Географические открытия в филателии
|
|
Sokol | Дата: Суббота, 04 Июля 2020, 19.11.06 | Сообщение # 271 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 4 ИЮЛЯ 1819 ГОДА — ИЗ КРОНШТАДТА В КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ ОТПРАВИЛИСЬ ШЛЮПЫ «ВОСТОК» И «МИРНЫЙ».
Шлюпы вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года. «Восток» находился под командованием Беллинсгаузена, «Мирный» – Михаила Лазарева. Помимо корабельной команды численностью 190 человек, в экспедицию были включены профессор Казанского университета Иван Симонов и художник Павел Михайлов. В дальнейшем благодаря их усилиям были зафиксированы многие научные открытия и наблюдения. В пользу их уникальной ценности достаточно сказать, что, например, зарисовки Южных Шетландских островов, сделанные Михайловым, использовались в английских лоциях еще в 1940-е годы.
«Восток» и «Мирный» провели в экспедиции 751 день, преодолев за это время 92 256 километров – это расстояние двух с лишним экваторов. Исследователи открыли три десятка островов, уточнили обозначение сотен километров береговой линии, нанесли на карты горы и морские акватории, получившие русские названия. А Беллинсгаузен и Лазарев навсегда остались людьми, которые подвели черту под эпохой великих географических открытий, предъявив человечеству новый континент для освоения.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 12 Июля 2020, 19.13.56 | Сообщение # 272 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 12 июля 1928 – советским ледоколом «Красин» в арктических водах вблизи Шпицбергена спасён экипаж дирижабля «Италия»
15 июня 1928 г. ровно в 15:15 «Красин» покинул порт. Поначалу было легко – но на подступах к Норвегии пошли «тяжелые» льды, и чтобы преодолеть их, команде пришлось серьезно потрудиться. Бывали дни, когда от рассвета до заката корабль проходил всего сто метров – и за это время успевал отдрейфовать в сторону от курса на двести.
- Параллельно с «Красиным» на выручку итальянцам двинулся ледокольный пароход «Малыгин», - отмечает Ирина Стонт. – Но он был куда менее мощным, а потому быстро оказался затерт льдами и, фактически, никакой существенной роли в спасении экспедиции не сыграл.
- 12 июля «Красин» достиг, наконец, льдины, на которой стояла «красная палатка», - рассказывает наша собеседница. - И принял на борт пятерых оставшихся итальянцев. Таким образом, из 16 членов экипажа в живых остались восемь.
Ледокол ,,Малыгин,, марки 1981 и 1931 г.г.
С тех пор минуло уже больше 90 лет. Но подвиг «Красина» до сих пор не забыт и вряд ли когда-нибудь будет. Каждый год, 15 июня ровно в 15:15 на ледоколе дают гудок. Посмотреть на легендарный корабль регулярно приезжают родственники спасенных итальянцев – дети и внуки, братья, сестры, племянники: одним словом, все, для кого судьба дирижабля «Италия» стала неотъемлемой частью семейной истории.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 16 Июля 2020, 17.59.05 | Сообщение # 273 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 16 июля 1872 г. родился Руаль АМУНДСЕН /Roald Engebreth Gravning AMUNDSEN/ (1872 — 18.6.1928), норвежский полярный исследователь, который первым достиг Южного полюса.
Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился в Борге близ Осло 16 июля 1872 года. Сначала он стал учиться медицине, поступив на медицинский факультет университета Кристиании (ныне Осло), но вскоре оставил учебу. Его влекли путешествия.
Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897–1899 годах, когда он был первым помощником капитана на корабле «Бельжика».
В 1903 году Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, Амундсен предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов о.Виктория. Затем проплыл на «Йоа» через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.
Следующей целью Амундсена было достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это уже совершил Роберт Пири, он решил достичь Южного полюса и в августе 1910 года отправился в Антарктику на «Фраме» — знаменитом корабле Фритьофа Нансена.
Британская экспедиция под руководством Роберта Ф.Скотта тоже пыталась добраться до Южного полюса. Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года (его «конкурент» Скотт с четырьмя спутниками дошел до полюса спустя месяц — 18 января 1912 года), а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.
15 июля 1918 года Амундсен отправился из Аляски на судне «Мод» Северо-Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда Амундсен решил исследовать Арктику с воздуха.
11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь Линкольн Элсуорт и итальянский инженер Умберто Нобиле стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»), пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске.
24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле «Италия» достиг Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном пути он потерпел крушение. 18 июня 1928 года Руаль Амундсен поднялся в воздух, чтобы найти экипаж дирижабля Нобиле, и погиб в Баренцевом море. Он останется в памяти потомков как величайший по размаху исследований полярный путешественник.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 13 Августа 2020, 19.46.41 | Сообщение # 274 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 13 августа 1773 г. родился Юрий Федорович ЛИСЯНСКИЙ (12.4 или 13.3.1773 — 6.3.1837), капитан 1–го ранга, первый русский мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие.
Два шлюпа отправились в первую русскую кругосветку 7 августа 1803 года и вернулись к родным берегам через три года также в августе. Первой пришла «Нева» под командованием Лисянского, опередив на две недели «Надежду», которую вел руководитель экспедиции Иван КРУЗЕНШТЕРН. В дальнейшем Крузенштерн практически не вспоминал имени своего «соплавателя», на многие годы оказавшегося в его тени, хотя прежде их жизненные дороги не раз пересекались. Они в один год окончили Морской корпус, вместе получили боевое крещение в сражении со шведами (Лисянскому тогда не было и 15 лет, Крузенштерн на 3 года старше), в числе лучших молодых офицеров были командированы для службы в английском флоте. Лисянскому тогда повезло во время ремонта корабля совершить путешествие по США и удостоиться встречи с первым президентом США Джорджем ВАШИНГТОНОМ. Произошло это в Филадельфии, бывшей тогда столицей страны. Русский путешественник был совершенно особым случаем, и президент обратился к 22–летнему офицеру со словами: «Штаты и Россия — добрые соседи. В свое время Россия проявила уважение к правам человека и отвергла союз с Великобританией против нас. Мы помним об этом».
После 7 заграничных лет Лисянский вернулся домой с мыслью проложить дорогу в Русскую Америку и обойти вокруг света. Схожими соображениями о пользе морского пути на Камчатку для развития российской торговли делился Крузенштерн. Пока никто не воспринимал эти планы всерьез, Лисянский издал переведенную им с английского книгу «Движение флотов», ставшую учебником для нескольких поколений русских моряков. А Крузенштерн после женитьбы думал оставить службу. К счастью для обоих, у руководителей российско–американской компании и министра коммерции Николая РУМЯНЦЕВА возникли грандиозные планы по освоению русских владений в Америке. Император АЛЕКСАНДР I внял их докладам, сколь «ощутительны от отправления из Балтики в Америку судов выгоды», и взял на себя расходы на содержание одного судна, предоставив компании и Румянцеву снарядить другое. Лисянский добровольно уступил первенство товарищу: «Ничего сравниться не может с удовольствием, чтобы служить под командою моего только друга».
Только часть пути оба судна прошли вместе, впервые под русским флагом пересекли экватор, но два года из трех вели самостоятельное плавание. Лисянский первым из русских моряков побывал у острова Пасхи, проложил дорогу в Русскую Америку, открыл необитаемый остров в Тихом океане, а на обратном пути за 140 дней преодолел почти 14 тысяч миль без захода в порты и якорных стоянок. Но на суше оказалось, что от него больше ничего не ждут, тогда как отчет Крузенштерна приняли благосклонно и издали за казенный счет. Морской министр Павел ЧИЧАГОВ дал оценку плаванью «Невы»: «Что до открытий, то господин Лисянский сделал одно — это скала… иных совершенно не было». Только за свой счет, потратив все вознаграждение и средства жены, Лисянский смог издать свое «Путешествие вокруг света на корабле «Нева».
Нет, не только в связи с «дурным состоянием здоровья» он в 35 лет подал в отставку.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 17 Августа 2020, 15.57.48 | Сообщение # 275 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 17 августа 1977 г. 43 года назад Советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса
9 августа 1977 года советский атомоход «Арктика» под командованием капитана Юрия Кучиева после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли.
В экспедиции принимали участие более 200 человек. В задачи ученых входило достичь Северного полюса. Кроме того следовало проверить возможности нового ледокола, спущенного на воду всего за пять лет до начала экспедиции, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами. 15 августа ледокол пересек 85-й градус северной широты и вошел в приполюсный район.
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени корабль, преодолев мощный трехметровый ледяной покров Центрального полярного бассейна, первым в мире достиг Северного полюса.
Участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. Атомоход провел на вершине Земли 15 часов. За это время ученые успели выполнить комплекс важнейших исследований и наблюдений, а перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 23 Августа 2020, 14.11.30 | Сообщение # 276 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 23 августа 1809 г. родился Николай Николаевич МУРАВЬЁВ—АМУРСКИЙ (1809 — 30.11.1881), граф, государственный деятель и дипломат.
Генерал-лейтенант русской армии, он в 1847 году был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири. Активно содействовал изучению и освоению края, руководил экспедициями по Амуру. В 1858 году подписал Айгунский договор с Китаем, который устанавливал границу между двумя странами по Амуру, существенно расширяя русские владения в Сибири, за что и получил титул графа Амурского. В 1860 году он водрузил русский флаг на том месте, где ныне расположен город Владивосток. К освоению и изучению края Муравьев активно привлекал местную интеллигенцию, а также политических ссыльных. Граф предлагал приступить к сооружению Транссибирской магистрали за несколько десятилетий до осуществления этого проекта, и он же был сторонником продажи Аляски Америке.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 25 Августа 2020, 18.52.55 | Сообщение # 277 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 25 августа 1930 г. 90 лет назад Экспедиция полярников на ледокольном пароходе «Георгий Седов» открыла западные берега Северной Земли
15 июля 1930 года из Архангельска на Землю Франца-Иосифа и Новую Землю на ледокольном пароходе «Георгий Седов» вышла первая советская высокоширотная экспедиция по исследованию Карского моря под руководством О.Шмидта и В. Визе.
В конце июля «Георгий Седов» подошел к острову Гуера (Земля Франца-Иосифа). Часть экспедиции занялась строительными работами, остальные обследовали близлежащие острова. В середине августа пароход отправился дальше на северо-восток в неизученные районы Северного Ледовитого океана.
За это время экспедиция впервые исследовала северную часть Карского моря, были открыты острова Визе, Исаченко, Воронина, Шмидта, архипелаг Седова (к западу от Северной Земли). На острове Домашний полярники построили новую полярную станцию. В течение двух лет четверо зимовщиков во главе с Г.Ушаковым вели там исследования Северной Земли.
«Георгий Седов» дошел почти до 81 градуса северной широты, но дальнейший путь был закрыт, и судно повернуло на юг.
14 сентября пароход благополучно вернулся в Архангельск. Проделав путь около 10 000 км, экспедиция выполнила грандиозную программу комплексных научных наблюдений. Через три года на основе работ группы Г.Ушакова была составлена полная карта Северной Земли.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 26 Августа 2020, 18.38.48 | Сообщение # 278 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 26 августа 1451 г. родился Христофор КОЛУМБ /Cristoforo COLOMBO, Cristobal COLON, Christophorus COLUMBUS/ (1451 — 21.5.1506), мореплаватель.
Колумб (Христофоро Коломбо) родился в Генуе в семье ткача-шерстянщика, который одновременно торговал сыром и вином. О материальном положении семьи и о не совсем честном характере отца мореплавателя Доменико Коломбо говорит конфуз, случившийся на свадьбе сестры Христофоро Бьянкинетты. Зять, торговец сыром, обвинил Доменико в том, что тот не отдает приданое, обещанное за дочерью. Нотариальные акты того времени подтверждают, что положение семьи действительно было удручающим. Особенно крупные разногласия с кредиторами возникли из-за дома, где они поселились через четыре года после рождения Христофоро.
Хотя Христофоро провел детство за отцовским ткацким станком, интересы мальчика были направлены в другую сторону. Наибольшее впечатление на ребенка производила гавань, где толкались и перекликались люди с разным цветом кожи, в бурнусах, кафтанах, европейском платье. Христофоро недолго оставался сторонним наблюдателем. Уже в 14 лет он плавал юнгой в Портофино, а позже и на Корсику. В то время на лигурийском побережье распространенной формой торговли был натуральный обмен. Доменико Коломбо тоже участвовал в нем, а сын помогал: сопровождал маленькое с латинской оснасткой судно, груженное тканями, в лежащие рядом торговые центры, а оттуда доставлял сыр и вино.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 06 Сентября 2020, 21.40.20 | Сообщение # 279 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 6 сентября 1620 420 лет назад Корабль «Мэйфлауэр» со 149 пилигримами отправился из Плимута (Англия) в Америку.
Мейфлауэр (англ. Mayflower, что дословно переводится как «майский цветок», так называют в Англии боярышник) — aнглийский рыболовный трёхмачтовый барк, на котором англичане, основавшие первое британское поселение в Северной Америке, в 1620 году пересекли Атлантический океан.
Утром 6 сентября 1620 года корабль, возглавляемый капитаном Кристофером Джонсом, вышел из английского города Плимут. Сто два переселенца находились на его борту: сорок один взрослый мужчина, девятнадцать женщин и дети, а также как минимум две собаки. Один ребенок родился во время плавания, еще один родился на корабле 20 ноября, до обоснования в Плимуте. Экипаж корабля составлял 25–30 человек. Сами себя они называли «пилигримами».
Размеры «Мейфлауэра», водоизмещением всего 180 тонн, не позволяли пассажирам разместиться с удобствами. 11 (21) ноября 1620 года, обогнув мыс Код, судно встало на якорь у берегов Плимута и пилигримы причалили к Плимутской скале (ныне — национальный памятник). На корабле лидерами пилигримов Уильямом Брюстерем и Уильямом Брэдфордом было подписано Мейфлауэрское соглашение, ставшее руководством для новооснованной Плимутской колонии.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 10 Сентября 2020, 10.13.12 | Сообщение # 280 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 10 сентября 1872 г. родился Владимир Клавдиевич АРСЕНЬЕВ (1872 — 4.9.1930), исследователь Дальнего Востока, писатель («Дерсу Узала»).
Выдающийся русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока - Владимир Арсеньев внес неоценимый вклад в такие научные дисциплины, как: география, этнография, гидрография, метеорология. Также он изучал зверей, птиц, рыб и растения Приморья.
Владимир Клавдиевич Арсеньев родился (29 августа) 10 сентября 1872 года в Санкт-Петербурге. В 1892 году поступил в Петербургское юнкерское пехотное училище. В 1895 году, по окончании учебы, Арсеньев получает назначение в Польшу. А спустя пять лет по его просьбе Арсеньева переводят во Владивосток.
1956г. Почтовая марка СССР Русский путешественник и писатель В.К. Арсеньев
Первые свои экспедиции в 1902–1907 годах Арсеньев совершил в качестве военного топографа. В его задачу входило проведение маршрутной съемки, попутно он собирал и научные материалы о рельефе, геологии, флоре и фауне Южного Приморья и Сихотэ-Алиня, а также о народах населяющих эти места.
В 1909 году Арсеньева избрали действительным членом Императорского Русского географического общества.
В 1908–1910 годах Арсеньев при поддержке Русского географического общества осуществляет исследования Северного Приморья. Обобщённый материал, полученный в ходе этих экспедиций, был издан в 1912 году («Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края»). А следующая экспедиция Арсеньева была осуществлена в 1918 году на Камчатку.
На почтовом блоке изображена эмблема 175-летия Русского географического общества, на полях блока — карта мира, художественные образы, отражающие основные географические исследования и открытия.
4 сентября 1930 года во Владивостоке Владимир Клавдиевич Арсеньев скончался от воспаления легких, полученного во время экспедиции на Нижний Амур.
Именем Арсеньева назван город на Дальнем Востоке и ледник на северном склоне Авачинской сопки. Дом Владимира Арсеньева во Владивостоке сейчас является музеем, открытым для публичного посещения.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 13 Сентября 2020, 18.45.15 | Сообщение # 281 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 13 сентября 1881 Рудольф (Рувим) Лазаревич САМОЙЛОВИЧ (1881, Азов — 4.3.1939, Москва), полярный исследователь, участник 21 арктической экспедиции, директор Всесоюзного Арктического института, начальник экспедиции на ледоколе «Красин» по спасению экипажа потерпевшего бедствие дирижабля «Италия», совершавшего под командой Умберто НОБИЛЕ полет к Северному полюсу.
В 1912 году участвовал в геологической экспедиции В. А. Русанова на остров Шпицберген. Один из инициаторов и первый руководитель Северной научно-промысловой экспедиции (1920—1925), после её реорганизации — директор Института по изучению Севера (1925—1930), после его ликвидации — заместитель директора Всесоюзного арктического института (1932—1938). Основатель и первый руководитель кафедры полярных стран в ЛГУ (1934—1937). Начальник экспедиции на ледоколе «Красин» по спасению потерпевшего в Арктике аварию итальянского дирижабля «Италия», совершавшего полет к северному полюсу под командованием Умберто Нобиле (1928). Руководитель научной части международной воздушной экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931), начальник экспедиций на «Русанове» (1932), «Седове» (1934), «Садко» (1936 и 1937—1938).
Марка посвященная экспедиции по спасению членов экипажа итальянского дирижабля "Италия" в 1928 году: ледокол "Красин" в арктических льдах; потерпевшие аварию участники экспедиции; самолет полярного летчика Б.Г. Чухновского на льду; карта маршрутов экспедиции по спасению экипажа дирижабля (район архипелага Шпицберген).
В мае 1938 года Р. Л. Самойлович был арестован, а 4 марта 1939 года — расстрелян. Шурин Самойловича, полярный исследователь Михаил Ермолаев также был репрессирован, но выжил в лагерях. На карте Карского моря вместо острова Самойловича появился остров Длинный. В 1957 году Р. Л. Самойлович был посмертно реабилитирован.
-----------------------------------------------------
В честь Самойловича названы пролив и ледниковый купол на Земле Франца-Иосифа, бухта на Новой Земле, остров в архипелаге Северная Земля, гора и полуостров в Антарктиде.
В честь Самойловича, за заслуги в освоении севера, назван третий танкер газовоз ледового класса Arc7 для проекта Ямал СПГ "RUDOLF SAMOYLOVICH"
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 14 Сентября 2020, 10.59.12 | Сообщение # 282 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 14 сентября 1769 г. родился Александр ГУМБОЛЬДТ (1769 — 6.5.1859), немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник.
Барон Фридрих Вильгельм Генрих Александр фон Гумбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Heinrich Alexander Freiherr von Humboldt) родился 14 сентября 1769 года в Берлине, в семье придворного саксонского курфюрста. В 1787-1792 годах изучал естествознание, экономические науки, право и горное дело в университетах Германии. В 1790 году вместе с Г.Форстером, оказавшим на него заметное влияние, путешествовал по Англии, Франции и Нидерландам.
Вскоре он начал публиковать свои статьи, обобщая в них свои научные наблюдения. Вышла его работа о базальтах, наблюдения о тайнобрачных растениях, монография о раздражимости нервных и мускульных волокон.
В 1799-1804 годах Гумбольдт вместе с французским ботаником Бонпланом путешествовал по Центральной и Южной Америке. Следующие два десятилетия он обрабатывал собранные в путешествии коллекции вместе с другими видными учёными. За это время вышло тридцатитомное сочинение, состоящее из описания растений, астрономо-геодезических и картографических материалов, зоологии и сравнительной анатомии, описания путешествия.
В 1827 году он переехал из Парижа в Берлин, где исполнял обязанности камергера и советника прусского короля, а в 1829 году совершил путешествие по России – на Урал, Алтай и к Каспийскому морю.
Гумбольдт своими работами создал физическую географию, призванную выяснить закономерности на земной поверхности, в её твёрдой, жидкой и воздушной оболочках. Его воззрения стали основой общей физической географии и ландшафтоведения, а также географии растений и климатологии.
Он обосновал идею закономерного зонального распространения растительности на поверхности Земли (широтная и вертикальная зональность), определил экологическое направление в географии растений.
Круг научных интересов ученого был настолько широк, что современники называли его «Аристотелем 19 века».
Александр Гумбольдт скончался 6 мая 1859 года в Берлине.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 28 Сентября 2020, 18.17.30 | Сообщение # 283 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 28 сентября 1797 г. родился Федор Петрович ЛИТКЕ (1797 — 20.8.1882), граф, мореплаватель — исследователь Арктики, президент Российской академии наук.
Фёдор Петрович Литке принадлежал к славной плеяде моряков, выходцев из остзейских немцев. Его дед Иван Филиппович Литке (Иоганн Филипп Литке) приехал в Петербург в 1735 году. Он был ученым богословом, лютеранским пастором. Отёц Фёдора Петровича — Петр Иванович Литке был военным, принимал участие в битвах при Ларге и Кагуле в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и служил адъютантом у князя Н.В. Репнина.
....27 июля 1821 года экспедиция в составе 43 человек на бриге «Новая Земля» вышла из порта Архангельска и отправилась на северо-восток. Продовольствия было припасено на 16 месяцев на случай непреднамеренной зимовки. 31 июля экспедиция достигла берегов Новой Земли, где экипажем проводилась описание берегов. Работы первого года были по существу только разведкой, во время которой Литке изучал условия плавания в северных морях и проверял морские качества корабля. А условия были опасными. 31 июля 1821 года, лавируя к северу от острова Моржовца, бриг «Новая Земля» сел на мель, которая с тех пор носит имя Литке. В конце августа бриг взял курс назад на Архангельск, куда прибыл 11 сентября...
Ф. П. Литке на почтовой марке России, 1994 год «Бриг „Новая Земля“ под командованием Ф. П. Литке у берегов Новой Земли».
Почтовые марки СССР, 1947 год
Почтовая марка СССР, 1976 год: ледокол «Ф. Литке» \
Русское географическое общество (РГО) основано по высочайшему повелению императора Николая I 18 августа 1845 года в Санкт-Петербурге. Идея создания общества принадлежала адмиралу Ф.П. Литке, воспитателю будущего первого председателя РГО великого князя Константина Николаевича. Главной задачей общества было «привлечь к изучению родной земли и людей, её обитающих, все лучшие силы Русской земли».
На почтовом блоке изображена эмблема 175-летия Русского географического общества, на полях блока — карта мира, художественные образы, отражающие основные географические исследования и открытия.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 04 Октября 2020, 15.39.52 | Сообщение # 284 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 4 октября 1853 г. – русский адмирал Г. Невельской поднял на Сахалине российский флаг.
4 октября 1853 года русский адмирал Геннадий Невельской поднял на Сахалине российский флаг. Споры вокруг острова продолжались вплоть до XX века. Прекратились они лишь с капитуляцией японцев во Второй Мировой войне, когда нашей стране отошли Сахалин и Курильские острова.
...В октябре 1853 года на самой южной точке острова Геннадий Иванович основал пост, названный Муравьевским.
Майор Буссе вспоминал: «Матросы построились в две шеренги и я поднял флаг. Скомандовал: шапки долой! Невельский приказал спеть молитву. Команда запела „Отче наш“, а затем спели „Боже царя храни“, раздалось трехкратное „Ура!“, откликнувшееся на корабле, и Сахалин сделался русским владением. Собравшиеся японцы с удивлением смотрели на нас»....
Считается, что из европейцев первым достиг берегов Сахалина голландец Фрис, предположивший, что он набрел на продолжение острова Хоккайдо. Француз Лаперуз высказал другое ошибочное предположение. О том, что Сахалин есть полуостров, соединяющийся с материком песчаным перешейком. К этой же мысли склонялся известный русский мореплаватель Иван Крузенштерн. Тем более что летом 1805 года ему не удалось пройти между Сахалином и материком. Первым 7-километровый пролив нашел Геннадий Невельской. Случилось это в 1849 году, вскоре пролив был назван его именем.
С начала XIX века Сахалин и Курильские острова являлись камнем преткновения в отношениях между Российской империей и Японией. Поражение в Русско-Японской войне привело нашу страну к подписанию Портсмутского договора, по которому Японии отходила южная часть Сахалина. На 50-й широте в тайге на острове прорубили огромную просеку, были установлены пограничные столбы. С 1920 по 1925 годы японцы оккупировали и северную часть острова.
В августе 1945 года советские войска выбили японцев с Сахалина. Гарнизоны Курильских островов сдались без боя. В 1945 году российско-японскую границу передвинули в последний раз. В 1947 году была образована Сахалинская область, вошедшая в состав РСФСР.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 08 Октября 2020, 09.24.02 | Сообщение # 285 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 8 октября 1849 г. родился Александр Михайлович СИБИРЯКОВ (1849, Иркутск — 2.11.1933, Ницца), золотопромышленник, исследователь Сибири, почетный гражданин Иркутска.
Сибиряков являлся одним из спонсоров полярной экспедиции на пароходе «Вега» шведского мореплавателя профессора Норденшёльда, впервые прошедшего в 1878—1880 годах Северным морским путем вдоль берегов Сибири по Ледовитому океану и вышедшему через Берингов пролив в Тихий океан. В 1879 году, когда от Норденшельда не было долго известий, он послал на розыски шведов в устья р. Енисея свой пароход и дал средства А. В. Григорову на попутные обследования Северного Ледовитого океана. Швеция оценила заслуги всех организаторов и участников экспедиции. Сибиряков был избран почётным членом Шведского общества антропологии и географии, членом-корреспондентом Общества военных моряков, членом научного и литературного обществ Гётеборга.
Почтовый блок Гренландия 2008 г. Экспедиция А. Е. Норденшельда
Почтовый блок Финляндия 2008 г. Экспедиция А. Е. Норденшельда
А. Е. Норденшельд
Благотворительная деятельность Сибирякова была направлена главным образом на развитие просвещения и культуры Сибири. Самое известное его пожертвование — 200 000 рублей в 1878 году первому сибирскому университету в Томске, за что Сибиряков был награждён орденом Святого Владимира III степени. В 1904 году Сибиряков вместе с Д. И. Менделеевым был избран в почётные члены Томского университета.
Много сделал Сибиряков и для своего родного Иркутска: щедрые пожертвования учебным заведениям города, финансирование строительства храма во имя Казанской иконы Божьей Матери, устроение главного храма в Вознесенском монастыре. В 1893 году Сибирякову было присвоено звание почётного гражданина Иркутска.
Почтовая марка СССР 1077 г. «Александр Сибиряков» — ледокольный пароход.
Ледокольный пароход. Впервые преодолел Северный морской путь за одну навигацию. Следуя с Диксона, 25 августа 1942 года у острова Белуха погиб в неравном бою с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер».
Умер Сибиряков в больнице Пастера в Ницце в возрасте 84 лет.
Память:
Именем Сибирякова названы:
Остров Сибирякова в Карском море Ледокол «Александр Сибиряков» Ледокол «Сибиряков» Гидрографическое судно «Сибиряков»
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sergey_K | Дата: Пятница, 09 Октября 2020, 00.16.27 | Сообщение # 286 |
Группа: Старейшина
Сообщений: 1582
Статус: Отсутствует
| 6 августа 1942 года стартовала главная операция германского флота на русском севере (операция «Вудерланд» («Страна чудес»)), целью которой было потопить караваны союзников, встреченных по пути к Таймыру. 6 августа 1942 года из Северной Норвегии вышел немецкий крейсер «Адмирал Шеер» (Panzerschiff “Admiral Scheer”) (капитан 1-го ранга В. Меендсен-Болькен). Его сопровождали 5 подлодок и эсминцы. 25 августа на крейсере заметили мирный корабль – это был ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который шёл на полярные станции с грузами для зимовщиков. Приказу «Шеера» он не подчинился, отправил на остров Диксон предупреждение о крупном военном корабле на Северном морском пути и принял бой (на марке Маршалловых островов). В августе 1941 года ледокольный пароход «Александр Сибиряков» вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6») (капитан А.А. Качарава)
Имя Сибирякова есть ещё на СПШ Румынии от 03.12.2009 выпущенный к 100-летию спуска корабля на воду на верфи «Гендерсон и К°» по заказу британской компании «Беллавенчур Стимшип» в 1909 году под названием «Беллавенчур» (англ. Bellaventure).
Сергей Коробов Бжег : в/ч 36619 1985-1989 Жагань: в/ч 95991 1989-1990
Сообщение отредактировал Sergey_K - Пятница, 09 Октября 2020, 00.49.41 |
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 10 Октября 2020, 11.07.30 | Сообщение # 287 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 10 октября 1861 Фритьоф НАНСЕН /Fridtjof NANSEN/ (1861 — 13.5.1930), норвежский полярный исследователь, лауреат Нобелевской премии мира 1922 года.
Он мечтал покорить полюса планеты, но его парусник «Фрам» застрял во льдах Северного Ледовитого океана. Позже Нансен отказался от честолюбивых планов и передал корабль своему соотечественнику Руалю АМУНДСЕНУ, который первым и дошел до Южного полюса. А Нансен последнюю четверть века своей жизни почти всецело посвятил общественной деятельности. Сначала он встал во главе своего народа, добивавшегося независимости от Швеции. Благодарные норвежцы даже хотели, чтобы Нансен занял королевский престол.
Но особенно востребованным авторитет Нансена оказался после Первой мировой войны, когда рухнули империи, миллионы людей оказались в положении апатридов и перемещенных лиц. Правительства различных стран, созданная в те же годы Лига Наций и даже Международный Красный Крест часто не отваживались браться за разрешение возникающих проблем. А для Нансена словно не было ни границ, ни иных препятствий. Усилиями норвежца более 600 000 бывших военнопленных вернулись в свои родные места, оказавшиеся без гражданства получили так и названные — «нансеновские» паспорта, позволившие людям легализовать свое положение и найти новое пристанище.
Когда в Советской России разразился голод, именно Нансен руководил доставкой международной помощи. Московский совет рабочих и крестьян назвал его своим почетным депутатом, а Нобелевский комитет присудил премию мира за гуманную деятельность по оказанию помощи обездоленным. И после греко–турецкой войны 1922 года, когда жертвами оказались народы, населявшие Анатолийское побережье, вновь на помощь пришел Нансен. Последней главной его заботой была судьба миллиона армянских беженцев из Турции, для чего Нансен не только вновь приехал в Советский Союз, но даже взялся за изучение армянского языка.
Нобелевской премии мира была удостоена и созданная уже после смерти великого норвежца Нансеновская международная организация по делам беженцев.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 12 Октября 2020, 13.52.10 | Сообщение # 288 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 12 октября 1492 г. 528 лет назад Экспедиция Христофора Колумба достигла острова Сан-Сальвадор (официальная дата открытия Америки)
Опираясь на античное учение о шарообразности Земли и неверные расчеты ученых 15 века, Христофор Колумб составил проект западного, по его мнению, кратчайшего морского пути из Европы в Индию.
12 октября 1492 года испанский (по некоторым источникам — итальянский) мореплаватель Христофор Колумб высадился в Новом свете — в этот день экспедиция Христофора Колумба достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, что впоследствии было принято за официальную дату открытия Америки.
Картина Д.Пуэбло «Высадка Колумба в Америке» (1862)
Эта экспедиция (1492-1493) в составе 90 человек на судах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья» вышла из Палоса 3 августа 1492 года, от Канарских островов повернула на Запад, пересекла Атлантический океан в субтропическом поясе и достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, где высадилась 12 октября 1492 года (официальная дата открытия Америки).
День Колумба в США отмечается во второй понедельник октября
Хотя в большинстве других американских стран День Колумба (Columbus Day) отмечается 12 октября (что логично и оправданно), в Соединенных Штатах он отмечается во второй понедельник октября.
День Колумба является общественным выходным во многих частях США, но в некоторых штатах, например, в Калифорнии, Неваде, Гавайи, день не отмечается. Государственные учреждения и школы, как правило, закрыты, но коммерческие организации могут работать.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 17 Октября 2020, 14.44.54 | Сообщение # 289 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 17 октября 1740 г. 280 лет назад Участниками экспедиции Витуса Беринга основан Петропавловск-Камчатский
Первая Камчатская экспедиция Беринга, завершившаяся в 1730 году, была первой в России морской научной экспедицией. В ходе экспедиции была произведена инструментальная съёмка западного побережья моря (которому впоследствии будет присвоено имя Беринга) на протяжении более чем 3500 км. Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, как отмечают специалисты, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.
В 1733 году Берингу было поручено возглавить вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.
В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик.
Лишь осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, где (6) 17 октября 1740 года и было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки – город Петропавловск-Камчатский.
«Святой Пётр» и «Святой Павел»
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 19 Октября 2020, 15.47.40 | Сообщение # 290 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 19 октября 1852 г. (7 октября по ст. ст.) Кронштадт покинул отправившийся в кругосветное плавание фрегат «Паллада» под командованием адмирала Е. В. ПУТЯТИНА.
Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович ГОНЧАРОВ, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. «Все удивились, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь — я, такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится этой решимости. Внезапные перемены составляют мой характер, я никогда не бываю одинаков двух недель сряду...» — писал позже писатель. Плавание было прервано из-за разразившейся на следующий год Крымской войны, но посещение Англии, Японии, путешествие через Сибирь, когда Гончаров побывал у всех декабристов, позволили ему не только опубликовать путевые заметки под названием «Фрегат «Паллада»», но и уточнить позицию автора в будущих романах «Обломов» и «Обрыв», которые существовали к началу плавания только в набросках.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 23 Октября 2020, 09.22.05 | Сообщение # 291 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 23 октября 1937 г. 83 года назад Начался героический дрейф в Арктике ледокола «Георгий Седов»
Поздней осенью 1937 года советское ледокольно-транспортное судно «Георгий Седов» после океанографических работ в море Лаптевых вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин» возвращалось по Северному морскому пути в Архангельск. Путь им преградили многолетние льды, и пароходы оказались зажатыми во льдах западнее Новосибирских островов. Три вмерзшие в лед судна, палатки на льду образовали целый ледовый город.
23 октября 1937 года начался знаменитый дрейф, во время которого были выполнены важнейшие работы по изучению Арктики. С наступлением весны часть людей была вывезена на самолетах.
Летом 1938 года ледокол «Ермак» пробился к дрейфующим пароходам и вывел изо льдов пароходы «Садко» и «Малыгин». На «Георгии Седове» во время зимних ледовых сжатий был поврежден руль, и он не мог следовать за «Ермаком» даже на буксире. Было принято решение превратить «Георгий Седов» в плавающую полярную станцию.
15 человек во главе с капитаном К.С. Бадигиным остались на ледоколе и в общей сложности 812 дней дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана. За это время был собран уникальный научный материал, проведены ценные океанографические, метеорологические, геофизические и биологические наблюдения. Экипаж провел ремонт рулевого устройства и подготовил судно к самостоятельному плаванию.
Почтовая марка СССР с изображением схемы дрейфа,
В условиях арктической зимы к «Георгию Седову», находившемуся в Гренландском море после дрейфа через пролив между Шпицбергеном и Гренландией, пробился ледокол «И.Сталин» и 13 января 1940 года вывел его изо льдов.
29 января 1940 года судно прибыло в Мурманск. За героизм и мужество все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза, а корабль награжден орденом Ленина. До 1967 года «Георгий Седов» был в строю. В 1967 году в строй вступил новый ледокол с тем же названием – «Георгий Седов».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 31 Октября 2020, 08.00.27 | Сообщение # 292 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 31 октября 1854 г. родился Отто СВЕРДРУП /Otto Neumann SVERDRUP/ (1854 — 26.11.1930), норвежский полярный мореплаватель и исследователь, друг и соратник Фритьофа НАНСЕНА, капитан легендарного корабля «Фрам». В 1914—15 гг. командовал русским кораблем «Эклипс», посланным на поиски экспедиций Г. Я. СЕДОВА, В. А. РУСАНОВА и Г. Л. БРУСИЛОВА. В 1920 году советский ледокол «Святогор» под его командой освободил пароход «Соловей Будимирович», унесенный ледовым дрейфом в Карское море. Именем Свердрупа названы несколько островов и пролив.
Ледокол ,,Красин,, бывший «Святогор»
Ледокол ,,Малыгин,, бывший «Соловей Будимирович»
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 15 Ноября 2020, 20.22.17 | Сообщение # 293 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 15 ноября 1875 145 лет назад родился Владимир Александрович РУСАНОВ (1875, Орел — неизв. 1913), исследователь Арктики.
Он рано остался без отца, из гимназии и реального училища был исключен за неуспеваемость, юношей вступил в подпольный кружок, вошедший вскоре в социал-демократический «Рабочий Союз», среди руководителей которого был Дмитрий УЛЬЯНОВ. За революционную деятельность его дважды арестовывают, а в 1901 на два года высылают в город Усть-Усольск Вологодской губернии. За эти годы он все же успевает ни шатко ни валко окончить семинарию и поступить вольнослушателем на естественный факультет Киевского университета. В тюрьме он читает книгу Ф. НАНСЕНА «Среди льдов и во мраке полярной ночи», а в ссылке собирает материал для будущей монографии «Зыряне» о быте, нравах и экономике народа коми. Так как после ссылки ему не было разрешено жить ни в одном из крупных городов, Русанов добивается права выехать за границу для продолжения образования. Он становится студентом Сорбонны, специализируется на геологии и получает право на защиту докторской диссертации.
Объектом своих исследований он выбирает Новую Землю, в чем получает неожиданную поддержку местных властей, обеспокоенных безнаказанным хозяйничанием там норвежцев. В ходе четырех экспедиций он на судах экспедиции совершает полный обход всей Новой Земли, впервые посуху пересекает ее, проводит геологические, географические, гидрологические исследования, принесшие ему славу мореплавателя, геолога и исследователя. Увлеченный идеей большой экспедиции на Шпицберген, он забрасывает свою диссертацию и разрабатывает новые планы. В июле 1912 года небольшое зверобойное судно «Геркулес» с 14 участниками экспедиции отправляется в путь. По заданию правительства Русанов должен был исследовать месторождения угля на Шпицбергене, чтобы закрепить за Россией право на их разработку. Эта программа была полностью выполнена. В августе от него получают последнюю телеграмму, в которой говорится, что он окружен льдами, направляется на восток, запасов на борту на год. Все свидетельствует о том, что экспедиция Русанова собиралась «пройти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан». Дальнейшая ее судьба неизвестна. Поиски, проведенные в 1914 и 1915 годах, ничего не дали. Только в 30—40-е годы прошлого века на островах Карского моря и Северной Земле были обнаружены следы пребывания пропавшей экспедиции.
Возможно, что Владимир Русанов стал одним из прототипов капитана Татаринова из знаменитого романа Вениамина Каверина ,,Два капитана,,.
Бот "Геркулес" экспедиции В. А. Русанова.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 20 Ноября 2020, 15.24.56 | Сообщение # 294 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 20 ноября 1803 г. 217 лет назад родился Евфимий Васильевич ПУТЯТИН (1803 — 28.10.1883), граф, мореплаватель, адмирал, дипломат, министр народного просвещения (1861), член Государственного совета (с 1861).
Возглавлял миссию по установлению дипломатических и торговых отношений с Японией, в результате которой был подписан Симодский трактат 1855 года. Командовал тогда фрегатом «Паллада», на котором прибыл в Японию. Это путешествие было описано участником экспедиции писателем Иваном ГОНЧАРОВЫМ. В 1858 году заключил Тяньцзиньский трактат с китайской стороной и новый Эдоский трактат с Японией.
Но с его именем связаны не только успехи России на дипломатическом поприще, но и географические открытия на Дальнем Востоке. Им была проведена опись восточного берега Кореи, были открыты заливы Посьета, Ольги, а также острова (сегодня – Римского-Корсакова). Именем Путятина назван остров в заливе Петра Великого и мыс в бухте Провидения. Он автор книги «Проект преобразования морских учебных заведений, с учреждением новой гимназии».
Последние годы жизни адмирал провел во Франции. Скончался Ефим Васильевич Путятин 28 октября 1883 года в Париже, по завещанию был похоронен в Киево-Печерской лавре. В Японии в городе Фудзи на острове Хонсю по инициативе японцев ему установлен памятник.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 26 Ноября 2020, 08.54.47 | Сообщение # 295 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 26 ноября 1894 г. родился Иван Дмитриевич ПАПАНИН (1894 - 30.1.1986), советский арктический исследователь, контр-адмирал дважды Герой Советского Союза.
Иван Дмитриевич Папанин, выдающийся советский исследователь Арктики, родился (14) 26 ноября 1894 года в Севастополе, в семье моряка. Мальчик рано начинает работать, окончив всего лишь 4 класса начальной школы.
В 1914 году он уходит служить на флот. Во время Гражданской войны в Крыму (1918-1920) Папанин занимается диверсиями и организует повстанцев. Затем становится комиссаром оперативного управления, комендантом Крымской ЧК, и в итоге в Харькове он был назначен секретарем Реввоенсовета Черноморского флота.
В 1922 году Папанин уезжает в Москву — он назначается комиссаром в Нарком морских дел, а в 1923 году — в Нарком почт и телеграфов. На этом посту он окончил двухгодичные высшие курсы связи, после чего уехал в Якутию руководить строительством радиостанции. Оттуда отправляется в экспедицию на ледоколе «Малыгин» в бухту Тихая. В 1932 году там начинает строиться полярная станция, начальником которой становится Папанин.
В 1934 году под его руководством появляется полярная станция и на мысе Челюскин. В 1937 году начала дрейфовать первая в мире станция на льдине «Северный полюс», которая прошла около 2 тыс. км и спустя почти год прибыла в Гренландское море. Её руководителем был Папанин.
За руководство этой станцией Папанин получил звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая Звезда». В 1939 году исследователя назначают начальником Главсевморпути. На этом посту Папанин вплотную занялся созданием ледоколов. До начала Великой Отечественной войны он был повторно отмечен «Золотой звездой» и стал дважды Героем Советского Союза.
В годы войны Иван Дмитриевич внёс значительный вклад в организацию бесперебойного движения судов на трассе Северного морского пути, а также руководил коренной реконструкцией порта Петропавловск-Камчатский. Во время войны получил звание контр-адмирала.
Но после – здоровье не позволило остаться на посту начальника Главсевморпути. Папанин поселился в Москве и занялся океанологией и биологией внутренних вод. С 1951 года и до самой смерти он возглавлял отдел морских экспедиционных работ Академии наук. Также в 1937-1950 годах являлся депутатом Верховного Совета СССР.
Контр-адмирал, доктор географических наук, дважды Герой Советского Союза, кавалер многих отечественных и иностранных наград - Папанин был очень разносторонней личностью, он - автор научно-популярных книг «Жизнь на льдине» (1938) и «Лёд и пламень» (1977).
Скончался Иван Дмитриевич Папанин 30 января 1986 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Именем Папанина назван мыс на Таймырском полуострове, горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане, Институт биологии внутренних вод РАН, улицы во многих городах России. Бюсты в его честь установлены Архангельске, Мурманске и Севастополе. Музей имени И.Д. Папанина расположен в посёлке Борок Ярославской области.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 05 Января 2021, 14.36.51 | Сообщение # 296 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 5 января 1956 г. К берегам Антарктиды доставлена первая советская Комплексная Антарктическая экспедиция.
5 января 1956 года к берегам Антарктиды доставлена первая советская Комплексная Антарктическая экспедиция, проект которой был утвержден Советом министров СССР. 13 июля 1955 года. Начальником экспедиции назначили М.М.Сомова. Задачами экспедиции были изучение атмосферных процессов в Антарктиде, а также создание научной станции на побережье материка и организация базы в его центральной области.
30 ноября 1955 года флагман первой экспедиции дизель-электроход «Обь» покинул Калининград. Позже к нему присоединились дизель-электроход «Лена» и рефрижератор № 7. Первая высадка на берег Антарктиды произошла 5 января 1956 года, а уже 13 февраля 1956 года была основана станция Мирный.
25 февраля самолет с Мирного побывал в районе Южного геомагнитного полюса, где планировалось создать станцию «Восток». В начале марта состоялся разведывательный полет в зону, где намечалось построить станцию «Советская». В начале апреля из Мирного в глубь континента вышел первый санно-тракторный поезд. Он прошел за месяц больше 370 км и участники похода основали внутриконтинентальную станцию «Пионерская». Это была первая в мире внутриматериковая антарктическая станция. В октябре к востоку от Мирного на побережье была создана база «Оазис».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 13 Апреля 2021, 11.42.14 | Сообщение # 297 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 13 апреля 1934 год - Завершена операция по спасению экипажа и участников экспедиции парохода «Челюскин»
В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё у мыса Челюскин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б.Г. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом.
Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Первым спасти челюскинцев попытался Сигизмунд Леваневский, однако он не справился с управлением и разбил свой самолёт во льдах. Спустя примерно три недели после гибели судна, 5 марта, лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.
Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолетах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолете «Консолидейтед-Флитстер» и Иван Доронин на «Юнкерсе» W-34 вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки.
Все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены.
В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 17 Апреля 2021, 12.17.10 | Сообщение # 298 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 17 апреля 1492 г. 529 лет назад Колумбу обещана королевская поддержка для осуществления его экспедиции «в Индии»
17 апреля 1492 года испанский король Фердинанд и его супруга королева Изабелла подписали с Христофором Колумбом договор. В нем Колумбу была обещана денежная поддержка для осуществления задуманной им экспедиции «в Индии».
Впервые Колумб со своими планами ознакомил королеву еще в 1485 году. Но в тот период все мысли Изабеллы были заняты войной с маврами.
Лишь через пять лет Колумб возобновил свои попытки убедить королевскую чету в необходимости этой экспедиции. До Индии, как известно, он так и не доплыл, зато открыл Новый Свет и назвал одну из колоний именем королевы.
Именно Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев попал в Карибское море. Он положил начало открытию Южной Америки и перешейков Центральной Америки, открыл Большие и Малые Антильские острова, а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки.
В честь Христофора Колумба (по-испански Кристобаля Колона) была названа валюта Сальвадора — сальвадорский колон. На всех без исключения выпущенных купюрах всех годов выпуска и всех номиналов на оборотной стороне помещался портрет Колумба.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 23 Мая 2021, 09.31.45 | Сообщение # 299 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 23 мая 1790 г. родился Жюль Себастьен Сезар ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ /Jules Sebastian Cesar DUMONT d'URVILLE/ (1790 — 8.5.1842), французский мореплаватель и океанограф.
Французский путешественник, мореплаватель, океанограф, офицер военного флота, учёный-энциклопедист. В сфере его научных интересов находились энтомология и ботаника, этнография, астрономия, физика и история. Участвовал в приобретении для Франции скульптуры Венеры Милосской, художественную ценность которой сразу же оценил. Одной из наиболее известных его заслуг является определение места гибели другого знаменитого французского мореплавателя - Жан-Франсуа Гало де Лаперуза...
В качестве одного из первооткрывателей побережья Антарктиды французский капитан принадлежит к числу пионеров в изучении этого материка. В результате его тихоокеанских путешествий и исследований впоследствии возникли многочисленные французские колонии. Являлся членом Французского географического общества. Погиб 8 мая 1842 года вместе с женой и сыном в Версальской железнодорожной катастрофе, которая была первой во Франции и одной из первых в мире. Автор наименования ряда ботанических таксонов. В честь мореплавателя и его жены назван ряд географических названий.
«Астролябия» (L’Astrolabe) — французский корвет, на котором Дюмон-Дюрвиль совершил два кругосветных плавания, в 1826—1829 и 1837—1840 годах. Названный при спуске на воду «Раковина» (La Coquille), был переименован в честь одного из судов Лаперуза.
8 мая 1842 года поезд, на котором Дюмон-Дюрвиль возвращался из Версаля с праздника в честь короля Луи-Филиппа, близ Мёдона потерпел крушение, возник пожар. В результате первой железнодорожной катастрофы во Франции погибли (сгорели заживо и задохнулись от дыма) десятки людей, в том числе Дюмон-Дюрвиль с женой и сыном.
Дюмон-Дюрвиль был похоронен вместе с семьей на кладбище Монпарнас.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 31 Мая 2021, 08.51.24 | Сообщение # 300 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25048
Статус: Отсутствует
| 31 мая 1979 года лыжная экспедиция "Комсомольской правды" достигла северной макушки земли.
90 градусов любой широты Сорок лет назад до Северного полюса впервые дошла лыжная экспедиция
31 мая 1979 года лыжная экспедиция "Комсомольской правды" достигла северной макушки земли. С того дня Юрий Хмелевский, Владимир Леденев, Вадим Давыдов, Анатолий Мельников, Владимир Рахманов, Василий Шишкарев и командор Дмитрий Шпаро во всех справочниках и энциклопедиях зовутся "Семеро смелых".
...Комсомольцев-полярников собирала вся страна. Обувь ленинградская. Лыжи закарпатские. Радиосвязь эстонская. По льду сигнал распространяется быстрее молнии, а вот на земле затухает. И сотни радиолюбителей от Новой Зеландии до Островов Зеленого Мыса дублировали сигналы...
...Из 76 дней и 1500 километров самыми трудными оказались последние 300 метров. Тогда не было ни GPS, ни ГЛОНАСС. Только секстант, хронограф - и погрешность 1,5 километра. Кто-то из ребят уже сказал: "Всё, пришли!" Но Шпаро жестко не согласился: Полюс вон за теми торосами!
Последние метры они ползли, отстегнув лыжи.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |