Дата: Суббота, 29 Ноября 2025, 09:55:25 | Сообщение # 36
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Представьте себе такое: вы находитесь на полпути своего воздушного путешествия, с нетерпением ожидая прибытия в какое-нибудь замечательное место для отдыха, которое вы выбрали. Погода резко ухудшилась - и внезапно ударила молния. Пассажиров можно простить за то, что они испытывают ужас. Но что на самом деле произойдет, если в самолет попадет молния? Бортпроводник Матеуш Ковалевич, путешествующий по всему миру, рассказал о взлетах и падениях жизни в небе - от ударов молний и жестокого недосыпания до описания величайших чудес света.
Впервые Матеуш увлекся путешествиями в подростковом возрасте, после того как присоединился к программе школьного обмена с Израилем - это была его самая первая поездка за границу, рассказывает Daily Mail. Вскоре он начал путешествовать по Европе по дешевке, путешествуя автостопом, чтобы сэкономить деньги, прежде чем, в конце концов, решил стать бортпроводником, чтобы получать зарплату за то, что он любит. Но не всегда все шло гладко. Матеуш вспоминает, как во время одного из рейсов в него ударила молния.
"Мне показалось, что кто-то направил вспышку фотоаппарата прямо мне в глаза. Мгновение спустя из кабины пилотов сообщили, что нам нужно возвращаться в Варшаву, – вспоминает Ковалевич. – С самолетом все было в порядке, но, по логике вещей, лучше вернуться и пересесть на другой самолет, чем рисковать узнать в Риме, что самолет должен быть приземлен".
Как писало издание Daily Mail в прошлом году, автор книги "Это говорит ваш капитан" Дуг Моррис объясняет: "Статистика показывает, что в авиалайнер попадает молния каждые 5000 часов, или примерно раз в год. По оценкам Федерального управления авиации (FAA), в каждый авиалайнер в США молния попадает раз в год".
Что происходит с самолетом, когда в него попадает молния? Совсем немного, рассказывает Терри: "Удар молнии может вывести из строя некоторые приборы, но обычно это не является серьезной проблемой, потому что самолет не заземлен. Молния может попасть в один конец и выйти из другого, и это может привести лишь к поверхностному повреждению. Я сталкивался с этим только однажды – у нас было крошечное отверстие в носовом обтекателе, а в месте выхода в хвостовой части прогорел небольшой кусочек опоры хвостового оперения, так что его пришлось вывести из эксплуатации... После удара молнии, вероятно, потребуется проверка самолета, чтобы убедиться, что все компасы и электроника не вышли из строя".
Что делают пилоты, когда в самолет попадает молния? Знают ли они об этом?
Терри объясняет: "Возможно, но это зависит от того, что произойдет. Вы могли бы лететь в облаках и увидеть яркую вспышку, но вы не обязательно поняли бы, что она попала в вас, если бы не было каких-то других признаков, таких как странное поведение приборов или что-то в этом роде".
Могут ли пилоты предвидеть удар молнии? "Обычно на современных самолетах, таких как последний региональный реактивный самолет, на котором я летал, есть оборудование для обнаружения молний, а также метеорологический радар, – отвечает Терри. – Молнии обычно появляются из кучево-дождевых грозовых облаков, и они обычно отображаются на радаре. Время от времени случаются "сухие грозы", которые, если в них недостаточно влаги, могут стать для вас сюрпризом. Но если у вас есть детекторы молний, они обычно показывают, где находится молния".
Что могут испытывать пассажиры? Терри рассказывает: "Ходили драматические истории о шарах молний, летающих по салону из одного конца в другой, без сомнения, приводя всех в ужас. Но вряд ли это приведет к чему-то радикальному".
Стоит ли беспокоиться пассажирам? По словам Терри, “на самом деле, нет”.
"Вероятно, было бы хуже, если бы вы столкнулись с сильным градом, потому что он может нанести физический ущерб самолету, – считает он. – Мы видели разбитые носовые обтекатели и поврежденные стекла. Но град должен отображаться на вашем метеорологическом радаре. Погода сильна и непредсказуема, и вы никогда не сможете полностью исключить все риски. Но, вообще говоря, большинство современных самолетов способны справиться с молниями". Qui quaerit, reperit
Дата: Понедельник, Вчера, 18:14:43 | Сообщение # 37
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Краткий словарь авиационного сленга
фломастер - flight master пинстр - инструктор (в гражданской авиации, а в военной - шкраб) сапог - пилот военно-транспортной авиации шкипер - второй пилот ("ноги вместе - зарплата двести") рвач - пилот с саннормой белоголовый - лётчик в шлемаке бортач - бортмеханик блудила - штурман птица-говорун - бортрадист отмороженный - экипаж, неоперативно реагирующий на команды стюра, провод, девочки, мальчики - бортпроводники "нажми на девочку" - нажми на кнопку вызова бортпроводников старая больная касалетка - опытная бортпроводница паксы, тошнотики, бандерлоги, пикули - пассажиры умка - ребёнок без сопровождения; мешочники - челноки; экономисты - пассажиры эконом-класса; бизнесмены, трюфеля - пассажиры бизнес-класса; первачи - пассажиры первого класса; загон скотины, запрессовка - посадка пассажиров кефаль - пассажиропоток (например, "кефаль пошла"; шаланда - реактивный ЛА гражданской авиации шурик - мент в салоне на случай угона судна хозяин глиссады - диспетчер посадки властелин кольца - диспетчер круга начпрыг - начальник ПДС супер, супермен - супервайзер на перроне гитлерюгенд - сотрудник. Ист. Лайн Секюрити (название обусловлено характерной униформой тёмно-синего цвета)
Погода
четыре девятки - хорошая погода миллион на миллион - видимость более 10 км слоечка - слоистые облака кучки - кучевые облака чехол - погода ниже минимума кизяк, срань - плохая погода камни с неба - сильный дождь мряка - метель мряка с молоком - туман с осадками
Элементы самолёта
рыло, пятак - нос; копчик - хвост; пузо - средняя часть фюзеляжа гребло, махало - воздушный винт; пальма - несущий винт вертолёта на стоянке вентиллятор, мясорубка - винтовой двигатель конфорка - выходная часть турбины ТРД лапы, лапки, ноги, мослы - шасси (“лапки поджать” - убрать шасси, “колёса бросай” - совет о том, что пора и шасси выпустить) лапти - колодки под колёса ВС лопухи - закрылки, интерцепторы, тормозные щитки банка - салон самолёта (тубус - пассажирский салон небольшого самолёта) горшок - туалет заглотыш - унитаз; брызговик - кран в туалете топчан - пассажирское кресло, подзатыльник - вехняя часть кресла, бульвар - проход между креслами дырка - иллюминатор удавка - ремень безопасности кабинет - кабина экипажа рога - штурвал (РС (рогатый скот) - лётный состав, КРС (крупный рогатый скот) - командно-руководящий состав) намордник - кислородная маска уши - гарнитура табуретка, лавка, чашка - кресло лётчика в кабине ВС (левая чашка - кресло КВС, правая чашка - кресло второго пилота. Девиз второго пилота: “Наше дело правое не мешать левому!” Боец - плохой второй пилот. Гвардеец - хороший второй пилот. Фраза из песни: "Ну, вот и я на левой табуретке..." Тамара - спарка (на МиГ-21) фишка - штепсельный разъём подключения наземного питания к самолёту светофор - световая сигнализация в грузопассажирской кабине самолёта, оборудованного для десантирования баян - скопище АЗС за креслом в кабине Миг-29 газета - светосигнальные табло, расположенные на верхнем центральном пульте морковка - килевой обтекатель антенн РЭБ на Ту-160 пионер - указатель поворота и скольжения (термин берёт начало от импортных приборов американской фирмы "Пионер") солдатик - механический дублёр указателя выпущенного положения стойки шасси лопата - тормозной щиток Су-27 собачник - пространство планера самолёта, где можно провезти личный груз глазки - посадочные фары ласты - горизонтальный стабилизатор (гребешок - вертикальный) зоб - нижний фонарь пилотской кабины.
На аэродроме
борт - воздушное судно трамвай - самолёт в обычной пассажирской конфигурации (салон - самолёт в VIP конфигурации) кишка - телетрап или кабель наземного питания пипелац - самоходный трап пассажиросос - телескопический трап скотовоз, катафалк - автобус для пассажиров членовоз - машина VIP касалетка - горячая пища, завёрнутая в фольгу курятина - бортпитание служба козлов - служба бортпроводников АК Трансаэро (название произошло от имени начальника службы М.М.Козлова, который, по внутренней легенде, представляется как "начальник службы Козлов”) вешалка - установка для взвешивания багажа сиська, бидон - топливозаправщик зелёнка, тархун - бензин Б-91/115 (от характерного зелёного цвета) голубятник, скворечник - диспетчерская вышка бантик - локаторная установка в АП гондон, колдун - ветроуказатель говно - машина для слива хим. жидкости из туалета таблетка - санитарная машина тамагочи - багажный тягач ТМХ-30 массандра, балда, эквивалент, шпага и многое другое - авиационный спирт массандровоз - спиртозаправщик массандрический ключ - ключ от заливных горловин ликёр шасси - спирт с глицерином из амортстоек шаэрница - клещи для завинчивания разъёмов ШР ТК-16 (танковая кувалда 16-килограммовая) - приспособление для демонтажа стабилизатора на МиГ-23 кувалдометр - кувалда медвежонок - небольшой гидроподъёмник гусь - стремянка с длинной "шеей" для доступа на верх фюзеляжа жлыга - штанга для слива отстоя жижа - гидрожидкость горилка - керосин ТОМ, змей горыныч - теплообдувочная машина для удаления обледенения высотка - высотно-кислородная служба охигенная бутылка - кислородный баллон (oxygen bootle) бегунок - задание на полёт смычок - рейс туда-сюда между двумя аэродромами на МВЛ (вне базы) трамвайный рейс - рейс с выполнением нескольких промежуточных посадок или рейс, выполняемый изо дня в день по одному и тому же маршруту, безо всяких изменений показуха - показательные выступления, демонстрация авиатехники групповуха - полёты на групповой пилотаж гайка - запретная зона Барвиха (на экране восьмигранник); "провести в дырочку" - пролёт ВС между "гайкой" и Москвой соседи - расположенный рядом военный аэродром; "провести по забору" - пролёт ВС по границе с "соседями" шахматка - бланк для ручного учёта пассажиров при регистрации чекиться - проходить регистрацию на рейс шмон - досмотр красный план - суточный план полётов для оперативных служб аэропорта физкультура (физзарядка) - проверка механизации перед взлётом шевретка - форменная куртка лётного состава из шевретовой кожи ползунки - брюки-полукомбинезон от демисезонного или зимнего комплекта полётного обмундирования радикулитка - демисезонная куртка орден Сутулого - нагрудный знак "За безаварийный налёт" дёргать за рога - ворочать штурвалом прилететь на рогах (на руках) - пилотировать ВС при отказе автопилота лететь (тянуть) на лампочках - лететь с малым остатком топлива махать крыльями - лететь с недостаточным запасом топлива или совершать посадку с неисправными движками блудить - лететь с потерянной ориентировкой идти против шерсти - лететь на эшелоне с курсом, для которого эшелон не предназначен распушиться, ощериться, шерсть дыбом - выпустить механизацию всуропить клачи - полный газ полировать - летать без проблем маршировать - лететь в крейсерском полёте подмываться - проходить через облака побрить травку - идеально посадить самолёт раскрутка - мягкая посадка позолотить киль - сесть под заход сложить крылья - приземлиться (после остановки на ВПП) выбить пробку - открыть дверь после приземления забить полёты - отмена полётов отдать пульс - пройти предполётный осмотр топтаться - маневрировать по рулевым дорожкам в АП ждать светофора - стоять перед выездом на ВПП сделать кочергу, сделать Семёна - налетать за день 7.00 сделать Василия - налетать за день 8.00 разгибать крючки - выполнять короткие рейсы кости за борт, выйти из кабинета, дёрнуть за яйца - катапультироваться черпануть - незапланированная потеря высоты в процессе выполнения манёвра кустики мелькают - вывод из манёвра ниже минимально безопасной высоты поскользнуться - провалился в воздушную яму упереться - включить реверс, начать торможение заход по схеме - возвращение домой под хорошим градусом, то есть бухим уход на запасной - уход к подруге (любовнице) сверлить дырки в ЗШ - неудачная семейная жизнь (дырки - для рогов) сорваться в штопор, уйти в раскрутку - уйти в запой погоду ломать - устраивать пьянку в нелётную погоду нос в точку выравнивания - положение лётчика, заснувшего в нетрезвом виде за столом выпали бленкеры - перебрал алкоголя отказ гировертикали (или завал гироагрегата) - уровень нетрезвого состояния, когда не можешь стоять на ногах, но ещё есть остатки сил перемещаться (и попытки перемещаться приводят к периодическим падениям)трупопауза - состояние лётчика при переутомлении, после принятия большой дозы слить отстой - сходить в туалет давит на клапан - желание отлить ("Пассат" - это облегчённый "Ниссан") сцентровать - стащить что-либо с борта ВС (груз, багаж, бортпитание) КУРС ноль балда на массу - выполнять полёт на радиостанцию мотать глиссаду на винт - вешать лапшу на уши собеседнику палки встали - отказ двигателя значки полетели - авария полный рот земли - катастрофа разложить - поломать ЛА (в основном - при посадке) мелкие поломки - фрагменты самолёта, собираемые с места катастрофы граблями косой самолёт - самолёт после отказа двигателя. На косом самолёте лететь - лететь с несимметричной тягой левое яйцо тяжелее - лететь с хроническим левым креном запалить кресты, крестануть - (у диспетчеров) близко свести метки, отчего срабатывает Система Предупреждения Опасного Сближения (СПОС), загораются кресты вокруг отметок раскорячиться - неспособность быстро освободить ВПП отпушить - отбуксировать ВС стоять на шнурке - выпускать самолёт стоять на ушах - поддерживать связь с кабиной через СПУ сидеть на трубочке - руководить полётами сидеть на "соске" - пользоваться подсказками ПРП на посадке сгонять в Катю - выполнить рейс в Екатеринбург (другие географические названия: Минструальные Воды, Краснодыр, Сифилиси (Тбилиси), Лужа (Атлантический океан - например, "рейсы за Лужу”, т.е. в Америку), купол (Северный полюс), Лакс - рейс на Лос-Анджелес) опять тризор сбежал - граница пришла "N часов, M минут - колёса в воздухе" - максимально строгое указание времени начала какого-либо действия - например, разлива или прибытия по тревоге "купил сыну кепку с большим козырьком" - не пустить сына в лётное училище (козырёк - чтобы неба не видел)