Авиация СГВ
Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Правила форума Поиск Лента RSS

  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
Авиация СГВ » ИСТОРИЯ АВИАЦИИ И ПВО » АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА » Авиация с гаком (палубники)
Авиация с гаком (палубники)
ВасильевДата: Четверг, 08 Декабря 2016, 09.29.07 | Сообщение # 31
Старейшина
Сообщений: 2321

Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Это посадка 5 сентября 2005 года


Да уж. Поймался я на этом видео. Убрал, чтобы не смешить . ;)


Сергеич (Александр)
Ключево (62396) 66-69 г.г.
Хойна (62248) 69-72г.г.
 
СаняДата: Воскресенье, 18 Декабря 2016, 21.19.08 | Сообщение # 32
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
Потери «Адмирала Кузнецова»: «Мы утопили $50 млн за три недели»



Комиссия на «Адмирале Кузнецове» выясняет, почему упал Су-33. Напомним, это уже второй истребитель, который Минобороны потеряло в Средиземном море у берегов Сирии. Между тем, по данным Business FM, половина самолетов авианесущего крейсера переброшена на российскую базу Хмеймим.

Как мы уже сообщали, оборвавшийся трос аэрофинишера, из-за которого палубный истребитель Су-33 выкатился за пределы посадочной полосы «Адмирала Кузнецова», был новым. Это вызвало много вопросов у комиссии. Как рассказал Business FM полковник в отставке, бывший пресс-секретарь Минобороны Виктор Баранец, авиагруппу крейсера составляют порядка 20 самолетов. Половина из них сейчас находится на нашей авиабазе в Хмеймим. Они будут продолжать совершать боевые вылеты. А вот те, кто остался на «Адмирале Кузнецове», скорее всего, будут ждать выводов комиссии. Слишком велики потери, говорит Баранец.

Виктор Баранец полковник в отставке, бывший пресс-секретарь Минобороны «Пока не пройдет полное разбирательство, что случилось с аэрофинишером, я думаю, что полетов не будет. Потому что сейчас там работает очень крутая комиссия. Там полетит кое-кто из должностей. Самолеты — вещь очень дорогая. Там хоть кто-то и написал, что их стоимость 35 млн долларов, но это их стоимость новыми. А эти самолеты эксплуатировались, и надо говорить об остаточной стоимости. Но это все равно не меньше 25 млн долларов. Вот мы, получается, утопили 50 млн долларов за 3 недели»

Ситуация усугубляется тем, что косвенной причиной падения в море МиГ-29 13 ноября также мог стать оборвавшийся трос аэрофинишера, предположил полковник запаса, военный обозреватель «Газеты.Ру» Михаил Ходаренок.

Михаил Ходаренок полковник запаса, военный обозреватель «Газеты.Ру» «Тогда в полете находились три МиГ-29. Первый совершил посадку по всем правилам. Второй зацепился за трос аэрофинишера, порвал его на высокой посадочной скорости 250 километров в час, и остатки этого троса захлестнулись на соседний трос и вообще сделали посадку на какое-то время невозможной на палубу тяжелого авианесущего крейсера. В это время третий МиГ-29, который должен был совершать посадку, ему дали задание уйти на следующий круг. Пока он барражировал в зоне ожидания, по всей видимости, в качестве только гипотезы, у него закончилось топливо, остановились оба двигателя, летчик по этим причинам катапультировался»

Тем временем большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», входивший в состав группировки ВМФ России в Средиземном море, возвращается домой. Перед заходом в Ла-Манш экипаж провел учения по обеспечению противовоздушной и противолодочной обороны корабля. «Адмирал Кузнецов» покинет Средиземное море уже в будущем году. После 25 лет службы ему предстоит долгий капитальный ремонт.

https://www.bfm.ru/news/340789
 
СаняДата: Воскресенье, 15 Января 2017, 16.04.13 | Сообщение # 33
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
Минобороны перетягивает канат

Эксперты Министерства обороны изучают свойства и качества всех стальных нитей тормозного троса, из-за обрыва которого 5 декабря 2016 года с палубы авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» упал истребитель Су-33. По одной из версий комиссии, стальной канат мог не выдержать нагрузок из-за микротрещин, имевшихся в его сплетениях. Производители изделия информацию о возможном браке не комментируют.

Как стало известно «Газете.Ru», комиссия, расследующая падение истребителя Су-33 с палубы авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море, склоняется к версии, что в тормозном тросе могли иметься трещины, которые и привели к инциденту.

«Части оборвавшегося троса были доставлены в Москву, и сейчас их изучают эксперты», — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом расследования.

По словам источника, специалисты изучают свойства и качества всех стальных нитей тормозного троса. «Они должны определить марки металла, который использовался при изготовлении каната, а также с помощью специальных компьютерных программ просчитать нагрузку на каждую нить при углах, возникших во время посадки самолета, — поясняет собеседник «Газеты.Ru». — Полученные результаты будут суммироваться.

После этого станет понятно, был ли дефект, на каком этапе производства и почему он возник».

Производителей тросов для авиафинишеров, которые выпускает ПАО «Пролетарский завод», Министерство обороны определило еще в 2006 году на специальном совещании с представителями металлургической отрасли, посвященном ремонту авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Тогда было принято решение, что конечные изделия будет производить предприятие «Волгаметиз», входящее в группу «Северсталь-метиз», катанку для тросов будет поставлять Белорецкий завод (группа «Мечел»), а Златоустовский металлургический завод — квадратные заготовки профиля 180 мм (марка стали «100»).

В 2014 году группа предприятий «Северсталь-метиз» объявила о выделении своих канатных активов в АО «Редаелли ССМ», таким образом «Волгаметиз» стал волгоградским филиалом нового АО. Надо отметить, что продукция АО «Редаелли ССМ» знакома не только военным, но и автомобилистам --

предприятие производит совместно с ООО «Энергосервис» тросы для разделительных ограждений, которые сейчас устанавливаются на дорогах в Подмосковье.

Между тем, согласно информации сайта «Госзакупки», в январе 2016 года ПАО «Пролетарский завод», на котором производятся авиафинишеры, заключило договор с АО «Редаелли ССМ» на поставку стального каната А-36.5-ГЛ-Ж-Л-Н-Т ТУ 14-4-1594-89. В общей сложности АО должно было поставить 10 км троса на сумму 84 млн рублей.

Надо отметить, что тросы для «Адмирала Кузнецова» в обязательном порядке должны были пройти военную приемку и испытания на разрыв. Источник «Газеты.Ru» говорит, что такая приемка проводилась.

«Именно поэтому и необходимо выяснить, что произошло, потому что оборвавшийся трос был совершенно новым и это была первая посадка на него», — говорит он.

Представители «Пролетарского завода» комментировать «Газете.Ru» ситуацию с расследованием инцидента и качеством поставленных тросов отказались. В пресс-службе «Северсталь-метиз» также заявили, что эту тему не комментируют, и посоветовали обратиться в пресс-службу Министерства обороны. В свою очередь представители военного ведомства пока не комментируют работу комиссии по расследованию авиапроисшествия.

Напомним, что инцидент произошел 5 декабря 2016 года. После выполнения боевой задачи в Сирии российский Су-33 при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов» выкатился за пределы палубы. Пилот истребителя успел катапультироваться, его доставила на борт поисково-спасательная служба.

По одной из версий, обрыв троса аэрофинишера произошел из-за ошибки пилотирования: летчик превысил максимально допустимое отклонение по оси посадки, создав тем самым чрезмерную нагрузку на трос. «В качестве основной причины аварии комиссия Минобороны рассматривает именно человеческий фактор: специалисты установили, что отклонение по оси посадки истребителя было превышено почти на полметра от предельно допустимого (4,7 м вместо 4,2 м)», — сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники.

Позднее в Минобороны опровергли информацию о предварительных итогах расследования аварии истребителя Су-33, где причиной крушения самолета названа ошибка пилота.

«Комиссия продолжает скрупулезную работу и никаких «предварительных» выводов до завершения своего расследования не делала», — говорилось в сообщении департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны, которое последовало после публикации.

Источник «Газеты.Ru» также сообщил, что пока у комиссии нет никаких претензий к действиям пилотов, сам авиафинишер тоже работал исправно.

Аэрофинишеры «Светлана-2», установленные на «Кузнецове», производит петербургское предприятие «Пролетарский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию). В начале 2014 года агентство ТАСС со ссылкой на генерального директора Невского проектно-конструкторского бюро (ПКБ) Сергея Власова сообщило, что «Пролетарский завод» возобновил производство современных аэрофинишеров. По словам собеседника агентства, предприятие произвело 11 аэрофинишеров, часть которых была поставлена в Индию.

В 2005 году на «Адмирале Кузнецове» уже был аналогичный случай, когда Су-33 совершил посадку, зацепился за трос аэрофинишера, убрал газ и в этот момент порвал трос, а затем выкатился за палубу. Тогда летчик также катапультировался и остался жив, напомнил собеседник «Газеты.Ru». Среди причин этого авиапроисшествия эксперты называли конструктивные недостатки аэрофинишера С-2Н/23Н.

В 2016 году ремонт авиафинишеров на «Кузнецове» обошелся в 40,5 млн рублей.

Это следует из договора судоремонтного предприятия «Звездочка» с ОАО «Пролетарский завод» от 12 апреля 2016 года, информация о котором размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере госзакупок. Тогда 35-й судоремонтный завод АО «Центр судоремонта «Звездочка» заказал заводу «услуги по восстановлению технической готовности изделия «Светлана-23Н5».

https://www.gazeta.ru/social/2017/01/11/10471307.shtml#page3
 
ВасильевДата: Воскресенье, 15 Января 2017, 16.20.50 | Сообщение # 34
Старейшина
Сообщений: 2321

Отсутствует
Цитата Саня ()
Минобороны перетягивает канат


А может приобрести канат не у этих нынешних производителей, а из запасов какой-нибудь( даже любой) из воинских частей. Там ни разу канат не порвали , но тянули очень сильно. ;)


Сергеич (Александр)
Ключево (62396) 66-69 г.г.
Хойна (62248) 69-72г.г.


Сообщение отредактировал Васильев - Воскресенье, 15 Января 2017, 16.23.58
 
СаняДата: Вторник, 24 Января 2017, 19.45.20 | Сообщение # 35
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
"Адмирала Кузнецова" модернизируют после Сирии

После возвращения с боевой службы тяжелый авианесущий ракетный крейсер Северного флота "Адмирал Кузнецов" пройдет ремонт с модернизацией.

Об этом РИА Новости сообщил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев.

- Мы рассчитываем, что в 2018 году после возвращения корабля с боевой службы центр судоремонта "Звездочка" приступит к его модернизации, - рассказал Пономарев. Он подчеркнул, что вопрос дальнейшей эксплуатации "Адмирала Кузнецова" находится в компетенции Минобороны России.

Напомним, сейчас крейсер в составе авианосной группировки ВМФ России выполняет задачи у берегов Сирии. Палубная авиация "Адмирала Кузнецова" начала патрулирование воздушного пространства, а 15 ноября тяжелые истребители Су-33 впервые нанесли удары по позициям террористов.

В октябре "Звездочка" успешно выполнила задачи по восстановлению технической готовности крейсера и других кораблей авианосной группы перед выходом в Сирию, напомнил вице-президент ОСК.

https://rg.ru/2016....ii.html
 
СаняДата: Понедельник, 06 Февраля 2017, 21.13.57 | Сообщение # 36
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
Возвращение авиакрыла «Кузнецова» обнажает проблемы Морской авиации

Летчики Морской авиации, принимавшие участие в операции в Сирии с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов», наконец вернулись домой, в Североморск-3. Однако их торжественная встреча оставила больше вопросов, чем ответов. Почему летчики вернулись раньше, чем сам корабль, и почему на аэродром базирования приземлилась только часть боевых машин?

В пятницу первая группа летчиков палубной авиации Северного флота (СФ) совершила перелет с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» на аэродром базирования Североморск-3. Первыми прибыли, как заявили в Минобороны, экипажи четырех истребителей и трех вертолетов палубной авиации – Су-33, МиГ-29К, Ка-52, Ка-29 и Ка-27. Перелет длился два часа.

Как передало РИА «Новости» со ссылкой на ВМФ, состоялся праздничный митинг, на котором вернувшихся поздравил командующий СФ вице-адмирал Николай Евменов. Экипажи встречали родные и близкие, представители Главного командования ВМФ и Северного флота, представители местных властей, ветеранских организаций и юнармейского движения, школьники и студенты.

«Впервые в истории Военно-морского флота России палубная авиация решала боевые задачи по уничтожению объектов мирового терроризма в Сирии. За два месяца летчики Морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, нанесено поражение более 1 тысяче объектов террористов», – сказал командующий.

Все объекты разбомбили мы дотла

По данным Минобороны, из 420 боевых вылетов 117 были совершены ночью. Удары наносились по штабам и пунктам управления боевиков, скоплениям боевиков и военной техники, огневым позициям и опорным пунктам террористов. Еще 750 вылетов совершено было в целях поисково-спасательного и авиационно-транспортного обеспечения. То есть всего совершено 1170 вылетов. По итогам операции в Сирии 20 морских летчиков представлены к наградам.

Сама авианосная группа пока еще движется в Баренцевом море, неподалеку от Норвегии. Она ожидается в Североморске ориентировочно 9 февраля, сказал ранее «Интерфаксу» источник во властных структурах города. Таким образом, поход российской авианосной эскадры в Сирию, начавшийся 15 октября, будет завершен. С 8 ноября группировка, которая, помимо «Адмирала Кузнецова», состояла из тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», больших противолодочных кораблей «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также кораблей Черноморского флота и судов обеспечения, примкнула к операции в Сирии. 15 ноября командование сообщило о первом боевом применении авиации «Кузнецова».

За время операции «Кузнецов» потерял у берегов Сирии два истребителя – МиГ-29 и Су-33, и это были небоевые потери. В первом случае самолет упал в море из-за выработки топлива, не имея технической возможности приземлиться на палубу, а во втором упал с палубы уже во время посадки из-за обрыва тормозного троса.

В связи с завершением похода напрашиваются как минимум два вопроса. Во-первых, почему авиация ВМФ переброшена на аэродром базирования еще до прихода «Кузнецова» домой? И во-вторых, почему домой переброшена только часть летательных аппаратов?

Первый вопрос пояснил главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его словам, «Кузнецову» нужно поддерживать определенную скорость, чтобы с него могли взлетать самолеты, поэтому истребители вернулись на свою базу еще до захода кораблей в Кольский залив. «Обеспечить нормальный режим взлета истребителей с палубы будет проблематично из-за сложной навигации в заливе», – пояснил Коротченко ТАСС.

Зато ответ на второй вопрос гораздо более интересен.

Либо пилотов нет, либо машины неисправны

Бывший высокопоставленный офицер Морской авиации, с которым побеседовала газета ВЗГЛЯД, обратил внимание на то, что в Североморск прибыло всего семь летательных аппаратов – четыре самолета и три вертолета, тогда как общее их число в группе, по официальным же данным, превышает два десятка. На видеозаписи также видно четыре–пять машин.

«Машины должны переводиться сразу все – и все летчики на наземный аэродром с авианосца. Если перебазировался полк в советские времена, то делали это всем составом групп и все разом, – рассказал собеседник газеты ВЗГЛЯД. – Потому что старший техник самолета всего один, группы обслуживания тоже ограничены по составу. Необходимо как можно скорее перекидывать весь инженерно-технический состав вслед за бортами, чтобы «технари» могли выполнять полноценную подготовку самолетов уже на новом аэродроме».

По словам офицера, если часть машин оказалась в одном месте, часть – в другом, это может привести к неразберихе: «Ни один командир по доброй воле не станет перебазировать свой полк по частям».

Иначе говоря, сам факт того, что только семь машин перебазировались на Североморск-3 с первого захода, позволяет сделать крайне неутешительные для Морской авиации выводы. Четыре летчика-истребителя и три вертолетчика и соответствующее количество машин – вот и все силы, способные сегодня подняться с палубы «Кузнецова» за короткое время. Либо больше нет подготовленных летчиков, либо остальные машины неисправны. Морские офицеры хорошо знают, что «Кузнецов» во время своих предыдущих боевых походов регулярно возил на палубе самолеты, которые в реальности не могли подняться в воздух – просто с целью их публичной демонстрации.

И все же, скорее всего, проблема именно в подготовленном – вернее, неподготовленном – личном составе, а не в технике. Таким образом, можно предположить, что оставшиеся машины будут переведены на Североморск-3 после того, как вернувшихся домой летчиков вновь перевезут на авианосец и они поднимут в воздух оставшуюся на борту технику.

«Угробили два самолета» на пустом месте

Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин невысоко оценил итоги похода. «Российская палубная авиация пока, мягко говоря, не сильно развита, что и показал поход «Адмирала Кузнецова» в Сирию», – сказал Храмчихин газете ВЗГЛЯД, добавив: «Угробили два совершенно исправных самолета на пустом месте. То есть авиагруппа к войне не готова и, соответственно, здесь дело не в технических неисправностях, а в организационных проблемах».

Зато лидер Движения поддержки флота Михаил Ненашев в комплиментарном духе отозвался об итогах похода: «Это показатели реальных возможностей ударных сил флота. Смысл похода «Адмирала Кузнецова» заключался в демонстрации флага. Она была мощной, запоминающейся. Несмотря на попытки наших соседей по планете съязвить», – сказал Ненашев газете ВЗГЛЯД. По его словам, Россия провела мощную кампанию по уничтожению террористского интернационала. «Наши летчики говорят, что поддержка со стороны флота придавала им уверенность», – отметил эксперт.

Оценивая эффективность авиагруппы по соотношению боевых вылетов и пораженных целей – 420 на 1000, – Ненашев счел ее высокой. «Это делалось впервые в таком объеме. Ночные вылеты ранее отрабатывались на полигонах Северного флота. Эти цифры свидетельствуют именно о том, что по террористам и опорным базам наносились всепогодные удары без учета времени суток», – сказал эксперт. Он подчеркнул, что по итогам похода многие летчики достойны высоких наград, потому что многие из них «вели себя героически».

Вклад в падение Алеппо

Вместе с тем Ненашев отметил, что по итогам похода «появилось много вопросов». Он уверен, что теперь в ходе ремонта авианосца особое внимание нужно уделить проблеме с тормозными тросами, «потому что потеря самолетов – это потеря миллиардов народных денег». «Сейчас судоремонтная и оборонная промышленность должны предусмотреть, чтобы такого не было. Проблемы с тросами могли произойти из-за того, что заказывающие структуры внутри Минобороны могли не выделить деньги заводам на модернизацию. Сейчас судоремонтные мощности готовы проводить обстоятельную модернизацию, ремонт», – сказал он.

Начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов и вооруженных сил региона Института инновационного развития Антон Мардасов не считает вклад группы собственно в сирийскую операцию значительным.

«Да, некоторые цели были поражены, но главная задача заключалась в отработке боевого применения авианосца палубной авиации», – сказал он. В том числе и в захвате Алеппо, по оценке Мардасова, действия палубной авиации «не были ключевыми». «Это удалось чисто благодаря договоренностям России и Турции, которая после примирения и создания буферной зоны начала перетягивать вооруженные отряды не только из провинции Идлиб, но и из восточного Алеппо. Тем самым было положено начало размежеванию оппозиции», – напомнил эксперт.

«Изначально и не ставилась задача, что «Кузнецов» будет драйвером бомбардировок. Задача ставилась показать флаг в море, опробовать в боевых условиях авиагруппу, которая до этого тренировалась на тренажерах, – сказал Мардасов газете ВЗГЛЯД. – Учитывая, что корабль скоро встанет в док на ремонт и простоит там не менее 3–4 лет, тот задел, который получила палубная авиация, придется развивать и отрабатывать».



https://www.youtube.com/watch?v=-AhFAbx4NJ4
 
СаняДата: Понедельник, 06 Февраля 2017, 21.24.13 | Сообщение # 37
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
Возвращение палубной авиации СФ с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

 
СаняДата: Воскресенье, 12 Февраля 2017, 17.26.41 | Сообщение # 38
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
СМИ узнали о решении не поднимать затонувшие в Средиземном море МиГ-29К и Су-33

Российские истребители МиГ-29К и Су-33, затонувшие во время похода авианосца «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии, поднимать не будут. Об этом со ссылкой на источники в Минобороны и авиапроме сообщает Rambler News Service.

«После падения палубных истребителей вблизи берегов Сирии рассматривалась возможность их подъема со дна. Однако после оценки всех факторов эта операция признана нецелесообразной», — сказал собеседник агентства.

По его словам, к месту гибели самолетов пришлось бы отправлять специальные глубоководные аппараты и корабль для поисковых операций. «Это достаточно дорогостоящее мероприятие. При этом затраты будут не вполне оправданы», — добавил источник RNS.

Другой собеседник агентства рассказал, что необходимости поднимать истребители нет. «На борту самолетов, конечно, есть секретное оборудование, которое не должно попадать в чужие руки. Прежде всего, это аппаратура системы госопознавания. Но при катапультировании летчика это оборудование должно автоматически самоуничтожаться», — отметил он.

Поход группы кораблей Северного флота, куда входил и «Адмирал Кузнецов», проходил с октября 2016-го по февраль нынешнего года. В водах восточного Средиземноморья были потеряны по небоевым причинам два истребителя (Су-33 и МиГ-29КР).

https://lenta.ru/news....e=rnews
 
СаняДата: Суббота, 18 Марта 2017, 16.50.49 | Сообщение # 39
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
«Адмирал Кузнецов» еще подымит
Ремонт и модернизация «Адмирала Кузнецова»: планы и подробности

Ремонтировать единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» будет 35-й судоремонтный завод в Мурманской области. Это займет два года. Особую сложность будет представлять собой ремонт энергетической установки котлотурбинного типа, от которых отказались еще на советских кораблях. С корабля могут убрать ракеты «Гранит», чтобы освободить дополнительное место для увеличенной авиагруппировки. Также на крейсер установят новейшую боевую информационно-управляющую систему «Сигма».

Ремонтом и модернизацией тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» займется 35-й судоремонтный завод в Мурманской области, рассказали собеседники «Газеты.Ru» в ОПК.

В среду агентство RNS сообщило, что модернизация «Кузнецова» начнется в конце мая на одном из ремонтных заводов в Мурманской области (35-й или 82-й) и займет почти два года.

Планируется отремонтировать главную энергетическую установку корабля, заменить оружие, радиоэлектронный комплекс, а также практически заново создать авиагруппу крейсера, уточняют источники «Газеты.Ru» в Объединенной судостроительной корпорации.

Техническое предложение по ТАКР проекта 1143.5 было разработано 39 лет назад — в апреле 1978 года. Эскизный проект авианосца был завершен и предъявлен на рассмотрение ВМФ в сентябре 1979 года.

Капитальный ремонт и модернизация главной энергетической установки такого корабля — это прежде всего ремонт котлов и главного турбозубчатого агрегата, пояснил экс-начальник Главного штаба ВМФ СССР адмирал Виктор Кравченко.

Основная сложность с этим ремонтом заключается в том, что современное состояние отечественных котлотурбинных установок надводных кораблей российского ВМФ соответствует уровню середины 1960-х и начала 1970-х годов, добавляет собеседник «Газеты.Ru» в кораблестроительной отрасли.

По его словам, с тех пор эти агрегаты практически не изменились из-за появления энергетических установок нового типа — газотурбинных и атомных, которые начали активно внедряться еще на кораблях советского ВМФ. Так что в ходе ремонта «Кузнецова» наверняка возникнут трудности с комплектующими, запасными частями и квалифицированным персоналом, предположил собеседник.

Специалист также опроверг слухи о том, что вместо котлотурбинной установки «Кузнецов» может получить газотурбинную или даже ядерную установку. По его мнению, легче построить новый авианесущий крейсер, чем заменить на нем главную энергетическую установку.

Более вероятно, что с «Кузнецова» уберут пусковые установки ракетного комплекса «Гранит».

Это позволит увеличить площадь подпалубного ангара и таким образом увеличить число самолетов и вертолетов авиагруппы крейсера.

Будет усилена и противовоздушная защита корабля. Предполагается, что на авианосце будет размещена морская версия зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С» и зенитная ракетная система средней дальности нового поколения с большим боекомплектом зенитных управляемых ракет.

На крейсере также будет установлена боевая информационно-управляющая система нового поколения «Сигма».

Она предназначена для боевого управления кораблем и авианосной ударной группой на основе объединения нескольких радиоэлектронных систем в единую сеть с автоматизацией выработки и принятия решений по использованию их сил и вооружения.

Адмирал Кравченко, в свою очередь, считает, что необходимо модернизировать и все взлетно-посадочное оборудование крейсера, в частности аэрофинишеры, чтобы полностью исключить случаи утраты палубных самолетов из-за неисправности техники, как это было в сирийском походе «Кузнецова».

Новая авиагруппа корабля будет состоять прежде всего из истребителей МиГ-29К, а также ударных вертолетов Ка-52К «Катран» и Ка-27 для поисково-спасательных операций.

Есть основания считать, что за время ремонта численность авиагруппы тяжелого авианесущего крейсера доведут до штатного состава», — пояснил «Газете.Ru» экс-командующий авиацией ВМФ заслуженный военный летчик генерал-полковник Владимир Дейнека.

По словам авиатора, все это время самолеты с крейсера будут базироваться на аэродроме Североморск-3 на Кольском полуострове, а для поддержания летных навыков летчики будут периодически использовать полигон взлетно-посадочных систем НИТКА на аэродроме Саки в Крыму. Этот учебно-тренировочный комплекс, напоминает Дейнека, предназначен для отработки летчиками палубной авиации техники взлета и посадки самолета на палубу. По мнению летчиков, аналогичная НИТКА в Ейске еще не доведена до окончательной готовности для эксплуатации.

«В ходе ремонта целесообразно подкорректировать бытовые вопросы размещения экипажа на крейсере. Для матросов, офицеров и, самое главное, летного состава надо создать существенно лучшие условия обитаемости, отвечающие требованиям сегодняшнего и даже завтрашнего дня», — говорит адмирал Кравченко.

Полное водоизмещение тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» составляет около 55 тыс. т. Длина корабля — 302 м, ширина по ватерлинии — 35,4 м, по полетной палубе — 70,5 м, осадка — 10,5 м. Паротурбинная энергетическая установка суммарной мощностью 200 тыс. л.с. обеспечивает кораблю скорость до 29 узлов с дальностью автономного плавания до 8 тыс. морских миль. Экипаж крейсера состоит более чем из 2 тыс. человек.

В январе руководитель главного управления кораблестроения Минобороны России Владимир Тряпичников рассказал, что к концу 2030 года российский флот может также получить авианосец с атомной энергетической установкой.

Сейчас в России существует проект тяжелого атомного ударного авианосца проекта 23000 «Шторм», разработанный в Крыловском государственном научно-исследовательском центре (КГНЦ). Этот корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, нанесения ударов по береговым объектам, обеспечения боевой устойчивости и противовоздушной обороны корабельных группировок, а также участия в морских десантных операциях.

Согласно проекту, длина перспективного атомного ударного авианосца составит 330 м, ширина — 40 м, максимальная осадка — 11 м. Водоизмещение корабля — около 100 тыс. т.

Авианосцы проекта «Шторм» будут приспособлены для действий в высоких широтах.

Авиагруппа корабля будет включать до 90 единиц самолетов и вертолетов, в том числе палубные истребители МиГ-29К, палубный вариант перспективного самолета пятого поколения ПАК ФА Т-50, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, многоцелевые вертолеты Ка-27 и Ка-52.

Для проекта 23000 также могут быть разработаны корабельные версии перспективных зенитных ракетных систем С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и на скорости до 7 тыс. метров в секунду.

По самым оптимистичным прогнозам, закладка атомного ударного авианосца состоится не ранее 2022–2023 годов. Его стоимость вместе с авиагруппой, по мнению собеседников «Газеты.Ru» в отрасли, может превысить 350 млрд руб. в ценах 2017 года.

https://www.gazeta.ru/army/2017/03/15/10577291.shtml#page4
 
СаняДата: Среда, 22 Марта 2017, 20.08.48 | Сообщение # 40
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
СМИ: Затонувшие у берегов Сирии истребители зачистили от секретной информации

Палубные истребители Су-33 и МиГ-29КР, затонувшие в Средиземном море в результате летных происшествий в ходе боевой службы авианосца «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии, обнаружены и обследованы при помощи подводных беспилотных аппаратов и океанографического судна «Янтарь», сообщили в штабе Северного флота.

В штабе флота не стали уточнять, какие именно роботы и судно-носитель были задействованы в операции по поиску истребителей, пишет газета «Известия», отмечая, что, по данным ее источников, операцию провел «Янтарь».

Сообщается, что роботы обследовали оба самолета, подобрали со дна обломки и даже сняли некоторые элементы бортового оборудования МиГ-29 и Су-33.

Напомним, за время операции «Кузнецов» потерял у берегов Сирии два истребителя – МиГ-29 и Су-33, и это были небоевые потери. Источник в оборонно-промышленном комплексе сообщал, что причиной потери двух истребителей стал обрыв троса аэрофинишера.

Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» – головное судно проекта 22010 – произведено на одноименном заводе в Калининграде. По словам его разработчиков (КБ «Алмаз»), «судно не имеет аналогов в мире и предназначено для исследования не только толщи Мирового океана, но и его дна».

Судно было заложено в июле 2010 года, спущено на воду в 2012 году, вошло в состав ВМФ России в 2015-м.

http://www.vz.ru/news/2017/3/22/862944.html
 
СаняДата: Пятница, 28 Июля 2017, 06.58.45 | Сообщение # 41
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
Перспективный российский вертолетоносец назовут «Севастополем»

Головной универсальный десантный корабль нового проекта, аналогичный французским «Мистралям», получит имя «Севастополь». Об этом, ссылаясь на письмо Минобороны, сообщил депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик, передает ТАСС.

«В целях сохранения памяти о городе-герое Севастополе и его героических традициях действительное наименование "Севастополь" планируется присвоить головному универсальному десантному кораблю нового проекта, поступающего в состав ВМФ РФ после 2022 года», — рассказал Белик. Он пояснил, что поводом для депутатского обращения стала инициатива ветеранского сообщества города-героя.

В июле 2016 года сообщалось, что ВМФ России подготовил техническое задание на разработку универсального десантного корабля, аналогичного ранее заказанным во Франции вертолетоносцам типа «Мистраль». В январе 2016-го начальник управления кораблестроения ВМФ Владимир Тряпичников пояснял, что строительство такого корабля может начаться не ранее 2018 года.

Летом 2015-го Крыловский государственный научный центр предложил проект универсального десантного корабля «Лавина». Его водоизмещение достигает 24 тысяч тонн, на борту размещается до 500 морских пехотинцев и 50 единиц боевой техники. Авиагруппа насчитывает 16 вертолетов: транспортно-десантных Ка-29, ударных Ка-52К или противолодочных Ка-27.

https://lenta.ru/news/2017/07/27/sevast/
 
СаняДата: Четверг, 21 Июня 2018, 00.42.11 | Сообщение # 42
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
Назван способ спасти морскую авиацию России

Подготовки летного состава палубной авиации на учебно-тренировочном комплексе НИТКА недостаточно для поддержания способности эксплуатации единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» после его ремонта, полагает автор The National Interest Дэйв Маджумдар.

По его мнению, спасти ситуацию может сотрудничество с Китаем. «Вывод очевиден. Российская военно-морская авиация находится в глубокой беде, и переговоры с Китаем, возможно, являются единственным способом для Москвы сохранить ее», — полагает автор.

По мнению эксперта, «учитывая, что Россия и Китай сближаются геополитически, вполне возможно, что Пекин согласится с идеей разрешить морским летчикам Кремля обучаться на борту Liaoning (созданный на основе советского китайский авианосец — прим. «Ленты.ру»)», однако такие перспективы по-прежнему «являются отдаленными».

В апреле 2018 года автор The National Interest Роберт Фарли заявил, что Морская авиация Военно-морского флота России находится в тяжелом положении и требует оперативных решений касательно перспектив своего развития.

Ремонт «Адмирала Кузнецова» ожидается завершить не позднее 2022 года. До этого времени российские морские летчики тренируются в условиях полигона взлетно-посадочных систем НИТКА (Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный), расположенного на военном аэродроме Саки в Крыму.

https://lenta.ru/news/2018/06/21/navy/
 
СаняДата: Пятница, 07 Сентября 2018, 09.01.09 | Сообщение # 43
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
«Адмиралу Кузнецову» заменили украинские котлы

Единственный российский авианосец (тяжелый авианесущий крейсер) проекта 11435 «Адмирал Кузнецов» получил высоконапорные паровые котлы КВГ-4 российского производства. Агрегаты изготовили и доставили на 35-й судоремонтный завод весной-летом 2018 года, в настоящее время оборудование монтируют на корабль. Об этом сообщили Mil.Press FlotProm компетентные источники.

По словам источника в военных кругах, ресурс восьми котлов КВГ-4 составит 25 лет. Также собеседник издания добавил, что военные отказались от существенной модернизации агрегатов. Представитель Северного флота на условиях анонимности сообщил, что монтаж котлов на корабль совместят с процедурой докования.

Изначально «Адмирал Кузнецов» получил паровые котлы, произведенные Черноморским судостроительным заводом в Николаеве (Украина). Высоконапорный вертикальный водотрубный паровой котел с естественной циркуляцией и турбокомпрессорным дутьем в топку типа КВГ-4 создан «Специальным КБ котлостроения» (Санкт-Петербург).

В марте «Адмирал Кузнецов» возглавил составленный The National Interest рейтинг худших авианосцев в мировой истории, когда-либо спущенных на воду. С такой оценкой не согласились военные и эксперты. Позднее доктор военных наук, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук капитан первого ранга Константин Сивков посчитал единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» привязанным к берегу убожеством.

Из семи авианесущих противолодочных крейсеров проекта 1143 «Кречет», созданных в СССР, к настоящему времени в боевом состоянии осталось лишь три. «Киев» и «Минск» проданы Китаю, где превратились в развлекательные центры. «Новороссийск» распилен на металлолом в Южной Корее. «Ульяновск» разобран еще на стапеле. «Адмирала Горшкова» приобрела Индия, где модернизируется в Vikramaditya — будущий флагман ВМС страны. «Варяг» продан Китаю, где после переоборудования получил название Liaoning. У России остался только «Адмирал Кузнецов».

https://lenta.ru/news/2018/09/05/kuznetsov/
 
СаняДата: Четверг, 28 Февраля 2019, 22.36.51 | Сообщение # 44
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
На авианосце "Адмирал Кузнецов" сменили командира

На флагманском корабле ВМФ России — тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" — сменили командира, сообщил РИА Новости начальник пресс-службы Северного флота капитан 1 ранга Вадим Серга.
На должность назначен капитан 2 ранга Ярослав Адамов. Прежний командир — капитан 1 ранга Сергей Артамонов — переведен на вышестоящую должность в штабе Северного флота.

Адамов в течение нескольких лет исполнял обязанности старшего помощника командира корабля.
Артамонов прибыл на крейсер лейтенантом и прошел весь путь до командира. Он командовал кораблем около восьми лет — дольше, чем кто-либо другой.
Под его командованием "Адмирал Кузнецов" совершил несколько дальних походов в Средиземное море.
Во время последнего из них впервые в истории ВМФ России авиагруппа крейсера успешно отработала боевое применение по объектам незаконных формирований на территории Сирии.

https://ria.ru/20190228/1551459009.html
 
СаняДата: Суббота, 09 Марта 2019, 10.46.12 | Сообщение # 45
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
«Инструмент сдерживания НАТО»: как идёт модернизация морской авиации РФ

Морская авиация ВМФ России (МА) начала модернизацию парка воздушных судов, которая пройдёт в три этапа. Об этом заявил начальник МА генерал-майор Игорь Кожин. По его словам, до 2030 года войска должны получить обновлённые истребители, вертолёты и беспилотники. По мнению экспертов, Минобороны РФ делает акцент на расширение возможностей истребительной и противолодочной авиации, а появление современной техники в МА позволит обеспечить высокий уровень защиты морских рубежей страны.



Начальник морской авиации (МА) ВМФ генерал-майор Игорь Кожин заявил о начале активной модернизации парка воздушных судов. В интервью газете Вооружённых сил России «Красная звезда» он уточнил, что процесс будет разделён на три этапа, в ходе которых войска получат самолёты, вертолёты и беспилотники нового поколения.

На первом этапе (до 2020 года) в состав подразделений МА войдёт более 100 летательных аппаратов: истребители МиГ-29К/КУБ, разведывательно-ударные вертолёты корабельного базирования Ка-52К «Катран», многоцелевые вертолёты и различные образцы БПЛА.

На втором этапе (2021—2030 годы) морская авиация получит модернизированные версии истребительно-штурмовой авиации берегового базирования, новые корабельные самолёты (боевые и радиолокационного дозора) и беспилотники. Также Кожин сообщил, что в этот период планируется развернуть серийное производство перспективных образцов вертолётного комплекса и патрульного самолёта.

«На третьем этапе (2031—2050 годы) в морской авиации предполагается перейти на новое поколение многофункциональных летательных аппаратов и принять на вооружение новое поколение систем высокоточного оружия воздушного базирования, нарастить боевые возможности противолодочной и многоцелевой патрульной авиации за счёт оснащения противолодочных полков многоцелевым корабельным вертолётом и патрульным самолётом дальней зоны», — рассказал Кожин.



Морская авиация — род сил ВМФ, в задачи которых входит прикрытие военно-морских группировок, ведение разведки, обнаружение подводных лодок противника, осуществление десантирования, транспортировка грузов, сопровождение и перехват иностранных самолётов и кораблей, поражение воздушных, надводных и наземных целей.

В настоящее время на вооружении МА РФ находятся истребители (Су-27, Су-30СМ, Су-33, МиГ-29, МиГ-31Б), бомбардировщики (Су-24М), противолодочные самолёты (Бе-12, Ту-142, Ил-20, Ил-22, Ил-38), транспортные самолёты (Ил-18, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ту-134, Ту-154), вертолёты (Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ка-29, Ка-27, Ка-31).
«Наш базовый самолёт»

В беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко отметил, что морская авиация приобрела огромное значение в связи с многократным ростом разведывательной активности стран — членов НАТО вблизи российских границ. По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, чаще всего самолёты и корабли альянса появляются на Балтике и в Черноморском регионе.

«Если говорить откровенно, то ВМФ испытывает нехватку корабельного состава. В связи с этим возрастает нагрузка на морскую авиацию и войска береговой обороны. Судя по официальным сообщениям, Россия вполне успешно отгоняет западные самолёты-разведчики и американские корабли, которые якобы борются за свободу навигации», — пояснил Дрозденко.

Из слов Игоря Кожина следует, что Минобороны делает акцент на перевооружение истребительных полков за счёт всепогодного сверхманёвренного Су-30СМ, который выпускает ПАО «Корпорация «Иркут». Этот двухместный самолёт доказал свою эффективность, выполняя боевые задачи в Сирии.

Су-30СМ заметно превосходит по характеристикам своего предшественника Су-27. Машина оснащена активной фазированной антенной решеткой (АФАР), передним горизонтальным оперением и турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. Поставка этих машин Минобороны началась в декабре 2012 года.

Су-30СМ относится к поколению 4++, обладая некоторыми элементами малозаметности. На машинах установлены комплексы радиоэлектронной борьбы (ПЭБ) «Сорбция» и «Хибины», способные поставить помехи бортовым радиоэлектронным станциям (РЛС) и некоторым типам наземных радаров.

В арсенал Су-30СМ входят 30-мм пушка, управляемые и неуправляемые бомбы, различные типы ракетного вооружения. По словам Кожина, детище ОКБ Сухого — «это наш базовый самолёт, поэтому идёт плановая замена им практически всего парка оперативно-тактической авиации».



Ещё одной новинкой, которая в следующем году начнёт поступать в подразделения МА, является разведывательно-ударный вертолёт палубного базирования Ка-52К «Катран». Эти машины производятся Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина.

Ка-52К разрабатывался на основе знаменитого «Аллигатора» для двух кораблей типа «Мистраль», которые по результатам российско-французских переговоров были переданы Египту. Ожидается, что в ближайшее время около трёх десятков «Катранов» получит Каир.

В то же время, как полагают в Минобороны РФ, Ка-52К найдётся применение и на родине — в морской авиации. В частности, вертолёты могут быть размещены в ангарах больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 и перспективных универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Прибой».

«Катран» унаследовал все преимущества «Аллигатора» — поразительная манёвренность, надёжность, скоростные качества (до 300 км/ч), высокая боевая нагрузка (2 т) и большой радиус применения (460 км). Вертолёт оснащён самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО).

Важное преимущество Ка-52К заключается в возможности наносить удары противокорабельной крылатой ракетой Х-35В дальностью до 260 км. В стандартный арсенал машины входят 30-мм пушка 2А42, противотанковый комплекс «Штурм-ВУ» или комплекс «Атака», управляемые ракеты «Игла-В» класса «воздух — воздух», неуправляемые ракеты С-8 или С-13.

«Новелла» для Ил-38

Как сообщил Игорь Кожин, в настоящее время продолжаются испытания противолодочного самолёта средней дальности Ил-38Н. Данное воздушное судно представляет собой глубоко модернизированную версию советской машины, которая снискала заслуженную славу в войсках.

Ил-38Н оснащены комплексом БРЭО «Новелла-П-38» разработки ОАО «ЦНПО «Ленинец» (Санкт-Петербург). Визуально машина отличается от предшественницы наличием дополнительных антенн радиолокационной станции кругового обзора поверх носовой части фюзеляжа.



«Модернизация заключается в том, что парк Ил-38 проходит капитально-восстановительный ремонт. В ходе него заменяются устаревшие и неисправные агрегаты, устанавливаются современное оборудование, усовершенствованные двигатели. Также самолёт получает новое покрытие. И на выходе мы фактически имеем новую машину», — пояснил Дрозденко в интервью RT.

Использование «Новеллы» позволяет в четыре раза увеличить производительность самолёта при выполнении противолодочных задач. Комплекс БРЭО включает в себя системы обнаружения субмарин, средства навигации и прицеливания. Бортовая РЛС Ил-38Н обеспечивает сопровождение до 50 воздушных и морских целей.

Дмитрий Дрозденко считает, что модернизация морской авиации проходит в плановом режиме. Подразделения ВМФ обеспечиваются необходимой техникой, оборудованием и запчастями. Эксперт не исключает, что в будущем в частях МА найдёт широкое применение самолёт-амфибия Бе-200, который способен эффективно патрулировать акваторию и проводить поисково-спасательные операции.

«Морская авиация по своей сути является относительно недорогим, но весьма эффективным инструментом сдерживания ВМС НАТО, и прежде всего — американского флота. Я ожидаю дальнейших положительных изменений с появлением на вооружении ракеты «Кинжал» и других высокоточных авиационных средств поражения», — подытожил Дрозденко.

https://russian.rt.com/russia....izaciya
 
СаняДата: Суббота, 06 Апреля 2019, 23.22.00 | Сообщение # 46
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
Есть ли будущее у самолета вертикального взлета и посадки

Почему в стране не нашлось личности и воли для доведения программы Як-141


Палубный истребитель Як-141 в серию так и не пошел. Фото Кена Видеана

Самолеты вертикального взлета и посадки остаются одним из наиболее перспективных направлений развития авиации военного и гражданского назначения. Конечно, проблемный в наше время вертикальный взлет чрезмерно затратен, сложен в реализации, сопряжен с риском и неопределен с позиции рационального. Однако в грядущем именно вертикальный взлет, по нашему мнению, составит кратчайший траекторный минимум по энергозатратам, времени и задаче полета.

При этом, как нам представляется, для более эффективной практической реализации вертикальной темы необходим универсум класса Александра Федоровича Можайского, сумевшего создать опережающую свою эпоху совокупность «самолет – двигатель – движитель» и совершить первый в мире полет. Либо унитар, способный вложить в решение всю жизнь, чем подобен унитарному выстрелу пушки. Таким был Реджинальд Митчелл – создатель знаменитого истребителя «Спитфайр».

В этой связи представляется интересным рассмотреть так и не пошедший в серию проект отечественного самолета вертикального взлета и посадки Як-141, который был создан в ОКБ Яковлева, ранее сдавшем флоту другой самолет аналогичного класса.

И ВНОВЬ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ

Говорят, что высокотехнологическое изделие всегда носит отпечаток личности своего автора-конструктора. Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев, несомненно, был незаурядной личностью. И смелой: своим убеждениям не изменял, несмотря ни на что. Есть даже версия, что Никита Сергеевич Хрущев тему вертикалок поручил Яковлеву и его КБ именно в наказание за строптивость.

Возможно, что реданная компоновка демонстратора Як-36 как раз и соответствовала такому грубому нажиму. Ведь если бы Яковлев потребовал реализовать соответствующую программу совершенствования двигателей и применил бы бионические принципы и иные технологии снижения веса конструкции до 15–20%, то не пришлось бы скукоживать крыло (а ведь имелся уже опыт возврата «Харриера» к нормальному крылу).

При этом даже реданно-эшелонная компоновка из трех двигателей позволяла получить уже во второй половине 70-х – начале 80-х годов фронтовой и палубный истребитель класса СВВП-СКВВП (соответственно, самолет вертикального взлета и посадки и самолет короткого взлета и вертикальной посадки. – «НВО») промежуточного между МиГ-29 и Су-27 класса со скоростью в 2–2,2 Маха и радаром «Жук» от МиГ-29 в укрупненной версии. Такой самолет был бы прост в управлении и конструктивно, мощнее в вооружении, имел бы большую дальность полета и отличался бы возможностью управления вектором тяги во всем летном диапазоне для маневрирования в ближнем бою. В пространстве между поперечной связкой двигателей заднего расположения вполне возможно было размещение компактного бомбоотсека или дополнительного топливного бака. Такой самолет мог быть унифицирован с МиГ-29 по двигателям, оборудованию и авионике, что означало снижение расходов на закупку, ремонт и обслуживание. Однако в ОКБ Яковлева пошли другим путем…

Мы не одобряем концепцию вертикального подъема на прямой реактивной тяге – это расходно по моторесурсу и запасу топлива. Есть альтернативы гораздо меньшей стоимости и большей эффективности. Так, в ОКБ Яковлева на самолете Як-141 для баланса разнесенных подъемных сил применили вертикальную тягу одноконтурного турбореактивного двигателя РД-41. Американцы же предпочли механическую трансмиссию силы к преобразователю мощности в тягу – вентилятору. Однако возможно третье решение: транспортировка воздуха к месту приложения балансирующей тяги. Конечно, для сокращения пропульсивных потерь воздушный поток надо уплотнить и энергизировать, скажем, электрическими полями по технологиям Николы Теслы, что пока не дано. Остается энергизация подогревом схожим с мотокомпрессорным циклом (схема М.Ю. Куприкова).

Несомненно, Як-38 и Як-141 – отнюдь не лучшее дополнение фронтовой и палубной авиации. Однако Як-141, хотя и с огромным опозданием, состоялся отчасти благодаря Андрею Синицыну (шеф-пилот фирмы) и мог бы послужить для дальнейшего развития вертикальной темы, которую так грубо оборвали.

А ЕСЛИ БЫ…

Рассмотрим задачу короткого взлета и вертикальной либо короткой посадки в контексте вариации компоновки, либо развития двигателей, либо симбиоза этого на примере Як-141. Для расширения задачи и лучшего понимания допустим разработку вертикальной темы сразу в двухтипажном парке тяжелого и легкого истребителей по аналогии с отечественными Су-27/МиГ-29 и американскими F-15/F-16. В разбираемом случае – это условный Як-343 и известный Як-141.

При этом проектным условием будет унификация по двигателям – подъемным двигателям (ПД) РД-41 и подъемно-маршевым двигателям (ПМД) Р-79. Также предположим то, что над тяжелым Яком работали бы совместно ОКБ Яковлева и ОКБ Сухого (забавно, как бы это повлияло на буквенную литеру самолета?).

Итак, совместными усилиями удалось бы удержать сухой, пустой вес в пределах 1,6–1,75 прироста. Отказ от вертикального взлета и посадки в пользу полувертикального под углом 40–45 градусов на основе забортного морского старта и посадки на выдвижную газопроницаемую площадку. В наземном варианте – это котлован глубиной 5–6 метров с защищенными бетоном стенами и дном, оснащенный 2–4 газоотводными каналами. Котлован накрывается силовой клеткой из сваренных рельсов (для минимума отражений газовых струй), силовая клетка накрывается сеткой из гладкой арматуры диаметром 25–30 мм и шириной ячейки 10–12 см. При этом силовая клетка опирается на края котлована и сваи дна. Впрочем, эту сложность можно обойти, используя резко контрастный рельеф местности и корабельный рольганговый принцип наката на старт, при этом можно получить (неким удорожанием) еще и скрытность базирования, но, увы, за счет оседлости (привязки к базе).

Вернемся к тяжелому Яку. Двухмоторная схема компоновки подъемно-маршевых двигателей Р-79 значительно изменяет компоновку: визуально, аэродинамически. Также следует замещение кривоногого, а потому тяжелого шасси на прямые, стройные и длинноходные стойки с опорой на небольшие боковые приливы фюзеляжа. Эти стойки по определению не пробьют топливный отсек даже при аварийной посадке. При этом колея будет достаточной для рулежки при огромной тяговооруженности, а главное – удвоение вертикальной тяги значительно позади центра масс. Это невозможно парировать удвоением суммарной тяги подъемных двигателей РД-41, для этого потребны четыре РД-41, что невозможно компоновочно, аэродинамически и множественно нерационально.

Значит, нужны иные решения. Прежде всего необходимо синхронно сдвинуть векторы вертикальной тяги подъемных и подъемно-маршевых двигателей ближе к центру масс. Резервы к этому есть. Рассмотрим некоторые.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВАРИАНТЫ

Рост размеренности абсолютной и относительной позволит сдвинуть вперед подъемно-маршевые двигатели на 10–15% ближе к центру масс. Некое уширение фюзеляжа позволит изменить линейно-последовательную компоновку на диагональную или поперечную, что сдвигает вектор подъемной тяги подъемных двигателей ближе к центру масс для сохранения баланса.

Еще большую возможность подвижки вертикальной тяги ПМД придаст усовершенствование газогенератора двигателя за счет повышения напора вентилятора и ступеней компрессора, применения завершающего центробежного каскада сжатия высокого давления. Это «потянет» синхронные сдвижения ПД к центру масс для баланса.

Вариации компоновки подъемных двигателей могут быть следующими.

В первую очередь речь идет об отказе от верхнего забора атмосферного, по сути, воздуха и замещение его наддувом подъемных двигателей отбором от переразмеренного вентилятора ПМД и подачей по эластичному воздуховоду непосредственно в ПД. При этом сложенный нормально воздуховод-рукав расправляется и поднимает рычажно-шарнирно скрепленную верхнюю панель фюзеляжа (дабы не тратить драгоценный объем самолета). Рукав из устойчивого к давлению, температуре и циклическим складываниям материала часто армирован встречно-диагональной кевларо-лавсановой намоткой (корд). Рукав – расходного типа, заменяемый по истечении циклической и временной гарантии.

Отбор от вентилятора ПМД осуществляется круговой улиткой, через окна перепуска закрываемой лентой с поворотным устройством, например гидроцилиндром, за поводок. Улитка содержит воронку – питатель ПД, на которую крепится воздуховод с металлопластиковым наконечником – секторноповоротным замком (как у пожарного шланга) дублирован эксцентрико-притяжными замками (как у старых чемоданов). Все замки снабжаются проволочной контровкой, снабженной информационной биркой и пломбой именного пломбира контролера ОТК. Воздуховод в месте соединения с ПД содержит аналогичный набор замков, но значительно, визуально-отличный, больший диаметр крепления к несимметричной и кривоколенной воронке воздухозаборника ПД.

Разумеется, возросший от наддува расход воздуха через двигатель пропорционально увеличивает тягу в потенциале до 20–30% при добавочном же расходе топлива. Подъемный двигатель – высокоэффективная машина с недостижимым для маршевого параметром удельной тяги (показатель отношения веса двигателя к развиваемой тяге). Для ПД конца 1960-х годов он составлял от 1:16 до 1:18, для конца 1980-х – достигал 1:30, а для 1990-х – 2000-х годов он прогнозировался на уровне 1:40 и более. Для сравнения, маршевые двигатели истребителей 4-го поколения едва достигали 1:8+ на форсаже и это был технологический прорыв, иначе называемый скачок качества, достигнутый опережающими исследованиями по программе ATEGG (газогенератор перспективного ГТД) и LWGG (газогенератор малого веса).

Итак, подъемный РД-41 – тяга 4,2 тонны, с наддувом – уже 5,5–6 тонн. Однако не все так просто. Положим, исходное повышение давления в компрессоре составляет 5 единиц. При наддуве в 1,5–2 единицы будет обеспечено 7,5–10 степеней сжатия. Парировать возросшую нагрузку можно впрыском водно-спиртовой смеси летней и зимней консистенции соответственно. Если этой меры будет недостаточно, надо будет уменьшить давление наддува, либо пойти по аналогии гоночно-спортивных поршневых моторов с турбонаддувом, снижением степени сжатия в моторе.

Камера сгорания – это тоже критичная зона. Однако проектный расчет должен учитывать помпажные забросы, поэтому надеемся на запас устойчивости. А вот турбинный комплекс – это по-настоящему проблемная зона. Возросший напор даже при константе температуры и некотором понижении температуры на 50–70 градусов Цельсия может превысить расходные и другие возможности турбины чрезмерной раскруткой, либо отрыва.

Русская смекалка предполагает четыре варианта преодоления проблемы.

Вариант первый, варварский: линейно-лобовой метод предполагает помпажный перепуск (сброс) части сжатого воздуха из средней и конечной части компрессора в поток, транспортируемый овальным воздуховодом за турбинную область. При недостаточности этой меры можно разгрузить турбину-ротор прореживанием направляющих лопаток-статор. Если и этой меры недостаточно – сократить компрессор на 1–2 ступени высокого давления или впрыскивать часть захоложенного топлива многоточечно в область компрессора высокого давления и возможно среднего для поглощения температуры сжатого воздуха – снятие части термодинамической нагрузки компрессора.

Вариант второй – управление термогазодинамикой впрыском водноспиртового раствора в воздухозаборник и систему охлаждения турбины.

Третий вариант – гадательно-предположительный из-за отсутствия чертежей двигателя РД-41 и его параметров – относится к экстренно-авральному при грубой вертикальной посадке с превышением скорости снижения. Может быть, затурбинная часть совокупно с шаровой насадкой управления вектором тяги РД-41 позволит дополнительное сжигание керосина в присутствии впрыска окислителя получить дополнительную тягу для торможения. В двигателе Р-79 это решается проще, а балансировку можно осуществить кратковременным включением ЖРД в носовой части по ракетному циклу. Реализация идеи наддува ПД позволит управлять суммарной подъемной силой в полете. Например, для выхода из-под удара, уклонения, ускоренного разворота, то есть выживаемости в боевых условиях. Так и для ближнего боя, в том числе с наземным противником с использованием контрастного рельефа местности по-вертолетному.

Наконец, последний, четвертый вариант. Он определяет целесообразность создания специального наддувного двигателя. Наддув ПД влечет сокращение габаритов и веса. Так, длина (высота) сокращается на 40-50%, а вес – на 30–40%, что придает возможность дополнения ПД форсажной камерой. Отсюда ожидаемый рост удельной тяги 1:40-1:45 уже на первом этапе, в последующем 1:50-1:60 и более. Похоже «игра стоит свеч».

РАЗВИТИЕ ИДЕИ

Размещение подъемных двигателей внутри фюзеляжа «съедает» изрядный объем топливного отсека, из которого собственно на ПД приходится 50–60% в лучшем случае. Возможный выход – вывалить ПД на поворотных кронштейнах наружу. Если на оконечности силового кронштейна смонтировать ось и механизм поворота ПД с целью управления вектором тяги для взлета, разгона и торможения, получим изрядный прирост качества самолета с коротким или вертикальным взлетом и посадкой. Быстрое удаление от места базирования – это фактор скрытности и неуязвимости. Тоже относится и к посадке, процесс которой значительно сокращается.

Возможные углы наклона ПД при посадке – 15–25 градусов соплом вперед, ноль градусов – режим вертикального взлета (посадки) и, возможно, до 45–55 градусов при разгоне плюс 10–12 градусов управления вектором тяги за счет поворотной шаровой насадки сопла. Возможно и газодинамическое управление вектором тяги вдувом.

Более того, вывал ПД наружу предоставляет возможность занять освободившийся объем топливом. Для чего необходимы так называемые полужесткие баки изменяемого объема и геометрии с кинематически запрограммированным сложением. Разумеется, это баки первоначальной выработки и возможно заменяемые по причине частых перегибов эластичных, из армированного силикона, мягких мешков-цистерн. Однако реализации препятствуют вытянутые вперед воздухозаборники. Так, при создании первенца 4-го поколения F-15 вызванный с пенсии наш соотечественник Александр Михайлович Картвели не заморачиваясь вынес вперед из зоны влияния крыла и наплыва совковый (он же ковшовый) воздухозаборник. Это «чистый» аэродинамически по определению и простой конструктивно, устойчивый к помпажу благодаря длинному воздуховоду, воздухозабор, расположенный еще и в зоне малой толщины ненужного пограничного слоя.

При создании Яка эти резоны совпали с максимально возможным выносом вперед воздухозабора из зоны влияния воздушно-газового «мусора» ПД и ПМД, который опасно взаимодействует с крылом вблизи экрана (палуба, бетонка). Это не только «клеит» СВВП к экрану, но и опасно усугубляет боковой и продольный крен. При такой схеме воздухозабора вывал ПД невозможен конструктивно, нежелателен по соображению «затенения» заборника ПМД и чреват «забиванием» выхлопом ПД.

Выход прост до гениальности и реализован в двойном функционале врожденного грунтовика МиГ-29 (до последующих модификаций типа СМТ). При взлете лобовой воздухозаборник закрыт перфорационной панелью. Воздухозабор происходит с верхней части крыла. В полете перфопанель – преобразуемый многокачественный клин внешнего сжатия. Эффективность интегрального подкрыльного воздухозабора выше, так как крыло активно участвует в питании двигателя более плотным потоком, значит площадь, вес и габарит воздухозаборника можно значительно уменьшить.

Следующий фактор – «фокус», то есть смещение суммарного центра давления назад за центр масс на сверхзвуке, причем в прогрессии от значения числа М. Это вынуждает применять стабилизаторы (горизонтальное управляющее оперение) для парирования пикирующего момента, созданием отрицательной подъемной силы на хвостовой части самолета (МиГ-21 вследствие этого недобирал 160–200 км/ч максимальной скорости). Так вот. Интегральный подкрыльный воздухозаборник (многоскачковый совок) создает зону повышенного давления на сверхзвуке под передней частью крыла и наплыва, чем значительно парирует «фокус». Значит, можно не тратиться на балансировку. Парировать «фокус» можно перекачкой топлива в хвостовые емкости-баки, что применялось на длительном крейсерском режиме на «Конкорде», Ту-144, SR-71 и других самолетах.

Забытое нынче за ненадобностью «Правило площадей», возможно, найдет применение в гидродинамике с коэффициентом поправки на плотность 800, а в измененном виде в гиперзвуковой динамике и подтверждает интегральные воздухозаборники. Заимствованный у живой природы частный случай «Золотого сечения» (вспомним пропорцию 90-60-90), эффект сужения, приталивания фюзеляжа в области крыла, двигателей на пилонах и воздухозаборников, парировал дефицит тяги тогдашних самолетов. Смотрите схемы и виды самолетов F-105, Ту-128 и других. Эффект «Золотого сечения», как нижняя часть корпуса гиперзвукового летательного аппарата, дает возможность использовать двигатель внешнего гиперзвукового сгорания для полетов на скорости порядка 15–20 Махов. При этом внешний поток составляет так называемый жидкий контур или неявную оболочку двигателя.

Не учет интегрального фактора адептами «стелс»-технологий переносом воздухозаборника наверх фюзеляжа или крыла влечет аэродинамическое затенение при маневре, снижении коэффициента восстановления давления, минусование эффективной компоненты подъемной силы, когда она нужна особенно и на крейсерском режиме, что равносильно вычитанию части площади крыла. Много других резонов, совокупность которых и здравый смысл блокируют навязываемой западной инженерной дезой перенос наверх воздухозабора. Даже для СВВП типа Яка при всей привлекательности перенос нецелесообразен еще и тем, что воздуховод «сжирает» изрядный клин топливного отсека.

Наконец последний аргумент: значительный при определенных ракурсах фактор радиолокационный засветки плоско-панельных заборников легко блокируется управляемым широкодиапазонным поглощением. Тем более что на Су-57 панели ромбовидно смещены, что позволяет отразить эхо-сигнал вовнутрь и рассеять. Давно уже пора наши самолеты научить поглощать радиоволны без отражения, например для подогрева чая в термосе, либо другого слаботочного назначения.

В последующем тяжелый Як оснащался бы радаром от Су-27. При горизонтальном (нормальном) взлете мог бы нести ту же номенклатуру вооружений и, возможно, большего веса.

ЗАПРЕТ НА УЛУЧШЕНИЕ

Далее мы перейдем от гипотетический идей и предположений к конкретным, взяв за основу материал «Як-141 (Freestyle). Гонки по вертикали», размещенный на портале «Военное обозрение» 6 июля 2013 года, а также ряд других публикаций о данном самолете, в которых содержатся подробная информация по Як-141 и различные чертежи этой машины.

После внимательного изучения доступных материалов, можно сделать вывод, что, к большому сожалению, схема Як-141 содержит запрет на улучшение. Что это? Изначальная проектная ошибка, на реализацию которой был затрачен огромный инженерный потенциал, расчет на сложные изощренные решения в противоположность простым и т.п. Пусть судят другие. Мы попытаемся улучшить то, что есть без существенных перемен.

Указанные в материале максимальные скорости полета – 1250 км/ч у земли и 1800 км/ч на высоте 11 км – можно увеличить за счет сокращения балансировочных потерь (по примеру самолета ХB-70 «Валькирия»).

Полагаем, что отклонение консольных поворотных частей крыла вниз на углы относительно горизонтали 45, 60 и 90 градусов значительно сократят смещенную назад подъемную силу и соответственно парирующий момент на горизонтальном оперении, что сократит общее сопротивление. Для этого же необходимо продлить наплывы на 1,5 метра вперед, что также сократит потери на балансировку, в том числе и за счет уменьшения угла тангажа относительно траектории полета. Дополнением динамической балансировки могли бы стать маленькие крылышки фиксированного угла атаки, либо переработка верхней панели (губы) воздухозаборника поворотом вверх на 2,5–3 градуса и наращиванием площади этих панелей-дефлекторов, выходящих за габарит воздухозаборника. При этом возможно потребуется перепрограммировать систему управления воздухозаборника, в том числе алгоритм управления нижней губой воздухозаборника в соответствии с изменившейся системой скачков. Впрочем, наличие противопомпажных устройств не скажется значительно на расходных параметрах заборника и двигателя.

Балансировочные дефлекторы выдвижного типа применяются на F-14. Рассмотрение схемы самолета с позиции сил и моментов, в том числе управляющих, предполагает сокращение сопротивления примерно на 10-15%. Есть и другие идеи, для которых нужны более полные чертежи, схемы и описания, в том числе струйное управление.

Идем далее. Бреющий полет в режиме следования рельефу местности в области высокой турбулентности требует увеличения удельной нагрузки на крыле. Это снижает чувствительность к вертикальным потокам в атмосфере восходящим и нисходящим. Для этих целей поворот консолей вниз догружает крыло и сокращает балансировочные потери сокращением ненужной подъемной силы задних частей крыла на 0,7 при 45 градусах, вдвое – при 60 градусах, и полностью – при 90 градусах.

Еще одно назначение отклоняемых консолей – поглощение энергии смятием при грубой и аварийной посадке, как это было 5 октября 1991 года при посадке второго летного образца (бортовой № 77) на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Баку» («Адмирал Флота Советского Союза Горшков»). Замена жертвенных расходных частей крыла, да и всего крыла намного дешевле замены самолета.

В заключение отметим, что вертикальная тема в России, на наш взгляд, обязательно возродится. Вопрос в том, кто будет реализовывать эту идею на новом этапе. Лозунг «Кадры решают все» сегодня не менее актуален. И здесь, предположим, важную роль вновь сыграет личность конструктора. Но это должна быть личность в полном понимании этого слова. Причем, если чувственная компонента системы самолет-летчик-полет необходима испытателю, то проектанту – создателю самолета – она необходима вдвойне. Если генеральный, подходя к самолету и чертежу, содержащим проектный дефект, не чувствует тревоги в солнечном сплетении, значит он – это не Он. Отсюда пожелания грядущему коллективу создателей будущего российского самолета вертикального взлета и посадки оптимизма и воли, устойчивости к давлению авторитетов, готовности к обновлению крови в проектном значении и, конечно, удачи!

Об авторе: Владимир Леонидович Лиходиевский – полковник в отставке; Александр Семенович Вольнов – инженер.

http://nvo.ng.ru/concepts/2019-03-29/8_1039_future.html?print=Y
 
Авиация СГВ » ИСТОРИЯ АВИАЦИИ И ПВО » АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА » Авиация с гаком (палубники)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:


SGVAVIA © 2008-2019
Хостинг от uCoz
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика