Дата: Пятница, 17 Ноября 2023, 17.00.07 | Сообщение # 1
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 12
Статус: Отсутствует
Доброе утро
Извините за мой русский, но я пользуюсь онлайн-переводчиком.
Знаете ли вы что-нибудь об авиакатастрофе под Нойштеттином (ныне Szczecinek в Польше), которая произошла 15 ноября 1944 года в 18:45? Американский самолет DC47 с российскими солдатами разбился (его серийный номер, скорее всего, 43-48328), в результате крушения погибли 7 солдат (возможно, сбиты немецкими солдатами).
Тайна не разгадана уже 80 лет, а на кладбище в Щецинеке до сих пор стоит мемориальная доска с неверной информацией о том, что там погибли американские летчики.
Сообщение отредактировал neustettin - Пятница, 17 Ноября 2023, 17.00.21
В октябре 1944 г. (по Наградному) - командир корабля III авиатранспортного Виленского полка 1 авиатранспортной дивизии (ГВФ) Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
На сайте про 3-й авиационный транспортный полк ГВФ https://proza.ru/2020/05/17/2001 есть погибший 13 января 1945 года. Кирсанов Владимир Георгиевич. Гвардии лейтенант. Командир корабля 3-го авиационного транспортного авиационного полка ГВФ
По документам https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74918989 он - командир воздушного корабля в распоряжении войсковой части 40430 Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Понедельник, 27 Ноября 2023, 17.21.27 | Сообщение # 7
Группа: Администратор
Сообщений: 14556
Статус: Отсутствует
Общее у Турченко и Масленникова - есть партизанские награды (за полëты к партизанам):
Турченко https://partizany.by/partisans/77883/ Наградной лист подписал 22.10.1944 г. командир III авиатранспортного Виленского полка 1 авиатранспортной дивизии ГВФ капитан Таран.
Масленников https://partizany.by/partisans/37638/ Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Понедельник, 27 Ноября 2023, 18.47.22 | Сообщение # 8
Группа: Администратор
Сообщений: 14556
Статус: Отсутствует
3-й авиационный транспортный полк ГВФ
С 6 ноября 1942 года по 5 ноября 1944 года – в составе 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ. С 5 ноября 1944 года по 1946 год – в составе 10-й Гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ.
Командир полка:
Гвардии майор Осипов Капитан (майор) Таран Григорий Алексеевич – с июня 1944 года по 1946 год. https://proza.ru/2020/05/17/2001 Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Понедельник, 27 Ноября 2023, 18.50.59 | Сообщение # 9
Группа: Администратор
Сообщений: 14556
Статус: Отсутствует
3-й Виленский авиационный транспортный полк ГВФ
Командиры полка капитан Григорий Алексеевич Таран
На вооружении имел самолеты Ли-2.
Входил в состав 1-й атд ГВФ -> 10-й гв. атд ГВФ.
Источники информации:
1. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 3.
2. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. — М.: Воениздат, 1985.
Ли-2 Лётный экипаж самолёта — четыре человека: два лётчика, радист и бортмеханик. https://ru.wikipedia.org/wiki....1%D0%A0 https://airpages.ru/ru/li2.shtml Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Понедельник, 27 Ноября 2023, 18.55.52 | Сообщение # 10
Группа: Администратор
Сообщений: 14556
Статус: Отсутствует
"05 ноября 1944г. 1-я АТД ГВФ была преобразована в 10-ю Гвардейскую Авиатранспортную дивизию (10-я гв.АТД ГВФ), за проявленную отвагу в боях с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм. Тогда уже с марта 1944г. командиром 1-ой АТД был генерал-майор авиации Шалва Лаврентьевич Чанкотадзе. 21 апреля 1945г. на завершающем этапе войны перед 10-ой гв АТД была поставлена задача доставить из Горького под Берлин специальные боеприпасы большой взрывной мощности, предназначенные для генерального наступления по овладению Берлина. Группа командира 1-го Херсонского полка гвардии майора Владимира Михайловича Чернякова (слева) выполнила задание, и артиллерия, готовящаяся к штурму Берлина, получила полный комплект специального боезапаса. Трудность этой задачи состояла в том, что боеприпасы нужно было доставить в течение одного дня, покрыв расстояние от Внукова до Горького и от Горького до Каллау (2400 км) в сложных погодных условиях." https://xn--n1acaf.xn--b1aaa5aoedb5b.xn--p1ai/index....945.htm Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Понедельник, 27 Ноября 2023, 19.43.09 | Сообщение # 11
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 12
Статус: Отсутствует
Можно ли найти в архивах «Приказы о действиях авиации» или Спасибо большое за раскрытие темы.
«Списки зон высадки»? Хотелось бы быть уверенными насчет всех членов экипажа, а их было 5 человек + еще 2 человека.
Такую информацию о самолете нам еще предстоит узнать.
регистрация отсутствует в реестре до 1944 года; эксплуатируется 3 атп 1 атд ГВФ (переименовано в 3 атп 10 атд ГВФ 05ноя44) по адресу Москва-Внуково; без поздних часов 15 ноября 44 г. в миссии по снабжению из Польши (30 км юго-восточнее Шяуляй) по цели № 36 НКГБ в 80 км юго-западнее Данцига в плохую погоду ночью когда пропал в Балтийском море где-то у берегов Восточной Пруссии (последний контакт с самолётом находился в 120 км юго-западнее Мемеля), все 5 членов экипажа (пилот: 2-й лейтенант Масленников) и оба пассажиры (сотрудники НКГБ) погибли; обломки так и не были найдены
Дата: Понедельник, 27 Ноября 2023, 19.46.22 | Сообщение # 12
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 12
Статус: Отсутствует
registration not on pre-1944 register; operated by 3 atp 1 atd GVF (redesignated 3 atp 10 atd GVF 05nov44) at Moscow-Vnukovo; w/o in the late hours of 15nov44 on a supply mission from Polan (30 km south-east of èiauliai) to target No. 36 of the NKGB 80 km south-west of Danzig in poor weather at night when was lost in the Baltic Sea somewhere off the coast of Eastern Prussia (last contact with the aircraft was 120 km south-west of Memel), all 5 crew members (pilot: 2nd Lieutenant Maslennikov) and both passengers (NKGB officers) were killed; the wreck was never found
Дата: Понедельник, 27 Ноября 2023, 19.49.42 | Сообщение # 13
Группа: Администратор
Сообщений: 14556
Статус: Отсутствует
Я так поняла, что DC 47 и Ли-2 - это одна и та же модель самолёта, это один и тот же самолет https://www.yaplakal.com/forum2/topic2499621.html Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Понедельник, 27 Ноября 2023, 19.51.53 | Сообщение # 14
Группа: Администратор
Сообщений: 14556
Статус: Отсутствует
Цитатаneustettin ()
registration not on pre-1944 register; operated by 3 atp 1 atd GVF (redesignated 3 atp 10 atd GVF 05nov44) at Moscow-Vnukovo; w/o in the late hours of 15nov44 on a supply mission from Polan (30 km south-east of èiauliai) to target No. 36 of the NKGB 80 km south-west of Danzig in poor weather at night when was lost in the Baltic Sea somewhere off the coast of Eastern Prussia (last contact with the aircraft was 120 km south-west of Memel), all 5 crew members (pilot: 2nd Lieutenant Maslennikov) and both passengers (NKGB officers) were killed; the wreck was never found
Откуда эта информация? Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Понедельник, 27 Ноября 2023, 20.01.18 | Сообщение # 15
Группа: Администратор
Сообщений: 14556
Статус: Отсутствует
Потеря С-47 10-й ГАТД ГВФ в районе побережья Восточной Пруссии
Тип происшествия: катастрофа Дата: 15 ноября 1944 г. Страна: Государство неизвестно Место происшествия: Балтийское море, в районе побережья Восточной Пруссии Тип ВС: Douglas C-47 Регистрация ВС: СССР-Л928 Авиакомпания: Аэрофлот (СССР) Подразделение: 10-ая ГАТД ГВФ
Описание Экипаж 3-го авиатранспортного Виленского полка 10-й ГАТД в составе командира корабля, командира отряда - инструктора, штурмана, бортмеханика и бортрадиста выполнял боевой вылет с а/д Полань (30 км юго-восточнее Шяуляя) на цель НКГБ СССР №36 в Восточной Пруссии (80 км юго-западнее Данцига). Взлет произведен в 18:00 15 ноября. На борту находилось 1100 кг груза в парашютных мешках и 2 сопровождающих от НКГБ СССР. Маршрут полета был следующим: а/д Полань - побережье Балтийского моря севернее Мемеля - Балтийским морем западнее Данцига - цель. От цели полет должен был выполняться на восток с посадкой на а/д Полань. Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 10 баллов слоистая, слоисто-дождевая высотой 200-100 м, слабые осадки, дымка, видимость 2-4 км. В районе цели облачность 10 баллов, слоистая, слоисто-дождевая высотой 200 м, дымка, видимость 2 км. Последняя связь с экипажем была (по расчету) над Балтийским морем, в 120 км юго-западнее Мемеля. Самолет на аэродром с боевого задания не вернулся. Экипаж пропал без вести. http://www.airdisaster.ru/database.php?id=2352 Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Вторник, 28 Ноября 2023, 12.15.13 | Сообщение # 18
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 12
Статус: Отсутствует
Или, может быть, удастся определить точный город или дорогу, с которой взлетел самолет? Нистти, я не могу его найти, потому что перевод города, вероятно, неправильный. «Полан». Или цель миссии?
Экипаж 3-го Вильнюсского авиатранспортного полка 10-го ГАТД в составе командира корабля, командира отделения - инструктора, штурмана, бортмеханика и бортрадиста совершил боевой вылет с Поланской дороги (30 км юго-восточнее Шяуляй) до объекта НКГБ СССР № 36 в Восточной Пруссии (80 км юго-западнее Гданьска).
Этот документ у меня не открывается Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Вторник, 28 Ноября 2023, 16.51.05 | Сообщение # 21
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 12
Статус: Отсутствует
Большое спасибо за ваши ответы. Этот аэропорт нам тоже кажется наиболее вероятным, но в документе написано, что он находился в 30 км к юго-востоку и это вызывает недоумение.
Ссылка на отправленный мной файл содержит информацию, которую я уже вставил, и взята из:
Мы знаем, что получить список всего экипажа будет очень сложно или даже невозможно, но разгадать эту тайну через 80 лет стоило бы.
Надеюсь, что вы или другие смогут найти что-то еще и написать на форуме, мы этого очень ждем.
Возможно, семьи погибших тогда солдат живы и не знали о своей судьбе.
Сообщение отредактировал neustettin - Вторник, 28 Ноября 2023, 16.54.01
Дата: Вторник, 28 Ноября 2023, 16.54.56 | Сообщение # 22
Группа: Модератор
Сообщений: 3694
Статус: Отсутствует
AgniWater71, Это скорее всего самый близкий н.п. к аэродрому. Таких примеров предостаточно. Например - аэр. (а/д) Даугавпилс - аэр. Лоцики (близ лежащая деревня) или аэр. Темплин- тот же Гросс- Дёльн (близ лежащий н.п.). P\S DC-47 буржуйский, амеры передавали и нам, на основе его, мы делали аналог- это Ли-2.
Дата: Вторник, 28 Ноября 2023, 17.10.32 | Сообщение # 23
Группа: Администратор
Сообщений: 14556
Статус: Отсутствует
Цитатаneustettin ()
он находился в 30 км к юго-востоку и это вызывает недоумение.
Современный аэропорт Шяуляя находится в 15 км от современного города Шяуляй. В 1944 г. военный аэродром вполне мог находиться в 30 км от города Шяуляй образца 1944 года. Теперь город вырос.
Район аэродрома получается приблизительно один и тот же. Возможно, там было несколько близких аэродромов (?), рядом с городом Шяуляй.
ЦитатаШайтан ()
Это скорее всего самый близкий н.п. к аэродрому.
Да, понимаю. Действительно, есть деревня Палоняй - вроде бы приблизительно в том районе. Но не могу найти подробностей про эту деревню. Есть только сведения, что это деревня русских старожилов. Про а/д Полань (?) - вообще ничего не нахожу. Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Вторник, 28 Ноября 2023, 21.25.14 | Сообщение # 26
Группа: Модератор
Сообщений: 8015
Статус: Отсутствует
Цитатаneustettin ()
Или, может быть, удастся определить точный город или дорогу, с которой взлетел самолет? Нистти, я не могу его найти, потому что перевод города, вероятно, неправильный. «Полан».
Ничего загадочного здесь не вижу, кроме путаницы с переводом . В англ. документе - немецкие названия : Мемель, Данциг, Вост. Пруссия и...Polan 30 км на ю-в от Шауляя - аккурат Радвилишкис, который находится на авто/дороге Е-272 https://translated.turbopages.org/proxy_u....te_E272 Паланга (нем. Polangen) - Паневежис . По ЖБД АД ДД точно вижу, что в это время был аэродром напр. в Паневежисе или напр. из ЖБД - аэродром "Вепрь", кто его сейчас найдёт на карте ??
Цитатаneustettin ()
Или цель миссии?
в ЖБД кратко - спецзадание. точка нелётная погода весь ноябрь 1 раз летали бомбить Либаву (100 самолётов) 1 раз - спецзадание (3 самолёта). 1 раз - трансп. грузы в г. Горький ...
Цитатаneustettin ()
боевой вылет с Поланской дороги (30 км юго-восточнее Шяуляй)
Дата: Вторник, 28 Ноября 2023, 21.46.02 | Сообщение # 28
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 12
Статус: Отсутствует
Не могли бы вы прислать мне несколько сканов этих документов "ЖБД кратко" благодаря которым вы уверены в местонахождении аэропорта, и тех, которые содержат информацию о цели миссии
Дата: Вторник, 28 Ноября 2023, 23.32.35 | Сообщение # 29
Группа: Модератор
Сообщений: 8015
Статус: Отсутствует
Журнал боевых действий 1 трад Описывает период с 01.01.1944 по 26.12.1944 г. Журналы боевых действий. Дата создания документа: 26.12.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 20006, Опись: 1, Дело: 7, Лист начала документа в деле: 1 Авторы документа: 1 трад, полковник Бегунов, майор Нехай https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=135635769
Журнал боевых действий частей 1 ад дд Описывает период с 01.11.1944 по 30.11.1944 г. Журналы боевых действий. № документа: 10, Дата создания документа: 03.12.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 20510, Опись: 1, Дело: 32, Лист начала документа в деле: 451 Авторы документа: 1 ад дд, полковник Бегунов, майор Нехай https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=132948918
Журнал боевых действий 7 ак дд Описывает период с 01.11.1944 по 30.11.1944 г. Журналы боевых действий. Дата создания документа: 10.12.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 20510, Опись: 1, Дело: 29, Лист начала документа в деле: 369 Авторы документа: 7 ак дд, подполковник Тарасюк https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=131887497
Дата: Среда, 29 Ноября 2023, 03.14.17 | Сообщение # 30
Группа: Администратор
Сообщений: 14556
Статус: Отсутствует
ЦитатаВалентин ()
Цитата neustettin () боевой вылет с Поланской дороги (30 км юго-восточнее Шяуляй)
Паланговская дорога по-русски.
Не похоже. Паланга не находится к юго-востоку от Шяуляя. Самолëт не взлетал с дороги. Не думаю, что в источнике вообще указана дорога. Я думаю, что речь идëт об аэродроме. Возможно, этот аэродром находился в районе деревни Палоняй, которая располагалась как раз к юго-востоку от Шяуляя. Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)