Авиация СГВ
Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Правила форума Поиск Лента RSS

Страница 3 из 3«123
Модератор форума: abadion, Sokol, Галина, Papyshkin 
ВВС СГВ » ДЕЛА МИРСКИЕ » СВОБОДНЫЕ ТЕМЫ И ОПРОСЫ » Про атеизм и веру (продолжение)
Про атеизм и веру (продолжение)
ГалинаДата: Суббота, 20 Май 2017, 08.28.09 | Сообщение # 61
Модератор
Сообщений: 4473

Отсутствует


С уважением,
Галина
 
ГалинаДата: Суббота, 20 Май 2017, 11.52.52 | Сообщение # 62
Модератор
Сообщений: 4473

Отсутствует
Цитата Фадлан ()
Я и говорю, что у Русской Православной церкви своих собственных грехов немерено!..

Свои грехи, Васыль Ивановыч, не мучают, всё чужими грехами озабочены?
Я так понимаю, что уже беЗполезно повторять, что Церковь не может быть грешной априори, а грешны люди в ней.

Цитата Фадлан ()
Галя, я в прошлой жизни - человек служивый. Говорят, даже генерал!

И где служили? Какой дивизией командовали, товарищ генерал?


С уважением,
Галина
 
ФадланДата: Суббота, 20 Май 2017, 12.25.34 | Сообщение # 63
Модератор
Сообщений: 9556

Отсутствует
Цитата Галина ()
И где служили? Какой дивизией командовали, товарищ генерал?


Увы!... Пока другие командовали дивизиями, я все больше отсиживался в тепленьких местах. Правда, иногда там становилось горячо, иногда - скажем прямо, очень даже жарко... :)

Цитирую по материалу, опубликованному в Израиле:
...Мы почувствовали себя настолько уверенно, что 7 ноября 1987 года после длительного перерыва устроили большой прием по случаю национального праздника. Для Западного Бейрута это было действительно событием! Правда, готовились к нему долго и тщательно. Для обеспечения безопасности "напрягли" всех своих друзей и партнеров. Получили заверения, что не будет пакостей со стороны Хизбаллы. В итоге прием удался на славу, с большим числом гостей и не только из мусульманского сектора Бейрута. Были и приглашенные из зоны христиан, разумеется, те, кто мог позволить себе появиться в западной части города.

Маленькая деталь: на этом приеме я согласно заведенному порядку был одет в официальную форму посла СССР. Из черного сукна, с золотыми звездочками в петлицах и золотым же шитьем на обшлагах рукавов. Ливанцы, видимо, чего-то порядком подзабыли, потому что на следующий день некоторые газеты откомментировали наш прием самым неожиданным образом: "Теперь мы доподлинно знаем: посол Василий Колотуша — генерал КГБ! Вот его фотография в генеральском мундире!" Кстати, эту легенду "генерала КГБ" мне припомнили много лет спустя, когда в 1993 году я приехал в Марокко, уже качестве посла Российской Федерации. Дал тогда по приезде интервью одной из местных газет, интервью было действительно опубликовано, но с предисловием, в котором меня так и представили "посол — генерал КГБ".

От редакции израильского интернет - издания:
Напоминаем, что трактовка многих событий, предлагаемая автором, ни в коем случае не соответствует взглядам редакции. Но считаем, что нашим читателям будет интересно узнать о позиции российского дипломата.

Вступление к циклу публикаций д-ра Арона Шнеера "Репортаж с пистолетом у виска" читайте здесь.
Все публикации Василия Колотуши в "ИсраГео" читайте здесь.
Продолжение читайте завтра.

Поделиться ссылкой: http://www.isrageo.com/2014/03/11/kolotusha12/


Василий Иванович
 
ФадланДата: Суббота, 20 Май 2017, 12.31.33 | Сообщение # 64
Модератор
Сообщений: 9556

Отсутствует
Цитата Галина ()
Церковь не может быть грешной априори, а грешны люди в ней.


Ну это как сказать... :)
Грешники из числа патриархов и иерархов (надеюсь, употребляю это слово правильно) говорят и действуют ведь не от собственного имени. Другими словами, они совершают грехи, если не сказать больше, от имени и во славу Церкви...
Вот по этим делам о Церкви и судят...


Василий Иванович
 
ГалинаДата: Суббота, 20 Май 2017, 12.42.37 | Сообщение # 65
Модератор
Сообщений: 4473

Отсутствует
Цитата Фадлан ()
Грешники из числа патриархов и иерархов (надеюсь, употребляю это слово правильно) говорят и действуют ведь не от собственного имени. Другими словами, они совершают грехи, если не сказать больше, от имени и во славу Церкви...

Простите, Василий Иванович, но уж точно, "что в лоб, что по лбу".

ГРЕХ
Мужской род

1.
У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил.
2.
переносное значение
Предосудительный поступок.
"Вспомнить о грехах прошлого"

Вы в каких грехах всё пытаетесь заклеймить РПЦ?
Цитата Фадлан ()
Вот по этим делам о Церкви и судят...

А судьи-то КТО? :D


С уважением,
Галина
 
ФадланДата: Суббота, 20 Май 2017, 12.55.00 | Сообщение # 66
Модератор
Сообщений: 9556

Отсутствует
Цитата Галина ()
Свои грехи, Васыль Ивановыч, не мучают, всё чужими грехами озабочены?


А что ж до моих грехов, то замаливаю их постами да молитвами (правда на манихейский лад)! :)


Василий Иванович
 
ФадланДата: Суббота, 20 Май 2017, 12.56.13 | Сообщение # 67
Модератор
Сообщений: 9556

Отсутствует
Цитата Галина ()
А судьи-то КТО?


Как кто? Вестимо - народ! :)


Василий Иванович
 
ФадланДата: Суббота, 20 Май 2017, 12.57.59 | Сообщение # 68
Модератор
Сообщений: 9556

Отсутствует
Цитата Галина ()
Вы в каких грехах всё пытаетесь заклеймить РПЦ?


Галя, их так много!...


Василий Иванович
 
ГалинаДата: Суббота, 20 Май 2017, 13.04.08 | Сообщение # 69
Модератор
Сообщений: 4473

Отсутствует
Цитата Фадлан ()
Цитата Галина ()
А судьи-то КТО?

Как кто? Вестимо - народ! :)

Толпа атеистов ( в сравнении с морем верующих) пытается что-то кому-то или что-то самим себе доказать, прикрываясь по трусости своей ( или по большому самомнению) понятием "НАРОД".
Верующие тоже народ. :)
Цитата Фадлан ()
Галя, их так много!...

Да и не так много, как вам хотелось бы, Василий Иванович.


С уважением,
Галина
 
ГалинаДата: Суббота, 20 Май 2017, 13.27.52 | Сообщение # 70
Модератор
Сообщений: 4473

Отсутствует
Цитата Фадлан ()
Цитата Галина ()
Свои грехи, Васыль Ивановыч, не мучают, всё чужими грехами озабочены?

А что ж до моих грехов, то замаливаю их постами да молитвами (правда на манихейский лад)!

так уже чисты и безгрешны, что взялись "очищать" от грехов других. Или у манихеев осуждать других не грех?


С уважением,
Галина
 
ГалинаДата: Суббота, 20 Май 2017, 13.46.20 | Сообщение # 71
Модератор
Сообщений: 4473

Отсутствует
«Манихейство – мировая ересь современности»
03/02/2017
Автор: Алексей Смирнов



Глобальные политические и духовные процессы не могут не вызывать тревогу. Поляризация идеологий, стран, религий приводит к росту напряженности, а иногда и к кровопролитным конфликтам. В чем заключается духовная причина разделения людей на непримиримые и враждующие между собой группы? Разобраться в этом мы попробовали с профессором, заведующим кафедрой богословия и гуманитарных наук Запорожского Классического университета, протоиереем Игорем Рябко.

– Отец Игорь, в риторике современных политиков, деятелей культуры, да и простых людей стали модными противопоставления, такие как «воины света» – «воины тьмы», «цивилизованный мир» – «Мордор», «европейские ценности» – «азиатчина», «духовный Восток» – «загнивающий Запад». Что означает такая поляризация людей, явлений и даже стран?

– Мировоззренческий дуализм, который предполагает наличие двух равнозначных и равносильных начал, а именно Добра и Зла, существовал в истории человечества давно, в разных формах и в разных философских концепциях. Изначально эта концепция была религиозной, а постепенно стала приобретать черты некой мировой мировоззренческой модели. Зарождение ее состоялось в манихействе – это синкретическое религиозное учение, возникшее в третьем веке на территории современного Ирака, но со временем оно стало вбирать в себя новые религиозные и культурные контексты, превращаясь в мировую ересь.

– Что такое «манихейство»?

– Это понятие очень сложное и многогранное. Для того, чтобы хотя бы кратко его описать, нужно много времени. Главное – это то, что данная доктрина легко адаптирует под себя любую религию или политическую идеологию, придает им фанатический характер и нетерпимость к идеологическим оппонентам. Если говорить коротко, то манихейство – это отождествление себя и собственной позиции с абсолютным добром, а позиции оппонента – с абсолютным злом.

– Каковы общие признаки современного «манихейства», и откуда оно берется?

– Современное манихейство все более и более политизируется, поскольку эта концепция очень удобно оправдывает милитаризм и ксенофобию. Кто же станет сопротивляться борьбе с «мировым злом», и кто не согласится с тем, что оно должно быть уничтожено и побеждено «воинами света». Политическая религия очень хорошо вписывается в эту концепцию. Она делает эту борьбу сакральной, мистически значимой. По сравнению с ней жизнь человека не стоит ничего, ее можно легко отдать, становясь «мучеником» войны за «свет» и «добро». ИГИЛ считает, например, что именно в этом и состоит их миссия. Наши «патриоты» и борцы за поголовную украинизацию, русские националисты, строящие не Божий, а «русский мир», и прочее – все это та же категория.

– Политическая религия – это тоже манихейство?

– Политическая религия – это всегда манихейство. Есть «они» – враги, и есть «мы» – силы «добра» и «света». И есть борьба за некую «вселенскую правду». Так, политическая религия учит умирать за то, чтобы кто-то мог на этой идее хорошо зарабатывать или защищать свои финансовые интересы. Люди, для современных идеологов манихейства, – лишь материал, с помощью которого можно достигать своих целей. Но чтобы этот материал мог послушно воевать и умирать за их деньги и интересы, нужно ему внушить, что на самом деле они воюют за «идею», за «нацию», за «родину», за «независимость», за «украинскую идею» или «русский мир», за Бога – ну, в общем, за то, что так или иначе вызывает ассоциации с добром и светом.

– Какие последствия такого мировосприятия? Насколько оно «вредно» для общества?

– Это очевидно. Вред в том, что, становясь вот таким «борцом» за «силы добра», человек осатаневает. Помните, как в фильме «Три мушкетера», фанатик, очарованный и одурманенный Миледи, кричал ей: «Имя сестра, имя!» Людям, которые свято верят в идеи манихейства, нужно сказать только «имя», определить объект их ненависти. Для примера возьмите тот же ИГИЛ. Его фанатики режут, насилуют, проявляют колоссальные примеры жестокости и садизма, но при этом считают себя «воинами света и добра». Их нимало не смущает то, что главным орудием их «священной войны» есть зло.

– А что может христианство противопоставить этому мировоззрению? Ведь мы тоже говорим в своих проповедях о добре и зле.

– Человек, который живет в христианской традиции, понимает, что зло – это не сущность, не природа, и уж тем более не одна из первооснов мира. Зло – это добро в изуродованном состоянии. У зла нет природы, так же как нет у него и сущности. Доброе может быть носителем зла, когда уклонится от замысла Бога о нем. Следовательно, зло – это не объект уничтожения, а объект преображения. Если ваш ребенок пришел с улицы грязным, вы его не топите в ванне и не выбрасываете в мусорный бак, а моете и чистите. Вот так и христианство учит поступать со злом. Его нужно лечить, исцелять, а не уничтожать. В этом одна из ложных позиций манихейства. И что немаловажно, современные манихеи маркируют злом целые народы и цивилизации.

– Что вы имеете в виду?

– Есть такой термин – «азиатчина». Он давний и означает, как правило, грубость, культурную отсталость, пошлость и т.п. Идеологи манихейства широко пользуются этим термином, показывая, что они (враги) – «коварные», «примитивные», «жестокие», «отсталые», а мы – «великие», «славные», «благородные», «храбрые» и прочее.

Термин «азиатчина», «орда» любят применять украинские националисты по отношению к России. Вся русская культура и история клеймится ими как проявление «ментальности орды». Так называется даже целая книга одного украинского писателя. Один из «отцов» украинского национализма – Дмитрий Донцов – утверждал, что существуют два противоположных мира: цивилизованный «латино-германский» и варварский «московско-азиатский», которые постоянно враждуют между собой. Чем не классический пример манихейства? Культивирование таких концепций неизбежно приводит к разжиганию межнациональной вражды.

По отношению к украинцам часто применяют ту же логику. Я как-то включил одно из православных интернет-радио России. Я уж не помню, как программа называлась, и кто ее вел. В студии были два человека, ведущий и его собеседник. Беседовали два умника с претензией на интеллектуальность, говорили вальяжно, мягко, но аргументировано о том, что вообще мы (т.е. украинцы) всегда были людьми слегка отсталыми, более язычниками, чем христианами, не лишенными лукавства, хитрыми, двуличными и прочее. Говорилось о нас с «цивилизованного» высока, как о людях второго сорта. Прямо об этом не говорилось, но выводы сами собою напрашивались.

– Как относится христианство к концепции «коллективной ответственности»? Несем ли мы ответственность за вот эти проявления манихейства со стороны наших собратьев?

В христианстве нет понятия коллективной ответственности. У нас есть личная ответственность перед Богом – максимально соответствовать Спасителю. Мы – члены Церкви Божией. И наше место в ней прямо пропорционально этому соответствию. Поскольку мы все едины во Христе, то на нас еще возлагается бремя нести тяжести друг друга. Грехи падших христиан могут ложиться на наши плечи в виде страданий и мученичества за них. Но я бы назвал это не «коллективной ответственностью», а Даром Божиим быть соучастником Его искупительных страданий. Это – часть бескровного, а иногда и кровавого мученичества во Имя Христа.

http://uoj.org.ua/publika....ennosti


С уважением,
Галина
 
NestorДата: Суббота, 20 Май 2017, 16.42.56 | Сообщение # 72
Эксперт поиска
Сообщений: 18402

Отсутствует
Цитата Галина ()
– В христианстве нет понятия коллективной ответственности. У нас есть личная ответственность перед Богом –

Лживая демагогия. Соколовского арестовали под следствие и притянули под суд по заявлению Свердловской епархии. Мало того, что сочинили и пролоббировали в думе махрово-черносотенный закон, по нему же подали заявление о возбуждении уголовного дела.


Будьте здоровы!
 
ГалинаДата: Суббота, 20 Май 2017, 17.15.00 | Сообщение # 73
Модератор
Сообщений: 4473

Отсутствует
Цитата Nestor ()
Лживая демагогия.

Нет возможности понять, вот и обзываете то, что для Вас непостижимо, пока по крайней мере.


С уважением,
Галина
 
NestorДата: Суббота, 20 Май 2017, 17.53.57 | Сообщение # 74
Эксперт поиска
Сообщений: 18402

Отсутствует


Будьте здоровы!
 
ГалинаДата: Суббота, 20 Май 2017, 20.27.48 | Сообщение # 75
Модератор
Сообщений: 4473

Отсутствует
Не заметила, чтобы Андрей Кураев был бы мягок со своими оппонентами и кормил их блинами. :D

И я бы не стала их приглашать к себе на чай, этих "девах" - если уж они в Храме Божием творят такие бесчинства, то мой дом и тем более может пострадать от этих неадекватов.

Может их ещё в другие Храмы надо было пригласить чего-нибудь "спеть" и изобразить непотребства? :D

А по поводу слов главного раввина, так они из серии "чужую беду рукой разведу".
Очень сомневаюсь, что он в момент попрания святынь синагоги оставался бы таким же доброжелательным, как изобразил себя.


С уважением,
Галина
 
ГалинаДата: Понедельник, 22 Май 2017, 11.08.06 | Сообщение # 76
Модератор
Сообщений: 4473

Отсутствует


«Все мировые религии, придавая особое значение любви, состраданию,терпению, терпимости и прощению, могут способствовать развитию духовных ценностей, и делают это. Но сегодня мировая реальность такова, что привязывание этики к религии более не имеет смысла. Поэтому я всё больше убеждаюсь в том, что пришло время найти способ в вопросах духовности и этики обходиться без религий вообще», - эти слова Далай Лама написал на своей странице в Facebook.

Тибетский религиозный лидер процитировал слова из своей книги «Вне религии. Этика для целого мира», которую он опубликовал в 2011 году и в которой он утверждает, что религия сама по себе не может обеспечить благополучное разрешение мировых трудностей.

«Любое, основанное на религии, решение проблемы нашего пренебрежения внутренними ценностями никогда не сможет быть универсальным, и, соответственно, будет неподходящим. Что нам нужно сегодня - это такой подход к этике, который не обращается за помощью к религии и может быть одинаково приемлемым и для верующих и для неверующих: это светская этика», - написал он.

Как отмечает газета “Los Angeles Times” в своем обзоре работы Далай-ламы, 77 -летний буддийский монах, однако, отнюдь не «разоблачает веру», а, скорее, выдвигает на первый план необходимость во всеобщих универсальных моральных ценностях, которые коренятся в сострадании и актуальны в наше время.

Метафора, которую Далай-лама любит использовать, звучит так: «Разница между этикой и религией похожа на разницу между водой и чаем. Этика без религиозного содержания является водой, которая жизненно необходима для здоровья и выживания. Этика, смешанная с религией - это чай, питательная и ароматическая смесь воды, чайных листьев, специй, сахара и, в Тибете, ещё щепотки соли».

«Но как бы чай ни был приготовлен, основным ингредиентом всегда будет вода», - говорит он . «В то время как мы можем обходиться без чая, мы не можем жить без воды. Точно так же, мы рождаемся свободными от религии, но мы не рождаемся свободными от потребности в сострадании».

Удостоенный в 1989 году Нобелевской премии мира, Далай-лама уже давно является активным пропагандистом сострадания, религиозной терпимости и необходимости объединения науки и духовности перед лицом страданий в современном мире.

http://sivator.com/628-dal....iy.html


С уважением,
Галина
 
Геннадий_Дата: Понедельник, 22 Май 2017, 15.33.16 | Сообщение # 77
Модератор
Сообщений: 21388

Присутствует
Цитата Галина ()
Толпа атеистов ( в сравнении с морем верующих)

По мне, так наоборот.


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ВалентинДата: Понедельник, 22 Май 2017, 16.51.05 | Сообщение # 78
Модератор
Сообщений: 2080

Отсутствует
21.05.2017
Михаил Гельфанд: «Травить окружающих – плохая эволюционная стратегия»

Биоинформатик Михаил Гельфанд рассказал о миллионах лет эволюции за пару часов. В частности, о том, почему откусить партнеру голову во время романтического свидания – вполне выигрышная эволюционная стратегия, а травить окружающих - нет.



Помимо этого Гельфанд объяснил, почему, моя руки антибактериальным мылом, мы совершаем «эволюционное преступление», почему у потомков каторжников в Австралии шило в одном месте, а у тамошних аборигенов и китайцев такого шила нет. И многое другое.

В Университете ИТМО с публичной лекцией выступал биоинформатик Михаил Гельфанд – доктор биологических и кандидат физико-математических наук, замдиректора Института проблем передачи информации РАН, член Европейской академии – известный популяризатор науки. Вообще-то Михаил Сергеевич приехал из Москвы прочитать лекцию магистрантам программы «Научная коммуникация». Но ИТМО не жадный: если зазвал яркого спикера - делится им с общественностью.


Теория и практика

Соцопросы на тему «верите ли вы в эволюцию» то и дело проводятся там и сям, и вот социологи взяли данные по 35 странам и сопоставили: процент граждан, «верящих» в эволюцию, успехи школьников в международном тестировании PISA (математическая грамотность) и валовой национальный продукт на душу населения.

В целом корреляция получалась такая: чем лучше успехи в математике, тем больше приверженцев теории эволюции в стране и тем больше ВНП на душу. Исключение составили две страны: Россия и США. Наша страна по симпатии к теории эволюции – вторая с конца, Штаты – третьи (самой сомневающейся в эволюции оказалась Турция), при этом у России существенные успехи в математической грамотности, а у Штатов недурно с валовым нацпродуктом на душу.

Михаил Гельфанд резюмирует: при таких математических/экономических успехах от России и США ожидалась большая приверженность теории эволюции, однако вот ведь.

Кстати: насчет теории. Гельфанд еще «на берегу» договорился с аудиторией, как относиться к этому слову. Потому что не раз доводилось слышать: теория – это что-то не доказанное, вот докажете – тогда и приходите.

– В теории эволюции слово «теория» употребляется по традиции, это просто традиционное название раздела биологии. Работа Дарвина «Происхождение видов» – абсолютно гениальна. Причем его заслуга не в том, что он заговорил о происхождении видов (об этом говорили и до него), а в том, что понял, каков механизм. Интеллектуальная заслуга Дарвина – не теория эволюции, а теория естественного отбора.

Группа «Несчастный случай»


Науку нередко притормаживали разнообразные недоразумения и даже несчастья. Пострадала и теория эволюции, – хотя и не в такой степени как, скажем, в свое время алгебра – от гибели на дуэли 20-летнего гения-математика Эвариста Галуа. Несчастный случай для теории эволюции состоял в том, что не поговорили Дарвин с Менделем – биологом-ботаником-монахом, «придумавшим» генетику.

Ну что, сложно им, что ли, было встретиться? Современники, как-никак, Дарвин писал свое «Происхождение видов», когда Мендель вовсю сажал горох, постигая механизмы наследования.

– Есть легенда: будто в бумагах Дарвина после его смерти нашли нераспечатанное письмо от Менделя, – рассказывает Гельфанд и тут же добавляет: – Это неправда.

И письма такого нет, да и Дарвин не оставлял писем нераспечатанными – отвечал даже на дурацкие.

Знал бы Дарвин про опыты Менделя – может, нашелся бы что ответить английскому инженеру Дженкину. Тот недоумевал: новое, даже самое располезное, случайное качество должно по логике просто "потонуть", нивелироваться в следующих поколениях, – а вы, Дарвин, толкуете о том, что виды, наоборот, накапливают полезные признаки. Эти доводы вошли в историю науки под названием «Кошмар Дженкина». До понимания того, как работают гены и почему всё это самое располезное "не тонет", было еще далеко, но Мендель-то уже по этому пути продвигался.

– Отсюда мораль, – заключает Гельфанд. – Это прозвучит непатриотично, но… Если вы придумали что-нибудь действительно замечательное, не публикуйте это в ученых записках своего университета. Публикуйте в хорошем журнале, где это прочтут.

Мендель вон опубликовался в трудах богемского Общества естественной истории, и кто там его прочел?

Правда, в ХХ веке все пошло-поехало. Переоткрыли генетику; поняли, что ДНК – носитель наследственной информации; возникла синтетическая теория эволюции; появилась молекулярная филогенетика (возможность устанавливать родство между организмами не по строению, а по последовательностям их генов); научились определять последовательности ДНК, а потом ускорили и удешевили этот процесс; появилась системная биология; «Эво-Дево» - эволюционная биология развития…

– Следующий большой скачок будет, когда мы научимся на молекулярном уровне сравнивать разные стадии развития живых существ, – прогнозирует Гельфанд. – Потому что человек – не шимпанзе не потому, что у человека другие гены. С точки зрения набора генов человек и шимпанзе – одно и то же. Отличаемся мы тем, в каком порядке, в каких тканях и как эти гены работают.

Какие ваши доказательства?

У ученых накопилось уже достаточно примеров эволюции, так что поддавков им не надо. Например, приспособленность организма к существованию в определенных условиях они не считают доказательством эволюции.

– Если бы акулу, ихтиозавра и кита создал некий Верховный генный инженер за один день, они тоже были бы примерно одинаковой формы. Потому что если хочешь, чтобы что-то большое хорошо плавало в воде, оно должно быть вот такой формы.

Ровно по этой причине мы и подлодки делаем «вот такой формы».

А вот доказательством эволюции является, наоборот, «неоптимальность». Пример – пещерная слепая рыба. У нее остались глаза от зрячего предка, но они не работают, потому что незачем.

Что у слепой рыбы с глазами, то у нас со способностью синтезировать аскорбиновую кислоту. В нашем геноме есть гены, которые кодируют фермент, участвующий в синтезе аскорбинки, но они не работают.

– И понятно, почему это случилось, – рассказывает Михаил Гельфанд. – Приматы жили в джунглях, ели листья и плоды, в которых витамина С много, и необходимость его синтезировать отпала. А потом некоторые особо одаренные приматы начали жить на севере: в тамошней пище витамина С мало, а синтезировать аскорбиновую кислоту приматы разучились, а процесс обратного хода не имеет. Так что пришлось им, ничего не поделаешь, страдать от цинги.

Еще одно доказательство/черта эволюции – неоптимальный дизайн. Пример – камбала. Вообще-то техзадание понятно: надо сделать рыбу, которая будет жить на дне, питаться, маскироваться и т.д. Идеальный проект – скат: быстр, эффективен, еще и ядовитый шип на всякий пожарный.

– А кто сделал вот это?! – недоумевая, Михаил Гельфанд указывает на изображение камбалы с ее съехавшим набекрень вторым глазом.

Хорошо, что нашлись промежуточные формы. И ученые, установив, что один глаз съезжал ко второму постепенно, могут теперь предполагать, с какого перепугу это произошло. Михаил Гельфанд поясняет: если вы уронили мелкий предмет на пол, лучший способ его искать – глядя не сверху, а лежа на полу и смотря как бы вдоль поверхности. Камбала примерно это и делает съехавшим глазом, когда плывет вдоль дна.

К слову, выигрышной эволюционной стратегией порой оказывается чистое самоубийство. То, что самке богомола приятно откусить партнеру голову во время романтического свидания, – понятно. Но, оказывается, и кавалеру потерять голову есть резон. У самца богомола шансов спариться – кот наплакал, но если шанс выпал, то выгодно накормить самку собой, чтобы потомство (его потомство) родилось крепышами.

Еще одна примета эволюции: структуры схожие, а функции – разные. Если посмотреть на скелет летучей мыши, то ее крыло – это, натурально, кисть. Но функционирующая как крыло. Верховный генный инженер сделал бы ей нормальное крыло, но эволюция рассуждает иначе: тэк-с, кисть уже есть, надо только пальцы удлинить. Да, и еще чтоб перепонки были. Генные инженеры (которые не верховные) внедрили обычной мыши нужную часть из генома летучей – и у простой мыши действительно передняя конечность вытянулась.

Порой некоторое неудобство оказывается не поломкой, а именно нормой. Как с непереносимостью лактозы. У млекопитающих на определенной стадии взросления выключается способность усваивать молоко. Это чтобы подросшие детеныши в конкуренции за молоко не гнобили младших. Но у человека этот механизм-выключатель может быть испорчен. Особенно у жителей Северной Европы, Ближнего Востока и Центральной Африки – потомков скотоводческих племен: эти ребята выработали у себя в древности выгодную поломку, чтобы запивать голод молоком.

Или история с дофаминовым рецептором DRD4. У этого гена есть «длинный» вариант и «короткий». И если проследить за этническими группами, то оказывается, что обладатели «длинных» вариантов гена забредали гораздо дальше, чем те, что с «коротким».

В психологии это называется «интерес к новому». Среди белого населения Австралии очень много носителей «длинного» варианта. Правильно, это потомки каторжников, а «поиски нового» вообще способствуют незаконопослушному поведению. А вот в Китае «длинных» вариантов почти нет. Дело не только в какой-то привычке к оседлости: просто если «интерес к новому» сподвигал древнего китайца на государственное преступление, то казнили всю семью преступника. И предрасположенность к приключениям прерывалась.

А индейцы пима (живут в Мексике и штате Аризона), чью стройность фиксировали фотографии XIX-ХХ века, сейчас пребывают в тучном состоянии.

– Что с ними случилось? С ними случился «Макдоналдс», – констатирует Гельфанд.

У человечества большую часть истории долгое недоедание чередовалось с периодами сытыми, но короткими. И природа приветствовала те гены, которые позволяли запасать избыток пищи в виде жира. Но стрясся фастфуд – и варианты генов из адаптивных стали вредными. Сейчас человеческая популяция старается «выдавить» из себя эти варианты. Выдавливает как умеет – половым отбором: о том, какая внешность востребована, информируют глянцевые журналы.

Шимпанзе эволюционируют. В шимпанзе


Конечно, коронный вопрос – почему, если человек произошел от обезьяны, нынешние шимпанзе не эволюционируют в человека?

– Вообще-то теперь труднее доказывать, что шимпанзе произошел от обезьяны, – неожиданно заявляет Михаил Гельфанд.

Дело вот в чем. Наверное, все в курсе, что утверждение «человек произошел от обезьяны» подразумевает, что у человека и, скажем, шимпанзе был общий предок, и если бы мы увидели того предка, то назвали бы его обезьяной. Все признаки, которые мы приписываем сейчас обезьянам, у того существа были.

– Но сам шимпанзе от этого предка тоже далеко ушел, – говорит Гельфанд. – И шимпанзе, кстати, эволюционируют.

Только они эволюционируют не «в человека», а в свою, «шимпанзиную» сторону. И добраться по эволюционному дереву от нашего с шимпанзе общего предка до собственно шимпанзе сложно: в джунглях условия такие, что кости не сохраняются. Зато представителей промежуточных стадий эволюции человека – прилично. Нашли неандертальцев и хомо эректусов, потом гейдельбергского человека и первых австралопитеков, недавно откопали в Грузии хомо георгикуса…

– На сегодня у нас какое-то нечеловеческое количество родственников, – сообщает Михаил Гельфанд.

Эволюция онлайн

Американский эволюционный биолог Ричард Ленски изучает теорию эволюции в реальном времени, уже лет двадцать плодя популяции кишечных палочек. У него в холодильниках уже больше 60 тысяч поколений этого добра. А когда секвенирование (определение последовательности нуклеотидов в гене) стало быстрым и дешевым, Ленски принялся изучать замороженные поколения бактерий.

В частности, обнаружилось, что на какой-то стадии некоторые кишечные палочки перешли с глюкозы (обычная их диета) на цитрат натрия, которым остальные брезговали.

– Если вы умеете питаться тем, что остальные выплевывают – это очень выгодно, – комментирует Гельфанд. – Потому что с вами не конкурируют за пищу.

Но в одном из поколений эта способность есть отбросы бац – и исчезла. Хорошо, что заглянули в лабораторные дневники и припомнили: тогда из-за какой-то неисправности случился температурный сбой в холодильнике и, оказалось, у эволюционного преимущества была другая сторона – чувствительность к смене температуры.

Да что там эволюции в пробирке! Бактерии эволюционируют на наших глазах. Приобретают устойчивость к антибиотикам. Пенициллин открыли в 1929-м, стали применять в 1940-х, а в начале 1950-х уже появились штаммы бактерий, устойчивые к пенициллину. Фармкомпании с 1987 года не создают новые классы антибиотиков: дело дорогое, а новичок быстро теряет эффективность, – невыгодно.

В России очень много случаев мультирезистентного туберкулеза – устойчивого сразу к нескольким антибиотикам. Почему именно в России? Потому что принятая у нас схема лечения очень продолжительная (на Западе действуют более «ударными» методами), и к тому же у нас такие тюрьмы. В них, положим, лечат от туберкулеза, но кто будет следить за здоровьем вышедшего на свободу?

Войны в среде микроорганизмов шли задолго до нашего появления. Гельфанд задает загадку: что будет, если к обычной кишечной палочке подселить палочку, продуцирующую антибиотик? Естественно, продуцент быстро отравит обычную палочку. А если сведем вместе продуцент антибиотика - и штамм бактерии, уже устойчивой к антибиотику? Устойчивый постепенно вытеснит конкурента, поскольку тот слабее: «мастерить» антибиотик – штука энергозатратная. А теперь подсадим к устойчивому –снова обычную кишечную палочку. Она победит. Потому что сильнее: обеспечивать себе устойчивость – тоже дело хлопотное и выматывающее.

– То есть ситуация «камень-ножницы-бумага», – описывает Гельфанд.

Однако если посадить в одну чашку Петри все три штамма, то никогда не останется в живых продуцент антибиотика.

– Травить окружающих – плохая эволюционная стратегия. Во всяком случае, если вы кишечная палочка.

Гельфанд доступно объясняет, как мы проигрываем войну антибиотикам. Заболело горло, пьем антибиотик пару дней, горло прошло – бросаем лечение. В любой популяции есть живучие – есть они и у бактерий, так что те бактерии, которых не убил антибиотик, с его (и вашей) помощью избавились от конкурентов-слабаков и давай размножаться на просторе, причем это будет колония гораздо более сильных бактерий.

Поэтому антибактериальное мыло с триклозаном Гельфанд характеризует как «эволюционное преступление». Как и подмешивание антибиотиков в корм скоту. И то, и другое, к примеру, запретили в этом году в США.

Пропаганда и агитация

Михаил Гельфанд не только ученый, но и, как известно, борец с плагиатом в науке (сообщество «Диссернет») и антинаукой. Высказывание еще Алексия II в 2007 году «Если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает это другим» – Гельфанда возмущает не содержанием даже, а тем, что прозвучало на образовательных чтениях (впрочем, «Рождественских»).

Со своей стороны, Гельфанду, пожалуй, остается привести в пример ученых, которым вера не мешала быть эволюционистами: тот же великий Феодосий Добржанский, американский ученый русского происхождения, верующий, говорил: «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции».

Ну и еще навскидку, в качестве оружия против мракобесия, ученый называет сайты «Элементы.ру», «Антропогенез.ру» и книжки фонда «Эволюция» – последователя «Династии», объявленной иностранным агентом. На издание таких книг деньги собирают на краудфандинговой платформе «Планета». Можно помочь делу науки и что-то получить – от значков до, к примеру, похода в бар с Гельфандом. Правда, как уведомил Гельфанд, кто-то этот лот уже выкупил. «За тридцать тысяч, между прочим».

Александра Шеромова, специально для «Фонтанки.ру»
http://www.fontanka.ru/2017/05/21/027/


Валентин Алексеев
 
ГалинаДата: Понедельник, 22 Май 2017, 19.22.56 | Сообщение # 79
Модератор
Сообщений: 4473

Отсутствует
О колдунах, о ведьмах в законе, шаманах, экстрасенсах и прочей нечисти. о.Андрей Ткачев.



С уважением,
Галина
 
Геннадий_Дата: Вторник, 23 Май 2017, 16.40.34 | Сообщение # 80
Модератор
Сообщений: 21388

Присутствует
О. Журавлева
― 21 час и почти 5 минут в Москве, это действительно «Невзоровские среды», меня зовут Ольга Журавлева, а из Петербурга, из отеля «Гельвеция» на связь выходят Александр Невзоров…

А. Невзоров
― Да, то что называется, Карлсон вернулся, все в порядке.

О. Журавлева
― Александр Глебович, и с вами рядом сегодня Валерий Нечай. Валера, привет.

В. Нечай
― Да, я ненадолго залетел. Привет.

А. Невзоров
― Да, который, в общем, производит прекрасное впечатление. Я не знаю, будет ли нас слышно, потому что здесь вся гостиница давно оглохла от бесконечного скрипа пера владельца и распорядителя этой гостиницы Юниса Теймурханлы.

В MediaMarkt акция «Выгода до 30%» от всего сердца!
В MediaMarkt акция «Выгода до 30%» от всего сердца!
Реклама
Выбирай товары с выгодой, а у многих предложений цена уже снижена до 31 мая!
О. Журавлева
― Юнис уже выпустил книгу, ну что вы!

А. Невзоров
― Правильно. Он пишет следующую, и его книга называется «Записки отельера», и, судя по всему, будет в этом жанре, наверное, лучшим и наиболее скандальным фолиантом из всех, какие только можно себе представить.

В. Нечай
― А еще, между прочим, здесь еще и огромная очередь, конечно же, люди желают подойти и получить автограф от Юниса, потому что, вы же понимаете, люди тут и в (неразб.) стоят…

А. Невзоров
― Да-да, вообще надо сказать, «Гельвеция» давно уже превратилась в какой-то центр петербургской жизни.

Поехали теперь по нашим темам.

О. Журавлева
― Поехали. Познер у нас по телевизору выступил и спросил про то, накажут ли его за атеизм. Ему даже ответили. Не один Невзоров у нас атеист, как выяснилось. Скажите, пожалуйста, Александр Глебович, вы рады, что Познер задал такой вопрос?

А. Невзоров
― Ну, он был как всегда предельно мягок и вкрадчив, он сделал это предельно деликатно, щадя чувства кремлевцев, понимая, что ответить им будет нечего, и этот вопрос их, в общем, усадит в лужу определенной глубины. Лужа оказалась неглубока, что, в общем, не помешало вырваться газам наружу, и какой-то ответ все-таки был. Ответ был предельно невнятный, но как, впрочем, что-то Кремль не блещет последнее время внятностью ответов, и обо всем пытается говорить уклончиво.

Тем не менее, Познер обозначил на данный момент уже вполне болезненную, очень сложную и очень ясную проблему. Поскольку мы теперь знаем последнюю надежду Христа – последняя надежда Христа – это 148-я статья Уголовного кодекса, других не осталось, поскольку удержаться христианство может только — в России, по крайней мере — только за счет закона об оскорблении чувств верующих, то ситуация складывается абсолютно и предельно забавной.

Вы, наверное, слышали про то, что не только атеисты и не только верующие, но уже и попы разных конфессий начали подавать друг на друга в Следственный комитет. Какой-то поп в Ханты-Мансийске затеял судебную тяжбу и написал донос на баптистских иеговистских попов, или наоборот, баптистские попы написали…

О. Журавлева
― На православного, по-моему.

А. Невзоров
― На православного попа, который почему-то вдруг, раскалившись от страсти, с которой обычно 9 мая произносятся теперь попами речи, он обвинил баптистов и Свидетелей Иеговы в том, что те якобы…

О. Журавлева
― Что они сотрудничали вроде бы с нацистами.

А. Невзоров
― Да, при этом он, вероятно, забыл, что была грандиозная псковская миссия, включавшая в себя сотни священников Русской православной церкви, про то, что если уж кто сотрудничал с гитлеровской Германией, так это как раз была так называемая Русская православная церковь. Но проблема такая есть, и Познер, надо сказать, весьма своевременно ее обозначил.

А вот как быть с теми людьми, которые не хотят жить по Гундяеву и не признают в качестве эталона вкуса митрополита Илариона Алфеева? Помните, он тут замечательно отозвался о фильме «Матильда», что это вообще воплощенная пошлость. Ну и что, Иларион тоже – воплощенная пошлость, и что, его теперь отстранять от служения за это, в его-то дамском платье и со всякими цацками? При том, что, вы помните, как недавно вот терпел-терпел-терпел бедный Алфеев, наконец не выдержал и взорвался, что: куда это по воскресеньям они несут наши деньги, да?

О. Журавлева
― В торговые центры.

А. Невзоров
― Они хотят покупать дурацкое молоко и редиску вместо того, чтобы принести их нам. Поэтому давайте-ка срочненько закроем в воскресенье торговые центры, для того чтобы деньги попадали бы строго по адресу. Это, конечно, не пошлость.

Но тем не менее понятно, что людей, которые не хотят признавать за всей этой публикой приоритетности взглядов, представлений о жизни, довольно много. И если мы говорим вообще о чувствах верующих, вещи совершенно не доказуемой и не существующей в природе, не известной науке, то мы как бы – я как атеист, прошу прощения, считаю, что религиозность – это, конечно, колоссальный дефект мышления.

О. Журавлева
― Патриарх Кирилл считает строго наоборот.

А. Невзоров
― Да, в этом смысле, конечно, издеваться или глумиться абсолютно нельзя, точно так же нельзя, например, смеяться над проблемами инвалидов или над их дефектами. Но я напомню, что это дефектность добровольная, это хобби, которое может быть, и которого может не быть. Человек может быть верующим, а может приобрести некоторые познания о том, как устроен мир, и перестать быть верующим. То есть, это вполне добровольно осознанный выбор – принадлежать к тем, кто может оскорбиться, или принадлежать к тем, кто оскорбиться в общем, не может ничем.

Поэтому проблема любопытная, я понимаю, что это познеровское высказывание, которое стало резонансным за счет того, что прозвучало на Первом канале – это первая ласточка всего того, что нас ждет по этому поводу. Как мы помним, это было связано с процессом Соколовского.

А.Невзоров:Последняя надежда Христа – это 148-я статья Уголовного кодекса, других не осталось
QТвитнуть
О. Журавлева
― О да!

А. Невзоров
― Который я тоже прогулял. Вот поражают меня, конечно, попы. Я ничего не имею против вранья, я понимаю, что оно в какой-то процентовке абсолютно необходимо в любой речи, и что от него никуда не денешься, но врать-то же надо умеючи, врать-то надо подготовленным образом, а выходит этот красавец Легойда и начинает врать про то, что не надо рассматривать процесс против Соколовского как процесс Русской православной церкви против мальчишки-вольнодумца.

А потом начинают всплывать документы о том, что не только нельзя рассматривать – рассматривать необходимо, потому что весь процесс был инициирован местной епархией. Более того, есть вполне реальный поп-настоятель, который собирал своих прихожан, который обращался к прихожанам в проповедях, который заставлял их просматривать ролики Соколовского, объясняя, в каком месте нужно оскорбиться, а если ты не оскорбился, то ты – моральный урод. Более того, этот же поп бегал с доносами, как я понимаю, в Следственный комитет, и это не просто поп, а это советник по юрвопросам местного какого-то местечкового митрополита. А потом всплыли еще более интересные документы об участии, поэтому понятно, что это был процесс, который был полностью инициирован РПЦ. Тут Легойда опять сел в лужу, бедняжка, но я думаю, что мы на сожаления о Легойде не будем тратить ценное эфирное время.

В. Нечай
― Еще просто хотелось добавить один момент, про Исаакиевский собор, если можно.

А. Невзоров
― Да.

В. Нечай
― У нас же сейчас эта история продолжает развиваться, а тут спикер питерского парламента умудрился сказать, что вообще акции в защиту Исаакиевского собора – я цитирую – «это неуважение к православным людям (цитата) планеты Земля». Это вообще куда?

А. Невзоров
― Надо сказать, он не балует нас разнообразием. Это примерно как Поклонская, у нее вот этот православно-монархический суповой набор, он стандартный как фуражки, или как пилотки, или как кирзовые сапоги. Примерно то же самое демонстрирует Макаров, который тему знает плохо, но овладел чрезвычайно пафосной риторикой по этому поводу.///
http://echo.msk.ru/program....rm=2515


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
Геннадий_Дата: Вторник, 23 Май 2017, 16.42.39 | Сообщение # 81
Модератор
Сообщений: 21388

Присутствует
Цитата Геннадий_ ()
Это примерно как Поклонская, у нее вот этот православно-монархический суповой набор

«Яблоко» требует проверить декларацию Поклонской
Депутат Наталья Поклонская вступила в противоборство сразу с несколькими НКО, занимающимися антикоррупционной тематикой. Российское отделение Transparency International обещало провести свое расследование в ее отношении. Однако их опередил Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко». Они уже отправили запрос в прокуратуру и Госдуму с требованием проверить, почему депутат не указала в своей декларации сведения о доходах мужа и машину.
Конфликт депутата Натальи Поклонской с работающими на антикоррупционном поприще организациями, начался на прошлой неделе. В интервью RNS экс-прокурора Крыма спросили, считает ли она такие организации, как Transparency International (TI) и Фонд по борьбе с коррупцией Алексея Навального своими союзниками. «Может быть, не мешало бы и их проверить на коррупцию. Потому что, как говорят, на воре и шапка горит», — заявила в ответ парламентарий.
Эта фраза вызвала реакцию со стороны замглавы TI Ильи Шуманова, пообещавшего заняться собственным расследованием в отношении Поклонской. Однако первый удар по ней нанесла другая организация — Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» (ЦАП).
Когда я услышал об этих ее инвективах, сразу попросил коллег из ЦАП проверить, что это за такая святая матрона у нас появилась, которая всех вокруг обвиняет в смертных грехах. Неужели она сама такая безгрешная?
https://news.mail.ru/politics/29840486/?frommail=1


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ВалентинДата: Среда, Вчера, 18.40.22 | Сообщение # 82
Модератор
Сообщений: 2080

Отсутствует
23.05.2017
Священник Алексей Уминский: "Мы показали, что у нас есть свои Pussy Riot"


Кто такие верующие и что их оскорбляет, зачем РПЦ учит жить неверующих, чего ждут паломники от мощей Николая Чудотворца – объясняет протоиерей Алексей Уминский.



Граница между верующими и неверующими сейчас проходит возле храма Христа Спасителя. Первые съезжаются в Москву со всей страны и часами стоят в километровой очереди ради нескольких секунд рядом с частицей мощей Святителя Николая, прибывшей из Италии. Вторые обмениваются шутками в Сети, рискуя нарваться на статью об оскорблении чувств первых. В июле святыню перевезут в Петербург. Почему в России XXI века растёт пропасть между верующими и неверующими, как РПЦ может эту пропасть сократить – рассказывает священнослужитель, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский.


С 22 мая в Москве находится частица мощей Николая Мирликийского – Святителя Николая, Николы Угодника, Николы Чудотворца. Если точнее, то его ребро. Постоянное место хранения мощей – католическая базилика в итальянском городе Бари, там они лежат в гробнице с 1087 года. Для принесения в Россию было извлечено ребро. В ковчежце из сусального золота, накрытом бронированным стеклом, его доставили в Москву спецрейсом из Бари. Это первый за 930 лет случай, когда святыня покинула место хранения.

Николай Угодник – самый почитаемый в России святой. Считается, что он исполняет желания и излечивает болезни. Его мощам можно было поклоняться и раньше, не дожидаясь принесения святыни из Италии. Частицы Николая Угодника есть в Александро-Невском женском монастыре в Екатеринбурге и в пяти храмах в Москве. Такого ажиотажа, как привезённое из Италии ребро, они не вызывают.


- Алексей Анатольевич, почему мощи, привезённые из Италии, собирают столько желающих поклониться, чем они примечательнее тех, что есть в России?

– Это не первый случай принесения в Россию святынь из других стран. И в Москве, и в других городах были такие великие святыни, как десница Иоанна Крестителя, привезённая из Черногории, и пояс Пресвятой Богородицы, который явил наибольшее поклонение. Люди стояли в холодную, в ненастную погоду, чтобы поклониться. Были и дары волхвов. Так что это уже стало традицией: не сам паломник идёт поклониться святыне, предпринимая для этого духовное путешествие, а святыни привозятся для поклонения в разные храмы России. Часть мощей из города Бари – очень важная святыня для русского человека. Святитель Николай – самый почитаемый святой на Руси и вообще в христианском мире. Даже не только в христианском, его почитают и мусульмане. Как-то люди знают о Николе больше, чем о каком-то другом святом.

- Я не буду цитировать, но в Интернете уже появились шутки насчёт Деда Мороза.

– Собственно говоря, Санта-Клаус – это ведь действительно один из видимых западных образов Святителя Николая. Он потому и превратился в такую новогоднюю сказочную фигуру, потому что в житии Святителя Николая есть случаи проявления его милосердия, его помощи бедным. Он, например, приходил по ночам к людям, попавшим в беду или отчаявшимся, и подбрасывал мешочки с деньгами или какие-то вещи, в которых эти люди нуждались. Это был епископ, христианин, исполненный огромной любви к людям. Он оставил о себе очень значительную память. Его почитание очень древнее, и опыт молитвенного обращения к Святителю Николаю таков, что многие люди знают: он приходит людям на помощь очень скоро. Его называют скорым помощником и великим чудотворцем.

- Нет ли в таком поклонении чего-то корыстного?

– Может быть, и есть. Ну и что? Бывают случаи, когда человек понимает, что больше никак и нигде помощи не получит, кроме как сверхъестественным способом и у святого, о котором известно, что он помогает всем. Невзирая на личное благочестие или церковность просящего. Действительно Святитель Николай ко всем приходит.

- Много ли в толпе, которая уже стоит у храма Христа Спасителя, людей искренне верующих?

– Представления не имею. Чтобы понять, верующий передо мной человек или нет, я должен с ним разговаривать. Для начала просто спросить, верует он или нет, что он знает о Боге. Когда ко мне приходят люди, например, чтобы крестить ребёнка, я с ними веду такие беседы. Выясняю степень их веры, степень их желания быть христианами. Или для них это просто православие как самоидентификация – национальная, культурная.

- Я спрашиваю об этом потому, что понятие "верующий" в России в последнее время стало ещё и юридическим.

– Да, возможно. Только чётких юридических критериев у этого нет.

- Если нет юридических критериев, как тогда верующие могут говорить об оскорблении своих чувств в судах?

– Чувства верующих действительно могут быть оскорблены. Как, собственно, любые чувства священного у любого человека. Для верующего это касается веры, религии. У неверующего тоже есть священные чувства: по отношению к родине, к памяти павших, к каким-то дорогим для него людям. К родителям. У каждого могут быть свои «чувства верующего». Это совершенно нормально. Только это должно быть очень чётко прописано и понятно: что это? Что именно может быть оскорблено? Кто может, я бы так сказал, формулировать претензию по этому поводу? И я думаю, что чувства верующих либо не надо было выделять среди других оскорбительных или хулиганских поступков, которые определены в кодексах любых стран, либо надо было чётко прописать место и пространство, где эти чувства могут быть оскорблены. И то, каким образом эти чувства могут быть оскорблены.

- За что тогда осуждён блогер Соколовский?

– За поведение, оскорбительное по отношению к разным категориям людей.

- Он выкладывал свои видеоролики в Интернете – пространстве вполне светском.

– Интернет – это публичное пространство. Это как печатный орган, как средство массовой информации. Это не его собственная квартира, где он мог собрать друзей и единомышленников и вместе с ними оттягиваться.

- Судя по случаям, попадающим в прессу, чаще всего у нас оскорблениям, мнимым или настоящим, подвергаются чувства православных. Почему самые обиженные – именно прихожане РПЦ, а не католики, не протестанты?

– Католики точно так же подвергаются оскорблениям в католических странах, потому что там католичество – это крупная, заметная конфессия. То же самое – в православии: очевидно же, что в России это самая заметная, самая известная конфессия. Поэтому так и происходит. В западных странах православных не обижают, зато там нападкам подвергаются католики.

- В девяностых и в России трудно было представить такие нападки на Русскую православную церковь. Да и в начале двухтысячных. До «двушечки» по делу Pussy Riot никто православных не обижал.

– По-разному было. Были и убийства православных священников.

- Это другая история.

– Это очень связанные истории. Тогда были случаи осквернения православных храмов, спиливание крестов, просто никто на это ни обращал особого внимания, потому что всё это носило частный характер. И никто из православных не воспринимал это как способ борьбы за права. А дело Pussy Riot уже носило очевидно политический характер. Оно тоже могло пройти совершенно незаметно, если бы не было в нём этой политической составляющей.

- Но ведь Pussy Riot предприняли свою выходку не на пустом месте. РПЦ вдруг начала вполне светских людей, которые об этом не просили, учить, как жить, что рисовать, какие ставить спектакли, чему учить детей и так далее.

– Церковь никогда в категорической форме никому не навязывала своего учения. Конечно, в последнее время Церковь действительно стала очень заметной. Церковь стала появляться практически во всех сферах общественной жизни. А что в этом плохого? Само по себе это нормально и естественно: верующие люди есть везде. Как и неверующие. Соответственно, Церковь стала больше. У неё появилось больше приходов, больше прихожан. Это совершенно нормально, когда в жизни большого государства большая Церковь занимает такое место.

- Я бы добавила – многоконфессионального государства и светского.

– Многоконфессионального, это так. Но православная церковь наиболее здесь представлена. Это самая большая Церковь мира. А светское – это не значит антицерковное. Это не значит, что государство с этой Церковью не должно иметь ничего общего. Светский характер государства – это хорошо и правильно, Конституция это подчёркивает – слава богу. Церковь от государства отделена. Тем не менее Церковь, конечно же, будет искать способ, например, дать возможность преподавать основы православной культуры в школах, куда ходит много детей из православных семей. В армии служат молодые люди, среди которых тоже есть прихожане Православной церкви. В больницах лежат люди, которые хотят получить возможность напутствия, молитвы. Есть много таких сфер. Потом людей из Церкви стали приглашать в числе прочего выступать в ток-шоу, говорить какие-то слова на радио и на телевидении. Слова они говорили разные. Кого-то это раздражало. Кто-то из самих священников говорил достаточно провокативные вещи. Но чтобы церковь могла кого-то заставить что-то сделать – так говорить, мне кажется, перебор. И я хочу заметить: всё-таки Церковь не производила никаких оскорбительных акций по отношению к неверующим, к атеистам.

- Зато это делали некоторые её представители.

– Да, я понимаю. В дело вступили так называемые православные активисты. Но ведь они появились после Pussy Riot. Православные активисты – это была реакция на Pussy Riot. Мы показали, что у нас есть свои Pussy Riot. До этого ничего подобного не было.

- Знаете, а я ведь имела в виду даже не погромы на выставках и в театрах. Я хотела спросить именно о представителях РПЦ, о священниках.

– Например?

- Не хотела я называть имён, потому что эти люди не участвуют в нашем разговоре, но раз нужен пример – высказывания отца Всеволода Чаплина.

– Вся его риторика пошла сразу после Pussy Riot. Я прекрасно это помню. Первое его слово было такое: на это вообще не надо обращать внимания. А потом всё изменилось. Он уже как официальный представитель Церкви стал говорить другие вещи. Он уже стал рупором позиции «не забудем, не простим».

- Вместо «подставь правую щёку»?

– В общем – да.

- Так теперь полагается по-православному?

– Это был первый случай, когда Церковь подверглась очевидному осквернению и осмеянию после безбожных лет. Мы же помним, что когда-то комсомольские «крестные ходы» избивали верующих, комсомольцы на Пасху врывались с песнями и плясками в православные храмы и так далее. Много чего было. Дело Pussy Riot имело очевидную политическую мотивацию, на защиту Церкви встало первое лицо, и все взяли под козырёк. Конечно, волна ненависти, которая прокатилась после этого, была ужасающе нетерпимой. Конечно, надо было поступать по-другому. Конечно, нельзя было эту ситуацию доводить до такого чудовищного противостояния Церкви и общества, когда Церковь оказалась в положении гонителей, инквизиторов, желающих отмщения.

- Вы хотите сказать, что это было ошибкой со стороны Церкви?

– Моё мнение такое.

- Мы с вами начали разговор с Николая Угодника, епископа, который был большим благотворителем. Почему так мало известно о благотворительности самой РПЦ?

– Вы просто не в курсе. И очень сильно не в курсе. Отдел религиозной благотворительности и милосердия, который существует в Московской патриархии, занимается огромной, подчёркиваю – огромной помощью всем категориям людей, попавших в беду. Начиная от бездомных и бомжей – и заканчивая хосписами. Детские приюты, паллиативные службы. Людям, утратившим паспорта, выправляют документы и покупают билеты. В приходах существуют кассы взаимопомощи. Есть такая касса и в нашем приходе. Любой прихожанин, попавший в трудную ситуацию, обращается – мы ему помогаем.

- Вся эта активность с проникновением в школы, с участиями в ток-шоу и так далее – самой Церкви это зачем нужно?

– Церковь использует любое пространство для проповеди Евангелия. Церковь хочет, чтобы весть о Христе была услышана всеми людьми.

- Но приводит это и к такой трактовке: приходите к нам побольше народу, несите нам побольше денег.

– Может быть, кто-то думает и так. Не могу комментировать фразу, брошенную издалека и неизвестно кому принадлежащую.

- Исторически в православии было развито миссионерство, привлечение новых адептов?

– Слово «адепт» здесь не подходит, оно из другой категории. Но вообще-то заповедь Христа «идите по всему миру и научите» хранится в Евангелии. Долгое время, конечно, это было невозможно. В Российской империи это было попросту никому не нужно – проповедовать среди своих, но миссионерство продолжалось. Русские миссионеры, например, просветили Аляску, Японию, Алтай. Перевели Евангелие на языки этих народов. Скажем, Иннокентий Иркутский для алеутов составил письменность, алфавит, научил этот народ каким-то техническим навыкам, в том числе в сельском хозяйстве. То есть миссионеры, когда шли в дикие народы, несли не только евангельскую весть, но ещё и огромный пласт культуры.

- С тех пор, кажется, ситуация с «дикими народами» и просвещёнными проповедниками несколько изменилась.

– В России у Русской православной церкви сто лет не было возможности ни проповедовать, ни просвещать. А сейчас появилась возможность вернуться к этой миссии и заняться просветительством – рассказами народу о Евангелии.

- Эта возможность появилась в конце восьмидесятых годов прошлого века. Религия была людям в новинку, можно было просветить огромное число верующих. Почему этого не произошло?

– Это как раз произошло. С чего вы взяли, что не произошло?

- Я имею в виду людей, которые могли действительно стать христианами, а не научиться говорить о себе «мы православные», раз в год держать свечку и ходить с хоругвями против геев.

– Везде жизнь церковная складывается по-разному, одно дело – Москва, другое – провинция. Везде разные условия. Но если священник активно работает в приходе, если он открыт прихожанам, у него всегда полные храмы народа. И ведь храмы у нас вообще не пустые. У меня вот приход в центре Москвы. Считается, что там мало кто живёт, в основном – банки, рестораны и так далее, а каждые 200 – 300 метров есть действующий храм. В историческом центре Москвы очень много храмов. И все они полные. И каждый год людей больше и больше. Не могу сказать, что толпами идут, как в 1990-е, но людей становится больше в церквях.

- То есть всё прекрасно, в отношениях общества и Церкви царит полная гармония?

– Нет, конечно. Вместе с тем, о чём я сказал, напряжённое отношение к Церкви тоже растёт. Отторжение от Церкви из-за каких-то вещей, которых люди не могут не видеть, тоже растёт. Это два параллельных процесса.

- В самой Церкви видят, что растёт отторжение? Считают ли нужным как-то остановить процесс?

– Наверное, видят, просто я не очень понимаю, кто за это сегодня отвечает и как решать эту проблему.

- Есть же в патриархии люди, отвечающие за идеологическую работу…

– Есть. Вот они и отвечают за идеологическую работу. Абсолютно так, знаете, по-партийному. Это, конечно, результатов не приносит. Вразумительного, честного ответа представителей Церкви на события в мире, к сожалению, не видно и не слышно.

- Может быть, Церкви надо не только учить нас, что правильно по её нормам, но и самой как-то меняться?

– Наверное, стоило бы больше прислушиваться к людям. Современный человек нуждается в Церкви, но он хочет быть услышан ею. Он хочет, чтобы Церковь не налагала на него, как сказано в Евангелии, «бремена неудобоносимые». Нужно, чтобы для цЦркви был дорог любой человек. Ходит он в Церковь или не ходит, нравится она ему или не нравится. Это главное: надо перестать быть идеологически мотивированными и традиционно зашоренными. Надо стать очень открытыми для общества. И относиться к людям с большим терпением. Ведь родители к детям относятся терпеливо, даже если дети хулиганят. Вот и Церковь должна жить в родительской любви по отношению к самым разным людям. Иначе она превратится в закрытую структуру для людей, желающих жить только исторической памятью.

Беседовала Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"
http://www.fontanka.ru/2017/05/23/132/


Валентин Алексеев
 
ВВС СГВ » ДЕЛА МИРСКИЕ » СВОБОДНЫЕ ТЕМЫ И ОПРОСЫ » Про атеизм и веру (продолжение)
Страница 3 из 3«123
Поиск:


SGVAVIA © 2008-2017
Хостинг от uCoz
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика