• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Назаров, Валентин, куратор темы: polubedov_g  
Авиации СГВ форум » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ВОЙНА И ПАМЯТЬ » Мл.л-т Кирильченко Анатолий Тимофеевич - 494иап 190иад, НБЗ (Самолет «Аэрокобра» найден в Балт. море у г. Светлогорска)
Мл.л-т Кирильченко Анатолий Тимофеевич - 494иап 190иад, НБЗ
polubedov_gДата: Воскресенье, 16 Октября 2022, 22.58.46 | Сообщение # 1
Группа: Эксперт
Куратор темы
Сообщений: 398
Статус: Отсутствует
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА – КАЛИНИНГРАД
https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/27126/4212897/

07 май 2020 г.
ИЗ МОРЯ ВОЗЛЕ СВЕТЛОГОРСКА ДОСТАЛИ «АЭРОКОБРУ» ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Есть основания предполагать, что это самолет героя войны Анатолия Кирильченко. Самолет был подбит зимой 1945 года возле Раушена

Ольга Гончарова

В какой-то момент ковш экскаватора зацепил пропеллер самолета…

Уникальная находка, военный самолет времен Великой Отечественной, обнаружена у берегов Балтики. Случилось это во время восстановления старой набережной в Светлогорске незадолго до дня Победы. Напомним, что променад курортного города разрушил жуткий шторм в январе прошлого года.
- Наши специалисты работают на строительстве променада и устройстве бун для формирования пляжа уже четвертый год, но никаких артефактов до этого не находили, - говорит руководитель компании "Геоизол" Александр Подгорный. - И только накануне празднования 75-летия Победы удалось обнаружить еще одно свидетельство ожесточенных боев зимой и весной 1945 года в Восточной Пруссии. Левее ста метров от символа курорта солнечных часов «Зодиак» были подняты из воды части авиационной техники: двигатель, редуктор, лопасти винта. Эти обломки самолета мы передали поисковой организации «Совесть».

Некоторые детали самолета подняли на поверхность.

После изучения объектов специалистами-поисковиками, есть основания предполагать, что обнаружены фрагменты американского самолета «Аэрокобра» Р-39, который поставлялся по ленд-лизу Советскому Союзу.
- Его пилотировал младший лейтенант Анатолий Тимофеевич Кирильченко, 1922 года рождения. По архивным данным, 19 февраля 1945 года Кирильченко, выполняя боевое задание, был подбит истребителями противника, произвел посадку горящего самолета на лед у берега в районе города Раушен, сейчас Светлогорск. Предполагаемые координаты приземления самолета «Аэрокобра» совпадают с координатами обнаруженных обломков строителями. Судьба пилота не установлена, до сих пор он числится как пропавший без вести, - сообщил «Комсомолке» Руслан Хисамов, председатель региональной общественной организации поисковиков Калининградской «Совесть».


Поисковики обратились за помощью в МЧС по Калининградской области. Спасатели-водолазы обследуют морское дно. Не исключено, что найдут обломки самолета, останки героя-летчика и его личные вещи.
- Обломки очистим, отмоем, возможно, удастся найти и прочесть заводской номер. Для точного установления имени летчика, который находился в обнаруженном самолете, военный комиссар направит запрос в Центральный архив Министерства обороны России, - отметил Руслан Хисамов. – А затем фрагменты самолета будут переданы в музей боевой славы 11-й гвардейской общевойсковой Краснознаменной армии.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Младший лейтенант Анатолий Кирильченко родился в Саратовской области в селе Козловка в 1922 году. В 1941 году призван на службу Дзержинским аэроклубом в Москве. Служил летчиком в 494-м истребительном ордена Суворова авиационном полку, затем в 190-й истребительной Полоцкой Краснознаменной ордена Кутузова авиационной дивизии. Пропал без вести 19 февраля 1945 года. Удостоен Ордена Отечественной войны 1-й степени, Ордена Славы 3-й степени.

Примеч. Г.П.: 1) в тексте статьи: «самолет был подбит ... возле Раушена». - Раушен (Rauschen) - прежнее немецкое название Светлогорска; 2) «Левее ста метров от символа курорта солнечных часов «Зодиак» были подняты из воды части авиационной техники: двигатель, редуктор, лопасти винта». – Вот они, солнечные часы «Зодиак» на променаде вдоль берега в Светлогорске. Мой снимок, август 2011 г.:

3) «А затем фрагменты самолета будут переданы в музей боевой славы 11-й гвардейской общевойсковой Краснознаменной армии». – На сегодня, 16.10.2022 г., эти фрагменты находятся в распоряжении отряда «Совесть». Не представляю себе, зачем они нужны музею 11 гв. А, находившейся в день гибели летчика Кирильченко в составе совсем другого фронта.

Ссылки на другие сообщения в СМИ о поднятии самолета «Аэрокобра»
https://m.vz.ru/news/2020/5/8/1038340.html
https://klops.ru/news....ny-foto
https://kgd.ru/news....bitelya
https://www.newkaliningrad.ru/news....ny.html

По просьбе поисковиков РООПКО «Совесть» в первые же дни после поднятия обломков самолета мною был начат поиск родственников пилота «Аэрокобры» младшего лейтенанта А.Т. Кирильченко.
По некоторым моментам поисковики определили, что летчик при посадке самолета на лед находился в кабине горевшей машины. Когда отмывали, отчищали извлеченные обломки самолета, на одном из них под твердым слоем налипших ракушек, вместе с песком, был обнаружен маленький фрагмент костных человеческих останков – часть нижней челюсти с зубами. Обгоревшая, что может говорить о том, что летчик сгорел с самолетом. Со временем то, что осталось от ушедшего на дно самолета (тут глубина меняется, но в среднем 3 – 4 метра), наверняка раскидало штормами в разные стороны и его части, и элементы парашютных креплений, и фрагменты одежды, и награды, если они тогда были при летчике. Ушли в песок. Другие останки пилота также поглотило (растворило) море.

Документы на Кирильченко А.Т., содержащиеся на сайте «Память народа»
(из Центрального архива Минобороны России).
Общая ссылка на несколько документов:
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7

Именной список безвозвратных потерь личного состава частей 190-й истребительной авиационной дивизии (иад) за период с 1 марта по 1 апреля 1945 года:



В именном списке:
«п.3. КИРИЛЬЧЕНКО Анатолий Тимофеевич, младший лейтенант, летчик 494 иап, беспартийный, 1922 г. рождения, уроженец: Саратовская обл., Питерский р-н, с. Козловка, призван Дзержинским аэроклубом г. Москвы в 1941 г., 19.2.45 г. не вернулся с боевого задания из района Кенигсберг, где похоронен – (прочерк), отец КИРИЛЬЧЕНКО Тимофей П[i]атапович, проживает: Московская обл., Октябрьская ж.д., станция Крюков, пос. «Октябрь» 7».[/i]
Примеч. Г.П.: 1) правильно – станция Крюково; 2) Октябрьская железная дорога включала (и поныне включает) в себя ж.д. магистраль от Московского вокзала в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) до Ленинградского вокзала в Москве, управление этой ж.д. находится в СПб; 3) поселок «Октябрь» – правильное название Красный Октябрь либо Октябрьский (см. далее на схемах), в настоящее время не существует, его территория вошла в Зеленоградский округ г. Москвы. Дома в поселке, в т.ч. дом № 7, располагались без образования улиц.

Приказ ГУК НКО СССР № 01719 от 20.06.1945 г. об исключении офицерского состава, погибшего и пропавшего без вести в боях, из списков Красной Армии:


По разделу Московского облвоенкомата:
«п.22. Младший лейтенант КИРИЛЬЧЕНКО Анатолий Тимофеевич – летчик 494 истребительного авиационного полка 190 истребительной авиационной дивизии. Не вернулся с боевого задания 19.2.45 г.
1922 г.р., б/п, в КА с 1941 г., уроженец Саратовской обл., Питерского р-на, отец КИРИЛЬЧЕНКО Тимофей Павлович – ст. Крюково, пос. Октябрь 7. Список вх. 023904».

Примеч. Г.П.: имя отца «Павлович» указано ошибочное.

Учетно-послужная карточка офицера Кирильченко А.Т.:



Записи в карточке:
«КИРИЛЬЧЕНКО Анатолий Тимофеевич, 1922 г.р., уроженец с. Козловка, Питерский р-н, Саратовская обл., русский, беспартийный. Образование 7 классов, военное: военная школа пилотов, присвоение военных званий: сержант – приказ ЦЦ ВАШП № 018 от ноября 1941 г., младший лейтенант – приказ 14-й воздушной армии № 0271з от 10.5.1944 г.
Вступил на службу в Красную Армию – 1941 г.
- с ноября 1941 – курсант Цнорис-Цхальской военной авиационной школы пилотов (ЦЦ ВАШП), приказ № 018п.1;
- сразу же переведен для переучивания на новую матчасть в Руставскую авиашколу, пр. № 018п.2;
- с 6.03.1944 – летчик 494 иап, приказ № 01 190 иад;
- 19.2.1945 – не вернулся с боевого задания. По списку потерь 190 иад, вх. № 07281 от 24.3.45 г., пр. ГУК НКО № 01719 от 20.6.45 г.».

Примеч. Г.П.: 1) Цнорис-Цхали – тупиковая железнодорожная станция восточнее г. Тбилиси, в районе схождения государственных границ Грузии, Азербайджана и Российской Федерации (Республика Дагестан). Рустави – город в том же районе, юго-восточнее Тбилиси; 2) подчинение 494-го истребительного авиаполка на день 19.02.1945 г. – 190-я истребительная авиационная дивизия 11-го истребительного авиационного корпуса 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Через неделю, с 25.02.1945 г. в связи с преобразованием 1 ПрибФ в Земландскую группу войск 3-го Белорусского фронта 3-я ВА вошла в состав этой группы войск (название – по Земландскому полуострову в Восточной Пруссии, на котором располагался г. Кенигсберг).

Наградные документы на орден Отечественной войны I степени.
Наградной лист:


В части (494 иап) подписан 18.08.1944 г.
Наградной приказ 11-го истребительного авиационного корпуса № 015н от 22.08.1944 г.
Из наградного листа:
В Красной Армии с 1941, призван Питерским РВК Саратовской обл. Участник войны с января 1943 г. – Южный фронт, и с 1.06.1944 г. – 1-й Прибалтийский фронт. Ранений и контузий не имеет. Ранее не награждался.
В полк на должность летчика прибыл в декабре 1943 года. Ранее работал в должности пилота самолета У-2 в составе 4-й воздушной армии, где произвел 290 вылетов в прифронтовые полосы, доставил с линии фронта более 600 бойцов и офицеров, раненных в боях.
С 1.06.1944 г. – в Действующей армии. С 26.06.1944 г. на самолете «Аэрокобра» произвел 31 боевой вылет, из них на разведку войск противника 8 вылетов, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 12 вылетов, на патрулирование над полем боя наших наземных частей – 11 вылетов. Участник боевых операций в районе Витебска и Полоцка, где показал себя мужественным, инициативным и волевым летчиком. На боевые задания летает смело и уверенно, летать любит.


Наградные документы на орден Славы III степени.
Прошел месяц – новый наградной лист:


В части (494 иап) подписан 23.09.1944 г.
Наградной приказ 11-го истребительного авиационного корпуса № 025н от 26.09.1944 г.
Из наградного листа:
… Проявляет мужество и отвагу. Летает смело, уверенно и с большим желанием. Умело и тактически грамотно отбивает атаки самолетов противника. Лично уничтожает живую силу и технику противника. 26.8.44 г. при выполнении боевого задания на разведку с фотографирование отбил атаку 2-х ФВ-190, пытавшихся сбить ведущего. Во втором вылете в этот же день обеспечил своего ведущего, который сбил 1 самолет противника ФВ-189. 16 и 17.9.44 г. при возвращении с выполнения боевого задания штурмовал автоколонны противника, в результате чего уничтожил 3 автомашины с грузом и живой силой противника.
Прим. Г.П.: В обоих наградных листах указано, что в армию призван Питерским РВК Саратовской области. Не подтверждается другими документами: был призван в Москве.

Книга памяти города Москвы, том 6 (1994 г.), страница 397:

«Кирильченко Анатолий Тимофеевич, род. 1922 в с. Козловка Питерского р-на Саратовской обл. Призван Московским ГВК. Младший лейтенант 494 иап 190 иад. Пропал без вести 19.2.1945 г. у г. Калининград.»

Книга памяти города Москвы, том 18 (1998 г.), страница 301 (Часть вторая. Уточненные и дополнительные сведения о павших, увековеченных в предыдущих томах):

«Кирильченко Анатолий Тимофеевич, род. 1922 в с. Козловка Питерского р-на Саратовской обл. Призван Московским ГВК. Младший лейтенант 494 иап 190 иад. Пропал без вести 19.2.1945 г. у г. Калининград. (Уточнено место выбытия).»
Прим. Г.П.: 1) в 1945 году Калининграда не было. Был город Кенигсберг, переименован в Калининград в 1946 году; 2) в чем состоит уточнение места выбытия, по Книге памяти г. Москвы выяснить не смог.

Документы ВПП/ЗП (военно-пересыльных пунктов – запасных полков):



Учетная карточка Московского ВПП.
Записи в документе:
«Дата регистрации на ВПП – 6 января 1944 г. Сержант Кирильченко Анатолий Тимофеевич, род. 1922 в с. Козловка Питерского р-на Саратовской обл. Русский, беспартийный, образование 7 классов. Гражданская специальность токарь. Домашний адрес: Октябрьская ж.д., станция Крюково, пос. Октября, д.7 (проживают отец, мать). Призван в 1941 г. Дзержинским аэроклубом, г. Москва. Летчик.
Последняя воинская часть: 180 запасной стрелковый полк, станица Пашковская, Краснодарский край. Откуда прибыл на МВПП: из ОК 5 воздушной армии, из Полтавы (-?). Доставлен патрулем. Причина явки: из ОК 5 возд. армии был направлен в 180 азсп, срок явки 30.12. Прежде чем направиться туда, поехал в Химки с тем, чтобы поехать домой, но был задержан 27.12 за незаконный приезд в Москву. Отметка о проверке от 6.01.1944г.: «в часть в списке указать для службы в наземных частях, из авиации за аварию отчислен».


Отдельные ссылки на сайт «Память народа».

Документы ВПП/ЗП (военно-пересыльных пунктов – запасных полков):
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7
Именной список на сержантский и рядовой состав, направленный со Сборного пункта Мосгорвоенкомата для прохождения службы в …

В списке указан 1 человек – Кирильченко Анатолий Тимофеевич, 1922 г.р., сержант, из рабочих, беспартийный, русский, специальность токарь, уроженец ст. Крюково Октябрьской ж.д., семья живет там же, призван Дзержинским РВК.
К списку – сопроводительное письмо № 58 от 8.01.1944 г. из 5-й части формирования сборного пункта Московского ГВК в штаб сборного пункта МГВК: направляется в распоряжение команда в составе 1 чел., следует самостоятельно. На письме резолюция: «Командиру 6 запасной авиабригады, г. Иваново. Сухой паек – 2 суток. 146547. 12.ХI».

https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7
Список военнослужащих рядового и сержантского состава, направленных на Сборный пункт Московского ГВК 6 января …. (?)г. (на копии документа год исполнения скрыт).



В списке на 3 листах:
П.23. Кирильченко Анатолий Тимофеевич, 1922 г.р., б/п, ВУС-72, сержант, летчик, из рабочих, образование 7 классов, специальность токарь, русский, уроженец с. Козловка Питерского р-на Саратовской обл., адрес: ст. Крюково Окт. ж.д., пос. Октября, д. № 7, призван: Москва, Дзержинский аэроклуб, переведен для службы в наземные войска за аварию.

Документы ВПП/ЗП (военно-пересыльных пунктов – запасных полков):
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7
Именной список на военнослужащих 1 пульроты пульбата 180 зсп, убывших в …

Кирилченко Анатолий Тимофеевич, сержант, 1922 г.р. выбыл 10.11.1943 г. из 180 азсп в орг. отдел 4-й воздушной армии с командой 3779 (команда 2 чел.). Сдал командир 1 пульроты пульбата 180 азсп.
Сопроводительное письмо № 3779 от 10.11.1943 г. от начальника штаба 180 азсп в орг.отдел 4 ВА:
На основании наряда начальника Упраформа Северо-Кавказского фронта направляется команда военнослужащих 2 человека.
Прим. Г.П.: фамилия указана – Кирилченко.

Документы ВПП/ЗП (военно-пересыльных пунктов – запасных полков):
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7
Командировочное предписание.

Предъявитель данного документа сержант Кирильченко Анатолий Тимофеевич отправляется в распоряжение командира 180 запасного стрелкового полка для прохождения дальнейшей службы. Основание: приказ НКО № 0636 – 42 года и приказание зам. командующего 4 ВА № 0209 от 27.10.43 года. На руки выдано личное дело в запечатанном виде, вещевой, денежный и продовольственный аттестаты. Угловой штамп и печать 5-й санитарной авиаэскадрильи. № 3/011 от 3.11.1943 г.

Примеч. Г.П.: документы ВПП/ЗП мною изложены не в хронологическом порядке. Он не соблюдается и в «Памяти народа», а точно расположить здесь не вижу целесообразным, т.к. в одном из них отсутствует дата исполнения. Читатель, которому будет важно разобраться с ними точнее, имеет возможность разобраться сам, основываясь на существе в них изложенного.


Сообщение отредактировал polubedov_g - Понедельник, 17 Октября 2022, 13.03.15
 
polubedov_gДата: Воскресенье, 16 Октября 2022, 23.00.06 | Сообщение # 2
Группа: Эксперт
Куратор темы
Сообщений: 398
Статус: Отсутствует
(Окончание)
ПОИСК РОДСТВЕННИКОВ младшего лейтенанта КИРИЛЬЧЕНКО АНАТОЛИЯ ТИМОФЕЕВИЧА

Станция Крюково и окружающие ее поселки (территория нынешнего города Зеленограда), как можно видеть на этих схемах, в 1941 году находились в центре боев, отсюда началось знаменитое контрнаступление советских войск под Москвой 5 декабря 1941 года.






Наверняка были большие разрушения жилого фонда, потери местного населения. Материалами в Интернете, с которыми ознакомился, это подтверждается.
Современный Зеленоград на космокарте. Вместе прежних поселков из частных домов – огромные кварталы многоэтажек:

По моим приблизительным расчетам, поселок Красный Октябрь (или Октябрьский) раньше стоял в нынешнем районе Силино между Панфиловским проспектом и Школьным прудом, в районе «Водоканала». См. на космокарте:
https://www.google.ru/maps/@55.9909332,37.1821619,356m/data=!3m1!1e3

Сделал несколько телефонных звонков в некоторые организации города и понял, что искать мне тут родных летчика Кирильченко практически нереально. Главное: получил устный отказ из пары учреждений, без учетных данных которых мне обойтись будет невозможно. А письменные обращения в такие учреждения по стране вообще не пишу: официально они просто не имеют права свою информацию мне выдать. Хотя на практике некоторые из них мне, чем могли, помогали.

Надо зайти с другой стороны.
А.Т. Кирильченко родился в 1922 году в селе Козловка Питерского района Саратовской области. Может, на его родине найдутся люди, знавшие семью его родителей, в том числе братьев, сестер, его самого? Если есть расхождения в документах о месте призыва Анатолия на военную службу – то Дзержинский аэроклуб в Москве, то питерский военкомат на Саратовщине, – то не значат ли они, что семья родителей в полном или неполном составе переселилась оттуда в район Москвы не так уж задолго до войны? Может, в 30-х годах? Отец мог найти там работу, жилье, и были причины уехать из этих мест?

Питерский район (центр с. Питерка) существует и ныне на левобережье Волги на расстоянии 140 км ЮВ г. Саратова.
https://www.google.ru/maps....3m1!1e3
И село Козловка в этом районе есть. Расположено на речке Малый Узень, как и Новотулка, центр сельского поселения (к которому Козловка относится), как и райцентр Питерка:
https://www.google.ru/maps/@50.8578466,47.5766152,1431m/data=!3m1!1e3
На этом фрагменте космокарты подчеркнул желтым названия «Питерка» и «Новотулка», а местоположение с. Козловка обозначил буквой «К», стрелкой и линией в границах населенного пункта:


23.05.2020 г. направил письмо главе Новотульского муниципального образования В.В. Ксенофонтову. Эта дата стоит в моем формуляре-памятке по данному поиску. В Козловке и Новотулке опросили всех Кирильченко. Их немного. Опросили самых старых старожилов. О семье, которая меня интересует, никто из опрошенных не слышал.

Пришлось тогда поиск родственников летчика остановить.

В сентябре сего 2022 года командир калининградского ПО «Совесть» Р.Хисамов поделился в разговоре: из администрации Светлогорска, где поднят из моря самолет, ему сообщили, что некие представители общественности города инициируют переименование одной из улиц города в улицу имени Анатолия Кирильченко. Официально вопрос еще не рассматривался, но не исключается, что может быть реализовано ближе к очередному Дню Победы в 2023 году.
Руслан попросил возобновить поиск родных летчика Кирильченко. Может возникнуть ситуация, когда будет желательно присутствие представителей родни на соответствующем мероприятии. Да и знать им о судьбе их воина нужно, и что местом его «захоронения» является Балтийское море.

С «другой стороны» я уже заходил. Зайду с третьей.

Не было ли у летчика братьев или сестер, воевавших на фронте, на которых есть своя информация на известных поисковых сайтах? Может быть, их потомков удастся найти, а с их помощью установить весь круг близких?

Оказалось, ЕСТЬ подходящие!

1). КИРИЛЬЧЕНКО Виктор Тимофеевич, 1924 г.р., место рождения – данных не нашлось, образование 9 классов, член ВЛКСМ, курсант, по призыву, проживает: г. Москва, Октябрьская ж.д., ст. Крюково, пос. Октябрь, д № 7.

Это родной брат Анатолия! Жил в том же адресе, что и летчик и их отец Кирильченко Т.П.

Документы: а) список комсомольцев и несоюзной молодежи, мобилизованных по решению Московского комитета ВЛКСМ, от Химкинского горкома ВЛКСМ; б) список призванных: из Химкинского РВК следуют в Малоярославец в 186 азсп (число и месяц не указаны, период документа определен с апреля по декабрь 1942 г.); в) из 186 азсп 43 А 26.04.1942 г. выбыл в 53 сд.

Дальнейший путь и судьба солдата в документах на сайте «Память народа» не определяются.
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7

2). КИРИЛЬЧЕНКО Семён Тимофеевич, 1913 г.р., место рождения – с. Козловка Питерского района Саратовской области, русский, член ВКП(б) с 1943 года, партийный билет № 5547834, призван в армию в январе 1942 г. Краснокутским РВК Саратовской области, военное звание старшина, шофер 3-й батареи 148 оиптд 73 сд (48 А 2 БелФ), адрес местожительства не указан (на сайте скрыт).

Награжден: медалью «За отвагу» (III.1943), орденом Красной Звезды (VII.1943), орденом Отечественной войны I степени (I.1944).
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7
https://pamyat-naroda.ru/heroes....d0dafv7

Похоже, что этот Семён – старший брат летчика! Старше на 9 лет. Возможно, до переселения родителей и младших братьев с родины на подмосковную станцию Крюково Семён успел обзавестись своей семьей и с ними не уехал, остался в своих местах. Но потом стал жить в одном из населенных пунктов соседнего с Питерским Краснокутского района (адм. центр г. Красный Кут), т.к. его в 1942 году призвал Краснокутский райвоенкомат.

Данных о гибели на войне нет. Значит, должен был вернуться после ее окончания домой.
С другой стороны, отсутствуют данные о его награждении в 1985 году к 40-летию Победы орденом Отечественной войны.
Следовательно, с войны Семён должен был вернуться, но не дожил до 1985 года. Надо это учесть в поиске. Искать адрес Семена Тимофеевича на 1985 год в карточке в ЦАМО не придется (а сама по себе эта задача не из простых, и столько времени потребует!).

23.09.2022 г. направил запрос в этот РВК и обратился в районную газету «Краснокутские вести», которая в № 38 от 30 сентября опубликовала заметку о поиске родственников летчика и его брата Семёна. Прямо назвал его братом. В мыслях сомнениям место было, но ведь такое совпадение в данных! Ладно, пусть люди откликнутся, а там – будем разбираться, всё должно встать на свои места.



За эти две с половиной недели не было ни одного отклика на заметку.
А у военкомата сейчас большая запарка с известными военными делами, заняться моей просьбой было пока недосуг, поскольку даже доступ к его картотекам по моему делу в нынешней ситуации был бы лишней нагрузкой. Понятно, и с этим можно было бы подождать.

Долго ли, коротко ли…
Или вот еще присказка, только наоборот: «Не скоро сказка сказывается, скоро дело делается …». Пока тут суть да дело, обратился к своим помощникам по прошлым делам, и они выдают мне результат: искать Семена Тимофеевича в Краснокутском районе не следует, он жил не где-нибудь, а в Астрахани по улице Дзержинского, дом № ..., это Трусовский район города. Там же умер в декабре 1983 года.

Вот так, предположение подтвердилось: с войны солдат вернулся, но до 1985 года немного не дожил.
Еще пара дней, и удалось найти в соцсетях сначала внучку С.Т. Кирильченко, а потом ее мать, которая является невесткой Семена Тимофеевича – была женой его умершего младшего сына Василия Семеновича. Вслед за ними откликнулась правнучка Анастасия М., потом еще один родственник, другой внук ветерана, сын его старшего сына Александра Семеновича, который тоже ушел из жизни.

Переписка в течение всего одного дня всё поставила на свои места. Находились одни документы С.Т. Кирильченко,

потом другие, и, наконец, прислали его свидетельство о рождении.

Отца Семена Тимофеевича звали Тимофей Тимофеевич, а не Тимофей Потапович, как у летчика Анатолия.

Значит, Семён Тимофеевич не был братом летчика Анатолия Тимофеевича.

Но я порадовался инициативе его правнучки Анастасии. В тот же день нашла в Интернете сначала упоминание об отце летчика Кирильченко – Тимофее Потаповиче, председателе сельсовета в 1941 году


а затем статью в газете «Зеленоградск сегодня» о летчике Анатолии Кирильченко. Оказывается, она появилась 29 июня 2020 года. Я о ней не знал. Свой поиск в том городе, в частности – мониторить Сеть, прекратил немного раньше, в мае.
Позвонил Руслану. Он тоже не в курсе этой статьи, написанной жительницей Зеленограда Александрой Николаевной Васильевой, руководителем городского краеведческого объединения «Земляки». Ее фото из Интернета:


Фрагменты газеты со статьей и ее полный текст:






«к 75-летию Великой Победы
Возвращение в родную гавань через 79 лет

Родная гавань нашего земляка Анатолия Тимофеевича Кирильченко, которую он покинул с первых дней Великой Отечественной войны, находилась на территории, где в настоящее время располагается Филаретовский храм и начинается строительство новой церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Вслед за ним на фронт ушли его младший брат и муж сестры. Гавань опустела. Первую похоронку родные получили на сына Виктора, пропавшего без вести, вторую — на мужа сестры. Незадолго до Победы пришло извещение о том, что Анатолий пропал без вести, выполняя боевое задание. И кто знает, стала бы я на исходе своей жизни заниматься краеведением, если бы моя первая учительница Александра Тимофеевна (сестра Анатолия) не провела первый в моей жизни школьный урок, совпавший с днем окончания Второй мировой войны. Я его запомнила на всю жизнь. В первый день наступившего мира мы, первоклассники, умудренные опытом военной жизни, в основной массе сироты, горько плакали вместе со своей учительницей. А потом она в течение всех четырех лет начальной школы много рассказывала о самолетах (ее муж тоже служил в авиации). Мы разучивали песни о людях, душа которых рвалась к звездам, слушали рассказы о тех фантастических временах, когда будут летать самолеты без пилотов (чтобы не рисковать жизнью чьих-то сыновей, отцов, мужей, братьев), учили стихи о «ястребках». Так любовно называли в войну самолеты-истребители. В детской памяти засело предположение: все погибшие родственники были летчиками.
Таким образом, почти 75 лет назад я узнала о своих погибших земляках — родных моей любимой учительницы. И вот один из них вернулся на свою малую родину самым неожиданным образом. Накануне Дня памяти и скорби, 21 июня, из информации телевизионного канала «Россия 24» я узнала, что в районе г. Светлогорска Калининградской области при восстановлении набережной, пострадавшей во время сильного шторма в 2019 года, подняты из воды части авиационной техники: двигатель, редуктор, лопасти винта. «Есть основания, — предположил председатель Совета региональной общественной организации поисковиков «Совесть» Руслан Хисамов, — что обнаруженные предметы — фрагменты самолета «Аэрокобра» р-39, подбитого 19 февраля 1945 года. Пилоту удалось произвести посадку горящего самолета на лед Балтийского моря в районе г. Раушен (ныне г. Светлогорск). Предполагаемые координаты приземления совпадают с координатами найденных обломков. «Аэрокобру» пилотировал младший лейтенант Анатолий Тимофеевич Кирильченко, судьба его неизвестна, числится без вести пропавшим». Одно слово поисковика «числится» вселило надежду. До 21 июня 2020 года в картотеке краеведческого объединения «Земляки» фамилии братьев Кирильченко присутствовали на основе только воспоминаний родных. Среди первых членов объединения «Земляки» была дочь моей учительницы (1941 года рождения). Она к рассказам своей матери о братьях, погибших на войне, добавила некоторые подробности, которые знала из рассказов бабушки. Однако документальных подтверждений, что братья Кирильченко воевали, нигде не нашли.
Теперь ситуация прояснилась. Наши затруднения были вызваны тем, что Анатолия Кирильченко призвал в Красную армию в 1941 году не военкомат, а Дзержинский районный аэроклуб г. Москвы. Информация появилась на сайте «Электронная Книга памяти Калининградской области»: летчик, на фронте с 1941 года, две правительственные награды — орден Отечественной войны I степени и орден Славы III степени. С последнего места службы есть подробная характеристика: «В составе Прибалтийского фронта участвует с 22 мая 1944 года, где на самолете «Аэрокобра» произвел 80 боевых вылетов с общим боевым налетом 73 часа, из них на разведку войск противника — 58, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков — 14, на прикрытием своих войск над полем боя — 13 вылетов. За первые 30 успешных боевых вылетов тов. Кирильченко награжден правительственной наградой — орденом Отечественной войны I степени. Выполняя боевые задания, т. Кирильченко проявляет мужество и отвагу. Летает смело, уверенно и с большим желанием. Умело и тактически грамотно отбивает атаки самолетов противника. Он не только надежно обеспечивает выполнение заданий своего ведущего, но и сам лично уничтожает своими штурмовыми действиями живую силу и технику противника. 26.08.44 при выполнении боевого задания на разведку с фотографированием отбил атаку ФВ-190, пытавшегося сбить ведущего, который вступил в бой с ФВ-189 и сбил его. 16.09 и 17.09.44 при возвращении с выполнения боевого задания штурмовал автоколонны противника, в результате чего уничтожено три автомашины с грузом и живой силой противника». Информация о том, за что и когда наградили А. Т. Кирильченко орденом Славы III степени, отсутствует. Сохранился в архиве и еще один документ — приказ о задержании А.Т. Кирильченко 27.12.1943 в Химках за незаконный приезд в Москву. При разборе обстоятельств выяснилось, что его направили служить в новую часть, куда он должен был прибыть 30 декабря. Рассчитав, что успеет к назначенному сроку приехать в часть, он решил повидаться с родными. Не удалось. 6 января 1944 года продолжил путь в новую часть.
Военная судьба Виктора остается не выясненной. Скорее всего, 17-летний юноша мог прибавить, как это делали многие, возраст и записаться добровольцем, подав заявление в военкомат любого района г. Москвы, а их в то время было 25. Поэтому вряд ли в скором времени узнаем о судьбе младшего брата. А вот скупые документы старшего брата, которые я обнаружила благодаря «наводке» поисковиков из Калининграда, позволяют высветить родословную семьи Кирильченко.
Анатолий родился в 1922 году в Саратовской области, Питерском районе, д. Козловке. Информации на первый взгляд мало, но она говорит о многом. История места рождения Анатолия начинается с 1840 года, когда вольным крестьянам разрешено было занимать необжитые здесь места. Обширные плодородные степи с их природными богатствами привлекали население из центральных районов России. Судя по названию деревни, предки Анатолия приехали всем селом из Козлова (впоследствии г. Мичуринск), следовательно, им были присущи чувства коллективизма. По существовавшим тогда юридическим нормам, если переселялось все село, то его название присваивалось новому месту жительства. В ХХ в., после окончания Гражданской войны, в Поволжье разразился массовый голод, от которого умирали миллионы людей. Пик голода пришелся на осень 1921 — весну 1922 года, как раз в это время и родился Анатолий. Отец Тимофей Потапович, опасаясь повторения пережитого, стал задумываться о переезде подальше от природных катаклизмов и поближе к местам, где дети (их в семье было уже трое) смогут получить достойное образование, а его знания и жизненный опыт пригодятся при трудоустройстве. Оптимальным во всех отношениях было Крюково. Рядом с Водокачкой (сейчас это Школьное озеро) стал формироваться поселок Октябрь, где новоселы построили дом — свою тихую гавань, где обрели покой, гармонию и душевное равновесие. Повезло и с соседями, людьми образованными, влюбленными в свое дело и пользующимися большим авторитетом. Среди них — ветеринар Тихон Иванович, на попечении которого была вся живность в округе, учительница Юлия Александровна Сосновская (окончившая в 1905 году Смоленскую женскую гимназию, преподавательская деятельность в Крюковской средней школе оценена в 1949 году высокой правительственной наградой — орденом Ленина; именно она похоронила на своем огороде убитого в декабре 1941 года бойца — сейчас здесь обустроена Могила Неизвестного защитника Москвы). Думаю, что Ю. И. Сосновская повлияла на выбор профессии и методики преподавания моей первой учительницей — Александрой Тимофеевной. Что касается Анатолия, то его жизненный вектор определили Крюковская средняя школа, открытая в 1934 году, и построенный почти рядом в 1936 году Крюковский аэродром (сейчас это 4-й микрорайон). Он-то и послужил стартовой площадкой, с которой началась любовь к авиации. Отец, Тимофей Потапович, человек мудрый (не зря его выбрали председателем сельского совета, объединившего три большие деревни — Ржавки, Савелки и Матушкино), одобрил желание сына стать летчиком. Анатолий, окончив семилетнюю школу, поступил на работу в Москву на завод, одновременно сдал экзамены и начал учиться в аэроклубе Дзержинского района г. Москвы. Первый шаг к поступлению в летное военное училище сделан. Но началась война. Он стал летчиком-истребителем. Судя по тому, что летал он на «Аэрокобре» (американский самолет, поставляемый с 1943 году по ленд-лизу), был он высоким профессионалом.
В том, что мы узнали о нашем земляке-герое накануне Парада Победы, я вижу Промысел Божий. Накануне я отнесла список «Воины-земляки, погибшие или пропавшие без вести в боях, умершие в госпиталях или фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (472 фамилии) в подворье будущего храма Св. вмч. Георгия Победоносца (Георгиевский проспект) и в Филаретовский храм. 22 июня в обоих храмах должна была пройти панихида по нашим землякам. Вечером по телевизору увидела сюжет, в котором промелькнула фамилия нашего земляка. Я погрузилась в поиски. К утру 22 июня нашла подтверждение, что это наш земляк. В Филаретовскую церковь подать информацию не успела: панихида там прошла рано утром. В Георгиевском храме этот православный обряд прошел позже. После окончания панихиды настоятель отец Михаил в обращении к собравшимся подчеркнул, что память о воинах будет жить в веках, что защита Родины всегда являлась богоугодным делом, а также напомнил зафиксированный факт: на войне атеистов не было.
После проведенных обрядов в двух зеленоградских храмах у меня появилось ощущение, что в отношении к нашим погибшим на разных фронтах войны землякам на их исторической родине наступает новый этап.
А. Н. ВАСИЛЬЕВА, руководитель краеведческого объединения «Земляки», кандидат исторических наук»


Александру Николаевну нашел через редакцию газеты.
Рассказала, что она во время войны и после жила недалеко от дома Кирильченко.
В 1944 ей исполнилось 7 лет, пошла в школу, и ее учительницей стала сестра летчика Александра Тимофеевна. Близко эту семью не знала, а когда сносили поселки и переселяли людей в новые квартиры, возникли многолетние перерывы во встречах с ними вообще.
Отец летчика Тимофей Потапович не всегда был председателем сельсовета, но где он потом работал, не знает. Мать была домохозяйкой. Они умерли уже в новой квартире, наверное в 80-х гг. Их дочь Александра имела фамилию Дыдыкина, она была на пару лет старше Анатолия, наверное 1920 г.р., тоже родилась на Саратовщине. Умерла где-то в начале 90-х. У нее имелась только одна дочь – Дыдыкина Людмила Николаевна, 1941 г.р., была педагогом дошкольного образования. А у Людмилы детей не было. Она погибла, попав под машину, в 2007 году. Так что больше не было продолжения рода по линии летчика Анатолия, его брата Виктора и сестры Александры. Был еще один сын, звали Юрий, он родился уже в Крюково примерно в 1928 или 1929 году, т.к. во время войны не был призван в армию. Но он, еще будучи молодым парнем, исчез из виду, и Александра Николаевна не помнит даже разговоров о нем, которые давно имела с Людмилой. По слухам, Юрий несколько раз женился, но где он жил, были ли у него дети, неизвестно. То, что писала в статье о семье Кирильченко, ей стало известно очень давно, от Людмилы, когда она была жива.

На фотографии 1945 года - сестра летчика Анатолия Кирильченко, учитель Александра Тимофеевна со своим 1-м классом. Александра Николаевна, тогда ученица, здесь в 1-м ряду 3-я справа:


Фото 2007 года. Людмила Николаевна Дыдыкина, племянница летчика (дочь его сестры Александры Тимофеевны) – в 1-м ряду 2-я слева. Рядом с нею, 3-я слева, – А.Н. Васильева.
Во время собрания Зеленоградского краеведческого объединения «Земляки», на котором рассматривался вопрос о создании мемориальной территории при храме святителя Филарета Московского. Людмила Николаевна приглашена как родственница двух воинов Кирильченко, погибших на войне:


Поклонный крест на мемориальной территории. Дом семьи Кирильченко находился в районе этой церкви:


Вот и закончился этот поиск.
Не думаю, что, при таких исходных данных о Юрии Тимофеевиче, требуется его продолжение в части возможных потомков этого брата летчика.


Сообщение отредактировал polubedov_g - Четверг, 20 Октября 2022, 10.46.04
 
zimmerbudeДата: Вторник, 18 Октября 2022, 03.26.53 | Сообщение # 3
Группа: Эксперт
Сообщений: 244
Статус: Отсутствует
Спасибо, за Ваш труд, Геннадий Владимирович!
Немного дополню с Вашего разрешения:
Цитата polubedov_g ()
По архивным данным, 19 февраля 1945 года Кирильченко, выполняя боевое задание, был подбит истребителями противника, произвел посадку горящего самолета на лед у берега в районе города Раушен, сейчас Светлогорск. Предполагаемые координаты приземления самолета «Аэрокобра» совпадают с координатами обнаруженных обломков строителями. Судьба пилота не установлена, до сих пор он числится как пропавший без вести

Выводы основаны исключительно на данных Журнала боевых действий 11 иак (см. стр. 455)

В известном списке немецких заявок на победы Тони Вуда данных за 1945 год нет, а жаль имели бы точные координаты падения самолёта. Возможно, какие-то документы о судьбе пилота или его останков хранятся в Федеральном военном архиве Германии и могут быть случайно обнаружены.


С уважением, Андрей
Prussia39.ru
kpko.ru


Сообщение отредактировал polubedov_g - Среда, 19 Октября 2022, 08.38.19
 
AgniWater71Дата: Вторник, 18 Октября 2022, 11.15.12 | Сообщение # 4
Группа: Администратор
Сообщений: 12548
Статус: Присутствует
Геннадий Владимирович,

филигранная методика!

И никакие худлиты не сравнятся с подлинными документами. На этот раз расплакалась на словах из Наградного - "Летает смело, уверенно и с большим желанием"


Ольга, Новокузнецк
Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
 
mixalna-51Дата: Вторник, 18 Октября 2022, 13.28.04 | Сообщение # 5
Группа: Поиск
Сообщений: 3
Статус: Отсутствует
"После окончания панихиды настоятель отец Михаил в обращении к собравшимся подчеркнул, что память о воинах будет жить в веках, что защита Родины всегда являлась богоугодным делом, а также напомнил зафиксированный факт: на войне атеистов не было".
После проведенных обрядов в двух зеленоградских храмах у меня появилось ощущение, что в отношении к нашим погибшим на разных фронтах войны землякам на их исторической родине наступает новый этап. Полностью согласна с этими словами А.Н.Васильевой и считаю,что нам, живым потомкам этих воинов,нужно помнить об этом всегда! Огромное спасибо всем поисковикам и их помощникам за этот непростой,но очень нужный всем труд и удачи во всех новых поисках!


Сообщение отредактировал polubedov_g - Среда, 19 Октября 2022, 08.54.01
 
Авиации СГВ форум » МЕМОРИАЛЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ » ВОЙНА И ПАМЯТЬ » Мл.л-т Кирильченко Анатолий Тимофеевич - 494иап 190иад, НБЗ (Самолет «Аэрокобра» найден в Балт. море у г. Светлогорска)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: