Модератор форума: Sokol, Рашид56  
Авиации СГВ форум » ДЕЛА МИРСКИЕ » ФИЛАТЕЛИЯ И ФИЛОКАРТИЯ » История на почтовых марках » Географические открытия в филателии (Экспедиции, первооткрыватели, картография.)
Географические открытия в филателии
SokolДата: Воскресенье, 23 Октября 2022, 12.26.42 | Сообщение # 361
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Героический арктический рейд ледокола «Георгий Седов»...

23 октября 1937 года начался героический 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».
Поздней осенью 1937 года ледокол «Георгий Седов» после океанографических работ в море Лаптевых вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин» возвращался по Северному морскому пути в Архангельск. Путь им преградили многолетние льды, и пароходы оказались зажатыми во льдах западнее Новосибирских островов. Три вмерзшие в лед судна, палатки на льду образовали целый ледовый город.








23 октября 1937 года начался знаменитый дрейф, во время которого были выполнены важнейшие работы по изучению Арктики. С наступлением весны часть людей была вывезена на самолетах.

Летом 1938 года ледокол «Ермак» пробился к дрейфующим пароходам и вывел изо льдов пароходы «Садко» и «Малыгин». На «Георгии Седове» во время зимних ледовых сжатий был поврежден руль, и он не мог следовать за «Ермаком» даже на буксире. Было принято решение превратить «Георгий Седов» в плавающую полярную станцию.



15 человек во главе с капитаном К.С. Бадигиным остались на ледоколе и в общей сложности 812 дней дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана. За это время был собран уникальный научный материал, проведены ценные океанографические, метеорологические, геофизические и биологические наблюдения. Экипаж провел ремонт рулевого устройства и подготовил судно к самостоятельному плаванию.







В условиях арктической зимы к «Георгию Седову», находившемуся в Гренландском море после дрейфа через пролив между Шпицбергеном и Гренландией, пробился ледокол «И.Сталин» и 13 января 1940 года вывел его изо льдов.

29 января 1940 года судно прибыло в Мурманск. За героизм и мужество все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза, а корабль награжден орденом Ленина. До 1967 года «Георгий Седов» был в строю. В 1967 году в строй вступил новый ледокол с тем же названием – «Георгий Седов».



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Пятница, 28 Октября 2022, 14.09.49 | Сообщение # 362
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
28 октября 1940 года погиб ледокольный пароход «Малыгин»

Место гибели парохода "Малыгин" не найдено до сих пор


В этот день 82 год назад – 28 октября 1940 года – произошло одно из самых трагических событий в истории освоения Арктики – погиб ледокольный пароход «Малыгин».

Под именем «Брюс» он был куплен у Великобритании в 1915 году и предназначался для плавания в водах Белого и Баренцева морей. Переименованный в «Соловья Будимировича» во время Гражданской войны он совершал рейсы из Мурманска в Архангельск и обратно. В одном из таких рейсов зимой 1920-го он, не дойдя до Мурманска застрял в тяжелых льдах и дрейфовал 5 месяцев, а мурманчане принимали деятельное участие в организации экспедиции по его спасению. В 1921 году «Соловья…» перекрестили в «Малыгина». В 1932-м судно, следовавшее к Шпицбергену село на камни, серьезно повредив корпус. Его сняли с камней и привели для ремонта в Мурманск.

В последние годы своей богатой событиями жизни «Малыгин» выполнял исследовательские задачи в разных районах Арктики.

Почтовая марка Ледокол «Малыгин»


Встреча ледокола Малыгин с дирижаблем ЛЦ-127 «Граф Цеппелин» в бухте Тихой для обмена почтой. Марки СССР, 1931 г.


В октябре 1940-го пароход после завершения гидрографической экспедиции в восточном секторе Арктики вошел в Берингово море. Участники экспедиции находились на его борту. В районе Усть-Камчатска он попал в сильный шторм. Волны сокрушили палубные надстройки, сорвали кормовой люк. Вода начала поступать в котельную, вывела из строя машину. «Малыгин» подал сигнал «SOS». На помощь ледоколу из Петропавловска срочно вышли пограничные сторожевые корабли «Воровский» и «Дзержинский». Однако, прибыв в предполагаемый район бедствия, они пароход не нашли.

На поиски пропавшего «Малыгина» вылетели и два пограничных самолета. Командование эскадрильи выделило лучшие машины - флагманский самолет «Звезда» и самолет «Номер три». В экипаж «Звезды» вошли летчик - командир эскадрильи майор Соловьев, штурман эскадрильи старший лейтенант Карягин, борттехник Хамков и радист Донцов. Экипаж самолета «Номер три» возглавил помощник командира эскадрильи старший лейтенант Шурыгин. У него в подчинении находились летчик-наблюдатель лейтенант Перевезенцев, борттехник Фомин и радист Алексеенко.

Целый месяц экипажи, вылетая с необорудованного аэродрома, в тяжелых климатических условиях вели вначале поиск судна, а когда стало ясно, что оно погибло, оставалась надежда, что кому-то из экипажа ледокола все-таки удалось спастись.

Но – все предпринятые усилия не дали результата. Погибло 98 человек. Спасшихся не было. Неизвестны даже подробности той давней трагедии. Из немногочисленных радиосообщений с борта «Малыгина» можно заключить, что свирепым штормом сорвало заглушку угольной ямы, и это было не сразу замечено. К тому времени, когда неисправность устранили, судно успело принять большое количество воды, появился опасный крен. В ночь с 27 на 28 октября 1940 года крен стал стремительно нарастать. Вода вынудила погасить котлы. Волнами были разбиты все спасательные средства, разрушены многие надстройки. Около двух часов ночи судно перевернулось и затонуло со всем экипажем и гидрографической экспедицией. Спасшихся не было. Велись интенсивные поиски. Летчики нашли шлюпку, принадлежавшую ледоколу. Поисковые партии обнаружили труп девушки, входившей в состав научной экспедиции.

Еще нашли портфель начальника экспедиции Якова Константиновича Смирницкого с деньгами и результатами научных исследований. Ученый в самый последний момент обернул документы в целлофан; портфель, в котором они находились, набил пробкой и выбросил за борт в надежде, что волны вынесут его на берег. Даже в последние минуты перед гибелью начальник экспедиции помнил о своем долге, о спасении хотя бы части вверенных ему ценностей!

Место гибели «Малыгина» не найдено до сих пор.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Пятница, 11 Ноября 2022, 10.36.57 | Сообщение # 363
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Зубов Николай Николаевич
• 23 (11) мая 1885 - 11 ноября 1960 •
(74 года)


День памяти Николая Николаевича Зубова или история о том, как большевики "третировали" колчаковского подполковника...

11 ноября 1960 года скончался Николай Николаевич Зубов (р. 1885), русский и советский морской офицер, инженер-контр-адмирал, океанолог, полярный исследователь, профессор.

Один из немногих царских офицеров, воевавших против Красной Армии на стороне адмирала Колчака, который впоследствии успешно служил Советской России.


В 1901 году — поступил в Морской кадетский корпус. В 1905 году — участвовал в Цусимском сражении в должности вахтенного офицера эскадренного миноносца «Блестящий». Был ранен в ногу тем же снарядом, который убил командира миноносца капитана 2-го ранга А. С. Шамова. С октября 1914 года — командир эскадренного миноносца «Послушный». С июля 1916 года — флагманский штурман в штабе командующего флотом Балтийского моря. С 29 сентября 1916 года — командир эскадренного миноносца «Мощный». После Октябрьской революции служил в Русской армии адмирала Колчака в чине подполковника. С 1924 года — в ссылке (4 года) в городе Чердынь на Северном Урале.

В его честь назван залив в Антарктиде, мыс на архипелаге Новая Земля и два исследовательских корабля: "Николай Зубов" и "Профессор Зубов".

На марке изображены портрет Н.Н. Зубова и ледокольный пароход "Садко".








В 1932 году — руководитель экспедиции на парусно-моторном боте «Н. Книпович», впервые в истории обогнувшей с Севера Землю Франца-Иосифа. С 1941 года —начальник штаба ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. В 1944—1948 годах — директор Океанографического института. В 1953 году основал кафедру океанологии Географического факультета Московского университета.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 19 Ноября 2022, 11.46.16 | Сообщение # 364
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Иван Крузенштерн
российский мореплаватель, адмирал

19 ноября 1770
252 года назад

24 августа 1846
176 лет назад


Иван Федорович Крузенштерн (Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился (8) 19 ноября 1770 года в дворянской семье немецкого судьи. Учился в Кронштадте, окончил морской кадетский корпус. После чего воевал со шведами в составе российского флота. А после войны в 1793 году уехал в Англию, чтобы продолжить изучать морское дело.

На стороне английского флота бился с французами у северных берегов Америки. А также исследовал Бермудские острова, Бенгальский залив. Крузенштерн хотел найти оптимальный торговый путь для России в Ост-Индию.

В 1802 году начались сборы первой русской кругосветной экспедиции, организатором которой был Крузенштерн. Экспедиция состояла из двух кораблей «Надежда» и «Нева» и отплыла из Кронштадта в 1803 году. Кругосветка продлилась три года и прошла через Атлантический, Тихий океаны, Камчатку, Сахалин. Интересно, что в плаваниях путешественника сопровождал четвероногий друг – спаниель.









Во время экспедиции Крузенштерном впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана. Также он произвел опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии. По итогам путешествия мореплаватель составил «Атлас Южного моря» с подробными картами и рисунками, а все результаты океанологических и этнографических исследований изложил в 3-томном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева"».

В последующие годы Крузенштерн преподавал в морском кадетском корпусе, сначала инспектором (с 1811), а затем стал и директором (1827-1842). На своем посту он провел ряд улучшений в заведении: обогатил библиотеку, учредил офицерский класс, расширил список предметов.



Также Иван Федорович был членом-учредителем Русского географического общества, членом Лондонского королевского общества, почетным членом Петербургской Академии наук и многих других научных обществ.

Иван Федорович Крузенштерн умер (12) 24 августа 1846 года в Таллине.

Его именем назван ряд географических объектов (проливов, островов, мысов, гор) в Тихом океане, а в Санкт-Петербурге установлен памятник адмиралу.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 26 Ноября 2022, 16.07.18 | Сообщение # 365
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Папанин Иван Дмитриевич
• 26 (14) ноября 1894 - 30 января 1986 •
(91 год)

26 (14) ноября 1894 года родился Иван Дмитриевич Папанин - советский исследователь Арктики. Дважды Герой Советского Союза. Член Коммунистической партии с 1919 года. Возглавлял полярные станции на Земле Франца-Иосифа и мысе Челюскин, первую дрейфующую станцию «Северный полюс» в 1937 - 1938 гг. Автор книг «Жизнь на льдине», «Лед и пламень».

***


Папанин родился в Севастополе, в семье матроса Военно-Морского флота. В 1914 году был призван на военную службу (попал на флот).
В 1918—1920 годах участвовал в Гражданской войне на Украине и в Крыму (организация диверсий и повстанческих отрядов). С 1920 года — комиссар оперативного управления при командующем морскими силами Юго-Западного фронта. С июля 1921 по март 1922 года работал секретарём Реввоенсовета Черноморского флота.

В 1922 году переведён в Москву комиссаром хозяйственного управления Народного комиссариата морских дел. В 1932—1933 годах был начальником полярной станции Бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа), а в 1934—1935 годах — станции на Мысе Челюскин. В 1937—1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс».

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. И. Д. Папанин вместе с радистом станции Кренкелем получили степени докторов географических наук.

В 1939—1946 годах работал начальником Главсевморпути, с 15 октября 1941 года — также уполномоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море.



















С 1949 до 1951 год был заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям, с 1951 года и до конца жизни возглавлял Отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР. С 1956 года — одновременно директор Института биологии внутренних вод АН СССР в посёлке Борок. Председатель Московского филиала Географического общества СССР.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 29 Ноября 2022, 11.55.43 | Сообщение # 366
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
29 ноября 1870 г. 152 года назад
Началось первое путешествие Николая Пржевальского по Центральной Азии


Путешествия Николая Пржевальского начались с командировки в Восточную Сибирь в 1867 году. За два года он провёл топографическую съёмку местности реки Уссури, сделал метеорологические наблюдения, составил полное описание Уссурийского края, внес существенные поправки в географическую карту и приобрел ценный экспедиционный опыт.

29 ноября 1870 года Пржевальский отправился в первое путешествие по Центральной Азии, в её малоизвестные области. Он совершил путешествия в Монголию и Северный Тибет, о чём мечтал.








Первым из европейцев Пржевальский достиг озера Лобнор, открыл неизвестный ранее хребет Алтындаг и определил точную границу Тибетского нагорья, установив, что его начало на 300 км севернее, чем считалось ранее. Но проникнуть вглубь этой загадочной для европейцев страны ему не удалось.

Зато русский землепроходец достиг заветного нагорья. Это было самое плодотворное его путешествие, увенчавшееся многими открытиями – был детально изучен водораздел между Хуанхэ и крупнейшей в Китае рекой Янцзы.

На карту Пржевальский нанес неизвестные ранее хребет Колумба, хребет Московский, хребет Русский, одну из вершин последнего он назвал Кремль. Впоследствии в этой горной системе появился хребет, увековечивший имя самого Пржевальского.

В ходе всех экспедиций Пржевальский сделал открытия, которые могли бы принести славу любому зоологу или ботанику. Он описал дикую лошадь (лошадь Пржевальского), дикого верблюда и тибетского медведя, несколько новых видов птиц, рыб и пресмыкающихся, сотни видов растений...

В 1888 году исследователь вновь отправляется в Тибет, чтобы достигнуть своей цели – проникнуть в Лхасу. Но завершить экспедицию ему не удалось. 1 ноября Николай Михайлович Пржевальский скончался от брюшного тифа на берегу озера Иссык-Куль.

Перед смертью он завещал похоронить его здесь же, на берегу озера, в походной форме. Друзья выполнили последнюю волю выдающегося ученого и путешественника. К могиле Пржевальского ведут десять вырубленных в скале ступеней, по числу совершенных им путешествий.

На могиле Пржевальского в Караколе воздвигнут памятник, а другой поставлен Географическим обществом в Александровском саду в Санкт-Петербурге.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 01 Декабря 2022, 17.24.43 | Сообщение # 367
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
1 декабря 1959 г. 63 года назад
Заключен международный Договор об Антарктике


Договор об Антарктике – договор, предусматривающий демилитаризацию района Антарктиды, использование его в исключительно мирных целях и превращение в зону, свободную от ядерного оружия, – был заключен 1 декабря 1959 года в Вашингтоне.

Конференция по Антарктике открылась 15 октября 1959 года, участие в ней приняли делегации нескольких государств. В результате обсуждения, порой проходившего в жестких спорах, все же удалось создать устраивающий все стороны, и в то же время довольно компактный, документ, получивший название Договор об Антарктике, который на многие десятилетия определил судьбу этого региона нашей планеты.

Договор вступил в силу 23 июня 1961 года после его ратификации 12 государствами – первоначальными участниками, чьи ученые проводили активные исследования на территории Антарктики и вокруг нее в течение Международного геофизического года (МГГ) 1957-58 годов.

Эмблема Договора об Антарктике





За несколько десятилетий действия Договора к нему присоединились многие другие государства. Сейчас членами Договора являются 54 страны, часть из которых являются консультативными сторонами. Среди стран – участниц Договора – Россия, США, Австралия, Куба, Новая Зеландия, страны Европы, Азии, Южной Америки, Африки и другие государства.

Главная цель Договора, который устанавливает особый международно-правовой режим в Антарктике, – обеспечить использование данного региона и его природных ресурсов в интересах всего человечества.

Договор состоит из Преамбулы и 14 статей. К числу важных положений можно отнести следующее: Антарктика используется только в мирных целях; в соответствии с Договором в Антарктике провозглашена свобода научных исследований и поощряется международное сотрудничество в данных областях.

Договором запрещено создание в районе южнее 60-й параллели южной широты военных сооружений, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия, ядерных взрывов, размещение и захоронение радиоактивных отходов, также запрещено в этом районе проведение любых мероприятий военного характера, что, прежде всего, направлено на создание условий для защиты уязвимой экосистемы Антарктики.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 14 Декабря 2022, 15.31.10 | Сообщение # 368
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Первый межконтинентальный перелет "Москва - Южный полюс"...

15 декабря 1961 года впервые в истории воздушного сообщения был совершен межконтинентальный перелет советских самолетов Ан-12 и Ил-18 из Москвы в Антарктиду и обратно.

***


После двух антарктических экспедиций (1955–1957 и 1958–1960 годов) стало ясно, что путь к Южному полюсу через моря и океаны обходится дорого и занимает полтора-два месяца. Воздушные перелеты сэкономят время и позволят полнее использовать короткий летний сезон для трансконтинентальных переходов и доставки личного состава. Был выбран маршрут протяженностью 25 793 километра Москва — Ташкент — Дели — Рангун — Джакарта — Дарвин — Сидней — Крайстчерч -МакМердо (Антарктида). Последним пунктом посадки стал аэродром советской антарктической станции Мирный.

Самым драматическим для экипажей стал последний отрезок пути Крайстчерч — МакМердо (американской базы в Антарктиде). Маршрут протяженностью 6 тысяч километров при запасе горючего на 10 тысяч. Казалось, топлива в баках должно хватить с запасом. «Точка возврата» планировалась на отметке 4 тысячи. Пролетая эту точку, пилоты попытались связаться с американцами, но связь как ножом обрезало. Все же решили рискнуть и лететь дальше, была еще возможность попытаться совершить посадку на плато в 300 км от Мирного.



Через пару с половиной часов в эфире появились американцы: «Простите, у нас технические неполадки со связью». «Ну, неполадки так неполадки, проворчал Слон (так называли за габариты и молчаливость командира), — вспоминал Андрей Капица. — А на подходе заложил лихой вираж и с ходу, не осматривая посадочную полосу, приземлился в самом начале ледяной полосы, далеко от того места, где его ждали американцы. Потом подрулил, и хозяева встретили его ревом восторга. Такой посадки здесь никто никогда не видел.

Вечером они устроили в нашу честь прием. Зайдя к радистам, я спросил, какие были технические трудности». — «Да не было никаких неполадок. Просто начальство приказало помолчать, проверяло ваши навигационные приборы и нервы. Все оказалось в порядке. Плюнь ты на это, ты же русский, давай выпьем». Что мы и сделали…»


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 25 Декабря 2022, 00.22.34 | Сообщение # 369
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Кренкель Эрнст Теодорович
• 24 (11) декабря 1903 - 8 декабря 1971 •
(67 лет)
24 (11) декабря 1903 года родился - советский полярник, радист первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс-1" (1937 - 1938), доктор географических наук, Герой Советского Союза. Участник ряда арктических экспедиций, в том числе на "Челюскине" (1933 - 1934).











Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 25 Декабря 2022, 19.16.31 | Сообщение # 370
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
25 декабря 1492 год - Наскочив на рифы, затонула одна из трех каравелл Христофора Колумба «Санта-Мария»

Вторник, 25 декабря. Рождество. Вчера адмирал плыл при малом ветре от моря Св. Фомы к Святому мысу, от которого в исходе первой четверти ночи корабли находились на расстоянии одной лиги.

Именно в это время, т. е. в одиннадцать часов, адмирал решил лечь спать, так как накануне он провел два дня и ночь без сна.












Так как ветра не было, рулевой отправился спать, поручив руль корабельному мальчику. Адмирал постоянно запрещал это делать, вне зависимости от того, была ли погода ветреная или безветренная. Итак, никому не разрешалось передавать управление кораблем корабельным мальчикам.

Адмирал не опасался банок и мелей, потому что в воскресенье моряки, посланные на лодках к уже упомянутому королю, прошли к востоку от Святого мыса добрых три лиги и обозрели они с упомянутого мыса весь берег и все мели, что находятся на целых три лиги к востоку от Святого мыса, и видели, в каких местах можно пройти кораблям.

Пожелал наш господь, чтобы в полночь, когда море было спокойно, как вода в чаше, моряки, убедившись, что адмирал спит, сами отправились на покой, оставив руль на попечение мальчишки. Корабль же, увлекаемый течением, шел к камням, которые, кстати сказать, несмотря на ночное время, были видны и слышны на расстоянии целой лиги.

Мальчик, который почувствовал, что с рулем что-то происходит и услыхал шум прибоя, поднял крик, на который вышел адмирал. Адмирал явился так скоро, что никто еще не успел понять, что корабль сел на мель.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 05 Января 2023, 12.10.34 | Сообщение # 371
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Покорение Антарктиды...

5 января 1956 года к берегам Антарктиды доставлена первая советская Комплексная Антарктическая экспедиция, проект которой был утвержден Советом министров СССР. 13 июля 1955 года.

Начальником экспедиции назначили М.М.Сомова. Задачами экспедиции были изучение атмосферных процессов в Антарктиде, а также создание научной станции на побережье материка и организация базы в его центральной области.











30 ноября 1955 года флагман первой экспедиции дизель-электроход «Обь» покинул Калининград. Позже к нему присоединились дизель-электроход «Лена» и рефрижератор № 7. Первая высадка на берег Антарктиды произошла 5 января 1956 года, а уже 13 февраля 1956 года была основана станция Мирный.

25 февраля самолет с Мирного побывал в районе Южного геомагнитного полюса, где планировалось создать станцию «Восток». В начале марта состоялся разведывательный полет в зону, где намечалось построить станцию «Советская». В начале апреля из Мирного в глубь континента вышел первый санно-тракторный поезд.
Он прошел за месяц больше 370 км и участники похода основали внутриконтинентальную станцию «Пионерская». Это была первая в мире внутриматериковая антарктическая станция. В октябре к востоку от Мирного на побережье была создана база «Оазис».



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 02 Февраля 2023, 17.34.44 | Сообщение # 372
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
2 февраля 1946 г.
Издан указ, согласно которому Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав СССР


В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 2 февраля 1946 года на этих территориях, после исключения их из состава Японии Меморандумом № 677 Верховного Командующего Союзных Сил от 29 января 1946 года, была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

8 сентября 1951 года Япония подписала Сан-Францисский мирный договор, по которому отказалась «от всех прав, правовых оснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.»







При обсуждении Сан-Францисского договора в сенате США была принята резолюция, содержавшая следующую оговорку: «Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за СССР каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правовым основаниям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу СССР в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении». Ввиду серьёзных претензий к проекту договора представители СССР, Польши и Чехословакии отказались его подписать.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 13 Февраля 2023, 15.21.07 | Сообщение # 373
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Гибель «Челюскина»

13 февраля 1934 года во льдах Северного ледовитого океана был раздавлен советский пароход «Челюскин». В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека.


13 февраля 1934 года мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Стало ясно, что «Челюскин» вскоре уйдёт на дно.

Эвакуация была спешной, но не панической. На лёд удалось перенести всё необходимое для создания лагеря. Без трагедии, однако, обойтись не удалось. Один из членов экспедиции опоздал с эвакуацией, был придавлен сместившимся грузом и погиб.

Около 16 часов 13 февраля «Челюскин» затонул. На арктическом льду осталось 104 человека, включая двоих детей, одним из которых была новорождённая дочь геодезиста Васильева Карина. Сообщение о катастрофе передал на Большую землю радист экспедиции Эрнст Кренкель.









Одним из первых поиск лагеря челюскинцев начал лётчик Анатолий Ляпидевский, совершивший 28 безуспешных попыток разыскать его. Лишь 5 марта экипаж Ляпидевского заметил на льду гидросамолёт экспедиции и людей рядом с ним.

Площадка, расчищенная под аэродром, была крайне мала, тем не менее Ляпидевскому удалось посадить свой АНТ-4. Забрав всех женщин и детей (12 человек), Ляпидевский благополучно доставил их на Большую землю. Последним 13 апреля лагерь покинул капитан «Челюскина» Владимир Воронин. Пилоты успели вовремя — уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь челюскинцев.

История «Челюскина» и спасения его экипажа потрясла весь мир. Само спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов в истории. Успех лётчиков был отмечен по достоинству — все лётчики, спасшие людей, а также Леваневский, стали первыми, кто был удостоен вновь учреждённого звания «Герой Советского Союза».





Эта операция имела мощный политический резонанс во всем мире. Не случайно спустя три дня после её успешного завершения, 16 апреля 1934 г., ВЦИК СССР своим указом установил высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Первыми Героями стали семь летчиков, вывезших зимовщиков со льдины — Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов, Доронин, остальных пилотов и бортмехаников наградили орденами. Впоследствии за мужество и героизм звание Героя Советского Союза в СССР получили более 12 тысяч человек.

***

Начиная с 30-х гг. прошлого столетия, в Советском Союзе развернулись большие работы по освоению Северного морского пути как транспортной магистрали. Советское правительство осуществляло традиционную русскую идею освоения восточных и северных районов страны. Начало положил еще в XVI в. Ермак Тимофеевич. Научно ее сформулировал Михаил Ломоносов.

Но только в советское время эта идея смогла осуществиться. В 1928 г. постановлением Совета народных комиссаров была учреждена Арктическая правительственная комиссия. Ее возглавил бывший главком Вооруженных сил страны С.С. Каменев. В комиссию вошли ученые и летчики. Комиссия руководила созданием на побережье Северного Ледовитого океана морских и авиационных баз, метеостанций и регламентировала плавание судов.

Первым практическим результатом работы комиссии было спасение экспедиции Нобиле, потерпевшей аварию на дирижабле «Италия». Ее же усилиями были спасены зазимовавшие во льдах океана советский пароход «Ставрополь» и американская шхуна «Нанук».

__________
СПРАВКА: Семён Иванович Челюскин (ок. 1700-1764) - русский полярный исследователь, участник 2-й Камчатской экспедиции. Одной из его многочисленных заслуг - достигнув северной точки Евразии, которая сегодня носит название мыс. Челюскин, описал большую территорию берега полуострова Таймыр.




Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 19 Февраля 2023, 11.27.15 | Сообщение # 374
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
"Северный полюс-1" сделал Арктику советской!..

19 февраля 1938 года завершила работу первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1». За 274 дня дрейфа оборудованная на льдине в районе Северного полюса станция проплыла на юг более 2000 км. Четверку зимовщиков - И.Д. Папанина, Э.Т. Кренкеля, Е.К. Федорова и П.П. Ширшова - сняли со льдины советские пароходы.

***


6 июня 1937 года в Арктике начался дрейф первой в мире полярной научно-исследовательской станции «Северный полюс – 1». Четверо полярников – начальник экспедиции Иван Дмитриевич Папанин, гидробиолог и океанолог Петр Петрович Ширшов, астроном и магнитолог Евгений Константинович Федоров, а также радист Эрнст Теодорович Кренкель провели в экспедиции 274 дня – с конца мая 1937-го до 19 февраля 1938 года. За это время льдина с исследователями прошла более 2000 км от полюса до берегов Гренландии.

Основной задачей экспедиции, организация которой заняла ровно год – с весны 1936 до весны 1937 года, было исследование метеорологических условий, морских течений и льдов в самом центре Арктики.

Помимо четверки полярников, имена которых в процессе и после экспедиции узнал весь мир, экспедицию обеспечивали сотрудники управления Северного морского пути (его начальник, герой-челюскинец Отто Юльевич Шмидт, был инициатором «СП-1») и летчики полярной авиации, в том числе Герои Советского Союза Михаил Водопьянов и Василий Молоков.

Внимание к дрейфу «СП-1» было всеобщим и мировым – поэтому неудивительно, что экспедиция тщательно контролировалась первыми лицами СССР.





1938 год. Серия марок, посвященных дрейфующей станции «СП-1»








Основное бремя подготовки, тем не менее, лежало именно на четверых полярниках. Папанин лично руководил конструированием утепленной гагачьим пухом полярной палатки на заводе «Каучук», а Кренкель наблюдал за сборкой радиостанций – основной и резервной. Ширшов осваивал медицину – именно ему в экспедиции досталась дополнительная роль врача.

21 мая 1937 года экспедиция прибыла на льдину. Обустройство четверки полярников на громадной льдине площадью около 4 кв. км заняло около 16 дней. 6 июня самолеты покинули экспедицию, «Северный полюс – 1» перешел в режим автономного дрейфа.

Практически сразу после начала дрейфа «СП-1» выполнила ответственную задачу – обеспечила метеоданными рекордные трансарктические полеты Валерия Чкалова и Михаила Громова из СССР в Северную Америку.

Слава папанинской четверки была оглушительной и мгновенной – после экспедиции всем четверым были присвоены звания Героев Советского Союза, в марте 1938 года Папанину, Кренкелю, Федорову и Ширшову были присвоены звания докторов географических наук.

Герои-Папанинцы (ЦФА [АО «Марка»] № 604),
1938 год.
Руководитель Иван Дмитриевич Папанин
Участники геофизик: Евгений Константинович Фёдоров
радист: Эрнст Теодорович Кренкель
гидролог: Пётр Петрович Ширшов




Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 02 Апреля 2023, 09.36.33 | Сообщение # 375
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
2 апреля 1950 г. Организована научно-исследовательская станция "Северный полюс-2" под руководством М.М. СОМОВА.

«Северный полюс-2» (СП-2) — вторая советская научно-исследовательская дрейфующая станция. Работала со 2 апреля 1950 года до 11 апреля 1951 года. Начальник станции — Сомов М. М.








Станция открыта 12 лет спустя после закрытия в 1938 году первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1».

Станция была открыта на льдине размером 3000×2400 м, которая при открытии находилась на 76°02' с.ш. и 166°30' в.д. Как и во время работы первой станции, участники экспедиции жили в палатках.
За время деятельности станции на льдине побывало 58 человек, 71 раз садились самолёты, завезено 96 тонн грузов. Средняя скорость дрейфа составила 6,9 километра в сутки, суммарное расстояние, пройденное за время работы станции — 2600 км.

После разлома льдины, на которой первоначально находилась станция, лагерь был перемещён на другую льдину.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 13 Апреля 2023, 14.24.16 | Сообщение # 376
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
- Пароход «Челюскин» - история, которая потрясла весь мир...

13 апреля 1934 г. успешно завершилась беспримерная по масштабам арктическая экспедиция по спасению 104 человек команды и научной экспедиции раздавленного льдами парохода «Челюскин» на Чукотке.










СПРАВКА: Семён Иванович Челюскин (ок. 1700-1764) - русский полярный исследователь, участник 2-й Камчатской экспедиции. Одной из его многочисленных заслуг - достигнув северной точки Евразии, которая сегодня носит название мыс. Челюскин, описал большую территорию берега полуострова Таймыр.









Эвакуация была спешной, но не панической. На лёд удалось перенести всё необходимое для создания лагеря. Без трагедии, однако, обойтись не удалось. Один из членов экспедиции опоздал с эвакуацией, был придавлен сместившимся грузом и погиб.

Около 16 часов 13 февраля «Челюскин» затонул. На арктическом льду осталось 104 человека, включая двоих детей, одним из которых была новорождённая дочь геодезиста Васильева Карина. Сообщение о катастрофе передал на Большую землю радист экспедиции Эрнст Кренкель.

Одним из первых поиск лагеря челюскинцев начал лётчик Анатолий Ляпидевский, совершивший 28 безуспешных попыток разыскать его. Лишь 5 марта экипаж Ляпидевского заметил на льду гидросамолёт экспедиции и людей рядом с ним.

Площадка, расчищенная под аэродром, была крайне мала, тем не менее Ляпидевскому удалось посадить свой АНТ-4. Забрав всех женщин и детей (12 человек), Ляпидевский благополучно доставил их на Большую землю. Последним 13 апреля лагерь покинул капитан «Челюскина» Владимир Воронин. Пилоты успели вовремя — уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь челюскинцев.









История «Челюскина» и спасения его экипажа потрясла весь мир. Само спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов в истории. Успех лётчиков был отмечен по достоинству — все лётчики, спасшие людей, а также Леваневский, стали первыми, кто был удостоен вновь учреждённого звания «Герой Советского Союза».


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Пятница, 14 Апреля 2023, 18.39.33 | Сообщение # 377
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Открыта Долина гейзеров...

14 апреля 1941 года сотрудники Кроноцкого заповедника на Камчатке обнаружили первый гейзер, позднее названный «Первенец». Была открыта знаменитая Долина гейзеров.








— одно из наиболее крупных гейзерных полей в мире. Долина гейзеров расположена на Камчатке в Кроноцком государственном биосферном заповеднике.

Она представляет собой глубокий каньон реки Гейзерной, в бортах которого на площади около 6 км² находятся многочисленные выходы гейзеров, горячих источников, грязевых котлов, термальных площадок, водопадов и озёр.
На этой ограниченной по размерам территории наблюдается аномально высокое биоразнообразие и высокая контрастность природных условий и микроклимата


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 15 Апреля 2023, 16.46.44 | Сообщение # 378
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Магас Города России
Город солнца

29-летие

Год основания: 1994 г. День города отмечается 15 апреля.


Магас – город в России, столица Республики Ингушетии. Располагается на полого-наклонной террасе над рекой Сунжей на высоте от 520 до 650 метров над уровнем моря.

По одной из легенд, касающихся рождения города, Магасом называлась столица древнего Аланского государства. Считается, что в переводе это слово обозначает «город солнца». Однако точное расположение аланской столицы до сих пор не установлено.













Современный город Магас был основан совсем недавно – в 1994 году – и предназначался для осуществления административных задач. В конце декабря 2000 года он стал столицей Ингушетии, заменив в этом качестве Назрань.

Памятников архитектуры и культуры в Магасе в силу молодости города немного. Можно отметить президентский дворец, здания парламента и правительства, а также закладной камень, с которого начался город.

Однако в окрестностях Магаса расположен ряд интересных археологических памятников. 15 столетий назад в речных долинах по линии лесистых предгорий находилась сеть городищ с мощными оборонительными сооружениями – глубокими рвами и земляными валами. На сегодняшний день открыто 20 раннесредневековых поселений, которые вместе образуют жилой район площадью более сотни квадратных километров.

Главный праздник Магаса – День города, который отмечается в апреле.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 04 Июля 2023, 11.50.06 | Сообщение # 379
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
4 июля 1819 г.
Из Кронштадта в кругосветное плавание отправились шлюпы «Восток» и «Мирный»


Первая русская антарктическая экспедиция — морское плавание Беллинсгаузена и Лазарева в воды Южного океана с целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды.

Крузенштерн предложил назначить начальником отправляемой в Антарктику экспедиции капитана второго ранга Головнина, который, однако, на тот момент совершал собственное кругосветное путешествие. Вместо него была предложена кандидатура капитана второго ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, который на тот момент командовал одним из фрегатов на Чёрном море. Однако министерство назначило начальником первой экспедиции капитана-командора Ратманова. Незадолго до назначения при возвращении из Испании Ратманов терпит кораблекрушение у мыса Скагена и остается в Копенгагене на лечение. Таким образом, начальником антарктической экспедиции становится Беллинсгаузен.









Для экспедиции снаряжалось два корабля — шлюп Мирный и шлюп Восток. «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым для предстоящей экспедиции, показал свои блестящие качества.

Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Корпус «Востока» оказался слабым для плавания в полярных льдах, и его приходилось неоднократно укреплять и ремонтировать в ходе экспедиции. К концу экспедиции состояние шлюпа оказалось настолько плачевным, что побудило Беллинсгаузена прекратить экспедицию на месяц раньше и принять решение о возвращении.

И Беллинсгаузен и Лазарев неоднократно сетуют на то обстоятельство, что в обе дивизии были включены по два совершенно разнотипных корабля, значительно друг от друга отличающиеся по скорости хода. Беллинсгаузен пишет по этому поводу: «каждый морской офицер видел, какое должно быть неравенство шлюпа „Мирного“ в ходу с шлюпом „Востоком“, следовательно, какое будет затруднение оставаться им в соединении и какая от сего долженствовала произойти медленность в плавании».













Выйдя 4 июля 1819 из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг, обогнув юго-западный берег острова Южная Георгия, открытого Куком. От острова Южная Георгия экспедиция пошла на восток к так называемой Земле Сандвича. Обошли её с восточной стороны и установили, что это архипелаг, поэтому решили переименовать «землю» в Южные Сандвичевы острова. В группе этих островов были открыты остров Лескова, названный в честь участника экспедиции лейтенанта Лескова, остров Завадовского, названный в честь капитан-лейтенанта Завадовского и остров Торсона. Группа из трёх вновь открытых островов была названа в честь тогдашнего морского министра островами Маркиза де Траверсе. Затем суда повернули на восток.

16 (27) января 1820 г. экспедиция открыла Антарктиду, приблизившись к ней в точке 69° 21’ 28" ю.ш. и 2° 14’ 50" з.д. 21 января (2 февраля) участники вторично видели берег, а 5 и 6 февраля экспедиция подошла почти вплотную к береговым обрывам ледового материка. Затем, на время антарктической зимы, когда ледовая обстановка осложнилась, суда отправились в плавание по Тихому океану, где было открыто несколько новых островов.

С наступлением антарктического лета экспедиция вернулась в полярные широты. В январе 1821 г. обходя антарктический материк со стороны западного полушария, сделали еще ряд географических открытий. Был открыт остров Петра I, названный в честь основателя российского военного флота, но подойти к нему близко мешали льды, поэтому высадка на остров не состоялась. Экспедиция увидела протяженный гористый берег, частично не покрытый льдом. Он получил название Земля Александра I. Затем достигли Южных Шетландских островов и нанесли их на карту. Продвигаясь к северо-востоку, открыли три островка, названные острова Три Брата, остров Рожнова, остров Михайлова, остров Мордвинова, остров Шишкова.

От Южных Шетландских островов взяли курс на Рио-де-Жанейро, а оттуда — через Атлантический океан в Европу. «Восток» и «Мирный» вернулись в Кронштадт 24 июля 1821 года, пробыв в плавании 751 день. Для торжественной встречи экспедиции в Кронштадт прибыл император Александр I. Участники плавания были отмечены орденами, повышениями в званиях и иными поощрениями.



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 06 Июля 2023, 12.47.05 | Сообщение # 380
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
6 июля 1935 г. ледокол «Садко» начал первую советскую арктическую высокоширотную экспедицию под руководством Н. Н. Зубова и Г. А. Ушакова в целях исследования глубоководных районов Арктического бассейна (6 июля – 27 сентября).







Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 17 Июля 2023, 10.41.49 | Сообщение # 381
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Николай Миклухо-Маклай
русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник

17 июля 1846
177 лет назад

14 апреля 1888
135 лет назад


Путешественник и этнограф, более 15 лет изучавший первобытные жизнь и быт папуасов Новой Гвинеи.
Он родился в селе Рождественском Новгородской губернии. Вся его жизнь была посвящена служению идеям справедливости. Из гимназии Николая выгнали «вследствие влияния на товарищей и любви заводить с учителями разговоры на политические темы».
Потом исключили с физмата Петербургского университета «без права поступления в другие русские университеты». Образование молодой человек получил в Германии. Когда он решил взяться за изучение обитателей Новой Гвинеи, антропологии как науки не существовало. Даже ученые–дарвинисты считали, что папуасы — промежуточное звено между европейцами и нашими далекими предками–обезьянами.











Чем кончится его эксперимент, Миклухо-Маклай не знал и другим не советовал следовать его примеру. При первой встрече с аборигенами, когда те обступили его с луками и водили острием копья у лица Николая, он разложил циновку и лег спать. Новые знакомцы решили, что он бессмертен, и назвали Каарам-тамо — Человек с Луны. Поселившись в девственном лесу и не вмешиваясь в уклад жизни папуасов, он попытался понять их язык. 4 месяца ушло, чтобы узнать отдельные слова. Годами он не имел вестей с родины, страдал от тропических болезней, его вес упал до 44 кг. Когда про его экспедицию узнали, все посчитали ее подвигом, но никто не мог понять мотивов его поступков и помощь оказывать не собирался.

«Единственная цель моей жизни — польза и успех науки и благо человечества», — писал Миклухо-Маклай. Лев ТОЛСТОЙ ответил ему: «Не знаю, какой вклад в науку составят ваши коллекции, но ваш опыт общения с дикарями составят эпоху той науке, которой я служу, — в науке о том, как жить людям друг с другом».


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Пятница, 21 Июля 2023, 10.03.33 | Сообщение # 382
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
21 июля 1983 г.
На антарктической станции «Восток» зафиксирована самая низкая на Земле температура −89,2 °C


Станция Восток — российская антарктическая научная станция. Это единственная используемая Россией в настоящее время внутриконтинентальная антарктическая научная станция. Названа в честь парусного шлюпа «Восток», одного из кораблей антарктической экспедиции 1819—1821 годов.

Уникальная научно-исследовательская станция «Восток» основана 16 декабря 1957 года во время 2-й Советской Антарктической экспедиции. Длительное время начальником станции был В.С. Сидоров.

Район станции отличается очень низкими температурами в течение всего года. Здесь зарегистрирована самая низкая температура на планете из всех метеорологических станций в XX веке: −89,2 °C (21 июля 1983). Самым тёплым летним днём на станции Восток за всё время её существования остаётся день 16 декабря 1957 г. Тогда термометр зафиксировал 13,6 градусов мороза. Район получил название Полюс холода Земли.

Среднегодовая скорость ветра около 5 м/с, максимальная 27 м/с (почти 100 км/ч).











Высота расположения станции — 3488 метров над уровнем моря, что вызывает острую нехватку кислорода. Из-за низкой температуры воздуха в районе станции его давление с высотой падает быстрее, чем в средних широтах, и подсчитано, что содержание кислорода в атмосфере в районе станции эквивалентно высоте пяти тысяч метров.

Полярная ночь длится с 23 апреля по 20 августа, 120 дней в году, что составляет чуть менее 4 месяцев, или трети всего года.

Всего два месяца в году среднемесячная температура воздуха превышает −40 °C и четыре месяца — −60 °C. С марта по октябрь стоят суровые морозы, и только в ноябре наступают относительно комфортные условия.

Акклиматизация к таким условиям продолжается от одной недели до одного-двух месяцев и сопровождается головокружением и мельканием в глазах, болью в ушах и носовыми кровотечениями, чувством удушья и резким повышением давления, потерей сна и понижением аппетита, тошнотой, рвотой, болью в суставах и мышцах, потерей веса от трёх до пяти килограммов.

Средняя температура самых тёплых месяцев, декабря и января, −35,1 и −35,5 °C соответственно, что эквивалентно холодной сибирской зиме. Средняя температура самого холодного месяца, августа, составляет −75,3 °C, иногда опускается ниже −88,3 °C. Для сравнения: январь 1892 года в Верхоянске имел среднюю температуру −57,1 °C. Самый холодный суточный максимум температуры составляет −52 °C, в мае температура за всё время измерений не поднималась выше −41.6 °C.

Осадков практически не бывает. Среднегодовой уровень осадков — всего около 18 мм.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 02 Августа 2023, 17.18.25 | Сообщение # 383
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
2 августа 2007 г.
Спуск российских учёных на дно Ледовитого океана в районе Северного полюса


Арктика-2007 — российская научно-исследовательская экспедиция к Северному полюсу 2007 года, в ходе которой впервые в истории люди достигли дна в точке географического северного полюса.

Её целью было в том числе доказать, что хребет Ломоносова является продолжением Сибирской континентальной платформы, что в соответствии с международным морским правом позволит России включить его в состав своего континентального шельфа и получить эксклюзивное право разрабатывать находящиеся на его территории полезные ископаемые.
Соответствующий запрос был направлен в ООН 10 декабря 2001 года. Также Россия претендует на хребет Менделеева, обследованный в ходе экспедиции «Арктика-2005».













Согласно объявленным в августе-сентябре 2007 года предварительным результатам исследований, доказательства принадлежности хребта Ломоносова российскому шельфу были получены.

2 августа в точке Северного полюса были совершены погружения в двух аппаратах «Мир».

Экипаж аппарата «Мир-1»:

пилот — доктор технических наук Анатолий Сагалевич;
доктор географических наук, заслуженный полярник, президент Российской ассоциации полярников, Герой Советского Союза Артур Чилингаров
депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук, Владимир Груздев;

Экипаж аппарата «Мир-2»:

пилот — Евгений Черняев,
гражданин Швеции, почётный полярник России Фредерик Паулсен,
гражданин Австралии, владелец туристической компании «Deep Ocean Expeditions» Майк МакДауэлл.
«Мир-1» начал погружение в 9:28 по московскому времени и в 12:08 достиг дна океана на глубине 4 261 м. «Мир-2» начал погружение в 9:47 и в 12:35 достиг дна на глубине 4 302 м на расстоянии 500 м от Мира-1. Давление на дне 430 атмосфер. Аппараты отобрали пробы грунта и воды. В 13:46 оба аппарата начали всплытие, в 18:08 поверхности достиг «Мир-1», в 19:15 — «Мир-2».

«Мир-1» установил на дне флаг России, выполненный из титанового сплава в ОКБ «Факел», а также оставил капсулу с посланием потомкам и флагом партии «Единая Россия».


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 17 Августа 2023, 10.37.57 | Сообщение # 384
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
17 августа 1977 г. 46 лет назад
Советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса


9 августа 1977 года советский атомоход «Арктика» под командованием капитана Юрия Кучиева после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли.

В экспедиции принимали участие более 200 человек. В задачи ученых входило достичь Северного полюса. Кроме того следовало проверить возможности нового ледокола, спущенного на воду всего за пять лет до начала экспедиции, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами. 15 августа ледокол пересек 85-й градус северной широты и вошел в приполюсный район.





Легендарный атомный ледокол «Арктика» на почтовой марке СССР, 1978











17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени корабль, преодолев мощный трехметровый ледяной покров Центрального полярного бассейна, первым в мире достиг Северного полюса.

Участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. Атомоход провел на вершине Земли 15 часов. За это время ученые успели выполнить комплекс важнейших исследований и наблюдений, а перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 26 Августа 2023, 15.46.55 | Сообщение # 385
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Кучиев Юрий Сергеевич
• 26 августа 1919 - 14 декабря 2005 •
(86 лет)

26 августа 1919 года родился Юрий Сергеевич Кучиев (ум. 14.12.2005), капитан атомного ледокола «Арктика», Герой Социалистического Труда, почетный полярник.
На ледоколах служил с 1944 года, начиная со знаменитого «Ермака» и далее на всех его не менее известных собратьях. В 1964 году стал капитаном атомного ледокола «Ленин», а в 1971 принял под свою команду «Арктику». Звания Героя удостоен за первый в мире поход надводного корабля на Северный полюс.








В 1997 году вышел на пенсию, проживал в Санкт-Петербурге. Умер 14 декабря 2005 года. После похорон, по завещанию Юрия Сергеевича, был кремирован; его прах и прах умершей в 1999 году жены торжественно преданы морю в районе Северного полюса командой атомного ледокола «Ямал» 19 августа 2006 года


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 30 Августа 2023, 09.28.23 | Сообщение # 386
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
30 августа 1873 г. 150 лет назад
Открыт необитаемый арктический архипелаг, названный Землей Франца-Иосифа


В 1872 году австрийская экспедиция под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровом судне «Адмирал Тегетхоф» отправилась на поиски Северо-восточного прохода – кратчайшего морского пути между Европейской частью России и Дальним Востоком.
Однако корабль был затёрт льдами к северо-западу от Новой Земли, а 30 августа 1873 года причалил к берегам неизвестной земли, которая оказалась обширным архипелагом.

Ученые дали новооткрытой земле имя австрийского императора Франца Иосифа I. В 1873 году они исследовали южную часть архипелага, а весной 1874 года пересекли его весь с юга на север на санях и составили первую карту.

В 1895–1897 годах англичанин Фредерик Джексон произвёл ряд важных обследований южной, средней и юго-западной частей архипелага, оказавшегося состоящим из гораздо более значительного числа островов, нежели предполагали раньше, но меньших размеров сравнительно с обозначенными на карте Пайера.

















В 1936 году на острове Рудольфа была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс, а на острове стала действовать полярная станция.

В 2008 году в ходе экспедиции на атомном ледоколе «Ямал» был открыт новый остров в юго-западной части архипелага – Нортбрук. Новый географический объект назвали Юрий Кучиев, в честь арктического мореплавателя.

Ныне Земля Франца-Иосифа — архипелаг в Северном Ледовитом океане, состоящий (на 2012 год) из 192 островов общей площадью более шестнадцати тысяч квадратных километров и на девяносто процентов покрытый вечными льдами, входит в состав Архангельской области России. Однако за период 2015—2019 годов в районе архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля было обнаружено и зарегистрировано около 40 новых островов, мысов и бухт, при анализе спутниковых снимков.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 02 Сентября 2023, 11.28.29 | Сообщение # 387
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
2 сентября 1727 года русская экспедиция под руководством Витуса Беринга отправилась из Охотска на Камчатку.

Витус Беринг был первым российским мореплавателем, возглавлявшим целенаправленную географическую экспедицию. Его краткую биографию можно прочитать здесь. Если проводить исторические параллели, то экспедиции Беринга можно сравнить с экспедициями Джеймса Кука, чьи плавания были также инициативой Адмиралтейства и государства.

Идея Первой Камчатской экспедиции принадлежит Петру I?
Петр первым из властителей России начал систематические изучение географии страны, и прежде всего, инструментальное составление «генеральных» карт.

Поиск выхода России на просторы мирового океана всегда было его «идеей фикс». Но к Чёрному морю прорваться не удалось. Господство на Балтике было весьма относительно — шведы или датчане в любую минуту могли перекрыть узкую горловину выхода из Балтики на атлантические просторы. Оставался Северный морской путь и Дальний Восток: сквозь пролив между Азией и Америкой российские суда могли бы прорваться к Индии и Китаю. Если там был пролив.











Известно, что еще в начале самостоятельного царствования Петра, первый исследователь Камчатки Владимир Атласов привез в Москву японца по имени Денбей, занесенного бурей к южному побережью полуострова в 1695 г. и находившегося в плену у камчадалов.

Царь Петр, несмотря на бесконечные войны на западе, не забывал про восточные пределы своего царства. В 1714—1716 годах по указанию Петра было налажено морское сообщение (на ладьях) между Охотском и западным побережьем Камчатки. Следующим шагом был поиск побережья Северной Америки, которое, как он предполагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720—1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, даже достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.

Надо сказать, вопрос «соединяется или нет Азия с Америкой» интересовал в те годы многих. С вопросом и просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру I Парижская академия наук, членом которой Петр формально являлся. Большое влияние на Петра I в этом вопросе оказал знаменитый немецкий ученый Лейбниц. Лейбниц был не только инициатором создания Российской (сначала Петербургской) Академии Наук, но и консультировал Петра по многим вопросам государственного устройства и имел на него большое влияние. Но особенно усердствовала в нахождении новых путей на Восток голландская «Ост-Индская компания», которая и привела в свое время Петра Первого к власти в России. Для нее вопрос «Соединяется ли Азия с Америкой?» был вовсе не праздным. И вот в 1724 году Петра таки «додавиди» до принятия решения. А от принятия решения до воплощения у Петра, как известно, дистанция была короткая.

23 декабря 1724 года Пётр дает указание Адмиралтейств-коллегии снарядить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I с кандидатурой Беринга согласился. (Голландцы тоже.)


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 04 Сентября 2023, 15.31.55 | Сообщение # 388
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
Архипелаг Северная Земля - последнее Великое Географическое открытие
4 сентября 1913 г. Северная Земля была открыта экспедицией Бориса Андреевича Вилькицкого.








Слово Леониду Михайловичу Старокадомскому (1875-1962), врачу экспедиции: «К известию о назначении командиром «Таймыра» Б.А. Вилькицкого в экспедиции отнеслись без энтузиазма. Молодой блестящий офицер слыл … человеком мало серьезным и легкомысленным. Однако, прослужив во флоте требуемое число лет, он поступил в Морскую академию, и притом на то отделение её, которое считалось требующим упорного труда, — гидрографическое» (Л.М. Старокадомский, Экспедиции Северного Ледовитого океана, 1946).





Также существует предположение, что раньше Вилькицкого в том же 1913 году Северной Земли могла достигнуть пропавшая экспедиция известного исследователя Арктики Владимира Александровича Русанова. Её следы на пути к архипелагу были обнаружены ещё в 1934 году.
Последние находки, предположительно также относящиеся к экспедиции Русанова, были найдены в 1947 году на северо-восточном побережье острова Большевик, в заливе Ахматова. История обнаружения этих находок стала основой для приключенческого романа Вениамина Каверина «Два капитана».



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 06 Сентября 2023, 15.25.32 | Сообщение # 389
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
6 сентября 1522 год - В Европу из первого в истории кругосветного плавания вернулся корабль «Виктория»

После смерти Магеллана вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу, предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре их союзник Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весь командный состав. Кораблям пришлось срочно отплыть. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

Там были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» — на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым числом островитян-малайцев. На корабле вскоре стало не хватать провизии, и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

Хуан Себастьян Элькано
— испанский мореплаватель, один из 18 человек (участников экспедиции Фернана Магеллана, вернувшихся в Испанию на единственном из пяти уцелевших судов), первыми обогнувших земной шар.






Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный маршрут к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса кругосветное путешествие бессмысленно. И только угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад, причём если бы «Тринидад» проделал свой маршрут благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия не было бы.

6 сентября 1522 года «Виктория» добралась до Испании, став, таким образом, единственным кораблём флотилии Магеллана, победно вернувшимся в Севилью. На корабле было восемнадцать выживших. Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля «Тринидад» были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зелёного Мыса.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 11 Сентября 2023, 08.36.47 | Сообщение # 390
Группа: Модератор
Сообщений: 24422
Статус: Отсутствует
1812 - 11 сентября 1812 года Иван Кусков основал крепость Росс (в 80 км к северу от Сан-Франциско в Калифорнии), ставшая самым южным форпостом русской колонизации Америки. Формально эта земля принадлежала Испании, но Кусков купил её у индейцев. Вместе с собой он привёл 95 русских и 80 алеутов.









Население было многонациональным: здесь жили русские (в разное время от 50 до 100 человек), привезённые из Аляски алеуты (50-125 человек), креолы (до 1/3 всего населения), индейцы соседних племён, якуты, финны, шведы и даже полинезийцы. Многие индейцы и алеуты были крещены и хорошо владели русским языком.

Русское население было представлено в основном мужчинами, подписавшими с Российско-Американской компанией семилетний контракт. Русских женщин в колонии практически не было, поэтому особенно были распространены смешанные браки. В 1825 г. составлялся план покупки для Росса 25 семей крепостных, которым была бы по прибытии в Америку дана свобода. Он, однако, был отвергнут министром иностранных дел Карлом Нессельроде.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
Авиации СГВ форум » ДЕЛА МИРСКИЕ » ФИЛАТЕЛИЯ И ФИЛОКАРТИЯ » История на почтовых марках » Географические открытия в филателии (Экспедиции, первооткрыватели, картография.)
Поиск: