Дата: Понедельник, 28 Декабря 2009, 13.34.38 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Заведу веточку в память о родном училище!
Самолет МИГ-19 ,сейчас пока находится рядом с территорией бывшего училища на Советском проспекте.
Пенза - колыбель военной авиации
Владимир ВЕРЖБОВСКИЙ
Весной 1944 года особой директивой генерального штаба Советской Армии было принято решение о создании школ младших авиационных специалистов. Одна из них должна была разместиться в Пензе. Чуть позже для организации 68-й ШМАС в областной центр прибыла группа офицеров-специалистов, а для обучения в школе с фронта отозвали 110 сержантов и солдат. Первоначально всем им пришлось жить в собственноручно вырытых землянках, так как здание, выделенное для занятий (нынешнее помещение военной кафедры ПГУ), отремонтировано не было. До начала учебного года требовалось провести капитальный ремонт дома, оборудовать кабинеты и классы, изготовить макеты и наглядные пособия.
"Учебная часть находилась на улице Кирова, в здании, где сейчас расположен военный госпиталь, а самолетный цех - в лесу, неподалеку от парка культуры и отдыха им. В. Г. Белинского. Техника, которой располагала школа, состояла из "ЯК-1", "ЯК-7", "ЛА-5" и нескольких иностранных машин", - вспоминает выпускник 68-й ШМАС Иван Гаранюшкин.
К октябрю школу укомплектовали тремя курсантскими ротами и приступили к занятиям. Здесь готовили младших авиационных специалистов для частей истребительной авиации, программа обучения была рассчитана на шесть месяцев. Первые выпускники пензенской ШМАС успели принять участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзника Японии.
С сентября 1944 и по ноябрь 1949 года школой бессменно руководил подполковник Илья Бажанов, награжденный орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и одиннадцатью медалями за боевые отличия в гражданской и Великой Отечественной войнах. Одним из лучших преподавателей школы был техник-лейтенант Николай Уткин - начальник самолетного цикла. В 1931 году он поступил в Пензенский аэроклуб, а в 1935-м, будучи борттехником на самолете "У-2", принял участие во Всесоюзном перелете легкомоторных самолетов, за что его наградили грамотой Центрального аэроклуба союза "ОСОАВИАХИМа" СССР.
4 апреля 1945 года состоялся первый выпуск курсантов. В действующую армию направлялись 402 выпускника, 50 из которых окончили курс обучения с отличием. Второй выпуск был 1 сентября 1945 года, здесь особенно отличились старшина Андрей Шарапа, старшие сержанты Михаил Шишкин, Иван Гаранюшкин.
"Учиться было трудно: не хватало учебников, технического оборудования, - продолжает свой рассказ подполковник в отставке Гаранюшкин, - да и одежонка была не ахти. Мы носили ботинки с обмотками, а спали на деревянных нарах..."
В июне 1946 года состоялся третий выпуск, после которого 68-ю ШМАС преобразовали в военную школу авиационных механиков. Однако развитие техники требовало более квалифицированной подготовки специалистов. Условия пензенской школы уже не в полной мере соответствовали возросшим требованиям. Поэтому в апреле следующего года учебное заведение перевели в Ульяновск, а позднее - в Калининград. Таким образом, Пензенская школа младших авиационных специалистов положила начало истории Калининградского военного авиационно-технического училища, в гимне которого есть следующие строки: "...Оно родилось в Пензе под грохот канонад. В Ульяновске мужало - теперь Калининград. Но так же, как и прежде, мы чтим заветы все: всегда победа в воздухе куется на земле".
Дата: Понедельник, 28 Декабря 2009, 21.20.49 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Само Калининградское военное авиационно-техническое училище было организовано 1 октября 1966 года на базе 27-й военной авиационной школы механиков,во исполнении постановления Коллегии МО СССР от 15 апреля 1966 года.
Вот в этом районе и разместилось училище. На снимке как раз начинается за панельными домами справа :
Вот это большое здание встречает всех на подходе,в котором размещался и штаб училища и учебный корпус главный.Принемцах в этом здании размещался приют для сирот.
С большим асфальтированным двором,который долгое время использовался как плац для общеучилищных построений :
Дата: Понедельник, 28 Декабря 2009, 21.37.02 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Сами же курсанты училища вначале разместились в бывших немецких типовых казармах :
В этих казармах для первых курсантов было все!В них было и жилье и столовая и мастерские и чепок и прочее... На долю первых курсантов выпало самое тяжелое бремя по благоустройству территории!
Дата: Вторник, 29 Декабря 2009, 00.01.12 | Сообщение # 10
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Последний выпуск в Калиниградском ВАТУ был в 1994 году. Училище за все годы своего существования выпустило 10500 специалистов для ВВС СССР. Выпускников КВАТУ можно было встретить во всех полках и эскадрилиях,на всех должностях. Училище готовило по двум специальностям. По радиоэлектронному оборудованию самолета(РЭО) и самолету и двигателю (СиД).
В настоящее время работает совет ветеранов училища и проходят регулярные встречи выпускников училища. В этом 2009 году 9 мая состоялось празднование 40-летия первого выпуска офицерского состава на территории училища.Выпускниками было заказано и изготовлено копия Знамени Училища. Встреча была массовой и торжественной,достойной выпускников славного Калининградского ВАТУ!
Дата: Понедельник, 11 Января 2010, 19.48.01 | Сообщение # 11
Группа: Старейшина
Статус: Отсутствует
Да. большинству бывших и нынешних военных, независимо от звания, тяжело смотреть на сегодняшнее состояние мест учёбы или службы. Мало того,что закрыли, расформировали, разогнали - но не нашлось даже достойного применения.
Дата: Понедельник, 11 Января 2010, 20.33.34 | Сообщение # 12
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Васильев,
Сергеич,я все фотографии делал эти три года назад.Сейчас ,практически,вся территория бывшего училища КВАТУ благоустроена.Ве здания занимают организации и частные лица,кругом сделан ремонт. Остался большой учебный кормус неухоженным,но поговаривают,что и его передадут местному университету им.Канта.Так что не все так плохо с территорией. Жаль,что не осталось ни музея,ни одного самолета с аэродрома,все сданы на металл ушлыми тогдашними офицерами имевшими к ним доступ. Про это мне много Федор Тодаращкул рассказывал при встрече на территории.Он выпускал последнюю роту и был всему свидетелем!
Дата: Вторник, 01 Июня 2010, 10.23.24 | Сообщение # 16
Группа: Модератор
Сообщений: 3695
Статус: Отсутствует
Мда-а! Сколько судеб? Какая история? И так безславно уйти в небытие. Я хренею! И везде так. Вчера был ЕГЭ по русскому. Тупые" овладели " миром... Администрация Ст. Оскола, решила поздравить выпускников со сдачей ЕГЭ по русскому. В, примерно 40-50 словах, сделала 7 (семь)!!!!!!!!! ошибок орфографии. Офуеть можно! Слово- промышленность, написано с одним "н". Но самое, что поразило- слово "РОССИЯ", написано с одним "С". Братцы! Кто нами руководит???? Слава Единой России!!!!!!!
Дата: Вторник, 01 Июня 2010, 13.56.50 | Сообщение # 19
Группа: Старейшина
Сообщений: 1901
Статус: Отсутствует
Quote
Уточни про "жуковку"- здесь её филиал или что?
В Москву привезли. В Жуковке снова стали учить курсантов, вот и понадобилось автодело изучать. КВАТУшный класс помог. Я как раз заканчивал, планы строил насчет КВАТУ, в учебном отделе место себе нашел, хотелось на Родину вернуться дослуживать. Не судьба.
Дата: Вторник, 01 Июня 2010, 14.23.06 | Сообщение # 20
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Shmakov, А вот аэродром не спасли,ни единого самолета не оставили. Когда делал фотки училища два года назад,то Федя Тодорашкул как раз рассказывал,как ушлая компания из преподов,резали самолеты на металл!Что б им тот стартовый капитал в одно место залез,блин бизнесмены родства не помнящие! Унылые виды бывшего учебного аэродрома КВАТУ:
Дата: Вторник, 01 Июня 2010, 14.40.39 | Сообщение # 21
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
А вот старые учебные циклы.Там и второе КПП было рядом и автопарк .Циклами назывались предметы изучаемые курсантами.В этих старых зданиях как раз находились циклы по эксплуатации самолета и двигателя.В оборудованных классах мы проходили эксплуатацию в теории и изучали контрольно-проверочную аппаратуру.Делали лабораторные работы.Вечерами в этих же коассах проходила самоподготовка курсантов.Длилась самоподготовка до начала ужина,до 19.00.
Дата: Вторник, 01 Июня 2010, 18.09.09 | Сообщение # 22
Группа: Старейшина
Сообщений: 1901
Статус: Отсутствует
Quote
А вот старые учебные циклы.Там и второе КПП было рядом и автопарк .Циклами назывались предметы изучаемые курсантами.
Ну тут ты не со всем прав. Циклами назывались "миникафедры" в среднем профессиональном образовании. Это не только КВАТУ было. Если ходил "танцевать" в Калининградские техникумы - строительный, кулинарный - то вспомнишь - у них там тоже циклы были! :))) Дмитрий Шмаков
Дата: Вторник, 01 Июня 2010, 18.27.20 | Сообщение # 23
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Shmakov, Согласен! Но мы тут больше про КВАТУ вроде рассказываем))). Зато в техникуме ни в одном не было такого удовольствия,как посещение бани с парилкой! А у нас баня была на улице Комсомольской!Вот она,знаменитая баня!
Дата: Вторник, 01 Июня 2010, 18.51.49 | Сообщение # 25
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Shmakov, А при вас на улице пивной палатки уже не было что ли?Мы оставляли пару человек потихоньку одеваться,которых все старший подгонял рядом,а сами в той палаточке на улице в это время успевали пивка попить!)))Ее сейчас там нет,как видишь,но в остальном баня ничем не изменилась! Qui quaerit, reperit
Дата: Вторник, 01 Июня 2010, 19.50.31 | Сообщение # 27
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Shmakov, Губу показать не смогу,все никак не доберусь до нее в нынешнем виде поснимать,самому интересно,хоть небыл на ней ни разу,кроме нарядов каких то городских,там инструктахж получали.Но старые ваши казармы показать могу.Твоя была вроде рядом с морячками? Вот вроде ваша старая казарма после ремонта и за забором морячков:
А поехали вы вот в эту новую,что у ручья стоит в ряду со старыми казармами :
Дата: Вторник, 01 Июня 2010, 20.49.57 | Сообщение # 29
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Shmakov, Понял! Просто еще и внутри бани пиво продавалось в бутылках,а в киоске разливное на улице!Красота!После баньки,да на свежем воздухе пивка разливного,натурального!Эх! Ну,а после бани можно и в столовую сходить!Вот вид столовой и спортгродка училищного :