• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
Авиации СГВ форум » ИСТОРИЯ АВИАЦИ И ПВО » ИСТОРИЯ АВИАЦИИ и ПВО » Американский "Шаттл" и советский "Буран"
Американский "Шаттл" и советский "Буран"
СаняДата: Вторник, 17 Апреля 2012, 20.59.26 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Шаттл "Дискавери" отправился в музей


Астронавты попрощались с легендарным челноком




Шаттл "Дискавери" - старейший из космических челноков НАСА - покинул Космический центр имени Кеннеди во Флориде и на борту грузового "Боинга-747" отправился в ангар Смитсоновского института неподалеку от американской столицы, сообщает АР.

Перед тем, как взять курс на север, шаттл на борту самолета сделает прощальный круг над космодромом. "Дискавери" слетал в космос в последний раз и благополучно вернулся на землю около года тому назад. Теперь он станет первым из трех шаттлов НАСА, которым предстоит занять место в музеях. Программа космических челноков была закрыта минувшим летом. Планируется, что осенью шаттл "Индевор" займет свое место в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе, после чего "Атлантис" выставят на всеобщее обозрение в Космическом центре имени Кеннеди.

Попрощаться с "Дискавери" прибыла делегация из шести астронавтов, которые были последним экипажем корабля. С 1984 года челнок побывал в космосе 39 раз - больше, чем остальные шаттлы. Он является старейшим челноком НАСА и первым музейным экспонатом такого рода.

"Хорошо еще раз посмотреть на этот шаттл, приятно осознавать, что у "Дискавери" будет хороший дом, - сказал астронавт НАСА Стив Линдси, последний командир "Дискавери". - Но все-таки грустно... грустно, что программу закрыли".

"Союзы" вместо шаттлов

Причина прекращения полетов шаттлов - выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на подготовку и обслуживание космических челноков. Летать на американских шаттлах слишком рискованно, а потому необходимо списать их как можно скорее, заменив на корабли нового поколения. С таким заявлением выступил еще несколько лет назад глава специальной комиссии по расследованию причин катастроф космического шаттла "Колумбия" Гарольд Геман.

Последним шаттлом, побывавшем в космосе, стал "Атлантис", благополучно приземлившийся в августе 2011 года. После этого доставка космонавтов и астронавтов полностью легла на плечи российских пилотируемых кораблей "Союз". Ранее НАСА и Роскосмос подписали дополнительные соглашения на 753 миллиона долларов, продлевающие контракт на доставку астронавтов на МКС до 2016 года: корабли "Союз" в 2014-2015 году доставят на станцию 12 астронавтов из США, Канады, Японии и Евросоюза, а в 2016 году обеспечат их возвращение на Землю. Кроме того, контракт предусматривает оказание услуг по тренировке, послеполетной реабилитации, медицинскому обследованию и прочему обслуживанию астронавтов.

Российские "Союз" обязуются брать также определенное количество груза. Это связано с транспортировкой членов экспедиции на МКС и обратно. Также на российскую сторону ложится ответственность за ликвидацию отходов. Разрешенный объем груза на одного человека составит примерно 110 фунтов (50 килограммов) при полете на станцию, примерно 37 фунтов (17 килограммов) на обратном пути, и объем мусора приблизительно 66 фунтов (30 килограммов).

My WebPage


Qui quaerit, reperit
 
Владимир-АрхивариусДата: Вторник, 17 Апреля 2012, 21.48.06 | Сообщение # 2
Группа: Поиск
Сообщений: 690
Статус: Отсутствует
Добрый вечер.
Молодцы, нечего сказать.
А судьба нашего "Бурана"?


С уважением, Владимир-Архивариус.
 
СаняДата: Вторник, 17 Апреля 2012, 22.28.44 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Владимир-Архивариус,
Один на МАКС был!)))

Авиасалон МАКС-2011 (Международный Авиакосмический Салон) открылся под Москвой.
Там был выставлен корабль многоразового использования "Буран".
С одной стороны, которая видна зрителям, корабль как новенький, как будто только сошел с конвейера.
А вот с другой открывается совсем другая картина...





http://trinixy.ru/60420-buran-na-aviasalone-maks-2-foto.html

http://badnews.org.ru/news/sudba_burana/2011-07-03-8383


Qui quaerit, reperit
 
Владимир-АрхивариусДата: Вторник, 17 Апреля 2012, 23.03.04 | Сообщение # 4
Группа: Поиск
Сообщений: 690
Статус: Отсутствует
Что-то моё сообщение потерялось.
Да ладно.
Посмотрел на эту картинку.
http://www.buran.ru/images/jpg/mb_06-12_50-300mm.jpg
Сравнил с тем, что сегодня показывали по ящику.
Грустно стало.
Чем мы хуже?


С уважением, Владимир-Архивариус.
 
Владимир-АрхивариусДата: Вторник, 17 Апреля 2012, 23.03.44 | Сообщение # 5
Группа: Поиск
Сообщений: 690
Статус: Отсутствует


С уважением, Владимир-Архивариус.
 
Владимир-АрхивариусДата: Вторник, 17 Апреля 2012, 23.04.47 | Сообщение # 6
Группа: Поиск
Сообщений: 690
Статус: Отсутствует
Модераторы, сожмите картинку, пожалуйста.

Вопрос. А где наш Буран, летавший в космос?


С уважением, Владимир-Архивариус.
 
СаняДата: Вторник, 17 Апреля 2012, 23.09.58 | Сообщение # 7
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Владимир-Архивариус,
Quote (Владимир-Архивариус)
Вопрос. А где наш Буран, летавший в космос?


Сгорел на Байконуре при пожаре в ангаре.
В 2002 году случилась авария - в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре, где хранился «Буран», произошло обрушение крыши. Летательный аппарат был разрушен. Вот такой печальный конец у этой славной страницы советского ракетостроения.


Qui quaerit, reperit
 
Владимир-АрхивариусДата: Вторник, 17 Апреля 2012, 23.21.27 | Сообщение # 8
Группа: Поиск
Сообщений: 690
Статус: Отсутствует
Вот об этом и было моё не попавшее на форум сообщение.
Сгореть он не сгорел, но сильно пострадал.
Спросить бы Роскосмос, где его (Бурана) останки?


С уважением, Владимир-Архивариус.
 
СаняДата: Вторник, 17 Апреля 2012, 23.37.22 | Сообщение # 9
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Владимир-Архивариус,
Летавший погиб безвозвратно!Но,есть на Байконуре еще два макета:

Третий и четвертый макеты находятся в Байконуре, вот о судьбе одного из них я и хочу рассказать в форме фотоотчёта.

http://funkys.ru/?p=9515



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Вторник, 17 Апреля 2012, 23.42.40 | Сообщение # 10
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Судьба экземпляров нашего "шаттла" такова.


Самая грандиозная советская программа «Энергия-Буран» оставила после себя немало материальных следов – громадные стартовые комплексы, циклопические монтажные корпуса, сотни километров кабельных каналов и другие сооружения. Однако самыми интересными в этой программе были «Бураны» – мощные космические самолеты, гордо восседающие на «Энергии» при вывозе на старт и с бешеным ревом устремляющиеся в космос при запуске. Увы, лишь один «Буран» побывал в космосе. Остальные так и не поднялись в небо.
Всего в СССР изготавливалось восемь полноразмерных макетов планеров «Буран» для проведения различного вида испытаний и пять летных образцов. На космодром Байконур было доставлено два макета и два летных образца «Буранов».
В декабре 1983г на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур совершил посадку самолет ВМ-Т с первым макетным кораблем ОК-МЛ-1, а в августе 1984г – со вторым макетным кораблем ОК-МТ. В декабре 1985г испытатели космодрома получили и первый летный «Буран», с которым сразу же развернулись напряженные работы практически в круглосуточном режиме. К моменту закрытия программы (начало 1990-х годов) было построено или велось строительство пяти летных экземпляров корабля "Буран"



изделие 1.01 - Первый орбитальный корабль, совершивший полет в космос в 1988г, был утерян 12 мая 2002г при обрушении кровли монтажно-испытательного корпуса на площадке 112. Причем разрушение было настолько основательным, что, когда специалисты после аварии вошли в здание МИКа, они поначалу даже не могли найти его обломков – металлические конструкции крыши порубили «Буран» на куски, а бетонные плиты разбили их на мелкие фрагменты. При разборе завалов остатки «Бурана» были вывезены вместе с обломками кровли.
изделие 1.02 - должен был совершить второй полет в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией "Мир". 16 мая 1991 г. он был вывезен на левую пусковую установку стартового комплекса площадки 110. В течение двух недель были отработаны режимы заправки орбитального корабля и экстренная эвакуация экипажа – планировалось, что в 1993 г. старт «Энергии» со вторым орбитальным кораблем будет уже пилотируемым. 30 мая «Энергию» с орбитальным кораблем сняли со стартового комплекса и вернули в МИК для продолжения подготовки. Однако до старта этого корабля дело не дошло – развал СССР, а вслед за ним и всей космической кооперации, нехватка средств поставили крест на дорогостоящей программе. Кстати, испытатели космодрома утверждают, что второму орбитальному самолету должны были дать имя «Буря», продолжая «ветровую» тематику в названиях кораблей. Сейчас этот планер хранится в монтажно-заправочном корпусе (МЗК) на площадке 112А космодрома. Там же находится и технологический (примерочный) макет №4МТ. Еще один примерочный макет – ОК-МЛ1, предназначавшийся для частотных прочностных испытаний, ранее хранившийся в МИКе пл. 254, перевезен для открытого хранения на площадку огневых испытаний орбитального корабля – ОКИ ОК.
изделие 2.01 - степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30-50 %. В настоящее время находится в цехах Тушинского машиностроительного завода.
изделие 2.02 - был готов на 10-15 %. Разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода.
изделие 2.03 - задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода.
Теоретически возможно использование изделий 1.01 и 1.02 для осуществления космических полетов, а также достройка изделия 2.01, но с технической точки зрения это представляется малореальным, так как практически полностью ликвидирована стендовая база, необходимая для проверки кораблей и их оборудования. А авария может свести на нет и теоретическую возможность.
К моменту закрытия программы в различной стадии готовности находились не менее пяти ракет-носителей "Энергия". Две из них в не заправленном состоянии до сих пор хранятся на космодроме Байконур и являются собственностью Казахстана. Три находились на различных стадиях строительства на стапелях НПО "Энергия" (ныне РКК "Энергия"), но после закрытия работ задел был уничтожен, уже изготовленные корпуса ракет либо разрезаны, либо выброшены на задний двор предприятия, где продолжают пребывать до сих.
Рассматривалось несколько вариантов дальнейшего использования трех оставшихся образцов «Бурана», в частности – в качестве памятника в Байконуре или других городах России. Однако при проработке вопросов транспортировки выяснилось, что осуществить это довольно сложно: у макета, стоящего на открытой площадке, для транспортировки в город или к музею космодрома необходимо отстыковать крылья, а это практически невозможно, так как болты, которыми крылья присоединены к корпусу, перекошены или изъедены коррозией. К макету приезжают многочисленные экскурсии, которые потихоньку оббивают на нем плитки, а самые отчаянные пытаются пробраться внутрь, но это мало кому удается, так как вход в кабину корабля заделан.
Два других «Бурана» – второй летный и макет для отладочных работ и частотных прочностных испытаний, хранящиеся в МЗК, находятся в лучшем состоянии. Однако они тоже стали заложниками своих размеров – МЗК не обслуживается, его ворота давно уже не открываются, и извлечь оттуда «Бураны» каким-либо образом проблематично. Если же это и удастся сделать, то орбитальные корабли вряд ли смогут покинуть космодром: слишком в ветхом состоянии находится подъемно-транспортное оборудование аэродрома «Юбилейный», которым космический самолет устанавливается на «Мрию», а часть оборудования

My WebPage


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 21 Апреля 2012, 17.44.15 | Сообщение # 11
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Шаттл «Дискавери» приземлился в Вашингтоне насовсем




Над американской столицей пролетел исторический космический корабль «Дискавери», направляющийся в музей, где он отныне станет на якорь.



Транспортный самолет Боинг-747 с шаттлом на фюзеляже прошел на высоте всего 450 метров над центром Вашингтона.



Корабль «Дискавери», который совершил своей последний полет в октябре прошлого года, будет выставлен в музее аэронавтики в штате Виржиния.



Совершив несколько кругов над памятником Вашингтону и Капитолийским холмом, челнок совершил посадку в аэропорту Даллеса.



Отсюда он будет отбуксирован в близлежащий Смитсоновский музей аэронавтики, где станет постоянным экспонатом.



В ходе этого демонстрационного пролета над столицей на улицы города вышли тысячи людей, желающих увидеть шаттл в небе последний раз.



Толпы любопытствующих собрались на рассвете во вторник и на побережье штата Флорида, чтобы увидеть взлет самолета с шаттлом на борту с аэродрома космического центра имени Кеннеди.



Самолет прошел низко над пляжем, где собрались провожающие, а затем развернулся и, освещенный восходящим солнцем, взял курс на север.



«Дискавери» совершил 39 полетов в космос — больше, чем какой-либо другой из шаттлов, — и считался флагманом космической эскадрильи.



Еще два корабля этого типа станут музейными экспонатами позже. «Энтерпрайз», который был прототипом серии, и «Индевор» будут выставлены в других музеях.



Программа полетов космических кораблей многократного использования была прекращена в 2011 году, просуществовав 30 лет, после завершения строительства Международной космической станции.

My WebPage


Qui quaerit, reperit
 
viliymsДата: Вторник, 21 Августа 2012, 14.04.44 | Сообщение # 12
Группа: Прохожий





Приветствую! Спасибо за реализацию сайта по данной тематике!
 
СаняДата: Понедельник, 03 Сентября 2012, 23.50.04 | Сообщение # 13
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Как погиб шаттл Challenger в 1986 году


Спустя более 25 лет после катастрофы американского шаттла Challenger 28 января 1986 года, взорвавшегося вскоре после старта, опубликована очередная любительская видеозапись трагедии. Ролик, сделанный Джеффри Олтом и присланный им в редакцию газеты The Huffington Post, позволяет увидеть картину катастрофы на более близком расстоянии, чем на любительских видеозаписях, опубликованных ранее.

http://www.youtube.com/v/PXPrcz2eOAQ?version=3&hl=ru_RU&rel=0


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Четверг, 19 Июня 2014, 09.09.13 | Сообщение # 14
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
В Москве в парке Горького демонтировали "Буран"

РБК 19.06.2014, Москва 03:56:58 Макет космического корабля "Буран", находящийся в парке им.Горького в Москве, разобран и практически готов к переезду, передает ИТАР-ТАСС. Основные работы завершены, и космический корабль готов к транспортировке на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).

На ВДНХ макет корабля может прибыть уже в конце следующей недели. Место для его размещения определено - это территория слева от павильона N20, выходящего на Площадь промышленности.

"Буран" будет находиться неподалеку от модели ракеты "Восток". Это ракета, на которой 12 апреля 1961г. Юрий Гагарин совершил полет в космос. Сейчас площадка для "Бурана" бетонируется.

Как сообщил глава государственного бюджетного учреждения "Автомобильные дороги" Александр Орешкин, который занимается организацией демонтажа, перевозки и сборки макета, маршрут транспортировки сейчас разрабатывается. "Макет будет перевозиться длинномерами, специализированной техникой. Предполагается, что будет задействовано пять-шесть машин", - уточнил Орешкин. Переезд может занять до четырех часов.

Ранее этот "Буран" использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. В 1993г. макет был установлен на Пушкинской набережной Москвы-реки в ЦПКиО имени Горького.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140619035658.shtml


Qui quaerit, reperit
 
Владимир-АрхивариусДата: Четверг, 19 Июня 2014, 23.15.33 | Сообщение # 15
Группа: Поиск
Сообщений: 690
Статус: Отсутствует
Добрый вечер.
Цитата
Это ракета, на которой 12 апреля 1961г. Юрий Гагарин совершил полет в космос.

Это как?


С уважением, Владимир-Архивариус.
 
СаняДата: Четверг, 19 Июня 2014, 23.24.14 | Сообщение # 16
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Владимир-Архивариус ()
Это как?

Там написано,что модель ракеты "Восток"


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Пятница, 19 Июня 2015, 07.57.24 | Сообщение # 17
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Где сейчас советский шаттл? Фото из заброшенного ангара с "Буранами"



К 60-летию космодрома Байконур (2 июня) российский фотограф и исследователь труднодоступных и секретных объектов под ником Ralph Mirebs опубликовал у себя в ЖЖ уникальные снимки. Они сделаны внутри закрытого больше 20 лет назад монтажно-заправочного комплекса (МЗК), где остались брошенными 2 многоразовых космических корабля, созданных в рамках знаменитой советской программы «Буран».

В России эту галерею едва ли заметили, зато у иностранных СМИ она вызвала огромный интерес. Вот только некоторые кричащие заголовки.

«Печальные останки советской программы космических челноков» - Gizmodo.

«Призрачные изображения двух брошенных советских шаттлов, гниющих в гигантском бесхозном ангаре» - Daily Mail.

«Покинутый советский космический центр – это как сцены из кино» - Bold Ride.

«Фотосвидетельство руин российской программы космических челноков» - Futurezone.at

«Фото: великая космическая база бывшего СССР в состоянии разорения» - ABC.es.

«Казахстан: два космических корабля на 20 лет брошены в ангаре» - Le Figaro.

Давайте посмотрим, что же вызвало такой «эмоциональный шок».
«Ушла романтика...»

1. Перед вами фасад МЗК. Как пишет автор снимков, это «едва ли не самое большое здание на территории космодрома».



2. Внутри стоят 2 корабля: настоящий «Буран» и его технологический полноразмерный макет для отработки предстартовых операций.

Нужно пояснить, что настоящий – это так называемый «Буран 1.02», который хотели назвать «Бурей» (у иностранцев он почему-то прославился как «Птичка»). Это второй летный экземпляр советской программы шаттлов, который мог бы отправиться в полет в 1992 году, если бы программу не закрыли из-за нехватки денег. К тому моменту корабль был готов на 95-97%.

Второй челнок в ангаре, макет ОК-МТ, снаружи и внутри выглядит как реальный корабль, за исключением некоторых деталей. По иронии, «место рождения тех, что должны были бороздить космические просторы, стало им усыпальницей и склепом», грустно замечает владелец ЖЖ.



3. «Боковые стены МЗК увешаны десятками опускающихся или поворачивающих технологических платформ, оснащенных гидроприводами, - пишет Ralph Mirebs. - Эти конструкции необходимы для всевозможных работ на разных высотах, без прикосновения к теплозащитным плитам. Здесь же находятся пассажирские шлюзы-трапы для попадания на борт орбитальных кораблей».



4. Сами челноки установлены не на шасси, а на транспортные тележки, которые могут перемещаться по утопленным в пол рельсам. Желтые конструкции – это технологические платформы для доступа к кабинам и двигателям. Как и корабли, они могут передвигаться по рельсам.





5. «Нынешнее состояние кораблей весьма плачевно, - рассказывает очевидец. - Часть плиток теплозащиты отвалилась, остекление кабины разбито, крылья и фюзеляжи покрывает обильный слой птичьего помета, скопившегося за 20 с лишним лет».




6. «В хвостовой части «Буря» лишилась контейнера с тормозными парашютами, но двигательная установка выглядит вполне целой».




7. «У макета ОК-МТ носовая часть сохранилась заметно лучше, да и лобовое остекление не пострадало».





8. «Внутри макета почти все так же, как и на «взрослом» корабле».




9. «Непонятно, что стало с отсутствующим оборудованием – не было установлено или было выдрано на драгоценные металлы», - размышляет автор.




10. «В шлюзовом модуле и кабине царит разгром, но в отсеке полезного груза и в двигательном отсеке относительно чисто».






А что стало с первым «Бураном»?

Первый и единственный полет оригинального «Бурана», при котором он в беспилотном режиме совершил два витка вокруг Земли, состоялся 15 ноября 1988 года. После закрытия программы этот челнок хранился в монтажно-испытательном комплексе на Байконуре, но в 2002 году был разрушен при обрушении кровли здания. А вот никогда так и не летавший «Буран 1.02», который вы видели на фото, при этом не пострадал, поскольку стоит в особо прочном, взрывоустойчивом ангаре.

Что касается макетов «Бурана», то один такой, если помните, долгое время стоял в Парке Горького в Москве. Но когда парк реконструировали и убрали аттракционы, то и макет «Бурана» перевезли на ВДНХ.

http://www.anews.com/ru....4512971


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 22 Октября 2016, 09.04.54 | Сообщение # 18
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
"Буран": полет в будущее

25 лет назад, 15 ноября 1988 года, с Байконура стартовала сверхтяжелая ракета "Энергия" с кораблем "Буран". Как оказалось, это был первый и последний старт системы "Энергия-Буран". Корабля, опередившего, по мнению специалистов, свое время.

25 лет назад. 15 ноября 1988 года. Космодром Байконур. На стартовом комплексе — исполинская конструкция. Старожилы космического порта, видавшие и мощную ракету "Протон", и гигантскую лунную царь-ракету Н1, не сразу понимают, что на их глазах вершится история. Подготовка к пуску шла секретно, но в момент старта жители города ракетчиков высыпают на крыши.

"Столько труда…, — вспоминает Александр Козловцев, ведущий инженер корабля "Буран". — Работали день и ночь, круглые сутки, не жалея себя. Причем работали даже за идею, потому что было интересно. У нас никогда такого не было: "Союзы" и "Прогрессы" – это одно дело, а тут на тебе — самолет! Да еще какой!"

Сверхтяжелая ракета "Энергия". И корабль "Буран" – космический челнок. Наша космонавтика, да и вообще вся промышленность Советского Союза, до этого не знала подобных проектов.

"Принимали участие там десятки научно-исследовательских институтов и предприятий. Больше 2 миллионов человек", — говорит Леонид Каденюк, испытатель многоразовых космических систем.

"Лучшие умы страны работали в этом направлении", — добавляет Александр Козловцев.

Уже потом напечатают сборник технологий, разработанных специально для "Бурана". Улицы городов осветят желтоватые фонари, сделанные по бурановским разработкам. По технологии утепления, созданной для "Бурана", построят панельные дома. Удивительно, в них до сих пор живет полстраны, и не знает об этом.

"В процессе создания "Бурана" было придумано где-то около 300 новых технологий, которые используются сейчас, и будут дальше использоваться", — уверен Александр Козловцев.

В тот момент, казалось, никто не мог сказать, что "Буран" вернется на Землю без происшествий. Кроме тех, кто знал эту технику до винтика. Конструкторы и инженеры, они настояли, чтобы еще на Земле были отработаны все системы и просчитана каждая секунда полета "Бурана". От руководства партии и промышленности был получен полный карт- бланш.

"И это дало результаты. И мы на первый пуск шли со 100-процентной уверенностью в успешном пуске", — отмечает главный конструктор корабля "Буран" Юрий Семенов.

Испытательная база для "Энергии" и "Бурана" по тем временам была чем-то необыкновенным. Огромные монтажно-испытательные комплексы высотой в сотню метров до сих пор возвышаются над казахской степью. И аналогов им по-прежнему нет. Тогда, четверть века назад, этот циклопический механизм работал как часы. Все шло к главному дню – пуску.

15 ноября 1988 года ракета с кораблем стояла на старте. Но небо будто не хотело пускать к себе это творение человечества.

"Нам пришло перед самым пуском штормовое предупреждение со стороны Аральского моря", — вспоминает Юрий Семенов.

Пускать или не пускать? Американские шаттлы – первые космические челноки – в такое ненастье не стартуют, ограничения по погоде. Система "Энергия-Буран" принципиально другая. Если Space Shuttle (космический челнок) – это челнок с двумя ускорителями, которые после старта корабля падают в море, то "Энергия" и "Буран" – это отдельно ракета и корабль. "Энергия" сама по себе могла вывести на орбиту рекордный груз в 105 тонн, это в пять раз больше, чем поднимает самый тяжелый российский носитель "Протон".

"Мы сейчас сделали международную станцию, каждый модуль — 22 тонны. А тут на пол порядка, 105 тонн. Если бы эту станцию мы делали из модулей 100 тонн, то это бы был уже почти город, там с нашими антропологическими данными можно было бы жить просто комфортно", — уверен Олег Бакланов, министр общего машиностроения СССР (1983-1991 годы).

В то холодное ноябрьское утро было решено пускать. Двигатели ракеты выдавали рекордную тягу. Суммарная мощность "Энергии" в переводе на понятную всем меру — 170 миллионов лошадиных сил. Вспышка… и ракета с кораблем через несколько мгновений утонула в нависших свинцовых облаках.

Посадку "Бурана" ожидали через 205 минут, после двух витков вокруг Земли. Полет проходил в полностью автоматическом режиме. Этот первый корабль вообще не был оборудован для полета космонавтов.

"Первый корабль был практически пустой, — рассказывает Александр Козловцев. — Он был не предназначен для работы с экипажем, там не было даже системы жизнеобеспечения. А вот второй корабль уже полностью отличался от первого. Тем, что был начинен всеми системами жизнеобеспечения. На последнем этапе мы туда даже воду залили для космонавтов, чтобы они пили".

Второй корабль, уже для пилотируемой миссии, дожидался своего часа на космодроме. Очередной "Буран" должен был стартовать беспилотно, состыковаться с орбитальной станцией "Мир" и принять на борт двух космонавтов, которые посадили бы корабль на Землю. Но… изделие 1.02 "Буря", как именовалась эта машина в бумагах, до сих пор стоит в монтажно-испытательном комплексе на Байконуре.

Справится ли техника с посадкой самолета в беспилотном режиме? На полной автоматизации полета настояли конструкторы "Бурана". С корабля даже убрали дополнительные двигатели для посадки, создатели системы управления обещали: посадим, куда укажете. И вдруг корабль появился не с той стороны, откуда его ждали.

"Оказывается, получив данные по метеоусловиям, корабль поменял направление посадки и зашел не с западной стороны, а с восточной — против ветра. И вот поднимаю глаза, и такое ощущение, что он падает буквально на голову. Потому что он из облаков вывалился, настолько круто идя вниз, что первое впечатление было: все, сейчас разобьется. Но он — умничка, настолько красиво, идеально выровнялся, скорость погасил и плавненько коснулся полосы, пробежал и вот здесь прямо напротив командного пункта остановился", — делится воспоминаниями Сергей Сергеев, участник запуска системы "Энергия-Буран".

Штормовой ветер оказался "Бурану" нипочем. Интеллект, заложенный в машину, справился с непростой задачей.

"Отклонился от осевой линии полосы на 80 сантиметров, не более. Для такого изделия и для таких погодных условий — это колоссальная точность. Все ахнули, когда увидели это. Он отыграл порывы ветра, сбросил скорость и точно сел, как было положено", — восхищается Александр Козловцев.

"Когда осуществили запуск, радость была безмерная. Я хотел поздравить, но когда он сел, слова сказать не мог, эмоции душили. И все рядом сидели, они все рыдали, такая была эмоция и напряженность от радости, это трудно передать", — говорит Юрий Семенов, главный конструктор корабля "Буран".

На следующей день в монтажно-испытательном корпусе собрался митинг, несколько тысяч человек, участвовавших в создании и запуске "Энергии" с "Бураном". В каждой пламенной речи готовность работать день и ночь ради второго полета — уже с космонавтами.

"Корабль стоял уже на стенде огневых испытаний, ракета была готова", — говорит Юрий Семенов.

Однако судьба "Бурана" была решена еще до пуска. Грозное оружие для звездных войн создавали в противодействие американскому шаттлу. Но к моменту первого пуска советского корабля угрозы уже не было, две сверхдержавы начали разоружаться, а дни Союза были сочтены.

"Советский Союз уже рассыпаться начал. Просто всем было не до "Бурана", не до него", — вспоминает Александр Козловцев.

Сегодня, когда челноки ушли на пенсию, Соединенные Штаты, уже на частные деньги создают пилотируемый корабль "Dream Chaser". На что-то похоже, правда? Россия строит планы создания сверхтяжелой ракеты, которая возможно станет потомком той самой "Энергии".

"У нас амбициозные планы, и под эти амбициозные планы должны быть соответствующие возможности. Мощный ракета-носитель – это возможность реализовать то, чего еще нет. И я думаю, что в этом плане мы работаем и будем работать еще активнее", — уверен руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко.

И если однажды человеческий разум смог создать такой совершенный космический корабль, то ничто не мешает повторить это вновь. Главное – не забывать историю.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1155290&cid=10


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Воскресенье, 18 Ноября 2018, 23.08.43 | Сообщение # 19
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Полет «Бурана» стал последним триумфом советского космоса

Тридцать лет назад, 15 ноября 1988 года, советская космическая отрасль пропела свою лебединую песню. Полет орбитального корабля «Буран», который впервые в мире автоматически вернулся из космоса самолетным способом, является высочайшим достижением технологий СССР. Как именно советским инженерам удалось добиться такого успеха?

Величайший космический прорыв! «Буран» – символ трудной, но великой победы СССР в космосе! «Энергия–Буран»: наивысшее достижение советской космонавтики! Такими восторженными эпитетами оценивали старт «Энергии» и полет «Бурана» специалисты в области космонавтики и журналисты – как в нашей стране, так и за рубежом.

«Чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов, на какие рассчитана советская ракета, Соединенным Штатам потребуется от шести до десяти лет», – утверждал сотрудник Университета Вашингтона (США) доктор Джон Логсдон.

О новых возможностях Страны Советов рассуждал и ведущий специалист США по советским космическим системам Джеймс Оберг. Он особо подчеркивал, что «никакая другая космическая держава не могла бы за такой короткий срок, начав с нуля, дойти до конструирования ракет, подобных «Энергии». «Со времени запуска первого спутника каждая ракета и каждый ракетный двигатель, создаваемые Советами, всегда соответствовали современному уровню развития и всегда были на голову выше всех остальных разработок аналогичных систем в мире», – вторил британский специалист по аэронавтике Алан Бонд.

«Русские могут гордиться тем, что их усилия в космосе основываются в подавляющем большинстве на технологиях собственной разработки», – говорилось в статье английского журнала «Экономист».

Создание комплекса «Энергия–Буран» – самая, пожалуй, масштабная космическая программа в отечественной истории. Сколько же в СССР смогли создать практически «с нуля» за двенадцать лет (с момента подписания правительственного постановления №132-51 от 17 февраля 1976 года)…

РД-170 – самый мощный в мире кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель. РД-0120 – первый отечественный кислородно-водородный ЖРД. Сверхтяжелую ракету-носитель «Энергия» и двухступенчатый носитель среднего класса «Зенит». Многоразовый крылатый орбитальный корабль «Буран» 100-тонного класса, способный осуществлять беспилотный космический полет с авиационным спуском в атмосфере во всем диапазоне скоростей – от орбитальной до посадочной. Систему его автоматической посадки.

УККС – единственный отечественный универсальный комплекс стенд-старт, позволяющий проводить наземные огневые испытания и пуски ракет-носителей сверхтяжелого класса. Технологию воздушной транспортировки крупногабаритных элементов космических систем с заводов-изготовителей на космодром и самолет-транспортировщик ВМ-Т «Атлант».

И это только наиболее крупные достижения – так называемый окончательный продукт, созданный в рамках программы. Но чтобы полетела «Энергия» и автоматически приземлился «Буран», требовалось переоснастить заводы, построить новые производственные мощности, испытательные стенды и полигоны, создать сотни и тысячи новых материалов и технологий.

Куда «Бурану» без химии

При создании многоразовой космической системы (МКС) «Энергия–Буран» были разработаны и освоены принципиально новые классы химических материалов, нашедшие позднее широкое применение в различных областях экономики.

Крупнейший советский химик Сергей Голубков (с 1977 по 1992 год в ранге замминистра химической промышленности отвечал за обеспечение оборонных отраслей продуктами химии) подчеркивал, что многоразовые космические корабли – и американские, и советские – сконструированы в большой степени из химических материалов. Он вспоминал, что после составления технического задания на проектирование МКС «Энергия–Буран» от ее создания отказались все ведущие авиаконструкторы страны. «Их позиция сводилась к тому, что такую систему невозможно сделать из металлов, – говорил профессор Голубков. – А в то, что ее можно создать из химических материалов, они не верили».

Требовались стекловолокно и сверхжаростойкие композиты, жаростойкие связующие и микроэлектроника на полиамидных подложках, специальные катализаторы для жидких и газообразных топлив, высокотемпературные резинотехнические изделия.

Хотелось бы напомнить и еще об одном ноу-хау – специальном теплозащитном покрытии (ТЗП) «Бурана». Главный конструктор НПО «Молния» и отец «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский поставил перед коллективом Всесоюзного института авиационных материалов задачу: создать принципиально новые материалы, закрывающие диапазон температур от минус 130°С до плюс 1650°С и в первую очередь – теплозащиту, которая бы сохраняла свою форму и геометрические характеристики, обладала минимальной теплопроводностью и максимально возможной прочностью.

Термостойкая обшивка орбитального корабля состояла из отдельных элементов – плиток теплозащитного материала из особо чистых кварцевых волокон с наружным стекловидным покрытием, которые приклеивались к корпусу «Бурана».

«Плитки состояли на 90% из воздуха, чтобы достичь минимальных показателей теплопроводности, – подчеркивает генеральный директор ГНЦ ВИАМ, академик РАН Евгений Каблов в одном из своих интервью. – Разогретую в печи до 1100–1200°С плитку можно было держать на ладони. В зависимости от реальных температур на поверхности «Бурана» размещались черные и белые плитки. И для наиболее разогреваемых частей корабля был создан специальный материал «Гравимол» – это сокращенное название организаций, его разработавших: НИИ «Графит», ВИАМ и НПО «Молния». «Гравимол» выдерживал температуру 1600°С.

Каждая из 39 тысяч плиток крепилась на обшивке строго в своей точке и имела свою геометрию, поскольку требовалось сохранить идеальную аэродинамику корабля. «Если у американцев поверхность плитки обрабатывалась вручную, то у нас был создан автомат, который позволял создавать нужную кривизну поверхности на основе предварительных расчетов, – утверждает Евгений Каблов. – Была создана целая система, позволяющая конкретные плитки выставлять на корпусе «Бурана» под нужным углом».

Общая масса ТЗП составляла около девяти тонн, а цена одной плитки равнялась месячному окладу инженера – можно прочитать в книге «Путь к «Энергии» Вячеслава Филина, в те годы заместителя генерального конструктора НПО «Энергия». На оклейку «Бурана» уходило около двух лет кропотливого труда, и он не был напрасным — после первого полета «Бурана» лишь четыре плитки не выдержали теплового и скоростного напора атмосферы. Американские шаттлы во время полета и приземления теряли до ста и более плиток.

Все эти достижения стали возможными благодаря межотраслевой системе управления, позволившей реализовать национальную программу подобного уровня сложности. При создании системы «Энергия–Буран» объединись усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских институтов. Кооперация соисполнителей насчитывала 1206 предприятий и организаций.

«Мы ежедневно принимали важные решения и координировали ход подготовительных работ, – вспоминал О.Д. Бакланов, руководивший Минобщемашем. – Под нашим руководством велось строительство посадочной полосы для космического корабля «Буран», в цехах филиала завода «Прогресс», размещенных на космодроме, шла сборка ступеней ракеты-носителя «Энергия», которые по частям транспортировались на Байконур с заводов-изготовителей. Мы занимались и созданием комплексного «стенда-старта», и проведением полного цикла испытаний».

Над системой «Энергия–Буран» работали свыше 2,5 млн человек,

причем более миллиона из них непосредственно были заняты ее созданием – работали как единый организм: конструктор – идея – чертеж, технолог – технология – оснастка, производство – деталь – узел...

«Ты, Глеб, не беспокойся»

Фактом своего существования, единственным уникальным беспилотным полетом и своей автоматической посадкой с высочайшей точностью «Буран» должен был убедить США и весь остальной мир в том, что Советскому Союзу по плечу создание такого орбитального корабля. И советские разработчики ракетно-космической техники показали американцам – СССР способен адекватно ответить на любой вызов.

А «перчатку» американцы нам кинули в начале 1970-х годов, когда стало известно, что свою программу «Спейс Шаттл» (Space Shuttle) Соединенные Штаты Америки разрабатывают для использования в военных целях – шла холодная война.

Сотрудники Института прикладной механики под руководством тогдашнего президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша провели анализ возможностей американских «челноков». Они, по мнению советских ученых, смогли бы отклоняться от первоначальной орбиты на 2000 км, да еще и «нырять» – находясь на атмосферном участке полета, снизиться до 80 км, сбросить ядерный заряд на Москву и благополучно долететь до авиабазы Ванденберг в Калифорнии. Резолюция испуганного генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева однозначно давала указание на разработку советского аналога американской системы.

Полностью автоматизированный «Буран» – очень важный шаг в развитии будущих транспортных космических систем. Как вспоминал его создатель, Герой Социалистического Труда Глеб Лозино-Лозинский, это еще на заре разработки хорошо понимал тогдашний министр обороны Устинов: «Он однажды сказал мне: «Ты, Глеб, не беспокойся. Пойдет «Буран» или нет – он будет основой будущих разработок».

Академик Лозино-Лозинский однажды рассказал о своих зарубежных поездках с лекциями о создании «Бурана»: «Во время моих выступлений выявились два момента, поразившие западных специалистов. Во-первых, они были удивлены тем, как наша страна смогла так организовать и скоординировать работу более 1000 предприятий-смежников, что все предшествующие работы и триумфальный пуск «Бурана» прошли без сбоев. Во-вторых, их поражала полная автоматизация орбитального корабля, обеспечившая беспилотную посадку». Следует также подчеркнуть, что все элементы системы «Энергия–Буран» – от огромных конструкций до микросхем – были только отечественного производства.

Разработчикам системы «Энергия–Буран» изначально поставили задачу – сделать не хуже, чем заокеанские коллеги, а желательно – лучше.

В те годы многие считали, что советские разработчики «Бурана» скопировали американский шаттл. Интересную мысль тогда высказал Борис Губанов, главный конструктор МКС и РН «Энергия»: «Системы «Энергия–Буран» и «Спейс Шаттл» похожи друг на друга в той же мере, в какой советский самолет Ту-134 похож на французскую «Каравеллу», а американский истребитель F-16 похож на наш МиГ-29, как английский вездеход «Лэнд Ровер» похож на американский «Джип» или на советский УАЗ-469. Чем ближе целевое применение и функциональное назначение технических систем или машин, тем более они похожи друг на друга по конфигурации, аэродинамике и даже «начинке». Но это всегда совершенно разные конструкции, несущие отпечаток особенностей и возможностей промышленности той или другой страны. Это в полной мере относится и к «Энергии» с «Бураном».

Провал после успеха

До сих пор существует неоднозначная оценка этого достижения отечественной космонавтики. Одни «эксперты» считают проект «Энергия–Буран» затеей партократии, одержимой космической эйфорией, для создания себе необходимого имиджа. Другие – бесполезной затеей, не имеющей практической и технической ценности и нанесшей народному хозяйству ощутимый урон.

Олег Бакланов (бывший министр общего машиностроения СССР, секретарь ЦК КПСС, отвечавший в 1988–1991 годах за военно-промышленный комплекс) считает, что «система «Энергия–Буран» опередила свое время и, зародившись, умерла так же мучительно, как и Союз Советских Социалистических Республик». Триумф советской науки и промышленности, не повторенный и не превзойденный нигде и никем, суливший нашей стране огромные выгоды, востребован не был.

Конечно, в определенной мере этот проект был детищем холодной войны – соперничества двух космических сверхдержав. Не исключено, что он значительно опередил потребности страны по выведению полезной нагрузки на орбиту и тем самым опередил время. Но об инженерной стороне этого проекта нужно говорить как о выдающемся достижении.

И дело даже не в хвалебных речах разработчиков – это реальный успех советской науки и авиационно-космической промышленности. Можно было написать российской, но почему-то рука не поднимается – ельцинская Россия этот проект в 1990-х годах отринула за ненадобностью.

После триумфального полета «Бурана» разработчики строили перспективные планы, но горбачевская перестройка с гласностью привела к обвалу экономики с последующим развалом некогда великого государства. С карты мира исчезла сверхдержава – Союз Советских Социалистических Республик. Особо остро экономические реформы тех лет сказались на наукоемких и высокотехнологических отраслях. Предприятия авиационной и ракетно-космической промышленности теряли квалифицированные кадры и технологии. Сотни не имевших аналогов ноу-хау, разработанные для выполнения программы «Энергия–Буран», оказались фактически невостребованными.

В годы тогдашних «реформ» отечественные наука и промышленность во всеуслышание объявлялись отсталыми и неспособными решать сложные задачи. Хотя одного только пуска «Бурана» было вполне достаточно, чтобы опровергнуть миф о западном технологическом превосходстве.

https://vz.ru/society/2018/11/15/950539.print.html


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Понедельник, 19 Ноября 2018, 00.40.05 | Сообщение # 20
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
В России сравнили «крутизну» ЧМ-2018 и проекта «Энергия-Буран»



Советский проект многоразового космического корабля «Буран» оказался «круче» чемпионата мира по футболу 2018 года, поскольку над «Бураном» работал весь СССР, а ЧМ-2018 проходил только в 11 городах России, сообщила РИА Новости генеральный директор научно-производственного объединения «Молния» Ольга Соколова.

«Это был колоссальный социальный проект. Это была национальная идея, которая объединила вокруг себя мыслящих, думающих людей, создала всю необходимую инфраструктуру, а самое главное совершила тот самый прорыв в технологической сфере», — заявила Соколова.

По словам Соколовой, проект «Энергия-Буран» официально не закрыт, а приостановлен. «Это в большей степени, конечно, формальность, просто в то время ни у кого не поднялась рука поставить подпись под закрытием проекта», — сказала гендиректор.

Она также сообщила, что 25 января 2017 года в отношении «Молнии» прекращена процедура банкротства, а основными направлениями предприятия в настоящее время являются «ракетомишенная тематика и аэрокосмос». По мнению Соколовой, вхождение объединения в «Калашников» связано с интересом концерна к космической тематике.

С 14 июня по 15 июля Россия впервые принимала мировой чемпионат по футболу. В мундиале были задействованы 12 стадионов в 11 городах страны. Проведение спортивного мероприятия потребовало 14 миллиардов долларов.

В рамках советского проекта «Энергия-Буран» были созданы сверхтяжелая ракет «Энергия» и многоразовый корабль «Буран». Ракета была запущена два раза (15 мая 1987 года и 15 ноября 1988 года), корабль — один (15 ноября 1988 года). Все старты, а также полет и приземление «Бурана» в автоматическом режиме стали успешными. Стоимость проекта оценивается в 30 миллиардов долларов (по современному курсу).

В разработке комплекса «Энергия-Буран» (сверхтяжелой ракеты «Энергия» и многоразового корабля «Буран»), как отмечается на сайте РКК «Энергия», «участвовало 1206 предприятий и организаций почти 100 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР».

За разработку ракеты отвечало объединение «Энергия», за изготовление — центр «Прогресс». Созданием корабля руководила «Молния», производство было поручено «Тушинскому машиностроительному заводу».

https://lenta.ru/news/2018/11/15/molniya/


Qui quaerit, reperit
 
nikolay_hudyakov97Дата: Вторник, 20 Ноября 2018, 11.58.45 | Сообщение # 21
Группа: Поиск
Сообщений: 2232
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
«Это был колоссальный социальный проект. Это была национальная идея, которая объединила вокруг себя мыслящих, думающих людей, создала всю необходимую инфраструктуру, а самое главное совершила тот самый прорыв в технологической сфере», — заявила Соколова.

 
ВладСДата: Пятница, 07 Декабря 2018, 14.27.55 | Сообщение # 22
Группа: Модератор
Сообщений: 64640
Статус: Отсутствует
Стало известно об использовании американцами советских космических технологий



Военный эксперт Алексей Леонков рассказал, что в США полным ходом осваивают наши технологии.

В США сегодня активно используют советские достижения в аэрокосмической отрасли для создания своих авиационно-космических систем (АКС). Об рассказал военный эксперт Алексей Леонков в статье, опубликованной еженедельником «Звезда» https://zvezdaweekly.ru/news/t/2018124109-Myioi.html .

Такой вывод военный эксперт сделал на основе ряда аналогий советских разработок в аэрокосмической отрасли и нынешних американских аппаратов для его освоения.

Так, например, космический корабль Dream Chaser, который в 2020 году планиурется отправить к МКС, по словам Леонкова, есть ни что иное, как копия самолета «Эпос» из проекта «Спираль».

Кроме того, выводить «американский» корабль на орбиту будет «двухфюзеляжный Stratolaunch» - «близнец» советского триплана Молния-1000 https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201706030830-ici0.htm .

Также Леонков отметил аналогичность экспериментального орбитального самолета Х-37В советскому беспилотному орбитальноуму ракетоплану БОР-5, который был прототипом орбитального корабля-ракетоплана «Буран».

«С учетом того, что наработки у нас есть — остались с советских времен — Роскосмос может реализовать отечественную АКС в краткосрочной перспективе» - заключает эксперт.

БОР-5 - экспериментальный беспилотный орбитальный ракетоплан (БОР), уменьшенная в восемь раз модель «Бурана» https://tvzvezda.ru/news/krasnaya_zvezda/content/201605130827-myd6.htm . Целью создания БОР-5 стала отработка аэродинамических характеристик и испытание прочности наружного тугоплавкого защитного покрытия при входе «Бурана» в плотные слои атмосферы.

АКС «Спираль» - авиационно-космическая система (АКС). состоящая из орбитального самолета, который по технологии «воздушный старт» должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолетом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.

Алексей Савелов

https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201812070857-2oou.htm


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
СаняДата: Воскресенье, 21 Апреля 2019, 07.52.22 | Сообщение # 23
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Брошенный и забытый: полуразрушенный прототип советского шаттла «Буран»



В дальнем уголке аэродрома в Жуковском Московской области находится уникальный прототип многоразового космического корабля «Буран». Он полностью сделан из дерева!

Уже больше четверти века прошло с тех пор, как наш край прославился еще раз в области науки и космонавтики. Если кто не знает, то именно у нас на родине было разработано и изготовлено около 70% деталей космического аппарата «Буран».

Как оказалось, до недавнего времени существовал ещё один редчайший деревянный прототип этого летательного аппарата.

Благодаря фотографу Александру Маркину, у нас сохранилась возможность увидеть этот кусочек славной советской истории освоения космоса.



Эта деревянная модель «Бурана», использовавшаяся для испытаний в аэродинамической трубе, была обнаружена в дальнем уголке аэродрома в Жуковском московской области.



В течение долгих лет он стоял под открытым небом и потихоньку гнил, пока его не нашёл и запечатлел фотограф Александр Маркин.



Только благодаря Александру, мы можем сейчас увидеть этот уникальный макет «Бурана», так как вскоре после создания этих снимков, он был уничтожен.



Во время работ над программой советского космического корабля многоразового использования всего было создано 85 моделей для испытаний в масштабе от 1:3 до 1:550

https://keytown.me/places....dex.com


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Вторник, 23 Февраля 2021, 17.25.59 | Сообщение # 24
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Суд в Казахстане отказался возвращать корабль "Буран" в госсобственность

Специализированный межрайонный экономический суд Алма-Аты отказал комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов Казахстана в ликвидации АО "Ракетно-космическая компания "Байконур" и возврате в государственную собственность его имущества — макета и второго летного экземпляра орбитального корабля "Буран", сообщила пресс-служба суда на Facebook.
Суд отказал вернуть объекты в пользу государства, поскольку по законодательству республики такое распределение имущества возможно лишь при ликвидации акционерного общества.

Ранее глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин рассказал в Twitter, что хотел купить второй космический челнок "Буран", но не смог найти его владельца в Казахстане, где хранится корабль. Генеральный директор АО "РКК Байконур" Даурен Муса написал Рогозину, что эти космические корабли находятся на балансе его компании. Позже власти Казахстана сообщили, что через суд добиваются отмены передачи "Бурана" АО "РКК Байконур" и хотят вернуть его в госсобственность для использования в музее.
Первый летный корабль "Буран", который совершил единственный полет в 1988 году, был уничтожен после обвала крыши в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре в 2002-м.
Третий, недостроенный экземпляр находится в подмосковном Жуковском, испытательный экземпляр с самолетными двигателями — в Германии. Еще один макет "Бурана" долгое время хранился на открытой площадке на Байконуре, но потом его перевезли в музей РКК "Энергия" на космодроме, другой ныне находится на ВДНХ в Москве.

https://ria.ru/20210213/buran-1597301199.html


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Четверг, 09 Сентября 2021, 20.27.54 | Сообщение # 25
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Рогозин ответил владельцу «Бурана», пригрозившему «Роскосмосу» судом

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что всю ответственность за плохое состояние второго летного экземпляра орбитального корабля «Буран», макет корабля и ракеты «Энергия-М» на Байконуре несет их нынешней владелец — казахстанское частное лицо. Об этом сообщает РИА «Новости».

По его словам, этот владелец не сделал ничего для надлежащего хранения корабля, макета и ракеты.

«Дальнейшее пребывание обоих «Буранов» и «Энергии-М» в этих корпусах грозит утерей матчасти. Вам стоит не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность, в которой вы ничего не соображаете, а оценить риски вашего, на мой взгляд, безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин», — подчеркнул Рогозин.

Он также уточнил, что Россия не намерена без разрешения со стороны властей Казахстана вывозить «Буран» из страны. Глава «Роскосмоса» также выразил мнение, что текущий владелец «Буранов» использует информацию в СМИ в качестве повода для разжигания страстей и добавил, что с нетерпением ждет исхода судебного процесса.

Ранее сообщалось, что в Россию из Байконура вернется сохранившийся летный образец космического корабля «Буран».

До этого стало известно, что «Буран» на Байконуре очистили от граффити.

Авторы граффити, сделанного весной 2021 года, оставили на челноке надписи: «Добро», «Юра, мы приехали», «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле». В Роскосмосе заявили, что после произошедшего необходимо оперативно передать объект в один из музеев космонавтики.

Космический корабль «Буран» совершил орбитальный полет в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. После распада Советского Союза этот образец был оставлен на Байконуре, где был разрушен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса.

https://www.gazeta.ru/science/news/2021/09/09/n_16505612.shtml


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 09 Октября 2021, 13.47.13 | Сообщение # 26
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
«Буран» раздора. Как советский космический корабль соревновался с США, а затем рассорил Россию и Казахстан?



В сентябре 2021 года на сайте НПО «Молния» появилось сообщение о планах вернуть орбитальный корабль «Буран» в Россию. Позже сообщение удалили и планы вывезти советский шаттл опровергли в «Роскосмосе», но оно запустило очередную волну обсуждений о передаче корабля. «Лента.ру» рассказывает историю «Бурана», который лишь единожды побывал в космосе: от гордости советской космонавтики — до судебных разбирательств.
Не гонка, а защита

15 ноября 1988 года с площадки 110 космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель «Энергия», которая вывела на околоземную орбиту космический корабль «Буран». Первый полет многоразового корабля происходил в автоматическом режиме. За 205 минут полета аппарат сделал два витка вокруг Земли и сел на аэродроме «Юбилейный». Так началась история советского «космического челнока», включающая один полет, сомнительные операции и долгие разбирательства.

Советский «Буран» стал ответом на американскую систему Space Shuttle. Только дело было не в престиже космической державы, а в безопасности. После заявления президента США Ричарда Никсона о начале работ над Space Shuttle советские ученые и военные внимательно следили за развитием американской программы.

В СССР предположили, что американский космический корабль создан прежде всего для военных целей. Это укладывалось в логику холодной войны, когда большинство передовых разработок были направлены на гонку вооружений. Считалось, что шаттл предназначен для орбитальной бомбардировки территории СССР. А после раскрытия американскими разработчиками характеристик космического аппарата, — включая габариты грузового отсека, — советские специалисты предположили, что корабль может использоваться для похищения советских спутников и станций.

В 1975 году советским спецслужбам удалось получить первые чертежи и фотографии американской системы. Полученные материалы проанализировали специалисты Института прикладной математики АН СССР и нескольких военных НИИ.
Экспертиза показала, что шаттл мог нести 30 тонн бомбовой нагрузки и атаковать территорию СССР практически из любой точки околоземного пространства

При этом корабль мог оставаться невидимым для советских средств предупреждения о ракетном нападении.

Это стало решающим фактором в истории будущего «Бурана». Министр обороны СССР Дмитрий Устинов подготовил решение о создании многоразовой космической системы (МКС), которое Л. И. Брежнев утвердил и подписал после обсуждения в Политбюро. 8 ноября 1976 года Дмитрий Устинов утвердил тактико-технические задания на разработку многоразовой космической системы 1К11К25, поставив подпись под ТЗ. Головным разработчиком корабля сделали специально созданное НПО «Молния» под руководством Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.



Задание предполагало постройку пяти кораблей, которые обеспечат частоту до 30 полетов в год. Помимо противодействия потенциальному противнику корабль предназначался для транспортировки грузов, космонавтов и спутников, а также для проведения научных экспериментов.
Рождение «Бурана»

Идея многоразовых орбитальных полетов прорабатывалась в СССР задолго до «Шаттла». Так, в 1960-х в СССР инициировали проект «Спираль», предполагавший создание орбитального самолета. К этому времени в ОКБ-23 В. М. Мясищева вели работу над воздушно-космическим аппаратом ВКА-23, который объединил несколько наработок по нескольким проектам крылатых ракет и орбитальных кораблей. Этот задел помог ускорить работу над «Бураном».

В 1975 году был предложен первый вариант будущего корабля — ОС-120. Первая концепция практически полностью повторяла «Шаттл». В хвостовой части размещалось три маршевых кислородно-водородных двигателя и два двигателя для орбитального маневрирования. Такая концепция ограничивала возможности посадки корабля, который мог приземлиться на ограниченное количество аэродромов. Так появился вариант корабля ОК-92. В нем маршевые двигатели переместили на ракету-носитель, а их место заняли два воздушно-реактивных двигателя, которые обеспечивали атмосферный полет. В этом было главное отличие будущего «Бурана» от Space Shuttle, который взлетал за счет твердотопливных ускорителей и собственных маршевых двигателей.

Уже в 1980 году на Тушинском машиностроительном заводе началось строительство первого прототипа космического корабля, который был готов к 1984 году. Длина «Бурана» составила 34,5 метра, размах крыла — 24 метра, а высота космоплана с шасси — 16,5 метра. При этом взлетная масса изделия достигала 105 тонн с учетом максимальных 30 тонн груза. С орбиты корабль мог доставить 20 тонн груза.



Доставку корабля на космодром осуществляли в два этапа: сначала «Буран» на барже доставили в город Жуковский, после чего воздухом части корабля отправили на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур. Для этих целей специально создавали транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия», установивший впоследствии ряд рекордов, но самолет опоздал на встречу с «Бураном» на несколько месяцев. Для доставки компонентов МТКС «Энергия-Буран» построили три самолета ВМ-Т «Атлант» на основе стратегических бомбардировщиков 3М. К стартовой позиции ракету-носитель и корабль вывозили тепловозы, которые тоже построили специально для «Энергии-Бурана».
4500
метров
длина взлетно-посадочной полосы для «Бурана»

Посадочный комплекс включал три специально построенных полосы: основная — в аэропорту «Юбилейный» на Байконуре, и две запасных — в поселке Хороль Приморского края и аэропорте Симферополя. Посадку «Бурана» обеспечивала уникальная инфраструктура. Так, аэродром на «Байконуре» получил новую взлетно-посадочную полосу длиной 4500 метров и шириной 84 метра. Параллельно были построены или модернизированы взлетно-посадочные полосы на 14 аэродромах СССР, Кубы, и Ливии. Они предназначались для вынужденной посадки корабля в ручном режиме.
Первый и последний

В 1988 году завершились испытания и подготовка инфраструктуры полета. Первый полет «Бурана» в автоматическом режиме запланировали на 29 октября, в канун годовщины Октябрьской революции. Но старт в назначенный день отменила автоматика, обнаружившая неполадку. Лишь 15 ноября состоялся первый полет, который мог стать поворотным пунктом в советской космонавтике.

Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» приземлился в сопровождении истребителя МиГ-25 под управлением летчика Магомеда Толбоева. На борту самолета находился оператор Сергей Жадовский. МиГ также сопровождал «Буран» во время взлета, что позволило сохранить кадры уникального полета «Бурана», оставшегося единственным в своем роде.

Первый полет выполнил поставленные цели — система оказалась жизнеспособной. Более того, нештатная ситуация показала совершенство автоматики «Бурана». На высоте в 11 километров корабль совершил неожиданный маневр при посадке, ненадолго пропав из поля зрения наземных средств наблюдения. Таким образом автоматика сменила направление захода на посадочную полосу, что позволило использовать встречный ветер для снижения скорости посадки.
Военные, проанализировав результаты полета, сделали вывод о неэффективности использования космического корабля в военных целях. Теперь армия обеспечивала только охрану объектов и подготовки пусков

Оставались научные цели, но их постепенно отодвигали финансовые проблемы. Один полет многоразового «Бурана» обходился вдвое дороже запуска ракеты «Союз». К 1992 году планировался полет второго летного образца «Бурана» («Изделие 1.02», серийный номер 2К 11Ф35), но недостаток финансирования и распад СССР привели к закономерному финалу. В 1990 году программу приостановили, а 25 мая 1993 года Совет главных конструкторов при НПО «Энергия» им. академика С.П. Королева принял решение № 245-25/05-93, фактически закрывавшее программу.



Отдельного драматизма ситуации придают приложения к решению, включающие два обращения к Борису Ельцину от генерального директора НПО «Энергия» академика Юрия Семенова, и совместное обращение представителей промышленности и науки России, Беларуси, Украины и Казахстана к главам новообразованных независимых стран. Люди, выводившие «Буран» в космос, просили выработать механизмы для продолжения совместной работы, которая позволила бы сохранить задел. Но все получилось наоборот.
Земное наследие космоса

За 14 лет (до заморозки в 1990 году) в программу «Энергия-Буран» вложили 16,4 миллиарда советских рублей, и труд около 2,5 миллиона специалистов с более чем тысячи советских предприятий. За время работы над программой было заложено пять летных экземпляров и построено восемь тестовых образцов и макетов, вокруг которых была создана дорогостоящая инфраструктура.
16,4
миллиарда советских рублей
было вложено в программу «Энергия-Буран»

Образованное в 1992 году Российское космическое агентство при правительстве РФ декларировало продолжение работы с МКС. К примеру, «Буран» включили в космическую программу на 1993 год. Но из-за отсутствия финансирования и образовавшихся границ новые полеты остались лишь намерением.

В 1994 году город Байконур с одноименным космодромом, оказавшийся в составе суверенного Казахстана, был передан в аренду России. Параллельно РКА передавало объекты космодрома головному разработчику — РКК «Энергия». В 1995 году премьер-министр Виктор Черномырдин поручил РКА подготовить проект указа об окончательном закрытии проекта «Энергия-Буран» и консервации наземных объектов.

После «неофициального» закрытия программы началась земная история остатков «Энергии-Бурана». Первый построенный летный образец хранился в монтажно-испытательном корпусе до 2002 года. 12 мая произошло обрушение крыши, под обломками которой остался разрушенный «Буран». Второй летный экземпляр, или «Изделие 1.02», находился в особо прочном монтажно-заправочном корпусе (сооружение 80) и не пострадал во время обрушения. Корабль остался, чтобы стать главным и невольным напоминанием о программе.

22 ноября 2004 года ЗАО «РКК «Энергия» им. С. П. Королева передало «Изделие 1.02» «в хозяйственное ведение» РГП «Инфракос», а уже в 2005 году изделие, стоимость которого ТОО GNN Consult оценило в 1352112,34 тенге (примерно 288 000 рублей по курсу 2005 года), снова сменило собственника. Исходя из опубликованных документов, РГП «Инфракос» передало «изделие 11Ф35» российско-казахской АО КРИСП «Аэлита». Более данных о смене владельца космического наследия СССР не было.

Кораблям второй серии повезло немногим больше. «Изделие 2.02» было частично разобрано на стапелях Тушинского машиностроительного завода будучи готовым на 10-20 процентов. Задел собиравшегося там же «Изделия 2.03» уничтожили и вывезли на свалку. «Повезло» только первому кораблю второй серии — строительство «Изделия 2.01» остановилось на 30-50 процентах, после чего в 2004 году корабль перевезли на Лодочную улицу к причалу Химкинского водохранилища для временного хранения. В 2006 году стало известно о продаже космического корабля фармацевтической компании «Сиа Интернейшнл ЛТД» всего за 100 тысяч долларов. Корабль второй серии пытался выкупить один из немецких музеев, но стороны не смогли договориться о цене.

Летом 2011 года «Изделие 2.01» отправилось в очередное путешествие — на барже по Москве-реке аппарат доставили в Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М. М. Громова (город Жуковский) для реставрации и последующего участия на МАКС-2011. Но посетителей выставки ждало частичное разочарование — реставрации подверглась лишь та часть корабля, которая была видна посетителям. «Непубличный» борт «Изделия 2.01» отреставрировать не успели. После этого появилась информация о завершении реставрации корабля к МАКС-2013, но авиасалон «Буран» пропустил. «Изделие 2.01» осталось на задворках международного аэропорта Жуковского. Судя по последним спутниковым снимкам, корабль остается там до сих пор (координаты 55°34'16.3"N 38°08'34.5"E).

Отдельно стоит остановиться на судьбе макетных образцов. Так, ОК-МЛ-1 с 2014 года находится на ВДНХ в столице, а ОК-КС с 2017 года экспонируется в сочинском парке «Сириус». ОК-ГЛИ в 1999 году передали в лизинг австралийской фирме, которая демонстрировала советский корабль на открытии Олимпиады-2000 в Сиднее, а после — на фестивале в Бахрейне. Следующей остановкой корабля стал немецкий Музей техники в Шпайере. Этот экспонат обошелся музею в 10 миллионов евро. Более того, администрация музея семь лет добивалась права приобрести корабль, который сингапурский бизнесмен позиционировал как свою собственность.

Два макета остались на Байконуре (музей истории космодрома, и закрытое сооружение 80), и еще два (ОК-ТВА и ОК-ТВИ) считаются уничтоженными. Наконец, макет кабины 8М, который использовался для медицинских исследований, можно увидеть на территории Федерального научно-клинического центра специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА в Москве.
Битва за «Буран»

На этом история советского шаттла могла бы и закончиться, но в 2020 году тема «Бурана» стала вновь актуальной. 17 ноября глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, отвечая на вопрос пользователя в Twitter, рассказал о попытках вернуть «Изделие 1.02» в Россию.

«Оставшийся "Буран" принадлежит частному лицу из Казахстана. Такие вот дела. Я пытался забрать его, выкупить, но понять, кто стоит за его владельцем, пока не удалось. То же касается и стоящей в МИКе ракеты "Энергия-М"».

Позже появилась информация, что Дмитрий Рогозин еще 11 ноября 2019 года обращался в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана с письмом о рассмотрении предложения по передаче корабля и ракеты российским музеям.

Заявление Рогозина, сделанное в Twitter, сразу же нашло отклик. На следующий день появился ответ историка космонавтики, создателя сайта и книги о «Буране», кандидата технических наук Вадима Лукашевича. Эксперт предложил помощь в поисках владельца космического корабля. В тот же день глава «Роскосмоса» заявил о готовности передать «Буран» в собственность музею и привлечь бизнес для выкупа корабля.

18 ноября к заочной беседе присоединился генеральный директор частной компании «Ракетно-космическая корпорация Байконур» Даурен Муса, который в 2011 году выкупил АО «Аэлита». Комментируя принадлежность «Изделия 1.02» и макета ОК-МТ, находящихся на «Байконуре», он написал:

«Уважаемый Дмитрий Олегович, космические корабли "Буран 1.02" и ПМ "ОК-МТ 0.07" принадлежат не физлицу, а находятся на балансе АО "РКК Байконур". Мы затратили много ресурсов, чтобы наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми».



В ответ Дмитрий Рогозин предложил предпринимателю обсудить судьбу кораблей, но в этот момент в полемику включилось правительство Казахстана. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности заявило, что в июне 2019 года был подан иск о ликвидации АО «РКК Байконур» с возвратом имущества, внесенного в уставной капитал. В число имущества входило «Изделие 1.02».

13 февраля стало известно об отказе Специализированного межрайонного экономического суда Алма-Аты комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов Казахстана в ликвидации АО «РКК Байконур» и возврате советского корабля и ракеты.

Завершение судебных тяжб, казалось бы, снова отправило многострадальное «Изделие 1.02» на покой, но в 2021 году о судьбе корабля заставили вспомнить вандалы. 26 мая появилась информация о проникновении уличных художников в сооружение 80, где хранился корабль. Посетители оставили ряд надписей на корабле — снимки с «украшенным» космическим аппаратом появились в Instagram: «Юра, мы приехали» и «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле».

В тот же день «Роскосмос» вновь потребовал передать «Буран» в музей, а уже 3 июня Дмитрий Рогозин заявил о том, что корабль взят под круглосуточную охрану. Таким образом инцидент с уличными художниками вернул актуальность вопросу возврата корабля и ракеты в Россию. 6 сентября появилась информация о посещении специалистами НПО «Молния» космодрома Байконур для осмотра «Изделия 1.02», его технологического макета и монтажно-заправочного комплекса. Это дало повод для предположений о подготовке к возврату корабля, но 9 сентября «Роскосмос» опровергнул эти сведения в официальном заявлении на сайте. В заявлении подчеркнули, что Россия не имеет отношения ко второму «Бурану»:

Данные изделия не являются собственностью Российской Федерации, никаких планов по их транспортировке у НПО «Молния» не существует
«Роскосмос»

Параллельно визит делегации НПО «Молния» на своей странице в Facebook прокомментировал Даурен Муса, подтвердивший отсутствие планов по передаче бывшего советского имущества.

«Хотят забрать не в музей, а в лабораторию НПО "Молния" для дальнейших работ по программе "Энергия-Буран"? Хотят забрать, но кто им отдаст?»

Полемика вокруг остатков программы «Энергия-Буран» продолжается до сих пор, но стороны повторяют уже известные тезисы. В свою очередь, Дмитрий Рогозин в тот же день ответил казахскому предпринимателю, подчеркнув опасность «утери матчасти» «Буранов» и «Энергии-М»: «Вы несете персональную ответственность за состояние этих уникальных машин, но не предприняли ничего для их надлежащего хранения».

Этим дискуссия о судьбе советских буранов пока завершилась. Не исключено, что обмен мнениями продолжится, но вряд ли в ближайшее время появятся решения, которые изменят судьбу исторических объектов, оставшихся на Байконуре.

Параллельно тень «Буранов» иногда возникает в рассказах о перспективных разработках. Например, еще в 2018 году глава НПО «Молния» (входит в состав ГК «Калашников») Ольга Соколова рассказала об использовании наработок советского корабля. По ее словам, теплозащиту перспективного корабля «Федерация» делают люди, работавшие над «Бураном». В свою очередь, в августе 2020 года Дмитрий Рогозин заявил, что поручил инженерам создать новый корабль «по типу “Бурана”», который мог бы заменить «Союз МС».

Не исключено, что конструкторы смогут использовать задел «Буранов» и в ближайшем будущем вернуться к использованию орбитальных ракетопланов. Пока остается лишь надеяться, что наследие, воплощенное в металле, изменит статус заброшенного объекта. Напомним, все шаттлы программы Space Shuttle заняли свое место в нескольких экспозициях, которые служит свидетельством эпохи ракетопланов.

https://lenta.ru/articles/2021/09/11/buran/


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Четверг, 17 Ноября 2022, 00.17.39 | Сообщение # 27
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
34 года назад



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Понедельник, 11 Сентября 2023, 18.30.38 | Сообщение # 28
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует


На Байконуре задержали троих туристов из Испании. Они хотели взглянуть на легендарный «Буран».

22-летнего Матео Гарсию, 25-летнего Мартина Фандино и 22-летнего Диего Алонсо задержали утром 10 сентября. Наряд полиции заметил их рядом с площадкой 112 «А» — там находится монтажно-заправочный комплекс, где стоит «Буран». Испанцы пояснили полицейским, что они обычные туристы, которые просто хотели взглянуть на «Птичку» — так иногда называют «Буран», установленный в Байконуре. Он был почти достроен в начале 90-х, но так никогда и не взлетел.

По данным «Базы», на Гарсию, Фандино и Алонсо составили административный протокол по статье о нарушении пропускного режима охраняемого объекта и посадили их в служебное помещение для задержанных на Байконуре. Сегодня суд должен рассмотреть их дело — максимум испанцам грозит административный арест на 5 суток.

https://t.me/bazabazon/21319


Qui quaerit, reperit
 
Авиации СГВ форум » ИСТОРИЯ АВИАЦИ И ПВО » ИСТОРИЯ АВИАЦИИ и ПВО » Американский "Шаттл" и советский "Буран"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: