• Страница 6 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Модератор форума: doc_by, Назаров, Геннадий  
Stalag 349 Uman
СаняДата: Вторник, 30 Января 2024, 23:38:05 | Сообщение # 176
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Позитив,
Есть раздел по литературе. Там и надо размещать, но со всеми ссылками.

https://www.sgvavia.ru/forum/631


Qui quaerit, reperit
 
Ivanov-VoznesenskyДата: Среда, 23 Апреля 2025, 00:54:04 | Сообщение # 177
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует
Политика национал-социалистов «Окончательное решение еврейского вопроса» и советский медицинский персонал среди еврейских военнопленных в Центральной Украине
(Холокост в Украине – EHRI Document Blog Special Thematic Series)

Автор: Ольга Радченко
Опубликовано: 26 января 2023 г.

https://blog.ehri-project.eu/2023....ukraine

<...>

В шталаге 349 в Умани был организован госпиталь для раненых военнопленных.

Сюда же был направлен молодой еврейский солдат Ефим Каплан. По его словам, там было семь или восемь бараков, каждый на 100 человек. Весь персонал был военнопленным. Видеоинтервью с Ефимом Капланом дает нам информацию о судьбах трех еврейских врачей: Бондаря, Верника и Вовчика. Еврейские врачи спасли жизнь молодому солдату [Ефиму Каплану], отдав ему часть своего пайка, который был немного лучше, чем у остальных военнопленных. Рискуя собственной жизнью, они скрыли его еврейское происхождение. «Никакой регистрации. Евреи не имели высокого рейтинга в плену. Бондарь и Вовчик были врачами, а Каплан их помощником. Я начал пухнуть от белкового голодания, меня положили на нары, осмотрели и обнаружили, что я еврей. Врачам давали еду из кухни лучше, чем другим. Одну кастрюлю они съедали сами, вторую дали мне. Оба были евреями.

Этих евреев немцы держали до эвакуации, а потом начали расстреливать. Вовчика и Бондаря расстреляли на аэродроме. Нам об этом рассказал один полицай, летом 1943 года, когда нас должны были перевезти дальше на Запад. Верника не расстреляли, так как он перерезал себе вены, а убивать человека дважды почему-то не привыкли. Курцвей, который был одновременно главным врачом и переводчиком, просто отравился […] Шмидт тоже перерезал себе вены, потерял много крови. Однажды была проверка евреев перед отправкой в Запад – немецкий полковник-врач приказал мне раздеться догола и продемонстрировать «инструмент».

Это интервью показывает самоотверженность еврейских врачей, спасших Ефима Каплана, и их собственную трагическую судьбу. Они знали, что нацисты все равно их убьют, но они не хотели быть убитыми. В таких случаях самоубийство было формой протеста, они не хотели быть жертвами и выбирали максимально мужественный вариант. Мы знаем, что общее количество врачей еврейского происхождения, состоявших на службе в Красной (позже Советской) Армии и погибших во время войны, составляло около 6000 человек. Сколько из еврейского медицинского персонала погибло в лагерях для военнопленных – вопрос открытый.

Из шести имен, упомянутых Капланом в интервью, на pamyat-naroda.ru был идентифицирован только один – военный врач второго ранга Абрам Вовчик. Он был хирургом 373-го отдельного медико-санитарного батальона 117-й стрелковой дивизии. В приказе Главного военно-санитарного управления Красной Армии Вовчик упоминается как пропавший без вести 15 декабря 1941 года.

Некоторые данные о шталаге в Умани мы можем уточнить из следственных материалов 1965 года, хранящихся в Федеральном архиве в Людвигсбурге. Согласно показаниям Адама А., ассистента госпиталя, основной лагерь располагался в казармах русской кавалерии, а отделение для больных военнопленных — в бывшем манеже, который был отделен от остальной части лагеря забором из колючей проволоки. Здесь содержались больные без серьезных заболеваний, около 600–700 человек. Больница для тяжелобольных находилась на территории бывшего колхоза, примерно в 2 км от основного лагеря.

Согласно показаниям Ганса К., один из сотрудников администрации шталага уже в апреле 1943 года составлял списки военнопленных-евреев среди врачей, переводчиков и медицинского персонала для отправки в офицерский лагерь в Виннице. Как нам теперь известно, трое врачей-евреев покончили жизнь самоубийством, остальные были расстреляны.

===

Похожие эпизоды имели место в шталаге 346 в Кременчуге, что подтверждается документами из следственных дел в Людвигсбурге. Как показал один немецкий военнослужащий из команды шталага, офицеры абвера забивали евреев до смерти, хотя многие врачи-евреи выжили. Двадцать врачей и помощников ухаживали за больными тифом, всего их было около 200 человек. Барак для инфекционных больных находился в тыловой зоне лагеря, через дорогу на Кременчуг. Он был обнесен забором из колючей проволоки. Как признался штабной врач Готтхольд Р.: «медицинский персонал из числа военнопленных обладал очень хорошими знаниями». Тем не менее, факт жестокого отношения немецких врачей к врачам-евреям общеизвестен. Так, в январе 1942 года немецкий врач, руководивший работой врачей-заключенных, избил профессора Леонида Гениса, известного специалиста по офтальмологии, учившегося в Германии и работавшего переводчиком в Шталаге. Весной 1942 года по приказу коменданта лагеря Лепле была привлечена к ответственности группа еврейских медицинских работников, включая мужчин и женщин. Свой приказ он обосновал следующим образом: «Мы не первые в этой акции, рано или поздно их расстреляют. Так что лучше расстрелять их прямо сейчас». Таким образом, он проигнорировал приказ Гейдриха задолго до наступления Красной Армии.

Еврейский персонал также вывозил мертвых из лагеря. Снаружи их встречали другие евреи, которые складывали трупы и засыпали их землей и хлоркой. Уничтожение евреев и комиссаров регулярно осуществлялось группами СД, состоявшими из 3–4 офицеров и 4 младших офицеров или солдат. Вероятнее всего, это были военнослужащие так называемого отряда Карла Юлиуса Платта, подчинявшегося представителю командующего полиции безопасности и службы безопасности и командующему армейским тыловым округом В. Отряд численностью 30–40 человек действовал совместно со второй ротой третьего полицейского резервного батальона. (Платт, возглавлявший эту службу в Кременчуге, погиб в бою 27 августа 1943 года под Луцком – О.Р.). Один из сотрудников шталага видел из окна своего кабинета, как это подразделение в апреле 1942 года расстреляло 30–40 еврейских мужчин и женщин из числа медицинского персонала (по другим свидетельствам, их было около 20 человек – О.Р.). Согласно материалам расследования в Архиве современной истории в Мюнхене, приказ о расстреле, противоречащий вышеупомянутому приказу Гейдриха, отдал старший лейтенант по фамилии Бец, командир первого отделения второй роты третьего полицейского резервного батальона. Он лично отдал приказ о расстреле. Свидетель по этому делу Йоханнес К. заметил, что среди казненных были две женщины: одна в возрасте около 50 лет и другая в возрасте от 18 до 20 лет. Расстрел происходил в противотанковом рву возле лазарета. Некоторые бывшие немецкие врачи шталага утверждали, что профессор Генис был освобожден из шталага летом 1942 года, хотя другие утверждали, что видели, как его также расстреляли. Вероятнее всего, эта акция была предпринята в качестве наказания за попытку побега нескольких военнопленных из еврейского медицинского персонала. Первую группу заключенных заставили раздеться и лечь лицом вниз; Другая группа безучастно ждала, наблюдая за стрельбой в непосредственной близости. Командовал расстрелом молодой, элегантно одетый офицер СД с палкой в ​​руках.

По показаниям одного из бывших немецких врачей шталага, доктора Ф., сотрудники СД также уводили на расстрел врачей и пациентов прямо в операционной, а также некоторых других лиц, не упомянутых в предварительном списке. Доктор Ф. утверждал, что ему удалось спасти еврейского врача по имени Куц, потому что по его совету врач выдал себя за татарина. Его попытки спасти доктора Саймона Голдберга, патологоанатома, оказались тщетными, поскольку всех, кому сделали обрезание, расстреляли. Таким образом, использование еврейского медицинского персонала было временной мерой. Только побег из лагеря для военнопленных мог спасти человека от неминуемого уничтожения. В таких безнадежных ситуациях многие врачи-евреи покончили жизнь самоубийством. Имеются устные свидетельства, свидетельствующие о том, что в транзитных лагерях для военнопленных лагерная полиция, состоявшая из коллаборационистов, и местная вспомогательная полиция не были проинструктированы о том, как обращаться с еврейскими врачами из числа военнопленных. По словам Якова Финкельберга, взятого в плен под Черкассами, ночью на территорию школы, где были задержаны военнопленные, явились пьяные местные милиционеры и потребовали, чтобы все евреи вышли. «Вышел один врач и несколько его помощников. Их избивали в течение часа [...] и калечили, но не расстреливали. Полицейские заявили, что теперь эти люди — собственность немцев».



===
От автора сообщения:
Вот так сегодня мы с родными случайно нашли упоминание о нашем пропавшем на войне родственнике - военвраче Абраме Захаровиче Вовчике (1890-1943). У Абрама остались жена Эстер Рабинович-Вовчик (ум.1986) и дочь Аля Вовчик (род.1926).

Покойся с миром Абрам Захарович, ты выполнил свой долг до конца. Мы гордимся тобой!

===
К сожалению, у нас нет фото Абрама Вовчика и его семьи. (В статье есть скриншот из видео Университета Южной Калифорнии с Ефимом Капланом, но само видео пока не нашлось.)

PS
Родная сестра Абрама - Полина Захаровна Рейзман (Вовчик) - лечила детей в блокадном Ленинграде. И погибла - по одной из версий - от голода, по другой - в момент попадания вражеской бомбы в здание детского сада. Ее супруг - Рейзман Михаил Семенович - автор проекта известного в Санкт-Петербурге конструктивистского здания ДК им.Капранова.
 
СаняДата: Воскресенье, 11 Мая 2025, 12:48:56 | Сообщение # 178
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
ID 89254105

Название источника информации КНИГА ПЯМ'ЯТI ШТАЛАГУ 349 (УМАНЬ)
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=89254105&p=31



Qui quaerit, reperit
 
  • Страница 6 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Поиск: