Герои литературных произведений на почтовых марках
|
|
Sokol | Дата: Воскресенье, 11 Мая 2025, 16:15:35 | Сообщение # 151 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25807
Статус: Отсутствует
| 11 мая 1981г. — в Лондоне состоялась премьера мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера «Кошки»
- Мюзикл «Кошки» — одно из самых знаменитых и успешных музыкальных произведений в истории театра. - Создателем является британский композитор Эндрю Ллойд Уэббер. - В основу сюжета легла поэтическая сборка Т. С. Элиота «Книга старых знакомых», состоящая из лирических стихотворений о характерных кошачьих персонажах.

«Кошки» не имеют традиционного линейного сюжета, вместо этого представляют собой серию музыкальных номеров, каждое из которых посвящено отдельному кошачьему персонажу.
- Мюзикл стал мировым бестселлером, побив множество рекордов по продолжительности показов в Лондоне и на Бродвее. - За свою историю «Кошки» получили многочисленные премии, включая несколько «Лоренсов Оливье» и «Тони».
...Когда вы видите кошку, погружённую в глубокую медитацию, причина, говорю я вам, всегда одна и та же: её разум занят восторженным созерцанием мысли, мысли, мысли о своём имени...
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 14 Мая 2025, 17:28:53 | Сообщение # 152 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25807
Статус: Отсутствует
| 14 мая 1835 г. 190 лет назад Впервые напечатана «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
Впервые знаменитая «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина была напечатана (2) 14 мая 1835 года в журнале «Библиотека для чтения». За прошедшие почти два века ее персонажи стали настолько популярными в народе, что про них даже сочинили множество анекдотов.
По одной из версий, в основу сюжета своего произведения Пушкин взял русскую народную сказку «Жадная старуха». В ней старик однажды пошел в лес за дровами, хотел срубить дерево, но оно попросило этого не делать и пообещала взамен исполнить желание. Старик сразу попросил богатства, что и было исполнено.
Однако, его старухе этого показалось мало и захотелось уважения. Поэтому старик последовательно заставил дерево сделать его бургомистром, барином, полковником, генералом, царем. И каждый раз снова и снова угрожал топором.
Когда же он по наущению старухи пожелал стать Богом, дерево не выдержало и обратило обоих в медведей. Пушкин со своими персонажами обошелся мягче, да и старику от Рыбки поначалу ничего нужно не было, но параллели очевидны.





Историю о Золотой рыбке за прошедшие почти 190 лет иллюстрировало множество художников. Известны иллюстрации Ивана Билибина, Бориса Зворыкина, Николая Бартрама и других. Неоднократно пушкинский сюжет переносился и переносится на сцену в виде спектаклей, балетов, опер.
Также по сюжету произведения Пушкина снято несколько мультфильмов. Два из них (1937 и 2003 годов) – кукольные, а один (1950 года) –рисованный. Есть и иностранные мультипликационные версии сказки.
Сама Золотая рыбка настолько полюбилась в народе, что зажила своей жизнью, став персонажем других мультфильмов – «Вовка в Тридевятом царстве», «Кот Леопольд и золотая рыбка» и т.д. Встречается она и в фэнтези, и в компьютерных играх по мотивам русских сказок.
Памятники Золотой рыбке есть в Москве, Санкт-Петербурге, Саранске, Сургуте, Астрахани и других российских городах. Некоторые из них воспроизводят именно сцены из сказки, другие – просто изображают саму рыбку. Разумеется, у этих памятников принято загадывать желания.
И сегодня «Сказка о рыбаке и рыбке» не теряет своей популярности.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 15 Мая 2025, 07:48:04 | Сообщение # 153 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25807
Статус: Отсутствует
| 15 мая 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков - писатель, драматург и театральный режиссер
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей...».
«В числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость...». М.А. Булгаков
15 мая 1891 в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Булгакова родился первенец, которого назвали Михаилом. Афанасий Иванович, бывший сыном священника, помимо обязательных древних языков, знал английский, французский и немецкий, в подлинниках читал славянские труды и в конце жизни получил степень доктора богословия.
Его супруга – Варвара Михайловна – была дочерью соборного протоиерея и отличалась жизнерадостным и простым нравом. Дети в их семье появлялись один за другим – после Михаила родились погодки Вера и Надежда, затем Варвара, Николай, Иван и Елена.
В 1900 Михаил был зачислен в первую Киевскую гимназию, а в 1907 в его семье случилось страшное несчастье – от болезни почек умер 48-летний Афанасий Иванович.
На Варваре Михайловне остались семеро детей, и в первое время она, растерявшись, не знала, что делать. Впоследствии мать не раз говорила детям: «Я не могу дать вам капитал или приданое. Однако я могу дать вам образование – единственный капитал, который будет у вас».





И она сумела выучить всех семерых. При этом старшие дети, стараясь помочь, нанимались репетиторами, а Михаил на летних каникулах работал контролером на дачных поездах. Спустя некоторое время, когда Булгаковы только начали приходить в себя, служивший в Японии брат Афанасия Ивановича привез к ним двух своих сыновей – Костю и Колю. Еще спустя год из Люблинской губернии в Киев поступать на женские курсы приехала кузина Лиля Булгакова. В итоге на руках Варвары Михайловны оказалось уже десять детей...
--------------------------------------------------------------------------------------
...«Белая гвардия» была разобрана в Художественном театре, и в итоге там приняли решение сделать по роману пьесу на современную тематику, каковых в те дни практически не имелось. В 1925 писателя пригласили в МХАТ и сообщили ему об этом. Булгаков, с детства обожавший театр и сам давно вынашивавший замысел пьесы, не смог отказаться. Так родился спектакль, который (с трехлетним перерывом) прошел на мхатовской сцене с 1926 по 1941 годы более тысячи раз. Для Художественного театра «Дни Турбиных», главным режиссером которых значился Константин Станиславский, стали второй «Чайкой». Спектакль поразил зрителей, совсем недавно прошедших через те же трудности, что и герои пьесы. Нередко в зрительном зале случались «обмороки и истерики», «людей увозили на скорой помощи».
После успеха «Дней Турбиных» в гости к Булгакову пожаловали работники театра имени Вахтангова с просьбой сочинить для них комедию. Писатель согласился и вскоре, просматривая газетную колонку о происшествиях в городе, наткнулся на заметку о том, как московская милиция обнаружила работавший под вывеской пошивочной мастерской игорный притон. Содержала притон некая Зоя Буяльская. Так у Булгакова родилась идея невероятно актуальной и сегодня пьесы «Зойкина квартира», премьера которой состоялась осенью 1926.
В 1928 Булгаков написал новую пьесу под названием «Бег», в основу которой легли воспоминания вернувшегося в Россию белого генерала Якова Слащева. Дотошный литератор даже нарисовал карту, отметив все населенные места, где шли сражения, а также изобразив передвижения Белой и Красной армий. Подробности жизни в эмиграции Михаил Афанасьевич узнавал из рассказов супруги. Молодым актерам Художественного театра, в расчете на которых и писались роли, пьеса понравилась. Они начали репетировать, однако тут на пьесу (в ноябре 1928), несмотря на защиту Максима Горького, наложили запрет. Причина была проста – в произведении отсутствовала Красная армия. По словам Белозерской, Михаил Афанасьевич любил эту работу, «как мать любит своего ребенка» и «страшен был удар, когда «Бег» запретили. Точно в доме покойник объявился...».
Вообще стоит отметить, что после выхода «Дней Турбиных» на Михаила Афанасьевича ополчилась вся критика. Не остались в стороне и товарищи по литературному цеху. Пьеса истолковывалась как белогвардейская диверсия, постановку обсуждали на диспутах, причем некоторые говорили, что «МХАТ – змея, которую советское правительство понапрасну пригрело на своей груди». Театр, разумеется, как мог, оправдывался – мол, «с этих позиций и «Три сестры» нужно изучать как армейскую пьесу». Осаф Литовский, бывший председателем Главреперткома, окрестил пьесу Булгакова «Вишневым садом» белогвардейщины», а нарком просвещения Анатолий Луначарский обозвал сочинение «полуапологией «белого движения». Но особенно неистовствовал рапповец Орлинский, сделавший на травле писателя имя. В «Мастере и Маргарите» Михаил Афанасьевич вывел всю эту свору на суд читателя в образе критика Латунского...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Осенью 1939 года писатель серьезно заболел. В феврале 1940-го он продиктовал последние правки к роману «Мастер и Маргарита». 10 марта того же года писатель скончался. Его тело кремировали, а прах захоронили на Новодевичьем кладбище.
А на могиле самого автора двенадцать лет не было ни камня, ни плиты, ни креста.
В 1952 (Елена Сергеевна Шиловская) увидела в глубокой яме на кладбище огромную черную глыбу. Местные гранильщики рассказали ей, что этот камень под названием «Голгофа» стоял ранее на могиле Николая Гоголя в Даниловом монастыре. Елена Сергеевна купила камень, и он был установлен на могиле Михаила Афанасьевича. Любопытно, что великий литератор двадцатого века как-то написал, обращаясь к своему земляку-классику: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 16 Мая 2025, 10:53:23 | Сообщение # 154 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25807
Статус: Отсутствует
| 101 год назад - 16 мая 1924 года, рождение детского журнала "МУРЗИЛКА"!
16 мая 1924 - Выходит первый номер журнала "Мурзилка" для детей от 6 до 9 лет... На радость детворе и их родителям.
Мурзилкой стал рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина - мальчика Петьку. Но такой Мурзилка просуществовал недолго, и в 1937 году появился новый Мурзилка - некое пушистое существо желтого цвета, которое, претерпев некоторые изменения, дожило до настоящего времени.
С тех пор символом детского издания "Мурзилка" является желтый пушистый персонаж, в красном берете и шарфе. И детям он очень нравится.
«Мурзилка» – главный журнал советского детства




До революции детских изданий в России было много, но годы революционных событий сильно сократили этот список. Инициатива издания нового детского журнала принадлежала сотрудникам «Рабочей газеты», которые предложили издавать детское приложение и назвали его «Мурзилка».
В журнале рассказывали детям о стране, в которой они живут, о её природе и истории, а ещё там печатались картинки, которые можно было вырезать, потом склеивать в полное своё удовольствие. Не забывайте, что всё это происходило в далёкие 1920-е годы, когда бумаги не хватало на тетради, а журнал для многих детей был единственным окном в новый мир.
Вскоре внутри издания появилась «Мурзилкина газета», в которой печатались письма детей-читателей журнала. Аудиторией журнала стали дети всей страны, а стоимость подписки на три месяца составляла всего 50 копеек. Подписчиков с каждым годом становилось всё больше. Конкурентов у журнала в виде радио и телевизора пока не было. В 1931 году общий тираж журнала составил 310 000 экземпляров, и он опережал все другие детские журналы.
Если вспомнить известный постулат «Всё лучшее – детям», то журнал был в этом деле впереди всех. У журнала были прекрасные иллюстрации, которые создавали замечательные художники: А. Дейнека, Е. Чарушин, М. Черемных, Е. Рачёв. Именно в их руках оживали стихи и сказки К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, А. Гайдара, Н. Носова, В. Бианки и других. Сегодня многие эти произведения включены в школьные учебники по «Литературному чтению».
Великая Отечественная война коренным образом изменила жизнь в стране. Изменился и журнал. С его страниц дети узнавали, как помочь родной стране в тяжёлые годы, как помочь взрослым ушедшим на фронт. Оказывается, работать на полях и огородах, помогать по дому и в устройстве светомаскировки, помогать в бомбоубежище и в госпитале – это тоже помощь фронту. В 1942 году был объявлено соревнование по сбору лекарственных трав для помощи в лечении и питании раненых и больных. Детям помогал известный детский писатель Виталий Бианки, который вёл раздел «Лесной газеты».

Мурзилка появлялся на страницах журнала в различной военной форме. В журнале появились рассказы о героях войны, подвигах, об орденах и медалях, о Параде Победы на Красной площади. Постепенно журнал возвращался к мирной жизни. Рос и тираж журнала, который значительно снизился в годы войны. В 1960-х годах тираж достиг 1 000 000 экземпляров, а в 1969 он увеличился в разы и достиг 5 700 000. Такого тиража не было ни у одного детского журнала, да в и будущем такого уже не предвидится.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 28 Мая 2025, 10:33:02 | Сообщение # 155 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25807
Статус: Отсутствует
| Максимилиан Волошин русский поэт, критик, художник, общественный деятель
28 мая 1877 148 лет назад — 11 августа 1932 93 года назад
Максимилиан Александрович Волошин (урожденный Кириенко-Волошин) родился в семье юриста в Киеве (16) 28 мая 1877 года. Отец умер рано, и воспитанием Макса занималась мать. С четырёх до шестнадцати лет они жили в Москве, затем переехали в Крым.
После переезда в Крым Волошин продолжил свое образование в Феодосийской гимназии. Потом окончил Московский университет и много разъезжал по Европе, слушая лекции известных преподавателей в области искусства. В 1903 году литератор возвращается в Москву и начинает публиковать свои сочинения.



Ровно через три года Волошин вступил в брак с известной художницей М. Сабашниковой. В 1907 году появляется цикл «Киммерийские сумерки», Волошин начинает работать над различными монографиями, защищая художественные группы «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
После революции 1917 года Волошин жил в Крыму и много занимался живописью. В это время он создал картины, которые образовали «Коктебельскую сюиту».
Но к вооружённому захвату власти в октябре 1917 года Волошин отнёсся отрицательно — революцию он называл «нервно-религиозным заболеванием», что нашло отражение в его стихотворениях «Святая Русь», «Мир», «Русская революция», «Неопалимая купина» или «Доблесть поэта», а также в статьях «Поэзия и революция» (1919), «Россия распятая» (1920). В это время Волошин создал целый ряд поэтических образов действующих лиц революции («Красногвардеец», «Матрос», «Спекулянт»).
Во время Гражданской войны поэт, не принимая ничью сторону, скрывал у себя в доме беглецов обеих сторон, не боясь навлечь на себя гнев. Вот что он написал в своем стихотворении «Гражданская война» в 1919 году:
А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.
В 1920 году Волошин был назначен заведующим по охране памятников искусства и науки в Феодосийском уезде и получил охранное свидетельство Отдела народного образования Феодосийского военно-революционного комитета, инспектировал памятники искусства и частные библиотеки, вступил во Всероссийский союз поэтов. В 1924 году он делает из своего дома в Коктебеле Дом творчества, который завещал Союзу писателей.
В 1927 году Волошин женился на Марии Заболоцкой (1887—1976), которая, став женой поэта, разделила с ним трудные годы (1922—1932) и была его опорой.
В декабре 1929 года Волошин перенёс инсульт, а летом 1932-го обострившаяся астма осложнилась гриппом и воспалением лёгких. 11 августа 1932 года литератор и художник Максимилиан Александрович Волошин скончался в Коктебеле, где его и похоронили.
После смерти Волошина его супруга сумела сохранить творческое наследие и сам дом поэта, который в настоящее время является Домом-музеем Максимилиана Волошина.
Я быть устал среди людей, Мне слышать стало нестерпимо Прохожих свист и смех детей… И я спешу, смущаясь, мимо, Не подымая головы, Как будто не привыкло ухо К враждебным ропотам молвы, Растущим за спиною глухо;
Как будто грязи едкий вкус И камня подлого укус Мне не привычны, не знакомы… Но чувствовать еще больней Любви незримые надломы И медленный отлив друзей, Когда, нездешним сном томима, Дичась, безлюдеет душа И замирает не дыша Клубами жертвенного дыма.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 31 Мая 2025, 09:54:39 | Сообщение # 156 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25807
Статус: Отсутствует
| Константин Паустовский советский писатель
31 мая 1892 133 года назад — 14 июля 1968 57 лет назад
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве (19) 31 мая 1892 года. Отец Паустовского служил статистиком в управлении железной дороги. Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, после окончания которой поступил в Киевский университет, а затем перевёлся в Московский университет.
Но Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Константин Георгиевич стал вагоновожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 году с санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Белоруссии и Польше. Первый свой рассказ «На воде», который был написан в последний год учёбы в гимназии, опубликовал в альманахе «Огни».


 На конверте с оригинальной маркой изображены: на оригинальной марке — портрет К.Г. Паустовского на фоне собрания сочинений; на основном изображении — обложки книг и полевые цветы.
Константин Георгиевич Паустовский — писатель, классик русской литературы, член Союза писателей СССР. Первые произведения «На воде» и «Четверо» были написаны писателем в 1913 году во время учёбы в последнем классе Киевской гимназии. В 1923 году К.Г. Паустовский закончил работу над своим первым романом «Романтики».
В 1928 году вышел первый сборник рассказов К.Г. Паустовского «Встречные корабли», а также был написан роман «Блистающие облака». В 1932 году известность ему принесла повесть «Кара-Бугаз». В 1945–1963 годах Паустовский написал своё главное произведение — автобиографическую «Повесть о жизни».
Удивительно, но Паустовский, живя во времена Сталинского террора, сумел не написать ни строчки о вожде и не был членом партии. Он обрел спасение в красоте русского языка и природы.
Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в программу советских школ по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Четыре раза был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1965; 1966; 1967; 1968).
Умер Константин Георгиевич Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.
Из воспоминаний Татьяны Алексеевны Паустовской (третья жена Паустовского)
,,Знаете, что объединяло всех жён Константина Георгиевича? Мы все были диктаторши. Но все его любили, больше, чем он нас. Он охотно принимал женскую диктатуру и даже дорожил ею. Может так ему было легче уходить в себя? Но если, что-то не по нему, то всё менялось! Он никогда не пытался воздействовать на нас. Предпочитал сбегать и мог проявить немало коварства и, даже, жестокости. Было в этом что-то казацкое.,,
Константин Георгиевич умер в возрасте 76 лет. Согласно его завещанию, его похоронили в Тарусе. Первая жена Катерина пережила мужа всего на год.
Шло лето 1964 года. В Москву в рамках мирового турне приехала Марлен Дитрих.
В нашу огромную, удивительную страну она приехала впервые. В аэропорту на неё набросились журналисты, главным вопросом которых было:
"Что или кого вы хотели бы увидеть в СССР?". Естественно, все ожидали банальщины: Кремль, ВДНХ, крейсер "Аврора", Эрмитаж, картинные галереи, музеи какие-нибудь... Но эта женщина была уникальна во всём. Её ответ поразил всех:
"Моя давняя мечта - увидеть своего любимого писателя, Константина Паустовского". Сказать, что журналисты были удивлены, значит, ничего не сказать. Они стали расспрашивать её о том, чем русский писатель смог так поразить роскошную американскую диву. Марлен рассказала им одну историю.
В ту осень было мрачно и прохладно. В перерывах между съёмками она куталась в тёплый плед, пила обжигающий чай и читала. Однажды ей попалась переведённая на английский язык "Телеграмма" Паустовского. Стоило ей прочитать первую строчку, и больше ни одна сила в мире не могла оторвать её от чтения. Ради того, чтобы она смогла дочитать, режиссёру пришлось отложить на несколько часов съёмки.
Дочитав, она поняла, что влюбилась. Нет, она влюбилась в него не как в человека, мужчину. Она влюбилась в его талант, его гениальность. Все великие люди вообще умеют влюбляться в талант других великих людей, так случилось и с Марлен Дитрих.
Паустовский писал про девушку, которая переехала из деревни в большой город, окрылённая своим успехом забыла про маму, не навещала её и не успела попрощаться с ней, приехав слишком поздно.
,,«Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».,,
Эта повесть, эти строки, отозвались в сердце Марлен небывалой болью, которая разрывает сердце на мелкие осколки. Когда-то и она сама не успела попрощаться со своей мамой, и всю жизнь жалела об этом. Ей казалось, что если бы она приехала, когда та писала, что скучает, то всё было бы иначе, то ей мама пожила бы ещё немного.
Вытирая нахлынувшие слёзы, Марлен сказала журналистам:
"Эта книга произвела на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя я уже никогда не забуду!"
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 06 Июня 2025, 20:37:39 | Сообщение # 157 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25807
Статус: Отсутствует
| 6 мая 1799 г. родился Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 — 10.2.1837), великий русский поэт, о котором потом скажут: «Пушкин — это наше все».
Он появился на свет в Москве, в доме Скворцова на Немецкой улице, и стал первым сыном отставного майора Сергея ПУШКИНА и его жены Надежды. В «Истории государства Российского» Николая КАРАМЗИНА Пушкины упоминаются 21 раз.
Начало всему положил сражавшийся бок о бок с князем АЛЕКСАНДРОМ НЕВСКИМ «муж честен по имени Радша». Имя роду в конце XIV века дал его потомок Григорий ПУШКА. Потом Пушкиных мы встречаем в Новгороде, подписывающими договор с Ганзой, при ИВАНЕ ГРОЗНОМ штурмующими Казань, воеводами в Тюмени, в походах на турецкого султана и крымского хана. После Смуты пятеро Пушкиных подписали грамоту об избрании царем МИХАИЛА РОМАНОВА.
Совершенно необычная судьба выпала прадеду поэта по материнской линии. Юный сын абисссинского князька Ибрагим в детстве был похищен и привезен в Константинополь, откуда, как диковинка, доставлен в подарок русскому царю.
Знаменитый арап ПЕТРА ВЕЛИКОГО стал в крещении зваться Абрамом Петровым, а фамилию ГАННИБАЛ получил уже при ЕЛИЗАВЕТЕ. Упрятав первую жену в сумасшедший дом и не разведясь с нею, он венчался вторично на лифляндской немке.
Та с ним не церемонилась, но жаловалась: «Шерна шорт делает мне шорна репят и дает им шертовски имена». Потому второго деда поэта вместо Януария она звала Осипом.



 


Оба деда не дожили до появления внука. Но их веселый и безрассудный нрав не мог не сказаться и на натуре поэта. Оба были дважды женаты, оба оказались в опале при ЕКАТЕРИНЕ II. Но если Лев ПУШКИН гнев императрицы вызвал не тем, что уморил первую супругу в домашней тюрьме, а своей верностью свергнутому императору ПЕТРУ III, то Осип ГАННИБАЛ оказался в ссылке именно из-за своей второй женитьбы, когда представил фальшивое свидетельство о смерти первой жены. Сослан же он был в Михайловское, куда за вольнодумство в стихах угодит и поэт.
Александр появился на свет на стыке столетий, впитав в себя кровь двух рас, и вырос в грозную эпоху, когда НАПОЛЕОН стремился стать властелином всего мира. Отечественная война 1812 года, изгнание армии Наполеона и вступление русских войск в Париж окончательно поставили Россию в первый ряд мировых держав.
Этого старшие товарищи поэта добились на полях сражений, а пушкинское поколение стало творцом той национальной культуры, без которой сегодня немыслимо все последующее развитие мировой.
И если предшественников и учителей Пушкина — Гавриила ДЕРЖАВИНА, Василия ЖУКОВСКОГО, Карамзина — мы относим к минувшим векам, то Пушкин, в стихах ли, прозе, драматических и исторических сочинениях, — наш современник, так как мы говорим его языком. В этом главная его заслуга, и потому с полным правом поэт Аполлон ГРИГОРЬЕВ назвал его «наше все».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 15 Июня 2025, 20:36:51 | Сообщение # 158 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25807
Статус: Отсутствует
| 15 июня 1867 г. родился Константин Дмитриевич БАЛЬМОНТ (1867 — 23.12.1942), поэт-символист, романтик и декадент.
После Октябрьской революции Бальмонт, категорически не принимая новую власть, эмигрирует в Европу, где и проводит последние 20 лет жизни. В разных странах Константин публикует книги стихов «Дар Земле», «Светлый час», «Моё – ей. Стихи о России», свой известный перевод «Слова о полку Игореве» и другие произведения.



Осень
Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. 1899 г.


Также он публиковал литературно-критические и публицистические статьи в эмигрантской периодике, занимался художественными переводами произведений известных авторов с разных языков.
Но в 1935 году затяжная депрессия поэта переросла в тяжелое нервно-психическое заболевание. Лечение помогло, и он смог вернуться к творческой деятельности. В 1937 году вышла последняя книга Константина Бальмонта - «Светослужение». Последние годы поэт жил в основном во Франции.
Константин Дмитриевич Бальмонт скончался в приюте «Русский дом» близ Парижа 23 декабря 1942 года на 76-м году жизни от воспаления легких. Был похоронен на местном кладбище.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 16 Июня 2025, 20:41:40 | Сообщение # 159 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25807
Статус: Отсутствует
| 16 июня 1834 г. (4 июня по ст. ст.) Цензор Александр НИКИТЕНКО позволил печатать сказку 19–летнего студента Петра ЕРШОВА «Конёк–Горбунок» отдельной книгой.
Весной молодой профессор кафедры русской словесности Санкт–Петербургского университета дал разрешение напечатать главы стихотворной сказки в журнале «Библиотека для чтения».
Тогда Россия впервые узнала имя автора, представшего в компании Василия ЖУКОВСКОГО, Александра ПУШКИНА, Ивана КРЫЛОВА, Дениса ДАВЫДОВА. Предуведомляя читателей, что это произведение совершенно неизвестного им пера, редакция блистательно доказала свой тезис, написав фамилию «юного сибиряка» с двумя буквами «е» — Ершев.
Вместе с тем редакция не поскупилась на комплименты, отметив «удивительную легкость и ловкость стиха, точность и силу языка, любезную простоту, веселость и обилие удачных картин», достойных «стоять наряду с лучшими местами русской легкой поэзии».
«Велика беда, не спорю; Но могу помочь я горю. Оттого беда твоя, Что не слушался меня. Но, сказать тебе по дружбе, Это службишка, не служба; Служба всё, брат, впереди!».




Известна и высокая оценка Пушкина, сказавшего после прочтения рукописи: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Бывал у поэта Ершов не часто, только когда вытащат. По своей молодости он был страшно обидчив и подумал, что Пушкин смеется над ним, когда в ответ на его признание в любви к малой родине услышал: «Да вам и нельзя не любить Сибири. Во–первых, это ваша родина, во–вторых — это страна умных людей».
Позже он понял, что речь шла о ссыльных декабристах.




«Вишь, что старый хрен затеял: Хочет жать там, где не сеял!».
О детстве и отрочестве Ершова известно мало, чтобы понять, что позволило столь юному автору создать хрестоматийное произведение. Его отцу, полицейскому чиновнику, приходилось часто менять место жительства. До перевода в столицу семья жила в Тобольске.
Там в гимназии преподавал и директорствовал Иван МЕНДЕЛЕЕВ. Когда Ершов вернулся в Сибирь, он стал наставником и другом сыновей своего учителя. Имя Дмитрия МЕНДЕЛЕЕВА, открывшего периодический закон, сегодня знает весь мир.


«Я там был, Мёд, вино и пиво пил; По усам хоть и бежало, В рот ни капли не попало».
Хотя Ершов и не оставлял литературной деятельности, «Конек–Горбунок» остался вершиной его творчества. Но был период, когда его имя практически забыли. Случилось это в последние годы царствования НИКОЛАЯ I, когда в сказке усмотрели крамолу (цензура и прежде заставляла удалять любой намек на сатиру) и запретили ее печатать.
Когда запрет был снят, Ершов написал:
«Конек» мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Он… тешит люд честной, старых и малых, и сидней, и бывалых, и будет тешить их, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до окончания века».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 18 Июня 2025, 11:35:50 | Сообщение # 160 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25807
Статус: Отсутствует
| Иван Гончаров русский писатель
18 июня 1812 213 лет назад — 27 сентября 1891 134 года назад
Писатель. С его «Обыкновенной истории» (1847) начался классический русский роман, а о героях «Обломова» спорят до сих пор.
Он родился в Симбирске (ныне Ульяновск) в зажиточной купеческой семье. Учеба в Московском коммерческом училище ему ничего не дала, и мать забрала сына оттуда после восьми лет занятий.




Юноша поступил тогда на словесное отделение Московского университета, второй год учебы в котором стал для него «золотым веком». «Для меня точно солнце озарило всю аудиторию» — таким в его памяти осталось посещение университета Александром ПУШКИНЫМ, окончательно определившее влечение Гончарова к литературе. В 20 лет появились его первые переводы, но в дальнейшем свои первые опыты он не публиковал.
Романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», очерк путешествий «Фрегат «Паллада», мемуары «Необыкновенная история», критические статьи — вот и все его литературное наследие, укладывающееся в 8 томов.
Учебное парусное судно ,,ПАЛЛАДА,,


Первый из романов вышел в 35 лет, «Обломов» — 12 годами позже, а последний — еще через 10 лет. Жизненный уклад автора мало отличался от жизни его героев, среди приятелей его даже прозвали «граф де Лень». Потому он всех так удивил, когда в 40 лет вдруг отправился в кругосветное путешествие. Но когда замысел вызревал, работа шла необыкновенно споро: «Обломов» был написан менее чем за два месяца.
-Обломовщина... Немец помочь Обломову не сумел. Только невесту увёл, а Илья Ильич так и остался в кресле. -Вот был бы тогда ВТБ. Да не казните себя. Вы просто не тем доверились.
В последние годы жизни писатель регулярно приезжал на Рижское взморье, в Дуббельн (ныне Дубулты), куда с собой брал трех малолетних детей вдовы своего слуги Карла ТРЕЙГУТА. Он дал сиротам образование, старшую девочку определил в консерваторию и сделал всех троих наследниками своего состояния
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 26 Июня 2025, 11:05:21 | Сообщение # 161 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25807
Статус: Отсутствует
| 26 июня 1900 125 лет назад родился Тихон Захарович СЁМУШКИН (1900 — 6.5.1970),
писатель, автор популярного в свое время романа «Алитет уходит в горы», рассказывающего о приходе советской власти на Чукотку.
Сюжет
Жестокой эксплуатации подвергались до революции жители далёкой Чукотки. С первым советским кораблём прибыл сюда уполномоченный Камчатского ревкома Лось и этнограф Жуков.
Они направлялись в стойбище Лорен. Весть о появлении русских людей быстро облетела побережье. Преодолевая сопротивление американца-скупщика Томсона и местного богача Алитета, Лось и Жуков установили справедливые законы торговли, сплотили вокруг себя охотников-бедняков.
Американские колонизаторы Томсон и его сын Фрэнк бежали с Чукотки. Ушёл из стойбища и брошенный ими богатей Алитет. Весной на чукотский берег прибыл отряд советских людей, чтобы помочь чукчам построить новую жизнь на свободной земле.


Тихон Сёмушкин родился 13 (26) июня 1900 года в селе Старая Кутля (ныне Лунинский район Пензенской области) в семье деревенского столяра. Образование получил в начальной земской школе, двухклассной церковно-учительской школе (закончил в 1916 году, получив право преподавания).
Некоторое время работал учителем в школе села Ильмено Никольского района Пензенской области.
С 1931 года — в Комитете Национальностей Наркомпроса РСФСР, занимался вопросами просвещения народов Севера. Член СП СССР с 1941 года. Член КПСС с 1952 года. В 1955 году участвовал в экспедиции за Полярный круг.
В 1949—1953, 1958—1962 годы работал в редколлегии журнала «Знамя», в 1953—1957 годы — в журнале «Огонёк».
Умер 6 мая 1970 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |