• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
«Летающая парта»: история первого советского вертолета Ми-1
СаняДата: Суббота, 22 Февраля 2025, 11:34:30 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
75 лет назад в СССР началось серийное производство винтокрылых машин Миля



21 февраля 1950 г. Совет министров СССР принял решение о создании опытной серии Ми-1 – первого советского вертолета, поступившего в массовое производство. Машина была предназначена для связи, разведки и корректировки огня, однако наибольшую известность получила как «летающая парта», став учебным аппаратом для тысяч советских летчиков.


Преображенский Сергей / ТАСС

После завершения Великой Отечественной войны авиаконструктор Михаил Миль (на фото) получил добро на разработку винтокрылого летательного аппарата. В декабре 1947 г. он возглавил опытно-конструкторское бюро №4 (ОКБ-4), а уже в сентябре 1948 г. в воздух поднялся первый прототип, получивший название Геликоптер Миля-1 (ГМ-1).


Муравин Юрий / ТАСС

Вертолет разрабатывался для выполнения функций связи: помимо летчика в его кабине могли находиться еще два человека. В основу легла классическая одновинтовая схема с трехлопастными несущим и хвостовым винтами. Миль использовал опыт зарубежного вертолетостроения, но при этом создал оригинальную конструкцию с разнесенными вертикальными и горизонтальными шарнирами.


Кузярин Анатолий / Фотохроника ТАС

Из-за отсутствия производственной базы ОКБ-4, располагавшегося в Москве, первые три ГМ-1 были построены в Киеве. В ходе испытаний машина показала высокую маневренность и развила скорость 170 км/ч. При этом не обошлось без инцидентов: при определении потолка полета на высоте 5200 м в трансмиссии замерзла смазка, из-за чего пилоту пришлось экстренно покинуть кабину.


Прудников М. / Фотохроника ТАСС

С 1949 г. ГМ-1 находился на испытаниях в Научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил Минобороны, где машину проверяли в сложных метеоусловиях и горной местности. В результате в конструкцию были внесены изменения, которые позволили уменьшить вибрацию и повысить усталостную прочность.


Кузярин Анатолий / Фотохроника ТАС

Опытная серия из 15 вертолетов была произведена на подмосковном заводе №3. Машина получили обозначение Ми-1. Несмотря на успех, запуск массового производства откладывался из-за недооценки возможностей винтокрылых летательных аппаратов со стороны руководства СССР. Ситуацию переломила война в Корее, в ходе которой свою эффективность доказали американские вертолеты Bell 47, а также Sikorsky H-5 и H-19.


Фотохроника ТАСС

В 1952 и 1953 гг. казанский завод №387 выпустил 30 новых бортов, а с 1954 г. Ми-1 стали массово производить на оренбургском заводе №47. К 1958 г. количество собранных там машин достигло 597, после чего к выпуску подключился ростовский завод №168 (еще 370 вертолетов). С 1960 г. производство перенесли в Польскую народную республику. Всего на разных площадках к 1965 г. было построено 2680 летательных аппаратов.


Редькин Марк / ТАСС

На вооружении ВВС Ми-1 использовался для связи, наблюдения, разведки, корректировки артиллерийского огня, санитарных и спасательных работ, а также дозиметрии. При этом одной из ключевых его функций на фоне развития советского вертолетостроения стала летная подготовка пилотов. Ми-1 превратился в «летающую парту»: это первый аппарат, поступивший в военные училища и аэроклубы ДОСААФ.



Ми-1 имел несколько модификаций, в том числе боевое исполнение. Например, на вертолет крепились две кассеты с 12 реактивными снарядами С-2, пулеметы Никитина и Калашникова, 100-килограммовые бомбы и даже противотанковая установка «Фаланга». Впрочем, широкого применения они не нашли.



Под руководством конструктора Миля была создана целая серия винтокрылых летательных аппаратов, в том числе многоцелевой вертолет Ми-2, военно-транспортный вертолет Ми-4, тяжелый вертолет Ми-6, самый массовый двухдвигательный вертолет в мире Ми-8, ударный вертолет Ми-24 и другие.

На фото: президент России Владимир Путин опробует тренажер вертолета Ми-171А2 в авиационном учебном центре в Улан-Удэ авиазавода, 2023 г.

https://www.vedomosti.ru/society....7580322
Прикрепления: 5590992.webp (126.4 Kb) · 1634145.webp (380.4 Kb) · 2027250.webp (234.9 Kb) · 1032988.webp (297.4 Kb) · 0196823.webp (311.8 Kb) · 4406683.webp (492.6 Kb) · 8110046.webp (214.9 Kb) · 0051442.webp (232.9 Kb) · 6233613.webp (413.5 Kb) · 9100516.webp (183.0 Kb)


Qui quaerit, reperit
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: