|
Ворошиловградское высшее военное авиационное училище
|
|
| kolo-mila-ya | Дата: Четверг, 08 Декабря 2011, 01:19:50 | Сообщение # 141 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Марк Трофимович Лановенко
Марк Трофимович Лановенко – Герой Советского Союза (15.05.1946). Командир эскадрильи 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 53-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й Воздушной армии, гвардии майор. Родился 30 марта 1912 г. в селе Надеждовка (ныне Голованевского района Кировоградской области Украины) в крестьянской семье. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 г. Образование неполное среднее. Работал на шахте № 1 в городе Чистякове (Торез) Донецкой области бригадиром. В 1934 г. окончил Мариупольскую совпартшколу. В Красной Армии с 1934 г. В 1936 г. окончил Ворошиловградскую школу военных пилотов. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину 1939 г. и советско-финляндской войны 1939—1940 годов. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Командир эскадрильи 1-го гвардейского бомбардировочного авиаполка (53-я бомбардировочная авиадивизия, 4-й гвардейский бомбардировочный авиакорпус, 18-я Воздушная армия) гвардии майор Лановенко М.Т. совершил к концу войны 317 боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Лановенко Марку Трофимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9059). Всего за годы войны М.Т.Лановенко совершил 387 ночных боевых вылетов. Был четырежды ранен, дважды контужен. В 1949 г. отважный лётчик окончил Военно-воздушную академию и продолжал службу в ВВС СССР. За весь период службы он налетал более 6600 часов, из них ночью — 3400. В 1955—1959 гг. служил в должности преподавателя кафедры тактики ВВС и общевойсковых дисциплин Киевского высшего военного авиационного инженерного училища. С 1959 г. полковник М.Т. Лановенко в запасе, а затем — в отставке. Работал ректором народного университета военных знаний на авиационном заводе. Жил в городе Москве. Умер 15 ноября 2005 г. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
http://donbass.name/824-lanovenko-mark-trofimovich.html
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Среда, 14 Декабря 2011, 23:14:37 | Сообщение # 142 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Лоханов Алексей Александрович
Родился 2 апреля 1913 г. в посёлке Камешково, ныне город Владимирской области, в семье крестьянина. В 1930 г. окончил неполную среднюю школу. Работал на Камешковской фабрике, затем на заводе имени М.И. Калинина в Москве. С 1935 г. в рядах Красной Армии. В 1937 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Участник Советско-Финляндской войны 1939 - 1940 гг. С июня 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Первый боевой вылет совершил 24 июня 1941 г. В декабре 1941 г. лейтенант А.А. Лоханов награждён орденом Красной Звезды. В феврале 1942 г. за отличия в боях по разгрому немецкой группировки под Москвой старший лейтенант А.А. Лоханов награждён орденом Ленина. К марту 1943 г. командир эскадрильи 130-го бомбардировочного Гомельского авиационного полка (204-я бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) капитан А.А. Лоханов совершил 147 успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск, узлов обороны и коммуникаций противника, нанеся противнику большой урон в живой силе и военной технике. В воздушных боях сбил лично 5 самолётов противника и 4 – в группе с товарищами. Всего на счету экипажа – 14 лично сбитых самолётов. Очевидно, рекорд для бомбардировочной авиации советских ВВС. 24 августа 1943 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 г. А.А. Лоханов получил новое назначение – инспектирование формирующейся 1-й авиационной дивизии Войска Польского. В этой дивизии прослужил до конца войны. Всего выполнил 260 успешных боевых вылетов. С 1947 г. майор А.А. Лоханов – в запасе. Жил и работал в Баку. Умер 8 декабря 1974 г. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Бюст Героя установлен в деревне Ряхово Камешковского района. * * * Звёздную ночь и раннее утро 24 июня 1941 г. экипаж Алексея Лоханова никогда не забудет. Полк СБ (скоростных бомбардировщиков) базировался тогда в Белоруссии. Экипаж уже собирался спать. Стрелок-радист Владимир Судаков, русоволосый волжанин, что-то рассказывал, энергично жестикулируя. Алексей Лоханов, лётчик невысокого роста, худощавый, внимательно слушал. Здесь же сидел и штурман Александр Медведев, рослый, могучий. Он что-то хотел сказать, как вдруг тревожно завыла сирена. Друзья выскочили на улицу. Неподалёку слышались крики людей, трескотня автоматов и пулемётов, взрывы ручных гранат... – Taм диверсанты! – услышали лётчики чей-то голос, – переоделись, сволочи, в нашу форму. Выхватив пистолеты, втроём побежали на шум. Бой продолжался недолго. Кольцо вокруг диверсантов сомкнулось, оставшиеся в живых сдались в плен. Возбуждённые боем друзья не пошли в общежитие, стали помогать техникам заряжать боекомплекты, подвешивать бомбы. ...Раннее утро. Гулко ревут моторы. На старте девятка бомбардировщиков Коломийченко. В её составе экипаж Алексея Лоханова. Боевое задание – нанести удар по танкам противника. Взлетают. Идут на запад. Одни, без прикрытия истребителей. Под крыльями проплывают поля, населённые пункты. Видны пожары войны, шагающей на восток. Вот и цель. Серым удавом ползёт по шоссе колонна: танки, бронемашины, тягачи с контейнерами, наполненными горючим. Зенитки встретили эскадрилью плотным огнём. Красные шары «Эрликонов» потянулись к девятке. Отдельные снаряды рвутся так близко, что экипаж Лоханова слышит разрывы даже сквозь шум моторов. Точность удара зависит от штурмана. Цель – в перекрестье прицела. Медведев нажимает кнопку электросброса. Проходят секунды. Лоханов смотрит назад: над колонной поднимаются столбы чёрного дыма. Неожиданно умолкают зенитки. И сразу – тревожный голос стрелка-радиста: – Истребители!.. – Сомкнуться! – командует капитан Коломийченко. Девятка СБ, будто исполинский ёж, ощетинилась стволами оружия. «Мессеры» пошли в атаку. Их было не менее двадцати. На глазах Судакова один из бомбардировщиков запылал. В то же мгновение Ме-109, выходя из атаки, внезапно оказался между самолётом Лоханова и соседней машиной, где вёл оборону стрелок-радист Александров. Оба стрелка одновременно открыли огонь. «Мессер» задымил, лётчик выпрыгнул с парашютом. В соседнем эвене получил повреждение самолёт капитана Дымченко. Но лётчик из строя не вышел, экипаж продолжал отбивать атаки. Ожесточение боя нарастало с каждой минутой. Грохотало оружие, дымные трассы впивались в тела машин, падали свои и чужие, изредка в небе вспыхивали белые облачка парашютов. Ещё один истребитель спикировал на машину Лоханова. Судаков обстрелял его, атаку сорвал, а когда фашист, разогнав скорость, проскочил вперёд, Медведев настиг его пулемётным огнём и сбил. Но гибнут и его боевые товарищи. Упал сосед по эвену, за ним другой. Наступил момент, когда экипаж Лоханова остался в небе один. Остальные самолёты были подожжены или подбиты. Осмотревшись, Владимир увидал, что основная масса истребителей оставила поле боя, невдалеке виднелись только две пары. «Чтобы добить нас», – подумал Владимир. Ситуация не из весёлых, но анализировать её времени нет. Мгновенье могло решить судьбу всего экипажа. Главное сейчас – не прозевать. Стрелок и штурман – щит экипажа, на них вся ответственность. Фашисты стремительно атакуют. Лоханов маневрирует, уклоняясь от огненных трасс. Вот когда пригодилась наука воздушного боя, преподанная Владимиру Судакову его командиром – капитаном Дымченко, участником боёв с белофиннами. Однажды, беседуя со стрелками-радистами, капитан посоветовал им привязывать шнур к спусковому крючку люкового пулемёта и закреплять его рядом с турельным. Что это даст? В опасный момент, не отходя от турели, стрелок может стрелять из люковой установки. Сейчас такой момент наступил: Ме-109 заходит под хвост самолёта. Судаков потянул за шнур – огненный веер развернулся перед глазами фашиста. Будто ошпаренный, лётчик метнулся в сторону, потом снова нырнул под хвост, и снова Владимир заставил его отвалить... Поединок продолжался недолго. В одной из атак, когда «Мессер» проносился совсем близко от бомбардировщика, Владимир всадил в него длинную очередь. Самолёт загорелся. Напарник сбитого сразу куда-то ушёл. Осталась пара. Она выходит на параллельный курс, готовясь к атаке. И будто назло – в турельном пулемёте задержка. Но Владимир не потерял присутствия духа. Секунды – и неисправность устранена. Снова атака. Маневрируя, Лоханов бросает машину из стороны в сторону. Снова гремят пулемёты, то люковой, то турельный, то оба сразу. Впереди появляются серые тучи. «Тяни к облакам, Алёша!» – кричит командиру штурман. Но очередь фашистских снарядов настигает бомбардировщик. Из строя выходит правый мотор, переговорное устройство. Но самое худшее – кончаются боеприпасы. И всё-таки им удалось уйти! Лоханов нырнул в кучевое облако, и фашисты сразу его потеряли. Неоколько минут летели в непроглядной мгле, потом вышли из неё, осмотрелись – погони не было. Теперь можно передохнуть, собраться с силами, подсчитать потери. Лётчик и штурман не знают, что со стрелком. Связи с ним нет. Может, убит, а может, ранен и нуждается в помощи. На душе тяжело у обоих. На одном моторе ведёт Лоханов свою машину. Нелегко это, если разбиты триммеры, если нечем снять нагрузку с рулей. Изнемогавшего от усталости лётчика бодрым словом поддерживает Медведев. И вдруг слышится голос стрелка: «Командир! Штурман! Вы меня слышите?». Смекалистый Судаков, знаток своего дела, сумел отремонтировать переговорное устройство. В ответ послышались возгласы: «Володя! Живой! Держись, дружище, скоро посадка...» Вдали показался аэродром. Лоханов не смог выпустить перебитые шасси. Приземлился на фюзеляж на окраине аэродрома. Самолёт дымил. Судаков выскочил из кабины, вылез и командир экипажа, но Медведев не смог: его зажало в сиденье, деформированном при посадке. Командир и стрелок-радист, собравшись с силами, проломили астролюк, помогли товарищу. В изрешечённом самолёте техники насчитали более 100 пробоин. Таково дыхание суровой войны... Метельный январь 1942 г. Нависли хмурые облака. В густом бору у аэродрома, как в покинутом доме, царит тишина. Заиндевели деревья и самолёты. Пользуясь нелётной погодой, немцы перегруппировали и сконцентрировали несколько пехотных дивизий и мотодивизий для нового наступления. И вдруг куда-то исчезли. Командованию потребовались точные данные. Экипаж Алексея Лоханова вышел на розыски. Три первых полёта результатов не дали. Хитрый враг затаился. В 4-м Медведев напал на след: отпечатки гусениц танков. Лоханов развернул машину, бреющим пошёл над деревьями… Вот и колонна! Большая часть её скрывалась на лесной дороге, голова выдвинулась на открытое место. Направление – на Сухиничи. Заметив разведчика, фашисты открыли огонь. Поздно! Лоханов низко прошёл над колонной, Медведев сфотографировал её, дал радиограмму. Получив точные данные, наши войска двинулись в наступление. Группировка врага вскоре была разгромлена, город Сухиничи освобождён от захватчиков. За умело проведённую разведку Медведев и Лоханов были награждены орденами Ленина, стрелок-радист Судаков – орденом Красного Знамени. Вскоре полк получил новую технику – скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2 с хорошим бомбовым грузом, большой огневой мощью крупнокалиберных пулемётов. ...Девятка «Петляковых» под командой Лоханова, возвращаясь с боевого задания, встретила 6 «Мессеров». Разгорелся напряжённый бой. Отбивая атаки, Владимир Судаков поджёг вражеский истребитель. «Слава русскому оружию!» – крикнул стрелок-радист, видя, как сбитый им самолёт врезался в землю. Заместитель командира эскадрильи по политической части капитан Заикин в тот же день послал от имени личного состава коллективное письмо родителям Судакова: «Дорогие Константин Васильевич и Екатерина Августовна! Сын Ваш, Владимир, за время войны более 100 раз вылетал громить фашистов. Много раз он участвовал в воздушных боях с противником, проявляя храбрость и героизм, лично сбил 4 вражеских истребителя. Вашим сыном гордимся мы, его товарищи по оружию. Вы воспитали замечательного патриота нашей великой Родины». Ответное письмо родителей было прочитано на собраниях части. Оно вызвало новый подъём в боевой работе. Слава о делах героя дошла до жителей Починковского района. Комсомольцы, земляки Владимира, решили построить самолёт «Починковский комсомолец» и вручить его экипажу Лоханова. Вскоре самолёт был построен и передан и надёжные руки. ...19 апреля 1943 г. Рассвет. Красным накалом небесного горна пламенело небо. Проснулись птицы. Потянуло прохладой. Кончался тот промежуток времени, когда земля ещё дремлет и тихо вдыхает теплоту. Лёгкие лиловые облачка застыли над горизонтом. На аэродроме давно уже кипела напряжённая работе. Экипажи готовились к вылету – бомбить аэродром Сеща. Немецкое командование сосредоточило там большое количество самолётов и зенитной артиллерии, бомбардировщиков будут сопровождать лётчики 18-го Гвардейского истребительного полка и группа из эскадрильи «Нормандия». Взлетели. Девятка капитана А. Лоханова легла на курс. Это был его 170-й боевой вылет. Вместе с ним летели его питомцы, молодые пилоты, совершившие всего по 2–3 боевых вылета, младшие лейтенанты Хиль, Матвеев, Фёдоров... Прорвав зенитный заслон врага, девятка вышла к цели. Внизу на стоянках – истребители и бомбардировщики. Сделав точный расчёт, Медведев сбросил бомбы на цель. Вслед за ним метко отбомбились другие. Медведев сфотографировал начавшийся большой пожар. Успех бомбометания был подтверждён потом и партизанами. В массированном налёте на Сещу участвовали и другие полки 204-й дивизии, и подразделения штурмовиков Ил-2. Удар был настолько неожиданным и сокрушительным, что противник не смог поднять в воздух ни одного своего истребителя. Более 30 вражеских самолётов было уничтожено в тот весенний солнечный день. 12 cентября 1943 г. полку вручили Гвардейское знамя – символ воинской чести. Гвардейская честь – невесомое, невидимое, но грозное для врага оружие. Геройский экипаж (слева направо): В. Судаков, А. Лоханов и А. Медведев. ...Сквозь пламень войны прошёл до самого Берлина самолёт «Починковский комсомолец», участвуя в многочисленных схватках с врагом. Экипаж бомбил артиллерийско-миномётные позиции, крупные укреплённые пункты Восточной Пруссии: Шталупеннен, Эйдткунен, Кёнигсберг; порты: Либаяу, Пиллау; Земландскую группировку врага. В 1943 г. в газете «Красная Звезда» экипаж был назван «истребители истребителей». Боевой путь Алексея Лоханова, Александра Медведева, Владимира Судакова стал одним из ярких примеров фронтовой дружбы. В части о героическом экипаже было сложено стихотворение, которое начиналось словами: Три бойца крылатых есть у нас, ребята. Я вам рассказать о них готов. Это смелых трое, экипаж героев: Лоханов, Медведев, Судаков. Более 260 боевых вылетов совершил экипаж гвардейцев. 110 из них – на разведку. B 27 воздушных боях ими лично сбито около 15 вражеских самолётов! Все трое стали Героями Советского Союза, весь экипаж! Командир эскадрильи 130-го бомбардировочного авиационного полка капитан А.А. Лоханов к марту 1943 г. совершил 147 боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск, узлов обороны и коммуникаций противника, нанёс врагу большой урон в живой силе и военной технике. В воздушных боях лично сбил 5 самолётов противника и 4 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Лоханову Алексею Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1711). После окончания войны лётчик-бомбардировщик продолжал служить в ВВС. С 1947 г. майор А.А. Лоханов – в запасе. Жил и работал в Баку. Скончался 8 декабря 1974 г. Бюст Героя установлен в деревне Ряхово Камешковского района. Как же сложилась дальнейшая жизнь других Героев, членов экипажа? Окончив академию имени Жуковского, полковник-инженер Владимир Константинович Судаков работал там же преподавателем. Окончив две академии, генерал-лейтенант авиации Александр Николаевич Медведев ещё долго служил в Военно-Воздушных Силах.
http://airaces.narod.ru/all7/lohanov.htm
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Пятница, 16 Декабря 2011, 21:09:58 | Сообщение # 143 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Догаев Владимир Иванович
Владимир Догаев родился 10 октября 1921 г. в селе Дылеевка, ныне Константиновского района Донецкой области, в семье рабочего-шахтёра. Окончил неполную среднюю школу. В 1940 г. был призван в ряды Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов в 1942 г. С ноября 1942 г. на фронтах Великой Отечественной войны. К августу 1944 г. командир эскадрильи 622-го штурмового авиационного полка (214-я штурмовая авиационная дивизия, 15-я Воздушная Армия, 2-й Прибалтийский фронт) старший лейтенант В.И. Догаев совершил 105 боевых вылетов. На его счету 9 сбитых вражеских самолётов, большое количество уничтоженной боевой техники, складов с боеприпасами и горюче-смазочными материалами. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 г. отважный лётчик удостоен звания Героя Советского Союза. 25 февраля 1945 г. Владимир Иванович Догаев, один из лучших асов штурмовой авиации, погиб при выполнении очередного боевого вылета. Похоронен в городе Добеле (Латвия). За период службы награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.
http://airaces.narod.ru/all7/dogaev.htm
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Воскресенье, 18 Декабря 2011, 23:23:46 | Сообщение # 144 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Поляков Павел Яковлевич
Павел Поляков родился 26 августа 1921 г. в селе Кострово, ныне Алексинского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов сельской школы, работал слесарем на заводе в Туле. С 1940 г. в рядах Красной Армии. В 1942 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с марта 1943 г. Сражался на Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Отличился в период Белорусской наступательной операции советских войск. Так, 26 июня 1944 г. в составе 6 штурмовиков Ил-2 Павел Поляков уничтожил 2 эшелона на станции Кохоново Толочинского района. В Минском «котле» громил силы врага у деревень Пекалин, Волма, Гатово. К августу 1944 г. командир звена 74-го Гвардейского штурмового авиационного полка (1-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант П.Я. Поляков совершил 100 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, штурмовыми ударами нанёс ему большой урон в живой силе и технике: уничтожил 18 танков, 12 орудий, 60 автомашин, 20 повозок с грузом, 5 складов с боеприпасами. В 17 воздушных боях лично сбил 3 и в составе группы 5 вражеских самолётов. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 г. удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 22 апреля 1945 г. погиб при выполнении очередного боевого задания в районе города Пиллау (ныне Балтийск, Калининградская область). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями. На памятниках в Туле и Алексине высечено и его имя. На здании школы в селе Александровка Алексинского района, где учился Герой, установлена мемориальная доска.
http://airaces.narod.ru/all7/polykv_p.htm
|
| |
| |
| Гость | Дата: Среда, 21 Декабря 2011, 10:47:45 | Сообщение # 145 |
Группа: Прохожий
| Добрый день, может ли кто то дать информацию о Дышловом Михаиле Михайловиче. Этот человек находился в г. Уральск в 1943- 1944 годах и вероятно учился в Ворошиловградской школе пилотов. Этот человек отец моей матери Нели Михайловны Зленко Сохранились его фотографии, одна из них подписана в Эстонии в 1944 году С ув. Коваленко Инна
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Суббота, 24 Декабря 2011, 01:57:14 | Сообщение # 146 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Бондарь Александр Афанасьевич
Он родился 24 февраля 1916 г. в селе Булавиновка, ныне Новопсковского района Ворошиловградской области, в семье крестьянина. Образование получил неполное среднее. Работал слесарем на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Учился в аэроклубе. С 1937 г. в рядах Красной Армии. В 1938 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Воевал на Калининском, Донском, Сталинградском, Центральном и Белорусском фронтах. Свой боевой путь А.А. Бондарь начал в небе над Москвой. Сражался в составе 688-го авиационного полка. Этот полк был сформирован 20 октября 1941 г. на базе Челябинского лётного училища как 688-й легкобомбардировочный авиационный полк. С базы в Загорске на самолётах P-Z и P-5 лётчики полка совершали по 5 – 7 ночных боевых вылетов за ночь, участвуя в боях под Москвой. Технический состав трудился круглосуточно в тяжелейших условиях холодной зимы 1941 – 1942 гг. В результате слаженных действий всех звеньев Красной Армии немецкие войска были отброшены на 100 км от Москвы. Таким образом, в первый год войны Бондарь был лётчиком-бомбардировщиком, уничтожал живую силу и технику врага на шоссейных и железных дорогах, наносил с воздуха сокрушительные удары по аэродромам и складам, по вокзалам и другим военным объектам противника. В декабре 1941 – январе 1942 гг. полк был переведён на аэродром Датково, затем на Обухово, откуда уничтожал Ржевскую группировку противника. Входил в состав 38-й САД, с 28 февраля 1942 г. в составе ВВС 39-й Армии. К лету 1942 г. полк получил самолёты Ил-2 и был преобразован в 688-й ШАП. С мая 1942 г. входил в состав 228-й ШАД (впоследствии ставшей 2-й Гвардейской ШАД). В июле 1942 г. полк отправился на Сталинградский фронт, перелетая с аэродрома на аэродром, и принял участие в Сталинградской битве. В боях 27 декабря 1942 – 23 января 1943 гг. под Сталинградом в полку проходили войсковые испытания 8 Ил-2 с двумя пушками ШФК-37. Когда Бондарю доверили командование авиационной эскадрильей на Сталинградском фронте, за его плечами уже было 50 боевых вылетов. Под его управлением лётчики совершали успешные налёты на резервы и скопления противника, уничтожали его технику, блокировали авиационные базы. За проявленную отвагу в боях с немецко-фашисткими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованость, за героизм всего личного состава в разгроме фашистких войск под Сталинградом приказом НКО СССР № 63 от 8 февраля 1943 г. полк преобразован в 59-й Гвардейский ШАП. В начале марта 1943 г. полк был переведён на Центральный фронт, в город Курск для участия в боях на Курской дуге. В составе полка было 17 самолётов, 2 стрелка и 13 техников. Поскольку стрелков и техников не хватало, то они не только подвешивали бомбы, но и летали в качестве воздушных стрелков на бомбардировку немцев в районе Курской дуги, а летом участвовали в Орловско-Курской операции. 29 июня 1943 г. эскадрилья А.А. Бондаря уничтожила 17 вражеских самолётов, а 7 июля внезапным налётом истребила 16 танков и 3 бензозаправщика. В августе 1943 г. лётчики полка приняли участие в Севской операции. Начались бои на Украинской земле. Наземные войска форсировали Десну и Днепр. А в это время лётчики А.А. Бондаря прикрывали десанты с воздуха, штурмовали вражескую оборону, уничтожали движущиеся к передовой резервы. Во время боёв за освобождение Черниговщины А.А. Бондарь командовал авиационной эскадрильей. Лётчики-штурмовики под его руководством бесстрашно вступали в бой с вражескими истребителями, которые пытались препятствовать действиям нашей авиации, подавляли гитлеровские миномётные батареи, мешавшие нашим стрелковым подразделениям наступать, прикрывали десантников, форсировавших Десну. На Днепре штурмовики А.А. Бондаря поддерживали ожесточённые бои на плацдармах, появляясь над боевыми порядками вражеских войск по нескольку раз в день. Особенно успешными были налёты на опорные пункты врага. Ему был нанесён огромный урон в живой силе и технике. Указом Президиума Верховного Совета ССР от 2 сентября 1943 г. 59-й Гвардейский ШАП награждён орденом Красного Знамени. 5 сентября 1943 г. на аэродром полка был совершен налёт немецкой авиации. В результате погибло 13 человек, было много раненых, сгорело полностью 2 самолёта, многие получили серьёзные повреждения. 28 октября 1943 г. в самолёт отважного лётчика, прикрывавшего наши войска на правом берегу Днепра, попал зенитный снаряд... К этому времени командир эскадрильи 59-го Гвардейского штурмового Краснознамённого авиационного полка (2-я Гвардейская Черниговская штурмовая авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Белорусский фронт) гвардии капитан А.А. Бондарь совершил 241 успешный боевой вылет, уничтожил и повредил около 70 танков, 6 самолётов, 6 железнодорожных эшелонов, 7 артиллерийских батарей, много другой боевой техники и живой силы противника. В воздушных боях лично сбил 2 и в группе 4 самолёта противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 г. посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, медалями. Похоронен в братской могиле в селе Юрьевка Черниговского района Черниговской области. На этой могиле установлен бюст Героя. Его имя носят улицы в Чернигове и Юрьевке.
http://airaces.narod.ru/all16/bondar.htm
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Суббота, 24 Декабря 2011, 02:04:49 | Сообщение # 147 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Quote (Гость) Этот человек находился в г. Уральск в 1943- 1944 годах и вероятно учился в Ворошиловградской школе пилотов.
Доброй ночи, Нина! Вы говорите, что Ваш дедушка учился в Ворошиловградской школе... Это предположение или факт? Слово "вероятно" меня несколько смутило.
Quote (Гость) Сохранились его фотографии,
Вы можете, если будет желание, выложить эти фотографии.
Quote (Гость) может ли кто то дать информацию о Дышловом Михаиле Михайловиче.
Вы не пробовали связаться с музеем училища? Информация о нем есть в видеоролике в начале темы.
|
| |
| |
| natusik | Дата: Суббота, 07 Января 2012, 21:36:24 | Сообщение # 148 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 4
Статус: Отсутствует
| Кухарук Николай Васильевич выпуск 1953 г. .Ищу однокурсников и всех,кто меня знает
|
| |
| |
| natusik | Дата: Суббота, 07 Января 2012, 22:26:30 | Сообщение # 149 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 4
Статус: Отсутствует
| Ищу однокурсников -выпуск-осень 1953 г.Кухарук Николай Васильевич
|
| |
| |
| natusik | Дата: Суббота, 07 Января 2012, 22:42:07 | Сообщение # 150 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 4
Статус: Отсутствует
| отзовись выпуск осень 1953 г.!!!!!!!
|
| |
| |
| natusik | Дата: Суббота, 07 Января 2012, 22:48:58 | Сообщение # 151 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 4
Статус: Отсутствует
| Саня, А как можно найти выпуск осень 1953 г.???
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Воскресенье, 08 Января 2012, 16:48:15 | Сообщение # 152 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Quote (natusik) Саня, А как можно найти выпуск осень 1953 г.???
Я, правда, не Саня, но хочу обратить Ваше внимание, Натусик, на то, что о выпуске 1953 г. был разговор на с. 5. Попробуйте связаться с YSN. Вы говорите об осеннем выпуске. Почему? Это был дополнительный выпуск? А самый лучший способ найти информацию - начать делиться тем, что знаете Вы сами. Может быть, кто-нибудь и откликнется.
|
| |
| |
| Гость | Дата: Вторник, 10 Января 2012, 06:14:02 | Сообщение # 153 |
Группа: Прохожий
| А у вас можно узнать подробную информацию о выпусках училища в 1987-88 годах?
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Пятница, 13 Января 2012, 03:18:50 | Сообщение # 154 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Quote (Гость) А у вас можно узнать подробную информацию о выпусках училища в 1987-88 годах?
Посмотрите эти ссылки. Может, Вам удастся найти то, что Вы ищете.
http://vvvaush88.ucoz.ru/news/2010-03-23-97
http://airforce.su/
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Пятница, 13 Января 2012, 03:27:26 | Сообщение # 155 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Михаил Афанасьевич Лашин
Родился 7 ноября 1918 г. на хуторе Джуровка, ныне Погарского района Брянской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, рабфак. С 1937 г. в рядах Красной Армии. В 1940 г. окончил Мелитопольское военное авиационное училище штурманов. С июля 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны. К апрелю 1945 г. штурман эскадрильи 135-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (6-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан М.А. Лашин совершил 266 боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск противника, железнодорожных станций, аэродромов и портов. В воздушных боях сбил лично 1 и в группе 2 самолёта противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1945 г. удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны продолжал служить в ВСС. В 1950 г. окончил Военно-Воздушную академию. Заслуженный военный штурман СССР. Был начальником Ворошиловградского высшего военнного авиационного училища штурманов. С 1973 г. генерал - майор авиации М.А. Лашин – в запасе. Жил в Ворошиловграде. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (трижды); медалями.
http://airaces.narod.ru/all7/lashin.htm
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Пятница, 13 Января 2012, 20:36:56 | Сообщение # 156 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Алексеенко Георгий Афанасьевич
Родился 16 апреля 1917 г. в деревне Моториха, ныне Невельского района Псковской области, в семье крестьянина. Окончил начальную среднюю школу, работал столяром в городе Великие Луки (Псковская область). Окончил аэроклуб. С 1938 г. в рядах Красной Армии. В 1940 г. окончил Ворошиловградскую военнную авиационную школу. С 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны. К апрелю 1944 г. командир эскадрильи 637-го штурмового авиационного полка (227-я штурмовая авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) старший лейтенант Г.А. Алексеенко совершил 110 успешных боевых вылетов, уничтожил десятки танков и автомашин, взорвал 10 складов с горючим, сжёг 7 железнодорожных эшелонов, сбил в воздушных боях 3 самолёта противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны в 1948 г. направлен в ДОСААФ. Около 10 лет служил начальником лётной части и начальником Душанбинского, Могилёвского и Витебского аэроклубов. Подполковник Г.А. Алексеенко умер 1 марта 1979 года. Похоронен в Витебске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Красной Звезды (дважды); медалями.
http://airaces.narod.ru/all7/aleks_ga.htm
|
| |
| |
| Гость | Дата: Воскресенье, 15 Января 2012, 18:31:17 | Сообщение # 157 |
Группа: Прохожий
| Саня, добрый день Саня. а как можно поступить в авиационное училище. когда идёт набор и что нужно в общем. вот мой контактный телефон 098-725-66-73. мое е-майл anarhist9332mail.ru жду ответа Добавлено (15 Январь 2012, 18.31.17) --------------------------------------------- anarhist933mail.ru ошибся немного
|
| |
| |
| Саня | Дата: Понедельник, 16 Января 2012, 01:12:01 | Сообщение # 158 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Гость, Здоровье и знания,любой военкомат выдаст что надо для поступления,надо дойти до своего военкомата и узнать условия поступления.
Qui quaerit, reperit
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Четверг, 19 Января 2012, 01:05:49 | Сообщение # 159 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Комендант Вадим Петрович
Родился 21 июля 1923 г. в Чугуеве Харьковской области (Украина) в семье рабочего. Детские и юношеские годы прошли в Донбассе. В 1940 г. окончил 10 классов и Иловайский аэроклуб. С мая 1941 г. в Красной Армии. В 1943 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. С мая 1943 г. на фронтах Великой Отечественной войны. К 9 мая 1945 г. старший лётчик 502-го штурмового авиационного полка (214-я штурмовая авиационная дивизия, 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт) лейтенант В.П. Комендант совершил 124 боевых вылета на штурмовку живой силы и боевой техники противника. 18 августа 1945 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. С 1946 г. – в запасе. 23 ноября 1949 г. погиб в автокатастрофе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. * * * Весна 1943. Северо-Кавказский фронт. Группа штурмовиков, пробив завесу зенитного огня над «Голубой линией» немцев, вышла на цель. Первым спикировал на вражеские танки ведущий группы – командир эскадрильи Герой Советского Союза капитан Л.М. Рощин. Вслед за ним удар по цели нанёс ведомый – лейтенант Вадим Комендат. Их примеру последовали другие лётчики. После второго захода В.П. Комендат заметил, что вражеские зенитчики сосредоточили огонь по ведущему. Чёрные дымки от разрывов снарядов, как рой пчёл, окружили самолёт командира. Не задумываясь лейтенант принял смелое решение. Реактивные снаряды его штурмовика обрушили огонь на батареи противника. Это отвлекло внимание зенитчиков от машины командира и дало ему возможность вырваться из зоны огня. После нескольких штурмовых ударов Комендата по цели огонь вражеских зениток ослабел, и советские лётчики без потерь выполнили сложную боевую задачу. Это был один из первых вылетов 19-летнего Вадима Комендата, только что прибывшего на фронт после окончания Ворошиловградской школы военных лётчиков. В небе над «Малой землёй», под Новороссийском, Вадим Комендат, рискуя жизнью, снова выручил ведущего. На этот раз – старшего лейтенанта Кирсанова. Обстреляв скопление пехоты противника северо-западнее посёлка Мысхако, наши штурмовики взяли курс на свой аэродром. Тут им преградили путь 4 вражеских истребителя. Первым атаковали они ведущего. Видя, что боевой товарищ оказался в трудном положении, Вадим Комендат сложным манёвром вышел из-под удара, который готовился нанести ему фашист, пристроился в хвост вражескому истребителю, атаковавшему ведущего, и двумя длинными очередями с короткой дистанции сбил его. После освобождения Тамани В.П. Комендат громил гитлеровцев в Крыму. Он сопровождал первые советские десанты, высадившиеся в Крыму, с бреющего полёта сбрасывал им боеприпасы и продовольствие, топил вражеские транспорты, увозившие морем награбленное добро. После полного освобождения Крыма в мае 1944 г. 502-й штурмовой Таманский авиационный полк 214-й штурмовой Керченской авиационной дивизии, в котором служил Вадим Комендат, перебазировался в Прибалтику. И здесь мужественный лётчик бесстрашно громил врага. 154 раза Вадим Комендат поднимал в воздух свой грозный Ил-2. Он уничтожил 7 вражеских танков, 52 автомашины и 86 повозок с боеприпасами и снаряжением, 20 орудий, 5 самолётов на аэродромах и 3 – в воздухе, вывел из строя сотни вражеских солдат и офицеров. Ратные подвиги лейтенанта В.П. Комендата были отмечены 6 боевыми орденами, а 18 августа 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза. Когда отгремела война, Вадим Петрович ещё больше года служил в авиации. Но подорванное на фронте здоровье заставило его летом 1946 г. уйти в запас. А в 1949 г. в результате несчастного случая В.П. Комендат ушёл из жизни. Память о своём земляке хранят жители Чугуева, где он родился и провёл детские годы, его имя чтят в городах Донбасса: Попасном, Артёмовске, Славянске, где жил до войны сын железнодорожника- строителя. Его помнят и в городе Иловайске. Здесь он поступил в 1939 г. в аэроклуб Осоавиахима, отсюда началась его дорога в авиацию. Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вадиму Петровичу звания Героя Советского Союза хранилась у матери Натальи Иосифовны Комендат, которая жила в Полтаве.
(Из материалов сборника «Подвиги во имя Отчизны». – Харьков: Прапор, 1974.)
http://airaces.narod.ru/all15/komendan.htm
|
| |
| |
| Кухарук | Дата: Понедельник, 23 Января 2012, 17:31:35 | Сообщение # 160 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 2
Статус: Отсутствует
| Ищу сокурсников выпуска осень 1953г.
Сообщение отредактировал Кухарук - Понедельник, 23 Января 2012, 17:38:57 |
| |
| |
| Кухарук | Дата: Понедельник, 23 Января 2012, 17:33:56 | Сообщение # 161 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 2
Статус: Отсутствует
| Выпуск осень 1953 г.
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Понедельник, 23 Января 2012, 22:24:10 | Сообщение # 162 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Quote (Кухарук) Ищу сокурсников выпуска осень 1953г. Уважаемый Кухарук, не знаю, как насчет сокурсников, но, возможно, общение с Вами осчастливит детей Ваших сокурсников. Дело в том, что в предыдущих постах несколько раз звучали призывы откликнуться выпускников 1953 г. Советую посмотреть тему с самого начала. Со своей стороны, прошу поделиться Вашими воспоминаниями об училище. Мой папа окончил его в 1950 г. Думаю, за 3 года, прошедших с тех пор, кардинальных изменений не случилось. Буду очень благодарна, если Вы расскажете о преподавателях, о традициях училища, его духе, об однокурсниках и о всех, кого Вы помните, - любая малейшая деталь будет очень дорога. Спасибо за то, что Вы заглянули к нам.
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Среда, 01 Февраля 2012, 23:55:12 | Сообщение # 163 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Колесников Александр Никифорович
Родился 16 августа 1917 г. на хуторе Сидорово-Кадамовский, ныне Шахтинского горсовета Ростовской области, в семье рабочего. Вскоре с родителями перебрался в город Шахты Ростовской области. Там в 1934 г. окончил горно-промышленное училище. Работал мастером телефонной станции шахты имени Артёма. С 1937 г. в Красной Армии. В 1938 г. окончил ускоренный курс Ворошиловградской военной авиационной школы пилотов и был оставлен там же лётчиком-инструктором. С октября 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался под Москвой, Калинином, Сталинградом, Ростовом, а в 1944 г. – в Крыму. К апрелю 1944 г. командир эскадрильи 232-го штурмового авиационного полка (239-я штурмовая авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) капитан А.Н. Колесников совершил 188 боевых вылетов, нанёс врагу большой урон в живой силе и боевой технике. 2 августа 1944 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После освобождения Крыма лётчик громил неприятеля в Прибалтике. Всего выполнил около 200 успешных боевых вылетов. После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 г. окончил лётно-тактические курсы офицерского состава. С 1958 г. полковник А.Н. Колесников – в запасе. Жил в Риге. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями. * * * Александр родился 16 августа 1917 г. на хуторе Сидорово- Кадамовский Ростовской области в семье рабочего. С детства с родителями жил в городе Шахты, где окончил 8 классов в школе посёлка шахты имени Артёма. В 1936 г. окончил Шахтинское горно-промышленное училище. После окончания училища работал на шахте имени Артёма электрослесарем по ремонту оборудования и одновременно учился в Шахтинском аэроклубе. В 1937 г. был направлен в Ворошиловградскую военную школу лётчиков, где прошёл ускоренный курс, затем, в 1938 г., учится в Челябинской лётной школе. На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1941 г. В первый год войны командир звена Колесников встал на защиту Москвы. За оборону столицы Александр Никифорович получил свой первый орден Красного Знамени. После значительных потерь в боях под столицей его часть была направлена на переформирование. В середине августа 1942 г. боевой состав 8-й Воздушной армии получил пополнение. Из учебных центров страны поступила 289-я смешанная (позже переименованная в штурмовую) авиационная дивизия под командованием Полковника Л.Д. Рейно. В её составе был и 232-й штурмовой авиационный полк, в котором служил Колесников. Летал он на штурмовике Ил-2. Уже в ходе сражения за Сталинград 289-я САД была вынуждена включиться в боевые действия на Астраханском направлении, где немецкие войска после захвата Элисты начали продвижение на Астрахань. Базируясь в районе Астрахани на полевых аэродромах Началово и Ивановский, дивизия 18 августа вступила в боевые действия, поддерживая наземные войска. Местность в этом районе полупустынная, ориентиров мало, пилотировать самолёты приходилось в основном по компасу и расчёту времени, что предъявляло к лётному составу повышенные требования и создавало дополнительные трудности. В течение осени 1942 г. 289-я САД наносила группами штурмовиков удары по вражеской технике и живой силе противника в районе Элисты. Эти удары ошеломили вражеских вояк, которые не ожидали здесь налётов советской авиации. Как показали захваченные пленные, им неоднократно объявляли, что «у русских в калмыцких степях авиации нет». Они рассчитывали легко и быстро выйти к Астрахани. Так упорными и решительными действиями войск 28-й Армии, поддержанными бомбовыми и штурмовыми ударами авиаполков 289-й САД, продвижение группировки немецко-румынских войск на Астраханском направлении было остановлено в 150 км от Астрахани, и фронт здесь стабилизировался. В 1942 г. за уничтожение живой силы и техники противника под Сталинградом Колесников награждён вторым орденом Красного Знамени. После разгрома немцев под Сталинградом весной 1943 г. 289-я САД вошла в 10-й смешанный авиакорпус и действовала в составе Южного фронта, а к осени этого года корпус был переформирован в 7-й штурмовой, который стал действовать в составе 4-го Украинского фронта. В боях на южном направлении Колесников с честью выполнял очень важные задания по разгрому фашистских войск, за что был награждён орденом Александра Невского. Активное участие Колесников принимал в составе 7-й штурмового корпуса в боях за освобождение Крыма, и в частности Севастополя. После освобождения города 7-му штурмовому корпусу было присвоено почётное звание «Севастопольский». Однажды звено получило задание уничтожить артиллерийские батареи противника. Задание было выполнено, позиции врага уничтожены. Вдруг на штурмовиков напало 10 немецких истребителей. Завязался неравный бой. Несмотря на численное превосходство, противник был вынужден отступить перед мужеством и отвагой советских лётчиков. Но отступили не все... В этой напряжённой схватке Александр Колесников сбил 3 вражеских самолёта. К апрелю 1944 г. Александр Колесников совершил 188 боевых вылетов, нанёс врагу большой урон в живой силе и военной технике. По 5–6 раз в день вылетал, бывало, на штурмовку врага. К тому времени он был уже командиром эскадрильи 232-го штурмового авиаполка. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После освобождения Крыма лётчик громил неприятеля в Прибалтике. Всего выполнил около 200 успешных боевых вылетов. После окончания войны Александр Никифорович продолжал службу в ВВС. В 1949 г. окончил Высшие лётно-тактические КУОС ВВС и до 1958 г. служил в армии. В 1958 г. полковник А.Н. Колесников был уволен в запас и жил в городе Риге.
http://airaces.narod.ru/all7/koles_an.htm
|
| |
| |
| kolo-mila-ya | Дата: Воскресенье, 05 Февраля 2012, 23:46:35 | Сообщение # 164 |
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
| Шаталин Иван Иванович
Родился 13 июля 1922 г. в селе Летяжевке, ныне Аркадакского района Саратовской области. Детство и юность провёл в Москве. Окончил среднюю школу. С 1940 г. в рядах Красной Армии. В 1941 г. окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. С апреля 1943 по май 1945 г. в действующей армии. Сражался на Северо-Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии, Польши, громил врага на его собственной территории. К маю 1945 г. командир эскадрильи 103-го штурмового авиационного Гродненского Краснознамённого полка (230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант И.И. Шаталин совершил 170 боевых вылетов на штурмовку войск и объектов противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 г. удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8592). После войны продолжал служить в ВВС. В 1950 г. окончил Военно- Воздушную академию. С 1958 г. подполковник И.И. Шаталин - в запасе. Жил в Москве. Работал старшим инженером в проектном институте. Умер 10 февраля 2001 г. Похоронен в Москве, на Химкинском кладбище. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями, в том числе «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». * * * Иван Шаталин родился 13 июля 1922 г. в селе Летяжевка Саратовской губернии. Окончив среднюю шкалу и аэроклубе 1940 г., получил направление в Ворошиловградское военное авиационное училище пилотов. С апреля 1943 г. Шаталин сражался в составе 103-го штурмового авиационного полка. В боях был дважды подбит, ранен. Штурмовыми действиями уничтожил более 40 единиц тяжёлой техники противника (танков, бронеавтомобилей, артиллерийских орудий, железнодорожных вагонов), более 300 вражеских солдат и офицеров. Проведя более 20 воздушных боёв, огнём курсовых пушек своего «Ила» сбил 3 неприятельских самолёта. На фронте Шаталин вырос от рядового лётчика до командира эскадрильи. Из общего количества вылетов 134 раза водил группы по 4 –12 самолётов. Летал в любых метеоусловиях. Наибольшее мастерство проявил в следующих боевых вылетах. 8 июня 1943 г. в составе четырёх Ил-2 Шаталин вылетел на штурмовку артиллерийских позиций и дзотов на переднем крае обороны противника в районе станицы Киевской на Тамани. При подходе к цели группа была встречена сильным огнём зенитной артиллерии и пулемётов, а затем атакована истребителями. Шаталин смело вступил в бой с «Мессерами», отогнал их и, применив противозенитный манёвр, прицельно сбросил бомбы на дзот противника. Во время второго захода лётчик заставил замолчать зенитно-артиллерийскую батарею противника. Заметив в стороне от цели пехоту, Шаталин сделал третий заход и метким огнём из пушек и пулеметов уничтожил большую группу гитлеровцев. Прямым попаданием снаряда самолёт Шаталина был подбит и стал трудноуправляемым. Отважный лётчик благополучно привёл повреждённую машину на свой аэродром. Утром 9 мая 1944 г. на юго-восточной окраине Севастополя противник сосредоточил крупные силы пехоты и танков и задержал дальнейшее продвижение частей 4-го Украинского фронта. Группа штурмовиков во главе с Шаталиным, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, успешно проштурмовала противника. Во время второго и третьего вылета по этой же цели были нанесены ещё более мощные бомбардировочно-штурмовые удары. Потери противника были настолько велики, что после окончания штурмовки наша пехота ворвалась в Севастополь и повела успешные бои по очищению города от врага. Отлично работала эскадрилья Шаталина также во время боёв по расширению наших плацдармов на реке Нарев севернее Варшавы. Так, например, 14 октября 1944 г. группа из 12 «Ильюшиных» нанесла удар по аэродрому противника Цеханув (Польша). В результате налёта было уничтожено 5 самолётов, 2 зенитных орудия, до 20 человек лётно-технического состава. На аэродроме произошли два сильных взрыва, возник большой пожар. На обратном пути лётчики атаковали железнодорожный эшелон на одной из станций, подожгли два вагона и подавили огонь двух зенитных батарей противника. Группа без потерь вернулась на свой аэродром. Эскадрилья Шаталина принимала активное участие в разгроме Данцигской группировки противника. Только 24 марта 1945 г. Шаталин трижды водил группы штурмовиков на уничтожение артиллерийских батарей противника, сильно мешавших продвижению нашей пехоты к Данцигу (Гданьску). Точными ударами с малых высот, делая в каждом вылете по 5 – 6 заходов на цель, штурмовики уничтожили одну и подавили пять батарей противника, обеспечив стрелковым частям успешное продвижение вперёд. В конце войны старший лейтенант комэск И.И. Шаталин был представлен к званию Героя Советского Союза (Указ от 18 августа 1945 г.). После войны служил в ВВС. Освоил реактивную технику. В 1950 г. окончил Военно-Воздушную академию. Демобилизовался в 1958 г. в звании подполковника. Жил и работал в Москве. * * * Воздушный бой штурмовиков с истребителями Во время начавшегося в сентябре 1943 г. наступления после прорыва «Голубой линии» на Таманском полуострове наш полк поддерживал наземные части. В районе наших действий часто появлялись истребители противника, поэтому в воздухе надо было всё внимание уделять сохранению боевого порядка группы. Но однажды в полёте мы не обнаружили своевременно истребителей противника, строй был растянут. В результате я стал жертвой истребителя, который с первой атаки подбил мой самолёт. И только благодаря тому, что мой стрелок хладнокровно вёл прицельный огонь из заднего пулемёта, экипаж не был сбит. В начале Отечественной войны истребителей для прикрытия групп штурмовиков не всегда было достаточно, особенно в дни напряжённой боевой работы и при действиях малыми группами. Во время воздушного боя недопустимы резкие развороты и увеличение скорости, так как это может привести к расстройству боевого порядка и к потерям. Для успешного действия большое значение имеет выбор боевого порядка, количество самолётов в группе, качество техники пилотирования и слётанность экипажей. При ведении воздушного боя четвёркой наивыгоднейшим боевым порядком является «клин». 9 марта 1945 г. на 2-м Белорусском фронте мне была поставлена задача нанести бомбово-штурмовой удар по отходящим войскам противника, отводившего свои силы и средства к портам Данциг и Гдыня (Гданьск). Мою четвёрку штурмовиков прикрывали два Ла-5. При перелёте линии фронта в районе города Диршау группа была обстреляна ЗА противника. При появлении 8 истребителей Ме-109 ЗА прекратило огонь. О появлении истребителей противника было сообщено по радио, а воздушный стрелок, старший сержант Павлов, указал трассой из пулемёта их направление. Группа приняла сомкнутый боевой порядок, обеспечивающий сосредоточенный огонь. «Мессершмиты» атаковали самолёт старшего лейтенанта Трухова, отставший для фотографирования результата удара, который не успел занять своего места в строю и находился в 50 метрах от группы. Атаку производили сверху сзади и сверху сбоку под ракурсами 1/4 и 2/4. После атаки уходили вверх, не выходя в переднюю полусферу штурмовиков. Огонь открывали с дистанции 600 – 500 метров. Наши два истребителя прикрытия отсекли атаки противника, хотя их пытались связать боем два Ме-109. Наши истребители производили атаку сверху в задней полусфере штурмовиков с выходом под прикрытие передних огневых точек нашей группы для набора высоты и занятия исходного положения для следующей атаки. Один Ме-109 выскочил впереди Ил-2, но быстро ушёл вверх. Молодой лётчик, летевший справа, не смог открыть по нему огонь, упустив удачный момент для атаки. Я не имел возможности довернуть, так как был скован рядом идущими самолётами. Скорость во время боя я держал 280 – 290 км/ч, что обеспечивало лётчикам (ведомым) возможность сохранить место в боевом порядке. Внутри экипажей было организовано взаимодействие лётчика с воздушным стрелком. Воздушные стрелки вели организованный, сосредоточенный огонь по истребителям противника. В результате сочетания огня стрелков и манёвра лётчиков был сбит на выходе из атаки один Ме-109. Мы не потеряли ни одного самолёта, только Ил-2 старшего лейтенанта Трухова получил повреждение. Выполнив задание, группа возвратилась на свою территорию. Истребители противника при переходе линии фронта прекратили свои атаки. Группа в полном составе вернулась на аэродром. (Из сборника «Сто сталинских соколов в боях за Родину». – М.: ЯУЗА- ЭКСМО», 2005.)
http://airaces.narod.ru/all16/shatalin.htm
|
| |
| |
| Медок | Дата: Понедельник, 06 Февраля 2012, 11:30:35 | Сообщение # 165 |
Группа: Старейшина
Сообщений: 1338
Статус: Отсутствует
|
Паша Засуха Кшива 82-87гг
|
| |
| |
| Гость | Дата: Четверг, 01 Марта 2012, 23:05:38 | Сообщение # 166 |
Группа: Прохожий
| подскажите кто с право третий на этом фото
|
| |
| |
| Саня | Дата: Четверг, 01 Марта 2012, 23:13:31 | Сообщение # 167 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Гость, А история у фотографии есть?
Qui quaerit, reperit
|
| |
| |
| Гость | Дата: Пятница, 02 Марта 2012, 21:43:31 | Сообщение # 168 |
Группа: Прохожий
| http://radikal.ru/F/s53.radikal.ru/i141/1110/bf/409dff4b749c.jpg.html
помогите узнать фамилию 4-го слева
|
| |
| |
| Саня | Дата: Пятница, 02 Марта 2012, 23:55:10 | Сообщение # 169 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Гость, Откуда фотография?Есть у не история?
Qui quaerit, reperit
|
| |
| |
| Гость | Дата: Четверг, 15 Марта 2012, 19:30:14 | Сообщение # 170 |
Группа: Прохожий
| это ворошиловградская военая авиационная школа 1943 год
Добавлено (15 Март 2012, 19.30.14) --------------------------------------------- http://s019.radikal.ru/i643/1203/9d/8519472872dc.jpg для сравнения моё фото поэтому и интирес
|
| |
| |
| Гость | Дата: Воскресенье, 06 Мая 2012, 13:38:00 | Сообщение # 171 |
Группа: Прохожий
| служу россии
|
| |
| |
| Саня | Дата: Понедельник, 07 Мая 2012, 00:03:36 | Сообщение # 172 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Quote (Гость) это ворошиловградская военая авиационная школа 1943 год
А кого ищешь?
Qui quaerit, reperit
|
| |
| |
| Гость | Дата: Пятница, 11 Мая 2012, 23:20:58 | Сообщение # 173 |
Группа: Прохожий
| четвертого с лева
|
| |
| |
| Михаил | Дата: Понедельник, 04 Июня 2012, 09:22:58 | Сообщение # 174 |
Группа: Прохожий
| набирал набирал текст а он пропал.... Добавлено (04 Июнь 2012, 09.22.58) --------------------------------------------- Мой тесть Шурупов Н.Д. 1921г.р. ныне здравствующий..поступил в Ворошилоградское уч.летч.в 1941г после Горловского аэроклуба... в конце авг.или сент.1941эвакуировались до Сталинграда пешком. Сталинград уже тогда окапывался на дальних подступах..оттуда на барже по Волге до Саратова а потом теплушками в Уральск...Первую зиму перезимовали в Городе а с весны в поле рыть землянки ...в них до 44г. жили учились...Зимой на по-2 без крыльев офицеры охотились на волков и сайгаков тем ипитались в столовке... С 44по 45г. В Грозненском уч. потом Забайкалье Перегоняли (цел дивизию) в Корею но не воевал...потом год В Китае на ил-10 учили их летчиков.. Потом Ткркмения Мары ...Миг-15...С1961 на гражданке..(Хрущевское сокр) Помнит многих препод. инструкторов...
|
| |
| |
| Саня | Дата: Понедельник, 04 Июня 2012, 22:46:03 | Сообщение # 175 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Михаил, Доброго вечера!Спасибо за информацию! Может поделитесь с нами фотографиями деда курсантской поры?
Qui quaerit, reperit
|
| |
| |