Авиация СГВ
Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Правила форума Поиск

Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
Авиация СГВ » ИСТОРИЯ АВИАЦИИ И ПВО » АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА » Средства спасения и жизнеобеспечения летчика
Средства спасения и жизнеобеспечения летчика
ГордиюкДата: Понедельник, 21 Января 2019, 22.22.01 | Сообщение # 691
Группа: Старейшина
Сообщений: 60
Статус: Отсутствует
Цитата Шайтан ()
Gordin,
Гордиюк мля! Ты и сюда приперся, народ "мутить"! Тебя я уважаю, только как Афганца, в остальном, ты мнение летчиков знаешь о себе. Про Карева, опять будешь рассказывать...
Я тебя сразу "вычислил" и попрощался на одном из форумов (ИБА). С тобой все!!!


«Мир авиации» 1998, №1. Николай Карев, Москва. Автор этих строк прибыл в Березу после окончания ВВА им. Ю. А. Гагарина в 1981 г. Выпускник Качинского ВВАУЛ 1973 г., в период службы в Афганистане занимал должность заместителя командира полка. В ДРА выполнил 585 боевых вылетов.
В настоящее время военный летчик 1-го класса, кандидат военных наук полковник Н. Г. Карев является заместителем начальника кафедры тактики и оперативного искусства ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского.

«...Второй самолет был потерян при ударе по цели в районе аэродрома Баграм летом 1984 г. Его пилотировал старший летчик капитан Г. По его словам, самолет на выводе из пикирования потерял управление, появились резкие броски по крену. Летчик катапультировался и был подобран вертолетами ПСО. Самолет упал на землю и взорвался. Официальная причина — поражение средствами ПВО. Вероятная (неофициальная) — временная потеря сознания на выводе из-за большой перегрузки, а также эмоционального и физического истощения. Придя в сознание, летчик принял резкие броски по крену за отказ управления и, не раздумывая, катапультировался. Броски по крену — особое восприятие приходящим в сознание человеком работы автопилота, в режиме стабилизации выдерживающего заданное значение крена."

я ПРОЦИТИРОВАЛ "мемуары" снятого через 2 года ком.полка (в 1986 после гибели молодого летчика утром после ночной тревоги в 4.00 по-гитлеру и торчания на аэродроме 15!!! часов накануне УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПОЛЕТОВ!!!)

"ВЫЧИСЛИ" и "ВЫВЕДИ" меня "на чистую воду" - НАПИСАНО ПЕРОМ "кандидата наук", как меня, ст.летчика - ЭМОЦИОНАЛЬНО И ФИЗИЧЕСКИ ИСТОЩЕННОГО (в Баграме голодухи не было, каменоломней и концлагеря тоже), зам.командира полка САМ ЗАПЛАНИРОВАЛ в СОСТАВЛЕННОЙ ИМ плановой таблице, видя "замученного" летчика САМ НЕ ОТСТРАНИЛ от боевого "ОБРЕЧЕННОГО" вылета, ПОСТЕСНЯЛСЯ, ПОБОЯЛСЯ, НЕ ЗАХОТЕЛ доложить чтоб отстранили те, кто "НЕ ЗАМЕТИЛ, ПРОШЛЯПИЛ, ПРОПУСТИЛ, НЕ РАСКУСИЛ" этого "замученного" ст.летчика :
- начмеду части
- командиру полка
- замполиту полка
- комэске
- замполиту аэ
- КЗ
- инженеру полка
- инженеру аэ?

Почему у этого снятого командира полка , а в 1984г. зам.ком.полка "совесть замучила, проснулась, взыграла" только через 14 лет чтоб НА СВОЮ ГОЛОВУ ПРО СЕБЯ написать это "чистосердечное" признание???
 
СаняДата: Вторник, 22 Января 2019, 00.33.45 | Сообщение # 692
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Gordin ()
я ПРОЦИТИРОВАЛ "мемуары"

Тут акцент на чем надо ставить, на самих воспоминаниях, или на должностях?
Может проще вспомнить по доброму? Отдадим всем должное, помянем погибших, поприветствуем живых. Начнем с этого.
А потом, не спеша в разговорах расскажем может то, что никому было не ведомо, но расскажем по доброму, как и принято в авиации.


Qui quaerit, reperit
 
ГордиюкДата: Вторник, 22 Января 2019, 17.36.54 | Сообщение # 693
Группа: Старейшина
Сообщений: 60
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Цитата Саня ()
...эти ручки являются и дополнительным фиксатором рук во избежание их разброса набегающим потоком и их повреждений...

Я в курсе этого момента, поэтому и возник данный вопрос: по идее лётчик должен держаться за держки до самого последнего момента, пока не наполнится купол. Но к этому моменту кресло уже далеко, а что происходит с держками - ни в одной доступной литературе по катапультированию и катапультируемым креслам не указано. По крайней мере, мне такая информация на глаза не попадалась.

Цитата Саня()
Ничего с ними не происходит.))) Держится он за них, пока не осознает что живой и ногами стоит на земле.
После этого выкинет их в сторону и улыбаясь пойдет на встречу поисковой команде, или будет ждать её на месте приземления, оставив ручки себе на память.


Могу рассказать что "происходит" с ручками-держками и с ручками самого летчика (от первоисточника).
...На высоте 800м тянул РУС на левом боевом развороте (АП-155 отключен концевиками на РУС и никакой "стабилизации угловых положений" как "учит кандидат военных наук" в авиажурнале "Мир авиации"1998/01 - йок): крен 45, тангаж 30, перегрузка 5 с дальнейшим уменьшением до 3 до высоты 1200-1500м где уже противоракетный маневр "отдыхает". После "ни с того ни с сего" начавшейся резкой и непривычно с большой частотой болтанки по крену (не сваливание, не штопор, не аэроинерционное вращение) поставил педали нейтрально, РУС по белой линии с "усилием воли" за нейтральное положение (в Березе лейтенант С-ков в 1982г. на сваливании с перегрузки 3-4 уменьшал ее до 1,2-1,4 и снова загонял самолет в парашютирование несколько раз с 3300 до "визуально за бортом 600" - дотошно его выспросил тет-а-тет "на чужих ошибках для себя-а вдруг оно мне надо будет?.."). Болтанка не уменьшилась, приборов (высота, скорость, АГД-основное для положения в пространстве) не видно и стрелок тем более - голова болталась в противофазе с телом, привязанным "к самолету". Поднял голову и прижался к заголовнику, стало легче, но с болгаркой - в лобовом стекле желтый и зеленый цвет вместо голубого. "Вспомнил" 2 недели назад подведение итогов Колодия в клубе Баграма: посмертно Герой на Су-25 Рубан 7 сек. боролся (по тестеру - там и крены пишет) с кренением на пикировании и катапультировался низко да еще в крене). Потом "вспомнил" С-кова и его "визуально 600м". Самолет не в наборе, "низковато будет" - пора! Опустил голову и взгляд на зеленый пол и мои черные ботинки, взялся черными перчатками за красные ручки и потянул на себя, а потом нажал фиксаторы ("домашняя заготовка" моего инструктора Леонида Михайловича Хоменко и др.инструкторов: выигрыш времени минимальный а на скорости 950-1000км/час или 250м/сек. это несколько десятков метров - приЖОПился на берег арыка "без расчета", хотя +-1м от бережка - или на деревья или в поле на открытой местности, пробежавшие через 15-20сек. 2 "поисковика" наземной зондеркоманды (парашют -1млн.афганей, живой летчик - еще миллион, ЗШ со скальпом - уже меньше) в той низине меня не заметили, купол и НАЗ завис на деревьях - не увидели: но я СПЕЦИАЛЬНО боком на берегу не целился - повезло "вовремя" дернуть, а ветром опять "понесло ближе" в сторону разбитой цели). Тяну... безрезультатно (самолет несется! время летит!). Мысль - наеХали! Боковым зрением что-то мелькнуло справа (фонарь), на фоне зеленого пола появился голубой дымок, вроде поехал как при подьеме кресла "по высоте", потемнело в глазах...
...ощущается "растяжка" позвоночника по длине и легкое покалывание в позвоночнике, потом раскачивание из стороны в сторону (катапультировался вниз под углом), в глазах посветлело (светофильтр ЗШ-5 опустился перегрузкой-пиропатрон высотники сразу сняли при получении-но я только в тени деревьев на земле это заметил, на солнце это не ощущалось глазами). Голова опущена - опять черные ботинки "торчащие как с балкона" на фоне зелени и желтизны, через некоторое время когда тянул стропы купола - ботинки на фоне домиков (Баяни-Бала на 300-400 жителей). Подумал: хорошо если сяду над крышу - видно куда бежать на окраину, если во двор то - не увижу где центр. Между ботинками - черные перчатки и красные ручки, которые все еще "вытягиваю". Они уже не нужны. Разжал руки, они "загнулись" вниз (в ТЭЧ видел: при снятой подвесной системе они торчат в кресле с "ямой" для НАЗа). Надо "по инструкции" заправить круговую лямку под зад и усесться, как на Д-1-5, обоими руками полез "заправить лямку" - теперь точно наеХали! Лямка йок! Я ведь сижу на рамке, под которой "висит" НАЗ и заправить нечего. Голова смотрит горизонтально - как в самолете вижу размытый горизонт впереди. Надо как на Д-1-5 снять "гандончики" со всех 4-х лямок купола. Полез руками вверх - опять наеХали - никаких чехольчиков йок! Надо поднять голову и посмотреть целостность купола. Только собрался поднять голову - в голове похолодало, замер: послышались через ЗШ сначала отдельные хлопки, потом сразу *дружная" сплошная стрельба! Калашников, много Калашников - спрятаться, пригнуться, прикрыться нечем, добавился один звук ручного пулемета! пиПец!!! Похолодало уже в теле - подумал: попали? Ничего не болит, должно быть горячо. Вот сейчас попадут - где начнет болеть и горячо: в ноге, животе, руке? жду...Головой не крутил, вжался со всех сторон к центру тела, ноги поднял насколько можно вверх к себе. Жду когда начнет болеть...сопротивление в небе над кишлаком бестолково и бесполезно... И вдруг как током еКнуло в голову: по мне стреляют - я боюсь что попадут! А я ведь тоже могу "попугать" - не попаду, зато может целиться помешаю? Захотелось жить, дергаться, сопротивляться, а вдруг повезет? Опять вспомнил *домашнюю заготовку" Л.М.Хоменко - в любой БЕЗВЫХОДНОЙ ситуации "не расслабляться" как в байке про двух лягушек в крынке молока: одна сразу ушла на дно, вторая "дергалась", взбила кусочки масла и зацепилась за них. А у меня под задом АКС74У с уже подсоединенным магазином!!! И тут пожалел - на тренажах в классе ПДС ближе к КМ-1М майоры, капитаны, лейтенанты сзади: не все видно, только слышно. Знаю в теории - справа "дернуть за веревочку". Буду крутиться, рассматривать - пуля-дура попадет! Сам нарвался! Сам дурак! Не "разжимаясь" сунул правую руку и пятерней начал все царапать вверх. Раз, два... что-то "отвалилось" снизу - купол немного вспух. Дышать начал чаще - "открылось второе дыхание", "поднялось" настроение: жить стало веселей. Не расслабляясь нащупал ниже натянутую лямку, потянул вверх - тяжелая, значит НАЗ. Потянул вторую - легкое, оно! Вытянул АКСУ, взялся обоими руками. И вдруг... РПК затих: или патроны закончились, или увидел что что-то "отвалилось", уронил из рук - значит попал?. Автоматы стреляли дальше. И жить стало еще "веселее" - теперь и я "вооружен и очень опасен"! Предохранительная скоба до упора вниз (автомат.), с удовольствием загоняю патрон, теперь уже можно и нужно опустить голову и "выбрать" подходящую цель в "зеленке"! Щас повоюем, попугаем! Но... внизу зеленое и желтое, ни одной фигурки не вижу! Боевой "угар" потух, опять сжался комочком и начал ждать куда попадут... И опять "вспышка" в голове - дергайся дальше! Надо затянуть лямку как можно больше, перекосить купол, увеличить вертикальную скорость (инструкторские 6-летней давности "домашние заготовки" опять подняли второе дыхание). Опять захотелось жить и жить стало "веселей"! Правой рукой с АКСУ хватаю переднюю левую лямку и тяну вниз - она пружинит, вырывается. Помогаю левой рукой, перехватываю правой и руку тяну до подбородка. Опускаю подбородок вниз и... опять боевой угар тухнет: вижу под черными ботинками сплошные желтые крыши домов. Замер в позе подбородок в самой нижней точке. Опять жду где начнет болеть... Время определить не могу - тупая голова от перегрузки 20-25 "разучилась" его считать... Рука устает и подбородок поднимается, взгляд на горизонт - не могу понять, но что-то изменилось: не тот "пейзаж", стало темнее на горизонте. Еще темнее - тупая голова понхимает, что земля уже близко: это горы выползли на горизонт! Вспоминаю очередную инструкторскую (и ПДСную) "заготовку": во время касания подтянуться СИНХРОННО на лямках вверх. Но высоты под собой не вижу, определить "квадратными" глазами не могу. Кажется скоро приземлюсь! Отпускаю зажатую лямку и ощущаю что "подпрыгиваю" вверх, берусь двумя руками чтоб подтянуться. Глазами не вижу высоту и скорость снижения. Где-то в "заготовках" проскакивает - голову держать только вертикально чтоб при касании не поломать шейные позвонки и... можно поломать рамкой ноги ниже колен если они "уйдут" под себя. Жду удара, попадание отошло на 2-й план. И...резкая боль в пояснице - автоматы "перестали" стрелять! Прижопился (как плюхнулсяъ на стул) на берегу арыка - потом будет болеть! Встать тяжело, скатываюсь в низину арыка, становлюсь сначала раком на коленях затем сажусь на 5-ю точку. В памяти все чисто, начинаю с нуля - деревья с одной стороны, 2 поля зелено-желтой типа ржи - с другой, а я напротив высокой дорожки. И тишина - автоматы молчат!. Передо мной куча лямок, строп - автомат не вижу. Засовываю руки в перчатках, чтоб нащупать железо - рукам что-то мешает! Дошло - надо снять перчатки. Снял, что-то мешает глазам. Дошло - поднял светофильтр. А что делать с ЗШ? Пластик уже не нужен, от пуль не спасет да и слышно плохо. Снял и... услышал "звук" тишины - показалось что даже звук воды в арыке. Вспомнил отстегнуть лямку НАЗа от правой штанины. Полез опять "щупать" автомат
 
ГордиюкДата: Вторник, 22 Января 2019, 21.37.24 | Сообщение # 694
Группа: Старейшина
Сообщений: 60
Статус: Отсутствует
Цитата ПСНД-30 ()
Прошёл год, немного собралось информации по НАЗам, поправьте и дополните, пожалуйста.
Итак:
НАЗ-7 в основной массе ставился на МиГовские кресла КМ-1 и КМ-1М (МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27) в сидушку кресла, вместе с КП-27М, отделение лётчика от кресла происходило вместе с подвесной системой ПС-М,
сидушкой с ОРК и мягкой спинкой кресла.
Также НАЗ-7 применялся в спасательном парашюте С-5И и спас системе С-5И серии 2 ( может использоваться как в составе катапультных кресел, так и самостоятельно ).

НАЗ-7М применяется с 1974 года практически везде и до сих пор: в спас системах и в катапультных креслах К-36 всех модификаций.
( самолёты МиГ-29, Су-27, Су-24, Су-25, МиГ-31, ТУ-22М3 и все остальные современные машины ).

По НАЗ-8 пока точной информации нет, как написано выше, он размещался в креслах К-36 ранних модификаций ( без кислородного баллона в профилированной крышке ),
много спрашивал у разных авиаспецов про этот НАЗ и никто с ним не сталкивался на территории центральной части России,
зато основная масса НАЗ-8 использовалась до распада СССР на территории Украины и других приграничных республик ,
подскажите, с чем это может быть связано? Я думаю с поставками новейшей авиатехники именно на границы СССР.
Вопрос на каких именно самолётах мог ставится НАЗ-8 остаётся открытым...


"...отделение лётчика от кресла происходило вместе с подвесной системой ПС-М" - ПС-М (парашют спасательный модернизированный, вертикальная 7м/сек.) находится в спинке КМ-1М (сзади), а НАЗ-7 внизу - в рамке. Своими глазами купол я не рассматривал, хотя собирался, но меня "отвлекли" стрельбой и желание отпало. С удаления 10км мой купол правак Ми-8МТ в небе в первые секунды принял за тормозной парашют ФАБ-500ШН - он мне рассказывал, что удивился: кто же сбросил с пикирования ШН?, хотя он после моего доклада "сброс" через 6-8сек. подтвердил "молодец", да и "прикрывавший" сзади 1000-1200м КЗ подтвердил "попал". Но когда секунд через 15 он услышал дважды доклад того самого "прикрывающего" КЗ "626 вошел в землю. Парашют не вижу" то понял, что это спасательный купол МиГ-21БИС и уже 2-й раз сам влез в эфир, доложив командующему Колодию:"я вижу парашют!" и через 3 минуты (2 минуты ушло на визуальный САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ выход к месту приземления купола, который хорошо им был виден сверху на деревьях).КВС Ефимов сказал экипажу искать летчика в голубом комбезе (накануне я пришел попрощаться с бывшим согепатитчиком Бухаровым и выпил с ними "на коня" по 50г "ликер-шасси" - 15 июня был их КРАЙНИЙ боевой день 262овэ и наш КРАЙНИЙ совместный вылет перед отлетом в Союз). Возле купола садиться не будут - летчик может убежать на все 360°. Но западнее (ближе к кишлаку БаяниБала) парашюта метрах в 70-100 за дувалом на поле бОльшего размера они увидели дым ПСНД (ветер 10м/сек. для вертолета проблемный), который облегчил построение выхода для зависания и подбора. "Тело" в кустах они не видели, движки у ведущего пары были на исходе ресурса и потому близко к деревьям и дыму они не подлетали, чтоб иметь запас перелететь в наборе высоты. А я подумал - выпендривается и заставляют меня бежать лишние 50-100м. Ведомый экипаж начал обстреливать, отсекать и "пасти" место снижения ведущего. Как потом мне рассказывал Серёга Бухаров - самая неудобная ситуация была бы, если пришлось борттехнику выскакивать на землю и водиночку заносить раненого на борт (обоим летчикам необходимо было находиться на своих рабочих местах: в "зеленке" большая вероятность обстрела и вывода из строя в кабине одного из пилотов). Но все обошлось: в минимально возможное время они вышли куда надо, в минимальное время я "погрузился" в этот КРАЙНИЙ БОЕВОЙ день вертолетчиков. Любая задержка на полминуты-минуту меняла ситуацию не в нашу пользу. После взлета Бухаров посмотрел на место прижопления летчика - оранжево-белый купол исчез и уже был кем-то "оприходован". То ли теми двумя первыми пробежавшие, или новыми "поисковиками", которые решили что лучше купол "в руке" чем Ми-8 взлетающий в небо, да еще и прикрываемый ведомым экипажем...
Прикрепления: 3760474.jpg(42.0 Kb)


Сообщение отредактировал Gordin - Четверг, 24 Января 2019, 01.36.45
 
ГордиюкДата: Четверг, 24 Января 2019, 02.36.40 | Сообщение # 695
Группа: Старейшина
Сообщений: 60
Статус: Отсутствует
В музее 927 иап на стенде генералов-выходцев из нашего полка есть две одинаковые фамилии двух генерал-лейтенантов Авдониных: отца и сына Валерия Палыча. Он "засветился" командиром в Хойне, замкомдивом в Старгарде, дважды встречал в Ивано-Франковске уже комдивом на перегоне в Одессу, Краснодар на АРЗ. Я надеялся услышать что он станет Главкомом в 2000-х. Вот это образец командира (лично для меня) - грамотный, строгий, порядочный, справедливый. И мне повезло, что начиная от зам.ком.полка я у него многому научился, особенно в области САПС. Имея личный положительный опыт "без последствий" для здоровья он больше, чем в УАП с курсантами, требовал, заставлял, "ловил" тех, кто не придавал этому должного внимания "последней соломинки". И не случайно "воспитанные" при нем и им не только не боялись "спрыгнуть", но и продолжали летать дальше. Уже упоминаемый л-т С-ков на 2-м году приземлился "сухим" на берегу Белого озера на ПК Березы. Мой первый ведущий в строевой части Вася Шульга (ХВВАУЛ-76,его 2 однокурсника стали Главкомами, мой однокурсник - замом у Главкома А.Н.Зелина) ДВАЖДЫ без последствий "оставил рабочий кабинет:" перед ближним БИС уже после Афгана на первых полетах - *любопытная" птичка влетела в компрессор, в Совгавани МиГ-23МЛД - череда самовыключений двигателя. Потеря в здоровье - промерз в кожанке на берегу океана, ожидая час ПСО. С Васей мы "выживали" вместе в Судаке (он- уже второй раз, в первый даже прыгал с парашютом возле пляжа в теплую воду, во второй раз купались в конце октября при +14 ). И это дало нам уверенность с "полной безопасностью" смотреть в завтрашний
летный день и не "стесняться" применить САПСистские знания практически чтоб дальше летать в ИА, вложенные достойным сыном достойного генерал-лейтенанта. Кстати - тоже помощника МО СССР, но не как адмирал по расквартированию войск, а по спецподвескам в ВВС. Жаль что он не стал Главкомом, лично мне он "помог" в сложной ситуации - тренажи с его комментариями, теоретический розыгрыш нестандартных САПСистких "военных" ситуаций на контроле готовности оставили след в сером веществе мозга, когда сами мозги туповато переваривали возникшую ситуацию. Когда я ему рассказал что руки сами полезли искать несуществующие "гандончики" на стропах - он громко рассмеялся: такие же мысли промелькнули и у него. И оба они (Хоменко Авдонин - больше похожих командиров не встречал) называли это - развивать динамический стереотип нестандартных ситуаций при дефиците времени. Когда руки делают *привычное" дело, а мозги в это время "отдыхают", но помнят старые тренажи. Еще это называют "интуиция" или "где-то я уже это проходил". Так и получилось. Потому лично я им благодарен: с миру по нитке чужого опыта - себе когда-нибудь пригодится в тяжёлые секунды для ВТОРОГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ.


Сообщение отредактировал Gordin - Четверг, 24 Января 2019, 15.10.30
 
ГордиюкДата: Четверг, 24 Января 2019, 15.09.12 | Сообщение # 696
Группа: Старейшина
Сообщений: 60
Статус: Отсутствует
Так сложился боевой расчет 927иап в 1981 г. (звезды здесь "отдыхают" - его составлял зам.ком.полка Авдонин В.П. с его пониманием психологической совместимости летчиков в парах, звеньяхи задачах на учебный год - ком.полка Кокурин М.И. расчет утвердил), что "по осени когда цыплят считают": бывшая пара Шульга-Гордиюк трижды (Вася 2 раза, я раз) за последующие годы "ушла" от судьбы камикадзе. Вася после 1-го катапультирования рассказывал что видел "взлетая вверх" на КМ-1М как из- под его ног "выехал" БИС без фонаря и с пустой кабиной. У меня еще были свежи в памяти трехмесячной давности мои "ощущения" (темнота в глазах от момента наблюдения ботинок в кабине и - ботинок над "зелёнкой") и по сложившейся традиции нашей пары "разбора полетов" мы в итоге пришли к выводу. У нас на общем самолете МиГ-21БИС с КМ-1М были абсолютно разные обстоятельства: он прыгал в 1км от родного аэродрома в "свои" руки пришедших первыми на помощь солдат с ближнего привода, доставлен минут через 10 подьехавшей санитаркой и не успел в полном объеме воспользоваться мирным НАЗ-7 (его "списали" в пользу "пострадавшего"). От моего "ридного" Баграма "далеко" (по меркам боевых действий) в 10км (и в 500м от цели и 700м от большого кишлака БаяниБала) меня "доставили" на стоянку намного быстрее - за 3мин.вертолетом ПСО. Вася приземлился в сентябре (днем 18-20°, ночью менее 10, абс.превышение около 300м над уровнем океана с почти стандартным атмосф.давлением около 760мм рт.ст.: как ЗАДУМАНО для расчетной работы катапульты в европейских условиях - факторы, влияющие на скорость горения пороха КСМ с летними дюзами ). На Среднем Востоке (Афган) июньская дневная жара "в разгаре", в Баграме с превышением +1450м и давлением 740-730мм скорость горения пороха "несколько" быстрее - а дюзы те же! И перегрузка "выброса" из кабины больше, потому мои глазки "прищурились" на несколько секунд из-за отлива крови от головы, мозгов, которые тоже стали "мыслить" нестандартно и хужеЕ на последующие час-два, пока давление в голове не нормализировалось. С выбросом адреналина в экстремальной ситуации и эмоциональным возбуждением это не сравнить - "лирика", эмоции, осознание реалий, "нормальный человеческий" страх (а если БЫ я попал в руки "наземной поисковой команды" мисцэвых?.. как росли бы две дочки без меня?..) и гусиная кожа у меня появились уже на кушетке у доктора где-то через час. Испугаться я просто не успел - сначала нокдаун от противной болтанки в кабине, потом - от перегрузки КСМ (комбинированный стреляющий механизм). И я "по-деловому" оценивал ситуацию возможного приземления в кишлак на крышу дома или во двор: откуда лучше видно где окраина и куда убегать. С "трезвой" головой влезали бы варианты последующей расправы... Это чувство "вертикального нокдауна КСМ" (у боксера - от удара боковая перегрузка мозгов в черепной коробке) я могу сравнить только с ощущением среднего опьянения - видишь хуже и угол обзора сужен, мышление притупляется: предохранительную скобу АКСУ я нажал вниз до упора и только на следующий день в медсанбате "дошло": это же ОДИНОЧНАЯ стрельба, которая с квадратными глазами только глупая трата боезапаса 30 патронов, 30+30+30 в запасе и в НАЗе: 3 оранжевых магазина под резинками на зеленой сумке (дошел и этот смысл: цветовые пятна видно хорошо, а высоту, расстояние, шнурочки, лямки и тем более читать инструкцию НАЗ - НЕВОЗМОЖНО! из-за расширенных зрачков). Изъян "домашних заготовок" САПС в учебно-тренировочных полетах мирного времени: то что еще в воздухе летчик может "сразу вступить в бой и перестрелку, дуэл " не могло никому прийти в голову: АКС74У при задумке НАЗа не был еще воплощен, "упакован" в кресло КМ-1М. Вася принял позу (ЗШ "вставил" в заголовник) на прямой снижения в относительно спокойной ситуации, я нагнул голову - так легче переносить болтанку ее на плечах. Скоростной напор 900-950км/час "исправил" мою ошибку в принятии ПРАВИЛЬНОЙ позы для сохранения ШЕЙНЫХ позвонков: только высунувшись из кабины ЗШ скоростным напором "прямым боксерским ударом в лоб" (удара я не ощутил) было "вставлено" как надо, мышцы шеи еще больше напряглись - поэтому когда напор воздуха исчез голова опять"наклонилась" вниз мышцами и я "продолжил" смотреть на свои черные ботинки. Повезло! Теоретически мне такой вариант в голову не приходил раньше - но болтанкавнесла свои коррективы. Зато шейные позвонки не пострадали и даже мышцы шеи не болели! Болели, ныли через час и всю ночь мышцы рук, грудные (хотя они напряглись при тянущих усилиях рук!). Болели мышцы на ногах (я в педали не упирался - только так они бы напряглись), на спине, животе, но на шее - нет. Наш доктор удивлялся - с опущенной головой должны были обязательно хряпнуть несколько из пяти шейных позвонков. Даже вместо двух проэкций рентгеновских снимков сделали еще один "нестандартный". Никаких проблем! А возле 1 и 3 поясничных позвонков я в зеркале видел большие синяки на коже - один смялся на 13мм, второй на 7мм. Это результат прижопления на бережок не ногами с аммортизацией, а относительно "мягким" местом при общем похудении на 4-5кг от порошковой картошки, макарон и гречки (в Союзе большой дефицит!). Не было бы счастья остаться в живых и не попасть в плен - несчастье прижопиться мне помогло остаться с головой на ее анатомическом месте! Приземлись я в сторону не больше 1м на деревья "между ног" (точнее это кусты высотой 4-5м типа лещины, которые периодически за сезон вырубались как мисцэвый стройматериал) - были бы травмы, шум в ветках и падение в арык неизвестно каким боком, раком, головой вниз. Если бы с другой стороны - уже на полметра дальше от МОЕГО бережка "в чисто поле" - приземлился бы ногами, саммортизировал, "ковырялся" в лямках и стропах раздумывая автомат. Но я как голый на сцене - на поле окруженном с 3-х сторон (с 4-й арык и кусты-деревья) 2-метровым дувалом и никому не виден! В первое время! Но секунд через 15-20 как стихли автоматы - я "ковыряясь" в стропах в низине УСЛЫШАЛ (зрение плохое, чувство времени отсутствовало полностью, но слух - было впечатление что сильно обострился! ) ШЕЛЕСТ той "ржи", что росла на двух половина поля: полузрелая зеленая с желтым. А если БЫ я нормально с нормальными глазами "целился" нормально приземлиться на ноги на ровной поверхности поля - перепрыгнувшие через 15-20сек. через дувал два "поисковика" без проблем меня увидели в чистом поле - а мне спрятаться ОПЯТЬ некуда как минуту с лишним в синем небе на оранжево-белом парашюте. А я еще уже не боец - чтоб снять перчатки, маску с ЗШ, отстегнуть НАЗ, сбросить подвесную систему -положил свою спасительную "соломинку"(АКСУ) на землю и потерял визуальный, ощущаемый руками контакт с ним: перед глазами только куча серых лямок, белые стропы парашюта, серая спинка сиденья (для парашюта ПС-М)и серая рамка (для задницы, снизу НАЗ). И сколько секунд я "протянул" бы, пока безоружный на коленях нащупывая АКСУ (автомат где-то рядом, но не в руках, 2 лимонки в подсумке, но еще не вЫкручены вставки и не вкручены взрыватели, не разогнуты усики, ПМ слева в кобуре, но по "домашней заготовке" он на 3-м месте после автомата и "карманный артиллерией ")бы в чистом поле?...а если бы и "протянул" - то в какой-то яме, сарае...

Сообщение отредактировал Gordin - Четверг, 24 Января 2019, 15.32.00
 
ГордиюкДата: Четверг, 24 Января 2019, 20.31.11 | Сообщение # 697
Группа: Старейшина
Сообщений: 60
Статус: Отсутствует
Цитата Шайтан ()
Gordin,
Гордиюк мля! Ты и сюда приперся, народ "мутить"! Тебя я уважаю, только как Афганца, в остальном, ты мнение летчиков знаешь о себе. Про Карева, опять будешь рассказывать...
Я тебя сразу "вычислил" и попрощался на одном из форумов (ИБА). С тобой все!!!


Место моего прижопления я нашел на фото (2004г.) из космоса легко - кажется в 2006г. : - Чарикар, рядом кишлак возле дороги на Панджшер БаяниБала и единственный арык на восток - к той "сдвоенной" цели двух групп домов. Это запомнилось по фотопланшету 15.06.1984г. и несколько виражей на ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ. На парашюте это место и округу не рассматривал - сжался в комок насколько можно и ждал где начнет болеть. Уже в Ташкенте в 340 ОВГ от нечего делать в послеоперационный палате нейрохирургии (книги "не читались", все плитки на 5 свободных плоскостях посчитаны) по памяти и часам засек сколько времени потратил на "динамический стереотип" моих действий. Получилось 30-35сек. Сколько ЖДАЛ не двигаясь - не знаю, в том состоянии нокдауна вычислить не мог. Крайнюю цифру высотомера в наборе в голубое небо боевым видел четко - 800. Потом болтанка. Увидел землю, значит заодно и вращался самолет. Наверно не более 5 сек. Визуально не более 1000м, не ниже привычных 600м высоты полета по кругу. Где-то в промежутке 800-1000м решил "выйти". То что после сжатия ручек (я их уже тянул) "долго" не срабатывал пиропатрон подброса на длину хода кресла 830мм до срабатывания КСМ - эффект болтануки и не определения времени. По паспорту ПС-М "рабочая" вертикальная скорость снижения 7м/сек.(в стандартной атмосфере: +15°, 760мм столба, абс.превышение 0) с учетом превышения Баграма +1450м и июньской в 05.48 утра "жары" около 30 - еще прибавить ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ купола 1-2м/сек. В итоге 1000 : 9 = 111сек. парашютного "полета". С перекошенным куполом может (я от балды беру - не ПДСник) еще на 3-4м/сек. В итоге 1000 : 12 = 85сек. Грубо - полторы минуты "балдежА и ожидания" в воздухе, полторы минуты на "прятки" по кустам. По хронометражу РП (и официальному донесению "наверх" сынка адмирала) прошло 3 минуты от доклада *прикрывающего" КЗ "626 вошел в землю" и до доклада ПСО Ефимова "Взлетели, летчик на борту, говорит что в медсанбат не хочет и не надо". 10км из зоны висения над модулями (над своими надёжнее в КРАЙНИЙ боевой день 262овэ) на скорости 250 за 2 минуты с хвостиком, неполная минута снизиться чтоб зависнуть - вполне "вписываются" в наш полковой хронометраж, все совпадает...
Правак Бухаров "отдыхает" после своих "не по рангу" двух встреваний в эфир "поперед батьки в пекло" - на его счету и Ефимова еще один "крестник" в то утро "родился" в ИХ КРАЙНИЙ боевой день!

Правильная ариХметика по ПДС?


Сообщение отредактировал Gordin - Четверг, 24 Января 2019, 21.05.57
 
milvusДата: Пятница, 25 Января 2019, 22.57.49 | Сообщение # 698
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 17
Статус: Отсутствует
Цитата thrhdgd ()
Ну раз пошла такая тема,наберусь наглости попросить сфоткать ещё несколько моментов. Это внутренности механизма управления катапультированием,внутренности механизма блокировки,и затвора пиромеханизма первой ступени КСМУ.

Добавил фото механизма управления пиропатронами снизу кресла
https://drive.google.com/drive....sharing

Пользуясь случаем хочу попросить помощи в поиске некоторых деталей кабины СУ-27. Может у кого-то на сувениры или еще как завалялся РУД СУ-27, топливомер-расходомер СУ-27 / СУ-25, или аналогичный, Педальный механизм СУ-27/25, Колонна РУС с качалкой и "тряской", Индикатор системы Экран 2Э, ПНП-72-16 или 12, Указатель угла атаки и перегрузок УАП-5-13, Указатель скорости УСМ-2. В общем любые железки из кабины СУшек, для создания функционального макета кабины СУ-27. Буду безмерно благодарен за любую наводку! Можно писать в личные сообщения или на почту milvus@e1.ru . Никак не могу найти некоторые деталюшки... Надеюсь на помощь)
 
СаняДата: Понедельник, 19 Августа 2019, 21.08.54 | Сообщение # 699
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Последний рывок. Как спасаются военные летчики

Эффектный маневр и крутое пике, на выходе из которого тяжелый истребитель проседает, задевает землю и вспыхивает, — без высокотехнологичной системы катапультирования шансов выжить в подобной ситуации у летчиков было бы немного. С момента вытягивания красных поручней до сброса фонаря и раскрытия парашютов проходит не больше секунды. Спустя еще пару секунд оба члена экипажа уже поднимаются с земли и отряхиваются. Целые и невредимые. О том, как это работает, — в материале РИА Новости.
Право на выход
Катапультные кресла можно без преувеличения назвать одной из самых сложных и продвинутых систем на борту современного боевого самолета. И хотя, на первый взгляд, их задача проста и понятна — максимально быстро выбросить летчика из поврежденной машины, раскрыв над ним спасительный купол, — по конструкции они напоминают маленькие космические корабли. Со своими реактивными двигателями, системами стабилизации и автоматического управления.
Фирм в мире, которые умеют такое делать, — по пальцам пересчитать. В США производством катапультных кресел занимаются компании McDonnell Douglas и Stencil, в Британии — Martin Baker. Китай для своих ВВС строит собственные, во многом скопированные с устаревших советских.


Капитан Кристофер Стриклин катапультируется из F-16 во время авиашоу на военной базе в Айдахо

На российские боевые самолеты преимущественно ставят катапультные кресла семейства К-36ДМ разработки НПП "Звезда". По возможностям они считаются лучшими в мире. Легкие, надежные, безотказные. Позволяют мгновенно покидать аварийную машину из любых пространственных положений, на скоростях от нуля до сверхзвука, на высотах до 25 километров.
"Стоимость обучения профессионального, хорошо подготовленного военного летчика — около десяти миллионов долларов, что достигает половины стоимости некоторых машин, — говорил главный конструктор НПП "Звезда" Гай Северин. — Поэтому мы с самого начала задумались над тем, чтобы не просто спасти летчика любой ценой, как это делают на Западе, а еще и спасти его без травм, для того, чтобы в будущем он снова встал в строй. После катапультирования при помощи российских кресел 97 процентов пилотов продолжают поднимать самолеты в небо".



В полете летчик удерживается в кресле подвесной-привязной системой с механизмами притяга плеч и пояса. По росту сиденье подгоняется индивидуально. Вес всей конструкции — 122 килограмма.
Восемь десятых секунды
В критический момент член экипажа резко вытягивает так называемые поручни (или, как еще говорят, держки), его плечи мгновенно прихватываются ремнями с пиронатягом, руки и ноги и крепко фиксируются, а стреляющий механизм сдвигает кресло по направляющим, расположенным за спинкой. Следом выдвигаются штанги со стабилизирующими парашютами, и кресло стремительно отделяется от кабины. Двигатели коррекции по крену выравнивают его вертикально.



Если катапультирование происходит на сверхзвуковых скоростях до трех Махов, дополнительно выдвигается защитный дефлектор, прикрывающий грудь и голову летчика от скоростного воздушного напора. Сила потока такова, что способна легко переломать конечности.
Уже за бортом включаются твердотополивные реактивные двигатели, которые уводят кресло на безопасное расстояние. Отстреливается подголовник, летчик отделяется от кресла, раскрывается основной спасательный парашют. На все про все уходит не более восьми десятых секунды.
На землю пилот спускается на специальном сиденье, под которым размещена высотная кислородная система и десятикилограммовый ящик с носимым аварийным запасом. На случай приводнения предусмотрен плот ПСН-1 или авиационный спасательный пояс АСП-74.


Катапультируемое кресло КМ-1М

По схожей схеме работают большинство современных авиационных систем катапультирования. Различаются они лишь принципом действия и сложностью конструкции. Так, в отличие от кресел К-36Д, в которых катапультирование происходит за счет тяги реактивного двигателя, в креслах предыдущих поколений КМ-1М применялся пороховой заряд. На легких спортивных самолетах Су-26 — сжатый воздух.
Отдельная история — катапультно-амортизационная система К-37-800М, которую устанавливают на разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 "Аллигатор". Система объединяет в себе механизм катапультирования с ракетным двигателем и энергопоглощающую амортизационную подвеску, смягчающую удар при аварийной посадке.
При срабатывании системы катапультирования у машины автоматически отстреливаются лопасти несущих винтов, освобождая экипажу путь для безопасной эвакуации.

Упасть и выжить
Системы катапультирования не раз спасали жизнь военных летчиков. На войне и не только. Так, в июне 1989-го на международном авиасалоне в Ле-Бурже во время демонстрационного полета разбился новейший советский истребитель МиГ-29, пилотируемый летчиком-испытателем Анатолием Квочуром. Квочур успел катапультироваться за две секунды до удара самолета о землю. На высоте всего 98 метров. Выжил чудом: его не успевший раскрыться парашют наполнило взрывной волной.

Похожая история произошла спустя ровно десять лет. Там же, во Франции. В июне 1999-го на открытии 43-го Парижского авиасалона потерпел крушение тяжелый российский истребитель Су-30МК, оборудованный креслами К-36ДМ. Оба члена экипажа покинули горящую машину на минимальной высоте 50 метров и успешно спустились на парашютах.
В 2009-м в ходе тренировочных полетов перед ависалоном МАКС в воздухе столкнулись два истребителя (Су-27 и спарка Су-27УБ) из состава пилотажной группы "Русские Витязи". Кресла К-36ДМ не подвели и в этот раз — все летчики катапультировались. Двое получили травмы при приземлении, но выжили. Командир группы Игорь Ткаченко погиб из-за вспыхнувшего парашюта.
Всего, по статистике, со времен Второй мировой войны благодаря системам катапультирования успешно покинули аварийные самолеты более десяти тысяч военных пилотов.

https://ria.ru/20190810/1557361011.html


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Понедельник, 19 Августа 2019, 21.23.53 | Сообщение # 700
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
В погоне за лучшим

Советские и российские катапультные кресла семейства К-36ДМ, разработанные в НПП "Звезда", по праву считаются одними из лучших и самых надежных в мире. Они позволяют мгновенно покидать аварийную машину из любого положения в пространстве, на скоростях от нуля до сверхзвука, на высотах до 25 километров.
Этими катапультными креслами оборудованы российские истребители МиГ-29, Су-27, Су-30, бомбардировщики Су-24, Су-34, Ту-160 и другие машины. Восьмого июня 1989-го благодаря К-36ДМ спасся известный летчик-испытатель Анатолий Квочура, когда его МиГ-29 завалился на бок и начал падать. Он катапультировался на высоте всего 80 метров при движении самолета под углом 90 градусов к земле и благополучно приземлился, отделавшись лишь легкими ушибами.

Инцидент вызвал в Пентагоне острый интерес к этому катапультному креслу. В 1993-м ведущая научно-исследовательская лаборатория ВВС США Armstrong Laboratory опубликовала 424-страничный доклад о К-36ДМ. В документе прямо говорилось, что советская разработка на голову превосходит американские аналоги.
В середине 90-х на НПП "Звезда" побывала делегация из Вашингтона. Заокеанские специалисты наблюдали за испытаниями катапультного кресла и оценивали перспективы адаптации К-36ДМ для нужд американской авиации. От закупки все же отказались, сославшись на особенности законодательства США. Однако в последующих модификациях катапультного кресла ACES-2 применены многие технологические ноу-хау К-36ДМ.

https://ria.ru/20190818/1557561713.html?title_ver=570ca&title_alg=ucb1


Qui quaerit, reperit
 
estimataДата: Суббота, 14 Сентября 2019, 20.59.08 | Сообщение # 701
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 17
Статус: Отсутствует
Доброго времени суток!

Тут у меня появился вопрос: "сколько раз эти НАЗы применялись и с каким результатом"

P.S. У меня есть статья про НАзы (вот тут упоминал http://www.sgvavia.ru/forum/931-117-685952-16-1524315209 ). Хочу дописать по этому вопросу, но не могу найти информацию, может кто-то поможет.
 
СаняДата: Суббота, 14 Сентября 2019, 21.55.02 | Сообщение # 702
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата estimata ()
Тут у меня появился вопрос: "сколько раз эти НАЗы применялись и с каким результатом"

В каком смысле?
НАЗ применяется при любом случае покидания самолетов. Рыбу может пилоты и не ловят, но точно срабатывает автоматически Р-855 «Комар» в режиме маяка. Комар, это пожалуй самый главный элемент в назах.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 14 Сентября 2019, 23.40.05 | Сообщение # 703
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
КРЕСЛО КАТАПУЛЬТНОЕ К-36ВМ

Назначение:
Катапультное кресло К-36ВМ предназначено для летчика самолета вертикального взлета и посадки. Кресло К-36ВМ является модификацией кресла К-36ДМ. Кресло обеспечивает безопасное покидание самолета при нулевых скорости и высоте (на режиме висения) и при неблагоприятном угловом положении самолета по тангажу. Кресло обеспечивает как ручное, так и автоматическое (по команде от бортовой системы) катапультирование, в том числе катапультирование через фонарь.
Состав:
Аналогичен креслу К-36ДМ сер.2, со следующими отличиями:
- ракетный двигатель комбинированного стреляющего механизма имеет поворотное сопло;
- имеются пробойники фонаря;
- имеется устройство бокового разворота (на варианте кресла для двухместного самолета);
- имеется система принудительного ввода заголовника;
- система фиксации летчика в кресле упрощена;
- система дополнительной защиты летчика от воздушного потока отсутствует.
Основные технические характеристики:
Диапазон скоростей катапультирования - 0 … 1100 км/ч;
Диапазон высот катапультирования - 0 … 20000 м;
масса - 136 кг.
Применение:
Як-38, Як-38У
Год разработки:
1975



http://y-v-g.ru/Tur/html/54.html


Qui quaerit, reperit
 
estimataДата: Воскресенье, 15 Сентября 2019, 07.52.16 | Сообщение # 704
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 17
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
В каком смысле?
НАЗ применяется при любом случае покидания самолетов. Рыбу может пилоты и не ловят, но точно срабатывает автоматически Р-855 «Комар» в режиме маяка. Комар, это пожалуй самый главный элемент в назах.

Понятно, что при каждом катапультировании срабатывает Комар и надувается плот или лодка. Но я имею ввиду разводил кто-то костер, начинал рыбачить, открывали консервы и т.п.

Или сейчас лётчиков спасают быстро и применяется НАЗ по полной только на отработке выживания?.. Понятно, что во время боевых действий достается оружие и до остального по большей части нет времени...
 
СаняДата: Воскресенье, 15 Сентября 2019, 09.08.49 | Сообщение # 705
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата estimata ()
Но я имею ввиду разводил кто-то костер, начинал рыбачить, открывали консервы и т.п.

Техники консервы открывают при замене продуктов в НАЗ при просрочке. :)


Qui quaerit, reperit
 
estimataДата: Воскресенье, 15 Сентября 2019, 11.40.42 | Сообщение # 706
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 17
Статус: Отсутствует
:)
Ну хоть какая то польза от этих консерв есть.
 
СаняДата: Четверг, 19 Сентября 2019, 01.07.53 | Сообщение # 707
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Выручал ли пистолет космонавтов?

Если кратко – нет.

В аварийный запас российских космонавтов вернется огнестрельное оружие, заявил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. По его словам, оружие уже испытывается, и к 2021 году «может войти в комплект».

Идея довольно странная, считают специалисты – мало того, что наличие пистолета на орбите само по себе увеличивает риск несчастного случая, так еще и весит он довольно много, что может быть важно как при полете, так и после посадки. По крайней мере, ТП-82, который входил в аварийный запас «Союзов» с 1988 по 2006 год, был весом 1,6 кг и 2,4 (!) кг – вместе со специальным прикладом-мачете.

Зачем вообще космонавтам пистолет?

Нет, не для самоубийства. И точно не чтобы отстреливаться от коллег в полете. Он нужен, чтобы отпугивать диких животных, если посадка произошла, например, в тайге, вдали от цивилизации. И для охоты, если паек закончится – хочешь не хочешь, а придется как-то изворачиваться.

Оружие начали включать в комплекты снаряжения еще с полета Юрия Гагарина, тогда это был пистолет Макарова. Впервые же вопрос о специальном оружии для космонавтов поставил Алексей Леонов после не самой удачной посадки корабля «Восход-2» в 1965 году.

Тогда Леонов и командир корабля Павел Беляев приземлились в глухой пермской тайге, в 70 километрах от Соликамска. Обнаружили их довольно скоро, только вот подобраться никак не могли – вертолетам негде было сесть.

«Посадка в глухой тайге была последним ЧП в истории «Восхода-2». Космонавты ночевали в лесу Северного Урала. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что «один рубит дрова, другой подкладывает их в костер», – писал в своей книге «Ракеты и люди» соратник Сергея Королева Борис Черток.

В итоге первую ночь им пришлось провести в довольно сложных условиях – мороз минус 25, влажная экипировка, а теплой одежды не предусмотрено. Развели костер, погрелись.

От медведей и волков, вопреки расхожему мнению, отбиваться не пришлось.

Забрали Леонова с Беляевым на третий день – второй они провели уже в теплой одежде и в палатках, доставленных спасателями-лыжниками.

И хотя отстреливать зверей и отстреливаться от них не потребовалось, даже для этого пистолет Макарова не слишком бы сгодился. Леонов потом говорил, что «лучшее, что из него можно сделать – это застрелиться». В итоге космонавт сам инициировал создание специального оружия для полетов – надежного и многофункционального. И в 1982 году Тульский оружейный завод представил ТП-82: его можно было топить, закапывать, держать в вакууме – и все без вреда для стрельбы. Там было два гладких ствола и один нарезной – то есть он был пригоден как для защиты, так и для охоты. Кроме того, сигнальные ракеты из него тоже можно было запускать. А к прикладу крепилось мачете, с помощью которого можно было рубить дрова или строить шалаши.

«Союзы» продолжали летать с «Макаровым» на борту до 1986 года, когда его место занял ТП-82. Тогда даже появилось понятие СОНАЗ – стрелковое оружие носимого аварийного запаса. Хотя космонавты как-то научились выживать и без него – в программу подготовки еще с 60-х, после случая с Беляевым и Леоновым, включили курс выживания. Обычно это два-три дня в зимнем лесу или летних горах, в ходе которых космонавтам приходится искать дрова, разводить огонь, сооружать укрытия.

Тренировки продолжаются по сей день, поскольку в теории при посадке произойти может все что угодно. Спутниковые телефоны, GPS-маяки, конечно, избавили экипажи от большинства рисков, но и мачете, видно, лишним не будет. А вот пистолеты пропали из аварийного запаса в 2007 году. Дело в том, что выпущено было чуть более сотни штук, и срок годности большей части патронов вышел. А новые уже перестали производить – по сути, за ненадобностью, ведь «пострелять» за 20 лет никому из летавших так толком и не удалось. Хотя капсулы неоднократно садились вне предполагаемых зон.

Периодически такие случаи происходят – космонавты оказываются в лесах, степях, в озерах. Последний известный инцидент произошел в 2008 году, когда экипаж «Союза ТМА-11» приземлился в 400 километрах от расчетной точки. Пришлось подключать дополнительных спасателей. Но уже через несколько часов всех троих – россиянина, американку и кореянку – нашли и эвакуировали.

Так нужны ли пистолеты сейчас?

«Никакой необходимости в пистолетах сейчас нет.

Есть куча других, более эффективных вариантов, пистолет это уже вчерашний день.

Чтобы зверей отгонять, например, есть и лазерные пушки, и различные ультразвуковые «шумелки». Так что все это можно сделать при глубоком изучении», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший замначальника Центра подготовки космонавтов Алексей Харланов.

А что вообще входит в аварийный запас?

Пистолета нет, а вот мачете осталось. Оно как нельзя лучше подойдет для строительства шалашей и многих других целей. Также в НАЗ есть еда, вода, спички, котелок, надувной плот, медикаменты, фонарик, свистки и даже удочки. Пистолет, на самом деле, тоже можно брать – как личное оружие, только большинство космонавтов предпочитает этого не делать.

А что американцы?

Астронавты НАСА никогда не брали с собой огнестрельного оружия, так уж повелось. В их экипировку входят, как правило, специальные ножи и мачете, которых, по мнению руководства, будет достаточно, чтобы при необходимости отбиться от медведя в лесу и помочь себе дождаться эвакуации.

https://vz.ru/question/2019/9/18/998475.print.html


Qui quaerit, reperit
 
estimataДата: Четверг, 26 Сентября 2019, 16.47.31 | Сообщение # 708
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 17
Статус: Отсутствует
По данным в прессе (фото, видео, статьи) летчики в Сирии используют НАЗ-ИР. Никто не знает, в катапультном кресле также лежит НАЗ? Лодку (плот) и радиомаяк с ними используются?

ЗЫ Надеюсь это не военная тайна
 
СаняДата: Четверг, 26 Сентября 2019, 18.27.16 | Сообщение # 709
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата estimata ()
ЗЫ Надеюсь это не военная тайна

Не секрет. Разгрузочный жилет, это дополнение к основному НАЗу.

Комплект НАЗ-ИР. Российских военных летчиков оденут в специальные жилеты-разгрузки




Боевых лётчиков оденут в «жилеты-спасатели», как у погибшего Героя Романа Филиппова Российские военные летчики получили «жилеты выживания». По итогам операции в Сирии Минобороны начало масштабное обновление спасательного снаряжения пилотов. В ближайшие два года военное ведомство закупит более двух тысяч новых носимых аварийных запасов НАЗ-ИР. В разгрузочных жилетах размещаются боеприпасы, средства связи, медикаменты, вода и продовольствие. Снаряжение максимально эргономично, не сковывает движения — и, значит, не мешает управлять самолетом. Жилеты полностью совместимы со сложной и травмоопасной системой катапультирования и противоперегрузочными костюмами пилотов. В Минобороны «Известиям» рассказали, что комплект НАЗ-ИР был разработан с учетом сирийского опыта. В ближайшие два года планируется закупить более двух тысяч носимых аварийных запасов на общую сумму 26 млн рублей. Во время военных действий в Сирии пилоты штурмовиков Су-25 первыми получили НАЗ-ИР и в обязательном порядке использовали их во время боевых вылетов. Именно в такой жилет был одет героически погибший майор Роман Филипов. На каждую боевую операцию пилот поверх полетного обмундирования обязан надеть снаряжение с аварийным запасом. Это жилет защитного цвета с регулирующими ремнями и множеством карманов. Аварийный запас в первую очередь должен помочь терпящему бедствие летчику выйти на связь, запросить помощь у поисковых групп и обозначить себя на местности. Для этого в комплект включена радиостанция Р-855-А1 с мощной батареей. Чтобы подать сигнал бедствия, используется импульсный светомаяк — он активируется сразу после катапультирования. В комплекте есть сигнальный пистолет, больше похожий на большую авторучку, а также пиротехнический патрон и светосигнальное зеркало. Пилот сможет оказать вооруженное сопротивление в случае нападения. Для этого в комплект входит автоматический пистолет Стечкина с боекомплектом в 200 патронов. Кроме того, в арсенал летчика включены две ручные гранаты Ф-1. Также в набор входят средства выживания, в том числе наручный компас, специальный нож, непромокаемые спички, средства для обеззараживания воды. На случай ранения имеются медицинские средства, бинты и антисептики для обработки ран. Также в комплекте есть минимальный запас воды в пол-литровой фляге и набор сублимированных продуктов на несколько суток. В авиации со всей серьезностью относятся к формированию носимых аварийных запасов. Было много случаев, когда в боевой обстановке они помогли летчикам продержаться до подхода помощи и спасти жизни, рассказал «Известиям» Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко. В 1998–2001 годах он командовал 4-й воздушной армией ВВС и ПВО. «Это снаряжение не мешает управлять самолетом, не травмирует при катапультировании. При этом в нем должно быть всё то, что позволит летчику выжить, — отметил он. — Носимый аварийный запас может меняться в зависимости от театра боевых действий и обстановки. Иногда летчики по собственной инициативе берут больше боеприпасов или воды. В последнее время это снаряжение стало намного более технологичным. В нем используются современные материалы и компактные средства связи». Подобные комплекты существуют во многих современных армиях. Наиболее близок к российскому НАЗ-ИР по своим характеристикам спасательный жилет LPU-17/P — он используется в ВВС США. Это снаряжение предназначено для пилотов всех типов американских боевых вертолетов и самолетов. Оно более чем в два раза дороже российского аналога.
https://tvoi54.ru/posts....ki.html

Носимый аварийный запас (НАЗ-ИР)

Носимый аварийный запас (НАЗ-ИР)

Носимый аварийный запас (НАЗ-ИР ЗУБР2-9220-0 ТУ) надевается поверх полетного обмундирования члена экипажа летательного аппарата , является индивидуальным снаряжением члена экипажа вертолета или самолета, и предназначен для использования в составе катапультно -амортизационной системы К-37-800М на вертолете К-52, а также на вертолетах и самолетах, не оборудованных катапультными креслами, и предназначен для обеспечения члена экипажа, покинувшего летательный аппарат в аварийной ситуации, средствами...























http://saro-gk.ru/nosimyij-avarijnyij-zapas/


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Четверг, 26 Сентября 2019, 18.30.48 | Сообщение # 710
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует









Qui quaerit, reperit
 
estimataДата: Пятница, 27 Сентября 2019, 16.22.47 | Сообщение # 711
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 17
Статус: Отсутствует
Саня, спасибо за информацию!.. Надо будет дополнить свою информацию...
 
СаняДата: Пятница, 27 Сентября 2019, 18.10.18 | Сообщение # 712
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
estimata,
Судя по фото, ножи летчиков стали какие-то ширпотребные.
Вот такими были ножи у летчиков времен качества СССР :









Qui quaerit, reperit
 
estimataДата: Суббота, 28 Сентября 2019, 13.02.20 | Сообщение # 713
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 17
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Вот такими были ножи у летчиков времен качества СССР

Саня, я такие и описывал. Вот можешь глянуть https://lik-o-dil-es.blogspot.com/2018....za.html

ЗЫ Статью дописал немного... Еще раз спасибо за помощь.

ЗЗЫ Вот мне кажется всё-таки странным что йод в НАЗ-ИР в ампулах. Как то не надёжно.


Сообщение отредактировал estimata - Суббота, 28 Сентября 2019, 13.02.42
 
СаняДата: Суббота, 28 Сентября 2019, 13.18.21 | Сообщение # 714
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
estimata,
Цитата estimata ()
ЗЗЫ Вот мне кажется всё-таки странным что йод в НАЗ-ИР в ампулах. Как то не надёжно.

Ампулы находятся в специальной упаковке пластиковой завернутые в стерильную вату.
Ампул две.
Пластиковую упаковку видно на фото и она вполне надежно защищает ампулы от ударов:



Такая же упаковка с ампулами йода применяется в аптечке основного НАЗ.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 28 Сентября 2019, 13.31.37 | Сообщение # 715
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
estimata,
Разгрузочный жилет в принципе дублирует в чем-то основной НАЗ.
К этому пришли через годы эксплуатации и разумно.
Ситуации бывают разные в жизни. Иногда летчик забыть мог пристегнуть фал основного НАЗ к кольцу на комбинезоне. Лично я в 42 гиап, наблюдал покидание самолета МИГ-21 (спарка) при экстренном торможении на полосе от возгорания двигателя, там вариант был другой, летчик отстегнулся от привязной и выпрыгнул из кабины на бетонку, но забыл отстегнуть фал НАЗа от кольца на комбинезоне. Пришел на общую стоянку без штанины комбинезона.)
Начальник ПДС в это время тоже наблюдал и кричал летчику что маску кислородную тот забыл в кабине, мол вернись и забери маску.
Нач ПДС отвечает за маски, их состояние и работоспособность.
И смех и грех.
Но это уже потом стало смешно в прокрутке и обсуждении скоротечной ситуации, когда летчики вернулись на стоянку живыми и здоровыми и комбинезон им в итоге новый выдали и маски новые.


Qui quaerit, reperit
 
estimataДата: Суббота, 28 Сентября 2019, 15.47.04 | Сообщение # 716
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 17
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Ампулы находятся в специальной упаковке пластиковой завернутые в стерильную вату.

Я к тому что хоть она и защищена футляром но сами по себе ампулы не очень удобны. Надёжность, в смысле применения... Как то кривовато сказал...

Хотя так, наверное, хранится дольше.
 
СаняДата: Суббота, 28 Сентября 2019, 18.12.40 | Сообщение # 717
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата estimata ()

Я к тому что хоть она и защищена футляром но сами по себе ампулы не очень удобны.

Ампулы, это привычно и известно.


Qui quaerit, reperit
 
ГордиюкДата: Воскресенье, 06 Октября 2019, 14.33.42 | Сообщение # 718
Группа: Старейшина
Сообщений: 60
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Разгрузочный жилет в принципе дублирует в чем-то основной НАЗ.
К этому пришли через годы эксплуатации и разумно.

Может я чтото пропустил - в НАЗ-И не нашлось места для ПСНД??? И в описи он - йок! В чем эта "разумность"? В Афгане на мисцэвых базарах бачата приставали к летчикам самолетов и вертолётов, которые ПОСТОЯННО клянчили "даю 70 афганей - продай пожалуйста!" Слегка неудобно, когда этот торчащий возле колена патрон в карманчике ДЛЯ НОЖА справа при ходьбе "телипается" по ноге - его носили сутками (карманчике ДЛЯ него узковат), хотя он нужен только "на всякий пожарный" ОДИН РАЗ в жизни, который не у всех "случился". За 5 лет (1979-84) из 4-х полков на МиГ-21БИС (4 х 40 = 160летчиков ИА) и кабульской разведаэ на МиГ-21Р (4 х 20 = 80летчиков РА, может немного меньше) КАТАПУЛЬТИРОВАЛОСЬ только 7 пилотов, выжило 6. Или (6:240 ~ чуть меньше 3%). 6 пилотов погибли в кабине, 7-й после аварийной посадки, 8-й расстрелян на парашюте. Спасение катапультировавшегося - дело рук самого катапультировавшегося. Тут уже для выживания (не путать с "лестничной" служебной карьерой) ни папа, ни дядя, ни тесть никак не поможет. Из этих ~3% (6 летчиков) только ОДИН воспользовался ПСНД, подсвечивая себя, свое "лежбище" в голубом комбинезоне (на 5-м году войны "начальство" еще не додумались до камуфлированного цвета) в зеленых кустах ДНЕМ оранжевым дымом не только для ПСО ("мне сверху видно все - ты так и знай"), но и "со стороны" - для мисцэвых в "зеленке": первые двое секунд 20-30 уже прибежали (но пробежали мимо) "заработать миллион афганей за купол парашюта и еще один - за "говорящую" голову.За мертвую в ЗШ - меньше. Потому они и не расстреляли садившегося им почти на голову летчика. "Журавль" с неба дороже чем мертвая "синица" в руке. Эта мысль мне пришла в голову недавно - 35 лет спустя. Потому и не



стреляли по зависшему Ми-8 ПСО метраж в 100 за соседним дувалом - снимали в это время купол с деревьев и НАЗ, застрявший на ветках. Тут уже "синица" в СВОИХ руках дороже и "ближе к телу", чем сбитый на зависании-взлете в небо "журавль" Ми-8: неснятый парашют и НАЗ (одни 2 фляги чего СТОЯТ плюс 3 магазина и "по мелочи" рыбацкие крючки и т.д.) могут ОТОБРАТЬ подбежавшие "конкуренты", а подвисший Ми-8 сверху прикрывает ведомый Ми-8. Да и до Баграма всего 10км - оттуда толпой налетят ВСЕ "пчелки" и "шмели" и покусают всю округу своими "жалками". Это попутно-параллельно пришла 2-я мысля - "почему-то" не подстрелили летчика "над головой" и "почему-то" упустили живым Ми-8 "из-под самого носа". Везло в ту пятницу (выходной у мусульман) по-крупному - Аллах был на стороне у ЧЕТВЕРЫХ неверных! А у Ефимова-Бухарова-Киншакова к тому же - КРАЙНИЙ!!!!! БОЕВРЙ ДЕНЁК! Хотя и первый из трех вылетов - два еще на десантирование. Там ранили в живот ("укоротили" на 4м кишок желудок) джелалабадского КВС Ми-8 - вместе "купейный" Ан-26С на 8 висячих "полок" (носилок) отвез в 340 ОВГ Ташкента. Сейчас "лежа на диване" даже вспомнить радостно - пострадал позвоночник, но голова и др."нужно-важные" органы тела "на своем анатомическом месте". Хорошо что мне ОЧЕНЬ "ПОВЕЗЛО" заболеть гепатитом (А) - вместе с праваком Серегой Бухаровым сдавались, а через 20 дней выписались из инфекционного отделения. И "обменивались" опытом как пилотировать на своих летательных аппаратах. Я почерпнул много ЖИЗНЕННО ВАЖНОГО (убедился через полгода) - особенно для Ми-8 на посадке знать (лучше видеть своими глазами) направление и силу бокового ветра. Иногда не хватает педалей с одной стороны, а на рулении может даже быть конфуз. В голове что-то отложилось и когда при очередном посещении базара КЗ совершил "удачную" сделку (продал свой ПСНД не за 70- за 80 афоней!), то показал мне этого купца - выгодно! А бачата потом перепродавали их духам, чтоб на авиаударах обозначать себя оранжевым дымом "я - свой". В пехоте были такие дымы и мы по ним не работали: не везде есть УКВ радиостанции. Меня ТОГДА удивило - Ми-8МТ завис далеко от моего дыма - мне бежать лишние 20-30м: а вдруг ЭТИ двое или уже другие подстрелят? Тогда бортачу надо с праваком бежать на выручку и заносить на руках в "салон".Это - лишние секунды и больше вероятность "застрять" в этой "зеленке" еще и экипажу Ми-8 из ТРЕХ человек (послезавтра - ДОМОЙ!). Они и так ради меня ОДНОГО рисковали! Вышли на мой купол на деревьях, взлетали - купол уже йок! И только лет 10 назад я узнал от правака Славы Хныкова (НАДЕЖНО ВСЕГДА прикрывал как ведомый Ефимова с КВС Саней Бойковым) - в ТОМ вылете по плановой их ведущему (у ведомого всегда должен быть запас тяги больше, чем у ведущего) досталось "самое слабое звено" в аэ: ресурс двигателей вертолета на исходе выработки. Поэтому он подальше завис от арыка с деревьями, через которые надо было "перепрыгнуть" на взлете напрямую в сторону Баграма.

Вертолёты бывают с разным расположением хвостового винта - при заходе с боковым ветром (с одной стороны) работа педалями и борьба со сносом отличаются. Поэтому такая ВИЗУАЛЬНАЯ информация о НАПРАВЛЕНИИ ветра (без подсказки РП, как на аэродроме) жизненно необходима. Силу (СКОРОСТЬ) ветра можно определить по углу наклона дыма - опять без ПСНД никто не "подскажет". На фото наклон пыли от взрыва и дыма соответствуют скорости 15-20м/сек. Т.е. летчик может вычислить "в уме" поправку на силу ветра (снос ветром за время падения) при разных ракурсах атаки цели. Бомбы при сбросе с углом 30° с высоты 1200-1300м падают 6-8сек. (зависит от типа, формы и характеристического времени баллистики) - значит поправка будет в пределах 90-160м. Может возникнуть ситуация (как на фото), что для поддержки "земли" нужно обозначить себя, чтоб "не задели" атакующие сверху.



И если ПСНД "недооценили" в НАЗ-И - это в корне неправильное решение! Мой НАЗ-7Б (и в нем "штатный" ПСНД) завис на деревьях и доставать его оттуда не было желания тратить жизненные секунды - два "охотника" пробежали мимо только что. Уже в медсанбате до меня "дошло" - как бы отрезая привязанный вместо лодки автомат (я так думал - глаза не видели из-за расширенных от перегрузки 20единиц зрачков), я обрезал не ту лямку и потому повторно использовал свой нож, вернувшись назад: с АКСУ даже *отступать" от ищущих меня намного спокойно и даже появилась уверенность в завтрашнем дне. 6 лет назад на 3-4 курсах мой летчик-инструктор Леонид Михайлович Хоменко (810УАП, Чугуев) не раз повторял - ВСЕ СВОЕ НОШУ С СОБОЙ (в голове) И НА СЕБЕ (в карманах): нож, зеркало, ПСНД. И как я ему БЛАГОДАРЕН ЗА НАУКУ - потом я не раз вспоминал кадры из "Бриллиантовой руки": Казладоев машет трусами на палке и кричит "пАмАгите!" Вот так и я мог БЫ кусать себе локти -. автомат привязан, а я не могу его отрезать (видел многих - летали без ножа). Ми-8 гудит над головой - а я без радиостанции (зависла на деревьях в НАЗе). Ми-8 "накручивает" виражи - а я продал за 80 афганей на базаре свою жизнь по "доброму совету" КЗ, который в это время доложил ДВАЖДЫ что "626 вошел в землю! парашют не вижу!" - и ПСО (для меня) улетает на 5км от меня в сторону аэродрома:туда его "наведет" тот самый "ДОБРОСОВЕСТНО ПРИКРЫВАЮЩИЙ" КЗ на пыль упавшего в кишлак МиГа. Нач.ПДС ВВС 40А (фамилию не помню), который на 5-м году войны принял РЕШЕНИЕ не "прятать" автомат ВНУТРИ НАЗа (у предыдущего передо мной сбитого летчика заело молнию замка - и АКСУ как трофей со всеми внутренностями НАЗа достались вместе с парашютом первому шустрому, кто добежал до 2-х миллионов, валяющихся на земле. Тогда БЫ и мой автомат "завис" на дереве в НАЗе. И опять командующий на месячном подведении итогов сказал БЫ - летчики бросают личное оружие. Не подходит этот "мирный" НАЗ-7Б для войны - время на войне (в секундах!) не только деньги, а цена жизни...
https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=0InJAZa-OS0
Летчик не борется за свою жизнь - подставляется. А много в такой ситуации не надо - только тянуть стропы с одной стороны чтоб СКОЛЬЗИТЬ И ВЫЖИТЬ. Я выжил...


Сообщение отредактировал Гордиюк - Понедельник, 07 Октября 2019, 20.45.09
 
СаняДата: Понедельник, 07 Октября 2019, 22.11.08 | Сообщение # 719
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Гордиюк ()

Может я чтото пропустил

Разгрузочный жилет просто стал официальным, это не НАЗ, это дубль. Минималка при потере основного НАЗ.
Это то, что на тебе, плюс то, что под тобой, если не потерял.


Qui quaerit, reperit
 
ГордиюкДата: Пятница, 11 Октября 2019, 14.39.12 | Сообщение # 720
Группа: Старейшина
Сообщений: 60
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Разгрузочный жилет просто стал официальным, это не НАЗ, это дубль. Минималка при потере основного НАЗ.
Это то, что на тебе, плюс то, что под тобой.

Семен Семеныч! Спасибо, что напомнил мне, что на КМ-1М подо мной был НАЗ и я на нем сидел. ПОВТОРЮ - мы с ним "расстались" еще в воздухе (он на 15м раньше меня "приземлился" на верхушки этих кустов, потом я ПРИЖОПИЛСЯ на бережок как на стул, а уже купол крайним из нас тоже ЗАВИС на деревьях) и больше мы "не виделись". Я на этот бережок специально не "целился" - сжался, замер, головой не крутил (ОЧЕНЬ страшно когда ПОНИМАЕШЬ и СЛЫШИШЬ, что стреляют ОТОВСЮДУ и именно по тебе - ЕДИНСТВЕННОЙ живой "мишени" В НЕБЕ, ждал когда убьют, ранят в воздухе над кишлаком БаяниБала дворов на 100 с лишним:



Не повезло мне с НАЗом!- надо было его доставать, сдергивать, ркспутывать, шуметь ломающимися ветками, тратить время. Это в мирной жизни время - деньги, в в "зеленке" время - твоя (моя, ближе к моему телу) жизнь. Стоя на коленях в низине берега я снял перчатки, плохо вижу - поднял светофильтр, снял ЗШ. По ушам "ударила" тишина - из кишлака и 2-х целей уже НЕ стреляли. "Мирная" спокойная обстановка: сзади поле разделенное наполовину и я НАПРОТИВ ДОРОЖКИ (потому я "вычислил" по фото именно эту точку прижопления). Опустил руки в кучу лямок передо мной, чтоб нащупать автомат (после перегрузки 20 и оттока крови от головы глаза "квадратные" и без резкости, мысли туповатый как при нокдауне у боксера). Сколько прошло секунд? 15-20-25, не больше. И... услышал шорох бегущих по полю. Не успел (и не хотел) высунуться и посмотреть. - повернул голову в сторону дорожки и в ее проеме мимо ПРОБЕЖАЛИ ДВОЕ (один в коричневой пуштунке, второй в белой чалме) полусогнувшись метрах в 15-20. Тоже без резкости, но руками не махали - что-то прижимали черное к себе. Не видел четко, но понял - с автоматами.1-я мысль - меня УЖЕ спасают наши "штирлицы". 2-я мысль сразу - сами от кого-то быстро уносят ноги.3-я мысль - кого-то догоняют. 4-я - это "мои" охотники. Поэтому я не стал "бороться" за основной НАЗ - он не у меня на расстоянии рук. Это я уже "дома" у врача понял, точнее ДОШЛО с задержкой на тупое мышление - зеленого ранца НАЗа и 3 оранжевых магазина под резинками я рядом не видел (только серая рамка и серая спинка - я на них сидел "до конца"). И серые лямки "пучком" тянулись вверх на деревья. Узел на АКСУ не развязал - дергал, дергал, но концов не нашел. С первого раза автомат ножом не обрезал - не ту лямку. Потом уже нащупал возле узла и - свободен уносить свои ноги и тело - в противоположную от тех ДВОИХ сторону (теперь вижу - от 2-х целей, но "поближе" к БаяниБала). А ШТАТНЫЙ ПСНД (весь НАЗ) остался на деревьях как "откупная" за мою "вторую" жизнь! И если БЫ у меня на мне был БЫ этот "дублер" НАЗ-ИР, то... Ми-8 ПСО вышел на купол на деревьях, я "сменил позицию" прижопления ("отступил" на новые позиции - убежал метров на 50-70 и в белом комбинезоне "замаскировался" в зеленых кустах за 2м высоким дувалом от этого поля. А "засветить" себя в небо сигнальным зеркалом - 3 больших проблемы. Главная - в маленькую дырочку без резкости Ми-8 не увидишь. 2-я - в кустах надо под ОПРЕДЕЛЕННЫМ РАКУРСОМ навести солнечный зайчик в теории, на практике Ми-8 стоял в вираже (для "зайчиков" больше половины разворота - мертвая зона) и экипаж меня выискивал глазами на всех 360 азимутах - я теоретически мог убежать на все 4 стороны быстро-быстро метров на 200-300 (радиостанция тоже "зависла" в НАЗе). Кричать как Миронов в "Бриллиантовой руке": *SOS! ПамАгите!" голова тупая, но поняла что бесполезно. Сигнальная мортирка (в НАЗ-ИР) в солнечную погоду, но РЯДОМ С ДУХАМИ - они найдут раньше! Выбежать в ровное поле махать руками или лечь - 59х50 кто увидит раньше. Только сидеть в кустах? Этот НАЗ-ИР не поможет: по опыту Афгана и Сирии надо быстро сматываться с места "посадки" - хорошо если НАЗ рядом. Из 6-ти случаев (на МиГ-21) только 2 (Веропотвельян и Шаповал: духи далековато были и было время "собраться" с мыслями и *вещами на выход" НА РАВНИНЕ) на 100% воспользовались НАЗом. Один со спарки (УчАрал) попал в плен (детали не знаю), второго Московчука убили на парашюте (опять "звезды так расположились в одной воронке" из 365 дней в году: тоже сбили 15 июня, но на 3 года раньше в 1981). САМЫЙ ПЕРВЫЙ Проказин "воспользовался" только рваной (на острых камнях склона кувыркался метров 100-150!) капроновой сумкой НАЗа - ВСЕ содержимое (от автомата до таблеток) "выброшено в пропасть"! Ну и в 927иап тоже две "100&-е потери" НАЗа и его содержимого - первый летчик отстреливался 10 минут, но заело замок "молнию" и подбежавший под огнем борттехник силой потащил за собой "увлекшегося" стрельбой Игоря Долгих. ПЕРВЫЙ ЗВОНОК для "высоких" начальников-стратегов (с образованием академии генштаба!) в случае с Проказиным - "мирный" НАЗ (задуман для космонавтов в 1960г.) на фале 15м НЕ СПАСАЕТ, НЕ ВЫПОЛНЯЕТ СВОЮ ФУНКЦИЮ НА ВОЙНЕ! И только на 6-7 году войны военных летчиков "вооружили" камуфлированными комбинезонами и "лифчиками" НАЗ-И. УБРАЛИ из НАЗ-ИР НУЖНЫЙ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПСНД!!! Ведь это уже опробованных с потерями боевой опыт ОБОЗНАЧИТЬ СЕБЯ для ПСО НА МЕСТНОСТИ (с травмой после катапультирования, раненого в перестрелке, спрятавшегося под носом у врага) - ОПЫТ ВЫЖИВАНИЯ! И этот опыт со слезами на глазах получен не сразу, а НА ОШИБКАХ ДРУГИХ за первые годы войны потерь летчиков АА, ИА, РА:




 
Авиация СГВ » ИСТОРИЯ АВИАЦИИ И ПВО » АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА » Средства спасения и жизнеобеспечения летчика
Поиск:


SGVAVIA © 2008-2020
Хостинг от uCoz
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика