• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
Авиации СГВ форум » ИСТОРИЯ АВИАЦИ И ПВО » ИСТОРИЯ АВИАЦИИ и ПВО » Воздушные тараны в истории СССР
Воздушные тараны в истории СССР
СаняДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 16.41.15 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985
ВЫБИРАЮ ТАРАН

(Очерки)

Людмила Жукова

КОДЕКС ЧЕСТИ


"Вместе с эрой винтовой авиации ушел в прошлое и "русский феномен" - воздушный таран", - писал в шестидесятых годах один из западных историков военной авиации.

В самом деле, у реактивного сверхзвукового самолета нет разящего винта и мощных плоскостей-крыльев. Таран казался на нем технически невозможным.

Hо... 28 ноября 1973 года советский летчик-перехватчик Геннадий Hиколаевич Елисеев именно таранным ударом остановил полет иностранного самолета-нарушителя, вторгнувшегося в воздушное пространство нашей Родины. Капитан Елисеев погиб при первом в мире реактивном таране, как когда-то Петр Hиколаевич Hестеров, первым в мире таранивший врага на винтовом самолете. Он был сыном ветерана Великой Отечественной войны, Геннадий Елисеев, уроженец города-героя Волгограда. Краткие данные служебной характеристики: "Год рождения - 1937-й, член КПСС, неоднократно избирался партгрупоргом. Женат. Двое детей: сын Игорь 1964 г. р., сын Александр 1966 г. р. Г.H.Елисеев - летчик первого класса, отлично подготовлен к боевым действиям днем и ночью при установленном минимуме погоды, освоил 11 типов и модификаций самолетов. Спокоен, рассудителен, трудолюбив, честен".

"Уму непостижимо, как сумел летчик посадить здесь современный сверхзвуковой истребитель" - писала одна из газет после того, как Елисеев из-за плохой погоды вынужден был сесть на обычном гражданском аэродроме, предназначенном для винтовых машин, на котором много короче, чем требуется для реактивного сверхзвукового истребителя, взлетно-посадочная полоса.

А вскоре был тот вошедший в историю поединок. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1973 года Геннадию Hиколаевичу Елисееву было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно за мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевого задания.

Через восемь лет, летом 1981 года, второй таран на реактивном самолете совершил капитан, теперь майор Валентин Куляпин, уничтожив самолет неизвестной принадлежности, вторгшийся в воздушное пространство СССР.

- Я учился на третьем курсе высшего военного летного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева, - рассказывает Валентин Александрович.- Мы все, девятнадцатилетние, в те декабрьские дни спрашивали друг у друга: "А ты бы смог?" Я тогда промолчал - что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге? Hо про себя решил: Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном. Так когда-то Hестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный прием оружием в войне с врагом, и более 609 советских летчиков - наследников Hестерова насчитывает сегодня история авиации. Летом 1981 года у меня была сложная ситуация...

Голос у Валентина негромкий, совсем некомандный, хотя был он долгие годы и командиром звена, и замполитом командира эскадрильи. Если не вслушиваться в суть слов, льющихся с магнитофонной ленты, кажется, идет дружеский неспешный разговор, а не интервью с отважным человеком, воином, героем тарана. И еще - о его голосе. Очень он похож на всем нам хорошо известный гагаринский. Лицом и особенно улыбкой Валентин тоже удивительно похож на первого космонавта Земли, только глаза не синие, а сероголубые. Мягкие, добрые.

...В тот летний день 1981 года погода была дивная - безоблачнее бархатное небо, блистающий шар солнца, легкий освежающий ветерок.. Хорошо теперь на море, где сейчас отдыхает Лариса с детьми. Должна дней через пять вернуться, только-только письмо от них Валентин получил с обведенной карандашом ладошкой маленького Павлушки - вон как выросла за месяц!

Приближалось обеденное время, и Валентин с товарищами собирался отобедать. И вдруг раздалась команда: - 733-у - взлет!

- Эх, на голодный желудок придется лететь! - шутливо простился он с товарищами.

- Мы тебе двойную порцию оставим,- ответили те.

Hа сверхзвуке, на высоте 11 тысяч метров-в квадрат, где замечен нарушитель.

...А Лариса с малышами теперь совсем близко, купаются, нежатся под солнцем.

...Hарушитель над нашей землей. Какие у него цели? Разведка, прощупывание наших сил и возможностей, мощи нашей границы?

- Это был четырехмоторный самолет с неизвестными опознавательными знаками, без иллюминаторов, - значит, не пассажирский! - негромко рассказывает Валентин.- Hа запросы "земли" он не отвечал, на сигналы - тоже. Мне очень мешал избыток скорости - самолет-нарушитель шел на скорости 400 километров в час. Пришлось и мне перейти на эту мизерную скорость, хотя на сверхзвуковом с его небольшими по площади крыльями полет на малой скорости рисковая - самолет становится плохо управляемым и может свалиться в штопор. Хорошо понимали это летчики нарушители, знали, что для атаки мне нужно удалиться от них на большую дистанцию. За это время им можно улизнуть за рубеж.

"Поняв безопасность своего положения, нарушители повели себя безбоязненно. То шли на меня с большим креном, грозя зацепить винтами, то устремлялись еще дальше от пограничного рубежа, будто насмехались надо мной-что ты, мол, с нами сделать можешь? А ничего не сможешь!

И такое меня зло взяло. Что им у нас нужно? Hаша земля под крыльями! Положение у меня сложное- и за опасной "игрой" нарушителя следи, за каждым его маневром, и на указатель скорости своего истребителя поглядывай - как бы не показал скорость еще меньше, и еще прикидывай, что все-таки сделать можно, чтоб остановить лазутчика, чтоб другим неповадно было над нашей землей прогуливаться.

А "земля" по прежнему командует посадить его на наш аэродром. "Он" не желает! Hачинает уходить к границе. И тогда я вот что придумал - это уже на последних минутах поединка было, а всего продолжался он 13 минут.

Самолет равновесие держит, естественно, за счет стабилизаторов - это на хвосте, если не знаете, такие небольшие неподвижные части - как бы маленькие крылышки. Так вот, если я его по стабилиэатору ударю - придется ему сесть поневоле, если подобру не желает. Hо разящего винта у реактивного нет, и мне нужно, как искусному ныряльщику, "поднырнуть" под стабилизатор и тут же "вынырнуть", не доходя до его крыла, и при этом так рассчитать это "ныряние", чтобы задеть своим фюзеляжем и крылом лишь стабилизатор, а не фюзеляж или крыло нарушителя. Я еще в море хочу покупаться! И границу хочу долго охранять!

Hо вот любопытно: как же растянулись те секунды, что я шел под правым стабилизатором (я правый выбрал - дело-то правое!). Скорости почти равны - у меня с мизерным превышением, и вот иду, иду, поднырнув под серой, грязной (такой она мне показалась) плоскостью стабилизатора, а она бесконечная прямо-таки!

В этот момент "земля" как раз спрашивает: "Ваши действия?" Отвечаю, чтоб заминка не случилась: "Вишу под целью!" Я ведь правда под ней висел! Hаконец вижу чистое небо. Значит, прошла стабилизатор моя кабина, я должен быть, по моим расчетам, в безопасности, и можно взять ручку на себя... Удар! Это фюзеляж моей машины таранит стабилизатор. Встряска... Вполне терпимо. Hо сыплется стекло от фонаря - разбился. Пришлось катапультироваться. Раскрывается парашют - и первое, что делаю, - осматриваю небо.

А нарушителя не видно! Помню, вошел в сердце холод страха - неужто не сбил? Ведь все точно рассчитал! Медленно-медленно опускаю взгляд вниз, а "он" кувыркается подо мной, к земле идет.

Тогда уселся поудобнее и принялся землю осматривать. Где лучше приземлиться? Пожалуй, в той ложбинке между гор - там вблизи дорога. Приземляюсь, ко мне уже бегут два парня с проезжающего грузовика,- они все видели, смотрят на меня как на бога, с почтением. Я иду к ним, прихрамывая, в одном ботинке - второй сорвало при приземлении. Смеюсь над собой, парни - тоже, так и доходим до грузовика.

В части меня потеряли и несколько часов после моих последних слов "вишу под целью", не знали, что и думать. Хорошо, что Лариса с детьми далеко была в эти часы, не переживала напрасно.

Hо на другой день она неожиданно появилась в госпитале, где меня проверяли медики. Сидит и молчит, слова вымолвить не может. Только когда синяки на руках увидела - в слезы: "Ты что, не мог поосторожней?" А товарищ, который ее привел, говорит:

- Валентин подвиг совершил!

Она опять молчит. Тут уж я объяснил, что синяки во время приземления схлопотал, а от тарана - никаких последствий, только планшет в ребро ударил при катапультировании, так это не в счет.

Лариса слушает рассказ мужа с улыбкой в таких же серых, как у него, глазах, иногда покачивает головой, вспоминая что-то свое, потом говорит:

- Я ведь в тот день какую-то тревогу почувствовала, решила срочно домой возвращаться, приехала - и узнала, что он в госпитале. Мне кажется, если б я за тысячи верст была от него, все равно бы чувствовала, что ему грозит беда или что он болен. Знаете, сколько лет мы с ним знакомы? Всю жизнь! С детства. Мы оба иэ Перми. А с седьмого класса мы вообще вместе учились. Он меня эа косы дергал, передразнивал, а я чувствовала уже тогда, что нравлюсь ему. Hо сказал он об этом, только когда летное училище закончил и назначение на границу получил. Объяснил это тем, что морального права не имел "мой покой нарушать": ведь оба учились, я - в педагогическом институте, жили бы все равно врозь. А на свадьбу он опоздал. Все гости переполошились, одна невеста была спокойна: я знала, чувствовала, что он приедет. Оказалось, из-за погоды его рейс задержался. А когда я дочку рожала, первого ребенка, Валентин после полетов - к роддому и торчит под окном. Даже простыл, в конце концов, впервые разболелся. А сыну Павлику сейчас пять лет. Hа вопрос: "Кем ты хочешь стать?" - он уверенно отвечает:

- Летчиком, как папа!

Валентин притягивает к себе сынишку и говорит:

- Я ведь тоже в шесть лет решил, что летчиком буду. Это выло в день 12 апреля 1961 года, когда отец читал статью о полете Юрия Гагарина и я увидел его фотографию. В школе всем объявил в первый день, что буду летчиком, и давай агитировать друзей в летное училище со мной идти. Физика и математика были любимыми предметами. Читал много книг об авиации и летчиках. Помню, как потрясен был, когда узнал, что мертвую петлю Hестеров совершил 9 сентября, а это день моего рождения! Счел это добрым знаком. Hо именно эти девять дней, которых мне не хватило до 17 лет к 1 сентября, чуть не помешали поступить в летное училище, Спасибо, отец выручил - написал начальнику училища письмо с просьбой допустить сына ветерана Великой Отечественной войны до экзаменов в порядке исключения.

Отец Валентина, Александр Константинович, печатник. В годы Великой Отечественной был мальчишкой и очень переживал, что не, успеет вырасти, повоевать с фашистами: как тогда в глаза сверстников смотреть будет, что детям расскажет об этих суровых годах? Hо успел, повоевал в 1945-м. Отцовская медаль "За боевые заслуги" - одно из первых воспоминаний Валентина из детства.

Он как-то нацепил ее на курточку и любовался на себя в зеркале, а мать притворно-сердито сказала:

- Заслужи сначала, герой!

- И заслужу,- ответил сын.

За подвиг на границе замполит эскадрильи майор Валентин Александрович Куляпин награжден орденом Красного Знамени. Было ему в день подвига двадцать шесть лет. Сейчас он слушатель Военно-политической академии имени В.И.Ленина.

Отцы и дети, дети и внуки... Три поколения за 40 мирных лет. Hа долю отцов выпало защищать нашу землю от фашистских захватчиков, на долю детей и внуков - крепить могущество Отчизны и свято хранить благодарную память о воинах-защитниках, живых и павших.

Западные историки ищут истоки нашей Победы в "загадках славянской души", а разгадываются они просто. Отцов осеняли знамена защитников земли русской - Александра Hевского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова. Hеписаный кодекс чести, составленный из заветов славных прадедов-эащитников, переходит по живой эстафете от поколения к поколению.

"Иду на вы!" - предупреждал противника чуждый вероломству княэь-воитель Святослав. "Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет!" - предрекал вперед на века Александр Hевский. "Во все века стояти за один нам за землю русскую!" - завещал многоплеменной Руси Дмитрий Донской. "Сам погибай, а товарища выручай!" - учил Суворов. "Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем... не порабощения их и не суетной славы мы желаем, но идем освободить от бедствия и угнетения", - наставлял воинов, преследующих войска Hаполеона, Кутузов.

Hе в этом ли кодексе чести и надо искать истоки права человека-защитника на выбор между жизнью и смертью, на подвиг, на не означенный в уставах мира воздушный таран?

Информация взята здесь


Qui quaerit, reperit
 
Владимир-АрхивариусДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 17.14.16 | Сообщение # 2
Группа: Поиск
Сообщений: 690
Статус: Отсутствует
Добрый день.
Quote
За подвиг на границе замполит эскадрильи майор Валентин Александрович Куляпин награжден орденом Красного Знамени. Было ему в день подвига двадцать шесть лет.

По срокам в это день майором ещё не был.


С уважением, Владимир-Архивариус.
 
СаняДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 17.38.55 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Не был конечно,он капитаном совершил таран.

Qui quaerit, reperit
 
станиславДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 20.22.37 | Сообщение # 4
Группа: Старейшина
Сообщений: 360
Статус: Отсутствует
Ни грамма не умоляю подвиг Елисеева, он действительно таранил после безуспешного пуска двух ракет, но таранил гору. И до сих пор непонятно, что была за цель т.е. какой самолёт. А дальше политика и т.д.

P.S. Нечесов Станислав Георгиевич умер осенью 2014 г.
 
САВРДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 20.28.37 | Сообщение # 5
Группа: Старейшина
Сообщений: 4224
Статус: Отсутствует
Quote (станислав)
он действительно таранил после безуспешного пуска двух ракет, но таранил гору

Станислав, есть подтверждение вашим словам? если есть то где? думаю выражать таким способом свои мысли мягко говоря не корректно.


Шурпик Владимир
ШПРОТАВА 87-89гг
 
САВРДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 20.41.06 | Сообщение # 6
Группа: Старейшина
Сообщений: 4224
Статус: Отсутствует
18 июля 1981 года государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший партию оружия в Иран. На перехват с аэродрома Сандар (Грузия) были подняты две пары истребителей Су-15ТМ из 166 иап. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён лётчик того же полка гвардии капитан Куляпин В.А. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории. Обнаружив самолёт-нарушитель на высоте 11000 м, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда нарушителя сбить. Су-15ТМ (б/н 37) Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом-нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Экипаж погиб. Представлялся к званию Героя Советского Союза. Награждён орденом Красного Знамени.
http://statehistory.livejournal.com/21301.html


Шурпик Владимир
ШПРОТАВА 87-89гг


Сообщение отредактировал САВРиБ - Воскресенье, 04 Марта 2012, 20.41.46
 
СаняДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 20.45.54 | Сообщение # 7
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
САВРиБ,
Володя,не путай таран Елисеева и таран Кулягина.Таран Кулягина остался последним тараном в СССР.
А Станислав рассуждает о таране Елисеева.
За поддержку темы таранов,спасибо! Не всем еще история авиации безразлична!
Спорных моментов много,безусловно!


Qui quaerit, reperit
 
ОружейникДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 20.47.40 | Сообщение # 8
Группа: Старейшина
Сообщений: 6930
Статус: Отсутствует
Quote (САВРиБ)
есть подтверждение вашим словам? если есть то где?


Герой Советского Союза
Елисеев Геннадий Николаевич


Родился 26 декабря 1937 года в городе Сталинграде (ныне Волгоград) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1961 года. После окончания средней школы в 1955 году поступил в Батайское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1959 году. Служил в различных местах. Последним местом службы стал гарнизон в районе города Вазиани (Грузия).

Заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я воздушная армия, Закавказский ВО) капитан Елисеев Г.Н. 28 ноября 1973 года нёс боевое дежурство на аэродроме Вазиани. В районе Муганской долины (Азербайджанская ССР) Государственную границу СССР нарушил самолёт F-4 "Фантом" (T-33 ?) ВВС Ирана. По команде с КП он сначала занял готовность №1, а потом взлетел на истребителе МиГ-21СМ на перехват самолёта-нарушителя. Капитан Елисеев настиг нарушителя недалеко от границы. С земли поступил приказ: "Цель уничтожить!". Елисеев пустил 2 ракеты, но они прошли мимо. С КП поступил приказ капитана Чёрного пресечь полёт противника любой ценой. Елисеев ответил: "Выполняю!". Видимо Елисеев забыл, что его самолёт (единственный в полку) вооружён пушкой, и решил пойти на таран. Он сблизился с самолётом-нарушителем и крылом своего истребителя нанёс удар по его хвостовому оперению. Тот пошёл вниз. Экипаж в составе американского инструктора и иранского учлёта катапультировался и был задержан пограничниками. Самолёт Елисеева после тарана врезался в гору, лётчик погиб. Произошло это в 13.15.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении задания по присечению полёта самолёта-нарушителя, капитану Елисееву Г.Н. 14 декабря 1973 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалями. Похоронен в городе Волгограде, где его именем названа улица и установлена мемориальная доска. Навечно зачислен в списки воинской части. Семья Елисеева в настоящее время проживает в городе Минске (Белоруссия).
http://aeroram.narod.ru/win/e/eliseev_gn.htm
 
СаняДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 20.53.35 | Сообщение # 9
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Оружейник,
Интересно бы узнать фамилии летчиков,самолет которых таранил Елисеев,поколь из задержали пограничники.


Qui quaerit, reperit
 
САВРДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 20.58.11 | Сообщение # 10
Группа: Старейшина
Сообщений: 4224
Статус: Отсутствует
Quote (Саня)
За поддержку темы таранов,спасибо! Не всем еще история авиации безразлична! Спорных моментов много,безусловно!

Саня, и я о том же.
Quote (станислав)
до сих пор непонятно, что была за цель т.е. какой самолёт.


Quote (Оружейник)
Государственную границу СССР нарушил самолёт F-4 "Фантом" (T-33 ?) ВВС Ирана.

Володя, ну так указана ведь модель самолета и откуда


Шурпик Владимир
ШПРОТАВА 87-89гг
 
ОружейникДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 21.01.20 | Сообщение # 11
Группа: Старейшина
Сообщений: 6930
Статус: Отсутствует
Саня,
Quote (Саня)
Интересно бы узнать фамилии летчиков,самолет которых таранил Елисеев,поколь из задержали пограничники.

А, что про это Станислав пишет? Я нигде не нашел фамилий.
Quote
И до сих пор непонятно, что была за цель т.е. какой самолёт. А дальше политика и т.д.
 
ОружейникДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 21.06.53 | Сообщение # 12
Группа: Старейшина
Сообщений: 6930
Статус: Отсутствует
Quote (САВРиБ)
ну так указана ведь модель самолета и откуда

Мы с тобой, об этом можем судить лишь по тому, что прочитаем. А вот Станислав, уже служил в то время и возможно знает больше, чем написано. Не всегда писали правду.
 
станиславДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 21.11.03 | Сообщение # 13
Группа: Старейшина
Сообщений: 360
Статус: Отсутствует
Почти всю службу служил на командных пунктах от КП полка до КП ВА, например о сбитии своего самолёта при перехвате Пауэрса, мы знали в тотже день. А много об этом документов даже сейчас. На командных пунктах разбирались все ошибки допущенные КП вовремя таких событий. Но о таких событиях не распространялись в те времена. До сих пор идут споры кто конкретно сбил Пауэрса, Израсходовано было более десятка ракет, а много об этом написано. Я написал то о чём было известное в те времена. Почти 40 лет назад. Повторяю я ни сколько не умаляю подвиг Елисеева, он действильно таранил. А всё остальное работа "замполитов".

P.S. Нечесов Станислав Георгиевич умер осенью 2014 г.
 
СаняДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 21.13.23 | Сообщение # 14
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Оружейник,
Я в конце 70 служил с ребятами из Вазиани,они в Жагань менялись и вообще в Польшу постоянно,правда с технарями эскадрильскими.Вот они рассказывали,что границу случайно пересек сын какого то шаха на спортивном самолете,типа Руста там болтался.Станислав и пишет,что цель не определили,она фанерная была и низколетящая,ракеты Елисеева ушли в никуда ,а при снижении он и врезался в гору.
Но это за что купил,за то и продал,слухов всегда больше правды ходило.
Погиб,значит герой,а если сбил и не погиб,как Кулягин,то и не герой вовсе. У Кулягина реально осмысленный таран!


Qui quaerit, reperit
 
ОружейникДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 21.33.59 | Сообщение # 15
Группа: Старейшина
Сообщений: 6930
Статус: Отсутствует
Саня,
Quote (Саня)
Станислав и пишет,что цель не определили,она фанерная была и низколетящая,ракеты Елисеева ушли в никуда ,а при снижении он и врезался в гору.
Но это за что купил,за то и продал,слухов всегда больше правды ходило.

Я ни с кем не спорю, просто отношусь осторожно, ко всему, что написано. Особенно, что пишут сейчас в интернете. Больше очевидцам доверяю.
 
станиславДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 21.51.56 | Сообщение # 16
Группа: Старейшина
Сообщений: 360
Статус: Отсутствует
С самого начала на сколько помню речь шла о Т-33, потом о лёгкомоторном. Если бы задержали хоть одного или труп, то наша пропаганда не упустила бы этого. Много ли известно о сбитых 4х наших самолётах и погибших лётчках в Египте и кто виноват в этом. До сих пор не опубликовано ни одного официального документа, Только воспоминания дедов.

P.S. Нечесов Станислав Георгиевич умер осенью 2014 г.
 
станиславДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 21.55.11 | Сообщение # 17
Группа: Старейшина
Сообщений: 360
Статус: Отсутствует
Оружейник, Очевидцы уже далеко, далеко. И интернета они не знали.

P.S. Нечесов Станислав Георгиевич умер осенью 2014 г.
 
СаняДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 22.06.06 | Сообщение # 18
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
станислав,
Вот из-за сына шаха и не стали шум поднимать,тут как раз могла сыграть политика,все решили по тихому,летчик Герой,портрет во всех ленкомнатах,при этом никто про его таран ничего не может обьяснит,таран и все этим сказано,ну а сына шаха до хаты с извинениями и продолжением дружбы!)
Так там ребята еще с соседнего полка рассказывали,по моему с Талды Кургана,что этот сынок постоянно границу нарушал,типа хулиганил и дразнил наших истребителей,однажды,даже на аэродроме нашем на легкомоторном сел,на полосе развернулся и ушел.До того всех достал,что сил не было уже ни у кого,вот и решили в итоге поймать и сбить любой ценой.


Qui quaerit, reperit
 
станиславДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 22.09.45 | Сообщение # 19
Группа: Старейшина
Сообщений: 360
Статус: Отсутствует
Саня, 100%!!!

P.S. Нечесов Станислав Георгиевич умер осенью 2014 г.
 
ОружейникДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 22.14.26 | Сообщение # 20
Группа: Старейшина
Сообщений: 6930
Статус: Отсутствует
станислав,
Quote (станислав)
Очевидцы уже далеко, далеко. И интернета они не знали.

Я наверно, неправильно выразился про очевидцев. Правильней было бы сказать - современники тех событий, которые имели отношение к авиации. Вы же Станислав знаете, что такое интернет и у меня веры Вам больше, чем опубликовано каким то горе писателем.
 
ОружейникДата: Воскресенье, 04 Марта 2012, 22.19.19 | Сообщение # 21
Группа: Старейшина
Сообщений: 6930
Статус: Отсутствует
Quote (Саня)
Так там ребята еще с соседнего полка рассказывали,по моему с Талды Кургана,что этот сынок постоянно границу нарушал,типа хулиганил и дразнил наших истребителей,однажды,даже на аэродроме нашем на легкомоторном сел,на полосе развернулся и ушел.До того всех достал,что сил не было уже ни у кого,вот и решили в итоге поймать и сбить любой ценой.

Вот и цена! Такая! Летчик погиб, дело замяли.
 
ПЕТРОВИЧДата: Вторник, 10 Февраля 2015, 22.26.11 | Сообщение # 22
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2137
Статус: Отсутствует
Саня, Оружейник, станислав, и т.д.

"Семья Елисеева в настоящее время проживает в городе Минске (Белоруссия)."

Штрих:
Я был в Березе -К. Зам.по ИАС у Ком.АП пп Трофимова Игоря Сергеевича,
дружили с ним и тогда, когда он стал Командующим 5-й ВА (генерал-л-том).
Незадолго до увольнения он УСЫНОВИЛ мальчишек Елисеевой.


(подаренное мне фото, он еще г.-майор).

[b][color=blue]Г.Елисеев тогда служил в нашем 927 ИАП (г.Береза, аэр.Осовцы).

Памяти героя (ВИДЕО)
03.08.2012 09:46

30 июня в г. Березе состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь Героя Советского Союза летчика Геннадия Елисеева, приуроченное к 70-летию 927 истребительного авиаполка. Доска установлена на стене дома №39 в Северном городке, где Елисеев проживал в течение трех лет во время службы в 927-м истребительном авиационном полку.
Прикрепления: 9730054.jpg (23.8 Kb)


Петрович
Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг.
В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .


Сообщение отредактировал ПЕТРОВИЧ - Четверг, 12 Февраля 2015, 00.57.12
 
ПЕТРОВИЧДата: Четверг, 12 Февраля 2015, 01.00.18 | Сообщение # 23
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2137
Статус: Отсутствует
Дальше всё по этой ссылке:

http://bereza.by/video/4996-pamjati-geroja-video


Петрович
Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг.
В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .
 
СаняДата: Четверг, 12 Февраля 2015, 08.56.44 | Сообщение # 24
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
ПЕТРОВИЧ,

Анатолий Петрович,спасибо за информацию!


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Пятница, 26 Февраля 2016, 17.33.36 | Сообщение # 25
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Титовка Сергей Алексеевич
1919 - 10.07.1941
Герой Советского Союза

Даты указов
1. 22.07.1941



Титовка Сергей Алексеевич - командир звена 154-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиационной дивизии Северного фронта, лейтенант.

Родился в 1919 году в городе Амвросиевка ныне Донецкой области Украины в семье рабочего. Украинец. Член ВЛКСМ с 1934 года. Окончил 7 классов.

В Красной Армии с 1937 года. Окончил военную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Командир звена 154-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) лейтенант Сергей Титовка совершил 48 боевых вылетов, в 19 воздушных боях сбил 4 вражеских самолета.

10 июля 1941 года в районе аэродрома города Городец Ленинградской области в воздушном бою, израсходовав боекомплект, таранил вражеский истребитель...

Похоронен в братской могиле в деревне Новоселье Лужского района Ленинградской области.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, лейтенанту Сергею Алексеевичу Титовке посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден орденом Ленина.

В городе Амвросиевка его именем названа улица, в честь С.А. Титовки установлена мемориальная доска. В совхозе имени Володарского Лужского района Ленинградской области Герою воздвигнут памятник.

Его биография во многом сходна с биографиями его сверстников. Учеба в школе. В 1934 году вступил в комсомол. Посещал аэроклуб, а потом, по призыву ЦК ВЛКСМ стал курсантом военного авиационного училища. Друзьям-летчикам Сергея Титовки было известно, что самые большие его увлечения — полеты и книги. Книг в базовой библиотеке было вдоволь, а вот разрешение на лишний полет у командира эскадрильи приходилось буквально выпрашивать.

Но вот началась Великая Отечественная война, и пилотам пришлось летать столько, что к вечеру даже самые натренированные из них буквально валились с ног. Сергей Титовка летал, не зная усталости. Он постоянно рвался в бой.

В наградном представлении командир 154-го истребительного полка Герой Советского Союза полковник Антонов писал: «С момента вероломного нападения фашистской Германии на нашу Родину беспрерывно участвовал в воздушных боях, проявлял исключительную храбрость и геройство, не щадя своих сил и самой жизни, отлично выполнял все боевые задания командования».

За двадцать дней войны Сергей Титовка сбил несколько вражеских самолетов. Жаркие схватки в небе Ленинграда следовали одна за другой. В них особенно ярко проявились лучшие черты воспитанника донецкой комсомолии Сергея Титовки. Но одна может служить подлинным образцом героизма и беспредельной преданности Родине.

12 июля 1941 года Титовка по тревоге поднял в небо свой самолет. Несмотря на многократное преимущество врагов он атаковал немецкие самолеты, вызвав в их рядах замешательство. Но вот кончились боеприпасы. Возвращаться на аэродром? Но фашисты летят бомбить город Ленина! И Сергей Титовка принимает последнее в своей жизни решение — таранить вражеский самолет. «Юнкерc» пошел к земле. Машина Титовки также начала падать. Товарищи видели, как отважный сокол пытается спасти истребитель, однако это было уже невозможно. Летчик погиб.

22 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Сергею Алексеевичу Титовке присвоено звание Героя Советского Союза.

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=3228

Титовка Сергей Алексеевич

Звание: лейтенант
Место службы: 154 иап

Дата подвига: 10.07.1941
№ записи: 2002963
http://www.podvignaroda.ru/?#id=2002963&tab=navDetailManAward




Qui quaerit, reperit
 
ВладСДата: Среда, 28 Ноября 2018, 12.31.58 | Сообщение # 26
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64640
Статус: Отсутствует
Цитата станислав ()
Ни грамма не умоляю подвиг Елисеева, он действительно таранил после безуспешного пуска двух ракет, но таранил гору. И до сих пор непонятно, что была за цель т.е. какой самолёт.

Цитата Саня ()
Интересно бы узнать фамилии летчиков,самолет которых таранил Елисеев,поколь из задержали пограничники.

Таран на сверхзвуке. Как сбивали иранский самолет-разведчик в небе над СССР


Истребитель иранских ВВС F-4 Phantom II

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Николай Протопопов. Неопознанный "Фантом" в советском воздушном пространстве — и удар на скорости 1,4 Маха: ровно 45 лет назад капитан Геннадий Елисеев совершил первый в истории авиации таран на сверхзвуковом самолете и ценой жизни уничтожил иранский самолет-разведчик. РИА Новости рассказывает об этом подвиге.

Чужие крылья

Инцидент произошел 28 ноября 1973-го в небе над советско-иранской границей в районе Муганской долины. Этот регион считался довольно беспокойным для ПВО СССР и выгодным для ведения разведки на территории Советского Союза. Особенности пограничного контура позволяли самолетам-разведчикам противника выполнять свои задачи и, как правило, безнаказанно уходить обратно в Иран.

В тот день наземная система ПВО в очередной раз зафиксировала нарушение границы. На перехват неизвестного летательного аппарата отправили 35-летнего капитана Геннадия Елисеева, заместителя командира эскадрильи 982-го истребительного авиаполка — он вылетел на задание на МиГ-21СМ. Позже выяснилось, что в воздушное пространство СССР вторгся иранский RF-4C Phantom. Этот разведывательный вариант самого известного американского истребителя тех лет был буквально напичкан следящей аппаратурой. В специально удлиненной носовой части размещалось несколько аэрофотоаппаратов, также RF-4C мог использовать длиннофокусную фотокамеру, расположенную в подвесном контейнере. Самолет делал снимки в дневное и ночное время, с предельно малых и больших высот, оборудовался инфракрасным сканером и радиолокационной станцией. На вооружении — четыре управляемые ракеты класса "воздух — воздух".

Отметим, что отношения Ирана и США в начале 1970-х сильно отличались от тех, что сложились между ними сегодня. Вашингтон и Тегеран сблизились после государственного переворота в 1953-м, когда к власти в Иране пришло проамериканское правительство. Иран был опорой США на Ближнем Востоке и надежным поставщиком нефти. В свою очередь, Тегеран получал из-за океана экономическую и военную поддержку. США щедро снабжали партнеров вооружением, техникой и, конечно, военными специалистами.

Кроме того, Иран, граничащий с СССР, был очень полезен США с точки зрения шпионажа против Советского Союза — страны совместно реализовывали масштабный проект "Темный ген" (Project Dark Gen), разработанный ЦРУ. В рамках программы планировалось выявить слабые места советской ПВО и изучить ее возможности при потенциальном вторжении.

Американские спецслужбы умело пользовались пробелами в радиолокационном перекрытии протяженной советско-иранской границы, что позволяло регулярно и незаметно пересекать ее на самолетах для сбора информации. Иранский "Фантом" как раз и выполнял одно из заданий "Темного гена". Экипаж состоял из двух пилотов — управлял самолетом иранский военный летчик Мохаммад Шокуния, а у него за спиной сидел полковник ВВС США Джон Сондерс. В случае провала операции была разработана легенда: якобы американский инструктор обучает иранского курсанта летать на новом типе самолета, а в воздушное пространство СССР они попали случайно, сбившись с курса из-за неопытности пилота.


Истребитель F-4 Phantom II

Сбить любой ценой

Советский "МиГ" настиг шпиона уже на выходе из воздушного пространства СССР. Скорость "Фантома" на тот момент составляла порядка 1,4 Маха. Капитан Елисеев принял решение открыть огонь на поражение, потому что это был боевой самолет, а не транспортный борт, который по инструкции необходимо было принудить к посадке. В сторону "Фантома" устремились две ракеты "воздух — воздух". Однако нарушителю удалось увернуться, выпустив весь запас тепловых ловушек: ракеты прошли мимо цели в нескольких десятках метров. До сих пор достоверно неизвестно, почему Елисеев не воспользовался авиационной пушкой: одна из версий — ее заклинило после первой же очереди.

При этом летчик не мог просто отпустить нарушителя — с земли он получил приказ: "Сбить самолет любой ценой". "Фантом" не должен был уйти — оставалось непонятным то, какое вооружение и оборудование он нес на борту, а также цель его полета. Тогда капитан Елисеев решился на последний аргумент в воздушном бою — таран. Он направил "МиГ" на противника, но, по всей видимости, у летчика не получилось аккуратно срезать хвостовое оперение "Фантома" крылом. Вместо этого "МиГ" всем корпусом налетел на RF-4C, отправив нарушителя в неконтролируемое пикирование.

В результате столкновения советский самолет разрушился в воздухе, Елисеев катапультироваться не успел. Через несколько дней ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Экипаж RF-4C выжил и сумел покинуть поврежденную машину в воздухе. На земле их уже ждали пограничники. Сбитые летчики вернулись в Иран всего через пару недель после происшествия. Их обменяли на данные советского спутника, ранее упавшего на территории Ирана. Мохаммад Шокуния продолжил службу в ВВС Ирана. Он погиб в 1982-м, во время ирано-иракской войны, когда его "Фантом" сбил уже иракский "МиГ".


Истребители МиГ-21 на аэродроме. 1970 год

Воздушный таран впервые применил русский авиатор Петр Нестеров в 1914-м.


Авиационный таран штабс-капитана П.Н.Нестерова

А в годы Великой Отечественной советские летчики использовали этот прием воздушного боя более шестисот раз. Таран на реактивном самолете выполнить намного сложнее из-за более высоких скоростей и отсутствия винта, соответственно, вероятность разрушения своей машины гораздо выше.



Впрочем, известен еще один случай тарана на реактивном самолете — в июле 1981-го его совершил Валентин Куляпин на истребителе Су-15ТМ. Тогда советскую границу также со стороны Ирана нарушил транспортный самолет CL-44 аргентинской авиакомпании, перевозивший оружие. Капитан Куляпин должен был заставить сесть нарушителя, подавал визуальные команды экипажу транспортника, но тот никак не реагировал на требования летчика. Тогда офицер получил приказ сбить нарушителя. И хотя Су-15 был вооружен ракетами "воздух — воздух", CL-44 находился на недостаточной дистанции для пуска. Времени на второй заход у Куляпина не было — нарушитель уже подлетал к границе и мог ускользнуть. Летчик принял решение таранить противника: на высоте 11 километров он ударил корпусом своего истребителя по правому стабилизатору CL-44. Куляпову удалось катапультироваться, а транспортник рухнул в нескольких километрах от границы. Весь его экипаж погиб.


Истребитель-перехватчик Су-15ТМ (Т-58ТМ)

https://ria.ru/defense_safety/20181128/1533639240.html


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
витДата: Вторник, 05 Мая 2020, 15.24.46 | Сообщение # 27
Группа: Поиск
Сообщений: 1068
Статус: Отсутствует
неизвестный таран или домыслы ?

14.12.1942 Согласно данных местных жителей 14.12.1942 при штурмовке немецкого аэродрома Солдатово один наш самолет таранил немецкий МЕ-109 при взлете .

Донесение о действиях нашей авиации по аэродрому Солдатская из показаний местных жителей
Описывает период с 01.10.1942 по 31.12.1942 г.
Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 18.01.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 319, Опись: 0004798, Дело: 0060, Лист начала документа в деле: 16
Авторы документа: 217 иад, подполковник Кириллов
https://pamyat-naroda.ru/documen....D0%B4%D

Боевое распоряжение 217 иад на штурмовку аэродрома противника Солдатова 14.12.1942
https://pamyat-naroda.ru/documen....te%5C13

нашел один наградной на участника этого налета (старшина Боровик И.А 84 иап), но про таран в наградном не сказанно (сказанно, что 14.12.1942 при штурмовке немецкого аэродрома Солдатово сбил один МЕ 109 на взлете )
Прикрепления: 5879843.jpg (118.5 Kb)


Сообщение отредактировал вит - Вторник, 05 Мая 2020, 15.52.29
 
витДата: Воскресенье, 12 Июля 2020, 20.17.40 | Сообщение # 28
Группа: Поиск
Сообщений: 1068
Статус: Отсутствует
Совершил воздушный таран спасая жизнь командира таранил правой плоскостью - врезультате обрубил правую плоскость ФВ190 оба самолета упали, летчик выпрыгныл из парашюта и приземлился на территорию занятую противником (страница 5)

https://pamyat-naroda.ru/documen....1e5afe7

а вот по донесению он погиб (сгорел в самолете)

Фамилия Голюк
Имя Андрей
Отчество Климович
Дата рождения/Возраст __.__.1921
Место рождения Киевская обл., Сквирский р-н, д. Пустокаровка
Дата и место призыва Сквирский РВК, Украинская ССР, Киевская обл., Сквирский р-н
Последнее место службы 8 ВА 6 гв. иад
Воинское звание гв. мл. лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 27.04.1943

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=3469956

По наградному он не Климович, а Евдокимович

http://podvignaroda.ru/?#id=19547206&tab=navDetailManAward

За последний подвиг не награжден !


Сообщение отредактировал вит - Понедельник, 13 Июля 2020, 15.00.06
 
Авиации СГВ форум » ИСТОРИЯ АВИАЦИ И ПВО » ИСТОРИЯ АВИАЦИИ и ПВО » Воздушные тараны в истории СССР
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: