Авиация СГВ

Главная страница сайта Регистрация Вход

Список всех тем Правила форума Поиск

  • Страница 2 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Модератор форума: doc_by, Viktor7  
Авиация СГВ » ВОЕННОПЛЕННЫЕ - ШТАЛАГИ, ОФЛАГИ, КОНЦЛАГЕРЯ » Лагеря и лазареты на территории Белоруссии » Лагерь организации Тодта в Минске (OT-Lager, Minsk) (OT-Lager, Minsk)
Лагерь организации Тодта в Минске (OT-Lager, Minsk)
NestorДата: Воскресенье, 03 Февраля 2013, 05.16.18 | Сообщение # 31
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Цитата (Летнаб)
И что сказать-то хотели? Ну, бежали военнопленные из авторемонтных мастерских, что дальше? Может, эти мастерские обслуживались НСКК, а вовсе не ОТ?


1. Мастерские находились внутри шталага. А бежали в отремонтированном в них броневике. Зачем броневик шталагу? Чей он, собственно, был? Почему, как, на каких основаниях оказался в ремонтных мастерских шталага? Ась? Или, по-Вашему, администрация шталага левачила с вермахтом, что ли? Как она в принципе могла левачить на ремонте военной техники?

2. А что такое НСКК? Вы достаточно хорошо представляете себе, что это такое? Как он взаимоотносился с вермахтом, СС, тодтом, системой лагерей пленных? Какую конкретно полочку в структуре общей деятельности занимал? Давайте разберемся в этом сначала как следует, в том, как обстояло дело ФАКТИЧЕСКИ, а потом будем друг другу "риторические" вопросы задавать.

Так, недавно по Минску Геннадий раскопал интереснейшую штуку. Из Германии в предприятия Тодт Минска этапируют человек 5 автомобилистов воентехников. То ли в статусе пленных, то ли хиви, из имеющейся документации понять это нельзя. И слово "Верлин" в их ПК отсутствует. Хотя это должно было быть почти наверняка. Если не то, то то самое НСКК, с которым мы с Вами еще не разбирались. По выполнении объема работ (я, к сожалению, не проанализировал хронологию, по ней должно обнаружиться какое-то совпадение, синхронность), возвращаются обратно в шталаги Германии. Такое же исключительно редко бывало, чтоб из Германии да в Минск, но, как видим, было. Следовательно, существовала в том крайняя необходимость. как видим. Освобождаются после войны из плена без последствий.

Какие выводы из таких фактов нам следует делать, ась?
Вы, видимо, думаете, что автомастерские в 352 были чем-то для системы шталагов естественным, не заслуживающим особенного внимания, обслуживали только внутренний транспорт шталага. А много ли его вообще было, много ли для внутренних нужд требовалось? Очень даже сильно в том сомневаюсь. Следовательно, ремонтировался также и "сторонний" автотранспорт, других частей вермахта и, вполне вероятно, СС. Чисто по логике, здравому смыслу. Арийские автомеханики были нужны поближе к фронту, в глубоком тылу их лучше было не оставлять. Вместо них занимать авторемонтом неарийцев. И материально это тоже очень выгодно, рационально. А как это оформлять-то, как проводить по бухгалтериям и иным отчетностям? Ведь тыловые части обеспечивались авторемонтиками так же, как и фронтовые - по числу имевшихся автомашин. Между тем, зачуханный отряд тайной полевой полиции (ГФП) при полном штатном составе не более 50 чел. имел в комплекте минимум 25 автомобилей. Мотоциклы вовсе не в счет, по-серьезному техникой не считались. А их было не меньше.
Принцип всеобщий: перекидываем вспомогательные работы на неарийцев, на пленных, освобождаем больше бойцов для реальной охраны тыла, выполнения массовых казней и иных карательных акций. Так оно и делалось.
Следующий вопрос о том, как конкретно осуществлялись организация и управлению этой деятельностью, какое место в ней занимал СС и какую играл роль. Как это делал бы вермахт, мне более менее понятно. С СС сложней, поэтому-то на меня произвели сильное впечатление материалы по Звягилю.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Воскресенье, 03 Февраля 2013, 08.11.59
 
ЛетнабДата: Воскресенье, 03 Февраля 2013, 10.46.44 | Сообщение # 32
Группа: Эксперт
Сообщений: 215
Статус: Отсутствует
Цитата (Nestor)
Вы хотите, что ли, сказать, что на Украине тодт не действовал? Действовал точно, систематически и повсеместно.

Я с этим как бы и не спорил.

Цитата (Nestor)
Нет, набирают во взвод людей, абсолютно не рубящих в авторемонте, которые занимаются вместо ремонта массовыми казнями.

Так уж и не рубящих:))) А вот это:

Цитата
Обвиняемый Hes. <...> Из-за языковых проблем он после окончания 4 классов бросил учёбу в гимназии и начал учиться на автомеханика. В 1929 г. выдержал экзамены. До июня 1941 г. работал по профессии в автомастерской в Румбурге. <...> Обвиняемый Hes., которому тогда было примерно 30 лет, был одним из самых квалифицированных автомехаников взвода.


Цитата (Nestor)
"множество автомобилей-мастерских, автомобилей запасных частей и снабжения" на 15 человек личного состава? А если подумать?

А что вас смущает? Малое количество личного состава? У меня, к сожалению, нет штатов этого ремонтного взвода, но есть штат средней танковой роты вермахта № 1175 от 01.11.1941г. ( http://army.armor.kiev.ua/hist/rota-1175.shtml ), штат батареи самоходных штурмовых орудий вермахта № 446a от 01.11.1941г. ( http://army.armor.kiev.ua/hist/artbatarea-446.php ). Откройте, посмотрите и удивитесь, насколько насыщенными в этих подразделениях были ремонтные части при относительно небольшом количестве личного состава.

Цитата (Nestor)
А с рабочей командой Дюваль и тем более. Понятия не имею, что это было такое. То ли штрафной взвод, то ли замаскированная абвершкола, сформированная в большинстве из перебежчиков...

В "Дювальде" перебежчики? Я вас умоляю, не смешите. Не то я вам сейчас скажу фразу из "Иван Васильевич меняет профессию".

Цитата (Nestor)
Было кому вместо них авторемонтом заниматься и эта другая структура фактически и ремонтировала ВМЕСТО НИХ. Кто же, как не тодт, черт возьми! Как это до Вас до сих пор не доходит?

Этот бред мне даже комментировать не хочется. По-вашему, если ремонтировать некому, значит ремонтировать должен именно Тодт и точка. Главное, что по-вашему ОТ на эту роль подходит идеально.

Цитата (Nestor)
Так, недавно по Минску Геннадий раскопал интереснейшую штуку. Из Германии в предприятия Тодт Минска этапируют человек 5 автомобилистов воентехников. То ли в статусе пленных, то ли хиви, из имеющейся документации понять это нельзя.

Это где такое, покажите мне? Именно пять, именно автомобилистов.

Цитата (Nestor)
И слово "Верлин" в их ПК отсутствует. Хотя это должно было быть почти наверняка.

С чего вы решили, что должно? Sonderbau Werlin всего лишь одно из структурных подразделений оперативной группы "Россия-Центр" (Einsatzgruppe Russland-Mitte), помимо него в группе была еще туева хуча прочих подразделений. Например, Einsatz Weissruthenien, а в нем - Bauleitung Minsk.


Сообщение отредактировал Летнаб - Воскресенье, 03 Февраля 2013, 12.42.03
 
NestorДата: Воскресенье, 03 Февраля 2013, 16.41.26 | Сообщение # 33
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Цитата (Летнаб)
Цитата (Nestor)
Нет, набирают во взвод людей, абсолютно не рубящих в авторемонте, которые занимаются вместо ремонта массовыми казнями.

Так уж и не рубящих:))) А вот это:

Цитата
Обвиняемый Hes. <...> Из-за языковых проблем он после окончания 4 классов бросил учёбу в гимназии и начал учиться на автомеханика. В 1929 г. выдержал экзамены. До июня 1941 г. работал по профессии в автомастерской в Румбурге. <...> Обвиняемый Hes., которому тогда было примерно 30 лет, был одним из самых квалифицированных автомехаников взвода.

Правильнее сказать не был одним из самых квалифицированных автомехаников взвода, а был одним из совсем немногочисленных квалифицированных автомехаников взвода. Всего во взводе было 37 чел. Еще раз внимательнее читаем его биографию:
"В ноябре 1938 г. после роспуска Партии судетских немцев был автоматически переведен в НДСАП [Национал-Социалистическая Рабочая Партия Германии]. Одновременно переведен из Немецкого гимнастического общества во Всеобщие СС. В этой организации он получил летом 1941 г. звание шарфюрера (Шарфюрер (нем. Scharführer) — звание в СС и СА, которое существовало с 1925 по 1945 год. Соответствовало званию унтерфельдфебель в вермахте. - В. С.). 10 июня 1941 г. мобилизован в 3-ю роту автомобильного запасного отделения СС в Берлин-Лихтерфельде. После коротковременной строевой подготовки направлен в Волау (Силезия) во вновь сформированную ремонтную роту при «начальнике снабжения в командном штабе рейхсфюрера СС». Здесь его передали в распоряжение ремонтного взвода под командованием унтерштурмфюрера (Унтерштурмфюрер (нем. Untersturmführer) — звание в СС, соответствовало званию лейтенанта в вермахте. - В. С.) Макса Тойбнера. В конце июля 1941 г. это ремонтное подразделение было передислоцировано в Арис (Вост.Пруссия). Оба подсудимых с 8 сентября 1941 г. были задействованы многие месяцы в Украине в составе ремонтного взвода в обозе 1-й мотопехотной бригады СС. За этот период обоим ставят в вину совершённые преступления. В марте 1942 г., незадолго до возвращения ремонтного взвода в Арис, обвиняемый Hes. был повышен в звании со штурммана СС [соответствует званию старшего солдата в вермахте] до унтершарфюрера СС, что соответствует званию унтерофицера. С лета 1942 г. до декабря 1942 г. учился в автотехнической школе войск СС в Вене и выдержал экзамен на мастера."
Мастером он стал, как видим, только с 1943 г., до того тянул, возможно, максимум до уровня квалифицированного рабочего авторемонтника.

Теперь по иерархии званияй:
Служебная иерархия Шуцштаффеля
(по состоянию на 1942 год)[624]

I Манншафтен[625] (рядовой состав):

1) Бевербер CC[626] [626] — кандидат в члены СС[627]

2) Анвертер СС — кадет[628]

3) Эсэсман[629] [629] (в Ваффен СС — стрелок СС[630] , или СС-Шютце) — рядовой.

4) Обершютце СС[631] [631] (в Ваффен СС — старший стрелок СС) — рядовой (со сроком службы больше 6 месяцев)

5) Штурмман СС[632] [632] (штурмовик СС, старший солдат)

6) Роттенфюрер СС[633] [633] — гефрейтер, или ефрейтор

II Унтерфюрер[634] (унтер-офицерский состав):

1) Унтершарфюрер СС[635] (унтер-офицер)

2) Шарфюрер СС[636] (унтер-фельдфебель)

3) Обершарфюрер СС[637] (фельдфебель)

4) Гауптшарфюрер СС[638] (оберфельдфебель)

5) Штурмшарфюрер СС[639] (штабс-оберфельдфебель)

III Фюрер[640] (фюреры, командный состав)

А)Унтере Фюрер[641] (младший командный состав):

1) Унтерштурмфюрер СС[642] (лейтенант)

http://www.redov.ru/istorij....p41.php

Странности в "повышениях" не находите?
Цитата


Цитата (Nestor)
"множество автомобилей-мастерских, автомобилей запасных частей и снабжения" на 15 человек личного состава? А если подумать?

А что вас смущает? Малое количество личного состава? У меня, к сожалению, нет штатов этого ремонтного взвода,

Внимательно читаем текст. По первому кругу обсуждения штатов не надо, достаточно численности. Она указана, повторяю, 37 чел.
Цитата

но есть штат средней танковой роты вермахта № 1175 от 01.11.1941г. ( http://army.armor.kiev.ua/hist/rota-1175.shtml ), штат батареи самоходных штурмовых орудий вермахта № 446a от 01.11.1941г. ( http://army.armor.kiev.ua/hist/artbatarea-446.php ). Откройте, посмотрите и удивитесь, насколько насыщенными в этих подразделениях были ремонтные части при относительно небольшом количестве личного состава.

Не понял, чему удивляться. На роту отделение. На батальон, следовательно, взвод, на полк до роты. А тут моторизированная бригада СС. Еще раз призываю внимательнее и вдумчивее читать тексты.
Цитата

Цитата (Nestor)
А с рабочей командой Дюваль и тем более. Понятия не имею, что это было такое. То ли штрафной взвод, то ли замаскированная абвершкола, сформированная в большинстве из перебежчиков...

В "Дювальде" перебежчики? Я вас умоляю, не смешите. Не то я вам сейчас скажу фразу из "Иван Васильевич меняет профессию".

По праву может смеяться тот, кто уже все выяснил. А тут абсолютно ничего не ясно.
Цитата

Цитата (Nestor)
Было кому вместо них авторемонтом заниматься и эта другая структура фактически и ремонтировала ВМЕСТО НИХ. Кто же, как не тодт, черт возьми! Как это до Вас до сих пор не доходит?

Этот бред мне даже комментировать не хочется. По-вашему, если ремонтировать некому, значит ремонтировать должен именно Тодт и точка. Главное, что по-вашему ОТ на эту роль подходит идеально.

Не совсем так. Тодт - наиболее вероятная инстанция, вместо которой могли быть и другие. К слову, один из привлеченных к немецкому суду показал, что в его бытность там (и во время нахождения в Новоград-Волынске ремонтного взвода) в Александрии лагеря принудительного труда не было. Но где-то еще в тех местах был точно.
Цитата

Цитата (Nestor)
Так, недавно по Минску Геннадий раскопал интереснейшую штуку. Из Германии в предприятия Тодт Минска этапируют человек 5 автомобилистов воентехников. То ли в статусе пленных, то ли хиви, из имеющейся документации понять это нельзя.

Это где такое, покажите мне? Именно пять, именно автомобилистов.

Скажем, не именно автомобилистов (но не исключено, что и именно автомобилистов), но точно воентехников, точно более двух - судя по дошедшим до нас персональным картам и др. документам.
Цитата

Цитата (Nestor)
И слово "Верлин" в их ПК отсутствует. Хотя это должно было быть почти наверняка.

С чего вы решили, что должно? Sonderbau Werlin всего лишь одно из структурных подразделений оперативной группы "Россия-Центр" (Einsatzgruppe Russland-Mitte), помимо него в группе была еще туева хуча прочих подразделений. Например, Einsatz Weissruthenien, а в нем - Bauleitung Minsk.

Блин! Чего Вы циклитесь на авторемонте! Тут речь об общем принципе действия идет - выполнения не собственно боевых задач, в число которых далеко не один только авторемонт входит. Тут просто побольше конкретных фактических данных для анализа, и только.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Воскресенье, 03 Февраля 2013, 16.42.34
 
NestorДата: Воскресенье, 03 Февраля 2013, 16.56.03 | Сообщение # 34
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Цитата (Летнаб)
С чего вы решили, что должно? Sonderbau Werlin всего лишь одно из структурных подразделений оперативной группы "Россия-Центр" (Einsatzgruppe Russland-Mitte), помимо него в группе была еще туева хуча прочих подразделений. Например, Einsatz Weissruthenien, а в нем - Bauleitung Minsk.


И что с того, что бауляйтунг? Откуда нам знать, что это управление не имело никакого отношения к авторемонту? И что вообще мы знаем о нем? Какая, по большому счету, разница? Система-то одна и та же общая - тодт.


Будьте здоровы!
 
ЛетнабДата: Воскресенье, 03 Февраля 2013, 17.08.23 | Сообщение # 35
Группа: Эксперт
Сообщений: 215
Статус: Отсутствует
Цитата (Nestor)
Скажем, не именно автомобилистов (но не исключено, что и именно автомобилистов), но точно воентехников, точно более двух - судя по дошедшим до нас персональным картам и др. документам.

Скажем, один автомобилист (майор по званию), один связист (капитан 3-го ранга) и один специалист по снабжению горючим (капитан). На текущий момент это все, кого удалось выявить Геннадию Юрьевичу и мне.

Цитата (Nestor)
Блин! Чего Вы циклитесь на авторемонте!

Я? Помилуйте, это вы тут доказываете, что в Звягиле кто-то (может Тодт, а может нет) занимался авторемонтом вместо эсэсманнов, пока те участвовали в экзекуциях.

Цитата (Nestor)
По праву может смеяться тот, кто уже все выяснил. А тут абсолютно ничего не ясно.

Мне искренне жаль, что вам до сих пор не ясно, что в "Дювальде" не было перебежчиков-штрафников-абверовцев.

Вячеслав, я с вами что-то начал терять нить спора. А флудить в своей теме больше не желаю, ибо надоело. Закругляемся.


Сообщение отредактировал Летнаб - Воскресенье, 03 Февраля 2013, 17.12.32
 
NestorДата: Воскресенье, 03 Февраля 2013, 17.45.37 | Сообщение # 36
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Цитата (Летнаб)
Мне искренне жаль, что вам до сих пор не ясно, что в "Дювальде" не было перебежчиков-штрафников-абверовцев.

Дело в том, что в состав непосредственных служебных обязанностей лагерных офицеров абвера, каковым был Дюваль, не входило создание и руководство штрафными командами. А вербовка и работа с перебежчиками и сексотами из пленных входили. Противоречие.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Воскресенье, 03 Февраля 2013, 17.46.58
 
NestorДата: Воскресенье, 03 Февраля 2013, 18.07.02 | Сообщение # 37
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Цитата (Летнаб)
Закругляемся.


Согласен. Похоже, из имеющегося фактического материала вылущить что-то большее пока не выходит.


Будьте здоровы!
 
NestorДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 02.17.25 | Сообщение # 38
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Все-таки до меня дошло. Во Владимире Волынском было два гетто, большое и малое. К слову, это было типично для подавляющего большинства местечек, где были гетто. Большое гетто ликвидировали к осени 1942 г., а малое, в котором содержали ремесленников, просуществовало гораздо дольше. Оно действовало даже уже и после ликвидации в городе лагерей пленных. По Новгород Волынску тоже вскользь в показаниях привлекавшихся к суду поминается подобное малое гетто. Как предприятия тодта они не должны были проходить. Это было типа загашника квалифицированной рабсилы у эсэсовцев, который мог выполнять и авторемонт, и любую иную т. п. квалифицированную работу вместо эсэсовцев псевдоавторемонтников, которые занимались на деле расстрелами.
Мне как-то однажды попал в руки журнал еврейской организации с воспоминаниями бывшего узника Освенцима. Так он в своих мемуарах утверждает, что его жизнь в лагере была совершенно сносной. Ни голода, ни зверств. Пробыл он там с начала Отечественной войны (вывезли откуда-то из Литвы, кажется) до освобождения советскими войсками. Сносной жизнь его была там, как он объясняет, потому что он был слесарем высшей квалификации и находился в каком-то особом секторе лагеря, где собирались такие, как он, специалисты, выполнявшие по заказам эсэсовцев технически сложные заказы.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 04 Февраля 2013, 02.34.44
 
NestorДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 19.18.44 | Сообщение # 39
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Не разберу запись от руки в графе состояния при пленении. Но картина, кажется, прорисовывается. В конце августа - начале сентября в Почепе было пленено много гражданских, заключенных и военных строителей, которые находились там на строительстве оборонительного рубежа "Осташков - Почеп". В подавляющем большинстве, если не все поголовно, они были не вооружены. Документы и мемуарные свидетельства о помещении их в плен мне до сих пор не попадались. Следовательно, с ними могли поступить каким-то особенным образом. Данная ПК дает основания предполагать, что их гуртом поместили в лагерь ОТ 7 (не разобрал, то ли Садно, то ли Ладно). Дальнейшая их судьба остается пока неизвестно.
Лапшина, видимо, "разоблачили" как военного, впоследствии перевели из ОТ 7 в Глубокое. Существенно разобрать запись его состояния при пленении. Значительно левее этой графы написано "инвалид", что для перевода в Глубокое логично, но когда, где и при каких обстоятельствах он стал инвалидом, неясно. То ли перед / во время пленения, то ли во время нахождения в ОТ 7. В данном случае это важно.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 04 Февраля 2013, 19.28.33
 
ЛетнабДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 20.53.54 | Сообщение # 40
Группа: Эксперт
Сообщений: 215
Статус: Отсутствует
Цитата (Nestor)
Данная ПК дает основания предполагать, что их гуртом поместили в лагерь ОТ 7 (не разобрал, то ли Садно, то ли Ладно). Дальнейшая их судьба остается пока неизвестно.

Не совсем с вами соглашусь и постараюсь аргументировать. Лапшин, собственно, и не скрывал свою принадлежность к вооруженным силам: в его PKI явно обозначено воинское звание - солдат, и место службы - 1031-й стрелковый полк. Полк входил в 280-ю стрелковую дивизию 3-й армии Брянского фронта. На момент пленения Лапшина дивизия как раз оперировала в районе Почепа. Смотрим, например, Оперативную сводку штаба Брянского фронта № 22 к 18.00 29.08.1941г. (ЦАМО, фонд 202, опись 5, дело 51). На ОБД "Подвиг народа" эта сводка имеется, номер записи в базе данных 60269853, при желании отыскать труда не составит.



В сводке, в частности, говорится, что в 13.30 29.08.1941г. левый фланг дивизии подвергся контратаке и бомбардировке, а спустя полтора часа, в 15.00 связь с дивизией была вовсе утеряна. Не исключаю, что в плен Лапшин попал именно в этом бою.

Второй момент. В так называемый OT Stützpunkt № 7 Лапшин попал не сразу после пленения, а только 29.06.1942г., спустя девять месяцев. Где он находился все это время? На его PKI не указан первичный лагерь, лишь номер 26730. При желании можно попробовать по близким номерам вычислить и сам лагерь.

Третье. На "опорном пункте" Лапшин пробыл совсем не долго, уже 04.07.1942г. он был отправлен обратно в свой лагерь, а в Глубокое переведен лишь 17.11.1942г. В чем причина столь недолгого прибывания на "опорнике"? Лапшин по гражданской профессии был столяром, профессия в строительстве (напомню, организация Тодта в первую очередь строительная организация) нужная. А ответ на вопрос о причине столь короткого прибывания в OT Stützpunkt № 7 нужно искать во времени получения Лапшиным инвалидности, здесь я с Вячеславом соглашусь. Если на опорном пункте, тогда понятно, почему его так скоро вернули в лагерь: не смог работать. Если до отправки на опорный пункт, то, возможно, нацисты надеялись, что с какой-то работой справится даже инвалид, но тот их надежды не оправдал. В любом случае, для более предметного анализа нужны, во-первых, PKI с близкими номерами и датами/местами пленения (дабы попробовать установить первичный лагерь), во-вторых, PKI с аналогичными записями об отправке в OT Stützpunkt № 7 (что позволит более-менее понять, что за контингент - здоровые или инвалиды - там находился).


Сообщение отредактировал Летнаб - Понедельник, 04 Февраля 2013, 20.58.07
 
NestorДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 21.45.22 | Сообщение # 41
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Основополагающий документ по теме, так сказать:

Докладная записка министериалыюго советника К. Дорша рейхсляйтеру А. Розенбергу о лагере военнопленных в г. Минске

10 июля 1941 г.

Гор. Берлин

В лагере для военнопленных в Минске, расположенном на территории размером с площадь Вильгельмплац, находится приблизительно 1 00 тыс. военнопленных и 40 тыс. гражданских заключенных.

Заключенные, загнанные в это тесное пространство, едва могут шевелиться и вынуждены отправлять естественные потребности там, где стоят.

Этот лагерь охраняется командой кадровых солдат численностью около одной роты. Охрана лагеря такой малочисленной командой возможна только при условии применения самой жестокой силы.

Военнопленные , проблема питания которых едва ли разрешима, живут по 6-8 дней без пищи, в состоянии вызванной голодом животной апатии, и у них одно стремление: достать что-либо съедобное.

Гражданские заключенные в возрасте от15 до 50 лет - жители Минска и его окрестностей. Эти заключенные питаются, если они из Минска, благодаря своим родственникам. Правда, питание получают только те, родственники которых с утра до вечера стоят с продуктами в бесконечных очередях, тянущихся к лагерю. Ночью голодающие гражданские заключенные нападают на получивших передачу, чтобы силой добыть себе кусок хлеба.

По отношению к заключенным единственный возможный язык слабой охраны, сутками несущей бессменную службу, - это огнестрельное оружие, которое она беспощадно применяет.

Исправить это хаотическое состояние военные власти не могут вследствиe огромной потребности в транспорте и людях, вызванной наступлением.

Организация Тодта попыталась принять решительные меры, учитывая, во-первых, что огромную работу в тылу фронта невозможно выполнить только с помощью немецкой рабочей силы, а, во-вторых, что из-за уничтожения в Минске всех предприятий, обеспечивающих снабжение населения, изо дня в день возрастает угроза эпидемии, распространяющейся и растущей вследствие огромного скопления человеческих масс в лагере.

Из числа гражданских заключенных организация Тодта отобрала в виде опыта полноценных в расовом отношении квалифицированных рабочих и успешно использовала их на самых неотложных работах. После этого удачного опыта предполагалось отобрать еще около 200 квалифицированных рабочих с целью использования для приведения в порядок машинного парка управления автострады Минск-Смоленск-Москва.

Отбор заключенных должен был производиться и далее с целью использования около 10 тыс. заключенных на строительстве дорог под руководством немецких рабочих из организации Тодта. Но на второй же день организации Тодта был запрещен отбор гражданских заключенных со ссылкой на приказ генерал-фельдмаршала Клюге, согласно которому решение вопроса о выделении заключенных фельдмаршал оставляет за собой.

Опасность этого понятного с военной точки зрения приказа заключается в том, что:

1) проведение программы срочных работ оказывается невозможным из-за недостатка рабочей силы;

2) едва ли удастся предотвратить ужасную вспышку эпидемии.

В связи с этим представляется необходимым немедленно выделить организации Тодта нужное количество гражданских заключенных для восстановления предприятий Минска, обеспечивающих снабжение, причем отбор будет ограничен только полноценными в расовом отношении квалифицированными рабочими.

Поскольку в ближайшем будущем о смягчении положения или распределении заключенных по различным лагерям не может быть и речи, следует немедленно объявить строгий карантин в массовом лагере Минска, который, вероятно, будет не единственным.

Министериальный советник Дорш.

Печатается по: Преступные цели - преступные средства: Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1944гг.). М., 1985.С. 132-134.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 04 Февраля 2013, 21.52.28
 
NestorДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 21.48.27 | Сообщение # 42
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Цитата (Летнаб)

Не совсем с вами соглашусь

Вполне согласен со всеми Вашими резонами, так как точно такую же версию, что Вы изложили, я прокручивал в голове. Потом прикинул. Есть плененная толпа разных всяких. В ней находящийся без сознания раненый гражданин, то ли военный строитель (а они работали обычно в одних брюках без оружия, голыми по пояс), то ли вольный гражданский, то ли зэка. В одну кучу. Пока пришел в сознание, то да се... Примерно так.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 04 Февраля 2013, 21.49.17
 
NestorДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 22.10.11 | Сообщение # 43
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Известно, что Вермахт уделял большое внимание поддержанию в хорошем состоянии таких стратегически важных автомагистралей как Париж-Берлин-Москва. Реконструкцией и содержанием дорог обычно занималась военно-строительная организация Тодта (Organisation Todt, O.T.). На Переспе под руководством и охраной работников О.Т. пленные спрямили и расширили Старовиленский и рядом расположенный Долгиновский тракт. На немецких планах Минска основные (рекомендуемые для передвижения) магистрали изображены красным цветом. Можно предположить, что лагерь назвали Rollbahn (магистраль, автострада) из-за его нахождения возле одной из главных транспортных магистралей города.

http://www.minsk-old-new.com/minsk-3384.htm


Будьте здоровы!
 
NestorДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 22.18.27 | Сообщение # 44
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Daimler facility in Minsk
Forced laborers of the Daimler facility in Minsk supervised by an employee of the Organisation Todt.
Source: Mercedes-Benz Classic, Archive, Stuttgart
Download (Filesize: 817kB)

Daimler facility in Minsk
Female forced laborers of the Daimler facility in Minsk, September 1942.
Source: Mercedes-Benz Classic, Archive, Stuttgart
Download (Filesize: 1023kB)

http://www.ausstellung-zwangsarbeit.org/en/341/

Первое фото из двух вышеназванных:



Советские граждане на принудительных работах в Минске, на авторемонтном заводе фирмы Даймлер-Бенц. На снимке справа – надсмотрщик из военно-строительной организации Тодт.

http://waralbum.ru/51628/

Второе фото тоже воспроизведено по первой ссылке, но в формате "демо", в сильно уменьшенном виде и не скачивается.

По форме зданий - явно бывший советский авиастроительный завод, который тут выше однажды упоминался в одном из свидетельств.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 04 Февраля 2013, 22.20.19
 
NestorДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 22.33.05 | Сообщение # 45
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Минск: немецкие фирмы в оккупированной Восточной Европе

В сильно разрушенном Минске фирма «Даймлер-Бенц» содержала большой завод по ремонту автомашин, принадлежащих вермахту. Вместе с организацией «Тодт» фирма построила на территории одной из разрушенных казарм более 30 ремонтных цехов. Завод, на котором было занято 5000 рабочих, вскоре стал одним из крупнейших предприятий в оккупированной Восточной Европе. На строительстве завода были заняты военнопленные и местное население, в том числе евреи. Рабочая сила поставлялась на завод также из белорусских деревень после операций по борьбе с партизанами.

Многие немецкие фирмы пользовались возможностью присвоить себе предприятия в оккупированных областях или открыть там свои филиалы. При этом они рассчитывали на неограниченный доступ к рабочей силе.

Минск:

немецкие фирмы в оккупированной Восточной Европе

Серия фотографий из альбома завода Даймлер в Минске, сентябрь 1942 г.

Источник: Мерседес-Бенц Классик, Архивный фонд, Штуттгарт

(в уменьшенном формате)



Карта города Минска, январь 1942 г. (редактированная версия).

В ранее разрушенном городе, почти все немецкие военные, административные и экономические организации, расположенные здесь, использовали местных жителей для принудительных работ. Завод концерна Даймлер «Грос-К-Верк» был расположен на юго-востоке на территории танковой казармы.

Источник: Гамбургский Институт социальных исследований



Протокол совещания представителей автомобильной промышленности, ноябрь 1942 г. (стр. 14 и 15).

Менеджер компании Даймлер Отто Хоппе сделал доклад на совещании для представителей немецкой автомобильной промышленности о заводе «Грос-К-Верк Минск».

Источник: Федеральный архив, Берлин

http://www.ausstellung-zwangsarbeit.org/ru/280/

По этой ссылке можно вызвать также две только что приведенные иллюстрации в увеличенном формате.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 04 Февраля 2013, 22.35.48
 
AlekswasДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 22.33.20 | Сообщение # 46
Группа: Модератор
Сообщений: 17622
Статус: Отсутствует
Цитата (Nestor)
Daimler facility in Minsk
Forced laborers of the Daimler facility in Minsk supervised by an employee of the Organisation Todt.
Source: Mercedes-Benz Classic, Archive, Stuttgart
Download (Filesize: 817kB)

Daimler facility in Minsk
Female forced laborers of the Daimler facility in Minsk, September 1942.
Source: Mercedes-Benz Classic, Archive, Stuttgart
Download (Filesize: 1023kB)




Цитата (Nestor)
Второе фото тоже воспроизведено по первой ссылке, но в формате "демо", в сильно уменьшенном виде и не скачивается.


Nestor, это?
Daimler facility in Minsk
Female forced laborers of the Daimler facility in Minsk, September 1942.
Source: Mercedes-Benz Classic, Archive, Stuttgart
Download (Filesize: 1023kB)


Александр Попов...ВВС СГВ Жагань 1976-1978гг.

 
NestorДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 22.39.24 | Сообщение # 47
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Нет, карта, где завод Даймлер-Бенц, и протокол совещания Хоппе и Верлина от ноября 1942 г.

Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 04 Февраля 2013, 22.40.42
 
ЛетнабДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 22.41.00 | Сообщение # 48
Группа: Эксперт
Сообщений: 215
Статус: Отсутствует
Цитата (Nestor)
По форме зданий - явно бывший советский авиастроительный завод, который тут выше однажды упоминался в одном из свидетельств.

Но пленные-то занимаются монтажом/демонтажом верхнего строения железнодорожного пути (рельсы и шпалы из бревен или бруса). И рядом с ними явно не аэроплан, а что-то напоминающее ленточный транспортер на гусеничном ходу. Может, это какая-то железнодорожная или промышленная база или полигон?
 
ГеннадийДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 23.18.34 | Сообщение # 49
Группа: Модератор
Сообщений: 25871
Статус: Отсутствует
Коллеги, раз уже речь в теме шла и о Zwiachel, даю вам на обсуждение еще одну часто мне встречающуюся запись об ОТ в Кременчуге:

http://obd-memorial.ru/Image2....bd7f973
300351735


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ЛетнабДата: Понедельник, 04 Февраля 2013, 23.41.11 | Сообщение # 50
Группа: Эксперт
Сообщений: 215
Статус: Отсутствует
Геннадий Юрьевич, спасибо!

Цитата (Геннадий_)
даю вам на обсуждение еще одну часто мне встречающуюся запись об ОТ в Кременчуге:

Linienshef - это группа управления дорожным движением. Вот что пишут о них Н. Томас и К. Кабальеро Хурадо в своей книге "Вспомогательные формирования вермахта":

Цитата
Группы управления дорожным движением (Linienshefs) 1-5, позднее получившие нумерацию DgIV-VII, VIIa, VIII-X, XII и XIIa, напрямую подчиненные Шпееру, получили обозначения OT-L и руководили движением на стратегических магистралях.

Выявить указанное в представленной PKI подразделение в британском справочнике 1945 года у меня пока не получается. Чисто интуитивно склоняюсь к тому, что оно входило в состав группы управления дорожным движением № 5 "Полтава" (Dg. V Poltawa), которая, в свою очередь, находилась в составе оперативной группы "Россия-Юг" (Einsatzgruppe Russland-Süd).


Сообщение отредактировал Летнаб - Понедельник, 04 Февраля 2013, 23.48.11
 
NestorДата: Вторник, 05 Февраля 2013, 01.01.15 | Сообщение # 51
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Цитата (Летнаб)
Но пленные-то занимаются монтажом/демонтажом верхнего строения железнодорожного пути (рельсы и шпалы из бревен или бруса). И рядом с ними явно не аэроплан, а что-то напоминающее ленточный транспортер на гусеничном ходу. Может, это какая-то железнодорожная или промышленная база или полигон?

Предприятие, специализировавшееся на изготовлении верхнего строения пути, действительно находилось не в Минске, а в Молодечно. Только здесь явно разборка, а не сборка. Мы видим здесь т. наз. стрелочный сегмент, который невозможно вместе со шпалами точно перенести на другое место. Это дефицитная ценная вещь. Их разбирали на детали и в комплекте перевозили на новые места сборки, приспосабливая к уже проложенным рельсам. С транспортера детали явно сгружались на какое-то транспортное средство (грузовик, телегу).
Так что вполне может быть предприятие Даймлер-Бенца, оно же Пежо, оно же Верлина, находившееся в Минске. На заднем плане заводские корпуса, по-видимому, бывшего советского авиазавода. "Коробки" на фундаменте. Были бы как таковые, внутри них можно любые станки и оборудование помещать.
Действительный вопрос тут в другом. Путевое хозяйство тодта вообще никакого отношения не имело к автотранспорту и его ремонту. Существовали две самостоятельные, абсолютно никак не связанные друг с другом, структуры. Поэтому авторемонтники не должны были заниматься разборкой путей, соответственно, и путевикам было решительно нечего делать на авторемонтном предприятии...


Будьте здоровы!
 
NestorДата: Вторник, 05 Февраля 2013, 02.03.43 | Сообщение # 52
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
12. О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в Эстонской ССР

«...Согласно ежемесячным отчетам главного врача лагерей оберштурмфюрера СС фон Бодмана, на 1 февраля 1944 г. в Эстонии было более 20 лагерей. Только в четырех лагерях — Эреда-Асундус, Кивиэли, Варвара и Клога — в феврале 1944 г. содержалось более 6000 заключенных.

Заключенным советским гражданам в лагерях присваивали номера и лишали фамилий, их избивали нагайками, железными палками, использовали на непосильной работе. Руководила работами организация «Тодт». Рабочий день длился 16–18 часов. За невыполнение норм заключенных лишали пищи, жестоко избивали и расстреливали. Чтобы скрыть следы своих злодеяний, немцы сжигали трупы убитых на кострах, а несгоревшие кости размельчали и вместе с пеплом разбрасывали по полям.

Отступая под натиском Красной Армии, немцы поспешно ликвидировали концентрационные лагеря, причем большую часть заключенных расстреляли.

Немецкий доктор Бодман... систематически отравлял заболевших заключенных, впрыскивая под кожу яд (эвипан). Санитар лагеря унтершарфюрер Гент топором зарубил 23 престарелых заключенных. Свидетель Ратнер И. М. показал: «В феврале 1944 г. в лагере Клога родилось двое детей, оба эти ребенка живыми были брошены в топку кочегарки и сожжены. Я сам видел, как сжигали детей. В мае 1944 г. в лагере родился третий ребенок, его сразу же удушил унтершарфюрер Бар».

19 сентября 1944 г. немцы приступили к ликвидации лагеря Клога. Унтершарфюрер лагеря Шварце и начальник канцелярии гауптшарфюрер Макс Дальман отобрали из заключенных 300 человек и заставили их носить дрова на лесную поляну, других 700 человек заставили устраивать костры. Когда костры были готовы, немецкие палачи приступили к массовому расстрелу заключенных. В первую очередь были расстреляны подносчики дров и строители костров, а затем и остальные. Расстрел происходил так: на подготовленную площадку костра немцы — из полицейских команд СД — силой оружия заставляли заключенных ложиться вниз лицом и расстреливали их из автоматов и пистолетов. Расстрелянных сжигали на кострах. В лагере Клога 19 сентября 1944 г. было уничтожено около 2000 человек.

В августе 1944 г. в районе Таллинского лесного кладбища немцы расстреливали мирных граждан, которых привозили на автомашинах по 25–30 человек. Трупы расстрелянных они также сжигали на кострах. Местному населению категорически запрещалось приближаться к этому месту под предлогом того, что здесь производятся опыты «с новой военной техникой». С 8 августа по 19 сентября 1944 г. на Таллинском лесном кладбище было расстреляно и сожжено более тысячи человек.

Одним из мест массового уничтожения людей немцы избрали лощину между холмами в Калеви-Лийва, расположенную в пяти километрах от деревни Кабернеме, в волости Кусалу, уезд Харьюма. В 1942 г. немцы объявили местному населению, что в районе этих холмов производятся оборонительные работы и появление граждан в этом районе категорически воспрещается.

В июле 1942 г. двумя железнодорожными эшелонами на станцию Расику гитлеровцы доставили 3000 человек, затем автобусами перевезли их к холмам Калеви-Лийва и там расстреляли. В дальнейшем на протяжении 1943 и 1944 гг. к этим холмам на автобусах гитлеровцы привозили новые группы мирных граждан и расстреливали их.

Следствием установлено, что в районе холмов Калеви-Лийва фашисты уничтожили около 5000 человек. Чтобы скрыть следы своих преступлений, немцы в начале 1944 г. начали выкапывать и сжигать трупы расстрелянных, а несгоревшие кости размельчать и вместе с пеплом зарывать в землю или разбрасывать по полям.

На сланцевых разработках, в рабочем поселке Кивиэли уезда Вирума, немцы создали три концлагеря. В этих лагерях содержалось до 9000 заключенных мирных граждан. За невыполнение норм заключенных избивали резиновыми шлангами, лишали пищи на 5–6 дней, бросали в колодцы шахт, наполненные водой. За малейшую провинность заключенных расстреливали.

Специальная комиссия установила, что за три года в Нарве гитлеровцы уничтожили около 30 тысяч мирных граждан и советских военнопленных, 8000 советских людей они уничтожили в лагерях уезда Вирума: Куремяэ, Вивиконна, Аувере, Иыхви, Кохтла-Ярве, Кукрусе, Перм, Гольфильдс, Эреда-Асундус, Сонда, Азери и Кунда...»

Ни давности, ни забвения...: По материалам Нюрнбергского процесса. — М., 1983. — С. 91–92.

http://www.libma.ru/istorija/za_chto_srazhalis_sovetskie_lyudi/p24.php

Из сланцев немцы делали, как известно, жидкое автомобильное топливо. Так что это была одна система.
Три основных предприятия Верлина в оккупированном СССР: Минск, Дно, Днепропетровск плюс эстонские сланцевые шахты. Кроме того, система бауцугов (строительство и ремонт железных дорог) с центром в Риге (?). Кроме того, тодт в люфтваффе - абсолютно темный вопрос. И ведомство ротмистра Шу - сбор утильсырья и металлолома (связано с системой Геринга, т. е. Люфтваффе).
В Минске у ведомства Тодта точно был авторемонт, строительство и ремонт автодорог, региональное управление железнодорожного строительства и ремонта, а также что-то относящееся к люфтваффе. Что именно - неизвестно.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Вторник, 05 Февраля 2013, 02.45.32
 
ГеннадийДата: Вторник, 05 Февраля 2013, 17.29.18 | Сообщение # 53
Группа: Модератор
Сообщений: 25871
Статус: Отсутствует
Другая рабочая команда ОТ шталага 346.

http://obd-memorial.ru/Image2....8b5a9d9
300365480


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ГеннадийДата: Пятница, 08 Февраля 2013, 12.57.50 | Сообщение # 54
Группа: Модератор
Сообщений: 25871
Статус: Отсутствует
Рабочая команда OT Schtrassebau Djatschenki
http://obd-memorial.ru/Image2....99967f4
300509926


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
NestorДата: Пятница, 08 Февраля 2013, 18.51.24 | Сообщение # 55
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Сильно не так. Люфтваффе в то время были не только боевыми частями, но и громадной промышленностью с колоссальной номенклатурой самой разнообразной продукции. Промышленность эта размещалась почти (?) исключительно в рейхе, на оккупированной территории тодт в люфтваффе должен был использовать пленных и подневольных работников на строительстве, эксплуатации и ремонте объектов и техники ВВС. Однако конкретнее тут ничего сказать нельзя из-за отсутствия соответствующих фактических данных. Наверняка могу сказать лишь о расчистке взлетных полос от снега. В немногих дошедших до нас документах это открытым текстом пишется. Все остальное выясняется либо косвенно, путем логических умозаключений на основании косвенных данных, либо упоминаний о наличии лагерей пленных, ОТ при люфтваффе в конкретных оккупированных районах. Ничего более конкретного нет.

Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 08 Февраля 2013, 18.53.01
 
NestorДата: Понедельник, 11 Февраля 2013, 03.30.53 | Сообщение # 56
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Подробности по системе двух гетто на примере Глубокого

22 октября 1941 года гебитскомиссар объявил, что в течение получаса все евреи дол­жны переселиться в гетто. [Вещей нельзя было забирать, только некоторую рух­лядь, и то с разрешения специально назначенной комиссии из магистрата.]

....

С декабря 1941 года началось систематическое истребление еврейского населения, обозначаемое немцами кратким страшным словом «акция».

В раннее декабрьское утро гестаповцы ворвались в дома и без всяких объяснений ста­щили с постелей несколько десятков человек Этих людей – по их определению, «ненуж­ный элемент», – они заставили голыми идти в лютый мороз.

...

В Глубоком, как и во многих других местах, гестапо прибегало к обычному своему провокационному методу разделению на два гетто.

Во второе гетто, говорили немцы, должны попасть «малополезные», «малоценные» евреи. На самом деле во второе гетто попало много специалистов: сапожники, столяры, портные. Немцы решили использовать второе гетто для денежной «акции», – от второго гетто мож­но было откупиться.

Таким образом, евреи, вносившие за себя выкуп, оставлялись в первом гетто. Люди же, которые не могли внести установленной суммы денег или ценностей, должны были остать­ся во втором гетто [хотя среди них были и квалифицированные специалисты.]

Перемещение во второе гетто продолжалось около двух недель, – от 20 мая до пер­вых чисел июня 1942 года. Каждый день в течение двух недель возили на подводах ста­риков и старух во второе гетто.

Раяк пишет: «Не поддается описанию это страшное зрелище. Бедные старики рыдали, жалобно спрашивая: «Куда и зачем нас везут? За какие грехи нас отделяют от наших де­тей?» Красноармейская улица была наполнена стонущими, плачущими стариками, калека­ми».

После образования второго гетто фашисты объявили, что все жители первого гетто получат рабочие удостоверения как специалисты, и это гарантирует им неприкосновен­ность.

Палач глубокских евреев Копенвальд официально заверял представителей юденрата своим «честным словом», что никакой резни евреев больше не будет.

В июле 1942 года гебитскомиссар издал приказ, чтобы все оставшиеся в живых евреи собрались в гетто в Глубокое. При этом гебитскомиссар заверял, что больше евреев уби­вать не будут, он даже дал пропуска членам юденрата для поездки в леса и деревни, что­бы они отыскали скрывавшихся там евреев и привезли их в лагерь.

В это время лагерь-гетто в Глубоком стал своеобразным еврейским «центром»; сюда собрались отдельные уцелевшие евреи из сорока двух городов и местечек. Были здесь мужья, потерявшие своих жен, были жены без мужей, были мужья и жены, которые рас­стались во время резни, не знали друг о друге, а теперь встретились в гетто и спрашивали друг у друга, что стало с их детьми. Были одинокие мальчики и девочки, потерявшие своих родителей, были грудные дети, которых находили в лесах под кустами и привозили в лагерь. Здесь были евреи из Миор, Друи, Прозорок, Голубич, Зябок, Дисны, Шарковщины, Плиссы. Из всех этих мест собирались усталые, измученные и разбитые люди. Пришли также уцелевшие от резни в Долгинове, Друйске, Браславе, Германовичах, Лужках, Гайдучишках, Воропаеве, Парафьянове, Загатье, Бильдюгах, Шипах, Шкунтиках, Порплище, Свенцянах, Подбродзи.

Провокация удалась, – евреи были собраны в одно место.

[Интересно отметить, что в Глубоком очень ярко были заметны экономи­ческая эффективность и польза, которую «акции» над еврейским населением приносили немцам. ]
Целыми днями немцы везли на подводах награбленную одежду, обувь, белье, посуду, швейные, чулочные, заготовочные и шапочные машины, а также предметы домашнего хо­зяйства. Со свойственными немцам аккуратностью и точностью все эти вещи приводились в порядок и складывались в амбары. Через некоторое время в Глубоком (по улице Карла Маркса) появились магазины готового платья, обуви, галантерейных товаров, магазин фар­форовой и стеклянной посуды, мебельный магазин.

День и ночь работала прачечная, в которой стирались вещи убитых.

Работали в прачечной (как и в других «реставрационных» мастерских) евреи.

При разборке и стирке вещей происходили страшные сцены. Люди узнавали белье и вещи своих замученных родных. Рафаэл Гитлиц узнал белье и платье своей убитой матери. Маня Фрейдкина должна была отстирать окровавленную рубашку своего мужа Шимона.

Жена учителя Милихмана собственными руками должна была привести в «приличный вид» костюм своего убитого мужа.

[Немецкие торговые дома – «варенхаузы» – далеко не исчерпывали всей ком­мерческой деятельности.]

По улице Карла Маркса, дом 19, существовало специальное «Бюро гебитскомиссара в Глубоком». Задачей этого бюро было наблюдение за порядком в мастерских, ведение уче­та, а также надзор за работающими.

Бюро занималось также приготовлением посылок по заказам немецких учреждений и отдельных лиц для отсылки в Германию.

Постоянными заказчиками этого бюро являлись: Гахман – гебитскомиссар, Геберлинг и Гебелль – референты, Керн – шеф жандармерии, офицеры – Гайнлейт, Вильдт, Шпер, Цаннер, Беккер, Копенвальд Зейф, Шульц и многие другие.

Для обеспечения этого огромного потока посылок было налажено специальное произ­водство по изготовлению картонных коробок. В этом производстве были заняты еврейские ребятишки от восьми до двенадцати лет. И горе им, если в их работе обнаруживался хотя бы самый маленький дефект! Их наказывали так же жестоко и неумолимо, как взрослых

Из Глубокого, Крулевщины, Воропаева уходили десятками вагоны, груженные полот­ном, кожей, шерстью, обувью, трикотажными изделиями и массой съестных припасов. [Еврейское население было разорено, немцы вытягивали все живые соки из дерев­ни. Хозяйство истощалось, зато наполнялись и пухли немецкие карманы. По­мимо массового приобретательства съестных продуктов и вещей широкого потребления, усиленно проводился грабеж металлов.] Немцы организовали специ­альный склад куда свозились и сносились металлические вещи: самовары, кастрюли, под­свечники, ступки, медная посуда, ручки от дверей и тому подобное. В Глубоком полиция ходила по домам и контролировала – не остались ли у населения какие-нибудь металли­ческие вещи. Весь награбленный металл вагонами отправляли в Германию.

Немецкие власти утилизировали все: летом и осенью 1942 года из Глубокого десятка­ми тюков в Германию отправлялся «легкий» груз: пух и перья из вспоротых перин и подушек.

...

В страшных условиях гетто, лишенные всех человеческих прав, евреи помогали совет­ским военнопленным. В полутора километрах от Глубокого, в селе Березвече был распо­ложен лагерь военнопленных. Семья Козлинер приносила им хлеб.

Это заметили немцы. В семье было восемь человек. Их всех расстреляли.

...

13 августа 1943 года гетто в Глубоком было ликвидировано. [Немецкие газеты со­общали, что уничтожили в Глубоком крупное партизанское гнездо из 3000 че­ловек во главе с 70-летним раввином... ].

Из материалов братьев М. и Г. Раяк

Подготовила к печати Р. Ковнатор

Источник: Черная книга. О злодейском повсеместном убийстве евреев немецко-фашистскими захватчиками во временно окупированных районах Советского Союза и в лагерях Польши во время войны в 1941-1945 гг. Составители: Василий Гроссман, Илья Эренбург. Вильнюс: ЙАД. 1993. – С. 145-147

http://www.pleschenitsy.by/index.p....mid=351

Должен поправить еще существенные фактические неточности в тексте. Может сложиться впечатление, что малое гетто представляло собой нечто вроде больших кустарных мастерских, каковыми оно в действительности вовсе не было. Это было на самом деле крупное машинное производство. В обоих гетто в 1942-1943 гг. находилось всего до 22 тыс. чел., в т. ч. в малом 2-3 тысячи. Коробки для отправки посылок в рейх по программе "Зимняя помощь", делались на самом деле не из картона, а из высококачественной фанеры, которая производилась на фанерной фабрике в малом гетто. В городе и окрестностях традиционно была сильно развита деревообработка, так как в той местности в изобилии растет лес очень высокого качества. Фанера и коробки из нее делались не только для подарков, но также и для упаковки военного снаряжения. Очевидно, что производственная деятельность в городе подчинялась ведомству ротмистра Шу (сбор и переработка металлолома и утильсырья). Вне всякого сомнения, предприятия Глубокого входили в производственную структуру организации Тодта, именовались лагерем ОТ с определенным номером. Аналогичный лагерь находился в 15 км от Глубокого на станции Крулевщизна, где принудительно работали евреи из гетто Глубокое, а также советские военнопленные. До вхождения Крулевщизны в СССР в 1939 г. там находились огромные польские военные склады, использовавшиеся по назначению нашей армией в период до нападения Германии на нашу страну. При них существовал один из буквально единичных на всю страну грузовых аэродромов, а также большой железнодорожный грузовой терминал. Поздней те же склады перешли в распоряжение немцев. Охранял склады батальон Гиль-Родионова.

Вот что такое на пальцах малое гетто, которые находились и действовали повсеместно. И вот почему именно Глубокое стало центром, пожалуй, крупнейшего одноименного гебита Белорутении, находившегося в центре целого того региона. А не Минск, выступавший во время оккупации провинциальным городишком.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 11 Февраля 2013, 06.05.21
 
NestorДата: Вторник, 12 Февраля 2013, 02.41.17 | Сообщение # 57
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Justiz und NS-Verbrechen

Verfahren Lfd.Nr.793
Tatkomplex: Andere Massenvernichtungsverbrechen, Kriegsverbrechen
Angeklagte:
Wüs., Rudolf Nikolaus 2 Jahre
Gerichtsentscheidungen:
LG Heilbronn 730524
Tatland: Ukraine
Tatort: Nowograd Wolynskij, Scholochovo, Alexandria, Konotop
Tatzeit: 410913- 411112
Opfer: Juden, Widerstandskämpfer
Nationalität: Sowjetische
Dienststelle: Waffen-SS 1.SS-Inf.Brig.(mot)
Verfahrensgegenstand: Massen- und Einzelerschiessungen von Juden sowie eines partisanenverdächtigen Hauptmanns der ukrainischen Miliz während des Vormarsches in der Ukraine, eigenmächtig angeordnet von Zugführer Täubner, der deswegen vom Obersten SS- und Polizeigericht München 1943 zu 10 Jahren Zuchthaus verurteilt wurde

Veröffentlicht in Justiz und NS-Verbrechen Band XXXVIII

http://www1.jur.uva.nl/junsv/brd/files/brd793.htm

Justiz und NS-Verbrechen

Verfahren Lfd.Nr.877
Tatkomplex: Andere Massenvernichtungsverbrechen
Angeklagte:
Her., Johann 3 Jahre
Hes., Heinrich Adolf 12 Jahre
Gerichtsentscheidungen:
LG Stuttgart 820215
Tatland: Ukraine
Tatort: Nowograd Wolynskij, Scholochovo, Alexandria
Tatzeit: 410913, 411017-411021, 411022-411112
Opfer: Juden
Nationalität: Sowjetische
Dienststelle: Waffen-SS 1.SS-Inf.Brig.(mot)
Verfahrensgegenstand: Massen- und Einzelerschiessungen von Juden in mehreren Orten während des Vormarsches in der Ukraine, eigenmächtig angeordnet von Zugführer Täubner, der deswegen vom Obersten SS- und Polizeigericht München 1943 zu 10 Jahren Zuchthaus verurteilt wurde

Veröffentlicht in Justiz und NS-Verbrechen Band XLV

http://www1.jur.uva.nl/junsv/brd/files/brd877.htm


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Вторник, 12 Февраля 2013, 02.46.47
 
ГеннадийДата: Вторник, 19 Февраля 2013, 11.23.46 | Сообщение # 58
Группа: Модератор
Сообщений: 25871
Статус: Отсутствует
OT Einsatz Jkob

http://obd-memorial.ru/Image2....843c996
http://obd-memorial.ru/Image2....4f6714c
Номер записи 272056548
Фамилия Герасимов
Имя Алексей
Отчество Никитович
Дата рождения 22.03.1916
Место рождения Н.-Вереми
Последнее место службы 123 СП
Воинское звание мл. лейтенант
Лагерный номер 10669
Дата пленения 19.06.1942
Место пленения Жиздра
Лагерь шталаг 352
Судьба попал в плен
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации Картотека военнопленных офицеров

Сбежал 01.11.42 г.
"После плена был в партизанском отряде и действующей армии. Погиб 29.10.44.г."(запись от 7 апреля 1952 года).


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ГеннадийДата: Понедельник, 25 Февраля 2013, 11.03.52 | Сообщение # 59
Группа: Модератор
Сообщений: 25871
Статус: Отсутствует
был у нас в теме?

Фамилия Ленщанов
Имя Алексей
Отчество Алексеевич
Дата рождения/Возраст 23.03.1915
Место рождения Кузоватово
Лагерный номер 11905
Дата пленения 31.05.1942
Лагерь офлаг XIII D (62)
Судьба попал в плен
Последнее место службы 38 ТД
Воинское звание интендант
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации Картотека военнопленных офицеров
http://www.obd-memorial.ru/memoria....676.jpg


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
NestorДата: Понедельник, 25 Февраля 2013, 16.02.04 | Сообщение # 60
Группа: Эксперт
Сообщений: 24408
Статус: Отсутствует
Цитата (Геннадий_)
Фамилия Ленщанов

Интендант, до плена служил в танковой части - профильный кадр для Верлин Минск, однако - аж из xiii d. Интересно, как их конкретно трудоиспользовали и как с ними играли, в открытую или темную? Землекопа везти далеко на восток? Их там и так девать было некуда. Значит, более вероятно, что военных инженеров применяли по специальности. Только как это все могло происходить реально, мне трудно представить. То ли им открытым текстом говорили, на какую работу привлекают, они ее делали, потом скрывали этот факт от смерша. То ли не скрывали, а смерш почему-то не находил в этом никакого криминала. То ли как-то еще по-другому. Но в любом вообразимом варианте с ними происходило все сильно нестандартно.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 25 Февраля 2013, 16.11.23
 
Авиация СГВ » ВОЕННОПЛЕННЫЕ - ШТАЛАГИ, ОФЛАГИ, КОНЦЛАГЕРЯ » Лагеря и лазареты на территории Белоруссии » Лагерь организации Тодта в Минске (OT-Lager, Minsk) (OT-Lager, Minsk)
  • Страница 2 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:


SGVAVIA © 2008-2020
Хостинг от uCoz
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика