• Страница 13 из 13
  • «
  • 1
  • 2
  • 11
  • 12
  • 13
Модератор форума: Sokol, Рашид56  
Водный транспорт и ВМФ
SokolДата: Четверг, 17 Апреля 2025, 14:04:14 | Сообщение # 361
Группа: Модератор
Сообщений: 25808
Статус: Отсутствует
17 апреля 1945 80 лет назад
Советская подводная лодка Л-3 на выходе из Данцигской бухты атаковала германский транспорт «Гойя», на борту которого было от пяти с половиной до семи тысяч человек, в их числе полторы тысячи солдат 4-й танковой дивизии вермахта.


Судно затонуло, спаслось менее 200 человек. Командиру лодки капитану 3-го ранга Владимиру КОНОВАЛОВУ в июле было присвоено звание Героя Советского Союза. Рубка Л-3 прежде была установлена как памятник у базы подплава в Лиепае, ныне она находится на Поклонной горе в Москве.





Потопление транспорта «Гойя»

В ночь с 16 на 17 апреля 1945 года «Л-3» под командованием Владимира Коновалова, находясь на патрулировании у входа в Данцигскую бухту, севернее маяка Риксгафт, обнаружила конвой в составе трёх транспортов и двух кораблей охранения.

Целью атаки был выбран самый большой корабль, транспорт «Гойя». Подводной лодке пришлось преследовать конвой в надводном положении, так как подводная скорость хода была недостаточна.
В 23:52 по транспорту было выпущено две торпеды, обе поразили цель, которая затонула спустя семь минут. Погибло от шести до семи тысяч человек (точное количество находившихся на борту осталось неизвестным).

По данным М. Морозова на «Гойе» в числе прочих находилось 1500 солдат 4-й танковой дивизии вермахта. Было спасено только 157 человек кораблями сопровождения и ещё 28 человек в течение дня другими кораблями.
Потопление «Гойи» наряду с потоплением лайнера «Вильгельм Густлофф» является одной из крупнейших морских катастроф (по некоторым данным крупнейшей морской катастрофой за всю историю).
Корабли охраны конвоя смогли сбросить пять глубинных бомб, однако бомбы цели не достигли.

21 апреля «Л-3» направилась на базу.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 04 Мая 2025, 11:29:41 | Сообщение # 362
Группа: Модератор
Сообщений: 25808
Статус: Отсутствует
4 мая 1999 началось рекордное автономное плавание ледокола «Арктика».

С 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года атомоход «Арктика» работал в морях Северного Ледовитого океана.

Ледокол в течение года не заходил в порт приписки, пройдя за это время 50 тысяч миль (из них 32 тысячи – во льдах) и проведя 110 судов. Судно отработало рекордную вахту без единой поломки узлов и механизмов.

И это был не единственный рекорд «Арктики»: например, ледокол был первым в истории судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании (в 1977 году).





Ветеран Северного Ледовитого океана, принятый в эксплуатацию в 1975 году, был выведен из строя в 2008-м. Сейчас под этим именем ходит новый атомный ледокол – головной корабль проекта 22220 (ЛК-60Я) «Арктика».





Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 13 Мая 2025, 21:31:19 | Сообщение # 363
Группа: Модератор
Сообщений: 25808
Статус: Отсутствует
13 мая (2 мая по ст.стилю) 1783 года на Крымском полуострове в Черноморскую флот были объединены 28 судов Азовской и Днепровской флотилий

День Черноморского флота.

Месяц май, число тринадцать,
День в году серьезный, важный,
Черноморский флот России,
Создан был, в сей день однажды!...


Ежегодно, начиная с 1996 года, 13 мая в России отмечается День Черноморского флота, приуроченный к формированию Черноморского флота.

История зарождения и становления Черноморского флота ведет свое начало со второй половины ХVIII века, когда Россия добилась крупных успехов в борьбе за выход к морям и утвердилась на берегах Азовского и Черного морей. В 1773 году на Черном море успешно действовала созданная на основе Азовской флотилии Черноморская эскадра. Она базировалась в Керчи и двумя отрядами несла крейсерскую службу между Балаклавой, Феодосией и Суджук-Кале (ныне – Новороссийск).

«Смотр Черноморского флота в 1849 году» — картина Ивана Айвазовского, написанная в 1886 году.

Сюжет: смотр флота происходил на Севастопольском рейде. Линию боевых кораблей Черноморского флота возглавляет 120-пушечный линейный корабль «Двенадцать апостолов», за ним следуют 84-пушечные «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил». В правом нижнем углу полотна изображён император Николай I, принимающий парад на борту пароходофрегата «Владимир». На «почтительном расстоянии» от императора художник поместил группу офицеров, окружающих командующего Черноморским флотом адмирала М. П. Лазарева.


В декабре 1775 года был издан указ Екатерины II, в котором определялись основные направления строительства флота на Чёрном море. В 1778 году для строительства глубокосидящих морских судов и вывода их прямо в Черное море был основан Херсон.

8 апреля 1783 года был издан манифест императрицы Екатерины II о присоединении Крыма к России. Для защиты отвоеванных у Турции земель и обеспечения судоходства на Черном море Россия нуждалась в сильном флоте.

А через два месяца после присоединения Крыма к России Екатерина II подписала указ об основании Черноморского флота. 13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту, расположенную в юго-западной части Крымского полуострова Черного моря, вошли 13 кораблей Азовской флотилии под командованием участника Чесменского сражения вице-адмирала Ф.А. Клокачева.







Позднее к ним присоединились 11 кораблей Днепровской флотилии. Они составили боевое ядро зарождающегося флота. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом (ЧФ).

Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей флота. 14 июня (3 июня по старому стилю) 1783 года в торжественной обстановке были заложены первые четыре здания будущего города и порта. Первоначально он назывался Ахтиар (Белый утес). 21 февраля 1784 года по указу Екатерины II городу Ахтиару было присвоено название Севастополь. В переводе с греческого языка слово "севастополь" означает "величественный".

Первый штат Черноморского флота был утвержден в 1785 году. На 13 с половиной тысяч человек личного состава приходилось: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 18 транспортных судов. Управление флотом осуществляло Черноморское адмиралтейство, созданное в Херсоне.

Вскоре город и порт Севастополь стал главной базой российского флота на Черном море. Историю флота прославили выдающиеся русские флотоводцы: Федор Ушаков, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Истомин, Владимир Корнилов.












Черноморский флот как составная часть Военно-морского флота является средством обеспечения военной безопасности России на юге.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 24 Мая 2025, 09:43:10 | Сообщение # 364
Группа: Модератор
Сообщений: 25808
Статус: Отсутствует
24 мая 1900 г. 125 лет назад


(11 мая по ст. ст.) В 11 часов 15 минут на воду для проведения испытаний и завершения строительства спущен легендарный крейсер «Аврора».


Он был заложен тремя годами ранее на стапеле Балтийского завода российской столицы, назван в честь парусного фрегата, отличившегося в Крымскую войну при нападении англичан на Петропавловск–Камчатский, и вступил в строй в 1903 году.

Автором утвержденного проекта стал флотский инженер Ксаверий РАТНИК. Корабль имел длину 127 м, ширину почти 17 м, осадку 6,4 м, обладал скоростью 19 узлов (35,6 км/ч). У крейсера было три винта, его укрывала броня толщиной 38 мм, а на бортах и оконечностях она доходила до 63,5 мм. Главным калибром корабля были восемь 152–миллиметровых орудий. В серии вышли три крейсера, имена им традиционно дал император, выбрав их из предложенного ему списка.

Но если «Паллада» и «Диана» получили их сразу, то над выбором имени «Аврора» НИКОЛАЙ II думал год. Если бы он только знал, какую роль сыграет корабль в судьбе вверенной царю империи!











При спуске «Авроры» на левом фланге почетного караула стоял 78-летний отставной матрос с фрегата «Аврора» Аким ПАВЛОВ. Должность командира корабля в это время исполнял капитан 2-го ранга Александр КИТКИН.

Когда корабль приняли в строй, в первые плавания его водил капитан 1-го ранга Иван СУХОТИН. «Аврора» предназначалась для Дальнего Востока, но ее первый поход туда был прерван начавшейся войной с Японией.

Отряд кораблей вернулся назад, «Аврора» встала на якорь на внешнем рейде Либавы (Лиепаи). Именно отсюда в составе 2–й Тихоокеанской эскадры «Аврора» вновь ушла в поход к дальневосточным берегам уже под командованием капитана 1-го ранга Евгения ЕГОРЬЕВА.

Мнение об экипаже было самым благоприятным: «Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания».
Был и прекрасный оркестр. «Аврору» ставили в пример другим кораблям эскадры. Команда очень любила животных. Когда погиб всеобщий любимец пес Шарик, на корабле завели экзотических представителей фауны (кого еще можно было отыскать в тропической зоне?): черепах, хамелеонов и даже двух крокодилов, для которых устраивали специально купания, наполняя водой парусину. Одного назвали Сам, другого — Того, по имени японского адмирала.

Когда не углядели и Сам сиганул в океанские воды, были очень расстроены. Командир записал в своем дневнике: «Не захотел идти на войну один из молодых крокодилов, которого офицеры выпустили сегодня на ют для забавы, он предпочел выскочить за борт и погибнуть».
Крокодил–«японец» погиб в Цусимском сражении. Пал в нем и командир крейсера, погибли еще 14 моряков, почти девяносто были ранены, но корабль с честью вышел из боя, не сдался японцам и достиг Манилы.

Через 15 месяцев «Аврора» вернулась в Либаву. Впереди у корабля — Первая мировая война, исторический выстрел по Зимнему, оборона Ленинграда. В кино «Авроре» довелось сыграть другой легендарный крейсер — «Варяг», для чего потребовалось соорудить четвертую трубу.

Сегодня — это корабль-музей, по прежнему остающийся в строю.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 26 Мая 2025, 11:58:20 | Сообщение # 365
Группа: Модератор
Сообщений: 25808
Статус: Отсутствует
26 мая 1829 г.

(14 мая по ст. ст.) Подвиг моряков 18-пушечного брига «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра КАЗАРСКОГО.



Иван Айвазовский. Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями. 1892




Тремя днями ранее фрегат «Рафаил», которым командовал прежний командир «Меркурия» Семен СТРОЙНИКОВ, был окружен превосходящими силами противника и без боя сдался туркам. Император НИКОЛАЙ II повелел в случае возвращения корабля предать его огню, считая его «впредь недостойным носить флаг России».

Возвратившихся по заключенному в тот же год мирному договору офицеров «Рафаила» предали суду, приговорили к смерти, но после смягчения приговора разжаловали в матросы. Командира лишили званий и наград, запретив жениться, «дабы не иметь в России потомства труса и изменника». Из 200 матросов, которых он якобы пытался спасти, живыми из плена вернулись только 70 человек, на всю жизнь оставшихся с клеймом предателя.







Совсем иначе в схожей ситуации повел себя «Меркурий», ведший разведку у выхода из Босфора. Когда была замечена турецкая эскадра из 14 судов, всем кораблям маленького отряда был отдан приказ повернуть в сторону Севастополя. Не удалось уйти от погони только тихоходному «Меркурию». Турки направили к нему два самых крупных своих корабля — со 110 и 74 пушками. Десятикратное преимущество противника не давало никаких шансов экипажу «Меркурия», но, предприняв в затишье попытку уйти на веслах, русские моряки решили драться. Штурманский поручик Иван ПРОКОФЬЕВ выразил мнение всего экипажа: «Биться до последней крайности, а когда не останется никакой надежды, зажечь порох и взорвать бриг». Перед крюйт-камерой (пороховым погребом) Казарский положил заряженный пистолет, чтобы последний оставшийся в живых член команды мог исполнить это.

Бой продолжался более трех часов. Бриг получил 22 пробоины и 297 повреждений парусов, рангоута, такелажа. Четверо матросов были убиты, вдвое больше ранено, но команда искусным маневром затрудняла ведение прицельной стрельбы противнику, а сама отвечала метким огнем. Главным было лишить противника хода, уничтожить его паруса и такелаж. Первым лег в дрейф флагманский корабль турок, а со второго стали прыгать в воду, когда турки решили, что русские моряки решили взорвать себя вместе с противником. На следующий день у входа в Севастопольскую бухту считавшийся погибшим корабль встречал весь Черноморский флот.

Турецкий офицер так описал бой: «Дело неслыханное и неимоверное — мы не могли принудить его сдаться… Если древние и новые летописи являют нам опыты храбрости, то сей последний затмит все прочие, и свидетельство о нем заслуживает быть начертанным золотыми буквами в храме славы». Бриг вторым, после флагмана российского флота линейного корабля «Азов», отличившегося при разгроме турецкого флота в Наваринском сражении, был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом, а его матросам установили ношение на бескозырках черно-оранжевой георгиевской ленты: черный цвет означал цвет пороха, оранжевый — цвет порохового пламени.

Памятник с надписью «Казарскому. Потомству в пример», открытый в 1839 году, стал первым, воздвигнутым в Севастополе.

Офицер был включен в свиту императора, но трагически погиб четыре года спустя в день своего 36-летия. Он был отравлен, когда вскрыл факты казнокрадства руководством флота. Напоследок грустная романтическая нота. Стройников и Казарский не только служили на одном корабле, но и были соперниками в любви. Их избранница, молодая вдова, выбрала первого, но после постигшего его бесчестья ушла в монастырь замаливать грехи жениха.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 01 Июня 2025, 16:36:27 | Сообщение # 366
Группа: Модератор
Сообщений: 25808
Статус: Отсутствует
1 июня - "День Северного флота ВМФ России"!

День Северного флота. Он ведет свою историю от эскадры, созданной в 1733 году для защиты территорий Российской империи. 1 июня 1933 года началось формирование Северной военной флотилии с базированием в Мурманске (преобразована 11.05.1937 года в Северный флот).

1 июня Краснознаменный Северный флот Военно-морского флота Российской Федерации отмечает свой праздник. Свою современную историю это оперативно-стратегическое объединение ведет от приказа командования РККА о создании Северной морской флотилии, изданного в первый день лета 1933 года.
Однако годом образования российского флота на морях Севера считается 1733-й – именно тогда наша страна впервые организовала постоянное присутствие своих кораблей в регионе.

Первые попытки освоения Севера флотом были предприняты еще в конце XVII века, но постоянное соединение кораблей в регионе тогда отсутствовало. Весной 1733 года был учрежден Архангельский военный порт с постоянной эскадрой – это было первое штатное соединение российского флота в Белом море. Моряки Архангельской эскадры охраняли российское побережье Белого и Баренцева моря и неоднократно участвовали в боях. Так, в 1741-43 годах, во время войны со Швецией, корабли из Архангельска усилили Балтийский флот. Другие экипажи в это время боролись с вражескими каперами и защищали морские грузоперевозки.

В период Наполеоновских войн Архангельская эскадра продолжала защищать северные рубежи и охранять торговые суда, а кроме того, вносила свой вклад в победу над врагом. Вновь морякам-североморцам пришлось сразиться с противником во время Крымской войны, когда коалиция западных стран предпринимала попытки захвата северных районов России.












В 1862 году Архангельский военный порт был закрыт, и только в начале XX века началось восстановление полноценного присутствия флота на Севере. Летом 1916 года была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана, которой предстояло охранять морские коммуникации. Корабли флотилии базировались в Архангельске, Романове-на-Мурмане, Александровске и Йоканьге.

Во время Гражданской войны флотилия Северного Ледовитого океана понесла серьезные потери, а ее остатки были преобразованы в Беломорскую военную флотилию РККА. Через несколько месяцев флотилия превратилась в Морские Силы северного флота, просуществовавшие до конца 1922 года. На несколько лет советский Север остался без серьезной защиты.

1 июня 1933 года была создана Северная морская флотилия, и с этого начинается современная история российского Северного флота. В этот период ВМФ активно развивался, строились новые корабли, базы и верфи. В результате такого строительства 11 мая 1937 года Северная флотилия была преобразована в Северный флот. Строительство и усиление флота продолжалось и не останавливалось.

В 1939 году Северный флот ВМФ СССР впервые принял участие в войне. Одним из главных результатов работы флота стал захват портов Петсамо и Лиинахамари, вследствие чего сократилась угроза для советских берегов, а Финляндия потеряла доступ к важнейшим морским путям.

К началу Великой Отечественной войны Северный флот стал серьезной силой, способной ответить на любые угрозы. До самого конца войны корабли и подлодки флота постоянно несли службу на крайне сложном театре военных действий, внося вклад в общую победу. Флот занимался прикрытием сухопутных войск от морских десантов, защищал морские грузоперевозки, а также нарушал вражеские коммуникации. Важнейшей частью его боевой работы стала проводка многочисленных морских конвоев.

За годы войны Северный флот увеличил свою численность и нарастил боевые возможности. Силами флота было уничтожено более 600 кораблей, судов и транспортов противника, а также порядка 1300 вражеских самолетов. Потери врага от береговых войск и моряков на сухопутных фронтах не поддаются подсчету. По маршрутам Северного Ледовитого океана и его морей было проведено более 1600 конвоев. В 1965 году за подвиги во время Великой Отечественной войны Северный флот был награжден орденом Красного знамени.

В послевоенный период Северный флот вышел на лидирующие позиции и стал первым осваивать новейшую технику и вооружение. Именно Северный флот впервые в мире запустил баллистическую ракету с подводной лодки, получил первую отечественную атомную субмарину и первым освоил ряд кораблей новых классов. За несколько десятилетий Северный флот стал одной из мощнейших сил в Мировом океане.

Сейчас Краснознаменный Северный флот ВМФ России является основой Объединенного стратегического командования «Север» и отвечает за безопасность северных рубежей страны. В его распоряжении имеются мощные и современные надводный флот, подводные силы, береговые войска и морская авиация. Очередную годовщину своего основания флот встречает в качестве серьезной силы, вносящей важнейший вклад в обороноспособность страны.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 12 Июня 2025, 12:03:48 | Сообщение # 367
Группа: Модератор
Сообщений: 25808
Статус: Отсутствует
1882 г. день памяти.
Григорий Иванович БУТАКОВ
(9.10.1820, Рига — 1882, Петербург),
адмирал, член Государственного совета.


Род Бутаковых известен с XVII столетия. Его дядя Александр Николаевич окончил Морской корпус, стажировался в английском флоте, дослужился до генерал-майора.

Еще более известен отец Иван Николаевич БУТАКОВ — участник Наваринского морского сражения (1827), вице-адмирал.
Пятеро сыновей Ивана Николаевича стали моряками, из них Алексей достиг чина контр-адмирала, Иван — вице-адмирала, а Григорий — полного адмирала.





Он родился в Риге, когда отец командовал там 4 ротами 21–го флотского экипажа. Назначенный в 1846 году командиром тендера «Поспешный», лейтенант Бутаков в первом плавании посадил свое судно на мель в Днепровском лимане и был вынужден добираться до берега по льду, чтобы вызвать помощь.

Первый блин вышел комом, но вся дальнейшая служба ученика первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила ЛАЗАРЕВА, младшего соратника героев обороны Севастополя Владимира КОРНИЛОВА и Павла НАХИМОВА не давала поводов для упрека.

В 1843—50 гг. он вместе с Иваном ШЕСТАКОВЫМ, будущим морским министром, составил первую систематическую лоцию Черного моря. Во время Крымской войны пароходо-фрегат «Владимир» под командованием капитан-лейтенанта Бутакова одержал победу в первом в мире бою паровых судов над турецким пароходом «Перваз-Бахри».

За этот бой он был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом св. Георгия 4 степени. После гибели вице-адмирала Владимира КОРНИЛОВА Бутаков стал начальником штаба Черноморского флота.

В последующие годы он был военным губернатором Николаева и Севастополя, с 1860 года служил на Балтийском флоте.

Бутаков ввел на флоте многие технические новшества, прогрессивные методы боевой подготовки, его труды заложили теоретические основы тактики паровых судов.

Он разработал тактику действий броненосных кораблей, первым в мире оборудовал корабли противоминной артиллерией, внедрил траление для обнаружения и уничтожения мин, ввел в практику военно–морские игры.

У него учились многие иностранные морские офицеры, а лучшим учеником и продолжателем его дела стал адмирал Степан МАКАРОВ.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
  • Страница 13 из 13
  • «
  • 1
  • 2
  • 11
  • 12
  • 13
Поиск: