Модератор форума: Sokol, Рашид56  
Авиации СГВ форум » ДЕЛА МИРСКИЕ » МИР ДУХОВНЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ » Религия и мировоззрение » Православный мир (ч.2) (Правильное учение, или правильное поклонение)
Православный мир (ч.2)
Галина_Дата: Четверг, 27 Декабря 2018, 10.39.05 | Сообщение # 3361
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Почему я остаюсь со своей Церковью



«– Скажите, как вы относитесь к людям старшего поколения?

– Хорошо отношусь, с уважением.

– А нет ли среди таких людей двоих, к которым вы относитесь особенно хорошо, например регулярно звоните, интересуетесь здоровьем, помогаете материально, спрашиваете совета?

– Да, это мои родители.

– Как бы вы отнеслись к предложению отказаться от своей матери?

– Отрицательно.

– Почему?

– Отвратительно забывать о тех, кто тебе подарил жизнь, воспитал, вскормил и выпустил во взрослую жизнь

– Как ты относишься к таким людям?

– Я их презираю».

Примерно такой диалог мог бы состояться у меня сегодня с человеком, который предложил бы мне перейти из канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) во вновь созданную структуру под названием Православная Церковь в Украине (ПЦвУ).

Для меня УПЦ является Церковью, в которой крестились я и мои дети. В иней я венчался, она отпевала мою маму и близких мне людей. Для меня УПЦ является духовной Матерью, а сегодня мне предлагают от нее отречься. Почему? Оказывается, она не той национальности и учит меня плохому.

По поводу национальности хочу сказать, что на Украине каноническая Православная Церковь с 1991 года является именно Украинской, а ни какой либо еще. В ней нет священников, «командированных» извне, они родились на этой земле и служат на церковнославянском языке Церкви равноапостольного князя Владимира, наследницей которой является УПЦ. Общение же священнослужителей со своей паствой происходит на языке прихожан, и те, кто думает, что это только русский язык, и близко не понимают всего этнического многообразия Украины.
Священники произносят проповеди и на румынском, и на болгарском, и на польском, и на венгерском, и на романском, и даже на греческом языках.

Приставку (МП) придумали журналисты как первый шаг по дискредитации

По всем официальным документам каноническая Православная Церковь проходит не как УПЦ (МП), а как УПЦ. Приставку (МП) придумали журналисты как первый шаг по дискредитации. С 1992 года УПЦ полностью самостоятельна в своей организационной, кадровой и хозяйственной деятельности и связана с Русской Православной Церковью (РПЦ) канонически, а именно через получение миро, внутрицерковное общение и почитание общих святых.

Я скажу больше: не РПЦ влияет на УПЦ, а наоборот, поскольку представители УПЦ участвуют в заседаниях Священного Синода РПЦ и могут влиять на принятие решений, а представители РПЦ не участвуют в работе Священного Синода УПЦ, и, следовательно, не могут регулировать ее деятельность.

Правда заключается в том, что сегодня УПЦ является единственной Православной Церковью, сохраняющей не только гипотетически, но и практически государственность Украины в границах 2013 года, поскольку епархии и на Донбассе, и в Крыму входят в состав УПЦ. Правда заключается в том, что из всех христианских конфессий УПЦ самая независимая, поскольку Украинская католическая и Украинская греко-католическая церкви подчиняются папе Римскому, центры управления протестантами вообще рассеяны по всему миру, а вновь создаваемая ПЦвУ будет подчиняться Стамбулу.

Правда в том, что из всех христианских конфессий УПЦ – самая независимая

Более украинской Церкви, чем УПЦ, просто не существует, поэтому нет никакой «российской Церкви» и «российских попов», а кто это говорит – преступники, стравливающие ради личного обогащения украинцев между собой. Ну, а те, кто ловится на это, либо глупцы, либо русофобы.

Теперь о том, чему учит наша Церковь.

«– Гражданин Горбушкин, мы пригласили вас по делу некоего Щукина свидетелем. Что вы, как свидетель, можете показать по этому делу?

– Как свидетель по этому делу я могу показать все.

– Очень хорошо, а давно вы знаете Щукина?

– Щукина я вообще не знаю.

– Так что же вы можете в таком случае показать по этому делу?

– Все. Все что угодно».

Это написал Михаил Зощенко 78 лет назад. Сегодня этот диалог звучал бы так:

«– Что вы можете показать против УПЦ?

– Против УПЦ я могу показать все.

– Очень хорошо, а как давно вы ходите в УПЦ?

– В УПЦ я вообще не хожу.

– Так что же вы можете в таком случае показать против УПЦ?

– Все. Все что угодно».

Они понятия не имеют, кому и за что мы молимся, однако это не мешает им показывать против нас все – все что угодно

Люди, обвиняющие сегодня мою Церковь в антигосударственной деятельности, в поддержке терроризма, в разжигании национальной вражды, в молитвах за государство-«агрессор», его лидера и вооруженные силы, в принятии из «московской чаши московского яда», в нее не ходят. Кто-то из них представляет другие религии, кто-то атеист, кто-то откровенный богоборец, но все они понятия не имеют, кому мы молимся и за что мы молимся, однако это не мешает им показать против нас все. Все что угодно.

Сегодня на Украине идет война, гибнут люди, а наша Церковь призывает к миру, поскольку для нее каждый погибший на Донбассе украинец – это наш украинец, это наши несозданные семьи и не рожденные ими дети. Но ведь и подавляющее большинство людей хочет именно мира, а не войны, разве не так?

Страна погрязла в коррупции и воровстве. Каждый знает, что за деньги можно купить все, включая правосудие. А наша Церковь духовные ценности ставит несоизмеримо выше материальных. Разве это плохо?

Страна стремительно вымирает, аборты поставлены на поток, сожительство стало нормой, ВИЧ/СПИД расходится по стране, как круги на воде от брошенного камня, а в храмах учат воздержанию, супружеской верности, осуждают аборты и сожительство. А может, ну ее, эту демографию, которая в ближайшей исторической перспективе сотрет Украину с карты мира?

Что плохого в том, что Церковь отучила меня прелюбодействовать, брать взятки, сквернословить, злословить, приветствовать аборты? Если человек стал лучше, разве обществу от этого стало хуже? Я скажу так: кто хочет действительно узнать, что у нас на уме, пусть пойдет в любой наш храм и убедится, что УПЦ печется не о своей материальной и политической выгоде, а о спасении душ человеческих, об очищении общества от пороков, разрушающих государственные устои.

А по-другому и быть не может, поскольку именно наша Церковь является для Украины Матерью, ведь Киевская Русь как государство состоялась только после принятия крещения в Православие. Именно наша Православная Церковь на протяжении всей своей истории воспитывала своих чад, помогала им защищаться от врагов, примиряла и объединяла в смутные времена, возрождала саму государственность. Она была с нами и в бедах, и в радостях. Она была с нами, когда мы, считая себя взрослыми, переставали ее слушать. Она была с нами, когда мы ее унижали и притесняли. Она оставалась с нами, даже когда мы после Октябрьской революции стали ее убивать. Убивать публично и в спину, сознательно и методично, смакуя детали и упиваясь кровью. Она нам простила все, как мать прощает все своему беспутному сыну, потому что любовь и прощение являются ее краеугольным камнем.

Сегодня Православную Церковь в очередной раз ведут на Голгофу, а нам, ее сыновьям, предлагают примкнуть к тем, кто в националистическом угаре требует у богоборческой власти: «Распни ее, распни!!

В «Бесах» Ф.М. Достоевского правящий архиерей говорит: «Сатана принимает лик ангела света». Идея создания Единой поместной православной церкви в Украине стала тем ангелом света, к которому потянулись люди. С одной стороны, их можно понять, ведь речь идет о своей, независимой ни от кого Церкви, но, с другой стороны, их в очередной раз обманули. Новая церковь не стала единой, поскольку каноническая УПЦ на союз с раскольниками не пошла. Она не стала поместной, поскольку канонически и организационно приняла зависимость от Фанара. С захватом кафедрального собора УПЦ в Виннице уже в день проведения так называемого «объединительного собора» в пользу перебежчика Симеона она, по сути, перестала быть православной, поскольку нарушила десятую заповедь: «Не желай дома ближнего твоего…» И именно поэтому, несмотря на разосланные приглашения, ни одна Поместная Православная Церковь не прислала своих представителей на мероприятие 15 декабря.

Давайте вспомним пророческие слова Ф.М. Достоевского: «Революцию совершают лавочники и лабазники руками романтиков». Вспомним, как лавочники и лабазники обманули романтиков на Майдане, пообещав светлое европейское будущее и погрузив их в нищету и смуту. Сегодня реализуется такой же Майдан, только с религиозным уклоном. Та же цель – независимость и процветание. Тот же враг – внешний и внутренний. Та же аудитория – патриоты и романтики. И те же лидеры – лавочники и лабазники. Поэтому на предложение войти во вновь созданную структуру я ответил бы вопросом: «Охарактеризуйте одним словом человека, предавшего свою Мать?»

Владимир Коваленко

27 декабря 2018 г.
http://www.pravoslavie.ru/118219.....kfUysb4


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Четверг, 27 Декабря 2018, 11.20.13 | Сообщение # 3362
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Наши мертвые нас не оставят в беде



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Четверг, 27 Декабря 2018, 16.49.02 | Сообщение # 3363
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
А. Видишенко: Церковь-мать или мачеха? Как ведёт себя Варфоломей в Украине. ПРАВО НА ВЕРУ



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Пятница, 28 Декабря 2018, 11.44.37 | Сообщение # 3364
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Заинтересованность сотрудников ГПУ в победе в диспуте Введенского понятна, но мог ли он на самом деле оказаться красноречивее архиепископа Илариона?

Публичные диспуты святителя Илариона с обновленцами в 1923 г.


Священномученик Иларион. 10 марта 1923 года.

Одной из главных задач, которую ставил перед собой священномученик Иларион, была борьба с обновленческим расколом. К осуществлению этой задачи он приступил после возвращения из архангельской ссылки в начале июля 1923 г.

Особое значение имели публичные лекции и диспуты, в которых принимал участие владыка. Опыт такой деятельности он накопил еще в 1920-1922 гг., когда часто проводил диспуты с пропагандистами-антирелигиозниками.

Сама возможность публичных выступлений архиепископа Илариона была следствием определенного тактического маневра, проводившегося властью в отношении Церкви и продолжавшегося с конца июня 1923 г., когда по решению Политбюро был освобожден Патриарх Тихон. Однако, уже с апреля 1923 г. документы Политбюро ВКП (б) и Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП (б) (АРК) свидетельствуют о некотором тактическом изменении политики власти по отношению к Церкви. Во многом это было связано с тем, что главные организаторы антицерковной кампании 1922 г. Ленин и Троцкий в силу разных причин теряют влияние на формирование партийного курса. Проходивший в Москве с 17 по 25 апреля 1923 г. XII съезд РКП(б) принял специальную резолюцию «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды». Здесь осуждаются «нарочито грубые приемы», оскорбление чувств верующих[1]. Тактический маневр власти состоял в отказе от чрезмерных мер по искоренению религии. Было признано, что в такой религиозной стране как Россия в короткие сроки искоренить религию невозможно, поэтому предлагались более гибкие долговременные меры. 21 июня 1923 г. Политбюро ЦК ВКП (б) принимает предложение Антирелигиозной комиссии об изменении меры пресечения Патриарху Тихону, одновременно было принято решение «процесса пока не ставить»[2]. Интересно отметить, что на следующий день Архангельским облотделом ГПУ было принято постановление об освобождении из-под стражи епископа Илариона[3].

Особое значение имело циркулярное письмо ЦК РКП(б) №30 «об отношении к религиозным организациям», которое датировано 16 августа 1923 г. и подписано И.Сталиным. В циркуляре говорилось: «ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьезное внимание на ряд серьезных нарушений, допущенный некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и, вообще, в области отношений к верующим и к их культам». Циркуляр запрещал закрытие церквей «по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации», за неуплату налогов, аресты «религиозного характера», если они не связаны с контрреволюционными деяниями. Циркуляр предостерегал от гонений на верующих, т.к. «гонения только укрепляют религиозные предрассудки»[4]. Как справедливо отмечает академик Н.Н. Покровский, «никоим образом не следует преувеличивать значение этого недолгого тактического маневра для судеб церкви и религии»[5].

ГПУ не было заинтересовано в ослаблении давления на Церковь, но вынуждено было подчиниться политике партии. Однако это не означало ослабление контроля за деятельностью Церкви, особенно ее руководителей, одним из которых был архиепископ Иларион. На каждой публичной лекции или диспуте, где принимал участие святитель Иларион, находились два или три сотрудника ГПУ, отчеты которых сохранились и дают представление об этих событиях. Читая эти документы, нужно учитывать, что их составляли люди, негативно и предвзято относящиеся к Патриаршей Церкви, малограмотные и некомпетентные в церковных вопросах. Их задачей был сбор «компрометирующего материала» на архиепископа Илариона для того, чтобы ГПУ смогло оправдать его арест и заключение под стражу.

Наиболее важными были диспуты архиепископа Илариона с женатым «архиепископом Крутицким» Александром Введенским. Введенский рассматривался властями в этот период как наиболее деятельный и активный обновленец, его деятельность направлялась 6 отделением Секретного отдела ГПУ и Антирелигиозной комиссией при ЦК ВКП (б). В марте 1923 г. именно записки Введенского легли в основу докладов Е. Тучкова в АРК о политике в отношении обновленчества[6]. На обновленческом соборе секретный сотрудник ГПУ «митрополит Сибирский» Петр Блинов провел решение о назначении Александра Введенского «архиепископом Крутицким» в обход необходимых процедур[7]. Управление Московской епархией после устранения Антонина (Грановского) в июне 1923 г. перешло в руки Введенского, он также входил в состав обновленческого Высшего церковного совета. В начале августа 1923 г. он вошел в состав обновленческого «Священного Синода» в качестве 2-го заместителя председателя, возглавил в «синоде» административный и просветительский отделы и миссионерский совет[8].

Его диспуты и выступления организовывались 6 отделением Секретного отдела ГПУ с санкции Антирелигиозной комиссии. Так, 22 мая 1923 г. АРК на своем заседании заслушала вынесенные ее секретарем Е.А. Тучковым вопрос «О допущении Введенского лектором в одно из уч[ебных] заведений», и приняла решение: «Направить Введенского в ГУС, предложив использовать на общих основаниях»[9]

31 июля 1923 г. владыка Иларион должен был выступить на диспуте с Введенским в Большом зале консерватории. Однако прибыть на этот диспут архиепископ Иларион не смог, или, что более вероятно, не был допущен. В сообщении сотрудника ГПУ, присутствовавшего на этом диспуте говорится:

«Публики приблизительно до 1.500 человек. ИЛЛАРИОН на диспут не явился, прислав выступить вместо себя гражданина ПОТОЦКОГО; шум, стук и крики не давали ВВЕДЕНСКОМУ говорить. Выступивший архимандрит Евгений (Кобранов) умилялся таким «крепко-спаянным поведением публики, что доказывает, по его мнению то, что церковь Тихона живая, а не мертвая и что это дает ему ЕВГЕНИЮ силы пострадать за нее даже до крови. Выступать, однако, он не стал, т.к. по его словам патриарх выступления ему не разрешил. ВВЕДЕНСКОМУ удалось очень недолго говорить о ТИХОНЕ, его раскаянии, отношении к нему эмиграции теперь…ПОТОЦКИЙ говорил об узурпации обновленцами власти у заключенного патриарха, о неправильности снятия сана с него; в заключение спрашивает, много ли верующих пожелает молиться с вами»[10].

Слова настоятеля Новоспасского монастыря архимандрита Евгения (Кобранова) о запрещении ему Патриархом Тихоном выступать на диспуте, очевидно, подразумевали то, что право выступать на диспутах с обновленцами было дано Патриархом только архиепископу Илариону или его представителям.

Однако, как отмечалось, архиепископ Иларион не получил возможности участвовать в диспуте с Введенским 31 июля, это позволило Введенскому усилить свое влияние. В сводке ГПУ с 1 по 14 августа 1923 г. говорилось: «Диспуты ВВЕДЕНСКОГО проходят удовлетворительно, число выступающих Тихоновцев и обструкции – уменьшаются»[11]. В этих условиях архиепископ Иларион должен был противостоять Введенскому.

17 августа 1923 г. в Политехническом музее состоялось публичное выступление архиепископа Илариона на тему «Тихоновцы и обновленцы», в котором он осудил все обновленческие группы как раскольничьи и антиканонические, кроме того, он осудил решение обновленческого собора 1923 г. о снятии сана с Патриарха Тихона. В докладе сотрудника ГПУ[12] говорилось:

«Довожу до Вашего сведения, что лекция началась в 9 час. Вечера и окончилась в 12 час. ночи. Тема лекции была: Тихоновцы и Обновленцы и что их разделяет? Публики было полная аудитория. Слушали с большим вниманием, а так же возражения со стороны их не было. Лекцию читал один о. Илларион с перерывом на 15 мин. В первой половине своей лекции он говорил исключительно о обновленцах, всячески критиковал, доказывал о цели обновленцев, которых, как он выражался, называл – «захватчиками», где приводил факты каким путем обновленцы проводили свою идею, так, что бы не было гонения на духовенство со стороны советского Правительства, то они и решили отделиться от Тихоновцев. После революции в 17 г. решили собрать первый собор, цель которого была избрание главы церкви «патриарха» и в конце собора вдруг началась Октябрьская Революция у власти стали большевики, которые сразу описали все ценности, которые и должны принадлежать Правительству, т.к. при отборке происходили конфликты, но это получалось по несознательности гр-н, причем привел пример: Тихон видя все это выпустил воззвание, что бы верующие не устраивали кровавых столкновений при из’ятии ценностей[13]. После раскола обновленцы-же т.е. «ОРЛЫ» пускались на всякие подлости, как например: выбранный ВВЕДЕНСКИЙ поехал к Петроградскому епископу для переговоров. Петроградский епископ у него спросил: есть ли поручение, он ему показал документы от ВЦУ, где указывается, что он уполномачивается одновременно, так же и от Тихона, мандаты были с большой печатью, якобы от Ноева потопа, на печати по печатному было написано чернилом ВЦУ. Петроградского епископа взяло сомнение и послали 2 человек к Тихону, для выяснения, когда же выяснилось, подлость обновленцев, то они стали Тихоновцев считать контр-революционерами[14]. Публика на каждые смехотворные мнения обновленцев аплодировала.

Во второй половине он коснулся с”езда белых епископов в Троицком Подворье 1922 г.[15] мнение об этом с”езде таково: Илларион говорит, что мы епископы Православной церкви не признаем этот с”езд т.к. туда собралось почти духовенство Обновленческого движения, каковы были не все посвящены в епископа не по всем уставам православной церкви[16].

Послушав лекцию до конца, где только и слышно было о неправильных действиях обновленцев и о всевозможной грязи выливаемой на лекции нами анти-советской пропаганды со стороны Иллариона замечено не было»[17].

Другой сотрудник ГПУ, побывавший на диспуте, докладывал:

«17/VIII – в политехническом музее состоялся диспут епископа Иллариона на тему «тихоновцы и обновленцы». Речь Иллариона разбита была на 2 части: первая- направлена была против обновленцев, которых Илларион обрисовал захватчиками власти патриарха. Эту часть Илларион закончил критикой обновленцев всех направлений. Публике эта часть речи чрезвычайно понравилась. Вторая часть речи заключала признание Иллариона в контр-революционной политике и деятельности не только его лично, но и вообще православной церкви. В заключение Илларион указывал на большое количество реакционеров – б. чиновников, офицеров и прочих, принявших во время революции деятельное участие в церковных делах, от которых церкви придется стараться очиститься»[18].

На диспуте побывал также еще один сотрудник ГПУ, доклад которого также сохранился:

«Доношу, что 17/VIII с/г. назначенный доклад Иллариона Тихоновцы и обновленцы – состоялся. Собрание было открыто в 9 часов вечера в аудитории Политехнического музея №1. Слушателей было очень много, все места и проходы были заполнены. Публика почти преимущественно была интеллигентно-буржуазная. – хорошо одетая и недурно откормленная, на 95% тихоновцев.

В начале речи под”ем духа тихоновцев был восторженно-высоким. Когда гр. Илларион бросал обвинения всем отколовшимся от их церкви, выражая злобу и ненависть, как новообновленцам во главе в ВВЕДЕНСКИМ, а также и другим красщеким[19] и др. Половинная часть его доклада сводилась именно к обвинению всех групп, отколовшихся от их церкви, доказывая свою правоту по церковным правилам, догматам. Опровергая поместный Московский собор[20] и отречение от сана патриарха Тихона. Во второй части своей речи он во всеуслышание признался в своей речи во всех контр-революционных деяниях во время Октябрьской Революции /переворота/. Во время Революционного урагана Социальной Революции высшая иерархия во главе с Тихоном и против порядка правления в 1918 году, когда был заключен позорный Брестский мир, заявил и о том, что в настоящее время начиная с Октябрьской Революции к ним церковникам начался громадный наплыв интеллигенции, офицерства и всяких белогвардейских лиц к церкви. В настоящее время церковь попытается очистится от этой контр-революционной политики преследуемую теми лицами, кои вступили в настоящее время в церковную жизнь»[21].

Следующее известное нам выступление архиепископа Илариона состоялось 4 сентября 1923 г., темой его стал обновленческий собор 1923 г. В сообщении сотрудника ГПУ, побывавшего на диспуте, говорится:

«На диспуте Иллариона 4 /IX в Политехническом музее все места аудитории №1 были заняты. Состав публики – интеллигенты, совслужащие, несколько нэпманов, есть и рабочие. У публики первых рядов – стремление одеться попроще. В публике во время диспута наметились группы, постоянно шумевшие, как только дело касалось обновленцев. Иллариона встретили хорошо. Тема диспута собор 23 года. Из всей речи Иллариона, в которой он критиковал собор, следует отметить, что Илларион в значительной степени собор 17 года контр-рев[олюционным] не считает; враждебность действий собора 17 г.ода по отношению к революции об”ясняет неуверенностью собора в крепости рев[олюционной власти. Думает, что восстановление патриарха не было контр-революц[ионным] актом по отношению к февральской революции.

Выступивших обновленцев – слушали. Льва[22] и КРАСОТИНА[23] прерывали шумом. Обновленцу Серафиму Костромскому[24] иногда даже апплодировали.

Сторонники Тихона только издевались над обновленцами, ничего существенного не сказали»[25].

В сообщении другого сотрудника ГПУ, побывавшего на этом диспуте владыки Илариона, говорилось:

«Тема диспута – Собор 1923 года. Докладчик – епископ Илларион.

В кратком предисловии Илларион сослался на предшествовавшие свои лекции по вопросам церковного обновления. Он лишь указал на характерные по его мнению черты церковного обновления, которые заставить должны отшатнуться от этой чисто раскольнической группы даже лиц, наблюдавших церковную жизнь со стороны и в делах церкви мало заинтересованных.

Эти характерные черты следующие:

I/ Подлог полномочий своих, с которого начала инициативная группа белого духовенства «Живая церковь» - присвоение себе административной церковной [власти] в то время как патриарх согласился лишь на посредничество этих лиц по передаче его, патриарха, канцелярии – намеченному ему заместителю, что не помешало этим лицам присвоить себе власть и ввести в заблуждение других[26].

2/ Подлог общественного мнения – печатание победных реляций о всеобщем якобы обновленчестве, о переходе к обновленцам ряда епископов и т.д.

3/ Подлог иерархии – выразившийся в поставлении самочинных архиереев, распоряжении и помыкании остальными епископами.

4/ Неканоничное и недопустимое с точки зрения православной церкви поведение с”езда Живой Церкви, имевшего место в августе 1922 г. На с”езде - с”езде узко-партийном, не представлявшем большинства церкви, принят ряд решений крупного характера, проводившихся затем всеми правдами и неправдами в жизнь. В общем отмечается резко-профессиональный характер с”езда: единая церковная касса[27], вопрос о вторичных браках духовенства[28] и т.д.

Эти моменты с достаточной яркостью выявили сущность всего обновления. Постепенно все отходят лица, к нему примкнувшие вследствие ли увлечения своего этим движением, примкнувшие ли к нему «страха ради иудейска» /подлинные слова докладчика - в аудитории смешок/.

Затем Илларион обрисовал обстановку, сложившуюся к моменту созыва собора 23 года, переходит к инструкции по выбору в собор[29], характеризуя ее как смело и ловко составленную, но все же через чур прямолинейную: так и сквозит в ней опасение перед собором, какое то направление он примет; в общем следует сознаться, что инструкция все сделала, чтобы обеспечить большинство и успех обновленцам[30]:

I/ Запрещение присутствовать на соборе лицам, привлеченным за противобновленческую деятельность к церк[овному] суду за время 1922 года.

2/ Обязательное присутствие на соборе Центральных Комитетов обновленческих, уполномоченных ВЦУ, самого ВЦУ – что дало общую цифру 180 назначенцев из 180, кажется, присутствующих.

3/ регламент – допускающий высказываться по данному вопросу одного за и одного против.

Затем Илларион переходит к самому открытию собора. Он протекал далеко не так просто и вовсе не так торжественно, как описывают это «деяния собора». С самого начала возникли крупные недоразумения с сибирской иерархией. В Сибири тремя епископами, Тихоном отверженными[31], рукоположены были два женатых епископа[32], под клятвой: не производить посвящений самим. Это не помешало однако им рукоположить в епископы Петра БЛИНОВА[33], который затем напосвящал 16 епископов. Все эти епископы приехали на собор и по мнению даже так называемых обновленческих епископов не имели ни малейшего права принимать участие в богослужении, предшествовавшем открытию собора[34]. Антонин протестовал даже против участия в богослужении самого Блинова[35]. По законам церкви - только два епископа могут поставить кого-либо в епископы. Антонин нашел выход из положения: так как Блинов посвятил 16 человек один – то значит и благодати на них половина. Антонин во время службы в Заиконоспасском монастыре[36] произвел допосвящение их.

Затем Илларион переходит к самому собору. Для сравнения он приводит 2-й Эфесский собор, руководимый греком Диоскуром[37], ведшим его вопреки всяким правилам и положениям церкви. Этот собор назван разбойничьим. Как же надо назвать собор 23 года?

Центральным вопросом был по мнению Иллариона вопрос о лишении сана патриарха и суде над ним.

Самый суд неправилен уже потому, что подсудимому не был послан вызов. Его даже не уведомили о том.

Затем Илларион раз”ясняет свое отношение к резолюции принятой собором по данному вопросу:

Резолюция признает собор 17 года состоящим сплошь из дворян, быв[ших] людей, от”явленных контрреволюционеров. Этим якобы об”ясняется…Иларион заявляет, что далеко уж не так был контр-революционен собор. Что конечно много на нем было лиц из указанных выше, но что далеко они не составляли подавляющего большинства. Что само проведение собора по отношению к октябрьской революции и революционному правительству – приняло такой отрицательный характер главным образом вследствие того, что все вообще общество, увидев грозное лицо революции, испугалось и не смогло дать себе ясного отчета в происходящем. Кроме того, / спрашивает Иларион/ кто мог себе представить, чтобы это правительство продержалось так долго? Не мог же собор заигрывать с властью, в продолжительном существовании которой он не был уверен.

Самое становление института патриаршества – Илларион об”ясняет фактом не контр-революционным, а наоборот фактом возрождения церковной жизни, следовательно –явлением прогрессивным. С Петра Великого церковь подпала под власть государства. Патриаршество было снесено деспотизмом государства, а оно (патриаршество – Д.С.) явилось только выражением значения русской Церкви. Патриарх – первоприсутсвующий иерарх и не более. Поэтому - как только произошла революция церковь почуя крылья – патриаршество восстановила. В доказательство ссылается на свои лекции по истории церкви, /отпечатанные во время царизма[38]/ - в которых он требует восстановления патриаршества в церкви как должного. Поэтому /подлинные слова Иллариона/ восстановление патриаршества к февральской революции контррев[олюционным] признано быть не может.

Самое лишение патриарха сана произошло очень спутано: выступившему в защиту высказаться не дали[39]. Совещание епископов признало лишение патриарха сана, собрание всего собора с верующими – сняло патриарха монашеский сан[40]. Лучшим ответом на это постановление является полнейшее игнорирование его всеми почти верующими.

Затем критикуются остальные постановления собора - носящие мелкий и по мнению Иллариона недостойный собора узко-профессиональный характер – женатый епископат и прочее.

В общем – этот собор сыграл очень некрасивую роль – он санкционировал все преступления против церкви, совершенные в разное время представителями Живая церковь и прочими обновленцами.

Но с соборами всегда повторяется одно и то же: есть какая-то таинственная сила. заставляющая верующих постановления одних соборов признавать, постановления других отвергать. Эта сила – против собора 23 года. Дружные аплодисменты, перерыв 10 минут.

Оппонентам давалось по 10 минут, тоже и высказывавшимся по докладу. Всех оппонентов – можно разбить на три категории: 1/ Действительно оппонентов из обновленцев 2/ защитники Тихона и тихоновцев и 3/ непринадлежащие к православной церкви.

Защитниками обновления выступили – быв[ший] обер прокурор синода ЛЬВОВ, встреченный сильным громом и шумом публики. Неоднократно прерываемый – он успел очень кратко сказать, что корни обновления глубже, что оно идет с 1906 года, что собор 1917 года обязан своим существованием только обновлению. Живоцерковнический епископ СЕРАФИМ КОСТРОМСКОЙ – 70 лет, в красной рясе /изодранной/. Этого публика слушала и даже иногда аплодировала. Он указал на то, что начиная с 4 века – административная церковная власть, подпав под влияние государства, вечно поставлялась неправильно. Ставились недостойные приспешники власти. Таже история повторилась у нас, начиная с Петра. Стало быть епископы, назначаемые Синодом даже менее достойны, чем епископы живоцерковнические /Публика не возражает./ Что касается власти сакраментальной – то она не нарушена. Истекает время, председатель не разрешает Серафиму говорить, хотя небольшая часть публики этого требует, остальные молчат.

Протоиерей Павел КРАСОТИН указывает на невозможность сказать что либо кратко в течение десяти минут. Указывает на нетерпимость верующих, на то что епископы, сейчас льнущие к Тихону, перед тем льнули к ВЦУ – называть не стану, но из числа присутствующих здесь такие есть – /обращается лицом к одному из попов в президиуме/. В общем факт налицо – представитель Синода выступил. Что удалось сказать – это дело другое. Речь часто прерывалась шумом.

Сторонники Тихона - гр-н Трофимов – интеллигент, в очках, свое выступление очень краткое, начинает с передразнивания речи Антонина, все время ерничает. Большая часть публики требует более почтительного отношения к противникам. Трофимов нехотя подчиняется. В конце концов – он сказал лишь что отзыв самого АНТОНИНА об обновленцах – мошенники.

Св. Борзенков – уездный – познакомил публику с методами «прилучения к живой церкви» сельского духовенства…»[41].

Это выступление стало одним из поводов для ареста святителя. В заключении по делу архиепископа Илариона, составленном в 6 отделении СО ГПУ 30 октября 1923 г., говорилось:

«На диспуте 4/9 -23 г. г. ТРОИЦКИЙ раз”ясняя отношение к резолюции, принятой собором 17 г. людей от”явленных контр-революционеров заявил, что далеко не так был[о] к[онтр]-р[еволюционно], поведение Собора по отношению к Октябрьской революции…приняло такой отрицательный характер главным образом вследствие того, что увидели грозное лицо Революции. Кроме того /взывает Илларион/ кто мог себе представить, чтобы Правительство продержалось так долго. Не мог же Собор заигрывать с властью, в продолжительном существовании которой он не был уверен»[42].

Архиепископ Иларион не был свободен в своих высказываниях на диспутах и публичных лекциях. Конспекты своих лекций он вынужден был предоставлять в ГПУ. В следственном деле сохранился машинописный документ, представляющий из себя копию сделанную в ГПУ, очевидно, с рукописного текста владыки Илариона. Он имеет заголовок «Конспект лекций епископа Илариона, которые он предполагает прочесть 4 и 6 сентября[43] 1923 г. Это были тезисы, среди которых значились: «Церковь и современная белогвардейская эмиграция», ««Раскаяние» патриарха Тихона и его политическое значение, как разрыва со всякой контр-революцией»[44]. Лекция 6 сентября, по всей видимости, не состоялась. Она не значится в сводках ГПУ, запрет на ее проведение, очевидно, был связан с содержанием выступления владыки 4 сентября.

Последнее публичное выступление архиепископа Илариона состоялось 13 октября 1923 г. во время диспута с А. Введенским на тему "Враги церкви".

Сохранилось два доклада сотрудников ГПУ, побывавших на этом диспуте, из которых мы можем судить о содержании выступления архиепископа Илариона.

Приведем содержание первого доклада:

«Довожу до Вашего сведения, что диспут на тему «Враги церкви» 13/X -23 года состоялся при наличии полной аудитории публики. Доклад делал Введенский, а потом его апонетом был Илларион.

Введенский останавливаясь откуда зародилось обновленческое движение и роль духовенства при старом строе, он говорит, что духовенство было ничто иное, как чиновники охранки /шум ногами/, а потом говорит о том, какую работу проделало обновленческое духовенство последнего периода /докладчику не дают говорить и шумят/, после спокойствия докладчик переходит о соборе 1917 года и о патриаршестве, цитируя сам состав того собора и какую роль он играл против революции /публика шумит и не дает говорит/. Перейдя к роли патриарха Тихона как контр. революционера, докладчик останавливается, что Тихон был связан с зарубежной контр-революцией и был против помощи голодающим /шум, крики/, когда Введенский говорит «Тихон», зал кричит «патриарх», минут 15-ть продолжает такое кричание, потом успокаиваются и докладчик доканчивает доклад.

Илларион выступая апонентом /когда появляется на трибуне рукоплескания, охватывающий весь зал/ говорит, что духовенство и было при этом строе плохое, но не все были, которые служили исключительно церкви, приведя в пример себя. Говоря о соборе 1917 года, что собор был не такой, какой был в 1923 году, там были настоящие епископы, а здесь самозванные, посвященные юридически по законам канонов не правильно и 46 епископов были посвящены вновь ставленниками ВЦУ и 16 старых епископов /называя этот собор – собор самозванцами/. Говорит, что так называемые обновленцы говорят, что они против всякой политики, свободная церковь сама для себя, он приводит пример, что он служил в 15-ти верста[ах] от Москвы и там обновленческий священник грозил, что если будет служить Илларион, то приходской Совет и Илларион будут арестованы, не думается, говорит Илларион, что власть дает им такие полномочие, а они себе присваивают политическую власть. Обновленцы говорит Илларион, говорят, что собор 1917 года делал воззвание против отделения церкви от государства, опровергая это, говорит, говорит что а вот обновленцы посылали делегацию к тов. КАЛИНИНУ, чтобы он разрешил им взять в свои руки церковное имущество конечно в этом им КАЛИНИН отказал /все время рукоплескание и одобрительный шум/. Переходя о патриаршестве и о Тихоне, говорит, что патриаршество не есть контр-революция, оно было уничтожено Петром I-м и когда церковь получила свободу, тогда опять был поставлен вопрос о патриаршестве и на соборе 1917 года был избран. Говоря о Тихоне, говорит – что Тихон не контр-революционер и что он против из”ятий не был, можно было отдавать не священные ценности[45]. О Карловицком[46] соборе говорит, что Тихон дал благословение, но когда он узнал, что там решались политические вопросы, то отошел от него и ничего общего с ним не имеет[47]. Далее Илларион говорит, что они никогда врагами церкви не были, а если являемся врагами, то не церкви, а раскольническо-обновленческой церкви, почему мы освящаем соборы после обновленцев. Это потому, что там служат епископы женатые и это против законов-канонов. Заканчивая речь говорит, что Тихон никогда не отступится и с обновленцами не пойдет, а если бы он пошел бы на компромисс, то он, Илларион, отшатнулся бы от него.

В прениях, когда выступали против Тихона, то им не давали говорить и шумели. Выступая против обновленцев Тихоновцы ничего особенного не говорили, а переливали то, что говорил Илларион. Говоря заключительное слово Введенский пытался разбить Иллариона, но ему все время не дают говорить и часть публики начинает уходить.

Примечание: среди присутств[ующей] публики был гр[раждани]н, который старался не давать говорить Введенскому и по его стуку ногами зал тоже стучал, он ходил на верх и разговар[ивал] с публикой, вероятно подговаривал их. Этот гр[раждани]н был взят под наблюдение»[48].


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Пятница, 28 Декабря 2018, 11.46.50 | Сообщение # 3365
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
ПРОДОЛЖЕНИЕ


Второй доклад также отложился в следственном деле архиепископа Илариона:

«Довожу до сведения, что 13/X-23 г. в здании Политехнического музея от 8 час[ов] вечера и до 12 час[ов] ночи состоялся диспут Введенского, апонентом был Илларион. Тема диспута была «Кто враги церкви». Введенский начал свой доклад с периода 5-го года, когда начался раскол между различными т.н. богословскими учениями. Надо сказать, что Введенский хороший оратор, но несмотря на это все же неоднократно были попытки сорвать диспут. Конечно это можно объяснить тем, что публика подавляющее большинство реакционные элементы, т.е. сухаревские торгаши[49] и спекулянты, можно утверждать ярые монархисты. Когда Введенский дошел до революционного периода, т.е. когда стал обвинять Тихона в контр-революции и в целом ряде других преступлений, конечно ссылался на документы и на очень веские доказательства, затем когда Введенский стал говорить, что Тихон в противовес учению Христа призывал православных не помогать голодным[50], то с этого момента начались попытки сорвать диспут. Один из тончайших организаторов этого срыва, т.е. больше всего намеревался сорвать диспут, который один раз ходил на верх подговаривал публику к срыву, я утверждаю самый ярый реакционер. Не тот, что задержала милиция, последний, конечно, был просто дурак, а не политик, больше всех кричал, но неосторожно, а первый исполнял роль организатора, как видно по его поведению, так и не дали полностью договорить ВВЕДЕНСКОМУ. Затем как появился Илларион, последний был встречен несмолкаемыми аплодисментами, конечно, потому что подавляющее большинство тихоновцев. Илларион в своих словах отвечал, что все то, что говорил ВВЕДЕНСКИЙ отнюдь не ново. Говорит, мы тоже проповедовали за свободную церковь, т.е. ссылался на слова Введенского который по мнению Иллариона говорит, что мы были в руках монархического государства орудием сыска т.е. политическим отделом и состояли в целом ряде монархических организаций. Конечно в целом этого факта Илларион не отрицал и говорить, что это были отдельные элементы. Илларион также говорит, что церковь для церкви отнюдь не лозунг обновленцев также и лозунг и наш. Затем Илларион упрекает Введенского за то, что последний якобы обращался к Соввласти в лице Калинина, которого просил содействия помочь ему вышибить из церкви тихоновцев. Илларион закончил свою речь лозунгом борьбы с расколом. Раскол по мнению Иллариона является обновленческ[ой] идеей. Когда делал заключительное слово ВВЕДЕНСКИЙ разбил бы его в пух и прах. Само собой разумеется, если бы Введенскому дали говорить[.] ВВЕДЕНСКИЙ закончил заключительное слово, мы с вами ругались и будем ругаться целый ряд лет»[51].

Заинтересованность сотрудников ГПУ в победе в диспуте Введенского понятна, но мог ли он на самом деле оказаться красноречивее архиепископа Илариона?

Обратимся к тому, как вел себя Введенский на диспутах. Опубликованы стенограммы диспутов Введенского с А. В. Луначарским. В Москве они устраивались в Большом театре, в Колонном зале Дома союзов, в Политехническом музее, даже в цирке на Цветном бульваре. А.Ч. Козаржевский писал: «До сих пор ходит слава о Введенском как о необыкновенном ораторе, который без труда побеждал деятелей атеистического фронта и даже самого Луначарского чуть ли не загонял в тупик. Будем, однако, объективны. Примитивных агитаторов-антирелигиозников, обобщенный образ которых создали И. Ильф и Е. Петров, опровергнуть было действительно нетрудно. Но достаточно почитать внимательно две-три стенограммы диспутов с А. В. Луначарским, чтобы убедиться в том, что обновленческий вождь обладал не столько ораторским искусством, сколько краснобайством, а трескучим фразам, рассчитанным на эмоциональный эффект, нарком просвещения противопоставлял логические доводы и простой здравый смысл. А.И.Введенский всегда и всюду был прежде всего самовлюбленным позером. И в церковных проповедях, и в публичных диспутах он кокетничал эрудицией, обрушивал на слушателей (часто не к месту) поток иностранных имен…В целом же красноречие А.И. Введенского никоим образом нельзя расценивать как собственно церковное и ставить в один ряд с проповедническим искусством Филарета Дроздова, Иоанна Кронштадского, Иллариона Троицкого…»[52]. Экстравагантным был внешний облик А. И. Введенского: модный в 20-е гг. квадратик усов, мефистофельская бородка, нос с характерной горбинкой, торчащие вверх черные волосы, всегда полуоткрытый рот, гортанный голос, отрывистый говор, резкие движения.

Именно этот диспут, на котором архиепископ Иларион нанес сокрушительное поражение лидеру обновленцев А.И. Введенскому, послужил одним из поводов для ареста святителя. 25 октября 1923 г. сотрудница 6 отделения Якимова вызвала святителя на допрос на Лубянку на 26 октября. Однако, допрос состоялся только 27 октября. На допросе владыку спросили: «Не выступали ли на диспуте с информацией о том, что ВЦУ - есть агенты ГПУ и доносчики? На что архиепископ Иларион ответил: «Таких выступлений я не делал а говорил, что иногда чисто-церковное явление они изображали, как политическое, донося об этом государственной власти, и тем бросая подозрения на людей невинных»[53]. В этот же день с него была взята подписка о невыезде, а 15 ноября последовал арест святителя Илариона.

Публичные диспуты и лекции архиепископа Илариона сыграли огромную роль в деле борьбы с обновленчеством. Святитель со свойственным ему красноречием и убедительностью сумел доказать абсолютно неканоничный, раскольнический характер обновленческого движения. Он сорвал с обновленцев лживые маски и вскрыл их подлинное лицо, что отрезвило очень многих, способствуя их возвращению в лоно Патриаршей Церкви. Его аргументы использовались и другими представителями православного духовенства. Яростно обличая обновленцев, он понимал, что тем самым ускоряет свой новый арест и заключение, но шел на это сознательно, жертвуя собой ради Церкви Христовой. Ибо по его словам: «Если не служить Церкви – нет никакого смысла во всякой деятельности и незачем тогда жить на Божьем свете».

все документальные ссылки можно посмотреть : http://www.pravoslavie.ru/5824.ht....HGYfNIM


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Пятница, 28 Декабря 2018, 12.56.12 | Сообщение # 3366
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
«Вифлеем. Город Иисуса»



Dum spiro, spero
 
СаняДата: Пятница, 28 Декабря 2018, 19.09.36 | Сообщение # 3367
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Духовенство семи украинских епархий заявили о верности УПЦ

В ряде местных епархий на Украине прошли собрания, на которых священники выразили поддержку митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, сообщили в УПЦ.

Собрания 27 декабря прошли в Волынской, Ровеньковской и Конотопско-Глуховской епархиях, сообщили в информационно-просветительском отделе УПЦ.

Духовенство этих епархий «выразило поддержку блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и подтвердило верность канонической Украинской православной церкви».

Также предстоятеля УПЦ поддержали священники Уманской, Вознесенской, Тульчинской, Северодонецкой епархий.

Ранее в пятницу пресс-секретарь Винницкой епархии УПЦ Владимир Пучков сообщал, что украинские власти, не дожидаясь получения томоса об автокефалии, начали активный процесс перевода храмов канонической УПЦ под юрисдикцию новой церковной структуры.

До этого в УПЦ сообщали, что администрация Винницкой области рассылает священникам епархий УПЦ образцы протоколов с заявлениями о переходе в «новую церковь» Украины.

В среду стало известно, что президент Украины Петр Порошенко пообещал патриарху Константинопольскому Варфоломею в обмен на автокефалию Межигорье и десятки других храмов.

https://vz.ru/news/2018/12/28/957658.html


Qui quaerit, reperit
 
Галина_Дата: Пятница, 28 Декабря 2018, 19.18.58 | Сообщение # 3368
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Господь послал нам капитана в дни шторма – Митрополита Онуфрия. Архиеп. Феодосий. УПЦ



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Пятница, 28 Декабря 2018, 21.08.47 | Сообщение # 3369
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Сегодня одному из священников нашей епархии угрожали расправой, если тот добровольно не перейдёт в раскольническую церковь...
Так и сказали, что или он добровольно отрекается от УПЦ, или его из Храма вынесут вперёд ногами.


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Пятница, 28 Декабря 2018, 21.36.46 | Сообщение # 3370
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Филарет послал Варфоломея!



Dum spiro, spero
 
СаняДата: Пятница, 28 Декабря 2018, 22.57.31 | Сообщение # 3371
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
«Способствовала расколу»: какую роль в истории сыграла Украинская грекокатолическая церковь

55 лет назад Папа Римский Павел VI повысил статус Украинской грекокатолической церкви с уровня митрополии до верховного архиепископства. По мнению экспертов, данное решение носило сугубо политический характер, ведь незадолго до этого поддерживавшая украинских националистов УГКЦ официально прекратила своё существование на территории Советского Союза. По словам историков, УГКЦ способствовала не только отрыву современной Украины от общероссийского пространства, но и её расколу на Запад и Восток.

Первые предпосылки для раскола христианского мира возникли ещё в IV—IX веках. Помимо догматических различий, определённую роль в этом процессе играла политика папства, стремившегося распространить влияние на епархии Балканского полуострова. В Х веке интенсивность конфликта снизилась, однако в XI веке западноевропейские католические государства приступили к завоеванию земель, столетиями находившихся под контролем Византии. Отношения между Римом и Константинополем резко обострились, и в 1054 году произошёл официальный раскол — папские легаты положили на алтарь собора Святой Софии грамоту, предающую анафеме патриарха, а патриарх в ответ предал анафеме легатов.

Русь изначально находилась в византийской церковной юрисдикции. Однако после монгольского нашествия западнорусские княжества оказались оторваны в политическом плане от остальных русских земель. В середине XIII века Рим попытался склонить к переходу в католичество князя галицкого и волынского Даниила и тот даже принял королевский титул, однако каких-либо долговременных последствий это не имело. Западнорусские земли остались православными, а после присоединения их к Литве православие начали массово принимать и литовцы.

В XIII—XV веках Вселенский патриархат переживал тяжёлый кризис. На его фоне предпринимались попытки объединить Константинопольскую церковь с Папским Престолом в рамках уний, но это было крайне негативно воспринято православным духовенством и мирянами. В конце XV столетия началось стремительное укрепление Московского княжества, правители которого стали восприниматься как преемники римских и византийских императоров.

Брестская уния

В 1385 году между Великим княжеством Литовским и Польшей был заключён династический союз. С этого момента началась полонизация и обращение в католицизм как литовцев, так и жителей западнорусских земель. В первую очередь это касалось элиты — знание польского языка и принадлежность к католической церкви давали широкие карьерные возможности. Тем не менее жестокого давления на православных не оказывалось. Значительная часть местной знати сохранила русскую культуру и православную веру.

Ситуация изменилась в 1569 году. Из-за сильного кризиса и военных поражений от России Великое княжество Литовское было вынуждено подписать с Польшей Люблинскую унию, согласно которой создавалось единое государство Речь Посполитая, а юго-западные русские земли передавались под прямое управление полякам. Для того чтобы упрочить своё положение на территории Западной Руси, польские власти попытались начать политику интенсивной полонизации населения, но она натолкнулась на ожесточённое сопротивление со стороны народа. Одним из основных факторов, способствовавших сохранению общерусской идентичности восточнославянского населения, поляки сочли православие. В связи с этим польские власти и польская знать, с одной стороны, усилили давление на русское население, а с другой — начали склонять местное духовенство к унии.

Кроме того, некоторых церковных иерархов раздражала деятельность православных братств — добровольных объединений мирян при храмах, которые оказывали церкви серьёзную финансовую и организационную помощь.

«Часть западнорусских епископов были недовольны вмешательством мирян в их дела. Они считали, что это угрожает их влиянию. Тем более среди них были люди, которых другие представители церкви и миряне обвиняли в преступлениях. Контроль со стороны братств мог иметь для них весьма неприятные последствия», — рассказал в интервью RT заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько.

По словам эксперта, всё это заставило часть епископов задуматься над унией с католической церковью. Дискуссия относительно возможности перехода под юрисдикцию Рима началась в 70-е годы XVI столетия. В 1594 году сговор части епископов, поддерживающих унию, обрёл чёткие очертания. В 1595-м между заговорщиками и Римом начались переговоры, и в конце года епископы направили делегацию в Рим. «Сторонники унии думали, что подчинение Папе будет сугубо формальным и что, покинув православную церковь, они, сохраняя права, обретут широкую автономию, но не тут-то было», — отметил Безпалько.

В Риме раскольников равными переговорщиками не считали и встретили их как просителей — «схизматиков», желающих быть принятыми в лоно Римской церкви. 23 декабря 1595 года епископы — сторонники унии поцеловали туфлю Папы, принесли присягу повиновения и полностью приняли католицизм как догматическое и церковное учение. 23 февраля 1596 года была подписана папская булла, которая гарантировала уважение к восточной литургической традиции, но не давала Киевской митрополии никакой автономии.

В октябре 1596 года в Бресте состоялся униатский собор, закрепивший создание новой грекокатолической церкви на основе Киевской митрополии. Однако его отказались признавать руководители Вселенского патриархата, а также большая часть православного духовенства и мирян.

Экзарх Никифор объявил русских епископов, поддержавших унию, вероотступниками, подлежащими лишению сана. Однако власти Речи Посполитой поддержали униатов. Экзарха Никифора бросили в Мариенбургскую крепость и уморили голодом до смерти.

Польские власти полностью отказались признавать Восточную церковь.

Православных жителей Речи Посполитой лишили человеческих прав: их массово закрепощали, заставляя работать по шесть-семь дней в неделю на католических феодалов, безнаказанно убивали, жестоко пытали и грабили.

На территории современных Украины и Белоруссии начались народные восстания. В 1618 году жители Могилёва отказались пускать к себе в город униатского архимандрита Иосафата Кунцевича. Тот в ответ призывал польского короля расправиться с непокорными горожанами. В 1619 году 20 православных активистов были казнены, церкви и монастыри переданы Кунцевичу, а город оштрафован.

Расправившись с Могилёвом, Кунцевич подверг гонениям жителей Витебска, закрывая православные храмы и арестовывая священников. 12 ноября 1623 года витебчане подняли восстание. Они убили Кунцевича, протащили его тело по улице и выкинули в реку. Витебск за это был лишён магдебургского права, городскую ратушу разрушили, а 120 горожан приговорили к смерти.

Однако расправы не сломили западнорусское православное население. «Поляки сами вырыли себе яму. Антиуниатскими по своей сути были казацкие восстания первой половины XVII века, и в том числе восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Если бы официальная Варшава была более веротерпима по отношению к православию, возможно, западнорусские земли так бы и остались на польской орбите, но из-за религиозных притеснений со стороны католиков они в 1654 году воссоединились с Россией», — подчеркнул Богдан Безпалько.

«Новая идентичность»

После того как по договору 1667 года Западная Украина официально вернулась под контроль Варшавы, польские власти усилили поддержку унии на Галичине и Волыни. Православных священников заставляли переходить в унию под угрозой жестоких репрессий.

Однако после раздела Речи Посполитой на землях, вошедших в состав России, начался обратный процесс. Екатерина II была настроена категорически против унии, и только вмешательство папского нунция уберегло грекокатолических священников от серьёзных неприятностей.

Павел I и Александр I были более лояльны к грекокатоликам. При них униатам вернули часть храмов и даровали самостоятельное управление. Ситуация снова изменилась при Николае I — по результатам собора в Полоцке 1839 года православной церкви переподчинили 1607 униатских приходов, а в 1875 году униатство в Российской империи было полностью ликвидировано.

В конце XIX столетия Папский Престол воспользовался ухудшением отношений между Россией и Австро-Венгрией, контролирующей Галичину. Местные грекокатолики пользовались лояльным отношением со стороны Вены и участвовали в активной украинофильской пропаганде, фактически навязывая местным восточным славянам новую национальную идентичность.

«Исповедовавшие грекокатоличество люди фактически переставали быть православными, но до конца не становились католиками, зависнув между двумя мирами», — пояснил в беседе с RT политолог Александр Асафов.

Униатское духовенство активно поддерживало создание на Галичине военно-спортивных организаций, на базе которых затем были сформированы проавстрийские воинские части «сечевых стрельцов».

В 1920—1930-е годы по итогам советско-польской войны Западная Украина оказалась под властью официальной Варшавы. Украинская грекокатолическая церковь пользовалась поддержкой власти. Возглавлявший УГКЦ Андрей Шептицкий поддерживал хорошие отношения с поляками и некоторое время даже публично осуждал Организацию украинских националистов, боровшуюся с польским влиянием. Однако вскоре у него завязались дружеские отношения с Андреем Мельником — родственником основателя ОУН Евгения Коновальца.

После начала Великой Отечественной войны Шептицкий поддержал нацистов. Он приветствовал германские войска и лично поздравил Адольфа Гитлера со взятием Киева. В свою очередь, Берлин дал указание нацистским спецслужбам, действовавшим на советских территориях, поддерживать УГКЦ. Сотрудники абвера жили прямо в резиденции Шептицкого, а сам митрополит помогал немцам угонять на работы в Германию украинскую молодёжь. Правда, в то же время Шептицкий обращался с рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру с призывом остановить холокост.

В 1943 году руководство УГКЦ приняло активное участие в создании дивизии СС «Галиция». Под руководством Шептицкого униатское духовенство призывало свою паству записываться добровольцами в СС. Именно грекокатоликами были дивизионные капелланы «Галичины».

В дальнейшем Шептицкий защищал УПА* от обвинений в геноциде поляков на Волыни и призывал бандеровское руководство ввести в своих подразделениях институт военных капелланов. Однако осенью 1944 года Шептицкий приветствовал уже советские войска, называя их освободителями.

В 1946 году прошёл Львовский собор, в котором принимали участие униатские священники, но не епископы. Собор принял решение о присоединении УГКЦ к Русской православной церкви. С этого момента на территории СССР униаты действовали только подпольно. Одновременно с началом холодной войны Рим начал активно создавать новые структуры УГКЦ за рубежом, среди выходцев с Западной Украины, сотрудничавших с нацистами и бежавших в Европу и Америку в 1944—1946 годах.

Раскол на Восток и Запад

23 декабря 1963 года Папа Римский Павел VI повысил статус Украинской грекокатолической церкви с уровня митрополии до верховного архиепископства. «Это было политическое решение, мало что изменившее на практике. Автономии от Рима УГКЦ всё равно не получила», — отметил Богдан Безпалько.

В СССР униаты смогли вернуться только в 1990 году по разрешению президента Советского Союза Михаила Горбачёва. После объявления в 1991-м независимости Украины УГКЦ начали массово возвращать храмы, изъятые у неё в 1946 году. Согласно данным УГКЦ, общее количество её прихожан в 2000-е годы достигло на Украине и за рубежом 4,6 млн человек, на сегодняшний день ей принадлежат 3828 приходов.

После событий 2014 года униаты активно поддержали проведение так называемой АТО и собирали средства на закупку военного снаряжения для украинских силовых структур.

«УГКЦ сыграла достаточно важную роль в расколе между Западом и Востоком Украины. А перед этим её существование и деятельность долгие годы служили факторами, ведущим к обострению отношений между Папским Престолом и Русской православной церковью», — отметил в беседе с RT руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

* «Украинская повстанческая армия» (УПА) — украинская организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).

https://russian.rt.com/science/article/586531-ukraina-uniya-cerkov


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Пятница, 28 Декабря 2018, 23.54.50 | Сообщение # 3372
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
РПЦ решила создать западноевропейский экзархат

Синод Русской православной церкви принял решение о создании западноевропейского экзархата.

«Русская православная церковь организовала патриарший экзархат из тех приходов, которые были у нее за рубежом», – сообщил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, передает РИА «Новости».

Он пояснил, что речь идет о приходах в Германии, Франции, Испании и Австрии.

Также пресс-секретарь добавил, что синод решил создать экзархат юго-восточной Азии.

Газета ВЗГЛЯД ранее сообщала, что Константинопольский патриархат решил распустить архиепископию русских православных церквей в Западной Европе. Таким образом, томос 1999 года, выданный патриархом Варфоломеем, был отменен.

В декабре управляющий Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе, упраздненной Константинополем, попросил патриарха Кирилла принять русский экзархат в юрисдикцию Московского патриархата.

https://vz.ru/news/2018/12/28/957680.print.html


Qui quaerit, reperit
 
Галина_Дата: Суббота, 29 Декабря 2018, 11.58.01 | Сообщение # 3373
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
«Церковный раскол на Украине» - Итоги 2018 года - УПЦ, собор, автокефалия, Варфоломей



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Суббота, 29 Декабря 2018, 16.53.47 | Сообщение # 3374
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
О гонениях на Украине и не только. Протоиерей Андрей Ткачев (AndreyTkachev)


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Суббота, 29 Декабря 2018, 19.53.50 | Сообщение # 3375
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Ответы на вопросы 28 декабря 2018 Иларион (Алфеев)
Священный синод Русской Православной Церкви собрался в пятницу, 28 декабря, на заключительное в этом году заседание. О том, что обсуждалось, и каковы итоги Священного синода РПЦ. Митрополит Иларион (Алфеев)



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Воскресенье, 30 Декабря 2018, 12.49.54 | Сообщение # 3376
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Рождество с Европой: исчезнет ли в Украине празднование 7 января?



Dum spiro, spero
 
bodo1953Дата: Воскресенье, 30 Декабря 2018, 22.05.25 | Сообщение # 3377
Группа: Старейшина
Сообщений: 1253
Статус: Отсутствует
До какой черты это дойдёт?

Владимир Бодо, пп 45100. 1973-77г. 02.08.1953г
 
Галина_Дата: Понедельник, 31 Декабря 2018, 10.18.38 | Сообщение # 3378
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Не стоит недооценивать цели Варфоломея. Как и силу нашей Церкви. архиеп. Феодосий, ПРАВО НА ВЕРУ



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Понедельник, 31 Декабря 2018, 20.24.24 | Сообщение # 3379
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Патриарх Кирилл призвал Варфоломея отступиться от раскольников на Украине



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Среда, 02 Января 2019, 10.43.36 | Сообщение # 3380
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
2 января Иоанн Кронштадтский. Фильм Аркадия Мамонтова



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Среда, 02 Января 2019, 11.06.49 | Сообщение # 3381
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
«Святые дня» / Святой праведный Иоанн Кронштадтский



Dum spiro, spero
 
bodo1953Дата: Среда, 02 Января 2019, 15.12.52 | Сообщение # 3382
Группа: Старейшина
Сообщений: 1253
Статус: Отсутствует
Цитата Галина ()
Патриарх Кирилл призвал Варфоломея отступиться от раскольников на Украине

Как мне кажется тут призывами уже делу не поможешь. Тут пахнет огнём и мечом. Не дай Господи.


Владимир Бодо, пп 45100. 1973-77г. 02.08.1953г
 
Галина_Дата: Среда, 02 Января 2019, 19.39.11 | Сообщение # 3383
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Киев-Москва / 1000 лет веры!



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Среда, 02 Января 2019, 20.06.55 | Сообщение # 3384
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
"Вселенский" патриархат



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Четверг, 03 Января 2019, 15.44.41 | Сообщение # 3385
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
«Мир православия»



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Четверг, 03 Января 2019, 16.35.41 | Сообщение # 3386
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Митрополит Ловчанский Гавриил о России, Болгарии и украинском вопросе



Dum spiro, spero
 
=Владимир=Дата: Четверг, 03 Января 2019, 16.41.28 | Сообщение # 3387
Группа: Старейшина
Сообщений: 7076
Статус: Отсутствует
Цитата bodo1953 ()
Тут пахнет огнём и мечом.


Не тот верующий сейчас пошел , чтобы "огнем и мечом" за веру. Здесь , - политика и "грязь"- деньги, перенаправление их потоков. Не дай Господи!


Владимир Деркач п.п. 10341 81-86г.г.
 
Галина_Дата: Четверг, 03 Января 2019, 17.36.31 | Сообщение # 3388
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
Цитата =Владимир= ()
Цитата bodo1953 ()
Тут пахнет огнём и мечом.

Не тот верующий сейчас пошел , чтобы "огнем и мечом" за веру. Здесь , - политика и "грязь"- деньги, перенаправление их потоков. Не дай Господи!

Старец Владимир вещать решил о том какие ныне верующие пошли?! :p

Про "огнём и мечом" - это не к православным - или к мирским ( красивую цитатку тиснули у католика Синкевича, полутатарина, полубелоруса) , или к католикам непосредственно.


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Пятница, 04 Января 2019, 19.37.49 | Сообщение # 3389
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
«Раскол» / интервью митрополита Илариона



Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Суббота, 05 Января 2019, 11.00.37 | Сообщение # 3390
Группа: Администратор
Сообщений: 12826
Статус: Отсутствует
ЧЕСНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ



Dum spiro, spero
 
Авиации СГВ форум » ДЕЛА МИРСКИЕ » МИР ДУХОВНЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ » Религия и мировоззрение » Православный мир (ч.2) (Правильное учение, или правильное поклонение)
Поиск: