Модератор форума: Sokol, Рашид56  
Авиации СГВ форум » ДЕЛА МИРСКИЕ » ФИЛАТЕЛИЯ И ФИЛОКАРТИЯ » История на почтовых марках » Географические открытия в филателии (Экспедиции, первооткрыватели, картография.)
Географические открытия в филателии
SokolДата: Понедельник, 09 Декабря 2019, 09.58.23 | Сообщение # 241
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
9 декабря 1842 г. 177 лет назад родился
Петр Алексеевич КРОПОТКИН
(1842 — 8.2.1921),
князь-анархист, географ, историк.


Петр Алексеевич Кропоткин родился (27 ноября) 9 декабря 1842 года в Москве, в дворянской семье. Его отец был генералом. Мальчик окончил Московскую гимназию и Пажеский корпус. В 1862 году в звании офицера Кропоткин добровольно идет в армию и служит в Сибири, в Амурском казачьем войске.

По службе Петру приходится много разъезжать по Восточной Сибири, он собирает много географических и этнографических материалов. Свои наблюдения Кропоткин публикует в виде заметок в газетах «Русский вестник», «Московские ведомости», «Записки для чтения».

Кропоткин принимал участие в подготовке проекта тюремной реформы и быстро разочаровался в существующей системе. В 1867 году Петр Кропоткин увольняется с военной службы и переезжает с семьей в Петербург. Здесь он принялся за учебу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета и одновременно начал работать в Министерстве внутренних дел, в отделе статистики.



Кропоткин продолжил обрабатывать свои географические материалы. За свой отчет, посвященный Олёкминско-Витемской экспедиции, получил золотую медаль и стал членом Русского географического общества.

Своим главным вкладом в науку Кропоткин называл создание атласа горной Азии. В 1872 году географ едет в Европу и вступает в Юрскую федерацию Первого Интернационала. Вернувшись в Россию, Кропоткин одновременно с географической деятельностью начинает заниматься политикой, посещает кружок Большого общества пропаганды, ведет революционную агитацию.

Блестящие заслуги Кропоткина в области науки не спасли его от ареста за принадлежность к революционерам. Впрочем, в заключении ему создали условия для работы. Здесь он написал свою книгу «Исследования о ледниковом периоде». Через два года Кропоткин бежал из тюрьмы и из страны.

До самой революции 1917 года он прожил в Европе. Сначала – в Швейцарии, не переставая активно трудиться на политическом поприще: принимал участие в конгрессах и собраниях европейских анархистов. В 1879 году анархист начал издавать газету на французском языке – «Бунтовщик».

В 1881 году Кропоткина выгоняют из Швейцарии, и он вынужден поселиться во Франции, где был арестован после взрыва в Лионе. Суд приговорил бунтовщика к пятилетнему сроку, но, отсидев около половины, он вышел на свободу. После этого Кропоткин с семьей уехал в Англию.

После революции 1917 года Кропоткин вернулся в Россию. Он ответил отказом на предложение Керенского стать министром, отказался и от всех предложенных ему привилегий.

Пожилой анархист Петр Алексеевич Кропоткин поселился в Дмитрове, где и умер 8 февраля 1921 года.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Пятница, 13 Декабря 2019, 09.58.08 | Сообщение # 242
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
13 декабря 1577 г. 442 года назад
Фрэнсис Дрейк отправился в свою первую серьезную экспедицию


13 декабря 1577 года молодой моряк Фрэнсис Дрейк — будущий английский рыцарь, победитель «Непобедимой армады» и «пират Ее Величества» — отбыл из Плимута в свою первую серьезную экспедицию.





Перед пятью быстроходными парусниками стояло несколько задач. Они должны были нанести максимальный ущерб испанским колониям в Новом Свете, найти северный проход из Тихого океана в Атлантику, взять груз пряностей на индонезийских островах, а также обойти вокруг света.

В ходе кругосветного плавания британцы захватили несколько галеонов противника, шедших в Европу с богатым грузом, и исследовали западное побережье Северной Америки до современного Вашингтона.



Во время плаванья четыре корабля эскадры потерпели крушение. 26 сентября 1580 года лишь один флагман «Золотая лань» вернулся домой.

Фрэнсис Дрейк вернулся домой невредимым и, таким образом, стал первым капитаном кругосветной экспедиции, сумевшим ее завершить. Ведь его предшественник — Фернандо Магеллан, как известно, погиб на Филиппинах, а его судно вели домой уже другие люди.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 14 Декабря 2019, 15.26.50 | Сообщение # 243
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
14 декабря 1958 третья советская антарктическая экспедиция впервые достигла полюса недоступности Антарктиды (463 км от Южного полюса) и основала там временную станцию «Полюс недоступности».



Антарктическая станция «полюс недоступности» была основана 14 декабря 1958 года участниками санно-гусеничного похода третьей Советской антарктической экспедиции во главе с Евгением Толстиковым. Во время торжественной церемонии открытия станции на ее крыше полярниками был установлен бюст Ленина, а на радиомачте водружен флаг СССР.







«Полюс недоступности» находится на высоте около четырех тысяч метров над уровнем моря, толщина льда здесь составляет почти три километра, средняя годовая температура воздуха - около минус пятидесяти семи градусов.

Это наиболее удаленная от океанского побережья точка ледяного континента. Огромная территория, равная по площади Франции, долго оставалась неисследованной. Многолетние льды и пугающие погодные условия вставали стеной между людьми и манящим их горизонтом.









Советская база на «полюсе недоступности» активно эксплуатировалась в течение непродолжительного времени. Затем ее бросили, а строения за полвека заваливало снегом. В 2007 году члены норвежско-американской экспедиции, добравшись до этого места, в советскую бытовку попасть не смогли - ее полностью занесло снегом.

https://ruspekh.ru/events....upnosti


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 24 Декабря 2019, 10.20.39 | Сообщение # 244
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
24 декабря 1903 г. родился
Эрнст Теодорович КРЕНКЕЛЬ
(1903 - 8.12.1971),
полярник, Герой Советского Союза. Был радистом в папанинской четверке на первой дрейфующей станции «Северный полюс», первым председателем Всесоюзного общества филателистов.








Он появился на свет в польском Белостоке, входившем тогда в Российскую империю. Его предки–немцы пришли в Россию в екатерининские времена. Родословную матери Эрнст знал с 1510 года. Отец, родившийся в Харькове, учился в Дерпте (Тарту), Пскове, имел право преподавать немецкий язык во всех классах гимназии, служил в Сарапуле, Баку, пока не оказался в Белостоке на должности инспектора коммерческого училища. Он дослужился до чина статского советника, был награжден тремя орденами. Государственную службу отцу «посоветовали» покинуть, когда он защитил от погрома местных евреев. Семья перебралась в Москву.



В гимназии любимым предметом юного Кренкеля была география - «оазис среди прочих гимназических премудростей», но тогда арктические истории поражали его воображение не более тропических. Перелом произошел вскоре после окончания с отличием радиокурсов. Увлек его некий студент, сам всего два месяца бороздивший практикантом на буксире Финский залив, но так рассказывавший морские истории, особенно о борьбе во льдах, что Кренкель захотел стать судовым радистом. Он отправился в Ленинград с запиской от студента: «Петя! Помоги этому парню. Он в доску свой…» Суденышко Пети стояло на приколе, а начальник отдела кадров сразу отшил: «Не успел задницу от школьной скамьи отодрать, а уже спешишь в загранрейсы?»

От отчаяния спасло известие, что экспедиции в Северный Ледовитый океан срочно требуется радист для смены личного состава на каком–то острове. Платят, правда, мало, и ехать надо на целый год… Не дослушав до конца, Кренкель сразу помчался в Адмиралтейство, где ему за два–три часа оформили все документы, выдали форму и направили в Архангельск, где стоял корабль экспедиции. Пунктом назначения была первая советская полярная станция Маточкин Шар на Новой Земле. Вот так неожиданно и стремительно в 1924 году в жизнь Кренкеля навсегда вошла Арктика.











Имя Кренкеля уже было известно, он был награжден двумя орденами, когда в 1937 году была организована первая в мире дрейфующая полярная станция «Северный полюс». Возглавил экспедицию Иван ПАПАНИН, в состав команды вошли радист Кренкель, метеоролог Евгений ФЕДОРОВ и гидробиолог Петр ШИРШОВ. Компанию им составил пес Веселый. За 9 месяцев дрейфа полярники преодолели более 2 000 км и были сняты со льдины, когда пребывание на ней стало опасным для жизни. Участникам уникального дрейфа, как и четверым летчикам, доставившим к Северному полюсу членов экспедиции, было присвоено звание Героя Советского Союза. Их имена знала вся страна, но сегодня, странное дело, многие судят об отважных полярниках не по документам, не по их собственным воспоминаниям, а по байке «Маузер Папанина», сочиненной писателем Михаилом ВЕЛЛЕРОМ.



Имена героев - единственное, что в ней соответствует истине. Желая рассмешить читателя и одновременно показать гнусность царивших в то время нравов, писатель вывел начальника экспедиции в образе неумного политинформатора, ничем полезным на станции не занимавшегося и лишь регулярно разбиравшего, чистящего и вновь собиравшего свой маузер. Особо страдал от него единственный беспартийный на льдине - Кренкель, которому во время бесчетных партийных собраний приходилось покидать палатку (чтобы не подслушивал!) и по жуткому морозу бегать вокруг нее, чтобы не замерзнуть. Сладкий час отмщения настал на обратном пути, когда Кренкеля осенило подбросить лишнюю детальку к разобранному Папаниным маузеру. Раз за разом после сборки пистолета она оставалась на столе, сводя начальника с ума. Дошло до того, что он стал биться головой о стенку. Когда же Кренкель, сжалившись, рассказал о своей подначке, Папанин был готов расстрелять его и всю оставшуюся жизнь люто ненавидел радиста. Только вся история - полный вымысел, вовсе не делающий чести его автору. Достаточно сказать, что Кренкель вступил в партию после «челюскинской» эпопеи. Видимо, Веллер слишком буквально воспринял приведенную в начале воспоминаний Кренкеля фразу Бернарда ШОУ: «Когда вы читаете биографию, помните, что правда никогда не годится для опубликования», и решил эту правду выдумать.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 25 Декабря 2019, 13.28.34 | Сообщение # 245
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
25 декабря 1492 г.
Каравелла «Санта-Мария», на которой КОЛУМБ достиг берегов Америки, налетела на рифы у берегов Гаити из-за небрежности вахтенного матроса. Индейцы помогли снять с корабля ценный груз, пушки и припасы, но корабль спасти не удалось. Возвращаться назад пришлось на оставшихся двух кораблях экспедиции — «Пинте» и «Нинье».


25 декабря 1492 — «Санта-Мария» села на рифы. С помощью местных жителей с корабля удалось снять пушки, припасы и ценный груз. Из обломков корабля был построен на о. Гаити форт, названный Ла-Навидад (Рождество). Колумб оставил здесь 39 моряков, вооружил форт пушками с «Санта-Марии» и оставил им припасов на год, а сам 4 января 1493 года, взяв с собой нескольких островитян, вышел в море на маленькой «Нинье».
6 января 1493 — у северного берега Эспаньолы «Нинья» натолкнулась на «Пинту». Своё отсутствие Пинсон-старший объяснил влиянием погодных условий.
16 января — два корабля вышли в обратный путь.
12 февраля — поднялась буря, и в ночь на 14 февраля корабли потеряли друг друга из виду. Шторм был столь сильным, что испанцы были готовы к неминуемой гибели.
15 февраля — когда ветер немного стих, моряки увидели землю, и 18 февраля «Нинья» подошла к острову Санта-Мария (Азорские острова).
9 марта «Нинья» бросает якорь в Лиссабоне, где Жуан II принимает Колумба как светлейшего князя и приказывает снабдить того всем необходимым.
15 марта — «Нинья» возвращается в Испанию. В тот же день туда приходит и «Пинта». Колумб привозит с собой туземцев (которых в Европе называют индейцами), немного золота, невиданные ранее в Европе растения, плоды и перья птиц.





Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 06 Января 2020, 00.06.29 | Сообщение # 246
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
5 января 1956 г. 64 года назад на берег Антарктиды высадилась первая советская экспедиция.



В июле 1955 года в связи с подготовкой Международного геофизического года Совет Министров СССР издал постановление об организации Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР, в задачи которой входила организация главной базы на побережье Антарктиды и выбор места для внутриматериковых научно-исследовательских станций.



Экспедицию возглавил доктор географических наук, Герой Советского Союза Михаил Сомов.





В конце ноября 1955 года из Калининградского порта отправился флагман антарктической экспедиции дизель-электроход «Обь», который специально был переоборудован под экспедиционное судно.

5 января 1956 года он подошел к берегам Антарктиды, и первая советская научная экспедиция высадилась на берег. Уже 13 февраля 1956 года открылась первая антарктическая станция, получившая название «Мирный» и был поднят Государственный флаг СССР.



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 08 Января 2020, 09.46.41 | Сообщение # 247
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
8 января 1861 г. 159 лет назад
В Петербурге вышел первый номер журнала «Вокруг света»


9 января 1861 года в Санкт-Петербурге был издан первый номер журнала «Вокруг света». Это не только один из первых российских журналов — журнал «Вокруг света» стал еще и одним из первых в мире познавательных журналов.



Со дня первого издания «Вокруг света» выходит в свет с небольшими перерывами уже полтора столетия. С января 1918 по январь 1927 и с июля 1941 по декабрь 1945 года журнал не издавался. Однако, при всех перипетиях своей истории «Вокруг света» сохранял преемственность как журнал о мире вокруг нас, путешествиях и открытиях.

В настоящее время журнал выходит ежемесячно общим тиражом около 250 000 экземпляров. Более четвертой части распространяется по подписке, в том числе за рубежом.



По объему читательской аудитории в 2004 году был на третьем месте среди всех глянцевых ежемесячных журналов, а в 2010 году по итогам общероссийского конкурса «Тираж — рекорд года» Национальная тиражная служба присудила журналу звание победителя в номинации «Научно-популярное издание», как и в два последующих года.

«Вокруг света» охватывает широкий спектр тем. Публикует рассказы о знаменитых людях и знаменательных событиях, статьи о научных открытиях и достижениях техники, репортажи, информацию туристического плана. Материалы, публикуемые в журнале, в большей мере специально подготовлены для «Вокруг света».

В разные годы в данном журнале публиковались известные авторы: А.Беляев, Л.Петрушевская, П.Вайль, Е.Гайдар, В.Ерофеев и другие.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 13 Января 2020, 20.14.34 | Сообщение # 248
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
13 января 1940 г. 80 лет назад
Завершился героический дрейф в льдах Арктики ледокола «Георгий Седов»


Ледокольный пароход «Георгий Седов» назван в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов.





22 июля корабль был в Карском море. Выполнив здесь план работ, экспедиция на «Георгии Седове» прошла в море Лаптевых, чтобы провести интенсивные гидрографические работы в районе Ново-Сибирских островов.

Программа исследований была почти закончена, когда пароход послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом; закрыт был путь и на запад, через пролив Вилькицкого.


Легендарный дрейф фактически начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского – здесь оказались затерты льдами три ледокольных парохода: «Садко», «Малыгин» и «Седов». Моряки стойко держались 812 дней. В августе следующего года ледоколу «Ермак» удалось вывести два первых, а «Седов», у которого было повреждено рулевое управление, остался дрейфовать с командой из 15 человек во главе с Константином Сергеевичем Бадигиным.

Корабль прошел со льдами путь в 6100 км, а затем в Гренландском море, к северо-западу от Шпицбергена, был освобожден 13 января 1940 года ледоколом «Иосиф Сталин». Все 15 членов экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза.



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 15 Января 2020, 00.10.08 | Сообщение # 249
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
14 января 1827
Петр Петрович СЕМЁНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ
(1827 — 11.3.1914),
географ, путешественник, государственный и общественный деятель


Пётр Петрович Семёнов родился (2) 14 января 1827 года в деревне Урусово, под Рязанью, в семье капитана в отставке, участника Бородинского сражения.

В 1848 году Семёнов окончил университет и решил заняться наукой. В 1853 году он начал читать лекции по географии и геологии в Берлинском университете. Здесь у него появляется идея исследования Тянь-Шаня, подсказанная А.Гумбольдтом.



В 1856 году Семёнов совершил свою первую экспедицию, а в 1857 году – вторую. Он собрал богатейший материал, в том числе незнакомые науке виды растений, дал название Заилийскому Алатау. Экспедиция была успешной, но не достигла своей главной цели – доказать вулканическое происхождение Тянь-Шаня. Через 50 лет, в 1906 году, когда началось научное изучение этого горного массива, к фамилии Семёнова было добавлено «Тян-Шанский».

С 1873 по 1914 годы Семёнов являлся главой Русского географического общества. Он участвовал в организации научных экспедиций Пржевальского, Потанина, Козлова, Роборовского, Велиханова, Мушкетова, Обручева.





Из-под пера Семёнова-Тян-Шанского вышли капитальные труды по географии, он собрал уникальную коллекцию насекомых (около 700 тысяч экземпляров), а также богатое собрание картин голландских художников, которые впоследствии передал в Эрмитаж (это более сотни картин и несколько тысяч гравюр).

В 1897 году он организовал проведение Первой всеобщей переписи населения России. Экономическими и статистическими работами Сёменова-Тян-Шанского пользовались Маркс и Ленин.

Умер учёный Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (26 февраля) 11 марта 1914 года в Петербурге.

В честь него назван ряд географических объектов в Средней и Центральной Азии, на Кавказе, Аляске и Шпицбергене и около 100 новых форм растений и животных. Учреждена золотая медаль им. Семёнова-Тян-Шанского.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 23 Января 2020, 18.21.03 | Сообщение # 250
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
23 января 1895 г. 125 лет назад
Впервые в мире человек ступил на берег Антарктиды


Первыми людьми, увидевшими берега одетой в ледяной панцирь Антарктиды, были участники русской кругосветной экспедиции 1819–1821 годов под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Произошло это 27 января 1820 года, когда парусные корабли «Восток» и «Мирный» на 2°35' з. д. достигли широты 69°28'. Эта дата вошла в историю географической науки как день величайшего географического открытия 19 века – открытия Антарктиды. Однако, высадка на берега Антарктиды произошла только через несколько десятилетий.







Первыми людьми, кто высадился на землю шестой части света, называют членов норвежской экспедиции. Это произошло 23 января 1895 года. Первыми на землю Антарктиды вступили капитан норвежского промыслового судна «Антарктик» Кристенсен и пассажир этого судна, тоже норвежец, преподаватель естественных наук Карлстен Борхгревинк. Он, собственно, и уговорил капитана спустить на воду шлюпку и пристать к берегу. Более того, он собрал там образцы минералов, увидел и описал антарктический лишайник, а в воде заметил медузу.

Одним из чудес, которые наблюдали члены экипажа на новом материке, было полярное сияние.

Через несколько лет Борхгревинк возвратился в Антарктиду, но уже в роли руководителя большой экспедиции на судне «Южный крест» (1898–1900).

Экспедиционное судно — барк «Южный Крест»



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 26 Января 2020, 16.28.29 | Сообщение # 251
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
25 января 1843 года в семье преподавателя Нижегородской духовной семинарии священника Виктора Потанина родилась
АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВНА ПОТАНИНА – ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ РУССКАЯ ПУТЕШЕСТВЕННИЦА


Потанина принимала деятельное участие в подготовке экспедиций, которые возглавлял муж.

Потанина стала бескорыстной энтузиасткой в деле своего мужа и в 1876 году вместе с супругом отправилась в первое путешествие по Монголии и Китаю, которое длилось полтора года. На всем протяжении пути она проявила выносливость, на которую способен был не каждый мужчина, не говоря уже о женщине. На пути у путешественников и исследователей вставали высокие горные перевалы Алтая, жаркая безводная пустыня Гоби, речные переправы. Рискованный переход по территории китайского Туркестана, отсутствие полноценной пищи, переезды на верблюдах и лошадях — даже это не смущало дух первооткрывательницы, не выводило ее из равновесия.

Итоги путешествий были значительны. Два тома в виде дневников заняло описание путешествий. Еще в двух томах были записаны легенды, поверия, сказки, поверия, загадки монгольских племен, тувинцев и казахов. Были составлены карты путешествий, собраны коллекции млекопитающих, птиц, рыб, горных пород и воды из соленых озер....



...Последний путь Александры Потаниной был очень длинен — по китайским рекам до города Ханькоу, затем через Пекин до Кяхты. Мужественная женщина пожелала быть погребенной в русской земле. Похоронили ее 23 января 1894 года в Кяхте на Успенском кладбище, вблизи собора. Памятник на могиле путешественницы жители города соорудили на свои средства в 1956 году. На его пьедестале высечена надпись:

«Первая русская путешественница — исследователь Центральной Азии Александра Потанина»


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 28 Января 2020, 19.07.26 | Сообщение # 252
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков

16 (28) января 1820 года — день открытия Антарктиды. Российские моряки капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М.П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный», несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.





Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.



Ф.Ф. Беллинсгаузен с раннего детства мечтал о морских просторах, и в 1803—1806 гг. принял участие в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна. М.П. Лазарев был на десять лет моложе. В 1827 г. он отличился в Наваринском морском сражении, совершил три кругосветных плавания, а затем в течение почти 20 лет командовал Черноморским флотом.



Все понимали, что главная цель экспедиции — ответить на вопрос: существует ли шестой континент — Антарктида. Но даже самые решительные из ее организаторов не могли предвидеть столь впечатляющих результатов в виде открытия шестого континента и двадцати девяти новых островов. Это был выдающийся вклад моряков России в изучение нашей планеты.

Начальный этап этого плавания проходил по уже знакомому русским морякам маршруту до Рио-де-Жанейро. Войдя в антарктические воды, «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. Затем экспедицией был открыт целый архипелаг, названный именем морского министра России де Траверсе.



Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра I, а через неделю — гористый берег Александра I. Отсюда корабли отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед русской армии в Отечественной войне 1812 года.



Из-за плохого состояния корпуса шлюпа «Восток» 30 января отряд покинул Антарктику. Успешно завершив это историческое кругосветное плавание, «Восток» и «Мирный» 24 июля 1821 года отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день.



Она собрала ценнейшие сведения о природе Южного полушария. Астрономические определения географических координат, и карты, составленные экспедицией, отличались исключительной точностью. Вблизи Антарктиды были проведены уникальные научные наблюдения за морскими течениями и волнением моря, за распределением льдов и айсбергов. По данным магнитных наблюдений Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии на 1819–1821 годы.

Дело отечественных первооткрывателей успешно продолжили советские ученые, которые занимали передовые позиции в изучении Антарктиды. В наши дни Россия постепенно возвращает себе былую славу в деле исследования и эксплуатации ресурсов Антарктики.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
lordДата: Воскресенье, 02 Февраля 2020, 21.29.02 | Сообщение # 253
Группа: Модератор
Сообщений: 8218
Статус: Отсутствует
Цитата Sokol ()
Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков



С уважением.Виктор Малинин. Легница 1972-73гг.
Калининград 1973-79гг.КТИ.
 
SokolДата: Вторник, 04 Февраля 2020, 14.55.22 | Сообщение # 254
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
lord,
Цитата Sokol ()
Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков

Совместный выпуск Российской Федерации и Эстонской Республики. 200 лет открытию Антарктиды. Мореплаватели М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен.







Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 13 Февраля 2020, 09.24.52 | Сообщение # 255
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
13 февраля 1934 г. 86 лет назад
В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин»


10 августа 1933 года пароход, провожаемый тысячной толпой, отошел от набережной Мурманска. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями. Возглавил экспедицию знаменитый полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт.











Поначалу плавание шло успешно. Пароход прошел весь маршрут, вошел в Берингов пролив и 7 ноября дал в Москву приветственную радиограмму. Но в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Получив повреждения, пароход вмерз в большую льдину и несколько месяцев дрейфовал с ней.

13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, и «Челюскин» затонул.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 13 Февраля 2020, 17.02.05 | Сообщение # 256
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
13 февраля 1956 года состоялось открытие первой советской антарктической станции, получившей название "Мирный".





Антарктика — южная полярная область Земли, включающая Антарктиду и прилегающие к ней части океанов и острова. Открытие Антарктиды как ледяного континента, состоявшееся в 1820 году, принадлежит русской кругосветной военно-морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный".



Систематическое изучение Антарктики в СССР началось только в середине 1950-х годов в связи с проведением Международного геофизического года. Для организации и проведения исследований в этом районе решением правительства Советского Союза во второй половине 1955 года была создана Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР. В ее задачи входила организация главной базы на побережье континента, выбор места для внутриматериковых научно-исследовательских станций, а также проведение комплексных океанологических исследований в Индийском секторе антарктических вод. Всего в экспедиции (вместе с экипажами судов) участвовали 425 человек.

Экспедицию возглавил доктор географических наук, Герой Советского Союза Михаил Сомов.





Флагман экспедиции дизель-электроход "Обь", 30 ноября 1955 года вышедший в первый антарктический рейс из порта Калининграда, 5 января 1956 года подошел к берегам Антарктиды и пришвартовался к краю узкого припая бухты Фарр. Советские люди впервые высадились на антарктический материк.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 19 Февраля 2020, 06.26.16 | Сообщение # 257
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
19 февраля 1938 г. 82 года назад
Закончила работу первая в мире дрейфующая научная станция «Северный полюс-1»


Первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая научная станция «Северный полюс-1» начала работу 21 мая 1937 года. Пять самолетов полярной воздушной экспедиции Академии наук СССР доставили ученых на льдину. Официальное открытие «СП-1» состоялось 6 июня 1937 года. Над Северным полюсом был поднят флаг СССР.

Палатка первой в мире дрейфующей научной станции «Северный полюс-1»





Сотрудники станции — гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель, во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным — жили и работали в палатке, изучая Северный полюс.



Размер льдины, на которой располагалась станция, был 3x5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе. Каждый день был полон новых открытий. Дрейф льдины давал возможность странствовать в районе Северного полюса. Созданная в районе Северного полюса, станция «СП-1» через 9 месяцев дрейфа на юг была вынесена в Гренландское море. Льдина проплыла более 2000 км.





Через 274 дня от льдины остался обломок шириной около 30 метров. Экспедицию было решено эвакуировать.



19 февраля 1938 года отважных исследователей сняли с льдины ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман». В марте полярники представили Общему собранию Академии наук СССР в Ленинграде результаты научных исследований, которые были высоко оценены научным сообществом.



Научному составу экспедиции были присвоены учёные степени. Иван Дмитриевич Папанин и Эрнест Теодорович Кренкель получили звания докторов географических наук.

За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки и в деле освоения Арктики, четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам — А.Д. Алексееву, П.Г. Головину, И.П. Мазуруку и М.И. Шевелёву.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 05 Марта 2020, 14.44.55 | Сообщение # 258
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
5 марта 1886 г. родился
Владимир Юльевич ВИЗЕ
(1886 — 19.2.1954),
географ, исследователь Арктики (14 экспедиций), член-корреспондент АН СССР.


Был участником экспедиции Г. Я. СЕДОВА (1912—1914). В 1924 году предсказал существование, а в 1930 открыл остров в Карском море, который был назван его именем.





В 1932 на пароходе «Сибиряков» открыл острова Арктического института, впервые обогнул Северную Землю с севера и прошел Северный морской путь с запада на восток за одну навигацию. Два года спустя на ледоколе «Федор Литке» участвовал уже в первом сквозном проходе с востока на запад за одну навигацию. Первым подал идею создания научных лабораторий на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 07 Марта 2020, 21.11.52 | Сообщение # 259
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
7 марта 1912 г. 108 лет назад
Амундсен известил мир об открытии им Южного полюса


7 марта 1912 года из города Хобарта на острове Тасмания норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен (норв. Roald Amundsen, 1872—1928) известил мир об открытии им Южного полюса.



Амундсен изначально планировал отправиться в Арктику. Своей задачей Амундсен считал покорение Северного полюса. Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив. Однако пока шла подготовка экспедиции, Фредерик Кук и Роберт Пири объявили о том, что Северный полюс уже открыт.



Тогда Амундсен решил взять курс на Антарктиду. Такое решение явилось полной неожиданностью, как для его товарищей, так и для мировой общественности, включая Фритьофа Нансена, у которого он одолжил судно «Фрам».

Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года. Только к марту 1912 года экспедиция Амундсена успешно добралась до города Хобарта на острове Тасмания, откуда и сообщила о своем открытии.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 21 Марта 2020, 22.48.28 | Сообщение # 260
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
21 марта 1885 135 лет назад родился
Борис Андреевич ВИЛЬКИЦКИЙ
(1885, с. Пулково С.-Петербургского уезда С.-Петербургской губ. — 6.3.1961, Брюссель),
гидрограф-геодезист.


Сын известного гидрографа был участником двух экспедиций Северного Ледовитого океана (1913—1915), которыми фактически руководил (во втором случае и формально). Во время них была открыта Земля императора Николая II (ныне Северная Земля), ряд островов. Вилькицкий успел повоевать в русско-японскую войну (три ордена), а в Первую мировую был награжден Георгиевским оружием за постановку минного заграждения на Балтике в тылу неприятеля. После революции в 1918 году он был назначен начальником первой советской экспедиции, но предназначенные для нее корабли захватили английские интервенты, а сам Вилькицкий стал участником Белого движения.







С 1920 года он за границей, по приглашению советского правительства еще возглавлял 3-ю и 4-ю Карские экспедиции, но, будучи монархистом по убеждениям, принять советскую действительность не мог. О полярных плаваниях пришлось забыть, экспедиция в Конго серьезно сказалась на его здоровье, место новых планов заняла забота о хлебе насущном. В последний период жизни он был конторщиком на фабрике по производству чернил.

Его имя было практически забыто на родине, но осталось на ее карте. Пролив между Таймыром и открытой им землей был назван в честь цесаревича Алексея, но на картах впервые появился в 1929 году как пролив Бориса Вилькицкого. Название было узаконено постановлением ЦИК, но в 1950 году из него убрали имя, оставив только фамилию. Восстановить справедливость удалось лишь в 2004 году.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 29 Марта 2020, 10.04.08 | Сообщение # 261
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
29 марта 1848 г. из–за льда, сковавшего реку, более чем на 30 часов остановился Ниагарский водопад.



Это самый известный, большой и красивый водопад в мире. Помимо красоты, под водопадом построены электростанции, которые вырабатывают до 4,4 гигаватт электроэнергии.

Индейская легенда гласит о красивой девушке Лелавалае, которую отец обручил за индейского воина, которого она не любила и презирала. Она предпочла принести себя в жертву её истинной любви, богу грома Хе-Но, жившему в пещере под водопадом «Подкова». Она направила своё каноэ в быстрый поток реки Ниагары и бросилась с высоты водопада. Хе-Но поймал её на лету, и с того времени их души стали жить вместе в святилище Бога Грома под водопадом.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 07 Апреля 2020, 15.08.11 | Сообщение # 262
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
7 апреля 1908 г. родился
Михаил Михайлович СОМОВ
(1908 — 30.12.1973),Известный советский учёный-океанолог, полярный исследователь, доктор географических наук,
Герой Советского Союза (1951).


Когда судно "Михаил Сомов" отходит от причала Архангельска, кажется, что сам знаменитый океанолог и полярник стоит у его руля. На судне очень бережно хранят память о Михаиле Сомове, ставшем еще при жизни легендой среди исследователей высоких широт Арктики и Антарктики. Традиции, которые Сомов заложил в профессию полярного ученого, живут и поныне.

Почтовая марка России, посвящённая Сомову



В 1942 году Михаил Сомов участвовал в защите Диксона от нападения фашистского крейсера "Адмирал Шеер".Это было время, когда буквально все защитники советского Заполярья проявляли чудеса героизма. Трудно сказать, что было бы, если бы не этот беззаветный героизм в ледяных широтах… Битва за полярный Диксон, хоть по масштабам и по длительности и не сравнится, скажем, со Сталинградской или Курской, все же стала настоящим коллективным подвигом.

Как опытному полярному исследователю, М. М. Сомову доверили в 1955 году возглавить первую Советскую Антарктическую экспедицию. В 1960-х годах Михаил Михайлович возглавлял 8-ю и 9-ю экспедиции.

Михаил Сомов также известен своими научными публикациями.

В честь Михаила Сомова названы ледник в Восточной Антарктиде, море Сомова, научно-исследовательское судно и малая планета 3334















Скончался 30 декабря 1973 года, похоронен в Комарово. Надгробие сделано из камней, привезённых из Антарктиды. Надгробие Комаровского Некрополя включено в культурно-историческое наследие федерального уровня охраны на основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2001 г. № 527.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Пятница, 10 Апреля 2020, 14.15.16 | Сообщение # 263
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
10 апреля 1910 110 лет назад родился
Евгений Константинович ФЁДОРОВ
(1910 — 30.12.1981),
академик-геофизик, научный сотрудник первой дрейфующей станции «Северный полюс — 1», Герой Советского Союза (1938).


Советский геофизик, начальник Гидрометслужбы СССР, государственный и общественный деятель, академик АН СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Герой Советского Союза.

На почтовой марке изображен портрет Е.К. Фёдорова на фоне сцены исследований на
полярной станции «Северный полюс-1».





«Академик Фёдоров» — советское и российское научно-исследовательское судно, построенное в 1987 году на верфях города Раума (Финляндия) по заказу СССР


В 1927 г. юный Евгений Федоров закончил школу и отправился в Ленинград получать высшее образование.
Уже после первого курса Евгений Константинович поехал в первую самостоятельную экспедицию на Северный Урал для выполнения геомагнитной съемки. По результатам этих работ была опубликована его первая научная статья. После окончания Университета Е. К. Федоров был направлен во Всесоюзный Арктический институт в Ленинграде, который являлся штабом советского национального комитета 2-го Международного полярного года. В числе других молодых специалистов Е. К. Федорова направили на работу в обсерваторию бухты Тихая на Земле Франца- Иосифа, начальником которой был И. Д. Папанин.

Международный полярный год (2007-2008) – широкомасштабная международная программа полярных исследований, которая реализуется в соответствии с решениями Международного Совета по Науке и Всемирной Метеорологической Организации.
На сцепке – дрейфующие полярные станции «Северный полюс», исследования ледниковых покровов, культурное и природное наследие Арктики.




Международный полярный год.




С 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года в качестве геофизика совместно с И.Д.Папаниным (руководитель), Э.Т.Кренкелем (радист) и П.П.Ширшовым (океанолог) участвовал в дрейфе первой отечественной дрейфующей станции «Северный полюс-1». Е. К. Федоров вел регулярные магнитные и гравиметрические измерения, определял астрономическим способом координаты станции, помогал товарищам в других трудоемких наблюдениях, участвовал в общих бытовых и хозяйственных работах. Дрейф длился 274 дня. 14 февраля 1938 г. ледоколы «Таймыр» и «Мурман» подошли к обломку, оставшемуся от некогда мощной льдины, на котором ждали помощи полярники, и сняли героическую четверку.

Герои-полярники на борту парохода


Научные достижения и героический труд папанинцев были высоко оценены сjветским правительством, советской и международной научной и культурной общественностью. Им присвоили почетные звания, их избирали в различные общественные и научные организации. За проявленный героизм И. Д. Папанину, Э. Т. Кренкелю, П. П.Ширшову и Е. К. Федорову были присвоены звания Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина.

Покорение Севера.
Первая дрейфующая станция "Северный полюс". 1937 г.







В 1958 г. начались переговоры о прекращении испытаний ядерного оружия. По предложению И.В.Курчатова руководителем советской делегации был назначен Е. К. Федоров. Занимаясь много лет прикладными вопросами геофизики, он в этом комплексе проблем был наиболее подготовленным ученым. Е. К. Федоров выступил с докладом, который касался вопросов выработки рекомендаций по организации системы контроля наблюдений за ядерными взрывами в разных средах.

Евгений Константинович Федоров прожил интересную, творческую жизнь. Умер Е. К. Федоров 30 декабря 1981 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Имя Е. К. Федорова присвоено Институту прикладной геофизики в Москве, одной из улиц Москвы и одной из центральных улиц г. Бендеры (1982), площади и соревнованиям по лыжным гонкам в г. Обнинск, полярной станции на мысе Челюскин (1983), научно-экспедиционному судну Росгидромета (1987), премии Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за лучшие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие большое научное и практическое значение для Росгидромета.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 12 Апреля 2020, 20.15.01 | Сообщение # 264
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
12 апреля 1839 г. родился
Николай Михайлович ПРЖЕВАЛЬСКИЙ
(1839 — 1.11.1888),
путешественник.


Николай Михайлович Пржевальский родился (31 марта) 12 апреля 1839 года в деревне Кимбирово Смоленской губернии. Его родители были мелкопоместными дворянами, отец – потомок запорожского казака. Отец его умер, когда мальчику было 7 лет, и воспитанием ребенка занимался дядя – страстный охотник и путешественник.



В 1855 году Николай окончил Смоленскую гимназию и поступил на военную службу в пехоту, получил чин унтер-офицера, а через год стал учиться в Академии Генштаба Российской армии и был блестящим студентом. После окончания учебы Пржевальский был преподавателем истории и географии в юнкерском училище города Варшавы.





В конце 1866 года он был включен в состав экспедиции Генштаба в Восточную Сибирь. С тех пор и началась его жизнь как путешественника, географа и исследователя. В 1867-1869 годах он занимался изучением Уссурийского края, именно там была собрана его знаменитая орнитологическая коллекция.

В 1870-1873 годах он занимался исследованием Монголии, Китая и Тибета во время своей первого путешествия по Центральной Азии. Тогда же Пржевальского настигла мировая слава, он был награжден Большой Константиновской медалью, которая являлась высшей наградой Географического общества.



В 1876-1879 и 1879-1880 годах он возглавлял вторую и третью Центральноазиатские экспедиции. В свою четвертую, последнюю экспедицию 1883-1885 годов Пржевальский поехал уже будучи тяжело больным, однако и в ней он сделал много интересных и значимых открытий. На осень 1888 года была назначена очередная поездка в Центральную Азию, но (20 октября) 1 ноября 1888 года Николай Пржевальский скончался в Караколе (Киргизия).







Во время экспедиций Пржевальским были собраны богатейшие орнитологические, зоологические, ботанические и минералогические коллекции, открыто несколько видов животных. Он был награжден несколькими почетными наградами и премиями. Его именем названы посёлок в Смоленской области (где находилось имение путешественника), горный хребет, ледник в горах Алтая, пещера недалеко от Находки, несколько видов животных и растений.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 14 Апреля 2020, 16.51.08 | Сообщение # 265
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
14 апреля 1618 года — В Сибири на берег реки Томь высадился отряд казаков и начал возведение Кузнецкого острога (ныне город Новокузнецк).

История Новокузнецка берет начало в глубине веков, с небольшого старинного укрепления на землях абинцев, которых за их умение ковать железо именовали кузнецами. Отсюда и название острога, возникшего здесь в 1618 году, – Кузнецкий. В 1622 году образован Кузнецкий уезд.







Существовавший как крепость-защитница юго-восточных рубежей Российского государства от джунгаров и киргизов, получивший в 1689 году статус города, Кузнецк «город, рубленный в забор вышиной в сажень около города мерою в 1050 сажень, по стенам пять башен», стал центром обширного края, постепенно развивался в плане строительства и торговли. Однако значительного развития город так и не получил вплоть до 1930 года.

Золотыми буквами в историю Новокузнецка вписаны строки, рассказывающие о подвигах новокузнечан в годы Великой Отечественной войны.

64 тысячи жителей города ушли на фронт, более 14 тысяч из них погибли. 52 жителя Новокузнецка удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

В общую копилку великой победы неоценим вклад кузнецких тружеников тыла. Кузнецкие металлурги в кратчайшие сроки освоили технологию производства броневой стали и её проката. Танковая броня, алюминий, рельсы, уголь, кокс непрерывным потоком поступали на различные предприятия страны, где также шла упорная трудовая битва с врагом.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 27 Апреля 2020, 21.24.57 | Сообщение # 266
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
Сегодня День образования Республики Саха (Якутия

27 апреля — особая дата в истории Якутии. В этот день произошли сразу два знаковых события в общественной и политической жизни региона. В 1922 году была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР) в составе СССР. А ровно 70 лет спустя, в 1992 году, вступила в силу новая конституция республики, которая определила статус Якутии как субъекта Российской Федерации.

Столица Республики — город Якутск.





Свой национальный праздник — День образования Республики Саха (Якутия) — жители республики впервые отметили в 1999 году; он также имеет и второе название — День конституции Республики.





В этот день проходят массовые мероприятия и демонстрации, выставки. Активно участвуют в празднике школьники и студенты. По сложившейся традиции в День республики делегация руководителей региона во главе с президентом Якутии посещает малую родину Максима Аммосова — известного политического деятеля республики, который в 1921 году инициировал образование Якутской АССР в Центральном Комитете партии и Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР.



Впервые же Россия открыла этот край для себя в первой четверти 17 века. Тогда казаки-землепроходцы достигли берегов реки Лены и основали зимовья и остроги, которые стали форпостами продвижения россиян на северо-восток Азии и далее на северо-запад Америки.

В 1632 году на правом берегу Лены заложили Якутский острог, который в будущем превратился в город Якутск. Это время считается датой вхождения Якутии в состав Российского государства. В 1638 году был образован Якутский уезд, позднее преобразованный в Якутскую провинцию (в 1775 году) и Якутскую область (в 1784 году) Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.



Благодаря своей удаленности от центра, а также низкой плотности населения, Якутия избежала крупных потрясений и конфликтов на национальной почве. Ее политическое развитие шло вместе с общероссийскими изменениями.

2012 год стал для республики трижды юбилейным. В апреле жители региона отметили 380 лет вхождения Якутии в состав России, 90 лет со дня образовании Советской Якутии и 20 лет с момента принятия современной конституции Республики.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 20 Мая 2020, 06.54.17 | Сообщение # 267
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
20 мая 1742 г. 278 лет назад
Русский штурман Семен Челюскин на собачьих упряжках достиг самой северной оконечности Евразии


Семён Челюскин – знаменитый русский полярный исследователь и мореплаватель. В 1733-1743 годах он, уже будучи в должности штурмана, принимал самое активное участие во второй Камчатской экспедиции. Челюскин работал в отрядах В.Прончищева и Х.Лаптева, занимаясь исследованием Таймырского полуострова





В начале декабря 1741 года Челюскин на собачьих упряжках с казаками Фофановым и Гороховым вновь отправился на Таймыр, чтобы завершить опись северной части полуострова. Почти три месяца путешественники добирались до устья Хатанги. Стояли суровые морозы – до –50°С, провизии постоянно не хватало.

В апреле 1742 года группа дошла до мыса Св. Фаддея, где на высоком берегу
путешественники соорудили маяк. Севернее еще никто не проникал, а штурман с двумя казаками двинулись дальше на север. Челюскин продолжал вести наблюдения с особой тщательностью. Его путевой журнал, единственная копия которого хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге, – замечательный документ, свидетельствующий о необычайном упорстве и выносливости штурмана, его прекрасных организаторских способностях.



(9) 20 мая 1742 года штурман Семён Челюскин на собачьей упряжке достиг, как впоследствии будет доказано, самой северной точки материка Евразии – мыса (который спустя годы назовут его именем – мыс Челюскина). Он записал в путевом журнале навсегда вошедшие в историю географических открытий слова: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».

Мыс не произвел на штурмана впечатления: в журнале он отметил, что берег здесь очень низкий и песчаный, с «небольшим выгибом». По его мнению, Восточный Северный мыс здесь окончился. Челюскин сделал открытие, которое опередило географическую науку и время.

Затем штурман направился на юго-запад к устью Нижней Таймыры. На карту были нанесены последние неисследованные километры северного побережья Таймыра, где Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров.

Столетие спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик А.Ф.Миддендорф. По его предложению, Русское географическое общество переименовало северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 года это название было внесено в международную литературу и карты. Лишь в 1919 году норвежский геофизик и океанограф Х.Свердруп на шхуне «Мод», установил, что именно этот невзрачный мыс и есть северная оконечность Евразии.





В настоящее время на мысе Челюскина – самой северной точке полуострова Таймыр и материковой Азии (77°43' с. ш. и 104°18' в. д.) – находится полярная станция – радиометеорологический центр, где зимуют от 8 до 10 человек. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин».


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 21 Мая 2020, 17.56.18 | Сообщение # 268
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
Сегодня День полярника в России

21 мая 1937 г. 83 года назад
Начала свою работу первая в мире дрейфующая на льдине научная станция «Северный полюс-1»


Развитие авиации в начале 20 века создало принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса. Но настоящее завоевание этого района началось 21 мая 1937 года, когда полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лед научную станцию «Северный полюс-1». Хотя официальное открытие станции состоялось 6 июня 1937 года.





Перед членами экспедиции стояла задача собрать научные данные по широкому кругу параметров атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии.



Станцию возглавил Иван Дмитриевич Папанин, ее сотрудниками стали гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, пилотом флагманского самолета Н-170 был Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов.






За время пребывания на Северном полюсе исследователи сделали множество открытий, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в определенные сроки наблюдений отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Вскоре обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного полюса, через 274 дня льдина превратилась в обломок, и было принято решение об эвакуации экспедиции. В марте полярники были доставлены в Ленинград.







Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Академии наук СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Научному составу экспедиции были присвоены ученые степени, а О.Ю.Шмидту и И.Д.Папанину присуждены звания Героя Советского Союза, остальные участники дрейфа были награждены орденами Ленина.

С этой первой экспедиции началось планомерное освоение всего Арктического бассейна, что сделало регулярной навигацию по Северному морскому пути. А в честь данного исторического события в России в 2013 году был установлен новый профессиональный праздник - День полярника.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 23 Мая 2020, 09.47.55 | Сообщение # 269
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
23 мая 1885 135 лет назад родился
Николай Николаевич ЗУБОВ
(1885 — 11.11.1960),
океанолог, полярный исследователь, инженер-контр-адмирал. Участник Цусимского сражения в 1932 году на судне «Н. Книпович» первым обогнул с севера Землю Франца-Иосифа, разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях. В его честь названы залив в Антарктиде и два научно-исследовательских судна.






В течение многих лет проводил океанографические исследования в Арктике на научно исследовательских судах «Персей» (1923, 1928-1929, 1934), «Николай Книпович» (1932), «Садко» (1935). Почетный полярник (1939). Участник Великой Отечественной войны. В 1941 году призван в ВМФ с присвоением звания капитана 2-го ранга. В июне 1941 года назначен начальником штаба ледокольного отряда Балтийского флота. В декабре 1941 года назначен состоять для поручений при Военном Совете Северного флота. В 1942 году присвоено звание капитана 1-го ранга. В марте 1943 года назначен помощником начальника Главного управления Северного морского пути по научной части. В апреле 1944 года назначен директором Государственного океанографического института. 20.04.1945 года присвоено звание инженер-контр-адмирала. 08.06.1948 года уволен в отставку.





В 1949-1952 годах профессор кафедры гидрологии МГУ, с 1953 года заведующий кафедрой океанологии МГУ. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1960). Погребен на Новодевичьем кладбище в Москве. Именем Н. Н. Зубова названы экспедиционно-океанографическое судно «Николай Зубов» Гидрографической службы ВМФ, научно-исследовательское судно «Профессор Зубов» Арктического и антарктического института Госкомгидромета, мыс на Новой Земле, подводная гора в Тихом океане, залив в море Моусона в Антарктиде, Государственный океанографический институт.

В 1960 году в связи с 75-летним юбилеем Н. Н. Зубову было присвоено почётное звание «Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР». Скончался 11 ноября 1960 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 02 Июня 2020, 14.10.23 | Сообщение # 270
Группа: Модератор
Сообщений: 24428
Статус: Отсутствует
2 июня 1856 г.
(21 мая по ст. ст.) Начало истории Благовещенска — центра Амурской области.




Когда началась Крымская война (1853—56), в которой против России на стороне Турции выступили Англия и Франция, стало ясно, что укрепления требуют и восточные границы Российской империи. По приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Николая МУРАВЬЁВА по левому бергу Амура началось формирование Амурской линии Забайкальского казачьего войска. В этот день около 500 человек под командованием командира 2-й Забайкальской казачьей конной бригады Николая ХИЛКОВСКОГО начали расчистку территории у устья притока Амура Зеи под главный из казачьих постов — Усть-Зейский. На зиму был оставлен отряд из 60 казаков под командой сотника Макара ТРАВИНА, следующим летом прибыла новая сотня забайкальских казаков с семьями, два батальона солдат и артиллерийская батарея. Обустройство Усть-Зейской станицы продолжалось.





В мае 1858 года в станицу прибыл сам генерал-губернатор. Сопровождавший его архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский ИННОКЕНТИЙ заложил храм Благовещения Пресвятой Богородицы. По этому случаю станицу переименовали в Благовещенскую, а Муравьев направился в расположенный на другом берегу чуть ниже по течению китайский город Айгунь, где успешно провел переговоры с китайской стороной и заключил прославивший его имя Айгунский трактат. По возвращении был устроен торжественный прием, во время которого Муравьев произнес: «Товарищи! Поздравляю вас! Не тщетно трудились мы: Амур сделался достоянием России. Святая православная церковь молится за вас! Россия — благодарит!» В июле по представлению генерал-губернатора последовал императорский указ об учреждении города Благовещенска, а в конце года была образована Амурская область.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
Авиации СГВ форум » ДЕЛА МИРСКИЕ » ФИЛАТЕЛИЯ И ФИЛОКАРТИЯ » История на почтовых марках » Географические открытия в филателии (Экспедиции, первооткрыватели, картография.)
Поиск: