Про атеизм и веру
|
|
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 18:20:05 | Сообщение # 9066 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан (  ) Так как насчет мусульман Библия не противоречит Корану, принципы одинаковые, а кидать ребенку фантик на пол, или не кидать и как это воспитывается, это к Единомышленнику и кто какую кашу ест и какой народ. Мне схоластика не интересна.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Фадлан | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 18:27:36 | Сообщение # 9067 |
 26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
| То есть, Вы не отказываете представителям народов, исповедующих ислам, в праве быть патриотами нашей страны? Несмотря на отсутствие у них "христианского воспитания"? Если это так, то почему исключаете из числа патриотов людей неверующих, атеистов? Они что, относятся к категории граждан "второго сорта"? А тогда как быть с Конституцией, которая, во - первых, гарантирует свободу совести, а во вторых, объявляет всех граждан равными в правах?
Чего - то я совсем перестал понимать. Наверное, мозги уже старые и за новыми веяниями не поспевают...
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 18:39:01 | Сообщение # 9068 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан (  ) То есть, Вы не отказываете представителям народов, исповедующих ислам, в праве быть патриотами нашей страны? Несмотря на отсутствие у них "христианского воспитания"? Патриотизм, это умение обьединяться жителям страны перед опасностью, или трудностями большими. Как можно отказать жителям страны в обьединении для борьбы с трудностями? При чем тут вероисповедание? Или Вы хотите всю жизнь им создавать трудности и эксплуатировать патриотизм? Далеко уедете на патриотизме, создавая вечные трудности только ради обьединения? Патриотиз, не может быть постоянной обьединяющей идеей. В перерывах между трудностями, какая идея будет работать?
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Фадлан | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 18:52:48 | Сообщение # 9069 |
 26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Как можно отказать жителям страны в обьединении для борьбы с трудностями? При чем тут вероисповедание?
Тогда прочтите еще раз Ваши собственные слова:
Цитата Саня () Только базой патриотизма является христианское воспитание, но никак не атеистического.
У меня не было "христианского воспитания", но я надеюсь, что в чувстве патриотизма мне здесь, в этой теме, не отказывают?
Засим вынужден откланяться. Ждет работа.
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 18:58:35 | Сообщение # 9070 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан (  ) Только базой патриотизма является христианское воспитание, но никак не атеистического.
У меня не было "христианского воспитания", но я надеюсь, что в чувстве патриотизма мне здесь, в этой теме, не отказывают?
Засим вынужден откланяться. Ждет работа. Мы начинаем повторяться. Я уже писал, что вы исключив Бога, не стали атеистом, а стали обманутым христианином. Вас воспитывали по христианским заповедям, потому что нет учения у атеизма. Его физически нет. Атеизм должен исключить всё, не только Бога, но и его учение! Вам учение Христа оставили, но убрали источник. И что получили? Или покажите нам текст атеистического учения, как показывают текст Библии. Бред какой-то с атеистами полный тут в теме. Воистину заблудшие овцы без пастыря. А можно оставить заповеди без Христа? Можно, это будет Тольстовщина, но жил же Толстой и без Бога. Можно убавить список грехов? Можно, убавляйте! Но это не будет истинной верой! Тут опасность в том, что появляются кумиры, которые заблудших и толкают на преступления, причем прикрываясь голым учением Христа без Христа, толкователи всех мастей.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Фадлан | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 19:14:01 | Сообщение # 9071 |
 26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Я уже писал, что вы исключив Бога, не стали атеистом, а стали обманутым христианином
А почему не "обманутым мусульманином"? Или тем же "обманутым манихеем"?... Атеист - это человек не верующий в какую - либо религию. Такого определения вполне достаточно. Вынужден повторить, что это не означает его враждебного отношения к верующим, религиям вообще и православию в частности. Повторяю, у нас есть Конституция, в которой одним из фундаментальных принципов записана свобода совести. И нет в ней никаких делений на граждан "первого сорта" с "христианским воспитанием" и всех остальных, включая атеистов...
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 19:16:51 | Сообщение # 9072 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан (  ) А почему не "обманутым мусульманином"? Обман, он и есть обман. Мечети надо строить и учить мулл в тех учебных заведениях, где учат правильно толковать Коран. Это же относится и к православным.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 19:20:22 | Сообщение # 9073 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан (  ) Атеист - это человек не верующий в какую - либо религию. Такого определения вполне достаточно. Хорошо, не верите в религии, но живете по законам христианским. Авторство тех заповедей, по которым живете, и которые пришли на Русь при князе Владимире признаете? Назвать можете автора заповедей?
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Фадлан | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 19:24:29 | Сообщение # 9074 |
 26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Назвать можете автора заповедей?
Автора или авторов?
Их много. Вам нравится больше всех кто именно?
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 19:33:02 | Сообщение # 9075 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан (  ) Автора или авторов? Упростим вопрос. Признаете обьединяющую роль христианства для славян при князе Владимире пришедшее на Русь? Крещение Руси признаете?
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Фадлан | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 19:44:09 | Сообщение # 9076 |
 26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Крещение Руси признаете?
А кто ж его не признает? Разве такие есть?
Цитата Саня (  ) Признаете обьединяющую роль христианства для славян при князе Владимире пришедшее на Русь?
Пожалуй, да, соглашусь и с этим тезисом.
Хотя, наверняка, тот же самый эффект был бы в случае, если бы князь Владимир сделал выбор в пользу ислама. В качестве аналогии посмотрите на Турцию. Анатолия входила в состав Византийской империи, потом туда пришли кочевники - тюрки, основали несколько маленьких эмиратов и в итоге исламизировали весь регион. А потом там возникло мощное государство - Османская империя. Тоже вариант развития...
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 19:50:07 | Сообщение # 9077 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан (  ) А кто ж его не признает? Разве такие есть? Наконец хоть христианство признали. Осталось признать, что с тех пор живем по христианским заповедям, они и легли в основу государства.
Цитата Фадлан (  ) тот же самый эффект был бы в случае, если бы князь Владимир сделал выбор в пользу ислама Обсуждали бы нашу жизнь по Корану.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Фадлан | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 19:56:38 | Сообщение # 9078 |
 26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Хорошо, не верите в религии, но живете по законам христианским.
Живу и по законам христианским, и талмудическим, и конфуцианским...
К примеру, чем Вам не нравятся 10 заповедей иудейского пророка Моисея? Помните: "не убий", "не укради"...
А, вот еще один из главных принципов, завещанных Конфуцием: "не делай человеку того, чего не желаешь сам себе" Разве этот принцип плох?
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 20:04:14 | Сообщение # 9079 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан (  ) Живу и по законам христианским, и талмудическим, и конфуцианским.
Живем по законам государства, но в основу государства и законов легли заповеди. Иначе не построить было государство столь многочисленное из всех княжеств. И не могло быть иначе, ибо в ту пору несла заповеди Церковь и находилась у власти. Цековь христианская и принесла нам заповеди и приняла Русь крещение. Так какой Вы атеист? Вот Ольга тут признает и христианство и Христа, но говорит, что это только не её вера. Можно и так жить. Бога признать, учение его признать, но Господом не называть и не молиться ему. Жизни не мешает.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Фадлан | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 20:06:35 | Сообщение # 9080 |
 26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Наконец хоть христианство признали.
А с чего Вы взяли, что я христианство не признаю? Очень даже признаю и увлекаюсь изучением его истории. И, кажется, немного в этой истории разбираюсь. Ценю церковную иконопись, коллекционирую предметы христианского культа.
Вот интересная подборка нательных крестиков, в основном периода правления Ивана Грозного и Смутного времени.
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 20:09:32 | Сообщение # 9081 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан (  ) А с чего Вы взяли, что я христианство не признаю? Так атеистом же назывались, или это не Вы назывались? Атеизм, это полное отрицание и Христа и его учения. А признавая учение и живя по заповедям, но не признавая Христа, это не атеизм. Это христианин заблудший, без царя в голове.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Фадлан | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 20:21:24 | Сообщение # 9082 |
 26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Цитата Фадлан () А с чего Вы взяли, что я христианство не признаю?
Так атеистом же назывались,или это не ВЫ назывались? Атеизм,это полное отрицание и Христа и его учения тогда.
Ээ, нет, дорогой товарищ! Атеист - это человек, не исповедующий ни одну из религий. Но повторяю, это совсем не значит, что он враждебен религии как таковой и к верующим как носителям тех или иных религиозных воззрений. И он. как правило, с должным уважением относится и к верующим, и представителям духовного сословия. Вот смотрите, как Ваш покорный слуга спокойно и благожелательно общается с одним из иерархов Русской православной церкви.
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Фадлан | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 20:28:25 | Сообщение # 9083 |
 26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13744
Статус: Отсутствует
| Ну что, наезды на атеистов еще будут или разойдемся тихо и спокойно, чтобы послушать новости?
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Единомышленник | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 20:39:18 | Сообщение # 9084 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 5637
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) В этом и соль подмены большевиками христианского учения, что люди воспитываясь по христианских ценностях, думают, что воспитывались по атеистическим.
Человек - это звучит гордо. Так учили при Советской власти. А христианство учит рабской психологии. Все остальное общечеловеческие ценности. Авторство не зафиксировано.
Цитата Саня (  ) Мне схоластика не интересна.
Будем знать.
ОЛЬГА
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 20:51:09 | Сообщение # 9085 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан (  ) Ну что, наезды на атеистов О как жизнь повернула. То не знали верующие, как отбиться от атеистов, а теперь атеисты как бы отбиваются. Причем, это произошло на наших глазах, когда Патриарх призвал верующих дать отпор нападкам в интернете на церковь и веру. До этого верующие предпочитали отмалчиваться. Дату не помню призыва Патриарха, в темах есть, может Галина вспомнит. Пару лет назад. Скоро закон будем принимать о защите атеистов.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 21:01:28 | Сообщение # 9086 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Единомышленник (  ) Человек - это звучит гордо. Так учили при Советской власти У Горького "На дне". Причем это говорил Сатин, который сам оказался на дне с принципом ничегонеделания, этакий протест у него был. Бомжи , это ваши герои?
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Валентин | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 21:38:11 | Сообщение # 9087 |
Группа: Модератор
Сообщений: 8133
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) О как жизнь повернула. То не знали верующие, как отбиться от атеистов, а теперь атеисты как бы отбиваются. Причем, это произошло на наших глазах, когда Патриарх призвал верующих дать отпор нападкам
в моих глазах эти взаимные нападки выглядят одинаково омерзительно.
|
|
| |
Валентин | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 21:40:56 | Сообщение # 9088 |
Группа: Модератор
Сообщений: 8133
Статус: Отсутствует
| Политика
Референдум по Исаакию могут обсудить в Заксобрании Петербурга 26 апреля
В этот же день планируется отчёт губернатора Петербурга перед городским парламентом
Санкт-Петербург, 12 апреля 2017, 13:11 — REGNUM Вопрос референдума о судьбе Исаакиевского собора могут внести в повестку дня пленарного заседания петербургского Законодательного собрания 26 апреля. Об этом сегодня, 12 апреля, сообщил спикер парламента Вячеслав Макаров, передаёт корреспондент ИА REGNUM.
«Мы срок не пропустим. Как только рассмотрит комитет по законодательству, мы обязательно сможем внести в повестку», — сказал Макаров.
Предполагается, что в тот же день губернатор города Георгий Полтавченко выступит перед Заксобранием со своим традиционным отчетом.
Напомним, инициаторы референдума намерены спросить у петербуржцев, согласны ли они, что относящиеся к памятникам истории и культуры федерального значения и находящиеся в собственности Петербурга Исаакиевский собор, Спас-на-Крови и Петропавловский собор должны оперативно управляться государственными музеями при обеспечении возможности проведения там религиозных обрядов и церемоний.
Подробности: https://regnum.ru/news/2262221.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
|
|
| |
Ника | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 21:47:36 | Сообщение # 9089 |
Группа: Поиск
Сообщений: 332
Статус: Отсутствует
| http://рос-мир.рф/node/2317 Цитата Саня (  ) Живем по законам государства, но в основу государства и законов легли заповеди.
Мораль и нравственность
Мораль – это не только особая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости. Мораль – это особая форма общественного сознания, определяющая, буквально, всю жизнь человеческого общества. Именно от моральных установок и норм зависит формирование и развитие экономических, политических, социальных и иных общественных отношений.
В современной литературе под моралью понимается исторически сложившаяся система норм, обычаев, ценностей, регулирующих общественные отношения и являющиеся критериями поведения людей.
Мораль представляет собой внутриличностный способ удержания человека от опасных для него самого и для общества искушений, разрешения противоречий между индивидом и обществом. Ведь зачастую индивидуальные и общественные интересы не совпадают и чаще всего противоречат друг другу. Человек, как биосоциальное существо, формируется, развивается и живет в обществе, подчиняясь правилам, которые сложились в нем. Однако это не означает, что моральные нормы – это раз и навсегда определенные конструкции. Моральные нормы меняются, развиваются вместе с человеком. Именно поэтому существуют различные морально-нравственные установки в разных обществах и в разные исторические периоды.
Мораль обычно используется как синоним нравственности, но это явное упрощение. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых к человеку в каждой из этих областей, нравственные принципы имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Тонкая грань между моралью и нравственностью проходит по критерию «должного» и «сущего». Иными словами, мораль определяет то, к чему человек должен стремиться, т.е. «мир должного». В то время как нравственность – это реально практикуемые нормы повседневного поведения, т.е. «мир сущего».
Мораль – одна из самых ранних форм общественного сознания, возникшая, скорее всего, еще в первобытном обществе. Уже тогда она выступала главным регулятором поведения людей, имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества.
Моральная регуляция имеет оценочно-императивный характер. Это означает, что с помощью моральных норм и ценностей оцениваются поступки, слова и намерения людей. Мораль либо одобряет их, либо не одобряет, порицает. Моральные нормы представляют собой определенные правила или образцы поведения. Одновременно они характеризуются той системой оценки, с помощью которой человеческие действия определяются как хорошие или плохие, добрые или злые, справедливые или несправедливые. Одобряя что-то или порицая, мораль вместе с этим предписывает, повелевает, как следует себя вести, чтобы соответствовать общественным требованиям. В этом проявляется ее императивный характер, т.е. она ориентирована на идеалы, выраженные в моральных нормах.
Моральные нормы опираются на общественные оценки, убеждения и привычки людей, идеалы добра, зла, справедливости и т.п. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе. В то же время моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения.
В отдельно взятом случае практический результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств. В общесоциальном же масштабе в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой. Поэтому форма выражения моральной нормы – это не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей.
Например, во время Великой Отечественной войны многие подвиги и невероятное мужество защитников нашей Родины были проявлены именно потому, что в обществе было очень высоко значение моральных норм. Для рационально мыслящего, индивидуализированного человека, очевидно, что высшую ценность имеет только его жизнь, поэтому спасать ее следует любыми способами. Однако моральные нормы, будучи важнейшим императивом для наших соотечественников, требовали постоянного жертвования собой ради спасения своих раненых товарищей, попавших в окружение солдат, и наконец, миллионов сограждан, независимости своей страны. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. Именно поэтому они оценивают как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения. Российское общество всегда отличалось особым, подчеркнуто уважительным отношением к моральным нормам. С этим связано неприятие многих реформ, проводимых государством, поскольку они противоречат сформировавшимся веками моральным установкам, пониманию должного сквозь призму справедливости и общего (коллективного, общинного) блага... http://рос-мир.рф/node/2317
|
|
| |
Валентин | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 22:07:49 | Сообщение # 9090 |
Группа: Модератор
Сообщений: 8133
Статус: Отсутствует
| 12.04.2017 20:25 "Я сейчас самый безопасный человек в России"
«Человек с бородой», получивший печальную известность после теракта в петербургском метро, сейчас «решает вопрос с работой», а его мама лечит сердце. О том, чем обернулись для его семьи события 3 апреля, Андрей (Ильяс) Никитин рассказал «Фонтанке».
 Андрей Никитин в отделе полиции в день теракта в Петербурге
Через несколько часов после теракта 3 апреля пресса распространила фотографию предполагаемого террориста – человека в тюбетейке, с бородой, в длинном пальто. Именно внешний вид стал причиной, по которой Андрея Никитина, принявшего в исламе имя Ильяс, объявили подозреваемым номер один. Полиция быстро установила, что он не причастен к теракту, но его дело дошло до угроз увольнения от работодателя.
О том, как живётся в одежде мусульманина и с репутацией «террориста», Ильяс Никитин рассказал «Фонтанке».
- Как мне лучше к вам обращаться? Я назвала вас Андрей, но, наверное, правильнее – Ильяс?
– Андрей – так у меня в паспорте написано. Но приятнее, полезнее для меня будет, если вы будете обращаться ко мне Ильяс.
- Ильяс, все, кто интересуется вашей историей, знают, что после Петербурга вас задерживали ещё в московском метро, а перед этим не пустили в самолёт во Внуково. Кто были те люди, которых вы так напугали?
– Это были точно такие же граждане, как вы или я. Но оказавшиеся под влиянием того, что дали средства массовой информации. Поверьте, совсем недавно я летал в другие города. Я летал к своим родственникам. Я был в такой же одежде, как на тех фотографиях. И во Владивостоке ни у кого не возникло вопросов. В Шереметьево, во Внуково раньше ни у кого ко мне не было вопросов. Поэтому я хотел бы попросить СМИ быть деликатнее в словах. Слово может многое для человека разрушить. Я очень тяжело воспринимаю то, что произошло в Петербурге, эту трагедию в метро. Я приношу искренние соболезнования родным тех, кто погиб. И дай бог выздороветь тем, кто попал в больницы.
- Как вы в итоге добирались из Москвы в Башкирию? Удалось вылететь на следующее утро?
– Нет, я добирался наземным транспортом.
- И как по дороге? Обошлось уже без инцидентов?
– Было несколько автозаправок, где меня опять хотели задержать. Там, наверное, до сотрудниц дошла информация о теракте в Питере, а другую информацию они не получили. Как граждане Российской Федерации, они проявили бдительность. Но полиция сыграла свою роль, она успокоила их, чтобы не поднимали панику. Они уже знали, что ко мне нет никаких вопросов. Я же прошёл такой контроль… Я, наверное, сейчас самый безопасный человек в Российской Федерации.
- Есть очевидцы, которые говорят, что вы ехали в том самом вагоне, где произошёл взрыв, и вышли именно на «Сенной». Это правда?
– В трёх метрах от эпицентра взрыва! Не выйди я из вагона, я был бы в числе жертв этого… поступка, который я не знаю, как назвать. Люди так не делают, люди не убивают детей, женщин. Но я вышел – и стал первым подозреваемым. То есть оставшись, я бы погиб, а вышел – вот что получилось. Я вышел, поднимался на эскалаторе и услышал хлопок. Дальше про теракт я узнал только из телевизора. Я сравнил время и всё понял.
- Вы сами пошли в полицию или полиция вас нашла?
– Мы встретились. Я шёл в полицию, а они шли ко мне. Мы встретились, скажем так, на середине пути.
- Как вели себя с вами полицейские?
– Слава Богу, они с самого начала проявляли терпение и понимание. В полиции есть люди, которые имеют нравственность и стыд. Единственный момент – кто-то сфотографировал меня в полиции в Петербурге и отправил фотографию журналистам. Люди, которые сделали это… Они не проявили свою служебную этику. Но полицейское начальство уже принесло мне извинения. В принципе, сотрудники полиции далеко ушли от сотрудников милиции. И слава Богу.
- Как полиция выясняла, что вы непричастны к теракту? Что они проверяли?
– На всё воля всевышнего. Они не сделали ничего больше того, что им было предписано. Мне сказали объяснить ситуацию: что произошло. Они тоже удивились – как это я сам шёл всё объяснить. Но мне скрывать нечего, я веду жизнь открыто – и открыто вёл беседу с ними. Я же много летаю по стране через Москву в разные города. Они проверили мой телефон, мою переписку. У них были законные требования, тем более что ситуация такая. Я с пониманием подошёл.
- «Фонтанка» уже писала, что вы не только участвовали в контртеррористической операции в Чечне, но ещё имеете государственные награды. Вы можете рассказать, за что были награждены?
– Знаете, есть вещи, которые остаются в прошлом. Я взял из прошлого только то, что полезно для меня. Остальное я закрыл. Я не ухожу от этого, но это – моё личное. Я такой, какой я есть сейчас. Те люди, которые со мной много лет общаются, которые со мной, скажем так, проживают в рабочее время в одном спальном помещении, а такое бывает, они как общались со мной – так и продолжают общаться. У них нет ко мне вопросов.
- Вы имеете в виду сослуживцев в армии?
– Нет, это прошлое. Сейчас я живу другим – гражданским.
- Совсем не хотите говорить о времени, когда служили?
– Вообще о прошлом не хочу говорить. О том, что было «до».
- Где для вас проходит деление на «до» и «после»?
– Уход со службы. Пусть для вас это станет отправной точкой.
- Ильяс, а вы понимаете, почему ваш внешний вид стал для вас источником всех этих неприятностей?
– Думаю, это дело случая. У нас в стране много религий, много национальностей. Я всегда ездил спокойно. Теперь это кому-то, видать, невыгодно. Почему это упало на меня? Представители татарской диаспоры носят такой головной убор, другие диаспоры – другую шапочку. Но сейчас время такое. У меня обычные брюки, обычное пальто, обычный свитер. Никаких особых брюк или свитеров я не ношу. У моих сестёр, у мусульманок, с одеждой сложнее, они должны покрывать волосы. Но они всё равно делают это. Что здесь особенного? Православные женщины тоже ходят в платках, чтобы не быть простоволосыми. Я так одеваюсь уже девять лет. Раньше носил куртки, если пальто – то чуть выше колен. Потом просто чуть-чуть удлинил одежду.
- В Петербурге вы видели много людей, одетых так же, как вы?
– С 1990-х годов, когда я был в Петербурге, я запомнил, что петербуржцы ходят в пальто. В Петербурге все люди одеваются в тёмное – в серое, в чёрное. В других городах я хожу в светлой одежде. Но это тоже длинные брюки, удлинённый пиджак. И никогда вопросов ко мне не было.
- Вам никогда не советовали одеваться иначе?
– Многие советовали. Многие из духовных лидеров в мечетях. Но есть и другое мнение. Другие имамы говорили, что надо в такой одежде ходить. Я одеваюсь так, как считаю нужным. В Москве, в Петербурге люди носят бороды и длинные пальто – и никто им ничего не говорит. Есть люди, которые носят серьги. Им же не говорят, чего это ты серьгу носишь?
- Вы сказали, что девять лет так одеваетесь. Вы девять лет назад уволились со службы?
– Нет, со службы я уволился гораздо раньше. Вы понимаете, что дело не в одежде, а в принципах?
- Значит, что-то заставило вас 9 лет назад сменить принципы и стать мусульманином?
– Я не девять лет назад стал мусульманином. Моя мама – татарка. Все родственники со стороны мамы – татары. И мой старший брат, и я – мы росли в традиционной исламской семье.
- Как ваша семья восприняла то, что произошло с вами?
– Мои родственники живут от Владивостока до Москвы. Им всё это доставило серьёзные волнения. Конечно, они звонили, волновались. У мамы больное сердце, сейчас надо будет везти её в Уфу в кардиологический центр. Такие последствия этого тяжёлого случая.
- Вы сказали, что не были в Петербурге с конца 1990-х. Вы сейчас приехали просто как турист?
– Да, просто на экскурсию приехал. Город красивый, не был давно. И сестрёнка у меня хочет поступать… Как же он называется? В Институт культуры.
- Как раз в тот день, когда вы были в Петербурге, у нас проходили акции дальнобойщиков. Вы ведь тоже дальнобойщик? Ваш приезд с этим никак не был связан?
– Нет, я в этом никак не участвовал. И я, в принципе, не то чтобы дальнобойщик, я просто на дальние расстояния езжу. Просто между городами в Ханты-Мансийском округе.
- Когда появилась информация о том, что вас якобы уволили из-за ваших последних приключений, Минобороны объявило, что готово предоставить вам работу. Вы даже при угрозе безработицы не готовы вернуться на службу?
– У меня есть работа, слава Богу, меня никто не увольнял. Поэтому этот момент я не рассматриваю. Сейчас я прилетел в Нижневартовск, я здесь работаю, буду этот вопрос урегулировать. Старший брат пока дома – мамой занимается, я буду решать вопрос с работой. Начальство своё я пока не видел, завтра с ними встречусь, но пока по телефону сказали, что меня не увольняли.
Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру» http://www.fontanka.ru/2017/04/12/089/
|
|
| |
Ника | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 22:16:10 | Сообщение # 9091 |
Группа: Поиск
Сообщений: 332
Статус: Отсутствует
| А вот еще любопытная статья о светскости государства... Не могу сказать, что я во всем согласна с автором, но во многом... Кто интересуется, может прочитать ее всю целиком, по ссылке... http://www.ateism.ru/article.htm?no=2014
А это отрывочек небольшой...
..."История свидетельствует, что впервые принцип светскости и свободы совести был провозглашен во Франции в ст. 10 Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), в которой речь идет о том, что никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку.
Неудивительно, что это случилось именно во Франции, стране, находившейся в это время под влиянием идей крупнейшего мыслителя французского Просвещения, философа Вольтера, который в своих произведениях показывал несостоятельность религии как системы. По его мнению, источником религии являются невежество и обман. Он полагал, что религия возникла тогда, когда повстречались мошенник и глупец.
Другой французский философ Гельвеций примерно в то же время также выступал против отождествления нравственности с религией, против религиозного фанатизма. Добродетельное поведение, по его мнению, необходимо основывать не на принципах религии, а на принципах личного и общественного интересов.
Не менее активно против догматов церкви выступил еще один французский философ той же эпохи – Дидро, который критически относился к христианскому вероучению. Он поставил под сомнение «боговдохновенность» Библии, полагая, что все книги Библии написаны священнослужителями в разное время. Он писал, что во ВСЕХ религиях от имени Бога говорили люди. Резко критиковал чудеса, о которых сообщает Библия. Указывал, что чудеса – нелепость, доказываемая с помощью противоестественного явления. Верующие в силу своей религиозности принимают ожидаемое за действительное; чудеса происходят там, где в них верят. Он называл чудеса мифами, которые подобны мифам языческих религий. Остро критиковал христианское учение об аде и муках, полагая, что религиозные догматы лишь запугивают людей, терроризируют их. В этой связи он писал: «Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру».
Особенно резко Дидро выступал против религиозной нетерпимости: «Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью». В то же время он полагал, что религия не является опорой нравственности. Необходимо целенаправленное распространение нравственных принципов. Он не считал, что человек от рождения наделен злом и пороками, и был убежден, что справедливое общество, опирающееся на справедливые законы, является предпосылкой утверждения нравственности.
Такого рода идеи были характерны не только для Франции. Примерно в те же годы видный представитель шотландского Просвещения Фрэнсис Хатчесон тоже отрицал какую-либо связь между религией и нравственностью и полагал, что моральное чувство не основывается на религии. Он приводил примеры, когда высокоморальные люди не проявляли особого религиозного рвения, и, наоборот, религиозная нетерпимость и фанатизм приводили к злу.
Вслед за ним крупнейший английский философ Дэвид Юм отверг доказательства существования Бога, основывающиеся на несовершенстве человека или на целесообразном устройстве мира. Он был не согласен с тем, что религия основывается на доводах разума или что в ней очень нуждаются, и писал по этому поводу: «Первоначально религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее».
Еще ранее другой английский философ-моралист Антони Шефтсбери утверждал, что религия не является основой морали, и отрицал всякую связь религии и нравственности. По его мнению, по-настоящему добродетельное поведение определяется не выгодой, не пользой, не получением какой-либо награды или наказания, а тем, что наличие добродетели – само по себе является вознаграждением человека, которое делает его счастливым..."
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 22:23:50 | Сообщение # 9092 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Ника (  ) Мораль и нравственность
В ответе за мораль
Протоиерей Всеволод Чаплин о светской этике, параллельных мирах и диалоге верующих и атеистов
Интервью с директором Института философии РАН академиком Абдусаламом Гусейновым о религиозном и секулярном измерении этики, опубликованное в «НГР» от 20.06.12, вызвало большой интерес читателей, в том числе в церковной среде. Поскольку председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод ЧАПЛИН часто выступает с позиций, антагонистических по отношению к концепции Гусейнова, ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ предложил священнослужителю обсудить мировоззренческие проблемы, затронутые в интервью академика.
– Отец Всеволод, как Церковь может ответить на утверждение о том, что религиозные традиции из-за своих различий разделяют людей, а в наши дни человечеству нужна универсальная мораль?
– Я благодарен академику Гусейнову, с которым на протяжении многих лет поддерживаю диалог, за то, что он поднял глубинные темы в своем интервью, которое, пожалуй, впервые за последние годы ставит ключевые вопросы соотношения религиозной и нерелигиозной этики в современном мире. Я согласен с тем, что этико-религиозные традиции отличаются друг от друга. При этом большинство из них отличны от этики секулярной. Для верующего человека данные различия являются самыми главными, потому что от его нравственного выбора зависит его судьба в вечности, которая в представлении большинства религий важнее, чем земная судьба. Можно спорить о том, хорошо или плохо это разделение, но оно всегда было и всегда будет одной из характеристик человеческого общества. Универсальная мораль, будь то «глобальная этика» Ганса Кюнга или религиозно-синкретические учения типа бахаизма, невозможна в принципе, потому что не будет разделяться большинством населения Земли.
Различаются не только способы обоснования морали, о которых говорит академик Гусейнов. Различается и нормативное содержание списков нравственных ценностей, а также иерархий этих ценностей, то есть представлений о том, какие из них выше, а какие ниже и какие можно предпочесть другим. В истории это очевидно. Достаточно сказать, что в одних случаях высшей ценностью объявляется земная человеческая жизнь, в другом случае – такие ценности, как вера, жизнь страны и народа, священные предметы и символы. Ради этих ценностей во многих этических системах предписывается пожертвовать собой и не остановиться перед уничтожением другой жизни, в частности, жизни агрессора или осквернителя святыни. Более того, все попытки создания глобальной, универсальной этики строились на основе приоритета этических правил, относящихся к социальной механике, к взаимосвязи между индивидуумами или коллективами, к принципам ведения бизнеса, политики, войны, семейной жизни и т.д. Всего этого совершенно недостаточно для достижения нормативного для верующих этического идеала. Этика с точки зрения религиозного человека относится и к сфере его отношений с Богом, и к сфере внутреннего состояния человека, его душевного мира. Не случайно Христос, говоря о том, что нужно вырвать глаз и отсечь руку, соблазняющие тебя, имеет в виду вечное мучение даже за мыслепреступления, то есть за внутренние состояния, которые могут привести, а могут и не привести к каким-то словам или действиям, нарушающим правила социальной механики.
В этом одно из главных различий этики религиозной и секулярной. Первая подразумевает необходимость, нормативность работы над внутренним состоянием человека. Даже если оно не проявляется во внешних действиях. Различия, о которых я говорю, могли бы быть названы несущественными и переадресованы кабинетным ученым с их дискуссиями, если бы они не определяли разные модели построения семьи, коллектива, локальной общности, народа, государства, экономики и т.п. Следствием осознания этого различия должна быть не попытка игнорировать его или переделать непеределываемое, но отказ от монополии любой из этических систем на формирование общественного устройства. Нам нужно научиться жить пусть даже в параллельных реальностях, при этом находя точки соприкосновения в делах, работающих на общую пользу.
– Считаете ли вы, что существует светская этика, отдельная от религиозной?
– Конечно, существует светская этика. Не случайно предмет с таким названием был предложен в качестве одного из модулей курса «Основ религиозных культур и светской этики» именно по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, который предложил применить в России единственную работающую модель образования в области религии и этики, которая действует в большинстве стран Западной Европы. Я с уважением отношусь к неверующим людям, которые вырабатывают для себя кодекс нравственных правил или просто следуют таковому – в тех случаях, когда он не противоречит христианскому нравственному кодексу. Но возникает вопрос, насколько этика может быть конвенциональной, то есть зависеть от переменчивых решений, моды, настроений, свойственных тому или иному человеческому сообществу. Я аплодирую академику Гусейнову, когда он говорит, что мораль – для всех, иначе она вообще не мораль. Когда он утверждает, что нравственность в своих первоосновах ориентирована на абсолютные ценности. К сожалению, такой взгляд среди светских ученых сталкивается сегодня с мощным противодействием морального релятивизма. Все больше тех, кто старается раздвинуть границы допустимого. Так, некоторые утверждают об этичности умерщвления младенцев-инвалидов, другие говорят о желательности добровольного ухода из жизни людей, переставших быть экономически эффективными, третьи – о «праве» детей на секс с взрослыми. Легко представить себе ситуацию, в которой обработка лиц, принимающих решения и формирующих общественное мнение, может привести к тому, что нравственным может быть объявлено все что угодно, вплоть до убийства людей, не приносящих прибыли или не имеющих перспективы приносить таковую. Нравственность тем и хороша, что она абсолютна. С моей точки зрения, она не зависит от того, что мы о ней думаем и понимаем ли ее. Но чтобы быть таковой, она должна зависеть от чего-то или кого-то, что не относится к изменчивому человеческому обществу. Настоящие этические нормы хороши не тем, что они старые, а тем, что они вечные и не зависят от меняющихся общественных отношений и позиций.
– Насколько гуманистична религиозная традиция, предписывающая человеку подчинить свою жизнь Высшей воле, выполнению канонических предписаний?
– Я не знаю, что такое «гуманистична». Слова «гуманизм» и «гуманность» – это разные слова, если посмотреть их употребление в тех языках, откуда они к нам пришли. Гуманность, человеколюбие – это одно, а гуманизм как философское течение, ставящее человека в центр мироздания и всех общественных процессов, – это нечто другое. Для религиозной этики самое главное – не обеспечить человеку на Земле душевный комфорт, здоровье и благополучие, а помочь ему достигнуть высочайшего нравственного идеала, который только и делает человека способным войти в блаженную вечность. Иногда ради этого в земной жизни лучше быть бедным, чем богатым, больным, чем здоровым, живущим беспокойной, а не благополучной жизнью. Не случайно среди святых очень небольшой процент людей, которые в обстановке благостного мира родились, всю жизнь в ней прожили и тихо скончались. Большинство святых находились в жестком противоречии – кто с властями, кто с толпой, кто с собственными страстями, кто с темными силами. Именно эти столкновения и противостояния позволили им приобрести должную духовную силу и увидеть разницу между действительно важным и по-настоящему второстепенным. Когда имеют место человеческие страдания, для христианина главным становится вопрос не «Почему это?», а «Зачем это?». Даже если происходящее вокруг нас выглядит как нечто чудовищное, трагически негуманное, христианин всегда оставляет за собой возможность спросить, случайно ли это, не для того ли это попустил Бог, чтобы мы оглянулись на собственную жизнь и постарались быть готовыми к главной, вечной, настоящей жизни.
Поэтому академик Гусейнов прав, когда говорит, что светский гуманизм считается эквивалентом гуманизма вообще. Гуманизм, если его понимать так, как понимают на Западе, – это философия человекобожия. Не случайно атеистические организации часто себя называют humanist associations.
– Религиозные традиции предполагают власть духовных авторитетов. Где заканчивается автономия личности верующего и начинается культ лидеров?
– С одной стороны, в христианском миропонимании апостолам и их преемникам-епископам дана власть большая, чем любая земная. Это власть связывать и разрешать человеческие грехи. Но каждый епископ или пастырь должен понимать, что это не заслуженная или завоеванная им власть. Это власть делегированная, власть от Бога. Поэтому они должны действовать исходя из воли Божией, выраженной в Его откровении, то есть в Священном Писании и Предании. Как только человек начинает думать, что это его личная власть, что это повод для самоуправства, начинаются духовные трагедии. Именно поэтому люди, которые позволяют создавать культ своей личности, принуждать верующих к повиновению не Богу, а себе, заканчивали духовной трагедией, не говоря о том, что ломали жизни многих людей. Поэтому, как ни странно это слышать неверующему человеку, критерий решений такого человека – способность прислушиваться к воле Бога. Иногда его могут подправить окружающие люди, но если он не прислушивается к настоящему источнику божественного Откровения, то может обмануть этих людей, устроить раскол, но все это только еще больше усугубит его трагедию.
– В демократическом обществе для коррекции авторитарных тенденций существуют соответствующие процедуры. Какие инструменты использует Церковь, чтобы «подправить» лидера, замеченного в самоуправстве, и что она в этом смысле может предложить современному обществу?
– Есть множество механизмов. Есть братское увещевание, есть церковный суд, есть голос церковного народа. Правда, здесь существует большая разница с интернет-бичеванием. Задача ведь исправить грешника или заблуждающегося, а не уничтожить врага. Поэтому публичному обличению должна предшествовать беседа один на один, а потом при нескольких свидетелях, то есть приватный процесс. Так, собственно, и предлагает делать в Евангелии Христос.
– Есть ли точки соприкосновения Церкви и атеистического мировоззрения или – вечный бой?
– Есть и точки соприкосновения, есть и принципиальная разница, о которой я только что сказал. Надеюсь, что вечный бой не неизбежен. Да, верующие разных религий и неверующие строят разные общества. Когда они преобразуют окружающий мир или протестуют против чего-то, у них перед глазами разные «города на вершине холма», разные идеальные модели того, как должен быть устроен мир. Во всех его аспектах – от государственного строительства до искусства. Как раз признание этой разности, отказ от монополии, многоукладное общество является выходом из ситуации войны всех против всех. Я надеюсь, что диалог религии и секуляризма поможет из такого тупика выйти. Только в этом диалоге не должно быть предварительных условий. Даже таких, которые кажутся очевидными для верующих, например: откажитесь от жесткой критики наших общин и учений. Или для неверующих, например: признайте светский характер общественного устройства. От всех предварительных условий надо отказаться. К чему мы в результате диалога придем, наверное, сегодня не знает никто.
– Что Церковь может ответить на обвинения, что в некоторые времена и в странах, где господствовали религиозные институты, не отмечается повышение нравственного уровня людей, в том числе политиков?
– Ответить можно очень просто. Средние века, время господства религиозного мировоззрения, были гораздо человечнее, чем все, что происходило в XX веке, когда безрелигиозные мировоззрения взяли верх. Западная Европа не скатилась в кошмар нравственного релятивизма именно потому, что у нее за плечами Средние века. Она до сих пор не растратила нравственный багаж, который был заложен тогда. Это же касается и России. Впрочем, если наши общества окончательно перейдут к представлениям об относительности морали, то XXI век будет гораздо хуже, чем XX-й. Он приведет либо к глобальному хаосу, либо к глобальной диктатуре, которая с учетом современных технических средств может стать невиданной в истории человечества. Конечно, это тоже кончится хаосом, потому что никакая диктатура не бывает вечной.
– Если религий много, существуют ли абсолютные ценности?
– Как известно, религии могут быть истинными и ложными. Не все дороги ведут к Богу. Не каждый обращающийся к тому или иному существующему или несуществующему предмету обращается к истинному Богу, потому что его представления о боге могут быть настолько искажены, что к настоящему Богу эти представления могут не иметь никакого отношения. Впрочем, многие люди имеют представления, в которых смешаны правда и неправда, истина и измышления. То общее, что совпадает с единственной правдой, и становится основой для сотрудничества.
– Если христианский этический идеал недостижим, то чем он нам может помочь в нашей жизни?
– Христианская этика действительно парадоксальна. Если внимательно прочитать Нагорную проповедь, то становится очевидным, что Христос предлагает такой нравственный идеал, который недостижим человеческими силами. Причем это нормы, обязательные для исполнения. Этот императив объявляется условием для вхождения в вечную жизнь. Недавно я с группой прихожан, в числе которых были известные люди, работающие в сферах политики, экономики, науки, прочитал Нагорную проповедь и спросил их: как применить это к реальной жизни, к той общественной ситуации, в которой мы находимся? Почти никто не нашел что ответить. Этот идеал легко было бы объявить неактуальным. Сказать, как сделали некоторые богословы, что он относится к другому времени, к другим людям. Но на самом деле этот идеал обращен к каждому из нас. Он достижим только через действие Бога в нашей жизни, через Его благодать, Его таинственную силу, подаваемую в Таинствах Церкви. Что не исключает усилий самого человека, а главное – его свободной воли в пользу принятия Божией помощи. В этом парадоксализм христианской этики и ее отличие от секулярных этических систем и даже от Десяти заповедей, исполнимых и человеческими силами. Идеал предлагается по-человечески недостижимый, соответствовать ему полностью очень трудно, но, сознавая свое недостоинство и каясь в своих грехах, человек просит Бога воплотить в его жизни этот идеал. И к соответствию ему надо стремиться, даже если он противоречит всей логике окружающей жизни.
Андрей Мельников
http://www.pravmir.ru/v-otvete-za-moral/
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 22:25:22 | Сообщение # 9093 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Россия — это подложие престола бога, это единственное сегодня государство, которое имеет, по крайней мере, теоретически шанс построить закон и общество на основе божьего закона.
Протоиерей Всеволод Чаплин
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 22:40:01 | Сообщение # 9094 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Православная традиция и моральное воспитание молодёжи
Проблема морального воспитания молодого поколения и — шире — возрождения духовного потенциала нации является сегодня одной из кардинальных задач, решение которой требует общих усилий не только учёных-педагогов, психологов, культурологов, учителей, а и всех, кто имеет какое-либо отношение к процессу воспитания.
В этом контексте целесообразно обратиться к истокам — основам этнической культуры, которая воспроизводит архетип опыта нации и определяет её самосознание.
Знаменательным явлением наших дней стало возвращение в нашу жизнь и, в частности, в культуру реалий, связанных с возрождением большого пласта духовной жизни народа — христианства [1, 79]. Обращение к ним предполагает включение в перечень рассматриваемых явлений тех, которые имеют отношение к культовой, религиозной сфере. Пришло время осознать, что современная светская мораль берёт начало из культурных традиций, вырастая из религиозных корней.
Основой и важной составляющей этнической культуры славянских народов является православная традиция, то есть религия и религиозное сознание.
Интересна в этой связи мысль Павла Флоренского о том, что «средоточием личности является религиозный культ... Из этого ядра личности, из культа, и порождается вся человеческая культура». Отец Павел Флоренский говорил, что слово культура является причастием будущего времени от слова культ. Из культа, по Флоренскому, «непрерывно порождается культура, как шелуха, которая отслаивается от луковичного растения», поэтому «понять культурные закономерности [в частности, мораль — авт.] невозможно в отрыве от культа» [2, 68]. Как справедливо заметил А.Кураев, «после Шпенглера и Флоренского культуролог не имеет права рассматривать одну часть культуры в полном отрыве от других её органических частей. Связь существует даже между такими, казалось бы, далёкими вещами, как математические модели и стили искусства, между конструкциями механизмов и уставами монашеских орденов» [3, 44—45].
В современных условиях процесс возвращения к истокам национальной духовной жизни сопровождается особенным эмоциональным отношением к нахождению своего, исконного. Очевидно, что «стабильность общества и иерархия его внутренних связей в наши дни зависят от культурных и религиозных традиций не меньше, чем это было на протяжении всей истории человеческой цивилизации... По этой причине более глубокое осознание корней и особенностей тысячелетней христианской традиции... является предметом не только эмоциональным, но и прагматическим» [7, 7].
Авторитетная швейцарская Neue Zürcher Zeitung роль традиционных религий оценивает как один из сплачивающих государство факторов. Этот тезис подтверждают этнологи: все этносы возникали как формы сплочения людей вокруг некой идеи, как правило, религиозной [8]. То же украинское казачество, сечевики, стали этнообразующей украинской нации. Именно оно, казачество, выделилось в единую общность из русско-литовско-татарского населення Юго-Западной Руси по принципу: «Кто хочет за веру христианскую быть посаженным на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за святой крест, приставай к нам» (11, т.1, 270). При этом национальность тих, кто входил в новое сообщество, особого значения не имела: «Ревнуя о благочестии и чистоте своих храмов и православной предковской веры, запорожские казаки связали себя клятвенным обетом не принимать в свою среду никого, кроме православно-русских людей, а пришельцев других наций и других религий допускать к себе лишь после принятия ими во всей целости учения православной христианской церкви» [там же].
Очень тонко подметил эту глубинную и всеобъемлющую связь А.Солженицын: «Русь не просто приняла христианство — она полюбила его сердцем, она расположилась к нему душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его себе в название жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счётный календарь, весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам — свои предрассветья, его постам — свою выдержку, его праздникам — свой досуг, его странникам — свой кров и хлебушек...» [Цит. по изд.: 5, 36].
Для украинцев православие является религией этнообразующей и источником традиционной культуры и основ морали. Вот почему знание истории религий и основ христианства, и прежде всего православия, представляет особый и отнюдь не сугубо академический интерес.
Не случайно в преамбуле к закону «О свободе совести», принятому Государственной думой РФ, говорится, что Дума приняла этот закон, «уважая Православие как неотъемлемую часть общероссийского исторического, духовного и культурного наследия» [Цит. по изд.: 6, 35], а Центральным окружным управлением московского Департамента образования в рамках проекта «Разработка религиеведческого и культурологического содержания образования» осуществляется выпуск методологической литературы под рубрикой «Религиеведение и культурология в школе» [там же].
Многие культурные достижения Русская православная церковь обрела с принятием христианства ещё в 998 году и всегда настаивала на культурологическом характере изучения религиозных традиций. Именно она выступала и выступает как организатор и создатель культурных и моральных ценностей. По всей Украине в 14 областях преподаётся предмет «христианская этика» в курсе истории Украины и украинской культуры.
В тоже время процессы глобализации и евроатлантической интеграции, сопровождающиеся проповедью экуменизма, разрушают православную традицию и присущие ей культуру и мораль. Крайне негативно отразилось на ситуации межконфессиального мира в Украине и позиции православия перенесение резиденции главы подчинённых римскому понтификату униатов в Киев.
Не может не привлекать и не заслуживать уважения гражданская позиция деятелей православной церкви, в частности, известного православного писателя-публициста, учёного и педагога Андрея Кураева, известного как автора книг «Христианская философия и кантеизм», «Всё ли равно, как верить», «Миссионеры на школьном пороге», «Православие и право», «Школьное богословие», «Протестантам о православии», «Оккультизм в православии», «Если Бог есть любовь», «Сатанизм для интеллигенции» («О Рерихах и православии»), «Вызов экуменизма», «Соблазн неоязычества», «Раннее христианство и переселение душ», «О нашем поражении» и др., человека, обеспокоенного не только судьбами российской и в целом славянской культуры, в том числе и украинской, но и опасностью превращения государств, прежде всего славянских, бывшего СССР в колонии «цивилизованого запада», в связи с чем он пишет: «Одна духовная катастрофа в России уже произошла в начале ХХ века, другая совершается на наших глазах. Россию (и Украину! — авт.) сегодня перестраивают на наших глазах... на американско-протестантский лад. Если это удастся, это будет другая страна, не имеющая уже ничего общего со своей тысячелетней историей» [4, 10]. По меткому замечанию И.Строрупа, «доллар, гамбургер и евангелие от Билли Грэма идут рука об руку» [9, 167].
Противостояние православия и протестантизма есть не просто порождение межконфессиальных конфликтов, но противостояние тысячелетней традиции и её отсутствия, духовности и бездуховности культуры и бескультурья: «...лишь две конфессии создали великие культурные традиции — и глубоко народные, и в то же время мировые, вошедшие и в быт народов, и в величайшие произведения искусства. Это католичество и православие... Чем русское христианство обогатило мировую культуру? — иконой, монастырским пением, русскими храмами, феноменом оптинских старцев, Достоевским...»[6, 43—44].
«...Я готов взять назад свои слова о бескультурье американских сект, — продолжает А.Кураев, — но лишь в том случае, если мне напомнят о каком-либо художнике-баптисте, о глубоком философе-пятидесятнике, крупном мыслителе-адвентисте или тонком поэте из секты с громким именем „Слово жизни“»...[5, 13].
Кроме того, как справедливо пишет А.Кураев, «при открытых границах гораздо быстрее перемещаются отбросы культуры, а не её вершинные достижения. Много ли европейских опер и картинных галерей побывали в России (и на всём постсоветском пространстве, включая Украину — авт.) после того, как она открылась к „общеевропейскому дому“? Западная культура представлена у нас сегодня преимущественно рекламой товаров, большинство из которых почему-то имеет отношение отнюдь не к духовности: от зубной пасты и жвачки до гигиенических тампонов»[3, 76]. Вообще нашествие псевдокультуры, хлынувшей с Запада, воспринимается церковью как пришествие Антихриста. Не государство, но Церковь возвысила голос против этого мутного потока, выступив с заявлением в печати.
Позиция православия становится понятной, если вспомнить, что ещё в 20-е годы учёный и византолог Ф.Успенский писал: «Язык и религия — это два великих дара, из-за которых стоит бороться до истощения сил и с изменой которым народ теряет свою национальную самобытность и своё право на историческую роль» [10, 140].
«Как-то весной, — рассказывает отец Андрей, — я побывал в одной школе (лицее), где старшеклассникам история России преподавалась по книге З. Бжезинского. Это я узнал лишь позже — сначала же я был просто поражён тем самоуверенным отторжением Православия и даже просто обычного национального чувства, которое я встретил в этих подростках. Они твердили только об одном: «Все имеют право делать всё». А потом выяснилось, что воспитаны они не на Соловьёве и Достоевском, а на Бжезинском, на книгах идеолога, который придумал назвать нашу страну «империей зла». Историки имеют право спорить — чьё видение истории глубже и вернее: Бжезинского или Солженицына. Но учитель государственной школы не имеет права прививать детям ненависть к своей стране» [6, 11]. Здесь речь идёт уже не только об экономической и культурной, но и самой беззастенчивой духовной экспансии, и любые попытки противостоять ей влекут за собой экономические санкции: попытка России поставить барьер перед американскими проповедниками сразу отозвалась запретом помощи России в размере почти 200 миллионов долларов [там же, 10].
Если мы помним о национальной идее и преследуем цель формировать у молодого поколения моральные ценности, следует воспитывать интерес и любовь к культурному наследию украинского народа, раскрывая содержание православного искусства: музыки, иконописи, архитектуры, литературных источников, а также приобщать детей к моральным устоям православной культуры как традиционной для народа Украины, раскрывать смысл высоких моральных ценностей христианства, дать школьникам основные, фундаментальные ориентиры истины и добра, не допустить засорения детских душ оккультизмом, язычеством и другими проявлениями чуждой и враждебной для них бездуховности [12].
Трудно не согласиться с тем, что «национальная, образовательная, культурная и религиозная политика государства должна быть направлена на то, чтобы наши дети были именно нашими детьми, чтобы они говорили на нашем языке, чтобы они ценили то, что придавало смысл жизни нашим предкам и нам. Чтобы-то лучшее, что создано нашей культурой в прошлом, жило и в будущем» [6, 9].
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2586
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Геннадий | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 23:21:57 | Сообщение # 9095 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Количество богов у славян было немыслимым. Это не вело к обьединению. Нужно было единоначалие, один Бог нужен был для всех. И его нашли. В римской империи богов было много. А под властью цезарей жили многие миллионы. Крутое было государство. И заложило основы, для примера, военной науки и права.
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |
Геннадий | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 23:24:19 | Сообщение # 9096 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Цитата Фадлан () Полагаю, что в Красной армии, особенно среди командного состава, атеистов было большинство.
А Вы не полагайте, а найдите карты пленных, где бы написано было, что атеист. Ну найдите, всё ОБД перед вами. Достаточно часто встречаются. Но немцы писали gottlos.
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 23:28:14 | Сообщение # 9097 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Геннадий_ (  ) В римской империи богов было много. А под властью цезарей жили многие миллионы. Поэтому и развалились.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Геннадий | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 23:34:34 | Сообщение # 9098 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Цитата Фадлан () Не понял! А почему, собственно, мы должны признавать карты пленных за источник истины? На каком основании? Ей Богу, не постигаю такого!
Потому что в них пленные писали добровольно данные, в том числе и религию свою указывали.
Цитата Саня (  ) Цитата Фадлан () Не понял! А почему, собственно, мы должны признавать карты пленных за источник истины? На каком основании? Ей Богу, не постигаю такого!
Потому что в них пленные писали добровольно данные, в том числе и религию свою указывали. Вот такого точно не было! В зеленых картах, которые во многих случаях писали сами пленные, графы о вере не было. В персональных - была. Но кто бы допустил пленника до её заполнения! Надо учесть, что многие родились еще до 1917-18 г.г., были крещены. Но это совсем не значит, что они к началу войны были верующими. Эта графа была условной фактически и использовалась просто для отделения славян (православных и католиков) от мусульман и приверженцев других верований.
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |
Геннадий | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 23:37:12 | Сообщение # 9099 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Цитата Геннадий_ () В римской империи богов было много. А под властью цезарей жили многие миллионы.
Поэтому и развалились. Восточная Римская империя приняла христианство. А развалилась в момент! ВЕРА не помогла против турок.
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |
Геннадий | Дата: Среда, 12 Апреля 2017, 23:38:54 | Сообщение # 9100 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня (  ) Как раз, воистину Gottlos. То есть неверующий.
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |