнение к указанному материалу:

Обмундирование учащихся специальных военных школ наркомпросов союзных республик ( с 1943г.)

Новую форму и знаки различия ввели 28 октября 1943 г. Погоны были подобны курсантским, но уже - 4см, с галуном шириной 7 - 8 мм (у старшин - 15) и трафаретом СШ в нижней части, выше располагался номер школы. Мягкие вшивались в шов рукава суконного обмундирования, с хлопчатобумажным носились пристежные.

Китель и шинель кроились по образцу офицерских. При повседневной форме носили брюки навыпуск цвета хаки, при парадной - темно-синие суконные с кантами. К хлопчатобумажной гимнастерке без карманов полагались окантованные брюки из той же ткани. Суконная пилотка защитного цвета не имела кантов, повседневной фуражкой служила артиллерийская или авиационная. Ушанка с большой звездой была офицерского образца, ремень - с латунной бляхой.


Сергеич (Александр)
Ключево (62396) 66-69 г.г.
Хойна (62248) 69-72г.г.
 
kolo-mila-yaДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 13.29.30 | Сообщение # 199
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (ПЕТРОВИЧ)
«3. Специальные средние школы Военно-воздушных сил комплектуются из числа лучших учащихся средних школ мужского пола, прошедших специальную медицинскую отборочную комиссию ВВС и признанных годными к летной службе, окончивших отлично или хорошо 7 классов полной средней школы или неполную среднюю школу.

Папа после 8-го класса поступил в Днепропетровскую спецшколу.

Спасибо, Анатолий Петрович, Александр Сергеевич и Вадим, за интересный материал. Очень важно представлять и понимать, как жили те, кого уже нет с нами.
 
VadimSДата: Понедельник, 24 Октября 2011, 20.16.32 | Сообщение # 200
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
Фамилии директора и преподавателей Свердловской спецшколы в 1951 году .Вижу -директор Смирнов,Варганов(ротный),Колесниченко,Морозов(а)...


Сообщение отредактировал VadimS - Понедельник, 24 Октября 2011, 20.20.53
 
VadimSДата: Среда, 26 Октября 2011, 23.27.38 | Сообщение # 201
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
Ошибся-в 1949....
 
ПЕТРОВИЧДата: Пятница, 28 Октября 2011, 11.51.07 | Сообщение # 202
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2137
Статус: Отсутствует
VadimS,
Quote (VadimS)
Фамилии директора и преподавателей Свердловской спецшколы в 1951 году .Вижу -директор Смирнов,Варганов(ротный),Колесниченко,Морозов(а)...


Здесь еще подписи : зам. по уч.части Н.Рязанов, Ланчинская, Рисенберг (вроде "немка"). Отыщу свой Аттестат 1950 года, может еще прочтутся часть фамилий.
На моем фото ( снимок сделан 1 июня 1950 г. в "День детей") Смирнов в форме майора (запаса), Замполит подполковник (еще служит), не могу вспомнить ФИО . Сидит вроде и "ГЕСС" , высокий, худощавый с протезом руки,,,,, Математик со шрамами на лице(стоит) в черных очках... Может еще, что припомню или найду -поделюсь.


Петрович
Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг.
В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .
 
VadimSДата: Пятница, 28 Октября 2011, 20.24.23 | Сообщение # 203
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
ПЕТРОВИЧ, Припоминайте,пожалуйста,всё интересно.Кстати,а не могли бы Вы эту фотографию отсканировать с лучшим разрешением,или она изначально нечёткая?
Ещё хотел спросить Вас про Знамя спецшколы.Оно было стандартное,как для боевых частей?Где хранилось ,как охранялось?
 
ПЕТРОВИЧДата: Суббота, 29 Октября 2011, 12.40.15 | Сообщение # 204
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2137
Статус: Отсутствует
VadimS

1) Фото выпуска малого размера (9х12), не очень четкое, сканера нет, фотог-л телефоном.
2) Какое было ЗНАМЯ не помню. Хранилось, видимо, в кабинете директора. Не помню, чтоб мы его охраняли(не было караула №1).







Сумел прочесть : Смирнов, Рязанов, Маи?, Варганов, Даровский, Филиппова, Яранцев, Закамарадзе, Морозова.


Петрович
Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг.
В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .


Сообщение отредактировал ПЕТРОВИЧ - Суббота, 29 Октября 2011, 14.28.43
 
VadimSДата: Суббота, 29 Октября 2011, 17.46.17 | Сообщение # 205
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
Понятно,для телефона снимок -очень хороший.
А на Вашем аттестате уже другая печать,в 1946 Народные Комиссариаты преобразовали в Министерства,но смена печатей докатила до Свердловска только в 1950-м....
 
ГостьДата: Четверг, 15 Декабря 2011, 12.48.39 | Сообщение # 206
Группа: Прохожий





Не подскажете ,что обозначает на петлицах 2-МАУ.
Мой дядя 1916г рождения погиб на фронте -осталась фото - довоенное.
С уважением Александр.
 
СаняДата: Четверг, 15 Декабря 2011, 13.35.28 | Сообщение # 207
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Гость,
Quote (Гость)
Не подскажете ,что обозначает на петлицах 2-МАУ.

По всей видимости это Московское Артиллерийское Училище.В Москве их было пять.

1.5. Создание военных спецшкол

Идея воссоздания подготовительных военно-учебных заведений по образцу кадетских корпусов в новых условиях была подсказана К.Е.Ворошилову заместителем начальника артиллерии РККА3 комкором (впоследствии генерал-полковником) Владимиром Давыдовичем Грендалем (1884-1940), очень много сделавшим для организации обучения артиллерийских кадров всех степеней.



По решению Правительства от 5 мая 1937 года пять московских средних школ Наркомата просвещения4 в экспериментальном порядке приступили к обучению юношей 8-10 классов по специальной программе, согласно которой математика, физика, химия, черчение и военное дело изучались приближенно к программам военных училищ. Школы комплектовались учащимися, которые успешно окончили 7 классов и были годны по состоянию здоровья для поступления в военные училища. В соответствии с Положением о специальных школах их выпускники могли после 10 класса поступать в любое военное училище. Однако уже в ноябре 1937 года в Положение было внесено уточнение, по которому все спецшколы становились артиллерийскими, а их выпускники шли на комплектование артиллерийских училищ.

Об этом изменении первым спецшкольникам объявил начальник артиллерии РККА комкор (впоследствии Главный маршал артиллерии) Н.Н.Воронов в здании Московской консерватории, где были собраны учащиеся. Часть ребят, мечтавших стать моряками или летчиками, покинула спецшколы.

В 1940 году, когда артиллерийские спецшколы выявили все положительные стороны такой формы подготовки молодежи к кадровой военной службе, особенно в войсках, оснащенных сложной военной техникой, были созданы в дополнение к артиллерийским 20 спецшкол ВВС и 7 спецшкол ВМФ.

Спецшколы ВМФ просуществовали до 1943 года, после чего они были преобразованы в подготовительные училища ВМФ. Спецшколы ВВС были расформированы в 1955 году.



В 1943 году были открыты суворовские и нахимовские военные училища. Инициатором создания суворовских училищ наподобие кадетских корпусов для подготовки будущих общевойсковых командиров был генерал-лейтенант А.А.Игнатьев, который к весне 1943 года подготовил и представил командованию основные положения по их организации. Перед Великой Отечественной войной генерал-майор Игнатьев некоторое время был инспектором военных учебных заведений (в том числе и спецшкол) по иностранным языкам, и поэтому хорошо был знаком с организацией этих учебных заведений.



При организации суворовских и нахимовских училищ кадетские порядки были воссозданы в более полном объеме, чем в спецшколах и в сменивших их в 1946 году подготовительных училищах. Например, увеличение срока обучения с трех до семи лет, что значительно повысило возможности воинского воспитания, способствовало развитию традиций, воинских ритуалов, сплочению коллектива учащихся. Изменения, произошедшие в начале 60-х годов и связанные с именем Н.С.Хрущева, повлекшие за собой закрытие значительной части суворовских и нахимовских училищ и сокращение срока обучения в оставшихся до двух и трех лет, свели на нет многие положительные стороны этих училищ.

В основу внутренней организации военных спецшкол уже были заложены основные принципы организации кадетских корпусов, хотя это и не афишировалось в то время по идеологическим соображениям. Но были и некоторые отличия, например, отсутствие интернатов, против которых выступали участники упомянутого выше Первого Всероссийского съезда деятелей кадетских корпусов. Они считали, что интернаты, отрывающие подростков от семьи и общества, огрубляют их нравы и способствуют кастовой замкнутости, изолированности от общественной и политической жизни.

Спецшкольники жили в своих семьях и находились в спецшколах в соответствии с внутренним распорядком. Для иногородних были сделаны исключения - для них выделялись спальные помещения. Как и кадеты, спецшкольники носили специально установленную военную форму одежды, близкую к офицерской. Каждая спецшкола имела свое знамя.

Воссозданием кадетской системы раннего воинского воспитания занимались, в первую очередь, офицеры и генералы царской армии, перешедшие на службу Республики Советов. Сами бывшие в прошлом кадетами, они стремились возродить в спецшколах лучшие традиции этих учебных заведений, и не безуспешно. В предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны специализированные школы стали одним из важнейших источников комплектования артиллерийских, военно-морских и авиационных училищ. Уже к маю 1942 года спецшколы (артиллерийские, ВМФ и ВВС) передали Армии и Флоту 15 тысяч своих воспитанников. Большинство из них достойно сражались на фронтах с немецко-фашистскими захватчиками. Более 40 из этих выпускников стали Героями Советского Союза. Среди них - маршалы (С.С.Ахромеев), адмиралы (А.П.Михайловский), генералы (В.Л.Говоров, А.Я.Брандыс) и много других видных военачальников.



1.6.Артиллерийские спецшколы

Постановлением №452 от 9 апреля 1938 года Совнарком утвердил новое Положение о спецшколах, которое действовало без изменений до их реорганизации в 1946 году. Ниже приводится его полный текст.



ПОЛОЖЕНИЕ

О специальных школах народных комиссариатов просвещения РСФСР и УССР



1.Специальные школы народных комиссариатов просвещения РСФСР и УССР предназначаются для комплектования лицами, окончившими эти школы, артиллерийских училищ Народного Комиссариата Обороны.

2.Спецшколы Наркомпроса комплектуются из числа политически проверенных учащихся средних школ мужского пола:

а) окончивших отлично неполную среднюю школу (семилетку);

б) окончивших "отлично" или "хорошо" 8 классов полной средней школы;

3. Специальные школы имеют 8-е, 9-е и 10-е классы средней школы.

4. Математика, физика, химия, черчение, рисование и военное дело преподаются в школах по программам и учебникам, приспособленным к программам артиллерийских училищ НКО. Остальные предметы преподаются по общим программам и учебникам средних школ.

5. В школах создаются военные кабинеты с образцами артиллерийского и прочего вооружения.

6. В школы назначается лучший преподавательский состав с высшим педагогическим образованием, в том числе и из лиц командиров запаса артиллерии. Для руководства военной и политической работой назначаются помощники директоров школ по политической части и военные руководители из числа лиц кадрового политического и командного состава.

7. Переводные и выпускные испытания учащихся специальных школ проводятся в присутствии преподавателей артиллерийских училищ по назначению начальника артиллерии РККА.

8. Все учащиеся специальных школ носят присвоенную им форму одежды.

9. Спецшкольники живут по общему школьному уставу.

10. Правила внутреннего распорядка" утверждаются Народным Комиссаром Просвещения РСФСР и УССР по согласованию с Народным Комиссаром Обороны СССР.

11. Летние каникулы учащиеся проводят в специальных лагерях. Руководство лагерями и содержание учащихся - за счет Наркомпросов РСФСР и УССР.

12. Все окончившие специальные школы получают аттестат зрелости и распределяются начальником артиллерии РККА с участием представителя Наркомпроса РСФСР по артиллерийским училищам.

13. По окончании специальных школ учащиеся с оценками "отлично" и "хорошо" имеют преимущественное право поступления в артиллерийские училища повышенного типа без испытаний.

14. Окончившие артиллерийское училище производятся в лейтенанты и направляются в РККА на строевые артиллерийские командные должности.

15. При наборе слушателей в Артиллерийскую Академию оказывать преимущества тем из прошедших специальную школу товарищам, которые окончили артиллерийское училище с оценками "отлично" или "хорошо" и которые прошли строевую службу в продолжение двух лет с отличной аттестацией.

Такие товарищи принимаются в Артиллерийскую Академию:

а) на первый курс командного факультета и на второй курс инженерного факультета - без испытаний;

б) на второй курс командного факультета и на третий курс инженерного факультета - по испытаниям в объеме первого курса командного факультета или второго курса инженерного факультета соответственно.

16. Все окончившие Артиллерийскую Академию бывшие воспитанники специальных школ Наркомпроса, прослужившие до поступления в Академию 3 года на строевых должностях, получают воинское звание на 1 ступень выше, чем остальные.

http://www.ruscadet.ru/history/milschool/art/2.htm


Qui quaerit, reperit
 
VadimSДата: Воскресенье, 11 Марта 2012, 22.01.37 | Сообщение # 208
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
ПЕТРОВИЧ, Добрый вечер!Вы пишите,что получили звание мл.лейтенанта через год учёбы.Пожалуйста,подскажите.звания присваивали всем,или за успехи в учёбе?Такая практика была во всех высших училищах?

Сообщение отредактировал VadimS - Понедельник, 12 Марта 2012, 00.43.38
 
ПЕТРОВИЧДата: Понедельник, 12 Марта 2012, 01.05.19 | Сообщение # 209
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2137
Статус: Отсутствует
VadimS,

В мое время ( когда стали принимать часть не офицеров, сдавших конкурсные экзамены):

Да, слушателям (принятым со спецшкол и сверхсрочникам), после успешного окончания 1-го курса, присваивали !-е оф.звание, потому,что на всех факультетах должны были учиться только офицеры.
Далее присвоение - по выслуге лет и успеваемости. Если на сессии была двойка, пересдавал и звание присваивали после успешной след. сессии.

Если на сессии получил две двойки , то могли отчислить ( или допускали пересдать, но следующее звание "откладывалось" еще на полгода - год). Если три двойки - отчисляли безоговорочно.

Тогда , по уставу, первое звание инженера должно быть ИНЖЕНЕР - КАПИТАН, но Жуков добавил по году между званиями младших офицеров и такие, как я, не получили по оканчании учебы капитанов. Но должности получили майорские. Я стал инженером АЭ (Зам. к-ра ав.эскадрильи по ИАС), но предлагали начальником цеха ав.завода (АРЗ).


Петрович
Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг.
В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .
 
VadimSДата: Понедельник, 12 Марта 2012, 01.31.09 | Сообщение # 210
Группа: Ветеран
Сообщений: 30
Статус: Отсутствует
Quote (ПЕТРОВИЧ)
слушателям (принятым со спецшкол и сверхсрочникам)

То есть в Вашем наборе кроме офицеров были только спецшкольники и сверхсрочники? После обычных школ не было?
А если дальнейшую сессию не сдавал уже произведённый младший лейтенант? Отправляли в войска в этом звании?


Сообщение отредактировал VadimS - Понедельник, 12 Марта 2012, 01.34.14
 
Авиации СГВ форум » ИСТОРИЯ АВИАЦИ И ПВО » Авиационные училища СССР » СПЕЦШКОЛЫ ВВС (и других родов войск), СУВОРОВСКИЕ УЧИЛИЩА
Поиск: