| Живопись на почтовых марках | 
|  | 
| 
| Sokol | Дата: Вторник, 25 Марта 2025, 14:48:51 | Сообщение # 351 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | Игорь Грабарь русский художник и искусствовед
 
 25 марта 1871
 154 года назад
 —
 16 мая 1960
 65 лет назад
 
 
 Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Игорь окончил гимназию, а в 1889 году – Московский лицей.
 
 Он мечтал стать художником и в 1889 году поехал в Петербург, где поступил в университет сразу на два факультета – юридический и историко-филологический. На жизнь зарабатывал написанием рассказов.
 
 В 1894 году Грабарь поступил в Академию художеств, учился в мастерской Ильи Репина. В 1895 году он едет в Италию, Париж и далее по всей Европе, изучая работы признанных мастеров живописи и архитектуры.
 
 
  
 
  
 На полях почтового блока изображена картина И.Э. Грабаря «Автопортрет с палитрой (в белом халате)» (1934, ГТГ) на фоне рабочего интерьера художника, на марке — «Малиновая гамма» (1941, ИОХМ им. В.П. Сукачёва).
 
 
  
 
  
 
  
 «В.И. Ленин у прямого провода» (1933, Музей В.И. Ленина, Москва
 
 
  
 Вернувшись в Россию в 1900 году, он пишет свои лучшие картины, посвященные русской природе: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Мартовский снег» (1904), «Хризантемы» (1905).
 
 В 1910 году художник увлекается архитектурой, изучает историю искусства и пишет первую «Историю русского искусства» в шести томах (1909-1916).
 
 С 1913 по 1925 годы Грабарь является директором Третьяковской галереи, занимается защитой памятников архитектуры. В 1918 году по его инициативе были образованы Центральные реставрационные мастерские (сегодня они носят его имя).
 
 Увлечение живописью возвращается после 1924 года. К этому периоду принадлежат известные портреты родных Грабаря, ученых и музыкантов: «Портрет матери» (1924), «Светлана» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С.А. Чаплыгина» (1935), автопортреты, картины, посвященные В.И. Ленину. Продолжает он и пейзажную живопись: «Последний снег» (1931), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954).
 
 До конца жизни художник оставался хранителем традиций русской живописи конца 19 века.
 
 Скончался Игорь Эммануилович Грабарь 16 мая 1960 года в Москве.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Среда, 26 Марта 2025, 21:40:27 | Сообщение # 352 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 1483 — Рафаэль Санти (другие возможные даты рождения — 28 марта или 6 апреля; ум. 1520), итальянский живописец, график и архитектор. 
 — итальянский художник, живописец, рисовальщик и архитектор умбрийской, флорентийской, а затем римской школы. Один из представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или «римского классицизма» начала XVI века.
 
 
  
 
  
 
   
 Его картина «Сикстинская Мадонна» — одна из самых узнаваемых в истории; она была вдохновительницей и любимым полотном русского писателя Фёдора Достоевского
 Картина Рафаэля «Мадонна Конестабиле», на почтовой марке СССР 1970 года.
 
 
  Преображение. 1516—1520. Дерево, темпера. Пинакотека, Ватикан
 
 
  Мадонна с безбородым Иосифом (Святое семейство). 1506. Холст, темпера, масло (переведена с дерева). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Пятница, 28 Марта 2025, 17:31:06 | Сообщение # 353 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 27 марта 1902 года родился Ираклий Моисеевич Тоидзе, автор плаката «Родина-Мать зовет!» 
 27 марта 1902 года Ираклий Тоидзе- живописец и график, автор плаката «Родина-Мать зовет!». Народный художник Грузинской ССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат четырёх Сталинских премий...
 
 Советский живописец, график, иллюстратор; известен, прежде всего, как плакатист, автор военных плакатов. В том числе одного из самых известных – «Родина-Мать зовёт!». Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).
 
 Народный художник Грузинской СССР (1980). Лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951). Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Один из признанных деятелей искусства соцреализма.
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 Работы Тоидзе отличают крепкий уверенный рисунок, ясная выверенная композиция, колорит работ всегда сдержан и рационален, часто используется красный цвет, который в сочетании с белым и чёрным придаёт его работам повышенный драматизм.
 
 В годы войны его эмоциональные плакаты пользовались невероятной популярностью и выходили огромными тиражами: «Под знаменем Ленина – вперёд на Запад!» (1941), «Отстоим Кавказ» (1942), «Клянусь победить врага!», «Знамя труда – знамя победы», «Все силы тыла на помощь фронту!», «За Родину-мать!», «Героям, салют Родины!», «Во имя Родины вперед, богатыри!» (1943), «Сталин ведет нас к победе!» (все –1943), «Мы заставим немецких преступников держать ответ за всех из злодеяния! И. Сталин» (1944), «Освободим Европу от цепей фашистского рабства!» (1945), «Все силы народа – делу полной победы над фашизмом!» (1945).
 
 В 1943 году вышла почтовая карточка с изображением плаката «Знамя труда – знамя победы!». Всемирную известность получил плакат 1941 года – «Родина-мать зовёт!». Ираклий Тоидзе придумал его, когда в мастерскую вбежала жена со словами: «Война началась!». Уже через несколько минут художник сделал первый набросок.
 
 Спустя неделю после начала войны появился этот знаменитый плакат, изданный миллионными тиражами на всех языках народов СССР. В нём художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны.
 Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Понедельник, 14 Апреля 2025, 09:01:25 | Сообщение # 354 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | Виктор Борисов-Мусатов русский живописец
 
 14 апреля 1870
 155 лет назад
 —
 8 ноября 1905
 120 лет назад
 
 
 Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове (2) 14 апреля 1870 года. Родители будущего художника были выходцами из бывших крепостных, которые смогли стать мещанами.
 
 В детстве с Виктором случился несчастный случай: он упал со скамейки и повредил позвоночник, вследствие чего у него начал появляться горб. Несмотря на такой недостаток внешности, Виктор не утратил интереса к жизни, а только стал более мечтательным.
 
 «Автопортрет с сестрой» (1898, Русский музей, Санкт-Петербург, Общественное достояние)
 
  
 С шести лет он начал рисовать, а уже в 11 лет учился в художественном классе при саратовском Радищевском музее. В училище у мальчика появилось много друзей. Первым настоящим учителем для Виктора стал преподаватель училища Василий Коновалов. Его первой профессиональной работой стала картина «Окно», которая сохранилась и сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.
 
 В 16 лет Виктор уезжает в Москву и поступает в школу живописи и ваяния. Продолжает учебу в Петербурге, его учителем становится Павел Чистяков. Еще в Москве Виктор знакомится с будущей женой – Еленой Александровой, они поженились в 1903 году, а декабре 1904 года у них родилась дочь.
 
 В 1898 году Виктор уезжает в Париж, где учится у Ф. Кормона. Вернувшись, создает картину «Автопортрет с сестрой», которая выявила склонность художника к декоративизму.
 
 За всю жизнь художник создал 77 картин.
 
 Умер Виктор Борисов-Мусатов в возрасте 35 лет (26 октября) 8 ноября 1905 года в Тарусе и похоронен на берегу Оки, как того желал сам.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Суббота, 26 Апреля 2025, 12:48:50 | Сообщение # 355 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | Борис Неменский родился в 1922 году в Москве. 
 Борис Неменский – художник-фронтовик, он участвовал в Великой Отечественной войне в составе Студии военных художников имени М.Б. Грекова, чьей главной задачей была документация военных событий.
 
 — картина Б.М. Неменского «Машенька» (1956, Пермская государственная художественная галерея);
 
  
 Его героями становятся отдыхающие между атаками бойцы, раненые солдаты, медицинские сестры. В медсанбатах служили и профессиональные медики, и совсем юные девушки, которые первыми приходили на помощь раненым, на себе вытаскивая их из-под огня и выхаживая в госпиталях.
 
 «Машенька» Неменского – одна из таких девочек-сестричек, изображенная в момент отдыха между долгими и тяжелыми дежурствами. В лирическом образе хрупкой и усталой девушки воплотилась благодарность двадцатилетнего художника и его боевых товарищей ко всем «сестричкам», сверстницам в белых халатах, любой ценой спасавших жизни бойцов.
 
 
  
 «Земля опаленная»
 
  
 Композиция, поделившая изображение на две части, помогает воплощению первоначальной задачи Неменского: главной героиней, безусловно, является Русская земля, на нее в первую очередь обращает внимание зритель: «Эта картина о земле, созданной для пашни, радости и труда, и о войне, превращающей ее в адское подобие чужой, мертвой, непригодной для жизни планеты, в зону пустыни…»
 
 
   
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Пятница, 02 Мая 2025, 10:02:06 | Сообщение # 356 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | Иван Айвазовский русский живописец-маринист
 
 29 июля 1817
 208 лет назад
 —
 2 мая 1900
 125 лет назад
 
 
 Сын мелкого армянского коммерсанта из Крыма за свою жизнь написал 6000 картин. Популярность художника была велика, и он разбогател на продаже своих картин. На вырученные таким образом деньги он построил морской порт в родной Феодосии и провел железную дорогу. Художник был избран членом пяти академий художеств: Петербургской, Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской.
 
 
  
  
  
  
  
  
  
  
 Художник писал в основном морские пейзажи. Одной из самых известных его картин является «Девятый вал», написанная Айвазовским в 1850 году. Он также посвятил многие свои работы подвигам русских моряков – «Чесменский бой», «Наваринский бой» (1848) и др.
 
 
  
  
  
 В 1847 году Айвазовский стал профессором Петербургской Академии художеств, состоял он также в нескольких европейских академиях.
 
 С 1845 года художник жил в Феодосии, где основал школу искусств и галерею, которую впоследствии завещал Феодосии. Именно в Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского полнее всего представлено творчество великого художника.
 
 Айвазовский оставил след в истории и как меценат. Популярность художника принесла ему солидный капитал, и он щедро использовал его на благотворительные цели.
 
 На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
 
 Умер Иван Константинович Айвазовский в Феодосии (19 апреля) 2 мая 1900 года.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Понедельник, 26 Мая 2025, 03:11:44 | Сообщение # 357 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 24 мая 1830 года в Замоскворечье, родился будущий художник Алексей Саврасов 
 24 мая 1830 года в Замоскворечье, в семье торговца и мещанина родился будущий художник Алексей Саврасов.
 
 По мыслям отца, Леша должен был стать продолжателем его торгового дела. Но Алексей Саврасов пошёл по другому пути. С малых лет он рисовал. Любой листок бумаги становился холстом. Родители не поощряли, а бабушка хвалила. Однажды он принёс показать свои рисунки на рынок, торговцы высоко оценили талантливые работы, и они разошлись как горячие пирожки. Мальчика просили принести ещё.
 
 В судьбу талантливого подростка вмешался господин случай. Он познакомился с А. Воробьёвым, который посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и эта встреча изменила его жизнь. Несмотря на семейные скандалы, протесты отца, четырнадцатилетний Саврасов поступает в училище. И, что примечательно, деньги для учёбы Алексей зарабатывает сам, продавая свои рисунки тем же торговцам на Никольском рынке, а те в свою очередь продавали их с наценкой.
 
 
   
 
  
 
  
 «Грачи прилетели»
 
 В начале 60-х годов художник путешествует за границей. Он посетил всемирную выставку в Лондоне, затем поехал через Францию, Швейцарию, Германию. По возвращении в Россию Алексей Кондратьевич вместе с известным живописцем Василием Владимировичем Пукирёвым работал над учебником рисования, куда вошли его русские пейзажи. Новые картины Саврасова вызывают восхищение у зрителей: в 1867 году он пишет «Сельский вид», в 1869-м – «Лосиный остров в Сокольниках».
 
 
    
 В 1871 году Саврасов пишет свою самую известную картину «Грачи прилетели». Картина родилась от впечатлений, полученных на Волге. В Костромской губернии, в селе Молвитино он написал несколько этюдов, которые позднее закончил картиной в своей мастерской. Полотно «Грачи прилетели» стало громким событием для ценителей искусства.
 
 
  
 «Грачи прилетели», 1871 год. Из собрания Третьяковской галереи
 
 
  
  
 С картиной зрители смогли познакомиться на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок, в состав учредителей которого входил и Саврасов. Эту картину купил Павел Третьяков за большую по тем временам сумму в 600 рублей.
 
 8 октября 1897 года он умер в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Замечательный мастер скончался, но остались его ученики, среди которых были Михаил Нестеров, Константин Коровин, всегда с теплотой вспоминавшие своего учителя.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Четверг, 29 Мая 2025, 23:28:34 | Сообщение # 358 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 29 мая 1910 115 лет назад родился Александр Иванович ЛАКТИОНОВ
 (1910 — 14.3.1972),
 народный художник РСФСР.
 
 Советский живописец и график, педагог, профессор.
 
 Академик АХ СССР (1958; член-корреспондент 1949). Народный художник РСФСР (1969). Лауреат Сталинской премии первой степени (1948) и Государственной премии РСФСР имени Репина (1971).
 
 Увидев репродукции некоторых знакомых картин, наша память неожиданно возвращает нас в прошлое. Полотно Александра Лактионова «Письмо с фронта», ставшее визитной карточкой художника - яркое тому подтверждение. Многие из нас в школьные годы писали сочинения об этой картине.
 
 «Письмо с фронта»
 
 У этого полотна очень необычная история. В годы отечественной войны Академия художеств, в которой в то время преподавал Лактионов, была эвакуирована в Самарканд. Однако художник к средине войны перебрался в Загорск, где ему пришлось изо дня в день наблюдать за жизнью небольшого провинциального городка, жители которого жили в постоянном ожидании весточек от воевавших мужей, братьев и отцов.
 
 В голове у живописца зародилась идея будущей картины. Художник четко осознавал, что сюжет и композиция должны быть завязаны на весточке с фронта, однако никак не мог придумать, как лучше это раскрыть на холсте.
 
 
  
 
  
 Проблема решилась сама собой, когда летним солнечным днем 1943 года художник повстречал раненного солдата, несшего письмо сослуживца его семье.
 
 Солдат, опираясь на палку, с плащ-палаткой через плечо, увидев Лактионова, подошел и попросил помочь найти нужный ему адрес. Художник тут же предложил его провести. По дороге завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга весточку.
 
 Лактионов привел бойца к нужному дому и увидел, как того сразу же обступили родные друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже словечко. Замысел картины тут же сформировался в образы и сюжет.
 
 Художник немедля принялся за работу. На написание картины ушло около двух лет, так как работал над ней живописец лишь в солнечные погожие деньки, что бы как можно реальнее передать свет и тень.
 
 
  \ 
 
  
 Александр Иванович Лактионов умер от болезни сердца в Москве 15 марта 1972 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Воскресенье, 15 Июня 2025, 18:13:45 | Сообщение # 359 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 1479 Лиза ГЕРАРДИНИ /Lisa GHERARDINI, Lisa del GIOCONDO/
 (1479 — 15.7.1542),
 знатная флорентийка, в 14 лет вышедшая замуж торговца шелком Франческо ди БАРТОЛОМЕО ди ДЗАНОБИ дель ДЖОКОНДО. Считают, что именно она изображена на знаменитом портрете кисти Леонардо да ВИНЧИ.
 
 
  
 
   
 
   
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Воскресенье, 22 Июня 2025, 17:13:21 | Сообщение # 360 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 22 июня 1941 года - одна из самых трагических дат в истории России - начало Великой Отечественной войны 
 День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны
 
 Двадцать второе июня 1941 года - одна из самых печальных дат в нашей истории, начало Великой Отечественной войны. Этот день напоминает нам о всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг по защите Родины.
 
 Отдавая дань памяти жертвам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также жертвам всех войн за свободу и независимость нашего Отечества, постановляю:
 
 
  
  
  
  
  
  
  
 
  
  
 
  
  
  
 
  
  
 
   
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Воскресенье, 22 Июня 2025, 22:27:18 | Сообщение # 361 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | Цитата Sokol (  )  22 июня 1941 года - одна из самых трагических дат в истории России - начало Великой Отечественной войны
 Художники-участники Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
 Художники — Победе. А.А. Дейнека (1899–1969), Г.М. Коржев (1925–2012), Е.Е. Моисеенко (1916–1988), Г.Н. Москалёв (1925–2011), В.И. Переяславец (1918–2018)
 
 Великая Отечественная война стала одной из самых освещаемых тем в изобразительном искусстве. На марках данного выпуска представлены произведения А.А. Дейнеки, Г.М. Коржева, Е.Е. Моисеенко, Г.Н. Москалёва и В.И. Переяславца.
 
 
  
  Александр Александрович Дейнека (1899–1969) — русский советский живописец, монументалист, график, скульптор, педагог. В годы Великой Отечественной войны выполнял политические плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС», выезжал на фронт. Некоторые известные работы: «Мать», «Будущие лётчики», «Оборона Севастополя», «Сбитый ас» и др.
 
 На почтовой марке изображён портрет художника А.А. Дейнеки на фоне картины «На корабле».
 
 Гелий Михайлович Коржев (1925–2012) — советский и российский художник-живописец, педагог. Академик АХ СССР (1970; член-корреспондент с 1962 года). Народный художник СССР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1966). В период войны учился в Московской средней художественной школе. После, с 1944 по 1950 год, — в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Творчество Г.М. Коржева обращено к суровым гражданским темам, в картинах отражена судьба послевоенного поколения. Некоторые известные работы: «Влюблённые», «Заслон», «Облака 1945 года», «Стакан молока» и др.
 
 На почтовой марке изображён портрет художника Г.М. Коржева на фоне картины «Проводы».
 
 
  Евсей Евсеевич Моисеенко (1916–1988) — советский живописец, педагог. Академик АХ СССР (1973; член-корреспондент с 1962 года). Герой Социалистического Труда (1986). Основной темой его творчества была война: страдание, высота человеческого духа, трагические потери и счастье Победы. Некоторые известные работы: «Партизаны», серия «Этого забыть нельзя», «Матери, сёстры», «Вестники», «Победа», «Ветераны», «Песня» и др.
 
 На почтовой марке изображён портрет художника Е.Е. Моисеенко на фоне картины «Победа» из цикла «Годы боевые».
 
 Георгий Николаевич Москалёв (1925–2011) — советский и российский график, иллюстратор. Герой Советского Союза (1945). Заслуженный художник РСФСР (1982). Народный художник Бурятской АССР (1975). Член Союза художников СССР с 1957 года. В 1970-е годы работал как художник-график, главной темой избрал Великую Отечественную войну. Некоторые известные работы: «Битва за Дунай», «Прорыв», «Рассвет», «Один на один» и др.
 
 На почтовой марке изображён портрет художника Г.Н. Москалёва на фоне картины «Один на один».
 
 Владимир Иванович Переяславец (1918–2018) — советский и российский живописец, педагог, художник Студии военных художников им. М.Б. Грекова (1950). Академик РАХ (2002; член-корреспондент с 1995 года). Народный художник РСФСР (1980). Подполковник ВС СССР в отставке. Член Союза художников СССР (1957). Работал в жанре станковой картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Некоторые известные работы: «Потомки Пушкина — участники Великой Отечественной войны», «Три поколения русских моряков», «Юность нашего неба», «Налетался», «50 лет спустя. День Победы» и др.
 
 На почтовой марке изображён портрет художника В.И. Переяславца на фоне картины «Воздушный бой».
 
 
   
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Вторник, 01 Июля 2025, 13:55:21 | Сообщение # 362 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 1 июля 1889 года, родилась Вера Игнатьевна Мухина - великий советский скульптор! 
 1 июля (н. ст.) 1889 года родилась Вера Игнатьевна Мухина, советский скульптор-монументалист, лауреат пяти Сталинских премий, наиболее известная в качестве автора монумента «Рабочий и колхозница».
 
 Скульптура – чудо. Все совершается как в Библии. Сначала было Слово. Замысел. Потом глина. Из нее вылеплен человек.
 
 В. И. Мухина
 
 Лицо
 
 Вера Мухина появилась на свет в Риге в купеческой семье. Она вспоминала, что художественные наклонности унаследовала от отца, который в молодости любил копировать картины Айвазовского, с чего начинала она и сама.
 Отец оценил творчество дочери и нанял для нее учителя. В рождественские каникулы 1912 года, когда Мухина каталась на санях в гостях в имении дяди в Смоленске, она врезалась в дерево и сильно повредила лицо.
 
 Последовали семь операций в течение полугода. Словно вылепленное заново врачами, лицо, пусть и походившее на мужское, открыло художнице ее истинное предназначение: отныне она думала только о скульптуре.
 
 
   
 
   
 Любовь и война
 
 После учебы в художественной академии в Париже в 1912–1914 годах Вера вернулась в Москву и с несколькими друзьями-художниками сняла мастерскую в Крестовоздвиженском переулке.
 
 С началом Первой мировой войны Мухина стала работать в военном госпитале, в 1918 году вышла замуж за военного врача, бывшего главного хирурга Брусиловского фронта, Алексея Замкова.
 Времена тогда настали тяжелые, шла Гражданская война. Мухина бралась за любую работу: выставки, обложки журналов, декор театральных костюмов, этикетки для консервов.
 
 В 1920-е годы Замкова сослали в Воронеж, супруга последовала за ним, между тем у них уже был маленький сын.
 
 
  
  
  
  
 Мастер
 
 Для международного конкурса в Париже Мухина готовила проект на даче в Абрамцево, где она любила работать.
 В 1937 году всем известная величественная скульптура «Рабочий и колхозница» засияла посреди Парижа.
 После закрытия выставки ее перевезли в Москву, а французы неоднократно хотели скульптуру выкупить.
 
 Мухина обладала незаурядным талантом скульптора, но ее способности были востребованы в куда меньшей степени, чем могло бы быть.
 Примерно 20 ее проектов остались нереализованными. Дело было в исключительной честности и бескомпромиссности Мухиной.
 
 Последним творением мастера стал памятник Чайковскому у входа в Московскую консерваторию, который живьем она так и не увидела, но обязательно просила в своем завещании установить его. Веры Игнатьевны не стало 6 октября 1953 года.
 
 
  
  
  
   
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Четверг, 10 Июля 2025, 15:29:58 | Сообщение # 363 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 1874 Сергей Тимофеевич КОНЁНКОВ
 (1874 — 9.10.1971),
 скульптор.
 
 Сергей Тимофеевич Конёнков (1874–1971) — скульптор, график, педагог, академик АХ СССР (1954), народный художник СССР (1958).
 
 Творчество автора характеризуется многогранностью, новаторством художественных решений, эмоциональной силой выразительных образов, несущих философский подтекст. С.Т. Конёнков создал множество деревянных персонажей славянских сказок, каменных изваяний выдающихся деятелей, одним из первых представил обнажённые женские образы.
 
 
   
 На марке изображена скульптура «Магнолия» (1930-е), на полях блока — портрет С.Т. Конёнкова на фоне интерьера Мемориального музея «Творческая мастерская С.Т. Конёнкова» МВО РАХ.
 
 
  
 
  
 Произведения мастера, выполненные в разных материалах — дереве, мраморе, бронзе, — хранятся в галереях и частных коллекциях России и за рубежом. В 1974 году в Москве открыт Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Конёнкова» Российской академии художеств. Постоянная экспозиция является на сегодняшний день самым крупным и значительным собранием работ, наиболее полно представляющим все этапы творческой биографии классика русской скульптуры. Большую ценность представляет обширная библиотека, фонд фотографий, записные книжки, рукописи статей и книг.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Воскресенье, 13 Июля 2025, 10:11:31 | Сообщение # 364 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 13 июля 1869 г. родился 
 Сергей Арсеньевич ВИНОГРАДОВ
 (1869 — 5.2.1938, Рига),
 художник-пейзажист, один из основателей Союза русских художников.
 
 Сергей Арсеньевич Виноградов (1869 - 1938) был одной из ключевых фигур русского искусства на рубеже XIX - XX веков.
 
 Сын священника Костромской губернии, он стал действительным членом Академии художеств, известным художником — графиком и живописцем, преподавателем, членом "Товарищества передвижных художественных выставок", объединения "Мир искусства", а также одним из основателей "Союза русских художников".
 
 
  
 На почтовой марке изображена картина С.А. Виноградова «В доме» (1914, Саратовский музей имени А.Н. Радищева), на полях почтового блока: картины «Автопортрет» (1922, ГТГ), «В доме», фрагмент (1910, Калужский музей изобразительных искусств) и логотип Российской академии художеств.
 
 
  
  
  «В доме» (1910, Калужский музей изобразительных искусств)
 
 В раннем творчестве создавал жанровые картины на темы жизни деревни и русской провинции, близкие передвижнической традиции, особое внимание уделял передаче эффектов освещения. В 1900-х гг. сосредоточился на пейзаже, писал в абсолютно импрессионистическом духе, с непосредственностью пленэрного восприятия натуры, в свободной живописной манере. В 1910-х гг. увлёкся темой старинных русских усадеб, запечатлевая в своих картинах парки и интерьеры, проникнутые тонким лиризмом и элегичностью.
 
 Центральное место в творчестве С.А. Виноградова занимает тема жизни в гармонии и полном слиянии с природой. Полотна художника наполнены светом, воздухом и пропитаны солнцем. Самые известные произведения — «Обед работников» (1890), «Северная деревня» (1902), «В усадьбе осенью» (1907), «Южная ночь» (1915), «Барышня в сарафане» (1930), «В доме» (1914).
 
 Сергей Виноградов был одним из наиболее видных мастеров русской живописи рубежа XIX–XX столетий. Картины художника занимают достойное место в собраниях живописи Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Латвийского Национального художественного музея.
 
 ---------------------------------------------------------
 В декабре 1923 года, во время подготовки выставки русского искусства в Нью-Йорке 1924 года, оказался проездом в Риге, где жило много знакомых художников (Н. П. Богданов-Бельский, К. С. Высотский, Л. Либертс), тепло его принявших, и решил остаться в Латвии.
 
 С конца лета 1924 года жил в Риге (с 1925 года — со своей бывшей ученицей в Строгановском училище И. К. Войцеховской), с 1927 года — в имении Лобарж, близ Резекне; преподавал.
 
 Умер в Риге 5 февраля 1938 года. Похоронен на Покровском кладбище.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Среда, 16 Июля 2025, 11:37:24 | Сообщение # 365 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 16 июля 1723г. родился 
 Джошуа РЕЙНОЛЬДС
 
 (1723 — 23.2.1792),
 английский художник.
 
 — английский живописец и теоретик, один из ведущих британских художников XVIII века выдающийся портретист «большого стиля»
 
 
  
 «Амур развязывает пояс Венеры» на почтовой марке СССР № 5487. 1984 год. Серия «Шедевры Эрмитажа. Английская живопись»
 
 
  
 В первую опись картин Туалетной комнаты императрицы Марии Фёдоровны она внесена под названием «Уж в траве» и лишь впоследствии указывалась как «Девическая стыдливость».
 
 
   
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Пятница, 18 Июля 2025, 23:06:56 | Сообщение # 366 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 1927 г. день памяти. 
 Василий Дмитриевич ПОЛЕНОВ
 (1.6.1844, Петербург — 18.07.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области),
 живописец и музыкант.
 
 Музыка с детства занимала важное место в его жизни. Он пел в Академическом хоре, написал тепло принятую публикой оперу «Призраки Эллады, стоял во главе художественно-постановочной части Оперного театра Саввы МАМОНТОВА, возглавлял общедоступный Народный театр. Но все же для нас Поленов прежде всего художник. А глядя на этапную в его творческой биографии картину «Московский дворик», прекрасно понимаешь, что в жизни российской деревни мало что изменилось.
 
 
  
 Портрет В.Д. Поленова работы И.Е. Репина
 
 
  
 Почтовая марка СССР, 1952 год: «Московский дворик». 25 лет со дня смерти В. Д. Поленова (1844—1927).
 
 
  
  
 На почтовой марке изображена картина В.Д. Поленова «Заросший пруд» (1879, ГТГ), на полях почтового блока: портрет В.Д. Поленова работы И.Е. Репина (1877, ГТГ) на фоне интерьера Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова и логотип Российской академии художеств.
 
 
  
 В.Д. Поленов известен как автор разножанровых произведений. Он обращался к историко-религиозным темам — «Христос и грешница» (1886–1887), «На Тивериадском озере» (1888), «Среди учителей» (1896); в 1877 году создал серию этюдов кремлёвских соборов и дворцовых палат; в разное время делал театральные декорации.
 
 По его эскизам были построены церкви в Абрамцеве (в соавторстве с В.М. Васнецовым) и в Бехове под Тарусой (1906). Но наибольшую славу В.Д. Поленову принесли пейзажи: «Московский дворик» (1878), «Лето» (1879), «Заросший пруд» (1880), «Золотая осень» (1893), передающие поэтическое очарование уголков городской жизни и первозданной русской природы.
 
 
  
  
  
 
  
 
  
 
  
 Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово, на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Понедельник, 04 Августа 2025, 13:41:06 | Сообщение # 367 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 1757 г. 
 Владимир Лукич БОРОВИКОВСКИЙ
 (04.08.1757 — 18.4.1825),
 художник.
 
 Он вырос в Миргороде в казачьей семье, в которой иконопись издавна была семейным занятием. Эту традицию продолжил и Владимир.
 На его аллегорические картины обратила внимание ЕКАТЕРИНА II во время путешествия на юг России и предложила талантливому самоучке поступить в Академию художеств.
 
 Художник быстро встал вровень со своими учителями ЛАМПИ и ЛЕВИЦКИМ и сделался модным портретистом.
 
 Особую славу ему принесли женские портреты — пленительные и чарующие (знаменитый портрет Марии Лопухиной).
 
 
  
 
  
 
   
 
  
 
  
 Между тем занимался он портретами по необходимости, исполняя заказы, а гораздо более влекла его религиозная живопись.
 
 Горячий мистик, Боровиковский каждую свободную от заказов минуту посвящал религиозным картинам.
 По свидетельству его племянника, «приступая к какой-нибудь важной и серьезной работе, Боровиковский прежде всего отправлялся в церковь и слушал молебен.
 
 Приготовив холст или доску для иконы, он заставлял читать вслух Евангелие или житие святого, которого изобразить предположил, и, остановясь на каком-либо тексте или месте читаемого, прерывал чтение, набрасывая рисунок, и затем давал своей идее дальнейшее осуществление».
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Среда, 06 Августа 2025, 12:40:50 | Сообщение # 368 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 6 августа 1502 года Московский иконописец Дионисий с сыновьями начал работу над фресками церкви "Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря" 
 6.08.1502 - Московский иконописец Дионисий со своими сыновьями Владимиром и Феодосием приступил к работе над фресками церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря под Кирилловым (Вологодская область).
 
 Это единственное место в России, где полностью сохранилась уникальная настенная роспись Дионисия, которую считают его главным и самым значительным произведением.
 
 
  
 На блоке изображены ансамбль Ферапонтова монастыря и икона «Святитель Николай Мирликийский» из музея Дионисия.
 
 
 
  
  
  
 «Месяца августа в 6 день начата бысть подписывати церковь, а кончена месяца сентября 8, а писцы Деонисие иконник с своими чады». 6 августа 1502 года Дионисий начал расписывать Рождественский собор в Ферапонтовом монастыре и за 34 дня создал объект Всемирного наследия...
 
 Ферапонтов монастырь, расположенный на территории Кирилловского района Вологодской области, уникален по красоте, подлинности и согласованности архитектурных решений разных столетий.
 
 Это единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи. Здесь, в соборе Рождества Богородицы, собрана полная коллекция фресковой живописи прославленного древнерусского иконописца Дионисия, созданная им в 1502 году и дошедшая до наших дней.
 
 Ансамбль Ферапонтова монастыря относится к памятникам истории и культуры федерального значения.
 
 Указом Президента РФ он включен в Свод особо ценных объектов народов Российской Федерации, а сессией ЮНЕСКО занесен в список Всемирного культурного наследия.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Четверг, 14 Августа 2025, 18:02:57 | Сообщение # 369 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 1939 г. День памяти 
 Исаак Израилевич БРОДСКИЙ
 (06.01.1884 — 14.08.1939),
 живописец, график.
 
 
  
  
  
  
  «Расстрел 26 бакинских комиссаров».
 
 В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с Бродским в 1926 году так отметил стиль работы художника:
 
 17 февраля «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно!
 
 Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин.
 
 Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи.
 
 Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.
 
 Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина.
 Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. …
 
 Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий.
 Бюсты Репина, портреты Репина и проч.
 
 И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица.»
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Суббота, 16 Августа 2025, 13:24:12 | Сообщение # 370 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 1876 г. Иван Яковлевич БИЛИБИН
 (16.08.1876 — 7.2.1942),
 художник-график, создавший красочные иллюстрации к русским народным сказкам и произведениям А. С. ПУШКИНА.
 
 При упоминании имени этого художника в памяти сразу же возникают иллюстрации к сказочным произведениям, выполненные в уникальном, «билибинском» стиле.
 
 Однако работа с фольклором – лишь часть богатого наследия этого выдающегося художника. Так, именно Иваном Билибиным был создан официальный символ Российской империи, использовавшийся в период с 21 марта 1917 года до 10 июля 1918 года.
 
 
  Весной 1917 года в России появился новый государственный символ – двуглавый орел без императорских регалий.
 
 Его эскиз разработал знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин.
 
 Рисунок государственной печати с новым орлом был опубликован в апреле 1917 года в «Собрании узаконений и распоряжений Правительства». Затем «билибинский» орел появился и на новых денежных знаках.
 
 
  Иван Билибин. «Райская птица Сирин» (1905)
 
 Си́рин — в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Считается, что Сирин представляет собой славянский образ греческих сирен.
 
 Голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё располагается нимб.
 
 
  
 Иван Билибин (Портрет работы Б.М. Кустодиева, 1901, Русский музей, Санкт-Петербург
 
 
  «Райская птица Сирин» — рисунок Ивана Билибина, созданный в 1905 году.
 
 
 
  
  
  
  
  
  
  
 С приходом новой власти в родной стране, Иван Билибин в середине 1930-х создал монументальное панно «Микула Селянинович». Оно украсило советское посольство в Париже. Постепенно Билибин все чаще задумывается о том, чтобы вернуться в Петербург, который к тому времени уже был переименован в Ленинград. Возвратившись в Россию в 1937 году, художник практически до кончины продолжал трудиться, работая во Всероссийской Академии художеств и театрах.
 
 Скончался выдающийся русский художник Иван Яковлевич Билибин 7 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде, был похоронен в братской могиле профессоров Академии, устроенной в те трагические годы около Смоленского кладбища.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Пятница, 29 Августа 2025, 13:03:31 | Сообщение # 371 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 1780 245 лет назад 
 Жан Огюст Доминик ЭНГР
 
 (29.08.1780 — 14.1.1867),
 французский художник.
 
 — французский художник: живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797—1801 годах учился в мастерской живописца Жака-Луи Давида.
 
 
  
 Почтовая марка СССР, 1980 год. 200 лет со дня рождения
 
 
  
  
  Жан Огюст Доминик Энгр - Источник. 1820—1856, музей Орсе
 
 Обнажённая, босая девушка с кувшином, из которого льётся вода, безусловно представляет собой аллегорическое изображение источника жизни, или «Фонтана молодости».
 
 Велико оказалось воздействие Энгра на развитие французского искусства следующих поколений, начиная с Дега, который в своих ранних работах очень близок ему.
 По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра».
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Суббота, 30 Августа 2025, 13:17:24 | Сообщение # 372 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 30.08.1860 165 лет назад родился Исаак Ильич ЛЕВИТАН
 
 (1860, посад Кибарты близ станции Вержболово (ныне литовский город Вирбалис) Августовской губернии — 4.8.1900, Москва),
 художник.
 
 Левитан не дожил и до 40 лет. Перед смертью он приказал старшему брату Адольфу сжечь все документы и письма, присланные ему за многие годы. В огонь полетело более ста писем его друга — писателя Антона ЧЕХОВА, переписка с коллегами, меценатами, любимыми и родными.
 
 Брат пережил художника на 33 года, на все обращения отвечал отказом, воспоминаний не оставил, а сестре Чехова прислал единственную записку Левитана, найденную после его смерти, в которой было сказано: «Письма все сжечь, не читая по моей смерти. Левитан».
 
 При такой скудости материалов понятно, почему только сравнительно недавно удалось уточнить дату рождения художника, которого раньше считали на год моложе.
 
 
  
  
  
  
 
  
  
 Вержболово — это пограничная станция, на другой стороне — уже Пруссия. Семья часто меняла место жительства, но жизнь лучше не становилась. Когда будущему художнику было 9 лет, перебрались в Москву в надежде на уроки отца, учителя иностранных языков.
 
 Братьев, едва они подросли, отдали в Училище живописи, ваяния и зодчества. Тяжелые времена настали с внезапной кончиной матери, не прошло и двух лет, как тиф унес отца. Не стало ни семьи, ни крова.
 Когда не внесшего плату за обучение подростка собрались исключать, необходимые деньги собрали товарищи по классу.
 
 Усердие и несомненный талант стали причиной решения совета преподавателей на три года освободить Левитана от платы за учение. Ночевать все равно приходилось где придется. Если не попадался ночному сторожу, прозванному Нечистая сила, устраивался в мастерских училища.
 
 
  
  
  
 Натурный класс, в котором учился Левитан, вел Василий ПЕРОВ. Прославленный портретист, автор таких полотен, как «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Охотники на привале», научил Левитана видеть жизнь без прикрас, находить в серых буднях красоту чувств.
 
 Решающим для Левитана–ученика стал момент, когда рядом с ним остановился Алексей САВРАСОВ, автор знаменитой картины «Грачи прилетели», и пригласил перейти в его мастерскую.
 
 Он не ругал за пропуски занятий: «Это ничего, что не ходит, он там думает» — и сразу разрешил писать картины.
 Критика впервые обратила внимание на юного художника, которому не было и 17, когда вместе с очередной Передвижной выставкой была организована ученическая. Когда давно приглядывавшийся к студенту Павел ТРЕТЬЯКОВ приобрел для своей галереи его картину «Осенний день. Сокольники», все деньги ушли на лечение сестры Терезы, которую Исаак сумел спасти от чахотки.
 
 Умер Перов, спился Саврасов. Пришедший им на смену Василий ПОЛЕНОВ открыл Левитану гармонию мира красок. Курс наук был завершен, но тут последовал удар: совет училища не принял дипломной работы художника, ему выдали диплом учителя чистописания и только несколько лет спустя — диплом «внеклассного художника».
 
 
  
  
  
  
 Впереди дружба с Чеховым, неудачное сватовство к сестре писателя Маше, две попытки самоубийства (характер художника был нелегким, переходы от радости к отчаянью были ему свойственны смолоду) и слава, пришедшая не в одночасье, но навсегда.
 
 Волжские просторы, дорога, такое разное небо полотен «После дождя. Плес», «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Владимирка», «У омута», «Над вечным покоем», «Март», «Золотая осень» стали откровением и оказали влияние не на одно поколение живописцев.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Четверг, 11 Сентября 2025, 01:06:24 | Сообщение # 373 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | Константин Коровин русский живописец и театральный художник
 
 5 декабря 1861
 164 года назад
 —
 11 сентября 1939
 86 лет назад
 
 Константин Алексеевич Коровин родился в Москве (23 ноября) 5 декабря 1861 года в состоятельной старообрядческой купеческой семье. Его отец Алексей Михайлович окончил университет, а мать Аполлинария Ивановна происходила из рода дворян Волковых.
 
 В четырнадцать лет Константин Алексеевич поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения перешел на отделение живописи. Учился у Алексея Кондратьевича Саврасова.
 
 
  
  
  
  
  
  
  
  
 «Москворецкий мост» (1914, Государственный исторический музей, Москва,
 
 
  
 
  
 Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.
 
 В 1888 и 1894 годах Коровин совершает путешествие на север вместе с другом Валентином Серовым. В этот период появляются такие его работы, как «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенеге», «Гаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег».
 
 Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж — городские пейзажи были созданы явно под сильным влиянием французских импрессионистов, а еще — Крым, где в Гурзуфе художник построил по своему проекту дачу, на которой подолгу жил на протяжении 1910—1917 годов.
 
 С 1901 года Константин Алексеевич преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Во время Первой мировой войны Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.
 
 После октябрьской революции 1917 года в России Коровин активно занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных, продолжает также сотрудничать с театром. В 1923 году художник выехал за границу и поселился во Франции.
 
 Константин Алексеевич Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года.
 
 Большое количество работ художника хранится в Русском музее.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Понедельник, 29 Сентября 2025, 17:28:49 | Сообщение # 374 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 29.09.1518 г. родился 
 Якопо ТИНТОРЕТТО /РОБУСТИ/
 
 (1518 — 31.5.1594),
 итальянский художник.
 
 Он был сыном красильщика шелка, отсюда и его прозвище («тинторетто» — «маленький красильщик»).
 Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своих живописных опытов на стене дома. Мальчик старался бывать повсюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали, и с удовольствием помогал мастерам.
 
 В полуремесленной среде фасадных живописцев и декораторов стали складываться художественные приемы Тинторетто. Все биографы художника отмечают его скромный быт и крайнее бескорыстие.
 
 
  Автопортрет, около 1588 года Лувр, Париж.
 
 Известно, что он неоднократно предлагал свои услуги государству и церкви с единственным условием — оплатить холсты и краски.
 За острый ум, высокие моральные качества и открытый нрав Тинторетто очень любили музыканты, ученые и государственные деятели.
 
 Кроме того, живописец прекрасно играл на различных инструментах и устраивал всякого рода музыкальные спектакли.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Пятница, 17 Октября 2025, 17:04:41 | Сообщение # 375 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 1836 г. День памяти 
 Орест Адамович КИПРЕНСКИЙ
 (24.3.1782 — 1836, Рим),
 художник.
 
 Художник был внебрачным сыном крепостной крестьянки, и ему была дана фамилия Кипренский по имени богини острова Кипр Киприды, которую позже отождествили с Афродитой. Получив вольную, Орест был определен в воспитательное училище при петербургской Академии художеств, в которой проучился 15 лет, а по ее окончании (в 1803 году) состоял при ней 6 лет пенсионером (не путайте с современным значением слова).
 
 
  На марке – автопортрет художника 1828
 
 
  
 
  Одной из самых очаровательных картин Ореста Кипренского можно назвать, конечно же, «Бедную Лизу» (1827 г., ГТГ) – иллюстрацию к известной одноименной повести Н.М. Карамзина: «Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?...
 До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».
 
 
  Марка СССР, 1982.
 Давыдов, Евграф Владимирович — русский генерал-майор из рода Давыдовых, шеф Лубенского гусарского полка, участник наполеоновских войн.
 
 
  Орест Кипренский
 Портрет А. С. Пушкина. 1827
 В 1827 году Кипренским по заказу Антона Дельвига был выполнен портрет Пушкина
 
 
 
  
 В 1805 году он написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», за которую получил золотую медаль 1-й степени. Но подлинное признание к мастеру пришло как к художнику-портретисту. Им выполнен целый ряд женских, детских портретов, нарисованы портреты героев войны 1812 года, поэтов (среди них и знаменитый портрет А. С. Пушкина).
 
 В 1816 году Кипренский уехал в Италию, и его слава распространилась за пределы России. На несколько лет он вернулся на родину, но с наступлением николаевской реакции после разгрома восстания декабристов вновь уехал в Италию, где и прожил до конца жизни.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Среда, 22 Октября 2025, 12:25:06 | Сообщение # 376 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 22.10.1869 г. родился 
 Филипп Андреевич МАЛЯВИН
 (1869 — 23.12.1940),
 художник.
 
 Русский живописец и график, один из лидеров круга так называемых «русских импрессионистов», яркая художественная личность времён Серебряного века, в последующем — эмигрант первой волны.
 Академик Императорской Академии художеств (с 1907). Член общества «Мир искусства» и «Союза русских художников».
 
 
  
 Блок «150 лет со дня рождения Ф. А. Малявина (1869—1940), художника».
 
  
  
 
  
  
  
  
  Бабы (1905)
 
 Анна Остроумова-Лебедева вспоминала
 
 Я держала вместе с ним экзамен в академию. Во время работы моё внимание было зацеплено странной фигурой. Юноша в какой-то необычной одежде. Похоже на монашеский подрясник. На голове шапочка в виде скуфейки, низко надвинутая на глаза. Из-под неё висели длинные волосы до плеч. Лицо плоское, скуластое, корявое. Брови опущены к вискам. Светлые, небольшие глаза.
 Лицо монашка, книгоноши. Простецкое лицо.
 Второй раз я увидела его в классах академии. Я рисовала недалеко от него.
 Перед началом занятий он, ни с кем не здороваясь, с опущенными глазами, прошёл к своему месту и тихонько стал развёртывать свой рисунок. Потом, оглянувшись кругом, он торопливо перекрестился, что-то боромоча про себя, перекрестил рисунок и принялся за работу.
 
 ---------------------------------------------
 
 …Малявин страшно одарённой человек. Без образования, из крестьянской среды и выросший впоследствии среди беспутных монахов Афона. Он остался, несмотря на это, таким свежим, чистым, непосредственным. Как в нём сильны такт и врождённое чувство ко всему прекрасному! Здесь он проявляет себя тонким и глубоким наблюдателем и психологом.
 
 Вторая мировая война застала Малявина в Брюсселе, где он был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен и с трудом добрался до Ниццы, где и закончил свои дни; он был похоронен на Русском кладбище Кокад
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Суббота, 25 Октября 2025, 11:14:14 | Сообщение # 377 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 25.10.1881 г. родился Пабло ПИКАССО
 
 (1881 — 8.4.1973),
 испанский художник.
 
 В творчестве художника различают «голубой» и «розовый» периоды, он создал новое художественное течение — кубизм, работал во всех авангардных жанрах, не утрачивая в то же время выразительности образов и ясности мысли.
 
 
  
  Когда Германия оккупировала Францию — страну, ставшую его второй родиной, Пикассо участвовал в Движении Сопротивления, а в годы «холодной» войны он нарисовал свой самый знаменитый образ — Голубя мира, которой стал эмблемой Движения сторонников мира.
 
 
  Когда на родине к власти пришли фашисты, художник отказался возвращаться домой и написал знаменитую «Гернику» — картину-реквием по тем жертвам, счет которым открыл маленький испанский городок, уничтоженный гитлеровской авиацией.
 
 
  Девочка на шаре 1905 г.
 Почтовая марка СССР 1971 года
 
 Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе.
 
 Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола.
 
 Уже стариком попав на выставку детского рисунка, он сказал: «В их возрасте я рисовал, как Рафаэль, но мне потребовалась вся жизнь, чтобы я смог писать, как ребенок». В честь 90-летия ему, первому из живущих, была предоставлена честь выставить 8 своих полотен в знаменитом парижском Лувре.
 
 Когда готовилась эта выставка, мастер просил поднести его работы к произведениям великих предшественников и, сравнивая, что-то шептал про себя, но произнесенного тогда им нам никогда не узнать.
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  | 
| 
| Sokol | Дата: Понедельник, 27 Октября 2025, 14:42:14 | Сообщение # 378 |  |     Группа: Модератор Сообщений: 26090 Статус: Отсутствует | 26 октября 1842 года родился Василий Васильевич Верещагин 
 1842 - Василий Васильевич Верещагин (1842 - 13.04.1904), русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. («Апофеоз войны», «Двери Тамерлана», «Побеждённые»). Верещагин неустанно колесил по свету. Европа, Индия, Ближний Восток, центральная Россия, США, Крым, Филиппины, Куба - из каждого путешествия привозится множество работ. Из-под кисти Верещагина выходили новые замечательные картины, он стал записным литератором, издав несколько книг, публиковал статьи по теории искусства.
 
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 По всему миру устраивались персональные выставки Верещагина, всякий раз получавшие широкий общественный резонанс. Погиб Василий Васильевич Верещагин, находясь на флагманском броненосце «Петропавловск», когда тот напоролся на японские мины.Буквально за несколько минут до катастрофы очевидцы видели, как Верещагин что-то зарисовывал в своем рабочем блокноте
 
 ---------------------------------------------------------------------------------
 
 Есть и ещё одна сторона деятельности великого художника, о которой говорилось намного меньше. Василий Васильевич был профессиональным офицером. Исследователи его творчества дружно отмечают, что в биографии Верещагина много и других неизвестных страниц.
 
 Кадровый офицер, выпускник морского кадетского корпуса, он был настоящим военным человеком. Ему были присущи смелость и любовь к опасностям. Война была той стихией, которая притягивала его.
 В 1865 году Василий Васильевич покидает столицу и уезжает на Кавказ. Его путешествие проходит по Военно-Грузинской дороге, по местам, где совсем недавно прошли бои. Он беседует с людьми, изучает нравы, рисует то, что ему нравится.
 
 Художник долго живёт в Тифлисе, заводит интересные знакомства, раздаёт подарки знакомым и подробно расспрашивает о жизни, о проблемах, об отношении к власти. Всё воплощается в его зарисовки, эскизы, записывается в путевой дневник. Василию Васильевичу такая жизнь очень нравится, поскольку она полна свободы творчества.
 
 В 1867 году в самый разгар операций по присоединению Туркестана к Российской империи Верещагин приезжает в Среднюю Азию. Он не только рисует, но и защищает Самарканд от повстанцев, бывает в разведке и даже участвует в рукопашных боях.
 
 Чуть позже Василий Васильевич перебирается в Ташкент, где не только гуляет по городу и бывает в чайханах, но и принимает участие в армейских рейдах. И везде его сопровождал путевой дневник. Заслуги художника оценены высоко, его награждают Георгиевским крестом 4-й степени, а ещё военное министерство помогло ему с открытием собственной мастерской в Париже и с организацией двух персональных выставок в Петербурге.
 
 В 1874 году свободный художник Верещагин впервые выезжает в Индию, считавшуюся жемчужиной британской короны. История продолжается, он нанимает проводников, забирается в самые дальние уголки страны и везде беседует, расспрашивает, рисует и записывает.
 
 Его активность вызывает у англичан подозрения, за ним установили слежку и даже попытались убить. Но всё обошлось. В начале 1880-х годов он снова путешествует по индийской земле.
 
 Василию Верещагину выпала удивительная судьба. Человек большого мужества и хладнокровия, он оказывался, там, где было опасно, где свистели пули. Он был истинным патриотом, любившим Россию. Именно он помог миру постичь дух русского солдата, способного жертвовать собой ради победы. Правдивые произведения художника Верещагина утверждают вечные человеческие ценности и бескорыстный гуманизм.
 
 
  Василий Верещагин
 Нападают врасплох. 1871 г.
 
 Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
 Темой картины является стойкость и героизм русского солдата, которая проявляется даже в самом трудном положении.
 Небольшой русский отряд в горной долине неожиданно подвергся нападению массы всадников-неприятелей.
 Убедительно передана внезапность данного нападения и экспрессия мчащейся на лагерь лавины конницы, что передает ритм линий и знамён нападающих.
 При этом, стойкая горстка бойцов не растерялась при виде смертельной опасности и сплотилась, чтобы защищаться до последней возможности
 
 Картине подходит данный художником эпиграф, взятый из клича князя Святослава: «Умрём, не посрамим русской земли! Мёртвым не стыдно!».
 
 Геннадий
 Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 |  |  |  |  |