|
Географические открытия в филателии
|
|
| Sokol | Дата: Суббота, 01 Февраля 2025, 11:14:07 | Сообщение # 456 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 31 января 1946 создан Институт океанологии АН СССР (ныне институт им. П.П.Ширшова РАН)
Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской Академии Наук является старейшим и наиболее крупным российским исследовательским центром в области океанологии. Институт был создан 31 января 1946 года постановлением Президиума Академии наук СССР, которое предписывало «проведение исследований океана и морей на базе представления о единстве происходящих в морях и океанах физических, химических, биологических и геологических процессов». Постановление было подписано президентом АН СССР С.И.Вавиловым и подготовлено академиком П.П.Ширшовым и профессором В.Г.Богоровым.








Первым директором Института океанологии стал П.П.Ширшов. Вместе с ним активное участие в создании и становлении нового научного центра приняли известные ученые Л.А.Зенкевич, В.Г.Богоров, С.В.Бруевич, А.Д.Добровольский, П.Л.Безруков, И.Д.Папанин, В.Б.Штокман и др.
В 1949 году Институт получил в свое распоряжение первое исследовательское судно «Витязь» водоизмещением 5.7 тысяч тонн. Это был переоборудованный специально для океанологических работ корабль, с именем которого связана серия научных открытий.
НИС Витязь стал символом Института. За 30 лет работы на судне проведено 65 рейсов, прославивших отечественную науку. В настоящее время НИС Витязь главный экспонат Музея Мирового океана в Калининграде.
В течение 70 лет Институт возглавляли: 1946-1953 гг. - академик Ширшов Петр Петрович 1953-1965 гг. - член-корреспондент Корт Владимир Григорьевич 1965-1987 гг. - академик Монин Андрей Сергеевич 1987-1992 гг. - профессор Ястребов Вячеслав Семенович 1992-1994 гг. - д.г-м.н. Савостин Леонид Алексеевич 1995-2006 гг. - член-корреспондент Лаппо Сергей Сергеевич 2006-2016 гг. - академик Нигматулин Роберт Искандерович 2017-2020 гг. - временно исполняющий обязанности директора ИО РАН Соков Алексей Валентинович 2020 г. - д.г.н. Соков Алексей Валентинович
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Среда, 19 Февраля 2025, 21:34:53 | Сообщение # 457 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 19 февраля 1938 г. 87 лет назад Закончила работу первая в мире дрейфующая научная станция «Северный полюс-1»
Первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая научная станция «Северный полюс-1» начала работу 21 мая 1937 года. Пять самолетов полярной воздушной экспедиции Академии наук СССР доставили ученых на льдину. Официальное открытие «СП-1» состоялось 6 июня 1937 года. Над Северным полюсом был поднят флаг СССР.
Сотрудники станции — гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель, во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным — жили и работали в палатке, изучая Северный полюс.
Размер льдины, на которой располагалась станция, был 3x5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе. Каждый день был полон новых открытий. Дрейф льдины давал возможность странствовать в районе Северного полюса. Созданная в районе Северного полюса, станция «СП-1» через 9 месяцев дрейфа на юг была вынесена в Гренландское море. Льдина проплыла более 2000 км.
На марках СССР 1938 года из знаменитой «папанинской» серии – экипаж первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс»: П. Ширшов, Э. Кренкель, И. Папанин, Е. Фёдоров

Марка Почты СССР 1938 года, посвящённая снятию «папанинцев» – команды станции «Северный полюс – 1» – с дрейфующей льдины



СССР 1962 25 лет станции СП-1 Северный полюс

Советская воздушная экспедиция по высадке научной дрейфующей станции «Северный полюс-1» (1937 год)

Покорение Севера. Первая дрейфующая станция "Северный полюс". 1937 г.

Через 274 дня от льдины остался обломок шириной около 30 метров. Экспедицию было решено эвакуировать.
19 февраля 1938 года отважных исследователей сняли с льдины ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман». В марте полярники представили Общему собранию Академии наук СССР в Ленинграде результаты научных исследований, которые были высоко оценены научным сообществом.
Научному составу экспедиции были присвоены учёные степени. Иван Дмитриевич Папанин и Эрнест Теодорович Кренкель получили звания докторов географических наук.
За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки и в деле освоения Арктики, четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам — А.Д. Алексееву, П.Г. Головину, И.П. Мазуруку и М.И. Шевелёву.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Понедельник, 24 Февраля 2025, 04:27:02 | Сообщение # 458 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 1976 - 23 февраля 1976 года в Советском Союзе спущен на воду атомный ледокол «Сибирь».
*** В свой первый рейс атомный ледокол «Сибирь» отправился 22 октября 1977 года. Является третьим в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой, вторым надводным судном в истории арктического мореплавания, в активном плавании достигшим вершины планеты — 25 мая 1987 года в 15 часов 59 минут вышел в географическую точку Северного полюса. Также им впервые была осуществлена круглогодичная навигация на линии Мурманск — Дудинка
***





Списан в 1992 году.
«Сибирь» — российский атомный ледокол проекта 22220. Является вторым судном проекта.

25 января 2022 года в Мурманске первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 официально вошёл в состав ФГУП «Атомфлот», на нём торжественно поднят флаг России.

Является двухосадочным ледоколом: при глубокой осадке способен проламывать толстые океанские льды, при мелкой — работать в руслах рек, тем самым замещая собой сразу два ледокола: классов «Арктика» и «Таймыр» соответственно.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Пятница, 28 Февраля 2025, 15:29:48 | Сообщение # 459 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 26 (15) февраля 1797 года родился Пётр Фёдорович Анжу- адмирал и полярный исследователь
26 февраля 1797 года родился Пётр Фёдорович Анжу- Адмирал, член совета Министра государственных имуществ, полярный исследователь.
Предки Анжу были протестантами, жившими во французской провинции Анжу, в Россию они перебрались из-за преследований со стороны католиков. В XVIII веке наша страна стала новым домом для беженцев из просвещенной Франции.
Петр Федорович родился 15 февраля 1797 года в Вышним Волочке в семье уездного врача. Семья давно обрусела и от других русских Петра Анжу отличала только фамилия. Начальное образование получил в частном пансионе, устроенном при столичном Морском корпусе. В свободное от занятий время Петя читал книги о дальних морских путешествиях, и директор пансиона Дмитрий Сорокин приносил любознательному мальчику сочинения о великих путешественниках и морских экспедициях. Направление будущей жизни было заложено в детском возрасте.



Естественно, что обучение Петр продолжил в Морском корпусе. Он учился вместе с Фердинандом Врангелем, Анжу и Врангель были лучшими на курсе. Уже тогда два друга решили заняться изучением Арктики – в начале XIX века этот регион был еще мало изучен, Великая Северная экспедиция под общим руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова обозначила лишь верхнюю границу материковой Евразии, а что находилось севернее, было неизвестно.
По окончании в 1815 году Морского корпуса Анжу с Врангелем были направлены на Балтийский флот. После пяти лет службы на Балтике мичман Федор Анжу был произведен в лейтенанты и назначен начальником Усть-Янской полярной экспедиции, в ее задачу входило описание северных берегов Сибири от реки Оленька до Индигирки. Примечательно, что Фердинанд Врангель получил назначение руководителя экспедиции, которая должна была исследовать территории к востоку от реки Индигирки.
Кроме того, перед отрядами стояла задача отыскать таинственную землю Санникова, она получила название по имени русского купца, утверждавшего, что видел эту землю.






В 1820-1824 годах отряд Анжу произвел опись побережья и островов Ляховских Большого и Малого, Котельного, Фаддеева, Новой Сибири, Семеновского и других, обследовал многочисленные реки, среди которых Лена, мысы, бухты и заливы. Земля Санникова, конечно же, мореплавателями обнаружена не была.
Русских путешественников по возвращению в Петербург лично принимал Александр I. Петр Анжу был произведен в капитан-лейтенанта и награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
В следующем году Петра Федоровича назначили в экспедицию полковника Федора Берга. Зимой 1825-1826 годов отряд исследовал северо-восточный берег Каспия, западный берег Аральского моря и произвел картографическую съемку в киргизских степях (территория современных Казахстана и Узбекистана).
За участие в этой экспедиции Петр Анжу был награжден орденом Святой Анны 2-й степени.
После двух сухопутных экспедиций (большая часть исследований Устья-Янской экспедиции была произведена с суши), капитан-лейтенант Анжу получил назначение на корабль «Гангут», здесь он командовал корабельной артиллерией.
8 (20) октября 1827 года «Гангут» принял участие в знаменитом Наваринском сражении. Анжу во время боя получил контузию, но оставался в строю до конца, за что 21 декабря 1827 года награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.
Еще 17 лет Петр Федорович служил в Балтийском флоте, 10 лет он был начальником порта в Кронштадте, здесь соорудил линию подводных защитных сооружений, препятствующих кораблям противника подойти к Санкт-Петербургу. Свою карьеру завершил на административном поприще в чине адмирала.
Скончался Петр Анжу 12 ноября 1849 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Среда, 05 Марта 2025, 09:21:10 | Сообщение # 460 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| Седов Георгий Яковлевич
• 5 мая (23 апреля) 1877 - 5 марта (20 февраля) 1914 • (36 лет) Гибель Георгия Седова...
5 (23 апреля) марта 1914 года ушел из жизни Георгий Яковлевич Седов, российский гидрограф, исследователь Арктики. Погиб при попытке достичь Северного полюса. Выходец из рыбацкой семьи, офицер Военно-морского флота (старший лейтенант), действительный член Русского географического общества, почётный член Русского астрономического общества.
Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы.Во время своей последней экспедиции к Северному полюсу Седов заболел цингой.








Вскоре он не смог идти и приказал привязать себя к нартам, но продолжать поход. 5 марта (нов. ст.) 1914 года Георгий Яковлевич скончался среди льдов возле острова Рудольфа. Его спутники похоронили тело на острове Рудольфа — обернули в два парусиновых мешка, сделали крест из лыж и положили в могилу флаг, который Седов намеревался установить на Северном полюсе. Затем они направились в обратный путь.
Одна из собак — Фрам — осталась у могилы. Поймать её не смогли и оставили небольшой запас еды, в надежде, что пёс их догонит, но Фрам не вернулся.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Пятница, 07 Марта 2025, 08:50:02 | Сообщение # 461 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| Дежнёв Семён Иванович • 7 марта 1605 - 1673 • (68 лет) Родился Семен Дежнев — величайший из путешественников-первооткрывателей за всю историю России.
Во времена своих многочисленных походов он нашел новые земли, побывал а бассейне Анадыря, стал первооткрывателем Корякского нагорья и исследователем северо-восточного побережья Евразии.
На восемьдесят лет раньше Беринга прошел заливом между Америкой и Евразией, и если Берингу удалось обследовать этот проход только частично, то Дежнев и его товарищи прошли его насквозь. Поэтому отнюдь не случайно его имя присвоено крайней восточной точке Евразии — мысу Дежнева.










Открытия экспедиции Семена Дежнёва были историческими, но долгое время оставались неизвестными, поскольку документы о походе хранились в Якутском остроге. По сути, Витус Беринг вторично открыл пролив между Евразией и Америкой и поэтому он носит его имя.
Память
В 1898 году мыс Чукотский Нос по инициативе Русского географического общества был переименован в мыс Дежнева.
В 1910 году у мыса Дежнева был поставлен крест с памятной доской. Крест установила специальная экспедиция на транспорте "Шилка" с участием генерал-губернатора Приамурского П.Ф. Унтербергера, который лично участвовал в установке памятного креста.
В 1948 году — это был год 300-летия начала экспедиции Дежнева, Совет министров СССР принял решение воздвигнуть памятник в честь этого события. На памятник было выделено 300 тысяч рублей и он был построен в 1954-1956 гг. в виде маяка с установленным на нем бюстом Семена Дежнева.
В настоящее время имя Дежнева носят: остров в море Лаптевых, залив, бухта и полуостров в Баренцевом море, ледник на архипелаге Северная 3емля, село в Еврейском АО и астероид 3662 (Дежнёв).
Памятники Дежневу, кроме памятника-маяка, установлены: в Москве (МГУ), Великом Устюге и в Якутске. Памятник в Якутске открыт в 2005 г. и посвящен Семёну Дежнёву, его жене-якутке Абакаяде и их сыну Любиму.
В 1983 г. на Свердловской киностудии был снят фильм "Семён Дежнёв" с Алексеем Булдаковым в главной роли.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Среда, 02 Апреля 2025, 13:03:21 | Сообщение # 462 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 1950 — организована научно-исследовательская станция «Северный полюс-2» под руководством Михаила Сомова.
«Северный полюс-2» (СП-2) — вторая советская научно-исследовательская дрейфующая станция. Работала со 2 апреля 1950 года до 11 апреля 1951 года. Начальник станции — Сомов М. М.
Станция открыта 12 лет спустя после закрытия в 1938 году первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1». Станция была открыта на льдине размером 3000×2400 м, которая при открытии находилась на 76°02' с.ш. и 166°30' в.д.
Как и во время работы первой станции, участники экспедиции жили в палатках. За время деятельности станции на льдине побывало 58 человек, 71 раз садились самолёты, завезено 96 тонн грузов.
Средняя скорость дрейфа составила 6,9 километра в сутки, суммарное расстояние, пройденное за время работы станции — 2600 км. После разлома льдины, на которой первоначально находилась станция, лагерь был перемещён на другую льдину.




В 1954 году полярными лётчиками был обнаружен покинутый лагерь СП-2, который, под воздействием морских течений, оказался недалеко от первоначального места создания дрейфующей станции.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Воскресенье, 13 Апреля 2025, 23:48:19 | Сообщение # 463 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 13 апреля 1934 года, успешное окончание операции по спасению челюскинцев!
1934 - Окончание операции по спасению челюскинцев. Летом 1933 года научная экспедиция под руководством О. Шмидта на пароходе "Челюскин" вышла в море из Мурманска. Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу "Сибиряков", который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море "Челюскин" оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. 13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами и затонул.





Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли - "Красин", "Сталинград" и "Смоленск". На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта.
В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. 13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены.
5.03.1934 - Первый успешный полет экипажа А.В. Ляпидевского на "АНТ-4" в лагерь челюскинцев - спасено 12 женщин и детей. Особое место среди многомоторных тяжелых бомбардировщиков занимал "АНТ-4" ("ТБ-1") с двумя двигателями "М-17". Созданный в КБ Туполева самолет явился первым советским цельнометаллическим бомбардировщиком конструкции "свободнонесущий моноплан" с низкорасположенным крылом, гофрированной обшивкой и двумя размещенными на передней кромке крыла двигателями. Самолет "АНТ-4" длиной 18 м с размахом крыльев 28,7 м был в то время самым большим цельнометаллическим самолетом в мире. Внутри фюзеляжа размещались бомбовый отсек, места для пилота и члена экипажа.


А.В. Ляпидевский на этом самолёте "Г-1" перевёз на материк первую партию челюскинцев (12 человек – 10 женщин и 2 ребёнка). Самолёт "Г-1" – гражданская, демилитаризованная версия бомбардировщика "ТБ-1" ("АНТ-4"). Всё вооружение снималось, проемы турелей обычно зашивались листом. Часто ликвидировали и всё остекление штурманской кабины. Над местами пилотов монтировали крышу и делали боковые окна. Переделку вел завод № 89, а позднее и завод имени Побежимова в Красноярске.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Четверг, 08 Мая 2025, 10:57:17 | Сообщение # 464 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| День памяти Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль — французский путешественник, мореплаватель, океанограф, офицер военного флота, учёный-энциклопедист.



Родился 23 мая 1790 года в Конде-сюр-Нуаро в семье судебного чиновника.
В 1822–1825 годах участвовал в экспедиции на судне «Раковина» (позднее — «Астролябия») в Южную Америку и Океанию. Собрал ботанические и энтомологические коллекции, в том числе сотни ранее неизвестных видов.


В 1826–1828 годах предпринял первое кругосветное плавание на «Астролябии». Обследовал несколько крупных островных групп в Тихом океане (Тонга, Фиджи и др.) и картографировал большие участки побережий Новой Зеландии, Новой Гвинеи.
В 1837–1840 годах совершил второе кругосветное плавание, возглавив экспедицию в Антарктику на судах «Астролябия» и «Зеле», открыл Землю Луи Филиппа и Землю Адели (в честь жены) в Антарктиде, острова Жуанвиль.
Он прославился своими антарктическими экспедициями, ему принадлежит заслуга приобретения Францией Венеры Милосской, а смерть его была трагической: он погиб вместе с женой и сыном, когда отправился с ними в Версаль по недавно построенной железной дороге. У паровоза сломалась ось, взорвался котел и весь состав сошел с рельсов. Из обломков первых в пару и пламени вагонов не сумели спасти никого.
Дюмон-Дюрвиль был похоронен вместе с семьей на кладбище Монпарнас.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Среда, 04 Июня 2025, 19:06:55 | Сообщение # 465 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 3 июня 1971 года в СССР заложен ледокол «Арктика» - первое в истории судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании!
3 июня 1971 года на Балтийском заводе заложен атомный ледокол «Арктика». Первое в истории судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании
Рискованный маршрут
Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести экспедиции, тонули раздавленные толщей льдов корабли.
Атомоход «Арктика» был первым в истории кораблем, которому удалось добраться до этого труднодоступного места.
Ледокол был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Через полтора года состоялся торжественный спуск на воду. Корабль был огромен: 148 метров в длину, водоизмещение составляло 23 тысячи тонн, скорость хода – 20 узлов.
«Арктика» не сильно отличалась от первого советского атомного ледокола «Ленин», который был построен в 1957 году. Однако новый ледокол был значительно надежнее предшественника, развивал большую мощность и скорость. Эти параметры и позволили атомоходу пробиться через льды к макушке земли.





При прокладке маршрута капитан Юрий Кучиев использовал многолетние наблюдения за северными льдами. В этом рискованном мероприятии можно было легко повредить или даже потерять гребной винт. Это привело бы к краху похода. Но на случай непредвиденного ЧП на борт был взят аварийный запас продовольствия, рассчитанный на 8 месяцев. Также судно укомплектовали материалами для строительства ледового аэродрома.
В экспедицию отправились 150 человек экипажа корабля и 57 ученых и научных специалистов. 9 августа 1977 года «Арктика» отшвартовалась и вышла из Мурманского порта. Время было выбрано не случайно, август – самый мягкий месяц в полярных широтах. Сначала миновали Карское море, затем пролив Вилькицкого. Выйдя в море Лаптевых, «Арктика» повернула на север.
14 августа ледокол вошел в многолетние льды, началась самая сложная часть экспедиции. Моряки признавались, что в некоторые моменты похода становилось страшновато, корпусу корабля приходилось разрубать льдины толщиной в несколько метров. Экипаж прозвал эту часть путешествия «камнедробилкой», потому что атомоход пробивался ударами «назад-вперед». Кстати, рядовые моряки, входившие в экипаж, долгое время и не подозревали, что их судно направляется к Северному полюсу. Информация была засекреченной, радиооператоры «Арктики» не выходили в эфир, чтобы не обнаружить себя. О цели экспедиции экипажу сообщили лишь после прохождения пролива Вилькитского.
16 августа ледокол вошел в поле тяжелого пакового льда. Дважды корабль застревал в толще, рискуя остановиться навсегда. Но мастерство экипажа позволило судну выбраться из тяжелейших ситуаций. И вот 17 августа 1977 года историческое событие состоялось: ледокол «Арктика» достиг Северного полюса. Для справки, иностранный корабль, который сумел доплыть до точки на вершине планеты, сделал это лишь через 15 лет после советского атомохода.
Его наследник - Российский атомный ледокол «Арктика»
Атомный ледокол «Арктика» класса ЛК-60Я, проект 22220 - первый из новых типов российских атомных ледоколов. Рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,8-2,9 м с устойчивой скоростью.


Является двухосадочным ледоколом: при глубокой осадке способен проламывать толстые океанские льды, при мелкой - работать в руслах рек. Главными задачами этих ледоколов являются обслуживание Северного морского пути и проведение различных экспедиций в Арктику.
Судно оборудовано двумя ядерными энергетическими установками с реакторами РИТМ 200, тепловой мощностью по 175 МВт каждый. Пар приводит в действие два паровых турбогенератора мощностью, а три гребных винта фиксированного шага приводятся в действие электромоторами. Ледокол заложен на Балтийском заводе - «Судостроение» в Санкт-Петербурге.
5 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге заложен атомный ледокол «Арктика».


ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Длина - 173,3 м
Длина по КВЛ - 160 м
Ширина - 34 м
Ширина по КВЛ- 33 м
Высота борта на миделе до ВП - 15,2 м
Осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м
Минимальная рабочая осадка - 8,55 м
Водоизмещение - 33,54 тысяч тонн
Назначенный срок службы - 40 лет
Экипаж - 75 человек
Скорость хода - 22 узла по чистой воде
Автономность плавания - 7 лет
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Среда, 25 Июня 2025, 19:57:10 | Сообщение # 466 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 25 июня отмечается международный праздник - "День мореплавателя", или "День моряка"
Ежегодно 25 июня отмечается международный праздник, который известен как День мореплавателя, или День моряка.
Данная профессия на протяжении всей истории человечества считалась почетной, необычной и достаточно опасной. Посвятить свою жизнь мореплаванию могут лишь настоящие ценители морской романтики.
Благодаря работе современных моряков происходит непрерывное развитие мировой экономики, осуществляется международная торговля.
Тем более удивительным представляется тот факт, что свой профессиональный праздник моряки получили сравнительно недавно – всего лишь в 2010 году.
Данный праздник необходимо было установить, для того чтобы подчеркнуть значимость мореплавания для нашего мира, вклад моряков в развитие международной торговли, экономики и гражданского общества сегодня неоценим. Данный праздник касается примерно 1,5 миллионов профессионалов, которые навсегда связали свою жизнь с водной стихией, работая в работая в торговом флоте.
Алексей Ильич Чириков — русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (1747), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.












Сейчас уже нельзя сказать, кто же именно построил первый корабль. При этом известно, что история судостроения и судоходства насчитывает не меньше 8 тысяч лет, что по времени соответствует эпохе неолита.
Современная наука все еще не может точно сказать, в каком именно государстве возникло и зародилось судостроение и где именно человек впервые вышел в открытое море. Новейшие исследования позволяют судить о том, что это произошло в Египте.
На протяжении веков корабли меняли мир и изменяли судьбы народов. Именно на кораблях люди уходили в дальние плавания, совершали кругосветные путешествия и великие географические открытия, искали новые земли, новую жизнь и новые рынки сбыта товаров и услуг.
Сегодня профессия моряка в России, как и во всем остальном мире, пользуется заслуженным уважением со стороны общества. На протяжении длительного времени отважные покорители водной стихии становились примером для подражания для представителей подрастающего поколения, которые буквально восхищались их плаваниями. Немало для популяризации профессии и придания ей дополнительной романтики сделали и известные писатели.
Многие мальчишки в детстве вдохновлялись творчеством Жюля Верна, мечтая повторить путь главного героя книги «Пятнадцатилетний капитан». Многие из них, когда выросли, связали свою судьбу с морем.
При этом человеческая история вместила в себя массу примеров подвигов и самопожертвования моряков, что способствует тому, что профессия по сей день окружена ореолом романтики и героизма.
Данный ореол поддерживается многочисленными произведениями искусства, о моряках по-прежнему снимают фильмы и мультфильмы, пишут многочисленные романы и повести, а это значит все новые и новые мальчишки мечтают связать всю свою жизнь с морем. В то же время профессия моряка – это не только романтика, но и рутинный и достаточно опасный труд. Несмотря на огромное технологическое развитие, которое произошло за тысячелетия в области судостроения, любой корабль может стать жертвой стихии, над которой человек по-прежнему не имеет никакой власти. При этом само морское судоходство, особенно торговое, играет огромную роль для экономики всей планеты, обеспечивая благосостояние миллионов людей во всем мире.
А сама индустрия всегда нуждается в профессионалах, поэтому праздник, который ежегодно отмечается 25 июня, является прекрасным дополнительным информационным поводом, подчеркивающим важность и необходимость профессии моряка, значение которой остается таким же огромным, как и на заре появления нашей цивилизации.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Среда, 16 Июля 2025, 16:56:19 | Сообщение # 467 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 1811 г.
(4 июля по ст. ст.) Шлюп «Диана», совершавший кругосветное плавание под командованием Василия Михайловича ГОЛОВНИНА, подошел к длинной косе, составлявшей восточную сторону гавани острова Кунашир, и стал на якорь.
На долю этой экспедиции, начавшейся в 1807 году, уже выпало столько приключений, что командир вместе с экипажем вполне мог попасть в число героев Жюль ВЕРНА, но оказалось, что это были только цветочки.
Свое боевое крещение гардемарин Головнин получил в 14 лет. Потом он плавал волонтером в английском флоте, удостоился лестного отзыва знаменитого адмирала Горацио НЕЛЬСОНА. Неудивительно, что когда снаряжалась новая русская кругосветная экспедиция на корабле отечественной постройки, во главе ее поставили молодого мореплавателя.
 Почтовая марка России 1994 год. К 300-летию Российского флота. Географические экспедиции. В. М. Головнин (1776—1831). Описание и исследование Курильских островов, 1811.

 Художник Ефимочкин Г. ,,РЖАВЫЕ СКАЛЫ ИТУРУПА,,
Целью экспедиции было изучение дальневосточных окраин империи, потому корабль и оказался у Курил. Кстати, всеми названиями островов мы обязаны Головнину, который не давал им имена царственных особ, а сохранял присвоенные их обитателями.
На Дальнем Востоке «Диана» оказалась невольным заложником бандитских действий воспетых ныне моряков «Юноны» и «Авось», которые совершили налет и обстреляли японские берега в отместку за отказ сотрудничать с русско-американской компанией Николая РЕЗАНОВА.
Пригласив русских моряков в гости, власти острова неожиданно арестовали капитана и его спутников и через некоторое время переправили их на Хоккайдо. Японцы считали их пособниками налетчиков и бросили в тюрьму.
Никакой надежды на скорое освобождение не было, потому весной Головнин с друзьями решился на побег. Они преодолели горы и вышли к побережью, но были схвачены. Вновь тюрьма, усиление охраны. Капитан вел своеобразный дневник, каждый день завязывая узелок на веревочке, вплетая в узелки цветные нитки и отмечая таким образом добрые и худые вести. Освобождение пришло только через два года и три месяца.
По возвращении Головнин опубликовал свои записки о приключениях в плену, ставшие первым обстоятельным трудом об Японии и переведенные почти на все европейские языки.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Четверг, 17 Июля 2025, 10:10:48 | Сообщение # 468 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 17 июля 1962 г.
В 6 часов 50 минут атомная подводная лодка К-3 (будущий «Ленинский комсомол») достигла Северного полюса Земли.
После возвращения лодку на пирсе встречали Н. С. ХРУЩЁВ и министр обороны Р. Я. МАЛИНОВСКИЙ. Как только экипаж сошел на берег, сразу же началось награждение. Малиновский шилом перочинного ножа проделывал дырки, а Хрущев вручал ордена и медали всем участникам похода.
Руководитель похода контр-адмирал А. И. ПЕТЕЛИН, командир подлодки капитан 2-го ранга Лев Михайлович ЖИЛЬЦОВ и командир БЧ-5 Рюрик Александрович ТИМОФЕЕВ были удостоены звания Героя Советского Союза.
Почтовая марка из серии «Боевые корабли Военно-Морского Флота СССР», 1970




По состоянию на 19 марта 2019 года, на лодке завершены работы по конвертации: заварены все забортные отверстия. Лодка спущена на воду в акватории судоремонтного завода «Нерпа». Вырезанный реакторный отсек установлен в пункте долговременного хранения в Сайда-губе.
В октябре 2020 года стало известно, что к 2023 году подводная лодка К-3 станет ключевым экспонатом проектируемого Музея военно-морской славы в Кронштадте. Работы по восстановлению лёгкого корпуса подводной лодки, изготовлению опорных оснований и подготовки К-3 к перегону в Кронштадт выполнены специалистами судоремонтной верфи в Снежногорске Мурманской области. Проектную документацию по музеефикации АПЛ выпустило СПМБ «Малахит», где в своё время был разработан проект 627 (К-3).
В сентябре 2021 года К-3 была доставлена с Северного флота в Кронштадт по Беломорско-Балтийскому каналу и готовилась к передаче на Кронштадтский морской завод для ремонтно-восстановительных работ и переоборудования в корабль-музей.
В сентябре 2022 года после восстановительного ремонта в Выборге К-3 выгружена на берег в кронштадском порту и готовится к транспортировке на место постоянной установки.
С июля 2023 года К-3 «Ленинский комсомол» является одним из главных экспонатов Музея военно-морской славы в Кронштадте.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Вторник, 22 Июля 2025, 03:36:16 | Сообщение # 469 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 22 июля (3-4 августа) 1806 года завершилось Первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского
1806 года шлюп "Нева" под командованием Ю.Ф. Лисянского бросил якорь на Кронштадтском рейде, завершив первое русское кругосветное путешествие.
На обратном пути "Нева" впервые в истории мирового мореплавания совершила безостановочный переход из Южного Китая в Англию.
Так спустя 3 года и 12 дней путешествий завершилось Первое русское кругосветное плавание, ставшее важным событием в истории Российской империи, развитии её флота и многих отраслей научного знания.
На Китай! На Японию!
Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года, имея перед собой основные задачи: доставить на Дальний Восток грузы Российско-американской компании (полугосударственная колониальная торговая компания), продать меха в Китае и установить дипломатические отношения с Японией, в плавании наших сегодняшних героев поджидали и штормы, и экстренный ремонт кораблей силами моряков-умельцев, и, конечно же, географические открытия.


Конфликт, обиды, жалобы
На корабле «Надежда» Крузенштерну пришлось делить место в каюте (6 м²) с Николаем Петровичем Резановым (посол, дипломат и путешественник, реальный прототип героя рок-оперы «Юнона и Авось»).
Накал страстей между ними достиг такой степени, что они общались только через записки. Причины для недовольства у Крузенштерна действительно были. Во-первых, свита, которая полагалась послу, стесняла команду своим присутствием на небольшом корабле: «Надежда» длиной была всего 35 метров.
Во-вторых, Резанов без ведома Крузенштерна был назначен императором соруководителем экспедиции. Когда наконец корабли прибыли в Петропавловск-Камчатский и Резанов покинул палубу, он первым делом подал на Крузенштерна жалобу местному губернатору. С великим трудом их примирили.
При этом в своих мемуарах оба пишут, что противник принёс публичные извинения.



Масса открытий и достижений
Шлюп «Нева» пробыл в открытых водах без захода в порты 142 дня – рекорд того времени. На шлюпе «Надежда» практически никто не болел и не было ни одного случая смерти – уникальное явление при длительных плаваниях в те времена.
С карты мира были стёрты несуществующие острова и уточнено расположение настоящих. Крузенштерн положил начало регулярным глубоководным исследованиям Мирового океана. Описать все открытия и собранные коллекции в нескольких строках просто невозможно. В 1809 году в трёх томах с атласом, включавшим 104 карты и гравированные картины, вышло сочинение под названием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях “Надежда” и “Нева”, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна».
Вскоре мир смог прочитать его на английском, французском, немецком, голландском, шведском, итальянском и датском языках.

Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало.
Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.
Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году.
Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции.
Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков.
Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.
К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй — «Нева».
К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа — «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор.
В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.
Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий.
Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды».
Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.
Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.
Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества.
Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей.
Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.
Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски.
Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, оружие и утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана.
Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.



В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.
Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре.
На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева».
Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Среда, 13 Августа 2025, 20:20:06 | Сообщение # 470 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 1930 95 лет назад Экспедиция под руководством Отто ШМИДТА, вышедшая в Карское море на ледокольном пароходе «Георгий Седов», обнаружила в северной части моря неизвестный прежде остров площадью 288 кв. км.
Его существование было предсказано в 1924 году океанографом Владимиром ВИЗЕ, который весьма точно определил координаты неведомой земли, изучая уцелевший дневник дрейфа шхуны «Св. Анна», зажатой льдами осенью 1912 года у западного побережья Ямала.






То было плавание, предпринятое Георгием БРУСИЛОВЫМ с целью отыскать Северный морской путь. Шхуна дрейфовала полтора два года, когда ее экипаж разделился на две группы: одна во главе со штурманом Валерианом АЛЬБАНОВЫМ решила пешком достичь обитаемой земли, другая осталась на судне. В итоге выжили только Альбанов и находившийся с ним матрос Александр КОНРАД, подобранные экспедиций Георгия СЕДОВА.


Судно названо в честь штурмана, принимавшего участие в полярной экспедиции на паровой шхуне «Святая Анна».
На почтовых марках изображены арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» и танкер «Штурман Альбанов».





Шхуна и находившиеся на ней люди пропали бесследно. Вениамин КАВЕРИН использовал действующих лиц этой истории в качестве прототипов героев своего романа «Два капитана», а Визе по дневнику Альбанова сумел определить, что на движение льдов, вместе с которыми дрейфовала «Св. Анны», оказывала влияние находившаяся там земля.
Ученый был назначен научным руководителем отправившейся на поиск острова экспедиции, а когда он был обнаружен, ему была предоставлена честь первым сойти на открытую землю.
Ее теперь так и называют — остров Визе или Земля Визе.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Понедельник, 25 Августа 2025, 17:22:42 | Сообщение # 471 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 25 августа 1930 г. 95 лет назад Экспедиция полярников на ледокольном пароходе «Георгий Седов» открыла западные берега Северной Земли
15 июля 1930 года из Архангельска на Землю Франца-Иосифа и Новую Землю на ледокольном пароходе «Георгий Седов» вышла первая советская высокоширотная экспедиция по исследованию Карского моря под руководством О. Шмидта и В. Визе.
В конце июля «Георгий Седов» подошел к острову Гукера (Земля Франца-Иосифа). Часть экспедиции занялась строительными работами, остальные обследовали близлежащие острова. В середине августа пароход отправился дальше на северо-восток в неизученные районы Северного Ледовитого океана.


 








За это время экспедиция впервые исследовала северную часть Карского моря, были открыты острова Визе, Исаченко, Воронина, Шмидта, архипелаг Седова (к западу от Северной Земли). На острове Домашний полярники построили новую полярную станцию. В течение двух лет четверо зимовщиков во главе с Г. Ушаковым вели там исследования Северной Земли.
«Георгий Седов» дошел почти до 81 градуса северной широты, но дальнейший путь был закрыт, и судно повернуло на юг.
14 сентября пароход благополучно вернулся в Архангельск. Проделав путь около 10 000 км, экспедиция выполнила грандиозную программу комплексных научных наблюдений. Через три года на основе работ группы Г. Ушакова была составлена полная карта Северной Земли.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Среда, 17 Сентября 2025, 11:36:31 | Сообщение # 472 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 110 лет назад - 16 сентября 1915 года, корабль впервые пройден "сквозным рейдом" из Владивостока в Архангельск!
16 сентября 1915 года, впервые в истории мореплавания русская полярная экспедиция под руководством капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого завершила сквозной переход по Северному Морскому Пути и добралась из Владивостока в Архангельск.
Экспедиция в составе ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» вышла в Северный Ледовитый океан в июле 1913 года.

 





Попутно Вилькиций совершил последнее великое географическое открытие – Земля императора Николая II (Северная Земля).
Впервые пройден путь из Владивостока в Архангельск.
Борис Андреевич Вилькицкий (1885-1961) – русский гидрограф, геодезист, исследователь Арктики в 1915 году впервые в истории мореплавания прошел сквозным рейдом в западном направлении по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.
В 1914 году перед гидрографической экспедицией Бориса Андреевича Вилькицкого была поставлена задача совершить переход Северным морским путем с востока на запад с одновременным выполнением научных исследований. Ледокольные пароходы "Вайгач" и "Таймыр" вышли из Владивостока 7 июля 1914 года.
Переход проходил в сложных гидрометеорологических, навигационных условиях во льдах. С сентября 1914 по июль 1915 года суда зимовали во льдах в заливе Толля у Таймыра. Под руководством Вилькицкого моряки и специалисты-гидрографы продолжали вести исследовательские работы.


Впервые в истории экспедиция пыталась применить в Арктике самолет, который, однако, вышел из строя в первом же испытательном полете. Освободившись из ледового плена, гидрографические суда продолжили движение на Запад и 16 сентября 1915 года прибыли в Архангельск.
Так завершилось первое в истории мирового мореплавания сквозное плавание Северным морским путем. Экспедиция произвела многочисленные наблюдения над господствующими ветрами, течениями, толщиной и состоянием льдов, их перемещением, глубинами северных морей, составила описи ряда мысов, уточнила координаты пунктов южного побережья архипелага Северная земля. Между Карским морем и морем Лаптевых был открыт пролив, названный в честь начальника экспедиции.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Суббота, 20 Сентября 2025, 20:50:13 | Сообщение # 473 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 20 сентября 1934 советский ледорез «Фёдор Литке» завершил первое плавание Северным морским путём, совершённое за одну навигацию!
20 сентября 1934 советский ледокол «Литке» завершил первое плавание Северным морским путём, совершённое за одну навигацию. Начальник экспедиции Д. С. Дуплицкий, капитан Н. М. Николаев, научный руководитель В. Ю. Визе.




«Ф. Литке» — линейный ледокол российского арктического флота, названный в честь русского исследователя Арктики адмирала Фёдора Петровича Литке.
Был построен в 1909 году в Великобритании, носил названия «Канада», «Earl Grey». Имел водоизмещение 4850 т. В эксплуатации до 1959 года. Во время Первой мировой войны российское правительство купило судно чтобы использовать для зимних перевозок грузов и охраны беломорских коммуникаций.
20 сентября 1934 года ледорез «Ф. Литке» совершил 1-е сквозное плавание Северным морским путем за одну навигацию. Имя царского адмирала, исследователя Арктики графа Литке было присвоено судну в 1920 году.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Вторник, 23 Сентября 2025, 01:23:46 | Сообщение # 474 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 1741 г. Пётр Симон ПАЛЛАС
(22.09.1741, Берлин — 8.9.1811, Берлин), путешественник и естествоиспытатель, академик Петербургской АН (1767).
С 1767 по 1810 год его жизнь и научная деятельность были связаны с Россией. Он возглавлял 1-й отряд Оренбургской экспедиции, в течение 6 лет исследовав Поволжье, Урал, Сибирь, Алтай и Забайкалье.


В дальнейшем путешествовал по Нижнему Поволжью, Северному Кавказу и Украине, 15 лет прожил в Симферополе, обследовав все южное побережье Крыма. В многотомных описаниях его путешествий приведены сведения о природе и экономике территорий России, культуре и языках, населявших ее народов.
Долгое время основным источником знаний о флоре и фауне России также были его труды, а «Сравнительный словарь всех языков и наречий» положил начало отечественной лексикографии.
Память
Именем Палласа на русском или других языках названо множество видов животных и растений.
 Лесная мышовка- впервые описана П.С. Палласом
 Белоплечий орлан (Haliaeetus pelagicus), впервые описанный Палласом в «Zoographia rosso-asiatica»
 Голубая сорока (Cyanopica cyanus) из книги П. С. Палласа
 Палласова пищуха (англ. Pallas's pika),
 Манул (второе название — «палласов кот»)
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Суббота, 27 Сентября 2025, 02:45:38 | Сообщение # 475 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 26.09.1935 90 лет назад, день памяти.
Петр Кузьмич КОЗЛОВ (15.10.1863 — 1935), исследователь Центральной Азии, открывший в пустыне Гоби остатки древнего города Хара-Хото.
Что нашли в тайном зале забытого города, который стерли с карты 800 лет назад?
Скелет женщины, окружённой глиняными статуями и древними книгами, нашли в подземелье затерянного города. Ни одна экспедиция до этого туда не добиралась. У каждой статуи — по сотне листов текстов на исчезнувшем языке. И это — не легенда.
Местные называли это место Хара-Хото — «Чёрный город». По преданиям, в нем когда-то жил правитель, решивший бросить вызов самому китайскому императору. Когда его осадили, он перекрыл воду, разобрал стены и отправился на верную смерть. А перед этим — спрятал 80 телег золота.
Город исчез. Но легенда осталась. -------------------------------------------------------------------- Один человек, одна экспедиция — и находка века
Весной 1908 года русский исследователь Пётр Козлов, ученик Пржевальского, добрался до забытого города в песках. Он был романтиком, охотником за открытиями, который не искал золота — поначалу.
Козлову повезло: местный князь разрешил копать. Через считаные дни экспедиция наткнулась на стены, засыпанные песком. Под ними — мавзолеи, дома, предметы быта, украшения. Но всё это было лишь вступлением к настоящей сенсации.




Тайный зал: скелет, 20 статуй и книги на металле
Когда раскопали подземелье за городской стеной, увиденное лишило исследователей дара речи. В круг выстроены 20 глиняных статуй в человеческий рост, каждая — с пачкой рукописей у ног. В центре круга — женский скелет.
Позже выяснится: часть книг — на ткани, часть — на бумаге, но самые странные — начертаны на металле. Многие — на языке народа си-ся, который исчез с лица земли.
Кем была женщина в центре круга? Судя по гадательным книгам и расположению фигур — это могла быть жрица, хранительница знаний. Или — жертва обряда. Этого мы уже не узнаем.
Но именно она стала символом Хара-Хото. И именно тогда в дело вмешались другие силы. --------------------------------------------------------------------- Золото или знания? Как легенда отвлекла от главного
Козлов, потрясённый находкой, тем не менее, не остановился. Он знал легенду: 80 телег золота, спрятанные перед последним боем. Возможно, под храмом. Возможно, под самой улицей.
Поиски продолжились. Команда рыла не останавливаясь. Сегодня мы знаем: часть найденного так и не описана. Часть пропала. А местные жители ещё в XX веке находили золотые монеты и жемчуг в песках у руин.
Может, клад действительно был. Может, он до сих пор лежит в подземных коридорах. А может — и не было никакого клада. Только мираж, за которым люди теряли ориентиры. --------------------------------------------------------------------- Что на самом деле важнее — золото или рукописи, в которых сохранён исчезнувший язык?
История Хара-Хото — это история о том, как одна экспедиция может поменять всё. Не только в археологии, но и в понимании ценности прошлого.
Ведь, возможно, те книги и были настоящим сокровищем.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Пятница, 10 Октября 2025, 16:44:42 | Сообщение # 476 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 10.10.1863 г. родился Владимир Афанасьевич ОБРУЧЕВ (1863 — 19.6.1956), академик — геолог и географ, почетный президент Географического общества СССР, автор научно-фантастических романов «Плутония» и «Земля Санникова».
Он вошел в историю науки своими экспедициями и классическим трудами в области геологии и географии, а в историю литературы — научно-фантастическими романами "Плутония" и "Земля Санникова", с помощью которых заражал читателей жаждой приключений и открытий.
Родившийся 10 октября 1863 года в имении своего деда в селе Клепинино Тверской губернии, сын штабного офицера, Владимир Обручев пошел скорее по пути своей тетки по отцовской линии Марии Сеченовой — первой в России женщины-офтальмолога и биолога-эволюциониста.
Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий первой степени, пятикратный кавалер ордена Ленина — это лишь часть полученных им почестей.




Во время своих путешествий по Китаю и южному Тибету Обручев в сумме прошел 13 625 километров — вдоль, как говорится, и поперек. К слову, именно эти экспедиции заложили теоретическую основу для создания будущей Транссибирской магистрали, в строительстве которой Обручев участвовал.
Обручев совершил немало открытий: так, исследуя побережье Байкала, ученый выяснил, что озеро образовалось на месте тектонического разлома — причем по геологическим меркам, произошедшего совсем недавно. Также Обручев заявил, что пустыня Гоби никогда не была морским дном — это опровергало доминировавшую на тот момент научную гипотезу.
В основе романа "Земля Санникова" лежит реальное сообщение зверопромышленника Якова Санникова, который во время одной из промысловых экспедиций в 1811 году увидел к северу от острова Котельный силуэты неизвестных гор.
К слову, существование Земли Санникова к северу от Новосибирских островов Обручев действительно считал вероятным. И, возможно, не ошибался: по мнению современных исследователей, Земля Санникова могла состоять не из скал, а, как и многие арктические острова, из ископаемого льда, поверх которого был нанесен слой грунта. Со временем лед растаял, а с ней и Земля Санникова.
Романы Обручева стали настолько популярны, что ученый получал тьму писем от школьников: ребята просили взять их в экспедиции на Землю Санникова и Плутонию, ежели такие предвидятся.
Имя ученого увековечено во многих областях: в честь Обручева назван минерал обручевит, астероид, кратеры на Луне, вулкан, три горы, перевал, ледник, антарктический оазис, двадцать девять организмов и растений.... И это еще не полный список.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |
| Sokol | Дата: Среда, Вчера, 23:30:46 | Сообщение # 477 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26090
Статус: Отсутствует
| 1713 г. родился
Степан Петрович КРАШЕНИННИКОВ (29.10.1713, Москва — 23.2.1755, Петербург), ученый — исследователь Камчатки, академик Петербургской АН (1750)
Первый исследователь Камчатки родился в семье солдата Преображенского полка. Когда он уже заканчивал Славяно-греко-латинскую академию в Москве, туда же поступил Михаил ЛОМОНОСОВ, с которым он потом сблизился во время работы в Академии наук.
В 1732 году в числе пяти выпускников академии Крашенинников был вызван в Петербург для участия во 2-й Камчатской экспедиции Витуса БЕРИНГА. Путь на Дальний Восток был долгим, входившие в состав экспедиции иностранные академики решили остаться в Якутске для работы в архивах, и на Камчатку поехал один Степан Петрович, добиравшийся до нее на парусном боте «Фортуна».

 



С помощью местных служилых людей он всесторонне исследовал полуостров. Крашенинников первым описал извержение Ключевской сопки, открыл Долину гейзеров гейзеров (заново обнаруженную лишь два века спустя), которая была обнаружена вновь только двести лет спустя.
По возвращении из экспедиции (из десяти лет шесть ушло только на дорогу туда и обратно) он заведовал Ботаническим садом при Академии наук, стал ректором Академического университета и продолжал писать главный труд своей жизни «Описание земли Камчатки», который вышел в свет только после его смерти. Его именем названы остров у Камчатки, мыс и гора на полуострове.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
| |
| |