Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 20:51:00 | Сообщение # 2836
Группа: Старейшина
Сообщений: 4224
Статус: Отсутствует
Саня, я одинаково ровно отношусь к любым вероисповеданиям, власти любого государства, цвету кожи человека, итд, исключение есть, тебе озвучивать не буду, ибо смысла нет, но поверь они касаются исключительно личного. То что я пишу на твоем сайте, это для тебя не несет никакой смысловой нагрузки.., не обращай внимания. Шурпик Владимир ШПРОТАВА 87-89гг
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 20:53:06 | Сообщение # 2837
Группа: Модератор
Сообщений: 25865
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Вы перед возрождением мечтаете сидеть в лагерях,или сторожить?
Однажды (80-х годах) мне пришлось посетить славный город Тайшет, ну и одного своего знакомого, коренного жителя спрашиваю где здесь располагался знаменитый Тайшетлаг? По описанию Жигулина, а он находился там несколько месяцев следую этапом на Колыму, он должен был находиться на территории города ( я имею ввиду пересыльный лагерь). Такой реакции от своего знакомого я не ожидал, он побагровел и с криком, что здесь его ни когда не было и все это ложь. На эту тему мы больше не говорили. Долго думал над его неадекватной реакцией, наверно его папа а возможно и вся родня именно сторожила и это не лучшая страница их жизни. Другого объяснения у меня нет. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 20:55:07 | Сообщение # 2838
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
ЦитатаГеннадий_ ()
Порылся и нашел вчерашнее от Вас "Геннадий_, ИСТОРИЯ не имеет сослогательных отклонений,а то могли бы и в МГИМО поступить и свиней попасть." Ну что я могу сказать?! Да ничего... Сказано самим автором.
И все - таки колесо истории, пусть и скрипя, движется... Вот, товарищ Геннадий. ты на конкретном примере видишь, что в Советском Союзе все - таки происходил процесс трансформации. Общество развивалось согласно своим естественным канонам. Сталинский кошмар постепенно преодолевался... Если ты хотел меня "уесть" тем, что я в 1959-м поступил в МГИМО, так это и есть конкретный признак того, что в стране действительно пошла полоса перемен. От сталинского "людоедского" времени к более терпимому, гуманному.. Так что - кому как... Я лично в то, сталинское время "возвертаться" не хочу! Ни за какие коврижки!... Василий Иванович Колотуша
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 21:03:01 | Сообщение # 2840
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
ЦитатаSokol ()
По описанию Жигулина, а он находился там несколько месяцев следую этапом на Колыму, он должен был находиться на территории города ( я имею ввиду пересыльный лагерь). Такой реакции от своего знакомого я не ожидал, он побагровел и с криком, что здесь его ни когда не было и все это ложь
Странное отрицание Озерлага,когда про него вся страна знала. А ныне так вообще целая статья в вики есть: https://ru.wikipedia.org/wiki/Озерлаг Или вот:
Лагерное прошлое Тайшета Е.С. Селезнёв, Т.А. Селезнёва из серии "Тайшет - город, рожденный Транссибом" http://www.taishet.ru/history/sel4.html Qui quaerit, reperit
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 21:08:11 | Сообщение # 2841
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1066
Статус: Отсутствует
Цитатаpehota ()
Ну -да,вашу родню "репресировали",а вы режим восхваляете...
Я о "режиме" в том числе и со слов той родни. Научитесь читать ВНИМАТЕЛЬНО. Ваши истерики, заламывания рук и прочие МХАТовские вещи - этап пройденный. Фразы из антисоветской пропаганды мне известны, но они не могут служить авторитетным источником. Нет доказательной базы, а спектакли я в театре смотрю, кино тоже.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 21:14:57 | Сообщение # 2842
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
ЦитатаГеннадий_ ()
Уж он ТОЧНО ЦВЕТ нации. Светоч! Только почему-то одно время писАл из некоего Вермонта. Это на Колыме? В Магадане?
ЦитатаГеннадий_ ()
Лично мне - нет! А Вам Солженицин? Признайтесь, что как минимум - единомышленник.
А я выскажу крамольную мысль - А. Солженицын заслуживает того, чтобы к нему относились как человеку из категории "цвете нации"... Лично я я не вношу его как автора в самые первые позиции наиболее почитаемых мною авторов, кое - что меня "царапает", но то что он талант - самородок, для меня однозначно!...
А уж насчет места, где он писАл... Еасли бы он не писАл свои вещи в Вермонте, то где еще?... Товарищ Геннадий, а где ты мог бы (теоретически)) обеспечить алтенативный вариант? Ты, вроде, упрекаешь Солженицына в том, что он, де, писАл вещи не в том, правильном месте. А каким должно быть правильное место для творчества А. Солженицына в твоем понимании? Василий Иванович Колотуша
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 21:15:24 | Сообщение # 2843
Группа: Модератор
Сообщений: 25865
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Странное отрицание Озерлага,когда про него вся страна знала.
Саня, вот этот Западный участок БАМа строился в 40-ых и 50-х годах и названия станций, разъездов и полустанков до наших дней сохранились такие как Турма, Решоты и т.д. все уже и не помню. Как память о былом. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 21:30:28 | Сообщение # 2845
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
ЦитатаSokol ()
Однажды (80-х годах) мне пришлось посетить славный город Тайшет, ну и одного своего знакомого, коренного жителя спрашиваю где здесь располагался знаменитый Тайшетлаг? По описанию Жигулина, а он находился там несколько месяцев следую этапом на Колыму, он должен был находиться на территории города ( я имею ввиду пересыльный лагерь). Такой реакции от своего знакомого я не ожидал, он побагровел и с криком, что здесь его ни когда не было и все это ложь. На эту тему мы больше не говорили. Долго думал над его неадекватной реакцией, наверно его папа а возможно и вся родня именно сторожила и это не лучшая страница их жизни. Другого объяснения у меня нет.
Да, Геннадий, на конвоях, на Тюрягах, на лагерях там кормится, увы! уже которое поколение тех самых сел, в чьи края ссылали... Мог бы добавить какие - то "натурные детали", но наших коллег почему - то начинает коробить даже при первых признаках правды. Видимо, не приучены. Воспитаны на передевицах "Правды". Василий Иванович Колотуша
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 22:59:25 | Сообщение # 2850
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Рождество в Гулаге. «Праздновать величайшее событие человечества в лагере было чрезвычайно опасно»
В.И. Прохорова
Вера Ивановна, внучка последнего перед революцией московского головы, родилась в 1918 году и была лишена свободы на шесть лет в Сибири в Красноярске. После своего освобождения в 1956 году она была принята на должность преподавателя английского языка в Московский Государственный Лингвистический Университет и по сей день преподает, проживая в центре Москвы.
Я хочу начать с того, что это невероятно, как нам удавалось год за годом праздновать величайшее событие человечества в этом особом лагере, где все было запрещено, где каждый шаг, предпринимаемый ради празднования Рождества, был чрезвычайно опасен, где постоянно приходилось применять сноровку, хитрость и мужество, чтобы сбить с толку безжалостный конвой.
Чтобы понять эти празднования, чего он нам стоили, нужно сначала описать лагерь и тех, кто там находился. Я попала в лагерь за свое происхождение. Мой дед был промышленник, и это стало обоснованием моего преступления. Но моей собственной ошибкой стало то, что в возрасте 15-16 лет я оказалась под вдохновением идеалов коммунизма, человеческого равенства и братства, несмотря на то, что многие из моих родственников были арестованы. В то время я думала: «Это ошибка, ошибка». Власти, конечно, обратили на меня внимание, но вопрос был отложен вплоть до конца сороковых годов, когда Сталин стал преследовать евреев. Я была знакома с одним композитором евреем, которого арестовали. Он не был выдающимся человеком, он был трусом, и скомпрометировал себя, критикуя советскую музыку. Его вызвали власти и спросили: «Почему вы, композитор, говорите такое о советских композиторах? Мы знаем, что у вас есть друзья в музыкальном кружке, куда входят Есенин-Вольпин, сын поэта Есенина… Вера Прохорова, из такой неблагонадежной семьи… Может, она тоже что-нибудь такое говорила»? Он сказал: «Я не знаю». «Ну, если вы не знаете, то вам придется отправиться в Сибирь». Он был напуган до безумия и написал «признание», где описал разговоры, которых никогда не было.
Сейчас молодые люди не понимают, что для человека означает все потерять, когда тебя отправляют в сибирский лагерь на всю жизнь. Они восклицают: «О, презренные трусы!», но я бы так не сказала. Эти люди были настолько морально сломлены, что уже не могли сопротивляться. Я думаю, потом они раскаялись, но гораздо ужасней были не люди, а машина советского общества, сокрушающая все на своем пути
Представьте себе человека, ставшего подозреваемым, потому что его отец или дед священник. «Ваш дед был священником, а вы учитель…мы наверняка знаем, что вы относитесь к нам без уважения». – «Почему же?» «Тогда докажите обратное. Мы знаем, что ваш сосед…» (Этот сосед мог быть даже большевиком, но недостаточно благонадежным). «Я ничего не знаю». – «Не знаете? Сейчас посмотрим… Нам известно, что вы находились в одной компании, когда он сказал…». – «Я этого не слышал…» – «Но другие люди говорят, что вы это слышали и ничего не возразили. Если вы не поможете нам, если вы нам не расскажете про остальных, вы отправитесь в лагеря».
И вот, он думает о своей жене, о детях, что он единственный добытчик в семье. Это был безотказный метод, обычная тактика и многие люди пали ее жертвой.
Среди женщин в наших лагерях были как настоящие преступники – воры и убийцы, так и осужденные за политические преступления «против народа». Среди нас также были иностранки. Вы, наверное, знаете, что после Второй Мировой Войны был небольшой период ослабления режима, разрядка после войны. Я помню Красную площадь в день победы стран коалиции: люди всех национальностей обнимались – русские, англичане, французы, американцы, даже американские негры, которые были для нас в диковинку. Солдаты и мирное население свободно общались, и поскольку рядом было Американское Посольство, американцы принесли оттуда бочки с вином и все его пили. Они танцевали, обнимались, целовались от радости, что война закончилась. Это было собрание всех наций.
Конечно, во время такого празднования произошло много встреч, одна молодая американка, полевая медсестра, которая впоследствии была с нами в лагере, оказалась в России во время окончания войны. Она влюбилась и вышла замуж за русского офицера, во времена этой разрядки, до того как Сталин осознал, что «железный занавес» слегка приоткрылся. Они были очень счастливы, и у них родился ребенок, но через два года их арестовали, ее как шпиона, а его как предателя. Таких историй об английских, американских и французских женщинах было очень много. Они были очень милыми девушками, не проститутками. Их преступление заключалось в том, что они полюбили.
Также в лагере было много русских девушек, у которых были романы с иностранцами, которые состояли или не состояли с ними в браке. Единственным способом спасения для этих русских девушек могло стать, если их мужьям удавалось увезти их из России. Однако зачастую получалось так, что он возвращался в Европу или Америку, рассчитывая, что она последует за ним, но вместо этого ее арестовывали. Дальше было еще хуже. Даже обычное знакомство с иностранцем могло стать основанием для отправки в лагеря. Это были годы огромной жатвы.
Среди нас были немки, эстонки, латышки, которые получили приговор за свою национальность или свое происхождение, китайки и кореянки и даже одна японка. В 1949 году в Корее произошла смена правительства, и Советы выступили на стороне корейского «героя» в качестве нового лидера, человека, который предположительно пострадал в заточении за социалистические идеалы. Но когда человек с корейской внешностью впервые выступил на публике, оказалось, что он с трудом говорит по-корейски, и люди стали смеяться. Он был самозванец, подсадная утка, а один корейский чиновник, который знал настоящего человека, сказал: «Это не он». Полиция не смогла арестовать чиновника, но они арестовали столько из присутствующих, сколько смогли поймать. Этой девушке было семнадцать лет, и она провело много лет в лагерях. То же самое случилось с китаянками. Когда чиновники стали восхвалять Мао Цзе Дуна и Сталина, эти две молодые красивые девушки простодушно спросили: «Почему Сталин? Он очень жестокий!» Их тоже арестовали. С нами была одна русская девушка, которую приговорили за анекдот, который начинался словами: «Сталин умер…»
Мне также запомнилось дело двух пожилых коммунисток: двух сестер, при их аресте одной было семьдесят, а другой шестьдесят лет. Старшая сестра была близкой подругой жены Молотова. Она и ее сестра получили приговор, а у младшей к тому времени уже был рак. Она была обречена, и ее направили в тюремную больницу в другую зону. Когда старшая узнала, что ее сестра находится на смертном одре, она, будучи непреклонной коммунисткой, пошла к начальнику и сказала: «Я коммунистка; я попала в этот лагерь по ошибке. Моя сестра умирает, позвольте мне ее увидеть». Он ей отказал. Они никогда не давали подобных разрешений, и ее сестра умерла, не простившись с ней.
Эта старшая сестра была в своем роде привлекательна, у нее были совершенно седые волосы, и она часто рассказывала о своих «подвигах» во время революции, о том, как она работала с Лениным, и так далее. Я присутствовала при том, как однажды вернувшиеся из больницы арестанты сообщили ей, что ее сестра умерла. Что тут было! Мы увидели, как она поднялась, как будто древняя иудейская пророчица; она стала рвать на себе волосы и что было мочи стала заявлять ужасные обвинения против Партии. «Чтоб они все погибли! Все! Они нас обманывали, мы верили в них, а они нас растлили! Они считали, что мы не понимали, что происходит, но мы все знали! Наши друзья, самые преданные, истинные идеалисты революции были расстреляны, а мы притворялись, что мы не знаем этого. Мы голосовали с теми, кто называл их врагами народа, и опять мы молчали. Чтоб они погибли! Вот тяжкое проклятие от всех тех, кого вы замучили и убили. Эй, вы там наверху, мы знали, что происходит, но мы были трусами. Мы притворялись, что счастливы, мы рукоплескали Сталину, рукоплескали этому чудовищу! Чтоб они все погибли!»
Две украинки, одна латышка и я застыли, слушая, сперва от потрясения, а затем уже из любопытства. В ее словах была мрачная красота и жуткая правда, и я поняла, что получалось, что коммунисты знали, что они делают, но все было построено на жестокости, глупости и лжи. Не знаю, что с ней стало. Думаю, кто-нибудь на нее донес, и она исчезла, возможно, была отправлена в другую зону.
Жизнь в лагере
Итак, мы, женщины разных национальностей, вероисповеданий и социальных слоев, оказались в застенках изолированного отдаленного сибирского лагеря, совершенно отдельно от мужчин, отрезанными от всего мира и приговорены к принудительному труду. Мы жили в деревянных бараках, каждый из которых вмещал от 60 до 80 женщин, которые спали на кроватях, расположенных ярусами одна над другой. Нашей постелью служили грубые одеяла, покрывавшие сено. Простыни считались роскошью. На ночь нас запирали в бараки, и если кто-то не возвращался в барак вовремя, его ждало наказание в виде одиночного заключения. Нас наказывали по разным поводам, но я не имела ничего против одиночного заключения. Я не находила ничего неприятного в том, чтобы побыть какое-то время в уединении.
У нас на спинах были номера, у меня был 294. У нас не было имен. Мы работали с 7 утра до 8-9 вечера. Днем у нас был так называемый перерыв на «обед», который никогда не менялся, каждый день он был одинаковый. Надо сказать, что тогда шел 1951 год, это были не те страшные лагеря смерти 1937 года; у нас не было голода. Мы нужны были им живыми, чтобы работать, и мы получали каждый день по 400 грамм хлеба.
На завтрак был какой-то жидкий суп, который подавали в оловянной миске – бульон, в котором плавали некие с трудом опознаваемые ингредиенты, сушеная морковка или что-то еще. Каждое утро мы получали свою пайку, порцию хлеба на день. Ее можно было съесть за завтраком или часть отложить на обед. На обед, зачастую в полевых условиях, мы получали тот же суп с подозрительными ингредиентами, и может еще полкружки жидкой каши, типа ржи на воде, без какого-либо масла. Мы не голодали, но нам всегда хотелось есть, и нам не разрешалось есть ничего, что мы находили в лесу. Запрещено было даже собирать ягоды, но мы, конечно, все равно их собирали. Вечером, когда мы приходили с работы, нам давали «рыбный суп» – тот же бульон, на поверхности которого плавало несколько крошечных рыбок. Наверное, это было более или менее питательно. Всю еду приходилось есть ложкой, потому что все острое – ножи, ножницы – было запрещено. Если в бараке находили нож, женщину наказывали и давали 10 суток одиночного заключения. Для питья давали напиток, похожий на чай, приготовленный из еловой коры и иголок. Он имел запах хвои и совсем не насыщал, но, так или иначе, он был полезным.
Нам не разрешалось иметь никаких личных вещей, за исключением может быть расчески или пары теплых носков. Все остальное из того, что мы взяли с собой в лагерь, хранилось взаперти в особой комнате, называемой «каптерка», которую охраняла одна из женщин-заключенных. Если вам требовалось что-то оттуда, нужно было пойти и сказать: «Мне нужна моя простыня, моя постель расползлась в клочья, я не могу спать, потому что сено лезет из матраса». Тогда, быть может, вам бы ее дали. Даже если у вас было лишнее полотенце, его запирали. «Зачем вам два?» Очень строго отслеживали, чтобы у женщин не было ничего своего. Представляете, как трудно было раздобыть что-нибудь сверх предписанного довольствия. Раз в месяц нам разрешалось получать одну маленькую посылку из дома. Если мы ее получали, там обычно было печенье, немного сахара, мука (пшеничная или ржаная), изюм, иногда немного вяленой рыбы, естественно, никакого мяса или сливочного масла. Часто начальство все это выбрасывало, но иногда они доходили. Мука была вполне безобидна.
Зато раз в неделю нам разрешалась горячая баня. Начальство очень боялось эпидемии, поэтому баня была обязательной для всех раз в неделю. В то же время вся наша одежда проходила дезинфекцию.
Так можно было прожить, но с большим трудом. Не было никаких средств сообщения с остальным миром: ни радио, ни телевидения, ничего такого в то время. Нам разрешалось писать и получать два письма в год, и начальство их прочитывало до того, как их передавали нам. Они не могли запретить нашим семьям нам писать, но зачастую они предпочитали просто порвать письмо, чем затруднять себя его прочтением.
В наше время мы слышим рассказы о мужских лагерях, где арестанты могли разговаривать с заключенными вместе с ними священниками, и где иногда даже проводились тайные службы. У женщин ничего подобного не было. Очень редко, в продовольственных посылках из дома попадался спрятанный среди прочей еды крохотный кусочек просфоры, но не было ни священников, ни служб, ни духовенства, кто бы знал, что ты болен или умираешь, и прошептал бы за тебя молитву. Нет. Единственное, что у нас было, так это экземпляр Евангелия в каждом бараке, который кто-нибудь умудрялся спрятать, так что оно оставалось необнаруженным во время регулярных обысков. Однажды мне пришлось стоять рядом с женщиной, у которой в одежде было спрятано Евангелие. Мы не могли двинуться из шеренги, и она прошептала мне: «Вера, я не знаю… все кончено…» Я закрыла глаза, чтобы не видеть, как ее обыскивают, но каким-то фантастическим образом, они его не заметили.
Когда нас привозили, нам выдавали ужасную черную одежду, платье, сшитое из грубой материи, которая напоминала огромный колокол, с очень длинными рукавами и без воротника. Оно намеренно было сшито уродливо. Я и многие русские женщины просто смирялись с нашей долей. Мы надевали эти вещи, и нам было все равно, но немки, особенно девушки, пытались их приукрасить. Если они находили кусок разбитого стекла (о ножах и ножницах не могло быть и речи), им удавалось как-то разрезать и перешить эти бесформенные изделия в некое подобие платья. У нас не было иголок, но они использовали рыбьи кости, а нитки они брали из дырок в своих хлопковых или шерстяных чулках. С помощью этого им удавалось сделать то, что в понятии заключенных было «элегантным платьем», с подобием пояса и укороченными рукавами, так что они выглядели достаточно женственно. Это раздражало начальство, среди которого были все мужчины, а один из охранников, украинец, обычно говорил: «Эй, вы… вы думаете, что вы женщины? Вы не женщины, вы змеи ползучие. Все вы будете здесь до самой могилы, и думать не пытайтесь, как бы выглядеть покрасивее. Всем вам суждено оставаться с нами здесь, так несите свое наказание со смирением». Я никогда не пыталась менять свое одеяние, поэтому он указывал на меня и говорил: «Посмотри на нее, она знает, что она сделала, она преступница и не пытается этого скрыть». Так что в какой-то мере, наверное, я была «любимчиком».
Так что мы были змеями ползучими и работали семь дней в неделю по четырнадцать часов в день без выходных. Только после смерти Сталина нам дали выходной в воскресение. Никакой праздник был просто немыслим. Мы «преступницы», замышлявшие преступления «против народа, против Родины», даже и подумать не могли, чтобы иметь советские праздники, такие как день Великой Октябрьской Революции или Первомай. Преступники не имели права радоваться торжеству народа над своими врагами.
Так что в таких условиях никто и не мог подумать, что можно отмечать такой великий праздник как Рождество. Но его отмечали каждый год, и я имела счастье присутствовать на этом праздновании на протяжении шести лет в разных лагерях. В разных лагерях, потому что нас часто переводили. Территория вдоль железной дороги была поделена на зоны, и в каждой зоне был лагерь с сотнями заключенных. Мы не могли сообщаться ни с кем из другой зоны. Было такое правило, чтобы мы не заводили друзей, и чтобы помешать этому, они переводили нас через каждые шесть месяцев или каждый год. Я была в Красноярской области на линии Братск-Тайшет.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 23:01:31 | Сообщение # 2851
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Рождество в Гулаге. «Бог был среди нас»
Празднование Рождества
Но наши рождественские празднества свидетельствовали, что в людях нельзя уничтожить стремление к чему-то поистине небесному. Им нельзя овладеть, возможно, потому, что оно слишком возвышенно, но мы все ощущали его наличие.
Несмотря на то, что в каждом лагере празднования различались, огромная духовная чистота праздника была одинаковой, чего я не испытывала с раннего детства. Такое возвышенное чувство единства, братства и любви! Когда я восстанавливаю в памяти эти картины, мне кажется, что эти празднования были на самом деле самыми духовными, самыми трогательными и самыми близкими к Богу. Мы чувствовали, что Бог был среди нас.
Но примечательно, как шло приготовления к этим празднествам. Каждое празднование требовало много энергии, терпения, смелости и стойкости, и каждый шаг к празднованию был опасен. Приготовления начинались первого октября, когда в Сибирь приходили первые морозы, а вскоре за ними выпадал снег. Поскольку большинство женщин в лагере было из России или Украины, верующих называли «монашками». Они были не монахини, а просто религиозные женщины из деревень, чье преступление состояло в том, что они протестовали против закрытия церквей. Они вступали в спор с теми, кто приходил закрывать церкви, и их арестовывали. Их забирали от своих мужей, детей и внуков, и они были приговорены как «контрреволюционеры», пытавшиеся разрушить будущее процветание советского общества. Эти женщины были инициаторами праздника, и какая же тесная связь была между ними! Они помогали друг другу в самых трудных обстоятельствах – с едой, с получением продовольствия из домашних посылок, и даже с получением одежды из закрытого «гардероба».
За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки, сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. Все это было аккуратно отсортировано и спрятано, как правило, в сугробах во дворе, потому что каждый угол в лагере тщательно обыскивался. Ночью, когда вся охрана отправлялась по домам за пределы лагеря, печь продолжала гореть, потому что был ужасный мороз. Так что по ночам за недели наперед эти женщины готовили на печи в бараке множество всяких угощений. Они готовили кутью из пшеницы, сладкое кушанье из зерен с сахаром или медом и сухофруктами, которое мы обычно используем во время поминальных и праздничных дней. Они делали замечательные пирожки со смородиной. Они приготовляли сушеный картофель так, что он казался восхитительным. Но делали они это с осторожностью и благоразумием, а потом все припрятывали. Если охрана случайно обнаруживала эти свертки, их яростно уничтожали, а ответственную женщину наказывали.
Но к великому дню Рождественского Сочельника все было готово. Конечно, нам также нужна была Рождественская елка. Одна из бригад заключенных работала на лесоповале. В назначенный день каждая женщина из этой бригады прятала маленькую елочку под своей арестантской одеждой. В воротах лагеря их тщательно обыскивали, находили елочки в большом количестве и ломали их. Но был жесточайший холод, и для обыска бригады в конвое было всего три охранника, а женщин больше пятидесяти. Пока одну из них обыскивали, две или три проходили позади нее. Так что в Рождественский Сочельник в каждом бараке была елка. Другая бригада трудилась на обработке слюды, прозрачного как стекло минерала, а частички слюды сверкали и блестели. Так вот, из производственного цеха, где они трудились весь день, эти женщины приносили маленькие кусочки слюды для украшения.
Конечно, столы тоже нужно было чем-то покрыть. Но столы были очень длинные, за каждым умещалось восемьдесят человек, и представить себе скатерти такой длины было просто нереально. Но на протяжении месяцев в разные дни женщины умудрялись раздобыть простыню, которую забирали из запертой кладовой, говоря: «Понимаете, моя наволочка вся разодрана, я не могу спать на голом сене». Ладно, ей выдавали простыню.
Таким образом, в Рождественский Сочельник в каждом бараке, во всю длину стола лежали скатерти из белых простыней. На каждом столе была сверкающая елка, которая сияла частичками слюды и красивой звездой из цельной слюды. Почти каждый день на протяжении осени, столовая недосчитывалась столовых приборов, так что к Рождеству был полный комплект мисок, ложек и кружек к банкету. Вы не представляете, как это было трудно, потому что бараки очень часто обыскивали, и если они находили под подушкой всего лишь одну ложку, она немедленно конфисковалась. Лагерные ложки пересчитывались по мере их возвращения, поэтому раздобыть и спрятать столько ложек, мисок и кружек было большим подвигом. Это устраивали семь или восемь женщин.
Во время ежедневной работы эти женщины часто друг с другом ссорились. Представьте себе, в одном месте собрались русские, украинки, немки. Но в тот вечер, я не могла их узнать. Как ловко некоторым из них удавалось раздобыть еще одно платье из каптерки: «Зачем тебе это платье?» – «Это на 9 октября…» – «Это запрещено…» Но так или иначе, дежурная была тоже из заключенных, и она зависела от остальных, поэтому мало помалу она уступала.
В 10 вечера в Сочельник нас запирали в бараках, и тюремное начальство и охрана уезжали из зоны в свои деревянные дома, которые располагались в двух километрах оттуда. Тюрьма была надежной, поэтому они уезжали без опасений. Конечно, на дворе стоял декабрь, был жуткий холод, и они не хотели приезжать ночью для обысков, поэтому мы знали, что находимся в относительной безопасности. В полночь, женщины, которые осуществляли подготовку стола, похожие в своих платьях на ангелов, по одной подходили к каждому в бараке и очень вежливо приглашали нас к столу: «Будьте добры, присоединяйтесь, присаживайтесь за стол». Приглашали даже коммунистов. Некоторые ворчали: «Это в честь Бога, никакого Бога нет», но все равно приходили, они очень хотели придти, и большинство из них принимало участие в пении.
Есть такая украинская традиция, что в Сочельник за столом должно быть тринадцать перемен блюд, и у нас всегда их было тринадцать. Прекрасные, очень вкусные блюда. Сначала маленькие булочки с изюмом, потом кутья с сухофруктами, затем какое-то вкусное блюдо из вяленой рыбы и потом еще и еще до тринадцати. И все это время елка в центре мерцала частичками слюды.
Надо сказать, что весь этот криминальный мир, эти убийцы и воры, становились такими кроткими и благопристойными. Они сидели друг подле друга на скамьях, и им казалось, что они в раю. Когда наступало время службы, так называемые «монашки», верующие деревенские женщины, которые очень хорошо знали Рождественскую службу, начинали петь. Украинки тоже пели, и пели превосходно! Сначала пели православные, потом немки, поляки, украинские католички, а затем протестантки. Все они пели свои службы. А Евангельское чтение! Я уже упоминала, что почти в каждом бараке, как минимум одна женщина прятала экземпляр Евангелия, которое ей удавалось сохранить после обысков. Каждый год, в каждом бараке было Евангелие, которое читалось в этот день. Я помню одну пожилую немку, которая читала отрывки наизусть, и американку, которая читала по-английски. На каждом языке мы слушали Рождественскую историю. И мы все пели, даже ожесточенные убийцы и воры, все женщины, которые верили во Христа и Рождество.
Было чувство, что ты на небесах. Среди нас было абсолютное духовное единство, как будто все мы из разных групп слились в один голос, величающий Иисуса Христа и величайшее на земле событие. Пели латышки, пели немки свое Stille Nacht , а также полячки, китаянки, эстонки, украинки, армянки, француженки, американки. Все они пели колядки своих стран.
Конечно, в этих ужасных лагерях были очень тяжелые условия, и это никак не способствовало формированию добрых чувств между людьми. Была холодность, раздражительность, несправедливость… естественное влечение к семье, которая была так далеко. Люди зачастую были ожесточены, но в тот момент единственный раз в году мы чувствовали, что на земле воцаряется рай. И мы долгое время потом вспоминали это, говоря друг другу: «А помнишь то-то и то-то… Это было так прекрасно!»
За шесть лет только одна женщина отказалась придти. Она была коммунисткой, копия Троцкого, но одна из женщин принесла ей еду к ее кровати, и она съела. Она говорила: «Эти люди просто невежды. У них нет ни ума, ни культуры… но еда вкусная». Она тоже поучаствовала, но в такой мере, в какой смогла. Впоследствии преступники и многие коммунисты говорили: «Это было так прекрасно. Значит, Бог милостив?» – «Да, да, Бог милостив», – говорили мы. «Он нас простит?» – «Простит, если вы верите правдиво и искренне, и если вы раскаиваетесь, Бог вас простит. Он не такой как начальник тюрьмы. Он совершенно другой».- «Да, – говорили они, – мы это чувствуем».
Все, и молодые, и старые, с разным культурным уровнем и разными профессиями, те, кто обычно казались друг другу чужими, кто часто жестоко ссорился, совершенно переменялись в эту ночь. Мы все знали, что с нами Бог, и в эту ночь эту веру не могла разрушить ни одна земная власть. Мы были счастливы, и даже те, кто имел трудный характер, были рады стать частью одной человеческой семьи, славящей Христа и Его рождение. Это был праздник, который я запомню навсегда, и я знаю, что никакая земная власть не нарушит этого единства.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 23:08:23 | Сообщение # 2852
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Репрессированный провел 18 лет в ГУЛАГе за веру в Бога
Иван Федотов провел 18 лет в лагерях ГУЛАГа, его репрессировали за веру в Бога. Он сидел в лагере вмести с Александром Солжиницыным и другими известными людьми бывшие репрессированные в лагеря ГУЛАГа. Советская власть хотела сломить его веру, его закрывали в карцер на длительное время, но у них не получилось сломить веру в Бога.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 23:29:37 | Сообщение # 2853
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаФадлан ()
Если ты хотел меня "уесть" тем, что я в 1959-м поступил в МГИМО
Вернись на страницу назад и убедись, что это НЕ моя прямая речь! А лишь процитировал автора фразы про твой ВУЗ. С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 23:38:48 | Сообщение # 2854
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Репрессированный провел 18 лет в ГУЛАГе за веру в Бога
Иван Федотов провел 18 лет в лагерях ГУЛАГа, его репрессировали за веру в Бога. Он сидел в лагере вмести с Александром Солжиницыным
Описка, но характерная. С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 23:43:56 | Сообщение # 2855
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Я помню Красную площадь в день победы стран коалиции: люди всех национальностей обнимались – русские, англичане, французы, американцы, даже американские негры, которые были для нас в диковинку. Солдаты и мирное население свободно общались, и поскольку рядом было Американское Посольство, американцы принесли оттуда бочки с вином и все его пили. Они танцевали, обнимались, целовались от радости, что война закончилась. Это было собрание всех наций.
Хотелось бы увидеть на фото эти бочки с американским вином! С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 23:50:11 | Сообщение # 2856
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Вечером, когда мы приходили с работы, нам давали «рыбный суп» – тот же бульон, на поверхности которого плавало несколько крошечных рыбок.
"Крошечные рыбки" при варке за 10 минут развариваются в труху! И после этого верить авторше?! С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 23:55:17 | Сообщение # 2857
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Всю еду приходилось есть ложкой, потому что все острое – ножи, ножницы – было запрещено.
А надо было есть пальцами? С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 00:02:27 | Сообщение # 2858
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Каждый год, в каждом бараке было Евангелие, которое читалось в этот день. Я помню одну пожилую немку, которая читала отрывки наизусть, и американку, которая читала по-английски.
Где же они хранили (и нашли) эти книжонки каждая на своем языке? С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 00:04:14 | Сообщение # 2859
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня;537072
Раз в месяц нам разрешалось получать одну маленькую посылку из дома. Если мы ее получали, там обычно было печенье, немного сахара, мука (пшеничная или ржаная), изюм, иногда немного вяленой рыбы, естественно, никакого мяса или сливочного масла.
Эво-на! Так это рай, а не ГУЛАГ! С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 00:09:07 | Сообщение # 2860
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Все, и молодые, и старые, с разным культурным уровнем и разными профессиями, те, кто обычно казались друг другу чужими, кто часто жестоко ссорился, совершенно переменялись в эту ночь.
А "китайки и кореянки и даже одна японка"? С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 01:56:38 | Сообщение # 2861
28.09.1952 - 23 .05. 2024
Группа: Эксперт
Сообщений: 25596
Статус: Отсутствует
ЦитатаФадлан ()
веришь в правильность и обоснованность тех документов 30-х годов
Речь совершенно о другом. Взять совершенно сдвинутого серийного убийцу. Все у него в голове в бардаке, но одно четко: он убивает женщин только в красном. В одежде любого другого цвета не трогает. Это - его логика, не поняв которую, его не поймать. Тут не имеют значения моральные аспекты, множество т. п. факторов. Главное выявить и понять эту логику, суть. В случае же с попами она заключается в следующем. По Вашим ошибочным представлениям, попов репрессировали за то, что они попы. Ничего подобного вообще. Я только что привел документ, предписывающий прямо обратное. Элементарно было тройке поставить к стенке партийного аппаратчика любого уровня по обвинению, ложному или неложному (неважно) в троцкизме. Потому что троцкизм квалифицировался автоматически как участие в контрреволюционном заговоре. Попа обвинить в таком заговоре более, чем смешно. Какой из попа троцкист? А по другому арестовать его, когда он находился на свободе, то четко прописано в приказе, невозможно. Только если при наличии фактов, подтверждающих его участие в контрреволюционной организации. Эту организацию, если ее реально не существовало, оставалось выдумывать. Это канитель. Нужно привлекать кучу народа, выбивать самооговоры, оговоры других и т. п. Да так, чтобы в их показаниях не было противоречий друг другу. А с одиночкой, обвиняемым в троцкизме, ничего этого делать не требовалось. Выявили троцкиста. Настоящего или по навету, совсем неважно. Дальше хватай арестовывай всех, кто у него дома бывал (друзья и пр.), вот тебе и к/р организация. По этой причине овчинка возни с попами выделки не стоила. Поскольку была поставлена задача за кратчайшие сроки представить тройкам обвинения на максимально большое число людей. И кто больше арестовывал, выявляя во главе заговорщицких организаций людей все более высоких рангов, тот быстрей повышался в звании, получал др. т. п. поощрения. Ясное дело, что чем выше деятель, тем круг контактировавших с ним лиц шире, притом самых разных - простых рабочих, крестьян, служащих и достаточно высокопоставленных. Отсюда и организация покрупнее и поопаснее. А что взять с попа? Любви к советской власти от него ожидать не приходится. Круг его общения может быть широким. Но требуется доказать именно активную антисоветскую деятельность и именно по коллективному сговору. С троцкистом, настоящим или мнимым, нет ничего проще. Тут одного такого звания троцкиста выше крыши хватает. А с попом уже совершенно не так. Понятно? Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Суббота, 20 Февраля 2016, 02:27:05
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 02:06:05 | Сообщение # 2862
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
ЦитатаNestor ()
Попа обвинить в таком заговоре более, чем смешно.
Смешно говоришь? Ну,ну...
Расстрелянные за веру
История православной Церкви в Крыму в XX столетии насыщена трагическими событиями. После падения российской монархии на территории полуострова сменилось несколько политических режимов, каждый из которых по-разному выстраивал свои отношения с духовенством и верующими. При этом, несомненно, наибольшей враждебностью к православию характеризовалась политика советских правительств. За время Гражданской войны большевики занимали Крым трижды, и всякий раз установление "рабоче-крестьянской" власти сопровождалось жестокими репрессиями против священнослужителей, грабежами и осквернением храмов.
Важно отметить, что эти преследования не были исключительно местной инициативой. Воинствующее безбожие лежало в основе большевистской идеологии, провозгласившей своей целью осуществление мировой революции и объявившей религию "наследием эксплуататорских классов".
Наглядной иллюстрацией этому служат многочисленные высказывания В.И.Ленина, требовавшего "бороться с религиозным туманом" и призывавшего уничтожить "контрреволюционное духовенство", применив к нему "беспощадный массовый террор".
Первые убийства православных священнослужителей в Крыму произошли уже в декабре 1917 г. Так, в ночь с 19 на 20 декабря 1917 г. в Севастополе был убит настоятель военной Свято-Митрофаниевской церкви на Корабельной стороне протоиерей Афанасий (Чефранов). Священника расстреляли на паперти храма.
В декабре 1917 г. неподалеку от Севастополя революционные матросы казнили архиепископа Иоакима (Левицкого); тогда же в своей квартире был убит другой священнослужитель - отец Исаакий Попов.
Начавшись в Севастополе, большевистский террор вскоре распространился на другие города Крыма. 14 января 1918 г. Симферопольском уезде красногвардейцами был убит настоятель Покровского храма села Саблы протоиерей Иоанн Углянский. Издевательски поинтересовавшись у настоятеля, почему у него на лампаде лента зеленая, а не красная, "вершители революционного правосудия" вывели священника на церковный двор и расстреляли. Собрав сельских жителей, красногвардейцы запретили под страхом смерти предавать тело отца Иоанна земле, сказав: "Пусть его собаки съедят". Рискуя жизнью, сельчане нарушили этот запрет, и перенесли тело убиенного с места казни к дому, где оно, слегка присыпанное землей, пролежало в течение двенадцати дней. Только 28 января останки священнослужителя были перевезены в Симферополь и захоронены по христианскому обычаю. В некрологе, напечатанном в "Таврических епархиальных ведомостях", говорилось, что отец Иоанн стал жертвой "тех темных сил, которые в революционное время обыкновенно направляют свои удары против христианства, Церкви Христовой и ее служителей".
Длившиеся на протяжении нескольких месяцев жестокие убийства, погромы и грабежи, прекратились только весной 1918 г., после занятия полуострова войсками кайзеровской Германии.
* * *
Следующая попытка установления советской власти в Крыму была предпринята в апреле-мае 1919 г.
Краткий период пребывания коммунистов у власти ознаменовался новыми гонениями на Православную Церковь. Одним из своих первых декретов правительство провозглашенной Крымской Советской Социалистической Республики национализировало монастырские земли. Наряду с этим, имели место и убийства священнослужителей.
Так, в апреле 1919 г., за несколько дней до наступления Пасхи, красноармейцами был зверски убит настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Армянске протоиерей Владимир Веселицкий. Священника отвели на пустырь, веревками привязали к столбу и подвергли мучительным пыткам. После многочасовых истязаний его обезображенное тело бросили на городской площади и запретили хоронить. Но православные жители Армянска нарушили этот запрет и на следующий день перед заходом солнца погрузили останки отца Владимира на телегу, укрыли от посторонних глаз травой и соломой и похоронили на городском кладбище.
Оставив полуостров под натиском деникинских войск в июне 1919 г., красные вновь (на этот раз окончательно) заняли его осенью 1920 г. Практически сразу в Крыму развернулась кампания всеобщего истребления, оставившая далеко позади все прежние ужасы.
Тысячи людей были расстреляны, столько же было утоплено, повешено либо погребено в земле заживо. Уничтожались без счета поверившие обещаниям об амнистии и не эвакуировавшиеся за пределы страны солдаты и офицеры армии Врангеля, сестры милосердия, чиновники, учителя и врачи. Не избежали общей участи и многие православные пастыри.
4 декабря 1920 г. в Феодосии постановлением "тройки" Особого отдела ВЧК 13-й армии по обвинению в "активной помощи контрреволюции в ее борьбе за свержение власти пролетариата" к расстрелу были приговорены священники Виктор Толковид и Алексей Родионов; 16 декабря 1920 г. за "произнесение в храме проповедей, направленных на дискредитацию советской власти" феодосийской ЧК был расстрелян священник Екатерининской церкви села Сарыгол протоиерей Андрей Косовский. Аналогичная участь постигла последнего директора алупкинской климатической колонии для учителей церковно-приходских школ протоиерея Константина Аггеева. 2 января 1921 г. священника приговорили к расстрелу. 5 января 1921 г. в Евпатории "за публичное осуждение репрессий" был расстрелян 72-летний священник Владимир Сластовников.
13 февраля 1921 г. в Бахчисарае по обвинению в угрозе физической расправой председателю местного революционного комитета был арестован священник Иван Спано. Арест священнослужителя вызвал многочисленные протесты со стороны населения. Ежедневно в Особый отдел приходили толпы людей и требовали освобождения арестованного. Несмотря на это, 12 марта 1921 г. "тройка" Особого отдела ВЧК 4-й армии вынесла постановление, согласно которому Спано и вступившиеся за него члены церковного совета В.Х. и С.К. Канаки подлежали расстрелу.
Массовые убийства в Крыму продолжались до мая 1921 г., после чего их волна стала понемногу спадать.
* * *
Многочисленные несчастья и беды, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь в годы Гражданской войны, были только началом развернутых властью жестоких гонений. Ужас развязанной большевиками братоубийственной бойни Церкви удалось пережить, в основе своей оставшись несокрушенной. Именно поэтому сразу же после окончания боевых действий властями разрабатываются коварные планы искоренения религии в Советской России. При этом главный удар предполагалось нанести именно по православию, которое расценивалось Лениным и его окружением как исключительно враждебная режиму оппозиционная сила, все еще располагающая значительными материальными ценностями, и, несмотря на репрессии и унизительные декреты, по-прежнему обладающая огромным влиянием на помыслы и души людей.
Удобным предлогом для наступления на религию стал охвативший страну чудовищный голод.
23 февраля 1922 г. советским правительством был принят декрет о принудительном изъятии церковных ценностей. Стараясь не отставать в столь важном революционном деле от центра, 4 марта 1922 г. II сессия КрымЦИК постановила: немедленно изъять все ценности из монастырей и церквей.
30 марта 1922 г. вышло распоряжение, предписывающее всем православным храмам в течение 36 часов с момента получения циркуляра опечатать все ценности, сдать их в Наркомфин и сообщить об исполнении в 6-часовой срок.
А поскольку за время революции и Гражданской войны все храмы епархии были в той или иной степени обворованы, к циркуляру было сделано дополнение, согласно которому лица, являющиеся хранителями церковных ценностей "по своему юридическому или фактическому положению", привлекались к ответственности "наравне с совершителями краж".
С самого начала мероприятия власти встретили глухое сопротивление священников и мирян. Так, в Симферополе в Александро-Невском кафедральном соборе работа комиссии по изъятию несколько раз прерывалась возмущенными прихожанами, не желавшими безучастно взирать на святотатство. Аналогичными трудностями сопровождалось изъятие в других храмах. Несмотря на это, безбожники продолжали свое черное дело, и вскоре из храмов епархии было изъято все, что возможно.
В это же время в Крыму состоялся ряд показательных судебных процессов над православными священнослужителями, которых обвиняли в сокрытии церковных ценностей, подделке документов и кражах, а также ведении антисоветской агитации. После недолгого судебного разбирательства священников приговаривали к различным срокам тюремного заключения либо высылали из Крыма.
В частности, подобная участь постигла архиепископа Димитрия (Абашидзе), к этому времени устранившегося от управления делами епархии и принявшего монашеский постриг. Арестованный в апреле 1923 г., владыка был выдворен в Киев. Не менее драматично сложилась судьба других священнослужителей. 1 декабря 1922 г. ревтрибунал при КрымЦИК приговорил к 8 годам лишения свободы преемника владыки Димитрия - архиепископа Никодима. Отсидев почти год в нижегородской тюрьме, владыка был выпущен по амнистии, после чего в течение 2-х лет пробыл в ссылке. В июне 1926 г. архиепископ приехал в Москву, где вскоре был вновь арестован. 4 апреля 1927 г. в Керчи по обвинению в антисоветской агитации был арестован священник греческой церкви, Иосиф Куницкий. Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 17 февраля 1928 г. священник был выслан из Крыма.
* * *
Следующее наступление большевиков на религию началось в 1929 г. В отправленной на места директиве за подписью Лазаря Кагановича религиозные организации назывались единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этот документ положил начало массовым арестам священников и мирян, закрытию и разрушению храмов.
Особенно страшный удар по православию в Крыму был нанесен в 1937-1938 гг. Именно в этот период список репрессированных служителей Церкви, более чем за все предыдущие годы, пополнился множеством новых имен. К сожалению, формат публикации не позволяет перечислить всех пастырей, погибших в то суровое время. Назову только некоторых из них.
1 декабря 1937 г. как "член контрреволюционной группы церковников" к расстрелу с конфискацией имущества был осужден священник ялтинского Александро-Невского собора, Дмитрий Киранов.
В июле 1937 г. в Симферополе был арестован иеромонах Владимир Пищулин. Обвиненный в антисоветской агитации (критиковал советскую Конституцию, указывал на антихристианский характер марксизма, выражал недовольство по поводу его превращения в"непреложную и обязательную для всех истину, подносимую на штыках и вдалбливаемую в сознание граждан-рабов прикладами"), 10 декабря 1937 г. священнослужитель был приговорен к расстрелу.
10 февраля 1938 г. на основании постановления "тройки" НКВД Крымской АССР по обвинению в "распространении клеветнических слухов о жизни народов СССР" был расстрелян иеромонах Варфоломей Федорович Ратных. Вся вина священнослужителя состояла лишь в том, что он не убоялся написать правду о жизни в Советском Союзе, от которой "сколько страдают, сколько слезы проливают. И даже кто не христианин. Нас же, христиан, лишают всего..."
14 февраля 1938 г. к расстрелу за "контрреволюционную деятельность" были приговорены священник Покровской церкви в Судаке протоиерей Иоанн Блюмович и священник симферопольской Свято-Троицкой церкви протоиерей Николай Мезенцев.
К июню 1941 г. церковная жизнь Крыма подверглась разгрому. Многие храмы епархии были превращены в хранилища и сельские клубы, либо разрушены; святыни - безвозвратно утрачены. Но самое страшное - погибли десятки просвещенных и ревностных пастырей, истинных подвижников благочестия. Таково было отношение властей к православию накануне начала войны с нацистской Германией. Жестокие поражения первых месяцев, в результате которых войсками противника были заняты огромные территории, заставили советское руководство несколько пересмотреть свое отношение к духовенству и верующим.
И хотя репрессии против православных священнослужителей продолжали осуществляться и в этот период, они уже не принимали столь массовый и жестокий характер, каков им был присущ в 20-30-е годы.
Подписи к фотографиям:
1. Архиепископ Иоаким (Левицкий) 2. Протоиерей Константин Аггеев 3. Архиепископ Димитрий (Абашидзе) 4. Александро-Невский собор в Ялте. Февраль 2009 г. 5. Выписка из акта о расстреле иеромонаха Варфоломея (Ратных). 6. Выписка из протокола заседания "тройки" НКВД Крымской АССР по делу иеромонаха Варфоломея (Ратных).
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 02:18:55 | Сообщение # 2863
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 г. было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 г. арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 г. арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 г. арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 г. арестовано 4 000, расстреляно 1900 (Яковлев. С. 94–95). В одной Тверской обл. было расстреляно только в 1937 г. более 200 священников, а в Московской – около 1000.
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 02:36:09 | Сообщение # 2864
28.09.1952 - 23 .05. 2024
Группа: Эксперт
Сообщений: 25596
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
136 900 православных священно- и церковнослужителей
Как я уже отмечал, по переписи 1917 г. их столько в наличии не было физически. Всего на всю страну вместе с членами семей насчитывалось 240 тыс. Многие из них эмигрировали, создав за рубежом РПЦЗ. Многие естественным образом ушли в мир мной до 1937 г. Поскольку были в преклонном возрасте. Так что приведенные цифры попросту побрехушки, взяты не из оригинальных следственных дел, не по реальным приговорам, а из состряпанных ведомством Геббельса и т. п. забугорными подрывными службами книжек. Из таких источников Солженицын вывел и обнародовал цифру 70 миллионов расстрелянных большевиками. В т. ч. якобы более сотни тысяч попов. Будьте здоровы!
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 02:41:31 | Сообщение # 2865
28.09.1952 - 23 .05. 2024
Группа: Эксперт
Сообщений: 25596
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
В июле 1937 г. в Симферополе был арестован иеромонах Владимир Пищулин. Обвиненный в антисоветской агитации (критиковал советскую Конституцию, указывал на антихристианский характер марксизма, выражал недовольство по поводу его превращения в"непреложную и обязательную для всех истину, подносимую на штыках и вдалбливаемую в сознание граждан-рабов прикладами"), 10 декабря 1937 г. священнослужитель был приговорен к расстрелу.
Предположим. Но причем тут вообще его вера и принадлежность к поповскому сословию? Его что, за такую позицию и деятельность надо было Орденом Ленина наградить, что ли, по-Вашему? Если человек явно активно народ против власти бунтует, она под него подстелиться должна из-за того, что он поп? Это не власть, а недоразумение сплошное было бы. Будьте здоровы!
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 03:07:41 | Сообщение # 2866
28.09.1952 - 23 .05. 2024
Группа: Эксперт
Сообщений: 25596
Статус: Отсутствует
ЦитатаSokol ()
Геннадий, но ведь кто-то должен был творить и созидать.
Например, во фронтовых театрах. Такие были. В частности, театр Балтфлота. Всю блокаду служил от звонка до звонка, представляя фронтовикам свои спектакли, даря им немного радости, которой так не хватало. Будьте здоровы!
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 03:40:56 | Сообщение # 2867
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
ЦитатаГеннадий_ ()
Вернись на страницу назад и убедись, что это НЕ моя прямая речь! А лишь процитировал автора фразы про твой ВУЗ.
Вернулся. И что увидел? Цитирую тебя и именно тебя: " А это не при нем твой отец вернулся из плена? На Колыме был? Или тебе в мандатной комиссии МГИМО "зарубили" документы? (на твоего папу глядя...). "
Как пел наш известный Бард: "Но тут опять малец с поправкой влез... Ты спутал, дядя!..."
ЦитатаNestor ()
По Вашим ошибочным представлениям, попов репрессировали за то, что они попы. Ничего подобного вообще.
Ну, понятное дело, ты жил и до сих пор продолжаешь жить в совершенно другой стране... Там не было ни "Большого террора", ни разнорядок по репрессиям, ни ГУЛАГа... Одним словом, ты жил и продолжаешь жить в райских кущах, где "гуляют усi дiвки та гупцюют парубки..."
ЦитатаГеннадий_ ()
Эво-на! Так это рай, а не ГУЛАГ!
Если тебя так на такую райскую жизнь потянуло, то уж, пожалуйста, отправляйся туда сам. Без нас. Во всяком случае без меня!...
ЦитатаNestor ()
Цитата Sokol () Геннадий, но ведь кто-то должен был творить и созидать.
Например, во фронтовых театрах. Такие были. В частности, театр Балтфлота. Всю блокаду служил от звонка до звонка, представляя фронтовикам свои спектакли, даря им немного радости, которой так не хватало.
Смешно до слез! Так таких актеров как Георгий Жженов вообще не выпускали из лагерей! Он элементарно не мог выйти за лагерные ворота! В очередной раз удивляюсь твоим нравоучительным сентенциям, Ты никак не можешь уяснить такое понятие, что люди "сидели"... Василий Иванович Колотуша
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 03:45:13 | Сообщение # 2868
28.09.1952 - 23 .05. 2024
Группа: Эксперт
Сообщений: 25596
Статус: Отсутствует
ЦитатаНика ()
Те, кто на своем месте делает свое дело - тоже цвет нации... Иногда умереть легче, чем жить...
Сколько у нас развелось гуманистов и все о войне знающих умников, прям жуть. Наступление гитлеровцев на Москву в конце осени 1941 г. по Старокалужскому шоссе было остановлено следующим образом. Подошли немцы к рубежу, от которого до Кремля оставалось километров 60, в районе Крестов. Наступать, в принципе, могли бы и дальше, если б имели высокий моральный дух, достаточно техники, провианта, теплой одежды и боеготовых бойцов. Но обморожения поражали до 80% личного состава, из-за чрезмерной растянутости тылов питание на линию фронта поставлялось не ежедневно, отсюда в строю появились дистрофики. И т. д. С нашей стороны было получше и, казалось бы, дело улучшалось тем, что из окружения на нашу сторону фронта прорывались окруженцы, бежавшие пленные. Но тоже изможденные, обмороженные, в большинстве без оружия. А это в действительности скорей обуза. Ждали подкреплений, они поступали, но неравномерно. На какие-то участки фронта погуще, на какие-то пожиже. И бывало так, что прибывали, например, ополченцы из столицы с муляжами винтовок. Не поступало для них стрелковое оружие вовремя. И вот они с этими палками растягивались по линии фронта. Издалека же не разглядеть, настоящие у них винтовки или не настоящие. А самих солдат много. Ну-ка сунься на них - как курей постреляют, кажется. Так вот по сути без оружия, без боевой выучки на рубеже продержали на той линии немцев дней с 10. А затем подъехали нормальные вооруженные и подготовленные подкрепления из Сибири. И пошли немчуру гнать назад. Вот и разбирайтесь теперь, что было легче по существу дела тем ополченцам - умереть или выжить? Цвет они нации или не цвет? Ведь под верную смерть себя подставляли и выполнили успешно поставленную перед ними боевую задачу. Замечу еще: на пузе лежать так долго в мороз занятие не самое приятное. Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Суббота, 20 Февраля 2016, 03:53:53
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 03:52:30 | Сообщение # 2869
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
ЦитатаNestor ()
Вот и разбирайтесь теперь, что было легче по существу дела тем ополченцам - умереть или выжить? А ведь под верную смерть себя подставляли.
Я так понимаю, что Ника за себя свое слово скажет. Я же сугубо предварительно выскажу свое суждение: до такого положения дел мы докатились благодаря одному - единственному "величайшему гению всех времен и народов"... Василий Иванович Колотуша