Авиация СГВ
Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Правила форума Поиск Лента RSS

  • Страница 9 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
Модератор форума: yrii  
Авиация СГВ » 4-я ВА ВГК - форум частей и гарнизонов » БОЕВОЙ СОСТАВ и ОРГШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ » 8-й истреб. авиационный Бобруйский Краснознамённый корпус (История истребительной авиации СГВ)
8-й истреб. авиационный Бобруйский Краснознамённый корпус
ВладСДата: Понедельник, 25 Ноября 2013, 17.58.26 | Сообщение # 241
Модератор
Сообщений: 40836

Отсутствует
Бухнин Филипп Петрович



Старший лётчик 783-го штурмового авиационного Танненбергского полка 199-й штурмовой авиационной Слонимская Краснознаменная дивизии 4-го штурмового авиационного корпуса 4-й воздушной армии, 2-го Белорусского фронта, лейтенант.

Родился 25 ноября 1922 года в селе Подгорное ныне Уваровского района Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 8 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал слесарем на заводе в городе Котовск Тамбовской области. Окончил Тамбовский аэроклуб. Призван в армию в 1940 году Тамбовским райвоенкоматом. В 1941 окончил Балашовскую военную авиационную школу и был оставлен в ней лётчиком-инструктором.

В действующей армии младший лейтенант Ф.П.Бухнин – с мая 1943 года. Сражался в 783-м штурмовом авиационном полку на Брянском, Прибалтийском (с 20 октября 1943 года – 2-м Прибалтийском), 1-м и 2-м Белорусских фронтах. На Брянском фронте в составе 15-й воздушной армии участвовал в Орловской стратегической (12 июля – 18 августа 1943 года) и Брянской (1 сентября – 3 октября 1943 года) наступательных операциях. С октября 1943 по февраль 1944 года в составе 15-й воздушной армии на Прибалтийском (2-м Прибалтийском) фронте поддерживал наземные войска фронта в наступлении на витебско-полоцком направлении, затем в разгроме Невельской группировки войск противника. С 24 июня по 6 августа 1944 года в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции – Бобруйской наступательной операции (24-29 июня), а затем наступлении на барановичско-брестском направлении. С 6 августа 1944 года до конца войны сражался в составе 4-й воздушной армии на 2-м Белорусском фронте. Участвовал в Осовецкой наступательной операции (6-14 августа 1944 года) и освобождении города Осовец на территории Польши, наступлении на остроленковском направлении и освобождении города Остроленка (6 сентября 1944 года). С 14 по 26 января участвовал в Млавско-Эльбингской наступательной операции – составной части Восточно-Прусской наступательной операции. С 10 февраля по 4 апреля 1944 года участвовал в Восточно-Померанской стратегической наступательной операции – уничтожении гдынско-данцигской группировки противника и взятии городов Гдыня и Данциг (Гданьск). К 11 апреля 1945 года совершил 98 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники, укреплений, артиллерийских позиций, транспортных коммуникаций противнка, лично сбил вражеский истребитель в воздушном бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, лейтенанту Бухнину Филиппу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8208). С 16 апреля по 8 мая участвовал в Берлинской стратегической операции, в ходе которой 4-я воздушная армия содействовала наземным войскам в разгроме штеттинской группировки противника. К концу войны Ф.П.Бухнин совершил 115 успешных боевых вылетов.

После окончания войны 199-я штурмовая авиационная дивизия находилась в Германии. В 1947 году она была расформирована, и Ф.П.Бухнин был направлен в новый полк, расположенный в городе Луцк Волынской области. С 1958 года майор Ф.П.Бухнин – в запасе. Жил в Тамбове, работал более 30 лет на заводе «Электроприбор» в отделе технического контроля, а после выхода на пенсию – в заводском музее. Скончался 24 апреля 1995 года. Похоронен на Воздвиженском кладбище в Тамбове.

Награждён орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (6.11.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды, медалями. Бюст Героя установлен на Мемориале в парке Победы города Уварово.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Вторник, 14 Апреля 2015, 12.47.12 | Сообщение # 242
Модератор
Сообщений: 40836

Отсутствует
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

8-й истребительный авиационный Бобруйский Краснознаменный корпус


Ла-5Ф в полете

8-й истребительный авиационный Бобруйский Краснознамённый корпус Резерва Верховного Главнокомандования (в составе 215-й и 323-й дивизий) был преобразован 22.06.1943 из 4 САК (смешанного авиакорпуса, сформированного 19.02.1943 г.).

Во время Великой Отечественной войны СССР 1941-1945 гг. корпус принимал активное участие в следующих операциях Красной Армии и Военно-Морского флота:

Калининской оборонительной операции: Калининской, Сычевско-Вяземской, Ржевско-Сычевской, Великолукской, Ржевско-Вяземской, Духовщинско-Демидовской, Смоленской, Невельской операциях.
23.06-28.06.1944 г. - Могилевской наступательной операции в ходе Белорусской наступательной операции (операция "Багратион");
29.06-04.07.1944 г. - Минской наступательной операции в ходе Белорусской наступательной операции (операция "Багратион");
05.07-27.07.1944 г. - Белостокской наступательной операции в ходе Белорусской наступательной операции (операция "Багратион");
06.08-14.08.1944 г. - Осовецкой наступательной операции в ходе Белорусской наступательной операции (операция "Багратион");
14.01-26.01.1945 г. - Инстербургско-Кёнигсбергской и Млавско-Эльбингской наступательных операциях в ходе Восточно-Прусской наступательной операции;
10.02-06.03.1945 г. - Хойнице-Кёзлинской наступательной операции в ходе Восточно-Померанской наступательной операции;
07.03-31.03.1945 г. - Данцигской наступательной операции в ходе Восточно-Померанской наступательной операции;
16.04-08.05.1945 г. - Штеттинско-Ростокинской наступательной операции в ходе Берлинской наступательной операции;

За годы войны лётчики корпуса совершили 21 586 самолётовылетов, провели 676 воздушных боёв, в которых сбили 735 вражеских самолётов. Штурмуя наземные цели, лётчики корпуса уничтожили 151 самолёт на аэродромах и большое количество войск и боевой техники противника.

На основании директивы Ставки Верховного Главнокомандования № 11097 от 29 мая 1945 г. вошёл в состав Северной группы войск.

I. Наименования и награды
8-й истребительный авиационный корпус, в/ч п.п. 78763 (23.06.1943-29.06.1944)
8-й истребительный авиационный Бобруйский корпус,(1), в/ч п.п. 78763 (29.06.1944-18.08.1944)
8-й истребительный авиационный Бобруйский Краснознаменный корпус,(2), в/ч п.п. 78763, (18.08.1944 - 1948 гг.),
(1) За успешные боевые действия в операции по освобождению г. Бобруйска на основании Приказа Верховного Главнокомандующего № 0181 от 06.07.1944 г. присвоено почётное наименование "Бобруйский"
(2) За успешные действия в боях за плацдармы на Висле на основании Приказа Верховного Главнокомандующего № 167 от 18.08.1944 г. награжден орденом Красного Знамени.

II. Подчиненность
ВВС 2 Ударной армии (22.06.1943 г. - 30.09.1943 г.)
16-я воздушная армия (21.06.1944 г.- 08.09.1944 г.)
4-я воздушная армия (12.11.1944 г. - 09.05.1945г.)

III. Места дислокации
Пренцлау, Германия (по 01.05.1945 г.)
Вулькенцин, Германия (1.05.1945 - 15.05.1945 г.)
Варнемюнде, Германия (15.05.1945 -1946)
Легница, Польша (1946 - 1948 гг.)
примечания: расформирован в 1948г.;

IV.Состав корпуса
215-я истребительная Танненбергская Краснознаменная авиационная дивизия (11.1943-05.1945г.)
323-я истребительная авиационная Барановичская Краснознамённая дивизия (22.06.1943-1946г.)

V. Командиры АК:
ЖЕРЕБЧЕНКО Федор Федорович, генерал-майор авиации (24.06.1943 - 13.06.1944г.)
ОСИПЕНКО Александр Степанович, генерал-лейтенант авиации (16.06.1944 - 10.1945г.)
ЗИМИН Георгий Васильевич, генерал-майор авиации (8/12.1945 - 1948г.)


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Воскресенье, 23 Августа 2015, 11.59.07 | Сообщение # 243
Модератор
Сообщений: 40836

Отсутствует
В Википедии появилась краткая информация о 8-м ИАК


Ла-7 из состава 156-го ИАП ( 215-я ИАД, 8-й ИАК), на котором весной 1945 года летал командир части Герой Советского Союза подполковник С. Ф. Долгушин. Художник М. Быков

8-й истребительный авиационный корпус (8-й иак) — соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооруженных Сил РККА, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.

Награды: Орден Красного Знамени
Почётные наименования: Бобруйский
Войска: ВВС
Род войск: истребительная авиация
Сформирована: 22.06.1943 г.
Расформирована (преобразована): 1948 год (расформирован)
Предшественник: 4-й смешанный авиационный корпус

Боевой путь

1943 - 1945:

Смоленско-Рославльская операция
Белорусская операция «Багратион»
Бобруйская операция
Барановичская операция
Восточно-Прусская операция
Восточно-Померанская операция
Берлинская операция

Наименования корпуса

4-й смешанный авиационный корпус
8-й истребительный авиационный корпус
8-й Бобруйский истребительный авиационный корпус
8-й Бобруйский Краснознаменный истребительный авиационный корпус

Создание корпуса

8-й истребительный авиационный корпус сформирован 23 июня 1943 года на базе управления 4-го смешанного авиационного корпуса путем придания корпусу 215-й и 323-й истребительных авиационных дивизий

Преобразование корпуса

8-й Бобруйский Краснознаменный истребительный авиационный корпус решением Ставки Верховного Главнокомандования 29 мая 1945 г. вошёл в состав Северной группы войск
8-й Бобруйский Краснознаменный истребительный авиационный корпус в 1948 году расформирован

В составе действующей армии:

с 23 июня 1943 года по 30 сентября 1943 года, итого: 101 день
с 21 июня 1944 года по 8 сентября 1944 года, итого: 80 дней
с 12 ноября 1944 года по 9 мая 1945 года, итого: 179 дней,

Всего: 360 дней

Командир корпуса

генерал-майор авиации Жеребченко Фёдор Фёдорович, период нахождения в должности: с 23 июня 1943 года по 13 июня 1944 года.
генерал-лейтенант авиации Осипенко Александр Степанович, период нахождения в должности: с 16 июня 1944 года по сентябрь 1945 года
генерал-майор авиации Зимин Георгий Васильевич, период нахождения в должности: с октября 1945 года по февраль 1947 года
генерал-майор авиации Рыбаков Павел Павлович, период нахождения в должности: с 1 февраля 1947 года по март 1948 года

В составе объединений

1-я воздушная армия Западный фронт 23.06.1943 — 30.09.1943
Авиация Резерва Верховного Главного Командования 30.09.1943 — 21.06.1944
16-я воздушная армия 1-й Белорусский фронт 21.06.1944 — 01.08.1944
4-я воздушная армия 2-й Белорусский фронт 01.08.1944 — 08.09.1944
Авиация Резерва Верховного Главного Командования 08.09.1944 — 12.11.1944
4-я воздушная армия 2-й Белорусский фронт 12.11.1944 — 10.06.1945
4-я воздушная армия Северная группа войск 10.06.1945 — 1948

Места дислокации

Пренцлау, Германия (до 01.05.1945 г.)
Вулькенцин, Германия (с 01.05.1945 по 15.05.1945 г.)
Варнемюнде, Германия (с 15.05.1945 по 1946)
Легница, Польша (1946—1948 гг.)

Соединения, части и отдельные подразделения корпуса

215-я истребительная авиационная дивизия (расформирована в декабре 1945 года)
2-й гвардейский истребительный авиационный полк (Ла-5, до 01.07.1943 г.)
156-й истребительный авиационный полк (Ла-5, Ла-5ФН, с 06.11.1943)
246-й истребительный авиационный полк (Харрикейн, с 26.06.1944 г. по 10.08.1944 г. и на Як-1 и Як-9 с 17.09.1944 г. по 06.10.1944 г.)
263-й истребительный авиационный полк (Ла-5, Ла-5ФН)
283-й истребительный авиационный полк (Як-7Б, с 01.10.1944 г.)
522-й истребительный авиационный полк (Ла-5, Ла-5ФН, до 18.10.1943 года, расформирован).
611-й штурмовой авиационный полк (Ил-2, до 01.11.1944 г.)
813-й истребительный авиационный полк (Ла-5, с 06.07.1943 г.)
323-я истребительная авиационная дивизия
149-й истребительный авиационный полк (Як-7, до 21.06.1944 г. и с 15.07.1944 г.)
269-й истребительный авиационный полк (Як-1, Як-9, с 06.11.1943 года по март 1947 года, расформирован)
484-й истребительный авиационный полк (Як-1)
518-й истребительный авиационный полк (Як-9, до 24.09.1943 г.)
415-я отдельная авиационная эскадрилья связи (с 10.03.1045 г. 412-я отдельная авиационная эскадрилья связи)
281-я отдельная рота связи
34-й отдельный взвод аэрофотослужбы (до 23.06.1944)
2668-я военно-почтовая станция

Участие в операциях и битвах

Смоленско-Рославльская операция — с 15 сентября 1943 года по 2 октября 1943 года.
Белорусская операция «Багратион» — с 23 июня 1944 года по 29 августа 1944 года.
Бобруйская операция — с 24 июня 1944 года по 29 июня 1944 года.
Барановичская операция — с 5 июля 1944 года по 16 июля 1944 года.
Восточно-Прусская операция — с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года.
Восточно-Померанская операция — с 10 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года.
Берлинская операция — с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

Награды

8 Бобруйский истребительный авиационный корпус за успешные действия в боях за плацдармы на реке Висла награждён орденом «Боевого Красного Знамени»
323-я Барановичская истребительная авиационная дивизия награждена орденом «Боевого Красного Знамени»
149-й истребительный авиационный полк за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городом Брест и проявленные при этом доблесть и мужество 10 августа 1944 года награждён орденом «Боевого Красного Знамени»
156-й Эльбингский истребительный авиационный полк награждён орденом «Суворова III степени»
263-й Померанский истребительный авиационный полк награждён орденом «Суворова III степени»
484-й Брестский истребительный авиационный полк награждён орденом «Боевого Красного Знамени»
813-й Осовецкий истребительный авиационный полк награждён орденом «Боевого Красного Знамени»

Почётные наименования

8-му истребительному авиационному корпусу присвоено почётное наименование «Бобруйский»
323-й истребительной авиационной дивизии присвоено почётное наименование «Барановичская»
215-й истребительной авиационной дивизии присвоено почётное наименование «Танненбергская»
149-му истребительному авиационному полку за отличие в боях за овладение городом Кезлин присвоено почётное наименование «Померанский»
156-му истребительному авиационному полку присвоено почётное наименование «Эльбингский»
263-му истребительному авиационному полку присвоено почётное наименование «Померанский»
269-му Краснознамённому истребительному авиационному полку присвоено почётное наименование «Алленштайнский»
484-му истребительному авиационному полку присвоено почётное наименование «Брестский»
813-му истребительному авиационному полку присвоено почётное наименование «Осовецкий»

Итоги боевой работы корпуса

За годы войны лётчики корпуса совершили 21 586 боевых вылетов, провели 676 воздушных боёв, в которых сбили 735 вражеских самолётов. Штурмуя наземные цели, лётчики корпуса уничтожили 151 самолёт на аэродромах и большое количество войск и боевой техники противника.

Герои Советского Союза и России*)

Егоров Пётр Дмитриевич, полковник, командир 263-го истребительного авиационного полка 215-й истребительной авиационной дивизии 8-го истребительного авиационного корпуса 4-й воздушной армии 14 апреля 1995 года удостоен звания Герой России. Золотая Звезда Героя России № 144
Зелёнкин Михаил Михайлович, старший лейтенант, командир звена 156-го истребительного авиационного полка 215-й истребительной авиационной дивизии 8-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 15 мая 1946 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 6134
Морозов Арсений Иванович, старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 149-го истребительного авиационного полка 323-й истребительной авиационной дивизии 8-го истребительного авиационного корпуса 4-й воздушной армии 23 февраля 1945 года удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно
Пересумкин Пётр Петрович, капитан, командир эскадрильи 149-го истребительного авиационного полка 323-й истребительной авиационной дивизии 8-го истребительного авиационного корпуса 4-й воздушной армии 18 августа 1945 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 8777
Турыгин Валерьян Михайлович, майор, командир 813-го истребительного авиационного полка 215-й истребительной авиационной дивизии 8-го истребительного авиационного корпуса 4-й воздушной армии 20 марта 1991 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 11643

*) Список очень короткий. По моим сведениям, ГСС в 8 ИАК было больше (Напр., Осипенко, Зимин, Долгушин, Оводов, Яшин)


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Вторник, 26 Июля 2016, 16.45.35 | Сообщение # 244
Модератор
Сообщений: 40836

Отсутствует
Как советские летчики в Испании отучили немецких летать по ночам


Михаил Якушин перед своим самолетом

26 июля 1937 года испанский доброволец Михаил Якушин впервые в истории авиации сбил вражеский самолет в ночном воздушном бою

В длинном списке того, что удалось первыми в мире сделать русским авиаторам, это событие стоит особняком. Не потому, что оно было настолько уникальным — скорее потому, что о нем долго не говорили вслух: участие советских военных в гражданской войне в Испании 1936-1939 годов по ряду причин было формально засекречено. А именно в испанском небе советский летчик Михаил Якушин 26 июля 1937 года впервые в мире совершил ночную атаку бомбардировщика — и добился успеха, уничтожив немецкий «Ю-52»

Гражданская война в Испании, помимо того, что ей довелось быть своего рода полигоном политического противостояния различных социальных систем, в том числе коммунизма и фашизма, стала еще и колоссальным испытательным полигоном для новых образцов техники. Свои танки и самолеты, корабли и артиллерийские системы на испанскую землю поставляли разные страны, но больше всего — Советский Союз, поддерживавший республиканское правительство, с одной стороны, а с другой — Германия и Италия, поддерживавшие мятежников каудильо Франсиско Франко.

СССР передал Испании 648 самолетов, в основном И-15 и И-16, а также бомбардировщики СБ, 347 легких танков, в основном Т-26, 60 бронеавтомобилей, 1186 орудий и 340 минометов. Вместе с техникой в страну прибывали и военные специалисты — и чаще всего они сами же на ней и воевали. Советские военспецы официально именовались добровольцами — и многие из них действительно по собственному желанию отправлялись на Пиренейский полуостров, чтобы помочь братскому народу Испании. Среди знаменитых впоследствии участников гражданской войны были представители многих военных специальностей из Советского Союза. Были танкисты — например, Герой Советского Союза капитан Поль Арман и его подчиненный лейтенант Семен Осадчий, совершивший 29 октября 1936 года под Мадридом первый в мире танковый таран. Были моряки — например, будущий адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов, легендарный главком советского флота на протяжении всей Великой Отечественной войны и «автор» Дня Военно-морского флота. Были разведчики — такие, как «дедушка русского спецназа» капитан Илья Старинов и «полковник Ксанти», он же Хаджи Мамсуров, ставший прототипом одного из героев романа «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя.

И конечно же, были летчики. По данным испанских историков, в общей сложности 772 пилота из СССР воевали на стороне республиканского правительства, и свыше 90 из них погибли. 35 советских военных авиаспециалистов по итогам войны в Испании получили звания Героев Советского Союза. Был среди них и старший лейтенант Анатолий Серов — один из самых знаменитых советских летчиков предвоенной поры. А вместе с ним в одной эскадрилье служил и Михаил Якушин, которому суждено было стать первым в мире летчиком-истребителем, уничтожившим вражеский бомбардировщик в ночном воздушном бою.


Биплан И-15

В Испанию лейтенант Михаил Якушин прибыл кружным путем из Баку, где служил в 119-й авиаэскадрилье 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа. На испанской земле он оказался 31 мая 1937 года и покинул ее только 15 ноября. Как вспоминали позднее сослуживцы Якушина по испанской военной авиации, он сам вызвался летать на биплане И-15 — машине, которая заслужила у испанцев прозвище «чато», то есть курносый, и была известна как не самая скоростная, зато очень маневренная и надежная.

Для ночных полетов, которые стали главным средством борьбы с одиночными франкистскими бомбардировщиками, наносившими серьезный ущерб своими налетами по ночам на позиции республиканцев, отвели отдельную площадку неподалеку от основного аэродрома эскадрильи. А чтобы обеспечить достаточное освещение ее во время посадки, которая была гораздо опаснее взлета, использовали прожектор и фары трех машин, поставленных вдоль посадочной полосы. Именно с этой площадки в ночь на 26 июля 1937 года и взлетели на своих «чато» Михаил Якушин и его ведущий Анатолий Серов.



Вот как описал тот легендарный день их сослуживец Борис Смирнов в своей книге воспоминаний «Небо моей молодости»: «Надевая парашют, Анатолий (Серов. — РП) уточняет последние детали предстоящего полета.

— Значит, условились: ты патрулируешь на высоте трех тысяч, а я буду искать бомбардировщики ниже, на двух тысячах метров.

И Серов и Якушин твердо сходятся на одном: заметив вражеский бомбардировщик, всячески стремиться вплотную сблизиться с ним. Стараться подходить к врагу снизу, маскируясь на фоне темной земли. Бить в упор, бить наверняка, ибо последующие маневры уже могут оказаться лишними — бомбардировщик легко ускользнет и скроется.

Снова включаются фары; вблизи свет их кажется сильным, но, стоит отойти немного в сторону, видно, что они освещают лишь небольшой участок. Короткие лучи упираются в густую темь, как в стену. А если отойти еще дальше — светлое пятно на аэродроме наверняка кажется совсем бледным. Но как ни в чем не бывало Анатолий поспешно направляется к истребителю.

Одно-два мгновения машина Якушина скользит в свете фар и устремляется в ночную тьму. За Михаилом — Серов. Самолеты поднимаются все выше и выше. Звук моторов становится слабее и вскоре совсем пропадает.

Никто не расходится со стоянки. Люди напряженно вслушиваются в тишину, ждут. Думают о товарищах: вдруг заблудятся, не найдут своего аэродрома. О благополучной посадке где-то вне аэродрома не может быть и речи. Повсюду горы, а редкие низменные места вдоль и поперек пересечены неровными складками местности и пересохшими ручьями.

Небо безмолвное, глухое. Словно бархатный шатер, оно поглощает, скрадывает каждый звук. Видимо, Серов и Якушин ушли к линии фронта. И вдруг ухо ловит далекое гудение. Кто это? Люди на аэродроме замирают. И в тишине кто-то громко, с досадой говорит:

— Немец!

Да, ничего не поделаешь, немецкий бомбардировщик. Шум моторов с каждой минутой нарастает. Кляня фашистов последними словами, шоферы со злостью выключают свет.

Вслушиваемся. В шум немецких моторов вплетается другой звук — знакомый звук «чато». И в тот же момент молнией вспыхивает огненная трасса, за ней вторая, третья. Отчетливо слышится пулеметная трескотня.

— Горит! Горит! — восторженно кричат летчики.

Кто горит — ясно: «чато» уже над аэродромом. Безуспешно пытаясь сбить пламя, бомбардировщик валится вниз. Небо гаснет, издали доносятся глухие удары взрывающихся бомб. <…> Первым совершает посадку Серов. Летчики, авиамеханики бегут к нему. Улыбаясь, Анатолий отмахивается:

— Не я! Не я! Михаила будем качать! Он сбил.

Несмотря на отсутствие специальных посадочных огней, Якушин приземляется мастерски, останавливаясь возле самых автомашин. <…> Почин сделан. И какой почин — доказавший полную возможность борьбы истребителей с бомбардировщиками в ночных условиях! Первый в истории ночной бой. Первые строки в новой главе истории авиации».

Сам же Михаил Якушин так описывал тот скоротечный воздушный бой в своих воспоминаниях «В первой битве с фашизмом», вошедших в сборник мемуаров «Под знаменем Испанской республики»: «Через десять минут я увидел на встречном курсе бомбардировщик противника. Теперь-то он не уйдет. Я знал причину неудачи первого боя и не намерен ее повторять. Пропустив бомбардировщик, я развернулся на 180° и пошел на сближение сзади почти на одной высоте с правой стороны... Пристроившись почти вплотную и уравняв скорости, я прицелился и открыл огонь. С правой стороны фюзеляжа сразу же вспыхнуло пламя. Почти одновременно со мной открыл огонь по моему самолету стрелок, но было уже поздно: загоревшийся бомбардировщик начал падать. Я следил за его падением, пока он не ударился о землю...».

О том, насколько точным были его выстрелы, Михаил Якушин — или, как его называли ради конспирации, Родриго Матеа (позднее псевдоним сменили на Карлос Кастехон) — узнал на следующий день. Из донесений республиканских пехотинцев, в расположении которых рухнул сбитый «Юнкерс», стало известно, что все пятеро членов его экипажа были военнослужащими Люфтваффе. Из них четверо — фельдфебель Георг Юбельхак унтер-офицеры Фриц Берндт, Вальтер Брютцманн Август Гейер — погибли вместе со сбитым самолетом, и только один — лейтенант Лео Фальк — успел выпрыгнуть с парашютом и попал в плен.

За успех, которого Михаил Якушин добился в первом ночном воздушном бою в истории советской авиации, правительство республиканской Испании наградило его золотыми часами с надписью «За боевой подвиг». А советское правительство в свою очередь наградило летчика его первым орденом Боевого Красного Знамени — это случилось через пять дней, 31 июля 1937 года. А 22 октября, за полмесяца до конца его командировки в Испанию, лейтенант Якушин успел заслужить еще один орден Боевого Красного Знамени. Таким образом советское командование отметило его высочайшие летные достижения: за полгода летчик, совершивший более 120 боевых вылетов и принявший участие в 25 воздушных боях, уничтожил шесть неприятельских самолетов лично и еще два — в группе, став одним из самых результативных асов республиканской авиации. Такого же результата добился и его ведущий Анатолий Серов, который свою первую ночную победу — и тоже над бомбардировщиком «Ю-52» — одержал на следующую ночь, 27 июля.

После возвращения из Испании на долю Михаила Якушина выпало еще четыре войны. В июне 1938 года он — и снова на И-15 — отправился на помощь китайским летчикам, воевавшим с японцами. Затем — Зимняя война 1939-40 годов, которая принесла майору Якушину третий орден Боевого Красного Знамени, а после нее — Великая Отечественная.

К началу Великой Отечественной он в звании майора занимал должность начальника Восточного сектора ПВО Москвы, затем (в том же году) стал заместителем командующего 6-м иак ПВО, в 1942 - начальником отдела истребительной авиации Летной инспекции ВВС Красной Армии, а с февраля 1943 командовал 215 ИАД, входившей в состав 8-го ИАК на Западном и 1-м и 2-м Белорусских фронтах. 215 ИАД под командованием Якушина прославилась в Восточно Пруссии и получила почетное название «Танненбергская».


Командир 215-й Танненбергской Краснознамённой
ИАД полковник Якушин Михаил Нестерович


Наконец, в 1950 году в числе других советских военспецов полковник Якушин вернулся в Юго-Восточную Азию, став участником Корейской войны в должности советника китайских военных летчиков. После возвращения из Кореи Якушин получил звание генерал-майора авиации, а незадолго до отставки стал генерал-лейтенантом.

http://rusplt.ru/wins/yakushin-sovetskie-letchiki-ispaniya-27765.html


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Вторник, 30 Августа 2016, 09.47.54 | Сообщение # 245
Модератор
Сообщений: 40836

Отсутствует
Степан Николаевич Борозенец



Командир звена 783-го штурмового авиационного Танненбергского полка 199-й штурмовой авиационной Слонимской Краснознаменная дивизии 4-го штурмового авиационного корпуса 4-й воздушной армии, 2-го Белорусского фронта, лейтенант.

Родился 20 августа 1922 года в с. Актюба Киргизской (Казахской) АССР (ныне Уланский район Восточно-Казахстанской области Казахстана) в семье крестьянина, русский. После окончания средней школы с ноября 1940 года по апрель 1941 года прошёл курс обучения в Семипалатинском аэроклубе. В апреле 1941 года был призван в РККА и направлен в военную авиационную школу пилотов. С мая 1941 года Борозенец С. Н. — курсант Первой Чкаловской военно-авиационной школе пилотов им. К. Е. Ворошилова, которую окончил в июне 1943 года в звании младшего лейтенанта. После завершения полного курса обучения был направлен в 34-й запасной авиационный полк (ЗАП)[1], базировавшийся на аэродроме Дядьково севернее г. Дмитров Московской области. Полк занимался подготовкой экипажей штурмовиков Ил-2 к ведению боевых действий.

В октябре 1943 года Борозенец С. Н. был направлен в действующую армию на 1-й Белорусский фронт (впоследствии 2-й Белорусский фронт), в 4-ю воздушную армию, 4-й штурмовой авиационный корпус. Лётчик, затем командир звена 569-го штурмового авиационного Осовецкого орденов Красного Знамени и Суворова III степени полка 199-й штурмовой Слонимской авиационной дивизии. Лейтенант Борозенец С. Н. произвел более 100 боевых вылетов на штурмовку военных объектов противника. Его штурмовик в боях уничтожил: Танки — 3, Паровозы — 6, Вагоны — около 120, Склады с горючим и боеприпасами — 9, Батареи зенитной и полевой артиллерии — 36, Автомашины — 84. В составе нештатной разведывательной авиационной эскадрильи 4-го ШАК Борозенец С. Н. на своём Ил-2 неоднократно выполнял полёты на воздушную разведку. Участвовал в операциях по прорыву укрепленной полосы и уничтожению окруженной вражеской группировки в районе г. Бобруйска, в разгроме Восточно-Прусской группировки противника, в Данцигско-Гдынской операции, в прорыве укрепленной полосы противника на западном берегу реки Одер. В июле 1944 года в бою в районе г. Слоним штурмовик С. Н. Борозенца был подбит. Лётчик сумел посадить горящий самолёт на железнодорожную насыпь, пересекавшую лесной массив, получив при этом серьёзные травмы лица и спины. В феврале 1945 года при возвращении с боевого задания над территорией Польши эскадрилья штурмовиков была атакована группой из 52 истребителей противника. Самолёт С. Н. Борозенца был обстрелян, лётчик получил ранение, а его воздушный стрелок, рядовой Леонид Балашенко, погиб. Окончание войны Борозенец С. Н. встретил в Германии на аэродроме Рехлин к северу от г. Берлин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за геройский подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, лейтенанту Борозенцу (Боразенец, так в Указе ВС СССР) Степану Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжил службу в Вооружённых Силах СССР. В сентябре 1945 года 569-й штурмовой авиационный полк был перебазирован из Рехлина в Польшу на аэродром Бжег (Бриг), где находился до конца 1945 года. Затем личный состав полка, оставив свои самолёты, был перебазирован в Закавказский военный округ на аэродром Насосная севернее г. Баку Азербайджанской ССР. Новая матчасть (самолёты Ил-2) были получены в пути на авиационном заводе № 30 в г. Москве. В апреле 1946 года 199-я штурмовая авиационная дивизия была расформирована. Борозенцу С. Н., к тому моменту командиру эскадрильи, был предложен перевод на должность командира звена в 166-й гвардейский штурмовой авиационный полк 10-й гвардейской шад, базировавшийся на аэродроме Кутаиси Грузинской ССР и летавший на самолётах Ил-10. Занимал должности командира звена, зам. командира эскадрильи, командира эскадрильи.

В 1948 году Борозенец С. Н. окончил Тамбовские высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки лётчиков. В сентябре 1952 года поступил и в ноябре 1956 года окончил командно-штабной факультет Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина. В период учёбы летал на самолёте МиГ-15. После окончания академии Борозенец С. Н. был направлен в 230-й бомбардировочный авиационный полк 32-й бомбардировочной авиационной дивизии Прикарпатского военного округа, базировавшийся на аэродроме Черляны юго-западнее г. Львов Украинской ССР и летавший на самолётах Ил-28, затем на Як-28. Занимал должности командира эскадрильи, зам. командира полка, командира полка.

С октября 1965 года переведен на должность офицера отдела боевой подготовки штаба 14-й воздушной армии в г. Львове. С лета 1967 года и по декабрь 1972 года проходил службу в Южной группе Войск (ЮГВ) на территории Венгрии, в г. Будапеште в должности старшего офицера отдела боевой подготовки штаба 36-й воздушной армии. С 1972 года по 1990 год проживал в г. Харькове Украинской ССР. Работал старшим преподавателем кафедры тактики в Харьковском высшем военном авиационном училище лётчиков (ХВВАУЛ). С марта 1978 года полковник Борозенец С. Н. — в запасе.

Работал инженером в Харьковском проектном и научно-исследовательском институте ПромСтройНИИпроект. С 1990 года по 1995 год проживал в г Москве. Участник исторической части Парада Победы 9 мая 1995 года, состоявшегося в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В 1995 году по состоянию здоровья переехал в г. Чикаго (США) на лечение, где и проживал вплоть до своей кончины 26 августа 2016 года. На момент смерти являлся последним Героем Советского Союза, проживавшим на территории США.

Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
СаняДата: Вторник, 09 Октября 2018, 21.55.54 | Сообщение # 246
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
ВладС,
В сообщении
http://www.sgvavia.ru/forum/62-448-39243-16-1276692024
затерялись фотографии размещенные на стороннем хосте.
Володя, не мог бы ты восстановить фотографии из своего архива?
 
Авиация СГВ » 4-я ВА ВГК - форум частей и гарнизонов » БОЕВОЙ СОСТАВ и ОРГШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ » 8-й истреб. авиационный Бобруйский Краснознамённый корпус (История истребительной авиации СГВ)
  • Страница 9 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
Поиск:


SGVAVIA © 2008-2018
Хостинг от uCoz
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика