Авиация СГВ

Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Правила форума Поиск

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: abadion, ВладС, Шайтан, =Владимир=  
Авиация СГВ » 4-я ВА ВГК - форум частей и гарнизонов » ОБЩИЕ ТЕМЫ АВИАЦИИ СГВ » Из истории 4 ВА в годы ВОВ
Из истории 4 ВА в годы ВОВ
ВитасДата: Понедельник, 14 Февраля 2011, 23.30.22 | Сообщение # 1
Группа: Старейшина
Сообщений: 92
Статус: Отсутствует
Интересное фото из истории 4 ВА в годы ВОВ. Оно широко обсуждается в Интернете. Саня его тоже показывал на сайте СГВ.
Молодёжь спрашивает, кто на фото, какова судьба советского лётчика.
На фото лётчик 4 ВА Герой Советского Союза майор Яков Иванович Антонов командир 84 «А» ИАП в немецком плену, в окружении германских летчиков.

На фото: первый слева немецкий лётчик Адольф Дикфелд, второй слева немецкий лётчик майор Гордон Голлоб, сбивший самолёт Антонова - смотрит документы.
Но вот история вокруг этого события довольно запутана.
Знаменитый немецкий ас Гюнтер Ралль в своей книге «Моя летная книжка» описывает пленение Антонова (при этом почему-то приписывая эту победу Голлоба себе и сбил он якобы Миг-3).
Голлоб пишет, что он в этом бою сбил советский Лагг-3, хотя в этом воздушном бою участвовали двадцать Me-109F, девять И-16 из 88 ИАП (будущий 159 ГИАП 4 ВА) и восемь И-153 «Чайка» из 84 «А» ИАП (впоследствии 101 Гвардейский ИАП 2-ой воздушной армии, ком.полка ГСС Середа П.С.). А Яков Иванович Антонов командир 84 «А» ИАП летал на И-153. Русские потеряли 2 самолёта И-153 – один пилот попал в плен, а второй пришёл пешком в расположение Красной армии. Прославленные немецкие асы потеряли несколько Me-109 в воздухе и двенадцать на аэродроме. Наверное поэтому на фото асы выглядят немного растерянными и потрёпанными.
Интересны судьбы лётчиков изображённых на фото. Судьба советского лётчика не известна, хотя по официальной советской версии он погиб.

А вот асы Люфтваффе дожили до глубоких седин.


Яков Иванович Антонов родился 24 Января 1908 года в деревне Малахово, ныне Шимского района Новгородской области, в семье служащего. Окончив начальную среднюю школу, учился на рабфаке электротехнического техникума в Ленинграде. С 1928 года в рядах Красной Армии. В 1931 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу, а в 1933 году - военную авиационную школу лётчиков. Затем получил назначение в одну из авиационных частей Ленинградского военного округа.
Участник Советско - Финлядской войны 1939 - 1940 годов. Пом. ком. АЭ 25 ИАП (59 истребительная авиационная бригада) 7 армия Северо-западный фронт. Ст.лейтенант Антонов с 6 декабря 1939 г. по 19 февраля 1940 г. произвёл 58 боевых вылетов на разведку, штурмовку и сопровождение бомбардировщиков, участвовал в 5 воздушных боях. Летал на И-16. За отличие в первые дни боёв был награждён орденом Красного Знамени. 2 Февраля 1940 года в воздушном бою сбил истребитель Fokker D.XXI.. 21 Марта 1940 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, Антонов Яков Иванович удостоен звания Героя Советского Союза. 25 августа 1942 года Антонов, выполняя задание по прикрытию штурмовки немецкого аэродрома под Моздоком, был сбит. По советским документам - погиб. На самом деле, сбитый командиром 77-й немецкой истребительной эскадры (JG 77), майором Гордоном Голлобом, Антонов выпрыгнул с парашютом, приземлился и был захвачен в плен. Якобы Антонова Я.И. видели в Моздокских лагерях, и что он бежал оттуда. Дальнейшая его судьба неизвестна…
Описание этого воздушного боя советскими лётчиками
http://eroplan.boom.ru/bibl/suhov/text/chr2.htm
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2769
http://www.airaces.narod.ru/winter/antonov.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki....8%D1%87

Немецкий лётчик майор Гордон Голлоб, сбивший самолёт Антонова.

Голлоб (Gollob) Гордон Макс в боях на Украине и Дону летал на Bf 109. 18.09.41 после 42 победы награжден рыцарским крестом, 23.06.42 года за 107 побед был награжден рыцарским крестом с дубовыми листьями. Установил своеобразный рекорд18.10.41 года, за один день одержав 9 побед.
30.08. 42 года, через пять дней после описываемых здесь событий, он третьим в Германии был награжден рыцарским крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами, стал первым летчиком люфтваффе, достигшим результата 150 побед (29.08 1942г.). За время боевых действий совершил 340 боевых вылетов и одержал 150 побед (144 на Восточном фронте). В январе 1945 г. сменил Адольфа Галланда на посту General der Jagdflieger (генерала ягдфлигеров, то есть командующего всей истребительной авиацией Люфтваффе. Согласно характеристике, которую ему дал «Макки» Штайнхофф, командующий новым Люфтваффе после войны, он был «амбициозным человеком, без чувства юмора».
http://luftwaffe.cz/gollob.html
http://www.allaces.ru/p/peopleg.php?id=3
Умер 7 сентября 1987 г. в 75 лет.

Гюнтер Ралль (Gunther Rall). Всего побед – 275 (272 Восточный фронт, 3 Западный фронт). Первый бой : Франция, 1940 год. Всего вылетов: 621. Награжден Рыцарским Крестом с дубовыми листьями и мечами.

В марте 1944 года Гюнтер Ралль, одержавший к тому времени 273 победы, был переведен на Западный фронт в качестве командира группы II/JG 11. Но этот перевод не принес ему удачи. Подобно многим своим коллегам, воевавшим ранее на Восточном фронте, в боях с ордами американских бомбардировщиков и истребителей он смог добиться лишь незначительных успехов, а 12 мая был сбит самолетом Р-47, потеряв в результате большой палец на левой руке. Инфекция, попавшая в рану, не позволила Раллю вернуться в строй вплоть до ноября, а затем он перешел на штабную работу. Последним его назначением стала должность командира JG 300 в марте 1945 года. За 621 боевой вылет Ралля сбивали восемь раз, был 3 раза ранен, а на его счету находилось 275 вражеских самолетов, уничтоженных им лично. Таким образом, он стал третьим асом Германии по числу побед после Хартмана и Баркхорна. Его «Мессершмитт» имел личный номер «Чёртова дюжина».
Послевоенная военная биография

Когда разобрался с рутиной плена - завёл бизнес по деревообработке и резьбе, потом работал торговым представителем Siemens, с 1956 года - в Бундеслюфтваффе, где с 1971 по 1974 был Инспектором Люфтваффе Бундесвера, то есть занимался ведением матчасти и дел личного состава. Потом полтора года был военным атташе при НАТО, после чего получил при выходе в отставку звание генерал-лейтенанта (1975). В годы войны потерял большой палец на левой руке, что не помешало ему продолжать летать и сделать.
1956 Major
1957 Oberstleutnant
1960 Oberst
1966 Brigadegeneral
1967 Generalmajor
1970 Generalleutnant



http://luftwaffe.cz/rall.html
http://www.virtualpilots.fi/feature/photoreports/guntherrall2003/
Умер Гюнтер Ралль 4 октября 2009 г., и был ему 91 год.

Адольф Дикфелд
Сбил 115 самолётов.

http://luftwaffe.cz/dickfeld.html

А всё таки наши деды и отцы причесали бубновых. Хотя это далось нелегко и с большими потерями.
Спасибо им и Вечная память !!!


Виталий Хомутов

Сообщение отредактировал Витас - Вторник, 15 Февраля 2011, 19.26.28
 
СаняДата: Понедельник, 14 Февраля 2011, 23.49.47 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
По Антонову есть много версий.

Qui quaerit, reperit
 
ВитасДата: Вторник, 15 Февраля 2011, 00.07.13 | Сообщение # 3
Группа: Старейшина
Сообщений: 92
Статус: Отсутствует
Саня, о том что Антонов после того боя остался жив, стало известно только в 1982 г. из книги немецкого аса Гюнтера Ралля «Моя летная книжка», а его родственники узнали это значительно позже. К сожелению нужны документы что он партизанил. Хорошо, если бы это подтвердилось, сюжет для фильма "Жди меня -2" ( с В.Серовой в главной роли).

Виталий Хомутов
 
ВитасДата: Вторник, 15 Февраля 2011, 00.13.39 | Сообщение # 4
Группа: Старейшина
Сообщений: 92
Статус: Отсутствует
В мае 1967 года приезжал в Бжег на 25-и летний юбилей 164 ОГРАП и 4 ВА из Ленинграда п-полковник в отставке Герой Советского Союза Яцковский Серафим Вадимович.

Заместитель командира авиаэскадрильи 164-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка, будущий Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Серафим Вадимович Яцковский на фоне советского пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Фрагмент из представления на орден Красного Знамени: «Во время Отечественной войны т.Яцковский летает на самолетах Су-2, Пе-2, Пе-3 бис. За этот период т.Яцковский не имеет ни одного случая летных происшествий, поломок и аварий...Выполняет боевые задания в трудных метеоусловиях при облачности высотой до 50-100 м, видимость до 1-2 км.»
Фрагмент из представления на звание Героя: "За три года и девять месяцев Отечественной войны на различных направлениях на пикирующем самолете Пе-2 произвел 230 боевых вылетов на разгром гитлеровских воск. Боевой налет составляет 378 часов...По самым скромным подсчетам на боевом счету тов. Яцковского за период Отечественной войны числится уничтоженных — 1 паровоз, 30 железно-дорожных вагонов с войсками и грузами, 40 автомашин, 6 танков, 2 склада горючего и до 350 гитлеровских солдат и офицеров...За весь период Отечественной войны гвардии капитан Яцковский не имеет случаев поломки или аварии дорогостоящей материальной части по его вине. "
Время съемки: 1944
http://waralbum.ru/?s=%D1%....x=6&y=9


Виталий Хомутов

Сообщение отредактировал Витас - Вторник, 15 Февраля 2011, 00.15.36
 
СаняДата: Вторник, 15 Февраля 2011, 00.46.01 | Сообщение # 5
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Хотя автор книги Гюнтер Ралль ссылается на какие-то «официальные русские источники», но о послевоенной судьбе Антонова до сих пор ничего не известно. Недоверие к рассказу Ралля вызывает и тот факт, что он называет пленённого лётчика «чертовски юным». На момент пленения Якову Антонову уже 34 года и он на 10 лет старше самого Ралля. Кроме того не совпадает тип сбитого самолёта: Антонов летел на И-153, а Ралль рассказывает о сбитом МиГ-3. Не совпадает, дата и даже месяц боя. Не совпадает также звание сбитого летчика, Ралль называет его капитан Антонов, в то время как Яков Иванович имел звание майора, и на фотографии отчетливо видны 2 майорские «шпалы».

Есть также версия что после Моздокского лагеря Антонов попал в Мариупольский , где Якова Ивановича освободили Мариупольские подпольщики имевшие связь с разведотделом Черноморского флота, в оперативном подчинении которого находился разведотдел 56-й армии Южного фронта, стоявшей на Миусе. По тем данным , Антонов Я.И. после побега из лагеря скрывался в доме санитарки больницы Кузенковой Матрены Дмитриевны, где действовала подпольная группа врача Гнилицкого Б.Т. Далее Антонов Я.И. был переправлен в город Ейск , после чего данные по нему тоже отсутствуют .

По антонову могу показать вот такую выписку из Книги Памяти.



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Вторник, 15 Февраля 2011, 01.12.49 | Сообщение # 6
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Номер записи 9363452
Фамилия Антонов
Имя Яков
Отчество Иванович
Последнее место службы 84 истр. ав. полк
Воинское звание майор
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 25.08.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 56
Номер описи источника информации 12220
Номер дела источника информации 87



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Вторник, 15 Февраля 2011, 01.19.46 | Сообщение # 7
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Из сводки потерь по 84"а" полку

Номер записи 51283866
Фамилия Антонов
Имя Яков
Отчество Иванович
Место рождения г. Пушкино
Дата и место призыва Пушкинский ГВК, Ленинградская обл., г. Пушкин
Последнее место службы 4 Возд. Арм. 84 "А" истр. Ав. П
Воинское звание майор
Причина выбытия убит
Дата выбытия 25.08.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 818883
Номер дела источника информации 1707

http://www.obd-memorial.ru/Image2....87f1f10



Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Воскресенье, 06 Ноября 2011, 10.22.23 | Сообщение # 8
Группа: Прохожий





Интересно, а сколько он сбил самолётов?
 
СаняДата: Воскресенье, 06 Ноября 2011, 10.31.00 | Сообщение # 9
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Антонов получил ГСС как разведчик,совершив 59 разведвылетов

Помощник командира эскадрильи 25-го истребительного авиационного полка (59-я истребительная авиационная бригада, 7-я армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Яков Антонов с 6 декабря 1939 года по 19 февраля 1940 года произвёл 58 боевых вылетов на разведку в тылу противника, на штурмовку его аэродромов, скоплений войск, на сопровождение бомбардировщиков.

Участвовал в пяти воздушных боях. Будучи парторгом эскадрильи, умело направлял партийно–политическую работу, личным примером воодушевлял воинов на подвиги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы белофиннами и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Антонову Якову Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 491)


http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2769


Qui quaerit, reperit
 
VasilichДата: Четверг, 26 Апреля 2012, 13.04.33 | Сообщение # 10
Группа: Старейшина
Сообщений: 2653
Статус: Отсутствует
Quote (Витас)
А вот асы Люфтваффе дожили до глубоких седин.

О, эти соколы, да и не только они ежегодно проводят здесь встречи ветеранов своих частей.


Сегодня - это первый день из тех, что у вас остались,,,
Бжег 1980-85гг.

 
galinaДата: Понедельник, 05 Августа 2013, 16.53.15 | Сообщение # 11
Группа: Модератор
Сообщений: 4329
Статус: Отсутствует


Один из "воздушных рабочих войны" Епифанов М.М. (на фото: слева), 1920 г.р., сержант, 210 ШАП, 230 ШАД, 4-ая ВА. Предположительная дата выбытия - 7 ноября 1942 года при обороне Северного Кавказа. Место гибели, а также военная судьба не установлены. В настоящее время при помощи поискового отряда Мемориал-Авиа, Северная Осетия-Алания, Владикавказ (руководитель Сергей Порошин) и неравнодушных людей. имеющих доступ к работе с архивными документами в ЦА МО, идет поиск обстоятельств и места гибели Епифанова Михаила Михайловича.


С уважением,
Галина


Сообщение отредактировал galina - Понедельник, 05 Августа 2013, 17.02.50
 
galinaДата: Четверг, 08 Августа 2013, 20.50.25 | Сообщение # 12
Группа: Модератор
Сообщений: 4329
Статус: Отсутствует
Ссылки на фильмы поискового отряда Мемориал-Авиа Северная Осетия-Алания,Владикавказ.
Фильм первый:
http://youtu.be/HRSkP75R5C0
Фильм второй:
http://youtu.be/QUer9jD8syw
Фильм третий:
http://youtu.be/muqDYFKR2Ik
Эти фильмы о летчиках 4-ой Воздушной Армии в битве за Кавказ в годы ВОВ. Они не вернулись с боевого задания и их считали без вести пропавшими. Но благодаря поисковому отряду Мемориал-Авиа в настоящее время места их гибели определены и имена увековечены.


С уважением,
Галина


Сообщение отредактировал galina - Четверг, 08 Августа 2013, 20.56.22
 
СаняДата: Четверг, 08 Августа 2013, 22.00.29 | Сообщение # 13
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
galina,
Спасибо за ссылки!
Цитата (galina)
Но благодаря поисковому отряду Мемориал-Авиа в настоящее время места их гибели определены и имена увековечены.

РЕСПЕКТ!!!


Qui quaerit, reperit
 
galinaДата: Суббота, 12 Октября 2013, 16.34.18 | Сообщение # 14
Группа: Модератор
Сообщений: 4329
Статус: Отсутствует
Летчики 4-ой ВА, погибшие за Северный Кавказ и увековеченные ПО Мемориал-Авиа, Владикавказ, Северная Осетия-Алания.











С уважением,
Галина


Сообщение отредактировал galina - Суббота, 12 Октября 2013, 17.01.40
 
galinaДата: Пятница, 08 Ноября 2013, 22.19.02 | Сообщение # 15
Группа: Модератор
Сообщений: 4329
Статус: Отсутствует
Вчера, 7 ноября 2013 года в п. Майрамадаг, Северная Осетия-Алания, состоялась церемония открытия памятника летчику Епифанову Михаилу Михайловичу. Все работы по устройству памятника , а также по организации церемонии открытия памятника осуществлены Поисковым отрядом Мемориал-Авиа, г. Владикавказ Северная Осетия - Алания .

С уважением,
Галина
 
СаняДата: Суббота, 09 Ноября 2013, 15.16.34 | Сообщение # 16
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
galina,
Цитата galina ()
Летчики 4-ой ВА, погибшие за Северный Кавказ и увековеченные ПО Мемориал-Авиа, Владикавказ, Северная Осетия-Алания.


Спасибо за информацию и фотографии!


Qui quaerit, reperit
 
galinaДата: Четверг, 14 Ноября 2013, 22.39.11 | Сообщение # 17
Группа: Модератор
Сообщений: 4329
Статус: Отсутствует
Фото с церемонии открытия памятника лётчику ЕПИФАНОВУ МИХАИЛУ МИХАЙЛОВИЧУ, 210 ШАП, 230 ШАД, 4 ВА , которое состоялось 7 ноября 2013 года на Мемориале селения Майрамадаг, Северная Осетия-Алания.
(фото высланы родной сестре лётчика Епифанова М.М. - Сулимовой Алевтине Михайловне поисковым отрядом "Мемориал-Авиа", Владикавказ(руководитель Порошин С.В.).








С уважением,
Галина


Сообщение отредактировал galina - Четверг, 14 Ноября 2013, 22.46.20
 
galinaДата: Вторник, 06 Октября 2020, 20.39.17 | Сообщение # 18
Группа: Модератор
Сообщений: 4329
Статус: Отсутствует
1 октября ушёл из жизни Сергей Порошин, руководитель Поискового отряда Мемориал-Авиа Владикавказ Северная Осетия. Это его трудами были подняты самолёты 4-ой Воздушной Армии, защищавшие Северный Кавказ, и в буквальном смысле его руками были сооружены памятники, памятные знаки, увековечивающие имена наших лётчиков. Это был честный, справедливый, отзывчивый человек. Светлая память!

Спасибо тебе, Сергей, за все, что ты делал !


С уважением,
Галина
 
ВладСДата: Воскресенье, 29 Ноября 2020, 18.36.03 | Сообщение # 19
Группа: Модератор
Сообщений: 53897
Статус: Отсутствует


Рязанов Алексей Константинович - командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка 287-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, майор.

Родился 27 февраля 1920 году в селе Большая Кочетовка Токаревского района Тамбовской области в крестьянской семье. По национальности русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В Красной Армии с 1939 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

В годы Великой Отечественной войны А.К. Рязанов сражался на Юго-Западном, Центральном, Брянском, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, 2-м Прибалтийском фронтах. Был командиром эскадрильи, а затем помощником командира авиационного полка. Совершил около 550-и боевых вылетов, провёл более чем 100 воздушных боев, сбил лично 32 самолета противника и 16 в группе.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру эскадрильи 4-го истребительного авиаполка майору Алексею Константиновичу Рязанову присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года.

Второй медали "Золотая Звезда" заместитель командира 4-го истребительного авиаполка майор А.К. Рязанов удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года.

По окончании войны прославленный воздушный ас окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (1950 год), а затем Академию Генерального штаба (1958 год). С 1950 года работал в штабе Московского Военного Округа, затем в штабе ВВС и Войск ПВО страны. С 1959 года на ответственной работе в войсках, с 1962 года в штабе Войск ПВО страны. С 1970 года генерал-майор авиации. Заслуженный военный летчик СССР. С августа 1975 года - в запасе.

Жил в Москве. Умер 1 августа 1992 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 3).

Награждён 3 орденами Ленина (1942, 1943, 1955), 4 орденами Красного Знамени (1943, 1944, 1945, 1954), орденом Александра Невского (1943), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1985), 2 орденами Красной Звезды (1941, 1954), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (1975), медалями.

Бронзовый бюст Героя установлен в посёлке Токаревка Тамбовской области.

* * *

ВОЗДУШНЫЙ БОЕЦ

Самолет с фашистской свастикой на плоскостях и фюзеляже летел над советской землей. Летел открыто, не таясь, даже не пытаясь маскироваться.

Это было 22 июня 1941 года.

"Хеншель-126" держал курс на восток. Однако на полпути между государственной границей Советского Союза, и столицей Украины самолет со свастикой был атакован краснозвездным истребителем. Короткая схватка - и от "хеншеля-126" осталась на земле только груда полуобгоревших обломков...

Сбил этот фашистский самолет в памятное июньское воскресенье 1941 года летчик-истребитель Алексей Рязанов. Через несколько дней от его метких очередей нашел свою гибель второй фашистский самолет - на этот раз тяжелый бомбардировщик "хейнкель-111".

Список боевых побед А.К. Рязанова, впоследствии одного из прославленных летчиков Военно-Воздушных Сил СССР, был открыт.

Алексею Рязанову тогда едва перевалило за двадцать, он еще не был умудрен боевым опытом. Его жизненный путь, собственно, ничем не отличался от жизни миллионов других советских юношей.

Учился в советской школе. Страстно мечтал быть похожим на героев гражданской войны, подвиги которых звучали уже как легенда. Завидовал тем, кто строил Комсомольск, Магнитку, возводил Днепрогэс, штурмовал Северный полюс, совершал дальние беспосадочные перелеты. Юношеское стремление к романтике привело его в авиацию - в нашей стране каждый может избрать себе профессию по душе. Окончил училище, стал военным летчиком. В строевой части упорно овладевал мастерством истребителя. Жизненный путь только начинался.

И вот война... Трудно было нашей армии в ту пору. Враг рвался вперед, стремясь использовать свои временные преимущества. Чтобы помочь наземным войскам сдержать этот свирепый натиск, советское командование бросало в бой все имевшиеся в наличии самолеты. На каждого летчика, который был тогда в строю, приходилась предельная нагрузка.

Пока авиационный полк, в котором служил Алексей Рязанов, вел боевые действия на Украине, на счету летчика числилось уже четыре сбитых вражеских самолета.

Прошел первый год Великой Отечественной войны. Дважды орденоносец капитан Рязанов был назначен командиром эскадрильи истребительного авиационного полка. Теперь на его плечи легла ответственность за целый боевой коллектив, за его воспитание и обучение.

Год непрерывных ожесточенных боев явился огромной школой боевого мастерства. Воюя с врагом, Рязанов настойчиво учился, не переставал совершенствовать свои знания и навыки. Повышать уровень культуры воздушного боя - этот принцип был положен молодым командиром в основу работы с летным составом. Он разбирал с летчиками каждый проведенный бой, характерные приемы и методы врага, свои удачи и неудачи. В соответствии с этим намечались планы действия на будущее.

Бесспорной заслугой командира эскадрильи стало то, что он приучал каждого летчика подразделения использовать в воздухе радио.

Сейчас невозможно себе представить, чтобы летчик мог отправиться в полет и выполнять задание без комплекса радио и радиолокационной аппаратуры. Но в 1942 году дело обстояло несколько иначе. Хотя радио к тому времени уже непоколебимо утвердилось в авиации, еще не все летчики, особенно в истребительной авиации, применяли его.

Объясняется это просто. В состав летного экипажа бомбардировщика, как известно, входит несколько человек. Например, пилот всецело поглощен управлением, то есть пилотирует самолет в воздухе. А для того чтобы полет происходил точно в заданном направлении, на борту самолета есть штурман, который прокладывает нужный курс на карте, делает необходимые навигационные измерения и расчеты, непрерывно контролирует, где летит самолет, сколько ему осталось до цели и т. д. Воздушный стрелок-радист поддерживает по радио связь с землей, в случае же нападения на самолет отражает атаки огнем пулемета или пушки, которые имеются в его распоряжении. Таким образом, каждый из членов экипажа выполняет определенную часть общих обязанностей.

В отличие от этого на самолете-истребителе функции всех членов экипажа совмещены в одном лице. В полете летчику, естественно, нежелательна какая-либо дополнительная нагрузка, тем более, если она не кажется крайне нужной. Поэтому некоторые истребители относились с известным предубеждением к сложной радиоаппаратуре на самолете. В силу привычки считалось, что радио вовсе не обязательно в полете. Как и всегда, новое завоевывало право на жизнь в борьбе со старым.

Пока на самолете не было радиооборудования, истребитель, поднявшись в воздух, действовал, полагаясь всецело на свои собственные возможности. Он в буквальном смысле слова оставался "один в бескрайнем небе". Если же летела группа, тогда ею управлял командир - ведущий. Но как? В его распоряжении для этого было несколько команд, которые он мог передать заранее обусловленными движениями самолета, например покачиваниями с крыла на крыло, пикированием в сторону цели и т. п.

Чтобы привести тактику воздушного боя в соответствие с боевыми возможностями авиационной техники, нужно было решительно покончить с существовавшей недооценкой радио для управления самолетами в воздухе. На смену традиционной и, пожалуй, основной для того времени команде: "Делай, как я!" - следовало быстрее внедрять радио с его огромными возможностями четкого и непрерывного управления.

Капитан А.К. Рязанов немало сделал в этом отношении в своей эскадрилье. В то же время он считал делом первейшей важности для себя, как командира, не снимать полностью с вооружения испытанную в авиации команду: "Делай, как я!" - ведь в широком смысле она означает, что командир - это образец для подчиненных всегда и везде.

Командир авиационного подразделения - это ведущий в полном смысле слова. На земле, перед боями, он возглавляет учебу своих летчиков, организует систематические тренировки, периодически вылетает с каждым из них в отдельности. Ему подчинены многие специалисты самых различных профессий и квалификации. Командир эскадрильи направляет усилия каждого из них и всего подразделения в целом на образцовое решение боевых задач. В полете же он лично возглавляет свою группу и, как правило, первым устремляется в атаку на врага. Если, к примеру, командиры стрелкового батальона или артиллерийского дивизиона руководят действиями своих подразделений, находясь на командном или наблюдательном пункте, и им незачем в бою выполнять функции, допустим, автоматчика пулеметчика, номеров орудийных расчетов, то командир эскадрильи поставлен в иные условия. Управляя подразделением, он находится в едином с ним строю, ведет бой теми же средствами, тем же оружием, что и его летчики. Он - ведущий, все остальные - его ведомые. Нужно ли говорить, что в такой обстановке сила личного примера возрастает стократно.

Вполне естественно стремление каждого летчика научиться так же четко и непринужденно управлять своим самолетом, подчинять его своей воле, уметь быстро и неожиданно для противника осуществить маневр в бою, как это делает его командир; он стремится быть таким же смелым и находчивым, таким же выносливым и зорким, как его командир; он хочет разить врагов так же метко и беспощадно, как его командир. Все это делает непреложным законом существующее правило: командир во всем должен быть на голову выше подчиненных.

Именно таким командиром был для своих летчиков коммунист Алексей Константинович Рязанов. Прежде всего, он сам неустанно учился на опыте ветеранов-однополчан, таких, как командир эскадрильи капитан А.Г. Карманов, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. Теперь у него, Алексея Рязанова, училась, его личному примеру следовали новые воздушные бойцы. Одним из них был И.Н. Стенаненко, с начала 1942 года ставший его ведомым. Под руководством Рязанова Степаненко провел первый воздушный бой на Брянском фронте 12 июня 1942 года, а спустя еще три дня одержал и первую свою победу, сбив "юнкерс".

Обучая и воспитывая подчиненных, Алексей Константинович увеличивал и свой личный боевой счет, 12 июля 1942 года восемь наших истребителей прикрывали действия наземных войск в районе Землянска на Брянском фронте. Навстречу им летели 24 бомбардировщика Ю-87 в сопровождении восьми "мессершмиттов". Группа советских авиаторов смело вступила в неравный бой с превосходящими силами противника, не дав ему сбросить бомбы на боевые порядки наземных войск. В итоге боя было уничтожено семь вражеских машин. Капитан Рязанов в этом бою лично сбил вражеский бомбардировщик. А всего на протяжении только одной недели в трех воздушных боях, проведенных им после назначения командиром эскадрильи, Рязанов уничтожил три фашистских самолета.

Вскоре командование перебросило полк, в который входила эскадрилья Рязанова, на другой участок советско-германского фронта, ставший решающим в ту тяжелую для нашей Родины пору лета и осени 1942 года. Здесь, в междуречье Волги и Дона, воздушные бои носили невиданный по своему напряжению характер. Каждый вылет - это воздушный бой, причем, как правило, с превосходящими силами противника. 21 августа шесть истребителей, ведомых капитаном Рязановым, прикрывали группу своих штурмовиков. При подходе к объекту группу атаковали восемь МЕ-109. Истребители отбили эту атаку, уничтожив два "мессершмитта". Одного из них сбил Рязанов. Наши штурмовики потерь не имели.

В другой вылет А.К. Рязанову довелось скрестить оружие уже не с "мессершмиттами", повадки которых он успел основательно изучить, а с их итальянскими "коллегами" - "макки-200". И снова одержана победа. В итоге этого боя на личном счету Рязанова помимо самолетов всех типов собственно немецкого производства появился итальянский истребитель. И так день за днем, от вылета к вылету выковывались, шлифовались великолепные качества несгибаемого воздушного бойца.

Весна 1943 года началась ожесточенными воздушными сражениями в небе Кубани. Советская авиация боролась за безраздельное господство в воздухе.

Ряд летчиков-новаторов, в их числе и А.К. Рязанов, вносили свой вклад в разнообразный арсенал тактических приемов и способов, из которых складывается наука побеждать. Поиск, сближение с противником, атака, выход из боя, преследование - все эти элементы воздушного боя отличались в исполнении новаторов тактической зрелостью, глубиной замысла, технической отточенностью. Росло число побед, которые были следствием их высокого профессионального мастерства и культуры воздушного боя.

С этой точки зрения показателен бой, проведенный четырьмя нашими истребителями против четырех МЕ-109 в районе станицы Абинская. Умело используя тактико-технические данные истребителя ЯК-1, наши летчики сумели навязать противнику наименее выгодные для него условия. В итоге этой схватки враг потерял три из четырех машин непосредственно над районом боя, а четвертая ушла за линию фронта подбитой. Два самолета сбил в этом бою Рязанов.

На другой день Рязанов повел на задание шестерку "яков". Вновь завязался ожесточенный воздушный бой, в результате которого противник потерял четыре истребителя. Капитан Рязанов продолжал преследование пятого до аэродрома около Анапы, уже в тылу врага. Обстановка резко усложнилась. В районе аэродрома летчик обнаружил шесть немецких бомбардировщиков. К ним на помощь взлетела большая группа истребителей.

Быстро оценив положение, Рязанов понял, что теперь он сам оказался в положении преследуемого. В таких условиях лучшая оборона - наступление. И летчик вступил в неравный бой. С дистанции 50 метров с первой очереди он зажег один из ведомых бомбардировщиков. Взлетевшие "мессеры", в свою очередь, обрушились на дерзкий истребитель.

Находясь в центре вражеских самолетов, Рязанов отбивал одну за другой непрерывные вражеские атаки, стремясь во что бы то ни стало приблизиться к линии фронта. И это ему удалось! Больше того, он сбил одного из наседавших врагов. Однако уже над линией фронта его израненный самолет потерял управление и перешел в отвесное пике. Теперь все возможности для продолжения боя были полностью исчерпаны. Летчик выбросился из неуправляемой машины и приземлился в горах, на самой линии соприкосновения наших наземных войск с противником. Друзья-пехотинцы помогли Рязанову добраться до своих траншей, а затем доставили на аэродром.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе 1943 года А.К. Рязанову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени он произвел 407 боевых вылетов, лично сбил в воздушных боях 19 самолетов противника и 16 - в группе. И этот победный счет героя неизменно продолжал увеличиваться!

Начав 22 июня 1941 года нелегкий солдатский путь от государственной границы - реки Прут - и пройдя через Сталинград, Брянщину, Прибалтику, славный воздушный боец великой армии дошел до границ Восточной Пруссии. 509 раз поднимался он на выполнение боевых заданий. Это было и прикрытие наземных войск, и патрулирование, и разведка, и сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, и полеты на перехват воздушного противника и на штурмовку его войск, и блокирование аэродромов, и "свободная охота".

26 января 1945 года Рязанов провел свой 97-й воздушный бой. Это произошло южнее города Салдус в Прибалтике. 13 наших ЯК-9 барражировали над полем боя, обеспечивая боевые действия бомбардировщиков и штурмовиков. Они встретились с 20 гитлеровскими "фокке-вульфами". В бою советские летчики уничтожили 10 самолетов врага, а сами не потеряли ни одного. Майор Рязанов лично сбил один фашистский истребитель - 31-й на его боевом счету. В этом бою летчик был ранен. В третий раз за время войны пролил А.К. Рязанов свою кровь. На этот раз ранение оказалось тяжелым. Тем не менее он не оставил боевую машину, подбитую зенитками, и сумел посадить ее на своей территории.

Победа была уже близка. И хотя Рязанов не мог в те дни подняться в воздух, он шел навстречу ей вместе со своей частью, в которой вырос до заместителя командира полка.

За беспримерный героизм и мужество в боях с врагами Алексей Константинович Рязанов был вторично представлен к званию Героя Советского Союза. Командир соединения, характеризуя Рязанова, написал на этом представлении: "Лучший летчик соединения, бесстрашный воздушный боец".

А. Киселев

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=360

* * *


Пионерская дружина Кочетовской средней школы рапортует Алексею Рязанову. 1960 год. (фото из архива редакции газеты «Маяк»)


Дважды Герой Советского Союза, прославленный летчик А. Рязанов с токаревскими школьниками возле собственного бюста в один из многочисленных приездов на малую родину. Весна 1975 года. (фото из архива редакции газеты «Маяк»)


На Комсомольской площади посёлка у памятника Воину-освободителю А. Рязанов (четвертый слева) с руководством района. 1976 год. (фото из архива редакции газеты «Маяк»)


Потомки Рязанова (слева направо) – внук Алексей Владимирович, сын Владимир Алексеевич, внучка Елена Владимировна Рязановы в музее Токаревского района во время пребывания в Токаревке в день 65-летия Великой Победы. (фото из архива музея).

https://top68.ru/longread/heroes/aleksei_ryazanov/page9850291.html


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Вторник, 01 Декабря 2020, 18.22.57 | Сообщение # 20
Группа: Модератор
Сообщений: 53897
Статус: Отсутствует
За свои 968 боевых вылетов Евгения Жигуленко сбросила на фашистов порядка 200 т бомб



Евгения Андреевна Жигуленко — командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии майор, позже — режиссёр, актриса, сценарист. Герой Советского Союза

Евгения Андреевна Жигуленко родилась 1 декабря 1920 года в Краснодаре в семье рабочего.

Окончила железнодорожную среднюю школу №34 имени В.И. Ленина в городе Тихорецке Краснодарского края, училась в Дирижаблестроительном институте (Московский авиационно-технологический институт). Окончила школу летчиков при Московском аэроклубе.

В Красной армии - с октября 1941 года. В 1942 году окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования летчиков. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

На фронтах Великой Отечественной войны - с мая 1942 года по май 1945 года.

«Когда полк прибыл на фронт, командир полка Евдокия Бершанская не выпускала меня в боевые вылеты в качестве летчицы, а только штурманом, она дала мне команду усиленно тренироваться в управлении самолетом. Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза», - вспоминала Жигуленко.

За годы войны она совершила 968 боевых вылетов - это самый высокий результат после Ирины Сербовой (1004 боевых вылета) и Натальи Меклин (980 боевых вылета).

Полк был оснащен самолетами По-2, бомбовая нагрузка которых составляла от 200 до 300 кг, но за счет множества боевых вылетов, совершаемых за одну ночь, с каждого По-2 за ночь сбрасывали больше бомб, чем за сутки со штурмовика Ил-2 или с полноценного боевого бомбардировщика.

Таким образом, за свои 968 боевых вылетов Евгения Жигуленко сбросила на фашистов порядка 200 т бомб.

Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский однажды приехал в полк к «ночным ведьмам». Это было в канун 8 Марта. Маршал поздравил летчиц с женским праздником и выразил восхищение их деятельностью.

«Слыхал я легенды о вашем полку, еще когда командовал Первым Белорусским фронтом. Мне это казалось сказкой. Теперь вижу, что это быль. Я вижу женский авиационный полк. Говорят, что вы не хотите принимать к себе в полк мужчин. Это хорошо, вы и сами дойдете до Берлина...» - сказал Рокоссовский и оказался прав: они действительно дошли почти до Берлина - до Нойбранденбурга.

В ходе боевых действий летчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Они участвовали в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши, а также в битве в Германии.

Полк был оснащен самолетами По-2. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой.

Всего самолеты находились в воздухе 28 676 часов (полных суток - 1191).

Летчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 тыс. зажигательных снарядов. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.

«Ночные ведьмы» спровоцировали 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окруженным советским войскам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Жигуленко Евгении Андреевне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4854).

Жигуленко не оставила службу после войны. В 1955 году она окончила Военно-политическую академию имени В.И.Ленина.

В 1976 году майор в отставке окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), работала режиссером киностудии имени М. Горького.

По мнению некоторых исследователей, профессию кинорежиссера Евгения Андреевна выбрала не случайно - она хотела увековечить память об участии уникального женского гвардейского полка ночных бомбардировщиков в борьбе с фашистами.

В 1976 году Жигуленко сняла фильм «Одни сутки из тысячи ста». Это история о первом вылете юных летчицы и штурмана на вражеский объект.

В 1981 году жители Советского Союза увидели ее знаменитый фильм «В небе "ночные ведьмы"», посвященный памяти 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, в котором она служила. Фильм был также показан за рубежом.

В 1984 году режиссер сняла военно-приключенческий фильм «Без права на провал».

Скончалась Евгения Андреевна 2 марта 1994 года в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище.

* * *

- 27 мая 2016 года в Сочи в районе Художественного музея в память о Е.А. Жигуленко был установлен бюст.

- В 1985 году известный художник Бочаров, Сергей Петрович написал с натуры большое полотно «Групповой портрет летчиц — Героев Советского Союза 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка. Ночные ведьмы», холст, масло 200х250 см. Картина находится в собрании Музея авиации и космонавтики в Москве.

- В начале XXI века её именем была названа одна из новых улиц в юго-западной части Тихорецка: «улица им. Евгении Жигуленко».

- Именем Евгении Жигуленко названа улица в г. Краснодаре, находящаяся в Прикубанском округе, между Ростовским шоссе и улицей Российской.

- В честь Евгении Жигуленко в г. Краснодаре с 1 сентября 1986 года существует средняя общеобразовательная школа №83.

- Имя Евгении Жигуленко носит небольшая улица в городе Геленджике Краснодарского края, расположенная в районе «Тонкого мыса».

https://yarodom.livejournal.com/1605115.html

* * *



«Групповой портрет летчиц — Героев Советского Союза 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка. Ночные ведьмы», С.П. Бочаров. На картине Жигуленко Е. А. слева направо стоит шестая.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
Авиация СГВ » 4-я ВА ВГК - форум частей и гарнизонов » ОБЩИЕ ТЕМЫ АВИАЦИИ СГВ » Из истории 4 ВА в годы ВОВ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


SGVAVIA © 2008-2021
Хостинг от uCoz
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика