• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Геннадий, Назаров  
Авиации СГВ форум » ВОЕННОПЛЕННЫЕ - ШТАЛАГИ, ОФЛАГИ, КОНЦЛАГЕРЯ » Лагеря и лазареты на территории России » Лагеря военнопленных в Воронежской области
Лагеря военнопленных в Воронежской области
NestorДата: Вторник, 30 Августа 2022, 07.12.12 | Сообщение # 1
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
В лагери военнопленных фашисты бросали не только захваченных ими бойцов и командиров Красной Армии, но и мирных жителей. В этих лагерях были и старики, и женщины, и даже дети. Так, в Латненском лагере половина заключённых состояла из жителей Воронежа. Много женщин и детей было брошено фашистами в Россошанский лагерь.
Гитлеровцы почти в каждом захваченном ими районе Воронежской области создали по нескольку таких лагерей. Часть заключённых в лагери они использовали по строительству дорог, оборонных укреплений и т. д., а часть угоняли на различные тяжёлые, изнурительные работы в Германию.
В зависимости от потребности в «дешёвой рабочей силе» количество таких «военнопленных», заключённых в лагерях, колебалось от нескольких сот человек до нескольких тысяч. Так, в селе Семилуки фашисты держали в лагере около 200 человек, при станции Латная — около 400 человек, в лагере Первомайского совхоза, Радченского района, находилось до полутора тысяч человек. В острогожских лагерях на кирпичном заводе и на хуторе «Новая мельница» содержалось по 3 тысячи и более военнопленных. В городе Россоши, в лагере на усадьбе колхоза «Путь Ленина», содержалось до 10—11 тысяч человек, среди которых было значительное количество мирных советских жителей.
Кроме обычных лагерей «для военнопленных», Фашистские оккупанты организовали ряд специальных, так называемых партизанских лагерей, куда бросали партийных работников, советских активистов и партизан. В эти лагери заключались те, кого фашисты считали особо «политически неблагонадёжными».
Если заключённые в лагери для военнопленных использовались на работах и выводились за пределы лагеря, то находившиеся в партизанских лагерях были совершенно отрезаны от внешнего мира. Их выводили из лагеря только для допроса или пытки в гестапо. Попасть в партизанский лагерь — это значило быть обречённым на виселицу или медленную смерть от голода, холода и побоев.
Под лагери фашисты использовали обычно скотные дворы или овраги. Лагери обносили проволочным заграждением в девять-десять рядов колючей проволоки. На территории лагеря иногда сооружались примитивные постройки вроде сараев для ночёвки заключённых, кухни или погреба. Больные и раненые размещались вместе со здоровыми.
За оградой фашисты зарывали трупы замученных людей.
Режим в лагерях повсюду был зверским. Фашистские оккупанты добросовестно выполняли приказания своего командования, которое в секретном указании от 25 июля 1941 года говорило: «Всякое снисхождение, человечность по отношению к военнопленным строго преследуются. Германский солдат всегда должен давать пленному ЧУВСТВОвать своё превосходство». Это указание своего начальства фашистские бандиты проводили в лагерях на оккупированной части Воронежской области со всей жестокостью и беспощадностью. С раннего утра и до позднего вечера, в жару и мороз, в дождь и слякоть военнопленных заставляли работать на фашистских хозяев.
Военнопленные в фашистских лагерях постоянно голодали. От голода, непосильной работы, холода и от отсутствия медицинской помощи они гибли ежедневно десятками.
Вот что рассказывает военврач 3-го ранга Василий Петрович Мамченко о немецком лагере № 191 на кирпичном заводе Острогожска, в котором он сам пробыл несколько месяцев, «Немцы отвели для размещения русских военнопленных кирпичный завод, хотя там не было помещений, пригодных для жилья. Пленных попросту загнали в сарай для сушки кирпича, где не было ни окон, ни потолка. Пленным не давали даже соломы для подстилки — они спали на голой земле. Точно в таких же условиях находились больные и раненые. Никаких медикаментов и перевязочных материалов лазарет не имел, несмотря на массовые заболевания. В лазарете всегда находилось не менее 200 человек... Раны бойцов гноились, в них заводились черви, развивалась газовая гангрена, были частые случаи столбняка. Лагерный режим был очень жестокий. Пленные работали по 10—12 часов на земляных работах. Кормили утром и вече¬ром баландой — тёплой водой с просом или ржаной мукой. И то давали только по нескольку ложек. Изредка, в виде подачки, варили мясо павших лошадей, туши которых издавали зловоние. Но врач лагеря, немец Штейнбах, за¬явил, что «для русских собак это мясо вполне хорошего качества».
Если военнопленные раненые и больные отказывались работать, их избивали до полусмерти. Когда голодные люди по пути на работу нагибались, чтобы поднять с дороги оброненные с воза свёклу или картофелину, мадьяры-конвоиры пристреливали их на месте. Они также пристреливали тех пленных, которые отставали в пути на работу. Часто мадьяры убивали пленных без всяких причин... Смертность в лагере составляла ежедневно от 30 до 50 человек. Умирали от истощения, от дизентерии, сыпного тифа и от запущенных ран. Общее количество умерших с конца августа 1942 года до середины января 1943 года — около 3 тысяч человек.
В конце октября 1942 года, когда вода в речке была подёрнута тонкой плёнкой льда, лагерный офицер капитан Клюс приказал вывести всех пленных, в том числе « раненых, на берег реки и заставил мыться в ледяной воде; те, кто отказался мыться, были избиты полицейскими, В результате этого «купания» Многие из пленных заболели воспаление легких.
Некоторые военнопленные, не выдержав всех ужасов режима в фашистских лагерях, кончал» жизнь самоубийством. Когда два военнопленных убежали из этого лагеря и были пойманы, то гитлеровцы заставили их вырыть себе могилу, а затем расстреляли».
В селе Солдатском, Шаталовского района, мадьяры заставили трёх военнопленных, раненных в ноги, босиком плясать на костре, а затем расстреляли их.
Большой лагерь был на хуторе Новая Мельница, Острогожского района. До 3 тысяч военнопленных, заключенных в этом лагере, использовались на строительстве железнодорожной Ветки между Острогожском и Евдаково.
Военврач З-го ранга Иван Алексеевич Нечкин шестъ месяцев томился в этом лагере. Вот что от рассказывает о нём:
«На работе нельзя было разогнуть спины и закурить - тотчас же обрушивалась палка охранника. Палка и розга были единственным» средствами обращения и общения лагерной охраны с военнопленными.
17 сентября, в то время когда военнопленные были на работе, гитлеровцы заложили в печку барака, В котором размещалось 600 человек, взрывчатое вещество. Вечером, когда барак наполнился людьми, возвратившимися с работы, печка была затоплена. Последовал оглушительный взрыв, и пламя тотчас же охватило камышёвое перекрытие « стены барака. Пленные кинулись к дверям, но там им преградили путь венгерские охранники, которые стали стрелять в толпу. Трупы завалили вход. Началась паника, давка, раздались дикие крики о помощи. Вскоре едкий дым задушил людей в бараке и они сгорели.
Всего погибло 397 человек. 80 человек получил» тяжёлые ожоги. Из них 50 человек умерли в лазарете. Таким образом, общая цифра погибших равняется 447 человекам. Об этом злодеянии гитлеровцев, как они ни старались его скрыть, знают и в городе и во всех окрестных сёлах.
Много военнопленных уничтожили немцы при своём отступлении. Но остались живые свидетели их преступлений, и мы рассказываем о них, чтобы весь мир знал ещё одну правду о их злодеяниях».
Фашистская охрана лагерей раздевала военнопленных чуть ли не догола, оставляя им только негодную обувь и одежду. Истощённых, измученных, одетых в лохмотья военнопленных фашисты прогоняли через захваченные ими советские сёла, чтобы показать населению, что Красная Армия разута, раздета и голодает, что она не является боеспособной силой.
К осени заболевания и смертность среди заключённых резко возросли. Оккупанты под предлогом сбора для них обуви и одежды в ряде мест устраивали принудительную развёрстку среди населения. В Первомайском совхозе, Радченского района, все рабочие и служащие, в семьях которых имелись призванные в ряды Красной Армии, были занесены полицией в особые списки. Всем им предлагалось сдать в комендатуру тёплые вещи «для военнопленных». Отобранные таким образом одежда и обувь были вывезены из совхоза, и заключённым из них ничего не передали. Зато из лучших вещей, отобранных у местных жителей, портные несколько недель шили костюмы и пальто для фашистских жандармов.
Голод, холод, изнурительные работы, ежедневные побои плетью, палкой и прикладом — таков режим, который установили фашистские варвары в лагерях для военнопленных. Ассистент Воронежского государственного университета Н. И. Сверчков, находившийся некоторое время в Латненском лагере, говорит: «Нас били без всяких причин и оснований. Били лишь потому, что это нравилось палачам. В своих истязаниях они не знали никаких пределов. Совершенно больных, неспособных стоять на ногах, они принуждали работать, и если они падали, то их избивали. При побоях людей нередко раздевали догола и пороли до тех пор, пока они не теряли сознание.
Особое удовольствие доставляло фашистским охранникам бросать за проволоку куски тухлой конины или заплесневелого хлеба и наблюдать, как голодные военнопленные бросались за ними.
Когда колхозники пытались передать военнопленным продукты или одежду, то фашистские охранники прогоняли и избивали их. Охранники Кантемировского лагеря травили собаками тех колхозниц, которые близко подходили к лагерям.
У многих лагерей были вывешены такие объявления на немецком и русском языках:

«СТОЙ!
ЗАПРЕТНАЯ 30HA!
ВНИМАНИЕ!
Всем частным лицам строго запрещается вращаться в запретной зоне.
Кто будет встречен, в того часовые без оклика станут стрелять!
Командующий германскими войсками».
Гражданка села Семидесятского, Хохольского района, колхозница А. А. Денисова с группой женщин пришла к лагерю и хотела передать военнопленным хлеб и другие продукты. Немецко-фашистские часовые избили колхозниц, а все продукты отобрали.
В том же селе одна женщина, проходя мимо лагеря, бросила через проволочные заграждения буханку хлеба. Когда изголодавшиеся пленные кинулись за хлебом, мадьярские часовые без предупреждения открыли стрельбу и убили четырёх военнопленных.
Во всех лагерях фашисты систематически уничтожали советских военнопленных.
В Коротоякском районе фашисты замучили и расстреляли свыше 300 военнопленных, в Репьёвском районе — около 400 человек. В колхозе «Путь Ленина», около города Россошь, 5 июня 1943 г. в пяти силосных ямах было найдено более 500 трупов, зверски изуродованных и замученных гитлеровцами советских людей.

Сейчас точно установлено, что начиная с 10 июля 1942 года в Россошанском лагере гитлеровцы ежедневно расстреливали советских людей. Вот что рассказывают свидетели этого преступления фашистских мерзавцев:
«Группу заключённых фашисты подводили к яме и приказывали немедленно раздеться. Спуститься в яму и лечь лицом к земле. Затем один из фашистов стрелял лежащему в затылок. Следующего силой заставляли ложиться рядом с ещё тёплым трупом расстрелянного и повторяли с ним то же самое. Когда ряд трупов доходил до противоположной стороны ямы, очередные жертвы заставляли ложиться на трупы ранее расстрелянных». За три недели эта траншея была заполнена и расстрелы были перенесены в другие места. Отступая из города Россоши, гитлеровцы погнали за собой и пленных из лагеря. По дороге тысячи из них были расстреляны в сосновом лесу.
Фашистские людоеды и изверги не останавливались ни перед какими гнусными и бесчеловечными издевательствами над военнопленными.
Агроном Троепольский, проживавший во время оккупации в селе Гнилом, Острогожского района, видел, как группа военнопленных, работая у ручья, изнемогала от жажды и не имела права напиться воды, так как фашистская охрана не разрешала этого делать. Часовой с винтовкой не давал пленным ни на секунду прервать работу. «Один пленный,— рассказывает Троепольский, — застонал и разогнулся. В тот же миг ему в спину последовал сильный удар и раздался дикий крик часового: «Работай, сволочь!» От сильного удара пленный упал. Потом он попытался подняться, но сил не было. Повернув лицо к немцу, он зашептал: «Пить!,.» Вместо воды он получил пять сильных ударов прикладом в спину. В это время мимо проходил немецкий батальон, состоявший из 17—18-летних парней, привезённых из Германии с тем, чтобы они прошли практику подготовки «полноценного арийского солдата». Подойдя к умирающему от голода, жажды и побоев, фашистский офицер, шедший во главе колонны, ударил его кованым каблуком в голову. Кровь обагрила волосы и лицо военнопленного, но он не пошевельнулся. Это, однако, не остановило молодых зверей. Следуя примеру своего офицера, они одни за другим подходили к убитому и с диким хохотом наносили ему удары. Вскоре голова несчастного превратилась в кусок окровавленного мяса, втоптанного в землю».
Жительница города Острогожска Мария Терентьевна Майданникова была свидетельницей следующей кровавой расправы фашистов: «5 января 1943 года гитлеровцы гнали по Острогожску около сотни русских военнопленных. У них был несчастный, измученный вид. Одеты они были в лохмотья. Несмотря на мороз, только немногие имели рва¬ные сапоги. У остальных ноги были обмотаны грязными тряпками. У некоторых не было даже шапок. С тротуара русские жители бросали платки, которыми пленные обвёртывали головы. Конвоиры отгоняли жителей и грозили им, запрещая подходить к пленным. Мадьяры вели пленных к магазину на улице Медведовского (рядом с аптекой) и часть из них загнали в подвал этого дома. Вскоре я заметила, что в подвале вспыхнул огонь. Через несколько минут оттуда донеслись отчаянные крики. Я осторожно подошла к подвалу и заглянула внутрь. Там ярко горел костёр. Два мадьяра держали над ним за плечи и за ноги пленного и медленно поджаривали его живот и ноги на огне. Они то поднимали его над огнём, то опускали ниже, видимо, наслаждаясь его мучениями. Так они терзали его минут 20, а когда он затих, мадьяры бросили его лицом вниз на костёр. Вдруг пленный опять задёргался. Тогда один мадьяр с размаху вонзил ему в спину штык».
16 января 1943 года в боях за село Гнилое, Острогожского района, был тяжело ранен и попал в плен к мадьярам красноармеец Родион Степанович Пиритохин. Мадьяры три дня не давали ему пищи, ни разу не перевязали раны. По нескольку раз в день они приходили в избушку, где лежал Пиритохин, и мочились па его раны. 20 января Пиритохин был подобран нашими бойцами в очень тяжёлом состоянии.
Жители хутора Лиман, Радчеадского района, были свидетелями дикой расправы немецкого офицера над советским бойцом. Немец, сидя на лошади, заставлял красноармейца бежать впереди, подгоняя его плетью. Затем пленного принудили купаться «в ледяной воде и бросали в воду возле него гранаты, заставляли в вытянутой руке держать снятое с жатки сидение, а когда он, обессилев, опускал руку, его избивали. Эти пытки продолжались в течение трёх дней, после чего избитого и истерзанного, красноармейца гитлеровские изверги заковали в кандалы и погнали в концлагерь.
Когда доблестные войска Красной Армии зимой 1942/43 года перешли в наступление и освобождали от фашистской нечисти один район за другим, гитлеровцы, отступая, пытались уводить в свой тыл военнопленных, находившихся в лагерях. Но удар Красной Армии был настолько силен и стремителен, что немцам не всегда это удавалось, и большинство советских людей было освобождено от фашистской каторги.

С. Аброськин «Зверства фашистов в Воронежской области» ОГИЗ* Госполитиздат * 1943

https://adrenaline36.ru/viewtopic.php?id=399&p=2#p22912


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Вторник, 30 Августа 2022, 07.19.42
 
Авиации СГВ форум » ВОЕННОПЛЕННЫЕ - ШТАЛАГИ, ОФЛАГИ, КОНЦЛАГЕРЯ » Лагеря и лазареты на территории России » Лагеря военнопленных в Воронежской области
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: