• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Назаров, Валентин, куратор темы: polubedov_g  
Мл.л-т Кирильченко Анатолий Тимофеевич - 494иап 190иад, НБЗ
polubedov_gДата: Воскресенье, 16 Октября 2022, 22:58:46 | Сообщение # 1
Группа: Эксперт
Куратор темы
Сообщений: 391
Статус: Отсутствует
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА – КАЛИНИНГРАД
https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/27126/4212897/

07 май 2020 г.
ИЗ МОРЯ ВОЗЛЕ СВЕТЛОГОРСКА ДОСТАЛИ «АЭРОКОБРУ» ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Есть основания предполагать, что это самолет героя войны Анатолия Кирильченко. Самолет был подбит зимой 1945 года возле Раушена

Ольга Гончарова

В какой-то момент ковш экскаватора зацепил пропеллер самолета…

Уникальная находка, военный самолет времен Великой Отечественной, обнаружена у берегов Балтики. Случилось это во время восстановления старой набережной в Светлогорске незадолго до дня Победы. Напомним, что променад курортного города разрушил жуткий шторм в январе прошлого года.
- Наши специалисты работают на строительстве променада и устройстве бун для формирования пляжа уже четвертый год, но никаких артефактов до этого не находили, - говорит руководитель компании "Геоизол" Александр Подгорный. - И только накануне празднования 75-летия Победы удалось обнаружить еще одно свидетельство ожесточенных боев зимой и весной 1945 года в Восточной Пруссии. Левее ста метров от символа курорта солнечных часов «Зодиак» были подняты из воды части авиационной техники: двигатель, редуктор, лопасти винта. Эти обломки самолета мы передали поисковой организации «Совесть».

Некоторые детали самолета подняли на поверхность.

После изучения объектов специалистами-поисковиками, есть основания предполагать, что обнаружены фрагменты американского самолета «Аэрокобра» Р-39, который поставлялся по ленд-лизу Советскому Союзу.
- Его пилотировал младший лейтенант Анатолий Тимофеевич Кирильченко, 1922 года рождения. По архивным данным, 19 февраля 1945 года Кирильченко, выполняя боевое задание, был подбит истребителями противника, произвел посадку горящего самолета на лед у берега в районе города Раушен, сейчас Светлогорск. Предполагаемые координаты приземления самолета «Аэрокобра» совпадают с координатами обнаруженных обломков строителями. Судьба пилота не установлена, до сих пор он числится как пропавший без вести, - сообщил «Комсомолке» Руслан Хисамов, председатель региональной общественной организации поисковиков Калининградской «Совесть».


Поисковики обратились за помощью в МЧС по Калининградской области. Спасатели-водолазы обследуют морское дно. Не исключено, что найдут обломки самолета, останки героя-летчика и его личные вещи.
- Обломки очистим, отмоем, возможно, удастся найти и прочесть заводской номер. Для точного установления имени летчика, который находился в обнаруженном самолете, военный комиссар направит запрос в Центральный архив Министерства обороны России, - отметил Руслан Хисамов. – А затем фрагменты самолета будут переданы в музей боевой славы 11-й гвардейской общевойсковой Краснознаменной армии.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Младший лейтенант Анатолий Кирильченко родился в Саратовской области в селе Козловка в 1922 году. В 1941 году призван на службу Дзержинским аэроклубом в Москве. Служил летчиком в 494-м истребительном ордена Суворова авиационном полку, затем в 190-й истребительной Полоцкой Краснознаменной ордена Кутузова авиационной дивизии. Пропал без вести 19 февраля 1945 года. Удостоен Ордена Отечественной войны 1-й степени, Ордена Славы 3-й степени.

Примеч. Г.П.: 1) в тексте статьи: «самолет был подбит ... возле Раушена». - Раушен (Rauschen) - прежнее немецкое название Светлогорска; 2) «Левее ста метров от символа курорта солнечных часов «Зодиак» были подняты из воды части авиационной техники: двигатель, редуктор, лопасти винта». – Вот они, солнечные часы «Зодиак» на променаде вдоль берега в Светлогорске. Мой снимок, август 2011 г.:

3) «А затем фрагменты самолета будут переданы в музей боевой славы 11-й гвардейской общевойсковой Краснознаменной армии». – На сегодня, 16.10.2022 г., эти фрагменты находятся в распоряжении отряда «Совесть». Не представляю себе, зачем они нужны музею 11 гв. А, находившейся в день гибели летчика Кирильченко в составе совсем другого фронта.

Ссылки на другие сообщения в СМИ о поднятии самолета «Аэрокобра»
https://m.vz.ru/news/2020/5/8/1038340.html
https://klops.ru/news....ny-foto
https://kgd.ru/news....bitelya
https://www.newkaliningrad.ru/news....ny.html

По просьбе поисковиков РООПКО «Совесть» в первые же дни после поднятия обломков самолета мною был начат поиск родственников пилота «Аэрокобры» младшего лейтенанта А.Т. Кирильченко.
По некоторым моментам поисковики определили, что летчик при посадке самолета на лед находился в кабине горевшей машины. Когда отмывали, отчищали извлеченные обломки самолета, на одном из них под твердым слоем налипших ракушек, вместе с песком, был обнаружен маленький фрагмент костных человеческих останков – часть нижней челюсти с зубами. Обгоревшая, что может говорить о том, что летчик сгорел с самолетом. Со временем то, что осталось от ушедшего на дно самолета (тут глубина меняется, но в среднем 3 – 4 метра), наверняка раскидало штормами в разные стороны и его части, и элементы парашютных креплений, и фрагменты одежды, и награды, если они тогда были при летчике. Ушли в песок. Другие останки пилота также поглотило (растворило) море.

Документы на Кирильченко А.Т., содержащиеся на сайте «Память народа»
(из Центрального архива Минобороны России).
Общая ссылка на несколько документов:
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7

Именной список безвозвратных потерь личного состава частей 190-й истребительной авиационной дивизии (иад) за период с 1 марта по 1 апреля 1945 года:



В именном списке:
«п.3. КИРИЛЬЧЕНКО Анатолий Тимофеевич, младший лейтенант, летчик 494 иап, беспартийный, 1922 г. рождения, уроженец: Саратовская обл., Питерский р-н, с. Козловка, призван Дзержинским аэроклубом г. Москвы в 1941 г., 19.2.45 г. не вернулся с боевого задания из района Кенигсберг, где похоронен – (прочерк), отец КИРИЛЬЧЕНКО Тимофей П[i]атапович, проживает: Московская обл., Октябрьская ж.д., станция Крюков, пос. «Октябрь» 7».[/i]
Примеч. Г.П.: 1) правильно – станция Крюково; 2) Октябрьская железная дорога включала (и поныне включает) в себя ж.д. магистраль от Московского вокзала в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) до Ленинградского вокзала в Москве, управление этой ж.д. находится в СПб; 3) поселок «Октябрь» – правильное название Красный Октябрь либо Октябрьский (см. далее на схемах), в настоящее время не существует, его территория вошла в Зеленоградский округ г. Москвы. Дома в поселке, в т.ч. дом № 7, располагались без образования улиц.

Приказ ГУК НКО СССР № 01719 от 20.06.1945 г. об исключении офицерского состава, погибшего и пропавшего без вести в боях, из списков Красной Армии:


По разделу Московского облвоенкомата:
«п.22. Младший лейтенант КИРИЛЬЧЕНКО Анатолий Тимофеевич – летчик 494 истребительного авиационного полка 190 истребительной авиационной дивизии. Не вернулся с боевого задания 19.2.45 г.
1922 г.р., б/п, в КА с 1941 г., уроженец Саратовской обл., Питерского р-на, отец КИРИЛЬЧЕНКО Тимофей Павлович – ст. Крюково, пос. Октябрь 7. Список вх. 023904».

Примеч. Г.П.: имя отца «Павлович» указано ошибочное.

Учетно-послужная карточка офицера Кирильченко А.Т.:



Записи в карточке:
«КИРИЛЬЧЕНКО Анатолий Тимофеевич, 1922 г.р., уроженец с. Козловка, Питерский р-н, Саратовская обл., русский, беспартийный. Образование 7 классов, военное: военная школа пилотов, присвоение военных званий: сержант – приказ ЦЦ ВАШП № 018 от ноября 1941 г., младший лейтенант – приказ 14-й воздушной армии № 0271з от 10.5.1944 г.
Вступил на службу в Красную Армию – 1941 г.
- с ноября 1941 – курсант Цнорис-Цхальской военной авиационной школы пилотов (ЦЦ ВАШП), приказ № 018п.1;
- сразу же переведен для переучивания на новую матчасть в Руставскую авиашколу, пр. № 018п.2;
- с 6.03.1944 – летчик 494 иап, приказ № 01 190 иад;
- 19.2.1945 – не вернулся с боевого задания. По списку потерь 190 иад, вх. № 07281 от 24.3.45 г., пр. ГУК НКО № 01719 от 20.6.45 г.».

Примеч. Г.П.: 1) Цнорис-Цхали – тупиковая железнодорожная станция восточнее г. Тбилиси, в районе схождения государственных границ Грузии, Азербайджана и Российской Федерации (Республика Дагестан). Рустави – город в том же районе, юго-восточнее Тбилиси; 2) подчинение 494-го истребительного авиаполка на день 19.02.1945 г. – 190-я истребительная авиационная дивизия 11-го истребительного авиационного корпуса 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Через неделю, с 25.02.1945 г. в связи с преобразованием 1 ПрибФ в Земландскую группу войск 3-го Белорусского фронта 3-я ВА вошла в состав этой группы войск (название – по Земландскому полуострову в Восточной Пруссии, на котором располагался г. Кенигсберг).

Наградные документы на орден Отечественной войны I степени.
Наградной лист:


В части (494 иап) подписан 18.08.1944 г.
Наградной приказ 11-го истребительного авиационного корпуса № 015н от 22.08.1944 г.
Из наградного листа:
В Красной Армии с 1941, призван Питерским РВК Саратовской обл. Участник войны с января 1943 г. – Южный фронт, и с 1.06.1944 г. – 1-й Прибалтийский фронт. Ранений и контузий не имеет. Ранее не награждался.
В полк на должность летчика прибыл в декабре 1943 года. Ранее работал в должности пилота самолета У-2 в составе 4-й воздушной армии, где произвел 290 вылетов в прифронтовые полосы, доставил с линии фронта более 600 бойцов и офицеров, раненных в боях.
С 1.06.1944 г. – в Действующей армии. С 26.06.1944 г. на самолете «Аэрокобра» произвел 31 боевой вылет, из них на разведку войск противника 8 вылетов, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 12 вылетов, на патрулирование над полем боя наших наземных частей – 11 вылетов. Участник боевых операций в районе Витебска и Полоцка, где показал себя мужественным, инициативным и волевым летчиком. На боевые задания летает смело и уверенно, летать любит.


Наградные документы на орден Славы III степени.
Прошел месяц – новый наградной лист:


В части (494 иап) подписан 23.09.1944 г.
Наградной приказ 11-го истребительного авиационного корпуса № 025н от 26.09.1944 г.
Из наградного листа:
… Проявляет мужество и отвагу. Летает смело, уверенно и с большим желанием. Умело и тактически грамотно отбивает атаки самолетов противника. Лично уничтожает живую силу и технику противника. 26.8.44 г. при выполнении боевого задания на разведку с фотографирование отбил атаку 2-х ФВ-190, пытавшихся сбить ведущего. Во втором вылете в этот же день обеспечил своего ведущего, который сбил 1 самолет противника ФВ-189. 16 и 17.9.44 г. при возвращении с выполнения боевого задания штурмовал автоколонны противника, в результате чего уничтожил 3 автомашины с грузом и живой силой противника.
Прим. Г.П.: В обоих наградных листах указано, что в армию призван Питерским РВК Саратовской области. Не подтверждается другими документами: был призван в Москве.

Книга памяти города Москвы, том 6 (1994 г.), страница 397:

«Кирильченко Анатолий Тимофеевич, род. 1922 в с. Козловка Питерского р-на Саратовской обл. Призван Московским ГВК. Младший лейтенант 494 иап 190 иад. Пропал без вести 19.2.1945 г. у г. Калининград.»

Книга памяти города Москвы, том 18 (1998 г.), страница 301 (Часть вторая. Уточненные и дополнительные сведения о павших, увековеченных в предыдущих томах):

«Кирильченко Анатолий Тимофеевич, род. 1922 в с. Козловка Питерского р-на Саратовской обл. Призван Московским ГВК. Младший лейтенант 494 иап 190 иад. Пропал без вести 19.2.1945 г. у г. Калининград. (Уточнено место выбытия).»
Прим. Г.П.: 1) в 1945 году Калининграда не было. Был город Кенигсберг, переименован в Калининград в 1946 году; 2) в чем состоит уточнение места выбытия, по Книге памяти г. Москвы выяснить не смог.

Документы ВПП/ЗП (военно-пересыльных пунктов – запасных полков):



Учетная карточка Московского ВПП.
Записи в документе:
«Дата регистрации на ВПП – 6 января 1944 г. Сержант Кирильченко Анатолий Тимофеевич, род. 1922 в с. Козловка Питерского р-на Саратовской обл. Русский, беспартийный, образование 7 классов. Гражданская специальность токарь. Домашний адрес: Октябрьская ж.д., станция Крюково, пос. Октября, д.7 (проживают отец, мать). Призван в 1941 г. Дзержинским аэроклубом, г. Москва. Летчик.
Последняя воинская часть: 180 запасной стрелковый полк, станица Пашковская, Краснодарский край. Откуда прибыл на МВПП: из ОК 5 воздушной армии, из Полтавы (-?). Доставлен патрулем. Причина явки: из ОК 5 возд. армии был направлен в 180 азсп, срок явки 30.12. Прежде чем направиться туда, поехал в Химки с тем, чтобы поехать домой, но был задержан 27.12 за незаконный приезд в Москву. Отметка о проверке от 6.01.1944г.: «в часть в списке указать для службы в наземных частях, из авиации за аварию отчислен».


Отдельные ссылки на сайт «Память народа».

Документы ВПП/ЗП (военно-пересыльных пунктов – запасных полков):
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7
Именной список на сержантский и рядовой состав, направленный со Сборного пункта Мосгорвоенкомата для прохождения службы в …

В списке указан 1 человек – Кирильченко Анатолий Тимофеевич, 1922 г.р., сержант, из рабочих, беспартийный, русский, специальность токарь, уроженец ст. Крюково Октябрьской ж.д., семья живет там же, призван Дзержинским РВК.
К списку – сопроводительное письмо № 58 от 8.01.1944 г. из 5-й части формирования сборного пункта Московского ГВК в штаб сборного пункта МГВК: направляется в распоряжение команда в составе 1 чел., следует самостоятельно. На письме резолюция: «Командиру 6 запасной авиабригады, г. Иваново. Сухой паек – 2 суток. 146547. 12.ХI».

https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7
Список военнослужащих рядового и сержантского состава, направленных на Сборный пункт Московского ГВК 6 января …. (?)г. (на копии документа год исполнения скрыт).



В списке на 3 листах:
П.23. Кирильченко Анатолий Тимофеевич, 1922 г.р., б/п, ВУС-72, сержант, летчик, из рабочих, образование 7 классов, специальность токарь, русский, уроженец с. Козловка Питерского р-на Саратовской обл., адрес: ст. Крюково Окт. ж.д., пос. Октября, д. № 7, призван: Москва, Дзержинский аэроклуб, переведен для службы в наземные войска за аварию.

Документы ВПП/ЗП (военно-пересыльных пунктов – запасных полков):
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7
Именной список на военнослужащих 1 пульроты пульбата 180 зсп, убывших в …

Кирилченко Анатолий Тимофеевич, сержант, 1922 г.р. выбыл 10.11.1943 г. из 180 азсп в орг. отдел 4-й воздушной армии с командой 3779 (команда 2 чел.). Сдал командир 1 пульроты пульбата 180 азсп.
Сопроводительное письмо № 3779 от 10.11.1943 г. от начальника штаба 180 азсп в орг.отдел 4 ВА:
На основании наряда начальника Упраформа Северо-Кавказского фронта направляется команда военнослужащих 2 человека.
Прим. Г.П.: фамилия указана – Кирилченко.

Документы ВПП/ЗП (военно-пересыльных пунктов – запасных полков):
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7
Командировочное предписание.

Предъявитель данного документа сержант Кирильченко Анатолий Тимофеевич отправляется в распоряжение командира 180 запасного стрелкового полка для прохождения дальнейшей службы. Основание: приказ НКО № 0636 – 42 года и приказание зам. командующего 4 ВА № 0209 от 27.10.43 года. На руки выдано личное дело в запечатанном виде, вещевой, денежный и продовольственный аттестаты. Угловой штамп и печать 5-й санитарной авиаэскадрильи. № 3/011 от 3.11.1943 г.

Примеч. Г.П.: документы ВПП/ЗП мною изложены не в хронологическом порядке. Он не соблюдается и в «Памяти народа», а точно расположить здесь не вижу целесообразным, т.к. в одном из них отсутствует дата исполнения. Читатель, которому будет важно разобраться с ними точнее, имеет возможность разобраться сам, основываясь на существе в них изложенного.


Сообщение отредактировал polubedov_g - Понедельник, 17 Октября 2022, 13:03:15
 
zimmerbudeДата: Вторник, 18 Октября 2022, 03:26:53 | Сообщение # 2
Группа: Эксперт
Сообщений: 258
Статус: Отсутствует
Спасибо, за Ваш труд, Геннадий Владимирович!
Немного дополню с Вашего разрешения:
Цитата polubedov_g ()
По архивным данным, 19 февраля 1945 года Кирильченко, выполняя боевое задание, был подбит истребителями противника, произвел посадку горящего самолета на лед у берега в районе города Раушен, сейчас Светлогорск. Предполагаемые координаты приземления самолета «Аэрокобра» совпадают с координатами обнаруженных обломков строителями. Судьба пилота не установлена, до сих пор он числится как пропавший без вести

Выводы основаны исключительно на данных Журнала боевых действий 11 иак (см. стр. 455)

В известном списке немецких заявок на победы Тони Вуда данных за 1945 год нет, а жаль имели бы точные координаты падения самолёта. Возможно, какие-то документы о судьбе пилота или его останков хранятся в Федеральном военном архиве Германии и могут быть случайно обнаружены.


С уважением, Андрей
Prussia39.ru
kpko.ru


Сообщение отредактировал polubedov_g - Среда, 19 Октября 2022, 08:38:19
 
AgniWater71Дата: Вторник, 18 Октября 2022, 11:15:12 | Сообщение # 3
Группа: Администратор
Сообщений: 17983
Статус: Отсутствует
Геннадий Владимирович,

филигранная методика!

И никакие худлиты не сравнятся с подлинными документами. На этот раз расплакалась на словах из Наградного - "Летает смело, уверенно и с большим желанием"


Ольга, Новокузнецк
Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
 
mixalna-51Дата: Вторник, 18 Октября 2022, 13:28:04 | Сообщение # 4
Группа: Поиск
Сообщений: 3
Статус: Отсутствует
"После окончания панихиды настоятель отец Михаил в обращении к собравшимся подчеркнул, что память о воинах будет жить в веках, что защита Родины всегда являлась богоугодным делом, а также напомнил зафиксированный факт: на войне атеистов не было".
После проведенных обрядов в двух зеленоградских храмах у меня появилось ощущение, что в отношении к нашим погибшим на разных фронтах войны землякам на их исторической родине наступает новый этап. Полностью согласна с этими словами А.Н.Васильевой и считаю,что нам, живым потомкам этих воинов,нужно помнить об этом всегда! Огромное спасибо всем поисковикам и их помощникам за этот непростой,но очень нужный всем труд и удачи во всех новых поисках!


Сообщение отредактировал polubedov_g - Среда, 19 Октября 2022, 08:54:01
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: