Дата: Суббота, 16 Сентября 2023, 08:38:17 | Сообщение # 71
Группа: Администратор
Сообщений: 45990
Статус: Отсутствует
Моисеев Николай Андрианович Дата рождения 18.07.1917 Место рождения Саратовская обл., Бековский р-н, с. Пяша Место призыва Свердловский ГВК Свердловская обл., г. Свердловск Дата призыва 04.10.1935 Воинское звание капитан Николай Викторович 14 ОА ПВО 1974-1976 У России только два союзника - это Армия и Флот
Дата: Суббота, 16 Сентября 2023, 08:59:47 | Сообщение # 72
Группа: Администратор
Сообщений: 45990
Статус: Отсутствует
Михайлов Александр Николаевич Дата рождения 20.02.1924 Место рождения Томская обл., Шегарский р-н, с. Мало-Боборыкино Дата призыва 11.06.1942 Воинское звание лейтенант Николай Викторович 14 ОА ПВО 1974-1976 У России только два союзника - это Армия и Флот
Дата: Суббота, 16 Сентября 2023, 09:19:05 | Сообщение # 73
Группа: Администратор
Сообщений: 45990
Статус: Отсутствует
Шемякин Николай Васильевич Дата рождения 05.12.1921 Место рождения Белгородская обл., Великомихайловский р-н, Солонец-Поляна Место призыва Сталиногорский ГВК Тульская обл., г. Сталиногорск Дата призыва 23.05.1941 Воинское звание лейтенант Николай Викторович 14 ОА ПВО 1974-1976 У России только два союзника - это Армия и Флот
Дата: Суббота, 16 Сентября 2023, 10:03:06 | Сообщение # 74
Группа: Администратор
Сообщений: 45990
Статус: Отсутствует
Калмыков Василий Григорьевич Дата рождения 31.01.1921 Место рождения Куйбышевская обл., Сызранский р-н, с. Батраки Место призыва Сызранский РВК Куйбышевская обл., Сызранский р-н Дата призыва 12.07.1938 Воинское звание гв. ст. лейтенант Николай Викторович 14 ОА ПВО 1974-1976 У России только два союзника - это Армия и Флот
Дата: Суббота, 16 Сентября 2023, 10:19:46 | Сообщение # 75
Группа: Администратор
Сообщений: 45990
Статус: Отсутствует
Халиуллин Чингиз Минуллович Дата рождения __.__.1927 Место рождения ТАССР, г. Казань Место призыва Челнинский РВК Татарская АССР, Челнинский р-н Дата призыва 18.12.1944 Дата выбытия: 14.04.1951 Николай Викторович 14 ОА ПВО 1974-1976 У России только два союзника - это Армия и Флот
Дата: Суббота, 16 Сентября 2023, 16:15:38 | Сообщение # 76
Группа: Администратор
Сообщений: 45990
Статус: Отсутствует
Памятный камень в центре деревни Кемлитц (Kemlitz bei Dahme). Немецкая схема мест падения самолетов Ил-10. Николай Викторович 14 ОА ПВО 1974-1976 У России только два союзника - это Армия и Флот
Дата: Суббота, 16 Сентября 2023, 16:36:51 | Сообщение # 77
Группа: Администратор
Сообщений: 45990
Статус: Отсутствует
13 советских военных самолетов разбились и 4 совершили аварийную посадку... Николай Викторович 14 ОА ПВО 1974-1976 У России только два союзника - это Армия и Флот
Дата: Вторник, 09 Июля 2024, 19:21:31 | Сообщение # 78
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 3
Статус: Отсутствует
Здравствуйте, уважаемые форумчане.
Мой дедушка - Скребец Константин Константинович (07.09.1927 - 20.09.2011) был механиком в экипаже Владимира Гузикова. Деда неохотно вспоминал те события в апреле 51-го, но его редкие рассказы о нем были такими яркими, что я запомнил их на всю жизнь. Сразу оговорюсь, что мой деда был самым честным человеком, которого я знаю в своей жизни. Он никогда никого не обманывал, за что его и уважали, и боялись, а некоторые и ненавидели. И то, что я собираюсь здесь написать - это, скорее, мой долг перед ним. Я думаю, что он бы хотел, чтобы люди знали правду (или по крайней мере то, что он сам знал) и не спекулировли на тему произошедших событий. А такие спекуляции я встречал. На каком-то немецком форуме уже русскоязычные участники всерьез обсуждали, что в самолеты вместо авиационного керосина залили обычный бензин, мол, "у нас же так всегда". Чтобы точно передать то, что он мне рассказывал, я буду писать от первого лица. Это так, как я все запомнил.
"В тот день были армейские учения. В них участвовала воздушная армия, а не какое-то отдельное подразделение. Должны были вылететь на полигон, отработать по целям и вернуться. Погода была нормальная, с приборов были сняты защитные кожухи, это которые защищают от попадания снега в воздуховод. Вылетели, мы [механики] сидим и ждем. Уже подходит расчетное время, когда они должны были вернуться, но никого нет. Прошло уже и время, до которого по расчетам самолету хватит керосина, чтобы вернуться, но никто не возвращается. Уже понятно всем, что что-то произошло. Еще через полчаса-час подъезжают полуторки и механикам дают команду грузиться. И мы поехали искать свои экипажи. Оказалось, что полк попал в снежную бурю. Приборы контроля скорости и высоты позабивало снегом и видимость была нулевая. Самолеты начали врезаться в сопки. Свой экипаж [экипаж Гузикова В.А.] я нашел по номеру на лючке. На самолете есть технологические отверстия для обслуживания различных узлов. Они закрыты лючками и на лючках стоит номер, по которому можно определить конкретный самолет. Огромная воронка, все вокруг выгорело. От Володи Гузикова остался торс. Без рук, без ног, без головы. Погоны на гимнастерке еще тлели, когда мы его нашли. А от стрелка остались только кисти рук на гашетке пулемета. Стрелку всегда тяжелее выпрыгнуть, чем пилоту. Пилоту нужно открыть фонарь, выйти на плоскость и спрыгнуть, а воздушному стрелку нужно кроме всего этого отодвинуть пулемет. Но, видимо, командир не давал команду прыгать. Его так и похоронили - только кисти. А у Володи семья осталась - жена и дочка. Помню, как мы нашли командира полка. Смотрим, на склоне сопки стоит самолет. Абсолютно целый, только фонарь стрелка открыт. Я первым подбежал, забрался на плоскость, фонарь пилота закрыт. Командир полка сидит, одна рука на газе, другая на штурвале. Я смотрю на руку и вижу, как на наручных часах секундная стрелка бежит. Он мертвый был. Видимо, от удара погиб. У нас было такое, у одного самолета произошла раскрутка винта, пилот дотянул до взлетного поля и рядом с ВПП плюхнулся. Стрелок сразу выскочил и начал помогать доставать пилота, тот без сознания был. Пилота сразу в лазарет забрали, а стрелок на ужине плохо себя почувствовал. Его тоже в лазарет положили, но он ночью умер - отрыв внутренних органов [по-моему деда говорил, что желудка, но я не уверен]. А пилот - нормально, жив остался. С комполка, видимо, тоже что-то такое случилось. Но самолет он все таки посадил. Он опытный был, воевал. А стрелка его мы тоже потом нашли. Видимо, комполка дал команду прыгать и тот выпрыгнул. Но его парашют зацепился за сосну и его ветром об ствол разбило [тут нужно сказать, что я с дедом никогда не спорил, ничего не спрашивал, а только слушал. Но его версия о том, что стрелка разбило ветром об сосну как-то мне кажется неправдоподобной. Я уже потом в зрелом возрасте подумал, что стрелок мог в принципе разбиться об ветки сосны, если прыгал с малой высоты. А парашют зацепился и он остался висеть. Но это только мои догадки, деда рассказывал, что ветром разбило]. Все это произошло потому, что никто не ожидал снежную пургу в середине апреля. Вот такое роковое стечение обстоятельств. Полк наш потом расформировали, а меня комиссовали. Других экипажей у меня не было"
А теперь еще немного от себя добавлю. Деда, как и большинство других механиков, к работе относился ответственно. Если бы какой-то идиот попытался залить вместо керосина обычный бензин, ему бы голову оторвали. Также видел версии о том, что неправильно был выставлен ноль в альтиметре. Мол, полк перебазировался на другой аэродром, который был выше/ниже стартового. Это тоже бред. Никуда они не перебазировались, это учебный вылет был. И каждый механик готовил свой самолет лично. Дед бы не дал какому-то другому человеку это делать. Механики, хоть и не являлись формально членами экипажа, имели очень теплые отношения со своими пилотами и стрелками. Иногда вылетали на месте стрелка, чтобы послушать, как работает двигатель, посмотреть, как машина ведет себя в воздухе. Это особые отношения. Я уверен, что тот, кто действительно летал, не даст соврать. Так что вот такое роковое стечение обстоятельств. Безусловно, мог тут быть и человеческий фактор. Например, знали о вероятной грозе или буре, но решили не отменять учения. Но деда никогда даже таких версий не озвучивал. Он вообще никогда голословно никого не обвинял. Ниже выложу фотографии, которые у меня есть. Деда фотографировал. Точно есть на диске фотография Гузикова с дочкой на руках. Попрошу маму поискать еще и выслать мне и буду здесь выкладывать.
Дата: Вторник, 30 Июля 2024, 12:17:56 | Сообщение # 80
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 3
Статус: Отсутствует
Вот одна из фотографий, это из дедушкиного альбома. Я не уверен на 100%, что это самолет деды (экипаж Владимира Гузикова), но было бы, наверно, странно, если бы деда сфотографировал самолет другого механика, а свой - нет. На обороте фотографии подписей никаких нет.
Дата: Среда, 31 Июля 2024, 05:54:18 | Сообщение # 81
Группа: Администратор
Сообщений: 45990
Статус: Отсутствует
Цитатаkyrylonikolaiev ()
Полк наш потом расформировали, а меня комиссовали.
Скребец Константин Константинович Дата рождения: 09.07.1927 Место рождения: Новосибирская обл., Томский р-н, г. Томск, Наименование военкомата: Тамбовский ГВК, Тамбовская обл., г. Тамбов Дата и место призыва: Тамбовский ГВК, Тамбовская обл., г. Тамбов Дата поступления на службу: __.03.1945 Воинское звание: ст. лейтенант Дата окончания службы: __.11.1952 Николай Викторович 14 ОА ПВО 1974-1976 У России только два союзника - это Армия и Флот
Дата: Среда, 31 Июля 2024, 10:11:27 | Сообщение # 82
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 3
Статус: Отсутствует
Цитата
Скребец Константин Константинович Дата рождения: 09.07.1927 Место рождения: Новосибирская обл., Томский р-н, г. Томск, Наименование военкомата: Тамбовский ГВК, Тамбовская обл., г. Тамбов Дата и место призыва: Тамбовский ГВК, Тамбовская обл., г. Тамбов
Да, это деда. Только он на фото постарше, когда уже на КМЗ работал. Вот фото того времени. На обороте надпись "1950 год. Германия. Эльшталь"