Авиация СГВ
Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Правила форума Поиск

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: galina, Назаров, Валентин  
Авиация СГВ » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ТЕМЫ О ВОЙНЕ » Поисковики их нашли!
Поисковики их нашли!
СаняДата: Пятница, 19 Июля 2013, 23.00.18 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Вот это вот новость!


Помните ряд фотографий расстрела горными стрелками наших красноармейцев?
Напомню:







Так вот, их нашли.







Медальон, найденный в кармане шинели удалось прочитать.
Фамилия Корольков
Имя Сергей
Отчество Макарович
Дата рождения/Возраст __.__.1912
Место рождения Великолукская обл., Сережинский р-н, д. Хмелище
Дата и место призыва 22.06.1941 Кировский РВК,
Великолукская обл., Сережинский р-н
жена Королькова Екатерина Лукична ,Сутокский с/с ,дер. Ноздрино.

Вот это его ведут на расстрел:




Новость взята у ivakin_alexey


http://ivakin-alexey.livejournal.com/540708.html


Qui quaerit, reperit
 
Владимир-АрхивариусДата: Пятница, 19 Июля 2013, 23.30.22 | Сообщение # 2
Группа: Поиск
Сообщений: 697
Статус: Отсутствует
Молодцы ребята!

Вот бы ещё этих горных стрелков найти. И там же ...


С уважением, Владимир-Архивариус.
 
СаняДата: Пятница, 19 Июля 2013, 23.32.50 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Владимир-Архивариус,

Цитата (Владимир-Архивариус)
Вот бы ещё этих горных стрелков найти. И там же ...


Пленных и безоружных расстреливать,это последнее дело.

Судя по фотографиям у ребят нет капли страха ни перед фашистами,ни перед смертью!


Qui quaerit, reperit
 
СибириЯДата: Воскресенье, 28 Июля 2013, 16.36.47 | Сообщение # 4
Группа: Поиск
Сообщений: 1015
Статус: Отсутствует
Господи! Потрясающая история! столько лет прошло, а они упрямо ждали своего часа.
И жена- Королькова Екатерина Лукинична, не имея никаких известий от мужа с 23 июня 1941 г. , упрямо ждала его всю войну и упорно подавала на розыск. Анкета датирована 21 июня 1946 г.


А теперь уже, наверняка, и сообщить такую новость некому.

Монетки позеленевшие ,видимо выданы были на скупые солдатские расходы и не потрачены. Не успел.

Жаль, имя второго не установить.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВАМ, РЕБЯТА!
Смерть они приняли как герои, гордо, не на коленях. Наверняка перед смертью послали всю эту свору откормленных псов на три буквы.
Только бы помнили и осознавали ныне живущие - через что прошёл советский солдат.
Далековато, однако, от родимой сторонушки, занесла его судьба. Даже отписать не успел жене.


Татьяна
 
СибириЯДата: Понедельник, 17 Февраля 2014, 17.28.44 | Сообщение # 5
Группа: Поиск
Сообщений: 1015
Статус: Отсутствует
В дополнение темы:
Это случилось на высоте 122м в предгорье хребта Муста-Тунтури .
О тех событиях пишет Ганс Рюф в книге «Горные стрелки перед Мурманском»:

«Оберлейтенант Роде, командир 2-й роты 136-го горнострелкого полка 2-й горнострелковой дивизии корпуса «Норвегия» в ночь с 29 июня на 1 июля 1941 года, ( ???) выслал сборную разведгруппу под командованием Остермана, состоявшей из кандидатов в офицеры, с задачей подняться на высоту 122 и разведать обстановку.

Как только разведгруппа скрылась за гребнем высоты, то раздались взрывы гранат и интенсивная стрельба из автоматов, но очень быстро всё стихло.

Егеря 2-й роты поняли, что группа Остерманна скорей всего была уничтожена или пленена русскими и поэтому стали рваться на штурм высоты.

В 5 часов утра оберлейтенант Роде отдал приказ о штурме высоты 122, под прикрытием утреннего тумана. Ворвавшись на вершину, солдаты вступили в исключительно жестокую схватку, перешедшую в рукопашный бой. Отдельные русские солдаты, притворяясь мертвыми, стреляли в спину горным егерям, поэтому в плен никого не брали из целей собственной безопасности.

В 6 часов 15 минут высота 122 была взята. Ее обороняли военнослужащие 136-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии РККА.

Бойцы разведгруппы Остерманна были обнаружены убитыми. Единственный выживший раненный из разведчиков, который спасся благодаря тому, что прыгнул со скалы в озеро, рассказал, что русские хладнокровно уничтожили всю разведгруппу, поэтому весь личный состав охватило возмущение и гнев, и было единогласно решено расстрелять двоих советских солдат, которых удалось взять в плен в этой бойне. Оберлейтенант Роде отдал приказ привести приговор в исполнение.
Немцы утверждали, что «якобы русские добивали раненных солдат.».
Наверно это они посчитали преступлением.
2 рота горных стрелков потеряла в этой короткой схватке 16 человек убитыми и 11 ранеными. Это больше, чем она понесла потерь за всю Польскую компанию.»

Так же имеется информация, что
поисковики ( REIBERT.info ), которые обнаружили тела расстрелянных этим летом, нашли в окрестностях высоты останки немецких военнослужащих, в количестве приблизительно 18 человек, что согласовывается с данными Рюфа, который приводит данные о 16 погибших (в число которых видимо вошла погибшая разведгруппа Остермана).
http://waralbum.ru/161719/#comments

Примечание:
Конкретно по 136 СП не нашла донесения (в воспоминания явная ошибка , 135 СП должен быть )
Первые донесения 14 СД Северный Фронт датируются 15/09.41г. Но в них только потери 95 и 325 СП

325 СП вела бои в конце июля в районе залива губы р. Большая западная Лица Мурманской обл.
95 СП действовала на плацдарме между Мурманском и Титовкой. (49-63 км от Мурманска)

135 СП не обнаружила ни в ранних, ни в более поздних.
http://www.teatrskazka.com/Raznoe/DivDocs/DivDocs01.html

14-я стрелковая дивизия:
95 и 325 стрелковый полк,
135 стрелковый полк (до 31.7.42 г.),
155 стрелковый полк (с 30.7.42 г.),
143 артиллерийский полк,
149 отдельный истребительно-противотанковый дивизион,
364 минометный дивизион (с 7.11.41 г. по 15.11.42 г.),
35 разведовательная рота,
14 саперный батальон,
112 отдельный батальон связи (766 отдельная рота связи),
75 медико-санитарный батальон,
39 отдельная рота химзащиты,
139 автотранспортная рота (425 автотранспортная рота,
82 автотранспортный батальон),
285 (46) полевая хлебопекарня,
203 (81) дивизионный ветеринарный лазарет,
669 полевая почтовая станция,
185 полевая касса Госбанка.
http://bdsa.ru/divizia....ya.html

Боевой период
22.6.41-14.11.44

О боях в этих местах очень подробно:
http://blockhaus.ru/forum/index.php?showtopic=28309


Татьяна
 
СаняДата: Вторник, 08 Августа 2017, 00.41.56 | Сообщение # 6
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Батальоны уходят в поиск
Военные РФ и Белоруссии обследуют места былых сражений

Минобороны России отправило в Белоруссию спецбатальон. Его задача - вместе с местными военными найти останки красноармейцев, павших в боях за Гродно и до сих пор числящихся пропавшими без вести.


Этой работой займутся военнослужащие 90-го отдельного специального поискового батальона Минобороны России и их коллеги из 52-го отдельного специализированного поискового батальона белорусских Вооруженных сил. До середины следующей недели будут вести раскопки в местах ожесточенных боев. По словам заместителя министра обороны РФ Дмитрия Булгакова, основная цель совместной акции - "поиск неучтенных воинских захоронений и установление сведений о солдатах и офицерах Красной армии, погибших в годы Великой Отечественной войны на территории Белоруссии".

Генералы в Москве и Минске заранее определили места раскопок, они находятся в районе деревни Стрельцы-1 Гродненской области. Именно туда из Западного военного округа РФ командировали 12 российских военнослужащих, хорошо подготовленных к такого рода операциям. Белорусы выделили на поисковые работы группу своих солдат и офицеров.

Помимо решения главной задачи поисковики в погонах обменяются опытом обследования мест былых сражений. А еще покажут коллегам, как в их воинской части осуществляют документальное сопровождение поисковых операций и использование при "прочесывании" местности различные технические средства. Современных металлоискателей, специальных щупов и прочих приспособлений для обнаружения в земле останков воинов, их оружия, боеприпасов и личных вещей в обоих батальонах хватает.
В прошлом году военнослужащие 90-го батальона обнаружили останки 228 бойцов Красной армии

Надо сказать, что это далеко не первая совместная поисковая операция наших и белорусских военных. Например, в мае-июне 2015 года они вместе работали на местах боев в Малоритском районе Брестской области и провели дополнительное обследование территории крепости-героя. Тогда армейские поисковики обнаружили останки погибших красноармейцев. А в августе того же года военнослужащие из специальных батальонов России и Белоруссии вели аналогичные операции в Кировском районе Ленинградской области.

Напомним, что 90-й батальон - единственная в Вооруженных силах РФ воинская часть, занимающаяся поиском павших воинов Великой Отечественной войны. Ее солдаты и офицеры не только возвращают из небытия имена фронтовиков, предают земле их прах в местах организованного захоронения воинов, но и по возможности устанавливают родственников погибших. Этой работой 90-й батальон официально занимается уже одиннадцать лет.

Воинская часть дислоцируется в поселке Мга Кировского района Ленинградской области. В батальоне служат чуть более 160 человек. Если говорить о солдатах-призывниках, то главным образом это собранные военкоматами по всей стране бывшие участники поисковых объединений и клубов. В прошлом году военнослужащие спецбатальона обнаружили останки 228 красноармейцев и 35 солдат и офицеров иностранных армий. Кроме того, было найдено и уничтожено 284 боеприпаса времен Великой Отечественной.

Биография 52-го поискового батальона Белоруссии, который базируется в Липельском районе Витебщины, насчитывает уже более двух десятков лет.

https://rg.ru/2017....ii.html


Qui quaerit, reperit
 
НазаровДата: Вторник, 08 Августа 2017, 19.21.11 | Сообщение # 7
Группа: Модератор
Сообщений: 27350
Статус: Отсутствует
Цитата СибириЯ ()
(в воспоминания явная ошибка , 135 СП должен быть )

135 СП - всё верно...

Фамилия Бычков
Имя Павел
Отчество Германович
Последнее место службы сф сор уп-3 135 сп
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 29.12.1941
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 945
Номер описи источника информации 2
Номер дела источника информации 1
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9074829

05.10.2015 г. с высоты 122 перезахоронили на Родине...

Информация из списков захоронения
Фамилия Бычков
Имя Павел
Отчество Германович
Дата рождения/Возраст __.__.1914
Воинское звание красноармеец
Дата смерти 29.12.1941
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Костромская обл.
Место захоронения Нерехтский р-н, с.п. Воскресенское, п. Космынино, кладбище, северо-западная окраина
Откуда перезахоронен Мурманская обл., хребет Муста-Тунтури, выс. 122.0
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1150828331

«Солдат вернулся на родную землю через 74 года»
6 октября 2015 года, 10.00
http://44kv.ru/novosti....74-goda


г.Славгород-2,в\ч 69711 1974-76 осень
Николай Викторович
 
Viktor7Дата: Вторник, 08 Августа 2017, 22.10.34 | Сообщение # 8
Группа: Модератор
Сообщений: 7981
Статус: Отсутствует
Цитата СибириЯ ()
Немцы утверждали, что «якобы русские добивали раненных солдат.».
Наверно это они посчитали преступлением.

А как по вашему?


С уважением
Виктор
 
СаняДата: Вторник, 08 Августа 2017, 22.31.14 | Сообщение # 9
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Viktor7,
Цитата Viktor7 ()
А как по вашему?

Татьяна так не считала. Она только взяла текст вот отсюда:

http://waralbum.ru/161719/#comments


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Вторник, 08 Августа 2017, 22.38.10 | Сообщение # 10
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Viktor7,
В комментариях упоминаются и немецкие солдаты.

Поисковики , которые обнаружили тела расстрелянных этим летом, нашли так же в окрестностях высоты останки немецких военнослужащих, в количестве приблизительно 18 человек, что согласовывается с данными Рюфа, который приводит данные о 16 погибших (в число которых видимо вошла погибшая разведгруппа Остермана).

Погибших разведчиков потом перезахоронили в другом месте.


Qui quaerit, reperit
 
Viktor7Дата: Вторник, 08 Августа 2017, 23.12.21 | Сообщение # 11
Группа: Модератор
Сообщений: 7981
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Татьяна так не считала. Она только взяла текст вот отсюда:

Ну это-то мне понятно, перепостить можно что угодно, как это практикует наш положский прапор. Вопрос в том, как оценить действия сторон в данном конкретном случае? Добивали наши раненых и беспомощных или нет?

Никому не секрет, что немцы в начале войны столкнулись с похожим обращением с их пленными со стороны РККА и стали всё и вся оправдывать именно этими фактами.


С уважением
Виктор
 
СаняДата: Суббота, 09 Февраля 2019, 20.54.29 | Сообщение # 12
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
«Тренировочный полет»: появилась версия о пилоте истребителя, найденного под Полесском

Поисковики предполагают, что возможным пилотом найденного в болоте под Полесском истребителя мог быть лейтенант Геннадий Баранов. Об этом «Новому Калининграду» рассказал руководитель поискового отряда «Совесть» Руслан Хисамов.

По его словам, самолет нашли рабочие несколько лет назад при разработке торфа немного северо-восточнее поселка Красное в Полесском районе. «Рабочие наткнулись на алюминиевые фрагменты самолета. Тогда туда выезжала и полиция, поскольку кроме обломков были найдены еще и боеприпасы. Именно полицейские и сообщили поисковикам о находке», — вспоминает Хисамов.

Уже тогда поисковики сделали вывод, что самолет американского производства. «Имея эту информацию мы начали работать с архивами. На основе анализа документов мы сделали вывод, что скорее всего в самолете находился именно Геннадий Петрович Баранов», — рассказывает Хисамов.

В подтверждение этой версии, свидетельствуют записи о боевых потерях в этом районе того времени, которые изучили поисковики. Оказалось, что есть данные о нескольких погибших летчиках в этой местности, но только Баранов подходил по всем «параметрам».

«Когда мы изучали документы, то у всех летчиков были указаны типы самолетов — это Ил-2 и Пе-2. И только у Баранова не был указан тип самолета. К тому же все остальные погибшие в этом районе либо обслуживали технику на аэродроме, либо были летчиками штурмовой авиационной дивизии или полка, то есть они никак не могли летать на истребителе», — поясняет Хисамов.

Позже, изучая документы уже конкретно по летчику Баранову, поисковики нашли информацию, где говорилось, что он разбился во время тренировочного полета. Калининградцы восстановили на карте маршрут полета: Лабиау — Тапиау — Инстербург — Тильзит — Шиббен — Лабиау. По версии поисковиков, когда в районе литовского поселка, расположенного недалеко от Кукернезе (нынешний поселок Ясное), самолет развернулся и направился вновь к аэродрому, но не долетел несколько километров.



Примерный маршрут тренировочного полета. Скриншот предоставлен Русланом Хисамовым.

«Баранов погиб на месте падения. Однополчане достали его тело и похоронили недалеко от места базирования возле поселка Грюнден (сейчас поселок Зеленое)», — говорит поисковик.

Сейчас же, увидев фотографии других поисковиков, которые в настоящее время ведут работы на месте, Руслан Хисамов еще раз убедился в верности своей версии.

«На гашетке, то есть рукоятке управления спуска огня на самолете, нацарапана фамилия „Баранов“. То есть теперь же с точность 90% можно говорить, что именно он и был пилотом данного истребителя, — уверен руководитель поискового отряда. — К тому же поисковики подтвердили, что среди обломков тела летчика не найдено — еще одно косвенное свидетельство того, что наша версия верна».

По последней информации, на месте найдены вооружение самолета, на котором есть номера, а также обнаружены и обломки машины с бортовыми номерами. «Уже в ближайшее время по этим номерам в архиве можно будет запросить информацию и точно узнать имя летчика», — заключил Хисамов.

Как ранее писал «Новый Калининград», в Полесском районе военные вместе с отрядом организации «Поисковое движение Калининградской области» приступили к извлечению из болота американского истребителя, сбитого во время Великой Отечественной войны.

https://www.newkaliningrad.ru/news....dex.com


Qui quaerit, reperit
 
НазаровДата: Суббота, 09 Февраля 2019, 21.09.07 | Сообщение # 13
Группа: Модератор
Сообщений: 27350
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()

Однополчане достали его тело и похоронили недалеко от места базирования возле поселка Грюнден (сейчас поселок Зеленое)», — говорит поисковик.

Ранее «Комсомолка» уже писала, что именно в этом районе 9 марта 1945 года самолет Баранова совершал тренировочный полет по маршруту Лабиау-Тапиау-Инстербург-Тильзит-Шиббен-Лабиау, после чего потерпел крушение.
25-летний пилот вскоре был найден и похоронен в саду хутора Грюнден (сегодня – поселок Зеленое) в четырех километрах южнее
Лабиау (Полесск – Ред.) и в 10 метрах восточнее от дороги Лабиау-Тапиау.
Позже захоронение было укрупнено, и сейчас Геннадий Баранов увековечен на братской могиле советских воинов города Полесска,
в сквере у перекрестка улиц Калининградской и Пионерской.

№ 40
Фамилия: Баранов
Имя: Геннадий
Отчество: Петрович
Воинское звание: лейтенант
Дата смерти: 09.03.1945
Страна захоронения: Россия
Регион захоронения: Калининградская обл.
Место захоронения: г. Полесск, на пересечении ул. Калининградская и ул. Пионерская, парк
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=87942935


г.Славгород-2,в\ч 69711 1974-76 осень
Николай Викторович
 
kurs360Дата: Вторник, 07 Мая 2019, 00.15.54 | Сообщение # 14
Группа: Поиск
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует
Здравствуйте, именно там -.06.41г. пропал без вести мой дед, Сапрыкин Василий Иванович, старший политрук ветлазарета 14СД. Может есть какая информация?
 
=Владимир=Дата: Вторник, 07 Мая 2019, 08.45.54 | Сообщение # 15
Группа: Модератор
Сообщений: 6098
Статус: Отсутствует
В городе Березань на военном мемориале кладбища "Октябрьский" состоится почетное перезахоронение останков 22-х воинов Второй мировой войны

Как сообщает информационный портал "Моя Киевщина" со ссылкой на "Взгляд", перезахоронение останков воинов состоится 8 мая.

Поиском останков занимались "Поисковая группа общины Березань" и участники "Историко-поискового Объединение" Неизвестный солдат ".

Останки воинов найдены в лесу недалеко от Березанской исправительной колонии №95. Во время войны в этом районе было поле, где погибло много советских солдат.

Участник поисковой группы рассказывает, что в 1986 году после большого урагана повалены деревья, лесник вызвал трактора, чтобы тот выкорчевал их корни. Во время работы вместе с корнями выкапывались и человеческие кости. На место вызвали представителей военного комиссариата, которые месяц собирали кости, а затем сбросили их в одну яму и закопали.

"Но мы то место не нашли, целенаправленно в том лесу начали копать ров и там нашли тела. У одного солдата нашли капсулу в которой лежал листок с фамилией, но в очень плохом состоянии, лицо установить не удалось", - рассказал участник поисковой группы.

С 22 найденных останков только 8 были полностью собраны, все остальное - фрагменты человеческих тел.
http://mykyivregion.com.ua/2019....itovoyi


Владимир Деркач п.п. 10341 81-86г.г.
 
СаняДата: Пятница, 31 Мая 2019, 07.43.43 | Сообщение # 16
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Стали известны шокирующие подробности гибели экипажа Ил-2, найденного в Приморье



Участники Поискового объединения "АвиаПоиск" Приморского регионального отделения "Поискового движения России" завершили полевые работы на месте катастрофы советского штурмовика Ил-2 из состава 78-го штурмового авиаполка 251-й штурмовой авиадивизии 9-й Воздушной армии, погибшего с экипажем 9 ноября 1944 хода в ходе тренировочного полёта над селом Хороль, - сообщает "Вести: Приморье" со ссылкой на aviapoisk_dfo.

"Обе кабины, где располагались лётчик и стрелок-радист, сильно обгорели. Пожар произошёл ещё в воздухе и, скорее всего, ребята умирали мучительно, не успев выбраться, после чего самолёт перешёл в неуправляемое падение, - рассказывает помощник командира "АвиаПоиска" Олег Балкин - Военные в аварийном акте скрыли факт пожара, указав только на ошибку пилотирования. Это обычная формулировка в расследовании катастроф".

В ходе поисковых работ останки лётчика лейтенанта Болотского Анатолия Кузьмича и стрелка-радиста сержанта Овчинникова Николая Ивановича были собраны вместе с личным оружием и вещами. У лётчика при себе была зажигалка американского производства с портсигаром, а также самодельная кружка из ленд-лизовской банки кофе.

В поисковых мероприятиях приняли участие, в общей сложности, более 50 человек, основная масса которых были зрителями из числа местного населения.

http://vestiprim.ru/news....7245582


Qui quaerit, reperit
 
НазаровДата: Пятница, 31 Мая 2019, 10.34.31 | Сообщение # 17
Группа: Модератор
Сообщений: 27350
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
лейтенанта Болотского Анатолия Кузьмича



https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74033629


КП Калужская область. Том 6
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=406976590


г.Славгород-2,в\ч 69711 1974-76 осень
Николай Викторович
 
СаняДата: Воскресенье, 18 Августа 2019, 18.41.30 | Сообщение # 18
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Павшего подо Ржевом красноармейца из Чечни похоронили на родине



Поисковики нашли в Тверской области останки красноармейца из Чечни, погибшего под Ржевом в 1942 году, и доставили их для захоронения в Чеченскую Республику. Об этом сообщили в чеченском региональном отделении Российского военно-исторического общества.

- Мы завершили поисковые работы на полях сражений в Тверской области, один из опознанных по медальону - чеченец Хамид Хабилаев, при нем были найдены солдатский медальон, патроны, гранаты, винтовка, видно было, что боец погиб в бою. Мы сразу же связались с коллегами - поисковиками из Ингушетии и Чечни, и у нас результат: еще один солдат возвращается домой. Благодаря поддержке председателя регионального отделения РВИО в Чечне Абдула Алаудинова мы смогли лично доставить останки бойца на родную землю, - рассказал командир нижегородского поискового отряда "Курган" Андрей Чеканов.

Останки рядового Хабилаева похоронили в селе Шалажи Урус-Мартановского района Чечни, рядом с родными. По словам родственников красноармейца, он был женат, ушел на фронт в 27 лет и пропал без вести.

– Мы очень рады, что останки дяди привезли на родную землю, для нас большое успокоение, что теперь известна его судьба, и он будет похоронен рядом со своими родными. Мы очень признательны поисковикам, которые его нашли, а также всем, кто принял участие в этом благородном деле, – сказал племянник красноармейца Макшерип Хабилаев.

Председатель регионального отделения РВИО в Чеченской Республике Абдул Алаудинов вручил нижегородским и ингушским поисковикам благодарственные письма за активное участие в поисковых работах и огромный вклад в увековечение памяти рядового Хамида Хабилаева.

- За годы войны на фронт из Чечни было мобилизовано более 50 тысяч человек, из которых чеченцев было свыше 30 тысяч и многие из ушедших на фронт числятся в списках пропавших без вести. Возвращение солдата Хабилаева событие важное не только для родных, но и для всего чеченского народа. И если еще где-то найдутся останки наших земляков, мы сделаем все возможное, чтобы доставить их домой и предать земле, это наш долг, - заявил Абдул Алаудинов.

С начала 2019 года в разных регионах нашей страны и за рубежом Российским военно-историческим обществом было проведено 26 полевых экспедиций. За это время поисковиками обнаружены останки 1391 бойца Красной Армии, установлены имена 110 солдат, родственники 10 из них уже найдены.

https://rvio.histrf.ru/activities/news/item-6545


Qui quaerit, reperit
 
Tatjana4799Дата: Вторник, 05 Ноября 2019, 19.17.44 | Сообщение # 19
Группа: Модератор
Сообщений: 1380
Статус: Отсутствует
ИЛЛАРИОНОВ Александр Васильевич, 1920 гр, летчик, сержант. Ищем родных!
Останки с самолетом подняты в 2019 г. в Ленинградской области.
Поиск родственников результатов не дал.
В Петербурге захоронят останки летчика Великой Отечественной войны

7 ноября в 12:00 Центр патриотического воспитания молодежи | Дзержинец при поддержке администрации Выборгского района Санкт-Петербурга проведет торжественно-траурную церемонию захоронения летчика сержанта Илларионова Александра Васильевича, останки которого были обнаружены в декабре 2018 года поисковым отрядом "Спец-поиск "Крылья Родины".

Имя погибшего установлено по солдатскому медальону (ладанке). Илларионов Александр Васильевич, 1920 г.р., уроженец Ростова-на-Дону. На фронт ушел добровольцем в 1939 году. Погиб в марте 1942 года в бою с немецкими истребителями.

В настоящий момент родственники летчика не найдены.
Благодаря поисковику из г. Керчь Наталье Дзюба удалось установить информацию о членах семьи летчика. Отец: Илларионов Василий Гаврилович, проживавший по адресу: Орджоникидзевский край, г. Черкесск, ул. Кубанская, д. 55; мать: Илларионова Евдокия Алексеевна, умерла в 1945 году, также была сестра: Илларионова Валентина Васильевна, 1927 г.р., после смерти матери выбыла в неизвестном направлении.
В солдатском медальоне сержанта Илларионова помимо записки была обнаружена фотография девушки, на обороте подписано имя: Вера, а также листок с текстом песни на стихи Г. Гридова "Петлицы голубые...".


https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9449247 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51659842 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1152409863
http://podvignaroda.ru/?#id=1560229459&tab=navDetailManAward Медаль «За оборону Ленинграда»

Наталья Юрьевна пишет
Оч. жаль, что родных найти не удалось. Перевернуто все. Мне шли на встречу и помогали в поиске информации все структуры, чиновники самых больших рангов буквально перезванивали мне сами на сотовый.. Казалось, что еще чуть-чуть и потянется ниточка и найдем родных..
Но.. Как в воду канули. Никого. Единственная сестра, о ком мы нашли информацию, выехала в неизвестном направлении.
Господи, где-то ходят по Земле внучатые племянники..
Как же Александру Васильевичу необходимо присутствие родных у гроба, кто-то должен оплакать его, проводив на вечный покой из последнего полета..
Он вернулся..
Родные. отзовитесь!
Сижу, плачу. 2 года на бескрайнем болоте коллеги-поисковики искали Сашу... Нашли, причем, Саша сохранился в таком состоянии, словно смерть его наступила совсем недавно: Он был в комбинезоне, перчатках ..Словно, его последний бой был только вчера..
В ходе поиска родственников, подняла огромный пласт в нескольких регионах.Еще раз подчеркну, что такого отношения к судьбе погибшего, как в Ставрополье, Карачаево- Черкессии и Р-наДону- я не встречала давно.. Словно, это их родной человек, все, как стена, встали и начали помогать. И от этого- еще горше и больнее..
https://ok.ru/profile/319147176091/statuses/70205527946651
 
Tatjana4799Дата: Четверг, 07 Ноября 2019, 20.39.03 | Сообщение # 20
Группа: Модератор
Сообщений: 1380
Статус: Отсутствует
Цитата Tatjana4799 ()
ИЛЛАРИОНОВ Александр Васильевич, 1920 гр, летчик, сержант.




С возвращением из последнего полета !
Вечная и светлая Вам Память!

Но поиск продолжается. Девушка на фото, похоже, в гимнастёрке. Возможно, кажется, но на просматриваемом воротничке вертикальная полоска похожа на конец лычки. Нашли укладчицу парашютов Васильеву Веру, служившую в том же полку и той же дивизии. Будем пробовать связаться с её родными.
 
СаняДата: Суббота, 30 Ноября 2019, 20.08.57 | Сообщение # 21
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Украина передала России останки семи погибших во Второй мировой войне

Украинские поисковики передали российским коллегам останки погибших в годы Второй мировой войны семи военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии, найденные в Харьковской, Полтавской и Винницкой областях, передает корреспондент РИА Новости с места события.
Останки семи военнослужащих РККА были найдены и эксгумированы в 2018-2019 годах Всеукраинской общественной организацией "Союз "Народная память" в ходе поисковых военно-исторических экспедиций.
Торжественная передача останков состоялась утром в субботу на границе Украины и России, на многостороннем автомобильном пункте пропуска "Нехотеевка" в Белгородской области. Останки принимали члены Общероссийского общественного движения "Поисковое движение России".

Председатель Всеукраинской общественной организации "Союз "Народная память" Ярослав Жилкин передал российским поисковикам документы и личные вещи найденных военнослужащих. "Мне выпала честь проводить в последний путь семерых военнослужащих…", — сказал он на церемонии передачи. По его словам, украинским поисковикам предстоит еще много работы.

По словам руководителя белгородского регионального отделения "Поискового движения России" Ивана Андреева, российские и украинские поисковики неоднократно передавали друг другу останки павших в годы войны солдат.

"Это первый раз такое количество останков нам передают. И они найдены в разных регионах Украины. Если раньше к нам выходили на связь местные поисковые организации и говорили, что есть возможность передать останки опознанного солдата, то теперь это на государственном уровне как со стороны России, так и Украины, передает останки их головная поисковая организация "Союз "Народная память", — сказал он РИА Новости.

"Всего наши передали за этот период времени 40 человек на Украину, а также со стороны Украины переданы порядка 160 человек", — сообщил журналистам советник по международному сотрудничеству общероссийского общественного движения по увековечиванию памяти защитников отечества Антон Торгашев.
С помощью экспертиз вкладышей личных опознавательных знаков поисковикам удалось установить имена погибших воинов. Возле села Ивановка-2 Барвенковского района Харьковской области были эксгумированы
красноармеец Воронкин Кирилл Петрович, 1918 года рождения, уроженец Пензенской области,
красноармеец Шишканов Василий Иванович, 1918 года рождения, уроженец Сталинградской области,
красноармеец Шевченко Павел Петрович, 1914 года рождения, уроженец Сталинградской области,
Фомичев Матвей Кузьмич, 1920 года рождения, уроженец Тульской области,
красноармеец Задонский Тимофей Андреевич, вероятно — 1911 года рождения, уроженец Московской области.
Останки красноармейца Истамулова Жабара Истамуловича, 1920 года рождения, уроженца села Хиндой, Веденского района (ныне — Чеченская Республика) обнаружили 11 июля 2019 года в районе села Верховка Барского района Винницкой области.
Останки красноармейца Гладкова Вячеслава Ефимовича, 1902 года рождения, уроженца Астрахани, нашли в ходе поисковых работ 2 декабря 2018 года в районе села Перегоновка Кобыляцкого района Полтавской области.

По данным "Поискового движения России", удалось установить родственников пяти военнослужащих.
После церемонии передачи останки красноармейцев повезли в Московскую область, где в воскресенье, 1 декабря, на Федеральном мемориальном кладбище министерства обороны РФ "Поисковое движение России" передаст их родственникам и представителям своих региональных отделений для захоронения на малой родине.

https://news.rambler.ru/communi....opylink


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Вторник, 28 Января 2020, 07.54.42 | Сообщение # 22
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
СМИ: в Польше нашли сбитый фашистами советский бомбардировщик
Согласно архивным документам, его сбили 19 января 1945 года

Группа польских поисковиков обнаружила в Силезском воеводстве на юго-западе Польши воронку диаметром 12 м, в которой находились обломки американского бомбардировщика B-25 Mitchell, поставлявшегося в годы войны Красной армии. В результате проведенных раскопок с участием профессиональных археологов удалось найти останки трех членов экипажа, сообщает интернет-портал onet.pl.

Из архивных документов и показаний местных жителей известно, что бомбардировщик сбили 19 января 1945 года, когда он совершал полет в районе фашистского концлагеря "Аушвиц-Биркенау" у города Освенцим. Но точное место падения самолета было неизвестно. Предполагается, что всего на борту бомбардировщика могли находиться пять членов экипажа.

"Нам было известно об этом самолете из рассказов очевидцев, мы определили примерное место, где он мог упасть и начали копать, - рассказал руководитель работ Аркадиуш Доминец. - И вскоре нашли обломки бомбардировщика".

Раскопки пришлось приостановить после того, как среди обломков самолета были найдены пулеметные патроны. Поисковики решили вызвать саперов. В настоящее время место находки взято под охрану полицией.

Двухмоторные бомбардировщики B-25 Mitcell среднего радиуса действия производились в США с 1940 года. Их скорость достигала 442 км/ч, эти самолеты могли подниматься на высоту в 7,6 тыс. м и нести 2,8 тонны бомб. В годы Великой Отечественной войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 807 таких машин.

https://tass.ru/obsches....nt=TACC


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Вторник, 28 Января 2020, 08.00.16 | Сообщение # 23
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
В-25 «Митчелл».

В Советском Союзе

До начала Великой Отечественной войны В-25 не вызывал особого интереса в нашей стране. Его считали «середнячком», не выделяющимся какими-либо особыми данными. Гораздо больше внимания уделяли его конкуренту — Мартин В-26 «Мародер».

Когда в сентябре 1941 г. в Москве собрались представители СССР, США и Великобритании, обсуждавшие будущие поставки боевой техники, различные ведомства подготовили свои заключения - что следует просить и в каких количествах. Только Разведывательное управление Генштаба включило в список потенциально интересных самолетов В-25, но также однозначно отдало предпочтение В-26.

Американцы же, наоборот, предложили, в первую очередь, три бомбардировщика: Дуглас А-20, Локхид А-28 и Норт Америкэн В-25. Когда американские, английские и советские дипломаты и генералы совещались в Москве, в Америке уже находилась группа советских летчиков, штурманов и инженеров. Ее возглавлял известный летчик М.М. Громов, перед войной руководивший ЛИИ НКАП.

Первоначально планировалось, что американцы передадут им несколько бомбардировщиков Боинг В-17 «Флайинг Фортресс» («Летающая крепость»), на которых советские экипажи перелетят в Англию. Там собирались подвесить под самолеты бомбы и, сбросив их по дороге на Берлин, вернуться в Москву. Но «крепостей» американцы не дали.

Пришлось заняться изучением того, что союзники могли реально предоставить. Начали с В-25А. Ознакомление с машинами и их оборудованием проходило на авиабазах в Спокане и Паттерсоне. Нашим экипажам дали возможность досконально изучить В-25А, полетать на них и даже провести учебные бои с истребителями Р-43.

Гостей принимал капитан Э. Йорк, владевший русским языком. Американский историк Э. Мак-Доуэлл пишет в своей книге, что «русские летали на В-25, как на истребителях». В результате из крыльев «Митчеллов» повыскакивали заклепки, несколько стрелков повредили ребра, а один Р-43 врезался в землю.

Громов, имевший большой опыт летчика-испытателя, лично опробовал А-28, В-25А и В-26. Самолет «Локхид» отмели сразу, считая, что он ни в какой мере не соответствует требованиям современной войны. В-26 обладал высокими летными данными, но отличался сложностью пилотирования. Наиболее рациональным выбором оказывался В-25. Он, правда, тоже имел свои недостатки. По мнению Громова, экипаж В-25А был нецелесообразно велик для фронтового бомбардировщика. Кроме того, он оценил бронезащиту и вооружение самолета как недостаточные.

16 сентября Громову на авиабазе Боллинг-филд показали усовершенствованный В-25В. Спустя несколько дней из советского посольства сообщили о желании получить три В-26 и два В-25В, но 1 октября решение изменили в пользу пяти В-25В. Заявку приняли, но последовала задержка из-за требования советской стороны поставить на самолетах антиобледенители, что первоначально не оговаривалось.

6 ноября 1941 г. два первых В-25В погрузили на советский пароход «Декабрист», который с одним из конвоев направился к родным берегам. 20 декабря «Декабрист» пришвартовался в мурманском порту. В январе бомбардировщики собрали, но пришлось ждать, пока к одному из «Митчеллов» доставят запасное колесо взамен поврежденного в пути. Лишь 5 марта оба самолета перелетели под Москву.

Ни один самолет из этой пятерки не был использован как боевая машина. Все они служили для учебных целей. Один попал в 11-й запасной полк в Кировабаде, три в 6-ю запасную бригаду в Иванове. Один бомбардировщик впоследствии вновь побывал в США: он стал персональным самолетом И.П. Мазурука, командира 1-й перегоночной авиадивизии, и в сентябре 1942 г. прибыл в Фэрбенкс во главе группы пассажирских ПС-84, доставивших туда советских летчиков-перегонщиков.

В боевые части советских ВВС «Митчеллы» начали поступать лишь после открытия «Персидского коридора» через Иран. Эта трасса считалась более безопасной для поставок техники. Ведомые гражданскими экипажами из компании «Пан Америкэн», самолеты летели из США через Бразилию, Атлантический океан, Африку и Ближний Восток. Первые 72 В-25С прибыли в Иран в марте 1942 г. До конца года в СССР этим путем перегнали 102 В-25, а всего через «Персидский коридор» доставили 118 этих машин.

Первоначально в Советском Союзе самолеты «Норт Америкэн» решили использовать так, как это задумывали американские конструкторы — в качестве дневных фронтовых бомбардировщиков.

В апреле 1942 г. первые три (по другим данным — четыре) В-25С передали 37-му бомбардировочному полку подполковника Катаржина. Эту часть перевели с Дальнего Востока на подмосковный аэродром Монино. Изучать новую технику помогали специалисты НИИ ВВС (которые и перегнали машины из Басры) и Бюро новой техники ЦАГИ. Один самолет для лучшего ознакомления разобрали. В полк перевели некоторых членов группы Громова, изучавших В-25 в США, — летчиков, штурманов, инженеров. В июне 1942 г. один В-25С прошел полную программу государственных испытаний в НИИ ВВС, получив очень хорошие отзывы.

Прибывшие в Монино бомбардировщики подверглись переоборудованию, поскольку у американцев в экипаж входили отдельно бомбардир (в носовой кабине) и отдельно штурман, сидевший за пилотами. У нас обе функции совмещал штурман, и для него в носовую часть переносились все навигационные приборы. Устаревший бомбовый прицел «Вимперис» снимали, заменяя отечественным ОПБ-1. Для повышения боевой живучести ввели систему наддува баков нейтральным газом. Переделкой машин занимались завод № 156 в Москве и рембаза ВВС в Монино.

К концу весны 1942 г. на «Митчеллы» удалось перевооружить уже три полка (37-й, 125-й и 16-й) в составе 222-й дивизии, которая, в свою очередь, вошла в 1-ю армию генерала В.А. Судца. Но на фронт эта армия не попала. Ее соединения по отдельности отправили в разные места. 222-ю дивизию перебросили на Западный фронт. С июля начал воевать 37-й полк, с августа — 16-й, с сентября — 125-й. Бомбардировщики действовали под Вязьмой, Дорогобужем, Ярцево. Было совершено много дневных вылетов одиночными машинами и мелкими группами без прикрытия истребителями. Целями являлись автомобильные и танковые колонны, укрепленные позиции.

Почти сразу же выявился странный дефект — «раскисание» мягких бензобаков самолета. Оказалось, что советский бензин 4Б-78, богатый примесями ароматических углеводородов, быстро разрушает внутренние слои резины. Уже 5 октября приказом главного инженера ВВС В-25 перевели на импортный бензин Б-100. Большая часть этого топлива поступала из США в канистрах, и наземный состав мучался, сливая содержимое этих небольших емкостей в бензозаправщики. Зато разъедание баков прекратилось.

Во фронтовой авиации «Митчеллы» поработали недолго. На малых высотах довольно громоздкий В-25 вел себя инертно и представлял неплохую мишень для немецких зенитчиков. Потери начали расти. В итоге пришли к выводу, что использование В-25 по тактическим целям неэффективно. Кроме того, возникли проблемы, связанные с нехваткой запасных частей. Например, в сентябре довольно значительное число бомбардировщиков простаивало в ожидании получения новых колес.

29 сентября 1942 г. 222-ю дивизию официально передали в Авиацию дальнего действия (АДД). Подобное применение этих самолетов на советско-германском фронте было вполне логичным. Для роли фронтового бомбардировщика у нас гораздо лучше подходили Пе-2 и А-20, а в АДД можно было в полной мере использовать и большой радиус действия В-25, и отличное навигационное радиооборудование, и мощное вооружение, и значительную бомбовую нагрузку.

С целью ознакомления с возможностями самолета экипажи АДД выполнили несколько дальних полетов в тылу (днем и ночью) со сбросом бомб на полигоне. Это убедило в пригодности машины для выполнения поставленных перед нею задач. К моменту передачи 222-й дивизии в АДД там уже имелось небольшое количество В-25. Так, 747-й полк к июню 1942 г. получил четыре таких машины.

«Митчеллы» начали совершать дальние ночные рейды в тыл противника. На 18 ноября в парке 222-й дивизии насчитывалось 68 В-25. Для увеличения дальности в бомбоотсек ставили специально спроектированные подковообразные дополнительные бензобаки. Они применялись при полетах на максимальную дальность. Бомбы при этом размещались на внешней подвеске под крылом (обычно брали две ФАБ-250 по 250 кг). Потом на заводе № 156 освоили производство картонных одноразовых подвесных баков. Для бомбометания ночью на самолетах смонтировали специальные прицелы НКПБ-7.

Осенью 1942 г. при первых же заморозках столкнулись с массовыми отказами агрегатов, приборов, вооружения. Причиной оказалась недостаточная морозостойкость шлангов гидросистемы. Появились разрывы маслорадиаторов. Но с этими проблемами довольно быстро справились. На заводе № 81 спроектировали и изготовили образцы съемных зимних лобовых щитов капотов моторов. Они имели секторные щели, открывавшиеся или закрывавшиеся по мере необходимости. Подобными устройствами оснащались все советские самолеты с двигателями воздушного охлаждения, а также и импортные, в частности, бомбардировщики Дуглас А-20.

С конца 1942 г. большая часть бомбардировщиков поступала из Америки по АЛСИБу — перегоночной трассе с Аляски через Чукотку и Восточную Сибирь на Красноярск. 28 октября на базе Лэдд-филд состоялся тренировочный полет советского экипажа на В-25С, а 3 ноября капитан П.П. Гамов повел первый самолет на запад. Всего в ноябре до Красноярска добрались восемь бомбардировщиков, из них сдали представителям АДД два. Один В-25 разбился на трассе. До конца 1942 г. в Фэрбенксе приняли не больше десятка «Митчеллов», но на следующий год их пошло значительно больше, примерно 10—20 машин в месяц. Пик наблюдался в сентябре 1943 г. — 26 бомбардировщиков перелетели из Фэрбенкса в Красноярск.

Вслед за В-25С стали поступать B-25D. На поздних сериях этой модификации перешли к более рациональной компоновке оборонительного вооружения, избавившись от ненадежной выдвижной башни. Один из B-25D-30 в июне 1944 г. испытывался в НИИ ВВС. С 1944 г. в Советском Союзе появились B-25J, которые начали постепенно сменять В-25С и B-25D.

Количество В-25, направлявшихся в АДД, постоянно возрастало. Если в 1942 г. она получила всего 16 самолетов этого типа, то в 1943 г.— 129, в 1944 г.—210, а к 1 мая 1945 г. в 18-ю воздушную армию, в которую преобразовали АДД, поступило еще 128 машин.

Всего в СССР по программе ленд-лиза было отправлено 870 В-25, из которых до места дошел 861. Некоторое количество машин интернировали после вынужденных посадок на Дальнем Востоке. В 1943—1944 гг. «Митчеллы» поступили на вооружение еще нескольких полков дальней авиации — 337-го, 362-го, 747-го и других. Ими были полностью укомплектованы 4-я, 5-я и 15-я гвардейские дивизии. С августа 1943 г. В-25 стал получать 2-й гвардейский полк полковника И.Ф. Балашова. Ими вооружили 1-ю эскадрилью, которой командовал дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий. К февралю 1944 г. в полку насчитывалось уже 20 В-25, в основном новейшей модификации J. В целом в начале 1944 г. В-25 составляли около 10% авиапарка АДД. К концу того же года все корпуса АДД, кроме 2-го гвардейского, имели В-25, а в 4-м гвардейском корпусе он являлся основным типом. К 1 января 1945 г. 18-я воздушная армия имела 320 «Митчеллов», которые составляли примерно пятую часть всей ее техники.

В составе АДД американские бомбардировщики применялись, как правило, в темное время суток, нанося удары по железнодорожным узлам, аэродромам, узлам сопротивления немцев. В ночь на 30 декабря 1942 г. один из полков 222-й дивизии отбомбился по эшелонам в Витебске. Пожар продолжался более трех суток. Было уничтожено 24 паровоза и до 500 вагонов. Аналогичные налеты проводились на железнодорожные узлы Орши, Брянска, Великих Лук, Бреста и другие. В июне 1943 г. В-25 разбомбили немецкий аэродром в Сеиде. Когда наши войска освободили этот район, все поле было завалено обломками самолетов. В сентябре «Митчеллы» участвовали в подавлении вражеских дальнобойных батарей под Ленинградом. Всю вторую половину войны они совершали дальние рейды на Варшаву, Бреслау, Кенигсберг, Тильзит, Берлин, действовали под Брянском, Рославлем, Смоленском, Гомелем, Севастополем. В 1944 г. 222-я дивизия разрушила железнодорожный узел Дебрецен в Венгрии.

Более скоростные и маневренные, лучше вооруженные, чем Ил-4, В-25 часто использовались для обеспечения удара основной массы бомбардировщиков: поиска и обозначения целей, для подсветки, подавления наземных средств ПВО и блокировки аэродромов ночных истребителей. Так, например, действовал в 1944 г. в Венгрии 251-й гвардейский полк, обеспечивавший функционирование остальных полков 15-й гвардейской дивизии. При организации массированных налетов обычно выделялись пары, звенья, отдельные экипажи для блокирования близлежащих аэродромов. По несколько часов они кружились над летным полем, время от времени сбрасывая одиночные бомбы или их небольшие серии. Кроме того, B-25J с усиленным передним стрелковым вооружением с пологого пикирования обстреливали стоянки самолетов и ангары. Во 2-м гвардейском полку B-25J с дополнительными пулеметами использовали для ночных штурмовых ударов по аэродромам противника.

Как и другие самолеты АДД, «Митчеллы» временами применялись в качестве транспортных машин. Он имел емкий фюзеляж, в который при перебазировании можно было загрузить до 20 человек — техников и оружейников. В-25 мог доставить до 1 т груза на расстояние 2240 км.

Впервые в крупных масштабах эти бомбардировщики были привлечены для переброски грузов в феврале 1944 г. С Украины они перевозили оружие, медикаменты, продовольствие для Народно-освободительной армии Югославии. В бомбоотсеках устанавливали дополнительные бензобаки, а груз размещали в кабине. Каждый самолет брал до 12 парашютных мешков ПДММ весом по 100 кг, которые сбрасывались через люки. Позже часть груза размещалась в бомбоотсеке. Сперва полеты в Югославию осуществляла специальная группа 15-й гвардейской дивизии под командованием майора А.П. Дудника. Первый вылет состоялся 19 февраля; из шести экипажей только один дотянул обратно до своего аэродрома, остальные сели на запасных, ближе к фронту. В феврале группа совершила 39 самолето-вылетов, перебросив 15 т грузов. С 3 мая на перевозки переключилась практически вся дивизия — 44 экипажа. Эти полеты продолжались до освобождения Югославии. В одном из них летчик А. Каракозов над побережьем Черного моря атаковал и сбил немецкий бомбардировщик, а затем повредил второй.

Летом 1944 г. «Митчеллы» участвовали в «воздушном мосте» в Словакию. Для бойцов Словацкого национального восстания доставлялись противотанковые ружья, пулеметы, автоматы, винтовки, взрывчатка и боеприпасы. Ли-2 и С-47 садились на аэродроме Три Дуба, а В-25 4-й гвардейской дивизии (бывшей 222-й) сбрасывали грузы на парашютах. Летали они из Калиновки под Винницей.

В-25 применялся у нас и как дальний разведчик. Впервые его в этом качестве опробовали в 747-м полку в июне 1942 г., а позже их начали поставлять в специальные полки дальней разведки. Первые три самолета этого типа поступили в 4-й и 40-й полки в ноябре 1942 г. Впоследствии по нескольку машин такого типа имели различные разведывательные полки и эскадрильи ВВС и морской авиации. Сочетание мощного оборонительного вооружения и прекрасного приборного оборудования «Митчелла» позволяло выполнять полеты и днем, и ночью. Использовались для ведения разведки и В-25 из частей АДД. В апреле 1943 г. Герой Советского Союза В. Драгомирецкий из 14-го гвардейского полка ночью, с применением осветительных бомб, снял мост через Десну, а в мае таким же способом — железнодорожный узел в Орле.

Вполне естественно, что эти самолеты имелись и в учебных частях, таких как учебный полк Военно-воздушной академии и 1-я высшая офицерская школа ночных экипажей АДД.

Один из «Митчеллов» попал в СССР в апреле 1942 г. не совсем обычным путем. Это была машина того самого капитана Йорка, который когда-то радушно принимал в своей эскадрилье советских летчиков. Он участвовал в знаменитом рейде Дулиттла на Токио. Йорк не полетел в Китай, а сел под Владивостоком. Самолет изучался летчиками ВВС Тихоокеанского флота и облетывался ими. Из Унашей, где он приземлился, его перегнали на аэродром Семеновка, а затем, по приказу командования — в Москву, в 65-й авиаполк особого назначения.

Осенью 1943 г. по АЛСИБу из США прибыло несколько самолетов типа B-25G. Поскольку все «Митчеллы» тогда концентрировались в АДД, то и эти машины передали туда же. Два первых B-25G попали в 15-й гвардейский полк. Первым на самолете этого типа поднялся в воздух подполковник В.А. Гордиловский. Войсковые испытания проводил экипаж А.В. Дудакова. Он сделал три дневных вылета на полигон, а затем провел ночные стрельбы (цель обозначалась кострами). Оказалось, что в темноте пушечный выстрел ослепляет летчика.

Один из двух самолетов (с тем же экипажем Дудакова) применялся на фронте. В первом же боевом вылете 9 октября им были уничтожены два железнодорожных эшелона на перегоне Мозырь — Гомель. Стреляли из пушки, неподвижных носовых пулеметов и развернутой вперед башни. Всего Дудаков сделал три боевых полета на B-25G, включая штурмовку аэродрома.

Однако по результатам испытаний B-25G сочли для АДД непригодным. Решили, что отсутствие носовой штурманской кабины неудобно, перезарядка пушки слишком длительна и опасна (на испытаниях ранило затвором заместителя главного инженера корпуса), сдвиг центровки самолета вперед ухудшил управляемость.

Поступившие самолеты передали авиации флота. Все они попали в разведывательные полки. Два штурмовика из 15-го гвардейского полка перешли в 118-й разведывательный полк ВВС Северного флота. Из крупнокалиберной пушки в боевой обстановке, похоже, морские летчики стреляли всего один раз: экипаж майора Наконечного из 118-го полка 25 апреля 1945 г. атаковал немецкую подводную лодку, сделав несколько выстрелов из пушки и сбросив глубинные бомбы. На поверхности появились обломки и масляное пятно. Субмарина, по советским данным, считается поврежденной, экипаж получил ордена и медали. Немцы потерю лодки не признают.

Еще два B-25G позже вошли в состав 15-го разведывательного полка на Балтике. Их первые боевые вылеты относятся к ноябрю 1944 г.

На Тихом океане В-25 появились в конце 1944 г. Один самолет числился за 14-м смешанным авиаотрядом, базировавшимся на аэродроме Вторая речка, другой — за управлением 2-й минно-торпедной дивизии. Машина из 14-го отряда затем перешла в 50-й разведывательный полк, на ней летал командир полка майор И.В. Сидин. Всего военно-морской флот официально получил восемь В-25.

Американские бомбардировщики успешно провоевали у нас до самого окончания боевых действий. На 1 мая 1945 г. в составе советских ВВС имелось 552 таких самолета, в том числе 398 — на фронте. Еще 98 машин базировались во внутренних военных округах, а 56 находились в пути к месту назначения. Общие потери В-25 в нашей стране за годы войны составили 201 бомбардировщик.

«Митчеллы» приняли участие в последних боевых операциях советских войск против Германии, в частности, во взятии Берлина. 16 апреля 1945 г. подполковник Гордиловский, командир 250-го полка, сбросив связку разноцветных осветительных бомб, подал сигнал к штурму Зееловских высот под Берлином.

9 мая 1945 г. В-25 участвовали в праздничной иллюминации Москвы, расцвечивая небо ракетами. Столица праздновала победу.

В августе 1945 г. эти машины применялись в боевых действиях против Японии. На Курилах использовались и несколько самолетов, полученных неофициальным путем. Они были интернированы в 1943—1945 гг. Первые четыре из них сели на аэродроме Елизово под Петропавловском после налета американской авиации на о. Парамушир 11 сентября 1943 г. Эти машины принадлежали 77-й бомбардировочной эскадрилье ВВС армии США. Еще один бомбардировщик добавился, через год, 17 сентября 1944 г. Всего на Камчатке приземлились 12 В-25. Последний из них, B-25J Р. Уолбринка, сильно поврежденный японскими зенитчиками, сел на «брюхо» 10 июня 1945 г. Несколько самолетов удалось отремонтировать и поставить в строй 128-й смешанной дивизии. На 27 августа в ней насчитывалось пять В-25, из них четыре в 903-м бомбардировочном полку. Все они были разных модификаций — С, D, G, и J. Их использовали как учебные, для подготовки

экипажей к переходу на американские бомбардировщики А-20, а также для различных вспомогательных целей.

С окончанием войны и прекращением сроков действия программы ленд-лиза Советский Союз обязан был сдать самолеты обратно американцам. Обычно эта процедура сводилась к уничтожению техники под контролем американских представителей. В 1945—1947 гг. часть машин действительно была уничтожена под надзором инспекторов из США. В частности, такие работы велись под Винницей. Бомбардировщики давили тракторами. Но эта участь постигла далеко не все «Митчеллы».

Перевооружение советской дальней авиации на В-25 продолжалось и после войны. Например, к 1946 г. ими полностью оснастили 330-й полк в Бобруйске. Американские самолеты сохранялись там до перехода на Ту-4 в 1949 г. Более того, в первые послевоенные годы В-25 считался основным самолетом дальней авиации. Самый массовый в АДД самолет Ли-2 представлял собой эрзац-бомбардировщик, вынужденно переделанный из пассажирского лайнера. После войны они вернулись к перевозкам людей и грузов или были переведены в военно-транспортную авиацию. Четырехмоторных Пе-8 осталось очень немного. Производство устаревших Ил-4 прекратили, поскольку они уже совсем не соответствовали требуемому уровню. Оставались В-25, которые должны были нести свою ношу до поступления достаточного количества Ту-4.

Уже после войны в СССР освоили электрический автопилот С-1, связанный с высокоточным прицелом Норден М-9, устанавливавшимся на B-25J. Кстати, в конце 1945 г. попытались заменить М-9 на еще более совершенные немецкие «Летфе-7». Около тысячи таких прицелов захватили на складах фирмы «Карл Цейсе». Приспособить «Летфе» к установке на В-25 помогали специалисты из Германии. Но немецкие прицелы и американские автопилоты оказались несовместимы — в системе возникали колебания, сбивавшие бомбардировщик с боевого курса.

14-я дивизия под Полтавой эксплуатировала В-25 до 1950 г. А вот смешанный корпус на Камчатке менял их на реактивные Ил-28 в 1953 г. В некоторых случаях «Митчелл» использовали как переходную машину при освоении Ту-4. Из-за нехватки запчастей, в первую очередь к двигателям, боеспособность американской техники постоянно падала. Это вынудило вновь вернуть в некоторые полки старые Ил-4.

Небольшое количество самолетов использовалось в гражданской авиации. Они начали поступать туда с 1943 г., когда ГВФ получил два В-25. Годом позже к ним добавились еще девять, но ненадолго — часть пришлось сдать АДД. Сперва их применяли как самолеты-лидеры при перегонке истребителей по АПСИБу, а также для обучения летчиков-перегонщиков. В начале 1945 г. «Митчеллы» решили передать в 3-ю дивизию связи, базировавшуюся на подмосковном аэродроме Мячково. Ее основной задачей была перевозка курьеров и документации к фронту и обратно. В феврале инженеры дивизии разработали проект переделки В-25 в связной самолет. В марте в Мячково прибыли две машины, причем обе — модификации G. В том же месяце первая из них подверглась доработке. Позднее она прошла испытания в НИИ ГВФ; летал на ней Б. Остапчук. С апреля началась их постоянная эксплуатация. В июне к двум имевшимся ранее самолетам добавился третий.

Руководство ГВФ рассчитывало на довольно широкое применение «Митчеллов» в гражданской авиации после войны. По мнению специалистов из НИИ ГВФ, экономические показатели разоруженных В-25 приближались к С-47 и Ли-2. Их заключение гласило: «Самолет В-25 является наиболее рентабельным из военных самолетов. Может быть использован в ГВФ в качестве грузового и грузе—пассажирского экспресса на основных магистралях».

Были разработаны два варианта переделки: грузовой и грузопассажирский. Первый перевозил 2700 кг груза, второй — 1400 кг плюс пять—восемь пассажиров. Людей собирались разместить в кабине за бомбоотсеком. С самолета хотели снять все вооружение, внутренние перегородки, заделать бомболюк, перенести в другое место радиостанцию. Загрузочные люки планировали прорезать в носовой части снизу и под крылом. Пассажирский вариант должен был еще получить кресла и окна в бортах. Но комфорт для пассажиров при этом практически отсутствовал.

Руководивший тогда ГВФ маршал авиации Ф.А. Астахов обратился к штабу ВВС с просьбой передать излишние В-25 в его ведомство. Однако получил отказ. Для того, чтобы «демобилизовать» нужное количество бомбардировщиков, потребовалось бы расформировать одну из дивизий Дальней авиации. Командование ВВС на это не пошло.

Самолеты из 3-й дивизии связи перешли к Якутскому управлению ГВФ и летали там до ноября 1948 г.

Некоторое количество В-25 после войны использовала так называемая ведомственная авиация. Среди владельцев «Митчеллов» числились Полярная авиация ГУСМП, Главное управление гидрометеослужбы (ГУГМС), Главное управление геодезии и картографии (ГУГК), министерства авиационной промышленности, геологии и рыбной промышленности, «Даль-строй» МВД — «царство» лагерей на Дальнем Востоке и Главное управление лагерей горно-металлургической промышленности МВД.

Полярная авиация получила первый В-25 (с бортовым номером Н-366) еще в 1944 г. Но большого успеха у полярных летчиков он не имел, и в январе 1945 г. его передали «Дальстрою». Позже ГУСМП получило от ГУЛГМП еще один самолет. В январе 1947 г. он совершил вынужденную посадку на «брюхо». Полярники его отремонтировали, прежнее обозначение Х-717 заменили на Н-445. Самолет использовался Московским отрядом, базировавшимся на аэродроме Захарково (на территории нынешнего г. Химки). Этот В-25 списали в первой половине 1950 г.

Гидрометеослужба эксплуатировала бывшие бомбардировщики в качестве разведчиков погоды и льдов — здесь пригодилась их большая дальность полета. Пик численности парка пришелся на июнь 1947 г. — восемь самолетов. Далее их количество постепенно снижалось за счет износа и аварий. Так, 6 сентября 1947 г. при перегонке самолета М-345 с аэродрома Набережная в Ленинград сразу после взлета возник пожар левого мотора. Самолет упал на жилой дом и сгорел. Из экипажа остался в живых только радист. Одна пассажирка погибла, другие получили ранения. В доме погиб маленький мальчик и была ранена его мать.

Самолеты, принадлежавшие МВД, являлись просто грузовыми. Один был у «Дальстроя» и два у ГУЛГМП (в отряде, обслуживавшем Норильский комбинат). В качестве грузовых служили и машины министерства авиапромышленности. В сентябре 1947 г. одна из них (И-850) во время рейса в Казань совершила из-за пожара вынужденную посадку во Внукове и врезалась в Ил-12. Весь экипаж и пассажиры В-25 погибли.

Самолеты авиаотрядов министерства геологии (они входили в трест «Аэрогеология») в основном осуществляли фотосъемку районов работ геологических партий. Их было немного, на 1 января 1950 г. за этим ведомством числились всего три машины. Министерство рыбной промышленности восточных районов в июле—сентябре пыталось использовать В-25 для поиска скоплений рыбы в Тихом океане, но неудачно - решили, что скорость машины слишком велика. Кроме одного самолета, находившегося в распоряжении Главсахалинрыбпрома, еще два В-25 базировались в Москве. В ноябре 1948 г. московский авиаотряд ликвидировали. Один самолет списали, а второй передали...гаражу министерства «без права вмешательства в оперативно-техническую работу...». Этот самолет являлся персональным «лимузином» министра и имел обитый бархатом салон-люкс на четыре-пять мест.

Аналогичные переделки выполнялись как в гражданской, так и в военной авиации. Подобные машины имелись в 65-м полку ВВС ВМФ. Среди них были два разоруженных B-25G и салонный «лимузин» на базе B-25J. В 1947 г. один B-25G переоборудовали в Ленинграде в специальный штабной самолет для командующего ВВС ВМФ.

Часть машин приспособили для различных экспериментов. Один бомбардировщик переделали в летающий стенд для испытания реактивных двигателей. Третий двигатель у него стоял на пилоне над фюзеляжем. В частности, на этой машине испытывали ТРД РД-10Ф. В 1947—1948 гг. на B-25J (без вооружения) опробовались отечественные взлетные ускорители «93-I» (пороховые) и СУ-1500 (с ЖРД). В 1948 г. в ЛИИ испытывали отделяемую кабину экспериментального ракетного самолета «346», В 1947—1948 гг. два B-25G участвовали в программе отработки планирующей торпеды «Щука» в Евпатории. Один самолет возил макет торпеды, а на втором опробовали систему наведения; в емком фюзеляже разместили инженера-оператора с аппаратурой. В ОКБ-115 в 1949 г. разработали систему «Бурлак». С ее помощью предполагалось увеличить радиус действия реактивных истребителей, который поначалу был очень небольшим. Бомбардировщик стыковался с истребителем в воздухе и далее тянул его на буксире. Сперва экспериментировали с Ту-2 и Як-23, а затем приспособили В-25 и Як-25 (первую машину под этим обозначением, с одним двигателем). Бомбардировщик лебедкой БЛК-1 выпускал на тросе воронку. Истребитель нес в носовой части «гарпун» с шарниром, которым должен был попасть в воронку.

Испытания «Бурлака» проводились в ЛИИ в июне 1949 — марте 1950 г. На Як-25 летал С.Н. Анохин, на В-25 — пилот Торощенко. Удачно провели семь сцепок. Испытания продолжили в июле. Теперь В-25 пилотировал В.Ф. Хапов. На втором этапе выполняли ночные сцепки, для чего на бомбардировщик поставили сигнальную красную фару, а на воронке закрепили светоотражатели. Истребитель подсвечивал себе посадочной фарой, которую специально развернули немного вверх. «Митчелл» тащил истребитель на скорости 320— 330 км/ч и мог позволить себе только плавные эволюции. Работы по системе «Бурлак» велись до 1956 г., но в качестве буксировщика уже использовали Ту-4, а тянули МиГ-15.

Из всех поставленных в СССР В-25 в настоящее время сохранился всего один. Эта машина не воевала, а совершила вынужденную посадку на трассе АЛСИБа и много лет пролежала в тайге. Ее восстановили на Новосибирском авиационном заводе и передали в музей в Монино. Там самолет экспонируется по сей день на открытой площадке.



http://www.airpages.ru/us/b25bp.shtml


Qui quaerit, reperit
 
Авиация СГВ » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ТЕМЫ О ВОЙНЕ » Поисковики их нашли!
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


SGVAVIA © 2008-2020
Хостинг от uCoz
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика