Авиация СГВ

Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Правила форума Поиск

Модератор форума: doc_by, Viktor7  
Авиация СГВ » ВОЕННОПЛЕННЫЕ - ШТАЛАГИ, ОФЛАГИ, КОНЦЛАГЕРЯ » Лагеря и лазареты на территории Белоруссии » Stalag 342 Molodetschno (Молодечно (Беларусь))
Stalag 342 Molodetschno
NestorДата: Четверг, 07 Мая 2015, 10.05.31 | Сообщение # 211
Группа: Эксперт
Сообщений: 24055
Статус: Отсутствует
Келбасино, насколько представляю, где-то в районе Гродно - Молодечно. А за каким шталагом точно числилось, не знаю. Фифти-фифти. (сначала в ветку Гродно поместил, потом засомневался, перевел сюда)

Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Четверг, 07 Мая 2015, 10.06.36
 
NestorДата: Пятница, 08 Мая 2015, 20.21.19 | Сообщение # 212
Группа: Эксперт
Сообщений: 24055
Статус: Отсутствует
Тут речь не о географии, а кодификации, подчиненности.

Будьте здоровы!
 
Guzel2966Дата: Воскресенье, 10 Мая 2015, 20.20.15 | Сообщение # 213
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует
Здравствуйте, хотела бы уточнить место захоронения своего прадедушки, которого зовут Мухутдинов Сабир Хатыпович.
Место рождения с.Нижнее Алькеево. Будем благодарны за любую информацию!
 
sh_citizenДата: Среда, 13 Мая 2015, 00.09.51 | Сообщение # 214
Группа: Новичок
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует
Здравствуйте!
Я разыскиваю место захоронения своего далекого предка Силёва Александра Павловича. Он погиб в годы Великой Отечественной войны. Собрав информацию из разных источников, я пришел к выводу, что это произошло 5 июля 1944 года при освобождении Вашего славного города; Силёв А.П. был в составе 25-й танковой бригады, которая в свою очередь входила в состав 3-го Белорусского фронта. В одном из обнаруженных мною документов говорится, что он похоронен в 3-х км к северо-западу от м. Молодечно. У меня один вопрос: есть ли в указанном месте захоронения воинов, павших в годы ВОВ? А если Вы сможете проверить это, обнаружить место захоронения или любую другую информацию, то это будет вообще здорово!
Надеюсь на Вашу помощь. Спасибо!
 
NestorДата: Среда, 13 Мая 2015, 00.17.44 | Сообщение # 215
Группа: Эксперт
Сообщений: 24055
Статус: Отсутствует
Цитата Аркадий1946 ()
допускаем подчиненность шталагу 342?

Пока да.


Будьте здоровы!
 
StanumДата: Воскресенье, 02 Августа 2015, 09.24.24 | Сообщение # 216
Группа: Поиск
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Прошу помощи.
Вот фрагмент карточки военнопленного моего прадеда. Слева чернилами написано: Stammlager: Molodetschno. Но нигде нет номера 342 шталага в Молодечно
А справа, красным карандашом: Stalag 336. А это в Каунасе.
Как понять эти записи? Что значат эти отметки красным карандашом? Где он умер?
Подскажите пожалуйста.



Сообщение отредактировал Stanum - Воскресенье, 02 Августа 2015, 09.25.36
 
StanumДата: Воскресенье, 02 Августа 2015, 10.12.02 | Сообщение # 217
Группа: Поиск
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Вот карточка целиком:

Фамилия Кокшаров
Имя Павел
Отчество Васильевич
Дата рождения/Возраст __.__.1892
Место рождения Челябинская обл.
Дата пленения 07.10.1941
Место пленения Спас-Деменск
Лагерь шталаг 342
Судьба погиб в плену
Последнее место службы 17 СД
Воинское звание интендант
Дата смерти 02.09.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации Картотека военнопленных офицеров
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272154686
 
СаняДата: Воскресенье, 02 Августа 2015, 10.21.03 | Сообщение # 218
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Stanum ()
А справа, красным карандашом: Stalag 336. А это в Каунасе.
Как понять эти записи? Что значат эти отметки красным карандашом? Где он умер?


Был первично в Молодечно .
3.03.42 определили что он офицер и отправили в Каунас,где пленный и умер 2.09.42
Вот почему номера личного нет непонятно.Возможно все время находился в лазарете,поэтому регистрацию пройти не успел.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Воскресенье, 02 Августа 2015, 10.34.09 | Сообщение # 219
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Вот почему номера личного нет непонятно.

Нет,номер он получил ,на карточке написан 12262 и номер похоже офицерского лагеря в Кальварии



А вот умер всё же в Каунасе ,судя по записи красным карандашом.
У умерших в Кальварии запись внизу о смерти на карточках черными чернилами с указанием Кальварии.

Как пример записей о смерти офицеров в Кальварии:





Qui quaerit, reperit
 
КудрявцевДата: Воскресенье, 02 Августа 2015, 10.37.59 | Сообщение # 220
Группа: Эксперт
Сообщений: 1934
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
на карточке написан 12262 и номер похоже офицерского лагеря в Кальварии


Это номер шталага 342. Они его часто указывали именно в этом месте, рядом с данными о родственниках.
 
СаняДата: Воскресенье, 02 Августа 2015, 10.41.26 | Сообщение # 221
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Кудрявцев ()
Это номер шталага 342. Они его часто указывали именно в этом месте, рядом с данными о родственниках.


Возможно с номером и так.Почерки писарей отличаются.


Qui quaerit, reperit
 
КудрявцевДата: Воскресенье, 02 Августа 2015, 10.47.25 | Сообщение # 222
Группа: Эксперт
Сообщений: 1934
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Возможно с номером и так


Навскидку нашел.

Номер записи 300847996
Фамилия Кондауров
Имя Даниил
Отчество Васильевич
Дата рождения __.__.1906
Место рождения Чкаловская обл.
Воинское звание солдат (рядовой)
Лагерный номер 12240
Дата пленения 02.12.1941
Место пленения Наро-Фоминск
Лагерь шталаг 342
Судьба Погиб в плену
Дата смерти 04.04.1942
Место захоронения Молодечно
Могила могила 2
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977521
Номер дела источника информации 2186

https://obd-memorial.ru/Image2....cad2e17
 
СаняДата: Воскресенье, 02 Августа 2015, 10.57.16 | Сообщение # 223
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Кудрявцев ()
Навскидку нашел.


Убедил! Спасибо!
Получается,что Кокшаров в Каунасе перерегистрацию не проходил и в Кальварию попасть не успел.
Умер в Каунасе имея номер первичного молодеченского лагеря и умер скорее всего в лазарете шестого форта,там же у форта ныне и похоронен,вот на этом кладбище:



И лагерь и лазарет в Каунасе хоронили на одном кладбище.


Qui quaerit, reperit
 
StanumДата: Воскресенье, 02 Августа 2015, 17.44.59 | Сообщение # 224
Группа: Поиск
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Был первично в Молодечно .
3.03.42 определили что он офицер и отправили в Каунас

Конечно, это всё уже не очень важно сейчас.
Но мне показалось немного странным, что, по вашей версии, только 3 марта 1942, определили что он офицер, когда со времени пленения (7.10.41) прошло пять месяцев.
Хотя в этой же карточке написано его звание: техник-интендант 2-го ранга, что соответствует званию старший лейтенант.
И дата с пометкой "offizier", сделана тем же почерком. Может он и поступил в Молодечно только 3 марта 1942, тогда же и была заполнена карточка?
А до этого, возможно, его держали в каких нибудь полевых лагерях без номеров и обозначений?
А по какой причине и когда он оказался в Каунасе остаётся непонятным.
В любом случае, спасибо за информацию, товарищи.
 
СаняДата: Воскресенье, 02 Августа 2015, 18.05.25 | Сообщение # 225
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Stanum ()
Может он и поступил в Молодечно только 3 марта 1942, тогда же и была заполнена карточка?

В Молодечно не содержали офицеров,это был лагерь рядового состава.
После определения офицера,на него как правило заводилась повторно карточка.


Qui quaerit, reperit
 
StanumДата: Понедельник, 03 Августа 2015, 07.12.37 | Сообщение # 226
Группа: Поиск
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Можно ещё спросить?
Меня заинтересовала судьба самих документов.
Возможно ли датировать написанное советским переводчиком?
А в каком году эти карточки были оцифрованы?
И где они находились до этого и как и когда попали туда?
 
СаняДата: Понедельник, 03 Августа 2015, 09.56.45 | Сообщение # 227
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Stanum ()
А по какой причине и когда он оказался в Каунасе остаётся непонятным.


Каунасский лагерь имел офицерское отделение в Кальварии.Если учесть,что офицеров не содержали вместе с рядовым составом,то отправка в Каунас офицера вполне логична.

Цитата Stanum ()
Возможно ли датировать написанное советским переводчиком?

Работу с документами военнопленных советские специалисты начали сразу же после доставки их в Берлин в 1945 году и продолжалась вплоть до 70-х годов.
Точно датировать проверку каждой карточки ,если на ней нет даты проверки нереально.

Цитата Stanum ()
И где они находились до этого и как и когда попали туда?


Это бывший немецкий архив ВАСт,который люди Голикова обнаружили в 45 году и доставили в Берлин.Впоследствии документы были переправлены в советский архив Министерства Обороны.
Оцифровка началась десять лет назад по Указу Президента Путина,тогда же и создана была для них база данных ОБД мемориал:

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. №пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» , Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).

Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.
https://www.obd-memorial.ru/


Qui quaerit, reperit
 
StanumДата: Понедельник, 03 Августа 2015, 11.55.45 | Сообщение # 228
Группа: Поиск
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Саня, спасибо вам за ответы.
Цитата Саня ()
Если учесть,что офицеров не содержали вместе с рядовым составом,то отправка в Каунас офицера вполне логична.

Это я понял. Наверно я невнятно сформулировал свой вопрос.
Я задумался о вероятном местонахождении Павла Васильевича с момента пленения 7 октября 1941 до 3 марта 1942 года. И предположил, что его не было в Молодечно до этой даты. Основывается это на мнении что пометка "offizier" и дата 3.3.42 сделаны одной рукой и одними чернилами, что и остальные записи в карточке. Поэтому я подумал, что это и есть дата его поступления в лагерь Молодечно. При этом сразу стало ясно, что он офицер и, возможно, его вскоре и отправили в Каунас. То есть местопребывание его в течение пяти месяцев с момента пленения 7 октября 1941 в Спас-Деменске, до поступления в Молодечно - неизвестно. Поэтому я предположил, что он мог находиться в каких-то полевых лагерях, без номеров и обозначений. И конечно, без регистрационных карточек.
Цитата Саня ()
Работу с документами военнопленных советские специалисты начали сразу же после доставки их в Берлин в 1945 году и продолжалась вплоть до 70-х годов.

А почему, после окончания систематизации данных, они не были опубликованы, не были изданы в виде специального сборника?
Знаю, что мой дед посылал запросы о судьбе своего отца в соответствующие организации, но не получил никаких сведений о нём.
Понимаю, что мои вопросы могут не иметь ответов, в этом случае меня всё равно интересует ваше личное мнение.


Сообщение отредактировал Stanum - Понедельник, 03 Августа 2015, 11.57.58
 
СаняДата: Понедельник, 03 Августа 2015, 12.13.35 | Сообщение # 229
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Stanum,
Давайте послушаем мнения других экспертов на форуме.

Цитата Stanum ()
А почему, после окончания систематизации данных, они не были опубликованы, не были изданы в виде специального сборника?


Документы сразу были засекречены.Причем не только по пленным,но и по погибшим в боях.
Причин думаю было предостаточно для засекречивания.Но это уже вопросы не к нам,а к руководству страны того периода и военному ведомству включая КГБ.


Qui quaerit, reperit
 
ГеннадийДата: Понедельник, 03 Августа 2015, 14.40.20 | Сообщение # 230
Группа: Модератор
Сообщений: 25664
Статус: Присутствует
Цитата Stanum ()
Я задумался о вероятном местонахождении Павла Васильевича с момента пленения 7 октября 1941 до 3 марта 1942 года. И предположил, что его не было в Молодечно до этой даты. Основывается это на мнении что пометка "offizier" и дата 3.3.42 сделаны одной рукой и одними чернилами, что и остальные записи в карточке. Поэтому я подумал, что это и есть дата его поступления в лагерь Молодечно.

В Молодечно он доставлен 2 марта - смотрите штамп ниже места для фото.
С начала октября 1941 года немцы взяли в плен на западном направлении сотни тысяч пленных, поэтому неудивительна задержка с отправкой из мест сбора пленных (дивизионных, корпусных, армейских) до стационарных лагерей.
Цитата Stanum ()
При этом сразу стало ясно, что он офицер и, возможно, его вскоре и отправили в Каунас.

Дату прибытия в Каунас можно пытаться установить по первым погибшим там, но отправленным из шталага 342 после 3 марта 1942 года.


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
StanumДата: Понедельник, 03 Августа 2015, 19.09.46 | Сообщение # 231
Группа: Поиск
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Документы сразу были засекречены.Причем не только по пленным,но и по погибшим в боях.
Причин думаю было предостаточно для засекречивания.

Да уж... Своеобразное было время.
Дед умер в 1991-м, так и не узнав, что случилось с его отцом.
Цитата Геннадий_ ()
С начала октября 1941 года немцы взяли в плен на западном направлении сотни тысяч пленных, поэтому неудивительна задержка с отправкой из мест сбора пленных (дивизионных, корпусных, армейских) до стационарных лагерей.

Примерно так я и рассуждал.
Цитата Геннадий_ ()
Дату прибытия в Каунас можно пытаться установить по первым погибшим там, но отправленным из шталага 342 после 3 марта 1942 года.

Не совсем понятно как это сделать.
 
ГеннадийДата: Понедельник, 03 Августа 2015, 20.16.25 | Сообщение # 232
Группа: Модератор
Сообщений: 25664
Статус: Присутствует
Цитата Stanum ()
Цитата Геннадий_ ()
Дату прибытия в Каунас можно пытаться установить по первым погибшим там, но отправленным из шталага 342 после 3 марта 1942 года.

Не совсем понятно как это сделать.

Проверять (для упрощения - по офицерской картотеке) зарегистрированных в 342-м и умерших в Каунасе (перебором карт), поскольку запись о переводе в 336-й в Молодечно не делалась.
По умершим в Каунасе в апреле и мае 42-го записей нет.
Первый умерший из офицеров по ОБД

Фамилия Фадин
Имя Лукьян
Отчество Федотович
Дата рождения/Возраст __.__.1911
Место рождения Саратовская обл.
Дата пленения 12.10.1941
Место пленения Вязьма
Лагерь шталаг 342
Судьба погиб в плену
Последнее место службы 243 СП
Воинское звание мл. лейтенант
Дата смерти 19.06.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации Картотека военнопленных офицеров
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272216044&page=1

Сл-но, перевод и 342-го в 336-й был не позже этой даты. Точнее, один? из этапов.


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
StanumДата: Понедельник, 03 Августа 2015, 21.00.02 | Сообщение # 233
Группа: Поиск
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Цитата Геннадий_ ()
В Молодечно он доставлен 2 марта - смотрите штамп ниже места для фото.

Очевидно, дата пленения (7.10.41) была записана только с его собственных слов.
Вообще-то, могли быть какие-то сопроводительные документы на группу военнопленных, но думается мне, что не было там никаких документов.
Выходит, что повоевал он всего три дня.


Сообщение отредактировал Stanum - Понедельник, 03 Августа 2015, 21.03.54
 
мариттаДата: Вторник, 08 Сентября 2015, 22.57.33 | Сообщение # 234
Группа: Поиск
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Добрый вечер, подскажите есть возможность посмотреть списки похороненных в братских могилах в Молодечно?
http://cultur.by/pages....y-voyny
Ищу теперь Власова Виктора Сергеевича (1925,1926,1927 г. р. предположительно).
Николая Власова нашли в д. Ковали,(побывали на могиле 4,09,2015) ,
их отца Власова Сергея нашли через "International Tracing Service (ITS)"
(ждем полную информацию).
Теперь вот Виктора ищем, родные толкуют о Молодечно...
Уже пытались через форум найти, пока тихо, в "ОБД" ничего.
 
СаняДата: Среда, 09 Сентября 2015, 00.52.40 | Сообщение # 235
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
маритта,
В Молодечно погиб не Ваш родственник,это Вы давно знаете.

Фамилия Власов
Имя Виктор
Отчество Тимофеевич
Дата рождения/Возраст 25.10.1912
Место рождения Н.-Плаксино
Дата пленения 20.10.1941
Место пленения Вязьма
Судьба Погиб в плену
Воинское звание солдат (рядовой)
Дата смерти 08.03.1942
Место захоронения Молодечно
Могила могила 1
Фамилия на латинице Wlassow
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977521
Номер дела источника информации 1382
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=300623303

Фамилия Власов
Имя Виктор
Отчество
Лагерь шталаг 342
Судьба погиб в плену
Дата смерти 08.03.1942
Место захоронения Белоруссия, Молодечно
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18002
Номер дела источника информации 1473
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77993222


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Среда, 09 Сентября 2015, 11.06.24 | Сообщение # 236
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Аркадий1946 ()
А есть на него более полные данные, включая звание, фио родственников и т.д.?

http://www.sgvavia.ru/forum/152-5060-1


Qui quaerit, reperit
 
мариттаДата: Четверг, 17 Сентября 2015, 22.09.08 | Сообщение # 237
Группа: Поиск
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
В Молодечно погиб не Ваш родственник,это Вы давно знаете.

может появились новые данные, мама говорит что приходило письмо именно из Молодечно. Кого нашли не помнит, приглашали мать, Матрену Михайловну на захоронение, но никто почему то не поехал. Теперь ясно что не Николая, у него на могиле в Ковалях только были. А в Несвиже на мемориале увидела имя Власов В.И...может наш, а отчество перепутали...

Прикрепления: 6293103.jpg(101.9 Kb)
 
СаняДата: Понедельник, 18 Апреля 2016, 21.34.11 | Сообщение # 238
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Фамилия Зыряев
Имя Петр
Отчество Павлович
Дата рождения/Возраст 11.06.1909
Место рождения Ивановка
Дата пленения 05.08.1941
Место пленения Рославль
Судьба Погиб в плену
Воинское звание красноармеец|рядовой
Дата смерти 20.03.1942
Место захоронения Молодечно
Могила могила 1
Фамилия на латинице Syrjajew
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977521
Номер дела источника информации 1508
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=300658947



Qui quaerit, reperit
 
Lumen2016Дата: Вторник, 14 Июня 2016, 23.44.59 | Сообщение # 239
Группа: Поиск
Сообщений: 72
Статус: Отсутствует
Вот описание из статьи"Мемориальный комплекс "Шталаг-342": "Голод, болезни, холод и унижения привели к гибели тысяч советских людей. Ежедневно в лагере умирало по 350-400 человек. Всех узников пытали и расстреливали. Массовый расстрел проводился по ночам. Потом трупы сбрасывали в ямы по 150, 200, 300 человек. 221 братская могила находилась на кладбище, расположенном на расстоянии 150 - 200 метров от лагеря. К сожалению, они были уничтожены в послевоенные годы. На 73 могилах были кресты с надписями о количестве захороненных заключенных."

Может кто-то подскажет, как идентифицировать современное место захоронения военнопленных Молодечно? После ВОВ, я так понимаю, была проведена эксгумация и сделано перезахоронение в одну братскую могилу! Значит современным местом захоронения следует указывать г. Молодечно, ул. М. Горького, территория в/ч 04152, братская могила (по ОБД Мемориал)? или я ошибаюсь?
 
СаняДата: Среда, 15 Июня 2016, 07.14.07 | Сообщение # 240
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Lumen2016 ()
Значит современным местом захоронения следует указывать г. Молодечно, ул. М. Горького, территория в/ч 04152, братская могила (по ОБД Мемориал)? или я ошибаюсь?

Так и считаем, что захоронение ныне на территории воинской части 04152.

Цитата Lumen2016 ()
я так понимаю, была проведена эксгумация и сделано перезахоронение в одну братскую могилу!

Нет,там кладбище осталось на своем месте.
Вскрывалась только одна могила.


Qui quaerit, reperit
 
Авиация СГВ » ВОЕННОПЛЕННЫЕ - ШТАЛАГИ, ОФЛАГИ, КОНЦЛАГЕРЯ » Лагеря и лазареты на территории Белоруссии » Stalag 342 Molodetschno (Молодечно (Беларусь))
Поиск:


SGVAVIA © 2008-2020
Хостинг от uCoz
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика
Мы помним!