Дата: Среда, 22 Июня 2011, 13:15:14 | Сообщение # 1
Группа: Старейшина
Сообщений: 2647
Статус: Отсутствует
Исторические факты по авиации и космонавтике
• 07.12.1940г принято Постановление №0362 о принудительном наборе в летные училища, запрещающий офицерские звание и зарплату, жениться в течении 3-х лет после присвоения офицерского звания
• приказ №080 от 03.1941г: срок обучения летного состава – 9 месяцев в мирное время и 6 месяцев в военное, налет часов для курсантов на учебных и боевых самолетов – 20ч для истребителей и 24 часа для бомбардировщиков (японский смертник в 1944г должен был иметь 30ч налета)
Бунич "Гроза" Кровавые игры диктаторов" Сегодня - это первый день из тех, что у вас остались,,, Бжег 1980-85гг.
Сообщение отредактировал Vasilich - Среда, 22 Июня 2011, 13:16:49
Дата: Четверг, 08 Декабря 2011, 17:44:35 | Сообщение # 4
Группа: Старейшина
Сообщений: 3237
Статус: Отсутствует
Авиационные рекорды
Максимальная скорость, с которой садился когда либо пасажирский лайнер была зафиксирована 31 декабря 1988 года в Одессе, когда Ту-134А 65011 Калининградского ОАО Белорусского управления ГА приземлился со скоростью 415 км/ч. По чистой случайности обошлось без тяжёлых последствий. Подробнее об этом инциденте.
Скамая высокая точка приземления парашютистов находиться на высоте 7134м. над уровне моря (пик Ленина). В мае 1969 г. 10 советских парашютистов совершили высадку на вершину пика, при этом четверо из них погибли.
Самым продолжительным затяжным прыжком с максимальной высоты совершил 16 августа 1960 г капитпн Джозеф У. Киттнинджер. Он покинул гондолу стратостата на высоте 31150 м. и в свободном полёте пролетев 25816 м. за 4мин.38с. За это время он развил скорость 988 км/ч и перенёс минимальную температуру -70С Парашют диаметром 8.5 м. раскрылся на высоте 5334 м., и он приземлился спустя 13 мин. 45с. после того как покинул стратостат.
Поpог люка гондолы был yкpашен надписью "Самая высокая стyпенька в миpе". Скоpость 988 км/ч, pазвитая Киттинджеpом во вpемя свободного падения, соответствyет числy M=0.93 для стpатосфеpы. Киттинджеp достиг её на высоте 18300 метpов, после чего, пpи пpохождении чеpез тpопопаyзy на высоте 11000 метpов она yже составляла 322 км/ч. Hе вызывает сомнений тот факт, что скоpость 988 км/ч является величайшей скоpостью, котоpyю когда-либо pазвивало и выдеpживало тело человека, не заключённое в оболочкy снабжённого двигателем летательного аппаpата, движyщегося в пpеделах земной атмосфеpы.
Самая большая высота, с котоpой из самолёта был совеpшён yспешный пpыжок с паpашютом, составляет 17070 метpов. Именно на этой высоте 9 апpеля 1958 г. над Манизшем (гpафство Деpбишиp) взоpвался бомбаpдиpовщик Инглиш Электpик "Канбеppа". Члены экипажа капитан Джон де Салис и офицеp-лётчик Патpик Лоyи в свободном падении пpи темпеpатypе -56.7 гpад. Цельсия опyстились до высоты 3050 метpов, после чего их паpашюты pаскpылись автоматически посpедством баpометpического yпpавления.
Рекоpд свободного падения человека, yтвеpждённый ФАИ, пpинадлежит советскомy паpашютистy Е.Андpеевy, котоpый 1 ноябpя 1962 г. пpолетел в свободном падении 24500 метpов.
Самым большим вертолётом в мире являеться советский вертолёт МИ-12 КБ Миля впервые поднявшийся в воздух 12 февраля 1969 года. В серийное производство вертолёт не пошёл.
Самый тяжёлый в мире бомбардировщик - Ту-160. Его взлётная масса - 275 000 кг.
Самый дорогой самолёт - стратегический бомбандировщик В-2, ценой 776 миллиона долларов.
Абсолютный мировой рекорд скорости для самолёта установлен 28 июля 1976-го года на самолёте Локхид SR-71A и составил 3529.56 км/ч. Пилoтировал самолёт, поднятый с авиабазы ВВС США Эдвардс капитан Э.У.Джоэрц.
Абсолютный мировой рекорд высоты для самолёта принадлежит А.Федотову, который на экспериментальном самолёте бюро Микояна Е-266М 31 августа 1977 года поднялся на 37650 метров.
Истребитель Су-27 сразу после разработки установил 27 мировых рекордов, некоторые из которых не побиты до сих пор.
Самым странным образом был отмечен подвиг советского лётчика-истребителя лейтенанта Михаила Девятаева, сбитого над Львовом 13 июля 1944 г. Он - единственный в мире лётчик, который за один и тот же подвиг был сначала посажен в тюрьму, а затем удостоен высшей государственной награды. Находясь в плену у немцев, Девятаев совершил побег, захватил бомбардировщик He-111 и вместе с девятью другими военнопленными перелетел на территорию, занятую советскими войсками. Вырвавшись из плена на свободу, 23-летний лётчик был осуждён военным трибуналом как предатель, добровольно сдавшийся в плен, и отправлен в лагеря. Спустя 9 лет, в 1953 г. Девятаев попал под амнистию и был освобождён, а в 1958 г. был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая звезда" и ордена Ленина.
21 ноября 1963 года самолёт-заправщик Локхид KC-130F "Геркулес" с взлётным весом 54430 кг без помощи катапульты взлетел с палубы американского авианосца "Форрестол".
Однажды над пpостоpами Тихоко океана японский летчик Кенейоши Mуто на N1K2 встpетился с 12 амеpиканцами на F6F. В pезультате 4 амеpиканца было сбито и Муто благополучнов веpнулся на базу.
Советский лётчик-истpебитель Александp Гоpовец 6 июля 1943 года сбил в одном бою 9 немецких самолетов. Hо, pасстpеляв весь боекомплект был сбит и погиб.
Дата: Вторник, 20 Декабря 2011, 02:04:46 | Сообщение # 5
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2138
Статус: Отсутствует
"Исторические факты по авиации", надо добавить и " по КОСМОНАВТИКЕ" Петрович Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг. В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .
Сообщение отредактировал ПЕТРОВИЧ - Вторник, 20 Декабря 2011, 02:08:25
Дата: Воскресенье, 22 Апреля 2012, 12:15:58 | Сообщение # 7
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Тайна полета Дулиттла
Американцы всю войну садились на советском Дальнем Востоке. У них была секретная миссия...
18 апреля 1942 г. 16 бомбардировщиков B-25 «Митчелл», взлетев с американского авианосца «Хорнет», впервые атаковали территорию Японии. Командовал звеном подполковник Дулиттл: в 30-е годы американцы хорошо знали его как пилота скоростных гоночных самолетов.
Это был героический рейд, т.к. вернуться на корабль самолеты не могли и должны были, «отбомбившись», уходить в Китай. Погода и отсутствие топлива внесли свои коррективы: с одиннадцати самолетов экипажи вынуждены были выброситься с парашютами. Четыре машины разбились при вынужденных посадках и затонули в Южно-Китайском море. Из 80 человек летного состава, участвовавших в рейде, трое погибли, семеро были ранены, восемь попали в плен к японцам, где выжило только четверо. Остальные постепенно вернулись домой.
Но вот один из самолетов не полетел в Китай, а взял направление в противоположную сторону. Его командир Йорк крикнул: «Ну что, ты сделал курс на Россию, Херндон?» и дал приказ лететь в Россию. Изменение маршрута он объяснил тем, что топлива не хватит, и дал данные аэропорта во Владивостоке. Через 9 часов после разворота, 18 апреля 1942 г., на территорию Приморского края вошел американский самолет В-25. Уже через 12 мин. полета в пределах советской территории В-25 был впервые обнаружен постом воздушного наблюдения, оповещения и связи № 7516 19-го отдельного полка ПВО Тихоокеанского флота, который располагался в районе мыса Сысоева. Однако, проявив беспечность, командование поста приняло американский самолет за свой бомбардировщик Як-4, шедший без оповещения.
Последние капли бензина
Тем временем самолет направился в сторону Унашей. В 17 час. 22 мин. В-25, пролетев между двумя сопками, неожиданно вынырнул над долгожданным аэродромом. И здесь же пилоты увидели пару истребителей И-15, летевших к ним на перехват.
Как докладывал командира звена лейтенант Луговой: «При выполнении аэродромных полетов 18 апреля 1942 г., находясь в зоне техники пилотирования по групповой слетанности Н-1500 метров с ведомым летчиком сержантом Зиновьевым в 17 часов 22 минуты, мною был замечен самолет иностранной конструкции в районе горы «Брат и Сестра», идущий на бреющем полете Н-25-30 метров по долине реки Сучан с курсом 30 градусов по направлению аэродрома Унаши. Подав сигнал ведомому летчику «действовать по примеру», я пошел со снижением на перехват его курса. На подходе к Унаши догнал и занял положение атаки слева выше 300 м. Начал преследование, выжидая дальнейших действий. Самолет шел со скоростью 300 км, по прямой».
Йорк, видя, что советский перехватчик не открывает огонь, принял его действия как «добро» на посадку, и в 17 час. 25 мин. шасси бомбардировщика В-25, садящегося буквально на последних каплях бензина, коснулись взлетно-посадочной полосы аэродрома Унаши, где базировался 39-й ОИАП ВВС ТОФ. После того как бомбардировщик зарулил на дальнюю стоянку, с верхней турели раздалась длинная пулеметная очередь по пристрелочным щитам: экипаж самолета салютовал своей посадке. Окружившие самолет офицеры и краснофлотцы увидели большие белые звезды на фюзеляже и покинувший самолет экипаж в неизвестной кожаной форме с меховыми воротниками. Помимо командира, в составе экипажа В-25 «Митчелл» номер 40-2242 капитана Эдварда Йорка были второй пилот — 1-й лейтенант Роберт Дж. Эмменс, штурман — 2-й лейтенант Нолан А. Херндон, механик — штабной сержант Теодор Х. Лэбэн и стрелок-радист — капрал Дэвид В. Пол.
Владивосток — Ашхабад
Американцы ни слова не знали по-русски, русские — по-английски, но встреча закончилась хорошо: американцев пригласили в летную столовую, где накрыли столы и отметили окончание воздушной одиссеи широким русским застольем. Штурман Эмменс позже вспоминал, что утром у него сильно болела голова и была страшная сухость во рту. На следующий день, после опроса экипажа комиссией штаба ВВС ТОФ во главе с полковником Романовым, стало ясно, что американцы вовсе не заблудились — они были уверены, что сели под Владивостоком. Их самолет Nort American NA-40, по словам командира Йорка, направлялся в китайский город Чанчунь. Американцы признались, что это именно они бомбили Токио.
Вечером того же дня за американским экипажем прилетел Дуглас-2 и в сопровождении работников НКВД увез в Хабаровск. О том, что происходило в Хабаровске, рассказывается в протоколах допроса самих американцев, проводимого военной разведкой по их возвращении в США:
— Когда мы прибыли туда, нам учинил короткий допрос начальник штаба Дальневосточной красной армии и тогда же решил, что нас следует интернировать (принудительное задержание — прим. «К»).
— Видели ли вы свой самолет?
— Нет, сэр.
— Что-то из снаряжения?
— Наши личные вещи нам прислали через три дня: все это хранилось на вокзале во Владивостоке. Все, что считалось принадлежностью самолетов (и наши пистолеты), было оставлено там.
— С вами хорошо обращались?
— Нас разместили в доме в 5 км от города и очень плотно охраняли. Через 5 дней по радио передали, что мы сели в стране и нас интернируют. Еще через 5 дней нас посадили на поезд и повезли в европейскую Россию в город Пензу.
В связи с тем, что США находились в состоянии войны с Японией, а СССР соблюдал нейтралитет, летчиков интернировали и 14 месяцев содержали в разных лагерях и поселениях. В конце концов по личному указанию Сталина в марте 1943 г. летчиков тайно отправили в Ашхабад.
Как вспоминал сопровождавший их советский разведчик, «летчики учили меня американским песням. У меня же было две бутылки водки. Так что, как могли, мы вместе коротали время». В ночь с 10-го на 11-е мая к американцам, уже переодетым в гражданское, подослали «контрабандиста», который за $250 согласился перебросить их на грузовике под брезентом через границу в Иран. Американцы скинулись и перешли границу. По возвращении в США героев принял лично президент Рузвельт.
Прощупать русских
Еще сразу же после приземления В-25 комиссия штаба ВВС ТОФ скрупулезно переписала имущество самолета. Через три дня в Унашах появились летчики в армейской форме, которые, обкатав В-25, подняли его в воздух.
Впоследствии самолет передавался из одной части в другую как учебный. По состоянию на 1.07.1943 г. самолет числился за 52 БАП в Николаевке. Наконец, приказом командующего ВВС ТОФ от 31.05.1944 г. № 0237 начальник летной инспекции майор Медведев был допущен к полетам на самолете North American. На 25.10.1945 г. В-25 налетал 107 ч., выполнил 33 полета. Последний полет этого самолета выполнялся экипажем, членом которого был штурман лейтенант Р. Новский, осенью 1949 г. в 50-м ОРАП ТОФ в Новороссии-Западной. Командир полка хотел использовать самолет для проверки техники пилотирования летчиков, но после первого же вылета отметил трудную управляемость самолетом и его продольную неустойчивость. После этого вылета В-25 отогнали на одну из самых дальних стоянок и стали потихоньку разбирать на дефицитные запчасти, что окончательно и сделали к концу 50-х. Так закончилась история единственного сохранившегося самолета героического рейда Дулиттла. История же экипажа продолжается по сей день.
В 2007 г. Нолан Херндон — навигатор, бомбардир и пулеметчик — признался, что это была секретная миссия прощупать русских как союзников, столкнуть их с японцами и получить базы у Владивостока, чтобы бомбить оттуда Японию. Пилот Эдвард Йорк и второй пилот Боб Эмменс имели сверхсекретное задание и унесли его в могилу. На вопрос, почему же только двое знали об этом, Херндон ответил: «Двое могут хранить секрет, трое — уже нет».
В качестве подтверждения своих слов Херндон приводил следующие факты. Их самолет был добавлен к звену в последнюю минуту: ни Йорк, ни Эмменс не предполагались к полету — их лично добавил Дулиттл. Причем они тренировались отдельно от остальной команды. Карбюраторы специально были втайне отрегулированы так, чтобы расход был больше, чем у других (на 15 галлонов в час), и это стало поводом ухода в Россию, куда было ближе. Оба летчика получили впоследствии высокие звания в разведке. Жена Йорка была вхожа в близкое окружение президента. Херндон считал, что лично Рузвельт послал их проверить — если русские не собьют, — значит, можно будет садиться в Приморье и в будущем. Русские Йорка не сбили, и американцы всю войну садились на советском Дальнем Востоке. Qui quaerit, reperit
Дата: Вторник, 01 Мая 2012, 18:29:51 | Сообщение # 8
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2138
Статус: Отсутствует
СУ - 37 - ПОВЕЛИТЕЛЬ НЕБА
http://youtu.be/_VOFdXO929Q Петрович Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг. В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .
Сообщение отредактировал ПЕТРОВИЧ - Вторник, 01 Мая 2012, 18:34:28
Дата: Четверг, 03 Мая 2012, 11:05:03 | Сообщение # 9
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Гидросамолет МБР-2
80 лет назад, 3 мая 1932 г., совершила первый полет советская летающая лодка МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй).
На этом гидросамолете до войны и в начале войны летал мой дядя, летчик ВМФ, Кучеров Андриян Васильевич.
МБР-2 - одномоторный моноплан смешанной конструкции с толкающим винтом (по кодификации НАТО: Mote — «Соринка»). Разработан в ЦКБ МС под руководством Г. М. Бериева. Имел съемное колесно-лыжное шасси. Активно применялся во время Великой Отечественной Войны. У летчиков имела прозвище «амбарчик» и «корова». МБР-2 обладал хорошими лётно-техническими характеристиками, которые намного превосходили показатели зарубежных машин подобного типа. На высшем уровне управления страной самолёт был рассмотрен 5 августа 1933 года, когда у Сталина прошло совещание, на котором был затронут вопрос о морской авиации. Присутствовавший там конструктор А. Н. Туполев назвал этот самолёт «деревяшкой», но самолёт такого типа был нужен авиации ВМФ и МБР-2 был принят на вооружение. Самолет широко применялся в качестве морского ближнего разведчика и частично как дальний. Был специальный аэрофотосъемочный вариант. Несколько МБР ранних серий были выпущены в варианте «волнового управления и наведения» (ВУ) — для взаимодействия с торпедными катерами. Широко применялись в период Великой Отечественной войны, в особенности на Чёрном море. В силу слабого оборонительного вооружения несли высокие потери.
Варианты
МБР-2-М-17 - с двигателем М-17б - серийный; МБР-2ВУ-М-17 — самолет-водитель радиоуправляемых катеров - серийный; МП-1 — пассажирский гидросамолет - серийный; МП-1Т — транспортный гидросамолет - серийный; МБР-2 М-34 — с двигателем М-34. Отличался формой вертикального оперения - скругленной и суженной к верху - серийный; МБР-2ВУ-М-34 — самолет-водитель радиоуправляемых катеров - серийный; МП-1бис — пассажирский гидросамолет с двигателем М-34 - серийный. Особенностью самолёта было размещение аппаратуры для аэрофотосъёмки, для работы которого в корпусе был устроен специальный герметичный люк.
Рекорды МБР-2
Экипаж военных летчиц командир старший лейтенант Полина Осипенко, старший лейтенант Вера Ломако и штурман-радист лейтенант Марина Раскова на самолёте МП-1 (пассажирский вариант) совершили рекордный беспосадочный перелёт по маршруту Севастополь—Киев—Новгород—Архангельск протяженностью 2416 км. Самолёт авиалинии Одесса – Батуми совершил аварийную посадку в акватории Чёрного моря, где в течение девяти суток дрейфовал в штормовых условиях. С уважением, Владимир Скрыпнюк Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
Дата: Воскресенье, 06 Мая 2012, 13:57:52 | Сообщение # 10
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
75 лет назад самый большой летательный аппарат в истории, гордость нацистской Германии, гигантский дирижабль "Гинденбург" потерпел крушение.
Символ мощи и величия
Огромный и величавый, "Гинденбург" играл в авиации такую же роль, как могучий "Титаник" в судоходстве. Но по жестокой иронии судьбы, "Гинденбург" тоже был обречен на гибель. 4 марта 1936 года из эллинга для сборки дирижаблей вывели самый большой воздушный корабль — цеппелин LZ 129 «Гинденбург». Это было самое большое воздушное судно из всех, когда-либо поднимавшихся до того над землёй. 245 метров в длину и максимальным диаметром 41,2 метра; около 200 000 кубометров газа в баллонах. Оснащенный четырьмя дизельными двигателями «Даймлер-Бенц» максимальной мощностью 1200 л. с. каждый, способный поднять в воздух до 100 тонн полезной нагрузки, цеппелин развивал скорость до 135 километров в час (150 при попутном ветре). Для того времени это были очень высокие показатели. «Гинденбург» начал свои полеты с пассажирами ещё в мае 1936 года. Ему удалось совершить перелёты в Северную (Лейкхерст) и Южную (Рио-де-Жанейро) Америку. В том же году «Гинденбург» совершил самый быстрый перелёт через Северную Атлантику - за 43 часа. К маю 1937 года цеппелин совершил 37 рейсов через Атлантический океан, доставив в пункты назначения около 3000 человек. В свой последний полёт «Гинденбург» отправился вечером 3 мая 1937 года. На борту было 97 пассажиров. В багажных отделениях было около 900 кг чемоданов, саквояжей и прочей ручной клади. В гондоле управления занимал свое место капитан корабля - Макс Прусс, ветеран Первой мировой войны. Вылетев из Германии и преодолев Атлантику за 77 часов, 6 мая 1937 года «Гинденбург» показался над Манхэттеном. Желая угодить пассажирам и продемонстрировать американцам дирижабль, капитан корабля подвел цеппелин практически вплотную к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг, где воздушное судно уже поджидали репортеры и зеваки. Покружив над городом, дирижабль направился в сторону базы Лейкхерст, где он должен был совершить посадку. Однако над полем была сильная гроза, и начальник базы, известный дирижаблист Чарльз Розендаль, не рекомендовал капитану Пруссу выполнять посадку. Цеппелин некоторое время кружил, ожидая разрешения на посадку. Наконец «Гинденбургу» было дано разрешение на посадку.
Флагманский корабль Гитлера
Символизируя возрождение "третьего рейха", дирижабль рассматривался как национальное богатство, как самый большой и самый дорогой летательный аппарат, построенный когда-либо руками человека. Гитлер рассматривал его как неопровержимое доказательство превосходства арийской расы. Однако для создателей дирижабль означал нечто большее, чем рекламный символ нацистской Германии. Это было наиболее безопасное средство дня воздухоплавания, оснащенное самыми современными навигационными приборами и оборудованием. Меры безопасности на дирижабле были намного строже, чем на других судах. Команда надевала антистатическую верхнюю одежду и обувь на пеньковой подошве. Все на борту, включая пассажиров, перед посадкой были обязаны сдавать спички, зажигалки и электрические фонарики. Механизмы, обеспечивающие безопасность дирижабля, хорошо сочетались с великолепием многочисленных технических приспособлений, включая тихие и удобные помещения. В баре подавали "изюминку" - охлажденный коктейль "Гинденбург". Самые искусные повара Германии готовили еду и подавали ее на голубом, покрытом позолотой фарфоре. Чтобы пассажиры не скучали, на борту находилось специально сконструированное легкое пианино. Однако большинство путешественников предпочитало проводить время в куполе, оборудованном большими окнами, или в комнате для наблюдений, расположенной в нижней части корабля.
Взрыв
В 19 часов 11 минут дирижабль снизился до 180 метров. В 19 часов 20 минут дирижабль уравновесили, после чего с его носа сбросили причальные канаты. В районе 4-го газового отсека сверкнула яркая вспышка. Спустя миг в небо взметнулся ослепительный столб огня. От едкого чёрного дыма стало в семь часов вечера черно, как поздней ночью. На глазах у репортеров и других объятых ужасом свидетелей "Гинденбург" быстро превращался в кромешный ад: огонь получал непрерывную подпитку из огромных трюмов в брюхе корабля, заполненных водородом. Пассажиры и члены команды в панике выпрыгивали вниз через окна и двери, надеясь спастись от огня. Корабль кренился и дрожал. Тошнотворно запахло горелым мясом, послышались жуткие крики умирающих... Но даже в этих трагических обстоятельствах нашлись люди, которые не потеряли присутствия духа. Несмотря на возникшее столпотворение, капитан "Гинденбурга" Макс Прусс, опытнейший пилот, делал все, чтобы удержать корабль, не дать ему камнем рухнуть на землю. Благодаря мужеству и самообладанию капитана спаслись не только он сам и команда, но и шестьдесят два пассажира. Что же произошло? Случайность? Небрежность? Саботаж? Даже сегодня, 75 лет спустя, это остается загадкой.
Версии крушения
-Диверсия коммунистов. Версия была выдвинута Генрихом Гиммлером, однако не была подкреплена доказательствами.
-Взрыв водорода, которым вместо гелия был наполнен «Гинденбург». Считается, что Германия не могла позволить себе столько гелия по причине натянутых предвоенных отношений со странами Европы.
-Воспламенение обшивки. Используя вещества, из которых состояла пропитка ткани, удалось создать комбинацию, при определенных пропорциях образующую термитную смесь, которая горит без доступа кислорода. Однако такая смесь горит довольно медленно, что не соответствует документальной плёнке, на которой изображено крушение «Гинденбурга»..
-Основной на сегодняшний день считается все же «электростатическая» версия. Чтобы не слишком выбиваться из графика и не прибыть в Лейкхерст завтрашним числом, командир «Гинденбурга» Макс Прусс начал предпосадочное маневрирование сразу после прохождения грозового фронта, что вызвало необходимость выполнить несколько крутых разворотов. При выполнении последовательных эволюций в хвостовой части корпуса дирижабля возникли большие нагрузки от плоскостей оперения (это традиционно слабое место жестких дирижаблей системы Цеппелина), из-за чего произошёл обрыв одного или нескольких стальных тросов, усиливающих изнутри каркас дирижабля. Лопнувшие тросы повредили внутренние баллоны, заполненные водородом, что вызвало утечку газа и образование взрывоопасной смеси его с атмосферным воздухом. Утечка несущего газа ещё до начала пожара заметна на кадрах кинохроники по характерному вспучиванию и колебанию внешней обшивки.
Сразу после катастрофы Германия приостановила все работы по дальнейшему проектированию и строительству дирижаблей. Исключение сделали только для близнеца "Гинденбурга", получившего название "Граф Цеппелин II". Этот дирижабль был достроен, но стать рейсовым кораблем ему так и не довелось. Его использовали для проведения шпионских операций против Британии. С уважением, Владимир Скрыпнюк Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
Дата: Понедельник, 14 Мая 2012, 07:56:46 | Сообщение # 11
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
99 лет назад, 13 мая 1913 г. в Петербурге совершил первый полёт первый в мире 4-моторный самолёт «Русский витязь» общей массой около 5 000 кг.
«Русский витязь» — первый в мире четырёхмоторный самолёт. Дал начало тяжёлой авиации. Изобретён молодым лётчиком-инструктором И. И. Сикорским и построен под его наблюдением на Русско-Балтийском заводе. Предусматривался в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Самолёт создавался зимой 1912-1913 годов. Первоначально назывался «Гранд», в мае 1913 года был переименован в «Большой Русско-Балтийский», а в конце июня - в «Русский Витязь». Первый полёт был совершён в мае 1913 года. 2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта - 1 час 54 мин. Существовал «Русский витязь» малое время. 11 сентября 1913 года на 3-м конкурсе военных самолётов сорвавшийся с пролетавшего над «Русским Витязем» самолёта «Меллер-II» двигатель упал на левую коробку крыльев русского самолёта, сильно повредив её. Самолёт не стали восстанавливать, к тому же материал (дерево), из которого он был создан, успел отсыреть и вызывал сомнения в прочности. Да и на подходе был другой новый самолёт Сикорского «Илья Муромец». Самолёт «Русский витязь» сыграл важную роль в истории авиации - он являлся прототипом всех дальнейших тяжёлых самолётов с двигателями, установленными в ряд на крыле независимо от их схемы.
Самолёт вышел удачным и является предметом заслуженной национальной гордости. Прямым его продолжателем является самолёт «Илья Муромец», первый экземпляр которого был построен уже в октябре 1913 года. С уважением, Владимир Скрыпнюк Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
Дата: Среда, 16 Мая 2012, 15:01:57 | Сообщение # 12
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2138
Статус: Отсутствует
http://img.mail.ru/r/video2/uvpv3.swf?2 Петрович Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг. В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .
Дата: Четверг, 02 Августа 2012, 18:52:44 | Сообщение # 14
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Датой рождения Воздушно-Десантных Войск принято считать 2 августа 1930 года.
В этот день, во время опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа на окраине города Воронежа, впервые в СССР осуществлено полноценное десантирование боевой группы.
В 1928 году командующий Ленинградским военным округом М. Н. Тухачевский начал пропагандировать идею создания специальных подразделений, предназначенных для быстрой переброски по воздуху. По его замыслам такие подразделения, вооруженные в том числе и тяжелым оружием, должны были самолетами вывозиться в тыл противника и там выполнять боевые задачи.
Ведущая роль в организации первого парашютного десанта принадлежит военному летчику — комбригу ВВС РККА Леониду Григорьевичу Минову, ставшему фактически первым военным парашютистом в СССР. Первые учебные занятия по десантированию было решено провести на базе 53-й эскадрильи 11-й авиабригады Московского военного округа, базировавшейся в Воронеже. Руководителем сборов был назначен Минов, получивший должность инструктора по парашютной подготовке. На должность помощника Минова был назначен Яков Давидович Мошковский, молодой летчик из 11 авиабригады.
Яков Мошковский (слева) и Леонид Минов
Для осуществления первого десантирования были отобраны 10 курсантов-парашютистов. В их число вошли Мухин, Филиппов, Егоров, Пойдус, Фрейман, Черкашин, Кухаренко, Захаров, Коваленков, Поваляев. Высадку десанта решено было произвести с самолета "Фарман-Голиаф". В те дни он был единственным самолетом, освоенным для прыжков. Так как грузоподъемность самолета "Фарман-Голиаф" не позволяла брать на борт более семи человек, было принято решение произвести десантирование в два этапа, для чего группа была разбита на две подгруппы, одну из которых возглавил Минов, вторую - Мошковский. Длинноствольное оружие и боеприпасы было решено выбросить с трех самолетов Р-1 на грузовых парашютах.
Группа Якова Мошковского (крайний слева) перед десантированием 2 августа 1930 года
2 августа 1930 года в 9 часов утра самолет "Фарман-Голиаф" под управлением летчика Громова поднялся в воздух. На борту самолета находилась первая группа десантников во главе с Миновым, а также Мошковский, вылетевший с целью уточнения места выброски десанта. В качестве места высадки было выбрано свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров вблизи хутора Клочково, в двух километрах от Воронежа. Первая группа была десантирована с высоты 350 метров. Вся группа покинула борт в течение пяти секунд. Самолет развернулся и лег на обратный курс. Тем временем над площадкой на высоте 150 м прошла тройка самолетов Р-1 и сбросили два мягких почтовых мешка и четыре полутяжелых короба конструкции Н.П. Благина, в которых находились винтовки и два ручных пулемета, снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи. Подбежав к ним, парашютисты приступили к распаковке грузовых мешков. Вернувшийся на аэродром "Фарман-Голиаф" забрал остальных участников десанта и через несколько минут с высоты 500 метров выбросил вторую группу над площадкой десантирования.
Приземление десанта в районе хутора Клочково 2 августа 1930 года
Приземление второй группы произошло в непосредственной близости от того места, где в это время находилась первая группа. Еще через несколько минут оба подразделения собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в исходный район для выполнения боевой задачи. В исходном районе их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена.
Памятный знак на месте высадки первого десанта
В результате проведения учебных сборов была показана возможность парашютного десантирования вооруженного личного состава, а также была проверена техника выброски людей и грузов. Была определена величина рассеивания группы парашютистов в зависимости от высоты выброски, определено время сбора парашютистов и груза, и время, необходимое для приведения группы в боевую готовность. Выработанные правила и методические рекомендации по производству парашютных прыжков были опубликованы в 1930 году в "Бюллетене научно-технического комитета управления ВВС РККА" и в журнале "Вестник воздушного флота". Во время проведения сборов был отснят документальный фильм — "Парашют". Этот фильм стал наглядным учебным пособием для подготовки парашютистов на многие годы. Собственно, само задание и работа по его исполнению положили практическое начало воздушно-десантному делу в СССР. С уважением, Владимир Скрыпнюк Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
Дата: Пятница, 03 Августа 2012, 15:24:17 | Сообщение # 15
Группа: Старейшина
Сообщений: 360
Статус: Отсутствует
Очень страшная статистика стала известна теперь. Статистика, которую таила на себе доселе потертая и пожелтевшая от времени бумага с грифом "Совершенно секретно". "На фронтах Великой Отечественной войны погибло 28 миллионов 540 тысяч бойцов, командиров, и мирных граждан. Ранено 46 миллионов 250 тысяч. Вернулись домой: с разбитыми черепами 775 тысяч фронтовиков. Одноглазых 155 тысяч, слепых 54 тысячи. С изуродованными лицами 501342. С кривыми шеями 157565. С поврежденными позвоночниками 143241. С оторванными половыми органами 28 648. Одноруких 3 миллиона 147. Безруких 1 миллион 10 тысяч. Одноногих 3 миллиона 255 тысяч. Безногих 1 миллион 121 тысяча. С частично оторванными руками и ногами 418905. Так называемых "самоваров", безруких и безногих - 85942". И тут в 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Зачем такое внимание несчастным инвалидам Войны? Почему на острове, а не на материке? ПОЧЕМУ СТАЛИН НЕ ПОЖЕРТВОВАЛ НЕСЧАСТНЫМ ОДИН ИЗ СВОИХ ДВОРЦОВ В ПИЦУНДЕ, В ЦХАЛТУБО, В ЯЛТЕ? ОДИН ИЗ МНОГИХ САНАТОРИЕВ ЦК И СОВМИНА? А ведь заведение было еще то... И климат соответствующий. А оказалось, лучше бы без такого пристального внимания к персонам, которые слишком намозолили глаза советскому народу-победителю - сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах... Грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться, решило наше правительство. Выход нашли, на острова: с глаз долой - из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого "позора"! Их собирали за одну ночь со всего города специальными нарядами милиции и госбезопасности, отвозили на железнодорожные станции, грузили в теплушки типа ЗК и отправляли в эти самые «дома-интернаты». У них отбирали паспорта и солдатские книжки - фактически их переводили в статус «ЗэКа». Да и сами интернаты были в ведомстве ментуры. Перед этими интернатами ставилась цель тихо-мирно спровадить инвалидов на тот свет как можно быстрее. Даже то скудное содержание, которое выделялось инвалидам, практически разворовывалось. Получается, огромная страна Советов, таким образом, карала своих инвалидов-победителей за их увечья, за потерю ими семей, крова... Карала жестоко, с выдумкой, чтоб на всю жизнь, как умели у нас: нищетой содержания, одиночеством, страхом, безысходностью... Всякий, попадавший на Валаам, мгновенно осознавал: что прибыл остаться здесь навеки, в безвестной могиле на заброшенном монастырском кладбище. Из Ленинграда и Ленинградской области, чтобы не портили царский городской ландшафт, ссылали местных инвалидов - безногих и безруких, олигофренов и туберкулезников, ведь "инвалиды портили вид советских городов". Что это? Ведь даже в самой страшной тюрьме, в страшном гулаговском лагере всегда у заключенного теплится огонек надежды выйти оттуда, обрести свободу, пусть не самую светлую, но менее горькую жизнь. Но с Валаама выхода не было и быть не могло. Дорога одна - в могилу... Вот однажды проснувшись утром, перед самой годовщиной семидесятилетия Сталину, счастливые советские граждане не услышали привычного грохота самодельных инвалидных тележек и скрипа протезов возвратившихся с войны калек.. Подарок ко дню рождения вождя. И он такой подарок принял! А может быть ничего и об этом не знал, не доложили во время? И это простим? Или объявим враньем? P.S. Нечесов Станислав Георгиевич умер осенью 2014 г.
Дата: Пятница, 24 Августа 2012, 00:37:31 | Сообщение # 16
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 23
Статус: Отсутствует
В журнале"Лад" № 1 (37) за 1995 год (выходит в Вологде) увидел интересную заметку об Александре Фёдоровиче Можайском, в которой рассказывается, как будущий изобретатель самолёта в сложнейших условиях (во время плавания в Японию погиб русский фрегат "Диана") принимал самое активное участие в проектировании и постройке нового корабля. Вот что значит, талантливый инженер! От парусного судна - к летательному аппарату тяжелее воздуха. Кстати, в конструкции самолёта Можайского можно увидеть немало "корабельных" черт, заметно, что этот самолёт конструировал кораблестроитель.
Дата: Воскресенье, 26 Августа 2012, 12:33:14 | Сообщение # 17
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2138
Статус: Отсутствует
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
25 августа в Украине отмечается «День авиации Украины» (укр. День авіації) — национальный профессиональный праздник работников авиации, который отмечается в Украине ежегодно в последнюю субботу августа.
В честь этого праздника был проведён День открытых дверей в Музее Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины.
Открывается экспозиция памятником в честь 55 годовщины Победы в Великой Отечественной войне
Справа от него находится стелла со списком "Не вернувшихся из полёта"
Дальше представлены образцы авиационной техники...
Дата: Пятница, 31 Августа 2012, 04:30:33 | Сообщение # 22
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 23
Статус: Отсутствует
Во время 28-го боевого вылета 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква (ныне Львовская область Украины) штабс-капитан начальник авиационного отряда Пётр Николаевич Нестеров совершил первый в истории авиации таран. Обстоятельное описание подвига русского авиатора можно найти здесь: http://www.oldbooks.ru/content/articles/index.php?article=144863935 или здесь: http://scilib.narod.ru/Avia/Nesteroff/Nesteroff.htm Есть несколько рисунков, посвящённых этому событию (автор второго, третьего и четвёртого - Константи́н Константи́нович Арцеу́лов (1891 — 1980) — русский лётчик, художник-иллюстратор, внук российского художника Ивана Айвазовского):
Алексей
Сообщение отредактировал Ленинградец - Пятница, 31 Августа 2012, 05:06:18
Дата: Пятница, 31 Августа 2012, 04:42:32 | Сообщение # 24
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 23
Статус: Отсутствует
В статье В. Соколова из альманаха "Прометей" (http://www.oldbooks.ru/content/articles/index.php?article=144863935)говорится: "В номере 3-м «Огонька» за 1961 год была помещена фотография, на которой группа офицеров и солдат стоит около двух погибших летчиков. В статье, находящейся под снимком и озаглавленной «Таран летчика Нестерова», сказано, что на нем изображены «два мертвых летчика: П. Н. Нестеров и сбитый им в воздушном бою австрийский ас». Я немедленно уведомил «Огонек», что на фотоснимке Нестерова нет. Вскоре было установлено, что на опубликованной фотографии сняты два погибших летчика 4-го корпусного авиационного отряда: военный летчик старший унтер-офицер Храмин и летчик-наблюдатель поручик Бекли. К сожалению, «Огонек» соответствующее разъяснение не опубликовал. Настоящим исправляю это упущение." Ниже приведены заметка и фотография, о которых идёт речь:
Алексей
Сообщение отредактировал Ленинградец - Пятница, 31 Августа 2012, 04:52:51
Дата: Вторник, 04 Сентября 2012, 16:45:03 | Сообщение # 28
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2138
Статус: Отсутствует
С небес на землю
Алексей ЛЕОНОВ: «За то, что современная Россия ещё держится в космосе, надо благодарить Королёва»
Премьер-министр России Дмитрий Медведев провёл 14 августа правительственное совещание, посвящённое перспективам российской ракетно-космической отрасли. Глава кабинета министров распорядился усилить меры по контролю за деятельностью «Роскосмоса», в особенности – за качеством его продукции. За последние полтора года Россия потеряла десять спутников. К тому же были произведены семь аварийных пусков. Положение в космической отрасли в нашей стране, по мнению Дмитрия Медведева, свидетельствует о намечающемся отставании от ведущих держав. В других странах – лидерах космических технологий, среди которых США и Китай, «ничего такого не происходит», отметил глава правительства.
http://sovsekretno.ru/magazines/ Петрович Хойна 1957-1960гг., Ключево 1960-1961гг., Колобжег 1962гг., Жагань 1962-1963гг. В 1963 году замена в Берёзу - Картузскую, .
Сообщение отредактировал ПЕТРОВИЧ - Вторник, 04 Сентября 2012, 16:50:07
Во время Второй мировой войны Messerschmitt разработал специализированный тяжелый транспортный самолет Ме-323. Машина, получившая прозвище «Гигант» стала самой большой из имевшихся у Люфтваффе. Считалось, что до настоящего времени не сохранился ни один из 201 построенного экземпляра, но итальянские исследователи сообщили об обнаружении одного из них на дне моря около побережья Сардинии.
Как следует из архивных документов, самолет 26 июля 1943 года направлялся из германской базы на Сардинии в город Пистою в Тоскане. Вскоре после взлета он был подбит британским исребителем и затонул в непосредственной близости от архипелага Ла-Маддалена между Сардинией и Корсикой.
Небольшая группа итальянских энтузиастов во главе с дайвером и историком-любителем Кристиной Фрегьери в течение года анализировала архивы и расспрашивала доживших до наших дней очевидцев в поисках точного места крушения. В результате проделанной работы успех был достигнут – на глубине около 60 м удалось обнаружить хорошо сохранившийся самолет со всеми шестью моторами.
«Гигант» длиной 28,50 м, высотой 9,60 м и размахом крыла 55,24 м мог нести 11 тонн груза на расстояние 800 км с максимальной скоростью 250 км/ч, что потребовало большого количества инновационных для того времени разработок. Самолет, предназначенный для перевозки личного состава и техники, стоял на вооружении Вермахта в 1943–44 годах, однако из-за размеров и неповоротливости оказался хорошей мишенью для союзных войск, и вскоре не осталось ни одного работающего экземпляра. Рашид Сиразиев Хойна - ОБАТО 1974 -76
Дата: Суббота, 15 Сентября 2012, 20:24:09 | Сообщение # 30
Группа: Модератор
Сообщений: 18031
Статус: Отсутствует
Сегодня родился!
Миро́слав Гермаше́вский (польск. Mirosław Hermaszewski; родился 15 сентября 1941) — первый польский космонавт. Герой Советского Союза (1978)!!! Генерал!
Родился в в помещичьей семье на территории оккупированной нацистской Германией Ровенской области (Волынь), в польском селе Липники (Костопольский уезд, ныне это место — Березновский район Ровненской области, Украина).
Во время Второй мировой войны его отец Роман Гермашевский был одним из руководителей польской самообороны их села, Липников[1]. В марте 1943 года подразделения УПА и неорганизованные погромщики из соседних украинских сёл сожгли село, уничтожив часть польского населения[1]. При этом погибло несколько членов семьи будущего космонавта, а его дед был заколот семью ударами штыка в грудь[1]. Во время нападения на село мать потеряла полуторагодовалого Мирослава в снегу, но утром его нашли отец со старшим братом, которые поначалу посчитали его уже замёрзшим[1]. В августе 1943 года сосед семьи, украинский националист, убил и отца, Романа Гермашевского[1]. Воспоминания об этом оставил старший брат космонавта, генерал авиации Владислав Гермашевский, также участвовавший в самообороне уничтоженного села[1].
С 1963 года член Польской объединённой рабочей партии. Окончил Демблинское военное авиационное училище (1964) и Военную академию Генерального штаба в Варшаве (1971). Служил в истребительной авиации ПВО Польши.
С 1976 года в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.
Совершил полёт в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз-30» и орбитальной станции «Салют-6» (27 июня — 5 июля 1978 года); продолжительность полёта 7 суток 22 часа 2 минуты 59 секунд.
В 1981 году, после введения в Польше военного положения, входил в состав Военного совета национального спасения. В 1982 окончил Военную академию Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова в Москве. В том же году был назначен начальником польского лётного училища «Школа орлят». Затем был заместителем начальника Главного политического управления польской армии и служил в этой должности до 1988 года, когда политические органы в польской армии были упразднены. С 1988 по 1991 год служил комендантом (начальником) Высшей офицерской лётной школы в Демблине. Являлся заместителем командующего ВВС и ПВО Польши.
C 2000 года — бригадный генерал в отставке. На общественных началах занимается пропагандой космонавтики. С уважением.Виктор Малинин. Легница 1972-73гг. Калининград 1973-79гг.КТИ.
Дата: Воскресенье, 23 Сентября 2012, 14:22:20 | Сообщение # 31
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2138
Статус: Отсутствует
КАК В ЭВЕНКИИ СПАСАЛИ ЖЕМЧУЖИНУ И ЖУЛЬКУ (С сокращениями. Петрович)
- 8 апреля 2011 года.
Весть о полёте Юрия Гагарина захватила весь мир. Но перед этим триумфальным взлётом, начиная с середины 50-х годов прошлого столетия, было множество других космических стартов, не менее важных по своему значению, история одного из которых напрямую связана с нашей Эвенкией.
Осенью 1957 года был готов к запуску на орбиту первый космический корабль с маленькой капсулой на борту. На спутнике установили передатчик с частотой маяка 10,003 МГц. Период звучания - 60 сигналов в минуту, это ритм сердца здорового человека. Радиопередатчик может известить мир о себе сигналами "бип-бип-бип", а изменение частоты повторения этих сигналов сигнализирует о состоянии внутри спутника. Частоты передатчика были заранее опубликованы в журнале "Радио", чтобы радиолюбители всего мира могли слышать этот спутник, а по сообщениям радиолюбителей можно было отследить траекторию полёта и качество приёма сигналов.
В течение 1958-1959 годов было запущено несколько не возвращаемых на землю космических аппаратов. В радиоконтроле за полётами успешно участвовала и радиослужба КГБ СССР.
Однако Сергей Королёв и его команда не намерены останавливаться на достигнутом, впереди старты с животными-космонавтами, а после успешных испытаний - и с человеком на борту.
Готовятся силы и средства поиска космических аппаратов. Никто не даёт гарантии, что корабль-спутник приземлится именно на нашей территории. Поэтому рассматриваются все варианты, вплоть до использования системы автоматического самоуничтожения спутника путём подрыва в воздухе или на земле, если он будет падать не на нашу территорию или попадёт в чужие руки.
Тогда же были созданы поисковые отряды, состоящие из специалистов разного профиля. Задействованы самолёты Ил-14, Ли-2, вертолёты для высадки парашютно-десантных поисковых групп, морские суда, средства обнаружения радиосигналов.
Особое значение придаётся пеленгованию в диапазоне коротких волн и расчёт по его результатам района приземления спутника. В распоряжении ЦУПа нет достаточного количества пеленгаторов КВ-диапазона, и принято решение использовать недавно поступившие на вооружение в комитет государственной безопасности современные пеленгаторные станции типа "Круг", которые дают очень хорошие результаты по точности пеленгования. На самолёте Ил-14 установлен передатчик с характеристиками, аналогичными параметрам передатчика спутника.
В мае 1960 года с космодрома Тюра-Там (Байконур) был запущен новый космический корабль-спутник типа "Восток" со спускаемым аппаратом на борту, который не имел тепловой защиты и не имел систем жизнеобеспечения и приземления. После старта и выхода в космическое пространство спускаемый аппарат вышел на более высокую орбиту и улетел в космос. В июле второй старт - уже с животными на борту, - снова неудача. Самый успешный запуск в августе 1960 года с собаками Белкой и Стрелкой, которые благополучно приземлились в расчётной точке. Четвёртый старт в начале декабря - очередная неудача. Корабль начал снижение в нерасчётной точке и мог упасть на чужую территорию, в результате сработала система АПО - автоматического подрыва объекта. Космические пассажиры погибли.
И наконец, 22 декабря 1960 года с космодрома Байконур в 7 часов 45 минут произведён очередной старт ракеты-носителя "Восток", которая должна была вывести на околоземную орбиту советский корабль-спутник с двумя собаками (Жемчужиной и Жулькой) и другими животными на борту. Из-за аварии третьей ступени ракеты-носителя пуск закончился неудачей. Однако системы безопасности отработали штатно, и спускаемый аппарат, аварийно отделившись от носителя, совершил суборбитальный полёт и нормально приземлился в районе посёлка Тура, что на Нижней Тунгуске в Эвенкии.
На радиопеленгаторной станции под Свердловском дежурили тогда операторы Иван Александрович Стариков и молодой Николай Павлович Телегин, первый - на вспомогательном посту, второй - на основном. О предстоящем старте они, как всегда, знали заблаговременно, знали и направление, с которого должен был прозвучать сигнал передатчика при посадке, и уже привычно спокойно выполняли свою работу.
После старта бортового передатчика поначалу слышно не было. Стариков, поднеся к уху наушник головных телефонов, неожиданно для себя услышал знакомые звуки и крикнул Телегину: "Пеленгуй". Однако тот не смог мгновенно отработать команду. Пока разобрались, оказалось, что аппаратура упрямо выдаёт целеуказание на северо-восток, что было необычно. Передав данные пеленгования на командный центр, они узнали позже об аварийной посадке в Эвенкии.
Вспоминает Ю. А. Мозжорин, генерал-лейтенант, один из разработчиков космических систем: "Баллистики определяют место падения остатков, оно приходится на реку Подкаменная Тунгуска (неверно - Нижняя Тунгуска. - Автор). Вдруг телефонный звонок с центра пеленгации КВ-станций "Круг". Надо спасать собачку и корабль..."
Но нужно было понимать, что на местности этот район занимает площадь в несколько десятков или сотен квадратных километров. Поэтому после пеленгования стационарными средствами в район нахождения радиопередатчика выезжает объединённая поисковая группа ЦУПа. Никто сейчас не может сказать, почему команда на срочный сбор и вылет поступила именно для поисковиковСвердловского управления КГБ.Были в то время аналогичные подразделения и в территориальных управлениях, расположенных гораздо ближе к месту посадки космического корабля.
Тем не менее, оперативно собрав аппаратуру, тёплые вещи, продукты, поисковая группа в составе руководителя Анатолия Степановича Уфимцева, оперуполномоченных Дея Трефильевича Крохина, Геннадия Митрофановича Литвинова, Валентина Александровича Пылаева,Александра Петровича Рябкова,техника Ардальона Алексеевича Пикулева на самолёте Ил-14 командующего Уральским военным округом, командиром которого был Некрасов, вылетела в восточном направлении. В Новосибирске на борт Ил-14 подсадили несколько человек во главе с Арвидом Владимировичем Палло, руководителем поисково-спасательного отряда ЦУПа.
В Красноярске начальник аэропорта сообщил, что дальнейшее наше следование будет на Ил-14 в сопровождении капитана управления КГБ. На КП ВВС встретились с представителем Уральского военного округа, который сообщил, что дальше летят вместе, но на другом самолёте. Точно неизвестно, то ли в Туруханск, то ли в Туру, узнают в аэропорту Подкаменной Тунгуски". Пассажиры спецрейса - сотрудники поисковой группы КГБ и поисково-спасательная группа вынуждены были пересесть в самолёт Ли-2 ввиду того, что взлётно-посадочные полосы местных аэродромов не могли принять самолёт Ил-14.
На совещании решили поисковую работу продолжать, используя самолёт с приводами и проводя визуальный поиск - рассредоточившись по самолётам и вертолётам - искать оранжевые парашюты капсулы и спускаемого аппарата в направлениях на Туруханск и Туру. Капитан Хабиров предложил мне и Комарову лететь вместе с ним в направлении Туры. По пути следования наше визуальное наблюдение не дало результатов".
По воспоминаниям члена поисковой группы А. П. Рябкова,ещё во время перелёта на Ли-2 с помощью аппаратуры пеленгования поисковики убедились, что радиопередатчик системы "Пеленг" космического корабля исправен и работает. Правда, для этого пришлось применить смекалку и некоторое мастерство. Сигнал маяка спускаемого аппарата проверяли на самодельную антенну - провод, выкинутый за борт самолёта, так как на штатную антенну внутри салона передатчик не прослушивался.
- ( Пятый справа мой брат Саша).
В Туре группа разделилась на две части. Одна в составе Рябкова, Литвинова и Крохина пересела в самолёт Ан-2 и, взяв с собой пеленгаторную аппаратуру, вылетела к месту предполагаемой посадки.
Определив район наибольшей слышимости передатчика, самолёт приземлился на снег. Проблема состояла в том, что группе с техникой необходимо было отойти подальше от самолёта, чтобы иметь более достоверный пеленг, а по глубокому снегу это было сделать достаточно сложно. К тому же щелочные аккумуляторы на сильном 51-градусном морозе быстро теряли свою ёмкость. Но всё удалось, первый пеленг сняли и передали на борт Ли-2, который был в воздухе и летал по курсу, указанному первой группой.
Теперь первой группе нужно было загрузиться в самолёт и перелететь на другую точку для снятия второго пеленга на корабль. Пока разгружали технику во второй точке, с борта Ли-2 сообщили, что по указанному направлению в 8 километрах от места первой посадки Ан-2 лётчики визуально обнаружили спускаемый аппарат. Покружив на малой высоте над космическим кораблём, оба самолёта взяли курс на Туру.
Важное задание по поиску космического корабля с собаками и другими животными на борту было успешно в кратчайшие сроки выполнено.
Другой участник группы Г. М. Литвинов отмечал: "Вспоминаю момент,когда мы с т. Рябковымприземляемся на самолёте Ан-2 на заснеженную безымянную речушку, увязая по пояс в снегу, при 50-градусном морозе относим от самолёта пеленгатор, снимаем пеленг на сигналы спутника, сообщаем по радио на другой самолёт, и через 15 минут спутник был найден. За эту операцию всей нашей группе была объявлена благодарность и выплачена денежная премия председателем КГБ при СМ СССР".
Вспоминает Рябков:"В Туру из Подкаменной Тунгуски прибыл вертолёт с руководителем так и не приступившей к работе поисковой группы ЦУПа Арвидом Владимировичем Палло и пиротехником Комаровым. Взяв на борт руководителя группы УКГБ СССР по Свердловской области А. С. Уфимцева, Палло и Комаров на вертолёте в сопровождении Ан-2 направились к космическому кораблю". Приземлиться удалось на значительном расстоянии от спутника, и идти к нему пришлось по глубокому снегу пешком. На месте приземления космического аппарата выяснили, что крышки обоих люков отстрелились. Собаки находились в капсуле и были живы. Мыши замёрзли. Погибли также крысы, насекомые, растения. Кстати, Жульку потом забрал себе академик Олег Газенко, и остаток жизни она провела в генеральском доме.
Случился казус. Передатчик со спускаемого аппарата успешно сняли, но не выключили питание.Загрузили в вертолёт, полетели на базу. А пеленгаторщики КГБ, несколько дней фиксировавшие наличие сигнала из одной точки, с удивлением отметили его перемещение. Потом разобрались, в чём дело.
Руководителю группы разыскников Анатолию Степановичу Уфимцеву удалось побывать около найденного спускаемого аппарата с собаками. Трофей - длинную стропу парашюта спускаемого аппарата они привезли в Свердловск и, порезав на небольшие кусочки, раздали сувениры товарищам.
Вечером во время ужина в местной туринской столовой Палло и Комаров поблагодарили членов группы за молниеносную и успешную поисковую операцию. Утром 27 декабря группа вылетела на самолёте в Подкаменную Тунгуску, где их ждал Ил-14. Новый, 1961 год разыскники встретили дома.
В последующие годы, после первого гагаринского, стартов было много. И всякий из них незаметно для всех сопровождали чекисты эфира. О пеленгах "Кругов" упоминает начальник центра подготовки космонавтов Н. П. Каманин: в 1962, 1963, 1964 гг. Пеленгаторщики КГБ помогли найти в феврале 1965 года в пермских лесах корабльБеляева и Леонова,который отклонился от заданной траектории при посадке. Последнее известное нам упоминание о работе "мощных наземных пеленгаторов "Круг" относится к 1970 году.
Поисковая служба центра подготовки космонавтов стала самостоятельно справляться с задачами контроля телеметрии, траекторий движения спутников, поиска спускаемых аппаратов. Радиослужба КГБ СССР постепенно прекратила своё участие в космической программе.
Сергей КУЗНЕЦОВ.
На фото: Рябков Александр Петрович; поисковики и пилоты у Ли-2 (28.12.1960, Подкаменная Тунгуска); они помогли людям покорить космос.
Дата: Воскресенье, 23 Сентября 2012, 22:34:49 | Сообщение # 32
01.03.1932 - _.06.2016
Группа: Старейшина
Сообщений: 2138
Статус: Отсутствует
Беспаспортная "Кобра"
Известно, что первые двадцать "Аэрокобр" прибыли в нашу страну в январе 1942 года. Однако вот что удалось узнать у Арнольда Изяславовича Смолярова, бывшего в годы войны представителем импортного управления ВВС Красной Армии.
В конце 1941-го Смоляров, в то время капитан, находился на аэродроме под Кинешмой, где 22-й запасной авиационный истребительный полк под командованием полковника Шумова принимал английские истребители "Харрикейн". Ящики с разобранными на части самолетами доставляли со станции на аэродром, где 22 английских специалиста под руководством капитана Дайсона занимались сборкой машин.
В декабре 1941-го на аэродром привезли ящик, в котором оказался совершенно необычный самолет. Это была разобранная "Аэрокобра". В ящике, как ни странно, не было никаких инструкций по сборке и эксплуатации машины. Англичане, не имевшие дело с этим самолетом, отказались его собирать и вернулись к привычным "Харрикейнам". Тогда за работу взялись наши инженеры и авиамеханики, полагаясь в общем-то на собственные знания авиационной техники и природную смекалку - фронту были нужны самолеты, шла борьба за восстановление каждой машины.
Собрали "кобру" довольно быстро и даже опробовали двигатель. Всех сильно удивило лишь полное отсутствие стрелково-пушечного вооружения. Однако тогда этому никто не придал особого значения. Главное - хотелось быстрее выпустить новый самолет в воздух. Однако ни английские пилоты, ни наши летчики из истребительного полка не рискнули взлететь на необычной машине с трехстоечным шасси и двигателем, размещенным за кабиной. Пришлось звонить в Москву.
Вскоре из НИИ ВВС прибыл летчик-испытатель капитан Голофастов. Опробовав мотор на земле, он вырулил на взлетную полосу и начал разбег. Все нетерпеливо ждали отрыва от земли, и никто не предполагал, что "кобра" без пушки и пулеметов имеет предельно заднюю центровку. Даже со стандартным вооружением (особенно после израсходования боекомплекта) машина порой срывалась в штопор. Об этом узнали позднее, а пока Голофастов аккуратно оторвал самолет от земли и начал постепенно набирать высоту. И вдруг на развороте случилась беда - неожиданно сдал двигатель. Ситуация оказалась критической. Однако опытный летчик-испытатель сумел посадить самолет на небольшую заснеженную поляну в лесу в полутора километрах от аэродрома. К счастью, пилот и машина не пострадали. Но история беспаспортной "кобры" на этом не закончилась.
Выяснилось, что по договору союзники должны были на каждую партию истребителей Р-39 давать полный комплект запчастей. Ящик со старой, уже списанной "Аэрокоброй", разобранной на запчасти, и следовательно, без вооружения и документации, каким-то образом обогнал основную партию самолетов и пришел к нам первым. Ни техники, ни летчик не предполагали, что перед ними не боевой самолет, а просто комплект запчастей. Для них главным было быстрее восстановить машину и дать ее фронту. То, что они смогли сделать в данной ситуации, лишний раз говорит об их высоком мастерстве и энтузиазме.
Как сложилась судьба Смолярова? Он прошел всю войну, стал кавалером ордена Почетного легиона. Ныне ветеран трудится в авиационной промышленности.