Авиация СГВ
Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Правила форума Поиск Лента RSS

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Назаров, Валентин, Polukedov, доброхот  
Авиация СГВ » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ПОИСК ПО ВСЕМ СТРАНАМ » Личные судьбы павших в боях » Место гибели экипажа СБ 366 СБАП (Поиск информации)
Место гибели экипажа СБ 366 СБАП
Rei2471Дата: Среда, 28 Ноября 2018, 21.11.21 | Сообщение # 1
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Уважаемые форумчане! Прошу совета или помощи в установлении обстоятельств и места гибели экипажа
скоростного бомбардировщика 366 ближнебомбардировочного авиаполка 74-й смешанной авиадивизии:
- командир звена ст. л-нт Маслов Илья Алексеевич, 1917 г.р., Воронежская обл., Песковский р-н, с. Танцырей, в КА с 1938 г.;
- стрелок-бомбардир (штурман) звена л-нт Ладыко Александр Федорович, 1920 г.р., Орджоникидзевский край, г. Буденновск, в КА с 1939 г.;
- стрелок-радист ст. с-нт Пинчук Николай Васильевич, 1918 г.р., Белорусская ССР, Могилевская обл., Бобруйский р-н, Сычковский с/с, в КА с 1938 г.
21 февраля 1942 года в 16:35 экипаж вылетел с аэродрома г. Старобельска на разрушение линий связи противника на участке Краматорская-Константиновка и не вернулся с боевого задания. Погода: облачность 10 баллов, Н-70 мт., видимость 300-400 мт.
26 февраля 1942 года в ЖБД 74 САД (стр. 60) сделана следующая запись: «… Вечером в 19:00 получен самолетом пакет от отдела кадров ВВС ЮжнФ с возвратом ряда документов в том числе комсомольские билеты погибшего экипажа 366 СБП: летчика ст. л-нта Маслова, штурмана л-нта Ладыко, стрелка-радиста ст. с-нта Пинчук и другие оставшиеся обгоревшие документы, деньги».
1-2 марта 1942 года командование 366 авиаполка высылает извещения: родителям Пинчук о гибели сына при выполнении боевого задания и матери Ладыко о том, что ее сын не вернулся с боевого задания (извещение на Маслова не нашел).
15 марта 1942 года командир 74 САД подписывает ходатайство командования 366 авиаполка (наградной лист в личном деле летчика) о посмертном награждении Маслова И.А. Орденом Ленина.
27 апреля 1942 года 74 САД расформирована, 366 БАП перешел в состав 219 БАД 37 армии ЮжнФ.
5 мая 1942 года приказами ГУФ и УВ КА № 0146 и № 0150 исключаются из списков КА как пропавшие без вести сержант Ладыко и лейтенант Маслов.
5 августа 1942 года командование 366 авиаполка повторно представляет экипаж к посмертному награждению. Командир 219 БАД подписывает представления, но меняет при этом награду Маслову с Ордена Ленина на Орден Красного Знамени. Этим орденом он и награждается, а Ладыко и Пинчук орденами Красная Звезда (приказ №: 5/н ВС Закавказского фронта от 09.09.42г.).
5 декабря 1942 года приказом ГУФ и УВ КА № 01209 (ст. 35) ст. лейтенант Маслов Илья Алексеевич исключается из списков КА как погибший, статья 25 приказа Главупраформа № 0150 от 05.05.42г. в отношении пропавшего без вести лейтенанта Маслова И.А. отменяется.
В УПК Маслова И.А. есть две записи (так записано, орфография сохранена):
- «366 ап ком. звена по списку потерь
21.2.42 не вернулся с боевого задания»;
- «по доп. данным погиб
донес ЮжФр вх 002608 18/3-42».
Это донесение, зарегистрировавшись на ОБД, найти не смог. Донесения о безвозвратных потерях 366 БАП и 74 САД за февраль-март 1942 года тоже не нашел. Безрезультатными оказались и поиски фамилий членов экипажа на воинских захоронениях по маршруту Старобельск-Краматорск-Константиновка. Может быть где-то просмотрел, или экипаж уклонился от этого маршрута, т.к. метеоусловия в тот день были очень плохие, или сказались последствия оккупации территории в предполагаемых районах падения самолета (предположительно Донецкой и Луганской областей).
В ЦАМО документы 366 БАП (последнее наименование 164 ОГРАП) посмотреть не удалось, а в ходе поисков (в интернете) попадалась информация о том, что документов этого полка за 1942 год на хранении очень мало. Опись 74 САД видел, но там тоже мало дел. Из них планирую заказать: «Книгу учета безвозвратных потерь, присвоения воинских званий и награждения л/с дивизии» и «Приказы дивизии по л/с и общим вопросам» за 1942 год. Стоит ли заказывать: «Оперативные сводки штаба дивизии» за 1942 год и «Книгу учета командно-начальствующего состава управления и частей дивизии»?
Учитывая специфику работы авиационных архивохранилищ, ограниченное количество выдаваемых на руки дел, а также уже известную мне информацию по экипажу, изложенную выше, прошу также ответить на следующие вопросы:
1. Описи каких фондов нужно посмотреть в первую очередь (если документы погибшего экипажа были переданы в дивизию из ОК ВВС ЮФ) и какие дела в них искать?
2. Какие дела нужно заказать в первую очередь и какие во вторую?
3. Некоторые рекомендуют посмотреть картотеку безвозвратных потерь офицерского состава. Как ее посмотреть и что для этого необходимо сделать?
4. По каким финансовым документам (и где их искать) можно попытаться выяснить место гибели экипажа учитывая то, что вместе с документами вернули деньги летчиков и что в описи дел 74 САД никаких финдокументов нет? Меня не деньги интересуют, просто люди, обнаружившие погибший экипаж наверняка похоронили летчиков по месту их гибели и должны были составить какой-то акт, который передали вместе с деньгами и документами.
5. Хотелось бы увековечить память летчиков на месте их гибели или захоронения. Фотографию штурмана можно поискать в УПК или личном деле, а вот где найти фото стрелка-радиста? В военкомате искать бесполезно, т.к. Пинчук родом из Могилевской области, а она долгое время была оккупирована. Читал, что на рядовых и сержантов УПК нет, но Пинчук в КА служил с 1938 года и возможно стоял на офицерской должности, а также, с большой долей вероятности, принимал участие в белофинской войне в составе 41 СБАП. Есть ли шансы найти его фото? Если да, то где искать?
Буду очень признателен всем откликнувшимся за помощь или совет по направлениям дальнейшего поиска.
P.S. Список заявленных побед летчиков люфтваффе на 21.02.42г. смотрел, но не увидел там СБ и вечернее время. Также видел оба подворных опроса на Пинчука, справку и документы по розыску Ладыко.

С уважением, Андрей
 
НазаровДата: Четверг, 29 Ноября 2018, 09.55.40 | Сообщение # 2
Модератор
Сообщений: 23425

Отсутствует
Цитата Rei2471 ()
21 февраля 1942 года в 16:35 экипаж вылетел с аэродрома г. Старобельска
на разрушение линий связи противника на участке Краматорская-Константиновка и не вернулся с боевого задания.

21.02.1942 г.
Без сопровождения истребителями...

26.02.1942 г.

Каким образом документы экипажа оказались в ОК ВВС Южного Фронта?
По логике обгоревшие документы не с места гибели экипажа,иначе было бы известно место падения самолёта
и они не считались бы пропавшими без вести.В мае 1942 года командованию нечего не было известно об их судьбе...
В декабре 1942 года их уже стали считать убитыми — родным нужно было назначать пенсии.
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9053143
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9307458


г.Славгород-2,в\ч 69711 1974-76 осень
Николай Викторович
 
НазаровДата: Четверг, 29 Ноября 2018, 10.41.59 | Сообщение # 3
Модератор
Сообщений: 23425

Отсутствует



г.Славгород-2,в\ч 69711 1974-76 осень
Николай Викторович
 
Rei2471Дата: Четверг, 29 Ноября 2018, 13.18.54 | Сообщение # 4
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Извините, но мне кажется, что «по логике» обгоревшие документы именно с места гибели экипажа. Летчики погибли, их нашли (наши солдаты/местные жители – если дотянули до линии фронта; разведгруппа/партизаны – если самолет упал на территории занятой немцами) и передали документы в штаб фронта. А если бы летчики попали в медсанбат или госпиталь, то извещения о гибели были бы отправлены именно оттуда, но извещения на штурмана и стрелка-радиста выписаны командованием полка.
Кстати, вот ссылка на один документ, найденный в ходе поисков. Очень надеюсь, что и по экипажу Маслова есть нечто подобное, вот только не знаю в каких документах его искать.

Теперь по поводу того, что до декабря они считались пропавшими без вести. Предполагаю, что с 24 по 26 февраля из полка было отправлено соответствующее донесение о БП в вышестоящий штаб, где летчиков записали пропавшими без вести. А дальше вышестоящие кадровики не только не торопились с подачей документов и оформлением приказа, но еще и напутали. Обратите внимание, что в приказе ГУФ и УВ КА от 05.12.42г. № 01209 (ст. 35) ст. лейтенант Маслов Илья Алексеевич – командир звена 248 истреб. авиаполка. При чем здесь 248 ИАП (2ф) вообще непонятно. Да, этот полк входил в состав 74 САД. Но 15.02.42г. он сдал остатки матчасти 762-му ИАП и убыл для получения новой матчасти и переучивания, а в мае 42г. вошел в состав Юго-Западного фронта (напомню, что приказом ВВС ЮФ № 0081 от 20.4.42г. 74 САД расформировывается, этим же приказом из её состава вышел 366 СБАП и перешёл в состав 37 Армии). И ещё в ходе поисков я нашел один из ответов ЦАМО в котором было сказано, что на хранении в архиве «… Книг учета безвозвратных потерь личного состава 234 ИАД и 248 ИАП за 1942 г. нет».
И потом, разве представили бы пропавший без вести экипаж к наградам (особенно его командира к Ордену Ленина) через две-три недели после их невозвращения с боевого задания если бы командованию ничего не было известно об их судьбе?
Извините, но я пытаюсь разобраться, а не доказать свою точу зрения.
Прикрепления: Microsoft_Word_.docx(0.0 Kb)
 
НазаровДата: Четверг, 29 Ноября 2018, 14.13.18 | Сообщение # 5
Модератор
Сообщений: 23425

Отсутствует
Цитата Rei2471 ()
разве представили бы пропавший без вести экипаж к наградам

По наградному Маслов И.А.не пропал без вести,а погиб и награждён посмертно за количество
боевых вылетов,за мужество и героизм и за урон нанесённый противнику...
Фронтовой приказ
№: 5/н От: 09.09.1942 года
--------------------------------
Здесь или или...
или останки экипажа ещё не найдены
или безымянная могила лётчиков...


г.Славгород-2,в\ч 69711 1974-76 осень
Николай Викторович
 
Rei2471Дата: Четверг, 29 Ноября 2018, 15.28.47 | Сообщение # 6
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Цитата Назаров ()
награждён посмертно за количество
боевых вылетов,за мужество и героизм

Спасибо за подсказку, я об этом как-то даже и не подумал.

Цитата Назаров ()
или останки экипажа ещё не найдены

Но откуда тогда взялись обгоревшие документы?
 
Rei2471Дата: Понедельник, 03 Декабря 2018, 22.17.12 | Сообщение # 7
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Цитата Rei2471 ()
разве представили бы пропавший без вести экипаж к наградам


Оказывается, всякое бывало:

http://www.podvignaroda.mil.ru/?#id=10684803&tab=navDetailDocument
 
Rei2471Дата: Понедельник, 03 Декабря 2018, 23.05.08 | Сообщение # 8
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Цитата Назаров ()
В мае 1942 года командованию нечего не было известно об их судьбе...


Похоже, что командование узнало о судьбе экипажа, т.к. 15 марта 1942 года командир 74 смешанной авиадивизии подписал ходатайство командира 366 авиаполка о посмертном награждении Маслова И.А. Орденом Ленина. Наградной лист из личного дела летчика (этот наградной был либо задержан, либо не подписан командующим ВВС ЮФ по неизвестным причинам):

 
Rei2471Дата: Пятница, 21 Декабря 2018, 01.07.15 | Сообщение # 9
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Ответов на заданные мной вопросы нет. Видимо количество просмотров темы увеличивается за счет людей, занимающихся поиском также, как и я. Для них следующая информация. Вот одна из причин почему личного дела погибшего летчика может не оказаться в ЦАМО:
Прикрепления: 2310399.jpg(94.9 Kb) · 1797913.jpg(92.2 Kb)
 
СаняДата: Пятница, 21 Декабря 2018, 01.54.25 | Сообщение # 10
Админ
Сообщений: 65535

Отсутствует
Цитата Rei2471 ()
Ответов на заданные мной вопросы нет.


Ответ был:

Цитата Назаров ()
По логике обгоревшие документы не с места гибели экипажа,иначе было бы известно место падения самолёта
и они не считались бы пропавшими без вести.В мае 1942 года командованию нечего не было известно об их судьбе...
В декабре 1942 года их уже стали считать убитыми — родным нужно было назначать пенсии.
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9053143
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9307458
 
Rei2471Дата: Пятница, 21 Декабря 2018, 15.27.42 | Сообщение # 11
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Цитата Rei2471 ()
Ответов на заданные мной вопросы нет.

Цитата Саня ()
Ответ был:


Я имел ввиду заданные вопросы по поиску в ЦАМО документов, проливающих свет на обстоятельства и место гибели экипажа. Где эти документы можно попытаться найти? Понятно, что в первую очередь надо смотреть документы полка и дивизии за 1942 год, но поскольку таких документов в архиве немного, то и вероятность найти в них искомое ничтожно мала. Документов Южного фронта должно быть очень много, а авиацию выдают только 3 раза в неделю, да и проживание в Подольске не из дешевых удовольствий. Вот и возникли вопросы. Хотелось бы приехать в ЦАМО подготовленным, заранее знать какую опись смотреть (1-ю или 2-ю), какие дела/книги искать и что из них заказывать в первую очередь.
 
ГеннадийДата: Четверг, 03 Января 2019, 04.20.27 | Сообщение # 12
Модератор
Сообщений: 24353

Отсутствует
Напишите Илье Прокофьеву на "Тризне".

С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ГеннадийДата: Вторник, 08 Января 2019, 11.45.09 | Сообщение # 13
Модератор
Сообщений: 24353

Отсутствует
У Прокофьева был адрес procrf59псинаyandex.ru
Не знаю, насколько он актуален.


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
Rei2471Дата: Среда, 09 Января 2019, 01.45.41 | Сообщение # 14
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Геннадий, спасибо, попробую связаться.
 
Rei2471Дата: Понедельник, 14 Января 2019, 23.58.28 | Сообщение # 15
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Сегодня начал работать в ЦАМО. Не уточнял, когда это началось, но теперь тех, кто приехал работать в читальный зал, оформляют в помещении КПП, а не у заведующей читальным залом. И если к 9:00 образуется очередь, то есть шансы не успеть заказать описи полков до 10:00. Требования при оформлении тоже стали строже.
Для тех, кто собирается работать с документами авиационных частей, тоже есть неприятная новость. С этого года не выдают дела авиадивизий, РАБ и БАО (даже описи авиадивизий в читальном зале получить проблематично). Причина все та же – многие сотрудники архива уволились из-за низкой зарплаты и некому заниматься поиском и выдачей дел этих частей. В читальном зале за последние полтора года тоже поменялось большинство сотрудников. На остальные новшества обращать внимания времени не было.

По поиску. Заказал 5 дел из описи полка, больше нужных дел, за интересующий меня период, там не оказалось. В УПК штурмана фото нет, а вот записи о гибели такие же, как и у Маслова, один в один, и сделаны той же рукой. Теперь изучаю опись дел ВВС Южного фронта.
 
Rei2471Дата: Воскресенье, 20 Января 2019, 13.52.20 | Сообщение # 16
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
На этой неделе смотрел документы 74 сад и 164 горап (он же 366 бап, 366 орап). В приказах по дивизии и полку информации об обстоятельствах и месте гибели экипажа я не нашел. Тогда наугад заказал дело полка «Материалы по авариям и поломкам за 42 год». В нем нашел «Сведения о летных происшествиях за февраль 1942г.». В пункте 6 записано: «… самолет СБ. Экипаж: ст. л-т Маслов, л-т Ладыко, с-т Пинчук. Самолет не возвратился с БЗ по разрушению линии связи противника на участке Константиновка, Краматорская. По дополнительным данным был подбит ЗА или ИА противника и перетянув линию фронта, упал горящим в районе Красны Лиман. Экипаж и самолет погибли. Самолет подлежит списанию».
Может, я ошибаюсь, но скорее всего речь идет о населенном пункте Красный Лиман. Что нашел район падения самолета это хорошо, но где теперь найти документ наших частей о более точном месте падения и, возможно, месте захоронения летчиков? По базе данных «Память народа» в этом районе держала оборону 78 СБр с приданными ей 1-2/269 ТАП и 1/375 ГАП. Может быть, попробовать заказать оперсводки, боевые донесения и ЖБД этих частей?
И еще. Рядом находился стык с 37-й армией. В Красном Лимане находился полевой аэродром, на котором вроде бы базировался 655 ЛБП.

Из фонда Управления ВВС Южного фронта брал дело за 41-42г.г. с боевыми донесениями авиасоединений и сведениями авиасоединений о безвозвратных потерях л/с, но ничего там не нашел. Вариантов дел для просмотра много, а времени до пятницы осталось мало, и в каких документах искать не знаю. Может кто-нибудь даст совет или рекомендацию по дальнейшему поиску?
 
Rei2471Дата: Суббота, 26 Января 2019, 15.08.23 | Сообщение # 17
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Я нашёл!
Нашёл тот самый акт об обнаружении места падения самолета и тел погибшего экипажа.
Неравнодушные люди написали этот акт: младший лейтенант Линский Г.Д., военветфельдшер Жеребцов Г.Я. и колхозница Литовченко Наталья (отчество прочитать невозможно из-за того, что дело плотно сшито). Орфография этого и других документов сохранена (в скобках мои примечания):
«… в том, что на месте катастрофы самолета 21.2.42 в 17.00 северо-восточнее сторожки Серебрянского лесничества обнаружен труп летчика командира звена старшего лейтенанта Маслова Ильи Алексеевича рождения 1917 года члена ВЛКСМ в том, что нами изъяты следующие документы
1. Комсомольский билет № 7463204.
2. Пропуск для входа на Краподскинский аэродром
(здесь допущена ошибка, т.к. ранее полк базировался на аэродроме г. Крапоткин).
3. Записная книжка.
4. Денег в сумме 2 538 руб. 85 коп.
(Полк накануне получил денежное довольствие за январь-февраль 1942 года, т.к. аттестаты с прежнего места базирования прислали только в середине февраля, денежная ведомость закрыта 21.02.42г. В тот день экипаж ст. л-та Маслова произвел два боевых вылета, третий оказался последним …).
5. Пистолет ТТ № УМ 854.
Тело погибшего ст. лейтенанта отправлено в транспортную роту 469 сп при нем и полностью обмундирование и парашют. На что и составлен настоящий акт.
Мл. лейтенант
/Подпись/
Военветфельдшер /Подпись/
Колхозница /Подписи нет/».

Что произошло во время боевого вылета, выяснить не удалось. Но исходя из записей в журнале «Учета боевых вылетов полка» (записано, что задание выполнено - вероятно радировали после того как отбомбились) и «Сведений о летных происшествиях за февраль 1942г.» можно предположить, что несмотря на плохие метеоусловия, экипаж выполнил боевое задание. Но самолет был подбит ЗА или ИА немцев и, перетянув линию фронта, упал горящим на лес возле хутора Григорьевка. Место падения самолета находится на условной оси маршрута Краматорская-Константиновка – Старобельск.

Далее в деле подшит следующий документ:
«Начальнику ВВС 37 Армии. При этом направляются тела трех летчиков – Маслова, Ладыко и Пинчука, погибших возле хутора Григорьевка в лесу около домика лесника, при падении самолета, их документы в запечатанном пакете и три пистолета ТТ с одним кабуром и один парашют.
Командир 98 ОЭТР лейтенант
» /Подпись, фамилия не указана/
Военком роты мл. политрук /Подпись, фамилии тоже нет/».
На документе стоит угловой штамп, который полностью прочитать не удалось из-за того, что дело плотно сшито: «… отдельная …оатационно …рафная рота. … февраля 1942 № 33».

Но радоваться находке мне пришлось недолго, поскольку в следующих трех документах упоминания о месте захоронения летчиков нет.

1-й документ: «Штабу ВВС 37 Армии. Направляю обнаруженные личные вещи лейтенанта – летчика погибшего при аварии самолета около с. Серебрянка 21.2.42г.
Завделопроизводства тех. инт. 2р.
/Подпись, фамилия не указана/».
На документе стоит угловой штамп: «68 отдельный полк связи. 22.2.42г. № 0/10».

2-й документ (отпечатан в 2-х экз., 1-й в адрес, 2-й в дело): «Совершенно секретно. Командиру 74 АД. При этом препровождаю документы и деньги погибшего экипажа 366 авиаполка т.т. Пинчука Н.В., Маслова И.А. и Ладыко А.Ф.
Документы:
1. Комсомольские билеты -3, №№ 5738603, 7463204, 7100016.
2. Облигаций на 160 руб.
3. Денег на сумму 2 544 руб. 75 коп.
4. Карт топографических – 4.
5. Планшет – 1.
6. Таблиц разных – 14.
7. Два пропуска и удостоверение личности.
8. Маска на лицо, очки и письма.
Ст. пом. начальника отд. кадров ВВС в/ч 1080
Батальонный комиссар
/Подпись/ /Михайлов/
Зав. делопроизводством ОК ВВС в/ч 1080
/Подпись/ /Бондаренко/».
В левом углу документа написано ручкой: «исх. 37761сс. 24-2-42».
Это именно тот пакет, который был доставлен самолетом из отдела кадров ВВС Южного Фронта и получен штабом авиадивизии вечером, в 19:00 (о нем я упоминал в самом начале темы), тогда то и появилась запись в ЖБД 74 САД о возврате обгоревших документов и денег погибшего экипажа.

3-й документ (отпечатан в 2-х экз.): «Секретно. Командиру 74 АД. При этом препровождаю обгорелые деньги на сумму 1 750 рублей погибшего экипажа Маслова, Пинчука и Ладыко А.Ф. для замены их в полевой кассе госбанка и посылки семьям погибших. Приложение: Упомянутое адресату.
Ст. пом. начальника отд. кадров ВВС Южного Фронта
Батальонный комиссар
/Подпись/ /Михайлов/
Зав. делопроизводством отдела кадров ВВС в/ч 1080
/Подпись/ /Бондаренко/».
В левом углу документа написано ручкой: «исх. 37925с. 26.2.42».

Попытка найти в библиотеке архива упоминание о 98 ОЭТР оказалась безуспешной. Не нашлась опись роты и в архивохранилище.
Опись 68 отдельного полка связи нашлась, но документов на интересующий меня период в ней нет.
Описей дел 469 СП первого и 2-го формирования в архивохранилище нет, есть только 3-го формирования, но в ней дела за 1943-1946 г.г. Отсутствие описей видимо, связано с тем, что 150 стрелковая дивизия 1-го формирования погибла в окружении и в июне 42-го была расформирована. Опись дивизии получать не стал, т.к. в интернете нашел информацию о том, что в фонде 150 СД (1 формирования) имеется только три дела: Газета дивизии за январь-май 42г., Дело военной прокуратуры на 2 листах и Дело политотдела на 7 листах за декабрь-январь 1942 г.

Где теперь искать записи о месте захоронения экипажа, в каких документах? Может кто-нибудь даст совет.
Продолжу поиски в архиве еще три дня, задерживаться на больший срок не вижу смысла, т.к. уже и не знаю где искать. Документы полка, дивизии и БАО отработаны полностью. Документы штаба 37 армии и ВВС 37 армии, штаба Южного фронта и ВВС Южного фронта также смотрел (оперсводки, разведдонесения, переписку по л/с, донесения частей, выписки из приказов, всего более 30 дел). Кстати, нашел там номер самолета Маслова И.А.: № (без бортового номера на фюзеляже или хвосте самолета) 2-316, мотор М-103А, № 013-42.

Сейчас в интернете буду искать расположение 98 ОЭТР, 68 отдельного полка связи и 469 СП на 21-22 февраля 1942 года. Далее попытаюсь найти фамилии летчиков на воинских захоронениях в этом районе. Буду очень признателен всем, кто окажет помощь в этом поиске.

P.S. На другие поисковые сайты за помощью не обращался.

С уважением, Андрей
 
Rei2471Дата: Четверг, 31 Января 2019, 18.32.10 | Сообщение # 18
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Выяснил как ст. л-т Маслов И.А. из командира звена 366 БАП в приказе ГУК КА стал командиром звена 248 ИАП. Как я и предполагал - это ошибка кадровиков. В Книге учета БП 74 САД, на том листе где записан Маслов, первым указан л-т Санин Т.Н., затем ст. л-т Ботяновский С.М. У обоих в крайней правой графе местом службы записан 248 ИАП. И хотя у Маслова в этой графе записан 366 СБП, человек, составлявший донесение в ГУК, видимо автоматически, по невнимательности, записал Маслова в 248 ИАП.

В воскресенье нашел в интернете упоминание о младшем лейтенанте, составившем акт об обнаружении тела летчика, а в понедельник посмотрел его УПК. Это действительно оказался он, мл. л-т Линский Герасим Дмитриевич, и на тот момент он воевал командиром пульвзвода в 469 СП 150 СД (1ф.). Теперь понятно почему мл. лейтенант отправил тело летчика в транспортную роту 469 СП. Но где, зачем и почему вклинились связисты из 98 ОЭТР и 68 ОПС остается только гадать.

Вычислил расшифровку 98 ОЭТР. Оказалась что это 98-я отдельная эксплОАтационно-телеграфная рота. Именно такое название нашел в интернете в Боевой характеристике на 97-ю отдельную эксплОАтационно-телеграфную роту. Но на хранении в архиве не оказалось документов 98 ОЭТР, как не оказалось и документов 195 ОМСБ, обслуживавшего 150 СД (1ф.).

Просмотрел еще две описи и одиннадцать дел, но ничего нового не нашел. Вчера завершил поиски в ЦАМО. Дальше буду искать в интернете по спискам воинских захоронений в районе Лисичанска.

Информация для тех, кто ищет донесения о безвозвратных потерях 366 БАП и 74 САД с ноября 1941 года по март 1942 года. Их попросту нет, во всяком случае в делах полка и дивизии. Книги учета БП есть, а донесений нет. Как так вышло не знаю, может быть уничтожили при расформировании дивизии, хотя в делах 37 армии и Южного фронта (1ф.) этих донесений я тоже не видел.
 
Rei2471Дата: Суббота, 02 Февраля 2019, 00.08.23 | Сообщение # 19
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Для тех, кто собирается искать в ЦАМО документы на своих летчиков, впервые планирует работать с документами авиационных частей и столкнется с теми же вопросами что и я, следующая информация (вопросы перечислены в начале темы).

1. Перед поездкой продумайте один из главнейших вопросов: что вы будете писать в заявлении на имя начальника ЦАМО о допуске к работе, при оформлении на КПП, и затем говорить заведующей читальным залом. Дело в том, что с января 2019 года документы авиадивизий, РАБ и БАО не выдаются. Но иногда, в порядке исключения,
зав. читальным залом идет навстречу в этом вопросе. Нужно суметь доказать заведующей читальным залом, что только в этих документах есть нужная вам информация и вы ехали работать именно с ними. Ссылаться на то, что кому-то выдавали документы, а вам не дают не советую – только лишите себя шансов. Может быть лучше будет (как последний довод) сказать о том, что на официальном сайте МО, в разделе читальный зал, ничего не сказано о прекращении выдачи дел этих частей (на 01.02.2019г.).
Советую в заявлении, там, где указывается конкретная тема и хронологические рамки исследования, кроме номера авиаполка указать еще номер авиадивизии и номер БАО. Если не знаете номера БАО пишите любой, главное - получить разрешение на получение описей и дел.

2. После оформления и беседы с зав. читальным залом надо до 10:00 заказать опись дел полка в комнате № 2.

3. Заполните, подпишите и зарегистрируйте требования на просмотр:
- УПК;
- «Уточнить судьбу» (это так называемая картотека безвозвратных потерь офицерского состава);
- наличие наград.
Идти смотреть документы советую после 14:00. Эти документы можно заказать и посмотреть только по понедельникам и средам.

4. Также обязательно попросите заведующую читальным залом узнать, есть ли на хранении в архиве личное дело летчика. Если окажется, то непременно смотреть
(если дождусь из архива заказанные сканы документов, то после их получения напишу список летчиков 366 БАП, погибших в 41-42г.г., чьи личные дела были отправлены на хранение в архив).

5. Узнайте о наличии описи дивизии в комнате № 7 (после разрешения зав. читальным залом), если есть, то получайте.

6. Из полученных описей выбирайте дела на интересующий вас период (например, учет БП; оперсводки; приказы по полку/дивизии; переписка по л/с; учет боевых вылетов; материалы по авариям и летным происшествиям; протоколы партийных, комсомольских и общих собраний).

7. Выписывайте требования на получение дел. Если повезет и таких дел окажется много, то вначале закажите наиболее важные дела. Требования на остальные дела можно выписать сразу же, но заказать их получение на другой день.
Оперативные сводки штаба дивизии и Книгу учета КНС управления и частей дивизии смотреть обязательно.

8. После просмотра дел полка и дивизии, в комнате № 7 узнайте о наличии и, если есть, получите описи дел:
- Управления ВВС армии;
- Управления ВВС фронта;
- если было корпусное подчинение и есть в наличии опись, то ее берите тоже.

Советую еще посмотреть описи дел:
- штаба (канцелярии) армии;
- штаба фронта;
- отдела Укомплектования армии;
- отдела Укомплектования фронта.

9. Внимательно читайте полученные описи, обращая при этом внимание на даты начала и окончания дел. Учтите, что «дела с разнородными документами систематизированы по первому документу заголовка», т.е. обычно называются по первому документу в деле, а далее может идти перечисление остальных документов, находящихся в деле, но не всех. Например, в деле «Боевые распоряжения ком. ВВС ЮжнФ …» кроме других документов находятся сведения авиасоединений о безвозвратных потерях л/с.

Также в описях обращайте внимание не только на дела отдела кадров и оперативного отдела, но и на дела тыла: санитарного и административно-хозяйственного отделов. В них тоже попадаются донесения о БП и много другой ценной информации. Вообще очень часто в некоторых делах попадались такие документы, которых там по логике вещей ну никак не должно быть.

10. По БАО, обслуживавшего авиаполк. Если его номера не знаете, то ищите в документах полка и дивизии. Но именно на интересующий вас период, т.к. БАО мог поменяться, особенно при перебазировании полка.

Далее заказывайте опись БАО и выписывайте требования на получение финансовых документов этого батальона (например, приходно-расходные документы). Именно там находятся ведомости на выдачу денежного довольствия л/с полка, приказы и денежные выплаты техсоставу за качественное обслуживание самолетов и летчикам/штурманам/стрелкам за сбитые самолеты и количество боевых вылетов. Финансисты более ответственно подходили к вопросу сохранности и уничтожения дел. В ходе поисков убеждался в этом не один раз. И сейчас в делах БАО я нашел очень ценные документы, которых в делах полка и дивизии нет, их просто уничтожили (а печатались они в полку и дивизии, как минимум в 2-х экз.).
Учтите, что если в среду (до 10:00) вы заказали опись, то в тот же день вы ее и получите (если она окажется на хранении), но вот дела БАО, после выписки требования до 13:00, вы получите лишь через день, в пятницу.

11. Лично мне не удалось получить опись 35 фонда - опись дел Главного Управления ВВС КА. Что за дела перечислены в этой описи я не знаю, т.к. мне ее выдавать отказались. Со слов заведующей читальным залом там нет дел, которые бы мне помогли в поиске. К тому же дела из этой описи выдают только по пятницам, и только с разрешения начальника архива (нужно писать отдельное заявление на его имя). Однако со слов человека, заказавшего дела из этой описи, по личному составу дела ему попадались.

12. Если соберетесь ехать в ЦАМО, то планируйте на поиски не менее двух недель (не забывайте про последний день месяца – он санитарный и читальный зал не работает). Ибо одной недели может хватить лишь на просмотр дел полка и дивизии, все зависит от количества дел, имеющихся на хранении. Лично я нашел документы, из-за которых поехал в ЦАМО, в конце второй недели, в четверг, за 20 минут до закрытия читального зала.

Надеюсь, что изложенная информация кому-то окажется полезной и пригодится в ходе поисков в архиве. Если возникнут вопросы – пишите, постараюсь ответить, если буду Копенгаген.

Желаю всем УДАЧИ В ПОИСКАХ!

Андрей.
 
Татьяна_ТДата: Суббота, 02 Февраля 2019, 08.55.36 | Сообщение # 20
Эксперт поиска
Сообщений: 1919

Отсутствует
Здравствуйте, Андрей!

Спасибо,что делитесь результатами Вашего поиска места захоронения экипажа. Очень интересно!

Посмотрите в личных сообщениях ссылку на документ. (возможно Вам пригодится эта информация)


Татьяна
 
Rei2471Дата: Суббота, 02 Февраля 2019, 11.29.20 | Сообщение # 21
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Татьяна, спасибо за информацию!
Совсем неожиданный поворот по дальнейшему поиску, попробую отработать и этот вариант. Вероятная подчиненность 98 ОЭТР войскам НКВД возможно объясняет отсутствие на хранении в ЦАМО документов роты.
 
Татьяна_ТДата: Четверг, 07 Февраля 2019, 01.09.28 | Сообщение # 22
Эксперт поиска
Сообщений: 1919

Отсутствует
Цитата Rei2471 ()
Безрезультатными оказались и поиски фамилий членов экипажа на воинских захоронениях по маршруту Старобельск-Краматорск-Константиновка. Может быть где-то просмотрел, или экипаж уклонился от этого маршрута, т.к. метеоусловия в тот день были очень плохие, или сказались последствия оккупации территории в предполагаемых районах падения самолета (предположительно Донецкой и Луганской областей).


Документ, уточняющий потери

Донесение со списками захороненных

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66475493&p=1

Не все воины, указанные в данном документе правильно введены в ОБД "Мемориал":

1. Не на всех воинов созданы записи в ОБД "Мемориал"
2.Не указана дата смерти
3.Не указано звание
4.оператор не указывает , что захоронен неизвестный летчик( или летчики)

Например:

Фамилия [неизвестные]
Причина выбытия погиб
Первичное место захоронения Украинская ССР, Сталинская обл., Буденновский р-н, с. Старая Ласпа
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 769234
Номер дела источника информации 4
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66478079

Смотрим документ:
Указана дата смерти и фамилии известных воинов: Машутов, пилот Федяков

Фамилия [неизвестные]
Причина выбытия погиб
Первичное место захоронения Украинская ССР, Сталинская обл., Буденновский р-н, с. Мичурина
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 769234
Номер дела источника информации 4
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66478077

В документе: кроме "неизвестных" есть "известный"- старший сержант Баранов Иван Иванович

и т.д.

Фамилия [неизвестные]
Причина выбытия погиб
Первичное место захоронения Украинская ССР, Сталинская обл., Добропольский р-н, х. Белозирка
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 769234
Номер дела источника информации 4
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66475512

В документе указана дата смерти , количество похороненных, похоронен летчик офицер, фамилия не известно (так в документе).

На воинов, на которых оператор не создал запись в ОБД по данному документу, в ОБД " Мемориал"может быть достаточно информации по др.документам (например пилот Федяков Иван Лаврентьевич и Мамутов Худай Берген (Мамудов Худайберге), но по некоторым воинам , фамилии которых есть в данном документе, но на них не создана запись в ОБД, больше нет никакой информации в ОБД "Мемориал."

М.б. Вам пригодится эта информация при просмотре данного документа или в Вашем дальнейшем поиске.


Татьяна
 
Rei2471Дата: Четверг, 07 Февраля 2019, 17.15.19 | Сообщение # 23
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Татьяна, спасибо за помощь в поиске!

По ОБД все понял. Буду внимательно изучать весь список, т.к. в нем много населенных пунктов с одинаковым названием, но в разных районах. За несколько лет поисков подобного документа не попадалось ни разу, а когда его начал смотреть, то невольно вспомнилось крылатое выражение Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось как всегда». Я имею ввиду «укрупнение» воинских захоронений.
Вот найти бы еще аналогичный документ по Луганской области. Боюсь сглазить, но вроде бы появилась одна зацепка. Нашел статью о братской могиле в старом центре Лисичанска и в описании БМ обратил внимание на это: «…Среди погибших воины … 366-го бомбардировочного авиационного полка …». Далее сказано, что на 3-х надгробных плитах 48 фамилий похороненных воинов. Однако в паспорте этого воинского захоронения 1992 года указано только 38 фамилий, а на фото надгробных плит за 2017 год – 41 фамилия, и членов экипажа среди них нет. По электронке написал в центральную городскую библиотеку и городской краеведческий музей Лисичанска, но будут ли ответы?
 
Татьяна_ТДата: Пятница, 08 Февраля 2019, 01.06.51 | Сообщение # 24
Эксперт поиска
Сообщений: 1919

Отсутствует
Цитата Rei2471 ()
Вот найти бы еще аналогичный документ по Луганской области.


Да, я нашла этот документ:

Документ, уточняющий потери

Донесение со списками захороненных

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66529414&p=1
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66529414&p=2

Фамилия Маслов
Имя Илья
Воинское звание капитан
Причина выбытия погиб
Первичное место захоронения Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Кременский р-н
Название источника донесения ЦАМО
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=566532229

Рядом нет его товарищей, звание- капитан , год захоронения-1943.

Из моего следующего сообщения видно, что ошибки в званиях возможны.

Документ 1950 года. В дальнейшем ситуация могла измениться, информация уточнена.
Если посмотреть пример с Федяковым, то первоначально были известны (в донесении от 1950 г.)только Федяков и Машутов (Мамутов), а в современном захоронении 73 человека и все известны.


Татьяна

Сообщение отредактировал Татьяна_Т - Пятница, 08 Февраля 2019, 16.48.45
 
Татьяна_ТДата: Пятница, 08 Февраля 2019, 06.12.26 | Сообщение # 25
Эксперт поиска
Сообщений: 1919

Отсутствует
Проверим тех, кто похоронен рядом с Масловым Ильей.

Фамилия Алексюк
Имя Петр
Отчество Павлович
Воинское звание офицер
Причина выбытия погиб
Первичное место захоронения Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Кременский р-н
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 769234
Номер дела источника информации 1
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66532230

Фамилия Алексюк
Имя Петр
Отчество Павлович
Дата рождения/Возраст __.__.1918
Место рождения Украинская ССР, Каменец-Подольская обл., Антонинский р-н, д. Антонино
Дата и место призыва Антонинский РВК, Украинская ССР, Каменец-Подольская обл., Антонинский р-н
Последнее место службы 100 гв. минп
Воинское звание гв. старшина
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 17.07.1943
Первичное место захоронения Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Кременской р-н, с. Кременская, юго-западнее, дубовая роща
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 12995
Номер описи источника информации 280066с
Номер дела источника информации 1
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1152378180

Фамилия Алексюк
Имя Петр
Отчество Павлович
Дата рождения/Возраст __.__.1918
Место рождения Каменец-Подольская обл., Антонинский р-н, дер. Антонино
Дата и место призыва Антонинский РВК, Украинская ССР, Каменец-Подольская обл., Антонинский р-н
Последнее место службы юзф 100 гмп
Воинское звание гв. старшина
Причина выбытия убит
Дата выбытия 17.07.1943
Первичное место захоронения Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Кременский р-н, г. Кременная
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18001
Номер дела источника информации 304
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2163593


Татьяна
 
Rei2471Дата: Пятница, 08 Февраля 2019, 19.52.08 | Сообщение # 26
Поиск
Сообщений: 29

Отсутствует
Капитана Маслова Илью не нашел, ни на ОБД, ни на Памяти. Не исключено, что он учтен только один раз.

Вариант погребения летчиков в Кременной кажется маловероятным. Учитывая обстановку того времени, наличие и состояние дорог сомнительно, что тела летчиков отвезли туда. По карте получается, что проще было бы их доставить в Лисичанск или захоронить по пути при доставке документов.

 
Авиация СГВ » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ПОИСК ПО ВСЕМ СТРАНАМ » Личные судьбы павших в боях » Место гибели экипажа СБ 366 СБАП (Поиск информации)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


SGVAVIA © 2008-2019
Хостинг от uCoz
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика