Дата: Пятница, 01 Мая 2020, 09:49:07 | Сообщение # 1472
Группа: Администратор
Сообщений: 18978
Статус: Отсутствует
Васильев, сегодня на работе, завтра посмотрим что за вариант, но очень интересный и знакомый, где то я его видел не давно... Александр Попов...ВВС СГВ Жагань 1976-1978гг.
Нужно сказать, что ко времени введения в строй Ил-28 подготовка экипажей бомбардировщиков велась на уже устаревающем самолёте УТБ-2 с двумя двигателями АШ-21, созданном в ОКБ П. О. Сухого на базе Ту-2. УТБ-2 мог рассматриваться как промежуточное звено между Як-18 и Ил-28 по аналогии с применением Як-11 в качестве переходного между Як-18 и МиГ-15. Может быть, ориентация на такую двухступенчатую схему подготовки экипажей бомбардировщиков и стала причиной того, что проект УТБ с двумя РД-500 не был принят и не получил развития. Возможно, было сочтено, что переход с самолёта начальной подготовки Як-18 сразу на реактивный УТБ с высокими ЛТХ неоправдан, и нужен менее скоростной лёгкий УТБ с поршневыми двигателями. Именно такая задача была поставлена перед Яковлевым в апреле 1952 г. – ОКБ-115 было поручено разработать недорогой поршневой самолёт с соответствующим оборудованием и компоновкой кабин, близкой к Ил-28. В соответствии с этим заданием ОКБ Яковлева создало лёгкий УТБ с двумя двигателями АШ-21 – Як-200 (с его штурманским вариантом Як-210). Этот самолёт испытывался в 1953 году, после некоторой доводки был рекомендован для принятия на вооружение и запуска в серию, однако так и не попал в лётные школы. Учебный самолёт Ил-28У оказался столь удачен, что на долгие годы стал основным в лётных училищах. Да и нужда в Як-200/Як-210 практически отпала, поскольку ещё с 1954 г. от использования поршневых учебных бомбардировщиков повсеместно отказались и стали сажать курсантов сразу на Ил-28У.
Кстати, когда в 1952 году производился аэродинамический расчёт Як-УТБ с двумя АШ-21 (будущего Як-200), был просчитан и вариант на два ТРД РД-45. По нему приводятся такие проектные ЛТХ: взлётная масса 4600 кг, максимальная скорость 636 км/ч на высоте 9000 м. Отметим, что при более мощных ТРД по сравнению с РД-500 была запроектирована более низкая скорость – возможно, по условиям прочности планера, изначально рассчитанного под АШ-21 и к тому же имевшего больший мидель фюзеляжа при расположении пилотов бок-о-бок. А двигатели РД-45 были «примерены» скорее всего по причине снятия РД-500 с производства (его выпуск был продолжен в короткоресурсном варианте для крылатых ракет).
УТБ с двумя РД-500 с тандемным расположением экипажа был рассчитан на подготовку пилотов для фронтовых реактивных бомбардировщиков, имевших только одного пилота в кабине истребительного типа (Ил-28, Ту-14, опытные Ил-30, Ил-54). На смену Ил-28 в наших ВВС позже пришли лёгкие двухмоторные бомбардировщики Як-28, которые тоже имели свой учебный вариант Як-28У для подготовки пилотов. Как Ил-28У, так и Як-28У не были рассчитаны на подготовку штурманов (на месте штурманских кабин были оборудованы кабины инструкторов). Обучение штурманов (для разных видов авиации) велось у нас с 1949 года на самолётах УчШЛи-2. Позже для обучения штурманов фронтовой авиации были созданы «летающие классы» – штурманские варианты самолётов Ан-24, Ан-26, Ту-124, Ту-134.
Ну, а нереализованный проект УТБ с двумя РД-500 остался примером уникальной компоновки рабочих мест экипажа для машин такого назначения, а именно: сочетания размещённых в тандем кабин пилота и инструктора с отдельной кабиной штурмана в носовой части. Насколько известно автору, такое сочетание не встречалось в других конструкциях – ни в отечественных, ни в зарубежных.
В статье использованы материалы ОКБ им. А. С. Яковлева. Автор благодарит Ю. В. Засыпкина и Е. И. Гордона за помощь в подготовке статьи. Александр Попов...ВВС СГВ Жагань 1976-1978гг.
Дата: Воскресенье, 03 Мая 2020, 21:32:33 | Сообщение # 1482
Группа: Администратор
Сообщений: 18978
Статус: Отсутствует
ЦитатаВиктор ()
Опередил..
Виктор, я бы раньше ответил, но комп заглючил так что пришлось перезагружать... Завтра на работу, отключаюсь, всем спок.ночи... Александр Попов...ВВС СГВ Жагань 1976-1978гг.
Дата: Пятница, 05 Июня 2020, 20:08:11 | Сообщение # 1501
Группа: Администратор
Сообщений: 18978
Статус: Отсутствует
Цитатаbodo1953 ()
Непонятно почему бесхвостый?
bodo1953, ну не совсем бесхвостый, а "полубесхвостка", цитирую...
Особенности конструкции самолета.
Рассмотрим более подробно футуристическую конструкцию нового бомбардировщика. Думаю что ее сложно отнести к какой-то конкретной схеме, хотя его и назвали "летающее крыло". В. Б. Шавров в своей книге называет ее скорее "полубесхвостка" с крылом типа "бабочка". Это был цельнометаллический двухфюзеляжный моноплан с уникальной "белявской" формой крыла. Она имела выраженную обратную стреловидность. Каждая консоль резко сужалась и заканчивалась отогнутыми законцовками. За двигателем располагалась кабина, за ней бомбоотсек, в самом конце фюзеляжа конусообразные стрелковые установки. Фюзеляжи типа полумонокок с четырьмя лонжеронами и тремя основными шпангоутами. Как уже отмечалось ранее использовали два двигателя М-87Б с винтами ВИШ-23Д, диаметром 3,3 метра. Экипаж состоял из четырех человек. В левой части сидели пилот и стрелок, в правой- штурман и стрелок радист. Управлением самолетом дублировалось. Протектированные топливные баки находились в крыльях (по 3 бака) и в центроплане (5 баков) и по 1 в каждом из фюзеляжей . Также в самолете размещалось три маслобака.