Авиация СГВ

Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Правила форума Поиск

Модератор форума: doc_by, Viktor7  
Авиация СГВ » ВОЕННОПЛЕННЫЕ - ШТАЛАГИ, ОФЛАГИ, КОНЦЛАГЕРЯ » Лагеря и лазареты на территории Белоруссии » Stalag 352 Минск (Минск ( Беларусь ))
Stalag 352 Минск
СаняДата: Суббота, 23 Октября 2010, 16.20.14 | Сообщение # 91
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Юрась,

Согласен с тобой!
Любая власть может и гнет свою политику,нас мало это должно тревожить.Родственники,которые ищут могилы своих предков пожалуй нам больше согреют душу,чем чиновники от власти.
Найти бы для начала хоть обезличенные,но все же могилы и было бы удачей найти нетронутые послевоенными перезахоронениями эти могилы.
Записи кладбищ и номеров могил могут обнаружиться в лагерной книге,немцы эти записи делали.
Правда,еще и лагерную книгу надо отыскать,но будем верить,что рукописи не горят и шанс найти ее есть!
Еще огромная масса документов не оцифрована.
Помимо книги немцы регулярно отсылали раппорта по состоянию дел в свои управления,из которых тоже можно черпать огромную массу информации по лагерю и рабочим командам.
Обидно будет,если после войны всех погибших военнопленных собрали со всех кладбищ и перезахоронили на мемориал в братские захоронения.
По перезахоронениям в Минске пока документов не попадалось,хоть они и должны быть,ведь комиссия по расследованию работала в городе и захоронения явно вскрывались.Была мода одно время укрупнять мемориалы перезахоронениями.


Qui quaerit, reperit
 
ЮрасьДата: Воскресенье, 24 Октября 2010, 20.50.45 | Сообщение # 92
Группа: Поиск
Сообщений: 27
Статус: Отсутствует
Добрался я до кладбища бывшей деревни Глинище. Что сказать... Гипотеза о том, что именно там хоронили умерших в лазарете полностью подтверждается. Кладбище можно условно разделить на две половины - военную и послевоенную. А примерно середину кладбища разделяет впадина, явный след эксгумации!!! Длинна впадины достигает 100 метров! Вывод прост - все жертвы войны "переехали" на захоронение мемориала. И кстати, только я достал фотоаппарат, как появился рослый молодой человек, представился представителем службы безопасности президента РБ и попросил меня поскорее убраться. Во как. Тем не менее о характете впадины можно судить по этой фотографии.

Прикрепления: 6118247.jpg(77.2 Kb)
 
ЮрасьДата: Воскресенье, 24 Октября 2010, 21.05.12 | Сообщение # 93
Группа: Поиск
Сообщений: 27
Статус: Отсутствует
Ну и здание бывшего лазарета снял днём. Вот оно.

Прикрепления: 9978525.jpg(42.3 Kb)
 
СаняДата: Воскресенье, 24 Октября 2010, 21.55.52 | Сообщение # 94
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Юрась,
Спасибо за труд!Одна впадина может быть и в естественном рельефе.
Лазарет существовал не один день и умирали в нем больные не сразу все,что бы рыть ров.Немцы даже на своей территории в Германии до начала массовых эпидемий в лагерях хоронили умерших военнопленных в отдельных могилах и только с началом массового падежа военнопленных начали хоронить во рвах,для которых и кладбища стали отдалять от лагерей,боясь эпидемологических болезней и могил.Существовал приказ по этому поводу,в котором было оговорено,как хоронить,в чем хоронить и т.д.А держать один ров открытым с умершими никто бы не стал,просто вся округа заразиться,включая самих акупантов.Им это не надо было.
Но про эпидемии в Минске я пока нигде и ни от кого не слышал,хотя мы это еще и не пытались узнать толком.Порой массовые захоронения именно с эпидемиями и связаны.Антисанитария ,это дело серьезное.
Я знаю случай,он описан в сети,как в одном из лагерей,немцы с началом эпидемии даже применили радикальный метод борьбы,расстреляв первых больных,но и это не спасло лагерь от вымирания к весне.А уж когда начала болеть и вымирать сама охрана,то немцы перестали заходить на территории лагерей,пустив все на самотек и на усмотрение старост и помошников.

Копать и искать конечно можно на любом кладбище,но вопрос что там можно найти.Да и сложно искать на глаз.Есть книга польского писателя и исследователя Хорыня,она у нас на сайте почти вся опубликована в сканах.Так он в ней описывает подготовку к эксгумации,поиск с помощью шурфов для определения площади захоронений и прочие дела связанные с эксгумацией.Это все же государственные средства используются и работают институты,поэтому все строго и точно с оформлением всех документов и протоколов.А их мы пока не находим нигде.
Сложно судить о перезахоронении на мемориал без доказательств конкретных.


Qui quaerit, reperit
 
ЮрасьДата: Воскресенье, 24 Октября 2010, 22.57.07 | Сообщение # 95
Группа: Поиск
Сообщений: 27
Статус: Отсутствует
Саня,
Ну таки да, хоронили их постепенно и методично, по немецки, один к другому по линеечке, а вот достали всех скопом. Именно это на кладбище и прекрасно видно. Опять же вековые сосны! Везде они на кладбище есть, а на месте эксгумаций нет. Чего это вдруг? Это не рельеф никакой - это дело рук человеческих!
 
СаняДата: Воскресенье, 24 Октября 2010, 23.06.43 | Сообщение # 96
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Юрась,
Вполне вероятно,что хоронили по немецки в линейку и вполне вероятно,что было перезахоронение послевоенное на мемориал.Никто не оспаривает,я говорю про отсутствие подтверждающих документов.
Ну,а по захороненным на длине в 100 метров,то сам понимаешь,это не более 100 могил при самом плотном копании.Но хоронили не немцы ведь!Хоронили сами же наши военнопленные,которые были назначены в похоронную команду,а точнее служили в лазарете санитарами.В их карточках и будет об этом отметка,если мы эти карточки найдет.Я имею ввиду назначение в лазарет.


Qui quaerit, reperit
 
ЮрасьДата: Понедельник, 25 Октября 2010, 02.28.15 | Сообщение # 97
Группа: Поиск
Сообщений: 27
Статус: Отсутствует
Саня,

Было мнение, основанное на показаниях свидетелей, что на деревенское кладбище возили умерших и хоронили их в индивидуальные могилы только до конца октября 1941 года. И этот приблизительно 100 метровый ров это косвенно вполне подтверждает. Только и всего.

 
СаняДата: Понедельник, 25 Октября 2010, 10.52.56 | Сообщение # 98
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Юрась,
Неясностей много еще,но тем интереснее будут новые открытия ,когда будем находить новые документы на ОБД.
У нас пока больше предположений и теорий.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Вторник, 26 Октября 2010, 11.42.20 | Сообщение # 99
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
На сайте "Саксонские мемориалы" выложили справочник по лагерям военнопленных в Беларуси:

Книга «Лагеря советских военнопленных в Беларуси, 1941-1944» содержит инфомацию о:

•Армейских сборно-пересыльных пунктах
•Пересыльных лагерях военнопленных (дулаг)
•Стационарных лагерях для рядового и сержантского состава (шталаг)
•Стационарных лагерях для военнопленных офицеров (офлаг)
•Лагерях военнопленных с неустановленными классификационными признаками
на территории Беларусии с 1941 по 1944 годы.

Здесь доступна онлайн версия справочника (PDF формат) который содержит информацию: о периоде существования лагеря, о нахождении документов в соответствующих архивах и краткие примечания о конкретных лагерях.

Справочник в фомате PDF

Скачать справочник с нашего сайта :

СКАЧАТЬ



Qui quaerit, reperit
 
ЮрасьДата: Вторник, 26 Октября 2010, 21.17.11 | Сообщение # 100
Группа: Поиск
Сообщений: 27
Статус: Отсутствует
Саня,

Спасибо за ссылочку. Внимательно изучу. Хотя признаться, меня уже сейчас настораживает то, что он белорусский. Был бы обозначен внизу обложки город Москва, то у меня как у белоруса было бы больше доверия. А местных, идеологически-прикормленых строителей национальной истории я уже знаю хорошо. Лет через 20-30 они будут заявлять, что мы тут одолели фашистскую германию при помощи русского и других народов СССР. И хотя сейчас это выглядит смешно, но тенденция такая есть.

 
СаняДата: Вторник, 26 Октября 2010, 21.26.46 | Сообщение # 101
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Юрась,
Справочник я перевел в нормальный фрмат и выложил уже почти весь вот здесь
http://www.sgvavia.ru/forum/30-506-1
Можно читать не скачивая.
Там особого ничего нет,все данные можно найти в сети по местоположению лагерей,но авторы сделали систематизацию,хотя цифры опять же идут бездоказательно.Если откинуть все цифры и теории их,то вполне нормальный справочник будет.Авторы предупреждают,что от ошибок не застрахованы.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Воскресенье, 31 Октября 2010, 00.24.17 | Сообщение # 102
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Из официальных данных по захоронениям в МИнске:



http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=261827998
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=261827999



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Воскресенье, 31 Октября 2010, 00.28.11 | Сообщение # 103
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
В верхнем описании захоронения известна одна фамилия.
Вот данные по ней с мемориала:

Номер записи 78768901
Фамилия Петруханов
Имя Андрей
Отчество Корнеевич
Дата рождения __.__.1907
Место рождения Чкаловская обл., Троицкий р-н, х. Заховский
Лагерь Белорусская ССР, Минская обл., д. Масюковщина, шталаг 352
Судьба погиб в плену
Дата смерти 22.02.1942
Место захоронения Белорусская ССР, Минская обл., д. Масюковщина
Название источника информации ГАРФ
Номер фонда источника информации р-7021
Номер описи источника информации 87
Номер дела источника информации 163

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=78768896


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Воскресенье, 31 Октября 2010, 00.42.56 | Сообщение # 104
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Дело на 714 листах.
Тот же список,но другой экземпляр.
С фамилии на букву "А" и заканчивая включительно на букву "K".
От Абакумова и до Куя.
С порядкового номера 1 и до 4484.Итого 4484 человека умерших в лагере 352.
Первый лист;
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=78559509
Крайний лист:
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=78564695

Титульный сопроводительный лист:
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=78559506

Еще 244 листа списков умерших в лагере 352.
От фамилии на букву "Л" и заканчивая всеми фамилиями на букву "О"
От Лабоденко и до Ошило.
По порядковым номерам списка от 4485 и до 5999. Итого на 1511 человек.
Первый лист
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=78766905
Крайний:
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=78768644

В найденном на ОБД списке фамилии начинаются на букву " П" и заканчивается фамилиями на букву "С".
начиная с Павелина и заканчивается Сысоевым.
Порядковые номера этого списка от 5997 и до 7813 .Итого список на 1816 человек умерших скорее всего в лазарете лагеря 352

Первый лист:
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=78768656
И крайний 288 лист:
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=78770760

С 289 титульным листом описания:
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=78770765



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Среда, 03 Ноября 2010, 12.05.47 | Сообщение # 105
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Очередная находка по лагерю у меня. В марте 1943 года часть военнопленных из Минска переводятся в город Рига.
Хочу обратить внимание на карточки,с которыми они перемещаются,это уже рабочие карточки.Могу предположить о смене статуса военопленного на рабочий статус,позволяющий уже работать за деньги.
Вот примеры этих карточек;

Номер записи 77914777
Фамилия Бошенко
Имя Иван
Дата рождения __.__.1915
Лагерный номер 4593
Лагерь шталаг 352, шталаг 350
Судьба попал в плен
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18002
Номер дела источника информации 1329
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77914776
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77914778

Номер записи 77914762
Фамилия Бражник
Имя Василий
Дата рождения 11.02.1918
Лагерный номер 26185
Лагерь шталаг 352, шталаг 350
Судьба попал в плен
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18002
Номер дела источника информации 1329
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77914761
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77914763

Скорее всего смена статуса позволила после войны их идентифицировать как перешедших на сторону вермахта.

Номер записи 77914831
Фамилия Рудь
Имя Михаил
Дата рождения __.__.1909
Место рождения Константиновка
Воинское звание рядовой
Лагерный номер 13717
Лагерь шталаг 352, шталаг 350
Судьба перешел на сторону Вермахта
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18002
Номер дела источника информации 1329

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77914830
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77914832



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Четверг, 04 Ноября 2010, 23.49.42 | Сообщение # 106
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Книга лазарета с указаниями корпусов госпиталя.
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=67336411



Qui quaerit, reperit
 
HumanistДата: Среда, 01 Декабря 2010, 18.08.21 | Сообщение # 107
Группа: Поиск
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует
Номер корпуса и номер барака - это разные понятия? При лазарете что было? Или то и другое могло быть?
 
СаняДата: Среда, 01 Декабря 2010, 19.19.59 | Сообщение # 108
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Humanist,
Пока известно,что при лазарете было одно кирпичное здание,в котором этажи назывались корпусами,так по крайней мере можно понять из немногих воспоминаний,хотя их вернее было бы называть отделениями.В подвале был морг.
Так же лазарет занимал и несколько отдельных бараков рядом построенных,или оставшихся там целыми.В них отправляли всех выздоравливающих или послеоперационных больных,это были типа палат.Врачи работали в главном здании в кирпичном.
Но,вполне вероятно,что было несколько корпусов кирпичных у этого лазарета в Минске и лечились в нем не только военнопленные,но и гражданское население.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Четверг, 16 Декабря 2010, 22.58.42 | Сообщение # 109
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Вот как ныне ссылки стали выглядеть:
Code

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/010/058-0018003-1569/00000317.jpg&id=73114569&id=73114569&id1=d0dba0fc6e3712319c9764ec54b369c1

http://www.obd-memorial.ru/Image2....4b369c1

Номер записи 73114570
Фамилия Бурцев
Имя Леонид
Дата рождения __.__.1919
Место рождения г. Кунгур
Воинское звание рядовой
Лагерный номер 44416/352
Лагерь шталаг 352
Судьба попал в плен
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18003
Номер дела источника информации 1569



Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Четверг, 16 Декабря 2010, 23.18.56 | Сообщение # 110
Группа: Прохожий





Саня, Саша мы нашли вот это :
Номер записи 78768189
Фамилия Насыбулин
Имя Е.
Лагерь Белорусская ССР, Минская обл., д. Масюковщина, шталаг 352
Судьба погиб в плену
Дата смерти 22.12.1941
Место захоронения Белорусская ССР, Минская обл., д. Масюковщина
Название источника информации ГАРФ
Номер фонда источника информации р-7021
Номер описи источника информации 87
Номер дела источника информации 162

Может что-то типа того что ты мне привел в пример есть и на деда?

 
СаняДата: Четверг, 16 Декабря 2010, 23.21.33 | Сообщение # 111
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Ваш Казанский,есть данные у вас личные,где призвался,где родился,в каком году,как мать звали?
Полностью напишите имя и отчество


Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Четверг, 16 Декабря 2010, 23.26.33 | Сообщение # 112
Группа: Прохожий





ищем...спасибо..
где были? ..искали

Добавлено (16 Декабрь 2010, 23.26.33)
---------------------------------------------
в разных источниках есть путаница и в фамилии и в имени...летчик..

Номер записи 402619800
Фамилия НАСИБУЛИН
Имя Флор
Отчество Михтафович
Дата рождения __.__.1917
Дата выбытия __.10.1944
Название источника информации Книга памяти. Республика Карелия. Том 5

Номер записи 410203869
Фамилия НАСЫБУЛЛИН
Имя ФЛОР
Отчество МИФТАХОВИЧ
Дата рождения __.__.1917
Дата выбытия __.10.1944
Название источника информации Память. Республика Татарстан. Том 26

Номер записи 61305165
Фамилия Насибулин
Имя Флор
Отчество Михайлович
Дата рождения __.__.1917
Дата и место призыва __.__.1938 Олонецкий РВК, Карело-Финская ССР, Олонецкий р-н
Воинское звание младший командир
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.10.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977520
Номер дела источника информации 699

 
СаняДата: Четверг, 16 Декабря 2010, 23.28.36 | Сообщение # 113
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Есть он как раз в списке .Вот этот лист:

http://www.obd-memorial.ru/Image2....93f34b6



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Четверг, 16 Декабря 2010, 23.30.13 | Сообщение # 114
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Quote (Гость)
в разных источниках есть путаница и в фамилии и в имени...летчик..

Так он Вам родственник?Или Вы не знаете его настоящего имени и отчества?


Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Четверг, 16 Декабря 2010, 23.46.03 | Сообщение # 115
Группа: Прохожий





[b]Саня[/b], Последнее мы нашли, похоже что это мой дед.
Может есть еще лазаретные записи на него типа предыдущей?

Запросы в военкомат призыва, книги памяти, к поисковикам результата не дали. Все данные внесены только на основании книги подворного опроса от 1946 года. Не известно место службы. Последнее письмо было 6 августа 1941 года из Борисполя. Скорее всего попал в плен. Советуют искать в списках военнопленных. Реально подходит только этот. Могли перевести немецкую F как Е. Узнать бы какие части могли находиться в Борисполе в начале августа 1941 года?

 
СаняДата: Четверг, 16 Декабря 2010, 23.49.42 | Сообщение # 116
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Дайте его Имя и отчество хотя бы.Вы что гадаете то.Однофамильцев много,тут не гадать надо,а данные знать.Я же прошу их написать,а вы мне теории рассказываете.
Он летчик что ли был?Если летчик,то ему делать было нечего в Минске,у летчиков свои лагеря были.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Пятница, 17 Декабря 2010, 00.07.56 | Сообщение # 117
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Вот еще немного на начальные буквы Насиб ,это у немцев:



Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Пятница, 17 Декабря 2010, 20.59.20 | Сообщение # 118
Группа: Прохожий





[b]Саня[/b], добрый день!
Пришлось закрыть срочно форум.

Я повторю то что мы знаем-
в разных источниках есть путаница и в фамилии и в имени...летчик..
Истинные данные первые, остальные разнятся по Карелии и Татарстану:
Номер записи 402619800
Фамилия НАСИБУЛИН
Имя Флор
Отчество Михтафович
Дата рождения __.__.1917
Дата выбытия __.10.1944
Название источника информации Книга памяти. Республика Карелия. Том 5

Номер записи 410203869
Фамилия НАСЫБУЛЛИН
Имя ФЛОР
Отчество МИФТАХОВИЧ
Дата рождения __.__.1917
Дата выбытия __.10.1944
Название источника информации Память. Республика Татарстан. Том 26

Номер записи 61305165
Фамилия Насибулин
Имя Флор
Отчество Михайлович
Дата рождения __.__.1917
Дата и место призыва __.__.1938 Олонецкий РВК, Карело-Финская ССР, Олонецкий р-н
Воинское звание младший командир
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.10.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977520
Номер дела источника информации 699

Добавлено (17 Декабрь 2010, 20.59.20)
---------------------------------------------
[b]Саня[/b], есть подозрение, что писари тех времен могли машинально воспринять немецкую "F "при записи Flor за "Е"...
Насибулин Е. в списках есть и по срокам совпадает (осень 1941) . Этот вопрос можно прояснить ,если найти рукописный лист
типа вот этого http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/010/058-0018003-1569/00000317.jpg&id=73114569&id=73114569&id1=d0dba0fc6e3712319c9764ec54b369c1 .....

 
СаняДата: Пятница, 17 Декабря 2010, 21.18.33 | Сообщение # 119
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Добрый вечер! Дело в том,что журналы в лазарете вели наши врачи,они есть в оригинале на ОБД и они на русском языке!.Поэтому немцы ничего не могли записать ошибочно.В самих лагерях писаря тоже были наши бойцы,но писали на немецком языке,таких специально искали и они назывались переводчиками,их тоже обвинили в итоге в службе немцам,считаю неверно!
По летчику у меня сомнения .Он призвался в 38 году,считайте годы учебы ,не было времени стать командиров авиачасти вообще,да и не так много было авиачастей,что бы не знать командиров всех.
Его нет в приказе по исключению из рядов Красной (Советской армии),так не могло быть!Отсюда вывод:
1.Жена путает должность.
2.Неправильное написание фамилии.
Он ,если есть в приказах по исключению,то под другой фамилией.


Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Пятница, 17 Декабря 2010, 21.38.36 | Сообщение # 120
Группа: Прохожий





Саня,

 
Авиация СГВ » ВОЕННОПЛЕННЫЕ - ШТАЛАГИ, ОФЛАГИ, КОНЦЛАГЕРЯ » Лагеря и лазареты на территории Белоруссии » Stalag 352 Минск (Минск ( Беларусь ))
Поиск:


SGVAVIA © 2008-2020
Хостинг от uCoz
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика