| Православный  мир (ч.2) | 
|  | 
| 
| Саня | Дата: Воскресенье, 20 Июля 2025, 12:47:46 | Сообщение # 5881 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | 21 июля православные верующие отмечают праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Это один из самых почитаемых образов в России, к которому обращаются в бедах, за защитой семьи, помощи в трудных ситуациях и исцелении. Что значит этот день, какие молитвы читают перед Казанской иконой и какие запреты соблюдают 21 июля 2025 года — в материале URA.RU. 
 История праздника Казанской иконы Божией Матери
 
 21 июля в церковном календаре — день обретения Казанской иконы Божией Матери. Все началось в 1579 году в Казани: после сильного пожара девятилетняя девочка Матрона во сне увидела Богородицу и указала место среди разрушенных домов, где закопана икона. Наутро копатели нашли ее под завалами — с образом Матрона. Икона не была повреждена огнем и казалась «новой», хотя находилась в земле.
 
 После обретения произошло первое чудо: двое слепых обрели зрение сразу после прикосновения к образу. Это стало началом особого почитания. Икона была перенесена в ближайший храм, а затем — в построенный на ее месте Казанский Богородицкий монастырь. Уже в 1594 году митрополит Казанский Гермоген описал чудеса, вызванные образом. А с 1649 года праздник установлен по всей России указом царя Алексея Михайловича — как день ежегодного чествования этого образа.
 
 Как помогает Казанская икона
 
 Казанская икона считается особенной, потому что на нее связано историческое спасение России и помощь в жизни обычных людей. В 1612 году образ поехал вместе с ополчением Минина и Пожарского, освобождавшим Москву от польско-литовских интервентов, и считается, что Богородица помогла в этой борьбе. Позже, в 1812, ее образ был с собой у генерала Кутузова перед битвой с Наполеоном — и в народе эту помощь считали спасением России. Символично, что икона стилизована как «Одигитрия» — «путеводительница». Богородица на ней указывает на Христа, как на путь силы и спасения. Из-за этого образ зовут помощницей в бедах, защитницей семьи, источником здоровья и духовной поддержки. Многие верят, что она спасает от болезней, помогает в семейных делах, оберегает от бед и неприятностей.
 
 Что делают верующие 21 июля: традиции, молитвы, крестные ходы и слова поддержки
 
 21 июля утром в Казани и других городах начинается праздничная служба. В Благовещенском соборе Казанского Кремля проходит крестный ход — верующие несут копии иконы до монастыря, установленного на месте ее обретения. В этот день в храмах заказывают молебны о здоровье, семье и мире, ставят свечи перед образом и просят защиты.
 
 Можно читать акафист Казанской Богородице, а если канонических слов не знаете — говорить с иконой просто и душевно: коротко и по-человечески. Главное — вера и обращение от сердца. Например, молятся так: «О, Пречистая Богородице, помоги моей семье, защити от бед, укрепи нашу веру». Это работает, если человек верит. Праздник — не только про молитвы. В народе 21 июля принято поддерживать своих близких, избегать ссор, тяжелой работы и спешки. На Руси говорили: если день провести спокойно и с уважением, значит Богородица защитит дом и благословит дела на всю неделю. Также считается плохим решать крупные дела, особенно финансовые — лучше посвятить день духовному покою.
 
 Чудеса Казанской иконы: реальные истории, которые давали людям надежду
 
 Казанская икона Божией Матери всегда считалась помощницей в беде и болезнях. После ее обретения в 1579 году люди начали приходить к ней за помощью, и происходили удивительные события. Первым чудом стало исцеление нищего Иосифа, который три года не видел света. Он пришел к иконе с надеждой вернуть зрение, и Богородица помогла ему прозреть. Но, к сожалению, после исцеления он забыл поблагодарить Богородицу и сразу пошел просить милостыню, как привык. Из-за этого его зрение восстановилось не полностью, он видел только то, что было прямо перед ним. Но для людей, которые видели, как Иосиф начал видеть, это стало настоящим чудом и укрепило их веру. После этого икона была перенесена в Благовещенский собор.
 
 Другой случай произошел с человеком по имени Никита, который совсем не видел света. Он с искренней верой подошел к иконе, долго молился и просил Богородицу о помощи. В итоге он начал видеть и вернулся домой здоровым и счастливым, постоянно благодаря Бога и Пресвятую Богородицу за исцеление. Была еще история с жителем Свияжска, который тяжело болел и не находил облегчения. Его жена привела его к иконе, и он долго молился перед образом с надеждой и упорством. Икона помогла ему встать на ноги, и он смог вернуться домой уже здоровым.
 
 Произошло чудо и с маленьким ребенком, который родился слепым. Его мама принесла его к иконе и, стоя перед образом, со слезами просила Богородицу о помощи. Вдруг младенец начал руками трогать лицо матери и узнавать ее. Все люди, которые были рядом и молились, стали свидетелями, как ребенок начал видеть.
 
 Молитвы перед Казанской иконой: как просить помощи у Богородицы
 
 Перед Казанской иконой Божией Матери люди молятся о самом главном: о здоровье, мире в семье, защите от бед, прощении грехов и спокойствии в душе. Эти молитвы помогают собраться с мыслями и с верой попросить у Богородицы поддержки в сложные времена.
 
 Простая молитва перед Казанской иконой
 
 «Пресвятая Богородица, с надеждой и любовью я стою перед Твоим святым образом и прошу: не оставь меня без Твоей помощи. Умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, сохранить мир в моей жизни, в моей семье и в нашей стране. Защити Церковь и веру от всего злого. Ты — наша защитница и помощница, когда нам тяжело. Избавь нас от грехов, обид и болезней, сохрани от несчастий и опасностей. Дай мне смирение, чистоту мыслей, искреннее покаяние и силы начать новую жизнь. Пусть я всегда благодарю Тебя и Бога за помощь и милость. Аминь.»
 
 Молитва о помощи и защите
 
 «Пресвятая Богородица, Царица Неба и земли, Ты выше всех ангелов и святых. Ты помогаешь миру и каждому, кто к Тебе обращается. Сегодня я с чистым сердцем прошу Тебя о помощи, склоняюсь перед Твоей иконой и прошу заступничества. Ты всегда защищаешь обиженных, даешь радость тем, кто в печали, и исцеляешь больных. Ты помогаешь вдовам и сиротам, поддерживаешь тех, кто устал, и даришь надежду тем, кто ее потерял. Услышь мою просьбу и помоги мне, Матерь Божия. Ты можешь все по Своему заступничеству перед Богом. Пусть Тебе будет слава сейчас и всегда. Аминь.»
 
 Что нельзя делать 21 июля: запреты дня Казанской иконы
 
 В этот день стараются не ругаться и не ссориться — любая ссора считается лишней, так как праздник призван принести мир, а конфликт может нарушить духовную гармонию дня. Сквернословить и желать зла другим — табу — это считается грехом и закрывает благодать. Также не делают тяжелую физическую работу: уборку, стирку, ремонт — в народе верят, что усилия будут неэффективны, а результаты — не столь значимы.
 
 По дому можно заниматься легкими делами, но именно тяжелые нагрузки — нежелательны. Тяжелую работу лучше отложить, чтобы не разрушать праздник. Легкая, спокойная забота допустима — если это не приносит напряжения.
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Среда, 23 Июля 2025, 10:28:36 | Сообщение # 5882 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | 24 июля — День святой Ольги: история, значение и традиции праздника 
 24 июля православные верующие чтят память святой равноапостольной Ольги — первой христианской правительницы Киевской Руси. Это одна из ключевых фигур в истории становления христианства в нашей стране. Её правление стало переломным моментом в период, когда борьба между язычеством и новой верой вошла в активную фазу. О малоизвестных фактах жизни княгини Ольги и об интересных народных традициях этого дня — в материале RT.
 
 
  
 Кто такая святая Ольга?
 
 Имя будущей святой княгини Ольги упоминается в «Повести временных лет» в описании женитьбы князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольгу». По преданию, она происходила из древнего изборского княжеского рода. Вероятно, её варяжское имя Хельга в славянском произношении звучало как Ольга. Это имя означало «святая», «освящённая», а народ прозвал её Мудрой.
 
 Летописи рассказывают, что Игорь впервые увидел Ольгу на переправе через реку Великую у села Выбуты. Удивлённый её красотой и умом, он позже сделал её своей супругой. После смерти Игоря от рук древлян Ольга, как регент малолетнего сына Святослава, взяла власть в свои руки и проявила себя как жёсткий, но мудрый правитель.
 
 После того как её мужа убили древляне, Ольга получила предложение руки и сердца от правителя Мала. Сделав вид, что принимает сватовство, княгиня заманила к себе два древлянских посольства под предлогом переговоров. Однако вместо дипломатических бесед послов ждали страшные мучения и гибель.
 
 Жестокая расправа над послами стала лишь началом возмездия: Ольга повелела уничтожить главный город древлян — Искоростень. Он был предан огню, а его жители безжалостно истреблены или обращены в рабство и проданы в далёкие земли.
 
 Но за этими событиями последовал период великого созидания. Ольга провела масштабные реформы — упорядочила сбор дани, ввела систему административных центров («погостов»), укрепила города и границы, расширила торговые и дипломатические связи.
 
 Но главной вехой в её жизни стало крещение. В 954 году Ольга отправилась в Константинополь, где приняла христианство от патриарха Феофилакта. Её крестил сам император Константин Багрянородный и нарёк её именем Елена.
 
 Крещение Ольги стало важнейшим шагом на пути христианизации Руси. Она стремилась передать эту веру сыну Святославу и распространить её в народе, но массового обращения в христианство тогда не произошло. Тем не менее именно она заложила духовный фундамент, и позже её внук Владимир Креститель окончательно утвердит православие на Руси.
 
 Мощи княгини Ольги Владимир спрятал, так как на Киев часто совершались грабительские набеги. Их местонахождение до сих пор неизвестно. Ольга была канонизирована в 1547 году и причислена к лику святых с высоким именованием «равноапостольная», то есть святая, которая, как и апостолы, распространяла христианскую веру по миру.
 Традиции и обычаи 24 июля
 
 В народном календаре этот день называли Ольга Страдница: праздник совпадал с самым напряжённым периодом сельскохозяйственных работ. Тогда вся деревня выходила на поля и луга: одни занимались сбором урожая, другие заготавливали сено.
 
 Крестьяне верили, что святая Ольга покровительствует труженикам полей. В этот день они молились ей о благоприятной погоде, о милосердии и о своевременном завершении работ. Особенно важно было успеть собрать рожь до того, как обильные росы начнут портить урожай.
 
 Этот период также известен как грозовая пора. Крестьяне подмечали: если гром резкий — будет тихий дождь, если гулкий — жди ливня.
 
 День святой Ольги имел ещё одно название — Стожары. Так на Руси именовали яркое звёздное скопление в созвездии Тельца. Ясное небо со сверкающими Стожарами считалось хорошей приметой: оно обещало успешную страду, богатый урожай и, по поверьям охотников, удачную охоту на медведя.
 Кому молятся 24 июля
 
 24 июля православные христиане молятся:
 
 — равноапостольной княгине Ольге (в крещении Елене) — о семейном благополучии, помощи в хозяйственных делах, мудром правлении для руководителей и о защите Отечества;
 
 — великомученице Евфимии Всехвальной — о защите веры, об укреплении в православии и о стойкости духа в сложных ситуациях;
 
 — священномученику Илариону (Троицкому) — о духовной поддержке и помощи в сложных жизненных обстоятельствах, об укреплении веры;
 
 — священномученику Киндею Сидскому — о защите от бед и напастей, о помощи в духовных исканиях.
 
 В этот день православные также молятся перед Оковецкой (Ржевской) иконой Божией Матери — о защите от врагов, об исцелении от болезней, о помощи в житейских нуждах и перед Борколабовской (Барколабовской) иконой Божией Матери — о здравии, об избавлении от бед, о защите семьи.
 Интересные факты о святой Ольге
 
 1. Когда точно Ольга приняла крещение, до сих пор неизвестно. Существует несколько версий. По данным «Повести временных лет», крещение произошло в 954—955 годах в Византии. Церковный писатель Иаков Мних говорит, что в христианской вере Ольга прожила последние 15 лет, и тоже указывает на 954 год. А вот византийский император Константин Багрянородный в своих записях однозначно относит визит Ольги в Константинополь к 957 году.
 
 Историки предлагают два возможных объяснения этого противоречия. Ольга могла посетить Константинополь в 957 году уже будучи крещёной, приехав туда для продолжения переговоров. Либо же крещение могло состояться не в Константинополе, а в Киеве в 954 году, и тогда паломничество в Византию она совершила уже как христианка. Большинство исследователей склоняются к первой версии — о повторном визите Ольги в Константинополь.
 
 2. Первая встреча молодого князя Игоря с Ольгой произошла во время охоты около деревни Выбуты на Псковской земле. Когда князь увидел прекрасную девицу, то, охваченный чувствами, попытался склонить её к близости, но встретил решительный отказ.
 
 Ольга проявила незаурядный ум, с достоинством отвергнув домогательства. Её слова о княжеской чести заставили Игоря устыдиться своих намерений. Эта встреча не прошла для него бесследно: когда пришло время выбирать невесту, князь вспомнил о мудрой девушке и послал за ней своего родственника Олега. Вскоре состоялась свадьба, положившая начало одному из самых значимых союзов в истории Древней Руси.
 
 3. Несмотря на то что Ольга была канонизирована только в 1547 году, почитание княгини как святой началось уже во времена правления её внука Владимира. Интересно, что сам князь не сразу принял христианство, хотя воспитывался православной бабушкой (отец постоянно находился в военных походах). В начале своего правления Владимир всё ещё приносил жертвы Перуну. И только через десять лет он привёл Русь к новой вере.
 
 4. Согласно древнейшей летописи — «Повести временных лет» — свадьба князя Игоря и Ольги состоялась в 903 году, когда невесте было 12 лет. Однако исследователи подвергают эту дату серьёзному сомнению. По имеющимся данным, её единственный сын Святослав появился на свет в 942 году. То есть на момент рождения сына Ольге шёл 52-й год, что крайне маловероятно с точки зрения физиологии. Историки склоняются к тому, что дата свадьбы (903 год) носит условный характер.
 
 5. За убийство князя Игоря Ольга страшно отомстила древлянам. Первое наказание последовало сразу после прибытия послов древлян. Ольга, притворившись, что согласна на их условия, приказала торжественно нести послов вместе с их ладьёй… прямо в заранее вырытую яму, где они были заживо погребены.
 
 Следующее посольство Ольга пригласила в баню якобы для омовения перед встречей с ней. Но она заперла двери и подожгла баню, послы сгорели заживо. Прибыв в земли древлян, Ольга устроила поминальный пир, во время которого напоила ядом всех пришедших. По ряду летописных источников, в тот день было убито около 5 тыс. человек. Позднее, когда древляне прислали Ольге дань в виде птиц, она приказала привязать к их лапкам горящие тряпки. Отпущенные на свободу птицы вернулись в свои гнёзда, что привело к пожару и уничтожению главного древлянского города.
 
 Столь жестокие приказы были обусловлены контекстом того времени. Эти действия совершались Ольгой до принятия христианства, когда она была язычницей, так что подобное поведение вполне соответствовало языческим представлениям о мести. В обществе такие действия воспринимались как справедливое возмездие за убийство князя.
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Пятница, 25 Июля 2025, 15:17:26 | Сообщение # 5883 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | В День крещения Руси соборы и монастыри всей страны будут бить в колокола 
 МОСКВА, 25 июл - РИА Новости.
 
 В Москве и по всей России в День крещения Руси соборы и монастыри будут бить в колокола, рассказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.
 
 "В Москве все колокольни, все соборы, храмы, монастыри, будут центрами колокольного звона. И этот колокольный звон будет таким всеобщим, как и в прошлые годы. Начало этой традиции было положено в 2012 году", – сказал он на пресс-конференции ко Дню крещения Руси в международном мультимедийном пресс-центре медиагруппы "Россия сегодня".
 Звон в праздник стал уже общероссийской акцией, добавил Кипшидзе.
 
 День крещения Руси отмечается 28 июля, в день памяти великого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. В июне 2008 года Архиерейский собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира совершать богослужение по уставу великого праздника. В 2010 году День Крещения Руси был установлен как государственная памятная дата.
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Понедельник, 28 Июля 2025, 09:40:27 | Сообщение # 5884 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира 
 
  
 1031 год назад в Крыму произошло событие, значительным образом повлиявшее на развитие России, – в 988 году князь Владимир крестился в Корсуни (Херсонесе). За этим последовало начало крещения остального населения страны. Сегодня, 28 июля, мы отмечаем два праздника – День крещения Руси и День памяти святого равноапостольного князя Владимира.
 
 Как отмечается на сайте журнала «Фома», будущий Креститель Руси родился около 960 года. Его отцом был князь Святослав, а матерью – Малуша, ключница бабушки Владимира – святой княгини Ольги. Правил он сначала – с 970 года – в Новгороде, а затем с 978-го и до смерти в 1015 году – в Киеве.
 
 После крещения князь вернулся в Киев и привёз с собой православных священников. Первыми они крестили сыновей Владимира Святославича, затем бояр. Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам ещё недавно установил в столице Руси. По его инициативе священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси. Потом крестился Новгород. Затем – Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой веры стало серьёзным толчком к объединению русских земель.
 
 При этом, согласно «Большой российской энциклопедии», в отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII веков вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им городе Корсунь (в черте совр. Севастополя; см. Херсонес), центре византийских владений в Крыму, в 988 году (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989-м); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императо-ров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII, Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI веке, которая относит крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
 
 До принятия христианства князь Владимир был жестоким правителем, опиравшимся, в первую очередь, на языческие традиции. Однако после личного крещения он изменился внутренне, что повлияло и на его внешнюю деятельность. После принятия христианства Владимир прекратил военные походы на соседей, воевал лишь с кочевниками – печенегами.
 
 В статье «Крещение Руси в 988 году и государство Русь» академика Дмитрия Сергеевича Лихачева отмечается, что другой христианской добродетелью, с точки зрения Владимира, явилось милосердие богатых по отношению к бедным и убогим. Крестившись, Владимир стал прежде всего заботиться о больных и бедных. Согласно Начальной летописи Владимир: «…повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питье и яденье, и от схотьниц кунами (деньгами)». А тем, кто не мог приходить, немощным и больным, развозить припасы по дворам. Если эта его забота и была в какой-то мере ограничена Киевом или даже частью Киева, то и тогда рассказ летописца чрезвычайно важен, ибо показывает, что именно считал летописец самым важным в христианстве, а вместе с ним и большинство его читателей и переписывателей текста: милосердие и доброту. Обычная щедрость становилась милосердием. Это различные акты, ибо акт добродеяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием.
 
 Владимир также занимался развитием образования в своем княжестве. После крещения Руси Владимир, как о том свидетельствует Начальная летопись, «…нача поимати у нарочитые чади (то есть у лиц привилегированного сословия) дети и даяти нача на учение книжное». Строки эти вызывали различные догадки, где проводилось это «учение книжное», были ли это школы и какого типа, но ясно одно: «учение книжное» стало предметом государственной заботы.
 
 Великий князь скончался 15 (28) июля 1015 года в сельце Берестово недалеко от Киева. Похоронили его в основанной им Десятинной церкви.
 
 Как отмечает Дмитрий Лихачев, христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича, Святополк, женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира, Мария Доброгнева, была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого, Елизавета, вышла замуж за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося её руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы ещё долго перечислять родственные связи русских князей XI–XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы.
 
 Согласно «Большой российской энциклопедии» иногда термин «крещение Руси» употребляется в широком смысле, обозначая длительный процесс постепенного проникновения христианства в Древнерусское государство в IX–X веках и христианизации населения, продлившийся десятилетия, а в некоторых областях – не одно столетие после крещения князя Владимира. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси (помимо крещения Владимира и непосредственно последовавших за этим событий) считаются, прежде всего, так называемое первое крещение Руси в 860-е годы, которое принято связывать с именами киевских князей и которое сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей. Также сюда относится неудачная попытка крещения Руси, предпринятая киевской княжной Ольгой после её личного крещения в Константинополе в 946-м или 957 году; активное церковное строительство и меры по организационному оформлению церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
 
 По совокупности данных исторических источников, крещение Руси предстаёт как целенаправленный выбор князя Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число христианских держав и др.).
 
 Крещение князя и Древнерусского государства представлено в источниках в сложном международном контексте, прежде всего в связи с тесным военно-политическим союзом с Византией. Сохранившееся в летописи сказание об «испытании вер» князем Владимиром повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с Запада, от иудаизированных хазар, и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир от-правил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения, говорится в БРЭ. Не-смотря на очевидную эпическую стилизацию этого сказания, данные иностранных источников позволяют полагать, что в нём в традиционной литературной форме говорится о вполне реальных внешнеполитических контактах Владимира, имевших религиозную подоплёку.
 
 «Вспомним, что испытание вер имело в виду не то, какая вера красивее, а то, какая вера истинная. А главным аргументом истинности веры русские послы объявляют ее красоту. И это не случайно! Именно в силу этого представления о примате художественного начала в церковной и государственной жизни первые русские князья-христиане с таким усердием обстраивают свои города, ставят в них центральные храмы», – пишет по этому поводу Дмитрий Лихачев.
 
 На первые годы после крещения (не позднее 997 года) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константино-польскому патриархату. Одновременно с митрополией было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. Основные направления христианизации го-сударства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI–XII веках. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до 12. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных. Вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных городских монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах – Новгороде, Ростове, Ярославле – относятся к 1070-м годам (вместе с тем, непосредственная связь летописных «волхвов» со славянским язычеством иногда оспаривается). С этого времени язычество как общественный фактор больше не прослеживается. С таковой его ролью не следует смешивать сохранение остатков языческих представлений в быту как сельского, так и городского населения (что часто именуется «двоеверием», хотя этот термин не вполне адекватен), подчеркивается в БРЭ.
 
 В 2010 году Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о дополнении перечня памятных дат России новой датой: 28 июля стал Днем крещения Руси. В православном церковном календаре 28 июля (по ст. ст. 15 июля) – День памяти равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси.
 
 
   
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| BODO | Дата: Суббота, 02 Августа 2025, 12:26:04 | Сообщение # 5885 |  |     Группа: Старейшина Сообщений: 950 Статус: Отсутствует |  
 И меня!
   
 Владимир Бодо, пп 45100. 1973-77г. 02.08.1953г
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Четверг, 14 Августа 2025, 06:43:44 | Сообщение # 5886 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | Медовый Спас — первый в череде трех православных праздников, которые отмечаются в августе и носят название Спасы. Торжество совпадает с началом двухнедельного Успенского поста. Следом за Медовым идут Ореховый и Яблочный Спасы. «Газета.Ru» рассказывает, как возник праздник, какие традиции принято соблюдать в Медовый Спас и как выбрать качественный мед. 
 Спасы — череда праздников, которые отмечают каждый год в августе в одни и те же дни:
 
 Медовый Спас — 14 августа,
 Яблочный — 19 августа,
 Ореховый, или Хлебный — 29 августа.
 
 Медовый Спас, как и Ореховый, и Яблочный, — народное название праздника. В православном календаре вы его не найдете. А церковь 14 августа отмечает Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Спасы связаны с почитанием Христа как Спасителя, отсюда и название.
 
 Как часто бывает, в празднике переплелись религиозные и народные традиции. Медовый Спас приурочен к летнему медосбору. К середине августа мед созревает в пчелиных ульях до полной готовности, и пасечники приступают к его сбору. В церквях принято в этот день освящать новый урожай меда, согласно многовековому обычаю.
 
 За праздником закрепилось еще несколько народных названий. Например, Мокрый Спас или Спас на воде. В этот день на Руси освящали водоемы и колодцы, совершали крестные ходы к источникам, купались и мыли домашний скот во избавление от болезней и сглаза. Праздник также закрывал сезон летних купаний.
 
 Еще один распространенный вариант названия — Маковей, или Маковый Спас — в память о почитаемых в этот день семи мучениках Маккавеев и в честь мака, созревающего к этой дате: с ним пекли пряники, булочки и пирожки.
 
 Медовый Спас знаменует начало Успенского поста, который длится две недели. Это время воздержания и духовного очищения.
 
 
   
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| BODO | Дата: Четверг, 14 Августа 2025, 07:16:51 | Сообщение # 5887 |  |     Группа: Старейшина Сообщений: 950 Статус: Отсутствует |  
 Он же — Спас на воде, Спас мокрый, Спас-Маковей.
   
 Владимир Бодо, пп 45100. 1973-77г. 02.08.1953г
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Понедельник, 18 Августа 2025, 22:08:11 | Сообщение # 5888 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | Когда и как отмечают Яблочный Спас 
 Яблочный Спас — народное название православного праздника Преображения Господня, который отмечается 19 августа. Эта дата не меняется от года к году. В церковной традиции это один из двенадцати великих праздников . В народе же он тесно связан с завершением лета, сбором урожая и освящением плодов.
 
 Яблочный Спас еще называют «вторым Спасом»: он наступает после Медового (14 августа), а за ним следует Ореховый, или Хлебный (29 августа).
 
 Почему «Яблочный»?
 
 К празднику на большей части территории России поспевают яблоки, груши, сливы и другие плоды. В старину было принято не пробовать яблоки до Яблочного Спаса — их освящали в храме, и только после этого разрешалось подавать фрукты к столу. Дело в том, что этот плод в христианстве считается «греховным», потому что, вкусив яблоко, сорванное с Древа Познания, Ева лишила человечество возможности жить в раю.
 
 Также на праздник приносили венки из полевых цветов, мак и лекарственные травы — все это освящалось в церкви.
 
 В народе говорили:
 «На Спас — яблочко припас»,
 «Яблоко на Спас — на здоровье про запас».
 
 Народные традиции и поверья
 
 Со временем Преображение Господне обрело множество народных обычаев. Некоторые из них далеки от церковной традиции, отметил в беседе с «Газетой.Ru» священник храма Петра Митрополита Московского в Санкт-Петербурге Николай Савченко (отец Николай).
 
 Так, на Яблочный Спас было принято относить освященные яблоки на могилы — особенно дети умерших матерей. Считалось, что это — добрый дар, но приносить плоды следовало строго после освящения, иначе можно навредить душе усопшего.
 
 Существовал и обряд заклинания жнивы: на рассвете выходили в поле, читали особые слова, отгоняя нечистую силу. А вечером собирались за околицей — водили хороводы, пели, прощались с летом.
 
 Однако с христианской точки зрения главное в этот день — не урожай или веселье, а воспоминание евангельского события, произошедшего незадолго до крестной смерти Христа.
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Понедельник, 18 Августа 2025, 22:11:35 | Сообщение # 5889 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | Преображение Господне — что это за праздник 
 Согласно Евангелию, Иисус Христос взял с собой троих учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и поднялся с ними на высокую гору, чтобы помолиться. Там и произошло событие, которое в христианской традиции называют Преображением.
 
 
  
 «Называется праздник Преображением потому, что Господь преобразился на горе Фаворе перед учениками и явился в белоснежной одежде с пророками Моисеем и Илией», — рассказал отец Николай.
 
 Лицо Христа просияло, как солнце, а одежды сделались блистающими, белыми, как свет. Это был момент, когда ученикам на краткое время была явлена божественная природа Иисуса Христа.
 
 Согласно одному из самых распространенных толкований, ученики увидели рядом со Спасителем вознесшегося после смерти Моисея и взятого живым на небо Илию, так как Иисус имеет власть и над живущими, и над умершими.
 
 Само Преображение являет ученикам и всем христианам будущую славу Воскресения, предвосхищает Пасху. Но прежде этой славы — крестный путь и страдания.
 
 «При этом в Евангелии упоминается, что по времени Преображение Господне произошло незадолго до крестной смерти Спасителя, то есть в начале весны. Однако ввиду того, что в эту часть года церковных памятных дней и так много, — Вербное воскресенье, Пасха — было принято решение перенести этот праздник на лето», — пояснил отец Николай.
 
 Церковные традиции на Преображение: нужно ли соблюдать пост
 
 Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников и приходится на период Успенского поста. Этот пост по своей строгости приравнивается к Великому.
 
 Накануне праздника совершается всенощное бдение, а на утренней молитве, как правило, читаются каноны преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина.
 
 «В день Преображения ради праздника пост ослабляется и верующие кушают рыбу. Поэтому стол в этот день постный с рыбой. Вино разрешается в небольшом количестве», — уточнил отец Николай.
 
 В этот день священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие сияющие одежды, в которых явился своим ученикам Христос.
 
 Традиции на Яблочный Спас
 
 Перед праздником важно навести порядок в доме, потому что в день Яблочного Спаса работать запрещено. Согласно верованиям, если не подготовиться заранее и встретить праздник в беспорядке, это может принести вам и вашей семье неудачи на целый год.
 
 На сам праздник обязательно нужно отведать освященное в церкви яблоко. Этот ритуал символизирует благодарность за урожай и благословение на будущий год.
 
 «Именно в день Преображения отмечается народный праздник Яблочный Спас. В церкви после службы освящаются плоды: яблоки, виноград, груши, абрикосы, персики, арбузы и дыни. Считается, что начатки овощей и фруктов, то есть некоторую первую или небольшую часть [урожая], надо принести для освящения в церковь, чтобы Господь благословил остальное на весь год», — пояснил священник.
 
 На Руси первое яблоко на Спас ели, загадав желание. Считалось, что оно исполнится, когда человек проглотит первый кусочек.
 
 Что нельзя делать в Преображение
 
 Помимо ограничений в пище, православным стоит соблюдать ряд других правил:
 
 не проявлять злость к окружающим;
 не заниматься тяжелым физическим трудом;
 не выполнять домашнюю работу и не заниматься рукоделием (уборку и другие домашние дела следует сделать накануне праздника либо на следующий день);
 не устраивать шумные торжества и много не пить (за праздничным обедом верующие могут выпить бокал красного вина).
 
 Приметы и поверья на Яблочный Спас
 
 За время существования праздника накопилось немало народных примет, связанных с праздником Преображения Господня, или Яблочного Спаса.
 
 Если на Яблочный Спас солнечная погода, то и в январе будет малоснежно. А Спас с дождем — к вьюжному началу зимы.
 
 Засуха на праздник — к влажному осеннему сезону, дождь сулит слякоть, а ясный день предсказывает зиму со снегами и морозами.
 
 По поверьям, человека ждет огромный успех, если на Спас на его руку два раза сядет мушка.
 
 Вечера с 19 августа (по старому стилю с 6 августа) делаются очень свежими и промозглыми. Есть и пословица на этот счет: «После Яблочного Спаса хоть тулуп припасай».
 
 Со дня Преображения лето поворачивается в сторону холодов. Была присказка: «Второй Спас пожаловал — лету край».
 
 По погоде 19 августа судили, каким будет Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Ясный день — к спокойной погоде на Покров.
 
 В этот день нельзя убивать каких-либо насекомых, включая вредителей. Считается, что это может привести к беде.
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| BODO | Дата: Вторник, 19 Августа 2025, 06:43:36 | Сообщение # 5890 |  |     Группа: Старейшина Сообщений: 950 Статус: Отсутствует |  
   
 Владимир Бодо, пп 45100. 1973-77г. 02.08.1953г
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Вторник, 19 Августа 2025, 08:11:09 | Сообщение # 5891 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | BODO, 
 
 Цитата  Вечера с 19 августа (по старому стилю с 6 августа) делаются очень свежими и промозглыми. Есть и пословица на этот счет: «После Яблочного Спаса хоть тулуп припасай».
 У тебя тулуп есть?
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Четверг, 28 Августа 2025, 06:32:24 | Сообщение # 5892 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | Успение Пресвятой Богородицы 
 В православии Деву Марию, мать Иисуса Христа, называют Пресвятой Богородицей. Этот день посвящен памяти об окончании ее жизненного пути. Эпизод Успения не описан ни в одном из Евангелий. Но об этом подробно рассказано в неканоническом «Житии святых по изложению святителя Димитрия Ростовского». Согласно преданию, Богородице явился архангел Гавриил и возвестил, что пришло время войти в вечную жизнь: «Сын Твой и Бог наш приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». Затем с небес сошел Христос, и Богородица отдала душу свою в руки его. Тело Марии апостолы положили в гроб и отнесли его в гефсиманскую пещеру, закрытую огромным камнем.
 
 
  
 В день Успения Пресвятой Богородицы во всех церквях совершаются праздничные литургии, которые восславляют премудрость Пресвятой Девы, «вместившой в Себе Невместимаго». Успение относится к числу двунадесятых праздников — двенадцати главных торжеств православного календаря.
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Четверг, 28 Августа 2025, 06:35:20 | Сообщение # 5893 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует |   
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| BODO | Дата: Четверг, 28 Августа 2025, 07:11:00 | Сообщение # 5894 |  |     Группа: Старейшина Сообщений: 950 Статус: Отсутствует |   
 Владимир Бодо, пп 45100. 1973-77г. 02.08.1953г
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Пятница, 29 Августа 2025, 07:29:31 | Сообщение # 5895 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | Празднование в честь перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа 
 Предание гласит, что в евангельские времена жил правитель города Эдессы Авгарь, страдавший от проказы. Он узнал о великих чудесах Христа и в надежде на исцеление отправил своего живописца Ананию в Палестину, чтобы тот запечатлел Мессию. В Иерусалиме Анания не смог приблизиться к Христу, так как во время проповеди его окружила большая толпа. Тогда он встал на высокий камень и попытался издалека написать портрет Мессии. Внезапно Иисус сам подозвал Ананию по имени и передал ему письмо, в котором пообещал прислать Авгарю своего ученика для исцеления. Потом Христос, омыв свое лицо, вытер его холстом, после чего на нем отпечатался его лик. Анания принес своему правителю письмо и нерукотворный образ, после чего Авгарь исцелился. С тех пор жители города много лет поклонялись нерукотворному изображению Христа, а в 944 году холст с почестями перенесли в Константинополь. Этому событию и посвящен праздник.
 
 
   
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| BODO | Дата: Пятница, 29 Августа 2025, 07:46:15 | Сообщение # 5896 |  |     Группа: Старейшина Сообщений: 950 Статус: Отсутствует | Празднование в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. 
 
  
   
 Владимир Бодо, пп 45100. 1973-77г. 02.08.1953г
 
 
 Сообщение отредактировал BODO - Пятница, 29 Августа 2025, 07:46:48 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Четверг, 11 Сентября 2025, 12:00:09 | Сообщение # 5897 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | За что казнили пророка Иоанна Крестителя и почему верующие отмечают этот день 
 Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи
 
 Полное название праздника — Усекновение честной главы честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.
 
 11 сентября
 ежегодно отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи, так как это непереходящий праздник
 
 По старому стилю праздник выпадал на 29 августа.
 
 Значение праздника для верующих
 
 Как рассказал «Газете.Ru» священник Николай Савченко (отец Николай) из храма Петра Митрополита Московского в Санкт-Петербурге, Иоанн Предтеча вошел в историю своим мужеством и принципиальностью в обличении греха и несправедливости, даже когда это касалось сильных мира сего. Его жизнь и мученический подвиг стали эталоном верного служения Богу и истине.
 
 В день Усекновения главы Иоанна Предтечи верующие обращаются к этому примеру, напоминая себе о необходимости сохранять твердость веры и следовать Божьим заповедям, какие бы испытания ни встречались на жизненном пути.
 
 «День Усекновения главы Иоанна Крестителя — это одновременно день его смерти и его славного подвига. Так как об этом событии рассказывается в повествованиях Евангелий, то оно вошло в традиции всех христианских церквей, а не только православных. Этот день стал одним из важных дней поминовения в церковном календаре. Его обычно не называют праздником, поскольку события касаются казни пророка, однако для нас, верующих, это несомненно победа над смертью», — подчеркнул священник.
 
 История Иоанна Предтечи
 
 Иоанн Предтеча, которого также называют Иоанном Крестителем, родился в Хевроне, к югу от Иерусалима, у пожилой бесплодной пары: священника Захарии и праведной Елисаветы. Архангел Гавриил, явившись к Захарии, известил о появлении у него сына, который «будет велик пред Господом». Иоанн посвятил себя служению Богу, призывая людей к покаянию и духовному преображению.
 
 Когда Иоанну Предтече шел 30-й год, он явился к реке Иордан, где иудеи совершали религиозные омовения, и начал проповедовать народу о покаянии и крещении во оставление грехов.
 
 Кульминацией его миссии стало крещение Иисуса Христа — событие, имеющее фундаментальное значение для христианского вероучения.
 
 Бесстрашные проповеди Иоанна и его прямое обличение греховности власть имущих стали причиной конфликта пророка с царем Иродом Антипой. Иоанн Предтеча не побоялся осудить правителя за незаконную связь с женой его брата — Иродиадой, что в конечном итоге стало причиной трагической развязки.
 
 Смерть Иоанна Крестителя описана в Евангелиях от Матфея (14:1-12) и Марка (6:14-29). У царя Ирода Антипы была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не смел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и опасался народного гнева.
 
 Иродиада возненавидела Иоанна и жаждала его смерти. Благоприятный момент настал на пиру в честь дня рождения Ирода. Во время празднования дочь Иродиады Саломея показала танец, который так восхитил царя, что он поклялся исполнить любое ее желание. По наущению матери Саломея потребовала подать ей на блюде голову Иоанна Предтечи.
 
 «Ирод опечалился, но, будучи не в силах нарушить свое слово, он отдал приказ казнить Иоанна Крестителя», — подчеркнул священник.
 
 Приказ был исполнен: слуги принесли отсеченную голову пророка на блюде во время пира. По преданию, уста мученика вновь отверзлись и он произнес: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». В ярости Иродиада проколола язык пророка иглой и распорядилась закопать главу в нечистом месте. Ученики тайно погребли тело святого в Севастии , в память об этих событиях был установлен день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
 
 Божий гнев вскоре настиг тех, кто казнил пророка. Саломея провалилась под лед, переходя зимой реку Сикорис. Ее тело оказалось в воде, а голова — надо льдом. Тщетно она перебирала ногами, как когда-то танцевала на земле. Выбраться из воды у нее не получилось, а острые льдины перерезали ей шею. Отсеченную голову Саломеи принесли Ироду и Иродиаде, а тело так и не нашли.
 
 Аравийский царь Арефа, отец законной жены Ирода, которую тот оставил, решил отомстить за оскорбление своей дочери. Он объявил Иудее войну и одержал победу. Вскоре, согласно древним преданиям, лишившегося престола Ирода и Иродиаду поглотила разверзшаяся земля.
 
 Обретение главы Иоанна Крестителя
 
 Обретение главы Иоанна Крестителя связано с тремя отдельными событиями, произошедшими в разные исторические периоды.
 
 Первое обретение
 
 После казни Иоанна Предтечи его голову тайно сохранила Иоанна — жена домоправителя царя Ирода. Она спрятала святыню в глиняном сосуде и захоронила на Елеонской горе. Позже реликвия была обнаружена благочестивым христианином, который стал хранить ее у себя.
 
 Второе обретение
 
 В IV веке глава была вновь обретена в Иерусалиме. Согласно преданию, она была найдена во время раскопок. Святыню перенесли в город Емесу (современный Хомс в Сирии), где она стала объектом глубокого почитания и способствовала распространению культа Иоанна Крестителя.
 
 Третье обретение
 
 Около 850 года патриарх Игнатий Константинопольский получил во время молитвы указание о местонахождении главы. Реликвию обнаружили в Команах (близ современного Сухума) и с великими почестями возвратили в Константинополь.
 
 Символика и традиции праздника
 
 Этот день глубоко связан с темой мученичества, обратил внимание отец Николай в беседе с «Газетой.Ru». На иконах Иоанн часто изображается с отсеченной головой, что символизирует его жертвенность и верность Богу.
 
 «Иконография праздника достаточно древняя. Иконы Усекновения известны и в Византии, и на Руси. Изображение усеченной главы на блюде — это традиционный стиль иконографии. Есть и отдельно иконы Иоанна Крестителя, также есть изображения Иоанна Крестителя на иконах Крещения Господня, однако они используются только на Крещение», — отметил отец Николай.
 
 В православной церкви в день Усекновения главы Иоанна Предтечи соблюдают строгий пост. Верующие воздерживаются от мясной и молочной пищи, а также от развлечений и тяжелой работы. Этот день лучше всего посвятить духовным размышлениям и молитве.
 
 Цвет этого дня — мученический, то есть красный или бордовый. Поэтому цвет одежды можно подбирать, исходя из этого. Также этот день всегда постный, на какой бы день недели он ни выпал, даже на воскресенье. Темный цвет одежды используется как символ скорби, а строгий пост подразумевает спокойное сосредоточенное поведение.
 Николай Савченко (отец Николай)
 священник
 
 Традиции дня:
 
 Пост и воздержание. В этот день соблюдается строгий пост, подчеркнул отец Николай. Верующие воздерживаются от употребления мяса, рыбы и других скоромных продуктов. «Так как день Усекновения постный, то не одобряется веселье и празднование в этот день. Алкоголь вообще запрещен даже в малых количествах», — уточнил священник.
 
 Пост в день Усекновения главы святого Иоанна
 
 Молитва и богослужения. В церквях проводятся особые службы, посвященные памяти Иоанна Крестителя. Верующие молятся о прощении грехов и духовном очищении.
 
 Запрет на определенные действия. Считается, что в этот день не следует брать в руки острые предметы, такие как ножи или топоры, в память о мученической смерти Иоанна. «Раньше в народе была традиция избегать в этот день режущей работы, в том числе закалывания скота, просто из-за соответствующих неприятных ассоциаций», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
 
 Благотворительность. Принято помогать нуждающимся, раздавать милостыню и проявлять сострадание ко всем, кто в этом нуждается. По словам Николая Савченко, в этот день следует помнить о тех людях, которые заключены в тюрьму.
 
 К этому призывает нас христианское милосердие, хотя, как правило, приговор и справедлив.
 Николай Савченко (отец Николай)
 священник
 
 Размышления о жизни и смерти. Этот день побуждает верующих задуматься о духовной жизни, значении покаяния и следовании заветам Иоанна Предтечи.
 
 Народные приметы на день Усекновения главы Иоанна Предтечи
 
 Если птицы поют звонко, лето с осенью еще будет воевать.
 Улетают лебеди — к снегу.
 Если журавли на юг улетели к 11 сентября, то зима будет ранняя и суровая.
 Если заметишь гуся в небе, то скоро пойдет дождь.
 Если 11 сентября гремит гром, то осень будет теплой.
 Если много грачей, то еще долго простоит солнечная погода.
 
 Влияние на культуру и искусство
 
 Усекновение главы Иоанна Предтечи — это не только значимый религиозный праздник, но и источник вдохновения для художников, писателей и композиторов на протяжении многих веков. Эта тема нашла отражение в разнообразных формах искусства — от живописи и скульптуры до литературы и музыки.
 
 Живопись
 
 Европейская живопись
 
 Караваджо. Картина «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608) — одно из самых известных произведений на эту тему. Караваджо мастерски передает драматизм момента, используя контраст света и тени.
 
 Леонардо да Винчи. Хотя сам Леонардо не писал сцену усекновения, его ученики и последователи часто обращались к этой теме, используя его технику сфумато для создания глубины и эмоциональной насыщенности.
 
 Русская иконопись
 
 В русской иконописи Иоанн Предтеча часто изображается с крыльями, символизирующими его роль как вестника. Иконы, посвященные его усекновению, подчеркивают его мученичество и духовную силу. Одну из самых известных икон Иоанна Предтеча написал русский иконописец Андрей Рублев в 1408 году. Художник изобразил Иоанна Крестителя еще при земной жизни.
 
 Литература
 
 Иоанн Креститель в литературе появляется редко, в основном как эпизодический персонаж истории Иисуса или же в самостоятельных произведениях, посвященных его гибели из-за танца Саломеи, чья колоритная фигура издавна привлекала внимание литераторов.
 
 Западная литература
 
 Оскар Уайльд. Пьеса «Саломея» (1893) исследует историю через призму взаимоотношений и психологических мотивов. Уайльд придает особое внимание образу Саломеи, превращая ее в символ роковой женщины.
 
 Гюстав Флобер. В рассказе «Иродиада» французский писатель углубляется в характеры и мотивы персонажей, создавая сложный психологический портрет героев.
 
 Русская литература
 
 В русской литературе тема усекновения часто используется как символ жертвенности и духовного подвига. Многие писатели и поэты обращались к образу Иоанна как к идеалу праведности и мужества, создавая новое направление русской религиозно-философской мысли.
 
 Классическая музыка
 
 Рихард Штраус. Опера «Саломея» (1905) основана на пьесе Оскара Уайльда и является одним из ярких примеров музыкальной интерпретации этой истории. Штраус использует сложные музыкальные структуры для передачи эмоциональной напряженности и драматизма.
 
 * Жюль Массне. Опера «Иродиада» (1881) также посвящена этой теме и исследует взаимоотношения между персонажами через лирические арии и ансамбли.
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Среда, 17 Сентября 2025, 08:30:42 | Сообщение # 5898 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | Двунадесятые и великие праздники в 2025–2026 годах: даты и значение 
 Это двенадцать важнейших праздников в православном христианстве, которые посвящены ключевым событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Они имеют глубокое богословское, историческое и духовное значение для верующих. Эти праздники отражают центральные догматы христианства, такие как Воплощение Бога (Рождество Христово), Искупление (Крестовоздвижение) и Спасение (Воскресение Христово, хотя Пасха не входит в число двунадесятых).
 
 Вот перечень двунадесятых праздников начиная с Новолетия, 14 сентября 2025 года:
 
 Успение Богородицы — 28 августа;
 
 Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября;
 
 Воздвижение Креста Господня — 27 сентября;
 
 Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря.
 
 В 2026 году:
 
 Рождество Христово — 7 января;
 
 Крещение Господне — 19 января;
 
 Сретение Господне — 15 февраля;
 
 Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля;
 
 Вход Господень в Иерусалим — 5 апреля (переходящий);
 
 Вознесение Господне — 21 мая (переходящий);
 
 День Святой Троицы — 31 мая (переходящий);
 
 Преображение Господне — 19 августа.
 
 Следующими по важности в календаре церковных праздников являются так называемые великие праздники. В 2026 году это:
 
 Обрезание Господне — 14 января;
 
 День Святого Духа, или Духов день, — 1 июня (переходящий);
 
 Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля;
 
 День Петра и Павла — 12 июля;
 
 Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября;
 
 Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября.
 
 Церковный календарь постов в России
 
 Пост — это не диета, а путь к внутреннему очищению через молитву и воздержание. В 2025–2026 церковном году четыре продолжительных периода воздержания:
 
 Рождественский пост — продлится 40 дней, с 28 ноября 2025 года по 6 января 2026 года;
 
 Великий пост (самый строгий и значимый) — с 23 февраля по 11 апреля;
 
 Петров пост — начнется 8 июня и завершится 11 июля, в канун дня апостолов Петра и Павла;
 
 Успенский пост — короткий, но строгий, с 14 по 27 августа.
 
 Однодневные посты в 2025–2026 году
 
 Однодневных постов в календаре православных праздников всего три:
 
 Воздвижение Креста Господня (27 сентября) — в воспоминание крестных страданий Спасителя;
 
 Крещенский сочельник, или Навечерие Богоявления (18 января) — день накануне Богоявления;
 
 Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) — день траура и строгого поста.
 
 Сплошные седмицы в 2025–2026 году
 
 В православном уставе есть особые «сплошные» седмицы, когда пост в среду и пятницу отменяется. В 2026 году их пять:
 
 Святки (после Рождества) — с 8 по 17 января;
 
 Неделя о мытаре и фарисее (подготовка к Великому посту) — с 2 по 7 февраля;
 
 Масленица (Сырная седмица) — с 16 февраля по 21 марта (исключается мясо);
 
 Светлая седмица (после Пасхи) — с 13 по 18 апреля;
 
 Троицкая седмица (после Дня Святой Троицы) — с 1 по 6 июня.
 
 Родительские субботы и дни поминовения усопших
 
 Нельзя обделить вниманием дни поминовения усопших. Это дни, в которые православные христиане поминают умерших (как близких, так и всех христиан в целом), приводят в порядок могилы членов семьи, устраивают поминальные трапезы. В частности, в перечень дней поминовения входят три субботы Великого поста. Всего в 2025/2026 церковном году 10 поминальных дней:
 
 поминовение всех православных христиан, принявших муки за веру, — 30 октября;
 
 Димитриевская родительская суббота —7 ноября;
 
 поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову — 8 февраля;
 
 Вселенская родительская (мясопустная) суббота — 14 февраля;
 
 суббота второй седмицы Великого поста — 7 марта;
 
 суббота третьей седмицы Великого поста — 14 марта;
 
 суббота четвертой седмицы Великого поста — 21 марта;
 
 Радоница — 21 апреля;
 
 Поминовение усопших воинов — 9 мая;
 
 Троицкая суббота — 30 мая.
 
 Это наиболее значимые даты православного церковного календаря. В перечень торжеств также входят дни памяти святых и именины.
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| BODO | Дата: Суббота, 27 Сентября 2025, 07:22:56 | Сообщение # 5899 |  |     Группа: Старейшина Сообщений: 950 Статус: Отсутствует |   
 Владимир Бодо, пп 45100. 1973-77г. 02.08.1953г
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Суббота, 27 Сентября 2025, 09:39:18 | Сообщение # 5900 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | МОСКВА, 27 сен - РИА Новости. 
 Ношение нательного креста означает, что человек, принявший таинство крещения, "изымается из под власти греха и сил тьмы и переходит под защиту Божию", также важно, чтобы на кресте было написано имя Иисуса Христа, рассказал РИА Новости председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов.
 
 Русская православная церковь 27 сентября празднует Воздвижение Креста Господня и вспоминает его обретение в 326 году. Крест, на котором распяли Иисуса Христа, был утерян и позже найден в результате археологической экспедиции в Иерусалим, которую организовала в начале IV века императрица Елена, мать императора Константина Великого
 
 Экспедиция определила место, где в I веке был распят Иисус Христос, а также нашла несколько крестов (согласно Евангелию, вместе с Иисусом распяли еще двух осужденных).
 
 По прикосновению к одному из этих крестов исцелилась женщина, его и сочли святыней.
 
 Крест выставили (воздвигли) – для поклонения верующих, что и вспоминает Церковь в этот день. Крест Господень был разделён на множество сегментов, сейчас его частицы хранятся как святыни в храмах по всему миру, в том числе - в России.
 
 "Согласно православной антропологии, тело человека - это образ Божий, малый храм Творца, вмещающий в себя законы и устроение видимого мира. Ну а храм без креста - это уже не храм. Крест - это знак победы над смертью и князем мира сего, совершенной более 2000 лет назад воплотившимся на земле Сыном Божиим Иисусом Христом. Поэтому ношение креста, который торжественно одевается новому христианину во время Таинства Крещения, означает, что этот человек изымается из под власти греха и сил тьмы и переходит под защиту Божию", - сказал отец Федор Лукьянов.
 
 "Таким образом маленький мир отдельного человека возвращается к своему Небесному Отцу. А через возвращение миллионов людей к Богу и Его нравственному закону возвращается и окружающий огромный мир, в котором все мы живем", - добавил иерей.
 
 Он также отметил, что слово "крест" происходит от Христос (буквально - Помазанник, Мессия, Спаситель).
 
 "Очень важно, чтобы на нательном кресте было написано имя Иисуса Христа (обычно сокращенно Ис Хс)", - заключил собеседник агентства.
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Суббота, 27 Сентября 2025, 09:54:25 | Сообщение # 5901 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 
 В этот день христиане вспоминают два события — обнаружение Креста Господня около горы Голгофы, где произошло распятие, и его возвращение из персидского плена.
 
 Согласно преданию, крест был найден в 326 году в Иерусалиме, но позднее похищен персидским шахом во время войны с византийским императором Фокой. Лишь в VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба события объединяет в названии праздника то, что обретенный крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. Это двунадесятый праздник — один из двенадцати величайших православных праздников годового цикла.
 
 Накануне вечером в храмах проходит всенощное бдение. Во время утренней службы совершается вынос Креста. По традиции священнослужители в этот день надевают облачения фиолетового цвета. В день праздника верующим предписан строгий пост. Крест хранится на аналое до 4 октября — дня отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.
 
 День памяти святителя Иоанна Златоуста
 
 Православные верующие сегодня чтят память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, одного из самых почитаемых отцов Церкви. Иоанн Златоуст был выдающимся проповедником, богословом. Его труды оказали огромное влияние на развитие христианской мысли. 27 сентября — день преставления святителя, то есть день его кончины. В храмах вспоминают жизнь и деяния святого, а верующие обращаются к нему с молитвами.
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Воскресенье, 12 Октября 2025, 08:31:41 | Сообщение # 5902 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | Военный священник, кавалер ордена Мужества, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах Гурий (Гусев) рассказал о чуде, которое произошло в бою под Работино в Запорожской области. Своими воспоминаниями монах поделился в интервью РИА Новости. 
 Украинские войска ударили по российским подразделениям в середине июня 2023 года. Бои шли июль и августа.
 
 «Никогда не забудется тот ад, когда европейская и американская артиллерия начала мешать нас с землей. Мы выстояли. Вгрызались в землю и держались, пока позиции не превратились в пустыню», — рассказал Гусев.
 
 Единственное место, оставшееся целым после обстрела позиций разведывательного батальона морской пехоты РФ летом 2023 года под Работино, было углубление на двух-трех человек, где стояла икона святой Матроны Московской, поделился священнослужитель.
 
 По мнению иеромонаха, то, что икона и место, где она стояла, уцелели — это чудо. Он добавил, что такие чудеса со святынями, иконами — повсеместны в зоне проведения специальной военной операции.
 
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  | 
| 
| Саня | Дата: Понедельник, 20 Октября 2025, 09:10:42 | Сообщение # 5903 |  |     Группа: Админ Сообщений: 65535 Статус: Присутствует | День почитания иконы Богородицы «Умиление» Псково-Печерской 
 По преданию, икону написал иеромонах Арсений в 1521 году, прообразом послужила Владимирская икона Божией Матери. В том же веке купцы Василий и Федор перенесли икону в Псково-Печерский монастырь. По преданию, молившиеся ей слепцы обретали зрение, а больные исцелялись.
 
 Всенародную известность икона обрела во время Ливонской войны, в царствование Ивана Грозного. Тогда Богородица явилась старцу Дорофею и предупредила о готовящемся штурме Пскова войсками польского короля Стефана Батория. Когда осада началась, чудотворный образ крестным ходом перенесли из монастыря в город для укрепления духа защитников. Предание гласит, что во время обстрелов ни одна из пушек не смогла повредить святыню, а псковская крепость выдержала несколько штурмов, что в итоге вынудило армию Батория отступить и пойти на мирные переговоры.
 
 Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская и по сей день хранится в Успенском соборе Псково-Печерского монастыря, оставаясь одной из его главных святынь.
 
 
   
 Qui quaerit, reperit
 |  |  |  |  |