• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Назаров, Валентин  
Авиации СГВ форум » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ВОЙНА И ПАМЯТЬ » Календарь ПОБЕДЫ "Неизвестные документы"
Календарь ПОБЕДЫ "Неизвестные документы"
СаняДата: Пятница, 27 Сентября 2013, 21.24.53 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
ВЕСТНИК «Календарь Победы»



ВЕСТНИК «Календарь Победы» создан с целью сохранить память о ключевом событии истории России и мировой истории — Великой Отечественной войне. Этот проект важен для всех последующих поколений, потомков людей, героически сражавшихся за освобождение нашей Родины, как летопись судеб целого народа и знаменательных событий, изменивших ход истории.
Идея проекта

Время бежит, пройдет еще несколько лет, и нашей последней возможностью оценить весь масштаб священной войны и всю радость победы можно будет только по сохранившимся архивным документам. Поэтому хотелось бы не просто в очередной раз рассказывать об известных сражениях и заслугах главнокомандующих, а в первую очередь показать малоизвестные и уникальные, ранее не опубликованные, материалы, передающие многогранность описываемых событий и сложную судьбу человека. В основе нашего проекта лежит идея осветить известные исторические факты этого периода под разными углами зрения, найти новые фактографические материалы, интересные детали общеизвестных событий.
Реализация проекта

Проект «Календарь Победы» реализован сотрудниками корпорации ЭЛАР, которые совместно с музеями, архивами и библиотеками занимались поисками малоизвестных и неизвестных широкой общественности сведений о боевых действиях на советско-германском фронте. В рамках проекта была проделана огромная работа по поиску и обработке колоссальных объемов информации. Фактический материал вестника составляют описания сражений, интересные статьи из фронтовых газет, рассказы о подвигах и судьбах отдельных людей, военный фольклор (песни, стихи, анекдоты), фотографии и иллюстрированные материалы (плакаты, рисунки из газет). Одним из основных источников информации стали общедоступные ресурсы «ОБД Мемориал» и «Подвиг народа», созданные корпорацией ЭЛАР по заказу Министерства Обороны.
Кому интересен проект

Проект «Календарь Победы» имеет огромное значение для составления целостной картины Великой Отечественной войны и предназначен для всех интересующихся историей и исторической географией, краеведением, документоведением и народным творчеством. Великая освободительная война советского народа навсегда останется не только в сердцах ветеранов, сражавшихся за свободу и независимость русского народа, но и их потомкам, которым будут интересны все подробности военных операций.

Следите за анонсами выпусков вестника «Календарь Победы».

http://pobeda.elar.ru/


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Пятница, 27 Сентября 2013, 21.40.26 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Судьбы и подвиги
Старченков И.С.


Одним из тех, кто особо отличился при бомбардировках вражеских аэродромов, был командир звена штурмовиков ИЛ-2 Иван Сергеевич Старченков. Младший лейтенант Старченков проявил себя уже во время первого своего боевого вылета 23 августа 1942 года. После успешной штурмовки немецкой танковой группировки на обратном пути в воздушном бою с 10 Ме-109 Иван Сергеевич сумел поджечь один из истребителей противника. Несмотря на ранение в голову, он дотянул до своего аэродрома, потеряв сознание только после успешной посадки.

Пятого мая 1943 года во время проведения воздушной разведки его самолет был подбит. Но и на поврежденной машине пилот сумел добраться до своего аэродрома и доставил ценные сведения. Используя добытую им информацию, летчики уничтожили группировку противника, предотвратив ее наступление на участке фронта.

За успешные боевые действия в 1943 году старший лейтенант Старченков был награжден сначала орденом Красной Звезды, а немного позднее – орденом Красного Знамени. 1944 год принес Ивану Сергеевичу еще одну награду – орден Александра Невского.

Из наградных листов:





Архивная фотография запечатлела дважды орденоносца Старченков (слева) и его стрелка старшего сержанта Н.Ф.Бескоровайного перед вылетом. В то время Старченков летал на штурмовике Ил-2 и был командиром эскадрильи.



В конце января 1945 года Иван Сергеевич был представлен к третьему ордену Красного Знамени.

Боевая эффективность всех 158 вылетов капитана Старченкова была отмечена высокой наградой. 23 февраля 1945 года он был удостоен звания Героя Советского Союза. Однако получить высокую награду славному сыну своего отечества не удалось. Невзирая на прямое попадание в штурмовик зенитного снаряда противника, капитан продолжал выполнение задания до полного израсходования боезапаса. А потом на сильно поврежденной горящей машине Старченков дотянул до своих, но посадить самолет не успел. Машина взорвалась на высоте 5 метров над землей. Экипаж погиб. Героически ушедшего из жизни Ивана Сергеевича Старченкова похоронили в центре Кракова.

http://pobeda.elar.ru/vvs/vvs_2-4.html


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Пятница, 27 Сентября 2013, 21.55.57 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Выпуски:

Ржевская наступательная операция
Ржев был захвачен немецкими войсками в конце октября 1941 года в ходе генерального наступления на Москву. В результате двух контрнаступлений к осени 1942 года наши войска отбросили немцев обратно под Ржев, но освободить город так и не удалось. Образовалась двухсоткилометровая линия фронта вокруг Ржевско-Вяземского плацдарма, названная немецким командованием «ржевский мешок». Читать дальше

Оборона Таманского полуострова
Нефть — кровь войны. Танки, самолеты, боевые корабли — все эти грозные боевые машины становятся без топлива простым металлом. К началу войны сибирская нефть еще не была открыта. В Бакинском нефтяном районе добывали более 70%, а в Грозненском и Майкопском — около 25%
всего «черного золота» СССР. Потеря Кавказа означала бы поражение в войне. Читать дальше

«Малая Земля» МЫСХАКО
К концу осени 1942 года немецкое командование понимало, что план «Эдельвейс» по захвату Кавказа под угрозой срыва. Для подстраховки своих рубежей немцы начали сооружение оборонительной линии «Готенкопф» («Голова гота») или «Голубая Линия». Разгром под Сталинградом и ход сражений конца 1942 — начала 1943 года придали рубежу «Готенкопф» еще большее значение. Читать дальше

Освобождение станицы Крымской
Зимняя часть Северо-Кавказской наступательной операции была завершена освобождением Краснодара и захватом плацдарма под Новороссийском (Малой земли). Весеннее бездорожье, необходимость перегруппировки и пополнения резервов остановило наступление наших войск. Немецкие войска отошли за первую линию "Головы Гота" («Голубой Линии»). Затишье на этом участке продолжалось до середины весны. Читать дальше

Морские сражения. Черное и Азовское моря.
Черноморский Морской Флот был одним из самых подготовленных соединений нашей армии к началу войны. В состав флота входило порядка трехсот кораблей и катеров разных классов. Среди них 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок. В состав ВВС Черноморского флота входило 600 самолетов различных типов. Флот располагал пятью базами: Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми и главной в Севастополе. Читать дальше

Вторая операция Советских ВВС по уничтожению самолетов врага на аэродромах
В начале 1943 года стратегическая инициатива полностью перешла в руки наших войск. Были проведены успешные операции на важнейших направлениях: прорвана блокада Ленинграда (налажено сухопутное сообщение), немецко-фашистские войска выбиты с Ржевско-Вяземского плацдарма, освобожден почти весь Кавказ, часть немецких войск оказалась заперта на Таманском полуострове и в Крыму. Читать дальше

Подготовка к Курской битве, срыв наступления немцев
В начале и середине 30-х годов уделялось серьезное внимание диверсионной и партизанской деятельности, как одному из инструментов ведения войны. На западном направлении в приграничной 100-километровой зоне были организованы десятки тайников и закладок с оружием, работало несколько школ по подготовке специалистов-диверсантов. Читать дальше

Курская оборонительная операция
После окончательного разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом советские войска продолжили наступление. К середине февраля 1943 года были освобождены Курск, Харьков, Белгород. Наступление развивалось по фронту протяженностью почти 1 000 километров. Зимой 1943 года советским войскам удалось продвинуться почти на 300 километров по всей линии фронта, но закрепиться на занятых позициях удалось не везде. Читать дальше

Танковое сражение под Прохоровкой
На Орлово-Курском направлении части Центрального фронта успешно отражали натиск солдат Вермахта. На Белгородском участке фронта ситуация была гораздо более тяжелой — стратегическая инициатива оставалась в руках немецкого командования. Силы 6-ой армии и 1-ой танковой армии отступая, вели ожесточенные бои. Нанесенные противнику контрудары тоже не возымели успеха. Немецкое наступление на юго-восточном направлении продолжалось. Элитные дивизии немецко-фашистких войск продвигались на юго-восток, угрожая тылам сразу двух наших фронтов. Читать дальше

Наступление на Донбассе
Донбасс к концу тридцатых годов был одним из самых промышленно-развитых регионов европейской части Советского Союза. Богатая полезными ископаемыми, особенно коксующимся углем, область стала центром тяжелого машиностроения всесоюзного значения. В шахтах Ворошиловградской и Сталинской областей ежегодно добывалось свыше восьмидесяти миллионов тонн каменного угля, больше половины от всей добычи угля по стране. Заводы Донбасса давали сорок процентов чугуна и около двадцати пяти процентов стали и проката от всесоюзного производства. Читать дальше

Операция «Кутузов»
Результаты военных действий зимы 1942–1943 года (разгром немцев под Сталинградом) внесли кардинальные изменения в характер боевых действий на восточном фронте. Захваченная стратегическая инициатива позволила советским войскам перевести боевые действия из обороны в наступление. Читать дальше

Операция «Полководец Румянцев»
Белгородско-Харьковская операция («Полководец Румянцев») 3–23 августа 1943 года стала завершающим этапом Курской битвы – оборонительной и наступательной операции советской армии в районе Курского выступа. В ходе этих боев было сорвано крупное наступление немецкой армии и разгромлена мощная группировка противника. К концу июля Красной Армии удалось остановить наступление фашистских войск на Курской дуге и развенчать немецкий миф о том, что в летних условиях Красная Армия всегда лишь отступает, а победа достается войскам вермахта. Начатое 13 июля 1943 года мощное наступление наших войск на Орловско-Курском направлении вынудило немецкое командование отводить войска группы армий «Юг» в направлении Харькова. Силами Воронежского и Степного фронтов было организовано преследование 4 танковой армии. К 23 июля немецкие силы отошли на рубежи, занимаемые ими перед началом операции «Цитадель». Читать дальше

«Рельсовая война»
Осенние и весенние ливни превращали грунтовые дороги в непроходимые грязевые болота и делали их эксплуатацию невозможной. Использование рек, как транспортных артерий, было ограничено кратким периодом навигации — в нашем климате это максимум 5-7 месяцев. Единственным всесезонным способом доставки грузов была железнодорожная сеть. Железные дороги, как кровеносные сосуды, должны были снабжать действующую армию всем необходимым круглый год. Конечно, существовала и транспортная авиация, но малая мощность не позволяла перевозить с ее помощью тяжелые грузы или боевую технику. Читать дальше

Операция «Суворов»
К началу августа 1943 года общая обстановка на советско-германском фронте, в том числе и на западном стратегическом направлении, определялась победами, одерживаемыми Советской Армией под Курском. Наши войска прочно держали в своих руках стратегическую инициативу, успешно ведя борьбу с основными силами гитлеровской Германии и ее союзников. В этих условиях было очень важно активными действиями на других направлениях нанести поражение как можно большим силам противника, чтобы не позволить ему использовать эти силы для противодействия нашему контрнаступлению. К таким участкам фронта в первую очередь относилось западное направление, как непосредственно примыкавшее к району курского выступа. Там Ставка Верховного Главнокомандования и готовила крупную наступательную операцию, придавая ей большое значение. Эта операция получила кодовое название «Суворов». Читать дальше

Второе освобождение Ельни
После ликвидации советскими войсками Спас-Деменского плацдарма, дальнейшее развитие стратегической наступательной операции «Суворов» предполагало нанесение основного удара в направлении Рославля, с целью обхода смоленской группировки противника с северо-запада. Читать дальше

Дополнительный выпуск: Первое освобождение Ельни
В июле 1941 года после взятия Ельни в ходе наступления на Москву немецкие войска встретили стойкое сопротивление советской армии. Не сумев его преодолеть и продвинуться ближе к Москве, противник был вынужден перейти к обороне. Читать дальше

http://pobeda.elar.ru/vipusk.html


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Пятница, 27 Сентября 2013, 23.24.34 | Сообщение # 4
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
А знаете ли вы?
Автожиры в боях под Ельней


Ночь. Прифронтовой аэродром близ деревни Подопхай, что в 50 км от Ельни. На поле едва угадываются очертания необычного летательного аппарата с лопастями винта над крышей. В полной темноте раздается гул работающего ротора, слышны возня и тихая ругань: «Взлетай скорее! Не канителься!».

Такую картину можно было наблюдать почти каждую ночь с 30 августа до 6 октября 1941 года. Это проводились боевые испытания нового типа боевых летательных аппаратов — автожиров А-7-3а. За их необычный вид бойцы прозвали эти машины «пауками».



Первый в мире автожир был построен еще в 1920 году испанцем Хуаном де ла Сиерва. Он стремился создать такой летательный аппарат, который в случае аварии смог бы плавно спарашютировать вниз. В 1928 году Сиерва совершил полет из Парижа в Лондон, где основал фирму по изготовлению автожиров. Несколько фирм купили у него лицензии на постройку необычных аппаратов.



Военные намеревались использовать автожиры в следующих целях: аэрофотосъемка, корректировка огня, поиск подводных лодок, охрана судов, патрулирование, связь, разведка. При своей относительно небольшой скорости автожиры обладали следующими несомненными достоинствами: небольшая дистанция на взлете и очень небольшой пробег на посадке. К тому же при корректировке артиллерийского огня и поиске подводных лодок малая скорость расценивалась как преимущество.

В 1925 году в экспериментально-аэродинамическом отделе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) начали работу по исследованию различных видов несущих винтов. В 1928 году небольшой группе сотрудников поручили тщательно изучить зарубежные теоретические работы, разработки конструкций автожиров, а также результаты летных испытаний.

По итогам изучения вышеперечисленных материалов, сравнительного анализа с экспериментальными данными И.П.Братухиным, входившим в состав этой группы, написана обстоятельная работа по аэродинамике автожира, ставшая на долгие годы настольной книгой специалистов, работавших в области винтокрылых летательных аппаратов.

В Советском Союзе первый автожир был построен в 1929 году. Назывался он KACKP-I (по начальным буквам фамилий конструкторов Н.И.Камова и Н.К.Скрижинского).



В период с 1930 по 1937 годы в Советском Союзе было сконструировано несколько модификаций автожиров. Каждая новая модель была более совершенна по своим летным и аэродинамическим характеристикам. Однако катастрофа в мае 1937 года с автожиром А-12 приостановила испытания по А-15. Затем все работы были «заморожены».



Только для автожира А-7 продолжались летные испытания. В 1940 году по решению Советского правительства у станции Ухтомская был основан завод №290 по строительству винтовых летательных аппаратов. Главным конструктором стал Николай Ильич Камов, его заместителем — Михаил Леонтьевич Миль. Здесь планировалась производственная площадка, где будут проектироваться, строиться и испытываться новые летательные аппараты — автожиры. К тому моменту на других заводах уже была построена войсковая серия из 5 машин, получивших обозначение А-7-ЗА.

Однако Война внесла свои коррективы. И, если в мирное время на принятие подобных решений уходило достаточно много времени, то во время Войны уже 5 июля 1941 года согласно директиве Генштаба была сформирована и отправлена на фронт группа в составе пяти автожиров, которая была прикомандирована к 163 ИАП. Именно эти машины участвовали в боях под Ельней в августе 1941 года. Быстрыми темпами начали подготовку экипажей. В них входили строевые летчики. Автожиры были особо секретной техникой, поэтому военным пилотам пришлось, преодолевая свои инстинкты и навыки, осваивать особенности техники пилотирования этих машин. Из-за отсутствия автомата перекоса было трудно справляться с продольной балансировкой при малых скоростях полета. Чаще всего летчик-новичок, не давая аппарату разогнаться, переводил автожир в набор высоты. Потеря скорости приводила к тому, что машина начинала парашютировать, почти не реагируя на действия пилота. Постепенно пилоты научились управлять автожирами, и активно выполняли на них полеты.



Из журнала 163 ИАП, ЦАМО фонд 559029с, опись 1, дело 8481

«4 самолета А7-ЗА /автожиры/ применены были с экспериментальными целями и предназначались как многоцелевые самолеты: разведчик, корректировщик, легкий бомбардировщик, могущий работать как днем, так и ночью с незначительного размера площадок»

В основном вылеты автожиров производились по ночам. Из-за отсутствия на них навигационных приборов и подсвета приборной доски ночные вылеты представляли собой большой риск, поэтому М.Л.Миль, сопровождавший группу винтокрылых разведчиков, настоял и на их дневных вылетах. Так 23 сентября на корректировку артиллерийского огня автожир вылетел в сопровождении звена самолетов И-153 «Чайка». Командование артполка очень высоко оценило результаты этого полета. Медленно летящий вдоль линии фронта на высоте 300 метров автожир был отличной платформой для наблюдателя-корректировщика, являя собой при этом хорошую мишень для немецких зенитчиков. Мешало работе и плохое качество радиостанций, не обеспечивавших устойчивой связи между машинами и землей.

К счастью, гитлеровцы не слишком были обеспокоены появлением автожиров. Один из пленных немецких офицеров рассказал о шутке, услышанной им на передовой: «Ну, пропали, большевики против нас комбайны выпустили».

Использовались автожиры для разброски листовок над позициями противника, как корректировщики огня и в разведчике, летали они и в тыл врага к партизанам. Из-за утери части документов 163 ИАП и 24 армии сейчас невозможно подсчитать, сколько именно боевых вылетов совершили винтокрылые машины. Однако по сохранившимся в архивах документам можно с уверенностью утверждать, что их было не менее 20.



Тем временем обстановка на фронте быстро ухудшалась. На Ельнинское направление противником были переброшены дополнительные силы. Наши войска стали отходить, и истребительный полк перебазировался с прежнего места. Три автожира пока еще остались на аэродроме. Впервые немцами были использованы мощные передатчики помех, что явилось причиной потери связи между командованием армии и штабом фронта. В связи с этим доставку в штаб фронта срочной информации о прорыве немецких войск между 24-й и 43-й армиями было поручено осуществить экипажу автожира.

И снова ночной полет в район Гжатска, где находился штаб фронта. Летчику Трофимову пришлось подсвечивать компас фонариком. Однако во время посадки пилот принял кроны деревьев за поверхность земли, аппарат спарашютировал с их высоты. К счастью экипаж травм не получил, и сообщение о прорыве было передано в штаб фронта. Сама же пострадавшая машина была срочно разобрана заводской бригадой ремонтников и отправлена в тыл. Оставшиеся два автожира улетели на заводской аэродром. Так завершился единственный опыт боевого применения автожиров в военно-воздушных силах Красной Армии. За период испытаний ни один аппарат не был утерян и ни один пилот не погиб.



По ряду причин участие автожиров в боевых действиях посчитали малоэффективным. Машины вернулись на завод, с которым были эвакуированы в поселок Билимбай. Наладить там производство автожиров не получилось, и в 1943 году завод был расформирован, а его оборудование и кадры были распределены между авиационными заводами.

В отличие от зарубежных аналогов А-7 являлся первой без преувеличения боевой машиной, так как был оснащен тремя пулеметами и мог брать на борт небольшие бомбы. Очевидно, что без полетов А-7 не было бы сегодня таких боевых вертолетов как Ми-24, Ми-28 и Ка-50 «Черная акула», К-52 «Аллигатор».

http://pobeda.elar.ru/dop_vipuski/elnya1941/avtozhyr.html


Qui quaerit, reperit
 
Авиации СГВ форум » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ВОЙНА И ПАМЯТЬ » Календарь ПОБЕДЫ "Неизвестные документы"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: