• Страница 10 из 11
  • «
  • 1
  • 2
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • »
Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
Авиации СГВ форум » ИСТОРИЯ АВИАЦИ И ПВО » Авиационные училища СССР » Ворошиловградское высшее военное авиационное училище
Ворошиловградское высшее военное авиационное училище
marsi2TДата: Вторник, 14 Апреля 2015, 23.10.14 | Сообщение # 271
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
dreft, очень приятно! Да, знакомая, родная ул. Красная. Там же в Верхнем (Переездная) за пригорком на ул. Набережной, прямо возле Донца (река Северский Донец), родилась и жила моя мама. Мой прадед работал на Содовом заводе, а бабушка проучилась некоторое время в Лисичанском аэроклубе. Не доучилась - не прошла по зрению. Приехали они в Верхнее в 1934г. А до этого жили в Сватово. Так что мы с Вами дважды земляки! А по поводу ветеранов - совершенно с Вами согласна. Мои дедушка и бабушка Алёшины (семья П.Ф. Алёшина-курсанта ВВАШ - папина линия) почти ничего о войне не рассказывали, уходили от разговоров. Кстати, жили они в р-не шахты им. Мельникова - в противоположной стороне от Переездной.

Сообщение отредактировал marsi2T - Вторник, 14 Апреля 2015, 23.11.02
 
dreftДата: Вторник, 14 Апреля 2015, 23.34.35 | Сообщение # 272
Группа: Эксперт
Сообщений: 47
Статус: Отсутствует
Цитата marsi2T ()
а бабушка проучилась некоторое время в Лисичанском аэроклубе.


Лисичанский аэроклуб в 1938-ом году. marsi2T ! Бабушки Вашей там нет на фото, случайно?



Из известных на фото в первом ряду сидит , откинувшись на спинку стула , начальник лётной части аэроклуба Троян Владимир Федосеевич 1910 г.р..(Если не считать ребёнка, то пятый справа). А вот первый справа , что держит ребёнка, это инструктор 4-й Эк с фотографии ниже.
Могу сильно ошибиться , но инструктор четвёртой эскадрильи – немец и был в в 1941-ом году отправлен на спецпоселение в Сибирь, как и все советские немцы.



Эту фотографию взял из интернета и разрешение её плохое, фамилии не читаются. Выпуск 1938-го года, 4-я эскадрилья курсантов (Эк).
Прикрепления: 1666120.jpg (1011.1 Kb) · 1785086.jpg (67.7 Kb)


Сообщение отредактировал dreft - Пятница, 17 Апреля 2015, 20.13.18
 
marsi2TДата: Четверг, 16 Апреля 2015, 21.17.50 | Сообщение # 273
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
dreft, очень интересные фото! К сожалению, нашей бабушки здесь нет... это было бы еще одним чудом...
 
dreftДата: Четверг, 16 Апреля 2015, 23.40.59 | Сообщение # 274
Группа: Эксперт
Сообщений: 47
Статус: Отсутствует
Цитата marsi2T ()
dreft, очень интересные фото!

Да , эта фотография и другая , курсанты ВВАШ в 1941 году были предоставлены мне Директором Лисичанского краеведческого музея Блидченко Петром Михайловичем и я их перефотографировал в 2010-ом году.

Прикрепления: 1136393.jpg (775.8 Kb)


Сообщение отредактировал dreft - Четверг, 16 Апреля 2015, 23.44.33
 
marsi2TДата: Пятница, 17 Апреля 2015, 23.14.01 | Сообщение # 275
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
dreft, спасибо. Хорошо, что есть такие отзывчивые директора краеведческих музеев. МБ удастся еще побывать в Лисичанске и увидеть все своими глазами.
 
am33Дата: Воскресенье, 10 Мая 2015, 23.57.09 | Сообщение # 276
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 2
Статус: Отсутствует
Здравствуйте товарищи.
Помогите найти некоторые ответы, где списки (характеристики) курсантов 11-й военной школы пилотов ВВС в РГВА или на Украине?
А может есть фотография выпуска 12.35 и что это за выпуск: летчики, штурманы, бомбардировщики или смешанные (Освоил скоростной бомбардировщик «СБ»)?
С 12.33 по 12.35 курсант 11-й военной школы пилотов ВВС имени Пролетариата Донбасса, г. Луганск. Выпустился младшим лейтенантом

Скорняков Леонид Иванович, 1909 г.р., в Китае с 27.5.38 г., старший лейтенант, командир экипажа СБ.
Погиб 18.08.38 г. Указом ПВС СССР от 22.02.39 г. награжден орденом Красного Знамени. Похоронен в Наньчане.
Информация из списков захоронения
Фамилия Скорняков
Имя Леонид
Отчество Иванович
Дата рождения/Возраст __.__.1909
Воинское звание ст. лейтенант
Дата смерти 17.08.1938
Страна захоронения Китай
Регион захоронения провинция Цзянсу
Место захоронения г. Нанкин
Могила в Наньчане
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=262079658
Прикрепления: 0181152.jpg (33.2 Kb)


Сообщение отредактировал am33 - Понедельник, 11 Мая 2015, 00.01.57
 
am33Дата: Вторник, 12 Мая 2015, 23.54.16 | Сообщение # 277
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 2
Статус: Отсутствует
А вот и фотография выпуска 1935 года, фото передал внук Скорнякова Валерий.
Скорняков Леонид Иванович, 1909 г.р
На первой большой фото из Летной школы мой дед третий справа в нижнем ряду. На второй фото он слева в первой шеренге
http://s1.radikale.ru/uploads....ull.jpg
статусы ру


Сообщение отредактировал am33 - Вторник, 19 Мая 2015, 12.13.47
 
ГеннадийДата: Четверг, 28 Мая 2015, 17.01.05 | Сообщение # 278
Группа: Модератор
Сообщений: 26517
Статус: Отсутствует
Цитата la3er ()
Здравствуйте, мой прадед Светличный Семен Устинович, родился в 1913 г. После школы и птицеводческого с/х техникума по 1-му Сталинскому набору поступил в Ворошиловградское летное училище, потом служил в Кировограде, потом в Бельцах (Молдавия) в 55иап. Погиб 5 июля, но за эти 13 дней успел сбить 2 самолета.

Я получил такое письмо от коллеги из Швейцарии:

"Kann ich Sie um ein gefallen bitten ?

Koennen Sie bitte diese Frau in Ihre SGB Avia kontaktieren und meine
email angeben ? Ich habe weitere informationen ueber ihre Grossvater.
Danke
MFG
Alex

la3er
Дата: Четверг, 09 Апрель 2015, 08.50.43 | Сообщение # 253"


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
la3erДата: Четверг, 28 Мая 2015, 20.25.14 | Сообщение # 279
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Здравствуйте, Геннадий.
Насколько я поняла, есть информация о моем деде и нужен мой адрес?
Зовут меня Елена, la3er@list.ru .
 
ГеннадийДата: Четверг, 28 Мая 2015, 22.14.13 | Сообщение # 280
Группа: Модератор
Сообщений: 26517
Статус: Отсутствует
Елена, переслал Вам письмо Алекса. Удачи!

С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
dreftДата: Четверг, 18 Июня 2015, 07.49.47 | Сообщение # 281
Группа: Эксперт
Сообщений: 47
Статус: Отсутствует

Командир звена Вовк Дмитрий Григорьевич.
В 1944 году не вернулся с боевого задания. Награжден орденом "Красная Звезда". Был в 1944 году лейтенантом 102 АП 1 АД. Пилот Ли2..
О гибели Вовк Д.Г. в книге Горностаева Н.М. "Мы воевали на Ли2".(...Из того же полета не вернулся и экипаж Дмитрия Григорьевича Вовка, чернобрового крепыша, весельчака, никогда не унывающего летчика. Незадолго до гибели пилота его Ли-2 попал над целью в такую переделку, что по всем законам должен был бы упасть. Вовк привел его на свой аэродром, выбрался из разбитого самолета, улыбнулся: «Я его на собственных руках домой дотащил. Будем жить!» Ошибся Дмитро. ...)
Около двадцати авиаполков воевали на Ли2, лицензионных "дугласах".

Черножук Григорий Афанасьевич, кавалер 3-х боевых орденов (Красного Знамени ,Красной Звезды,Отечественной войны 2-й ст.) ,

Великанов Григорий Яковлевич - капитан морской авиации, награжден Орденами : 2-я Красного знамени(29.09.1942,29.11.43г) Отечественной войны 1-й ст.(06.11.44г.)

На фото, кроме указанных - Науменко С.И., Витковский В.С., Дубовой Н.П., Боровской М.М., Куринный И.Е. Деревянко И.С., Ажиппа И.Д. Мартыненко В.И. .

Мартыненко Василий Иванович 1919 г.р... награждён орденом Красной Звезды 21 февраля 1945 г., когда был командиром звена 17-й РПАЭ (авиаперегоночной эскадрилии ) Воевал, совершил 25 боевых вылетов на Северо-Западном и Воронежском фронтах командиром звена 201-го СБАП . самолёты СБ, "Бостон".
Витковский Владимир Степанович 1919 г.р.. награждён орденом Красной Звезды 14-го октября 1945-го года и служил в данный период заместителем командира роты тяжёлых танков по технической части в 33-м отдельном танковом батальоне в звании мл.л-та.
Прикрепления: 3823976.jpg (266.4 Kb)


Сообщение отредактировал dreft - Четверг, 18 Июня 2015, 21.56.17
 
NikolayДата: Понедельник, 05 Октября 2015, 18.48.53 | Сообщение # 282
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 3
Статус: Отсутствует
немного информации из прессы по луганскому аэроклубу:
http://snachki.narod.ru/vospitanie/CCO/voenisaz13.htm

В декабре 1936 года в Луганске, как и по всей стране, был поддержан призыв московского рабочего Н.Н.Крупчатникова о подготовке в кротчайшие сроки в аэроклубах 150 тысяч лётчиков.
http://snachki.narod.ru/vospitanie/CCO/voenisaz12.htm
 
БессарабецДата: Пятница, 13 Ноября 2015, 17.51.33 | Сообщение # 283
Группа: Поиск
Сообщений: 217
Статус: Отсутствует
ПИНДЮР Борис Иосифович, 1912 г.р. с 02.1932 учился в военной школе пилотов в Ворошиловограде.


Пиндюр Борис Иосифович родился 18 июля 1912 года в г. Остров Белостоцкой области. Украинец. Летчик –истребитель. В Красной Армии состоит с 22 февраля 1932 года. В Великой Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 года. Призван Харьковским РВК г. Харьков.
« Пиндюр Борис Иосифович – Партии Ленина – Сталина и Социалистической родине предан. За время Отечественной войны против немецких фашистских захватчиков произвел более 180 боевых вылетов, из них 20 вылетов на штурмовку танков, автомашин и войск противника. В воздушных боях ведет себя мужественно, держится храбро, умно, тактически правильно. Умеет трезво оценить обстановку и найти правильное решение даже в трудный момент. Этому же учит своих подчиненных. Им лично уничтожено 8 фашистских стервятников и 8 немецких самолетов в группе с другими летчиками. В боевой деятельности капитана Пиндюр имеются случаи, когда он встречался с превосходящими силами противника, один против шести и в данном случаи вышел Победителем, уничтожив одного и обратив в бегство остальных. В большинстве вылетов был ведущим группы. За хорошее и отличное выполнение боевых заданий имеет ряд благодарностей Командующего ВВС 1-й Ударной Армии С.З.Ф. Достоин правительственной награды Ордена «Красное Знамя. Командир 434 ИАП Герой Советского Союза майор Клещен».
П Р И К А З
ВОЙСКАМ СТАЛИНГРАДСКОГО ФРОНТА
по личному составу ВВС
31 июля 1942 г. № 4/ Н Действующая Армия

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, НАГРАЖДАЮ :

ОРДЕНОМ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»

24. ПИНДЮР БОРИСА ИОСИФОВИЧА Командира звена 434 истребительного
авиационного полка

КОМАНДУЩИЙ ВОЙСКАМИ СТАЛИНГРАДСКОГО ФРОНТА
ГЕНЕРАЛ - ЛЕЙТЕНАНТ / ГОРДОВ/
ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА СТАЛИНГРАДСКОГО ФРОНТА /ХРУЩЕВ
« Пиндюр Б.И. с первого дня Отечественной войны находится в действующей Армии. С 22.6.41 г. по 29.10.41 г. в составе 42 Истребительного авиационного полка Брянского фронта. На этом фронте в воздушных боях был ранен. С 1 января 1942 года по 20 мая 1942 года в 744 Истребительном авиационном полку Северо – Западного фронта. С 22 мая по октябрь месяц 1942 года в составе Ясовой Сталинградской группы на Сталинградском фронте. За период боевой работы Пиндюр имеет 200 боевых вылетов и в любой сложности провел до 100 воздушных боев в которых сбил одиннадцать самолетов противника. Достоин правительственной награды – орден Ленина».
П Р И К А З
ВОЙСКАМ ЮГО - ЗАПАДНОГО ФРОНТА

28 февраля 1943 года № 0288 Действующая Армия

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Н А Г Р А Ж Д А Ю :

ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ .

9. капитана ПИНДЮР Штурмана 814 Истребительного Авиационного
БОРИСА ИОСИФОВИЧА полка 207 Истребительной Авиадивизии.

КОМАНДУЮЩИЙ ВОЙСКАМИ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ГЕНЕРАЛ АРМИИ
/ ВАТУТИН/
ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ
/ЖЕЛТОВ/
: « Пиндюр Б.И. с первых дней Отечественной войны находился на ее фронтах. Участвовал на Брянском, Северо – Западном и Сталинградских фронтах. В 5 ГИАП прибыл в июле месяце 1942 года. За весь период участия в Отечественной войне тов. Пиндюр провел 263 боевых вылета. Провел 157 воздушных боев, в которых лично сбил 14 и в группе 8 самолетов противника. Тов. Пиндюр награжден двумя орденами Красного Знамени: первым орденом награжден на Сталинградском фронте за 3 сбитых самолета противника 31.7.1942 г., вторым орденом награжден на Юго-Западном фронте за 2 сбитых самолета противника и лично уничтоженных три немецких офицера в х. Коськовка. После второй награды Пиндюр произвел 53 боевых вылета. В проведенных 8 воздушных боях сбил 3 и подбил 2 самолета противника. Сбитые самолеты противника подтверждены летчикам, участвующими в воздушных боях. За период боевой работы и нахождения в должности командира эскадрильи в 5 ГИАП, тов. Пиндюр показал свои боевые качества командира и воздушного бойца. Он обладает всеми качествами боевого летчика истребителя. Находит выход в сложной воздушной обстановке и быстро распознает тактику и уловки противника, знает его положительные и отрицательные стороны. Высоко ценит качества советского истребителя. Умело их использует в воздушных боях. В полку пользуется авторитетом и уважением. ВЫВОД: За отличную боевую работу, 3 сбитых и 2 подбитых самолета противника достоин Правительственной награды ордена Отечественной войны 1 степени».

П Р И К А З
17 ВОЗДУШНОЙ АРМИИ 3 УКРАИНСКОГО ФРОНТА

17 января 1944 г. № 9/ 03 Действующая Армия

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, - НАГРАЖДАЮ :

ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ .

3. Гвардии майора ПИНДЮР Командира эскадрильи 5 Гвардейского истребительного
БОРИСА ИОСИФОВИЧА авиационного полка

КОМАНДУЮЩИЙ 17 ВОЗДУШНОЙ АРМИЕЙ ГЕНЕРАЛ – ЛЕЙТЕНАНТ АВИАЦИИ
/ СУДЕЦ/
Прикрепления: 8209242.jpg (32.5 Kb)


Сообщение отредактировал Бессарабец - Суббота, 14 Ноября 2015, 06.47.07
 
БессарабецДата: Суббота, 14 Ноября 2015, 07.10.01 | Сообщение # 284
Группа: Поиск
Сообщений: 217
Статус: Отсутствует

25 октября 2012 года в с. Ламбровке Тарутинского района Одесской области был открыт памятник Пиндюр Б.И.
Фамилия Пиндюр
Имя Борис
Отчество Иосифович
Дата рождения/Возраст __.__.1912
Место рождения Белостокская обл., г. Остров
Последнее место службы 9 сак 164 иап
Воинское звание гв. майор
Причина выбытия иная причина смерти
Дата выбытия 26.08.1944
Первичное место захоронения Молдавская ССР, Бородинский р-н, с. Гофнунгсталь
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 405
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=5014978

Паспорта захоронения в ОБД нет...
Прикрепления: 0534737.jpg (85.5 Kb)
 
NikolayДата: Четверг, 10 Декабря 2015, 21.21.14 | Сообщение # 285
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 3
Статус: Отсутствует
Цитата kolo-mila-ya ()
Резкое увеличение выпуска военных самолетов потребовало и увеличения числа авиационных кадров: летчиков, штурманов, техников и других специалистов. Правительством было принято решение о создании ряда авиационных училищ. Нарком обороны наш земляк Климент Ворошилов предложил создать одно из них в Луганске. Он сказал: «Надо научить горняцкую молодежь летать».
Где выбрать место для строительства? В 1930 г. окраина города была там, где сейчас находится Луганский национальный университет им. Т.Г.Шевченко. На юго-восток не было ни одного строения, ни одного дерева — расстилалась степь, на которой пасли скот и косили сено. Частично поля использовали под пахотные земли. Обширная равнина вокруг кургана Острая Могила наиболее подходила для аэродрома. Специалисты и выбрали местность между курганом Острая Могила и поселком Вергунка. Ровная, открытая со всех сторон местность, благоприятствовала базированию авиации. Единственным недостатком было отсутствие воды.
В ноябре 1930 года начался подвоз стройматериалов с железнодорожной станции «Третий километр». Копались котлованы под здания, канавы под водопровод. Подвоз материалов и оборудования осуществлялся на лошадях, так как автомашин в то время в достаточном количестве еще не было. И рабочие, и специалисты-летчики из города ходили на стройку пешком.


Согласно информации, опубликованной в газете "Луганская правда" в 1930 году, следует, что в начале октября 1930 года, по инициативе Осоавиахим, принято решение о создании в Луганске школы гражданской (!) авиации, рассчитанной на обучение 20 летчиков. Также сказано, что строительство школы начнется в январе 1931 года, а откроется она весной 1931 года.
Для этой школы Всеукраинский совет Осовиахима выделил 30 тысяч рублей, луганский горсовет - 10 тысяч рублей. И еще луганский городской совет Осовиахима должен был собрать недостающие 20 тысяч рублей.

В декабре 1930 году информация об этой школе еще раз продублирована в "Луганской правде", о том, что ее строительство только начнется в начале 1931 года. О том, что в Луганске будет строится военная школа, в 1930 году, в местной газете - не упоминалось.
 
NikolayДата: Воскресенье, 20 Декабря 2015, 17.21.48 | Сообщение # 286
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 3
Статус: Отсутствует
Цитата kolo-mila-ya ()
Обширная равнина вокруг кургана Острая Могила наиболее подходила для аэродрома. Специалисты и выбрали местность между курганом Острая Могила и поселком Вергунка. Ровная, открытая со всех сторон местность, благоприятствовала базированию авиации. Единственным недостатком было отсутствие воды.
В ноябре 1930 года начался подвоз стройматериалов с железнодорожной станции «Третий километр». Копались котлованы под здания, канавы под водопровод. Подвоз материалов и оборудования осуществлялся на лошадях, так как автомашин в то время в достаточном количестве еще не было. И рабочие, и специалисты-летчики из города ходили на стройку пешком.
Интенсивное строительство зданий школы началось весной 1931 года.


Из информации, опубликованной в газете "Луганская правда" за 1 марта 1931 года, следует, что согласно плану - 5 января 1931 года должно было начаться строительство железнодорожной ветки от ж.д. станции Луганск к Острой Могиле, протяженностью 9 км. Проложить ее должны были - к 15 февраля 1931 года. Однако, ее строительство началось с опозданием - 15 января. По состоянию на 01.03.1931 было выполнено только примерно 40 % работ. Строители этой ж.д. ветки, которых было 300 человек, жили в очень ужасных условиях.

22 февраля 1931 года, во исполнение решения IХ съезда ВЛКСМ (январь 1931 г.), в Луганске состоялся авиа-вечер, посвященный взятию шефства луганской комсомольской организации над луганской школой военных пилотов. О подробностях этого вечера, в газете информация не публиковалась - только анонс.

Больше упоминания о луганской школе пилотов или ходе ее строительства, за первое полугодие 1931 года в "Луганской правде" не было.
 
председательДата: Воскресенье, 14 Февраля 2016, 23.43.59 | Сообщение # 287
Группа: Новичок
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует
Здравствуйте! На странице посвященной Ворошиловградской школе пилотов нашел две групповых фотографии выпускников 1941г.На одной из них(второй) есть фотография подписанная - ФЕДЯКИН (в правом верхнем углу).Несколько лет назад ко мне обращался другой человек ,тоже Федякин ,коллега по работе, с просьбой посмотреть по данным ОБД"Мемориал" информацию о его двоюродном деде ,по семейным преданиям ,летчике или курсанте авиационного училища ,перед войной он приезжал в отпуск домой ,но после начала войны сведений о его судьбе у семьи нет. В ОБД ничего не нашлось ,и вот случайно увидел это фото ,черты лица показались мне знакомыми ,я скопировал фотографию и показал ее своему коллеге ,тот показал ее своему отцу. По его словам очень похож на их родственника. Вопрос , у кого возможно узнать имя отчество Федякина с группового фото выпускников ?может быть имеются даже какие либо сведения о судьбе его? Заранее спасибо.
 
ГеннадийДата: Среда, 23 Марта 2016, 00.40.48 | Сообщение # 288
Группа: Модератор
Сообщений: 26517
Статус: Отсутствует
Цитата председатель ()
есть фотография подписанная - ФЕДЯКИН (в правом верхнем углу).Несколько лет назад ко мне обращался другой человек ,тоже Федякин ,коллега по работе, с просьбой посмотреть по данным ОБД"Мемориал" информацию о его двоюродном деде ,по семейным преданиям ,летчике или курсанте авиационного училища ,перед войной он приезжал в отпуск домой ,но после начала войны сведений о его судьбе у семьи нет. В ОБД ничего не нашлось

Вы просмотрели ВСЕ 783 (семьсот восемьдесят три) записи в ОБД?
https://www.obd-memorial.ru/html....19&p=40


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
Алексей6340Дата: Понедельник, 16 Мая 2016, 22.39.08 | Сообщение # 289
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 2
Статус: Отсутствует
Здравствуйте

Мой дед - Шариков Дмитрий Федорович, поступил в училище в мае 1941го. Вместе с училищем в 42м был эвакуирован в Уральск (там и познакомился с моей бабушкой).
Проблема в том, что с 1949 и до пенсии дед служил в МГБ (КГБ), и в армейских архивах нет ничего, причина ухода из авиации дед не рассказывал, но всю жизнь хромал и ходил с палочкой...

на фото дед справа, крайний...

Прикрепления: 8870825.jpg (53.5 Kb)
 
habubДата: Пятница, 10 Июня 2016, 21.28.25 | Сообщение # 290
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует

Ковалев Степан Емельянович 1918 г.р.- военный летчик, выпускник Ворошиловградского летного училища (год поступления – 1938) рассказывал, что в 1938 г. училище готовило как летчиков истребительной, так и летчиков бомбардировочной авиации. В частности, он начал обучение в качестве летчика-бомбардировщика. Позже ему было предложено, с учетом личных данных, перейти на курс истребителей, что он и сделал. Однако, ближе ко времени окончания училища, в ВВС СССР была проведена специализация летных училищ, т.е. училища стали готовить или истребителей или бомбардировщиков. (Это было сделано, в том числе, и с целью унификации снабжения ). Ворошиловградское было определено, как училище бомбардировочной авиации. Таким образом, Ковалев С.Е. окончил его как летчик-бомбардировщик, с присвоением воинского звания – сержант. Приказ по ВВС СССР об отмене присвоения выпускникам летных училищ офицерского звания нарушил планы личной жизни многих выпускников.
Великую Отечественную войну Ковалев С.Е. встретил на западном фронте в качестве пилота многоцелевого бомбардировщика СУ-2, передового самолета того времени. Занимались штурмовкой колонн военной техники и живой силы противника. От вражеских истребителей приходилось уходить резким крутым пикированием. Из пике СУ-2 выводили совместной со штурманом физической силой - вдвоем тянули ручку управления на себя. (В кабине штурмана СУ-2 также была ручка-дублер). Через непродолжительное время после начала войны был сбит в воздушном бою. СУ -2 взорвался в воздухе, летчика и штурмана выбросило из кабины.
После выхода из окружения в 1942 году был направлен в составе первой группы летчиков и штурманов в Иран для перегона авиационной техники, полученной по Лендлизу.
В дальнейшем летал на американских «Бостонах». Воевал под Сталинградом и в Прибалтике. В 1945г. полк был переброшен на войну с японцами, где Ковалев С.Е. успел совершить только пару вылетов на разведку. Полк был построен под знамя и получил боевой приказ по защите северных рубежей СССР. Самолеты полка были рассосредоточены вдоль побережья Ледовитого океана и использовались для тренировки радаров ПВО.
За время войны был сбит пять раз. Родные получили две похоронки.


Курсанты Ворошиловградского летного училища

Слева Ковалев С.Е. Справа Голосной Никита.



ВВС Abadan Field, Иран. Ковалев С.Е. в центре в полуоборота.

Журнал "Вестник воздушного флота" №7 1959 г.
Прикрепления: 4464762.jpg (38.6 Kb)
 
Алексей6340Дата: Среда, 22 Июня 2016, 22.05.08 | Сообщение # 291
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 2
Статус: Отсутствует
Цитата Алексей6340 ()
на фото дед


Прикрепления: 8314649.jpg (41.9 Kb)
 
СаняДата: Пятница, 09 Декабря 2016, 06.35.03 | Сообщение # 292
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Леонид Бобров. Фотографии из семейного архива

Леонид Николаевич Бобров — летчик, Герой Советского Союза, почетный гражданин Мелитополя.

Родился 20 января 1920 г. в поселке Райское (Донецкая область) в семье крестьянина.

В 1938 г. закончил фабрично-заводское училище в городе Дружковка (Донецкая область). Параллельно обучался в аэроклубе.

В январе 1939 г. добровольно вступил в ряды Красной Армии.

В 1940 г. окончил Ворошиловградскую военную школу пилотов.

Участвовал в Великой Отечественной войне с самого ее начала и до победного конца на Юго-Западном, Сталинградском, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. За годы войны успешно совершил 216 боевых вылетов на самолетах-бомбардировщиках СБ и Пе-2. Войну начал в звании младшего лейтенанта, закончил командиром авиационной эскадрильи в звании гвардии майора.

В 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1949 г. окончил высшие летно-тактические курсы усовершенствования командиров авиачастей ВВС Советской Армии. За боевые заслуги был награжден орденами Красного Знамени за оборону Сталинграда, освобождение Донбасса и Запорожского края (в частности, Мелитополя), орденом Александра Невского за освобождение Белоруссии, медалью за взятие Кенигсберга и другими наградами.

В 1960 г. в звании полковника был уволен из Вооруженных Сил СССР по состоянию здоровья.

В 1962-1976 гг. работал начальником штаба гражданской обороны в МИМСХ.

С 1993 г. — почетный гражданин Мелитополя.

Умер 15 сентября 1998 г. Похоронен в Мелитополе.

В 2005 году новая прорезанная улица в районе Новый Мелитополь была названа именем Боброва.

В 2014 году на одном из домов по проспекту Богдана Хмельницкого, в котором жил Герой Советского Союза, была установлена мемориальная доска.

Ниже представлены фотографии из семейного архива Бобровых. Снимки публикуются с разрешения Владимира Леонидовича Боброва, сына Героя Советского Союза.

http://vmelitopole.ru/stati....arkhiva



Qui quaerit, reperit
 
СловоплутДата: Пятница, 24 Февраля 2017, 13.57.24 | Сообщение # 293
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует
Здравствуйте.
Меня интересует информация о Соловьёве Иване Григорьевиче.
К сожалению знаю о нём очень мало.
Призывался из подмосковной Ивантеевки.
Знаю, что в 1935 году он с семьёй проживал в посёлке Астраханка Приморского края,
где родилась моя мама. Предположительно служил в 47-ом авиаполку ( 47-й истребительный авиационный полк. (вч пп 65333)

(краткая историческая справка)

Сформирован в период с 23 июня 1938 года по 27 июня 1938 года на аэродроме Камень-Рыболов на основании Приказа командующего Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии №00115 от 14 июня 1938 года на базе 7-й и 116-й истребительных авиационных эскадрилий.

10 августа 1938года (Хасанские события) при выполнении боевого задания был сбит в районе Мантокусан.
принято считать, что он погиб но тела так и не нашли.
Возможно кто-то, что-то сможет добавить.

И ещё, на девятой странице есть фотография в самом верху, (Каргин Дата: Среда, 03 Апрель 2013, 19.52.18 | Сообщение # 241)



может кто-то лучше меня умеет сравнивать лица - слева третий в верхнем ряду стоит лётчик, возможно я ошибаюсь, но по моему они очень похожи. Хотелось бы услышать ваше мнение. И возможно отзавётся автор поста. для связи evgeniy125@bk.ru
С уважением, Евгений.





Прикрепления: 9164104.jpg (54.3 Kb) · 5411792.jpg (32.8 Kb) · 7904030.jpg (26.6 Kb)


Сообщение отредактировал Словоплут - Пятница, 24 Февраля 2017, 15.17.42
 
innazevelevaДата: Суббота, 06 Мая 2017, 17.15.31 | Сообщение # 294
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует
dreft, добрый день!
Я внучка Эсауленко Василия Андреевича. Он не умер во время войны.
Моя мама родилась в 1947 году. Ваши сведения ошибочны.
К сожаления дедушку в живых я не застала, он умер, когда маме было
13 лет. Единственное, что я нашла, это рекомендация к награждению
дедушки орденом "Красного Знамени" (в файле). Если у Вас есть
информация о моем дедушке, напишите пожалуйста, мы будем очень
рады узнать о нем побольше. С уважением, Инна.
Эсауленко Василий Андреевич. 01.05.1905 - 08.04.1960 гг.
Умер в Луганске, похоронен на кладбище возле автовокзала.
Прикрепления: 8028630.jpg (59.6 Kb)
 
sasha6509Дата: Четверг, 09 Ноября 2017, 09.55.42 | Сообщение # 295
Группа: Поиск
Сообщений: 12
Статус: Отсутствует
Здравствуйте, Мой отец:
Пелипец Александр Семенович поступил в Ворошиловоградское училище в 1940 году
и закончил его в 1943 году,( Под Уральском).Для внуков и детей он оставил воспоминания
о своем жизненном пути. Я хотела бы прочесть материалы этого времени на вашем сайте,
может сохранились фото. И конечно если это возможно разместить свои материалы. Это возможно?
С уважением Вера Пелипец.
 
НазаровДата: Четверг, 09 Ноября 2017, 10.49.16 | Сообщение # 296
Группа: Администратор
Сообщений: 40815
Статус: Отсутствует
Цитата sasha6509 ()

Пелипец Александр Семенович

Документы из ОБД информация на сайте:
http://www.sgvavia.ru/forum/149-4926-637097-16-1496922100


Николай Викторович
в/ч 69711 1974-1976 осень
У России только два союзника - это Армия и Флот
 
sasha6509Дата: Четверг, 09 Ноября 2017, 16.26.55 | Сообщение # 297
Группа: Поиск
Сообщений: 12
Статус: Отсутствует
Спасибо огромное!
почти все документы я уже нашла ранее.
Очень хорошее и доброе дело вы делаете.
Жаль только что мы запоздали!
Наших родителей уже нет.
Мы рады , что воспоминания остались для
внуков и правнуков. И материалы и награды!
 
misterrogachevДата: Четверг, 14 Декабря 2017, 15.30.07 | Сообщение # 298
Группа: Новичок
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует
Добрый день!
Мой отец, Рогачев Николай Афанасьевич заканчивал училище штурмовиков, потом работал там инструктором. Потом переучился на вертолеты и все остальное время служил на Камчатке на полигоне Кура.
Есть несколько фотографий









Наведите курсор на это фото (ниже) и кликните, фото увеличится, ещё раз кликните оно увеличится ещё больше, можно будет прочитать все фамилии...

Прикрепления: 6567682.jpg (148.7 Kb) · 2172807.jpg (56.8 Kb) · 9529531.jpg (97.2 Kb) · 3712362.jpg (46.5 Kb)
 
sasha6509Дата: Вторник, 06 Февраля 2018, 15.15.13 | Сообщение # 299
Группа: Поиск
Сообщений: 12
Статус: Отсутствует
Это воспоминания моего отца Пелипец Александра Семеновича об учебе в Ворошиловоградском училище и участии в ВОВ.

«Что меня толкнуло в авиацию?»
Город Ровеньки, с этим городом у меня связаны самые незабываемые воспоминания. Это там, ещё мальчишкой, увидел впервые в жизни самолет. Большая зеленая птица с белым носом медленно плыла над городом, наполняя пыльные улицы и переулки диковинным ревом мотора. Мы шумной ватагой, задрав голову к небу, бежали к военному городку (полевому аэродрому), где он начал производить снижение и посадку. Все мальчишки и девчонки бросились к самолету, обращали внимание на винт (пропеллер), крылья, обшитые перкалем, окрашенные колеса шасси, на летчиков, на их одежду. Но больше всего нас пленила форма одежды и на них нашивки, эмблемы летчика. Это было в первых числах мая. Мой дядя Саша уже год как учился в Ленинградской моё сердце. Я с тех пор не мог успокоиться. Все мое ум, тел и душа были пленены летным делом. Вскоре мне эта фортуна улыбнулась. Итак, я с Николаем уехал в горнопромышленное училище, сдал документы и начал учиться на электромонтера горного дела. Здесь, в училище, мне выдали спецодежду, дали место в общежитии. Учился я в этом училище с1937 по 1939 год. Одновременно на втором курсе я поступил в аэроклуб на курсы подготовки летчиков. Я уже работал на шахте № 17 им. Фрунзе. В 1939 году я прошел все медицинские комиссии без ограничений, прошел мандатную комиссию. Помню, дома очень удивились и встревожились, «Что наш Сашка натворил?», потому что почти всех стариков спрашивают обо мне. Отец подумал, что случилось что-то неладное, пишет мне письмо, «Ты что там наделал?». Я отвечаю, что ничего плохого не произошло, просто поступаю в аэроклуб. Вот поэтому интересуются кто я и кто мои родные. Учеба мне давалась легко, все, что нам преподавали, мне нравилось и поэтому хорошо усваивалось. Особенно любил заниматься спортом - турник, кольца, брусья, лопинг (чертово колесо) и т. д.
Работу дали мне машинистом на вентиляторных установках. Первую смену я работал в шахте, а во вторую смену занимался в аэроклубе. Там изучал теорию полета и штурманское дело.

Всю зиму и весну мы изучали устройство самолета, мотора, а также теорию авиации и штурманское дело, аэродинамику и метеорологию. Проходили все по укороченной программе. В июле сдали зачеты по предметам и приступили к наземной подготовке к полетам с инструктором по НПП (наставления по производству полетов и штурманское дело). Все шло в комплексе, кто хотел летать, тот готовился не щадя сил и здоровья.
Я сдал досрочно и в августе приступил к полетам. Ускоренный темп, конечно есть ускоренный, но желание летать ещё больше. За эти три месяца изучили материальную часть самолетов По-2 и Р-5, моторы М-11 и М-17, штурманское дело, вождение самолета по компасу и по карте.
В декабре 1940 года приехала комиссия по приемке экзаменов по теоретической подготовке и практическим полетам на самолете По-2. Теоретические и практические полеты я сдал на хорошо и был направлен с еще некоторыми ребятами в Ворошиловоградскую военную авиационную школу (ВВАШ). Это было 25 декабря 1940 года. Меня провожали не из дома, как многих, а я «сирота» меня никто не встречает и не провожает. Спасибо другу, Бочарову Николаю, он договорился дома с родителями, что они вместе с ним проводят и меня в армию (ВВАШ).
На проводах были не только родители, но были ещё и девчонки. У меня тоже была девчонка Оля. При проводах были клятвы в верности и поцелуи, как всегда это было. Клялись, что будем любить друг друга, будем писать друг другу. Но получилось то, что и должно быть. Началась война, все наши планы рухнули. Она вышла замуж прежде, чем мне улететь на фронт.
Приехав в ВВАШ, нас встретили солдаты всяких родов войск, сержанты и дежурные офицеры. Первым делом нас покормили, ну а затем: баня, переодевание. Всё, что было на нас, засунули в мешок и опечатали. Нас одели всех в курсантскую форму и показали каждому его место. Так я стал курсант-пилот.
Все было хорошо, но замучили не только дневные, но и ночные тревоги, марш-броски по 10-15 км. Мы курсанты спрашивали командиров, что это все значит? И раньше так было? А они отвечают, что вот уже полгода с нас спрашивают, как со строевых солдат. Марш-броски, рытье окопов и щелей, учебные тревоги и т.д. Больше было строевой подготовки, чем специальных дисциплин. Комиссар говорил, что эти учебные тревоги учат тому, как надо действовать на войне: марш-бросок с полной выкладкой на 15-20 км. Паёк питания не трогать, воду с фляжки не пить. Вот так.
Теория изучения устройства самолета и двигателя, новых типов самолетов, тяжелых бомбардировщиков (ТБ), скоростных бомбардировщиков (СБ). Эти типы самолетов воюют в Испании, там их сбивают немецкие «мессера», а мы все засекречиваем. Конспекты, которые ведем в классе, сдаем на спецхранение. Никаких записей на листочках, только в тетрадях пронумерованных и пропечатанных. Нашу группу пилотов готовили на скоростной бомбардировщик «СБ», затем на пикирующий бомбардировщик ПЕ-2 (конструкции Петлякова). Не успели изучить, как нас начали переучивать на самолет штурмовик ИЛ-2 конструкции Ильюшина.
И вот 22 июня 1941 года. Боевая тревога. Выстроились, ждем, о чем будут говорить. В 10.00 слушали радио «Говорит Москва». Выступает министр иностранных дел В.М. Молотов. Он сказал, «Германия разорвала договор о ненападении. Вероломно напала на Советский Союз...». Затем выступил комиссар полковник Харитонов. Выступили ещё пять человек. Все говорили о готовности наших вооруженных сил дать достойный отпор агрессору. Сил у нас хватит. В заключение выступил начальник училища полковник Кравцов, который дал распоряжение о немедленном рассредоточении самолетов, о подготовке зенитных средства к обороне, рыть траншеи, окопы, щели и т. д. Будьте готовы к отпору немецкому фашизму. После этого разошлись по своим рабочим местам.
Наша эскадрилья должна была улететь на запасной аэродром «Видное», что находится за 70 км от Ворошиловграда. Мне дали задание приготовить зенитную пулеметную точку. Это яма диаметром 2 метра и глубиной 1,5 метра, замаскированная в соответствии с инженерными требованиями. В общем, в 1941 году летать не пришлось – началась война, наше училище перебросили под Федоровку в Казахстан, где я обучался с 1941 по 1943 год.
Немцы рвутся на Волгу, уже сдали почти всю Украину, Кавказ, Крым, районы России почти до самой Москвы. Мы куем кадры, но летать не на чем. Старую технику угнали на фронт, а новой почти нет. Новая техника (танки Т-34, КВ и ИС, самолеты Як-1, Як-3, Ла-5, Миг-3) появились в середине мая месяца 1943 г.

«Как я стал боевым летчиком»
Шел июнь 1943 года. Советский народ вел смертельную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, поставившими своей целью уничтожить Советский строй, поработить наш народ.
Противник, имевший превосходство в силах и средствах, захвативший почти все европейские страны вел ожесточенные бои в донских и приволжских степях, бешено рвался к Сталинграду, где решалась судьба нашей страны, не считаясь с огромными потерями и с тем, что срывались его замыслы.
Нам, курсантам Луганской летной школы пилотов июньский жаркий день принес большие надежды и радость - в этот день был первый выпуск пилотов на самолетах-штурмовиках Ил-2. Я в это время занимался теорией по изучению самолета, мотора и вооружения: пулеметов ШКАС со скорострельностью 1800 выстрелов в минуту, орудия ПЕ-21, реактивных снарядов РС-132,устройство новых видов бомб с кумулятивными зарядами, а также физической подготовкой на специальных гимнастических снарядах. На наш аэродром прилетели инструктора на самолетах учебный Ил-2 в количестве 4 шт. Я в эти дни работал на стройке. Пришел командир полка майор Мирошниченко приказал построить всех этих «строителей». Нас построили и командир рассказал о боевых задачах, стоящих перед нами - курсантами. Я думаю, ну конец моим мечтам о летчике. Наверное нас бросят на защиту Сталинграда. Когда он перевернул «пластинку» и сказал, что нам самим надо заготавливать и выращивать пропитание. Посадка картофеля, и т.д. и спрашивает, - «Кто из вас знаком с сельской местностью и знаком с трактором и сельхозмашинами выйти из строя!». Вышли из строя три курсанта я, Пугачев и Переверзев. Нам приказали зайти в штаб. Мы пошли в штаб, там был представитель Федоровской МТС. Командир представил нас директору МТС. Он опросил каждого и выбрал меня. И так я в МТС. Принимаю трактор, он проверил, что я знаю, как запустить его двигатель, как включить и выключить скорость. В общем, я с этими тракторами был знаком ещё будучи в колхозе. Инженер Курин дал мне ключи и все необходимое и я приехал на тракторе в часть, на аэродром. Управляющий делами по хозяйству Беловол показал, где мне пахать и сколько пахать. В общем, я вспахал, что мне было указано, отогнал трактор в МТС, сдал его, получив документ, что я задание выполнил благополучно. Я зашел в штаб и доложил командиру, что его задание выполнено и сдал документы. Командир похвалил меня и спрашивает «летать хочешь?». Я ответил, что хочу. Он говорит ,иди к инструктору лейтенанту Дубенюку и передай ему, чтобы он взял тебя на полеты. Я доложил все, что говорил командир полка. Дубенюк записал в журнал, где регистрируются курсанты, которые летают и сказал, - «Зайди в библиотеку, возьми «Наставление по производству полетов» повтори то, что изучал по самолету Ил-2, мотор АМ-41, карту-схему полетов с аэродрома «ЯИК», а также пройди наземную подготовку. Как только все изучишь скажешь мне. Я должен принять от тебя экзамен вместе с инженером и штурманом. Дал срок 10 дней и говорит «Как будешь готов, доложи!». Я усердно готовился, так как повторного шанса для меня не дадут. Я сдал зачет по всем предметам. Инструктор со всеми моими бумагами - ответами пошел к командиру полка Мирошниченко. Он просмотрел бумаги и дал добро на полеты. За 15 дней я сделал 7 провозных полетов с инструктором.
И вот закончил седьмой полет, заруливаю на площадку для стоянки самолетов, которые приходят с полетного задания. Командир идет прямо к самолету, в котором я только прилетел с инструктором и спрашивает инструктора, - «Кто там у тебя сидит в кабине?». Дубенюк ответил «Курсант Пелипец», сделал 7 полетов провозных. Командир, - «А как он летает?». «Вполне удовлетворительно», - отвечает Дубенюк.
Командир послал курсанта, чтобы он принес его парашют, а сам сел в кабину, осмотрел её и стал подгонять под свой рост педали управления рулем и поворотом. Я сижу в кабине, тоже все проверяю и думаю, наверно он хочет со мной полететь. Курсант принес парашют командиру и помог ему застегнуть ремни парашюта.
Командир сел в заднюю кабину, пристегнул поясной и плечевой ремни и говорит мне. « Зачетное упражнение знаешь?» я ответил, что знаю. «Так вот полетите со мной по кругу по зачетному упражнению. Выруливайте на старт!».
Я запустил мотор, осмотрел приборы, осмотрелся вокруг и спросил «Разрешите выруливать?». Он мне отвечает, - «Меня в кабине нет, вы летите самостоятельно - выруливайте!». Я еще раз осмотрелся Дубенюк подал руками сигнал, что все в порядке, я увеличил число оборотов двигателя до полных. Посмотрел на приборы, которые контролируют работу двигателя. Стрелки приборов, показывают, что все в норме.
Я вырулил на линию старта, осмотрел все пространство аэродрома, спросил разрешение на взлет у стартера.
Стартер взмахнул белым флажком дающим разрешение на взлет. Я закрыл фонарь кабины и пошел на взлет. Дал обороты до полных отпустил тормоза самолет тронулся, набирая скорость. Я выдерживаю направление взлета рулями поворота.
Самолет набирает скорость, я приподнимаю хвост самолёта, удержал рулями высоты самолет в горизонтальном положении. Слышу, толчки прекратились, значит, самолет оторвался от земли. На высоте 100 метров я сделал первый разворот на 90 градусов, второй и третий повороты, сам слежу за воздушным пространством - не мешает ли кто моему полету?
Убедился, что ничто не мешает. Прикидываю, где мне делать 4 разворот, чтобы сесть у знака «Т». Выпустил посадочные щитки и выдержал направление посадки и сажусь у «Т», притормаживаю самолет, он сбавляет скорость.
Я заруливаю на площадку для самолетов. Мотор работал, я уже потянулся его выключить. Командир говорит «Давай ещё один полет». Я повторил, как и первый полет. После посадки самолета командир мне говорит «Сейчас ты полетишь действительно один, самостоятельно».
А меня даже оторопь взяла, и я говорю командиру «Разрешите получить замечания». «Ты лучше покажи, как могут летать трактористы на самолетах!» - ответил он.
В общем, я сделал еще два самостоятельных полета. Зарулил на контрольную площадку, выключил мотор и пошел к командиру доложил, что курсант Пелипец выполнил на самолете Ил-2 два самостоятельных полета. Он говорит: «Оказывается, трактористы тоже умеют хорошо летать». И потом дал замечания: «Взлет был нормальным с отклонением до 3 градусов, рано оторвал самолет от земли, все элементы полета без замечаний, а сейчас идите к моей машине и скажите водителю, чтобы он отвез вас в общежитие. Вам надо отдохнуть, вы сделали сегодня 6 полетов. Это я сделал ошибку. Но зато я убедился, что вы можете хорошо летать». Дубенюк мой инструктор стоял рядом и все слышал. Я поблагодарил его за полеты – учебные хорошо мне удались.
В последующие дни я летал по кругу 6 полетов, в зону для отработки полетов высшего пилотажа. Это виражи 30-45-60 градусов, глубокое скольжение и другие, боевые развороты, пикирование, переворот через крыло и т. д., полеты по маршруту, хождение парой и строем. Всего я сделал 17 полетов, и после этого меня направили на фронт. На фронте я прошел боевое применение и пошел в бой.
 
sasha6509Дата: Вторник, 06 Февраля 2018, 15.18.01 | Сообщение # 300
Группа: Поиск
Сообщений: 12
Статус: Отсутствует
«Чистое небо»
«Шел январь 1944 года. Нашей 305-й Краснознаменной Павлоградской штурмовой авиационной дивизии, действовавшей на самолетах-штурмовиках ИЛ-2, было дано задание парализовать движение на железной дороге от узловой станции Апостолово к линии фронта в сторону Днепропетровска. У нас был опыт в этой работе. Еще летом 1943 года наш полк громил железнодорожные составы врага на Донбассе, а на станции Барвенково подорвал элеватор, в котором находился большой склад немецких боеприпасов...». Эта строки—из письма бывше¬го заместителя «командира 955 авиационного Штурмового полка Николая Васильевича Салкина. Письмо посвящено фронтовому другу, младшему лейтенанту запаса Александру Семеновичу Пелипцу, сейчас работающему преподавателем в Уральском техникуме механизации сельского хозяйства. Они не виделись 30 лет, и в памяти Николая Васильевича Александр Семенович навсегда остался Сашей. Тем Сашей Пелипцом, который в авиаразведке над Днепрогэсом руководил молодым летчиком истребителя прикрытия, растерявшимся было в начале схватки с «мессерами». Да руководил так, что летчик истребите¬ля не только прикрыл своего под¬опечного, но и, войдя в азарт, сбил два вражеских самолета. Тем Сашей, который как-то в свободной охоте «эрэсом» превратил в груду металлолома фашистский танк, тем Пелипцом, который вместе с ним «долбал» немецкую переправу через Днепр в этом, так запомнившемся, вылете.
«Группой из 16 самолетов ИЛ- 2, взяв истребителей прикрытия ЛА-5, мы пересекли линию фронта и вышли на ближайшую станцию Павлополье, где обнаружили два эшелона, по всем признакам — пустые. Поэтому, воздержавшись от атаки, мы пошли дальше вглубь немецкого тыла. Когда наша группа подлетела к станции «Желтокаменка», станцию, за мной последо¬вали ведомые, в том числе и Са¬ша Пелипец. На нас немцы обрушили море зенитного огня. Но в штурмовой авиации, пикировав¬шей с высоты 400 метров, было так: или мы должны погибнуть, или они. После одного захода всей группой мы выскочили на большой скорости к следующей станции, били там из пушек, и на вираже я заметил позади столб дыма и пламени, поднимавшийся па высоту до 500 метров.
Об этой операции, во время которой летчики сожгли 50 цистерн с горючим, писала потом фронто¬вая газета 17-й воздушной армии «Защитник Отечества». Николай Васильевич прислал в редакцию фотокопию заметки и газетных фотографий участников полета, в том числе и А. С, Пелипца. Фо¬тографии горящей станции Желтокаменки, сделанные его бортстрелком. Александр Семенович долго рассматривал эти фотогра¬фии, откладывал их, снова брал и всматривался в лица друзей. О чем он думал в это время? Мо¬жет, вспоминал свой последний боевой вылет, когда поступил по непреложному закону солдатской дружбы — «Сам погибай, а това¬рища выручай?» Вот что об этом рассказывает Н. В. Салкин.
«Группе самолетов нашего авиаполка было дано боевое задание. В одном из самолетов на месте воздушного стрелка поле¬тел штурман дивизии майор Н. Я. Шестаков. Этот самолет был подбит над целью и сел на занятую врагом территорию. Все это видел Саша Пелипец, он развернулся, выпустил шасси и сел рядом, чтобы взять с собой по¬павших в беду товарищей. (Впервые в авиации это проделал лет¬чик -истребитель Герой Советско¬го Союза Гриневец на Халхил-Голе: я тоже там воевал и много рассказывал ребятам в полку об этом случае). И вот, когда майор Шестаков и его летчик - увидели, что рядом сел наш самолет, они побежали к нему. А что было дальше, вам расскажет Саша».

Александр Семенович: рассказал нам, что произошло в тот фев¬ральский день. Он словно заново пережил все — об этом говорили его жесты выражение лица, взволнованный голос.
«О чем я думал тогда? Да только о том, чтобы товарищей спасти. Самолет сел в 12 километрах от поселка, который мы обра¬батывали. Я сделал два круга там, но ничего опасного не заме¬тил, рассчитал посадку, сел, стал подруливать к подбитому самолету. А там как раз прошел дож¬дик небольшой и колесо моего «Ила» зарылось в мокрую землю. И, тут из оврага, находившегося метрах в трехстах, выскочили немцы на лошадях. Мы некото¬рое время отстреливались, и ког¬да фашисты поняли, что так нас не взять, они открыли мино¬метный огонь, густо обложили нас минами. Летчика с подбитого самолета в первые же минуты убило. А потом был концлагерь под Львовом и через месяц 14 марта – побег.
Помогли бежать пехотинцы. Нас, летчиков, держали отдельно, под строгой охраной.
Они достали нам кусачки, хлеб, открыли окно. Пролезли мы буквально у ног часового — вся колючка вокруг лагеря была под током, единственным подходящим местом были ворота, где ходил охранник. Нам повезло: шел дождь, и немец зашел в будку. Через лаз в воротах мы ползком добрались до будки, а оттуда скатывались в ров с водой. Когда ушли уже подальше от лагеря, разбились на четыре группы по три человека, и каждая такая группа «шла самостоятельно. Мой бортстрелок перешел линию фронта, а нашу группу немцы схватили уже - почти у линии фронта. Бросили в львовскую тюрьму, оттуда в Лодзь. Конец войны я встретил в конццлагере у чешского города Теплиц-Шонау. Лагерное начальство разбежалось, охрану разогнали чехи подпольщики, освободив нас из запертых бараков и вооружив сотней винтовок. Из этих винтовок мы обстреляли эсэсовцев, хотевших, видно, уничтожить лагерь и они драпанули. А через пару часов пришли наши.
После капитуляции Германии Александр Семенович вернулся в свой полк. Здесь о его отважном поступке знали все: вошло в традицию молодым летчикам, приходящим в полк, рассказывать о нем. Уже после возвращения из плена Александру Пелипцу вручили давно ждавшую его высокую награду — орден Красного Знамени — за взрыв переправы под Никополем. А осенью 1945 года младший лейтенант Пелипец демобилизовался.
 
Авиации СГВ форум » ИСТОРИЯ АВИАЦИ И ПВО » Авиационные училища СССР » Ворошиловградское высшее военное авиационное училище
  • Страница 10 из 11
  • «
  • 1
  • 2
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • »
Поиск: