• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Геннадий, Назаров  
Лагерь военнопленных на станции Алфёрово Смоленской обл.
NestorДата: Понедельник, 20 Апреля 2015, 05.44.37 | Сообщение # 1
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
В Алфёрове был лагерь военнопленных, в котором содержалось 360 человек, я сама видела. Он находился там, где сейчас магазин, недалеко от станции. Там было огорожено, а рядом были картофельные бурты. Но картошка была протухшая.

У немцев был сеносклад, там, где телятник был впоследствии, недалеко от Марьино. Нас гоняли туда на работу. Но нам за это платили: нам давали 5 кг неочищенной гречихи в месяц, 5 кг. соли и не то 3, не то 5 литров отгону (правда, сильно разведенного) - молокозавод и при немцах работал. Мы, бывало, шли мимо военнопленных на сено. То морковину, то свеколину выдернем – у нас у самих ничего не было. Немцы не позволяли нам ничего им бросать. Но Вера Мартынова отвлекала солдат – кого пощекочет, кого обнимет, а мы в это время что-нибудь съедобное пленным кинем: или свеколину, или лист капусты, хлеба у нас у самих не было.

http://alferovo.ru/history1.html


Будьте здоровы!
 
NestorДата: Понедельник, 20 Апреля 2015, 21.52.48 | Сообщение # 2
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Отец Иванов Пётр Иванович

Иванов П.И.Отца как взяли в армию 40-м году, так домой он не возвращался. Когда началась война с немцами, он оказался под Вязьмой. Тогда многие погибли, а некоторые в плен попали. И отец мой попал в плен. Вдруг однажды приводят нашего отца к нам домой! Приводит немец папку к нам - во всём военном... две сумочки у него через плечо небольшие. Мы как ухватились за него! Немцы нас отбрасывают... Отца быстро увезли в штаб, и мы его больше не видели. Проходит какое-то время и вдруг нам наказывают, что найдите и принесите гражданскую одёжку какую-нибудь - ваш отец на Сидибе в сарае сидит. А у нас ничего не было, потому что всё было закопано. Мама пошла в дом своего брата (его тоже тогда уже забрали на войну). Нашли там какую-то одёжку.

На станции Алфёрово был лагерь военнопленных. Как потом выяснилось, отец попал в этот лагерь. Немцы стали перегонять наших пленных из лагеря в сторону Высоцкого - тогда дорога была с Кононова на Высоцкое. Идти многие не могли от истощения, некоторые шли и валились в снег. Таких немцы обычно добивали.

Когда пленных погнали, отец мой завалился в снег, не мог идти дальше. Немцы почему-то не обратили на него внимание. И ещё двое солдат с ним таким образом отстали от колонны. Когда нас переселяли в Куракино, один сарай остался на Сидибе. Не смогли его тогда перевезти, потому что мужиков позабрали на войну. Три человека военнопленных оказались в этом сарае. У папки была двоюродная сестра Вера в деревне Алфёрово. Он по кустикам добрался до её дома, попросил сообщить маме, что будет сидеть на Сидибе и ждать её в сарае. Тётя Вера дала маме знать, что наш папка там. Мама нашла одёжу и пошла туда, привела его домой. А там, на Сидибе, ещё двое оставались.

Дома отец побыл немного, всего шесть месяцев. Его гоняли на линию работать. В конце 42-го года всех мужчин из нашей деревни, тех кто работал на железной дороге, немцы угнали - месяца за три ещё до их отступления это было. Погрузили в товарный вагон, в котором скот возят, и повезли в Германию. Вагон был битком! Там были и уваровские, и куракинские, и алфёровские, и высоцковские! Со всех деревень были люди! Вагон был без дверей. Немец охранял их, пока поезд не тронулся. В том вагоне были мой крёстный (мамин брат) и председатель Алфёровского сельского совета Пётр Алдаким. Дядю Петю тоже забирали вместе с нашими мужиками. Алдаким стоял самым крайним, у выхода. Как поезд дёрнулся, так Алдаким из вагона и выпал! Как только под колёса не попал! Алдаким остался, но успел сильно испугаться и на отца злобу затаил - якобы это он его так сильно толкнул. Потом он вроде как жалел, что все уехали, а его выпихнули из вагона.

О дальнейшей судьбе отца нам рассказывал мамин брат, которому удалось вернуться после войны. Куда-то их привезли, поселили в лагерь, заставили работать. Папке, ещё когда работал на линии, отбило правую ногу рельсой. Он не мог работать. Немцы не давали еду тому, кто не ходит на работу. Отцу крёстный приносил еду. Хоть половник супу, но приносил. Потом их пути разошлись. Наши войска освободили пленных, и стали их сортировать. Моего отца признали навроде предателя, так как был в плену и на немцев работал. Когда он проходил проверку, то в сельский совет прислали запрос на него. Петя Алдакименок - председатель сельского совета, дал плохую характеристику на моего отца. Обижался он на него за то, что тот, якобы толканул его, когда поезд тронулся. Отца не отпустили домой, а отправили куда-то в лагеря работать. Так мы долго ничего не знали про отца. Помню, что мы получили от папки письмо, только не могу сказать, в каком году. Он был где-то с бывшими полицаями. Однажды приходил к нам в деревню мужчина из лагеря. Никого в деревне не было, все были на сенокосе, только бабка одна дома была. Он зашёл к той бабке - она в крайней избе жила, передал весточку от отца, что тот жив. Если интересно узнать, как и что, то надо было идти к этому мужчине в деревню Кузьмино. Но у матери были опухшие ноги от недостатка питания, она могла идти, путь был далёкий. Отец так и не вернулся. Годы спустя я писала в архив в Подольск. Из архива я не получила никакого ответа.

http://alferovo.ru/vasilievamp.html

В ОБД не нашел.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 20 Апреля 2015, 21.57.13
 
NestorДата: Понедельник, 20 Апреля 2015, 22.09.06 | Сообщение # 3
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Волкова Антонина Григорьевна рассказала о деревне Куракино в довоенные годы, во времена немецкой оккупации и послевоенной разрухи.

Были в деревне красноармейцы, которые в окружение попали. Их немцы живьём сожгли. Мой брат так про них рассказывал. Говорил, что пропало у немцев в пекарне 17 буханок хлеба. А пленных было 17 человек. Хлеб раньше сушили в овине, когда жили единолично. В овине была садка, под низом – печка. Там, в овине их закрыли и подожгли. Все они там полегли «гурчиком» вокруг садки… кости одни остались. Брат мой ходил, их закапывал. Потом их перезахоронили в братскую могилу в Алферове.

Медведев Григорий Сысоевич

Папа попал в немецкий плен в 1941-м году. Попали они в окружение, осталась их горсточка людей, и их командир приказал сдаваться немцам. Немцы их забрали – и в лагерь. Не помню, где располагался лагерь. Где-то в сторону Ржева. Поняли они, что всё равно погибнут, поэтому решили бежать. Барак, в котором содержались пленные, располагался рядом с болотом. Через болото – лесок. Вот их, несколько человек пленных, ушли через это болото. Сделали подкоп. Кто посмелее был, первыми побежали - те и ушли в лес. А, как немцы очнулись, стали стрелять, так остальных беглецов и положили.

Пешком папа шёл большаком и пришёл в Дымское, к маминой маме – нашей бабушке. Немцы уже тогда там были, а штаб их располагался в Бессонове. Без пропуска идти дальше было опасно. Староста деревни был знакомым у бабушки. Он взял пропуск у немцев для папы. Папа пришёл по этому пропуску в Куракино. Но сюда пришёл – здесь тоже немцы. Они отправили папу и Максима Гудкова работать на железную дорогу. Дали им пропуска и обязали каждый день ходить на работу. Девчат и молодых парней заставили чистить дорогу от трассы до Алфёрова. Брат мой 1926 года рождения попал на эти работы. От Алфёрова и дальше в сторону Бессонова – жители других деревень чистили. На станции был лагерь военнопленных.

Папа при немцах был подневольным. Немцы проверяли: каждый день все должны были ходить на работу. Было такое, что однажды одна женщина из нашей деревни – Марина её звали - не вышла на работу снег чистить. Так её с огромной собакой искали по всей деревне! Всех жителей согнали к лесу, а её искали. Не нашли тогда, схоронилась она где-то.

Однажды те, кто работал при немцах на линии, нашли валяющиеся в снегу детские метрики. Когда в школу детей записывали, приносили метрики – свидетельства о рождении. Это учителя их выкинули, а сами поуехали, кто куда. Папе моему и говорят: «Медведь! Это ж твоей дочки метрика!». Она у меня и сейчас ещё цела. От снега буквы чуть подразошлись, но цела осталась.

В 1942 году немцы стали отступать. Собрали они полный товарный вагон тех, кто работал на линии – на железной дороге, и повезли в Германию. И коров тоже погрузили в этот товарняк. Два последних вагона в составе были наши коровы и пленные.

Где-то под Смоленском взорвали железнодорожный мост, и этот товарняк пошёл под откос. А два последних вагона, где были наши коровы и пленные – как кто отцепил – стояли!!! Немцы заставили пленных самих починить линию и повезли их дальше в Германию.

Помню, что Раю Шаповалову и брата её Никиту из нашей деревни угнали в Германию. Молодых угоняли - 26-года рождения. Говорили, что попали они потом куда-то в Америку.

Папа был в Германии и вернулся домой лишь в 1945 году, зимой. В Германии он работал у хозяина, жил у того на дворе. Заставил его хозяин чистить и убирать у коней, у коров. Была у этого же хозяина в работницах наша женщина – тоже пленная. Женщину звали Настя. Она доила коров. Кормили работников два раза в день. Но кормили плохо. Настя, бывало, коров подоит – молочка украдёт и папе даст.

http://alferovo.ru/volkova.html


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 20 Апреля 2015, 22.15.45
 
NestorДата: Понедельник, 20 Апреля 2015, 22.26.42 | Сообщение # 4
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Сочинение ученика 7 класса Алферовской средней школы Серова Сергея
Волкова П.В.

О войне мы знаем только из книг, кинофильмов и рассказов бабушек и дедушек. Я опишу войну со слов моей бабушки Волковой Прасковьи Васильевны, проживающей в деревне Куракино.

Немцы в деревне ловили скот – овец, телят, кур, затем жарили на кострах. Расстреляли 18 советских воинов, попавших в окружение. Из остальных шесть человек поселили у Ильина, двенадцать – у Прохорова, заставляли колоть дрова для кухни, расчищать от снега дороги для немецкой техники.
В начале 1942 года в район Семлево-Реброво прорвалась в тыл врага группа Белова. Наши солдаты решили пробраться к беловцам или уйти к партизанам. Немцы каким-то образом узнали об их намерениях, ночью ворвались в дома Ильина и Прохорова, подняли сонных солдат, повели в сарай, что недалеко от деревни. Загнав людей в сарай, обложили его соломой и зажгли. Один солдат пытался уйти, но его сразили пулей. Сарай сгорел, и в нем живые люди.
Крестьяне Куракина похоронили сожженных военнопленных в деревне, а после Великой Отечественной войны останки перенесли в парк поселка Алферово, в братскую могилу, где сооружен памятник.

http://alferovo.ru/serov.html


Будьте здоровы!
 
NestorДата: Понедельник, 20 Апреля 2015, 22.30.53 | Сообщение # 5
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Прохорова Нина Михайловна родилась в деревне Куракино и прожила здесь долгую жизнь.

Казнь пленных

Было 18 человек пленных в деревне. Это были наши солдаты, попавшее в окружение. Немцы заставляли их работать. Я помню, что у нас на дворе было четверо здоровых мужиков - пленные. Они дрова пилили и кололи.

Как-то пленные играли в карты в хате, где они жили. Один из них возьми да и скажи: «Вот наши бы пришли, мы бы ушли сразу!». Нашёлся среди них такой, который немцам доложился, что побег замышляют – подольстился. Немцы этого предателя нарядили в немецкую форму, шинель ему дали, а остальных 17 человек загнали в наш овин и подожгли его. Это был сарай моего папы. Зажгли овин, а сами рядом с пулемётами стояли.

Нас с избы не выпускали. Я не ходила, не смотрела. А вот мужик мой (мальчики они проворные, везде бегают) видел их, рассказывал потом, что лежали они грудышком, мёртвые уже. Здесь же их и зарыли. Потом перезахоронили - это было после войны. Мы раньше на родительское приходили на то место. Придём, постоим, помолчим…

http://alferovo.ru/prohorova.html


Будьте здоровы!
 
NestorДата: Понедельник, 20 Апреля 2015, 23.11.04 | Сообщение # 6
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Данилова Наталья Андреевна родилась в 1928 г.р. в деревне Енино.

Брат Мишка

По нашей деревне всего тогда набрали 60 пленных, построили их в колонну. Эти солдаты попали в окружение под Вязьмой. Куда им деваться? Они уже и переоделись все, как будто не военные, а всё равно их забрали. И нашего парня, брата моего к ним причислили. Мать смотрит, наши все ходят, а парня нашего нет. Она спрашивает: «А где же наш Мишка?». А его, говорят, забрали с пленными солдатами.

Пригнали их в деревню Холм, да загнали на скотный двор, закрыли. Там и генералы были, всякие начальники были. Только что, всё посрывали с себя. И говорят они ему: «Молодой человек, мы - военные, нас теперь погонят неизвестно куда. А ты же местный». И посоветовали они ему пристроиться к местной жительнице, что к колодцу подошла – он знал её, это тётка Федосья была, взять у неё вёдра с водой и отойти потихоньку, пока немцы не видят. Брат был в пальто, в кепке, молодой. Он так и сделал. Вот таким образом он в тот раз домой пришёл. Но всё равно партизаны его подстрелили.

Партизаны приходили в деревню и ранили его. Брат мой шёл с одним парнем по деревне, а тут партизаны, из-за угла стрельнули, в него и попали. Он от ран и скончался. Жалко было Мишку, а куда ж ты денешься. Война...

http://alferovo.ru/history5.html


Будьте здоровы!
 
NestorДата: Вторник, 21 Апреля 2015, 01.10.50 | Сообщение # 7
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
В Германию

Зиму 42-го года и 43-го мы работали на железной дороге в Алфёрово. Когда немцы начали отступать в марте 1943 года, нас всех, 9 девчат молодых, кто работал на расчистке дорог у немцев, позабрали. Погрузили нас в вагон. Два вагона людей было подготовлено к отправке – мы, алфёровские и военнопленные, которые на железной дороге на станции Алфёрово работали. Дверь вагона была на проволоку завёрнута. Открыли нас ребята военнопленные. Открыли и говорят: «Давайте, уходите. Мы первыми пойдём. Если пройдём нормально, то вы давайте за нами». Немец с автоматом, который нас охранял, ушёл далеко, на лице у него маска надета была от холода, нас не видел. Вот мы потихонечку, по одому из вагона выбрались и по насыпи, затем по речке, по лесочку, по насту пришли к нашей деревне. Пять суток мы просидели в своём лесу рядом с деревней. Потом стали расходиться группами. Военнопленных, что с нами бежали, призвали в армию, на фронт, когда наши пришли.

http://alferovo.ru/voronzova.html


Будьте здоровы!
 
NestorДата: Вторник, 21 Апреля 2015, 01.15.16 | Сообщение # 8
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Лагерь военнопленных на станции Алфёрово

На станции Алфёрово был лагерь военнопленных. В лесах ловили лошадей. Мама ночами рубила это лошадиное мясо, тёрла картошку и делала котлеты. Папа и другие, кто работал на станции, эти котлеты носили военнопленным. Не всякая охрана допускала, но папа уже знал, к какому охраннику можно подойти, чтобы покормить военнопленных. Некоторые разрешали.

http://alferovo.ru/history4.html


Будьте здоровы!
 
NestorДата: Вторник, 21 Апреля 2015, 01.23.19 | Сообщение # 9
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Иван Владимирович Владимиров, уроженец деревни Ульяново, - непосредственный участник тех событий. Когда началась война, Ивану Владимировичу было 17 лет

Оккупация

Немцы к нам пришли 11 октября. Снега не было, но было холодновато, заморозки были.

11 октября мы были в окопах, потому что бомбили каждый день. Окопы были у нас в полукилометре от деревни. Мы туда и ночевать ходили. Идём утром домой из окопа, гляжу – немцы в зелёных шинелях с краю деревни. Без боя деревню заняли. Мы шли домой, а они оккупировали деревню.

Пришли домой, посидели дома. Я был любопытный. Дай, думаю, посмотрю, что делается, по деревне пойду. Вышел я, в конец деревни прошёл. Вижу: человек пятьдесят наших солдат построено в два ряда в шеренгу. В нашей деревне оказались солдаты, которые попали в окружении. Откуда они взялись, эти солдаты – я не знаю. Где-то скрывались, прятались, наверное, потом сами пришли сдаваться, я так думаю. Тут же два-три немца с автоматами. Ко мне немец присмотрелся, взял за рукав и тоже поставил к солдатам в строй. Я постоял минут пять-десять. Подходит офицер ихный. На меня показал, что-то по-своему им пролопотал, дескать, зачем тут этот киндер? Отвечают ему, что деревенский, гражданский пацан. Немец меня вытащил из строя, под зад коленом дал, иди, мол, домой. Я домой и убежал.

Лагерь наших военнопленных был в Якушкине. Держали их там за проволокой. И в других деревнях были лагеря. Знаю, что в Холм-Жирковском районе был лагерь военнопленных. Я не буду скрывать, многие сами добровольно шли в плен. Очень много было людей недовольных колхозами и советской властью. Я рассказываю, что было. Нас в школе воспитывали патриотами. И патриотизм в нас был, любовь к Родине была. Но те, кто были более пожилого возраста, кому было за тридцать лет, особенно были недовольны колхозами.

http://alferovo.ru/vladimirov.html


Будьте здоровы!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: