Воздушные операции стратегической авиации
|
|
Саня | Дата: Суббота, 15 Сентября 2018, 23:22:30 | Сообщение # 36 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Зависимость числа убитых и оставшихся без крова от тоннажа бомбового груза; и оценки, вытекающие из теорий Линдемана и Блэкетта
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Зависимость числа убитых и оставшихся без крова от тоннажа бомбового груза; и оценки, вытекающие из теорий Линдемана и Блэкетта
1. Теории
а) Теория профессора Блэкетта, изложенная в его «Заметках о некоторых аспектах методологии исследования операций; примеры бомбардировок», утверждала: «нам следует ожидать гибели 0,2 [немца] на тонну сброшенных бомб».
б) Оценка профессора Линдемана была изложена в его послании от 30 марта 1942 года премьер-министру и звучала следующим образом: «Одна тонна бомб, сброшенных на зону застройки, оставит без крова от 100 до 200 человек».
2. Налеты
Семь крупных налетов или серий налетов, рассматриваемых в книге и относительно которых есть точные данные о бомбовом грузе, который, как утверждалось, был сброшен (оперативная статистика), так же как о числе убитых и оставшихся без крова, можно найти в приведенной ниже таблице. Цифры приводятся по отчетам начальника полиции и результатам изучения стратегических бомбардировок Соединенных Штатов. Для Дрездена число оставшихся без крыши над головой не имеет большого значения, поскольку в дополнение к его обычному числу населения в 650 тысяч человек добавилось от 300–400 тысяч «бездомных» беженцев. 75 358 домов были полностью разрушены и 11 500 сильно повреждены.
3. Статистика и оценки

4. Замечания
В среднем оценка Блэкетта была в 51 раз занижена; оценка Линдемана — в 1,4 раза завышена, если берется средняя цифра между «100 и 200 лишившихся жилья»; почти в каждом случае фактическое число оставшихся без крова находится в установленных им пределах, обозначенных в его документе.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Суббота, 15 Сентября 2018, 23:23:41 | Сообщение # 37 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты изучения причиненных бомбардировкой повреждений в Дрездене, проведенного управлением городского планирования 11 ноября 1945 года, по районам
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты изучения причиненных бомбардировкой повреждений в Дрездене, проведенного управлением городского планирования 11 ноября 1945 года, по районам

Приведенные цифры частично получены в результате детального изучения, частично путем тщательных подсчетов.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Суббота, 15 Сентября 2018, 23:24:11 | Сообщение # 38 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| От автора
От автора
Современное оружие - это страшная сила. Одним нажатием кнопки можно уничтожить миллионы людей. В последнее время много говорят о "чистом" ядерном оружии - нейтронной бомбе, даже делают попытки доказать, что оно гуманно и. может быть использовано на поле боя. Разве не перекликается это с рассуждениями убийц из "отряда 731", которые, не сомневаюсь, и сегодня без колебаний решились бы нажать кнопку и пустить это оружие в ход. Этого нельзя допустить. Человечество заплатило за мир слишком дорогую цену. Это заставляет нас все решительнее бороться против гонки вооружений.
Сэйити Моримура
https://document.wikireading.ru/13083
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
polska | Дата: Четверг, 24 Января 2019, 20:06:25 | Сообщение # 39 |
Группа: Поиск
Сообщений: 311
Статус: Отсутствует
| Witam poszukuje dokumentacji dotyczącej bombardowań Warszawy przez lotnictwo Rosyjskie interesuje mnie najbardziej daty nalotów siła nalotów typ samolotów tonaż oraz typ zrzuconych bomb straty atakujących
wiem jedynie ze Rosjanie swe ataki bombowe rozpoczęli w 1941 potem bombardowali w 1942,1943 a skończyli w 1944 Pomoże ktoś poznać historie owych nalotów i napisać ja od nowa tym razem bez propagandy i bajery
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 25 Января 2019, 20:55:54 | Сообщение # 40 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| polska, Марек, это ты нам должен рассказать, кто бомбил Варшаву, а не мы тебе.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
polska | Дата: Пятница, 01 Февраля 2019, 20:39:36 | Сообщение # 41 |
Группа: Поиск
Сообщений: 311
Статус: Отсутствует
| warszaw bombardowały sokoły Stalina i dlatego poszukuje dokumentów na ten temat bo mój rosyjski jest dość slaby by sobie poradzić z portalami typu prymat naroda
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 01 Февраля 2019, 20:46:55 | Сообщение # 42 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| polska, Соколы не бомбили Варшаву, они бомбили фашистов. Вопрос надо корректно писать.
С самого начала войны люфтваффе провело массированные авианалеты на польские города. Варшава, Велюнь, Фрамполь и многие другие польские города подверглись массированным немецким бомбардировкам, зачастую напрямую направленных против гражданского населения. В случае Фрамполя, город был разрушен немцами, чтобы испытать эффективность и точность собственных воздушных бомбардировок.
Первые бомбы на Германию во время Второй мировой войны были сброшены одиночным польским бомбардировщиком PZL.23 «Карась» 21-й эскадрильи на фабрику в городе Олава, в то время бывшем немецким.
https://ru.wikipedia.org/wiki....D%D1%8B
Bombing of Warsaw in World War II https://en.wikipedia.org/wiki/Bombing_of_Warsaw_in_World_War_II
Warsaw after German Luftwaffe bombing, September 1939



Qui quaerit, reperit
|
|
| |
ВладС | Дата: Понедельник, 05 Апреля 2021, 10:57:59 | Сообщение # 43 |
 27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
| "Летчики все знали": почему первые "стратеги" не могли вернуться домой
 Стратегический бомбардировщик ТУ-95
МОСКВА, 5 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Новые задачи, сложнейшая, разработанная с нуля техника и мощный рычаг давления на политических противников — ровно 80 лет назад на базе 18-й воздушной армии создали Дальнюю авиацию (ДА). Под конец Великой Отечественной ее хотели сократить, но атомные атаки американцев на Японию заставили советское руководство отказаться от этого намерения. В итоге ДА стала ключевым элементом ядерной триады СССР и России.
Длинная рука Кремля
Осенью 1944-го Авиацию дальнего действия (АДД), успешно действующую на фронте с первых дней войны, серьезно реорганизовали. Сформировали 18-ю воздушную армию и включили в нее воздушно-десантные войска.
Командующий АДД маршал авиации Александр Голованов писал в мемуарах: "Можно только представить, какой был бы разгром немцев в Белоруссии, если бы мы после прорыва подготовленной обороны и выхода на оперативный простор могли забросить в тыл два-три корпуса воздушно-десантных войск для перехвата железных и шоссейных дорог, для захвата железнодорожных узлов и переправ, для захвата плацдармов на широких водных преградах, для разгрома штабов и нарушения связи".
Однако позже десантников все же передали в сухопутные войска, а на базе 18-й воздушной армии в апреле 1946-го воссоздали Дальнюю авиацию (ДА) Вооруженных сил СССР.После ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в Кремле четко осознали: в обострившихся военно-политических условиях требуется самостоятельное авиационное формирование для доставки атомного оружия на расстояние в тысячи километров.
Была серьезная проблема с техникой — в послевоенные годы на вооружении имелись лишь двухмоторные бомбардировщики Ту-2 и Ил-4, а Дальняя авиация нуждалась в совершенно новой мощной и грузоподъемной машине. В то же время американцы уже c 1942-го вовсю применяли бомбардировщики B-29 Superfortress, способные преодолевать более шести тысяч километров.
 Американский тяжелый бомбардировщик дальнего действия B-29 Superfortress
Первый советский
Разработку стратегического самолета поручили КБ Туполева. По иронии судьбы советским конструкторам здорово помогли американцы. В 1944-м на Дальнем Востоке вынужденно приземлились несколько "суперкрепостей". Пилоты уничтожили радиооборудование и системы прицеливания, но в остальном самолеты были полностью исправны.
Это было очень кстати. Летчик-испытатель Соломон Рейдель сумел без всякой технической документации перегнать одну из машин в Москву, где ее разобрали до винтика. А всего через два года в небо поднялись первые отечественные "стратеги" Ту-4. Самолет хоть и был сильно похож на американский, все же во многом отличался от него.
"Тушка" была тяжелее, с другими внутренним оснащением, оборонительным вооружением, бортовыми системами. Топливных баков на межконтинентальный перелет туда и обратно не хватало. То есть летчики, в случае чего, полетели бы в один конец.
Тем не менее самолет приняли на вооружение. К тому же очень скоро экипажи Ту-4 принялись осваивать полеты в Арктику, где оборудовали так называемые аэродромы "подскока" для дозаправки. Таким образом проблему малой емкости баков частично решили. Специально для Ту-4 также разработали систему дозаправки в воздухе — по принципу "крыло в крыло".
 Поршневой советский стратегический бомбардировщик Ту-4
Полеты "за угол"
Следующий "стратег" Ту-16 получился гораздо совершеннее — это уже был бомбардировщик с турбореактивными двигателями, стреловидным крылом и соответствующей аэродинамикой. Максимальную дальность довели почти до шести тысяч километров, при этом самолет брал на борт девять тонн бомб, в том числе атомных, мог взлетать с грунтовых аэродромов и садиться на них.
Начались полеты в Северную Атлантику или, как выражались летчики, "за угол". Это означало обогнуть Кольский полуостров, пройти вдоль границ Норвегии, Швеции, Дании и Великобритании. Не оставляли без внимания и Тихоокеанский регион, где активность советской авиации выросла в разы.
Ту-16 выпускали десять лет — с конвейера сошли полторы тысячи бортов. Бомбардировщик постоянно модернизировали под новые задачи. На его базе разработали около полусотни модификаций: самолет радиолокационной разведки, постановщик помех, топливный заправщик, ракетоносец, противолодочный, противокорабельный варианты и другие. В том числе первый советский пассажирский реактивный самолет Ту-104.
"Шестнадцатый" эксплуатировали сорок лет — последний списали в 1993-м. Эти машины поставляли в Китай, Египет, Ирак и Индонезию, они участвовали в нескольких ближневосточных конфликтах и Афганской войне.
 Дальний бомбардировщик Ту-16
Легендарные "Медведи"
Практически одновременно с Ту-16 разрабатывали стратегический бомбардировщик с увеличенной дальностью полета — Ту-95. Он должен был взять на борт ядерную бомбу массой не менее пяти тонн, доставить ее на территорию главного вероятного противника — США — и вернуться обратно.
С планером проблем не возникло, главная трудность заключалась в выборе силовой установки. В итоге решили оснастить бомбардировщик четырьмя моторами, однако вопреки мировым тенденциям это были турбовинтовые, а не турбореактивные двигатели. При этом самолет летал со скоростью 900 километров в час и мог преодолеть более 12 тысяч километров с боевой нагрузкой до 12 тонн.
В годы холодной войны "95-е" выполнили тысячи полетов, патрулируя границы стран НАТО и демонстрируя возможность советской авиации доставить ядерное оружие в любой уголок Земли. Прозванные на Западе "медведями", эти машины до сих пор остаются самыми скоростным турбовинтовыми самолетами в мире. Вместе со сверхзвуковыми Ту-22М3 и Ту-160 их усовершенствованные версии — важнейший элемент ядерной триады.
Так, в прошлом году испытали Ту-95МСМ. Бомбардировщик получил новые системы управления, авионику, навигационное оборудование, комплекс вооружения. Боевые возможности выросли почти вдвое.
 Ту-95МС
https://ria.ru/20210405/aviatsiya-1603976108.html
С уважением, Владимир Скрыпнюк Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
|
|
| |
Саня | Дата: Понедельник, 07 Марта 2022, 22:41:32 | Сообщение # 44 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Авиация дальнего действия была создана 80 лет назад
5 марта 1942 года постановлением Государственного Комитета Обороны № 1392 дальнебомбардировочная авиация была изъята из подчинения командующего ВВС и преобразована в авиацию дальнего действия (АДД).
Новое направление в военно-воздушных силах РККА было подчинено напрямую Ставке Верховного главнокомандования (СВГ). Этим же постановлением была определена его структура, состав соединений, регламент работы штаба и служб, организация тыла.
Командующим АДД был назначен генерал-майор авиации Александр Голованов.
Затем специальным приказом НКО от 16 марта для укомплектования АДД были переданы восемь авиадивизий ДВА. Они состояли из тяжелых и дальних бомбардировщиков, размещенных на нескольких аэродромах с твердым покрытием. Крупнейшими из них были Монино и Кратово. На момент создания АДД в ней числились 341 самолет и 367 экипажей.
Помимо бомбардировочных дивизий, в АДД вошла и 1-я транспортная авиадивизия дальнего действия. Также группировка была дополнена 746-м отдельным авиаполком дальнего действия (самолеты ТБ-7), 747-м отдельным авиаполком дальнего действия (самолеты Ер-2) и 27-ой запасной авиадивизией.
Характерно, что около половины воздушных кораблей, включенных в состав АДД, уже выработали свой моторесурс и нуждались в замене двигателей. Их меняли в рабочем порядке, по мере поступления с заводов. В это время все исправные самолеты использовались по назначению.
Кроме того, только в течение 1942 года оборонная промышленность поставила АДД около 630 бомбардировщиков, в основном новых марок. В их числе - Ил-4, Ер-2 и Пе-8. Параллельно с прикрепленных к АДД авиазаводов была налажена поставка запчастей, двигателей, навигационных и прочих приборов, а также вооружения и авиабомб.
Пиковое количество самолетного парка АДД в период Великой Отечественной войны составляло 3000. А количество бомбардировщиков доходило до 1800.
В 1942-1943 годах рейды дальней авиации в основном были нацелены на объекты на Балканах (Румыния и Болгария), а также некоторые территории Центральной Европы, главным образом - транспортные узлы Венгрии. С продвижением фронтов на запад бомбардировки переместились также на объекты в Польше и Германии.
В сентябре 1944 года АДД снова была возвращена в состав ВВС РККА. Там она получила наименование 18-й воздушной армии.
В годы войны силами АДД было выполнено около 194 тысяч самолето-вылетов. За выполнение ответственных заданий, героизм и мужество 273 летчиков и штурманов дальней авиации были удостоены звания Героя Советского Союза.
По окончании Второй мировой войны эта часть воздушных сил вновь была подвергнута реорганизации: 18-я воздушная армия постановлением Совмина СССР от 5 апреля 1946 года была переименована в дальнюю авиацию вооруженных сил СССР (ДА ВС СССР) с выведением из состава ВВС.
https://rg.ru/2022....ad.html
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Суббота, 14 Января 2023, 14:24:10 | Сообщение # 45 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Последнее слово за боевой авиацией
Известное заявление Владимира Путина о том, что «желающие победить Россию на поле боя должны учесть: Москва ещё ничего всерьёз не начинала» свидетельствует о решимости и готовности довести цели специальной военной операции на Украине до логического завершения - то есть до полной и безусловной победы. При этом, как видно по сводкам с полей сражений, не последнюю роль в решении этой задачи отведена Воздушно-космическим силам РФ
Стратеги начинают и выигрывают
Так, впервые с начала спецоперации командующий Дальней авиацией (ДА) генерал-лейтенант Сергей Кобылаш заявил, что стратегические самолёты будут привлечены к боевым действиям на Украине. При этом, упреждая особо «нервную» реакцию Запада, следует отметить, что использование авиационных средств поражения, стоящих на вооружении стратегической авиации, не означает обязательное применение ракет и авиабомб с ядерной начинкой. Напомним, что основу авиакрыла ДА составляют стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, а также дальние бомбардировщики Ту-22М3, которые и без спецсредств достаточно хорошо вооружены и очень опасны. Помимо дозвуковых крылатых ракет большой дальности с индексом «Х» с обычной осколочно-фугасно-зажигательной боевой частью, самолёты дальней авиации также несут бомбы различного калибра, морские мины и прочее вооружение.

Например, Ту-95МС, являющийся носителем ракет Х-55, за счёт увеличения бомбового отсека и установки дополнительных наружных балок с держателями внутренней и внешней подвески, может взять на борт 16 таких ракет. А модернизированный Ту-160, в состав вооружения которого входят теперь и высокоточные крылатые ракеты нового поколения Х-555 (12 единиц), также может оснащаться свободнопадающими бомбами. Максимальная масса боевой нагрузки при этом составляет 40 тонн. Ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3 берёт на борт почти вдвое меньше различного вооружения (24 тонны), но по мощи удара равен звену многоцелевых истребителей Су-30СМ.
При этом надо учитывать, что самолёты ДА могут работать по целям, не заходя в зону досягаемости РЛС, а против многих ракет марки «Х» системы ПВО-ПРО, имеющиеся на вооружении ВСУ, бессильны. Так что отечественная стратегическая авиация - достаточно серьёзная угроза для противника. А поскольку до сих пор ракетные удары с воздуха по украинской критической инфраструктуре и объектам ВСУ наносились в щадящем режиме (это признано даже западными экспертами) и были весьма избирательными, стратегической авиации по силам оказать весьма серьёзное влияние на ход спецоперации. Это к тому, что Дальняя авиация в состоянии нанести «нокаутирующий» удар по любой цели, где бы та не находилась.
Украинской стороне это отлично известно. Именно по этой причине, в надежде упредить ситуацию, Служба безопасности Незалежной, едва узнав о намерениях российского военного командования использовать стратегов, поспешила предъявить заочное обвинение генерал-лейтенанту Сергею Кобылашу, обвинив его «в ведении агрессивной войны и посягательстве на территориальную целостность Украины». Но всё равно опоздали - слишком много красных линий, о которых киевскую хунту и её западных партнёров неоднократно предупреждали, были проигнорированы самым циничным образом. Так что заявление командующего Дальней авиации надо иметь в виду не только Киеву, но и НАТО, якобы незримо присутствующем на Украине, как предупреждение, что теперь авиаудары станут жёстче. Насколько - зависит исключительно от ситуации на полях сражений.

Кстати, в самом конце декабря авиакрыло Дальней авиации ВКС РФ пополнилось ещё одним новым ракетоносцем-бомбардировщиком Ту-22М3, на котором были проведены необходимые комплексы доработок для улучшения боевых характеристик. Одновременно стало известно о завершении заводских испытаний Ту-160М, который будет передан военному ведомству в ближайшие дни. Этот глубоко модернизированный стратегический ракетоносец, построенный фактически с нуля, по своим техническим характеристикам почти вдвое превосходит возможности своего предшественника ТУ-160.
Только не следует думать, что самолёты Дальней авиации будут использоваться исключительно для боевых вылетов в небе над Украиной. Задачи воздушного патрулирования над акваториями Северного Ледовитого и Тихого океанов, Черного, Балтийского, Норвежского, Северного, Японского, Жёлтого и Восточно-Китайского морей никто не отменял. В режиме постоянной боевой готовности находятся и экипажи дальней противолодочной авиации Северного и Тихоокеанского флотов. Самолёты Ту-142 продолжат совершать длительные полёты, в том числе в международном воздушном пространстве над Арктикой и Атлантикой.
В небе над Донбассом
Привлечение к боевым действиям стратегов не повлияет на содержание боевых задач тактической (фронтовой) и армейской авиации, которые сейчас несут основную нагрузку в небе над Донбассом, оказывая поддержку тем, кто воюет на земле. При этом самых лучших слов заслуживают наши лётчики, ставшие за время спецоперации настоящими асами. Чего стоит только одно «рядовое» патрулирование российского истребителя Су-35С (за два дня до наступления Нового года), пилот которого в течение двух часов навсегда демилитаризировал четыре вэсэушных воздушных цели: два вертолёта и два самолёта. Этот боевой эпизод тут же угодил в разряд «уникальных событий в мире боевой авиации».
Есть все основания полагать, что в наступившем году интенсивность ударов с воздуха силами тактической авиации возрастёт. Причём удары станут более мощными и точными. В частности, благодаря планирующим авиабомбам со спутниковым наведением, поступившим на вооружение ВКС РФ в конце декабря. Примечательно, что «изделия» были доработаны до нужных параметров из стандартных авиабомб ФАБ-500, которые за счёт специальных функциональных модулей, включающих систему раскладывающихся крыльев, превратились в высокоточное оружие с совершенно новыми боевыми возможностями.
В зависимости от марки модуля, разработано четыре варианта использования таких бомб - начиная с 6-8 километров и заканчивая возможностью эффективного поражения цели с расстояния 80-100 километров при максимальной точности. Кроме того, такими же модернизированными бомбами будут вооружены и беспилотные летательные аппараты.
Отдельно следует подчеркнуть, что масса взрывчатого вещества (наполнителя) одной ФЗАБ-500М составляет 300 кг, что позволяет пробить железобетонную плиту толщиной 200 мм. При этом создаётся до ста очагов горения, а куски огневой смеси разбрасываются в радиусе до 70-80 метров. Выводы, как говорится, лучше делать заранее...
В наступившем году очень велика вероятность увидеть в деле, то есть в боевых действиях на Украине, и истребители пятого поколения Су-57, очередная партия которых была передана Минобороны в конце декабря. Таким образом, общая численность этих машин, находящихся в «боевых порядках» ВКС РФ, доведена до десяти единиц.

Сочетающий функции ударного самолёта и истребителя, Су-57 без всякого преувеличения является заделом завтрашнего дня российской боевой авиации. Он обладает сверхманёвренностью, малозаметен и способен обнаруживать воздушного противника раньше, чем будет обнаружен сам. Благодаря новейшим образцам управляемого ракетного вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», для Су-57 практически нет недосягаемых целей ни в воздухе, ни на земле.
Без новых машин не остались и подразделения армейской авиации. Вертолётчики получили десять модернизированных ударно-разведывательных вертолётов Ка-52М, которые были доработаны с учётом практики, полученной в ходе спецоперации. Причём технические изменения, внесённые в модернизированный «Аллигатор» оказались настолько серьёзными, что пилотам пришлось переосмыслить всю концепцию применения машин в боевых условиях.

Новая оптико-электронная система, установленная на Ка-52М более качественно распознаёт цели и имеет значительно больший радиус действия. Танки обнаруживаются на расстоянии 45 км, самолёты - на дистанции 50 км, корабли - до 150 км. Наиболее серьёзный упор сделан на вооружение, которое усилено за счёт 30-мм пушки-автомата (такой же вооружён ЗРПК «Панцирь»), за счёт управляемой ракеты «Игла-В» класса воздух-воздух и противотанкового комплекса «Штурм-ВУ». Есть пока что неподтверждённые сведения, что усовершенствованные «Аллигаторы» будут (или уже) вооружены лёгкой многоцелевой управляемой ракетой, известной как «Изделие 305». Эти снаряды предназначены для поражения широкого круга целей на расстоянии до 100 километров.
Общее дело
Кроме текущих событий специальной военной операции, также следует обратить внимание на действия военного командования России и Белоруссии по наращиванию авиационного компонента региональной группировки войск и подготовке к совместным лётно-тактическим учениям на территории братской республики. Как пояснили нашему корреспонденту в Департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны, это делается исключительно в рамках обеспечения безопасности Союзного государства, а также в целях повышения уровня боевой подготовки авиационных подразделений вооружённых сил Республики Беларусь и России. В учении, которое состоится в ближайшее время, также примет участие формирование Воздушно-космических сил РФ.
https://zvezdaweekly.ru/news/20231101418-723cX.html
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 30 Августа 2024, 12:22:01 | Сообщение # 46 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Впервые применили напалм: как англичане сожгли Кенигсберг назло Сталину
80 лет назад британские ВВС уничтожили уникальный исторический центр Кенигсберга
В августе 1944 года британская авиация сравняла с землей «столицу прусского милитаризма» — Кенигсберг. Именно англичане превратили богатейшее архитектурное наследие столицы Пруссии в руины, которые потом советские власти решили не восстанавливать как «чуждые». Немецкий историк и юрист Герфрид Хорст считает, что будущий Калининград разбомбили назло СССР и Сталину. Как английские бомбы превратили жемчужину Балтики в пылающий ад — в материале «Газеты.Ru».
Колыбель духа и житница Рейха
Кенигсберг был основан в XIII веке тевтонскими рыцарями, и спустя века стал столицей Прусского королевства. Воинственная Пруссия объединяла вокруг себя разрозненные немецкие государства. К началу Второй мировой войны за Кенигсбергом прочно закрепилась слава города-символа германского духа и прусского милитаризма.
Хотя символическое значение Кенигсберга для немецкого национального мифа было очень велико, в городе практически не было крупных заводов, а сама Пруссия была «житницей Рейха» — важнейшим сельскохозяйственным регионом.
В ходе Тегеранской конференции (первой встрече лидеров стран антигитлеровской коалиции) в 1943 году британский премьер Уинстон Черчилль предложил расчленить Пруссию.
«Я хотел бы подчеркнуть, что корень зла Германии — Пруссия», — заявил он. Сталин в ответ подчеркнул, что русским нужен незамерзающий порт на Балтийском море.
«Тем более, что исторически — это исконно славянские земли. Если англичане согласны на передачу нам указанной территории, то мы будем согласны с формулой, предложенной Черчиллем»,
— сказал советский вождь.
Бомбить «колыбель немецкого духа» начали еще в 1941 году советские самолеты. Первый налет на Кенигсберг устроили в ответ на немецкую бомбардировку Москвы. В рейде задействовали 11 тяжелых бомбардировщиков Пе-8. Особых результатов, помимо символических, этот налет не принес.
В 1943 году советские летчики пять раз сбрасывали на Кенигсберг бомбы. Впервые была применена пятитонная бомба ФАБ-5000 — для разрушения береговых укреплений. Был поврежден порт, однако городская застройка серьезным разрушениям не подверглась.
Двойной удар «Ланкастеров»
В 1940 году в ответ на немецкую бомбардировку голландского Роттердама Великобритания начала бомбить объекты в Германии. В ответ Гитлер приказал Люфтваффе бомбить британские города. В свою очередь, правительство Черчилля одобрило план стратегических бомбардировок не только военных объектов Рейха, но и немецких городов — чтобы запугать немецкое население. Удары по военным объектам долгое время не приносили весомых плодов, поскольку бомбометание не отличалось точностью, а ПВО сбивала многие самолеты.
Бомбежки немецких городов были более эффективны. Англичане изучили опыт налетов на Германию и пришли к выводу, что самым эффективным способом устрашения немцев будет «тройной удар»: сначала фугасными бомбами сорвать с домов крыши и разрушить брандмауэры; потом сбросить на город зажигательные бомбы, чтобы вызвать пожары; и снова фугасными бомбами разбить дороги и водопроводы, чтобы помешать пожарным. В огненных смерчах, возникавших после таких налетов, гибли тысячи мирных жителей. Так почти полностью были разрушены Гамбург и Дрезден.
В августе 1944 года британские Королевские ВВС предприняли два налета на Кенигсберг. Первая бомбардировка состоялась в ночь с 26 на 27 августа. Сразу 174 самолета «Ланкастер» атаковали колыбель прусского духа, но не особо удачно — бомбы упали на восточные пригороды. Четыре самолета сбили силы немецких ПВО.
Незадолго до этого советские войска провели невероятно успешную операцию «Багратион», разгромив немецкую группу армий «Центр» и освободив Белоруссию. Следующей на очереди была как раз Восточная Пруссия.
Официально британцы бомбили Кенигсберг, чтобы разрушить кольца мощных укреплений. Гитлер приказал превратить город в неприступную крепость — фестунг. А кроме того, англичане хотели повредить важный для немцев порт на Балтике.
«Нет ни капли сомнения в том, что борьба против человеконенавистнической идеологии национал-социалистов была оправданной и необходимой. Британские ВВС разрушили Кенигсберг, потому что это был немецкий город, потому что Германия находилась под властью нацистов, потому что Британия вела войну против нацистов в Германии», — утверждает немецкий историк и юрист Герфрид Хорст, исследователь истории Кенигсберга.

В ходе первого налета погибло около 1 тыс. мирных жителей города. Второй рейд на Кенигсберг англичане провели в ночь с 29 на 30 августа.
Напалмовый ад
Уже 189 самолетов пролетели через воздушное пространство нейтральной Швеции (шведы даже стреляли по британским ВВС и направили ноту протеста Лондону), и атаковали… не военные объекты и фабрики, а исторический центр Кенигсберга. Старые дома, кирхи и замок выгорели от жара напалмовых взрывов.
От 4500 до 6000 кенигсбержцев погибли.
По словам Хорста, британцы уничтожили город, чтобы он не достался русским. Но при этом сохранили важные инфраструктурные объекты, чтобы немцы подольше сопротивлялись наступающей Красной армии.
«Определенные военные объекты оказались нетронуты сознательно, например, казармы и вокзалы Кенигсберга. Это касалось также таких объектов, как нефтеперерабатывающие заводы. Это можно объяснить так: в интересах западных союзников было, чтобы немецкие танки на восточном фронте имели достаточное количество горючего и как можно дольше не давали русским вступать на их территорию».
Британские ВВС оценили результаты налета следующим образом: 20% промышленных объектов и 41% всех домов Кенигсберга были уничтожены. Сильнейшим разрушениям подверглись районы Альтштадт, Лебенихт и Кнайпхоф.
Выгорели кафедральный собор XIV века и старый королевский замок.
Местные жители, пережившие бомбежку, вспоминали — город превратился в пылающий, неописуемый ад. В этот раз английские бомбардировщики атаковали самый центр города. «Налетам и взрывам не было конца... Бомбардировщики планомерно и добросовестно усеивали [центр] канистрами с напалмом, впервые примененными именно здесь, и разрывными и зажигательными бомбами различной конструкции. В результате весь центр вспыхнул почти разом. Резкое повышение температуры и мгновенное возникновение сильнейшего пожара не оставили гражданскому населению, жившему в узких улочках, никаких шансов на спасение. Люди сгорали и у домов, и в подвалах...» Михаэль Вик 16-летний кенигсбержец
Остарбайтер Юрий Хоржемпа отметил, что первая бомбардировка продолжалась минут 10. А вот второй, казалось, не будет конца.
«Британцы впервые применили заряды с напалмом. Пожарные пытались тушить это море огня, но ничего не выходило. У меня до сих пор перед глазами: полуголые люди мечутся среди пламени, а с неба с воем падают все новые и новые бомбы...»
Кенигсберг горел три дня и выгорел дотла. Хоржемпе и другим остарбайтерам приказали собирать тела мертвецов.
«Стоял жуткий смрад. А уж в каком состоянии были тела... Останки мы складывали на телеги и увозили за город, где закапывали в братские могилы».
Спустя полгода, в начале 1945-го, советские войска решительным штурмом выбили вермахт из Кенигсберга. Большинство местных жителей бежали на Запад, часть из них погибла по дороге под новыми бомбами. Оставшиеся в живых сеяли панику в Рейхе, рассказывая об ужасах войны.
Когда кончилась война, Кенигсберг переименовали в Калининград. На острове Кнайпхоф, где до бомбежки было множество старинных домов, остался только кафедральный собор. Разрушенные здания не восстанавливали, а разбирали на стройматериалы — чтобы реставрировать дома в других областях СССР.
Для перебравшихся в новую Калининградскую область советских граждан наследие немецкого Кенигсберга ценности не представляло — оно ассоциировалось с «германской военщиной». В 1960-х местные власти решили снести остатки королевского замка, сожженного британским напалмом. На его месте начали строить Дом Советов, который стал на долгие годы недостроем и новым символом советского Калининграда. К августу 2024 года его тоже снесли.
Сегодня в Калининградской области по-прежнему есть множество руин уникальных старинных немецких домов, кирх и замков. Какие-то из них пытаются охранять или восстанавливать местные энтузиасты-краеведы. Это уже не символы немецкого милитаризма, а наше собственное историческое наследие.
https://www.gazeta.ru/social/2024/08/30/19632037.shtml?updated
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Четверг, 13 Февраля 2025, 09:42:21 | Сообщение # 47 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| «Сожженные взрослые скукожились до размеров детей». Стоило ли бомбить Дрезден?
Уничтожение Дрездена союзной авиацией началось 80 лет назад
 Руины Дрезденской картинной галереи, 1945 год
Бомбардировка Дрездена вошла в историю как одна из самых спорных операций антигитлеровской коалиции. Город, напоминавший пряничную декорацию, за три дня превратился в смесь щебня и сгоревшей плоти. Военная ценность этой операции была сомнительна, и для гуманистов послевоенной эпохи она стала эталонным примером жестокости ради жестокости, как и сама идея стратегических бомбардировок. Однако это обобщение ошибочно: уничтожение вражеских городов противоречит законам и морали, но очень выгодно при правильном исполнении.
Всесожжение
Британская атака на Дрезден началась поздно вечером 13 февраля по стандартной на тот момент процедуре. В 21:51 над городом, в котором успели отключить фонари, зажглись магниевые люстры. Это были спускающиеся на парашютах бомбы, чей холодный синеватый свет напоминал растянутую фотовспышку. Затем в небе повисли разноцветные «рождественские елки», — так немцы прозвали маркеры цели, «салюты» технического назначения, которые служили ориентиром для летчиков при сбросе бомб. Спустя пару минут начали падать и сами бомбы.
Боевая нагрузка сотен тяжелых четырехмоторных Avro Lancaster (британских бомбардировщиков) была составлена из комбинации фугасных и зажигательных снарядов. Некоторые фугасы имели массу около двух тонн и могли взрывом сложить целый квартал, но основное их назначение было не в этом. Они должны были сорвать крыши, выбить окна, двери и повредить стены, обнажив все, что может гореть. Затем на этот подготовленный костер падали зажигательные бомбы, а через три часа вновь фугасы — чтобы не дать потушить пожар.
«Это невозможно описать! Взрыв за взрывом. Это было за гранью понимания, хуже самого черного кошмара. Мы видели горящую улицу, падающие руины и чудовищный огненный шторм. Мать нашла в ванне с водой мокрые одеяла и пальто, и накрыла ими нас.
Ужас был повсюду: сожженные взрослые, скукожившиеся до размеров маленьких детей, куски рук и ног, мертвые люди, сгоревшие заживо целые семьи, носящиеся по кругу подожженные люди, заполненные беженцами сгоревшие автобусы, мертвые спасатели и солдаты.
Многие искали своих детей и семьи, пытаясь до них докричаться. И повсюду огонь, повсюду огонь! Людей, которые пытались спастись из горящих домов, отбрасывал назад горячий ветер огненной бури», — вспоминал выживший в ту ночь Лотар Мецгер, бывший в то время ребенком.
 Бомбардировщики В-17 Flying Fortresses сбрасывают бомбы на немецкие линии связи в Хемнице, недалеко от Дрездена, 6 февраля 1945 года
С утра 14 февраля атаку начали четыре сотни американских B-17. Им маркеры уже не требовались, поскольку зарево и дым были видны за многие десятки километров от города. Через сутки город атаковала третья волна бомбардировщиков, причем просто так: изначально планировали бомбить завод синтетических нефтепродуктов под Лейпцигом, но его скрыли облака. Поэтому, чтобы зря туда-сюда не летать, бомбы сбросили на Дрезден.
Из-за тотального характера разрушений, в том числе архивов и административных зданий, невозможно точно оценить число жертв. Геббельсовская пропаганда заявляла о 200 тыс. погибших, но современные историки считают эту оценку завышенной в 10 раз. Однако города как такового больше не существовало.
После войны атака стала предметом горячих дискуссий о ее целесообразности. В СССР была популярна точка зрения, будто война была уже выиграна, а смысл бомбардировки был в запугивании Советского Союза, а то и в создании помех для продвижения Красной армии.
Исходя из штабных документов союзников, вывод можно сделать обратный: они следили за наступлением Красной армии в Силезии и наблюдали переброску немецких дивизий с западного фронта для его остановки. Дрезден был ключевым транспортным узлом для переброски войск, а Сталин и западные союзники боялись, что нацисты смогут создать оплот в южной Германии и затянуть войну минимум до осени.
В целом, несоразмерность атаки по ее итогам признал и сам Черчилль, предлагая пересмотреть стратегию: «Если мы придем к контролю над полностью разрушенной территорией, то возникнет огромная нехватка жилья для нас и наших союзников. Мы должны следить за тем, чтобы наши атаки не наносили нам большего вреда в долгосрочной перспективе, чем они наносят военным усилиям противника».
Но была ли ошибочна стратегия бомбардировок как таковая?
Зачем бомбить?
Дискуссия об осмысленности бомбардировок немецких и японских городов крайне политизирована, причем двояко: сторонники гуманистических взглядов пытаются доказать их бесполезность по моральным соображениям, а прокоммунистические историки — принизить роль западных союзников в войне. Аргументов в пользу их бесполезности можно придумать массу, поскольку экономика, в том числе военная, устроена очень сложно и позволяет манипулировать показателями.
Так, даже в официальном американском послевоенном отчете об эффективности стратегических бомбардировок (USSBS) эксперты констатировали, что немецкое военное производство за годы войны только выросло и атаки не смогли этого переломить.
Другой пример — операция «Гидра», в ходе которой в ночь с 17 на 18 августа 1943 года британская авиация попыталась уничтожить исследовательский центр, где создавали ракету «Фау-2». Несмотря на разрушения и гибель изобретателя двигателя «Фау-2» Вальтера Тиля, к середине 1944 года ее запустили в серийное производство и начали регулярно бомбить союзников.
Подобные факты становятся основой для многих манипуляций с данными или искреннего непонимания. Например, в том же отчете USSBS эксперты поясняют, что на ранних этапах войны немецкие военные заводы работали в режиме мирного времени и могли нарастить производство в три раза, просто перейдя на труд в три смены. Благодаря бомбардировкам нацистская военная экономика выросла намного меньше, чем должна была, и несопоставимо меньше, чем у союзников.
Операцию «Гидра» и правда нельзя назвать большой удачей, но считается, что она отсрочила начало применения «Фау-2» как минимум на пару месяцев. Однако быстрое восстановление было связано с тем, что немцы атаку предвидели и заранее начали рассредотачивать ее производство. Кроме того, атака заставила их вести серийное производство под землей в горах Гарц. Если бы заводам было выгодно работать в пещерах и быть разбросанными по многим городам, их бы так строили и в мирное время. В итоге из-за бомбардировок немцы либо произвели меньше ракет, либо потратили на то же количество больше ресурсов.
В знаменитом кинодиалоге Штирлица с генералом вермахта тот снисходительно посмеивается над американцами: «Эти дураки считают, что войну можно выиграть одними бомбардировками». Если бы эту сцену увидел нацистский рейхсминистр вооружения Альберт Шпеер, он бы посмеялся над этой репликой, поскольку его личное отношение к проблеме было далеко от благодушной усмешки. В первой половине 1944 года Британия и США приступили к систематическому уничтожению немецкого производства синтетического топлива, от которого зависели танки, самолеты и подводные лодки.
23 мая Гитлер, по воспоминаниям Шпеера, собрал особое совещание верхушки Рейха:
«Он пригласил всех садиться, объявил, что созвал это совещание, дабы выяснить последствия авианалетов, и попросил промышленников высказать их мнение. Подкрепляя выступления статистическими данными, все представители промышленности подтвердили, что, если налеты будут продолжаться систематически, ситуация безнадежна».
Трудно представить, чего им это стоило, учитывая, что Гитлер на дух не переносил паникеров и пораженцев, а рейхсминистр авиации Герман Геринг перед совещанием призвал промышленников держать язык за зубами, чтобы у фюрера не возникли вопросы к нему как к ответственному за ПВО.
Налеты продолжились, и в августе Рейх производил уже 10% топлива от прежнего объема, в сентябре — 5,5%, а в октябре — снова 10%. Трудно сказать, сколько это было в денежном измерении или какую долю составляло от общего производства. Это и не важно, и союзники знали что делают: их анализ показал, что важно полностью выбить одну-две ключевых отрасли, и военная машина Рейха встанет. Уже к концу 1944 года топливо было в Германии страшным дефицитом, а в начале 1945 года танки и самолеты начали превращаться в металлолом — нечем было заправлять. Один этот фактор оказал Красной армии и западным союзникам неоценимую помощь, а ведь бомбили далеко не только топливные заводы.
Словом, мнение о бесполезности воздушных атак на вражеское военное производство в военной среде не встречается, и всерьез его высказывают только по идейным и политическим соображениям. Но в Дрездене военных заводов не было. В чем был смыл этой атаки?
Игра с нулевой суммой
Параллельно с довольно очевидной идеей бомбардировки военных заводов в британском генералитете существовала другая. Глава бомбардировочного командования ВВС Артур Харрис призывал прекратить врать об истинной подоплеке воздушной войны:
«Целью бомбардировок должно быть недвусмысленно заявлено разрушение немецких городов, убийство немецких рабочих и нарушение цивилизованной жизни по всей Германии <...> разрушение домов, коммунальных служб, транспорта и жизней, создание проблемы беженцев в беспрецедентных масштабах и упадок морального духа как в тылу, так и на фронтах из-за страха перед усилением бомбардировок... Они не являются побочными продуктами попыток ударить по заводам».
С юридической точки зрения, эта идея (даже по законам тех лет) — преступная, с моральной — людоедская. Против нее выступали многие генералы и политики, и даже Черчилль периодически призывал Харриса умерить рвение. Оценить же эффективность его концепции, на первый взгляд, трудно, поскольку показатели, которые должны были пострадать от атак, нельзя измерить цифрами.
Уничтожение Дрездена случилось в момент, когда Рейх уже стоял одной ногой в могиле, так что оно и правда не оказало значимого влияния на исход войны. Зато известно, каков был итог аналогичной по масштабу и характеру бомбардировки Гамбурга в 1943 году, которая привела к примерно такому же числу жертв. Это на несколько недель стало главным событием в Германии, на фоне которого в новостях потерялись даже скупые сообщения о поражении на Курской дуге. Нацистские пропагандисты второй раз в своей истории были вынуждены отказаться от вечного лейтмотива Deutschland siegt an allen Fronten («Германия побеждает на всех фронтах»). В первый раз им пришлось признать наличие «отдельных трудностей» после капитуляции армии Паулюса в Сталинграде.
Шпеер докладывал Гитлеру, что «если авианалеты будут продолжаться в таких же масштабах, через три месяца мы избавимся от всех проблем; нам просто нечего будет обсуждать», а фюрер соглашался с ним, что еще несколько таких атак, и война проиграна. На восстановление Гамбурга были потрачены огромные ресурсы, а каждая марка и трудочас, потраченные на Гамбург и на помощь пострадавшим, не были потрачены на танк или самолет, не говоря уже о погибших и раненых рабочих. В теории игр это называется игрой с нулевой суммой, когда любой ущерб противнику автоматически превращается в твой выигрыш. Словом, нацисты считали концепцию Харриса пугающе эффективной.
Существует и другое измерение эффективности этой стратегии. Немцы понимали, что если позволить врагам стирать города с карты один за другим, война закончится очень быстро. Поэтому на противовоздушную оборону нацисты тратили колоссальные ресурсы, а после Гамбурга это стало стратегическим приоритетом. К середине 1944 года в стратегической противовоздушной обороне было задействовано около миллиона человек одних только наземных служащих и работников. Они были операторами радаров и прожекторов, составляли расчет орудий, обслуживали нужную для отражения налетов технику и выполняли множество других задач. Для сравнения, общая численность солдат Восточного фронта в тот же период составляла 2,5 млн человек.
Всего за годы войны 25% снарядов, выпущенных Германией, были зенитными, хотя стоили они обычно дороже «наземных». Более того, из-за уничтожения городов Гитлер стал одержим идеей мести, из-за чего приказал развернуть массовое производство «Фау-1» и «Фау-2» для атак Лондона. С учетом того, что первых было запущено 25 тысяч, а вторых — четыре, можно представить, сколько за те же деньги и ресурсы можно было произвести самолетов и танков.
Словом, хоть бомбардировка Дрездена и была актом бессмысленной жестокости, стратегическая идея, которая заставила ее совершить, была жестокостью осмысленной и тщательно продуманной. Ответственность же за сгоревших жителей Дрездена лежит на нацистском руководстве, которое по собственному выбору приступило к атакам на города еще в 1939 году, начав с Варшавы и продолжив через год Лондоном, а потом — советскими городами.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что у лидеров стран антигитлеровской коалиции не нашлось моральных сил соблюдать законы и обычаи ведения войны в отношении тех, кто эти законы систематически и с наслаждением нарушал.
https://www.gazeta.ru/science/2025/02/13/20533256.shtml
Qui quaerit, reperit
|
|
| |