• Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
Авиация для «чайников»
СаняДата: Суббота, 29 Ноября 2025, 09:55:25 | Сообщение # 36
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Представьте себе такое: вы находитесь на полпути своего воздушного путешествия, с нетерпением ожидая прибытия в какое-нибудь замечательное место для отдыха, которое вы выбрали. Погода резко ухудшилась - и внезапно ударила молния. Пассажиров можно простить за то, что они испытывают ужас. Но что на самом деле произойдет, если в самолет попадет молния? Бортпроводник Матеуш Ковалевич, путешествующий по всему миру, рассказал о взлетах и падениях жизни в небе - от ударов молний и жестокого недосыпания до описания величайших чудес света.

Впервые Матеуш увлекся путешествиями в подростковом возрасте, после того как присоединился к программе школьного обмена с Израилем - это была его самая первая поездка за границу, рассказывает Daily Mail. Вскоре он начал путешествовать по Европе по дешевке, путешествуя автостопом, чтобы сэкономить деньги, прежде чем, в конце концов, решил стать бортпроводником, чтобы получать зарплату за то, что он любит. Но не всегда все шло гладко. Матеуш вспоминает, как во время одного из рейсов в него ударила молния.

"Мне показалось, что кто-то направил вспышку фотоаппарата прямо мне в глаза. Мгновение спустя из кабины пилотов сообщили, что нам нужно возвращаться в Варшаву, – вспоминает Ковалевич. – С самолетом все было в порядке, но, по логике вещей, лучше вернуться и пересесть на другой самолет, чем рисковать узнать в Риме, что самолет должен быть приземлен".

Как писало издание Daily Mail в прошлом году, автор книги "Это говорит ваш капитан" Дуг Моррис объясняет: "Статистика показывает, что в авиалайнер попадает молния каждые 5000 часов, или примерно раз в год. По оценкам Федерального управления авиации (FAA), в каждый авиалайнер в США молния попадает раз в год".

Что происходит с самолетом, когда в него попадает молния? Совсем немного, рассказывает Терри: "Удар молнии может вывести из строя некоторые приборы, но обычно это не является серьезной проблемой, потому что самолет не заземлен. Молния может попасть в один конец и выйти из другого, и это может привести лишь к поверхностному повреждению. Я сталкивался с этим только однажды – у нас было крошечное отверстие в носовом обтекателе, а в месте выхода в хвостовой части прогорел небольшой кусочек опоры хвостового оперения, так что его пришлось вывести из эксплуатации... После удара молнии, вероятно, потребуется проверка самолета, чтобы убедиться, что все компасы и электроника не вышли из строя".

Что делают пилоты, когда в самолет попадает молния? Знают ли они об этом?

Терри объясняет: "Возможно, но это зависит от того, что произойдет. Вы могли бы лететь в облаках и увидеть яркую вспышку, но вы не обязательно поняли бы, что она попала в вас, если бы не было каких-то других признаков, таких как странное поведение приборов или что-то в этом роде".

Могут ли пилоты предвидеть удар молнии? "Обычно на современных самолетах, таких как последний региональный реактивный самолет, на котором я летал, есть оборудование для обнаружения молний, а также метеорологический радар, – отвечает Терри. – Молнии обычно появляются из кучево-дождевых грозовых облаков, и они обычно отображаются на радаре. Время от времени случаются "сухие грозы", которые, если в них недостаточно влаги, могут стать для вас сюрпризом. Но если у вас есть детекторы молний, они обычно показывают, где находится молния".

Что могут испытывать пассажиры? Терри рассказывает: "Ходили драматические истории о шарах молний, летающих по салону из одного конца в другой, без сомнения, приводя всех в ужас. Но вряд ли это приведет к чему-то радикальному".

Стоит ли беспокоиться пассажирам? По словам Терри, “на самом деле, нет”.

"Вероятно, было бы хуже, если бы вы столкнулись с сильным градом, потому что он может нанести физический ущерб самолету, – считает он. – Мы видели разбитые носовые обтекатели и поврежденные стекла. Но град должен отображаться на вашем метеорологическом радаре. Погода сильна и непредсказуема, и вы никогда не сможете полностью исключить все риски. Но, вообще говоря, большинство современных самолетов способны справиться с молниями".


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Понедельник, Вчера, 18:14:43 | Сообщение # 37
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Краткий словарь авиационного сленга

фломастер - flight master
пинстр - инструктор (в гражданской авиации, а в военной - шкраб)
сапог - пилот военно-транспортной авиации
шкипер - второй пилот ("ноги вместе - зарплата двести")
рвач - пилот с саннормой
белоголовый - лётчик в шлемаке
бортач - бортмеханик
блудила - штурман
птица-говорун - бортрадист
отмороженный - экипаж, неоперативно реагирующий на команды
стюра, провод, девочки, мальчики - бортпроводники
"нажми на девочку" - нажми на кнопку вызова бортпроводников
старая больная касалетка - опытная бортпроводница
паксы, тошнотики, бандерлоги, пикули - пассажиры
умка - ребёнок без сопровождения;
мешочники - челноки;
экономисты - пассажиры эконом-класса;
бизнесмены, трюфеля - пассажиры бизнес-класса;
первачи - пассажиры первого класса;
загон скотины, запрессовка - посадка пассажиров
кефаль - пассажиропоток (например, "кефаль пошла";
шаланда - реактивный ЛА гражданской авиации
шурик - мент в салоне на случай угона судна
хозяин глиссады - диспетчер посадки
властелин кольца - диспетчер круга
начпрыг - начальник ПДС
супер, супермен - супервайзер на перроне
гитлерюгенд - сотрудник. Ист. Лайн Секюрити (название обусловлено характерной униформой тёмно-синего цвета)

Погода

четыре девятки - хорошая погода
миллион на миллион - видимость более 10 км
слоечка - слоистые облака
кучки - кучевые облака
чехол - погода ниже минимума
кизяк, срань - плохая погода
камни с неба - сильный дождь
мряка - метель
мряка с молоком - туман с осадками

Элементы самолёта

рыло, пятак - нос;
копчик - хвост;
пузо - средняя часть фюзеляжа
гребло, махало - воздушный винт;
пальма - несущий винт вертолёта на стоянке
вентиллятор, мясорубка - винтовой двигатель
конфорка - выходная часть турбины ТРД
лапы, лапки, ноги, мослы - шасси (“лапки поджать” - убрать шасси, “колёса бросай” - совет о том, что пора и шасси выпустить)
лапти - колодки под колёса ВС
лопухи - закрылки, интерцепторы, тормозные щитки
банка - салон самолёта (тубус - пассажирский салон небольшого самолёта)
горшок - туалет
заглотыш - унитаз;
брызговик - кран в туалете
топчан - пассажирское кресло,
подзатыльник - вехняя часть кресла,
бульвар - проход между креслами
дырка - иллюминатор
удавка - ремень безопасности
кабинет - кабина экипажа
рога - штурвал (РС (рогатый скот) - лётный состав, КРС (крупный рогатый скот) - командно-руководящий состав)
намордник - кислородная маска
уши - гарнитура
табуретка, лавка, чашка - кресло лётчика в кабине ВС (левая чашка - кресло КВС, правая чашка - кресло второго пилота. Девиз второго пилота: “Наше дело правое не мешать левому!”
Боец - плохой второй пилот.
Гвардеец - хороший второй пилот.
Фраза из песни: "Ну, вот и я на левой табуретке..."
Тамара - спарка (на МиГ-21)
фишка - штепсельный разъём подключения наземного питания к самолёту
светофор - световая сигнализация в грузопассажирской кабине самолёта, оборудованного для десантирования
баян - скопище АЗС за креслом в кабине Миг-29
газета - светосигнальные табло, расположенные на верхнем центральном пульте
морковка - килевой обтекатель антенн РЭБ на Ту-160
пионер - указатель поворота и скольжения (термин берёт начало от импортных приборов американской фирмы "Пионер")
солдатик - механический дублёр указателя выпущенного положения стойки шасси
лопата - тормозной щиток Су-27
собачник - пространство планера самолёта, где можно провезти личный груз
глазки - посадочные фары
ласты - горизонтальный стабилизатор (гребешок - вертикальный)
зоб - нижний фонарь пилотской кабины.

На аэродроме

борт - воздушное судно
трамвай - самолёт в обычной пассажирской конфигурации (салон - самолёт в VIP конфигурации)
кишка - телетрап или кабель наземного питания
пипелац - самоходный трап
пассажиросос - телескопический трап
скотовоз, катафалк - автобус для пассажиров
членовоз - машина VIP
касалетка - горячая пища, завёрнутая в фольгу
курятина - бортпитание
служба козлов - служба бортпроводников АК Трансаэро (название произошло от имени начальника службы М.М.Козлова, который, по внутренней легенде, представляется как "начальник службы Козлов”)
вешалка - установка для взвешивания багажа
сиська, бидон - топливозаправщик
зелёнка, тархун - бензин Б-91/115 (от характерного зелёного цвета)
голубятник, скворечник - диспетчерская вышка
бантик - локаторная установка в АП
гондон, колдун - ветроуказатель
говно - машина для слива хим. жидкости из туалета
таблетка - санитарная машина
тамагочи - багажный тягач ТМХ-30
массандра, балда, эквивалент, шпага и многое другое - авиационный спирт
массандровоз - спиртозаправщик
массандрический ключ - ключ от заливных горловин
ликёр шасси - спирт с глицерином из амортстоек
шаэрница - клещи для завинчивания разъёмов ШР
ТК-16 (танковая кувалда 16-килограммовая) - приспособление для демонтажа стабилизатора на МиГ-23
кувалдометр - кувалда
медвежонок - небольшой гидроподъёмник
гусь - стремянка с длинной "шеей" для доступа на верх фюзеляжа
жлыга - штанга для слива отстоя
жижа - гидрожидкость
горилка - керосин
ТОМ, змей горыныч - теплообдувочная машина для удаления обледенения
высотка - высотно-кислородная служба
охигенная бутылка - кислородный баллон (oxygen bootle)
бегунок - задание на полёт
смычок - рейс туда-сюда между двумя аэродромами на МВЛ (вне базы)
трамвайный рейс - рейс с выполнением нескольких промежуточных посадок или рейс, выполняемый изо дня в день по одному и тому же маршруту, безо всяких изменений
показуха - показательные выступления, демонстрация авиатехники
групповуха - полёты на групповой пилотаж
гайка - запретная зона Барвиха (на экране восьмигранник); "провести в дырочку" - пролёт ВС между "гайкой" и Москвой
соседи - расположенный рядом военный аэродром;
"провести по забору" - пролёт ВС по границе с "соседями"
шахматка - бланк для ручного учёта пассажиров при регистрации
чекиться - проходить регистрацию на рейс
шмон - досмотр
красный план - суточный план полётов для оперативных служб аэропорта
физкультура (физзарядка) - проверка механизации перед взлётом
шевретка - форменная куртка лётного состава из шевретовой кожи
ползунки - брюки-полукомбинезон от демисезонного или зимнего комплекта полётного обмундирования
радикулитка - демисезонная куртка
орден Сутулого - нагрудный знак "За безаварийный налёт"
дёргать за рога - ворочать штурвалом
прилететь на рогах (на руках) - пилотировать ВС при отказе автопилота
лететь (тянуть) на лампочках - лететь с малым остатком топлива
махать крыльями - лететь с недостаточным запасом топлива или совершать посадку с неисправными движками
блудить - лететь с потерянной ориентировкой
идти против шерсти - лететь на эшелоне с курсом, для которого эшелон не предназначен
распушиться, ощериться, шерсть дыбом - выпустить механизацию
всуропить клачи - полный газ
полировать - летать без проблем
маршировать - лететь в крейсерском полёте
подмываться - проходить через облака
побрить травку - идеально посадить самолёт
раскрутка - мягкая посадка
позолотить киль - сесть под заход
сложить крылья - приземлиться (после остановки на ВПП)
выбить пробку - открыть дверь после приземления
забить полёты - отмена полётов
отдать пульс - пройти предполётный осмотр
топтаться - маневрировать по рулевым дорожкам в АП
ждать светофора - стоять перед выездом на ВПП
сделать кочергу, сделать Семёна - налетать за день 7.00
сделать Василия - налетать за день 8.00
разгибать крючки - выполнять короткие рейсы
кости за борт, выйти из кабинета, дёрнуть за яйца - катапультироваться
черпануть - незапланированная потеря высоты в процессе выполнения манёвра
кустики мелькают - вывод из манёвра ниже минимально безопасной высоты
поскользнуться - провалился в воздушную яму
упереться - включить реверс, начать торможение
заход по схеме - возвращение домой под хорошим градусом, то есть бухим
уход на запасной - уход к подруге (любовнице)
сверлить дырки в ЗШ - неудачная семейная жизнь (дырки - для рогов)
сорваться в штопор, уйти в раскрутку - уйти в запой
погоду ломать - устраивать пьянку в нелётную погоду
нос в точку выравнивания - положение лётчика, заснувшего в нетрезвом виде за столом
выпали бленкеры - перебрал алкоголя
отказ гировертикали (или завал гироагрегата) - уровень нетрезвого состояния, когда не можешь стоять на ногах, но ещё есть остатки сил перемещаться (и попытки перемещаться приводят к периодическим падениям)трупопауза - состояние лётчика при переутомлении, после принятия большой дозы
слить отстой - сходить в туалет
давит на клапан - желание отлить ("Пассат" - это облегчённый "Ниссан")
сцентровать - стащить что-либо с борта ВС (груз, багаж, бортпитание)
КУРС ноль балда на массу - выполнять полёт на радиостанцию
мотать глиссаду на винт - вешать лапшу на уши собеседнику
палки встали - отказ двигателя
значки полетели - авария
полный рот земли - катастрофа
разложить - поломать ЛА (в основном - при посадке)
мелкие поломки - фрагменты самолёта, собираемые с места катастрофы граблями
косой самолёт - самолёт после отказа двигателя. На косом самолёте лететь - лететь с несимметричной тягой левое яйцо тяжелее - лететь с хроническим левым креном
запалить кресты, крестануть - (у диспетчеров) близко свести метки, отчего срабатывает Система Предупреждения Опасного Сближения (СПОС), загораются кресты вокруг отметок
раскорячиться - неспособность быстро освободить ВПП
отпушить - отбуксировать ВС
стоять на шнурке - выпускать самолёт
стоять на ушах - поддерживать связь с кабиной через СПУ
сидеть на трубочке - руководить полётами
сидеть на "соске" - пользоваться подсказками ПРП на посадке
сгонять в Катю - выполнить рейс в Екатеринбург (другие географические названия: Минструальные Воды, Краснодыр, Сифилиси (Тбилиси), Лужа (Атлантический океан - например, "рейсы за Лужу”, т.е. в Америку), купол (Северный полюс), Лакс - рейс на Лос-Анджелес)
опять тризор сбежал - граница пришла
"N часов, M минут - колёса в воздухе" - максимально строгое указание времени начала какого-либо действия - например, разлива или прибытия по тревоге
"купил сыну кепку с большим козырьком" - не пустить сына в лётное училище (козырёк - чтобы неба не видел)

https://www.sgvavia.ru/forum/931-896-433627-16-1416092926


Qui quaerit, reperit
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: