• Страница 1 из 7
  • 1
  • 2
  • 3
  • 6
  • 7
  • »
Модератор форума: Назаров, Геннадий, AgniWater71, doc_by  
Компенсации за рабский труд в немецком плену
СаняДата: Суббота, 19 Ноября 2011, 14.41.26 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Статья от 2001 года!

Кто и когда получит компенсацию за рабский труд в немецком плену


Читатели "РГ" первыми узнали о предстоящей денежной компенсации узникам фашизма. Тем не менее письма идут и вопросы остаются. Мы объединили их по темам и попросили прокомментировать пресс-службу фонда "Взаимопонимание и примирение". Итак.

- Кто имеет право претендовать на выплаты из германского фонда "Память, ответственность и будущее"?

- Это право имеют лица (и взрослые, и дети), которые в годы Второй мировой войны были заключенными концлагерей и гетто, содержались в других местах принудительного заключения, близких по условиям к концлагерям, как на территории Германии в границах 1937 года, так и на оккупированных ею территориях других стран; депортированные со своей родины на территорию Германской империи в границах 1937 года или на оккупированную ею территорию и принуждавшиеся к работам на предприятиях промышленности, сферы обслуживания, коммунального хозяйства, в частном или государственном секторе, сельского хозяйства, в частном или личном домовладении, принудительно перемещенные на оккупированные территории бывшего СССР и использовавшиеся в качестве принудительных работников для нужд немецкой армии.

- Кто может претендовать на выплаты из германского фонда за "прочий ущерб, причиненный личности"?

- Прежде всего лица, которые подверглись особенно жестоким противоправным деяниям со стороны национал-социалистов. К этой категории относятся лица, над которыми проводились медицинские эксперименты; дети, находившиеся в приюте для детей принудительных работников, где был причинен тяжелый ущерб их здоровью, а также родители, потерявшие своего ребенка в приюте для детей принудительных работников. На указанную выплату могут также претендовать лица, здоровью которых в связи с иным национал-социалистским беззаконием был причинен особо тяжелый или тяжелый физический или психический ущерб, результатом чего стало хроническое нарушение их физического и психического состояния. Для установления права на получение выплаты "за прочий ущерб, причиненный личности" необходимо подтвердить факт национал-социалистского беззакония документально или иным образом. Кроме того, особо тяжелый или тяжелый ущерб, причиненный здоровью, а также хронические нарушения здоровья заявитель должен подтверждать документально, например медицинскими экспертными заключениями или справками из государственных учреждений

- Получат ли выплаты бывшие советские военнопленные?

- Пребывание в плену не является основанием для получения выплат. Лица из числа бывших военнопленных имеют право на получение выплат только в тех случаях, если они содержались в концентрационном лагере либо утратили статус военнопленного и в статусе гражданского лица привлекались к принудительному труду.

- Какую сумму получат те, кто "проходит" по нескольким категориям выплат?

- Лицу, имеющему право на назначение разных сумм выплат по категориям рабского или принудительного труда, назначается выплата с наибольшей суммой. Лицам, имеющим право на получение выплат разного размера в рамках одной категории, назначается одна наибольшая выплата. Выплаты по категориям "принудительный труд", "прочий ущерб, причиненный личности", а также "имущественный ущерб" осуществляются независимо друг от друга.

- Куда и в какой форме надо подать ходатайство?

- Граждане Российской Федерации могут подать ходатайства в собесы по месту жительства. Проживающие в Латвии могут подать ходатайства через филиалы Агентства государственного социального страхования, в Литве - через Центральное учреждение по приему заявлений при Центре исследования геноцида и резистенции жителей Литвы. Проживающие в других государствах бывшего СССР направляют ходатайства в фонд через свои министерства труда и социальной защиты. Вне зависимости от места проживания все граждане перечисленных государств имеют право подать заявление напрямую в адрес Российского фонда.
Заявления на получение выплаты подаются как на формулярах установленного образца, так и в произвольной форме. После окончания срока приема заявлений заявителю предоставляется дополнительный трехмесячный срок для заполнения и подписания формуляра установленного образца.

- Обязательно ли лично приезжать в фонд тем, кто проживает в РФ и впервые ходатайствует о получении выплат?

- В этом нет никакой необходимости. Оформить этот пакет документов и заполнить бланк заявления на выплату проще рядом с домом, в органах социальной защиты по месту жительства. Органы соцзащиты обязаны консультировать претендентов на выплаты, помогать им в заполнении формуляров заявлений и направлять документы претендентов в фонд. Претендент также имеет право предоставить необходимый пакет документов (заявление на выплату, если таковые имеются - копии подтверждающих документов, копию паспорта, в случае смены фамилии - копию свидетельства о браке, в случае инвалидности - копию свидетельства об инвалидности) непосредственно в Российский фонд - лично или по почте.

- Каков размер выплат из немецкого фонда?

- Содержавшиеся в концентрационных лагерях и гетто - 15000 немецких марок, содержавшиеся в "иных местах заключения", в которых, как правило, использовался принудительный труд находившихся как на территории Германии в границах 1937 года, так и на оккупированных ею территориях других стран, - 6000 немецких марок, депортированные на территорию Германии в границах 1937 года или на оккупированные Германией территории европейских стран и использовавшиеся как принудительные работники на предприятиях промышленности, транспорта, в государственном или частном секторе, за исключением государственных и частных учреждений сферы обслуживания, коммунального хозяйства, почты рейха, здравоохранения, образования, культуры, торговли, ремесел - до 4200 немецких марок, депортированные на территорию Германии в границах 1937 года или на оккупированные Германией территории европейских стран и использовавшиеся на принудительных работах в государственных и частных учреждениях сферы обслуживания, коммунального хозяйства, почты рейха, здравоохранения, образования, культуры, торговли, ремесел - до 1500 немецких марок, если после выплат перечисленным выше лицам останутся средства, деньги также получат депортированные на территорию Германии в границах 1937 года или на оккупированные Германией территории европейских стран и использовавшиеся как принудительные работники исключительно только в сфере сельского хозяйства, частном и личном домовладении - до 1500 немецких марок, подвергшиеся принудительному перемещению с мест своего постоянного проживания на оккупированной территории бывшего СССР и использовавшиеся в интересах нацистского режима в качестве принудительных работников для нужд немецкой армии и оккупационных властей - до 1000 немецких марок. Лица, депортированные на территорию Германии или оккупированных ею европейских стран и привлекавшиеся к принудительному труду, в случаях если не установлен характер принудительного труда, а при обращении в национальные архивы и в архив Международной службы розыска Красного Креста (г. Бад-Арользен, ФРГ) не найдены сведения о виде принудительного труда, получат в этом случае - до 1500 немецких марок.

- Какой размер выплат узникам-детям из немецкого фонда?

- Детям, не достигшим 12-летнего возраста на дату освобождения и находившимся в концлагерях, гетто и иных местах заключения, сумма выплаты равна сумме выплаты для взрослого узника концлагеря или гетто независимо от возраста. При этом дети, не достигшие 12-летнего возраста на дату освобождения, которые были депортированы со своей родины на территорию Германии или оккупированных ею европейских стран и привлекались к самостоятельному принудительному труду, получают сумму, равную сумме выплаты по взрослой категории. Дети, не достигшие 12-летнего возраста на дату освобождения, которые были депортированы со своей родины на территорию Германии или оккупированных ею европейских стран и не привлекались к принудительному труду либо не имеют доказательств привлечения к принудительному труду, получают сумму выплаты, равную 70 процентам от выплаты соответствующей взрослой категории. Дети, не достигшие 12-летнего возраста на дату освобождения, которые были перемещены в пределах своего государства без пересечения государственных границ и не привлекались к принудительному труду либо не имеют доказательств привлечения к принудительному труду, получают сумму выплаты, равную 70 процентам от выплаты соответствующей взрослой категории.

- Какие подтверждающие документы должны предоставлять лица, которые на дату освобождения из неволи были несовершеннолетними?

- Они должны запрашивать сведения на родителей, с которыми были насильственно угнаны на принудительные работы.

- Какими документами можно подтвердить право на выплату?

- Право на выплату подтверждается документами, свидетельствующими о привлечении к принудительным работам или заключении в концлагере. Такие документы могут быть выданы: архивами Международной службы розыска в Арользене; государственными архивами РФ и стран СНГ; немецкими или иностранными государственными архивами и соответствующими коммунальными учреждениями в Германии; представителями Международного или Национального Красного Креста; местами лишения свободы на основе списков заключенных времен оккупации; государственными музеями соответствующих концентрационных лагерей; немецкими властями во время или после периода национал-социализма; больничными кассами или органами социального страхования; церковными учреждениями Германии, Австрии или других европейских государств; властями союзников в период или после окончания войны; немецкими работодателями, использовавшими труд подневольных рабочих, или их правопреемниками. Документы и заявления должны иметь ссылки на архивные источники, на основании которых были выданы, копии - заверены в установленном порядке.

- Может ли рассчитывать на выплату человек, если запросы о нем в архивах не дали результатов?

- При отсутствии в архивах необходимых доказательств немецкий закон допускает возможность доказательства права на выплаты на основе показаний свидетелей. При этом обязательно прилагаются ответы из архивов о несохранности в них архивных документов. Свидетели должны иметь архивные документы, подтверждающие их участие в событиях, о которых они свидетельствуют.

- Могут ли наследники скончавшегося претендента получить выплату из германского фонда?

- В случае смерти лица, имевшего право на получение выплаты, наступившей после 15 февраля 1999 г. право на получение выплаты переходит к его правопреемникам. В этих случаях право на выплату в равных долях переходит к оставшимся в живых супругу (супруге) и детям умершего претендента на выплату. Если у умершего лица, имевшего право на получение выплаты, не осталось в живых ни супруга, ни детей, то заявления о получении выплаты в равных долях могут подаваться внуками, а если нет в живых внуков - братьями и сестрами. Если и этих лиц нет в живых, то право на подачу заявления имеют наследники, указанные в завещании. В случае смерти заявителя, в срок подавшего ходатайство, его правопреемник должен обратиться в соответствующую партнерскую организацию в течение шести месяцев со дня смерти заявителя. По истечении этого срока право на получение выплаты теряется. Если лицо, имеющее право на получение выплаты, скончалось до 11 августа 2001 года, то шестимесячный срок для подачи ходатайства наследниками отсчитывается с этой даты.

- Кто имеет право на выплаты из австрийского фонда "Примирение, мир и сотрудничество"? Каковы размеры выплат?

- В соответствии с австрийским законом право на выплаты имеют дожившие до 15 февраля 2000 года: узники приравниваемых к концлагерям мест заключения на территории нынешней Австрийской Республики, не получающие выплаты из германского фонда (105 000 австрийских шиллингов), подневольные рабочие на частных и государственных предприятиях промышленности, строительства, электроэнергетики и т.д. (35 000 австрийских шиллингов), подневольные рабочие в сельском и лесном хозяйстве (20 000 австрийских шиллингов), дети, депортированные до 12 лет вместе с родителями в Австрию или родившиеся в этой стране в период привлечения их матерей к принудительному труду на территории нынешней Австрийской Республики (в соответствии с категорией выплат для их родителей), женщины, которые во время привлечения к принудительным работам рожали детей в специально отведенных для них нацистами родильных домах или были принуждены к прерыванию беременности (дополнительно 5000 австрийских шиллингов). Выплаты из австрийского фонда производятся в один этап.

- Могут ли претендовать на выплаты из австрийского фонда наследники скончавшегося претендента?

- Право на получение выплаты имеют наследники (в соответствии с национальным законодательством) лиц, скончавшихся после 15 февраля 2000 года.

- Как оформить заявление на выплату из австрийского фонда, какие документы необходимо предъявить?

- Можно заполнить формуляр заявления, разработанный для австрийского фонда, или написать заявление в свободной форме. Процедура оформления документов на выплату практически такая же, как по германскому фонду.

- Если заявитель был на принудительных работах и в Австрии, и в Германии, получит ли он выплаты из двух фондов и если из одного, то из австрийского или германского?

- В случае пребывания лица на принудительных работах и в Австрии, и в Германии компенсацию выплачивает фонд той страны, на территории которой лицо находилось на принудительных работах большую часть времени. Двойные выплаты исключаются. Все выплаты за заключение в концлагерях международной классификации на территории Австрии производятся только в соответствии с немецким законом о фонде. Следовательно, бывшие узники концлагерей должны заполнить формуляры германского фонда.

- Когда заканчивается срок подачи заявлений на выплаты?

- Срок подачи заявлений на выплаты из германского фонда заканчивается 31 декабря текущего года, из австрийского - 27 ноября 2002 года.

- Где можно получить подробную информацию об условиях и порядке выплат из германского и австрийского фондов?

- Информацию по этим вопросам можно получить в органах социальной защиты населения по месту жительства и непосредственно в фонде по телефонам "горячей линии": (095) 727-90-47, 727-90-48, 727-90-49, 291-10-48.
Можно обратиться еще и в приемную фонда по адресу: Москва, Столовый переулок, д.6, с понедельника по пятницу с 10 до 17 часов.

http://www.rg.ru/proekt/book/12.shtm


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 19 Ноября 2011, 14.45.46 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Габриеле Фрайтаг

Принудительные работы при национал-социализме: 60 лет спустя


Работа фонда "Память, ответственность и будущее"

Gabriele Freitag (1965) - историк, научный сотрудник Фонда «Память, ответственность и будущее» (Берлин). Статья отражает личное мнение автора. Автор благодарит Уту Герлант, Гюнтера Затхофа и Йенса Шляя, поддерживавших ее при написании этой статьи.

Международный военный трибунал, который с 14 ноября 1945-го по 1 октября 1946 года вел в Нюрнберге процессы против главных нацистских военных преступников, рассматривал использование принудительного труда в военной экономике Германии как один из существенных пунктов обвинения[1]. Хотя «вывоз [...] на принудительные работы» был осужден как военное преступление, потребовалось более четырех десятилетий, чтобы общественность в Германии обратила внимание на эту тему - со всеми вытекающими политическими, законодательными и финансовыми последствиями[2]. Процесс Эйхмана в Иерусалиме и франкфуртские процессы над палачами Освенцима в начале 1960-х годов привлекли внимание западногерманских историков сначала к преследованию по расовым мотивам и к массовым убийствам европейских евреев в лагерях смерти, и только потом исследования Кристиана Штрайта о судьбе советских военнопленных и Ульриха Херберта об использовании на принудительных работах гражданских лиц из Восточной и Западной Европы вызвали дискуссии о принудительном труде как одном из важнейших элементов нацистской оккупационной политики[3].

Хотя представители средств массовой информации и отдельные политики начиная с середины 1980-х годов требовали материальной компенсации для лиц, угнанных на принудительные работы, законодательной базы для этого не существовало ни до, ни после воссоединения Германии. Это объясняется особенностями той политики в отношении компенсаций, которой придерживалась ФРГ. Государство платило возмещения жертвам национал-социализма начиная с 1950-х годов. Но до начала 1990-х не производилось ни выплаты компенсаций за принудительный труд, ни индивидуальных выплат жертвам нацизма из бывших государств-участников Варшавского договора. Поэтому не охваченной компенсациями оставалась, прежде всего, большая группа граждан восточноевропейских стран, как евреев, так и неевреев, трудившихся в свое время на принудительных работах.

При обсуждении юридических аспектов проблемы материальных компенсаций лицам, пригнанным на принудительные работы, главным был вопрос, следует ли рассматривать соответствующие требования как право каждого индивида или как репарационные требования со стороны целых государств. По этому вопросу споры шли десятилетиями. По достигнутой западными державами в Лондоне в 1953 году договоренности окончательный объем требуемых с Германии репараций должен был быть определен только при заключении мирного договора. Однако, отойдя от этой договоренности, правительство ФРГ в рамках ряда глобальных соглашений с конца 1950-х до середины 1960-х годов выплатило почти миллиард марок одиннадцати западноевропейским государствам, которые должны были по собственному усмотрению распределять эти деньги между гражданскими лицами - жертвами нацизма[4].

Советский Союз и Польша, ссылаясь на уже осуществленные Германией, то есть ГДР, платежи, отказались в 1953 году от притязаний на другие репарации. Но Польша, в отличие от СССР, в последующие десятилетия снова и снова подчеркивала, что этот отказ не относился к индивидуальным компенсациям гражданским лицам, бывшим на принудительных работах[5]. Такая внешнеполитическая позиция польского правительства отражала и внутриполитическую установку, отличавшуюся от советской: людей, которые были угнаны на принудительные работы, в Польше считали жертвами нацизма, а не его пособниками, как в СССР[6].

В рамках воссоединения ФРГ и ГДР в 1990 году Германия, Польша и бывшие союзники по антигитлеровской коалиции вместо официального мирного договора заключили так называемый договор по формуле 2 + 4. В этом договоре не содержалось никаких положений касательно репарационных платежей. В первой половине 1990-х годов Германия в качестве «жеста доброй воли» выплатила правительствам Польши, России, Беларуси и Украины примерно 1,5 миллиарда марок, которые должны были быть переданы бывшим жертвам нацизма в этих странах, а также в прибалтийских государствах и Молдавии. На эти деньги были основаны национальные фонды, которые организовывали выплаты небольших сумм тем, кто в свое время был угнан на работу в Германию. Во второй половине 1990-х годов германское правительство выделило еще 80 миллионов марок на осуществление подобных выплат в других бывших социалистических государствах Европы, а также на специальные платежи восточноевропейским евреям, претерпевшим от нацистов тяжкие телесные повреждения[7].

Начиная с 1950-х годов, параллельно с выплатами, осуществлявшимися федеральным правительством, отдельные немецкие фирмы по результатам судебных процессов выплачивали индивидуальные компенсации евреям в западноевропейских государствах, которые были на принудительных работах. В связи с нараставшим интересом немецкой общественности к этой теме фирмы в 1980-х и 1990-х годах стали делать пожертвования на благотворительные учреждения в Западной и Восточной Европе[8]. Однако ни правительство ФРГ, ни немецкие промышленные круги в 1990-е годы не считали себя обязанными с точки зрения международного права осуществлять индивидуальные компенсационные выплаты за принудительный труд в годы национал-социализма.

Только после того, как из других стран, прежде всего из США, стали раздаваться требования урегулировать финансовые претензии бывших подневольных тружеников, эта тема приобрела международную значимость. Американское правительство при президенте Билле Клинтоне рассматривало вопрос о компенсациях как приоритетный[9]. Важным фактором стали коллективные иски против немецких банков и предприятий, поданные в 1998 году в американские суды адвокатами еврейских и восточноевропейских подневольных рабочих[10]. Кроме того, шли образцовые процессы по искам с требованиями высоких индивидуальных компенсаций: они имели силу прецедента, и, если бы истцам удалось добиться успеха, пришлось бы ожидать следующих подобных исков. Немецкие предприятия, ведущие дела в международном масштабе, и федеральное правительство были вынуждены действовать[11].

Смена правительства в Бонне осенью 1998 года, когда к власти пришла коалиция социал-демократов и «зеленых», содействовала прогрессу в переговорах на эти темы как на национальном, так и на международном уровне. «Зеленые» были единственной политической партией в Германии, с 1980-х годов выступавшей за выплату компенсаций лицам, использовавшимся нацистами на принудительных работах. Создание соответствующего федерального фонда при участии немецких промышленных кругов было записано в качестве одной из целей в коалиционный договор СДПГ и партии «Союз 90/Зеленые»[12].

Одновременно немецкие предприятия, затронутые исками, поданными в США, объединились в «Инициативу немецких предприятий [позже: немецкой промышленности] по созданию фонда “Память, ответственность и будущее”». Целью этой организации было создание такого фонда, который финансировал бы индивидуальные гуманитарные выплаты бывшим подневольным рабочим, а также поддерживал бы перспективные проекты, направленные на укрепление взаимопонимания между народами, такие как международные встречи и образовательные программы[13].

На таком фоне в 1998-2000 годах шли очень непростые переговоры с участием представителей немецких промышленных кругов, правительств ФРГ, США и стран Центральной и Восточной Европы, американских адвокатов и представителей организаций жертв нацизма. В результате германское правительство и представители немецкой промышленности согласились выплатить бывшим подневольным рабочим и другим жертвам нацизма единовременную компенсацию из средств Федерального фонда, о чем публично объявили 16 февраля 1999 года федеральный канцлер Герхард Шрёдер и представители инициативной группы Фонда. В ходе переговоров общий объем платежей вырос с запланированных Германией двух миллиардов марок до десяти[14].

Законодательные нормативы для выплаты компенсаций

Законодательной базой деятельности Фонда является «Закон об учреждении Фонда “Память, ответственность и будущее”» (Закон о Фонде) от 2 августа 2000 года. В состав попечительского совета входят представители промышленных кругов и правительства Германии, правительств Израиля, Соединенных Штатов Америки, Польши, Российской Федерации, Украины, Беларуси и Чешской Республики, а также представители адвокатов по коллективным искам о компенсации и представители ассоциаций жертв нацизма. Это свидетельствует о том, что учреждение данного фонда являет собой результат совместных усилий нескольких стран и международных организаций.

«Федеральный фонд» - это учреждение публично-правового характера, подчиненное правовому надзору Министерства финансов ФРГ. Задачи Фонда заключаются в том, чтобы «предоставлять финансовые средства для обеспечения выплат лицам, использовавшимся на принудительных работах или претерпевшим иного рода противоправный урон во времена национал-социализма»[15]. При этом закон оговаривает, что жертвы нацизма не имеют правопритязания на подобные выплаты: компенсации представляют собой добровольный акт, выражение «политической и моральной ответственности» со стороны бундестага и компаний, объединившихся в «Инициативу по созданию фонда...»[16]. В Фонд были внесены в равных долях федеральным правительством и германскими фирмами 10 миллиардов марок (5,1 миллиарда евро), а также 100 миллионов марок (51,1 миллиона евро) инвестиционной прибыли компаний. В соответствии с Законом о Фонде, 8,1 миллиарда марок (4,1 миллиарда евро) из этой суммы были отведены на компенсации за принудительные работы.

Распределение средств

В ходе международных переговоров была определена не только общая сумма компенсационных выплат за принудительный труд, но и распределение ассигнований по отдельным категориям получателей. Это было сделано на основе оценок, представленных ассоциациями жертв и государствами, участвовавшими в переговорном процессе[17]. Почти полностью завершенная на сегодня обработка ходатайств показывает, что распределение ассигнований соответствует пропорциям групп получателей в отдельных государствах. Но все-таки суммы, которые за одинаковые перенесенные страдания получают граждане, угнанные в свое время на принудительные работы из разных стран, в некоторых случаях различаются в зависимости от местожительства получателя. Особенно в республиках бывшего Советского Союза, где члены одной семьи сегодня живут часто в разных государствах, эта разница ощущается как несправедливая, что вполне понятно[18].

Так как максимальный объем выплат для каждой страны или организации-партнера Фонда был изначально зафиксирован, а число потенциальных получателей компенсации было определено по приблизительным оценкам, законом предусмотрен порядок произведения выплат в два этапа: чтобы гарантировать, что каждый заявитель по той или иной категории в соответствующей стране получит равную сумму, сначала производится первая выплата, которая, как правило, составляет от 50 до 75% всей предусмотренной компенсации. После того как все ходатайства будут обработаны, все организации-партнеры фонда выясняют, достаточно ли выделенных им средств для покрытия всей суммы или же в отдельных категориях необходимо урезать вторую выплату. В нескольких странах после окончания обработки ходатайств выплаты для отдельных категорий получателей были, наоборот, увеличены.

Децентрализованный порядок выплат


Прием и обработка заявлений, а также выплаты компенсаций производятся децентрализованно организациями, связанными с Федеральным фондом специальным договором. Иногда это национальные фонды, которые были основаны в 1990-е годы, после того как правительство ФРГ перевело деньги для жертв нацизма в отдельные государства Центральной и Восточной Европы. Партнерами Фонда являются:

- Фонд «Польско-немецкое примирение» в Варшаве,

- Украинский национальный фонд «Взаимопонимание и примирение» в Киеве,

- Российский фонд «Взаимопонимание и примирение» в Москве,

- Белорусский республиканский фонд «Взаимопонимание и примирение» в Минске,

- «Немецко-чешский фонд будущего» в Праге,

- «Конференция по еврейским финансовым претензиям к Германии» (Conference on Jewish Material Claims against Germany, Claims Conference) во Франкфурте-на-Майне, Нью-Йорке и Иерусалиме,

- а также «Международная миграционная организация» (International Organization for Migration, IOM) в Женеве.

Пять национальных фондов ведают теми получателями компенсаций, которые на 16 февраля 1999 года (день, когда было объявлено о выплатах) имели постоянное местожительство в одном из этих государств. Claims Conference представляет интересы евреев, живущих вне вышеназванных пяти государств, а IOM - интересы неевреев, живущих вне этих государств.

Децентрализованный порядок проведения выплат освобождает Федеральный фонд от большой доли административной работы. Благодаря опыту, который большинство организаций-партнеров Фонда приобрели еще в 1990-е годы, занимаясь обработкой ходатайств и выплатами компенсаций бывшим жертвам нацизма, они могут быстро обработать поступившие заявления от бывших подневольных работников - а их больше 2 миллионов - и обеспечить лучший учет личных интересов заявителей. Одновременно эти же организации берут на себя часть ответственности за успешное осуществление выплат - этого ожидают от них не только Фонд, но и общественность, и ассоциации жертв нацизма.

Однако такая децентрализация таит в себе и проблемы для отдельных групп жертв, у которых складывается ощущение, что их организация не представляет должным образом их интересы. Прежде всего в странах Балтии в связи с этим возникло недовольство. Так как в 1990-е годы компенсации жертвам нацизма в Прибалтике выплачивались через российский и белорусский фонды, а в Молдавии - через украинский, по прагматическим соображениям было решено придерживаться этой схемы и при распределении средств из Федерального фонда. Кроме того, было постановлено, что жители других государств СНГ должны получать свои выплаты также через Россию, Беларусь или Украину - в зависимости от того, из какой республики они были во время войны увезены на принудительные работы в Германию. В связи с тем, что отношения между прибалтийскими государствами и другими бывшими республиками СССР напряженные, этот порядок вызвал в Прибалтике протесты. Поэтому в Эстонии, Латвии и Литве были созданы национальные пункты приема заявлений и жалоб, которые сотрудничают на договорной основе с организациями-партнерами Фонда[19].

Категории лиц, имеющих право на компенсации

Право на компенсации Закон о Фонде признает за определенными группами лиц, которые во времена национал-социализма привлекались к принудительному труду. Критерием для отнесения к той или иной категории является степень тяжести перенесенного преследования. Она определяется местом заключения, тяжестью принудительного труда и депортации (в соответствии с границами 1937 года). Длительность преследования роли не играет. Закон о Фонде предусматривает следующие категории[20]:

Категория A

Лица, являвшиеся согласно § 42 абз. 2 Федерального закона о компенсациях (BEG) узниками концентрационных лагерей и узниками гетто, принуждавшимися к работе. Компенсация в размере 15 000 DM (7 669,38 евро).

Лица, являвшиеся узниками в сравнимых с концлагерями и гетто «других местах заключения» и принуждавшиеся к работе. Компенсация в размере 15 000 DM (7 669,38 евро).

Категория B

Лица, которые были вывезены из своей страны на территорию Германии в границах 1937 года или на одну из оккупированных Германией территорий и были принуждены работать на промышленном предприятии или в государственном секторе и при этом содержались в заключении или в условиях, подобных заключению, или в сравнимых с ним особо плохих условиях. Компенсация до 5 000 DM (2 556,46 евро).

Расширительная оговорка:

По усмотрению организаций-партнеров Фонда жертвы противоправных действий со стороны нацистского режима, не подпадающие под категории A или B, могут получать компенсацию в размере до 5 000 DM (2 556,46 евро).

Закон о Фонде признает право на компенсацию в первую очередь за теми, кто подвергался преследованиям в виде принудительного труда согласно категориям A и B. В понятие «концентрационный лагерь» входят учреждения, список которых был составлен при подготовке «Закона о компенсациях» в 1977 году, с дополнениями 1982 года. Понятие «гетто» означает изолированную и охраняемую жилую зону для евреев. По обеим формам заключения существуют исторические исследования, опирающиеся на документы. Утверждения об использовании принудительного труда делаются на основании данных, полученных в ходе исследований концентрационных лагерей и гетто. Новейшие исследования по нацистской оккупационной политике выявили большое число других лагерей для гражданских лиц, которые обнаруживают сильное сходство с перечисленными в списке 1977 года концентрационными лагерями по таким признакам, как строгая охрана, недостаточное питание и медицинское обслуживание. При обработке заявлений в отдельных организациях тоже обнаружились сведения о таких лагерях[21]. Для признания права на компенсацию заявитель должен доказать, что привлекался к принудительному труду в этих «других местах заключения».

Категория B включает лиц, которые во время войны были вывезены в Германию или на оккупированные ею территории и посланы для принудительной работы на предприятия либо, например, на транспорт, на расчистку развалин или на земляные работы. Но помимо этого для права на компенсацию имеет значение еще и критерий условий содержания. Тем самым категория B учитывает главным образом лиц, пригнанных на принудительные работы из славянских и прибалтийских стран. Бывшие подневольные работники из Западной и Южной Европы, если они не содержались в заключении, как правило, не имеют права на компенсацию, потому что по сравнению с вышеназванными группами жертв они, в соответствии с национал-социалистской системой «расовой иерархии», не содержались под строгой охраной, получали лучшее продуктовое довольствие и заработную плату и пользовались сравнительно (!) лучшим правовым статусом.

Расширительная оговорка предоставляет организациям-партнерам Фонда возможность выплатить деньги людям, которые не подпадают под вышеназванные категории, но перенесли принудительный труд, депортацию и/или расовое преследование. В первую очередь это относится к лицам, которые были депортированы в Германию и направлены на принудительную работу в сельском или домашнем хозяйстве. Вторая большая группа лиц, которые в некоторых организациях-партнерах Фонда получают компенсации в соответствии с этой оговоркой, - это те, кто были в детском возрасте вывезены вместе со своими семьями в Германию, однако по малолетству не привлекались к принудительному труду. Кроме того, так называемые «перемещенные» лица, которые были угнаны из своих населенных пунктов, но принудительную работу для нацистского оккупационного режима должны были выполнять в собственной стране, тоже получают в нескольких организациях-партнерах Фонда финансовую компенсацию. Расширительная оговорка создает важный инструмент, позволяющий учитывать специфику преследования различных национальных или этнических групп жертв нацизма. В то же самое время из-за того, что организации-партнеры Фонда имели право в соответствии с законом и в рамках объема выделенных средств самостоятельно определять подкатегории получателей компенсации, представители некоторых групп жертв в одной стране получают компенсационные выплаты, а в другой стране - остаются ни с чем.

Ввиду того, что советских военнопленных постигла в годы войны особенно тяжкая судьба, со стороны российской общественности снова и снова раздаются требования финансовых компенсаций для этой группы жертв нацизма. Однако, согласно Закону о Фонде, они не получают никаких выплат[22]. Это объясняется тем, что денежные компенсации за плен относятся к упомянутой выше категории репараций. Исключения делаются для военнопленных, которые находились в концентрационных лагерях, или для тех, кто сумели сбежать из плена и затем как гражданские лица были направлены на принудительные работы.

Формы доказательства права на компенсацию

Заявители могут по-разному доказать, что подвергались преследованиям. Самая убедительная форма доказательства - это подлинный документ военного времени или первых лет после войны. Личные документы, такие, как письма того времени или фотографии, тоже могут служить доказательством. Многие заявители получили справки о депортации и принудительных работах или заключении от Международной службы поиска (ISD) в городе Бад-Арользен, которая после Второй мировой войны была создана Международным Красным Крестом для поиска лиц, пропавших без вести. На средства Федерального фонда, в сотрудничестве с Федеральным архивом и Федеральной ассоциацией «Информация и консультации для жертв национал-социализма» в Кёльне был создан архивный центр, направляющий запросы, на которые не смогла ответить ISD, в земельные или городские архивы либо в архивы предприятий.

Для заявителей, которые не располагают подлинными или архивными документами, имеется возможность подтвердить факт своего участия в принудительных работах с помощью справок от организаций жертв нацизма или заверенных свидетельских показаний. Иногда заявители представляют также справки от немецких муниципалитетов или от тех лиц или учреждений, на которых они работали во время войны. Кроме того, заявители могут описать перенесенные ими преследования собственными словами.

Если сравнить друг с другом заявления из разных стран, то по разнице между представленными документами можно проследить послевоенную судьбу разных групп жертв. Претенденты на компенсацию из государств Западной или Центральной Европы, таких как Польша и Чехия, часто могут представить подлинные документы, которые подтверждают их привлечение к принудительным работам. А подневольные работники, которые после войны вернулись в Советский Союз, располагают такими бумагами лишь в исключительных случаях. Из страха перед обвинением в пособничестве фашистам эти люди после освобождения часто сами уничтожали подобные документы, или их отнимали у них в ходе репатриации в фильтрационных лагерях НКВД.

По иронии судьбы на сегодня самое важное доказательство привлечения советских граждан к принудительным работам в Германии представляют протоколы их допросов в органах НКВД, на основании которых многие из так называемых «остарбайтеров» подвергались потом репрессиям со стороны сталинской системы. Так как допросы производились под очень сильным политическим давлением и показания зачастую искажались как следователями, так и допрашиваемыми, к сведениям из этих протоколов нужно относиться с осторожностью. Это касается как утверждений о «добровольном» найме на работу в Германии, так и указаний мест работы. Советские власти принципиально обвиняли всех, кто был угнан на принудительные работы, в пособничестве оккупационному режиму. Поэтому многие люди, направленные в Германии на работу в промышленности, говорили советским органам власти, что работали в сельском хозяйстве. Этим они рассчитывали избегнуть подозрения в работе на военном предприятии. Именно этим страхом заявители порой обосновывают противоречия между сведениями в представленных ими документах и тем, что они указали в заявлении о выплате компенсации. Такие обоснования организации-партнеры Федерального фонда должны учитывать. Федеральный фонд принял решение в пользу заявителей, что компрометирующие сведения в протоколах допроса не являются достаточной причиной для отклонения ходатайств о компенсации.

Процесс выплаты компенсаций

Федеральный фонд начал выплачивать компенсации бывшим подневольным труженикам 15 июня 2001 года. К расчетному сроку 8 марта 2005 года Фонд перечислил 3,988 миллиарда евро для 1,618 миллиона лиц, имеющих право на компенсационные выплаты. Это составляет примерно 96% всех средств, отпущенных на эти цели согласно Закону о Фонде. Дополнительно попечительский совет Федерального фонда утвердил ассигнования в размере примерно 300 миллионов евро из доходов от процентов с капитала для увеличения общего объема выплат. Перечисленные компенсационные платежи распределяются между отдельными организациями-партнерами Фонда следующим образом:



* Числа для Беларуси включают также платежи в другие государства СНГ, числа для Украины - также платежи в другие государства СНГ и Молдавию.

Всего, по расчетам организаций-партнеров Фонда, существует 1,63 миллиона лиц, имеющих право на компенсацию за принудительный труд. 85% из них Федеральный фонд уже перечислил второй транш. В мае 2005 года выплаты должны быть в основном завершены.

С большими накладными расходами и трудностями для всех организаций-партнеров Фонда связаны выплаты компенсацийы правопреемникам бывших жертв. Вместо бывших подневольных рабочих и других жертв нацизма, имевших право на компенсацию и умерших после 15 февраля 1999 года, на деньги могут претендовать их родственники. При этом Закон о Фонде объявил национальный порядок наследования утратившим силу в пользу «особого правопреемства», не привязанного к конкретной стране. Право на получение денег имеют супруги и дети умерших в равных долях или, последовательно, внуки, братья, сестры и наследники по завещанию. Так как по состоянию на сегодняшний день больше 10% заявлений подано «особыми правопреемниками», организации-партнеры Фонда будут заниматься выплатами им до конца 2006 года. Заявления, статус которых до конца 2006 года не удастся выяснить, утратят свою силу.

Реакции получателей на компенсационные выплаты

Вопрос о том, какой жест будет уместен по отношению к жертвам национал-социалистского режима, вызвал в немецкой и международной общественности очень острые дискуссии. Преследования, перенесенные жертвами, вообще нельзя «компенсировать» никакой, даже самой большой суммой денег, но выплачиваемые компенсации к тому же еще и весьма невелики по западным меркам. Тем не менее в силу того, что многие старые люди в бывших социалистических государствах очень бедны, для многих бывших жертв нацизма в Восточной Европе эти выплаты все же представляют некоторую материальную помощь. Процедура подачи заявления вынуждает многих из них снова болезненно переживать прошлое, зачастую уже вытесненное. Особенно тяжело это для тех бывших советских подневольных работников, которые из смеси стыда и страха перед репрессиями часто даже своим супругам, детям и внукам не рассказывали о пережитом. Но именно поэтому платежи из средств фонда «Память, ответственность и будущее» означают для многих также и подтверждение их судьбы «официальной инстанцией». Тем самым они могут приобретать помимо материального еще и символическое значение и восприниматься некоторыми бывшими подневольными работниками как форма запоздалой реабилитации в собственной стране.

Реакции людей на деньги из Германии разные. Был проведен выборочный письменный опрос получателей компенсаций, чтобы убедиться, что они в самом деле получили переведенные в организации-партнеры Фонда суммы. При этом опрошенные имели возможность высказать свои замечания. Первая - нерепрезентативная - партия из 380 анкет из России содержала следующие отклики: примерно 5% писали, что выплаченная сумма слишком мала. Несколько человек ясно дали понять, что компенсация ни в коей мере не сообразна перенесенным ими страданиям. Так, одна бывшая подневольная работница из Санкт-Петербурга пишет:

«Мы с моим мужем вместе три года тяжело работали в Шеренбеке в неволе. Он заболел там туберкулезом легких и умер в России в 1946 году. Я одна растила дочь. И за все это - 2147 евро? Ответьте мне, пожалуйста!»

Один получатель компенсации из города Дятьково иронично замечает:

«Я благодарю Вас за такую малую выплату, по такой жизни это копейки, а не деньги».

Заявительница из поселка Марьино лаконично замечает:

«Очень длительный процесс выплаты, многие не доживут, да и сумма смешная».

Наибольшее число претензий опрошенных относится не к размеру, а к двухступенчатой процедуре выплаты компенсации (14%). Кроме того, имеются жалобы на разницу выплат по различным категориям или в различных организациях-партнерах Фонда.

Многие же, наоборот, выражают благодарность за выплаты (15%). При этом опрошенные часто подчеркивают, что полученные деньги позволят им купить крайне необходимые медикаменты. Порой эта благодарность изъявляется в весьма экзальтированных выражениях. Так, одна получательница из Москвы (Теплый Стан) пишет:

«Я довольна Вашей работой и заботой о нас. Большое Вам спасибо. Германия и Россия дружба!»

В нескольких анкетах проявляются очень противоречивые чувства, охватывающие людей при получении денег. Заявитель из Ижевска пишет:

«А воспоминания, как выгнали полуголых в холод и везли на открытой машине и издевались, били по чем попало, гоняли раздетыми, сейчас все болит, застужено и отбито, а как вспомнишь, просто хочется плакать, а когда вернулись на родину после освобождения, то дом наш был сожжен и жили в землянке. А Вам [...] по-братски большое спасибо за вашу заботу и старания к нам узникам и что вы нас не забыли. И дай вам бог хорошего здоровья и спаси вас господь и помилуй».

Чтобы понять «униженную» (и унизительную) благодарность бывших советских подневольных работников, надо, вероятно, помнить о репрессиях в послевоенное время и о долгом замалчивании ими собственной судьбы. Жертвы двух диктатур, они порой не сознают, что могут требовать законной компенсации за перенесенные страдания. Поэтому платежи они принимают с благодарностью как помощь «сверху». Только тщательный анализ реакций получателей компенсаций от всех организаций-партнеров Федерального фонда позволит составить дифференцированную картину их отношения к выплатам.

Авторизованный перевод с немецкого Кирилла Левинсона

[1] Der Prozeß gegen die Hauptkriegsverbrecher vor dem Internationalen Militärgerichtshof. Bd. XXII. Nürnberg, 1948. Репринт: München; Zürich, 1984. S. 552. Об осуждении использования принудительного труда - S. 552-558; об осуждении «Генерального уполномоченного по использованию рабочей силы» Фрица Заукеля - см. там же, S. 644-647.

[2] Большая часть из 7,6 миллиона иностранных рабочих из гражданских лиц, а также военнопленных, которые в 1945 году были зарегистрированы на территории германского рейха как «занятые на работах», были депортированы в Германию из других стран. См.:Herbert U. Fremdarbeiter. Politik und Praxis des «Ausländer-Einsatzes» in der Kriegswirtschaft des Dritten Reiches. Neuasgabe. Bonn, 1999. S. 11.

[3] Streit Ch. Keine Kameraden. Die Wehrmacht und die sowjetischen Kriegsgefangenen 1941-1945. Stuttgart, 1978; Herbert U. Op. cit.

[4] Соглашение было подписано 27 февраля 1953 года. Adamheit U.«Jetzt wird die deutsche Wirtschaft von ihrer Geschichte eingeholt». Die Diskussion um die Entschädigung ehemaliger Zwangsarbeiter am Ende des 20. Jahrhunderts. Berlin, 2004. S. 118-164, 81-86.

[5] Ibid. S. 86-88; Kranz J. Zwangsarbeit - 50 Jahre danach: Bemerkungen aus polnischer Sicht // Barwig K., Saathoff G., Weyde N. (Hrsg.). Entschädigung für Zwangsarbeit. Rechtliche, historische und politische Aspekte. Baden-Baden, 1998. S. 111-134. В особенности: S. 128.

[6] В Польше университеты, средства массовой информации и различные организации уже с конца 1940-х годов призывали бывших подневольных работников записывать свои воспоминания о преследованиях со стороны нацизма (August J. Erinnern an Deutschland. Berichte polnischer Zwangsarbeiter // Herrenmensch und Arbeitsvölker. Ausländische Arbeiter und Deutsche 1939-1945. Berlin, 1986. S. 109-129. Конкретно: S. 113). Судьба советских военнопленных и гражданских лиц, угнанных в Германию, которые были огульно объявлены собственным государством пособниками врага, оставалась табуированной темой в СССР вплоть до перестройки. См.:Polian P. Deportiert nach Hause. Sowjetische Kriegsgefangene im «Dritten Reich» und ihre Repatriierung. München, 2001. S. 166f; Полян П.Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры и военнопленные в Третьем рейхе и их репатриация. М., 1996.

[7] Saathoff G. Die politischen Auseinandersetzungen über die Entschädigung von NS-Zwangsarbeit im Deutschen Bundestag - politische und rechtliche Aspekte // Barwig K. et al. (Hrsg.). Op. cit. 1998. S. 49-63. В особенности:S. 56f.

[8] К 1990 годуфирмы «I.G. Farbenindustrie», «Krupp», «AEG», «Siemens», «Rheinmetall» и «Feldmühle Nobel» выделили 55,5 миллионамарокнаиндивидуальныевыплатыбывшимподневольнымрабочим (Brozik K. Die Entschädigung von nationalsozialistischer Zwangsarbeit durch deutsche Firmen // Barwig K. et al. (Hrsg.). Op. cit. S. 33-47. Вособенности: S. 46).

[9] Spiliotis S.-S. Verantwortung und Rechtsfrieden. Die Stiftungsinitiative der deutschen Wirtschaft. Frankfurt a. M., 2003. S. 30f.

[10]Согласно «Законуобискаховозмещенииущерба, нанесенногоиностраннымгражданам» (Alien Tort Claims Act), искивамериканскиесудымогутподаватьилица, неявляющиесягражданамиСША. См.: Gerlant U. Entschädigungsforderungen // Zeitschrift für Weltgeschichte. 2003. № 2. S. 123-127. В особенности: S. 125.

[11] Искибыливчиненытакимкомпаниям, как «Ford Werke AG Köln», «Deutsche Bank AG», «Dresdner Bank AG» и «Commerzbank AG». Апротивамериканскойдочернейфирмы «Degussa AG» адвокатывеливСШАот 55 до 60 процессов. См.: Adamheit U. Op. cit. S. 372-379.

[12] SaathoffG. Op. cit. S. 55f; Adamheit U. Op. cit. S. 187-210, 279-294, 366f., 401-416; Spiliotis S.-S. Op. cit. S. 62, 90-92.

[13] Инициативабылавыдвинутав 1998 годутакимифирмами, как «Allianz», «Deutsche Bank», «Fried.Krupp Hoesch-Krupp», «BMW» и «Volkswagen». Официального акта учреждения фонда не было. Spiliotis S.-S. Op. cit. S. 56-59, 62-67.

[14] Ibid. S. 65, 101-107, 177-179, 261. О том, как относилось к этим переговорам правительство США, см.: Eizenstat S. Unvollkommene Gerechtigkeit. Der Streit um die Entschädigung der Opfer von Zwangsarbeit und Enteignung. München, 2003.

[15] ЗаконоФонде (Stiftungsgesetz) § 2. Abs. 1.

[16] Ibid. Преамбула.

[17] Spiliotis S.-S. Op. cit. 2003. S. 94-96.

[18] Лица, которые были депортированы из своей страны и использовались на принудительных работах в частном или государственном секторе, получают в Беларуси 2556,46евро, на Украине 2198,56 евро, а в Российской Федерации 2147,43 евро.

[19] В Эстонии эти функции взял на себя Эстонский Красный Крест, в Латвии - государственное ведомство социального страхования, а в Литве - Центр исследований геноцида.

[20] Stiftungsgesetz. § 11.

[21] Schwarz G. Die nationalsozialistischen Lager. Frankfurt, 1996. В Федеральном фонде имеется список примерно 4000 признанных «иных мест заключения», а также документы по многим из этих лагерей.

[22] Stiftungsgesetz, § 11, Abs. 3 гласит: «Пребывание в плену в качестве военнослужащего не является основанием для получения компенсации».


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 19 Ноября 2011, 15.18.37 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
abadion,
А выплаты при чем?Могут ныне и за рубль в кошельке убить,такие времена и нравы!


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 19 Ноября 2011, 15.26.21 | Сообщение # 4
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
abadion,
А где они были в Германии,чем занимались?


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 19 Ноября 2011, 17.42.05 | Сообщение # 5
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
abadion,
Понятно,Толя!Как фамилия деда была?


Qui quaerit, reperit
 
АлисаДата: Суббота, 19 Ноября 2011, 18.56.00 | Сообщение # 6
Группа: Поиск
Сообщений: 4032
Статус: Отсутствует
Кто то успел получить, дядька мой получил, но до того как получить долго доказывал что он был в Освенциме, помогла метка на руке выжженный номер лагерный.
А за деда своего пыталась узнать и писала и звонила, бесполезно, фонд уже расформирован, если не подводит память в прошлом году окончательно. В Германии люди собрали средства чтобы продолжать выплачивать компенсацию тем многим кто не получил предложили России Россия отказалась, отдали Белоруссии и Украине эти средства..
Я даже обращалась и в фонд Германии и в Австрии ответ один - не выплачивают выплаты все прекратились.
Писала и в Украинский фонд результат отрицательный....
Бросила это не благодарное дело

http://fondvp.ru/

http://www.unf.kiev.ua/main.php?id=1&lang=ru


Безнаказанность рождает вседозволенность
 
СаняДата: Суббота, 19 Ноября 2011, 18.58.58 | Сообщение # 7
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Алиса,
Твой дед был же в плену,а не на работах и статус пленного не терял,ему и не положено было!


Qui quaerit, reperit
 
АлисаДата: Суббота, 19 Ноября 2011, 19.31.28 | Сообщение # 8
Группа: Поиск
Сообщений: 4032
Статус: Отсутствует
Quote (Саня)
Твой дед был же в плену,а не на работах и статус пленного не терял,ему и не положено было!

Не знаю, читала я всю инфу в фонде, в прошлом году в администрации президента наряду с другими вопросами я задала и этот вопрос, ответ был положительный мол выплачивают подавайте в местный собес...

http://www.kontakte-kontakty.de/russisch/kontsnami.htm

http://hro.org/node/8907




И бывшие узники концлагерей, и бывшие узники так называемых «иных мест принудительного заключения» относятся по немецкому закону к основной категории получателей.

Согласно § 11 п. 1 пп. 1 немецкого Закона о Фонде, в соответствии с которым определяются категории и производятся начисления, определение "концентрационный лагерь" относится к концентрационным лагерям в понимании §42 п.2 Федерального Закона о компенсациях, которые перечислены в Приложении к Федеральному Закону ФРГ «О компенсациях» от 1965 г. (BGB Ь 64 за 1997 г. и Ь 46 за 1982 г.). Список концлагерей включает примерно 1650 наименований концлагерей международной классификации (из них 29 основных, остальные - их внешние команды).

Немецкий закон предусматривает выплаты также бывшим узникам так называемых «иных мест принудительного заключения, по условиям приравненных к концлагерям», в которых, как правило, использовался принудительный труд. Лагеря включаются в список «иных мест заключения» по ходатайству партнерских организаций германского фонда, то есть национальных фондов - российского, украинского, белорусского и т.д. Национальные фонды должны предоставить свое обоснование для включения того или иного места принудительного содержания в список утвержденных «иных мест», далее немецкие историки проверяют предоставленные данные, запрашивают архивы и выдают свое заключение. Решение о признании места заключения в качестве «иного места» в соответствии с немецким законом принимается правлением германского фонда на основании заключения немецких историков.

На территории Белоруссии в качестве «иных мест» Правление германского фонда утвердило 21 лагерь, на территории Украины –27 лагерей, на территории Литвы- 9, Латвии- 2 (Саласпилс и Валмиера).

На территории РФ «иными местами» признаны места принудительного содержания в г. Рославль (лагерь Ь 130),


Безнаказанность рождает вседозволенность
 
АлисаДата: Суббота, 19 Ноября 2011, 19.33.38 | Сообщение # 9
Группа: Поиск
Сообщений: 4032
Статус: Отсутствует
abadion, Ну да, я ж говорю кто успел попал в эту струю тот получил.

Безнаказанность рождает вседозволенность
 
СаняДата: Суббота, 19 Ноября 2011, 20.04.58 | Сообщение # 10
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Алиса, Только не путайте гражданские лагеря и лагеря военнопленных.

Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Среда, 28 Марта 2012, 23.09.53 | Сообщение # 11
Группа: Прохожий





ну и возобновили выплаты узникам?заработал вновь фонд в россии?
 
СаняДата: Среда, 28 Марта 2012, 23.34.25 | Сообщение # 12
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Про фонд не знаю,а выплаты от государства никто не останавливал:

Денежные выплаты, льготы и социальные пособия
Бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданные фашистами и их союзниками в период второй мировой войны


ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ

Ежемесячная денежная выплата
Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):
3617руб. 59 коп, (с учетом стоимости набора социальныхуслуг). Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления гражданину социальныхуслуг.
Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
2713 руб. 19 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг). Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на оплату предоставления набора социальных услуг (социальной услуги).
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение 1000 руб.
Единовременная материальная помощь в связи с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне
Размер устанавливается отдельным распорядительным документом Правительства Москвы.

НАБОР СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Обеспечение в соостветствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
578 руб. 30 коп.
Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
89 руб. 46 коп.
Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
83 руб. 07 коп.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления,и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о возобновлении предоставления набора социальныхуслуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Заявление об отказе от получения набора социальныхуслуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

ЛЬГОТЫ И НАТУРАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) — реализуется на основании СКМ.
Бывшим несовершеннолетним узникам, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Бывшим несовершеннолетним узникам без группы инвалидности предоставляется при выходе на пенсию.

Оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления указанных услуг; гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанныхуслуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации,студентам, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.
Бывшим несовершеннолетним узникам, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).

Обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя.
Бывшим несовершеннолетним узникам, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).

Использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 6о календарных дней в году. Инвалидам I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо оттого, кем и за чей счет предоставлена путевка.
Бывшим несовершеннолетним узникам, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).

Использование ежегодного отпуска в удобное время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 35 календарных дней в год.
Бывшим несовершеннолетним узникам без группы инвалидности.

Внеочередное использование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транстпорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Граждане, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Внеочередная установка квартирного телефона.

Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в том числе ежегодное диспансерное обследование) в федеральных учреждениях здравоохранения (втом числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).

http://www.pensionerka.ru/soc_posobia/11.php


Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Воскресенье, 29 Апреля 2012, 13.07.24 | Сообщение # 13
Группа: Прохожий





Здравствуйте. Если отказывались в выплате компенсации "наши чиновники" (по месту жительства и в Москве) не принимали документы. На прямую обратиться к этим же вопросом, в Германии. Они могут выплатить военнопленным, если он (дедушка - бывший офицер), который работал в Германии. И можно ли узнать работал ли он там или не работал? (в Германии, в архиве)?

Добавлено (29 Апрель 2012, 14.07.24)
---------------------------------------------
Ребенок, который родился в Германии, затем переехал в Россию. На данный момент он является гражданином Российской Федерации. Если он едет в Германию, могут ли дать ему гражданство и ВНЖ (вид на жительство)?

 
ГостьДата: Воскресенье, 06 Мая 2012, 21.19.07 | Сообщение # 14
Группа: Прохожий





здравствуйте,подскажите где можна найти информацию об угнанных в германию ,гражданских лиц.в 1942 году с украины вывезли на работы в германию много молодежи,среди них была моя тетя Вильбой Надежда Федотовна 1926 г.р.попала она в Австрию, работала у фермера .В 1945г освобождали те места союзники,она прошла фильтрацию и каким то чудом не попала в советские лагеря.
 
СаняДата: Воскресенье, 06 Мая 2012, 21.30.41 | Сообщение # 15
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
А что гражданский нарушил,что бы в лагерь попасть на Родине?


Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Воскресенье, 06 Мая 2012, 22.02.59 | Сообщение # 16
Группа: Прохожий





что сделали крестьяне в тамбове?в 37 простой житель коммунальной квартиры,который по доносу получил 10,или15 лет лагерей,что мог сделать9
 
СаняДата: Воскресенье, 06 Мая 2012, 22.17.54 | Сообщение # 17
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Понятно,просто впервые такой вопрос возник про гражданских,мы все больше пленными занимаемся,с теми понятней,им за что угодно давали лагеря,и просто так за 41 год тоже.
По вопросу информации о гражданских я не могу ответить.По выжившим вообще информации нет.
Если она получала компенсацию,то в бумагах должен быть записан ее лагерь.


Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Воскресенье, 06 Мая 2012, 22.21.08 | Сообщение # 18
Группа: Прохожий





как туда добраться,имею ввиду к бумагам?
 
СаняДата: Воскресенье, 06 Мая 2012, 22.25.47 | Сообщение # 19
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Если человек проходил фильтрацию,значит существует фильтрационное дело,которые ищут по месту жительства бывшего пленного через местный отдел ФСБ в их архивах.


Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Понедельник, 07 Мая 2012, 11.13.52 | Сообщение # 20
Группа: Прохожий





благодарю,

Добавлено (07 Май 2012, 12.13.52)
---------------------------------------------
здравствуйте,вычитал где-то в ин-те,чтоу всех,живых,погибших солдат ВОВ ,храняться книжки ,толи продовольственные и на них должны быть сбережения в денежном эквиваленте,пишут ,что закон не разглашаетьсяи не все об этом знают,есть ли какая-нибудь информация у вас?

 
СаняДата: Понедельник, 07 Мая 2012, 12.29.48 | Сообщение # 21
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Понятия не имею про продовольственые книжки.
Если Закон написан,то для кого,что его не разглашать?Писали для того,что бы спрятать?Не придумывайте ничего!


Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Понедельник, 07 Мая 2012, 14.15.54 | Сообщение # 22
Группа: Прохожий





не придуманно,сам читал,поищу, по-моему на форуме победа,если найду ,сброшу
 
ГостьДата: Понедельник, 07 Мая 2012, 15.08.09 | Сообщение # 23
Группа: Прохожий





зто поисковый сайт официальный,сотрудничает с мэрами и тд победа1945,одна, я предполагаю знающая особа,пишет,что на каждого красноармейца была заведена книжка на денежное пособие,но если разобраться ,в СА тоже каждый военнослужащий ставился на довольствие в том числе и на денежное,3.80,кто больше ,кто меньше,дело не вэтом.во время войны красноармейцу не нужны были деньги,зачем ,что ,где купить?значит деньги шли на книжку,в этом есть какой-то смысл,дыма без огня не бывает,просто нужно компетентному человеку это раскопать.да много на сайтах дерьма могут написать,но в этом ,повторюсь, есть что-то.просто если Мин.Обороны обьявит официально,это будет ажиотаж,ведь сколько нужно выплатить
 
СаняДата: Понедельник, 07 Мая 2012, 15.13.16 | Сообщение # 24
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Какая разница с кем сайт сотркудничает,не может он от этого быть официальным,не рассказывайте анекдотов!У официальных сайтов официальные адреса!
Наш сайт тоже со всем миром сотрудничает и что из того,он же не официально государственный.
Сайт ОБД,официальный,Сайт "Подвиг народа" тоже государственный,сайт правительства России,сайт Президента,сайт МО РФ,или не умеете сайты отличать друг от друга?
Это желание их прикинуться официальным,ну пусть прикидываются,это их дело!


Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Понедельник, 07 Мая 2012, 15.26.32 | Сообщение # 25
Группа: Прохожий





да больно нужно мне анекдоты травить,ну если это важно ,миронов у них там своего папу ли деда зарегистрировал,дело то совсем не вэтом,если есть хоть какая-то доля правды,а я не сомневаюсь,то рано или поздно вылезет,просто многие уже уйдут в мир иной,а дети знать небудут,я думаю :что цыфра по выплате будет несколько меньше ,чем в оффшоры уходит
 
СаняДата: Понедельник, 07 Мая 2012, 15.43.02 | Сообщение # 26
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
у нас на сайте,все равно этот вопрос не решить,предлагаю обратиться вот по этому адресу,это официальный сайт:
http://kremlin.ru/

Вот первый Указ:

Первым указом президента Путина стал документ о выплатах ветеранам

Владимир Путин, вступивший в должность главы государства, подписал свой первый после инаугурации указ. Согласно документу, в связи с грядущим празднованием 67-летия Великой Победы некоторые категориям граждан будут вручены единовременные выплаты.

По данным РИА Новости, размер финансовой поддержки ветеранов составит от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. Получить подарок к памятному дню они смогут в мае-июне.


Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Понедельник, 07 Мая 2012, 17.21.54 | Сообщение # 27
Группа: Прохожий





частились они после опубликования в «АиФ-Регион» № 3 2012 года информации заведующего Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском Кремле Михаила Черепанова о вкладных книжках, на которые начисляли денежные суммы через систему полевых банков фронтовикам. В 1942 году они появились у каждого солдата. Именно тогда в структуре Народного Комиссариата обороны СССР были созданы полевые учреждения Госбанка СССР, по инициативе которых солдатам – от рядового до офицера – выдавались вкладные книжки. В годы войны солдат получал 10 рублей, лейтенант – 200 рублей. Бойцы причитающиеся им денежные средства перечисляли родным через военные комиссариаты путем оформления денежных аттестатов. Конечно же, не у всех была такая возможность. Если боец погиб, номер расчетного счета должны были сообщить военкомату по месту его жительства. Это делалось для того, чтобы обеспечить пенсией семью военно­служащего и передать деньги его вдове или другим наследникам. На практике этого не происходило. После войны осталось 4 миллиарда рублей невостребованных денег. Закон на стороне наследников. Ближайшие родственники погибших имеют право написать заявление в полевое учреждение «Красноармейское» Центрального банка РФ, где до сих пор хранятся вкладные книжки погибших и пропавших без вести, и направить его по адресу: 107016, г. Москва, улица Неглинная, дом 12, Центральный Банк РФ. Я немного нарыл,все таки что то есть,

Добавлено (07 Май 2012, 18.21.54)
---------------------------------------------
уже 2012 год,не каждая вдова имеет и не умеет пользоваться интернетом,но сообщить этой вдове или родственникам не представляется возможным,а сколько их ушло ,которые нуждались в этих деньгах?

 
СаняДата: Понедельник, 07 Мая 2012, 17.23.04 | Сообщение # 28
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Так пишите,адрес же дали,только не нарвитесь на очередных жуликов типа Мавроди,с предложением внести сто тысяч,что бы получить солдатские миллионы.
Семьи погибших и пропавших без вести солдат получали пособие от государства,про какие книжки говорите?
Все офицеры семьям аттестаты оставляли,а если не оставляли,то могли с жалованья перечислять через банк,если хотели,эта система сохранялась и после войны.Банковская накопительная книжка офицеров известное нам дело,только с нее никто,кроме офицера не может получить,если офицер доверенность не выпишет.Покажите хоть одну неиспользованную доверенность нам, выписанную офицером кому то?


Qui quaerit, reperit
 
ГостьДата: Понедельник, 07 Мая 2012, 17.37.05 | Сообщение # 29
Группа: Прохожий





сейчас прочитал ,авиаторы были на особом счету,там проще было,сталин поощрял за сбитый самолет и т.д .пехота-самый большой род войск ,прошли миллионы,там все сложней,да дело то совсем не во мне,мне хватает,за предков обидно,ведь лягли костьми за родину,а родина с их роственниками так поступила,ведь наверняка,какая-нибудь вдова нуждалась в деньгахи по военкоматам ходила,да все без толку.я согласен ,пусть деньги остаються ,потратили бы их на реконсрукции памятников,могил ,короче на владельцев этих денег
 
СаняДата: Понедельник, 07 Мая 2012, 17.41.46 | Сообщение # 30
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Гость,
Ну и тему Вы нашли! Многие,поди,впервые слышат про то,что вдовы денег мужей погибших не получили!
Ни от одной вдовы такого не слышал,к тому же на вдов государство денег выделяло и они получали пособия по потере кормильца.Не думаю,что вдовы,или семьи,кому положено что то было,раньше были глупее нынешних,поди все законы тоже знали.
А отнять сбережения,у нас государство и без войны и спрятанных законов может и все это видели в начале 90-х.Отняли и привет!


Qui quaerit, reperit
 
  • Страница 1 из 7
  • 1
  • 2
  • 3
  • 6
  • 7
  • »
Поиск: