22.17.23
КОСМОНАВТ VIET -10. Рассказ №55
VIETNAM -10

( Я лично не знал ФАМ ТУАНА, так как он прибыл в наш полк в 1967 году. после обучения в Союзе, и летал (при мне) в АЭ МИГ-17. На МИГ-21 он переучился позже. Я же осенью 1967 года убыл домой.
Но мы в одно время, конечно, были на совещаниях, разборах и других "мероприятиях". Я не мог не поместить о нем пересказ внуку Артему из опубликованного материала об выдающемся летчике-асе-космонавте).



Фам Туан





Первый вьетнамский космонавт. Родился 14 февраля 1947 года в деревне Куоктуан уезда Киен Сыонг провинции Тхай Бинь в крестьянской семье. Там же прошли его детские и школьные годы. В 1964 году закончил среднюю школу.

В 1965 году был призван во Вьетнамскую народную армию. Здоровье у него почему-то признали неважным и решили, что он годится только в авиационные техники. Был направлен на учебу в Советский Союз. Однако советская медицинская комиссия определила, что он вполне годен к летной работе и направила на учебу в военное училище летчиков. Из-за начавшейся вьетнамской войны курс обучения был сокращен и Фам Туан закончил училище уже в 1967 году. Возвратился на родину и служил в истребительной авиации Вьетнама. Был направлен в прославленный полк "Красная звезда", где в полной мере смог проявить свой талант военного летчика. Сначала летал на МиГ-17, потом на МиГ-21. О его мастерстве свидетельствует тот факт, что Фам Туан имел право приземляться на все аэродромы Северного Вьетнама.


Это право предоставлялось только самым опытным летчикам Вьетнама. Он самостоятельно освоил ночные полеты. В 1972 году (27 декабря) во время одного из вылетов сбил американский бомбардировщик В-52. Это был единственный за всю историю вьетнамской войны случай, когда стратегический бомбардировщик был сбит вьетнамским летчиком-истребителем.

- ночь, перед боем.

После окончания войны продолжал службу в авиационных частях Вьетнамской народной армии. В 1979 году вместе с другим летчиком БУЙ ТХАНЬ ЛИЕМОМ был отобран для прохождения подготовки к полету на советском космическом корабле по программе сотрудничества социалистических стран "Интеркосмос". В том же году приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Прошел ускоренный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа "Союз" и орбитальной станции "Салют-6".



23 июля 1980 года стартовал в космос вместе с советским космонавтом Виктором Васильевичем ГОРБАТКО в качестве космонавта-исследователя космического корабля "Союз-37". В течение семи дней космонавты работали на борту орбитального комплекса "Салют-6" - "Союз-36" - "Союз-37" вместе с Леонидом Ивановичем ПОПОВЫМ и Валерием Викторовичем РЮМИНЫМ. 31 июля 1980 года возвратился на Землю на борту космического корабля "Союз-36". Продолжительность полета составила 7 дней 20 часов 42 минуты. После полета на короткий срок вернулся на родину, а потом возвратился в Советский Союз и учился в Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. Закончил академию в 1982 году. В дальнейшем проходил службу в качестве начальника политического управления Военно-воздушных сил Вьетнама.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 июля 1980 года). Герой Вооруженных Сил Демократической Республики Вьетнам. Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам (Постановление Постоянного комитета Национального собрания СРВ от 1 августа 1980 года). Награжден советским орденом Ленина, вьетнамским орденом Хо Ши Мина 1-й степени, другими орденами и медалями



Тот самый Иван Битюков




(Бывший военный летчик-истребитель первого класса, полковник в отставке Иван Кириллович Битюков (проживал в последнее время в городе Талдыкоргане - административном центре Алматинской области, Казахстан) знает, как сбивать хваленые В-52.)

- Сбить В-52 в воздушном бою практически невозможно, - делится прошлыми секретами Иван Кириллович. - Этот монстр, кроме мощнейшего вооружения и истребителей прикрытия, имел на борту радары, способные обнаруживать противника сбоку и снизу, спереди, сзади и сверху. А советский МиГ-21, на который мы тогда переучивали вьетнамских летчиков, мог взять цель лишь на расстоянии не более тридцати километров. Однако столько наши ракеты, установленные на МиГах, тогда пролететь не могли. А подойдешь ближе - считай, сам покойник. Но мы нашли у американской «летающей крепости» уязвимое местечко.

Но это удалось сделать, да и то единожды, только вьетнамскому летчику Фам Туану. Научил его этому русский летчик Иван Битюков. Все остальные В-52, сбитые во Вьетнаме в ходе войны 1961-1975 годов, на счету ракетно-зенитных комплексов.





Им оказался радар нижнего обзора с радиусом охвата всего в три градуса. По словам Ивана Кирилловича, маневр должен был состоять в следующем. Вьетнамский летчик, зайдя в хвост В-52 за несколько десятков километров, включал двигатель своего МиГа на полный форсаж, разгонял истребитель до предельной скорости и нырял под бомбардировщик на разницу по высоте пять километров.
- Догнав «американца», - говорит бывший летчик-истребитель, - нужно было сделать под ним «горку» с опережением, то есть пропустить противника на самую малость вперед и тут же всадить в него снизу сразу четыре ракеты по самое не хочу!

В начале 1973 года в тюрьме Хоало, которую с иронией называли "Ханой Хилтон", произошла встреча между Фам Туаном и летчиком сбитого им Б-52. Американский летчик никак не мог понять, как удалось герою вьетнамских военно-воздушных сил сбить его "летающую крепость.



(Уточнение: Бомбардировщик, сбитый Фам Туаном, стал первым Б-52, уничтоженным не зенитной ракетой, а истребителем. На следующую ночь один из однополчан будущего космонавта тоже атаковал «Стратофортресс», но в момент начала атаки экипаж американского самолета внезапно погасил огни, и летчик-истребитель, потеряв ориентировку, врезался в Б-52. Обломки обоих самолетов были потом обнаружены на земле. Таким образом, на счету северовьетнамских истребителей-перехватчиков так и осталось только два Б-52.)


МиГ-21МФ «5121» Фам Туана из 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао», 27 декабря 1972 г.






На истребителе МиГ-21 МФ с бортовым номером «5121» и отметками о восьми победах летало несколько летчиков. За весь период войны летчики 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао» сбили (по вьетнамским данным) 137 американских самолет, одним из которых стал стратегический бомбардировщик Б-52, уничтоженный Фам Туаном 27 декабря 1972 над Хоабинем.

Американцы категорически отвергают потерю хотя бы одной «Стратокрепости» от ракетной атаки МиГа.

Фам Туан стал Героем Вьетнама и Героем Советского Союза, последний титул он получил за выполнение 79-суточного космического полета. Ракета-носитель с кос­мическим кораблем «Союз-37» стартовала с космодрома Тюратам 23 июля 1980 г. Экипаж космического корабля состоял из командира Виктора Васильевича Горбатко и космонавта-исследователя Фам Туана.








В настоящее время генерал-лейтенант Фам Туан продолжает служить в ВНА. Был начальником политического управления ВВС, затем начальником Главного управления оборонной промышленности МО. В 2001 году удостоен Международной премии им. Петра Великого.


- Горбатко, Фам ТУАН с женой.


Категория: Истории от Петровича | Просмотров: 5953 | Добавил: ПЕТРОВИЧ
Всего комментариев: 1
1 Саня  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]