• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Томик, Назаров  
Авиации СГВ форум » ВОЕННОПЛЕННЫЕ - ШТАЛАГИ, ОФЛАГИ, КОНЦЛАГЕРЯ » ЛИТЕРАТУРА О ПЛЕНЕ И ПОСЛЕ ПЛЕНА » Лётчик-истребитель Владимир Муратов (побег из плена на «Fieseler Fi 156 Storch» (Аист))
Лётчик-истребитель Владимир Муратов
НазаровДата: Вторник, 10 Ноября 2015, 08.40.12 | Сообщение # 1
Группа: Администратор
Сообщений: 41251
Статус: Отсутствует
Подвиг военного лётчика Владимира Муратова

В 2005 году из сообщений ИТАР-ТАСС стало известно, что во время войны побег из плена
на немецком самолете совершил и летчик Владимир Иванович Муратов.
Его уникальный побег занимает особое место среди подобных героических историй.
Лётчик – истребитель Владимир Муратов не только сам бежал из плена и пригнал к
своим немецкий самолёт, но и привёз с собой другого советского лётчика - товарища
по несчастью, а также румынского капрала - авиамеханика, служившего на аэродроме
германских Люфтваффе и оказавшего ему помощь в подготовке этого побега.
15 мая 1944 года старший лётчик 2-й эскадрильи 427-го истребительного краснознамённого
авиаполка лейтенант Владимир Иванович Муратов, в активе которого были уже три сбитых
немецких «Мессершмитта» и один «Фокке-Вульф», получил приказ произвести разведку
расположения аэродрома противника недалеко от румынского города Бакэу.
На обратном пути вражеский зенитный снаряд попал в его самолёт.
http://noutati.md/militar....va.html



Николай Викторович
в/ч 69711 1974-1976 осень
У России только два союзника - это Армия и Флот
 
НазаровДата: Вторник, 10 Ноября 2015, 08.59.38 | Сообщение # 2
Группа: Администратор
Сообщений: 41251
Статус: Отсутствует
15 мая 1944 года старший лётчик 2-й эскадрильи 427-го истребительного краснознамённого
авиаполка лейтенант Владимир Иванович Муратов, в активе которого были уже три сбитых
немецких Мессершмитта и один Фокке-Вульф, получил приказ произвести разведку расположения
аэродрома противника недалеко от румынского города Бакэу. На обратном пути вражеский
зенитный снаряд попал в его самолёт.
Владимиру Муратову удалось посадить свой подбитый самолёт «на брюхо» в районе станции Роман.
При этом он серьёзно поранил лицо о приборный щиток, а когда отстреливался из пистолета от
окруживших самолет румынских солдат, был ранен в плечо и ногу.
Попав в плен, он полтора месяца пролежал в немецком госпитале для советских военнопленных,
после чего попал в офицерский лагерь.
Однажды немецкий офицер - начальник лагеря, построив советских военнопленных, задал им вопрос,
кто из них был военным лётчиком? Двое военнопленных – Владимир Муратов и Иван Клевцов - вышли
из строя. Они слышали, что немцы формируют лётные части из власовцев, а потому решили под видом
предателей, готовых воевать за Германию, получить самолёты и затем перелететь на них к своим.
Однако начальник лагеря отправил их на расчистку близлежащего военного аэродрома, который сильно
пострадал накануне в результате налёта советских бомбардировщиков, так как считал, что с этой
работой могут лучше справиться люди, имевшие непосредственное отношение к авиации. По иронии
судьбы, Владимир Муратов попал на тот самый немецкий аэродром, в районе которого был недавно сбит.
Это был аэродром штурмовой авиации, где ему вместе с другими советскими военнопленными немцы
приказали строить капониры – защитные сооружения для самолетов.
Работая на аэродроме, Владимир Муратов стал очевидцем того, как чем-то недовольный немецкий офицер –
лётчик грязно обругал и ударил кулаком по лицу румынского механика в чине капрала, облуживающего его
самолёт.Видя, как оскорбленный таким бесчеловечным отношением к себе румынский капрал Пётр Бодэуц
отошёл в сторону и зарыдал, Владимир Муратов, улучив подходящий момент, попытался с ним по-дружески
заговорить. При этом выяснилось, что румынский капрал неплохо говорит по-русски, так как ранее долгое
время проживал в Бессарабии, ненавидит немецких фашистов и хотел бы перейти на сторону Красной Армии.
Когда Владимир Муратов предложил румынскому авиамеханику перестать служить немцам, которые унижают
его человеческое достоинство, и улететь вместе с ним с этого аэродрома на советскую территорию,
Пётр Бодуэц охотно согласился. Он не только нашёл на аэродроме и подготовил подходящий самолёт для побега -
лёгкий штабной «Fieseler Fi 156 Storch» (Аист),но и достал два парашюта.
Подготовив самолет к взлету 8-го августа 1944 года, румынский авиамеханик Пётр Бодуэц дал знак находившемуся
неподалеку Владимиру Муратову, и тот мгновенно очутился в кабине. К самолету подбежал и Иван Клевцов, который
также забрался в кабину. Сбит он был всего за 11 дней до этого, и в 131-м гвардейском штурмовом авиаполку, где
он служил, его ещё даже не успели снять с довольствия. Немцы не сразу поняли, что их самолёт угоняют, а когда
сообразили, уже ничего предпринять не смогли.
Три месяца Владимир Муратов не был в родном полку, но, к счастью, за это время его авиационный полк никуда не
перебазировался, и он посадил угнанный немецкий самолёт на хорошо знакомом ему аэродроме. Поручительство
командира полка подполковника Обозенко в Особом отделе помогло лётчику Владимиру Муратову избежать
отправки в фильтрационный лагерь, и он продолжил боевую службу, вернувшись за штурвал своего истребителя
Як-7. Он сбил ещё четыре немецких самолёта лично и три в группе. В мае 1945 года Владимир Муратов получил
второй орден Красного Знамени.
Командование лётной части, в которой служил лётчик-штурмовик Иван Клевцов, вообще сумело скрыть от
вышестоящего начальства факт пребывания в плену своего боевого товарища. Иван Клевцов был посажен
на штурмовик и повёл эскадрилью знакомым путём на штурмовку того самого аэродрома, откуда только что
бежал. Через несколько дней, 14 августа 1944 года, Иван Клевцов был снова сбит. Две недели он пробирался
к своим и 30 августа 1944 года, в тяжёлом состоянии, был подобран советскими бойцами и отправлен в
госпиталь. Впоследствии он стал генералом, Героем Советского Союза.
Румынский капрал Пётр Бодэуц на положении военнопленного пробыл совсем недолго. Уже 23 августа 1944 года
Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции и повернула оружие против Германии. Советское
командование хотело отправить румынского капрала в его же воинскую часть, но тот стал умолять не отправлять
его к своим. Поэтому его так и оставили авиамехаником в 427-м авиаполку, который к тому времени стал
151-м гвардейским. Основанием для такого решения стало заявление капрала о том, что он родом из Бессарабии,
где у него много родственников, и где после войны он сам снова хочет жить.

Но, к сожалению, далеко не всем советским солдатам и офицерам, попавшим в плен, удавалось вырваться из
немецкого ада. Многие советские военные летчики, штурманы и стрелки-радисты, сбитые над вражеской
территорией, сгинули в фашистских концлагерях. Их судьбы до сих пор остаются неизвестными. Они приняли
мученическую смерть, и некому было рассказать их родным и близким, где закончили они свой жизненный путь...
Теперь уже хорошо известно, что подавляющее большинство из них достойно вели себя в фашистской неволе,
боролись, как могли, остались несломленными, несмотря ни на что.
Как сказал трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Покрышкин:
«По обстоятельствам боевой жизни на войне можно оказаться в плену, но не стать пленником.
Для настоящего патриота плен — это только эпизод в его борьбе за свободу своей Родины».

источник:
http://ava.md

Безрутченко Валерий (Зиновий Ройбу)
Юрист-правовед, журналист.


Николай Викторович
в/ч 69711 1974-1976 осень
У России только два союзника - это Армия и Флот
 
НазаровДата: Вторник, 10 Ноября 2015, 09.05.08 | Сообщение # 3
Группа: Администратор
Сообщений: 41251
Статус: Отсутствует
Фамилия Муратов
Имя Владимир
Отчество Иванович
Дата рождения/Возраст __.__.1923
Место рождения Тамбовская обл., Лысогорский р-н, Татановское п/о
Дата и место призыва __.__.1941, Тамбовский ОВК, Тамбовская обл.
Последнее место службы 4 истребит. ав. корп. 427 ИАП
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 14.05.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 346
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4473808

Фамилия Муратов
Имя Владимир
Отчество Иванович
Последнее место службы 427 истр. ав. полк
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 14.05.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 388
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=8660763


Николай Викторович
в/ч 69711 1974-1976 осень
У России только два союзника - это Армия и Флот
 
НазаровДата: Вторник, 10 Ноября 2015, 09.23.45 | Сообщение # 4
Группа: Администратор
Сообщений: 41251
Статус: Отсутствует



http://podvignaroda.mil.ru/?#id=42015516&tab=navDetailManAward



Николай Викторович
в/ч 69711 1974-1976 осень
У России только два союзника - это Армия и Флот
 
НазаровДата: Вторник, 10 Ноября 2015, 09.40.52 | Сообщение # 5
Группа: Администратор
Сообщений: 41251
Статус: Отсутствует
Еще известны фамилии бежавших из плена летчиков:
Абашидзе, Мартимяна, П. Марченко, Н. Петрова,
но, к сожалению, неизвестны обстоятельства побегов.

Имеются и еще сведения о побегах из плена летчиков на самолетах. Они взяты из литературных источников и сайтов:
1. В начале сентября 1941 года во время очистки аэродрома неизвестный летчик с несколькими военнопленными угнал самолет и улетел за линию фронта.
Источник - «Книга Памяти Украины», в которой имеется ссылка на воспоминания
фронтовика В.В. Ковалева – бывшего военнопленного концлагеря «Шталаг–364»,
информация им получена от военнопленного майора Михаила Александровича Устинова.
2. В октябре 1941 года военнопленный летчик Павел Иванович Цыганков совершил побег
на истребителе Ме – 109 с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР).
Дальнейшая судьба летчика неизвестна.
Источники:
Левин В. Кто угнал самолет?: док. повесть / Левин В., Ципис Н. // Уральский следопыт». – 1972. – № 5.
– www.uralstalker.su/persons_us.html
Левин В. Кто угнал самолет?: док. повесть / Левин В., Ципис Н. // «Красная Печора». – 1972. – 22-27 июля,
1-10, 15, 19-31 августа.
Н. Ципис – «Небо Марка Галлая» – повести, Проза.ру : русскоязычный литературный портал.
www.proza.ru/2010/09/08/1073
3. В октябре 1941 года военнопленный летчик С.Н. Сетраков совершил побег на самолете с Бобруйского
аэродрома (Белорусская ССР). Но попытка была неудачная, под г. Быхов его самолет был сбит истребителями
«мессершмитт», летчик вновь попал в плен. Дальнейшая судьба неизвестна.
Источники:
Об итогах областного конкурса «Тут ни прибавить, ни убавить – так это было на войне» – Могилевский
облисполком. Могилев, 2012.
– region.mogilev.by/ru/node/11273
Хроника ОО МОИППК «Виккру» за 2010 год – Могилевский облисполком. Могилев, 2012.
– region.mogilev.by/ru/page/khronika_oo_mo...ru%C2%BB_za_2010_god
4. В январе 1942 года неизвестный летчик – военнопленный угнал с аэродрома немецкий бомбардировщик,
произвел бомбардировку аэродрома и улетел. Дальнейшая судьба летчика неизвестна.
Из воспоминаний фронтовика Азамата Беслановича Кайтукова бывшего военнопленного.
Источники:
Кайтуков А. Долгая дорога домой // Дарьял». – 2003. – № 1. – Владикавказ.
www.darial-online.ru/2003_1/kaytuk.shtml
Карданов Т. Подвиг в плену // Пульс Осетии. –Владикавказ. – 2009.
gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=co...blog&id=38&Itemid=39
5. Летом 1942 года военнопленный неизвестный летчик – бывший командир самолета ДБ–ЗФ
212-го отдельного дальнебомбардировочного авиаполка совершил побег на пикирующем
бомбардировщике «Юнкерс–87». Перелетел линию фронта, но был впоследствии расстрелян.
Из рассказа командира 12-го гвардейского Гатчинского дальнебомбардировочного авиаполка
Николая Григорьевича Богданова, записал М.И. Веллер.
Источник:
М. И. Веллер Баллада о бомбере (1996).
lib.ru/WELLER/bogdanow.txt_with-big-pictures.html#
militera.lib.ru/prose/russian/veller1/index.html
6. Осенью 1942 года совершил побег из плена летчик Петр Вересоцкий на немецком самолете–истребителе
с Кировоградского аэродрома. После взлета на самолете атаковал и поджег бензохранилище, расстрелял
стоявшие на стоянке самолеты. После чего улетел в сторону фронта в направлении Знаменки…
Дальнейшая судьба летчика неизвестна.
Сведения установлены из рассказов Л.В. Матвиенко, Л.Г. Скороход и А. Андреева.
Источники:
Матвієнко Л.В. Пам’ятники нашого міста: – Реферат //Кіровоградська обласна бібліотека для дітей ім.
А. П. Гайдара. Кировоград.
librarychl.kr.ua/pro_bib/nah_vud_referat_pamat_nash_krai.php
Памятник летчику П. Вересоцкому – ПОМНИТЕ НАС ! – Описание памятника: «г. Кировоград (Кіровоград),
Кировоградская область, Украина». 2006-10.
pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=8433
Козацька толока – Портал гражданской журналистики. Интернет-издание ХайВей. Портал громадянської журналістики.
Інтернет-видання ХайВей. 2008.
h.ua/story/93647/#ixzz20Du6KIMg


Николай Викторович
в/ч 69711 1974-1976 осень
У России только два союзника - это Армия и Флот
 
Авиации СГВ форум » ВОЕННОПЛЕННЫЕ - ШТАЛАГИ, ОФЛАГИ, КОНЦЛАГЕРЯ » ЛИТЕРАТУРА О ПЛЕНЕ И ПОСЛЕ ПЛЕНА » Лётчик-истребитель Владимир Муратов (побег из плена на «Fieseler Fi 156 Storch» (Аист))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: