Модератор форума: Sokol, Шайтан  
Авиации СГВ форум » ДЕЛА МИРСКИЕ » ИСТОРИЯ » Они сражались за Родину (о В О В, о ІІ Мир. Войне, о подвигах наших советских солдат)
Они сражались за Родину
IrenДата: Суббота, 10 Февраля 2018, 11.47.01 | Сообщение # 511
Группа: Старейшина
Сообщений: 1965
Статус: Отсутствует
Вчера скончалась моя вторая двоюродная тетя, радистка. Ей исполнилось в январе 99 лет. Хуторова Анастасия Афанасьевна. На фото -она в середине. Царство ей Небесное!





Ирина Атрясова.Легница 71-75г.Школа 32"Б"кл.

Сообщение отредактировал Iren - Суббота, 10 Февраля 2018, 11.49.30
 
Tatjana4799Дата: Суббота, 10 Февраля 2018, 12.05.01 | Сообщение # 512
Группа: Поиск
Сообщений: 1998
Статус: Отсутствует
Цитата Iren ()
радистка. Ей исполнилось в январе 99 лет. Хуторова Анастасия Афанасьевна


Мои соболезнования. Царствие Небесное! Наградной в память...

 
дальтонДата: Понедельник, 12 Февраля 2018, 20.04.32 | Сообщение # 513
Группа: Старейшина
Сообщений: 829
Статус: Отсутствует
Сегодня День Рождения командарма 62 армии, отстоявшей Сталинград. Чуйков Василий Иванович.
Прикрепления: 7395319.jpg (106.5 Kb)


Валерий Жадаев.Легница 10341(учебка). Ключево-Бужиково
п.п. 74590. весна 78-80.
 
Галина_Дата: Понедельник, 11 Июня 2018, 14.28.33 | Сообщение # 514
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует
Арслан Сибгатуллин - 4 года "Священная война" Пока мы помним о них, они живы.



Dum spiro, spero
 
ВладСДата: Воскресенье, 29 Июля 2018, 13.14.48 | Сообщение # 515
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64640
Статус: Отсутствует
Как «мошка» победила стаю юнкерсов



В штабе Туапсинской ВМБ командиру «малого охотника» СК-065 старшему лейтенанту Сивенко задачу поставили коротко: довести до плацдарма, вошедшего позже в историю Великой Отечественной как Малая земля, конвой с боеприпасами – транспортник «Ахиллеон» и три шхуны. Снабжение «малоземельцев» оружием шло двумя этапами – из Туапсе в Геленджик и уже оттуда – на плацдарм. 23-летнему командиру морского охотника, входившего в 5-й дивизион сторожевых кораблей ОВРа Туапсинской ВМБ, предстояло доставить десантникам боезапас.




Командир легендарного "морского охотника" СК-065 Павел Павлович Сивенко
(10.12.1919 - 11.03.2015)


О транспортнике известно только то, что построен он был в 1869 году и давал «Ахиллеон» со всем напряжением изношенного мотора максимальный ход в 7 узлов, тогда как «малый охотник» на своих трех бензиновых двигателях ГАМ-34БС мог развивать 27. А в конвое скорость определяют по самому тихоходному кораблю, так что рейс по весеннему штормовому Черному морю обещал быть долгим и небезопасным. Вели охоту за советскими судами торпедные катера фашистов. В воздухе бесчинствовали самолеты люфтваффе. Как вспоминал впоследствии сам Сивенко, на подходе к Геленджику их атаковали два немецких шнелльбота. Однако командир, воевавший с первого дня Великой Отечественной, при обороне Одессы и Севастополя получил изрядный опыт противоборства и сумел сорвать торпедные атаки кригсмарине. Поставили дымовую завесу и вошли в порт.

Опытный катерник однако понял, что все только начинается, следует ждать воздушного налета: пилоты люфтваффе любили и умели атаковать внезапно. Поэтому приказал команде готовиться к отражению атаки с воздуха. Но предположить, что налетит свыше полусотни пикировщиков Ju-87, Сивенко не мог.

Атаковали «лаптежники» волнами: одни, отбомбившись, улетали, следом в небе над конвоем появлялись другие. Расклад для советских моряков был совсем не радужный, но бились они отчаянно: пушечным и пулеметным огнем заставляли заходивших на бомбежку уходить с курса.

В первой, утренней атаке, отбомбились восемь вражеских самолетов. Черноморцы сумели отбиться зенитным огнем. Затем налетели еще двадцать, в середине дня в небе появились уже тридцать пикирующих бомбардировщиков. Нападали группами по два-три самолета.

Как вспоминал Павел Сивенко, во время войны у него появилось замечательное умение маневрировать на воде. Он всегда чувствовал момент, когда в бою нужно скомандовать взять руль влево или вправо, или застопорить ход, что в той восьмичасовой битве сильно помогло. Осколками были повреждены мостик и рубка, моторы и орудия, разбита радиостанция. Почти все моряки получили ранения, но сражались. Из носового орудия вели огонь краснофлотцы Григорьев, Перевозчиков и Скляр. Старшине второй статьи командиру отделения минеров Григорию Куропятникову осколками оторвало руку выше локтя, посекло голову и грудь, однако заметив, что на корме загорелись дымовые шашки, располагавшиеся аккурат над глубинными бомбами, он сумел доползти до них, перегрызть крепление и спихнуть их в море, устранив опасность взрыва. Место старшины у пулемета ДШК занял помощник командира Яков Мазлер. Он стрелял, пока не получил тяжелое ранение. Его заменил боцман Антоненко, которому в том бою досталось шесть осколков. Когда с пулемета сорвало крышку барабана, заменил ее обрезком жести и вел огонь дальше.

Флажный фал перебило, но раненый матрос Потапов срастил концы и снова поднял флаг. Взрывной волной за борт выбросило подносчика патронов краснофлотца Марочко – он чудом сумел взобраться на катер и продолжал подавать боеприпасы.

Взрыв у самого борта 500-кг авиабомбы вывел из строя все механизмы. Корпус катера получил сотни пробоин под водой. Механик Калашников сумел быстро исправить средний и правый двигатели.

В том бою катерники сбили два пикирующих бомбардировщика. Фашисты так и не смогли потопить транспорты с оружием – оно было доставлено на Малую землю.

После того, как окончательно отогнали пикировщиков, моряки начали заделывать пробоины – крен корабля стал угрожающим, и раненому главстаршине Калашникову и мотористу пришлось в заполненном водой трюме исправлять наиболее опасные повреждения.

Как позже подсчитали моряки, немцы сбросили на их «охотника» более ста бомб. Потом, уже вернувшись в Геленджик и первым делом сдав раненых в госпитали, составили опись повреждений героического катера: левый двигатель работал с перебоями, форштевень и левая скула корпуса разбиты, трубопроводы пробиты во многих местах. Насчитали 1600 полученных при бомбежках пробоин. В геленджикском порту катер наскоро подлатали, и весь в «заплатках» корабль в пятибалльный шторм потихоньку отправился в базу, откуда его прямиком направили на ремонт в Сочи.

Как вспоминал Павел Петрович, за всю войну его экипаж потерял только одного человека – в госпитале Геленджика умер от тяжелых ран его помощник Яков Мазлер.

Из того боя катерники вышли победителями – они не только сумели действенно противостоять превосходящим силам противника, но и выполнили поставленную задачу – доставили оружейный конвой до порта назначения. Несмотря на серьезные ранения людей и повреждения корпуса корабля.

Старшину второй статьи Григория Куропятникова наградили «Золотой звездой» Героя Советского Союза. А о старшем лейтенанте Сивенко как-то позабыли. Он, впрочем, не был в особой обиде – воевал ведь не за награды. Так бы все и ушло в безвестность, не узнай о том героическом бое американцы. По одним данным, в марте 1943-го на Черноморском флоте был журналист из США и, впечатленный подвигом краснофлотцев, самым подробным образом описал все его перипетии. По другим источникам, сведения о бое «мошки», так по-свойски звали на флотах катер этого проекта, получил какой-то военный представитель армии союзников и направил доклад в Пентагон. А суть в том, что президент Соединенных Штатов наградил советского катерника и еще девятерых моряков орденом «За выдающиеся заслуги», вторым по статусу для офицеров военно-морских сил США. К слову, в Штатах говорят, что это награда генералов и полковников. Так что старший лейтенант Сивенко оказался редчайшим исключением из правила.

22 июня 1943 года американский посол Уильям Стендли ввиду отсутствия награжденных советских офицеров в Москве передал ордена наркоминделу Вячеславу Молотову. В сопроводительном документе говорилось: «Посол У. Стендли от имени Президента Соединенных Штатов Америки имеет удовольствие наградить орденом «За выдающиеся заслуги» старшего лейтенанта ВМФ СССР Павла Павловича Сивенко. Основание: за выдающуюся службу в качестве командира сторожевого катера Черноморского флота. Павел Сивенко – участник героических боев под Одессой, Севастополем и Новороссийском. Под отважным руководством старшего лейтенанта Сивенко проведен беспримерный бой сторожевого катера с большой группой бомбардировщиков противника, отконвоировано более ста кораблей, артиллерийским огнем сбито три самолета и повреждено шесть самолетов за время войны. Отважный и решительный офицер своими заслугами перед страной полностью подтверждает лучшие традиции советского военно-морского флота».

После того как в штабе узнали об американской награде командира СК-065, начали срочно наводить справки – кто таков старлей Сивенко. В Сочи, где «охотник» стоял на ремонте, приехал адъютант начштаба ЧФ с приказом прибыть к контр-адмиралу Елисееву. Иван Дмитриевич спросил у катерника, почему тот не надел свои награды, на что Сивенко ответил, что постоянно в море и случая не было получить. В наградном отделе ему вручили орден Красного Знамени и две медали – «За оборону Одессы» и «За оборону Севастополя». После чего адмирал Елисеев достал из сейфа и американскую награду.

В советском военно-морском флоте гвардейское звание присваивали кораблям первого и второго рангов, воинским частям и соединениям. Но я держал в руках слепую от времени копию приказа № 263 от 25 июля 1943 года наркома ВМФ СССР Николая Кузнецова о присвоении СК-065 звания гвардейского. Случилось это впервые в советской военной истории, когда корабль четвертого ранга был удостоен такой высокой чести. Гвардейское знамя вручали 11 марта 1944 года.

За военные годы экипаж «охотника» СК-065 прошел 32 тысячи миль, уничтожил три юнкерса и подбил еще шесть, об этом есть подтвержденные записи в вахтенном журнале, отконвоировал 117 транспортов. После начала наступления под Новороссийском катер принимал участие в высадках десанта почти во всех боевых операциях на Черном море.

Иван ДРАГОМИРОВ

https://vpk-news.ru/articles/44065


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
СаняДата: Суббота, 04 Августа 2018, 18.06.12 | Сообщение # 516
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Пластуны: почему этих казаков все боялись



Пластуны – выходцы из Запорожской Сечи: там, в низовьях Днепра, они оттачивали свое мастерство и закаляли характер. Название «пластун» выводят из украинского слова «пластувати» – ползти, но некоторые полагают, что это имя пошло от казака по прозвищу Пластун.

Со временем пластуны сформировались в особые воинские подразделения, выполняющие широкий спектр сложных и опасных задач – от разведки до диверсий в тылу врага. На рубеже XVIII и XIX пластунские отряды уже входят в состав Черноморского казачьего войска, а вслед за этим становятся неотъемлемой частью Кубанского казачества, где несут важную службу по охране южной границы Российской державы. Именно на Северном Кавказе сформировался легендарный тип пластуна, который заставил считать себя не иначе как предтечей современного спецназа.

Характер

Даже в те времена, когда пластуны не считались казачьей элитой, попасть в их ряды мог далеко не каждый. Чаще всего специальность пластуна передавалась по наследству или же ими становились казаки с малых лет прислуживающие опытным бойцам. Но и этого было недостаточно. Будущий пластун должен был обладать не только физической силой и крепким здоровьем, но и определенными чертами характера – выдержанностью и хладнокровием, а также быть неприхотливым в быту, выносливым в походе и терпеливым в бою. Не каждый сможет часами напролет сидеть в студеной воде или под палящим солнцем. Горячий нрав и яркая внешность могли сгубить пластуна – неслучайно это был преимущественно спокойный и малоприметный народ.

Навыки

Пластунам приходилось выполнять гораздо более широкий круг обязанностей, чем другим воинским подразделениям. Они были следопытами и разведчиками, диверсантами и стрелками, им необходимо было знать артиллерийское и саперное дело, искусно лазить по горам и плавать в бурных реках, более того, война заставила их овладеть навыками ведения рукопашного боя.

Долгий процесс обучения военному ремеслу был залогом выживания пластуна в условиях постоянных набегов горцев и суровой Кавказской природы. В пластунском лексиконе даже появились новые термины, характеризующие боевые действия казаков: «выстрел на хруст» – способность поражать любую цель при плохой видимости или ее отсутствии, «волчья пасть» – умение провести молниеносную разящую атаку или «лисий хвост» – искусство заметать свои следы при возвращении с задания.

Снаряжение

Одежда, которую носили казаки-пластуны была максимально легкой, удобной и не броской, чтобы не мешать скрытности, маневренности и быстроте передвижения. Потрепанная черкеска, обветшалая папаха с башлыком, кожаные чувяки делали пластунов весьма похожими на коренных обитателей предгорий Кавказа, что очень хорошо маскировало их перемещения. На поясе у пластуна, как правило, висел длинный кинжал, пороховница и мешочек для пуль, а в руках он держал дальнобойный штуцер. Незаменимым предметом для казака была нагайка, использовавшаяся и в бою, и для погона лошадей, и в охоте.

Война

Пластунские подразделения принимали участие практически во всех войнах, которые вела Российская империя, начиная от Русско-турецкой войны 1787-1791 годов и заканчивая Первой мировой. Однако потребовалось пол столетия, чтобы успешно воюющая пластунская пехота была введена в штат русской армии. Это произошло в 1842 году.

В некоторых ситуациях пластуны имели явное преимущество перед регулярной пехотой: их умение бесшумно и внезапно подкрасться к противнику, запутать следы или выстроить хитроумные ловушки не раз помогали русской армии одерживать важные победы. Так, в ноябре 1855 года в период Крымской войны пластуны под покровом ночи ликвидировали неприятельскую мортирную батарею, доставившую русским много проблем, попутно перебив в ближнем бою значительную часть противника и захватив с собой три орудия.

Герои

История нам оставила немало славных имен казаков-пластунов, об их храбрости и подвигах слагались легенды и песни. Одна из наиболее ярких героических страниц связана с обороной Сарыкамыша в 1915 году. Отборные турецкие войска предприняли масштабное наступление в районе этого приграничного городка, и в ожесточенных боях русские постепенно сдавали свои позиции. На помощь защитникам Сарыкамыша подошел казачий полк в составе которого была 2-я пластунская бригада генерала И.Е. Гулыги.

В тяжелейших погодных условиях при 30-градусном морозе и сугробах по пояс пластуны ночным броском атаковали и захватили штаб турецкой пехотной дивизии. У подножья горы произошла жестокая и молчаливая рукопашная схватка, в которой казаки положили около 800 турецких солдат и офицеров. Этот момент стал переломным в битве за Сарыкамыш, а генерал Гулыга за успешную операцию был награжден Георгиевским оружием и Орденом Святой Анны 1-й степени.

Судьба

После Октябрьской революции пластуны повторили судьбу казачества в целом. Политика Советской власти была направлена на постепенное уничтожение этого благородного сословия. Голод, расказачивание, репрессии – методы Военного коммунизма – вынудили одних организовывать повстанческие отряды, а других эмигрировать за рубеж.

Тем не менее, в годы Великой Отечественной войны пластуны последний раз громко о себе заявили. В составе 9-й пластунской стрелковой дивизии они участвовали в Висло-Одерской, Моравско-Остравской, Пражской и других операциях, освобождали Краков, Ратибор, Троппау, а закончили войну под Прагой. Высоко оценили боеспособность пластунов и на Западе. Казаки посодействовали формированию морской пехоты США и Иностранного легиона Франции. И, конечно же, они заложили основы подготовки отрядов специального назначения в России.

https://cyrillitsa.ru/past....al.html


Qui quaerit, reperit
 
ВладСДата: Воскресенье, 05 Августа 2018, 09.08.35 | Сообщение # 517
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64640
Статус: Отсутствует
Первый в истории авиации таран наземной цели


(10.08.1911 - 5.08.1938)

Михаил Анисимович Ююкин — советский лётчик, батальонный комиссар 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Погиб во время боевого вылета. Совершил первый в истории авиации таран наземной цели.


Скоростной бомбардировщик СБ. На самолете этого типа совершил таран экипаж М. А. Ююкина

М. А. Ююкин родился 10 августа 1911 года в селе Гнилуша Землянского уезда Воронежской губернии. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу (1936) и Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. Служил в частях ВВС военкомом эскадрильи, затем бомбардировочного авиаполка.

Подвиг

5 августа 1939 года в разгар советско-японского конфликта на Халхин-Голе М. А. Ююкин на бомбардировщике СБ в составе группы самолётов 150-го бомбардировочного авиаполка проводил бомбардировку тыловых позиций японской армии в районе города Халун-Аршан. Уже после окончания бомбометания левый двигатель его самолёта был поражен огнём зенитной артиллерии. Ююкин попытался скольжением вправо сбить пламя. Поняв, что самолёт теряет высоту и до линии фронта (примерно 20-30 км) не долетит, он приказал экипажу — стрелку-радисту П. Разбойникову и штурману А. Морковкину, — покинуть корабль и направил горящий бомбардировщик в скопление японских войск. Александр Морковкин успел прыгнуть с парашютом и, счастливо избежав пленения, через сутки вернулся в расположение части. Михаил Ююкин и Пётр Разбойников погибли.

"Советские бомбардировщики выходили на цель. Кругом рвались шрапнели вражеской зенитки. Клочья чёрного дыма ложились то ниже, то выше самолетов. Вот сбросил бомбы на врага командир Бурмистров. Следом за ним вышел на цель комиссар Ююкин. Смертельный груз сброшен. Левым разворотом комиссар отводит свою машину, чтобы уступить место другим. В это время у его левого мотора раздался взрыв и брызнуло яркое пламя: прямое попадание шального снаряда зенитки. Комиссар принимает решение: чтобы сбить огонь, он делает скольжение вправо, летчик дает время своему экипажу приготовиться к прыжку. Стрелок тов. Разбойников — один из лучших людей части — сбрасывает маску и поднимается с места, но, увидев, что самолет над территорией врага, садится обратно. На соседних самолетах товарищи видели, как комиссар железной рукой развернул горящий самолет и резким пикированием направил его в самую гущу скопления противника.", — Газета «Сталинский сокол», август 1939 г.

В августе 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм и образцовое выполнение боевого задания командир корабля, батальонный комиссар Михаил Ююкин был награждён орденом Ленина, а члены его экипажа штурман старший лейтенант Александр Морковкин и стрелок-радист старшина Пётр Разбойников — отмечены орденами Красного Знамени.

Легенды и факты

- Экипаж М. А. Ююкина совершил первый в истории авиации таран наземной цели.
- Однополчанином Михаила Ююкина во время боёв на Халхин-Голе был лётчик Николай Гастелло, совершивший знаменитый «огненный таран» 26 июня 1941 года .
- До сих пор весьма распространено устойчивое заблуждение, что спасшимся штурманом в экипаже М. Ююкина был именно Николай Гастелло.
- Существует расхожее мнение, что Ююкин направил падающий самолёт во вражеский дзот. Это художественный вымысел. Ююкин направил горящий бомбардировщик в скопление вражеских войск. Свидетельств, куда конкретно упал самолёт Ююкина, нет.

Память

В родном селе Михаила Ююкина Гнилуша Семилукского района Воронежской области установлен бюст героя и его именем названа одна из улиц.



С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
СаняДата: Воскресенье, 05 Августа 2018, 16.37.10 | Сообщение # 518
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Воздушный мост над Ладогой. Забытый подвиг советских летчиков (2018)

Эти продовольственные воздушные караваны из десятков Ли-2 шли над Ладогой на высоте нескольких метров, чтобы добраться к Ленинграду без потерь. Воздушная "дорога жизни" спасла блокадный Ленинград осенью 1941 года.
Первыми были "мобилизованы" 50 гражданских самолетов Ли-2. Они спешно довооружались турелью с пулеметом УБТ и двумя ШКАСами в бортовой части фюзеляжа. Для облегчения с самолетов убирали системы отопления, крепления кресел, десантные приспособления и даже инструменты.
Вылеты совершались прямо из Москвы. В начале грузы были только сугубо военные, но когда на Ладоге "встала" навигация, а для грузовиков лёд был еще тонок - пошли продовольственные грузы. Первый фильм про данный эпизод начала войны.



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 25 Августа 2018, 14.19.28 | Сообщение # 519
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
http://kursk-75.mil.ru/



Qui quaerit, reperit
 
Галина_Дата: Суббота, 25 Августа 2018, 15.41.47 | Сообщение # 520
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует


Dum spiro, spero
 
СаняДата: Среда, 29 Августа 2018, 19.16.06 | Сообщение # 521
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
В болоте в Новгородской области обнаружен американский истребитель времён войны

Поисковики в Новгородской области обнаружили в болоте разбившийся американский истребитель времён Великой Отечественной войны, который был доставлен в СССР по ленд-лизу. Внутри были найдены останки советского лётчика.



«Фрагменты P-40 Kittyhawk найдены на болоте Ястребец в Поддорском районе области», — приводит Интерфакс слова представителя поисковой экспедиции «Долина».

Истребитель ушёл в болото примерно на 4,5 метра. Удалось поднять останки лётчика и номерные агрегаты самолёта.

Лётчиком оказался старший сержант Геннадий Васильевич Шичков 1921 года рождения, который пропал без вести 5 марта 1943 года. Поисковики нашли сводную сестру погибшего.

https://russian.rt.com/russia....rebitel


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Пятница, 31 Августа 2018, 08.52.28 | Сообщение # 522
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
В Финляндии охотник заботится о могиле советского летчика

В Финляндии потомственный охотник заботится о могиле погибшего советского летчика Валентина Голубева. В России о нем знают мало…



В один из недавних «охотничьих» визитов в Финляндию финские коллеги познакомили меня с удивительным человеком.

Гражданин Финляндии Вилхо Конттинен из Ристиярви видел крушение советского истребителя 26 февраля 1940 году, собрал останки пилота, и заботился о могиле в течение всех этих лет.

Сейчас потомственному охотнику В. Конттинену 94 года.

История Советско-Финской войны 1939-1940 года напоминает о трагедии словами А.В. Cуворова: «войну нельзя считать законченной, пока не похоронен последний погибший солдат».

Я побывал на месте захоронения, могила советского военного летчика находится на опушке леса, огорожена, местные жители ухаживают за ней.

Из более молодых охотников приведу в пример Пааво Ромппайнена – с ним я познакомился еще на Российско-Финляндском культурном форуме, неоднократно приезжал к нему по приглашению на «бобра» в местечко Сейняйоки, что недалеко от Оулу, да и сам Пааво неоднократно охотился в России.

Все это время мы общались на английском и финских языках.

Нас сперва сблизили охотничьи интересы, а потом вышло и более широкое сотрудничество на культурном поприще.

Наш коллега – охотник из Финляндии Матти Сало тоже причастен к этой истории. Его жена Марья Пиккарайнен (теперь Сало) родилась в Ристиярви, а ее отец Рейно, рожденный в 1941 году рассказал зятю о катастрофе.

Семья Рейно жили в Калиокоски, недалеко от железнодорожного моста и станции Контиомяки. Железная дорога от Контиомяки до Хюринсалми и железнодорожный мост были очень важным соединением для финской армии, которая воевала против Красной Армии в местечке Суомуссалми, где из-за ошибок командования, проблем со снабжением и сложных метеоусловий в конце 1939 – начале 1940 гг. были разбиты две советских дивизии. Маленькому Рейно рассказали эту историю очевидцы событий – его родители.

А история эта начиналась так.

Валентин Иванович Голубев, младший лейтенант ВВС РККА в возрасте 22 лет погиб 26 февраля 1940 года при бомбардировке железнодорожного моста у озера Ристиярви, одноименного населенного пункта и перекрестка дорог.

Истребитель И-153 c номером 6820 упал южнее, в районе железнодорожной станции Контиомяки (координаты: 64°20'17"N 28°6'51"E, вблизи дороги Е63, ближайшие города: Каяани, Оулу, Куопио), провинция Кайнуу, на востоке бывшей губернии Оулу, Финляндия.

Голубев получил приказ уничтожить железнодорожный мост Каллиокоски (Kalliokoski), а также защищать другие бомбардировщики во время бомбежки.

По данным РГВА значится, что летчик «не вернулся из боевого вылета 26 февраля 1940 года», а в донесении, поданном по команде, говорится, что командир звена видел падение самолета И-153 № 6820, который после сброса двух авиабомб вспыхнул, и разбился, причем зенитного огня с земли не было, воздушного боя с финскими летчиками тоже.

Есть версии падения, в том числе от очевидцев-финнов, наблюдавших бомбометание с земли, будто Голубева сбили пулеметным огнем свои же.

Альтернативная: на самолете произошел самоподрыв одной из прикрепленных к подкрылкам авиабомб. По версии наших летчиков, участвовавших в бомбометании, Валентин Голубев вошел в пикирование, сбросил две ФАБ-50 (пятидесятикилограммовые фугасные авиабомбы), но потом внезапно вспыхнул, и упал на землю недалеко от дороги.

После рассказов финских охотников мне пришлось досконально изучить открытые источники в России по этому военному эпизоду, и, конечно, здесь не обошлось без помощи представителей российских поисковых отрядов, историков и заинтересованных лиц.

Как полагают в России, на самолете взорвались оставшиеся на борту две авиабомбы АО-8 (весом 7-8 кг), либо загорелась бензопроводка. Но версия не выдерживает критики по техническим соображениям.

Это была довольно надежная машина: число боевых вылетов на одну потерю для И-15бис, И-153 и И-16 оказалось наибольшим среди всех типов использовавшихся на фронте боевых самолетов как в советско-финскую, так и в ВОВ за время эксплуатации самолетов этого типа, а с 1938 по 1941 всего их было изготовлено 3437 единиц.

И, тем не менее, если уточнить, что массовое производство И-153 началось только с осени 1939 года, а первый испытательный полет произведен в августе 1938 года, говорить о какой-либо серьезной опытности летчиков в обращении именно с этом машиной, не приходится.

Финские охотники в приватных разговорах склоняются к недостатку опыта у советского военлета, и эта версия тоже отрабатывается. Финны говорят, что «всех лучших летчиков» советы расстреляли в 1937 году; для нас, в России, эта информация звучит банальностью.

Вот, что удалось выяснить мне в России после инициативной встречи на охоте в Финляндии, в месте захоронения советского пилота.

Голубев фактически воевал с начала 1940 года - летал на истребителе И-153, которые к началу финской кампании начали поставлять в войска.

Бипланы (два крыла) И-153, спроектированные как модификация истребителя И-15 в КБ Поликарпова, называли «чайками» - главным образом за форму крыльев и фюзеляжа (кабина летчика с прицельным приспособлением располагалась именно в выемке у основания крыльев), эти машины, даром, что истребители, могли нести несколько авиабомб.

Самолеты считались и штурмовиками, и истребителями, поскольку их боевая нагрузка включала до 150 кг авиабомб, а из скорострельного вооружения – две синхронные малокалиберные пушки и пулемет ШКАС.

При том, что самолеты не имели бронирования жизненно-важных частей, они могли нести бомбы типов АО- 8, АО-10, АО-15 и другие. Авиабомбы того времени представляли собой переделанные артиллерийские снаряды, к которым в хвостовой части дополнительно приваривали стабилизатор – для вертикального пикирования.

Интересно почему люди, чью землю бомбил советский летчик Валентин Голубев, посчитали необходимым сохранить о нем память, и ухаживать за его могилой? Я задал эти и другие вопросы финским охотникам.

В окрестностях Контиомяки могилу знает и стар, и млад. С 1940 года прошло уже 78 лет, это большой срок для истории одного поколения. Ведь мы понимаем, что прямых наследников, родственников «первой очереди» уже нет и прямых потомков летчика, с учетом его возраста, возможно, тоже.

Вилхо Конттинен – очевидец событий и Матти Сало, которому передали информацию родственники, охотно рассказали, что обломки самолета лежали на месте крушения, в стороне от проезжей дороги, вплоть до 60-х годов ХХ века, напоминая немым укором о судьбе летчика.

В региональной и даже «главной» прессе Финляндии, телерепортажах, об этом говорилось неоднократно, и, что интересно, в Советской России как это не прискорбно констатировать, о погибшем летчике почти сразу забыли.

Да и кому о нем было вспоминать – жертв советско-финской или «зимней», как ее называют финны, войны было много. У нас в России, вообще не принято ценить людей. Зато в Финляндии к таким вопросам истории и памяти совершенно иной подход.

Наверное поэтому, да и еще и по охотничьим интересам - случайному обстоятельству личного знакомства мы сегодня и знаем о могиле нашего летчика Валентина Ивановича Голубева, 1918 года рождения.

Финны бережно ухаживают за могилой, и сегодня хотят установить советскому летчику памятный знак с «расшифровкой» на трех языках – финском, русском, английском. Подобное памятники сегодня есть на территории Карельского перешейка, к примеру, в окрестностях н.п. Барышево Выборгского района, Ленинградской области, где мне приходится бывать.

Это место буквально полито кровью финских и советских солдат, в 1940-м и 1944-м годах на переправе Вуосалми проходили жестокие бои. На месте разрушенной церкви Яюряпяя (сегодня окрестности Барышево) установлены памятные знаки совместными усилиями финских и российских деятелей.

Охотник Пааво Ромппайнен и другие его земляки рассказывают, что делом поиска родных летчика и сведений о нем занимались еще их отцы, искали информацию в архивах; таким образом, у общества непрофессиональных финских поисковиков давняя история, связанная с нашим летчиком, и существует даже преемственность поколений, объединенных одной целью.

Но для финских охотников, историков и краеведов существует одна серьезная и естественная преграда – языковой барьер.

«Кто ты, Валентин Иванович?», - так ставят вопрос финны, так же спрашивает меня наш охотничий коллега П. Ромппайнен.

«Твое имя напоминает русское, но генетические исследования доказывают, что ты был украинцем. Мы хотели бы также выяснить, остались ли у него родственники, и знают ли они, что Валентин был похоронен вблизи места крушения самолета 27.2.1940 г.», - это буквально прямая речь из нашего насыщенного общения.

Финны также хотят поставить надгробный камень с фотографией, как здесь говорят, в «советском стиле». Все понимают, что дальнейшее выяснение истории летчика без участия российской стороны практически невозможно. Выгода, получаемая российской стороной это основательное выяснение данного случая.

Финны выходили на наших поисковиков, но большого толка не случилось, кроме разбросанных в разных местах интернета кличах о поиске родных летчика и его анкетных данных, дальше продвинуться не удалось.

Более того, в скромных по информативности объявлениях, многократно растиражированными на разных сайтах уже моими согражданами, есть фактические ошибки.

Мы провели свое исследование, и начали поиск с максимально возможного по точности определения служебного пути Валентина Ивановича 1918 года рождения, чтобы получить ответы из архивов.

Еще один предпринятый нами путь - запрос в военкоматы, по месту возможного призыва. Обычно в военкоматах есть «книга призыва», в которой отслеживается весь путь призывника (по ней находят наших фронтовиков времен Великой Отечественной войны). Самое главное, найти откуда был призыв...

Знаем, что летчик В.И. Голубев воевал на северо-западе Карельского перешейка. Сделали официальный запрос в Государственный Архив Министерства Обороны для установления сведений о мл. лейтенанте Голубеве В.И, предварительно выяснив все его перемещения по службе со времени поступления во 2-ю военную школу летчиков (ВШЛ) в феврале 1938 года.

Позднее 2-я ВШЛ, которую в свое время закончил Валерий Чкалов, стала Борисоглебским ВВАУЛ им. В.П. Чкалова. Мы инициировали поиск анкетных данных мл. лейтенанта Голубева и там.

Выяснилось, что большинство летчиков приходили в такие школы после окончания курсов пилотов и летных техников Осавиахима, подразделение которых также было в Борисоглебске, и на курсы брали как школьников старших классов, так и рабочих – без отрыва от производства. С присвоением по окончании курсов квалификации «пилот запаса». Среди них были и девушки.

Большинство молодых летчиков, закончивших в 1938 году 2-ю ВШЛ в Борисоглебске шли именно таким проторенным путем, а выпуск 1938 года составил 222 человека, среди которых и был Голубев.

Таким образом, мы установили, что В.И. Голубев, 1918 года рождения по призыву в Красной армии не служил. Ибо в 1936 году вышло очередное постановление СНК СССР о военной службе, согласно которому молодые люди призывались в РККА с 19 лет. Поэтому Голубев, в силу возраста, не мог служить с «рядового» уровня солдата, он сразу поступил на курсы пилотов-техников, а, закончив их – в 2-ю ВШЛ.

Затем его путь также удалось отследить (за эту поисковую работу отвечали мы в России, в частности мои коллеги из поискового отряда «Ленпех-Петергоф», членом которого я являюсь) по различным документам, архивным сводкам и формулярам авиаполков.

15 января 1940 года полк, в котором служил Голубев, получил приказ перебазироваться на аэродром Реболы для поддержки действий сухопутных дивизий, герои которых, как мы знаем, замерзали без надлежащего снабжения в районе Суомуссалми.

Именно на 80-м сап (сводный авиаполк) лежала задача защищать и снабжать по воздуху попавшие в окружение части. Для этого полку были оперативно подчинены две истребительных авиаэскадрильи 152 иап (истребительного авиаполка).

Из Реболы, со льда озера Лексозеро, совершил свой последний боевой вылет младший лейтенант Голубев.

Представляется важным рассказать о вызывающей уважение инициативе финских охотников – наших коллег, установить дальних родственников летчика, рожденного в 1918 году, погибшего на финской территории 26 февраля 1940 года, хотя бы в год столетия со дня его рождения.

Готов информировать о продвижении в этом направлении поиска родных погибшего пилота, память о которым сохраняют в Финляндии наши коллеги-охотники.

Андрей Кашкаров

https://www.ohotniki.ru/hunting....ign=605


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Воскресенье, 02 Сентября 2018, 17.12.02 | Сообщение # 523
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
«Воином стану, да еще каким!»: 100 лет партизанке Лизе Чайкиной



100 лет назад родилась партизанка Лиза Чайкина, советская разведчица и агитатор, казненная фашистами. О ее работе и гибели вспоминает «Газета.Ru».

Елизавета Чайкина родилась 28 августа 1918 года в деревне Руно в Тверской губернии. Когда подросла, вместе с родителями вступила в колхоз. В 14 лет стала комсомолкой, а в 15 ее назначили заведовать избой-читальней. В 1939 году Чайкина была избрана секретарем райкома комсомола Пеновского района Тверской области. В начале 1941 года Лизу направили на областные курсы партийных и комсомольских работников в город Калинин (ныне Тверь).

Во время Великой Отечественной войны Лиза продолжала работать секретарем райкома. Он превратился в своеобразный штаб — поднимал молодежь на уборку урожая, мобилизовал на транспортировку и строительство оборонительных укреплений, организовывал кружки по изучению оружия и военной техники.

Как и другие девушки и юноши, Лиза научилась метко стрелять и бросать гранаты.

«Учусь стрелять из винтовки, бросаю гранаты, скоро доберусь до пулемета, — писала она подруге. — Посмотришь, воином стану, да еще каким!».

В начале октября организованный недавно истребительный отряд, куда входила Лиза, преобразовали в партизанский. Лиза неоднократно ходила в разведку. Как местная жительница, знающая каждую тропинку, она переправляла в тыл врага советских разведчиков.

Основным ее занятием, впрочем, была агитационная работа. Девушка ходила по деревням, распространяла листовки и газеты. В середине ноября она получила от начальника отряда брошюру и доклад Сталина о 24-й годовщине октябрьской революции. Распространение этих текстов в оккупированных фашистами деревнях стало главным заданием Лизы.

Несколько раз девушка попадала в засаду, но успешно отстреливалась и возвращалась в отряд. Так, однажды она едва не попала в руки фашистов, находясь в разведке с еще одним партизаном, 15-летним Васей Тихомировым. Они наткнулись на танковую колонну, которая остановилась рядом с притаившимися ребятами. Солдаты выбрались из люков, устроились на траве. Один из офицеров спустился к реке умыться. Его-то и застрелила Лиза. А подоспевшие партизаны устранили большинство оставшихся бойцов.

Лиза часто пробиралась в деревни, рассказывала местным жителям о положении на фронте, говорила, что заявления немцев о захвате Москвы — обман.

«Красная Армия победит, придет конец фашистскому гнету. Помогайте партизанам бороться с врагом, не давайте хозяйничать фашистам в нашем советском доме», — призывала она.

22 ноября Лиза отправилась в деревушку Пено — узнать численность вражеского гарнизона. На ночь она осталась на хуторе Красное Покатище у своей подруги Маруси Купоровой. Казалось, что ее прихода никто не заметил, но это было не так.

Лизу засек староста деревни, по словам лизиной боевой подруги Клавдии Тяпиной — «бывший конюх... Которого еще до войны судили за воровство». Он доложил о ее появлении фашистам.

Немцы ворвались в дом Купоровых и расстреляли семью — мать Маруси, потом брата и саму Марусю. Лизу же взяли в плен и увезли в Пено. От хутора Красное Покатище до поселка Пено девушка шла босая, натыкаясь на смерзшиеся комья снега, не проронив ни единого слова.

В штабе Лизу били прутьями, пытали, но не смогли добиться от нее ничего — она даже не назвала своего имени. Тогда фашисты согнали народ на площади в Пено, комендант требовал у жителей назвать имя партизанки. Ее выдала местная торговка самогоном.

«Да это ж Лизка Чайкина, ихний комсомольский вожак», — сказала она.

Лизу казнили в тот же день, на глазах у жителей. Не повесили, как это обычно делалось, а расстреляли. По словам очевидцев, перед смертью она успела крикнуть слова о вере в Сталина и в победу.

С места казни жители расходились молча. Семнадцать дней тело партизанки лежало у водокачки, его усиленно стерегли, и все-таки оно исчезло. Товарищи по партизанскому отряду похоронили девушку между высокими соснами за железнодорожной насыпью.

6 марта 1942 года газеты сообщили, что за отвагу и геройство, проявленные в партизанской борьбе в тылу против немецких захватчиков, Елизавете Ивановне Чайкиной присвоено звание Героя Советского Союза.

Подвигу Лизы Чайкиной были посвящены цикл стихотворений, поэмы, роман советского писателя Николая Бирюкова. Ее имя носят улицы в России, Белоруссии, Казахстане, на Украине, в разных городах установлены памятники.

https://www.gazeta.ru/science/2018/08/28_a_11928505.shtml


Qui quaerit, reperit
 
Галина_Дата: Понедельник, 10 Сентября 2018, 13.38.17 | Сообщение # 524
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует


8 сентября , родилась Герой Советского Союза , командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка , гвардии майор НАТАЛЬЯ ФЁДОРОВНА МЕКЛИН (8.09.1922 -5.06. 2005 ) .

В годы Великой Отечественной войны сражалась на Южном , Северо-Кавказском , 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах , совершив , в общей сложности , 980 боевых вылетов .
После войны окончила Военный институт иностранных языков , проходила дальнейшую службу в 6-м Управлении Министерства обороны СССР старшим референтом-переводчиком .
После ухода в отставку работала в в Издательстве военно-технической литературы на иностранных языках сначала переводчиком , а затем редактором .
Являлась кавалером десяти боевых наград , среди которых три ордена Боевого Красного Знамени , ордена Ленина , Отечественной войны 1-й и 2-й степеней , Красной Звезды и медали «За боевые заслуги» , «За оборону Кавказа» , «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Среда, 12 Сентября 2018, 18.53.03 | Сообщение # 525
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Четверг, 20 Сентября 2018, 07.46.29 | Сообщение # 526
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Понедельник, 01 Октября 2018, 21.00.24 | Сообщение # 527
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует


Dum spiro, spero
 
ВладСДата: Четверг, 11 Октября 2018, 16.08.04 | Сообщение # 528
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64640
Статус: Отсутствует
Сегодня День рождения моего отца


Скрыпнюк Михаил Павлович (11.10.1903 - 5.03 1986). Фото 20.03. 1972

Из автобиографии

Родился 11 октября 1903 года в селе Перемышель Славутского района Хмельницкой области в семье рабочего-железнодорожника. Учился в сельской школе. В 1921 году закончил семилетку. В 1924 году вступил в комсомол. До призыва в армию работал на лесоразработках и на железной дороге. В 1925 году был призван в армию, где прослужил беспрерывно 30 лет. В армии в 1927 году вступил в партию. В 1930 году окончил военную школу и работал на различных офицерских должностях. Участвовал на фронтах Великой Отечественной Войны. В начале войны работал в штабе механизированного корпуса (26 МК), который входил в состав Западного фронта. В дальнейшем работал в штабе авиакорпуса (4 САК и 8 ИАК), входившего в Западный, 1-й и 2-й Белорусские фронты. В составе истребительного авиакорпуса участвовал в освобождении Белоруссии, Польши, штурме Кенигсберга, Берлинской операции. В штабе этого корпуса находился до конца войны. Имею правительственные награды: 5 орденов, 9 отечественных медалей и 2 польские медали. Уволен из армии по возрасту в 1954 году в звании подполковника. Нахожусь на пенсии.
После увольнения из армии работал секретарем партийной организации винсовхоза "Горячеводский", председателем сельского совета, выполнял различные партийные поручения. Продолжительное время работал пропагандистом. В настоящее время являюсь членом партийного бюро территориальной парторганизации. Состою членом Совета ветеранов революционной, боевой и трудовой славы. Выполняю задания по партийной линии и задания Совета Ветеранов.

п/п Скрыпнюк М.П. 31.01.81


Курсант кавалерийской школы Скрыпнюк М.П. Краснодар, 02.01.1929


Капитан Скрыпнюк М.П. 12 Кубанская Казачья Дивизия. Армавир, 15.02.1939


Капитан Скрыпнюк М.П. 26-й Мехкорпус. Западный фронт, 1941


Майор Скрыпнюк М.П. Генштаб. Москва, 08.07.1942


Подполковник Скрыпнюк М.П. 8 ИАК. Лигниц. 12.09.1947





С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
Галина_Дата: Вторник, 23 Октября 2018, 16.08.39 | Сообщение # 529
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует


В Москве, на станции метро «Партизанская», стоит памятник — пожилой бородатый мужчина в шубе и валенках вглядывается куда-то вдаль. Пробегающие мимо москвичи и гости столицы редко утруждают себя тем, чтобы прочесть надпись на постаменте. А прочитав, вряд ли что-то поймут — ну, герой, партизан. Но для памятника могли бы подобрать кого-нибудь и поэффектнее.

Но человек, которому установлен памятник, эффектов не любил. Он вообще мало говорил, предпочитая словам дела.

21 июля 1858 года в селе Куракино Псковской губернии в семье крепостного крестьянина родился мальчик, которого назвали Матвеем. В отличие от многих поколений своих предков, мальчик пробыл крепостным менее трёх лет — в феврале 1861 года император Александр II отменил крепостное право.
Но в жизни крестьян Псковской губернии мало что изменилось — личная свобода не избавила от необходимости тяжело трудиться день за днём, год за годом.

Выросший Матвей жил так же, как и его дед и отец, — когда пришла пора, женился, обзавёлся детьми. Первая жена Наталья умерла в молодости, и крестьянин привёл в дом новую хозяйку Ефросинью.

Всего было у Матвея восемь детей — двое от первого брака и шестеро от второго.

Менялись цари, гремели революционные страсти, а жизнь Матвея текла заведённым порядком.

Был он крепок и здоров — младшая дочь Лидия родилась в 1918 году, когда отцу стукнуло 60 лет.

Устоявшаяся советская власть стала собирать крестьян в колхозы, но Матвей отказался, оставшись крестьянином-единоличником. Даже когда в колхоз вступили все, кто жил рядом, Матвей меняться не захотел, оставшись последним единоличником во всём районе.

Ему было 74 года, когда власти выправили ему первые в жизни официальные документы, в которых значилось «Матвей Кузьмич Кузьмин». До той поры все звали его просто Кузьмичом, а когда возраст перевалил за седьмой десяток — дедом Кузьмичом.

Был дед Кузьмич человеком нелюдимым и малоприветливым, за что за глаза звали его «бирюком» и «контриком».

За упрямое нежелание идти в колхоз в 30-е мог Кузьмич и пострадать, однако беда прошла стороной. Видимо, суровые товарищи из НКВД решили, что лепить «врага народа» из 80-летнего крестьянина — это перебор.

К тому же дед Кузьмич обработке земли предпочитал рыбную ловлю и охоту, в которой был большой мастер.

Когда началась Великая Отечественная война, Матвею Кузьмину было почти 83 года. Когда враг стал стремительно приближаться к деревне, где он жил, многие соседи поспешили в эвакуацию. Крестьянин с семейством предпочёл остаться.

Уже в августе 1941 года деревня, где жил дед Кузьмич, была оккупирована гитлеровцами. Новые власти, узнав о чудом сохранившемся крестьянине-единоличнике, вызвали его и предложили стать деревенским старостой.

Матвей Кузьмин немцев за доверие поблагодарил, но отказался — дело-то серьёзное, а он и глуховат стал, и подслеповат. Речи старика гитлеровцы посчитали вполне лояльными и в знак особого доверия оставили ему его главный рабочий инструмент — охотничье ружьё.

В начале 1942 года, после окончания Торопецко-Холмской операции, неподалёку от родной деревни Кузьмина заняли оборонительные позиции части советской 3-й ударной армии.

В феврале в деревню Куракино прибыл батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии. Горные егеря из Баварии были переброшены в этот район для участия в планируемом контрударе, целью которого было отбросить советские войска.

Перед отрядом, базировавшимся в Куракино, была поставлена задача скрытно выйти в тыл к советским войскам, находящимся в деревне Першино, и внезапным ударом нанести им поражение.
Для осуществления этой операции нужен был проводник из местных, и немцы вновь вспомнили о Матвее Кузьмине.

13 февраля 1942 года его вызвал командир немецкого батальона, заявивший — старик должен вывести гитлеровский отряд к Першино. За эту работу Кузьмичу пообещали денег, муки, керосина, а также роскошное немецкое охотничье ружьё.

Старый охотник осмотрел ружьё, по достоинству оценив «гонорар», и ответил, что согласен стать проводником. Он попросил показать место, куда точно нужно вывести немцев, на карте. Когда комбат показал ему нужный район, Кузьмич заметил, что никаких сложностей не будет, поскольку он в этих местах много раз охотился.

Слух о том, что Матвей Кузьмин поведёт гитлеровцев в советский тыл, мигом облетел деревню. Пока он шёл домой, односельчане с ненавистью смотрели ему в спину. Кто-то даже рискнул что-то крикнуть ему вслед, но стоило деду обернуться, как смельчак ретировался — связываться с Кузьмичом и раньше было накладно, а теперь, когда он был в фаворе у фашистов, и подавно.

В ночь на 14 февраля немецкий отряд, который вёл Матвей Кузьмин, вышел из деревни Куракино. Они шли всю ночь тропами, известными только старому охотнику. Наконец, на рассвете Кузьмич вывел немцев к деревне.

Но прежде, чем они успели перевести дух и развернуться в боевые порядки, по ним вдруг со всех сторон был открыт шквальный огонь…

Ни немцы, ни жители Куракино не заметили, что сразу после разговора деда Кузьмича с немецким командиром из деревни в сторону леса выскользнул один из его сыновей, Василий…

Василий вышел в расположение 31-й отдельной курсантской стрелковой бригады, сообщив, что у него есть срочная и важная информация для командира. Его отвели к командовавшему бригадой полковнику Горбунову, которому он и рассказал то, что велел передать отец, — немцы хотят зайти в тыл к нашим войскам у деревни Першино, но он выведет их к деревне Малкино, где и должна ждать засада.

Чтобы выиграть время для её подготовки, Матвей Кузьмин всю ночь водил немцев окольными дорогами, на рассвете выведя их под огонь советских бойцов.

Командир горных егерей понял, что старик его перехитрил, и в ярости выпустил в деда несколько пуль. Старый охотник опустился на снег, окрасившийся его кровью…

Немецкий отряд был разбит наголову, операция гитлеровцев была сорвана, несколько десятков егерей были уничтожены, часть попала в плен. Среди убитых оказался и командир отряда, который застрелил проводника, повторившего подвиг Ивана Сусанина.

О подвиге 83-летнего крестьянина страна узнала почти сразу. Первым о нём рассказал военный корреспондент и писатель Борис Полевой, позже обессмертивший подвиг лётчика Алексея Маресьева.
Первоначально героя похоронили в родном селе Куракино, но в 1954 году было принято решение перезахоронить останки на братском кладбище города Великие Луки.

Удивителен другой факт: подвиг Матвея Кузьмина был официально признан фактически сразу, о нём писались очерки, рассказы и стихи, однако в течение более чем двадцати лет подвиг не был отмечен государственными наградами.

Возможно, сыграло роль то, что дед Кузьмич фактически был никем — не солдат, не партизан, а просто нелюдимый старик-охотник, проявивший великую силу духа и ясность ума.

Но справедливость восторжествовала. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Кузьмину Матвею Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

83-летний Матвей Кузьмин стал самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза за всё время его существования.
(с)


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 12.29.23 | Сообщение # 530
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует


Забайкалец, которого даже в армию не сразу хотел брать!!!

ГОРДИМСЯ НАШЕЙ ОБЩЕЙ ИСТОРИЕЙ, НАШЕЙ ОБЩЕЙ ПОБЕДОЙ!!!


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Вторник, 06 Ноября 2018, 14.21.10 | Сообщение # 531
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует
75 годовщина освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков

Освобождение Киева от немецко-фашистских захватчиков. Съемки 1943 года



Dum spiro, spero
 
ВладСДата: Среда, 07 Ноября 2018, 15.05.11 | Сообщение # 532
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64640
Статус: Отсутствует
Реконструкция военного парада 1941 года на Красной площади

7 ноября 2018 года на Красной площади проходит торжественный марш, посвящённый 77-й годовщине военного парада 7 ноября 1941 года. В нём принимают участие около 5 тыс. человек, а также сводный военный оркестр Московского территориального гарнизона. В реконструкции задействовано порядка 35 единиц исторической военной техники, в том числе танки, самоходные установки, легендарная боевая машина «катюша», пушки, бронеавтомобили и мотоциклы.



https://politikus.ru/video....di.html


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
Галина_Дата: Среда, 07 Ноября 2018, 22.25.48 | Сообщение # 533
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Среда, 14 Ноября 2018, 12.32.50 | Сообщение # 534
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует


14 ноября 1941 года с экипажем подводной лодки Л-2 погиб ее штурман, поэт Алексей Лебедев. Уходя в поход, он оставил жене стихи:

Не плачь, мы жили жизнью смелой,
Умели храбро умирать –
Ты на штабной бумаге белой
Об этом сможешь прочитать.

Переживи внезапный холод
Полгода замуж не спеши,
А я останусь вечно молод
Там, в тайниках твоей души.

А если сын родится вскоре,
Ему одна стезя и цель,
Ему одна дорога – море,
Моя могила и купель.


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Четверг, 15 Ноября 2018, 13.18.58 | Сообщение # 535
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует
Прот.Андрей Ткачёв Выжили и победили:Подвиг жителей блокадного Ленинграда



Dum spiro, spero
 
ВладСДата: Суббота, 24 Ноября 2018, 13.04.36 | Сообщение # 536
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64640
Статус: Отсутствует
Стоять насмерть. Пять русских подразделений, принявших неравный бой



МОСКВА, 24 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Крупные наступления не всегда идут так, как планировалось. Математический расчет соотношения сил и средств, намеченные сроки, изрисованные стрелками оперативные карты — все это может разбиться о горстку обороняющихся героев. РИА Новости рассказывает о случаях, когда небольшие подразделения принимали бой с многократно превосходящими силами противника.

Вдвоем против эскадры

Одна из самых ярких страниц истории русского Военно-морского флота времен Первой мировой — бой канонерских лодок "Сивуч II" и "Кореец II" с германской ударной эскадрой у острова Кихну в Рижском заливе 6 августа 1915-го. Канонерки в сумерках буквально нос к носу столкнулись с крейсером "Аугсбург" и двумя эсминцами V-29 и V-100. "Сивуч" и "Кореец" не имели приказа ввязываться в бой и попытались оторваться от преследователей. Но у тех было преимущество в скорости: эсминцы и крейсер догнали русские лодки, осветили их прожекторами и открыли огонь с дистанции в 25 кабельтовых (4,6 километра).

Немцы сосредоточились на "Сивуче" и сразу разбили ему кормовые орудия. Прикрывая отступающего, "Кореец" пошел на противника в лоб. Одним из выстрелов удалось сбить носовой прожектор на германском крейсере, и на какое-то время поле боя погрузилось в темноту.


Канонерская лодка Сивуч (II)

Однако прожектор быстро вернули на место. Луч выхватил из тумана силуэт "Сивуча". Командир "Аугсбурга" принял его за линейный крейсер "Слава" и вызвал подкрепление. Через 20 минут к месту боя подошли сразу семь германских эсминцев и линкоры "Нассау" и "Поезн", с ходу открывшие огонь по русскому кораблю из 280-миллиметровых орудий. Героически сражавшийся под командованием капитана второго ранга Петра Черкасова "Сивуч" продержался еще полчаса, нанеся повреждения крейсеру и эсминцу. Его расстреляли с близкого расстояния. "Корейцу" удалось выйти из боя и оторваться от преследования.

Закрепиться и удержать

Один из символов героической обороны красноармейцев в Великую Отечественную — бесспорно, Дом Павлова в Сталинграде. С крыши четырехэтажного здания в районе Площади Девятого Января прекрасно просматривалась окружающая местность. С 23 сентября по 25 ноября 1942-го это полуразрушенное строение удерживалось небольшим подразделением 42-го гвардейского стрелкового полка. Тридцать один боец под командованием старшего лейтенанта Ивана Афанасьева и сержанта Якова Павлова на протяжении 58 дней отчаянно отражал непрерывные атаки неприятеля.


Дом Павлова после окончания Сталинградской битвы

Полковник вермахта Вильгельм Адам, принимавший участие в нескольких наступлениях на советский бастион, после войны вспоминал, что немецкие штурмовые группы неоднократно захватывали нижний этаж Дома Павлова, но так и не смогли подняться выше. Каждый раз их встречали гранатами и огнем стрелкового оружия. С защитниками здания не справились даже танки: их атаки успешно отбивали противотанковыми ружьями и ротными минометами. За два месяца обороны красноармейцы потеряли убитыми лишь три человека. Но практически все получили ранения. Счет уничтоженных немцев идет на сотни.

Двенадцать атак

Бой десантников 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка на высоте 3234 в афганской провинции Хост 7 — 8 января 1988 года по праву считается образцом грамотных действий подразделения в обороне. Тридцать девять советских солдат и офицеров отразили натиск 400 душманов и пакистанских коммандос, потеряв убитыми шестерых. За десять часов сражения десантники отбили 12 вражеских атак. Противник неоднократно подбирался к позициям роты на расстояние броска гранаты (25-30 метров), но не смог прорвать оборону ни на одном участке. Практически все выжившие гвардейцы к концу боя были ранены, однако высоту не оставили, пока по прикрываемой ими дороге не проследовал последний конвой с гуманитарной помощью в сторону города Хост.


Церемония награждения орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды солдат, участвовавших в бою за высоту 3234

Режиссер Федор Бондарчук, экранизировавший эту историю в 2006 году в фильме "9 рота", о многом умолчал, сделав акцент на том, что десантников якобы забыли в горах. На самом же деле командование 345-го полка наблюдало за боем с соседней высоты. Полковая артиллерия постоянно обстреливала наступающих душманов. В критический момент к 9-й роте с боями пробился разведывательный взвод 3-го парашютно-десантного батальона в количестве 12 человек под командованием старшего лейтенанта Алексея Смирнова, доставивший боеприпасы. Для обеспечения устойчивой связи с подразделением использовался самолет-ретранслятор, барражировавший над районом боевых действий.

Железная рота

Бой у высоты 776, произошедший 29 февраля — 1 марта 2000 года в Аргунском ущелье неподалеку от селения Улус-Керт, — один из самых трагических эпизодов Второй чеченской кампании. Девяносто бойцов 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии встали на пути многократно превосходящих сил боевиков. Саудовский террорист Хаттаб вел на высоту две с половиной тысячи бандитов, недобитых в Грозном и выбравшихся в конце февраля из шатойского котла. По уходящим боевикам непрерывно долбила артиллерия, работала авиация. Спастись бандиты могли только в горах. Хаттаб принял решение идти на прорыв через редкое оцепление. Волею судьбы банда вышла точно на позиции 6-й роты, успевшей занять оборону на высоте 776.


Разведчики Гв.лейтенанта Кожемякина Д.С. Группа перед выходом 29.02.2000

Бой начался 29 февраля в 12:30, когда разведдозор десантников наткнулся на головной отряд боевиков. После короткой перестрелки разведчики отошли на высоту к остальной роте. На ее позиции террористы вышли в 16:00, и стрельба не смолкала еще много часов. К концу первого дня столкновения 31 боец подразделения погиб. Бой возобновился ночью. По воспоминаниям выживших, боевики шли в полный рост, волна за волной. Примерно в 05:00 противник ворвался в окопы роты, завязалась ожесточенная рукопашная. Последний приказ в этом бою отдал гвардии капитан Виктор Романов, принявший командование остатками роты после гибели старших офицеров. Поняв, что выхода нет, он связался с полковой артиллерией по радиостанции и вызвал огонь на себя.

В неравной битве выжили лишь шестеро солдат, однако рота уничтожила около 500 боевиков. Более того, десантники задержали противника и выиграли время для подхода резерва федеральных сил. Из ущелья вырвались немногие из террористов — с ранениями и по большей части израсходованным боекомплектом. Остальных в последующие недели либо уничтожили, либо захватили и разоружили.

Не числом, а умением

Весной 2017-го в провинции Алеппо 16 бойцов российских Сил специальных операций дали бой крупному бандформированию ИГ*, насчитывавшему три сотни штыков. Подразделение спецназа несколько дней вело разведку на переднем крае обороны Сирийской арабской армии, выявляло здания, занятые террористами, их опорные пункты, склады с боеприпасами и наводило на цели фронтовую авиацию. После серии бомбо-штурмовых ударов боевики сообразили, где засел корректировщик, и отправили на уничтожение группы спецназа фактически мотострелковый батальон. Главари бандитов быстро поняли, что за ними наблюдают не просто пехотинцы.


Военнослужащие ССО ВС РФ

Террористы, прикрываясь бронированными "джихад-мобилями", пошли в атаку на "сирийский вал" — насыпь, на которой держали оборону бойцы ССО. Спецназ встретил противника метким огнем из противотанковых ракетных комплексов. Расчеты ПТРК, постоянно меняя позицию, быстро уничтожили всю технику противника, а снайперы и пулеметчики рассеяли наступающих. Боевики были вынуждены отойти. Погибших и раненых среди бойцов ССО не было. Старшего группы удостоили звания Героя России, еще троих офицеров наградили орденами.

https://ria.ru/defense_safety/20181124/1533289786.html


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
Галина_Дата: Понедельник, 26 Ноября 2018, 13.02.16 | Сообщение # 537
Группа: Администратор
Сообщений: 12824
Статус: Отсутствует
Забытые герои Гуля Королева



Dum spiro, spero
 
ВладСДата: Вторник, 27 Ноября 2018, 16.00.37 | Сообщение # 538
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64640
Статус: Отсутствует

Памятник танковому экипажу Николая Яценко в Запорожье

Надпись на мемориальной доске танка Т-34 гласит: "Танковый экипаж командира взвода Героя Советского Союза лейтенанта Николая Яценко первым ворвался в г. Запорожье. Командир и члены экипажа старшие сержанты Георгий Барикун и Михаил Лебедев пали смертью храбрых. Вечная слава героям!"




С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
Rei2471Дата: Четверг, 29 Ноября 2018, 18.43.18 | Сообщение # 539
Группа: Поиск
Сообщений: 28
Статус: Отсутствует
179 фашистов за этот день...

9 июля 1942 года летчик-штурмовик 566 ШАП 224 ШАД (дивизии, в состав которой входил и наш, 639-й ШАП) Василий Дегтярев совершил беспримерный подвиг.
Его Ил-2 был поврежден и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. Используя вооружение самолета и пистолет, Василий Дегтярев уничтожил 179 фашистов, после чего застрелился, чтобы не попасть в плен. За этот подвиг лишь в ноябре 1990 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Эскадрилья штурмовиков Ил-2 566-го штурмового авиаполка выполняла боевое задание по штурмовке аэродрома Сеща в Брянской области, во время которого самолет Дегтярева был подбит огнем вражеских зениток. В это же самое время из села Голубея на лесную поляну вышла колонна немецкого учебного батальона, солдаты которого усиленно тренировались перед отправкой на Кавказский фронт. Немцы были немало удивлены, когда в нескольких сотнях метров от поляны, ломая верхушки деревьев, приземлился советский штурмовик. После нескольких секунд замешательства фашисты дружно бросились к самолету, рассчитывая захватить летчика в плен.

Но тут неожиданно самолет, чуть вздрогнув, ожил. Прямо в толпу потянулись огненные трассы пулеметных очередей. За несколько секунд погибло до трети батальона. Спаслись лишь те, кто скрылся за деревьями. Чуть позже показался раненый летчик. Перегнувшись через кабину, он вывалился из самолета, поднялся на ноги и побрел в сторону реки Десна, надеясь поскорее добраться до своих.
Однако вскоре Дегтярева, скрывавшегося в камышах на одном из речных островков, заметил один из местных предателей-полицейских. Для захвата летчика командир батальона гауптман Мюллер направил взвод солдат, приказав, во что бы то ни стало взять русского живым. Но Дегтярев живым сдаваться не собирался. Прежде, чем застрелиться, он отправил на тот свет еще троих фашистов из своего пистолета, доведя их общий счет за этот день до 179.
Наблюдатель брянских партизан, ставший невольным свидетелем этого боя, доложил командованию о героической гибели летчика, и командир отряда через несколько часов послал двоих бойцов, чтобы они предали тело героя земле. Однако партизаны стали свидетелями странного зрелища. Возле обгоревшего самолета, вокруг свежевырытой могилы и гроба с телом летчика выстроились поредевшие шеренги немецких солдат. Солдаты Вермахта хоронили советского лейтенанта с отданием воинских почестей.

После освобождения партизанского Дубровского района местные жители перезахоронили останки Василия Дегтярева, на берегу Десны, возле старинной православной церкви. Посмертно Василий Дегтярев был сначала награжден лишь Орденом Отечественной Войны I степени. Представление на награждение Звездой Героя, утвержденное всеми низшими инстанциями вплоть до командующего Западным фронтом генерал-полковника (впоследствии Маршала) Соколовского, «завернули» в Наркомате обороны за то, что Героя с почестями хоронили немцы. «Нечего немцам было его с выкрутасами хоронить!», - возмутился очередным ходатайством будущий кратковременный генсек К. Черненко. Лишь в ноябре 1990 года, накануне распада СССР, заслуженная награда нашла павшего Героя.
Именем Василия Дегтярева сегодня названы улица и одна из школ его родного города Пятигорска.

Источник: http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1676/
Прикрепления: 0653254.jpg (102.2 Kb)
 
Rei2471Дата: Четверг, 29 Ноября 2018, 19.29.45 | Сообщение # 540
Группа: Поиск
Сообщений: 28
Статус: Отсутствует
Встречено на просторах инета:

ВАЛЕНКИ В ОБМЕН НА ШНАПС

Удивительный случай встречи нового 1943 года произошел в одной из фронтовых штрафных рот. В канун праздника штрафникам для «сугрева» выдали по 100 граммов водки. Бывшие уголовники согрелись и повеселели. Все же Новый год! Однако, что для взрослого человека 100 граммов? Решили послать гонца. Бывший вор умудрился подобраться к немецким окопам и вбить в бруствер что-то вроде блока. После этого на веревке написали фрицам записку: «Мы вам валенки, вы нам - шнапс!» и отправили ее немцам вместе с первым валенком. Немцы мерзли и валенки им были очень нужны. Вслед за первой посылкой пришел ответ – бутылка шнапса. Операция закончилась полным успехом – разулась вся рота!
И тут, как предписывал план политработы, поздравлять с Новым годом штрафников пришел генерал. От увиденной картины генерал обомлел – штрафники вповалку спали на дне окопов в ботинках с обмотками. А мороз был 30 градусов. Над траншеей стоял перегарный дух. Речь генерала была короткой и эмоциональной. Угроза расстрелять всех, кто вступил в сговор с врагом, была самой мягкой. Чтобы вернуть валенки генерал дал полчаса.
После этого воодушевленные пьяные штрафники без всяких криков «Ура!» молча пошли на позиции немцев. Без единого выстрела с ножами в руках заняли немецкие окопы, набив морды тем, кто не хотел расставаться с валенками. К тому же прихватили оставшийся шнапс и еще опохмелились.
В итоге генерал поздравил их с Новым годом, сказал при этом, что теперь видит перед собой настоящих бойцов Красной Армии.
Но история на этом не закончилась. Потом целую неделю немецкий репродуктор орал: «Рус швайн, отдай шнапс». Но наши солдаты нашли, что ответить фашистам.
Эту похожую на анекдот фронтовую историю рассказал ветеран войны, почетный пограничник СССР Петр КОРОВКО, к сожалению, недавно ушедший из жизни.
 
Авиации СГВ форум » ДЕЛА МИРСКИЕ » ИСТОРИЯ » Они сражались за Родину (о В О В, о ІІ Мир. Войне, о подвигах наших советских солдат)
Поиск: