• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Назаров, Валентин, доброхот, Tatjana4799  
Авиации СГВ форум » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ПОИСК ПО ВСЕМ СТРАНАМ » Личные судьбы павших и пропавших » Ищу сведения о погибшем экипаже Ставропольцева М.А.
Ищу сведения о погибшем экипаже Ставропольцева М.А.
БарсДата: Вторник, 13 Декабря 2011, 00.39.07 | Сообщение # 1
Группа: Поиск
Сообщений: 34
Статус: Отсутствует
42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия 3-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации Главного Командования

Пехота проложила путь к Берлину стальными штыками трёхлинейки в рукопашных схватках, лётчики ВВС Красной Армии — винтокрылыми машинами в воздушных боях, обрубая винтом хвостовые оперения "мессеров" люфтваффе — так завоевывалось господство в воздухе. Просыпаясь с рассветом, немецкий солдат видел всполохи зарева — зарева от близких разрывов авиабомб и трассирующих очередей советских Ил-2, обильно поливающих позиции немецкой пехоты, но не зарева солнца, засыпая на несколько часов в холодной траншее окопа, немецкий солдат видел отблески заката — так падали за горизонт мёртвыми телами некогда грозные "Юнкерс-88" и "Мессершмидт-109", кувыркаясь в последней агонии крутого пике, штопором вонзаясь в пропитанную кровью наших солдат советскую землю, погружаясь в багряные воды рек, добиваемые советскими соколами истребительной авиации. Днём же небо над головой люфтваффе пылало так же ярко, как горела земля под ногами вермахта, ибо ВВС Красной Армии завоевали господство в воздухе окончательно и безповоротно. Немецкие ассы нашли себе могилу в воздухе, бесславно падая на советскую землю стальными раскалёнными осколками металла...

42 авиадивизия ГК воспитала славного сокола советской авиации — командира корабля 2-й авиаэскадрилии 207 дальнебомбардировочного авиационного полка капитана Гастелло Николая Францевича, совершившего 26 июня 1941 г. бессмертный подвиг в составе своего славного экипажа: таран немецкой механизированной колонны. Вместе с капитаном Гастелло погибли, до конца оставаясь преданными воинскому долгу и присяге штурман лейтенант А.А. Бурденюк, нижний (люковый) стрелок лейтенант Г.Н. Скоробогатый, воздушный (основной) стрелок-радист мл. сержант А.А. Калинин.

Гибель экипажа
26 июня 1941 на ДБ-3Ф при нанесении удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно — Радошковичи бомбардировщик ДБ-3Ф был подбит. Погибли все члены экипажа: капитан Н. Ф. Гастелло, л-т А. А. Бурденюк, л-т Г. Н. Скоробогатый, мл. сержант А.А. Калинин. По официальной версии времен СССР, вражеский снаряд повредил топливный бак и командир корабля Николай Гастелло направил горящий самолёт на вражескую колонну.

Версии и факты
Таран экипажем Гастелло немецкой механизированной колонны вскоре получил широкую огласку. Этот подвиг был одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны как в военный, так и в послевоенный периоды вплоть до развала СССР. Командиру корабля Николаю Гастелло в июле 1941 года присвоено высокое звание Герой Советского Союза, его именем назывались улицы городов, пионерские организации и колхозы, его подвигу были посвящены художественные произведения. В то же время, члены экипажа Гастелло оставались в тени, зачастую об их участии в знаменитом таране вообще не упоминалось. В 1958 году благодаря усилиям родственников и однополчан членов погибшего экипажа А.А. Калинин, Г.Н.Скоробогатый и А.А. Бурденюк стали кавалерами ордена Отечественной войны I степени.

Эксгумация предполагаемого захоронения экипажа Гастелло
Долгое время считалось, что экипаж Гастелло совершил свой знаменитый таран возле деревни Декшняны, расположенной недалеко от посёлка городского типа Радошковичи. В 1951 году в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы экипажа Гастелло. Однако, на месте захоронения были найдены личные вещи сослуживцев Калинина — командира 1-й эскадрильи 207 полка капитана Александра Спиридоновича Маслова, а также его стрелка-радиста Григория Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Эта информация была засекречена и на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло. Данные об эксгумации предполагаемой могилы экипажа Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи перестройки, когда они впервые проникли в СМИ.Альтернативная версияВ конце 80-х — начале 90-х годов XX века общественности стало известно о том, что на месте известного всей стране «огненного тарана» Н. Гастелло на самом деле потерпел крушение самолёт Александра Маслова. В связи с этим, родилась альтернативная версия: колонну вражеской техники таранил экипаж Маслова, а не Гастелло. После появились сообщения, что обломки подлинного самолета Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастерки которого находилось письмо на имя Скоробогатой[2], (как предполагается, жены Григория Скоробогатого, а также медальон с инициалами А. А.К. (возможно, принадлежавший именно Алексею Александровичу Калинину).

Критика альтернативной версии
Ряд исследователей подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную. По их мнению: показания офицеров самолёта, летевшего в звене Н. Гастелло, являются главным и неопровержимым свидетельством подвига экипажа Гастелло доказательства, что упавший самолёт в Мацковском болоте пилотировался Николаем Гастелло, несостоятельны обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют от том, что его не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте отсутствие останков экипажа Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран». В результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.

Факты
Относительно гибели Алексея Калинина достоверным фактом можно считать: самолёт, стрелком-радистом которого он был, потерпел крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года. Не является доказанным сам факт наземного тарана экипажем Гастелло. Не установлено место падения бомбардировщика Гастелло, нет ясности с обстоятельствами смерти А. Калинина. Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана экипажа Гастелло старший лейтенант Воробьев и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й полк ДБА в сентябре 1941 года расформирован, многие документы утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Прикрепления: 3677176.jpg (109.2 Kb)


"В советской армии нужно больше Мужества, чтобы отступать, чем наступать..."

Сообщение отредактировал Барс - Вторник, 13 Декабря 2011, 01.18.48
 
СаняДата: Вторник, 13 Декабря 2011, 01.28.18 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Барс,
Подумай логически.Первые дни войны,РККА несет тяжелейшие потери,практически разгромлена вся авиация,штабы и все остальное.
26 июня 1941 года,это четвертый день сплошного ада.В этот день экипаж капитана Гастело совершает таран,направив свой самолет в колонну немецких танков,экипаж погибает в огне.Этому есть свидетели из числа экипажей бывших в воздухе.
В чем проблема?Авторы альтернативных версий что хотят доказать нам?Что в момент ,когда уничтожается физически армия,кто то думает о наградах и прочей чепухе?Идет бой на смерть,или ты,или тебя и тут не до наград.
Нет причин не верить боевому донесению за 26 июня 1941 года,логики нет не верить донесению.

Номер записи 51519952
Фамилия Гастелло
Имя Николай
Отчество Францевич
Дата рождения __.__.1908
Место рождения г. Москва, Краснопресненский р-н
Последнее место службы 207 Ав. П 42 Ав. Д
Воинское звание капитан
Причина выбытия убит
Дата выбытия 26.06.1941
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 818883
Номер дела источника информации 983

http://obd-memorial.ru/Image2....ba2dea5



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Вторник, 13 Декабря 2011, 01.47.22 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Барс,

Quote
Ищу сведения о погибшем экипаже Ставропольцева М.А.


Ну и при чем тут вообще экипаж Гастелло и твоя тема?


Qui quaerit, reperit
 
БарсДата: Вторник, 13 Декабря 2011, 19.12.11 | Сообщение # 4
Группа: Поиск
Сообщений: 34
Статус: Отсутствует
лейтенант Ставропольцев служил в одной дивизии с Гастелло Н.Ф. Только уже второго формирования: в ноябре 1941 г. 42 ад ДД переформировывалась.

Я просмотрел все сканы донесения (37 листов). Чтобы определить место гибели экипажа л-та Ставропольцева, я начал проверять в графах донесения информацию о названиях н.п., в которых захоронены лётчики, погибшие при выполнении боевого задания (это либо один из членов экипажа, либо весь экипаж или даже несколько самолётов звена) и техники. Найдя в одной из таких граф донесения н.п. Чернь Орловской обл., я предположил сначала, что экипажи вылетали на боевые задания в район Мценска, где мог находиться немецкий аэродром, и истребительная авиация вермахта сбивала борта либо при подлёте к Мценску, либо на обратном пути. Невольно мне вспомнились кадры советского кинофильма "Хроника пикирующего бомбардировщика" и одноимённая повесть.



Версию о расположении немецких аэродромов в р-не г.Мценск в период гибели лейтенанта Ставропольцева можно считать несостоявшейся: на самом деле в 21 км от г.Мценск, в посёлке Шаталово Чернского р-на Тульской обл., согласно Постановлениям СНК О Военно-Воздушных Силах Красной Армии № 2265-977сс 5 ноября 1940 г., дислоцировались авиаполки 42-й авиадивизии ДД:

"Сов. секретно (Особая папка) Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
I. По дальнебомбардировочной авиации
1. В целях повышения специальной подготовки дальнебомбардировочной авиации, соответствующей возлагаемым на нее задачам - дальнебомбардировочные авиационные полки, вооруженные самолетами ТБЗ, ТБ7 и ДБЗ, выделить в самостоятельные дальнебомбардировочные дивизии в составе трех дальнебомбардировочных авиационных полков.
2. Дальнебомбардировочные авиационные дивизии именовать: авиационными дивизиями Дальнего Действия (ДД).
3. Авиационные дивизии ДД в учебно-строевом отношении подчинить Начальнику Главного управления ВВС Красной Армии, а в административно-хозяйственном отношений - Командующим войсками военных округов, на территории которых они будут дислоцированы.
4. Для руководства боевой и специальной подготовкой авиадивизий ДД ввести должность Помощника Начальника Главного управления ВВС Красной Армии по дальнебомбардировочной авиации и образовать в составе ГУВВС Управление дальнебомбардировочной авиации.
Помощником Начальника Главного управления ВВС Красной Армии по дальнебомбардировочной авиации назначить генерал-лейтенанта авиации тов.Проскурова.
5.Утвердить следующий состав дальнебомбардировочной авиации:
в) 42-я авиадивизия ДД в составе: 3-го авиаполка ТБЗ, 98 и 212 авиаполков ДБЗ с дислокацией - Шаталово - Пуховичи..."

То есть в период гибели экипажа л-та Ставропольцева 42-я авиадивизия ДД в несколько изменённом составе, так как в "сентябре" 1941 г. происходила оргштатная реорганизация 42 авиадивзии ДД (так, 207-й авиаполк ДБА, в котором служил Гастелло Н.Ф., был расформирован. Возможно, в связи с боевыми потерями л/с и материальной части полка): 4-й авиаполк - на самолётах ТБЗ, 96-й и 207-й авиаполки - на самолётах ДБ3 - дислоцировалась по месту прежнего р-на, определённого предписанием Постановления СНК О Военно-Воздушных Силах Красной Армии № 2265-977сс от 5 "ноября" 1940 г.: - предположительно, в р-не н.п. Шаталово Тульской обл.
Таким образом, можно утверждать, что экипаж л-та Ставропольцева, как и капитана Гастелло Н.Ф., летал на самолёте типа ДБ-3Ф и что мы на один шаг приблизились к разгадке гибели экипажа л-та Ставропольцева.


ДБ-ЗФ с усиливающими прочностными накладками на нижней поверхности крыла. Серийных самолетов с такими накладками не было. Антенна радиокомпаса установлена снизу фюзеляжа в каплеобразном обтекателе.Исходя из Штатной структура полков ВВС РККА В 1941-1945 гг., экипаж л-та Ставропольцева входил в одну из авиаэскадрилий 10-самолётного состава (три звена и самолет командира).

Организация ВВС РККА
Эскадрилья.
С 16 сентября 1924 г. эскадрилья состояла из двух или трех отрядов. Истребительная эскадрилья - из трех отрядов по три звена в каждом. Всего в эскадрильи имелось 46 cамолетов, из них 12 запасных. Легкобомбардировочная и разведывательная эскадрильи включали по три отряда из двух звеньев и насчитывали 31 самолет, из них 12 запасных. Тяжелобомбардировочная эскадрилья состояла из двух отрядов по 3 самолета. Всего 6 самолетов.В 1938 г. было принято решение об изменении структуры и численности самолетов эскадрилий.Бомбардировочная авиационная эскадрилья состояла из четырех звеньев по 3 самолета (12 самолетов). Штурмовая эскадрилья - из трех боевых звеньев и одного резервного (12 самолетов). Истребительная эскадрилья насчитывала 15 самолетов и состояла из пяти звеньев.Опыт войны и большие потери вызвали необходимость новых изменений. 10 августа 1941 г. приказом командующего ВВС эскадрильи в штурмовой, бомбардировочной и истребительной авиации определялись по 10 самолетов (три звена и самолет командира). Через десять дней, 20 августа, последовал новый приказ для подразделений, получавших самолеты новых типов «вроде Ил-2, Пе-2, Як-1 и т. д.». Эскадрилья при этом насчитывала 9 самолетов , т. е. три полных звена.В середине 1943 г. в истребительной авиации вернулись к составу эскадрильи в 10 самолетов, двух звеньев и пары (командира и его ведомого).В конце 1943 г. эскадрильи истребительной и штурмовой авиации перешли на трехзвенный состав и насчитывали 12 самолетов. Эскадрилья бомбардировочной авиации насчитывала 10 самолетов, три звена и самолет командира эскадрильи. Эскадрилья связи состояла из четырех звеньев из 12 самолетов.

Авиадивизия.
Первые были образованы во второй половине1940 г., командование ВВС старалось учесть «чужой» опыт Второй Мировой войны в Европе и «своей» войны с Финляндией. Дивизия стала основным тактическим соединением ВВС РККА. Как правило, авиадивизия состояла трех-четырех полков, в некоторых пяти-шести авиаполков и насчитывала до 350 самолетов. Существовали однородные (бомбардировочные, истреби тельные) и смешанные (истребительно-штурмовые и истребительно бомбардировочные) авиадивизии время войны, примерно до 1943 года встречались смешанные дивизии состоявшие из штурмовых и бомбардировочных полков. В июле 1941 было признано целесообразным постепенно перейти к организации двухполкового состава, но вместе с тем встречались авиадивизии из трех, четырех и пяти авиаполков.В мае-июне 1942 г. были созданы штурмовые авиадивизии, состоявшие из двух - четырех штурмовых авиаполков (численностью до 80 самолетов), и ночные ближнебомбардировочные авиадивизии. В конце 1943 г. большинство авиадивизий перешли на трехполковой состав (от 100 до 120 самолетов).
Прикрепления: 5454139.jpg (66.2 Kb) · 3441204.jpg (30.0 Kb)


"В советской армии нужно больше Мужества, чтобы отступать, чем наступать..."

Сообщение отредактировал Барс - Вторник, 13 Декабря 2011, 19.24.07
 
БарсДата: Вторник, 13 Декабря 2011, 19.13.45 | Сообщение # 5
Группа: Поиск
Сообщений: 34
Статус: Отсутствует
http://www.airpages.ru/ru/il3.shtml
http://www.airpages.ru/ru/db3mod.shtml

Судя по таблице лётно-технических характеристк самолёта типа ДБ-3Ф, при нормальной полётной массе (бомбовой нагрузке на внутренней подвеске ) в 1000 кг, скорости до 400 км/ч и полных баках самолёт имел запас хода (дальность полёта) до 3300 км. То есть экипаж ДБ-3Ф имел практическую возможность долететь до пригородов Берлина, разгрузить всю бомбовую нагрузку и вернуться обратно, да ещё 100 км запаса хода оставалось для совершения полётов по "коробочке" над аэродромом при заходе на посадку или для решения проблем отклонения от заданного курса боевой задачи при возникновении внештатной ситуации (нападение самолётов истребительной авиации противника и т.д.).


"В советской армии нужно больше Мужества, чтобы отступать, чем наступать..."
 
БарсДата: Вторник, 13 Декабря 2011, 19.17.38 | Сообщение # 6
Группа: Поиск
Сообщений: 34
Статус: Отсутствует

ликёр "ШАССИ"
Прикрепления: 6178268.jpg (404.4 Kb)


"В советской армии нужно больше Мужества, чтобы отступать, чем наступать..."

Сообщение отредактировал Барс - Вторник, 13 Декабря 2011, 19.30.18
 
ГеннадийДата: Вторник, 13 Декабря 2011, 21.30.40 | Сообщение # 7
Группа: Модератор
Сообщений: 26519
Статус: Отсутствует
Ох, и любитель сей автор украшать свои сообщения - не к месту часто - "картинками", в т.ч. тенденциозного фильма. Смотрите его дома - мы уже давно это видели.

С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
СаняДата: Вторник, 13 Декабря 2011, 21.56.41 | Сообщение # 8
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
При чем тут бомбардировки Берлина ?

Номер записи 51520436
Фамилия Ставропольцев
Имя Михаил
Отчество Алексеевич
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Куйбышевская обл., Сызранский р-н, п. Журавлевка
Последнее место службы 96 Ав. П 42 Ав. Д
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 05.11.1941
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 818883
Номер дела источника информации 983

http://obd-memorial.ru/Image2....43f6b77

6.11.42 не возвращается,место неизвестно,зато через день их же пилотов сбивают в районе Крюковска и Корсовска.
Район в принципе известен,при чем тут бомбардировки Берлина?


Qui quaerit, reperit
 
БарсДата: Среда, 14 Декабря 2011, 03.01.45 | Сообщение # 9
Группа: Поиск
Сообщений: 34
Статус: Отсутствует
Пример с Берлином я привёл, дабы объять тактические возможности данного типа самолётов (ДБ-3Ф, по классификации с 1942 г. - Ил-4), только и всего. Радиус действия 96 авиаполка 42 АД ДД мог быть обширным, судя по лётно-техническим характеристикам. О р-не гибели экипажа можно говорить лишь после изучения журнала БД полка, лётных книг членов экипажа, сопоставив эти данные с делом "Боевой путь полка" (дивизии), если таковое имеется на хранении в фонде в/ч "96 авиаполк"...

"В советской армии нужно больше Мужества, чтобы отступать, чем наступать..."
 
СаняДата: Среда, 14 Декабря 2011, 04.13.56 | Сообщение # 10
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Барс,
Боевой журнал на форуме не найдешь,это тебе в архив надо ехать в Подольск.
Действия авиации может и обширны,но полк выполняет приказы и летает не туда,куда вздумается,а по приказу сверху.В данном случае в эти дни полк работал в районе,про который я тебе писал.На Берлин летали другие летчики.


Qui quaerit, reperit
 
БарсДата: Среда, 14 Декабря 2011, 20.59.21 | Сообщение # 11
Группа: Поиск
Сообщений: 34
Статус: Отсутствует
С поиском информации понятно, что она в ЦАМО РФ, скорее в фонде в/ч "96 авиаполк", если таковой есть. А вот с районом, в котором работали экипажи в 5-6.11.41 г. не совсем ясно - н.п. с такими названиями (Крюковск и Корсовск) на современных картах нет. Возможно, названия искажены или н.п. переменованы в послевоенные годы.

"В советской армии нужно больше Мужества, чтобы отступать, чем наступать..."
 
СаняДата: Среда, 14 Декабря 2011, 23.19.56 | Сообщение # 12
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Барс,
Крюковский вагоностроительный завод есть,а самого Крюковска нет что ли?Это Украина.


Qui quaerit, reperit
 
Авиации СГВ форум » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ПОИСК ПО ВСЕМ СТРАНАМ » Личные судьбы павших и пропавших » Ищу сведения о погибшем экипаже Ставропольцева М.А.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: