Дата: Пятница, 24 Мая 2019, 20.11.06 | Сообщение # 1
Группа: Поиск
Сообщений: 32
Статус: Отсутствует
Фамилия Золотухин Имя Василий Отчество Иванович Дата рождения/Возраст __.__.1908 Место рождения Орловская обл., Болховский р-н, с. Городище Последнее место службы партизан. бр. Воинское звание ст. лейтенант ГБ Причина выбытия ВМН Дата выбытия 22.02.1944
После карательной экспедиции, проводимой немцами с 20 мая по 30 мая 1943 года по вине командира бригады Золотухина, каковой, зная о том, что немцы готовят карательную экспедицию, половину бригады /одних боеспособных/ отправил в Волынские леса за 40 километров от места дислокации бригады в операцию, а к оставшимся в лагере больным, временно неспособным партизанам в период боев в Брянских лесах с 21 по 30 мая 1943 года мер никаких не принял, в целях их сохранения, и, бросих их на произвол, сам просидел трое суток под складней дров, в результате чего бригада потеряла 40% своего состава.
Интересно как он мог 3 суток просидеть под дровами ? оклеветали ? или правда ?
Дата: Суббота, 25 Мая 2019, 04.11.04 | Сообщение # 2
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Цитатавиталий1737 ()
как он мог 3 суток просидеть под дровами ?
Хитрым образом сделав кладку.
Цитата
оклеветали ? или правда ?
Как оклеветали и что правда? То, что не расстреляли на самом деле, значит одно из двух: его или помиловали, или оправдали. Если оправдали, тогда клевета годится в качестве одной из версий. Но больше похоже на некачественное следствие, по результатам которого вынесли смертный приговор. Плохо разобрались, после вынесения приговора его отменили как ошибочный. Могли также смягчить меру наказания, учтя какие-то его имевшиеся заслуги и разные реабилитирующие обстоятельства. Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Суббота, 25 Мая 2019, 04.12.11
Дата: Суббота, 25 Мая 2019, 10.51.49 | Сообщение # 4
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Народные мстители
Посвящается 65-летию освобождения Людинова от фашистских захватчиков В сентябре 1941 года Людиновский райком партии принял решение об организации двух партизанских отрядов - городского и сельского. Основную часть городского отряда составили кадровые рабочие Людиновского и Сукремльского заводов, партийный, советский и комсомольский актив города. Командиром отряда был назначен начальник Людиновского районного отдела НКВД, сотрудник комитета Госбезопасности Василий Иванович Золотухин. Комиссаром - второй секретарь райкома партии Афанасий Федорович Суровцев. Сельского отряда создать не удалось: отходя на базу, сельский отряд попал в окружение. Многие погибли, а оставшиеся влились в городской партизанский отряд.
4 октября 1941 года гитлеровцы вошли в Людиново. И буквально с первых дней оккупации Людиновский партизанский отряд развернул свою боевую деятельность.
Особенно активизировались боевые действия отряда в связи с прибытием в район его дислокации отдельной мотострелковой бригады особого назначения под командованием капитана госбезопасности Д.Медведева.
Гитлеровцы усилили переброску войск и техники на фронт по большаку Людиново-Жиздра. Поэтому партизанский отряд особое внимание уделил этому участку. Было взорвано 5 мостов на реках Жиздре, Болве, во многих местах заминировали шоссе, совершен удачный налет на Жиздру, где партизаны уничтожили лесозавод, автомашины и другие объекты, расстреляли начальника Жиздринской полиции, в управлении захватили важные документы и большую сумму денег.
Во второй период своей деятельности, после повторного захвата города фашистами, Людиновский партизанский отряд, значительно разросшийся, отошел в глубь леса в район деревни Волынь. В феврале 1942 года перед отрядом армейским командованием была поставлена задача закрепить до подхода частей Красной Армии оборону станции Фаянсовая. Отряд перешел в Косичино и здесь держал оборону, ведя непрерывные бои.
Гитлеровцы прилагали усилия, чтобы ликвидировать партизанские силы. Первую попытку они сделали в марте 1942 года, но она была отбита. Новое наступление немцы предприняли на партизанские позиции в районе деревни Куява. Три дня народные мстители отбивали атаки и удерживали в своих руках переправу через реку Болву.
18 мая гитлеровцы предприняли третье наступление на партизанский район, бросив туда крупные силы при поддержке танков, авиации и артиллерии. Бои продолжались более трех недель, 6-го июня немцы двинулись на партизанский отряд с четырех сторон. Партизаны вели упорные не только оборонительные, но и наступательные бои.
В октябре 1942 года были созданы Дятьковская и Бытошская партизанские бригады. Людиновский отряд вошел в состав Бытошской бригады, командиром которой был назначен Василий Иванович Золотухин, комиссаром - Александр Николаевич Сильванский, начальником штаба - Александр Васильевич Алексеев. Соответственно, произошли изменения и в командовании Людиновского партизанского отряда. Командиром был назначен Алексей Ильич Королев, начальником штаба - вышедший из окружения лейтенант Владимир Яковлевич Зибров. Местом базирования Бытошской бригады стал лесной массив в районе поселка Старь.
Зима 1942-43 годов была очень тяжелой для партизан, особенно для Людиновского отряда. Оторванные на многие километры от своего района, не имея продовольственных баз, партизаны голодали, мерзли, не имея теплой одежды. Но, несмотря на все трудности, продолжали совершать диверсии, громить немецкие гарнизоны.
В начале января 1943 года группой людиновских партизан под руководством Ивана Никаноровича Стефашина был подорван немецкий эшелон, в результате чего было уничтожено 5 вагонов с солдатами, 12 платформ с техникой, 2 вагона с боеприпасами. Отвагу и смелость в этой операции проявили И.Стефашин, И.Шаклов, И.Мастеров, П.Суровцев.
В жизни Людиновского партизанского отряда было немало тяжелых моментов. Самым трагичным стал май 1943 года, когда гитлеровское командование мобилизовало крупные военные силы и бросило их против партизан. Наибольшие потери в ходе боев понесла Бытошская бригада, в том числе Людиновский партизанский отряд. В этом жестоком бою погибло 463 человека.
Партизаны старались вырваться из кольца окруживших их фашистов. Людиновцы потеряли в этом бою большую часть отряда. Погибли комиссар бригады А.Сильванский, начальник штаба А.Алексеев, командир отряда А.Королев, секретарь партбюро Л.Кизлов.
Несмотря на большие потери летом 1943 года отряд продолжал наносить удары по врагу. Особенно активными они стали, когда началось наступление советских войск под Орлом и Белгородом. Только в августе 1943 года людиновцами было взорвано более 1000 м железнодорожного полотна, два моста, 8 автомашин, организованы нападения на вражеские гарнизоны.
В начале сентября 1943 года советские войска перешли в наступление на Центральном фронте, а 9 сентября было освобождено Людиново. Вместе с войсками в город вошли и партизаны. За годы борьбы с захватчиками ими было уничтожено более 2000 немецких солдат и офицеров, взорваны 31 мост, 5 танков, 52 автомашины, 81 подвода, десятки километров железнодорожного полотна и телефонно-телеграфной связи, пущены под откос 6 воинских немецких эшелонов, 2 тягача.
Не вернулись в освобожденный город 220 человек из Людиновского партизанского отряда. Родина высоко оценила подвиг народных мстителей - государственными наградами были награждены многие партизаны. Память о народной войне увековечена в сквере партизан в центре Людинова. Валентина Пронина.
Материал подготовлен при содействии народного музея истории тепловозостроительного завода
Василий Иванович Золотухин оказался «трудным» командиром. Прав был Иван Ящерицын, когда с тревогой говорил своему другу Афанасию Посылкину о слабинках и недостатках будущего партизанского вожака. «Кремневый» характер командира в условиях партизанской войны был очень кстати, если бы не разъедала этот характер ржавчина: мнительность, недоверие к людям, излишняя подозрительность и ненужная резкость в обра-щении. И так уже получалось, что нередко достоинства Василия Ивановича Золотухина, бывшего оперуполномоченного райотдела НКВД — его преданность, упорство, смекалку — с лихвой перекрывала эта «ржавчина». Из-за нее многие партизаны сторонились командира; по любому делу шли к отрядному комиссару Афанасию Суровцеву, к политруку разведки Афанасию Посылкину, подолгу душевно беседовали с Коротковым, Алексеевым, Ящерицыным, подрывником Иваном Никаноровичем Сте-фашиным — бывшим инструктором Людиновского райкома партии. И только по крайней необходимости заглядывали в землянку Василия Ивановича.
Афанасий Суровцев — среднего роста, рыжеватый, в очках, в дубленой шубе и шапке-малахае — был человеком сдержанным и спокойным, но иногда и он распалялся до крайности, разговаривая с Золотухиным. В такие минуты он зло сбрасывал шубу, швырял оземь шапку и, шмыгая носом чаще обычного, — была такая привычка у комиссара, — выговаривал:
— Ты родом чей?.. Графский, княжеский или из рабочего класса вышел?..
— Сам знаешь, чего опрашиваешь, — гудел Золотухин и прятал глаза.
— Так откуда в тебе спесь барская? Почему людей не уважаешь? Словам их не веришь? Кроме окрика, другого подхода не имеешь.
— Пойми, Афанасий, время военное, кругом враги. Может, среди нас фашистские лазутчики, вражья агентура...
— Может, какой сукин сын и объявится, — соглашался комиссар. — Так мы же людей изучаем, приглядываемся. Но нельзя недоверие в принцип возводить. Мало в тебе, Василий, любви к людям, вот что я тебе скажу. Народ добровольно пришел с врагом за Родину биться, от дома оторвался, близких оставил, а ты одним махом — агентура, лазутчики.
— Всякое бывает, комиссар, — устало и нехотя возражал Золотухин. Опустив большую голову, он тяжело и трудно думал. Командир понимал, что комиссар во многом прав. Разве раньше в его работе оперуполномоченного НКВД не бывало так, что подозрительность подменяла подлинную бдительность, а честный, преданный человек оценивался как предатель, враг. Бывало, чего греха таить.
— Ладно, Афанасий. Я же не со зла. Учту, продумаю. Дгвай потолкуем о делах отрядных.
Так или примерно так заканчивались подобные стычки между командиром партизанского отряда Золотухиным и комиссаром Суровцевым. Qui quaerit, reperit