Авиация СГВ
Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Правила форума Поиск Лента RSS

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: galina, Назаров, Валентин  
Авиация СГВ » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ТЕМЫ О ВОЙНЕ » Федин А.Д., Шепель Н.В. - Пе-2 123 гв.бап (Погибли 18.03.1945 г. в Восточной Пруссии)
Федин А.Д., Шепель Н.В. - Пе-2 123 гв.бап
polubedov_gДата: Суббота, 12 Октября 2019, 23.26.54 | Сообщение # 1
Группа: Эксперт
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Одна за другой пошли публикации о поднятии поисковиками калининградского отряда «Совесть», которым руководит Руслан Хисамов, бомбардировщика Пе-2 из 123-го гв. бап 3 гв. бад 3 ВА, сбитого немецкими истребителями 18 марта 1945 году в районе г. Ладушкин (бывший Людвигсорт) примерно в 20 км ЮЗ г. Калининграда. Пилот гв. младший лейтенант Архипов Иван Павлович, 1922 г.р., раненный, выпрыгнул с парашютом, а штурман гв. младший лейтенант Федин Александр Демьянович, 1920 г.р., и воздушный стрелок-радист гв. сержант Шепель Николай Васильевич, 1918 г.р., погибли в самолете, их останки тоже подняты.

Газета «Комсомольская правда – Калининград» от 7.09.2019 г.:
https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/27026.7/4089489/
«… После того, как стали известны фамилии членов экипажа, к делу подключился консультант поискового отряда «Совесть» Геннадий Полубедов. Геннадий оперативно нашел родственников стрелка-радиста Николая Шепеля, которые сегодня живут на Украине и в Калининграде. Контактом племянника героя, калининградца Василия Васильевича Пискового, Полубедов поделился с «Комсомолкой»…»
«… Сегодня поисковые работы на месте падения самолета И. Архипова продолжаются. Также продолжается и поиск родственников третьего члена экипажа – уроженца Куйбышева (Самары – Ред.) гвардии младшего лейтенанта Александра Демьяновича Федина.

Электронная газета «Новый Калининград» от 10 сентября (позавчера):
https://www.newkaliningrad.ru/news....kh.html
…«Отряду «Совесть» удалось отыскать родственников погибших штурмана и стрелка — некоторые из них живут в Калининградской области. Поиском родственников занимался член отряда Геннадий Полубедов, … …На этот раз поисковик сначала вышел на родных Николая Шепеля, которые проживают на Украине. Те рассказали, что какие-то дальние родственники летчика живут в Калининграде…»
«… Позже поисковикам удалось разыскать еще и родственников штурмана Александра Федина, которые проживают в Курской области. «Буквально вчера, 9 октября, с ними удалось связаться. Мы надеемся, что они в семейном архиве найдут фотографии, и тогда мы будем иметь и фото второго погибшего летчика», — сообщил Хисамов.
Судьбу третьего члена экипажа — пилота Ивана Архипова — поисковики сейчас пытаются выяснить. «Он остался жив после войны, и мы пытаемся проследить, какая у него была дальнейшая судьба. Если получится, то, может, найдем и его родных. Им, наверное, тоже было бы интересно узнать, что нашли самолет, на котором он летал», — отметил Хисамов.
По словам поисковика, родственники летчиков уже изъявили желание присутствовать при перезахоронении останков, которое планируют произвести на братской могиле в Ладушкине…».

Как видно из текстов, не такие уж и дальние у Н.Шепеля нашлись родственники. Нашлись еще в декабре. Родной племянник Василий Васильевич Писковый. И дочь родной племянницы Галина Васильевна Миршук. Это просто везение для поисковиков: будет кому от родни присутствовать на мероприятии по захоронению летчика. У самого Николая Шепеля жены и детей не было.
Фотографии Н.В. Шепеля и его почтовая карточка, адресованная на родину брату Виктору:








Страницы Федина и Шепеля в электронной книге памяти Калининградской области, созданной Д.Востриковым с небольшой группой энтузиастов (А.Федоров, В.Савчук, А.Иванов):
http://www.kpko.ru/warrior.php?wid=128063
http://www.kpko.ru/warrior.php?wid=128068

Поиск родных гв. сержанта Шепеля изначально не обещал сложностей. Но … Украина. Я так и не узнал имени человека, который мне там помог. Он не представился, отвечал инкогнито с е.мейла организации, в которую, наряду с другими, я отправил письмо с соответствующей просьбой.
Такое бывает. Три года назад такой же инкогнито помогал мне (хотя и безрезультатно) искать в г. Путивле родственников погибшего красноармейца Ивана Жулидова из этой темы
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=67231.0 ,
опросил жителей немалой части длинной улицы, где когда-то жила мать красноармейца, организовал объявление о поиске в местной газете (с нейтральным, с точки зрения происхождения, – моим – текстом):


Но и по-другому бывает.
Когда искал родственников погибших летчиков штурмовика Ил-2 Гальченко и Чубинидзе, которых, как Федина и Шепеля в Ладушкине, еще предстоит захоронить в близлежащем поселке Пятидорожном, готов уже был однажды махнуть рукой и оставить это дело. Киевские поисковики, на которых вывел ставропольский координатор Поискового Движения России, заявили, что у них теперь не «та», а другая война – с Россией. Не находилось желающих помочь и в соцсетях, хотя мое обращение читало большое число людей именно на родине Гальченко – в городе Борисполе. Но когда обратился в редакцию одной из их городских газет с предложением выяснить по известному адресу периода войны что смогут, но сообщить мне, не называя себя, вдруг встретился с поразительной смелостью сотрудников. Корреспондент Наталья при поддержке своих коллег на одном дыхании раскрутила весь поиск, даже съездила в Киев, где побывала не в одном адресе, и преподнесла мне в готовом виде всю семейную историю летчика, действительный (в другом конце города, а не тот, что в именном списке потерь) адрес его довоенного проживания, фотографию и еще данные о наличии у него перед войной жены и сына в Сталинграде, которых бориспольские родственники давно отвергли. Еще и замечательную статью на весь разворот газеты создала (кстати говоря, мой перевод этой статьи с украинского на русский признала очень точным).
Но подробнее об этом мне еще предстоит написать в отдельной теме - о поиске родственников Гальченко и Чубинидзе, которых нашли вместе с их Ил-2. И еще здесь на форуме должны появиться аналогичные темы об экипаже еще одного поднятого отрядом Руслана в том же небольшом районе боевых действий на подступах к Бальге штурмовика с останками погибших летчиков Мандрыгина и Демина. И то же – еще одного Ил-2, летчиков Щеглова и Моисеева, самолет которых пока не обнаружен (а может и обнаружен, но результаты разведки еще не дают оснований считать, что их это машина).
Родственников всех их удалось найти. Даже у Демина, у которого в именном списке «родственников нет», смог проследить родственную линию до последнего, прервавшегося в 80-х гг., поколения, а по линии матери, которая разошлась с его отцом еще в 20-х, наверное это не станет возможным, т.к. речь пошла бы об Одессе, т.е. … об Украине. Даже в Грузии, где полезная для поиска информация "прячется" в основном на грузиноязычных сайтах, найти родных стрелка-радиста Шота Чубинидзе оказалось легче, чем у пилота Гальченко на Украине.
Так что в случае с поиском родных Николая Шепеля для меня обошлось легко и удачно.

Действительно, лишь три дня назад, 9 октября, мне удалось выяснить адрес, в тот же день и телефон, и сразу поговорить с родной сестрой штурмана самолета Пе-2 гв. мл. лейтенанта А.Д. Федина. Поиск его родных начал в июле, когда получил от Руслана и его соратника Дмитрия Чёрного первое сообщение о находках, указывающих, что среди обломков самолета останки не одного, а двоих членов экипажа (значит - Федина, потому что пилот Архипов выпрыгнул с парашютом, попал в госпиталь, который сообщил о нем в авиаполк, а потом он вернулся в свою часть).
Из журнала боевых действий частей 3 гв. бад за март 1945 года:
https://pamyat-naroda.ru/documen....age%5C2











В райцентре селе Сергиевск Самарской (прежде Куйбышевской) области изучили старые похозяйственные книги, опросили старожилов. Семья Фединых в Сергиевске жила (как и указано в именном списке безвозвратных потерь 3 гв. бад) по улице Л. Толстого в районе нынешних домов №№ 17 – 21. Родители летчика – Федины Демьян Иванович, 1901 г.р. (глава семьи), и Анастасия Трофимовна. 1904 г.р. Сёстры Клавдия,1926 г.р., Надежда, 1933 г.р., и Валентина, 1942 г.р. Мать главы семьи Семичева Анна Петровна, 1881 г.р. Внучка Баркова Елена Львовна, 1948 г.р.
Далее выяснилось, что Надежда, обучаясь в техникуме гидромелиорации, в 1951 году вышла замуж за сокурсника Разумова Петра Ильича и сменила фамилию, а Валентина в 1960 году также сменила ее, выйдя замуж за Грибанова Юрия Ивановича. Семья разъехалась в 60-х гг. Родители выбыли с Валентиной в г. Чапаевск, Надежда – в Куйбышев. Других сведений не получено.

Сначала нашел в Чапаевске Грибанову Валентину Демьяновну, а она дала мне номер телефона племянницы (дочери сестры Клавдии) Булгаковой (в девичестве Барковой) Елены Львовны, которой позвонил в тот же день. Живет она в одном поселке возле города Курска.
Елена Львовна сразу же решила, что поедет в Калининград на захоронение. Возможно, с нею поедет еще кто-то из родни. Она сейчас собирается к тете Валентине и другим родственникам в Самарскую область, там всё обсудят. Ни у кого из родни нет фотографий Александра или документов, выданных на его имя – об учебе и др. Не знают, сколько классов школы он окончил, работал ли где-то до войны, когда был призван в армию, где учился на штурмана. Родители летчика умерли в Чапаевске, отец в 1972 г., мать в 1978 г.
У Елены (дочери Клавдии) есть брат Юрий, 1951 г.р., который живет в Тольятти. У сестры летчика Надежды - дочь Людмила, возраст около 67 – 68 лет, живет в Екатеринбурге, и дочь Лариса, 54 – 56 лет, она в Самаре. У Валентины в Чапаевске живет дочь Ирина, возраст ок. 60 лет.
Немалая родня у летчика-штурмана Федина!

Фото Федина нет. Но у Елены Львовны хранится небольшой по объему (карманный, ок. 8х10х5 см) немецко-русский словарь на 15000 слов, принадлежавший Александру Демьяновичу. Год его издания 1942-й. Подписан в печать 8.08.1942 г., т.е. поступил в продажу не ранее осени того года.
Когда-то мама взяла его у своих родителей на память о брате. А выдали его деду Демьяну Ивановичу в военкомате Сергиевска вместе с извещением и каким-то личными вещами Александра, которые прислали из его части. Видимо, утраченное впоследствии извещение было о гибели, однако содержания его Елена, конечно, не знает. Помнит из разговоров с матерью Клавдией Демьяновной, что Александр не раз присылал домой продуктовые посылки (выделял из своего продпайка) и что последнее письмо от него было еще в 1943 году. Поэтому Елена считала, что и извещение было в 1943 году, и дядя погиб где-нибудь на Смоленщине или в соседних областях России. Но не уточняла это у матери, которая жила с нею до своей смерти в 2015 году. И теперешнее известие (и документы) о гибели дяди 18 марта 1945 года очень удивили племянницу.
Таким образом, словарь не проясняет вопрос о времени призыва Александра в армию, а военкомат Сергиевского района (заодно и еще трех районов области) не смог найти в своих делах данных о его призыве и извещение из части.

Примеч. Г.П.: 123 гв. бап создан из 261 бап 3 сентября 1943 г. В Действующей армии с 3.09.1943 г. до окончания войны (исключая период с 11.09 по 22.10.1944 г.). Весь этот период входил в состав 3 гв. бад. До апреля 1944 г. в составе 1-й воздушной армии Западного фронта, с 24 апреля преобразованного в 3-й Белорусский фронт. В сентябре – октябре в резерве ВГК. Затем полк и дивизия в составе 1-го Прибалтийского фронта. С 24.02 по 3.04.1945 г. в составе 3-й возд. армии Земландской группы войск 3-го Белорусского фронта. Далее по 7.05.1945 г. – в 3 ВА 3 БФр.

В вышеприведенных публикациях много фотографий. Добавлю еще несколько – с поисковиками отряда «Совесть», которые начали работу по подъему еще осенью прошлого года, а со снегопадами, когда раскоп залило водой, приостановили ее почти до середины этого лета - когда просохло, хотя на дне еще была грязь.

Но еще новость: это сегодняшний (от 12.10.2019 г.) репортаж по ТВ-каналу «Звезда» на ту же тему:
https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/2019101239-JdzaE.html











Сообщение отредактировал polubedov_g - Вторник, 15 Октября 2019, 13.18.41
 
zimmerbudeДата: Воскресенье, 13 Октября 2019, 17.54.30 | Сообщение # 2
Группа: Поиск
Сообщений: 110
Статус: Отсутствует
Спасибо за статью, Геннадий Владимирович, и Вашу работу по поиску родственников павших воинов. Как всегда замечательный авторский материал...

С уважением, Андрей
Prussia39.ru
 
polubedov_gДата: Понедельник, 14 Октября 2019, 21.14.45 | Сообщение # 3
Группа: Эксперт
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Интересуясь личностью пилота Архипова, вынашивал ту мысль, что, может быть, удастся найти и его родственников, которые (опять-таки - может быть) пожелают приехать на будущее захоронение погибших Федина и Шепеля. Ведь, как сообщал Р.Хисамов, родственница одного из летчиков, найденного отрядом позапрошлой осенью и уже захороненного 8.05.2018 г. на мемориале в п. Пятидорожном, просила сообщить о дате этого захоронения, а также – двух других поднятых экипажей самолетов, чтобы присутствовать на них и заодно еще раз побывать на могиле своего родственника. Речь о пилоте Тарасове и стрелке-радисте Дмитриенко, поднятых отрядом Руслана, а мне довелось найти родных обоих. На этот счет в феврале прошлого года сделал на одном форуме такую тему:
«П.Н. Тарасов и В.С. Дмитриенко: героический экипаж Ил-2 из 136 гв. шап», она при поиске в Сети легко находится.
То, что сейчас нашли Вы, мне в Сети не попалось. И немудрено: где ж его, просто Архипова, без имени-отчества искать, не в Подвиге же, где Архиповых вон сколько! А на сайте родственницы привязки к его принадлежности к 123 гв. бап нет.

Оставим пока содержание изложенного на сайте «Бессмертный полк». Там есть непонятности, но родственники в этом не виноваты. Особенно поразительно, конечно, что Федин забрасывал насевшие немецкие истребители гранатами прямо в полете. Может быть, другой вид боеприпасов имелся в виду? Вы даете контакт, видимо, племянницы Архипова, я с нею обязательно свяжусь. Но слухами земля стала пользоваться почти молниеносно, и с его родственниками уже связываются и поисковики и журналисты. Это хорошо! Вам большое спасибо!
Пока дополню одно: раскопками я постоянно интересовался, ребята присылали мне фотографии с места обнаружения бомбардировщика, сотни две будет. И насчет Федина, о котором разночтения были уже в ЖБД (дивизии, полка), и поисковики, и я сам (находясь далеко от них) поначалу имели некоторые сомнения. Но удачное продолжение приостановленного поздней осенью поиска в этом июле снимает их: два человека, а не один, упали со сбитым самолетом. О том говорят хронология находок на точке падения, точки обнаружения разных предметов, наличие элементов двух парашютных систем, состав и различное состояние костных останков. Вот одна из фотографий находок, которую мне прислали:

Желтым обведены полный комплект основных пряжек и замков одного парашюта, почти полный их комплект – второго парашюта (не нашли один карабин и вытяжное кольцо); красным обведены дополнительные пряжки обоих парашютов; синим – пряжки от пристяжных ремней кресла (найдены не все).

В очерке о летчике Архипове на Бессм. полку мне не все понятно. Ну, а для разных непонятностей в изложении боевых дел воинов (назовем их аккуратно известным словом - легенды) всегда хватало места, особенно на той войне, где места хватало всякому. Не удивительно. Бывали и остаются неточности, противоречия, добросовестные заблуждения – не беда. Хуже, когда о героизме врут сознательно, особенно если о собственном «героизме», тогда можно сильно «заблудиться» в поиске. С одним таким случаем, очень меня ошарашившим, столкнулся несколько лет назад, занимаясь другой историей, имеющей отношение к Калининграду.
В 2014 году успешно завершил свое долгое поисковое расследование относительно места гибели и захоронения штурмана эскадрильи Пе-2 10 орап 1 ВА 3 Бфр Героя Советского Союза Михеева Григория Яковлевича. Его имя было ошибочно увековечено на мемориале по ул. Нарвской в центре города. Не мог он быть там похоронен. Как потом выяснил, штурман 5.02.1945 г. сгорел вместе с самолетом над территорией нынешней Польши близ г. Вормдитт (ныне Орнета). Но там увековечивать его имя в нынешние времена бессмысленно, и я ходатайствовал перед властями Калининграда, а скоро, к юбилею Победы в 2015 году на том же мемориале, вместо добавления изображения Золотой Звезды к уже имевшемуся на одной плите имени Михеева, установили посвященную ему отдельную плиту, именовав на ней летчика званием ГСС.




Страница Г.Я. Михеева в Электронной книге памяти Калининградской области
https://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=24967
Внизу этой страницы см. «Статья о Герое»: это моя статья в одной газете, на стр. 10-12.

В последнем полете Героя командиром был Каминский (позже ГСС), спасся на парашюте. Он потом жил и умер в Минске, его жена прислала мне записки летчика и разные фотографии. Намеченного планом полетов на 5 февраля к разведвылету возд. стрелка-радиста Ашина перед самым вылетом заменил начальник связи АЭ офицер Соломонов. Тоже остался жив, хоть и пробыл потом долго в госпиталях: парашют раскрылся всего в 300 метрах от земли. Его внучку я нашел в г. Пинске.




А Александр Ашин, который потом стал Полным кавалером ордена Славы и жил в г. Муроме Владимирской области, вселюдно рассказывал, что это он был в том роковом полете. И зачем ему была такая "добавка" к реально имевшейся славе...?
http://ru.wikipedia.org/wiki....8%D1%87
«… Один из последних боевых вылетов Александр Сергеевич совершил 5 февраля 1945 года. Его экипажу была поставлена задача произвести разведку с фотографированием западного участка обороны окружённой восточнее Кёнигсберга группировки противника. При выполнении задания одиночный самолёт-разведчик Пе-2 был атакован семью истребителями противника. В ожесточённом воздушном бою воздушный стрелок А. С. Ашин сбил один вражеский самолёт, но силы были слишком неравными. Немцам удалось зажечь Пе-2. На пылающем самолёте экипаж дотянул до линии фронта, где воспользовался парашютами. Но едва воздушные разведчики покинули кабину горящей машины, самолёт взорвался в воздухе. Все члены экипажа получили тяжёлые осколочные ранения. На земле их подобрали бойцы передовых частей Красной Армии и эвакуировали в госпиталь …»
Еще и исказил, по незнанию, реальное: что стало с каждым членом экипажа Пе-2 - Каминским, Михеевым и Соломоновым ("На земле из подобрали ... и эвакуировали в госпиталь ...").
…………………………………………………………………….
Дополнение – 15.10.2019:
С племянницей летчика Архипова Л.Е. Муждабаевой, а потом с дочерью М.И. Бабановой созвонился.
В дальнейшем найденные родственники пилота, штурмана и воздушного стрелка-радиста будут в контакте с Русланом Хисамовым, которому предстоит участвовать в организации и проведении мероприятия по торжественному захоронению летчиков в Ладушкине.

А вот вчерашний (14 октября) ТВ-репортаж по каналу "Россия-1":
https://www.vesti.ru/videos/show/vid/813996/cid/1/


Сообщение отредактировал polubedov_g - Вторник, 15 Октября 2019, 16.15.00
 
polubedov_gДата: Вторник, 15 Октября 2019, 18.29.33 | Сообщение # 4
Группа: Эксперт
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Гвардейские "Петляковы" в действии!


Сообщение отредактировал polubedov_g - Вторник, 15 Октября 2019, 18.30.42
 
polubedov_gДата: Вторник, 22 Октября 2019, 18.22.59 | Сообщение # 5
Группа: Эксперт
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
«Комсомольская Правда – Калининград», 19.10.2019 г. (электронная версия от 21 октября)
https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/27044.7/4109296/
ИВАН МАРКОВ
САМОЛЁТ ИВАНА АРХИПОВА БЫЛ СБИТ ПОД КЁНИГСБЕРГОМ 18 МАРТА 1945 ГОДА, И ПИЛОТ ОКАЗАЛСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ВЫЖИВШИМ ЧЛЕНОМ ЭКИПАЖА



В начале сентября в выпуске нашей рубрики «О них не писали в газетах» мы рассказывали, что калининградским поисковикам удалось найти место падения бомбардировщика Пе-2, сбитого 18 марта 1945 года в районе населенного пункта Людвигсорт (Ладушкин –Ред.). Тогда руководитель отряда «Совесть» Руслан Хисамов рассказал, что вместе с обломками самолета были найдены останки двух летчиков: штурмана, гвардии младшего лейтенанта Александра Федина и стрелка-радиста, гвардии сержанта Николая Шепеля. После работы с архивными документами нам также удалось выяснить, что один член экипажа «Пешки», пилот, младший лейтенант Иван Архипов, чудом спасся. В начале этой недели «Комсомолка» разыскала родственников Ивана Павловича. С их помощью мы установили детали того рокового воздушного боя, а также узнали, как сложилась судьба летчика после войны.

Место падения бомбардировщика. Фото: РУСЛАН ХИСАМОВ

Полгода выходил из боев невредимым
Иван Архипов родился в 1922 году в семье крестьянина в деревне Рог Новосильского района Орловской области. Окончив семь классов школы, он в 1939 году переехал в Москву, где устроился на завод. В 1940 году, без отрыва от производства, юноша начал посещать аэроклуб. После получения необходимых навыков Иван был направлен под Киев в Гостомельскую военную авиационную школу пилотов. С началом войны курсант был призван в армию, но остался учиться на прежнем месте. Однако вскоре из-за стремительного наступления гитлеровцев авиашкола была переведена в город Энгельс. Там Архипов и окончил учебу - случилось это только осенью 1944 года. Уже 13 октября того же года младший лейтенант направился на фронт. Распределен он был в 123-й гвардейский бомбардировочный авиаполк, который как раз в октябре был придан 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. С октября по декабрь полк участвовал в уничтожении окруженной группировки противника между латвийскими городами Тукумс и Либава, а в январе-марте 1945 года он обеспечивал поддержку с воздуха наземных частей, наносящих удары по Пилькаллену (Добровольск), Куссену (Весново), Гумбиннену (Гусев), Инстербургу (Черняховск), Метгетену (поселок Космодемьянского) и Кёнигсбергу (Калининград).
27 октября 1944-го экипаж Архипова бомбил артиллерийские и минометные позиции гитлеровцев северо-восточнее латвийского городка Приекуле. Несмотря на то, что звену «Пешек» противостояли 15 истребителей «Фокке-Вульф-190», самолет Ивана Павловича вышел из боя невредимым.
15 января 1945-го Архипов наносил с воздуха удары по военной технике и живой силе противника, окопавшейся на западной окраине Пилькаллена, а 5 февраля произвел бомбометание непосредственно в Кёнигсберге. Эти задачи также были выполнены блестяще, и способствовали продвижению советских войск. 6 марта в составе звена бомбардировщиков экипаж Ивана Архипова сбрасывал бомбы на военный порт и город Пиллау, спровоцировав 5 очагов пожаров и мощный взрыв.

Только чудо помогло летчику спастись. Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО РОДСТВЕННИКАМИ

Прыжок с горящего самолета
Но 18 марта 1945 года гвардии младший лейтенант Архипов вместе со стрелком-радистом Шепелем и штурманом Фединым совершили свой последний боевой вылет. В этот день они получили задачу бомбардировать артиллерийские и минометные позиции в районе населенных пунктов Кальхольц и Волитта (сегодня не существуют, район мыса Северный – Ред.). Пять групп самолетов Пе-2 3-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии под прикрытием истребителей оказались в назначенном месте в одиннадцатом часу утра.
Как вспоминал друг Ивана Архипова, штурман Яковлев, погода была солнечной, но с самого утра случилась небольшая неприятность. Когда бомбардировщики в заранее оговоренное время прибыли к аэродрому истребителей прикрытия, выяснилось, что им не успели подвезти топливо. В итоге, бомбардировщики вынуждены были ожидать и сделали по два круга. Этим они привлекли внимание немцев, и те по тревоге подняли в воздух свои истребители.
По официальной версии, изложенной в документах, эскадрилья была обстреляна немецкой зенитной артиллерией, когда она возвращалась с уже выполненного боевого задания. Также вторая колонна бомбардировщиков, в которой были самолеты 122-го и 123-го гвардейских бомбардировочных авиаполков, на высоте 4200 метров столкнулась с двумя десятками истребителей «Фокке Фульф – 190» и «Мессершмитт – 109». В результате воздушного боя было потеряно 7 бомбардировщиков Пе-2, в этом числе был и экипаж Архипова.
Согласно донесениям и наградным документам, самолет Ивана Павловича был сбит вторым: расстрелянный вражескими истребителями он загорелся и стал неуправляемым. Но, по словам штурмана Яковлева, у «Пешки» Архипова сперва был поврежден левый мотор, и самолет продолжал полет вместе со всеми, после чего был повторно атакован вражескими истребителями.
Обе версии сходятся в одном: когда управление самолетом было окончательно потеряно, гвардии младший лейтенант Архипов, раненый осколком в левое плечо, отдал приказ экипажу выброситься с парашютом. Как рассказывает Яковлев, вместе с пилотом выпрыгнул и Александр Федин, однако поисковикам отряда «Совесть» удалось доказать, что покинуть самолет удалось лишь Ивану Павловичу. На месте падения самолета было найдено два комплекта парашютных замков и останки двоих летчиков, а не одного.
Сам же Архипов последние секунды воздушного боя помнил плохо. Виной этому - раздробленное осколками плечо. Когда пилот переваливался через борт горящей машины, он от сильнейшей боли мгновенно потерял сознание.
В середине мая офицер прямо в госпитале был награжден орденом Красного Знамени, но о судьбе экипажа по-прежнему не знал ни он сам, ни его командование.

Иван Архипов после получения ордена Красного Знамени. Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО РОДСТВЕННИКАМИ

Чтобы спасти руку от ампутации, сбежал из госпиталя
О том, что под Калининградом найден самолет Ивана Архипова, дочь пилота Марина Бабанова узнала от корреспондента «Комсомолки». Поначалу женщина долго не могла прийти в себя от этой новости, но потом собралась с мыслями и рассказала, как ее отцу удалось спастись.
- Из-за того, что папа потерял сознание, он совершил затяжной прыжок, - рассказывает Марина Бабанова. - Он рассказывал, что очнулся, когда до земли оставалось метров 200. Машинально он успел выдернуть кольцо, что его и спасло. Еще бы секунда или две, и он бы разбился.

Карабины, вытяжные кольца, основные пряжки и замки на два парашюта разбившихся летчиков. Фото: РУСЛАН ХИСАМОВ

Иван Архипов надеялся, что штурман и стрелок-радист последовали его примеру и тоже выпрыгнули с парашютом. Правда, из-за того, что вестей от них не было ни через неделю, ни через месяц, стало понятно, что они не выжили.
- По нашей версии, Александр Федин и Николай Шепель были либо тяжело ранены, либо убиты еще в воздухе, - считает Руслан Хисамов, - поэтому они не смогли выбраться из горящей машины. По всей вероятности, летчики до последнего вели бой с вражескими истребителями.
Приземлился Иван Архипов на нейтральной полосе, там же, судя по донесениям, он был подобран нашими наземными войсками и направлен в госпиталь.
- Два года папа был в госпитале, - рассказывает Марина Бабанова. - Врачи собирались ампутировать ему руку, но он был молодой и горячий, и, по-моему, даже сбежал перед операцией. Когда его снова привели в палату, хирург сказал: «Ну, Архипов, давай решать, что будем с тобой делать. Если мы тебе ампутируем руку, то поставим протез, и мучения твои закончатся. А если мы ее оставим, то имей в виду, что каждый год ты будешь приезжать к нам».

Встреча с однополчанами на День Победы в 1960-х (Иван Архипов крайний справа). Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО РОДСТВЕННИКАМИ

Гвардии младший лейтенант был непреклонен, и врачам пришлось сохранить руку. Однако сразу вытащить все осколки из плеча было невозможно, и поэтому металл, оставшийся в плоти, беспокоил Архипова еще долгие годы. Родственники вспоминают, как он стонал от боли по ночам.
- Со временем отцу удалось разработать свою раненую руку, - продолжает Бабанова. - Он уже мог двигать пальцами, но поднять ее вверх никак не получалось. Но когда я росла, я никогда не думала, что папа у меня инвалид, потому что он был очень энергичный и веселый. У него было много друзей-однополчан. Я также знаю, что до войны он был женат, и что у него есть сын от первого брака. Но с моей мамой Иван Павлович познакомился после войны. Он ехал в Капустин Яр в командировку, в том же поезде ехала моя будущая мама из Феодосии. В 1954 году они поженились.
Иван Архипов жил полноценной жизнью. Сначала он поступил на московский авторемонтный завод, а с сентября 1949 года перешел на завод «Вымпел», где, по словам дочери, работал начальником отдела технического контроля. Его семья обосновалась в Москве, в Измайлово. Так как на соседней улице жил командир полка Василий Иванович Дымченко, Иван Павлович взвалил на себя и заботы по организации встреч однополчан. Его племянница Людмила Муждабаева, к примеру, вспоминает, что даже на пенсии ее дядя продолжал заниматься общественной работой и долго возглавлял опорный пункт общественного порядка в своем районе, а также с удовольствием занимался своим садом и огородом. Дожил Иван Павлович до 1988 года.
ИСТОЧНИК KP.RU


Сообщение отредактировал polubedov_g - Вторник, 22 Октября 2019, 18.50.19
 
Авиация СГВ » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ТЕМЫ О ВОЙНЕ » Федин А.Д., Шепель Н.В. - Пе-2 123 гв.бап (Погибли 18.03.1945 г. в Восточной Пруссии)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


SGVAVIA © 2008-2019
Хостинг от uCoz
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика