Дата: Понедельник, 28 Декабря 2009, 23:58:52 | Сообщение # 1
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 9268
Статус: Отсутствует
Уважаемые товарищи!
Предлагаю собрать в этом месте всех, имевших какое-нибудь отношение к запасным аэродромам СГВ, они же полевые, оперативные. Эти объекты всегда оставались в тени аэродромов постоянной дислокации, не имели настолько развитой инфраструктуры, оборудования и т.п. По ним и дислоцированным на них комендатурам запасных аэродромов крайне мало информации. Давайте заполним этот пробел.
Советские комендатуры запасных аэродромов (далее КЗА) на территории ПНР, по данным А.С. Васильева, начали создаваться в 1967 г. В отличие от польских т.н. неполных команд запасных аэродромов, они были отдельными частями, со своими действительным и условным номерами. Во главе КЗА, согласно штатного расписания, стоял офицер в звании майора. В действительности, как всегда, бывало по-разному.
Ниже прилагаю карту Польши с расположением запасных аэродромов.
Перечень КЗА:
- Н-ская комендатура запасного аэродрома, в/ч п.п. 50542, СНЯТОВО (на карте булавка № 1);
- Н-ская комендатура запасного аэродрома, в/ч п.п. ?????, ДЕМБИЦА (на карте булавка № 2);
- Н-ская комендатура запасного аэродрома, в/ч п.п. 50602, НАДАЖИЦЕ (на карте булавка № 3);
- Н-ская комендатура запасного аэродрома, в/ч п.п. 50619, ВСХОВА (на карте булавка № 4);
- Н-ская комендатура запасного аэродрома, в/ч п.п. ?????, БРОХОЦИН (на карте булавка № 5);
- Н-ская комендатура запасного аэродрома, в/ч п.п. ?????, ОЛАВА (на карте булавка № 6);
- Н-ская комендатура запасного аэродрома, в/ч п.п. ?????, НАМЫСЛУВ (на карте булавка № 7).
В очередных сообщениях попытаюсь дать имеющуюся информацию по каждому аэродрому.
Дата: Вторник, 29 Декабря 2009, 00:56:40 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Вроде начальника такого аэродрома назвали комендантом. Хотя могу и ошибится,может это мы так их просто звали между собой. Не комендатуры там были случаем? Qui quaerit, reperit
Дата: Вторник, 29 Декабря 2009, 01:15:59 | Сообщение # 4
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Кацперский, Эт я глюкнул маленько)))Ты же и написал,что комендатуры. В Жагани 70-х при нас служил там майор пенсионного возраста,правда тогда и служили по 40 лет влегкую! Веселый был мужик,приезжал на УАЗике в гарнизон иногда на совещания полковые,видать и их привлекали.Видел,как АПА из автопарка ему туда тягачами перли без двигателей ))) Типа должны они восстановить,короче техника там была еще та! Войны то никто не ждал особо,вот их и обеспечивали что бог подаст. Qui quaerit, reperit
Дата: Понедельник, 11 Января 2010, 19:21:36 | Сообщение # 6
Группа: Старейшина
Сообщений: 282
Статус: Отсутствует
Кацперский, Точно не помню, но в конце 88 или начале 89 г. к нам в полк прибыли для дальнейшего прохождения службы два бойца. Я не помню не имен, не фамилий. Их запасной аэродром разогнали. Где то у меня даже есть их фото. Они рассказывали, что на их аэродроме было всего восемь или десять человек. Я был шокирован. Через день на ремень! Шпротава олег степанов 1987-1989
Дата: Понедельник, 11 Января 2010, 20:40:05 | Сообщение # 7
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 9268
Статус: Отсутствует
stolan, интересно Олег! В 1988-1989 гг. что-то рановато расформировывать КЗА... Все запасные аэродромы были сданы польской стороне только в 1991 г. по-моему. Ещё уточню и напишу. Спасибо! Всем благодарен за участие.
Дата: Среда, 13 Января 2010, 21:54:10 | Сообщение # 10
Группа: Старейшина
Сообщений: 282
Статус: Отсутствует
Quote (Кацперский)
теперь нам установить какой аэродром имеется в виду.
Вот эти двое (пусть они меня простят, что я их не помню поименно) с запасника. Может случайно увидят себя и что то прокоментируют. Саня и Николай (не уверен)
Дата: Пятница, 19 Февраля 2010, 19:46:58 | Сообщение # 11
Группа: Старейшина
Сообщений: 586
Статус: Отсутствует
Был один раз на з/п аэродроме, проходили 500 км марш на авто, выехал весь гарнизон Бжега, наверное были какие- то учения, потому что жили мы там в больших палатках неделю. рядом в палатках жили офицеры и прапорщики. К вечеру были все поддатые, у кого было. Жалко не помню названия з/п аэродрома, помню полоса железная была, в дали какие то щитовые домики, колючькой огорожен. техники с нами были и говорили. что если наши МИГи сюда сядут то на вечно. Здорово было, как в походе, романтика. Когда обратно ехали, УРАЛ наехал на ФИАТ-126 прямо на крышу через капот передним колесом и остановился на нём. Смял до земли. Петрик Владимир “ВСЕ МЕНЯЕТСЯ, НИЧТО НЕ ПОГИБАЕТ” Бжег: 1980-1982г.
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 14:32:37 | Сообщение # 16
Группа: Старейшина
Сообщений: 1426
Статус: Отсутствует
Кацперский, Радек, после списания отца с ЛР, его перевели дослуживать на запасной аэродром под Ключево в качестве штурмана наведения. Я тоже там был недели две. Мы сначала добирались из Легницы в Ключево поездом, а оттуда на машине. Помню, что вокруг была первозданная природа. Рыбу можно было руками ловить. Гарнизон был малочисленный. Из начальства, по-моему, был только комендант и старшина. Бойцы служили в режиме "через день на ремень, через два на кухню". Со снабжением было не очень: компот был из сухофруктов и без сахара; мяса тоже не хватало, и тогда старшина брал АКМ и уходил в лес на охоту - при мне притащил косулю - её и ели. Раз в неделю приезжала кинопередвижка. Периодически прилетали МИГи, а может и СУшки (уже не вспомнить) целыми эскадрильями и вскорости улетали - может дозаправлялись. Улетел я с этого аэродрома в Легницу на ИЛе командующего. Радек, хотел спросить у тебя, что это за аэродром был - не Всхова, случайно? Андрей Алексеев. Родился и учился в ПНР. 1959-60 - Колобжег, 1966-72 - Легница (ул.Соснова,28) 32 СШ СГВ.Ставрополь.
Сообщение отредактировал Andrzej - Воскресенье, 23 Января 2011, 15:49:23
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 17:24:56 | Сообщение # 19
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 9268
Статус: Отсутствует
Тогда лишь один аэродром мог быть (все остальные - грунтовые были в те годы) - запасной для Ключево - называется СНЯТОВО! Деревня была севернее, примыкала к колючке, с длинным озером Снятовским. Юго-западнее речка течёт - Волченница. Я этот аэродром знаю как пять пальцев! Всем благодарен за участие.
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 17:29:19 | Сообщение # 20
Группа: Старейшина
Сообщений: 1426
Статус: Отсутствует
Кацперский, Спасибо.Посмотрю через спутник. Андрей Алексеев. Родился и учился в ПНР. 1959-60 - Колобжег, 1966-72 - Легница (ул.Соснова,28) 32 СШ СГВ.Ставрополь.
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 17:34:28 | Сообщение # 21
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 9268
Статус: Отсутствует
"Советская" часть там в худшем разрешении. Польская - в хорошем, пополам, пока так. Раз батя служил штурманом наведения, там должна стоять РЛС какая-нибудь? Всем благодарен за участие.
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 20:19:47 | Сообщение # 22
Группа: Старейшина
Сообщений: 1426
Статус: Отсутствует
Думаю, что должность штурмана наведения - чисто номинальная. Бате просто позволили досидеться до пенсии не за штатом. Так что, РЛС могло и не быть. Со спутника, вообщем-то, и других построек особо не видно, кроме деревенских. Андрей Алексеев. Родился и учился в ПНР. 1959-60 - Колобжег, 1966-72 - Легница (ул.Соснова,28) 32 СШ СГВ.Ставрополь.
Дата: Вторник, 08 Февраля 2011, 19:50:33 | Сообщение # 24
Группа: Старейшина
Сообщений: 56
Статус: Отсутствует
ребята а в Камень -Слёнске был польский аэродром у меня на фото на воротах написано-войско польское -когда у нас ремонтировали взлётку мы базировались там
Дата: Вторник, 08 Февраля 2011, 20:01:59 | Сообщение # 25
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 9268
Статус: Отсутствует
Потому что все запасные аэродромы (кроме Снятово) были грунтовыми. Як-28Р с грунта работать не могли. А где фото с надписью "Войско Польское"? Всем благодарен за участие.
Дата: Вторник, 08 Февраля 2011, 21:55:18 | Сообщение # 29
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 9268
Статус: Отсутствует
Благодарю! Раз бжегский полк регулярно временно базировался на аэродроме Камень-Слёнски, считаю целесообразным завести ветку и по нему. Всем благодарен за участие.
Дата: Суббота, 25 Июня 2011, 21:15:29 | Сообщение # 30
Группа: Прохожий
ну и кто тут Всховские ? 70-76гг -Мы были Кшивские ( довольствие . а пополнение шло и со Шпратавы (дивизия ) я как связист прибыл от - туда , а спецы КПМ , АПА ,ТЗ это ОБАТО -Кшива , ну и гонял нас конечно Удалёнков ......
Добавлено (25 Июнь 2011, 21.07.29) --------------------------------------------- аэродром грунтовый , плотность грунта позволяла принимать СУ-7Б Кшивские
Добавлено (25 Июнь 2011, 21.15.29) --------------------------------------------- Саня, Саня , привет ! Что-то путаешь . Ком отд.воинской части ( Нач. комендатуры ) как правило были тов получавшие майора на дембель , 45-50 лет по возрасту максимум на увольнение шесть лет отдал всховской комендатуре , срочная . нач.р\ст. потом прапором ком взвода .
Дата: Вторник, 09 Августа 2011, 14:21:56 | Сообщение # 31
Группа: Старейшина
Сообщений: 552
Статус: Отсутствует
Гость, Да наверное оно так, мой командир которого возил на машине он получил майора в 1977 г. а на Д,М,Б, ушел в месте с нами 1978 по возрасту 45 лет майорам,а из Союза к нам прибыл в Снятово другой команди уже майором и ему служить оставалось 5 долгих лет. Василий Колобжег п.п.18252, май-июнь 1976г. п.Снятово п.п.50542, 1976-1978г.
Дата: Суббота, 17 Сентября 2011, 22:53:56 | Сообщение # 32
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 9268
Статус: Отсутствует
Хотелось бы обратить внимание на такой вот факт - из всех советских запасных аэродромов на территории ПНР, лишь два были аэродромами 2-го класса (причём оба использовались ВП и СА) - Снятово (с самого начала) и Надажице (с середины 70-х гг.) - остальные как грунтовые не классифицировались. Правда в конце 80-х гг. приступили к строительству БВПП на аэродроме Всхова, но работы так и завершены не были. Кто-нибудь в курсе почему решили строить полосу на этом аэродроме? Всем благодарен за участие.
Дата: Четверг, 29 Сентября 2011, 00:48:42 | Сообщение # 33
Группа: Прохожий
Радек,я уже писал,но повторюсь.80-81 годы(впервые с 76 г(может и ошибаюсь,но не помню,чтобы полеты туда были регулярными)садились аэ на аэродром Надажице.Запомнилось,что полоса была грунтовая и только с торца метров 600 была "железка",(чтобы форсажами не сильно выбивать грунт).Комендант проявил гостеприимство,устроив охоту и ужин из косули.Бойцов было человек 15?,а жена каждый выход из дома демонстрировала свои наряды))).Уходили звеньями на следующий день.Погода была "польская" ,облачность 100-150 метров.Взлетали парами и чтобы не растеряться прижимались к земле,а там крыши и шпили.Было здорово! Бекет
Дата: Четверг, 29 Сентября 2011, 02:16:27 | Сообщение # 34
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 9268
Статус: Отсутствует
Серёга, насчёт Надажице не помню, чтобы ты рассказывал, извиняй. По моим данным с первой половины 70-х начали строить ИВПП на запасных аэродромах имевших до этого ГВПП (Чаплинек, Оконек, Плоты, Беднары, Конколево, Олешно, Вдзыдзе, Лендзехово, Сомпольно, Надажице). Это было связано с тем, что у нас не практиковалась посадка на грунт на МиГ-21, а к тому времени 21-е практически вытеснили из боевых истребительных полков Лимы (МиГ-17). Нужны были аэродромы обеспечивающие приём именно МиГ-21. Неужели так поздно (только в 80-х) начали строить ВПП в Надажице? Тут ребята пишут, что в 1982 г. уже был "бетон". Он правда необычный. Длина полосы всего 2000 м, у остальных мной перечисленных - 2300 м. Буду выяснять. Спасибо за подсказку.
Quote (Гость)
Комендант проявил гостеприимство,устроив охоту и ужин из косули.
Советский или польский?
И попутный вопрос. На "Дембицу" тоже летали при тебе? Всем благодарен за участие.