Авиация СГВ

Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Поиск

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Шайтан, Рашид56, ВладС  
Форум » ИСТОРИЯ АВИАЦИ И ПВО » КОСМОС » Автобус для космонавта
Автобус для космонавта
СаняДата: Суббота, 21 Апреля 2012, 16.53.32 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Роман Москвитин

Автобус для космонавта

Какой транспорт возил Юрия Гагарина



У первого космонавта Юрия Гагарина было много автомобилей – и служебных, и личных. Была роскошная «Волга» ГАЗ-21, подаренная правительством после его космического полета, спортивная «Матра», также доставшаяся в подарок, и даже персональный «Роллс-Ройс», выпущенный в Англии с номерами в его честь…

Но все это было уже после первого полета. А к стартовой площадке в тот день – 12 апреля 1961 года Гагарина – доставил автобус. ЛАЗ-695Б «Львiв» бело-голубого цвета вез будущего космонавта в неизвестность: никто не знал, как сложится тот полет.



С этим автобусом связана одна легенда, которую, впрочем, никто из официальных лиц никогда не подтверждал, но и не опровергал. Говорят, что непосредственно перед первым в истории космическим полетом будущему космонавту захотелось в туалет. Среди самого совершенного на тот момент оборудования, окружавшего Юрия Гагарина, не нашлось самого обыкновенного туалета, и космонавту пришлось справить нужду на правое переднее колесо автобуса. Правда это, или вымысел - никто не знает, но с тех пор это стало традицией для всех российских мужчин-космонавтов.
Работа над автобусом для первого космонавта началась за год до полета, в 1960-м. Ходовую часть ЛАЗа оставили нетронутой, зато кузов сделали коррозионностойким и улучшили его герметичность. Салон – полностью переоборудованый. В передней части стояли два больших кресла и столик между ними – для Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова. Здесь же были места для врачей и других специалистов. Cкафандры космонавтов подключались к бортовой сети, чтобы обеспечить нормальную вентиляцию





Впоследствии этот же автобус исправно возил космонавтов по Байконуру вплоть 23 апреля 1967 года. Последним его пассажиром-космонавтом стал Владимир Комаров, который позднее погиб при приземлении космического аппарата. Космонавты – народ бесстрашный, но суеверный – после аварии с Комаровым автобус заменили на другую модель – ЛАЗ 695Е.









До сих пор на стартовую площадку российских космонавтов отвозят автобусы «Львов» – с 2008 года этот пост заняла модель 4207, которая мало отличается от серийных образцов. Самым же «продвинутым» космодромным «ЛАЗом» был автобус с индексом 699П – он создавался с расчетом на экипажи космических станций.



Космонавты находились на орбите несколько месяцев, и на успех миссии могла повлиять даже легкая простуда, полученная перед стартом. Поэтому автобус для экипажей сделали полностью герметичным, разделенным на три салона – для водителя, космонавтов и сопровождающих, а на входе поставили специальную камеру, очищающую скафандры от пыли.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 21 Апреля 2012, 16.55.54 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
ГАЗ – 69


Первый автомобиль, который Юрий Гагарин увидел после приземления в Саратовской области, был ГАЗ-69, обычный «козлик». На этой машине его отвезли в расположение военной части, которая находилась неподалеку. Такой же автомобиль был подарен Гагарину правительством СССР вместе с премией в 15 тысяч рублей сразу после знаменитого полета. Однако водительских прав у Гагарина на тот момент еще не было, поэтому возил его сержант из авиационной части.



Существует легенда и о другом связанном с первым космонавтом «газике». Когда в 1962 году Гагарин приезжал в Чернигов, программа визита подразумевала проезд на открытом автомобиле вокруг стадиона с горожанами. Однако выяснилось, что такого автомобиля в распоряжении местных властей нет, и начальник городского ГАИ Сергей Конюшковер получил правительственный приказ найти открытую машину «во что бы то ни стало». Говорят, машину гаишники… угнали, обнаружив нужный автомобиль неподалеку от стадиона, а после – вернули на место. Хозяйка «газика», согласно легенде, приехала как раз на встречу с космонавтом и пропажи не заметила.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 21 Апреля 2012, 16.58.04 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
ЗИЛ 111В


14 апреля 1961 года в аэропорту Внуково Юрия Гагарина лично встречал Никита Хрущев. Для того, чтобы все советские люди через сотни телекамер рассмотрели героя, вновь потребовался кабриолет – редчайший тип кузова для СССР тех времен. Поэтому Юрия Гагарина от аэропорта до Красной площади, где его встречали тысячи людей, вез шикарный ЗИЛ-111В голубого цвета.



Производство ЗИЛ-111В началось в 1960 году, а всего было выпущено двенадцать кабриолетов, три из которых были сделаны в парадном исполнении. От остальных они отличались светлым тентом и имели дополнительное оборудование в семиместном салоне. Автомобиль был оснащен автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, независимой подвеской и бескамерными шинами. Боковые стекла вместе с хромированными направляющими могли полностью убираться внутрь дверей. Мощный по тем временам двигатель (200 лошадиных сил) разгонял тяжелый – 2775 килограммов – автомобиль до 100 километров в час за 23 секунды, потребляя в среднем 29 литров бензина на «сотню».



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 21 Апреля 2012, 16.59.51 | Сообщение # 4
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
ГАЗ-21 «78-78 МОД»


18 апреля 1961 года Совет Министров СССР издал секретное распоряжение: подарить Юрию Гагарину автомобиль «Волга». В то время это был самый модный и престижный советский автомобиль, доступный простым смертным.

Гагаринская черная «Волга» с номерами «78-78 МОД» немного отличалась от серийных машин: максимум хромированных деталей и «кастомная» небесно-голубая отделка салона.



Но у Юрия Гагарина на тот момент по-прежнему не было водительских прав, поэтому, чтобы сесть за руль нового автомобиля, Гагарин выучился в автошколе (причем, в общем потоке) и сам сдал на права. По словам экзаменатора Амелина, сделал это он блестяще, без запинки.

С этим автомобилем связана еще одна легенда, согласно которой Гагарин стал виновником аварии – врезался на «Волге» в «Победу» обычного пенсионера. Инспектор ГАИ, оформлявший ДТП, узнал Гагарина и отпустил космонавта по срочным делам. Потом, как говорят, Гагарин вернулся на место аварии и увидел, что гаишник выписывает пенсионеру протокол. Первый космонавт не согласился, признал свою вину и даже оплатил потерпевшему ремонт машины.



Известно, что у Юрия Гарина была еще одна «Волга» – ГАЗ-24 с именными номерами «ЮАГ 1204» – «Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля». Эта машина, по всей видимости, тоже была подарена космонавту правительством. О её судьбе ничего не известно.
 
СаняДата: Суббота, 21 Апреля 2012, 17.03.36 | Сообщение # 5
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Именной «Роллс-Ройс»




Юрию Гагарину затем пришлось еще не раз облететь земной шар, но уже не на космическом корабле. Десятки стран ждали его в гости. 11 июля 1961 года Гагарин прибыл в Англию. За несколько дней до его приезда в газете «Дейли мирор» был опубликован маршрут, по которому будет ехать первый космонавт планеты. Десятки, а может и сотни тысяч англичан выстроились в двадцатикилометровую цепочку от аэропорта до Лондона.

В аэропорту Юрия Гагарина встретил роскошный Rolls-Royce Silver Cloud II. Автомобиль с открытым кузовом, оснащенный шестилитровым двигателем V8 и разгонявшийся до 180 километров в час, имел интересный номерной знак – YG 1. Одни говорят, что этот номер выбрали специально в честь космонавта (по-английски его имя пишется как Yuri Gagarin), другие утверждают, что номер (но не машина) на самом деле принадлежал популярной певице и телезвезде Яне Гард (Yana Guard), и его «позаимствовали» на несколько дней.



В ходе английской поездки Юрий Гагарин побывал и в Манчестере, но там космонавт передвигался уже на Bentley S2 песочного цвета. На этой машине раньше ездила Елизавета II, а также президент США Джон Ф. Кеннеди во время официального визита в Лондон.

«Роллс-Ройс», предоставленный Гагарину на время визита в Англию, на самом деле был изготовлен по заказу некоего Дж. Френкеля из США, и после отъезда Юрия Алексеевича был отправлен клиенту.

«Бентли», как и «Роллс-Ройс», был кабриолетом – англичане конечно же хотели видеть Гагарина вживую. Во время проезда Гагарина шел проливной дождь, но британцев это не испугало – на улицы вышли тысячи людей. А Юрий Алексеевич, в свою очередь, отказался поднять откидной верх машины.



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 21 Апреля 2012, 17.05.54 | Сообщение # 6
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Французский спорткар


В 1965 году Гагарин побывал на французской ракетно-космической фирме «Matra», которая кроме основной деятельности занималась еще и производством велосипедов и автомобилей. Гагарину очень понравилась маленькая спортивная машина Matra-Bonnet Djet VS. Двухместный автомобиль с пластиковым кузовом был очень легким – около 600 килограммов – и с мотором 1.1 от Renault 8 Gordini мог разгоняться до внушительных 190 километров в час.



Когда Гагарин после «мирового турне» вернулся в Москву, его пригласили во французское посольство и снова… подарили машину. Это была та самая Matra-Bonnet Djet VS, и вновь небесно-голубого цвета. Несмотря на то, что первый космонавт очень любил эту машину, ездил он на ней всего два раза. Наверное, не хотел привлекать к себе лишнего внимания.

После гибели Гагарина и до начала 90-х его «Матра» находилась в Звездном городке, после чего ее купил некий литовский коллекционер автомобилей. Говорят, у нового владельца эту машину уже пытались несколько раз угнать, но безуспешно.



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 21 Апреля 2012, 17.07.13 | Сообщение # 7
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Последний автобус


27 марта 1968 года Юрий Гагарин, вернувшийся в авиацию, должен был ехать на аэродром для тренировочного полета на истребителе МИГ-15. Он мог выбрать любую из своих машин – «Волгу», «Матру» или служебный автомобиль. Но он сел в автобус для космонавтов ЛАЗ-695Б, точно такой же, который вез его утром 12 апреля 1961 года к космическому кораблю «Восток». В автобусе он обнаружил, что забыл пропуск, и попросил развернуть машину, чтобы съездить за ним. Коллеги уговаривали космонавта не делать этого – плохая примета. Но Гагарин настоял на своем и вернулся за пропуском. А затем сел в автобус, который доставил его к истребителю МИГ-15. Последний раз в жизни

https://motor.ru/stories/gagarin.htm


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Понедельник, 18 Июня 2018, 07.15.01 | Сообщение # 8
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Испытатель космической техники развеяла мифы о полете Терешковой



Полет на орбиту первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, состоявшийся 55 лет назад, проходил без технических проблем и, вопреки слухам, не угрожал ее жизни и здоровью, рассказала РИА Новости заслуженный испытатель космической техники Таисия Когутенко.

Валентина Терешкова с позывным Чайка стала шестым космонавтом СССР и первой женщиной, отправившейся в космос. Полет, продолжавшийся трое суток, она совершила на корабле "Восток-6", который стартовал 16 июня 1963 года. Согласно устоявшейся точке зрения, из-за спешки в подготовке корабля Терешкову сопровождали технические неполадки, и ей прямо в полете пришлось исправлять допущенные на Земле ошибки.

"Записи в журнале начались за два часа до старта, сразу после посадки Чайки в корабль. Из записей в журнале следует, что никаких вопросов по поводу неисправностей в системах и оборудовании корабля она не задавала, их просто не было. Напротив, на 19-м витке, в момент связи с корреспондентом газеты "Комсомольская правда", она сказала, что наш корабль — лучший в мире", — рассказала Когутенко.

Специалисты на Земле в круглосуточном режиме записывали в вахтенный журнал полета Терешковой все события до момента посадки. В него вносились все параметры корабля и задачи космонавта, велась запись всех переговоров.



По словам Когутенко, из документов следует, что то, что выдается сейчас за нештатные ситуации, — это не что иное, как тестирование ручной системы ориентации корабля "Восток", которое предполагалось программой полета. Терешкова должна была провести его на втором и 38-м витках, но сделать это не удалось. Только на 47-м витке Терешкова сообщила на Землю, что успешно справилась с задачей.

В конце 48-го витка, пояснила ветеран, ровно в положенное время и без замечаний включился автоматический цикл спуска космического аппарата с орбиты, который не требовал никакого участия космонавта. В записях как вахтенного, так и бортового журнала, который вела сама Терешкова, нет никаких упоминаний о нештатных ситуациях, требовавших устранения.

Полет корабля "Восток" полностью контролировался программно-временным устройством, в создании которого принимала участие Когутенко. Это устройство управляло всеми системами корабля по заранее заложенным и рассчитанным интервалам времени. Внести в него правки ни с Земли, ни с борта корабля было технически невозможно.

"Никакое вмешательство в работу автоматики невозможно. Видеть ничего относящегося к программе спуска на приборной доске пульта пилота невозможно, так как там этого просто нет. Транспарант "Спуск 1" загорается, только когда включается штатный цикл спуска по командной радиолинии, это и увидела Терешкова на 49-м витке полета, когда его включили", — рассказала Когутенко.

Она добавила, что, если бы Терешкова доложила Королеву о каких-либо неправильно заложенных данных на спуск, он решил бы, что у космонавта начались галлюцинации, и принял бы решение о срочном спуске корабля.

Когутенко отметила, что с подготовкой полета во время космической гонки с США действительно спешили, но отправлять недоделанный корабль с риском для жизни космонавта никто бы не стал.

"При создании "Востоков" все делалось впервые — конструкция, системы корабля, кооперация предприятий. Да, существовало соревнование с Америкой, были жесткие сроки, но никогда с дефектами или недоработанные корабли не запускались в космос", — отметила ветеран.



Она рассказала, что запуску предшествовала череда испытаний: автономные испытания систем при установке на борт корабля на заводе, комплексные испытания на контрольно-испытательном стенде завода, испытания на космодроме.

"На всех этапах присутствовали представители отдела технического контроля и военной приемки. Все неисправности устранялись на любом этапе технологического процесса", — рассказала Когутенко.

Сама Терешкова накануне, выступая перед депутатами Госдумы, рассказала, что во время полета у нее произошла нештатная ситуация — она увидела, что тормозная двигательная установка сориентирована не в нужном направлении. Она доложила об этом на Землю, специалисты долго обсуждали, как устранить неисправность, а затем передали на борт новые данные, которые Терешкова внесла в систему корабля. Это, по ее словам, позволило благополучно вернуться на Землю.

https://ria.ru/science/20180615/1522772433.html


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Воскресенье, 19 Июля 2020, 16.29.38 | Сообщение # 9
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Космонавты США были шокированы туалетом на «Союзе»

Астронавты НАСА были шокированы, когда увидели туалет на советских космических кораблях «Союз». Такими воспоминаниями на торжественном мероприятии к годовщине стыковки «Союза» и «Аполлона» поделился дважды Герой СССР, летчик-космонавт Владимир Джанибеков. Его слова цитирует РИА Новости.

«Элементарно: дырочка, пи-пи через клапан. У [Анатолия] Филипченко (член дублирующего экипажа — «Прим. "Ленты.ру"») спрашивают: какой размер выходного устройства? Он пишет: "XXXL". Дамы выстраиваются в очередь за автографом к Анатолию Васильевичу. [Алексей] Леонов в стороне отдыхает», — рассказал Джанибеков.

Как отмечает агентство, на кораблях «Аполлон» использовались специальные пакеты. Они и сейчас есть на борту МКС в качестве запасного средства. Однако с момента полета Юрия Гагарина в 1961 года в советских кораблях устанавливали туалеты.

https://weekend.rambler.ru/crazy-w....opylink


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Пятница, 09 Апреля 2021, 20.19.01 | Сообщение # 10
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Пошел в школу сразу в 3-й класс и учился на отлично: воспоминания первой учительницы Юрия Гагарина

Нина Кондратенкова воспитывала будущего космонавта в его родном городе Гжатск, а затем полжизни прожила в Иркутске


Маленький Юра Гагарин и его первая учительница Нина Кондратенкова
Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

МОЙ УЧЕНИК – ЮРИЙ ГАГАРИН

«Да это же тот Юрка, который учился в моем классе!», - внезапно воскликнула Нина Кондратенкова, когда вечером 12 апреля 1961 года смотрела по телевизору выпуск новостей. – «Вот он, первый космонавт Земли, — мой ученик!».

Саму суперновость Нина Васильевна услышала еще несколько часов назад, в разгар рабочего дня. Сообщение о первом полете человека в космос прервало городское совещание завучей, на котором находилась педагог. Но не подозревала, что тот, кем восхищалась вся страна, - ее воспитанник. Хотя свой самый первый класс, который учила читать и писать в далеком 1945 году, помнила отлично.


Нина Кондратенкова в молодости.

- Мама рассказывала, что тогда весь день имя Юры Гагарина не выходило у нее из головы, но она все рассуждала: «Да мало ли людей в СССР с таким именем и фамилией? – вспоминает в разговоре с корреспондентом "КП"-"Иркутск" дочь Нины Кондратенковой Светлана Левинсон. – А вечером по телевизору увидела портрет всенародного героя, внимательно послушала биографию и сразу узнала.

Это был он! Юра Гагарин – тот самый мальчуган из базовой школы города Гжатска. На глазах учителя появились слезы…

Самой Нины Васильевны с нами уже нет – ее не стало 30 декабря 2013 года. Но за долгую жизнь, педагог успела рассказать родным уникальные истории о своем самом знаменитом ученике и передать раритетные снимки с ним.

ИЗ ПАРТИЗАНОВ В ПЕДАГОГИ

- Мама с самого детства мечтала стать учителем, - рассказывает Светлана. – Но эти мечты едва не рухнули из-за войны. У нее ведь было тяжелое детство. Город Гжатск в Смоленской области, в котором она жила, с 1941 по 1943 годы находился в оккупации у фашистов. Девочкой она даже уходила в лес к партизанам. Об учебе, конечно, тогда никто и не думал. Мама успела окончить лишь 9 классов.

Шанс продолжить получение образования у 19-летней Нины Лебедевой (девичья фамилия Нины Кондратенковой) появился в 1943 году после снятия оккупации. Узнав, что в городе открывают педучилище, она первой побежала подавать документы. И не зря. Отличные оценки по итогам 9 классов помогли Нине поступить сразу на третий курс. Ну а после окончания учебы, как и полагается, студентку отправили на практику.

А набирались тогда опыта молодые учителя под присмотром лучших педагогов в базовой школе при Гжатском педагогическом училище. Спустя некоторое время Нина Лебедева стала единственной учительницей, которой предложили остаться работать там. Причем вопреки всем правилам.

- Многих руководителей тогда возмутило, что маму оставили, - говорит Светлана. – Ведь официально устраивать могли только учителей с 5-летним стажем, а мама отработала всего несколько месяцев. На что директор сказал, как отрезал: «Мне за Лебедеву десять стажистов не надо».


Тот самый третий класс, который достался молодой учительнице.

Когда перед началом нового учебного года в школе набирали классы, в кабинет к завучу зашла ее подруга и соседка Анна Гагарина.

- Я отдаю своего сына Юру в школу, - сказала она. – Он очень любознательный, шаловливый мальчик. Посади его к самой опытной учительнице.

И завуч, со словами: «Это самый лучший учитель в нашей школе и педагог от Бога», записала Юру Гагарина в класс Нины Лебедевой.

Получилось так, что и Нина Лебедева и Юра оба оказались новичками. Молодому учителю сразу дали третий класс. И Юра начал обучение сразу с 3-го. Вообще, в школу он пошел в сентябре 1941, но в первом классе успел проучиться всего лишь месяц, из-за войны занятия пришлось прервать на целых четыре года.

- Мама говорила, что ему догонять сверстников особо не пришлось, - продолжает Светлана. – Читать он умел, писать – не знаю, наверное, тоже. Возможно, дома мама с ним занималась, но это лишь мои предположения.

Новичка Юру коллективу представила Нина Лебедева.

Вот как вспоминала о появлении Гагарина одна из его одноклассниц Рита Башилова: «Появился у нас еще один новичок. Худенький невысокий мальчишка в больших сапогах, гимнастерке и с солдатским ремнем. Знакомя его с нами, учительница сказала: «Знакомьтесь, это ваш новый одноклассник Юра. Надеюсь, вы все скоро с ним подружитесь».

А вот как в 1961 году сам Юрий Гагарин, который только что стал одним из самых известных людей на земле, описал своего первого преподавателя в автобиографической книге «Дорога в космос».

- «С нами занималась совсем молоденькая учительница Нина Васильевна Лебедева. Внимательная, начитанная, она болела за каждого. Вела она все предметы. По ее оценкам, учился я хорошо...» «Хорошая была школа, милые ребята учились в ней…»


Светлана Левинсон с портретом матери

КАРТОННЫЙ САМОЛЕТИК

Самых первых учеников любой учитель помнит всю жизнь. А что рассказывала про своих ребят Нина Лебедева? Класс был шумный, озорной, молоденькую учительницу, которая вела все предметы, испытывали на прочность. Юра Гагарин по воспоминаниям Нины Васильевны, учился отлично. Особенно любил арифметику. И даже тянул своего лучшего друга Пашу, с которым вместе с Ниной Васильевной проводил по несколько часов дополнительных занятий после уроков. А вот примерным поведением будущий покоритель космоса, как признавалась педагог, не отличался. Самый запоминающийся случай его шалости произошел, когда Юра начал посещать авиамодельный кружок, который, к слову, организовала Нина Лебедева.

- Юра смастерил самолетик из картона и пустил его из окна класса, - рассказывает Светлана. – Тот спланировал так лихо, что, приземляясь, влетел точно в голову проходящему рядом со школой мужчине. Возмущению этого гражданина не было предела. Он пришел к завучу и потребовал найти сорванца, который пустил в него самолет.

Завуч завела мужчину в класс, в котором сидел Юра, и строго спросила: «Кто это сделал?». На несколько секунд в кабинете повисла гробовая тишина. И тут с задней парты встал Юра Гагарин.

- Это был я, - не по годам уверенно заявил мальчишка. – Обещаю, что больше так делать не буду.

После такого признания наказывать Юру молодая учительница не стала. Наоборот, похвалила за честность.


Одна из многочисленных статей в газете про Нину Кондратенкову

Вообще, авиамодельный кружок сразу стал любимым хобби Юры Гагарина. И то, что он может стать летчиком, было видно уже тогда. Гжатск после оккупации был разгромлен. В городе даже лежали обломки сбитого фашистского самолета. Так вот, маленький Юра все свободное время проводил возле него. Забирался в кабину за штурвал и все представлял, как летит. Приговаривая при этом: «Вот если бы мне показали, как им управлять, я бы взлетел и улетел на нем».

Спустя два года пути Нины Лебедевой и Юры Гагарина разошлись. Учительница вышла замуж за военного и отправилась с супругом по городам и весям. Сначала пара попала в далекий Забайкальский край, а затем в Иркутск. Уехал из Гжатска и Юра, который окончив шесть классов, поступил в Люберецкое ремесленное училище. В очередной раз Нина Васильевна увидела своего ученика по телевизору, в тот самый знаменитый день – 12 апреля 1961-го.

- На следующий день знаменитым проснулся не только Юрий Гагарин, но и моя мама, - улыбается Светлана. – Не знаю как, но все узнали, что первая учительница Гагарина живет в Иркутске. Маму начали звать на телевидение, брать интервью.

«ЭТО МЕСТО ДЛЯ МОЕЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ»

А еще Нина Васильевна отправила своему Юре поздравительную открытку. Получить ответ от уже известного воспитанника особо не надеялась. Но Гагарин ответил! Прислал телеграмму с благодарностью.

- Жаль, но эта телеграмма потерялась, - вздыхает Светлана. – Один из журналистов во время интервью у мамы взял ее на время и не вернул. Сейчас был бы раритет. Юрий Алексеевич Гагарин поблагодарил маму, очень теплое было сообщение.

Неизвестно, встретились бы еще когда-нибудь Нина Васильевна и ее ученик, если бы осенью 1963 года педагога не пригласили в Москву на 13-й съезд профсоюзов в составе делегации от Сибири и Дальнего Востока. Проходил он в Кремлевском дворце. Когда Нина Васильевна уже заняла свое место в зале, объявили, что почетным гостем съезда станет Юрий Гагарин. И тут учительница увидела, как в нескольких метрах от нее уверенной походкой идет ее Юра. В считанные секунды космонавта облепили десятки людей. Кто-то хотел взять автограф, кто-то мечтал перекинуться с Гагариным хотя бы парой фраз, для кого-то счастьем было и простое прикосновение к этому легендарному человеку. Нина Васильевна даже и не рассчитывала, что ей удастся пробраться к своему ученику.

- Так бы и было, если бы кто-то из иркутской делегации не написал Гагарину записку о том, что в зале находится его первая учительница, - говорит Светлана. – Мама вспоминала, что наблюдала за Гагариным. Он внезапно начал оглядываться по сторонам и как будто кого-то искать в зале, но он ее не видел.

В перерыве объявили общее фотографирование. Юрий Гагарин, как и положено, сел в первом ряду. Когда Нина Кондратенкова проходила мимо, она увидела, что Юрий держит руку на стуле, который находится рядом с ним и никому не дает сесть на него.

- «Извините, я хочу, чтобы со мной рядом сфотографировалась моя учительница, она где-то здесь, - вежливо говорил всем космонавт. А когда, наконец, увидел Нину Васильевну широко заулыбался. Даже спустя более 13 лет разлуки, он узнал ее с первого взгляда.


1963 год. Москва. 13-й съезд профсоюзов. Последняя встреча Юрия Гагарина и Нины Кондратенковой

- Им удалось не только вместе сфотографироваться, но и поговорить, - продолжает Светлана. – Гагарин с удивлением спрашивал, как мама оказалась в Сибири? Как ей там живется? Она приглашала его на Байкал. Мама отмечала, что Юрий остался таким же добрым человеком, никакой звездной болезни у него не было.

Это была последняя встреча учителя и ученика. Спустя пять лет 27 марта 1968 года Юрий Гагарин трагически погиб.

- Помню, как мама плакала, - говорит Светлана. – И я маленькая вместе с ней.

В общей сложности Нина Васильевна отслужила системе образования более 40 лет - учителем, завучем и директором. Последним местом ее работы стала иркутская школа №21, где она открыла музей имени своего ученика - Юрия Гагарина. Там до сих пор помнят, как ей удалось выбить деньги для асфальтирования всех улиц вокруг школы, установки забора. В 2021 году учебному заведению планируют присвоить имя Ю.А. Гагарина. А в здании установить бюст его первой учительнице Нине Васильевне.

https://www.irk.kp.ru/daily/27262/4395569/


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Пятница, 09 Апреля 2021, 20.23.23 | Сообщение # 11
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Юрий Гагарин: хроника первого полета



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 10 Апреля 2021, 08.57.23 | Сообщение # 12
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Рассекречены документы о первых космонавтах СССР

Минобороны РФ опубликовало секретные документы, касающиеся первых космонавтов СССР. Материалы доступны на сайте ведомства в разделе «Земные орбиты покорителей космоса».
http://60cosmonauts.mil.ru/

Исторические артефакты — фотографии, удостоверения, полетное задание и прочие архивные документы — были раскрыты Минобороны к 60-летию первого полета человека в космос. В разделе можно увидеть фото непосредственно Юрия Гагарина и других членов первого отряда космонавтов — Германа Титова, Алексея Леонова. Также на сайте выложена информация о руководителе подготовки первых космонавтов Николае Каманине, инструкторе первых летчиков-космонавтов Марке Галае, летчике-фронтовике Георгие Береговом и прочих.

В подразделе, который касается первого космонавта, находятся удостоверение, полетное задание на первый космический полет, зачетные книжки, служебные характеристики, наградные листы. «Летать любит, летает смело и уверенно. В полетах смел, инициативен, настойчив», — говорится в характеристике по выпуску из 1-го Чкаловского военного авиационного училища лётчиков имени К.Е. Ворошилова. Согласно документам из училища, Гагарин налетал 166 часов. С 1957 по 1959 год, когда космонавт находился на службе в 769-м истребительном авиационном полку, к его стажу прибавилось еще 265 часов. На сайте есть копия приказа Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Малиновского о внеочередном присвоении Гагарину звания майора.

Также в разделе присутствуют электронные копии документов о присвоении 14 апреля 1961 года Юрию Гагарину звания «Летчик-космонавт СССР». Позже такие же звания получат Герман Титов и Алексей Леонов.

На сайте Минобороны уточняется, что после полетов в космос Гагарин, Леонов и Титов продолжили свое образование. Например, во время обучения в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского первый космонавт сдавал все предметы на «отлично», кроме высшей математики, по которой у него всегда стояла оценка «хорошо».

Среди людей, готовивших космонавтов к полетам, было много фронтовиков. Например, летчик-испытатель Марк Галай стал инструктором-методистом по пилотированию космических кораблей — он участвовал в обороне Москвы, получил благодарность от Сталина. После войны Галай стал испытывать новый реактивный самолет. Участник войны Николай Каманин был награжден орденом Кутузова II степени и стал кавалером ордена Суворова II степени. В момент старта и на протяжении всего полета Гагарина Каманин вел радиосвязь с космонавтом.

Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Ракета-носитель «Восток» с кораблем «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, совершила оборот вокруг Земли. Полет длился 108 минут.

9 апреля с космодрома Байконур стартовала ракета «Союз-2.1а» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-18», который получил имя «Ю.А. Гагарин». Также на ракету-носитель была нанесена наклейка с официальной эмблемой 60-летия первого в истории полета человека в космос.

https://lenta.ru/news....e=rnews


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Воскресенье, 11 Апреля 2021, 16.33.31 | Сообщение # 13
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Дочь Гагарина рассказала, что космонавт справлялся со всеми домашними обязанностями

По воспоминаниям Елены Гагариной, первый космонавт даже самостоятельно делал лампочки для новогодней елки, огни зажигались последовательно

Первый космонавт планеты Юрий Гагарин отлично справлялся со всеми делами по дому. Об этом рассказала дочь космонавта, генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина в интервью программе "Вести недели" на телеканале "Россия-1".

"Он умел делать абсолютно все: прибить гвозди, починить утюги и <...> смастерить все что угодно. И он считал, что мужчина должен все это уметь", - сказала она.

По воспоминаниям Гагариной, первый космонавт сам делал лампочки для новогодней елки, огни зажигались последовательно.

Дочь Героя Советского Союза также рассказала, что ее отца отличала способность работать в любое время суток с одинаковой эффективностью. "Небо и полеты - это было то, чем Юрий Алексеевич [Гагарин] просто болел. Ему кроме этого ничего не нужно было: быть за штурвалом самолета, осваивать новую технику, решать какие-то новые проблемы и задачи, которые ставились именно в этой области", - пояснила она.

Работу Гагарин совмещал с увлечением охотой и рыбалкой. "Особенной страстью была ловля на спининг ставридки, потом все ставридку чистили, жарили и ели с огромным удовольствием, как семечки", - добавила Гагарина.

12 апреля исполняется 60 лет первому полету человека в космос. Его совершил советский космонавт Юрий Гагарин на корабле-спутнике "Восток". Выполнив один оборот вокруг Земли, Гагарин совершил посадку в Саратовской области. Первым о его полете сообщил ТАСС.

https://tass.ru/obschestvo/11117363


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Понедельник, 12 Апреля 2021, 08.48.16 | Сообщение # 14
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Триумф человечества". Что писали о полете Гагарина иностранные газеты

Первый полет человека в космос освещали американские, французские, китайские и другие СМИ



12 апреля 2021 года исполняется 60 лет первому полету человека в космос. Его совершил советский космонавт Юрий Гагарин на корабле-спутнике "Восток". ТАСС подготовил материал о том, что газеты разных стран писали об этом событии в апреле 1961 года.

Би-би-си (Великобритания) - "Советы победили в космической гонке" (12 апреля).
Agence France-Presse (Франция) - "Советский Союз, впервые запустивший в 1957 году искусственный спутник Земли, первым достигший Луны в 1959 году, наконец, первым в прошлом году вернувший на Землю животных из космоса, только что дал миру своего Христофора Колумба космического пространства... Подобного человечество не знало" (12 апреля).
The New York Times (США) - "Советский Союз фиксирует рекорды скорости и высоты" (13 апреля).
The Time (США) - "Юрий Гагарин летал выше и быстрее, чем любой другой человек когда-либо... Внезапно многовековая мечта человека о космических путешествиях воплотилась в реальность" (21 апреля).
"Жэньминь жибао" (Китай) - "Началась новая эра покорения космоса человеком" (13 апреля). "Поразительные темпы прогресса, блестящие достижения советской науки и техники вселяют в сердца миллионов людей земного шара величайшую радость и вдохновение. Первый в мире спутник Земли, первая ракета на Луне, первая ракета на пути к Венере, первый космический корабль были построены и успешно за пущены советскими людьми. А теперь первый человек - советский гражданин, находившийся на борту космического корабля, с триумфом вернулся из полета во Вселенной" (13 апреля).
l'Humanite (Франция) - "Советский Союз открыл человеку эру космоса" (14 апреля).
Stuttgarter Zeitung (Германия) - "Первый раунд в соревновании за проникновение в космос, вне всяких сомнений, выиграли русские благодаря их великолепному достижению" (12 апреля).
San Diego Evening Tribune (США) - "Сегодня Россия выиграла гонку в космосе, запустив молодого офицера ВВС вокруг земного шара на космическом корабле и вернув его живым" (12 апреля).
Tribune de Geneve (Швейцария) - "Событие номер один XX века" (12 апреля).
El Espectador (Колумбия) - "Подвиг Советского Союза - триумф человечества" (13 апреля).
https://tass.ru/info/11116455


Qui quaerit, reperit
 
Klim-AVДата: Понедельник, 12 Апреля 2021, 10.34.25 | Сообщение # 15
Группа: Старейшина
Сообщений: 364
Статус: Отсутствует
Саня,
Больше всего раздражает, это старательное стирание надписи "СССР" на шлеме Гагарина.
современными чинушами. Сродни драпировке мавзолея в День Победы 9 мая.
Стыдятся своей истории? Так не далеко и до Ленинопада как в/на Украине.


Александр Клименчук
 
ВикторДата: Понедельник, 12 Апреля 2021, 18.55.44 | Сообщение # 16
Группа: Старейшина
Сообщений: 2737
Статус: Отсутствует
Цитата Klim-AV ()
это старательное стирание надписи "СССР"

Есть байка ,что надпись СССР появилась на шлеме в последний момент перед посадкой в корабль,написана была от руки..А кадры хроники это и показывают. ;)


Виктор Ефимов. Шпротава 1980-1981 гг.
 
СаняДата: Понедельник, 12 Апреля 2021, 20.48.29 | Сообщение # 17
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Klim-AV ()
Больше всего раздражает, это старательное стирание надписи "СССР" на шлеме Гагарина.

Надпись делали в последний момент,а фотографии без надписи могли делать и на тренировках. Ну каких журналистов допустят в кабину перед стартом?


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Среда, 28 Апреля 2021, 23.25.23 | Сообщение # 18
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Умерла вдова Юрия Гагарина

Во вторник, 17 марта, умерла Валентина Гагарина, вдова Юрия Гагарина — первого человека, совершившего полёт в космос. Ей было 84 года. Об этом сообщили в пресс-службе Центра подготовки космонавтов. Валентина Ивановна более 30 лет проработала лаборантом-биохимиком в Лаборатории медуправления ЦУП в Звёздном городке. Она также участвовала в создании музея имени своего супруга, погибшего 27 марта 1968 года во время учебного полёта на самолёте МиГ-15УТИ.



https://russian.rt.com/russia/foto/729369-valentina-gagarina-smert


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Среда, 23 Июня 2021, 17.20.30 | Сообщение # 19
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Умер сообщивший о полете Гагарина диктор



Диктор Виктор Балашов, сообщивший гражданам СССР о полете Юрия Гагарина в космос, ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщает телеканал «Россия 24».
Виктор Балашов родился 24 декабря 1924 года. В 1942 году вступил в ряды Красной Армии и участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден Орденом Отечественной войны I степени, медалью «За Отвагу», Орденом Красной Звезды, медалью «За Победу над Германией».
В 1944 году стал диктором Всесоюзного радио, а в 1947 году пришел работать в Московский телецентр, впоследствии преобразованный в Центральную студию телевидения, куда его взяли вне конкурса.
Именно Виктор Балашов 12 апреля 1961 года сообщил советским гражданам о полете в космос Юрия Гагарина.
В 1975 году вместо заболевшего генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева напутствовал космонавтов советско-американской станции «Союз — Аполлон».
В разные годы Виктор Балашов вел программы «Время», «Победители», «Клуб фронтовых друзей», «Огоньки…», «Требуются, требуются…». Работал на телевидении до 1996 года.

https://news.rambler.ru/communi....nt=news


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Вторник, 12 Апреля 2022, 07.45.06 | Сообщение # 20
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
День космонавтики 2022: история и традиции праздника

12 апреля 1961 года на земную орбиту вывели первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. С тех пор этот день в России отмечают как День космонавтики, а в мире — Международный день полета человека в космос. Как празднуют День космонавтики в 2022 году, читайте в нашем в материале



Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в честь первого полета человека в космос был утвержден День космонавтики — праздник, отмечаемый и почитаемый и сегодня.

Когда отмечается День космонавтики

Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля. Именно в этот день ежегодно празднуют День космонавтики в России.

История праздника

Освоение космического пространства всегда будоражило умы ученых и испытателей. И вот 12 апреля 1961 года корабль-спутник «Восток» был выведен в открытый космос впервые с человеком на борту. Пилотом корабля стал советский летчик-космонавт Юрий Гагарин, превратившийся после этого в символ покорения космоса и ставший одним из самых известных людей XX века. Знаменательным пуском руководили Сергей Королев, Леонид Воскресенский и Анатолий Кириллов. Старт корабля прошел успешно, и после отделения последней ступени ракеты-носителя «Восток» совершил свободный полет вокруг нашей планеты.

Облет земного шара занял 108 минут, после чего корабль приземлился в запланированном месте в 10 часов 55 минут по московскому времени близ деревни Смеловка в Саратовской области.

По современным оценкам успешный исход полета составлял не более 46 процентов, на что тогда сильно влияла спешка, с которой готовили первый полет человека в космос. К тому же, не было доподлинно известно, как может отразиться пребывание в космосе на психике человека. Но к счастью, все прошло лучшим образом.

Позже космонавт Герман Титов предложил учредить День космонавтики как в Советском Союзе, так и во всем мире. В ноябре 1968 года на Генеральной конференции Международной авиационной федерации приняли решение утвердить 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики. А 7 апреля 2011 года на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, которой 12 апреля провозглашалось Международным днем полета человека в космос.

Это событие — колоссальный шаг для всего человечества, открывший людям управляемое исследование космоса.

Традиции праздника

В честь праздника в регионах проводятся многочисленные мероприятия, показы фильмов, образовательные программы. В этот день принято чествовать ученых, инженеров, конструкторов, летчиков-космонавтов и всех тех, кто имеет отношение к космической отрасли.

В некоторых странах проводится акция под названием «Юрьева ночь», названная так в честь Юрия Гагарина, призванная рассказать и показать как можно больше об исследовании космоса и подтолкнуть молодые поколения на новые открытия.

Дети же в День космонавтики запускают в небо модели ракет, сделанные своими руками, посещают планетарии, где узнают о строении солнечной системы, и примеряют на себя скафандр.

Несмотря на то, что с каждым годом первый полет человека в космос все дальше от нас, важно помнить, какая огромная работа была проделана, чтобы это совершилось. И сегодня в космической отрасли трудятся сотни тысяч людей, сделав полеты в космос реальностью.

https://www.kp.ru/family/prazdniki/den-kosmonavtiki/


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Вторник, 12 Апреля 2022, 09.10.40 | Сообщение # 21
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Бюст Юрия Гагарина торжественно открыли в День космонавтики в столице Камбоджи


ХАНОЙ, 12 апреля. /ТАСС/. Торжественная церемония открытия бюста советского космонавта Юрия Гагарина прошла во вторник в столице Камбоджи. Как сообщили ТАСС в российском посольстве в Пномпене, работа скульптора Алексея Леонова, переданная в дар городу фондом "Диалог Культур - Единый Мир", установлена на территории Технологического института Камбоджи, построенного и открытого при поддержке Советского Союза в 1960-х.

Посол России в Камбодже Анатолий Боровик акцентировал внимание на значимости Дня космонавтики, объединяющего страны и человечество на пути к прогрессу. "12 апреля 1961 года Юрий Гагарин увидел первым то, что человечество еще никогда не видело, - нашу планету со стороны", - сказал дипломат. Он подчеркнул, что Россия, открывшая человечеству дорогу в космос, неизменно выступает за широкое международное сотрудничество в его мирном освоении. "Мы верим в то, что новые поколения исследователей достойно продолжат традиции своих предшественников", - отметил посол.

Глава дипмиссии выразил благодарность фонду "Диалог Культур - Единый Мир" и Технологическому институту, благодаря которым в Камбодже появился памятник первому космонавту планеты. Посол указал на ведущий вклад вуза (ранее - Высший технический институт имени кхмеро-советской дружбы) в подготовку технических кадров королевства.

Дипломат напомнил, что Россия и Камбоджа традиционно придают важное значение двустороннему партнерству в сфере образования и подготовки кадров. За долгие годы дружбы и сотрудничества в Советском Союзе, а затем в России получили образование и были подготовлены свыше 8 тыс. квалифицированных камбоджийских специалистов, многие из которых теперь успешно работают в различных отраслях народного хозяйства и занимают руководящие должности в государственных организациях Камбоджи. В числе тех, кто получил образование в СССР и России, есть три министра действующего правительства, большое количество заместителей министров.

Образовательное сотрудничество Москвы и Пномпеня успешно продолжается и в новое время. По предоставляемым правительством РФ образовательным квотам ежегодно сотни камбоджийских абитуриентов едут учиться в российские вузы.
https://tass.ru/obschestvo/14350597


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 10 Декабря 2022, 19.03.01 | Сообщение # 22
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Роскосмос инициировал снятие грифа секретности с личного дела космонавта Юрия Гагарина

В документах раскрываются некоторые подробности его жизни. Об этом сообщается в журнале "Русский космос".



https://t.me/truekpru/101204


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 10 Декабря 2022, 19.06.30 | Сообщение # 23
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
В детстве голодал, в партию вступил за год до полета: рассекречено личное дело Юрия Гагарина

На каждого советского человека заводили папку под названием "Личное дело". Папка хранилась в сейфе, и посмотреть ее содержимое человек не мог никогда. Главный вывод: про Гагарина зачем-то скрывали довольно обычные факты (https://www.kp.ru/daily/27482.5/4690702/?from=tg), представляющие теперь большой исторический интерес, но сами по себе не содержащие ничего «жареного». Например, в личном деле есть документ, написанный самим Гагариным, где он объясняет, почему бросил школу в 7-м классе и поехал учиться в ремесленное училище в Москве, причиной был голод.

Теплилась некая надежда, что документы прольют свет на тайну его гибели. Но, в них лишь краткое сообщение: "27 марта 1968 года погиб при исполнении служебных обязанностей в результате катастрофы самолета". Что ж, никаких сенсационных сведений о Гагарине папка не принесла.









https://t.me/sashakots/37572


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Четверг, 12 Января 2023, 22.21.34 | Сообщение # 24
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Сергей Королев: человек, опередивший время

Сегодня, 12 января, исполнилось 116 лет со дня рождения выдающегося русского конструктора Сергея Королева – отца отечественной космической программы. Его жизнь была полна удивительных и масштабных событий, а проекты, которое он оставил после себя, составляют славу российской космонавтики и по сей день. ФАН предлагает своим читателям вместе вспомнить, как жил и создавал будущее для всего мира этот выдающийся человек.



Происхождение легендарного конструктора
Сергей Королев родился поздним вечером 30 декабря 1906 (12 января 1907) года в городе Житомире в семье учителя русской словесности и дочери купца из Нежино. В возрасте трех лет его перевезла к себе бабушка, жившая в этом городе.

Споры о том, какой национальности был Сергей Королев, не утихают до сих пор. Немного ясности в этот вопрос в комментарии для ФАН попытался внести историк Александр Свистунов.

«Известно, что Королев родился на территории современной Украины, и на основании этого факта его иногда относят к украинцам. Хотя, скорее, было бы правильным сказать, что он был подданным Российской империи, поскольку Украины в политическом смысле тогда никакой не было.

И отец, и мать Королева в быту говорили исключительно на русском. С литературным украинским будущий ракетостроитель, конечно, был знаком хотя бы из школьной программы, однако владел им скверно, в чем сам признавался. Кроме того, уже с 1926 года, после переезда в Москву, Королев во всех документах фигурировал именно как русский».



Страсть к небу
4 июня 1911 года в Нежине состоялось событие, сильно повлиявшее на будущего конструктора: туда приехал один из первых русских летчиков, популяризатор воздухоплавания и авиации Сергей Уточкин. Показательный полет, устроенный энтузиастом, потрясло мальчика: на его глазах сказочный ковер-самолет стал реальностью. Позже он восхищенно рассказывал своей матери об этом событии.

В итоге молодой человек решил связать свою жизнь с авиацией: в 1924 году он поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, а уже осенью 1926 года перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана. Там он получил известность как подающий надежды авиаконструктор, а в 1929 защитил дипломную работу под руководством Андрея Туполева, впоследствии перейдя к нему на работу. В его ЦАГИ Королев спроектировал планеры «Коктебель» и «Красная Звезда», а также легкий самолет СК-4.



Знакомство с Константином Циолковским стало ещё одним поворотным моментом в карьере начинающего конструктора: под его влиянием он загорелся идеей построить ракетоплан. Вместе с единомышленниками Королев создал группу изучения реактивного движения (ГИРД), которая уже в 1932 году превратилась в государственную научно-конструкторскую лабораторию по разработке ракетных летательных аппаратов. Благодаря ее работе были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

Период с 1933 по 1938 года оказался крайне продуктивным в профессиональной жизни Королева: работая в реактивном научно-исследовательском институте НК ВиМД СССР под руководством конструктора Ивана Клейменова, он смог довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — «217» с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — «212» с жидкостным ракетным двигателем.



Великие достижения
Прорывом в карьере Сергея Королева, который окончательно поставил его на путь освоения космоса, стало изучение трофейной немецкой ракеты Фау-2, способной достигнуть околоземной орбиты. В 1948 году он начал летно-конструкторские испытания ее советского аналога — баллистической ракеты Р-1, и в 1950 году успешно сдал ее на вооружение.

После этого успеха в распоряжение Королева было передано ОКБ-1 НИИ-88 МВ СССР, где он вместе с коллегами работал над различными модификациями ракеты Р-1. В 1956 году под его руководством была разработана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, впоследствии взятая на вооружение армией.



Благодаря разработкам на благо безопасности государства, Королеву удалось приблизить и наступление космической эры для человечества. 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Впоследствии Королевым и его конструкторским бюро ОКБ-1 велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.



Однако главным достижением Сергея Павловича, благодаря которому он и вошел в историю, стала отправка человека в космос. 12 апреля 1961 года на разработанном под его руководством корабле «Восток-1» туда отправился Юрий Гагарин. Путешествие было недолгим: космическое судно сделало только один виток, поскольку никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости. За подготовку первой в истории человечества космической экспедиции Королев был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.



Впоследствии на околоземной орбите — каждый на своем «Востоке» — побывали такие космонавты, как Герман Титов, Павел Попович, Андриян Николаев, а также Валентина Терешкова. Однако Королев продолжал раздвигать рамки возможного — и вот 12 октября 1964 года на уже более сложном корабле «Восход» сквозь небесную твердь пробились сразу три человека. А 18 марта 1965 года состоялся первый в мире выход в открытый космос, который осуществил Алексей Леонов. .

Внезапная смерть прервала череду фантастических побед Королева. 5 января 1966 года он лег на операцию по удалению полипов из прямой кишки, которая пошла не по плану — выяснилось, что вместо малоопасных новообразований у конструктора злокачественная опухоль величиной с кулак, которую решено было вырезать. Королев умер, не приходя в сознание, прямо на операционном столе, не выдержав последствий хирургических вмешательств.



Наследие
Некоторые идеи, которые Королев не успел воплотить при жизни, были реализованы его учениками. Речь идет, в частности, о долговременной орбитальной станции с бытовым отсеком, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования.

Конструктор составил чертежи станции, согласно которым в ней предусматривалась автоматическая стыковка с другими космическими кораблями — прямо на орбите. В 1986 году, через 20 лет после смерти конструктора, проект был реализован в советской космической станции «Мир».



Средства доставки людей и грузов в космос также принципиально не поменялись со времен Королева. Разработанные им корабли и ракеты-носители серии «Союз» с течением времени лишь модернизировались, оставаясь все тем же надежным способом выйти на околоземную орбиту, что и 60 лет назад.



Не только первый человек в космосе, но и на Луне мог оказаться достижением нашей инженерной мысли. Королев загорелся идеей отправки людей на спутник земли еще в середине 50-х годов, и глава СССР Никита Хрущев всячески поддерживал инициированную тем «лунную программу». Однако отставка Первого секретаря ЦК КПСС в 1964 и последовавшая спустя два года смерть конструктора не позволили реализоваться этим смелым и амбициозным планам.
Также под руководством Королева разрабатывались пилотируемые космические корабли для межпланетных перелетов. Подробно об этом в интервью для ФАН рассказал один инженеров-конструкторов космической техники, работавших под его началом — кандидат в космонавты, разработчик проектов экспедиций на Марс и Луну Владимир Бугров.



«В постановлении правительства от 10 декабря 1959 года нашему конструкторскому бюро было предписано создать пилотируемые станции для полетов к другим планетам, а также станции обитания на них. Имелись в виду Марс и Венера. Про последнюю тогда еще ничего не знали, считали ее подходящей для посещения человеком.

Если говорить конкретно по межпланетной программе, то в ОКБ-1 был отдел под руководством Михаила Тихонравова, где разрабатывался тяжелый межпланетный корабль. К 1962 году возник вопрос о том, что нужно определить место этого корабля в перспективе. Сергей Королев поручил мне разработать концепцию пилотируемой экспедиции на Марс. В итоге я рассчитал большое количество различных вариантов полета, придумал компоновки, подготовил проект с вехами такой экспедиции..



Этот проект, по существу, послужил основой доклада Сергея Королева в конце августа 1962 года на большой межведомственной комиссии под председательством Мстислава Келдыша. В этом докладе он представил перспективы нашей космонавтики и главную цель создания тяжелой ракеты Н1 для экспедиции на Марс..



Комиссия все одобрила, а утвержденные параметры ракеты были такими, что она должна была выводить на околоземную орбиту 75 тонн модулей. Из них на околоземной орбите предполагалось собрать комплекс для того, чтобы осуществить экспедицию на Марс. Это и был главный замысел Сергея Королева, который он не успел реализовать».



По всей видимости, эти смелые планы предстоит воплощать в жизнь уже новым поколениям конструкторов. Справедливости ради, надо отметить, что им будет куда легче, чем Королеву — оставленное им наследие, в том числе, в части незавершенных проектов, открывает большой простор для исследования космического пространства.

Автор: Игнат Старцев

https://riafan.ru/23843097-sergei_korolev_chelovek_operedivshii_vremya


Qui quaerit, reperit
 
Форум » ИСТОРИЯ АВИАЦИ И ПВО » КОСМОС » Автобус для космонавта
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

SGVAVIA © 2008-2023
Хостинг от uCoz